Из воспоминаний советского и партийного деятеля. Анализ текстовых исторических источников
← |
Укажите название периода отечественной истории, к которому относятся воспоминания. Назовите фамилию Генерального секретаря, упоминаемого в тексте.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из воспоминаний советского партийного деятеля В. А. Медведева.
«11 июня... прошло совещание в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса. В докладе [Генерального секретаря] в максимальной мере были реализованы разработки, которые велись в течение этих лет по подготовке Пленума ЦК.
На совещании был углублён критический анализ предшествующего периода развития. Вместе с тем со всей очевидностью обнаружилось, что ускорение научно-технического прогресса, а значит и социально-экономического развития страны, упирается в хозяйственный механизм, унаследованный от прошлого. Дальнейшая практика подтвердила, что даже тщательно разработанные обширные программы развития науки й техники, модернизации отечественного машиностроения... не могут рассчитывать на успех в условиях старого экономического механизма, поэтому центр тяжести и внимания в сфере экономики стал постоянно переключаться на разработку экономического механизма. А за этим постепенно потянулась и вся цепочка.
При углублённом анализе проблем совершенствования хозяйственного механизма оказалось, что оно немыслимо без реформирования всей политической системы, а это в свою очередь диктует и необходимость пересмотра роли самой партии».
Назовите не менее трех характерных черт «старого экономического механизма», упоминаемого в тексте.
Пояснение.
Могут быть названы следующие характерные черты «старого экономического механизма»:
Отсутствие частной собственности на средства производства;
Плановый характер хозяйства;
Командные (бюрократические) методы руководства экономикой;
Отсутствие материальной заинтересованности работников в результатах своего труда;
Бесхозяйственность, нерациональное потребление ресурсов;
Государственный контроль за ценообразованием;
Государственная монополия на внешнюю торговлю.
Могут быть названы другие характерные черты.
Назовите не менее трех экономических реформ, преобразований, направленных на изменение «старого экономического механизма» и осуществленных в период, к которому относятся воспоминания.
Пояснение.
Могут быть названы следующие экономические реформы, преобразованиия периода перестройки:
Введение системы госприёмки;
Расширение самостоятельности предприятий, внедрение хозрасчёта;
Развитие кооперативного движения;
Разрешение индивидуального предпринимательства;
Создание фермерских хозяйств (признание пяти основных форм хозяйствования на селе);
Создание коммерческих банков.
Могут быть названы другие реформы, преобразования.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) период - перестройка;
2) фамилия Генерального секретаря - М. С. Горбачёв.
1
Прочтите отрывок из выступления государственного деятеля.
«...Национализация земли представляется правительству гибельною для страны, а проект партии народной свободы, то есть полу- экспроприация, полунационализация, в конечном выводе, по нашему мнению, приведёт к тем же результатам, как и предложения левых партий.
Где же выход? Думает ли правительство ограничиться полумерами и полицейским охранением порядка? Но прежде чем говорить о способах, нужно ясно себе представить цель, а цель у правительства вполне определённа: правительство желает поднять крестьянское землевладение, оно желает видеть крестьянина богатым, достаточным, так как где достаток, там, конечно, и просвещение, там и настоящая свобода. Но для этого необходимо дать возможность способному, трудолюбивому крестьянину, то есть соли земли русской, освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни, в которых он в настоящее время находится. Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды трудов своих и представить их в неотъемлемую собственность. Пусть собственность эта будет общая там, где община ещё не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже не жизненна, но пусть она будет крепкая, пусть будет наследственная. Такому собственнику-хозяину правительство обязано помочь советом, помочь кредитом, то есть деньгами. Теперь же надлежит немедленно браться за незаметную чёрную работу, надлежит сделать учёт всем тем малоземельным крестьянам, которые живут земледелием. Придётся всем этим малоземельным крестьянам дать возможность воспользоваться из существующего земельного запаса таким количеством земли, которое им необходимо, на льготных условиях...
Пробыв около 10 лет у дела земельного устройства, я пришёл к глубокому убеждению, что в деле этом нужен упорный труд, нужна продолжительная чёрная работа. Разрешить этого вопроса нельзя, его надо разрешать. В западных государствах на это потребовались десятилетия».
1. Данное выступление относится к началу XX в.
4. Преобразования, которые подразумевает автор выступления, известны в истории как «реформа государственной деревни».
2
Прочтите отрывок из Конституции СССР.
«Статья 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны.
Статья 2. Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов.
Статья 3. Организация и деятельность Советского государства строятся в соответствии с принципом демократического централизма: выборностью всех органов государственной власти снизу доверху, подотчетностью их народу, обязательностью решений вышестоящих органов для нижестоящих.
Демократический централизм сочетает единое руководство с инициативой и творческой активностью на местах, с ответственностью каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело.
Статья 4. Советское государство, все его органы действуют на основе социалистической законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан. Государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию СССР и советские законы.
Статья 5. Наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум).
Статья 6. Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу...».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
1. Данная Конституция СССР была принята в период руководства СССР И.В. Сталина.
2. Принцип демократического централизма предполагает обязательность решений вышестоящих органов для нижестоящих.
3. Статья 5 данной Конституции СССР в период всей истории Советского Союза никогда не была реализована.
4. Согласно данному отрывку в СССР существует советская власть.
5. Данная Конституция СССР была принята XXV съездом КПСС.
6. Одна из представленных в отрывке статей Конституции СССР была отменена до распада СССР.
3
Прочтите отрывок из мемуаров политического деятеля.
«Флот, как и армия, оказался неподготовленным к великому испытанию. Жутко было узнать впоследствии, что большинство офицеров уходило из Кронштадта с твёрдым сознанием своей обречённости. Конечно, они не могли подозревать многого, что открылось им в самом бою: японцы громили их бризантными снарядами, сносившими всё управление кораблями, и обращали суда в пылающие костры, тогда как наши бронебойные снаряды не причиняли врагу серьёзного вреда. Но все моряки наши знали, что, кроме четырёх современных броненосцев, пары крейсеров да десятка миноносцев, вся остальная эскадра представляла разношёрстную армаду старых "самотопов" до увеселительной великокняжеской яхты включительно; ради экономии на угле флот в учебные плавания ходил мало, а ради экономии на снарядах стрелял в мирное время ещё меньше; отпускавшиеся средства шли широким потоком в карманы подрядчиков и акционерных обществ, как русских, так и иностранных. Большая часть личного состава эскадры ознакомлялась со своими кораблями, а подчас и с самим морским ремеслом только на походе. Наконец, инициатива посылки эскадры Рожественского принадлежала не морскому министерству, а новоявленным безответственным стратегам...
К сожалению, во главе старого флота большинство адмиралов было ещё парусниками, и потому новейшей паровой технике, бурно расцветшей в конце прошлого века, уделялось весьма мало внимания.
Это дело механиков, - говорили морские офицеры; к механикам они относились с высоты лейтенантского величия».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
1. Событие, о котором говорится в отрывке, произошло в 1905 г.
2. Современником события, о котором идет речь в отрывке, был писатель А.П. Чехов.
3. К причинам, обусловившим поражение русского флота в этом бою, автор воспоминаний относит слабую подготовленность личного состава.
4. В ходе войны, об одном из событий которой идет речь в отрывке, состоялась наступательная операция русских войск, известная как Брусиловский прорыв.
5. Современником события, о котором идет речь в отрывке, был президент США Теодор Рузвельт.
6. Император, правивший в России в этот период, - Александр III.
4
Прочтите отрывок из летописи.
«Пошёл Ярополк на брата своего Олега в Деревскую землю. И вышел против него Олег, и исполнились обе стороны. И в начавшейся битве победил Ярополк Олега. Олег же со своими воинами пооежал в город, называемый Овруч, а через ров к городским воротам был перекинут мост, и люди, теснясь на нём, сталкивали друг друга вниз. И столкнули Олега с моста в ров. Много людей падало, и кони давили людей. Ярополк, войдя в город Олегов, захватил власть и послал искать своего брата, и искали его, но не нашли. И сказал один древлянин. «Видел я, как вчера спихнули его с моста».
И послал Ярополк найти брата, и вытаскивали трупы изо рва с утра и до полдня, и нашли Олега под трупами; вынесли его и положили на ковре. И пришёл Ярополк, плакал над ним и сказал Свенельду: «Смотри, этого ты и хотел!» И похоронили Олега в поле у города Овруча, и есть могила его у Овруча и до сего времени. И наследовал власть его Ярополк. У Ярополка же была жена гречанка... в своё время привёл её отец его Святослав и выдал её за Ярополка красоты ради лица её. Когда Владимир в Новгороде услышал, что Ярополк убил Олега, то испугался и бежал за море. А Ярополк посадил своих посадников в Новгороде и владел один Русскою землёю».
1. События, описанные в отрывке, произошли в IX в.
2. Во время событий, описанных в отрывке, Ярополк был киевским князем.
3. Летописец считает, что Ярополк радовался гибели своего брата.
4. Летописец считает, что вооружённый конфликт, описанный в отрывке, начал Ярополк.
5. Через несколько лет после описанных в отрывке событий Владимир, упомянутый в отрывке, стал киевским князем.
6. Святослав, упомянутый в отрывке, был одним из первых русских князей- христиан.
5
Прочтите отрывок из воспоминаний политического деятеля
«Быть может, императрица Александра Федоровна полагала, что сепаратный мир с Германией был более выгоден для России, чем дальнейшее участие в союзе с Антантой, но фактически это установлено не было. Тем менее можно говорить об «измене» русскому делу императора Николая II...
А между тем совершенно ясно, что вся внутренняя политика, которой неуклонно держалось императорское правительство с начала войны, неизбежно и методично вела к революции, к смуте в умах граждан, к полной государственно-хозяйственной разрухе
Довольно припомнить министерскую чехарду. С осени 1915 года по осень 1916 года было пять министров внутренних дел: князя Щербатова сменил А.Н. Хвостов, его сменил Макаров, Макарова - Хвостов- старший и последнего - Протопопов. На долю каждого из этих министров пришлось около двух с половиной месяцев управления. Можно ли говорить при таком положении о серьёзной внутренней политике? За это время было три военных министра: Поливанов, Шувалов, Беляев. Министров земледелия сменилось четыре: Кривошеин, Наумов, граф А. Бобринский и Риттих. Правильная работа главных отраслей государственного хозяйства, связанного с войной, неуклонно потрясалась постоянными переменами. Очевидно, никакого толка произойти от этого не могло; получался сумбур, противоречивые распоряжения, общая растерянность, не было твёрдой воли, упорства, решимости и одной определённой линии к победе.
Народ это наблюдал, видел и переживал, народная совесть смущалась, и в мыслях простых людей зарождалось такое логическое построение: идёт война, нашего брата, солдата, не жалеют, убивают нас тысячами, а кругом во всём беспорядок, благодаря неумению и нерадению министров и генералов, которые над нами распоряжаются и которых ставит царь».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны
1. Описываемые события происходили в период Второй мировой войны.
2. Участниками войны, о которой говорится в отрывке, были будущие маршалы Советского Союза С.М. Будённый, Б.М. Шапошников, А.М. Василевский
3. Правительство, о котором идёт речь в отрывке, называлось Временным
4. К событиям войны, о которой ведётся речь, относится Восточно- Прусская операция, завершившаяся поражением русских войск
6. Участниками войны, о которой говорится в отрывке, были генералы М.Д. Скобелев и Ф.Ф. Радецкий
6
Прочтите отрывок из сочинения историка.
«Его кончина поставила государство на краю опасности. Вместе со своим творцом сразу окончила свои дни и система террора, но недовольство, возбужденное ею, продолжало жить среди тех, кто от „её терпел. Хозяйственный кризис в серединных областях был в полном разгаре, и правительство признавало уже открыто, что для его слуг пришла “великая тощета”. Тяжкие обстоятельства государственной жизни оставил умерший царь в наследство своему преемнику, но расстройство дел получалоособенную остроту ещё и оттого, что этот преемник был неспособен к практическом деятельности. В династии московской вообще не оставалось дееспособных лиц. Судьба жестоко покарала царя, сделав его сыноубийцею. Со смертью старшего царевича угасало будущее московского царского рода, и царь, сходя в могилу после долгой и, казалось, победоносной борьбы за династический интерес, ясно понимал, что он не упрочил даже ближайшего будущего семьи. И действительно, едва он закрыл глаза, в Кремле, среди людей, стоявших вокруг неспособных к правлению царских сыновей, возникает уже боязнь смуты, принимаются меры предосторожности, возникает тревога»
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
2. Преемником умершего царя, упоминаемым в отрывке, был Борис Годунов.
4. Неспособными к правлению царскими сыновьями, упоминаемыми в отрывке, были Фёдор Иоаннович и малолетний царевич Дмитрий.
5. В описываемый в отрывке исторический период центральные области страны, по мнению автора, переживали экономический подъём.
7
Прочтите отрывок из телеграммы.
Первое, продвижение Запфронта [Западного фронта] идёт успешно, первая линия польской обороны - Неман - Шара - уже прорвана в районе Слонима, если поляки не сумеют остановить нас на второй линии - Буг - Нарев, то им придётся катиться до третьей линии - Висла - Сан. Теперь Зап- фронт стоит ближе к Брест-Литовску, чем Юго-Западный фронт. Возможно, что в связи с этим обстоятельством Вашей армии придётся отказаться от Бреста и свернуть южнее. Второе. Вы, должно быть, знаете, что мы отвергли посредничество Англии, предложившей перемирие с [назван противник], и выразили согласие, если [назван противник] сама обратится к России без посредников. Вы поймёте, что если [назван противник] обратится сама, мы не можем отказаться от перемирия, поэтому необходимо, насколько возможно, торопиться с продвижением Вашей армии вперёд.
Третье. Подготовляем для Вас маршпополнения [маршевые пополнения - обученные пополнения из резерва], данное Югзапу [Юго-Западный фронт] право добровольческой мобилизации на Дону, Кубани, Северном Кавказа всячески будет использовано фронтом для усиления в первую очередь Вашей армии.
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
1. Названы меры, которые предполагается предпринять в связи с наступлением войск А.И. Деникина на Москву.
2. Речь идёт о событиях 1920 г.
3. События, о которых говорит телеграмма, происходили летом 1919 г.
4. Описана ситуация, связанная с ведением боевых действий против Польши.
5. В данный период времени председателем РВС РСФСР был И. В. Сталин.
6. Командующим Первой конной армией был С.М. Будённый
8
Прочтите отрывок из переписки двух государственных лидеров.
«Получил Ваше письмо от 23 октября, ознакомился с ним и отвечаю Вам. Представьте себе, господин Президент, что мы поставили бы Вам те ультимативные условия, которые Вы поставили нам своей акцией. Как бы Вы реагировали на это? Думаю, что Вы возмутились бы таким шагом с нашей стороны. И это было бы нам понятно.
Поставив нам эти условия, Вы, господин Президент, бросили нам вызов. Кто Вас просил делать это? По какому праву Вы это сделали? Наши связи с Республикой Куба, как и отношения с другими государствами, независимо от того, какое это государство, касаются только двух стран, между которыми имеются эти отношения. И если уж говорить о карантине, упоминаемом в Вашем письме, то его, как это принято в международной практике, могут устанавливать только государства по договоренности между собой, а не какая-то третья сторона Вы, господин Президент, объявляете не карантин, а выдвигаете ультиматум и угрожаете, что если мы не будем подчиняться Вашим требованиям, то Вы примените силу. Вдумайтесь в то, что Вы говорите! И Вы хотите убедить меня, чтобы я согласился с этим? Что значит согласиться с этими требованиями? Это означало бы руководствоваться в своих отношениях с другими странами не разумом, а потакать произволу. Вы уже не апеллируете к разуму, а хотите запугать нас.
Советское правительство считает, что нарушение свободы пользования международными водами и международным воздушным пространством - это акт агрессии, толкающий человечество к пучине мировой ракетно-ядерной войны. Поэтому Советское правительство не может дать инструкции капитанам советских судов, следующих на Кубу, соблюдать предписания американских военно-морских сил, блокирующих этот остров... Конечно, мы не будем просто наблюдателями пиратских действий американских кораблей в открытом море. Мы будем тогда вынуждены со своей стороны предпринять меры, которые сочтем нужными и достаточными для того, чтобы оградить свои права».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
1. Данное послание адресовано президенту США Р. Рейгану.
2. Советский лидер обвиняет США в нарушении прав другого государства.
3. Упоминаемые в письме события относятся к 1956 г.
4. В описываемых событиях Куба выступала на стороне США.
5. Республикой Куба в тот период руководил Фидель Кастро.
6. В послании советский лидер предупреждает об опасности открытого военного противостояния СССР и США.
9
Прочтите отрывок из воспоминаний современника.
«Все отлично сознавали, что при создавшейся обстановке и при фактическом руководстве и направлении внутренней политики безответственными общественными организациями, а также громадного разлагающего влияния этих организаций на массу армии, последнюю воссоздать не удастся, а наоборот, армия как таковая должна развалиться через два-три месяца. И тогда Россия должна будет заключить позорный сепаратный мир, последствия которого были бы для России ужасны. Правительство принимало полумеры, которые, ничего не поправляя, лишь затягивали агонию, и, спасая революцию, не спасало Россию. Между тем завоевания революции можно было спасти лишь путём спасения России, а для этого прежде всего, необходимо создать действительную сильную власть и оздоровить тыл. Генерал Корнилов предъявил ряд требований, проведение коих в жизнь затягивалось. При таких условиях генерал Корнилов, не преследуя никаких личных честолюбивых замыслов и опираясь на ясно выраженное сознание всей здоровой части общества и армии, требовавшее скорейшего создания крепкой власти для спасения Родины, а с ней и завоеваний революции, считал необходимыми более решительные меры, кои обеспечили бы водворение порядка в стране…»
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. Описанные в телеграмме события произошли в 1916 г.
2. Правительство, о котором идёт речь в телеграмме, называлось СНК.
5. Большевики поддерживали действия генерала Корнилова.
6. «Решительные меры» генерала Корнилова, которые указаны в телеграмме, не были осуществлены.
10
Прочтите отрывки из сочинения писателя XVIII века А.П. Сумарокова.
«Князь, любимец Софии, хотя и не участвовал в злодейских умыслах на жизнь Государеву, но поелику он был привержен к ней, то и не мог пользоваться благорасположением к себе брата её. Государь, при получении сведения о заговоре Шак- ловитого, послал из Троицкого монастыря в Москву приказание, чтобы все бояре пришли к нему. В числе их явился и князь [названо имя князя] с сыном; но их, и ещё некоторых других, не впустили в монастырь, а велено им остановиться на V постоялых дворах и не отлучаться до указа. [...] Тут 9 сентября, с крыльца, при собрании народа, боярин Тихон Никитич Стрешнев, начальник розыскных дел, объявил им, что они лишаются боярства, имения, и осуждаются в ссылку не в дальние города, за то, что они, без указу Государей, имя сестры их Софии во всех делах и посольских грамотах писать установили, обще с имянами Государей, Самодержицею, а в Крымском походе, могши сделать что-нибудь полезное, ничего не сделали [...] соображая сделанные на князя Василия Васильевича доносы и его оправдания, полагаю, что всё его преступление состояло в том только, что он, ведая беспредельное властолюбие Царевны, которому она жертвовала всем, что ни было свято, оставался однако же к ней приверженным. [Князя и семью] сослали сперва в Яренск, ныне уездный город Вологодской губернии, а потом в Пустозерск, откуда перевели в Мезень и наконец в Пинегу, где князь Василий Васильевич и умер, [указан год] имея от роду около 70 лет».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Описанные события произошли в 1682 г.
2. Государи, о которых идёт речь, - Иван Алексеевич и Пётр Алексеевич.
4. Монастырь, который в это время был ставкой государя, в «бунташный век» был центром мощного восстания.
5. Речь идёт о князе Голицыне.
Практика 3.2.14 Горбачев
1 Что явилось одним из результатов деятельности Ю. В. Андропова на посту Генерального секретаря ЦК КПСС?
1) либерализация общественно-политической жизни в стране
2) резкое улучшение отношений между СССР и США
3) появление критических оценок состояния советского общества, исходящих от власти
4) начало проведения либеральных рыночных реформ в стране
2.Что из перечисленного диктовало необходимость «перестройки» в СССР?
1) снижение темпов роста экономики страны
2) крах коммунистических режимов в странах Восточной Европы
3) массовые выступления рабочих в Москве
4) задача построения в СССР развитого социализма
3 то стало одним из результатов проведения политики перестройки в духовной сфере?
1) создание Союза писателей СССР
2) расцвет творчества писателей-«деревенщиков»
3) освобождение СМИ от цензурного гнёта
4) травля писателя Б. Л. Пастернака
4 Что является одним из результатов политических преобразований 1988-1990 гг.?
1) усиление власти союзного центра
2) укрепление внутрипартийного единства в КПСС
4) начало разрушения однопартийного режима
5 Что из названного было основной причиной перехода к политике перестройки в середине 1980-х гг.?
1) необходимость освоения восточных районов СССР
2) массовые демонстрации населения
3) экономический и политический кризис в стране
4) ухудшение отношений с социалистическими странами
6 Что было одной из причин неудач экономической политики периода перестройки во второй половине 1980-х годов?
1) приоритетное развитие лёгкой промышленности в ущерб тяжёлой
2) увеличение зависимости экономики от иностранных инвестиций
3) сохранение командно-административных основ управления
4) рост хозяйственной самостоятельности промышленных предприятий
7 Что явилось одним из результатов деятельности XIX Всесоюзной партийной конференции 1988 г.?
1) принятие программы партии, поставившей задачу создания материально-технической базы коммунизма в СССР
2) разгром «антипартийной группы Маленкова, Молотова, Кагановича и примкнувшего к ним Шепилова»
3) решение о созыве Съезда народных депутатов СССР
4) принятие курса на ускорение социально-экономического развития страны
8 Что явилось одним из последствий реализации концепции «нового политического мышления» М. С. Горбачёвым?
1) подписание Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой
2) подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе
3) разрешение Карибского кризиса
4) объединение Германии
9 Что явилось причиной срыва подписания нового союзного договора в 1991 г.?
1) создание Государственного комитета по чрезвычайному положению
2) принятие новой Конституции РФ
3) результаты Всесоюзного референдума о сохранении СССР
4) создание Съезда народных депутатов РСФСР
10 Появление какого из перечисленных постов связано с периодом перестройки?
1) Первый секретарь ЦК КПСС
2) Председатель Верховного Совета СССР
3) Председатель Совета Министров СССР
4) Президент СССР
11Установите соответствие между фамилиями руководителей СССР и периодами их пребывания у власти.
12Установите соответствие между событиями и датами Соответствующие цифры запишите в ответ.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
15 Какой новый орган власти появился в период перестройки?
1) Государственная Дума
2) Верховный Совет
3) Съезд народных депутатов
4) Государственный совет
16 Какой из документов был принят в годы, перестройки?
1) закон «О кооперации в СССР»
2) постановление «О журналах
3) указ о передаче Крыма из состава РСФСР в состав Украинской ССР
17 Курс на ускорение социально-экономического развития на начальном этапе «перестройки» в СССР предполагал
1) интенсификацию производства на основе достижений НТР
2) усиление централизации управления экономикой
3) переход к рыночной экономике
4) переход на семилетнее планирование
18 Какое из понятий характеризует общественно-политическую жизнь в РФ в начале 1990-х гг.?
1) «оттепель»
2) неосталинизм
3) «железный занавес»
4) многопартийность
19 Появление какого понятия относится к периоду 1985-1991 гг.?
1) «новое политическое мышление»
2) «год Великого перелома»
3) «космополитизм»
4) «разрядка»
20 Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности» был принят в период
1) 1945-1953 гг.
2) 1953-1964 гг.
3) 1964-1985 гг.
4) 1985-1991 гг.
21 Что из названного относится к экономическим реформам периода «перестройки»?
1) переход на семилетнее планирование
2) полное освобождение цен от контроля государства (либерализация цен)
3) признание многообразия форм собственности
4) создание советов народного хозяйства (совнархозов)
22 Попытка отстранить Президента СССР М. С. Горбачёва от власти была предпринята в августе 1991 г.
1) Верховным Судом СССР
2) Верховным Советом СССР
3) Президентом России Б. Н. Ельциным
4) членами ГКЧП
23 Принятие какого законодательного акта относится к 1986 г.?
1) Закона об индивидуальной трудовой деятельности
2) Указа Президента РФ о роспуске Верховного Совета РФ
3) Конституции «развитого социализма»
3.1 Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям, явлениям, относящимся к периоду 1985-1991 гг.
1) многопартийность
2) бюджетный дефицит
3) вертикаль власти
4) монетизация льгот
5) референдум
6) ускорение социально-экономического развития
3.2 Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к периоду перестройки в СССР (1985–1991 гг.).
1) народный депутат
2) гласность
3) федеральный округ
4) кооперация
5) национальные приоритетные проекты
6) «новое политическое мышление»
3.3 Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) периода перестройки в СССР.
1) ускорение
2) «война законов»
3) федеральные округа
4) новое политическое мышление
5) референдум
4.1 Напишите пропущенное слово.
Процесс практически бескровного перехода от социалистической общественно-политической системы к либеральной, произошедший в конце 1980-х - начале 1990-х гг. в странах Восточной Европы, получил название «________________революции».
7.1 Какие три из названных мер были осуществлены в ходе перестройки? Соответствующие цифры и запишите их в ответ.
1) созыв Съезда народных депутатов
2) введение госприёмки
3) ликвидация центральных отраслевых министерств и их замена совнархозами
4) либерализация цен
5) принятие закона об индивидуальной трудовой деятельности
6) ликвидация КГБ
7.2 Какие три предложения по реформированию экономики СССР из перечисленных ниже содержались в программе «500 дней»? Соответствующие цифры запишите в ответ.
1) усиление и развитие планирования экономических показателей
2) проведение «политики ускорения»
3) приватизация государственной собственности
4) децентрализация управления экономикой
5) полный отказ от внешних заимствований, опора на собственные силы
6) создание благоприятных условий для развития частного предпринимательства
7.3 Укажите трёх государственных деятелей, которые занимали пост Генерального секретаря ЦК КПСС. Соответствующие цифры запишите в ответ.
1) Л. И. Брежнев
2) М. С. Горбачёв
3) А. Н. Косыгин
4) К. Е. Ворошилов
5) Ю. В. Андропов
6) Г. М. Маленков
7.4 Какие три из перечисленных положений относятся к политике «перестройки»? Соответствующие цифры запишите в ответ.
1) замена продразвёрстки продналогом
2) усиление роли Советов в управлении государством
3) борьба с «космополитизмом»
4) отказ от политики «холодной войны»
5) приоритетное развитие военно-промышленного комплекса
6) введение многопартийности
7.5 Какие три из перечисленных мер относятся к периоду «перестройки»? Запишите в таблицу соответствующие цифры.
1) Принятие Закона «Об индивидуальной трудовой деятельности».
2) Курс на приватизацию собственности.
3) Либерализация цен.
4) Внедрение бригадного и арендного подряда.
5) Борьба с пьянством и алкоголизмом.
7.6 Что из перечисленного относится к социально-экономическому развитию СССР в период «перестройки»? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) выпуск приватизационных чеков
2) развитие индивидуальной трудовой деятельности
3) начало забастовочного движения в стране
4) снижение цен на потребительские товары
5) острый дефицит товаров
6) либерализация цен
7.7 Что из перечисленного относится к социально-экономическому развитию СССР в период «перестройки»? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) начало забастовочного движения в стране
2) либерализация цен
3) развитие индивидуальной трудовой деятельности
4) выпуск приватизационных чеков
5) острый дефицит товаров
6) снижение цен на потребительские товары
7.8 Какие из перечисленных положений характеризуют политическую ситуацию конца 1980-х гг.? Выберите три ответа и впишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) проведение альтернативных выборов
2) рост национальных конфликтов на территории СССР
3) усиление роли партии в управлении государством
4) политика гласности
5) сокращение полномочий союзных республик
6) проведение кампании по борьбе с космополитизмом
7. 9 акие из перечисленных положений характеризуют внешнюю политику и внешнеполитическое положение СССР в конце 1980-х гг.? Выберите три ответа и впишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) участие советских специалистов во Вьетнамской войне
2) улучшение отношений с западными странами
3) укрепление единства социалистического лагеря во главе с СССР
4) наращивание гонки вооружений
5) улучшение отношений с Китаем
6) проведение политики «нового политического мышления»
7.10 Что из перечисленного относится к периоду перестройки в СССР? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) расширение самостоятельности союзных республик
2) введение альтернативных выборов
3) ликвидация отраслевых министерств и создание совнархозов
4) усиление роли КГБ в управлении страной
5) перевод государственных предприятий на хозрасчёт и самофинансирование
6) проведение ваучерной приватизации
9.1Установите соответствие между реформами и фамилиями руководителей СССР, в период правления которых эти реформы были проведены.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
9.3Установите соответствие между событиями отечественной истории и фамилиями руководителей СССР, в период управления которых эти события произошли: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
9.5Установите соответствие между событиями отечественной истории и фамилиями лидеров СССР, в период руководства которых эти события произошли: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
10.1 Прочтите отрывок из документа и укажите его автора.
«Выступая перед вами в последний раз в качестве Президента СССР, считаю нужным высказать свою оценку пройденного с 1985 года пути. Тем более что на этот счет немало противоречивых, поверхностных и необъективных суждений. Судьба так распорядилась, что, когда я оказался во главе государства, уже было ясно, что со страной неладно... Я понимал, что начинать реформы такого масштаба и в таком обществе, как наше, – труднейшее и даже рискованное дело. Но и сегодня я убежден в исторической правоте демократических реформ, которые начаты весной 1985 года. Процесс обновления страны и коренных перемен в мировом сообществе оказался куда более сложным, чем можно было предположить. Однако то, что сделано, должно быть оценено по достоинству. Общество получило свободу, раскрепостилось политически и духовно. И это – самое главное завоевание, которое мы до конца еще не осознали, а потому что еще не научились пользоваться свободой.».
10.2 Прочтите отрывок из выступления руководителя страны и укажите фамилию автора.
«...В современной обстановке должны быть осмыслены и приведены в соответствие с радикальной экономической реформой права союзных
республик. Видимо, целесообразно, чтобы, выполнив обязательства перед союзным фондом, они могли наращивать производство для собственных нужд за счет умелого, инициативного хозяйствования. Это тоже отвечало бы требованиям социальной справедливости в развитии национальных отношений, стимулировало наше общее движение вперед. В последние годы в процессе демократизации и гласности высвечиваются и такие проблемы, существование которых не всегда достаточно учитывалось, - например, вопросы, связанные с языком, культурой, литературой и искусством, историческими памятниками, охраной природы.
Развитие нашего многонационального государства, естественно, сопровождается ростом национального самосознания. Явление это позитивное, но, поскольку возникающим в связи с ним новым потребностям
не всегда уделялось должное внимание, некоторые вопросы начали осложняться, приобретать в ряде случаев националистическую окраску.»
10.3 Прочтите отрывок из воспоминаний современника событий и назовите деятеля, фамилия которого пропущена в тексте.
«Он, конечно, всеми своими корнями врос в прошлое нашей страны, в централизованную систему партийной и государственной власти. Отсюда первыми его шагами на посту Генерального секретаря ЦК было наведение порядка на.производстве, укрепление государственной дисциплины, основательно расшатанной при Брежневе, борьба с коррупцией и взяточничеством <...>
Был решительным защитником марксизма-ленинизма, который он, в отличие от Брежнева, знал не по специально подобранным референтами цитатам, а по первоисточникам. В дни столетия со дня смерти Карла Маркса он подготовил и опубликовал интересную, на мой взгляд, работу о судьбах демократии, где впервые поднял основательно забытую нашими коммунистами проблему самоуправления в обществе <...> На самом деле это шло от глубокого понимания того, что порядок в обществе может быть прочным только тогда, когда он опирается на подлинно демократические институты <...>
Не сомневаюсь, что отпусти судьба... еще несколько лет жизни, не было бы у нас ни катастрофических шараханий, ни кровавых межнациональных конфликтов, ни повсеместного ослабления государственной власти...»
10.4 Прочтите отрывок из воспоминаний современника событий и назовите политического деятеля, фамилия которого пропущена в тексте.
«Чувствуя, что угасает, [он] героически продолжал бороться за жизнь, трудился до последних дней, считая, что его долг перед партией заключается в том, чтобы успеть сделать всё, что можно. Но эта борьба осложнялась тем, что находился он в атмосфере потрясающего бездушия, которое проявляло к нему подавляющее большинство членов Политбюро (...) Он направил записку в Политбюро, касающуюся вопросов подготовки к XXVII съезду партии, и она получила единодушное одобрение. [Он] предлагал приблизить по времени созыв съезда, провести его в октябре-ноябре 1985-го, а не весной будущего года, как это обычно происходило».
10.5 Прочитайте отрывок из работы современного политика и укажите фамилию руководителя СССР, о котором идёт речь:
«... Подобно многим гражданам СССР, первое время после назначения ___________ на высший государственный пост СССР я относился к нему с восхищением. Появление сравнительно молодого, энергичного человека на посту Генерального секретаря ЦК КПСС, который до него занимали немощные старики, задыхавшиеся при прочтении длинных докладов, не могло не вызывать надежд и симпатий к ___________. Он говорил о создании новой федерации, о демократизации всей нашей жизни. Поэтому впечатления от его выступлений не портило ни его южнорусское произношение, ни то, что подобно другим советским правителям, он не мог, к примеру, произнести слово «Азербайджан», а говорил «Азебаржан». Но это было лишь первое впечатление. Через несколько месяцев я стал относиться к ________ более критически».
10.6 Прочтите отрывок из заявления и укажите фамилию его автора.
«В силу сложившейся ситуации с образованием Содружества Независимых Государств я прекращаю свою деятельность на посту Президента СССР Принимаю это решение по принципиальным соображениям.
Я твёрдо выступал за самостоятельность, независимость народов, за суверенитет республик. Но одновременно и за сохранение союзного государства целостности страны.
События пошли по другому пути. Возобладала линия на расчленение страны и разъединение государства, с чем я не могу согласиться».
11.1Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Пропущенные элементы:
1) катастрофа на Чернобыльской АЭС
2) расстрел рабочей демонстрации в Новочеркасске
4) учреждение поста Президента СССР
5) испытание первой советской ядерной бомбы
6) И. В. Сталин
7) Л. И. Брежнев
8) М. С. Горбачёв
11.2Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.
Пропущенные элементы:
2) «О культе личности и его последствиях»
3) Л. И. Брежнев
5) «Записки социалиста-революционера»
6) М. С. Горбачев
7) «Неизвестная война: Восточный фронт»
9) «Год великого перелома»
Пропущенные элементы:
1) Ю. В. Андропов
2) сооружение стены для прекращения бегства граждан в соседнее государство
3) разрыв дипломатических отношений с СССР
4) прекращение существования государства
5) Афганистан
6) И. В. Сталин
7) Венгрия
8) Чехословакия
9) Л. И. Брежнев
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
12.1Прочтите отрывок из доклада руководителя коммунистической партии СССР.
«Товарищи!
На нас, членов Центрального Комитета, XXVII съездом партии возложена величайшая ответственность - обеспечить проведение в жизнь стратегического курса на ускорение социально-экономического развития страны. Политбюро именно так понимает ситуацию и роль Центрального Комитета на нынешнем этапе жизни советского общества.
Исходя из этого, на обсуждение Пленума вынесен вопрос, имеющий первостепенное значение для успешной реализации политической стратегии, разработанной апрельским Пленумом ЦК и XXVII съездом КПСС, - вопрос о перестройке и кадровой политике партии. Мы должны рассмотреть его в широком социально-политическом плане, учитывая уроки прошлого, характер переживаемого момента и задачи на будущее».
Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения.
1) Руководитель партии, выступивший с данным докладом, - М. С. Горбачёв.
2) На съезде, о котором идёт речь, руководитель партии выступил с докладом о культе личности И. В. Сталина.
3) Доклад относится к периоду «оттепели».
4) Выступление относится к 1980-м гг.
5) Результатом работы съезда стало принятие Программы построения коммунизма за 20 лет.
6) Перед съездом и в ходе съезда в партии была осуществлена «кадровая революция» - свои посты покинули многие прежние руководители.
12.2Прочтите отрывок из воспоминаний.
«11 июня... прошло совещание в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно- технического прогресса. В докладе [Генерального секретаря] в максимальной мере были реализованы разработки, которые велись в течение этих лет по подготовке Пленума ЦК.
На совещании был углублен критический анализ предшествующего периода развития. Вместе с тем со всей очевидностью обнаружилось, что ускорение научно-технического прогресса, а значит, и социально-
экономического развития страны, упирается в хозяйственный механизм, унаследованный от прошлого. Дальнейшая практика подтвердила, что даже тщательно разработанные обширные программы развития науки и техники, модернизации отечественного машиностроения<...> не могут рассчитывать на успех в условиях старого экономического механизма, поэтому центр тяжести и внимания в сфере экономики стал постоянно переключаться на разработку экономического механизма. А за этим постепенно потянулась и вся цепочка.
При углубленном анализе проблем совершенствования хозяйственного механизма оказалось, что оно немыслимо без реформирования всей политической системы, а это, в свою очередь, диктует и необходимость пересмотра роли самой партии».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Генеральный секретарь, о котором говорится в тексте - Ю. В. Андропов.
2) Воспоминания относятся к 1980-м гг.
3) Период, к которому относятся воспоминания, в литературе получил название «оттепель».
5) Одним из преобразований, проведённых в тот же период, к которому относятся воспоминания, было принятие закона об индивидуальной трудовой деятельности.
6) В период, к которому относятся воспоминания, в СССР была принята «Конституция развитого социализма».
Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Данная почтовая марка была выпущена в 1980-х гг.
2) Руководителем СССР во время выпуска данной марки был Л.И. Брежнев.
3) К тому же десятилетию, к которому относится создание данной марки, относится начало Косыгинской реформы.
4) Лозунги, помещённые на марке, призывают к переходу к рыночной экономике.
5) Один из лозунгов на марке подчёркивает связь периода, к которому относится марка, с событиями 1917 года.
19Какие из представленных плакатов относятся к тому же периоду, что и марка, изображённая выше? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
18Рассмотрите изображение и выполните задание
Какие суждения, связанные с данным изображением, являются верными?
Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) В период проведения Олимпиады, символика которой представлена на изображении, Советским Союзом руководил Н. С. Хрущёв.
2) Олимпиада, символика которой представлена на изображении, стала второй Олимпиадой, проведённой на территории СССР.
3) На данном изображении представлена символика Зимних Олимпийских игр, проходивших в Москве.
4) В Олимпиаде, символика которой представлена на изображении, не принимала участия команда США.
5) СССР бойкотировал следующие Олимпийские игры, которые проходили в США после Олимпиады в Москве.
19На какой из фотографий, представленных ниже, изображёны деятели культуры, которые были наиболее популярны в период подготовки и проведения Олимпийских игр, символика которых представлена выше? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
20На решение каких проблем был нацелен стратегический курс партии? Когда происходили события, упомянутые в резолюции? Кто являлся политическим руководителем страны в тот период?
21Какие направления внутренней политики КПСС и государства названы в резолюции? Укажите любые четыре направления
22Каковы итоги реализации рассматриваемого стратегического курса партии? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к таким итогам.
Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции
«XIX Всесоюзная партийная конференция... констатирует: выработанный партией на апрельском Пленуме ЦК и XXVII съезде партии стратегический курс на всестороннее и революционное обновление советского общества и ускорение его социально-экономического развития неуклонно претворяется в жизнь. Приостановлено сползание страны к экономическому и социально-политическому кризису...
Начался процесс оздоровления экономики страны, её поворот к удовлетворению насущных потребностей людей. Набирают силу новые методы хозяйствования. В соответствии с Законом о государственном предприятии (объединении) идёт перевод объединений и предприятий на хозрасчет и самоокупаемость. Разработан, широко обсуждён и принят Закон о кооперации. Входят в жизнь новые, прогрессивные формы внутрипроизводственных трудовых отношений на основе подряда и аренды, а также индивидуальная трудовая деятельность. Идёт перестройка организационных структур управления, направленная на создание благоприятных условий для эффективного хозяйствования первичных звеньев экономики.
Развёрнутая по инициативе партии работа позволила возобновить рост реальных доходов трудящихся. Реализуются практические меры по увеличению производства продуктов питания и предметов потребления, расширению жилищного строительства. Осуществляются реформы образования и здравоохранения. Духовная жизнь становится мощным фактором прогресса страны. Значительная работа проведена по переосмыслению современных реальностей мирового развития, обновлению и приданию динамизма внешней политике. Таким образом, перестройка всё глубже входит в жизнь советского общества, оказывает на него всё возрастающее преобразующее воздействие».
20. Укажите название периода отечественной истории, к которому относятся воспоминания. Назовите фамилию Генерального секретаря, упоминаемого в тексте.
21 азовите не менее трех характерных черт «старого экономического механизма», упоминаемого в тексте.
22Назовите не менее трех экономических реформ, преобразований, направленных на изменение «старого экономического механизма» и осуществленных в период, к которому относятся воспоминания.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из воспоминаний советского партийного деятеля В. А. Медведева.
«11 июня... прошло совещание в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса. В докладе [Генерального секретаря] в максимальной мере были реализованы разработки, которые велись в течение этих лет по подготовке Пленума ЦК.
На совещании был углублён критический анализ предшествующего периода развития. Вместе с тем со всей очевидностью обнаружилось, что ускорение научно-технического прогресса, а значит и социально-экономического развития страны, упирается в хозяйственный механизм, унаследованный от прошлого. Дальнейшая практика подтвердила, что даже тщательно разработанные обширные программы развития науки й техники, модернизации отечественного машиностроения... не могут рассчитывать на успех в условиях старого экономического механизма, поэтому центр тяжести и внимания в сфере экономики стал постоянно переключаться на разработку экономического механизма. А за этим постепенно потянулась и вся цепочка.
При углублённом анализе проблем совершенствования хозяйственного механизма оказалось, что оно немыслимо без реформирования всей политической системы, а это в свою очередь диктует и необходимость пересмотра роли самой партии».
23.1 Историки отмечают, что деятельность Ю. В. Андропова в период его недолгого пребывания на посту Генерального секретаря ЦК КПСС была встречена в народе в целом с симпатией и надеждой. Назовите причину такого отношения. В чём проявился консерватизм в деятельности Ю. В. Андропова (приведите одно положение)? Объясните, почему после смерти Ю. В. Андропова Генеральным секретарём ЦК КПСС был избран престарелый и смертельно больной К. У. Черненко.
23.2После прихода к власти в 1985 г. М.С. Горбачёва в международной сфере СССР начал проводить политику «нового политического мышления». Западные страны с восторгом приняли изменение внешнеполитического курса советской
страной, а в 1990 г. М.С. Горбачёву была присуждена Нобелевская премия мира. Однако сейчас многие специалисты оценивают внешнеполитическую деятельность М.С. Горбачёва критически. Дайте не менее трёх объяснений такой оценки.
24.1В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Внутриполитическое развитие Советского государства во второй половине 1980-х гг. оставляло возможности для сохранения СССР». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
Аргументы в опровержение.
Для ответов на задания этой части (С1-С6) используйте отдельный лист или бланк. Запишите сначала номер задания (С1 т.д.), а зате
Из записок иностранного посла в России
С5. Назовите не менее двух целей царского правительства в Первой мировой войне. С6.
Для ответов на задания этой части (С1-С6) используйте отдельный лист или бланк. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а за
Из записок Е.Р. Дашковой
С6. Приведите не менее двух примеров реформ политической системы СССР в период перестройки. ВАРИАНТ 5
Произведения культуры и достижения инауки
Для ответов на задания этой части (С1-С6) используйте отдельный лист или бланк. Запишите номер задания (С1 и т.д.), а затем отве
...
Полное содержание Подобный материал:
- , 1378.19kb.
- Инструкция по выполнению работы , 394.08kb.
- Инструкция по выполнению работы , 468.17kb.
- Инструкция по выполнению работы , 482.23kb.
- Инструкция по выполнению работы , 259.23kb.
- Инструкция по выполнению работы , 59.28kb.
- Инструкция по выполнению работы , 170.3kb.
- Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по истории отводится , 293.72kb.
- Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку , 180.98kb.
На выполнение экзаменационной работы по истории дается 2 часа (120 минут). Работа состоит из 3 частей, содержащих 33 задания.
Часть 1 (А) содержит 20 заданий с выбором ответа (один верный ответ из четырех предложенных). С их помощью проверяется базовый уровень подготовки - знание дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий; умение извлекать информацию из источника.
Часть 2 (В) состоит из 7 заданий повышенного уровня сложности с кратким ответом в виде слова, даты, сочетания букв или цифр.
Часть 3 (С) содержит задания высокого уровня сложности. Задания С1-С4 предусматривают анализ исторического источника. Задания С5-С6 предполагают развернутый ответ на заданную тему.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднения, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.
За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
ВАРИАНТ 1
Часть 1
^ При выполнении заданий с выбором ответа (А1-А20) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.
А1. 1700,1709,1714 гг. относятся к событиям
1) Семилетней войны
2) городских восстаний
3) Северной войны
4) Русско-турецких войн
А2.
Первый свод законов Древнерусского государства Русская Правда связан с именем
1) Владимира Мономаха
2) Ярослава Мудрого
3) Владимира Святославича
4) Святослава Игоревича
A3.
Основным типом промышленных предприятий в России XVIII в. были
1) монополии
2) мануфактуры
3) фабрики
4) ремесленные мастерские
А4. С какой целью был созван сьезд русских князей в 1097 г. в Любече?
1) установить новый порядок взимания дани
2) принять Русскую Правду
3) остановить междоусобицы
4) принять решение о введении на Руси христианства
А5. Прочтите отрывок из исторического очерка и укажите фамилию зодчего, о котором идет речь.
«В 1754-1762 гг. () создал знаменитый Зимний дворец в Петербурге, монументальные формы фасадов которого должны были отражать славу и могущество Российской империи. Сам архитектор писал об этом в донесении Сенату: «Строение каменного Зимнего дворца строится для одной славы всероссийской».
1) Аристотель Фиораванти
2) Василий Баженов
3) Матвей Казаков
4) Варфоломей Растрелли
А6.
Какое из названных событий произошло раньше всех других?
1) Заграничный поход русской армии
2) учреждение военных поселений
3) подписание Тильзитского мира
4) создание Свода законов Российской империи
А7.
Кто из декабристов был членом «Южного общества»?
1) П.И. Пестель
2) М.С.Лунин
3) С.П.Трубецкой
4) Н.М. Муравьев
А8.
Как в XVIII - первой половине XIX в. назывались крестьяне, которые вместо уплаты подати работали на казенных и частных заводах?
1) посессионные
2) приписные
3) государственные
4) удельные
А9.
В ряду причин, побудивших Александра I в начале его царствования приступить к разработке проектов либеральных реформ, было влияние
1) идей славянофильства
2) теории официальной народности
3) идей Просвещения
4) теорий «общинного социализма»
А14. Что было одной из причин перехода к новой экономической политике (нэпу)?
1) левоэсеровский мятеж в Москве
2) провал первого пятилетнего плана развития народного хозяйства
3) необходимость в форсированной коллективизации сельского хозяйства
4) массовое недовольство крестьян продразверсткой
А10. Прочтите отрывок из документа и укажите дату события, о котором идет речь.
«Шум и крик делались беспрестанны, и частые выстрелы перелетали через голову. Наконец, народ начал также колебаться, и многие перебегали к мятежникам, пред которыми видны были люди невоенные. Одним словом, ясно становилось, что не сомнение в присяге было истинной причиной бунта, но существование другого важнейшего заговора делалось очевидным. «Ура, Конституция!» – раздавалось и принималось чернью за ура, произносимое в честь супруги Константина Павловича! »
1) 11 марта 1801 г.
4) в 1944 г.
А12.
Событие, ставшее началом первой российской революции, получило название
1) «Ленский расстрел»
2) «Хождение в народ»
3) «Кровавое воскресенье»
4) «Великий перелом»
А13.
Как назывались участники социалистического соревнования, передовики производства с середины 1930-х гг.?
1) стахановцы
2) челюскиццы
3) петрашевцы
4) нечаевцы
А15. Прочтите отрывок из воспоминаний П.Сорокина и укажите событие, которому они посвящены.
«Трамвай не ходил, а извозчиков не было, я пошел пешком к Петроградской стороне… Стрельба все еще не прекращалась, на улицах не горели фонари... На Литейном увидел бушующее пламя... Лица смеющихся, танцующих и кричащих зевак выглядели демонически в крайних отсветах пламени. Тут и там валялись резные деревянные изображения российского двуглавого орла, сорванные с правительственных зданий, и эти эмблемы империи летели в огонь по мере возбуждения толпы. Старая власть исчезла, превращаясь в прах, и никто не жалел о ней».
1) начало Первой мировой войны
3) Кронштадтский мятеж 1921 г.
4) создание СССР
А16.
Полет Ю.А. Гагарина - первый полет человека в космос – состоялся
1) в 1955 г.
4) в 1964 г.
А17.
К периоду руководства Л.И.Брежнева (1964-1982 гг.) относится
1) Карибский кризис
2) Потсдамская конференция
3) участие СССР в Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе
4) строительство Берлинской стены
А18. Что характеризует развитие советской науки в 1960-е гг.?
1) успехи в освоении космического пространства
2) быстрое внедрение научных достижений в производство товаров народного потребления
3) освобождение науки от идеологического контроля
4) мировое лидерство в освоении компьютерных технологий
А19.
К экономическим преобразованиям периода перестройки относится
1) создание совнархозов
2) национализация банков
3) политика укрупнения колхозов и совхозов
4) развитие кооперативного движения
А20. Что было одной из причин отставки правительства Е.Т. Гайдара в 1992 г.?
1) недовольство политикой Е.Т.Гайдара со стороны иностранных партнеров
2) выступление ГКЧП
3) конфликт правительства и президента в борьбе за власть
4) недовольство населения последствиями проводимой правительством «шоковой терапии»
Часть 2
Задания В1-В7 требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр, которые следует записать в текст экзаменационной работы. Имена российских государей следует писать только буквами (например: Николай Второй). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например: восемнадцатый).
В1. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.
А) Полтавская битва Б) провозглашение Российской империи
В) Медный бунт Г) итальянский и швейцарский походы А.В.Суворова
В2.
Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
Запишите в таблицу выбранные цифры.
А | Б | В |
В3. Какие два из перечисленных ниже имен связаны с Крымской войной 1853-1856 гг.? Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.
1) М. Скобелев
2) П. Нахимов
3) П. Багратион
4) Д.Давыдов
5) В. Корнилов
Ответ: ______________________
В4. Прочтите отрывок из указа императора и укажите имя, пропущенное в тексте.
«Призвав Бога в помощь, размыслив зрело о предмете, столь близком к Нашему сердцу и столь важном для Государства и находя, что существующие постановления о порядке наследования престола у имеющих на него право не отьемлют свободы отрещись от сего права в таких обстоятельствах, когда за сим не предстоит никакого затруднения в дальнейшем наследовании Престола... Мы определили: во-первых, свободному отречению первого Брата Нашего Цесаревича и Великого Князя Константина Павловича от права на Всероссийский Престол быть твердым и неизменным... Во-вторых, вследствие того на точном основании акта о наследовании Престола Наследником Нашим быть второму брату Нашему».
Ответ: _________________________
В5.
Что из названного относилось к событиям русско-японской войны 1904-1905 гг.? Укажите два верных положения из пяти предложенных. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.
1) бои у оз. Хасан
2) осада Плевны
3) оборона Порт-Артура
4) Цусимский бой
5) оборона Шипки
Ответ: __________________________
В6. Прочтите отрывок из статьи Р.А.Медведева и напишите название периода в отечественной истории, о наступлении которого в нем говорится.
«После смещения Хрущева высший партийно-государственный аппарат уже не хотел слишком сильного лидера. Эти люди хотели более спокойной жизни... стабильности в своем положении и уверенности в будущем... (Их) вполне устраивал именно слабый и доброжелательный руководитель, не обладавший ни сильным интеллектом, ни сильной волей. Эта жажда стабильности и выдвинутый (им) лозунг «стабильности» полностью совпадали...»
Ответ: ______________________
В7.
Установите соответствие между событиями политической истории СССР второй половины XX в. и их датами. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
Запищите в таблицу выбранные цифры.
А | Б | В |
Часть 3
^ Для ответов на задания этой части (С1-С6) используйте отдельный лист или бланк. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.
Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задания С1, С2, СЗ, С4. Используйте в ответах информацию источника, а также знания из курса истории.
^ Из воспоминаний советского партийного деятеля В.А.Медведева
«11 июня... прошло совещание в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса. В докладе [Генерального секретаря] в максимальной мере были реализованы разработки, которые велись в течение этих лет по подготовке Пленума ЦК.
На совещании был углублен критический анализ предшествующего периода развития. Вместе с тем со всей очевидностью обнаружилось, что ускорение научно-технического прогресса, а значит и социально-экономического развития страны, упирается в хозяйственный механизм, унаследованный от прошлого. Дальнейшая практика подтвердила, что даже тщательно разработанные обширные программы развития науки и техники, модернизации отечественного машиностроения... не могут рассчитывать на успех в условиях старого экономического механизма, поэтому центр тяжести и внимания в сфере экономики стал постепенно переключаться на разработку экономического механизма. А за этим постепенно потянулась и вся цепочка.
При углубленном анализе проблем совершенствования хозяйственного механизма оказалось, что оно немыслимо без реформирования всей политической системы, а это в свою очередь диктует и необходимость пересмотра роли самой партии».
С1. Укажите название периода отечественной истории, к которому относятся воспоминания.
С2. Назовите фамилию Генерального секретаря, упоминаемого в тексте.
С3. Назовите не менее двух характерных черт «старого экономического механизма», упоминаемого в тексте.
С4. Назовите не менее двух экономических реформ, преобразований, направленных на изменение «старого экономического механизма», осуществленных в период, к которому относятся воспоминания.
^ Прочитайте текст и выполните задания С5-С6,
относящиеся к истории царствования Ивана IV Грозного.
В конце 40-х гг. в окружении царя Ивана IV сложился кружок, который позже князь A.M.Курбский назвал Избранной радой. Реформы, к которым приступила Избранная рада, затронули все сферы жизни и государства.
С5. Назовите не менее трех реформ, проведенных Избранной радой в XVI в.
С6. Укажите, в чем заключалось их историческое значение (приведите не менее двух положений).
ВАРИАНТ 2
Часть 1
При выполнении заданий с выбором ответа (А1-А20) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.
А1.
Какое из перечисленных событий произошло позднее других?
1) битва на Калке
2) восстание древлян
3) первое упоминание о Москве в летописях
4) поход новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев
А2.
Что из названного относится к царствованию императрицы Елизаветы Петровны?
1) введено новое летосчисление
2) открыта Петербургская Академия наук
3) дана Жалованная грамота городам
4) открыт Московский университет
A3.
Что такое «Соборное уложение?»
1) свод гражданских законов
2) военный устав
3) свод церковных законов
4) свод челобитных царю
А4.
Что из названного относится к итогам похода войск хана Батыя на Русь в 1237-1238 гг.?
1) захват и разгром Киева
2) разорение Великого Новгорода
3) начало политической раздробленности Руси
4) разорение северо-восточных русских земель
А5. Прочтите отрывок из указа Сената и укажите, кому из государей российских был пожалован названный в документе титул.
«В 20 день сего октября, по совету в Сенате обще с духовным Синодом, намерение воспринято, Его Величество, в оказание своего должного благодарения за его высокую милость и отеческое попечение и старание, которое он о благополучии государства во все время своего славнейшего государствования, и особливо во время прошедшия Шведские войны, явить изволил, и Всероссийское государство в такое сильное и доброе состояние, и народ свой подданный в такую славу у всего света чрез единое токмо свое руковождение привел... именем всего народа российского просить, дабы изволил принять... от них титло: Отца Отечествия, императора Всероссийского».
1) Петру I
2) Алексею Михайловичу
3) Павлу I
4) Михаилу Романову
А6.
В каком ряду названы годы присоединения территорий государств Средней Азии к Российской империи?
1) 1809 г., 1829 г., 1856 г.
2) 1831 г., 1848 г., 1863 г.
3) 1865 г., 1873 г., 1876 г.
4) 1892 г., 1895 г., 1898 г.
А7.
Кто из названных лиц были героями-партизанами Отечественной войны 1812 г.?
1) М.И. Кутузов, М.Б. Барклай де Толли
2) В. Кожина, Г. Курин
3) П.И. Багратион, А.П. Ермолов
4) Н.Н. Раевский, М.И. Платов
А8.
Как назывались участники общественного движения 1870-1880-х гг., руководствовавшиеся теориями М.А.Бакунина, П.Л.Лаврова, П.Н.Ткачева?
1) социал-демократы
2) славянофилы
3) западники
4) народники
А9. Что из названного было результатом судебной реформы 1864 г.?
1) образован единый суд для – представителей всех сословий
2) помещики потеряли право суда над крестьянами
3) ограничена состязательность судебного процесса
4) присяжным заседателям передали функции адвокатов
А10. Прочтите отрывок из воспоминаний дипломата П.А.Валуева и укажите, с историей какой войны связаны описанные факты.
«Окончательная сделка состоялась, по-видимому, 27-го. Болгария сужена и разрезана надвое. Австрия займет Герцеговину и Боснию. Что-то прирезано из Добруджи или к Добрудже, чтобы вознаградить Румынию за возвращаемый нам клочок Бессарабии. Некий городок отходит к Персии. Некоторые крупные местности – к Черногории и Сербии. Каре, Ардаган и Ольты остаются за нами. Кроме того, нам отдается Ватум.
^ Между тем Англия заключила с Турцией особый трактат по совместной обороне на случай нового с нашей стороны нападения и взяла себе остров Кипр».
1) русско-турецкой 1877-1878 гг.
2) Крымской 1853-1856 гг.
3) русско-иранской 1804-1805 гг.
4) русско-турецкой 1806-1812 гг.
А11.
Первая российская революция началась
1) в 1894 г.
4) в 1914 г.
А12.
Первым председателем Совета народных комиссаров стал
1) Г.В. Плеханов
2) С.Ю.Витте
3) В.И.Ленин
4) П.А. Столыпин
А13.
С оказываемой в годы Великой Отечественной войны помощью СССР со стороны США и Великобритании связано понятие
1) концессия
3) план Маршалла
4) ленд-лиз
А14. Что было одним из последствий заключения Брестского мира в 1918 г.?
1) поддержка большевистского правительства со стороны всех слоев населения
2) установление советской власти в Финляндии
3) разрыв левых эсеров с большевиками
4) проведение выборов в Учредительное собрание
А15. Прочтите отрывок из статьи в газете от 14 сентября 1935 г. и укажите название движения, частью которого стали описываемые события.
«Соревнование лучших шахтеров Донбасса находит отклик и на Горьковском автозаводе. Кузнец Бусыгин поставил небывалый в истории кузнечного дела рекорд производительности труда. Работая на ковке коленчатых валов, тов. Бусыгин при норме в 657 валов за смену выковал 11 сентября 1001 вал, а 13 сентября перекрыл собственный рекорд, выковав 1005 валов».
1) диссиденты
2) народники
3) челюскинцы
4) стахановцы
А16.
6-я статья Конституции СССР о руководящей и направляющей роли КПСС была отменена
1) в 1964 г.
4) в 1993 г.
А17.
Ликвидация отраслевых министерств и создание совнархозов относится к периоду руководства
1) И.В. Сталина
2) Н.С.Хрущева
3) Л.И.Брежнева
4) М.С. Горбачева
А18. Что из перечисленного было характерно для экономического положения России в начале 1990-х гг.?
1) рост внешней задолженности
2) сокращение числа мелких предпринимателей
3) быстрые темпы развития военно-промышленного комплекса
4) отсутствие инфляционных процессов
А19.
Снятие цензурных запретов, свобода печати характерны для
1) первого послевоенного десятилетия
2) периода «оттепели»
3) периода «застоя»
4) перестройки
А20. Что было одной из причин начала «холодной войны»?
1) отказ СССР от участия в Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе
2) противоречия между СССР и США по вопросу о послевоенном устройстве стран Восточной Европы
3) ввод советских войск в Афганистан
4) отказ СССР от помощи союзникам в войне с милитаристской Японией