Когда жил македонский. Александр Македонский: биография и интересные факты из жизни

Александр Македонский. Школа Аристотеля

Чем старше становился Александр, тем сильнее чувствовал Филипп отсутствие у сына обычной сыновней любви. Что-то непостижимое и непонятное было в этом мальчике; он был скрытен, особенно с отцом. В значительной степени это объяснялось все более холодными отношениями между родителями. И в детстве и в юности Александр видел Филиппа глазами любимой матери. Поэтому он перенял от Олимпиады ее ревность и то ожесточение, с которым мать относилась к своему неверному супругу. Это произвело на Александра столь отталкивающее впечатление, что в юности он не признавал женской любви.

Для философа это приглашение было очень важным. Его отец, принадлежавший к роду Асклепия, при царе Аминте был придворным врачом в Пелле. Кроме того, семья Аристотеля происходила из греческого города Стагира, который, хотя и был разрушен войной, находился теперь на территории Македонского царства. Но главное - Аристотель видел в Александре будущего гегемона эллинов и, более того, самого могущественного властителя Европы. Поэтому Аристотель отнесся к приглашению Филиппа с большой ответственностью. Философ сумел наилучшим образом справиться со своей задачей. При этом он не стремился, подобно Евфраю, играть видную роль при дворе и стать влиятельным советником царя. Его интересовали не двор и власть, а только доверенный ему драгоценный человеческий материал - царственный юноша.

Аристотелю в это время было около сорока лет. Он старался завоевать доверие ученика, хотел, чтобы он воспринимал своего учителя не как уже сложившегося, взрослого человека, а как мятущегося, формирующегося мыслителя, который только еще ищет собственное «я». В свое время Аристотель принадлежал к школе Платона - Академии, потом был сторонником ее реформы, а впоследствии и вовсе отказался от учения Платона. Он пытался создать новую метафизику и в противовес старой выдвигал на первый план точное исследование фактов, которое должно было лечь в основу всех наук. В это время он еще не мог предложить своему ученику новое, устоявшееся учение. Он уже не был тем, чем раньше, и еще не стал тем, чем ему суждено было стать. Находясь в начале нового путл, Аристотель переживал трудности роста. Какое значение в это время могли иметь для него влияние на царя, борьба за власть или положение при дворе?

Разве не чудом должно было показаться Александру, что рядом очутился человек, продолжающий расти и искать новое, несмотря па уже достигнутое величие?! Он не принадлежал к тем тщеславным профессорам, которые выпячивают свои заслуги и делают вид, будто они все знают. Аристотель был человеком, снедаемым той же жаждой, которая терзала и Александра,- жаждой познания неизвестного в бесконечном мире. Неудивительно, что оба эти искатели нового - мечтательный мальчик и муж-мечтатель - обрели любовь друг Друга.

Их дружбе способствовала и окружающая обстановка. Жили они не в столице Пелле, а вдали от суеты двора, вблизи небольшого селения Миеза, в посвященной нимфам роще с уединенными тропинками и укромными уголками. Здесь находилась царская вилла, где поселился Аристотель со своими воспитанниками и помощниками - Феофрастом и племянником Каллисфеном. Он привез также из родного Стагира тринадцатилетнего мальчика Никанора, сверстника Александра. Кроме того, здесь жили знатные македонские юноши, и их присутствие придавало совместному обучению живость; вместе с тем их было не так много, чтобы это могло препятствовать тесному общению Аристотеля с Александром.

Аристотель передал мальчику некоторый запас фактических знаний. Но гораздо важнее было то, что он сам служил ему примером. Глядя на философа, мальчик учился ценить все возвышенное и благородное, постигал греческую культуру. Они изучали не произвольно вырванные фрагменты различных наук, а гармонию духовного существования в целом. Узнавание и понимание красоты, трудолюбие, добро и его воплощение в лучших произведениях - все это теперь предстало перед духовным взором Александра. Во всем надо было стремиться к постижению наивысшего: «Да не убоится человек создавать бессмертное и божественное». Впервые Александр, самой природой предназначенный к великим делам, приблизился к тому, что впоследствии определило его жизнь,- к безграничному и бесконечному. Единственный раз Александр увидел эти качества в другом человеке, причем в самой благородной и чистой форме. Гармония, возникшая в отношениях между учеником и учителем, оправдала не только ожидания отца, но и мечты сына. Аристотель вывел Александра из полуварварского состояния, приобщил к духовной элите Греции и дал представление об истинном духовном величии.

Мы не знаем, что именно преподавали в Миезе, да это и не важно. Вероятно, Аристотель знакомил его с философией, а Александр внимал ему. Это не прошло даром: Александр продолжал интересоваться вопросами философии и впоследствии, для чего брал с собой в походы ученых. Правда, его сопровождали главным образом киники и ученики Демокрита, чьи взгляды разделял сам царь.

Преподавалась, конечно, и этика. Специально для Александра читались лекции о добрых делах властителей. Но и здесь пример учителя был важнее всяких теорий. Достаточно напомнить, как сильно потрясла Аристотеля горькая весть о пленении Гермия, его гордом нежелании отвечать персидским инквизиторам и его героической смерти. Александр из первых уст услышал поэму Аристотеля, посвященную аретэ, т. е. добродетели и доблести. Философ излил в ней всю свою боль от потери друга. Для Александра благодаря этой поэме аретэ стала бессмертным достоянием, более важным, чем богатство и высокое происхождение. Геракл, Диоскуры, Ахилл и Аякс рисковали жизнью, чтобы достичь аретэ, а Гермий отдал за это жизнь. Следует обратить внимание на предпочтение, которое Аристотель оказывает в этой поэме Гераклу. Он называет его первым, уделяя больше внимания предку царевича по отцовской линии, чем Ахиллу. Это соответствовало не только желанию Филиппа, но и склонности Аристотеля. Философ и сам во всем, что касалось его собственного творчества, был подобен Гераклу и нисколько не походил на Ахилла.

Еще одно слово в этой поэме обращает на себя внимание. Это слово потос, т. е. побуждение, влечение. Именно потос приводил героев к аретэ. Может быть, некоторые предки Александра считали, что ими руководит потос, например дикая Евридика, о чем есть свидетельство в источниках. Этому заимствованному у Еврипида понятию Аристотель придал более возвышенный смысл. Александр запомнил это выражение на всю жизнь и, когда впоследствии его охватывал творческий порыв, называл его потосом; по сути дела, это было то же самое свойственное и Аристотелю побуждение, а именно стремление к аретэ.

Аристотель надеялся, что несчастье, обрушившееся на Гермия, послужит Александру примером и поможет ему выработать твердость духа, которую философ считал главной целью воспитания. Александр, происходивший из рода Аргеадов, представлялся Аристотелю одичавшим греком. Поэтому он старался показать ему, что такое нравственное достоинство и чем зрелая душа подлинного грека отличается от варварской. Нет сомнения в том, что уроки Аристотеля должны были привести ученика к пониманию и любви к Элладе: ведь его идеалом был панэллинский дух, стоящий выше полисного. Получалось так, что Аристотель противопоставлял греческое государство персидскому, где царило насилие. Если бы Аристотель был последовательным платоником, он пробудил бы в ученике господствовавшее тогда в Академии восхищение Заратуштрой. Но философ был искренне озабочен национальными интересами греков и не хотел, чтобы на Александра оказало влияние учение этого мага, которого он, впрочем, весьма ценил. Поэтому, когда Александр впоследствии отправился в поход в Азию, то он сделал это для завоевания ее, а не для того, чтобы ознакомиться там с мудростью Заратуштры. Обучение в Миезе не дало также ничего и для идей терпимости, которые Александр исповедовал позднее.

Учителю казалось, что ничто так не способствует воспитанию Александра в греческом духе, как знакомство с эллинским искусством. Гомера Александр, конечно, знал еще раньше, но Аристотель пробудил в юноше понимание и истинное восхищение красотой гомеровского эпоса. Философ придавал этому столь важное значение, что составил для своего ученика собственное издание гомеровских поэм, то самое, которое впоследствии сопровождало царя во всех походах.

Глубокому знакомству с Еврипидом Александр был обязан не только урокам Аристотеля, но в не меньшей степени и торжественным театральным представлениям в Пелле и Дионе. Известное значение при этом имела врожденная склонность Александра к театру. Еще будучи наследником, он подружился со многими выдающимися актерами. Юноша оценил Пиндара, стал читать Ксенофонта. Наряду со столь актуальным для него «Анабасисом» он, конечно, читал также и «Киропедию». В последней впервые перед ним предстал идеал властелина. Ктесий открыл ему сказочный мир Востока. По-видимому, Аристотель не очень ценил Геродота, однако именно благодаря ему (возможно, у Александра было сокращенное издание, составленное Феопомпом?) царевич получил представление о персидских войнах.

Не меньшее значение имело для Александра изучение естественных наук - ознакомление с новой для него областью фактов. По-видимому, на юношу произвело сильное впечатление то обстоятельство, что его учитель, будучи уже зрелым человеком, открыл для себя в этих науках новое, необозримое поле деятельности, за освоение которого и бесстрашно взялся. Александра поразило, что Аристотель придавал большое значение тем проблемам, которыми в его время никто не занимался. Удивляло и то, что исследование чудес мира приходится начинать с исследования мельчайших форм, в которых проявляется жизнь. Строение растений и животных, устройство человеческого тела, наблюдение за явлениями природы - все это должно было способствовать решению загадок мироздания. Александр как бы присутствовал при выделении из философии отдельных естественных наук. Радость при сборе материала, терпение при его анализе, а затем взгляд вперед, иными словами, взгляд на великое вообще - все это покоряло царского сына. Особенно заинтересовала Александр ра медицина, и Аристотель, сам происходивший из семьи врачей, сумел так преподать царевичу теорию и практику медицины, что Александр, став царем, мог лечить больных друзей диетой и лекарствами.

В курс обучения в Миезе входила еще весьма важная для будущего полководца наука, на которую до сих пор недостаточно обращали внимания, а именно география, знакомство с картой мира. Живой интерес царя к географии проявился еще в то время, когда он мальчиком задавал вопросы персидским послам о расстояниях между городами Азии и тамошних дорогах. Уже тогда стремление к познанию толкало Александра на расспросы о Персии и других далеких странах. Аристотель сам путешествовал мало, но мог познакомить юношу с картой. О том, что при обучении он широко пользовался этим пособием, мы знаем по его позднейшим урокам в Афинах, в Лицее, где большие карты земли устанавливались на досках. Сам философ интересовался географией не отдельных стран, а землей в целом. Нет сомнения в том, что и своему воспитаннику он показывал карты земли. Чего только не было на этих картах! Прежде всего пояса: холодный на севере и жаркий на юге. По учению философа, неблагоприятный климат обеих этих зон не способствовал обитанию здесь людей. Между ними - умеренная зона, где расположены Средиземное море, Персия и Индия. Только эта зона и образует ойкумену, т. е. пригодную для обитания людей часть земли. Ее и считали собственно миром. На карте можно было увидеть расположение континентов и обтекающий их океан - огромное море. С океаном посредством Геркулесовых столпов (Гибралтара) соединялось Средиземное море, а дальше, если доверять Скилаку,- Красное море (но здесь Аристотель не чувствовал себя уверенным). Он считал, что Каспийское море надо рассматривать как внутреннее. Вполне возможно, что философ указывал и на ряд симметрии в строении Земли: на западе - Пиренеи (и Альпы), на востоке - Кавказ с его отрогами; на западе - Дунай, на востоке - Танаис (Дон). Учитель, конечно, не преминул обратить внимание Александpa на многочисленные белые пятна на географической карте, прежде всего на то, что из всего мира известны лишь Средиземноморье и Передний Восток. Все остальное еще надлежало исследовать, более того, сначала открыть.

Ничто, видимо, не увлекало юношу так, как изучение этих карт и связанные с ними пояснения учителя. Более того, для Александра география была важнейшей из наук. Уже сама задача исследования мира казалась ему соблазнительной. Но еще больше привлекало другое: Александр стал рассматривать отдельные страны, и прежде всего Македонию, лишь как часть мирового пространства. Разве это не было совершенно новой перспективой? Любой другой царь или царский сын смотрел на мир только глазами жителей своей страны. Для Александра же был характерен более широкий взгляд. Македонию он представлял себе только частью мира. Не было ли это решающим шагом, отдалившим его от родины, шагом, к которому Александр был подвигнут своими врожденными инстинктами и распрями с Филиппом и македонской знатью?

К тому же, если рассматривать мир на карте, не кажутся ли его пространства легко преодолимыми? Ведь юноша уже давно мечтал о роли великого завоевателя и завидовал успехам отца . Разве не могло у него при рассматривании карт возникнуть желание завоевать весь мир? Учитывая психологию Александра, вполне вероятно, что уже в Миезе у него зародилась идея завоевания мира. Может быть, это была лишь игра воображения, но она характерна именно для Александра; может, это была только мечта, но мечта такого человека, который впоследствии посвятил ее осуществлению всю свою жизнь.

Александру было тринадцать лет, когда он прибыл в Миезу (343/342 г. до н. э.). Идиллические годы учения продолжались до 340 г. до н. э., пока Филипп не стал привлекать его к управлению страной. Но и тогда при первой возможности он продолжал обучение у Аристотеля то в Пелле, то в Миезе, то в Стагире. Аристотель принадлежал теперь к знати и получил во владение святилище муз в Миезе, а на родине для него восстановили отцовский дом. Став гражданином Македонии, Аристотель еще некоторое время оставался в этой стране. Особенно сблизился он с Антипатром. Возникшая между ними дружба продолжалась до самой смерти философа. Аристотель сделал Антипатра своим душеприказчиком. Только в 334 г. до н. э., когда Александр начал свой поход, Аристотель переехал в Афины. Но и здесь философ продолжал сохранять дружеские чувства к Македонии, хотя не упоминал в своих лекциях и книгах об этой своей склонности.

Отношения Аристотеля и Александра оставались дружескими. Когда Александр вступил на престол, философ посвятил ему свою работу о царской власти. Александр приказал всем пастухам, пасечникам, рыбакам, охотникам и птицеловам, лесничим и смотрителям царских озер помогать исследователю при сборе им научного материала. После захвата персидских сокровищ он предоставил Аристотелю для тех же целей большую сумму денег. Исследовательской работе школы Аристотеля царь помогал и своими собственными открытиями, а также естественнонаучными исследованиями сопровождавших его ученых. Только во время походов взошли по-настоящему семена, посеянные некогда Аристотелем. В научном плане у учителя и ученика никогда не бывало расхождений. Аристотель сочувствовал быстро растущим властолюбивым устремлениям своего воспитанника - во всяком случае, до тех пор, пока видел в нем гегемона эллинов. Правда, он никогда не говорил об этом в своих лекциях, но, как показывают некоторые замечания в его работе о государстве, тайно мечтал о включении феномена Александра в свое политическое мышление. Он старался даже оправдать требование царя воздавать ему божеские почести.

Какое же значение для будущей деятельности Александра имели годы его учения в Миезе? Александр, конечно, сам устанавливал для себя законы. У Аристотеля он брал только то, что совпадало с его собственными желаниями. И без наставлений мудреца Александр стал бы великим завоевателем; исходя из собственной природы, он открывал бы новые страны, покровительствовал искусствам. Однако обучение в Миезе облегчило ему понимание самого себя, укрепило волю и привело к обогащению его натуры и последовательности действий на избранном пути. Без обучения в Миезе он никогда не стал бы покровителем наук. Несомненно, без уроков Аристотеля связь царя с греческой духовной культурой никогда не могла бы стать сильной и глубокой. Но самое важное: без Аристотеля концепция мирового государства не была бы выработана столь рано и в такой четкой форме. Именно благодаря своему учителю Александр воспринимал мир как единое целое.

То, чем Александр был обязан лишь самому себе, легче всего понять, рассматривая те его идеи, которые отличают царя от Аристотеля. Когда-то учитель и ученик сошлись как люди, стремящиеся к познанию мира. В остальном они должны были разойтись, ибо ученик превзошел учителя в более последовательном понимании единства мира. В метафизическом, естественнонаучном и религиозном плане Аристотель перешагнул национальные рамки и был объективен до конца. Однако он избегал выходить за рамки общепринятого, если дело касалось отношения к другим народам, и не хотел идею эллинства подчинить более широкой общечеловеческой идее. Таким образом, у него сосуществовали две шкалы ценностей. Одной измерялся весь мир, а другой - эллинство. Он посвятил себя естественнонаучному и метафизическому миру, но не антропологическому, социологическому, политическому и этическому. Из его концепции выпадал фактор, который относится ко вселенной, а именно понятие о человечестве. Вместо этого Аристотель проводил резкое различие между эллинами и варварами, считая их совершенно различными типами людей, и постулировал преимущество эллинов столь безоговорочно, что серьезная проверка этого постулата становилась невозможной. Он считал, что достичь неба можно, только поднявшись на вершину эллинской культуры. Аристотель различал и характеризовал целые народы, тогда как на самом деле надо было различать и характеризовать отдельных индивидуумов.

Учитывая это, можно понять, где и почему должны были разойтись пути этих исследователей закономерностей мира. Оба они стремились к универсальности, но Александр, который думал о пространствах как завоеватель и покоритель, применял принцип универсальности и к государствам, и к человеческому обществу, подчиняя все неумолимым соображениям, направленным на пользу империи. У него возникло понятие о человечестве в целом. Таким образом, для Александра перестало существовать различие между эллинами и варварами, в его действиях появилась та логическая последовательность, которой так не хватало Аристотелю. И когда впоследствии Александр, управляя странами, стремился уравнять их, он имел все основания считать себя более последовательным представителем идеи универсальности, чем его учитель. Философ хотел познать весь мир, оставаясь духовным предводителем одних только эллинов. Александр же хотел завоевать весь мир и вместе с тем стать воспитателем всего человечества. Аристотель стремился организовать научное мышление людей. Александр при помощи той же организации хотел поднять человечество на высшую ступень развития.

Понятно, сколь далеко должны были разойтись Аристотель и Александр, когда царь стал последовательно проводить свои космополитические планы. Он открыто отказался от аристотелевской непоследовательности, касающейся эллинов. Не рассматривая более благо греков и иранцев как самоцель, он стал считать эти народы лишь подходящим для себя средством, которое должно было послужить благу империи и всего мира, не думая о том, что они имеют основания претендовать на какие-либо особые привилегии. Позиция Александра в этом вопросе была последовательной и твердой.

К этому следует добавить еще одно расхождение, которое привело к открытому разрыву между учителем и учеником. Покоритель мира отвергал как отживший предрассудок принципиальное отличие эллинов от варваров, победителей от побежденных. Вместо этого он выдвинул новое требование: всегда и во всем следовать его диктаторской воле. Аристотелю и всем, кто гордился своей национальной принадлежностью к грекам, эллинские представления о божественном начале казались мерой всех вещей. Всем этим представлениям Александр противопоставил теперь свой диктат. Он один, будучи победителем, хотел быть мерилом всех вещей. Этому диктату Александра противостояло представление Аристотеля об индивидуальной свободе. Правда, оно распространялось только на греков, но опосредованно относилось и ко всему человечеству. Исходя из этой точки зрения, и восстал впоследствии против Александра Каллисфен. Его протест, направленный против диктаторского высокомерия, свидетельствовал о более высокой нравственной позиции.

Из этих предварительных замечаний можно сделать ряд наблюдений, объясняющих дальнейшие действия царя. Уже в этот период проявилось его стремление к власти, в дальнейшем оно значительно усилится. В последующих главах мы более подробно остановимся на идеях Александра и его роли в развитии исторической мысли.

Александр Македонский - один из главных персонажей . Большинство из нас знают имя этого великого полководца с детства.

Про него снимают художественные фильмы, про него пишут в книгах, а его подвиги – самые настоящие легенды. Наш герой родился в 356 году до нашей эры. Он был сыном царя Македонии Филиппа II.

Родители уделяли особое внимание образованию сына, среди учителей был сам Аристотель. Мальчик любил медицину, философию и литературу. Александр был честолюбив, равнодушен к материальным ценностям и мечтал о походах и подвигах.

В 336 году до нашей эры, Филипп был убит в ходе заговора. Кто же займет трон? Претендентов было несколько. Но Македонская армия, знавшая отвагу юного Александра в боях, поддержала его.

Взойдя на престол, он первым делом расправился с заговорщиками и другими претендентами. Тем временем в Греции, которая была в зависимости от Македонии, разыгралось восстание. Древней город Фивы отказался подчиняться Александру. Армия быстро привела город к повиновению. Защитники города были вырезаны, а жители обращены в рабство. Жестокость и сила македонского оружия привела Грецию к повиновению.

Разобравшись с внутренними делами, будущий Великий полководец решил перейти к завоеваниям. Его взор устремился на Персию, где правил Дарий III. Александру предстояло командовать соединенным войском македонцев, греческих государств(кроме Спарты), и фракийцев.

С 334 года до н.э. по 332 год до н.э. союзное войско полностью захватило Сирию и Египет, при этом почти полностью разгромив вражеские войска. 1 октября 331 года до н.э состоялось знаменитое сражение при Гавгамелах. Войско персиян было разбито, Дарий бежал с поля боя еще в середине сражения, когда исход его не был решен.

Перед Александром Великим открылись потрясающие виды Вавилона и Суз. Столица распахнула свои двери перед царем Азии, и местная знать, переставшая доверять Дарию переходила на македонскую службу. Некоторое время Александр активно занимался внутренними делами покоренной державы. Общаясь с персами не как с покоренным народом, а наравне. Но вскоре настало время новых походов. Александру Македонскому не нравилась мирная жизнь.

Только во время войны он чувствовал себя комфортно. Теперь путь полководца лежал в Среднюю Азию, где на территории нынешних Таджикистана, Афганистана и Узбекистана он воевал с местными племенами, лишая их государственности. В 326 году до н.э. Александр Великий попробовал попытать счастья в Индии. Поход начинался неплохо, местные племена попадали в зависимость от греков. Но тут взбунтовалось войско, уставшее от походов, и уже долго время, не видевшее дом и семью. Пришлось повернуть назад.

В 323 году до н.э. Александр тяжело заболел и умер. Александр Македонский был удивительным человеком. За свою жизнь он основал более 70-ти городов. Большинство из них именовались – Александрия, в его честь. Самый большой такой город был основан в устье реки Нил, ему было суждено стать крупным торговым центром . Коня звали Буцефал. Конь этот жил 30 лет, верой и правдой служил своему хозяину. Во время похода в Индию, конь был убит. В его честь был основан одноименный город.

Великий полководец Александр Македонский (Ἀλέξανδρος ὁ Μέγας), родился в 356 году до н.э. Отцом его был царь Македонии Филипп II, матерью была Александра - дочь эпирского царя Миртала (после свадьбы, Филипп дал ей имя Олимпиада).

Рождение Александра сопровождалось хорошими предзнаменованиями, в этот день Филипп принимал приятные новости: армия его захватили Потидею (Ποτίδαια), лошади его победили на Олимпийских играх.

Детский и молодой возраст Александра Македонского

Первым наставником Александра был родственник его матери Леонид, который был строг и придерживался спартанского воспитания. Когда Александру исполнилось 13 лет, его учителем стал философ Аристотель. Он учил юного Александра этике, риторике, политике, физике, метафизике, медицине, географии, искусству управления государством.

Особой любовью ученик выделял «Илиаду» Гомера, которую комментировал ему Аристотель. Большое впечатление производили на Александра трагедии, музыка и лирическая поэзия, в частности, поэзия Пиндара (Πινδάρου). Позже, когда он сжег Фивы, дал команду не трогать дом этого великого поэта.

Военной подготовкой с Александром, занимался его отец. Филипп дал шанс Александру организовать свою первую кампанию против фракийцев, которых он победил и наполненный гордостью, основал на их земле свою первую военную колонию, названную в честь себя Александруполис.
Александр вместе с отцом, принимал участие в бою против фиванцев и афинян в Херонеи (Χαιρώνεια, 338 год до н.э.), где отец доверил ему командование конницей. Восемнадцатилетний Александр справился со своей задачей блестяще.

Тогда отец отправил его в качестве посла в Афины, при этом передав прах афинян, погибших в битве. Это был первый и последний раз, когда Александр посетил Афины.

Военные победы приносили большое удовлетворение как юноше, так и его отцу. Но не всё так гладко складывалось в их семье, Александр глубоко переживал расставание родителей. Филипп полюбил другую женщину и привёл её жить в дом, матери Александра ничего не оставалось делать, как возвратиться на родину, в Эпир.

Александр царь Македонии (336 год до н.э.)

Александру было всего 20 лет, когда был убит его отец, в возрасте 46 лет. Незадолго до своей смерти, Филипп завоевал всю Грецию, объединив отдельные греческие города-государства и планировал направить войска для завоевания Персии.

Молодой царь Александр должен был быстро принять решение, чтобы обеспечить спокойствие и безопасность внутри государства, так как противники, узнавшие о смерти его отца, уже начали подготавливать восстание, да и греческие города сочли удобным случаем, чтобы скинуть македонское господство. Александр не колебался ни минуты, он начал действовать с молниеносной скоростью во всех направлениях. После того, как внутри государства и на северных рубежах Македонии было завершено подчинение Греции разгромом восставших Фив, Александр стал готовить поход на Персию.

Поход Александра в Азию

Весной 334 года до н.э., началась подготовка похода в Азию. Войско Александра состояло из 32.000 пехоты и 5000 всадников. Армия состояла не только из македонцев, Здесь были фессалийцы, пеонийцы, фракийцы, иллирийцы, критяне и греки, рождённые в малой Азии. И всем этим огромным механизмом управляет молодой Александр, он как верховный главнокомандующий руководит боевыми действиями, применяя мудрую тактику, которая привела к крупнейшему военному результату древних времен.
Первыми помощником Александра был генерал Парменионас (Παρμενίωνας), его сын Филота (Φιλώτας), полководец и друг Кратер (Κρατερός), его окружали также преданные охранники и верные советники.
Первое сопротивление персов он встретил на берегу реки Гранике (Γρανικού). В бою, которым лично управлял сам Александр, хотя была опасности быть убитым, войско Александра одержало первую победу над персами.

Гордиев узел

Теперь, когда путь в Азию был открыт, молодой главнокомандующий армией решил разобраться в «запутанном деле». Весной 333 года до н.э. Александр прибыл в город Гордий (древняя столица Фригии), здесь в древнем храме находился прославленный узел, с которым, по преданию, была связана судьба Азии. Тот кто развяжет узел, будет господствовать над всей Азией. Александр, не стал долго думать над решением этой задачи и одним махом меча, узел был рассечён. Таким образом, он показал, что с мечом он покорит Азию. Жрецы храма восторженно изрекли: «Он тот, кто завоюет мир!».

Переходя горы Таурус и горную реку Кидно (Κύδνο), Александр упал в холодную воду, сильно заболел, но его личный врач Филипп спас его. Осенью этого же года, армия Александра Македонского, покорила Малую Азию.

Второе сражение с персидской армией произошло недалеко от города Иссо (Ισσό), в Киликии (333 год до н.э.). Войско Македонского разгромило персов, Дарий спасся бегством, оставив в лагере свою мать, жену и детей. Македонцы их взяли в плен, обращались с ними уважительно.

После этих сражений, Александр берёт направление на юг, захватывает Финикию, Палестину и Египет. Там он оставил армию и с небольшой охраной пошел в пустыню, чтобы посетить оракула Амона-Зевса. В святилище его встречали с большими почестями и обращались к нему как к «сыну Зевса», что ещё больше предало ему уверенности в себе. Вернувшись в Египет, он начал готовить армию для новых сражений.

Конец Персидского государства и Дария (331 год до н.э.)

С 40000 пехоты и 7000 кавалерией, Александр перешёл реку Тигр и двинулся к Гавгамелам (Γαυγάμηλα), где по информации, его поджидал Дарий с огромной армией. И снова восторжествовала храбрость македонцев и стратегия Александра. Большая персидская армия терпит поражение и спасается бегством. Персидской державе положен конец.

Смерть Александра Великого

Александр Великий сделал свой последний вздох в Вавилоне, в 323 году до н.э. Согласно древнему историку Диодору, все началось с того, когда Александр на ночном пиру выпил много неразбавленного вина и вскоре после этого заболел. Вернувшись к себе, у него поднялась высокая температура, в теле начались сильные боли, тошнота и тяжелая мышечная слабость, а через 12 дней наступило паралитическое состояние: он не мог ни говорить, ни двигаться. В возрасте всего лишь 32 лет, Александр умер.

На протяжении веков в центре внимания находится смерть Александра Великого, с этим связано много дискуссии, обсуждений, легенд, спорных исторических записей.

Многие историки склоняются к тому, что болезнь стала причиной смерти, другие настаивают на убийстве. Но истинная причина смерти до сих пор не исследована и остаётся загадкой.

Он родился и вырос на задворках великой греческой цивилизации. Цари Македонии смотрели на Элладу как на старшего брата, имевшего неоспоримые заслуги перед историей и культурой. Александр благоговел перед Ахиллом и Гераклом, Сократом и Периклом, мечтая прикоснуться к их славе и занять в пантеоне героев место хотя бы с краю. Так получилось, что он превзошел своих кумиров, победил главного врага греков и распространил культурный код эллинизма по всему Средиземноморью. Мир после его ухода стал другим. Уже набирала силу республика римлян, для которых Александр был образцом для подражания. Его жизнь овеяна легендами и слухами, на которые не скупились современники и потомки. Сейчас трудно отделить правду от небылиц, но его военные подвиги не вызывают сомнений. Александр Македонский – один из столпов европейской культуры.

Наследник престола

Как и положено великому человеку, обстоятельства его рождения необычны. Он появился на свет в 356 году в столице Македонии городе Пелла в ту самую ночь, когда Герострат сжег храм Артемиды Эфесской. Вероятно, это предание сочинили сами греки, чтобы объяснить военную катастрофу в Индии. Обе даты в точности не известны, поэтому ими легко манипулировать. Отец Александра Филипп II имел богатую родословную, принадлежа к древу царей Аргоса, которые, в свою очередь, происходили от Геракла.

Интересно, что в череде македонских царей имя Александр уже встречалось. Это был царь, правивший в 4-м веке до н.э. О нем известно, что он был удачлив на поле брани и симпатизировал грекам. Мать будущего полководца Олимпиада была самой влиятельной из шести жен Филиппа. Дочь царя Эпира, несомненно, являлась грекофилкой и воспитывала сына в приязни к эллинским ценностям. Своего мужа она не любила и постаралась заронить в душе мальчика сходные чувства.

Среди воспитателей Александра особого внимания заслуживает Аристотель, личность не менее великая и известная. Мыслитель привил наследнику престола любовь к медицине, литературе и философии. Будущий цивилизатор ойкумены получил классическое греческое образование, восхищался героями Илиады и не расставался со свитком Гомера, перечитывая любимые строки в минуты досуга.

Возможно, Аристотель был также тем человеком, которому удалось посеять в душе мальчика мечты о славе. Юный Александр упрям, равнодушен к женщинам и телесным удовольствиям. Его честолюбие не знает границ. Первый город в свою честь он основывает в 16 лет, подавив восстание фракийского племени медов. Царица Олимпиада использует упрямого и склонного к авантюрам сына в своих интригах против мужа. Филипп II был убит своим телохранителем без видимых причин. Мы можем только гадать, кто же направил преступную длань, поскольку убийца был казнен на месте.

Завоевание Эллады

Вступивший на трон Александр не замедлил расправиться с возможными заговорщиками и претендентами на престол. Погибший царь оставил после себя пустую казну и недовольное население завоеванных земель. Пообещав греческим полисам соблюдение их суверенитета, Александр оставляет там свои гарнизоны, а сам с небольшим войском успешно подавляет восставших иллирийцев и фракийцев. Единственным городом Эллады, посмевшим сбросить гегемонию македонцев, были Фивы. Другие полисы предпочли оказать моральную поддержку, и даже знаменитый афинский оратор Демосфен ни смог ничего сделать.

Не дожидаясь усмирения Фив, полисы расправляются с внутренними противниками македонцев. Дело здесь не только в трусости, но и в трезвом расчете, ведь Александр апеллировал к персидской угрозе, и никто, кроме него, не мог организовать отмщение за былые обиды.

Против варваров

Греки считали македонцев дикарями, но не варварами, поскольку те входили в культурное пространство эллинизма. И Филипп II и Александр никогда не имели планов поработить и разорить страну, перед которой они преклонялись. Они лишь стремились объединить ее в некое подобие государства, которое бы позволило изнеженным эллинам противостоять внешней опасности и сохранить наследие предков. После битвы при Херонее в 338 году, которая показала всю слабость греческого мира, Филипп создает Коринфский Союз, который провозглашает македонского царя гегемоном (вождем и покровителем) всех греков.

Расправляясь с фиванцами, Александр настаивал на продолжении верховенства македонцев. Весной 334 года он собирает экспедиционный корпус, в который вошли не только его соотечественники, но и греки из городов-полисов. Через Геллеспонт он переправляется в Малую Азию, обманув бдительность персов. Его войско насчитывало 50 тысяч, но это войско шагало по местам эпической славы, описанной Гомером в Илиаде.

Недалеко от легендарной Трои состоялась битва на реке Граник, в которой армия персов была наголову разбита, после чего большинство греческих городов-колоний в Малой Азии сдались на милость победителя. В ноябре 333 года в битве при Иссе с Александром сразился сам персидский царь Дарий. Зажатое в теснине между горами и морем, войско персов не смогло воспользоваться своими преимуществами и было разбито. Сам царь бежал, бросив семью и богатства. Дарий дважды просит мира, но не получает его.

Вступив в Финикию, Александр встречает упорное сопротивление города Тира, расположенного на острове. Семь месяцев финикийцы, имеющие лучший флот в тогдашнем мире, снабжают осажденную крепость всем необходимым. Следующим «крепким орешком» был палестинский город Газа, который держался два месяца. Без всякого сопротивления был сдан Египет, пребывавший под игом ненавистных персов. Александра Великого встречают не только как избавителя, но и как новое божество.

Сын Зевса

Неземные почести, оказанные Александру, побудили его провозгласить себя сыном Зевса-Амона. Этот трюк имел огромное значение для воодушевления собственного воинства, а деморализованный противник утратил веру в своего вождя. 1 октября 331 года в битве при Гавгамелах персы и подвластные им народы были разбиты, и Дарий снова позорно бежал с поля боя. Сатрапы-губернаторы Вавилона и Суз без боя переходят на сторону удачливого полководца. В январе 330 года, после непродолжительной осады, столица Персии город Персеполь был сдан.

Дарий бежит сначала в Мидию, а затем в Парфию, где его убивают собственные военачальники. Сатрап Бактрии, участвовавший в заговоре, провозглашает себя новым персидским царем под именем Артаксеркс и пытается организовать сопротивление. Выданный собственными соратниками, он был казнен.

Мультикультурная политика, проводимая Александром на огромном пространстве завоеванных территорий, в целом, потерпела неудачу. Невозможно было уравнять персов, эллинов и египтян. Стиль правления в восточных провинциях требовал поклонения царю и воздания ему божественных почестей, в то время как греки продолжали видеть в своем руководителе старшего товарища и равноправного участника пирушек. Глухой ропот у них вызывал обычай простираться ниц и целовать ногу владыки.

Бремя власти портит человека. Александр становится надменным и подозрительным. Усталость солдат дает пищу для недовольства и зреющих заговоров. Но царь Персии готовится к новым походам. Он хочет увидеть мир и разрубить еще один «гордиев узел». В его обозе находились ученые, которые записывали не только военные подробности, но и особенности местной жизни.

В 329 году Александр отправляется завоевывать среднеазиатские сатрапии Персии, которые не торопились присягать новому монарху. Это была война с партизанами, которые поднимали восстание в разных концах империи. Население скрывалось в труднодоступных районах или откочевывало вглубь малообитаемых районов. В Согдиане македонцы столкнулись со скифами, победили их, но не стали преследовать.

Индия

Наскоро закрепившись в суровой Средней Азии, Александр вторгается на территорию современного Пакистана. В районе Пенджаба ему присягает царь Таксил, надеясь с помощью завоевателей одолеть соперника, царя Пора. Пор побежден в битве на реке Гидасп в июле 326 года, но помилован и оставлен на царстве.

Неизвестно, куда еще хотел забраться сын Зевса-Амона, если бы в конце лета 326 года его войско не выразило ясно и недвусмысленно свой отказ следовать дальше. Усталость и страх перед неизвестностью был сильнее боязни божественного повелителя. Александр вынужден смириться. Спустившись по Инду в Индийский океан, македонцы с большими потерями вернулись в Персию.

Последние годы жизни

Осознавая непрочность своей разношерстной империи, Александр пытается скрепить ее семейными узами. В его правилах было брать в жены дочерей местных сатрапов и правителей. Своих полководцев и солдат он заставляет жениться не местных девушках. По образцу македонской фаланги он формирует новую армию из благородных юношей. Азиатские аристократы зачисляются в элитную конницу гетайров, что вызывает открытое неповиновение солдат. Казнив зачинщиков бунта, Александр продолжает политику эллинизации и готовит поход против племен Аравийского полуострова…

В Вавилоне он внезапно заболел и после 10 дней лихорадки скончался. По свидетельству историков это произошло 10 или 13 июня 323 года до нашей эры. Можно спорить, была ли его смерть вызвана инфекцией или расстройством пищеварения, но вполне правдоподобна версия предумышленного отравления, ведь никто, кроме него, не желал больше воевать.

Империя Александра Македонского развалилась сразу же после погребения ее основателя. В его окружении не нашлось ни одного столь же авторитетного человека, способного возглавить «греческий мир». Лоскутное одеяло македонской державы было разодрано по этническому принципу. Новые династии основали диадохи Александра: Антипатр, Пердикка, Антигон, Птолемей, Лисимах и Селевк. Потомки некоторых из них дотянули до Гая Юлия Цезаря. Мир вступил в эпоху эллинизации, которая подготовила гегемонию Рима в Средиземноморье, зарождение христианства и, спустя века, расцвет и победу европейской культуры в масштабах всей планеты.

Большинство людей проживает простую и ничем не примечательную жизнь. После своей смерти они практически ничего после себя не оставляют, и память о них быстро угасает. Но есть и те, чье имя помнят веками, а то и тысячелетиями. Пускай некоторые люди не знают о вкладе этих личностей в мировую историю, но их имена навечно сохранены в ней. Одним из таких людей был Александр Македонский. Биография этого выдающегося полководца еще полна пробелов, но ученые провели огромную работу, чтобы достоверно воспроизвести историю его жизни.

Александр Македонский - кратко о деяниях и жизни великого царя

Александр был сыном македонского царя Филиппа II. Отец старался дать ему все самое лучшее и воспитать рассудительного, но в то же время решительного и непоколебимого в своих действиях человека, чтобы держать в покорности все народы, которыми ему пришлось бы управлять в случае смерти Филиппа II. Так и случилось. После того как скончался отец, Александр, при поддержке войска, был избран следующем царем. Первое, что он сделал, когда стал правителем, это жестоко расправился со всеми претендентами на престол, чтобы гарантировать себе безопасность. После этого он подавил мятеж восставших греческих полисов и разбил армии кочевых племен, угрожавших Македонии. Несмотря на столь юный возраст, двадцатилетний Александр собрал значительную армию и пошел на Восток. За десять лет ему покорились многие народы Азии и Африки. Острый ум, рассудительность, безжалостность, упрямство, мужество, храбрость - эти качества Александра Македонского дали ему возможность вознестись над всеми остальными. Цари боялись увидеть его армию возле границ своих владений, а порабощенные народы покорно подчинялись непобедимому полководцу. Империя Александра Македонского была самым большим государственным формированием того времени, охватывающим три континента.

Детство и юные годы

Как провел свое детство, какое воспитание получил молодой Александр Македонский? Биография царя полна тайн и вопросов, на которые историки еще не смогли дать однозначного ответа. Но обо всем по порядку.

Александр родился в семье македонского правителя Филиппа II, который походил из древнего рода Аргеадов, и его жены Олимпиады. Появился на свет он в 356 г. до н. е. в городе Пелле (в те времена являлся столицей Македонии). Ученые спорят о точной дате рождения Александра, некоторые из которых говорят об июле, а остальные отдают предпочтение октябрю.

Еще с детства Александр увлекался греческой культурой и литературой. Кроме того, он проявлял интерес к математике и музыке. В подростковом возрасте его наставником стал сам Аристотель, благодаря которому Александр полюбил “Илиаду” и всегда носил ее при себе. Но прежде всего юноша проявил себя как талантливый стратег и правитель. Еще в 16 лет, в связи с отсутствием отца, он временно правил Македонией, сумев при этом отразить нападение варварских племен на северные границы государства. Когда Филипп II вернулся в страну, он решил взять себе в жены другую женщину по имени Клеопатра. Рассердившись за такое предательство по отношению к его матери, Александр часто ссорился с отцом, поэтому ему пришлось уехать с Олимпиадой в Эпир. Вскоре Филипп простил сына и позволил ему вернуться обратно.

Новый царь Македонии

Жизнь Александра Македонского была наполнена борьбой за власть и сохранение ее в своих руках. Все началось в 336 г. до н. э. после убийства Филиппа II, когда пришло время выбирать нового царя. Александр заручился поддержкой армии и в итоге был признан новым правителем Македонии. Чтобы не повторить судьбу отца и уберечь престол от остальных претендентов, он жестоко расправляется со всеми, кто мог представлять для него угрозу. Были казнены даже его двоюродный брат Аминта и маленький сын Клеопатры и Филиппа.

К тому времени Македония была самым могущественным и господствующим государством среди греческих полисов в рамках Коринфского союза. Услышав о смерти Филиппа II, греки захотели избавиться от влияния македонцев. Но Александр быстро развеял их мечты и с помощью силы заставил подчиниться новому царю. В 335 году был организован поход против варварских племен, угрожающих северным районам страны. Войско Александра Македонского быстро расправилось с врагами и покончило с этой угрозой навсегда.

В это время взбунтовались и восстали против власти нового царя Фивы. Но после недолгой осады города Александр сумел одолеть сопротивление и подавить мятеж. На этот раз он не был столь снисходителен и практически полностью уничтожил Фивы, казнив тысячи горожан.

Александр Македонский и Восток. Завоевание Малой Азии

Еще Филипп II желал отмстить Персии за прошлые поражения. С этой целью была создана многочисленная и хорошо обученная армия, способная представлять серьезную угрозу персам. После его смерти за это дело взялся Александр Македонский. История завоевания Востока началась в 334 г. до н. э., когда 50-тысячное войско Александра переправилось в Малую Азию, обосновавшись в городе Абидос.

Противостояла ему не менее многочисленная персидская армия, основу которой составляли объединенные формирования под командованием сатрапов западных границ и греческие наемники. Решающее сражение произошло весной на восточном берегу реки Гранник, где войска Александра стремительным ударом уничтожили вражеские формирования. После этой победы города Малой Азии один за другим падали под натиском греков. Только в Милете и Галикарнасе они встретили сопротивление, но даже эти города со временем были захвачены. Желая отомстить захватчикам, Дарий III собрал многочисленное войско и выступил в поход против Александра. Встретились они возле города Исс в ноябре 333 г. до н. э., где греки показали отличную подготовку и разбили персов, заставив Дария спасаться бегством. Эти битвы Александра Македонского стали переломным моментом в завоевании Персии. После них македонцы смогли практически беспрепятственно подчинять территории огромной империи.

Покорение Сирии, Финикии и поход на Египет

После сокрушительной победы над персидской армией Александр продолжил свой победоносный поход на Юг, подчиняя своей власти территории, прилегающие к побережью Средиземного моря. Его армия практически не встречала сопротивления и быстро подчиняла себе города Сирии и Финикии. Серьёзный отпор захватчикам смогли дать только жители Тира, который располагался на острове и был неприступной крепостью. Но после семимесячной осады защитникам города пришлось его сдать. Эти завоевания Александра Македонского имели большое стратегическое значение, так как позволили отрезать персидский флот от его основных баз снабжения и обезопасить себя в случае нападения с моря.

В это время Дарий III дважды пытался договориться с македонским полководцем, предлагая ему деньги и земли, но Александр был непреклонен и отверг оба предложения, пожелав стать единственным правителем всех персидских земель.

Осенью 332 г. до н. э. греческая и македонская армия вступила на территорию Египта. Жители страны встретили их как освободителей от ненавистной персидской власти, чем был приятно впечатлен Александр Македонский. Биография царя пополнилась новыми титулами - фараона и сына бога Амона, которые были присвоены ему египетскими жрецами.

Смерть Дария III и полный разгром персидского государства

После успешного завоевания Египта Александр не стал долго отдыхать, уже в июле 331 г. до н. э. его войско форсировало реку Ефрат и двинулось к Мидии. Это должны были стать решающие битвы Александра Македонского, победителю в которых доставалась власть над всеми персидскими землями. Но о планах македонского полководца узнал Дарий и выступил ему навстречу во главе огромной армии. Переправившись через реку Тигр, греки встретились с персидским войском на обширной равнине возле Гавгамел. Но, как и в предыдущих схватках, македонская армия одержала победу, а Дарий оставил свое войско еще в разгар сражения.

Узнав о бегстве персидского царя, Александру без сопротивления подчинились жители Вавилона и Суз.

Поставив здесь своих сатрапов, македонский полководец продолжил наступление, оттесняя остатки персидских войск. В 330 г. до н. э. они подошли до Персеполя, который удерживали отряды персидского сатрапа Ариобарзана. После ожесточенной борьбы город сдался под натиском македонцев. Как было со всеми местами, которые добровольно не подчинились власти Александра, он сожжен дотла. Но на этом полководец останавливаться не желал и отправился в погоню за Дарием, которого настиг в Парфии, но уже мертвого. Как оказалось, его предал и убил один из его подчиненных по имени Бесс.

Продвижение в Среднюю Азию

Жизнь Александра Македонского теперь в корне изменилась. Хоть он и был большим поклонником греческой культуры и системы управления государством, но вседозволенность и роскошь, с которой жили персидские правители, покорила его. Он считал себя полноправным царем персидских земель и желал, чтобы все относились к нему как к богу. Те, кто пытался критиковать его действия, немедленно подвергались казни. Не щадил он даже своих друзей и верных соратников.

Но дело еще было не закончено, ведь восточные провинции, узнав о смерти Дария, не желали подчиняться новому правителю. Поэтому Александр в 329 г. до н. э. снова выступил в поход - на Среднюю Азию. За три года он сумел окончательно сломить сопротивление. Наибольшее противостояние ему оказали Бактрия и Согдиана, но и они пали перед мощью македонской армии. На этом и закончилась история, описывающая завоевания Александра Македонского в Персии, население которой полностью подчинилось его власти, признав полководца Царем Азии.

Поход в Индию

Завоеванных территорий Александру оказалось недостаточно, и в 327 г. до н. э. он организовал еще один поход - на Индию. Вступив на территорию страны и перейдя реку Инд, македонцы подошли к владениям царя Таксила, который подчинился Царю Азии, пополнив ряды его армии своими людьми и боевыми слонами. Индийский правитель надеялся на помощь Александра в борьбе с другим царем по имени Пор. Полководец сдержал свое слово, и в июне 326 года произошла великая битва на берегу реки Гадиспа, которая закончилась в пользу македонцев. Но Александр оставил жизнь Пору и даже разрешил ему править своими землями, как и до этого. На местах сражений он основал города Никею и Букефалы. Но в конце лета стремительное продвижение остановилось возле реки Гифасис, когда истощенная от бесконечных сражений армия отказалась идти дальше. Александру ничего не оставалось делать, как повернуть на юг. Дойдя до Индийского океана, он разделил войско на две части, половина из которых поплыла назад на кораблях, а остальные вместе с Александром продвигались по суше. Но это стало большой ошибкой полководца, ведь их путь пролег через жаркие пустыни, в которых погибла часть войска. Жизнь Александра Македонского оказалась под угрозой после того, как он получил серьезное ранение в одной из битв с местными племенами.

Последние годы жизни и результаты деяний великого полководца

Вернувшись в Персию, Александр увидел, что многие сатрапы взбунтовались и решили создать собственные державы. Но с возвращением полководца их планам пришел крах, а всех непокорных ждала казнь. После расправы Царь Азии занялся укреплением внутренней ситуации в стране и подготовкой к новым походам. Но его планам не суждено было сбыться. 13 июня 323 г. до н. э. Александр умирает от малярии на 32 году жизни. После его смерти полководцы разделили между собой все земли огромного государства.

Так и ушел из жизни один из величайших полководцев, Александр Македонский. Биография этой персоны наполнена таким количеством ярких событий, что порой задумываешься - а под силу ли это обычному человеку? Молодой юноша с необычайной легкостью подчинял себе целые народы, которые поклонялись ему как богу. Основанные им города сохранились и до наших дней, напоминая о деяниях полководца. И хоть империя Александра Македонского распалась сразу после его смерти, но тогда она была самым большим и могущественным государством, которое раскинулось от Дуная до Инда.

Даты походов Александра Македонского и места самых известных битв

  1. 334-300 гг. до н. э. - завоевание Малой Азии.
  2. Май 334 г. до н. э. - сражение на берегу реки Гранник, победа в котором дала возможность Александру беспрепятственно подчинять города Малой Азии.
  3. Ноябрь 333 г. до н. э. - битва возле города Исс, в результате которой Дарий бежал с поля боя, а персидское войско было полностью разгромлено.
  4. Январь-июль 332 г. до н. э. - осада неприступного города Тира, после взятия которого персидская армия оказалась отрезанной от моря.
  5. Осень 332 г. до н. э. - июль 331 г. до н. э. - присоединение египетских земель.
  6. Октябрь 331 г. до н. э. - битва на равнинах возле Гавгемал, где македонская армия снова одержала победу, а Дарий III вынужден был спасаться бегством.
  7. 329-327 гг. до н. э. - поход в Среднюю Азию, завоевание Бактрии и Согдианы.
  8. 327-324 гг. до н. э. - поход в Индию.
  9. Июнь 326 г. до н. э. - сражение с войсками царя Пора возле реки Гадиса.