Концепция развития географического образования. Принята Концепция географического образования в РФ

В начале ноября в Ломоносовском корпусе Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова прошел второй Всероссийский съезд учителей географии.
В работе съезда приняли участие более 550 учителей географии, методистов, преподавателей высшей школы, представителей региональных отделений Русского географического общества, Российской ассоциации учителей географии из всех субъектов нашей страны.
От Калужской области на съезде работали заведующий кафедрой географии КГУ им. К.Э.Циолковского О.И.Алейников, учитель села Нижние Прыски Козельского района Калужской области, победитель конкурса «Учитель года — 2016» в Калужской области Б.М.Сергеев и наш земляк, учитель географии Кременской средней школы, заместитель председателя ассоциации учителей географии Калужской области Э.А.Краснов.
Организаторами Второго Всероссийского съезда учителей географии выступили Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Министерство образования и науки РФ, Русское географическое общество, Российская академия образования и Российская ассоциация учителей географии. Основной темой съезда стало обсуждение Концепции развития географического образования в России.
Открывая съезд, ректор МГУ, академик РАН В.А.Садовничий признал: «Над географией нависла угроза из-за непродуманных реформ в школе. При этом география была и остается предметом, формирующим сознание человека и его отношение к жизни. География как наука формирует сознание и отношение человека к жизни. Каждую секунду своей жизни мы находимся в этой среде — в среде природы, в среде человеческой, и все это требует глубокого изучения, фундаментальных знаний».
Президент Российской ассоциации учителей географии, заведующий кафедрой экономической и социальной географии, доктор педагогических наук, профессор МПГУ А.А.Лобжанидзе ознакомил участников съезда с результатами обсуждения основных положений Концепции географического образования в
региональных отделениях РАУГ.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С.Кравцов отметил, что географию для сдачи ЕГЭ выбирают небольшой процент выпускников, а в 2016 году ЕГЭ сдали всего около 18 тысяч школьников, или 3% участников ЕГЭ. В этом учебном году планируются Всероссийские проверочные работы по географии в 11-х классах на добровольной основе.
Первый вице-президент РГО, Президент географического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, академик РАН Н.С.Касимов также говорил о работе региональных отделений РГО по обсуждению основных положений данной Концепции.
После пленарного заседания в работе одиннадцати круглых столов проводилось обсуждение по основным положениям проекта Концепции развития географического образования в Российской Федерации: модернизация содержания географического образования, проблемы методики преподавания географии, система дополнительного образования и школьной географии, географическое просвещение и популяризация географии, система оценки качества географического образования и др.
На втором, заключительном, дне работы съезда пленарное заседание, которое также открыл ректор МГУ В.А.Садовничий, перед участниками съезда выступил Президент Русского географического общества С.К.Шойгу. Он отметил важность участия научного, экспертного и педагогического сообщества в работе над проектом Концепции и роль РГО в популяризации географии в молодежной среде. Также С.К.Шойгу напомнил всем делегатам и участникам съезда о проведении 20 ноября 2016 года Всероссийского диктанта по географии, призвал всех принять активное участие в ходе его подготовки и проведения.
Роль предмета географии в формировании личности и общегражданской идентичности и необходимость создания в школах хорошо оснащенных кабинетов географии отметила министр образования и науки РФ О.Ю.Васильева. Также она поддержала инициативу введения обязательного экзамена по географии в 9-х и 11-х классах и подчеркнула важность проведения Всероссийских проверочных работ по географии в общеобразовательных учреждениях.
В заключение первый вице- президент РГО, академик РАН Н.С.Касимов зачитал резолюцию съезда о принятии Концепции географического образования. По итогам работы делегаты и участники съезда приняли ее единогласно.
География — важный предмет в программе современной школы, позволяющий сформировать у учащихся понимание целостности современного мира, изучить природу в совокупности природных комплексов, различных отраслей хозяйства, экономических и
географических особенностей и глобальных проблем. Будем надеяться, что прошедший съезд поможет школьной географии обрести ее былой высокий статус, а для наших школьников стать самым увлекательным, полезным и актуальным школьным предметом.

Актуальной тенденцией нашего времени является разработка концептуальных подходов к изучению различных школьных предметов. Уже утверждены концепции по русскому языку, литературе, отечественной истории, математике. Началось обсуждение проекта концепции географического образования.

Межведомственной рабочей группой под эгидой Русского географического общества и Министерства образования и науки РФ разработан проект «Концепции развития географического образования в Российской Федерации» (далее Концепции). Он представляет собой систему взглядов на базовые принципы, приоритеты, цели, задачи и основные направления развития школьного географического образования и просвещения.

По мнению авторов проекта документа, современная система географического образования не отвечает запросам времени и требует существенной коррекции. В проекте концепции представлены предложения по разработке нового стандарта школьного географического образования и требований к структуре учебно-методического комплекса; даны рекомендации по проведению конкурса и созданию новых линий учебников по географии; организации курсов повышения квалификации учителей.

18 июля 2016 г. в РАО прошел экспертный семинар «География», на котором обсуждался проект «Концепции развития географического образования в Российской Федерации».
Группа экспертов, участников семинара, состоящая из методистов, учителей, преподавателей вузов активно включилась в процесс обсуждения документа. В дискуссии приняли участие и авторы учебников и учебных пособий по географии, выпускаемых объединенной издательской группой «ДРОФА» - «ВЕНТАНА-ГРАФ».

По итогам работы семинара был сделан вывод о том, что представленный проект нуждается в серьезной доработке. В чем состоит суть замечаний и предложений экспертов?

Документ не соответствует жанру

Прежде всего, никто не подвергает сомнению значение такого документа, как концепция.

— Это очень важный, нужный и ответственный документ. В его основе — глубокий анализ, рефлексия, прогноз, проект основных направлений развития в будущем», — убежден академик РАО и главный редактор журнала «География в школе» Михаил Рыжаков.

В то же время эксперты отмечают, что данная концепция не соответствует заявленному жанру.

Заместитель декана географического факультета по научно-исследовательской работе Пермского государственного национального исследовательского университета Мария Иванова и ее коллеги из вуза утверждают, что «материал, представленный к обсуждению на сайте Русского географического общества, назвать «Концепцией развития географического образования в Российской Федерации» можно с большой степенью условности». Причина в том, что он не согласован с действующими нормативными документами; не обладает четкой структурой; не имеет практического выхода, исходя из предполагаемых результатов.

Иными словами, представленный проект не отвечает требованиям, которые предъявляются к жанру концепции.

Хождение по кругу

Специалисты критикуют авторов представленного проекта за то, что при разработке документа они не учли опыт создателей предшествующих документов — таких например, как «Концепция содержания географического образования в 12-летней школе» 2000 года. Главным достоинством Концепции 2000 г. доцент Московского педагогического государственного университета Елена Беловолова считает то, что ее разработчики рассматривали школьную географию как предмет, формирующий у учащихся комплексное, системное, социально-ориентированное представление о Земле как планете людей.

— Без серьезного анализа, сделанного до вас в интересующей вас сфере, ничего путного получиться не может. И вы будете обречены повторять уже давно известное, «ходить по кругу», что и демонстрирует обсуждаемый текст проекта, — констатирует М. Рыжаков.

Утопические предложения

Авторы проекта Концепции указывают на то, что «система географического образования и просвещения, сложившаяся в России на протяжении многих лет, в настоящее время находится в состоянии деградации, что проявляется, в частности, в постоянном уменьшении количества часов, выделяемых на преподавание географии в основной и старшей школе» . М. Рыжаков считает, что «уменьшение часов на географию свидетельствует прежде всего о том, что школьные администрации не видят большой пользы от изучения этой дисциплины. Положение усугубляется ещё и тем, что у географии появились «конкуренты» в лице таких предметов, как обществознание, ОБЖ, экономика, экология, в рамках которых изучается много тем, представленных и в курсе географии».

По мнению экспертов, основные направления реализации концепции, предложенные авторами, носят чисто механический и административный характер. Это сохранение количества часов по предмету география в объеме 2-х часов в неделю в каждом классе (с 6 по 9 классы); введение курса «География родного края» для 8-9-х классов по 1 часу в неделю в каждом классе; включение географии как обязательного учебного предмета на базовом и углубленном уровнях во всех профилях старшей школы и др. М. Рыжаков отмечает, что авторы документа забывают о том, что «в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» и ФГОС содержание образования (учебный план, учебные программы, методические рекомендации и т.д.) определяется участниками образовательного процесса самостоятельно».

Некоторые предложения авторов проекта Концепции доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и естественных наук, и.о. декана естественно-географического факультета Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета Надежда Романова называет утопическими. И это, прежде всего, введение обязательных ОГЭ и ЕГЭ по географии. По ее мнению это невозможно реализовать, поскольку в таком случае придется вводить обязательные экзамены и по другим школьным предметам.

— Многие возразят: советские школьники сдавали 7-9 обязательных экзаменов по разным предметам и справлялись в среднем более чем на «удовлетворительно». Сейчас на вряд ли общество пойдет на такой шаг — отмечает Н. Романова.

Вместо косметических мер — кардинальные решения

Эксперты убеждены: идти надо другим путем. Необходимо менять структуру и содержание школьного курса географии, а не ограничиваться лишь косметическими «в масштабах предмета» мерами.

— Авторы даже не задаются вопросами: а нужны ли те курсы, что есть в школьной программе сейчас? — констатирует М. Рыжаков. — Отвечают ли они потребностям современного общества? В правильной ли последовательности они изучаются, или их надо заменить другими? А ведь существующая ныне структура курса географии была создана более полувека назад. Мне представляется, что она давно устарела.

Доцент кафедры методики преподавания географии, заместитель декана географического факультета по учебно-методической работе Московского педагогического государственного университета Александр Летягин отмечает, что необходимо обсудить вопрос изменения структуры географических курсов в основной школе. Думается, что наиболее оптимальным вариантом такой структуры может быть следующая последовательность курсов: 5-6 классы - «Начальный курс географии», 7-8 классы - «География своего края» и «География России», 9 класс - «География мира».

Свое видение структуры школьного курса географии у доцента кафедры естественнонаучного и математического образования Липецкого областного «ИРО» Татьяны Стрельниковой. Она предлагает в 5 классе изучать пропедевтический курс «История географических открытий», в содержание курса 6 класса немного увеличить объем учебного материала по астрономии, которую перестали изучать отдельным курсом в 11 классе. По мнению Т. Стрельниковой важно сохранить по 2 часа в неделю с 6 по 9 классы и ввести обязательных 2 часа в неделю в 10-11 классах.

Но не количество часов — главный фактор успешного изучения предмета, а изменение вектора преподавания — с ретрансляции и воспроизведения знаний к осмыслению разнообразных географических явлений.

— Современное географическое образование в школе нацеливает учеников на механическое запоминание очень многих элементов. Безусловно, знание географической номенклатуры и понятий в определенных пределах необходимо, но все образование необходимо строить не на принципе запоминания-воспроизведения, а на принципе логического мышления, деятельностного, практико-ориентированного подхода, на принципе увязывания тех или иных географических объектов с теми или иными проблемами или явлениями, — размышляет Т. Стрельникова.

Пути модернизации

Александр Летягин предлагает следующие пути модернизации школьного географического образования: 1) интеграция знаний о природе, существовании человека в определённых природных условиях и деятельности человека; 2) устранение устаревшего учебного материала и включение в содержание географических курсов и учебную деятельность современных знаний с использованием новейших источников географической информации (данные дистанционного зондирования Земли, системы глобального позиционирования, цифровые и лазерные приборы и инструменты); 3) увеличение количества практических работ, в том числе и на местности.

Стрельникова Т. считает, что необходимо заинтересовать учащихся в получении географических знаний, а для этого существует много методик.

Во-первых, очень важно наглядно показать детям мир на уроках географии (фильмы, видеосюжеты, аудиозаписи).

Во-вторых, учебник должен быть не просто книгой для чтения, а представлять собой пособие для самостоятельной работы, размышления, формирования общеучебных и специальных умений и навыков.

В-третьих, необходимо усилить краеведческий подход в изучении географии — максимум внимания к своему краю (начиная от непосредственного окружения школы и кончая территорией своей области (региона)).

В-четвертых, экологизация курсов географии на основе воспитания любви и бережного отношения к Земле как к дому, где мы живем. Основной принцип: мыслить глобально, действовать локально.

В-пятых, использовать дифференцированный подход в обучении. Это четкое разделение географического содержания по уровням: для ознакомления, базовый уровень, углубленное изучение. Кроме того, в учебный процесс необходимо включить специализированные и профильные курсы, блоки и пр., а для этого разработать альтернативные программы и учебники.

Наконец, в содержательной части курса старшей школы Т. Стрельникова предлагает сократить материал по отраслевым и региональным вопросам, больше внимания уделять изучению проблемных, даже философских вопросов (природные ресурсы, энергетика, мирохозяйственные отношения, геополитика, проблемы бедности, голода, народонаселения, развития городов, терроризма, наркомании, геоэкология, проблема устойчивого развития и др.).

Вместе с тем все эксперты отмечают необходимость разумного упрощения школьного курса географии.

Лучше легко и интересно, чем трудно и непонятно

— Поделюсь любопытным наблюдением: когда я учился в школе, география считалась одним из самых легких предметов, — говорит М. Рыжаков. — Подготовка к ней не требовала больших усилий, неуспевающих по этой дисциплине не было. Думаю, причина предпочтений сегодняшних девятиклассников, выбирающих ОГЭ по географии, понятна — подготовиться к экзамену по географии проще, чем к какому-либо другому. Но боюсь, что очень скоро ситуация изменится к худшему. Ровесники моей внучки, которая учится в восьмом классе в одной из лучших школ Москвы, утверждают, что это очень сложный предмет, материал перегружен, часто непонятен даже хорошим ученикам, а учителя объясняют так, что ничего более понятным не становится. Я расцениваю это явление, как очень тревожное, потому что пусть лучше будет легко и интересно, чем трудно и непонятно.

В целом эксперты считают, что при отборе содержания школьного курса географии необходимо убрать отдельные темы, уменьшить количество изучаемой номенклатуры, определений, что приведет к повышению качества знаний учащихся.

Как решить кадровые проблемы?

В числе проблем современного географического образования авторы проекта концепции особо выделяют кадровые.

Низкий престиж профессии учителя географии, и как следствие — крайне низкие показатели по поступлению выпускников школ в педвузы на эту специальность. В результате мы получаем малоквалифицированные педагогические кадры.

В тексте проекта Концепции перечислены целевые показатели, которые, возможно, будут достигнуты благодаря реализации основных положений документа: удвоение числа абитуриентов на географических специальностях вузов до 2021 года; увеличение конкурса на географических факультетах педагогических вузов на 10% к 2021 году и на 25% к 2025 году. Надежда Романова считает, что достигнуть этих показателей нереально, по крайней мере, для провинциальных вузов.

— Мы на нашем факультете три года не набирали абитуриентов — все это время не было госзаказа на учителей географии. Да, учителя географии очень нужны в отдаленных сельских школах, но за их целевую контрактную подготовку должны платить муниципальные образования (средняя стоимость подготовки бакалавра в нашем университете — 84 тыс. рублей в год, плюс оплата общежития, расходы, связанные с проездом к месту практики и обратно). Да и не всякий обучающийся подпишет договор на целевую контрактную подготовку. Даже при тех мерах поддержки молодых специалистов, выезжающих работать в села Хабаровского края (предоставление подъемных, бесплатного жилья по месту работы, особые условия оплаты труда первые три года работы) не все готовы жить в суровых климатических условиях. Если бы были созданы одинаковые условия для качественного преподавания географии во всех регионах России (обеспечение учебниками, кадрами, ресурсами), то мы бы работали эффективнее, и география стала одной из ведущих школьных дисциплин, — убеждена Надежда Романова.

Концепция нуждается в доработке

Какой же из всего этого следует вывод?

Михаил Рыжаков предлагает написать концепцию заново и выделить в ней три крупных блока: школьная, вузовская география и просветительская деятельность в этой сфере. И в каждом блоке указать направления развития.

— Что же касается школьного курса, то здесь требуются кардинальные изменения структуры и содержания, — продолжает академик РАО. — Для того чтобы понять, какие именно изменения потребуются, необходимо провести серьезные исследования. Убежден, если привлечь серьезных ученых, видных профессионалов, учителей-практиков, то подготовить такую концепцию можно, и она будет долго служить нынешнему и будущим поколениям учителей географии.

По итогам работы семинара участниками были сформулированы практические выводы и предложения в адрес целевых групп: Минобрнауки России; региональных и муниципальных органов управления образованием; ассоциации учителей-предметников; руководителей общеобразовательных организаций.

Активное участие в этой работе приняли авторы учебников и учебных пособий по географии, выпускаемых объединенной издательской группой «Дрофа» — «Вентана-Граф». Так, Оксана Климанова и Александр Летягин работали в составе группы, которая подготовила предложения по обсуждаемому проекту Концепции для Минобрнауки.

Эксперты рекомендовали сузить рамки действия документа (дошкольное, начальное, основное и среднее образование) и внести соответствующее изменение в его название - «Концепция развития общего географического образования в Российской Федерации», а также привести в соответствие с названием документа его содержание.

В проекте Концепции, по мнению экспертов, должны быть сформулированы национальная идея развития общего географического образования и определены приоритеты его развития. Важно показать необходимость и значимость получения базовых географических знаний и навыков для жизни в современном обществе.

Участники семинара особо подчеркнули необходимость выделения отдельной предметной области «География» и недопустимости включения учебной дисциплины «География» на ступенях основного и среднего общего образования в предметные области «Общественно-научные дисциплины» или «Естественнонаучные дисциплины».

Как считает ведущий научный сотрудник Центра развития образования Российской академии образования Юлия Соловьева, прошедший семинар — подготовка к предстоящему Всероссийскому съезду учителей географии, на котором продолжится обсуждение проекта Концепции (осенью 2016 г. пройдет Всероссийский съезд учителей географии).

Приглашаем всех заинтересованных специалистов к участию в этой работе!

Представленная концепция написана профессионально, отражает все стороны географического образования. Коллектив, который составлял данный проект, знает проблемы географического образования не понаслышке. Авторы проекта глубоко проанализировали и изучали данный вопрос.

В концепции показано значение географического образования, проблемы изучения и преподавания географии. В Концепции сформированы цели и задачи проекта. Представлены основными направления реализации Концепции и предполагаемые результаты.

Написано все хорошо, «гладко» и правильно. НО не стоит переоценивать географическое образование и возносить данный предмет, как предмет решающий все проблемы образовательной и экономической сферы.

Опасность представляется в том, что «заставь чиновника Богу молиться, он лоб расшибет». Может сложиться ситуация, которая была создана при введении предмета ОБЖ (во всех классах), физкультуры по 3 часа в неделю, обществознание (как предмета, который учит всему). Подобные перекосы могут привести к разочарованию к любимому предмету (география).

При введении 1 часа в неделю в 5 классе и 1 часа в неделю в 6 классе (по ФГОС в данный момент), нецелесообразно вводить 2 часа в неделю в 6 классе (если в 5 классе останется 1 час). Считаю, что учащиеся должны сдавать экзамен по географии по желанию, а не поголовно все.

Выделить средства на развитие детского, самодеятельного туризма.

Отзыв на Концепцию по развитию географического образования в Российской Федерации Чурляев Ю.А. доцент ВИРО, учитель географии Лицей 9 Воронеж

Оставьте свой комментарий, спасибо!

Комментарии к «Концепция географического образования. Проект.»

  • Марина , 02.12.2016 в 21:04

    ЕГЭ по географии надо сдавать

  • Pavel , 02.12.2016 в 21:04

    ЕГЭ ввести необходимо. Хотя бы что то хорошее в реформе образования будет.

  • Елена Давыдова , 23.08.2016 в 17:12

    Уважаемый Юрий Алексеевич, коллега, спасибо большое за то, что смогла найти на вашем сайте информацию о Втором съезде учителей географии, уже отправила Анкету участника. С первым съездом было как-то проще — задолго было предложено написать интересную статью, о съезде можно было прочитать в Интернете. Отношусь к числу тех учителей, которые поедут, если повезёт, самостоятельно — сами от себя и своего сердца. У нас квота в Краснодарском крае- всего 3 человека, попасть через региональный отдел РГО нереально, да и не это главное. Если бы не вы, трудно сказать, когда смогла бы что-то узнать.
    И ещё. Абсолютно согласна с тем, что географию должны сдавать как предмет по выбору. безумие делать его обязательным для всех. Трудно понять и объяснить распространённое среди далёких от нашего предмета людей мнение, что география — легко, беспроблемно, едва ли не от нечего делать может быть сдана любым ребёнком. Особенно в этом уверены родители, не оценивающие ситуацию реально.Если буду на съезде, непременно поддержу тех, кто заговорит об этой проблеме, а разговор такой, конечно же, будет.
    Ещё раз спасибо за неожиданную помощь. Всего вам самого доброго.
    С уважением Елена Николаевна, отдавшая любимой географии уже 40 лет))

Конец августа 2016 года оказался очень богатым на события, связанные с обсуждением в Российской Федерации. И в каждом из мероприятий активное участие приняли специалисты объединенной издательской группы «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ».

24 августа
V августовский форум педагогического актива РУДН

24 августа на базе Российского университета дружбы народов прошел V августовский форум педагогического актива РУДН . В работе приняли участие более 1500 учителей по разным предметам. Состоялись выступления видных деятелей науки, педагогики и учебного книгоиздания.

Специалисты объединенной группы «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ» провели мастер-классы. На секции географии был представлен новый продукт – бесплатное интерактивное приложение на платформе . «Этот проект направлен, прежде всего, на подготовку к ОГЭ и ЕГЭ, а именно на отработку картографических навыков и умений, – отмечает Ирина Леонидовна Солодова , методист по географии. – Приложение содержит как тесты, так и задания, имитирующие работу с контурными картами. Проект постоянно развивается, контент обновляется и пополняется».

25 августа
Конференция «Состояние и перспективы развития географического образования»

На следующий день – 25 августа – состоялась традиционная августовская конференция учителей географии Москвы «Состояние и перспективы развития географического образования». Педагогам школ столицы и преподавателям вузов предлагалось заранее ознакомиться с главной темой обсуждения – проектом Концепции развития географического образования в РФ.

Встреча прошла в штаб-квартире Русского географического общества. Доклады о современном этапе в развитии географии и географического образования сделали известные ученые и методисты. В их числе – авторы учебников и издательской группы «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ»:

  • Александр Иванович Алексеев , профессор МГУ им. М. В. Ломоносова
  • Ирина Ивановна Баринова , профессор МИОО
  • Эльвира Васильевна Ким , старший преподаватель МИОО

26 августа
Всероссийский семинар «Модернизация современного географического образования»

26 августа в Российском университете дружбы народов прошел Всероссийский семинар «Модернизация современного географического образования». Мероприятие было организовано РУДН и журналом «География в школе» при поддержке Российской ассоциации учителей географии и при участии издательской группы «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ».

Гостями встречи стали педагоги Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Пермского края, Свердловской, Оренбургской, Волгоградской, Тульской, Белгородской областей и других регионов страны.

С приветственным словом к участникам семинара обратились главный редактор журнала «География в школе» Михаил Викторович Рыжаков и президент Российской ассоциации учителей географии Александр Александрович Лобжанидзе , которые подчеркнули, насколько важно привести содержание и методику обучения в соответствие с требованиям времени.

Прозвучали доклады на актуальные для педагогов темы, такие как преемственность в изучении предмета в школе и отражение в учебниках геополитических и социальных проблем современного общества. Главным же вопросом семинара стало обсуждение проекта Концепции географического образования .

Концепция географического образования – это то, что будет определять географическое образование в обозримом будущем

Как следует из проекта, Концепция «представляет собой систему взглядов на базовые принципы, приоритеты, цели, задачи и основные направления развития географического образования и просвещения в Российской Федерации, а также определяет механизмы, инструменты, ресурсное обеспечение, целевые показатели и ожидаемые от ее реализации результаты. Концепция коррелирует с разработанными ранее стратегическими документами – Историко-культурным стандартом, Концепциями развития математического образования, преподавания русского языка и литературы, Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан на 2016–2020 годы» и, наряду с ними, имеет целью совершенствование системы образования и просвещения в Российской Федерации, ее адаптацию к запросам современного общества» .

«Концепция географического образования – это то, что будет определять географическое образование в обозримом будущем, – объясняет Вероника Николаевна Холина , одна из организаторов семинара «Модернизация современного географического образования», заведующая кафедрой региональной экономики и географии РУДН, автор линии УМК издательской группы «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ». – Поэтому каждое слово в этом документе привлекало пристальное внимание участников обсуждения. Каждый из разделов концепции обсуждался в рабочих группах. Были подготовлены конкретные предложения, чтобы географическое образование стало важным для всех участников образовательного процесса, интересным для педагогов и учащихся, полезным в жизни. Очень хотелось бы, чтобы мнение профессионального сообщества было услышано теми, кто принимает решения».

Принять Концепцию планируется на cъезде учителей географии 2–4 ноября 2016 года . Съезд организуют Российское географическое общество и географический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Там же определится и срок, в течение которого издательства должны будут внести актуальные изменения в выпускаемые УМК по географии или создать новые – в соответствии с утвержденными на съезде требованиями к содержанию и методике обучения.

На сегодняшний день объединенная издательская группа «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ» выпускает несколько линий учебников и пособий по географии для всех классов с учетом специфики образовательных организаций:

  • (5–9 классы)
  • (5–9 классы)

Первые заявления Сергея Кравцова на посту министра просвещения РФ оказались осторожными. В частности, он анонсировал преемственность в работе министерства, что, по-видимому, не относится к принятию ФГОС общего образования, которые активно продвигало прежнее руководство. Сергей Кравцов считает, что в этом отношении "надо взять паузу". Как отнеслось к этому профессиональное сообщество? Публикуем мнения экспертов и педагогов!

Впервые со штрафными баллами в школе учитель физики Сергей Иванов столкнулся в Кемерове в год принятия постановления о новой системе оплаты труда. Затем на новом месте работы в Тюмени он обнаружил в оценочных листах несколько критериев со штрафными баллами – например, за наличие неуспевающих учеников или обоснованных жалоб от родителей. "Не порождает ли эта система халатность и не является ли психологическим давлением на учителя?" – задается вопросом педагог.

Согласно Конвенции о правах ребенка, ратифицированной 154 странами, эксплуатация детского труда запрещена. Несмотря на запреты, это позорное для XXI века явление процветает. Более того, в мире до сих пор нет единого юридически выверенного и социально обоснованного понятия "детский труд". В проблеме международного масштаба разбирался Арсений Рыков.

Терри Гиллиама неоднократно называли режиссером "с самым богатым воображением в истории кино". В числе его картин – "12 обезьян", "Король-рыбак", "Братья Гримм" и "Воображариум доктора Парнаса". В эксклюзивном интервью "Учительской газете" британский режиссер рассказал о своих работах девяностых годов, поскольку именно в этот период безошибочно узнаваемый стиль мастера оформился окончательно.