Конспект урока кислородсодержащие соединения азота. Конспект урока на тему:Кислородные соединения азота

Конспект урока на тему: «Кислородные соединения азота». 9 класс

Цель урока: изучить свойства оксидов азота.

Задачи:

    образовательные: рассмотреть оксиды азота, и на их примере повторить классификацию и основные свойства оксидов;

    воспитательные: формирование научной картины мира;

    развивающие: развитие логического мышления, умения работать с дополнительной литературой, способность обобщать и систематизировать.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Повторение изученного материала.

Несколько учащихся работают по карточкам, с остальными проводится фронтальный опрос по прошлой теме.

Дидактическая карточка №1

а) Напишите формулы следующих веществ: аммиак, нашатырный спирт, нашатырь

Качественную реакцию на катион аммония;

Взаимодействие сульфата аммония с хлоридом бария.

Дидактическая карточка №2

а) Напишите формулы следующих веществ: дихромат аммония, нашатырный спирт, сульфат аммония.

б) Напишите следующие уравнения реакции:

Взаимодействие хлорида аммония с нитратом серебра;

Взаимодействие карбоната аммония с соляной кислотой.

Фронтальный опрос:

1)Что такое «нашатырный спирт»? Для чего его используют?

2)Какие свойства аммиака лежат в основе его применения в холодильных установках?

3)Каким способом следует собирать аммиак? Почему? Как можно распознать аммиак?

5)Что такое нашатырь? Для чего его используют?

6)Какое применение находит карбонат и гидрокарбонат аммония?

3. Актуализация знаний.

Расставьте степени окисления в оксидах азота:

N 2 O NO N 2 O 3 NO 2 N 2 O 5

    Изучение нового материала.

Учитель сообщает тему, цель и план урока.

План:

    Классификация оксидов азота.

    Сообщение учащегося на тему: «История открытия оксида азота (I )».

    Физические свойства оксидов азота (самостоятельная работа с текстом учебника).

    Химические свойства, получении и применение оксидов азота, (рассказ и объяснение учителя).

Классификация оксидов азота. Учащиеся вместе с учителем заполняют схему.

Оксиды азота

Несолеобразующие Солеобразующие

N 2 O NO N 2 O 3 → HNO 2

не взаимодействуют ни с кислотами, N 2 O 5 →HNO 3

ни со щелочами и не образуют солей NO 2 → HNO 2 и HNO 3

Сообщение учащегося на тему: «История открытия оксида азота (I )».

Веселящий газ.

Американский химик в 1800 г. изучал взаимодействие серы с нагретым раствором нитрита натрия NaNO 2 в формамиде HCONH 2 . Внезапно началась бурная реакция с выделением газа со слабым приятным запахом. Вудхаузу вдруг стало весело, и он пустился в пляс, распевая песни. На другой день, вернувшись в лабораторию, он обнаружил в колбе, где шел опыт, кристаллы тиосульфата натрия Na 2 S 2 O 3 . Почти в то самое время английский химик Гемфри Деви проводил термическое разложение нитрата аммония NH 4 NO 3 . Как потом он вспоминал, помощник слишком близко наклонился к установке и несколько раз вдохнул газ с приятным запахом, выходивший из реторты. Вдруг помощник разразился беспричинным смехом, а потом свалился в углу комнаты и тут же уснул.

Ученые получили один и тот же газ – оксид азота (I ) N 2 O .

Формула оксида

Физические свойства

Химические свойства

Получение и применение

N 2 O

бесцветный негорючий с приятным сладковатым и .

2N 2 O→2N 2 + O 2

NH 4 NO 3 →N 2 O + 2H 2 O

Малые концентрации закиси азота вызывают лёгкое (отсюда название - «веселящий газ»). При вдыхании чистого газа быстро развиваются состояние опьянения и сонливость. Закись азота обладает слабой наркотической активностью, в связи с чем в медицине её применяют в больших концентрациях .

бесцветный газ, плохо растворимый в воде.

2NO + O 2 →2NO 2

4 NH 3 + 5O 2 →4NO + 6H 2 O

Получение NO является одной из стадий получения .

NO 2

Ядовитый газ, красно-бурого цвета, с характерным острым запахом или желтоватая жидкость. Лисий хвост.

NO 2 + H 2 O→HNO 2 + HNO 3

4NO 2 + H 2 O + O 2 →4HNO 3

2NO 2 + 2NaOH→NaNO 3 + NaNO 2 + H 2 O

2Cu(NO 3) 2 →2CuO + 4NO 2 +O 2

В производстве и , в качестве окислителя в жидком и смесевых взрывчатых веществах. Высокотоксичен. Он раздражает дыхательные пути, в больших концентрациях вызывает NO + NO 2 =N 2 O 3

Применяется в лаборатории для получения азотистой кислоты и её солей. Высокотоксичен. По действию на организм сравним с дымящей азотной кислотой, вызывает тяжёлые ожоги кожи.

N 2 O 5

бесцветные, очень летучие кристаллы. Крайне неустойчив.

N 2 O 5 + H 2 O = 2HNO 3

N 2 O 5 + CaO = Ca(NO 3) 2

N 2 O 5 + 2 NaOH= 2NaNO 3

2NO 2 + O 3 =N 2 O 5 +O 2

N 2 O 5 токсичен.

4.Закрепление. Упр.6

5. Рефлексия, подведение итогов. Оценки .

6. Домашнее задание §26.

«Оксид углерода IV» - Вскоре вода станет мутной. Физические свойства CO2. Сухой лед в отличие от водяного льда плотный. Нетоксичен, не проводит электрически ток. Применение оксида углерода (IV). Cухой лед – тоже CO2. Газ, необходимый растениям для фотосинтеза. В природе. Содержание углекислого газа в атмосфере относительно невелико 0,04 - 0,03.

«Оксид азота» - 2.Цилиндр с оксидом азота (II) был закрыт пластинкой. Окислитель: 2NO + 2SO2 = 2SO3 + N2 Нитрозный способ получения серной кислоты. 1.Имеются три закрытых цилиндра: с оксидом азота (IV), с азотом, с аммиаком. No-оксид азота (II). Хорошо растворяется в воде. N2O5. Все оксиды азота, кроме N2O, ядовитые вещества.

«Разложение оксидов» - Классификация оксидов. Основные оксиды. Оксиды. Амфотерные оксиды. Кислотные оксиды. Глоссарий. Индеферентные оксиды (несолеобразующие). Классиф. Оглавление. Задания. Пособие для учащихся.

«Оксиды» - В природе. Металлические руды. ОКСИД ХРОМА cr2o3. Содержание углекислого газа в атмосфере относительно невелико, всего 0,04-0,03%. Белила. Например: красный, магнитный и бурый железняки, бокситы (оксид алюминия), Газ, необходимый растениям для фотосинтеза. Оксид углерода (II) CO. Такими же ценными свойствами обладает оксид титана (IV) – TiO2.

«Оксид углерода» - Для оксида углерода (II) характерны восстановительные свойства. или углекислый газ – газ без цвета и запаха. Со. Оксид углерода (II). Оксид углерода (IV). Получение оксида углерода (IV). Использованы ЦОР: Демонстрационное поурочное планирование. Оксиды углерода.

«Химические оксиды» - Вещества, в состав которых входит кислород. Кварцевый песок. Н2О. Оксид углерода (IV). Оксиды - это сложные вещества. Боксит. Пигмент оливково – зелёной краски. Негашёная известь. Оксиды металлов. Оксиды. Оксид углерода (II).

Всего в теме 14 презентаций

Тема урока: Кислородные соединения азота.

Цель урока : 1. Контроль и оценка усвоения учащимися изученного материала.

2. Способствовать развитию логического мышления учащихся.

3. Способствовать формированию коммуникативных навыков при работе в

Группе.

4. Обеспечение благоприятного климата в учебной группе.

Оборудование: раздаточный материал для изучения и усвоения темы, Схемы-рисунки,

Таблицы, листы бумаги формата А4, цветная бумага, клей, ножницы,

Фломастеры.

ХОД УРОКА:

  1. Учитель рассказывает о том, какие кислородные соединения серы встречаются в природе.
  2. Учитель рисует технологическую карту изучения кислородных соединений азота и расшифровывает числовые обозначения:

1. Нахождение в природе

2. Физические свойства

3. Химические свойства

4. Способы получения

5. Получения азотной кислоты

6. Области применения

7. Кислоты оксидов азота

8. Соли этих кислот.

Класс делится на 2 группы (в данном случае по принципу дат рождения – 1 группа рожденные в январе-мае месяце; 2 группа рожденные в июне-декабре).

  1. Релаксация.

Выберите себе смайлик, того цвета, который соответствует вашему сейчас настроению:

Фиолетовый - мне скучно

Синий – у меня плохое настроение

Оранжевый – у меня прекрасное настроение

4. Используя прием «Цветок подсолнуха», опишите, где встречаются кислородные соединения азота в природе. Вам необходимо вырезать из цветной бумаги лепестки подсолнуха и на каждом лепестке написать один ответ.

5. Используя таблицу «Физические свойства оксидов азота»

Свойство

Оксиды азота

оксид

диоксид

Агрегатное состояние

Цвет

Запах

Растворимость в воде

Воздействие на организм

6. Используя прием «Скелет рыбы» опишите, химические свойства этих соединений.

7. Физминутка.

8. Используя прием «Цветок подсолнуха», опишите, способы получения этих соединений.

9. Опишите получение азотной кислоты – учащиеся записывают уравнения реакций на доске

10. Используя прием «Цветок подсолнуха», опишите, области применения этих соединений

11. Используя таблицу «Кислоты оксидов азота» опишите их свойства

«Кислоты оксидов азота»

Свойство

Кислоты

азотистая

азотная

Агрегатное состояние

Цвет

Запах

Растворимость в воде

Температура плавления или кипения

Воздействие на организм

12. Используя прием «Цветок подсолнуха», напишите, формулы солей этих кислот.

  1. Выступление групп со своими презентациями.
  2. Д\з п.36, проблема, гипотезы, задание 1-4 по выбору.
  3. Оценка деятельности каждого участника группы.

16. Рефлексия – выберите себе смайлик, того цвета, который соответствует вашему сейчас настроению

Желтый - мне по-прежнему скучно

Зеленый – после урока у меня ухудшилось настроение

Красный – после урока у меня улучшилось настроение

17.Вывод: по вашему настроению я вижу –

18.Спасибо за урок.

Урок химии в 9 классе. «___»_______________ 20____ г.
Кислородные соединения азота.
Цель. Повторить классификацию и свойства оксидов, на примере оксидов азота.
Задачи.
Образовательные: рассмотреть классификацию и свойства оксидов азота; повторить
вычисления массовой доли химического элемента в веществе.
Развивающие: развивать логическое мышление, умения работать с дополнительной
литературой, способность обобщать и систематизировать.
Воспитательные: воспитывать трудолюбие, навыки самостоятельной работы.
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Повторение изученного материала.
Фронтальный опрос.
1) Каковы физические свойства солей аммония? Что вам известно о растворимости
солей аммония?
2) Перечислите химические свойства солей аммония.
3) Что вам известно о применении солей аммония?
Проверочная работа.

(NH4)2SO4 + BaCl2→
NH4Cl + AgNO3→
NH4OH +KCl→
(NH4)2CO3 + HCl→
(NH4)2SO4 +CuO→

веществе:







Г) действие раствора серебра

А) HNO3, KOH Б) Na2CO3, NaOH
В) BaCl2, KOH Г) HCl, Ca(OH)2
NH4NO3:




2­→ CO2 + H2O
+ + OH­→ NH3 + H2O
1) 2H+ + CO3
2) NH4

А) (NH4)2SO4 + BaCl2
Б) NH4Cl + NaOH→ NaCl + NH3
4Cl + BaSO4↓
+ H2O

2 NH


+ H2O
3. Изучение новой темы.
Азот, проявляя разную степень окисления, образует пять оксидов.
Составьте таблицу, показывающую отличия оксидов азота.
Для заполнения таблицы используйте учебник стр. 156, дополнительный материал
(приложение 2)
Оксид
азота(I)
Оксид
азота(II)
Оксид
азота(III)
Оксид
азота(IV)
Оксид
азота(V)
Основные
характеристики
Молекулярная формула
Физические свойства
Класс оксида
Устойчивость оксида
при комнатной
температуре
При взаимодействии с
водой образуют
Оксиды азота.
Азот образует немало оксидов, из которых наиболее известны оксиды со всем спектром
значений степеней окисления азота от +1 до +5:
Оксиды азота (I) и (II) – это несолеобразующие оксиды. Остальные – это солеобразующие
кислотные оксиды.
Оксид азота (I) N2O– это бесцветный газ со слабым своеобразным запахом, обладает
наркотическим действием (его также называют «веселящий газ»). Он используется в
стоматологии для анестезии. Получают внутримолекулярным окислением­
восстановлением при разложении нитрата аммония: NH4NO3 = N2O+2H2O

При нагревании до 5000С оксид азота (I) распадается на азот и кислород, а потому
является окислителем металлов и неметаллов и восстанавливается при этом в основном до
свободного азота: N2O+Cu= N2 +CuO
2N2O +S = SO2 +2N2
Оксид азота (II) – это бесцветный газ, без запаха, почти не растворим в воде, токсичен. Для
него характерны как окислительные свойства: 2NO+2Mg=2MgO+N2,

Оксид азота (III) N2O3– это темно­синяя жидкость. Оксид азота (III) может быть получен
при низких температурах при помощи реакций: 4NO +O2= 2N2O3, NO+NO2 =N2O3.
Оксид азота (III) легко разлагается (при температуре 25 0С от исходного вещества остается
только 10%): N2O3  NO +NO2
Оксид азота (III) – типичный кислотный оксид, который при растворении в воде образует
существующую только в растворе азотистую кислоту:
N2O3 + H2O  2HNO2
Оксид азота (IV) NO2. Этот оксид легко образуется при окислении оксида азота (II)
кислородом воздуха. Он представляет собой весьма токсичный бурый газ. При сжижении (
t кип=21,50С) этот газ бледнеет, а при замерзании (tпл =­11 0С) образует бесцветные
кристаллы. При взаимодействии с водой образует две кислоты: 2NO2 +H2O = HNO2 +HNO3
Оксид азота (V) – это бесцветные кристаллы, которые при нагревании выше 33,3 0С
разлагаются:
2N2O5 = 4NO2 +O2 .


окислительные свойства.
4. Закрепление.
1. В соединениях с кислородом азот проявляет все возможные положительные
степени окисления. Составьте формулы оксидов азота и рассчитайте массовые
доли (%) азота в этих соединениях.
2. Осуществите превращения:
А) NH3 →NO→ NO2 →HNO3
Б) Na3N →? →NO→ ? →HNO3
Приведите уравнения реакций. Укажите условия их протекания.
5. Домашнее задание. § 27 упр. 5 стр. 158

Приложение 1.
Проверочная работа.
Допишите уравнения реакций, практически осуществимых:
(NH4)2SO4 + BaCl2→
NH4Cl + AgNO3→
NH4OH +KCl→
(NH4)2CO3 + HCl→
(NH4)2SO4 +CuO→
Задания, для тех кто сдает экзамен по химии.
1. Связь, образованная по донорно­ акцепторному механизму, присутствует в
веществе:
А) NaCl Б) NH3 В)Li3N Г) NH4Cl
2. Продуктами разложения гидрокарбоната аммония являются:
А) N2, CO2, H2O Б) NH3, CO2, H2O
В) N2O, CO2, H2O Г) NH4OH, H2CO3
3. Качественной реакцией на ион аммония является:
А) разложение солей аммония при нагревании
Б) действие кремниевой кислоты
В) действие растворов щелочей при нагревании
Г) действие раствора серебра
4. Сульфат аммония реагирует с обеими веществами:
А) HNO3, KOH Б) Na2CO3, NaOH
В) BaCl2, KOH Г) HCl, Ca(OH)2
5. Формула реактива для распознавания NH4Cl среди солей (NH4)2CO3 и
NH4NO3:
А)NaOH Б) HCl В) BaCl2 Г)AgNO3
6. Формула реактива для распознавания (NH4)2SO4 среди солей NH4NO3 и NH4I:
А) BaCl2 Б) NaOH В) AgNO3 Г) HCl
7. Сокращенное ионное уравнение реакции:
3) 2H+ + CO3
2­→ CO2 + H2O

OH­→ NH3 + H2O
4) NH4
Молекулярное уравнение реакции:
А) (NH4)2SO4 + BaCl2
Б) NH4Cl + NaOH→ NaCl + NH3
4Cl + BaSO4↓
+ H2O

2 NH
В) (NH4)2CO3 + 2HCl→ NH4Cl +CO2
Г) NH4NO3 + NaOH →NaNO3 + NH3 + H2O
+ H2O
Приложение 2.
Оксиды азота.
Азот образует немало оксидов, из которых наиболее известны оксиды со всем
спектром значений степеней окисления азота от +1 до +5:
Оксиды азота (I) и (II) – это несолеобразующие оксиды. Остальные – это
солеобразующие кислотные оксиды.
Оксид азота (I) N2O– это бесцветный газ со слабым своеобразным запахом,
обладает наркотическим действием (его также называют «веселящий газ»).
Он используется в стоматологии для анестезии. Получают
внутримолекулярным окислением-восстановлением при разложении нитрата
аммония: NH4NO3 = N2O+2H2O
При нагревании до 5000С оксид азота (I) распадается на азот и кислород, а
потому является окислителем металлов и неметаллов и восстанавливается
при этом в основном до свободного азота: N2O+Cu= N2 +CuO
2N2O +S = SO2 +2N2
Оксид азота (II) – это бесцветный газ, без запаха, почти не растворим в воде,
токсичен. Для него характерны как окислительные свойства:
2NO+2Mg=2MgO+N2,
так и восстановительные: 2NO +O2 = 2NO2
Оксид азота (III) N2O3– это темно-синяя жидкость. Оксид азота (III) может быть
получен при низких температурах при помощи реакций: 4NO +O2= 2N2O3,
NO+NO2 =N2O3.
Оксид азота (III) легко разлагается (при температуре 25 0С от исходного
вещества остается только 10%): N2O3  NO +NO2
Оксид азота (III) – типичный кислотный оксид, который при растворении в
воде образует существующую только в растворе азотистую кислоту:
N2O3 + H2O  2HNO2

Оксид азота (IV) NO2. Этот оксид легко образуется при окислении оксида азота
(II) кислородом воздуха. Он представляет собой весьма токсичный бурый газ.
При сжижении (t кип=21,50С) этот газ бледнеет, а при замерзании (tпл =-11 0С)
образует бесцветные кристаллы. При взаимодействии с водой образует две
кислоты: 2NO2 +H2O = HNO2 +HNO3
Оксид азота (V) – это бесцветные кристаллы, которые при нагревании выше
33,3 0С разлагаются:
2N2O5 = 4NO2 +O2 .
Получают N2O5, окисляя низшие оксиды озоном: 2NO +O3 = N2O5
Это типичный кислотный оксид, которому соответствует азотная кислота. Он
взаимодействует с водой, щелочами, оксидами металлов, проявляет сильные
окислительные свойства.