Крейсер михаил кутузов внутри. Крейсер михаил кутузов

Всем привет. Давно вот мечтал побывать на военном корабле. До этого бывал я только на подлодке, а на корабле ни разу. Сколько раз к ним подходил, с крыш снимал, а вот внутри ни разу. Итак, сегодня мы побываем с вами на самом настоящем военном корабле - крейсере "Михаил Кутузов".


Фото 1.

Когда-то это был действующий военный крейсер, на сегодняшний момент он списан, но благо его не попилили, а сделали из него самый настоящий плавучий военно-морской музей.


Фото 2.

Крейсер заложен в городе Николаеве в 1951 году. Делали судно на Николаевском судостроительном заводе имени Носенко Н. И. Спуск на воду осуществили 29 ноября 1952 года. Военно-морской флаг был поднят на «Михаиле Кутузове» 9 августа 1954 года. Однако только 31 января 1955 года крейсер зачислили в состав Краснознаменного Черноморского флота.

Водоизмещение полное, т 16300
Водоизмещение стандартное, т 13230
Длина, м 210
Ширина, м 22
Осадка, м 7,3
Мощность силовой установки, л.с. 2 х 68500
Скорость хода максимальная, узлов 33
Скорость хода экономическая, узлов 16
Дальность плавания экономическим ходом, миль 9000
Бронирование борта, мм 100
Бронирование палубы, мм 50
Бронирование башни, мм 175
Бронирование рубки, мм 130
Экипаж, чел. 1270

Вооружение:
4 х 3 – 152 мм МК-5-бис,
6 х 2 – 100-мм СМ-5-1 и 16 х 2 – 37-мм В-11 орудий,
2 х 5 – 533-мм ТА.
Сейчас торпедных аппаратов на крейсере не видно. Судя по всему они были сняты во время модернизации 1988 года.


Фото 3.

По проекту это судно серии 68-бис, модификации 68-А должно было иметь водоизмещение 18640 тонн, составлять в длину и ширину 210 и 23 метра соответственно. Начало проектирования приходилось на период с 1944 по 1945 годы, оно основывалось на базе проекта 68. Однако только в 1947 году Центральное конструкторское бюро № 17 получило полное задание (тактико-техническое) на создание этого артиллерийского корабля, а также нескольких других. Возглавлял работу специалистов над проектом Савичев А. С. (главный конструктор). Эскизная часть была пропущена из-за спешности, на которой настаивали гос. заказчики, поэтому ЦКБ сразу начало техническое проектирование, утвержденное в 1947 году.

При проектировании судна была применена технология формирования цельносварных корпусов кораблей. Такое строительство было первым в нашей стране, при этом вес отдельных секций достигал ста пятидесяти тонн. Проект 68-бис включал и другие новшества. Защитные броневые плиты использовались, в том числе, и как несущие конструкции.


Фото 4.


Фото 5.

Двенадцать пушек Б-38 (152 мм) главного калибра составляли основную артиллерию «Михаила Кутузова». Они были помещены в четыре башни МК-5бис, каждая из которых была рассчитана на три орудия. Эти артиллерийские установки были способны эффективно стрелять даже при шторме в шесть балов. Они также могли работать после ядерного взрыва мощностью в одну мегатонну, произошедшего на расстоянии от семисот до восьмисот метров от судна. Сбрасывание мин производилось по кормовым скатам при постановке минных заграждений, всего корабль мог нести до ста тридцати двух таких снарядов.


Фото 6.


Фото 7.

Крейсер стал передовым кораблем по боевой подготовке. В 1956 г., 1958 г., 1963 г. завоевал переходящие призы Военно-морского флота СССР. Пять лет подряд с 1965 но 1970 года - приз командующего KЧФ по артиллерийской подготовке. Неоднократно экипаж крейсера добивался звания лучшего надводного корабля Черноморского флота. В 1957 году крейсер совершил поход вокруг Европы и участвовал вместе с кораблями Северного и Балтийского флотов в параде на Неве в Ленинграде. В полном соответствии с тогдашней океанской доктриной в 1964 году первым из кораблей КЧФ вышел на боевую службу в Средиземное море.
Семь выходов на боевую службу. Более 200 тысяч пройденных миль и семь отличных оценок на эту нелегкую службу.
На его счету 15 дальних морских походов. С 1955 по 1992 годы крейсер наносил визиты в Румынию, Югославию, Албанию, Болгарию и Алжир. В 1955 году в Севастополе во время взрыва линкора «Новороссийск» крейсер «Михаил Кутузов» оказался ближайшим к нему кораблем. Из 35 человек аварийно-спасательной команды отправленной с крейсера для оказания помощи погибло 27 матросов.
В июне 1967 года «Михаил Кутузов» находился в зоне военных действий, выполняя боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта в войне с Израилем, а с 1 августа по 31 декабря 1968 года помогал вооруженным силам Сирии также в войне с Израилем.
В период с 1.12.1986 года по 1989 год модернизирован и перестроен на " Севморзаводе " в Севастополе по проекту 68-А, после чего выведен в резерв, законсервирован и поставлен в Севастополе на отстой.
В 2000 году он выведен из боевого состава флота. Принимается решение о создании на нем филиала музея Черноморского флота.
В 2001 году судно прибывает в город-герой Новороссийск. В это же время его вводят в состав Новороссийской военно-морской базы (войсковая часть 99005).


Фото 8.

Зенитное орудие калибра 37 мм ближнего действия В-11.


Фото 9.


Фото 10.


Фото 11.

А вот эта штука, напоминающая робота из Fallout - стабилизированный пост наводки СПН-500.


Фото 12.


Фото 13.


Фото 14.


Фото 15.


Фото 16. Трехорудийная башенная установка Мк-5бис главного калибра 152,4 мм


Фото 17.

Военно-морской флаг, утвержденный Петром I.


Фото 18.

Внутри орудия


Фото 19.


Фото 20.


Фото 21.

Коридоры просто шикарные


Фото 22.

Кают-кампания для старших офицеров.


Фото 23.

Ленин. Без него никуда.


Фото 24.

Небольшая выставка работ местного творчества в области судомоделизма.


Фото 25.

Там где Ленин садился самый старший офицер, по расстоянию от него садились по старшинству.


Фото 26.

А вот каюта капитана.


Фото 27.


Фото 28.


Фото 29.

Люблю гермодвери. Они прекрасны.


Фото 30.

А вот перед нами медицинская каюта.


Фото 31.


Фото 32.


Фото 33.


Фото 34.


Фото 35.


Фото 36.

А вот тут на этих кроватях спали матросы.


Фото 37.

Шкафчик для личных вещей.


Фото 38.


Фото 39.

Камбуз.


Фото 40.


Фото 41.

Огромное спасибо камраду Padonak таким же образом он проник на Пацаева:)


Фото 42.


Фото 43.


Фото 44.


Фото 45.


Фото 46.


Фото 47.


Фото 48.


Фото 49.

Кают-кампания для матросов.


Фото 50.


Фото 51.


Фото 52.


Фото 53.


Фото 54.


Фото 55.


Фото 56.


Фото 57.


Фото 58.


Фото 59.


Фото 60.

В общем, не нашел я ход на мостик (или плохо искал) да и времени уже не было, надо было двигаться дальше. В общем, надеюсь вам понравилась прогулка по кораблю. До новых встреч.


Фото 61.

Корабль-музей «Михаил Кутузов» пришвартован у центральной набережной Новороссийска, рядом с Морским вокзалом. Его длина 210 метров, ширина — 22 метра, а толщина брони — 100 мм. Высота между высшей и низшей точками корабля, клотиком и килем — 59 метров. Экспертами крейсер признан одним из шедевров мирового судостроения, а ЮНЕСКО занесло его в каталог, как корабль, представляющий историческую ценность.

Звучит же впечатляюще да? Но вот по факту… Корабль представляет печальное зрелище, особенно, в качестве музея, такими темпами станет больше похож на бесхозную груду металлолома, чем на музей. Да, не все туристы со мной согласятся, и положительных отзывов тоже пока еще полно, но впечатление всецело зависит от ваших ожиданий и фантазии.

Как достопримечательность, мне объект понравился. Ведь в округе нет ничего подобного, а я на корабле был всего один раз в жизни и это был даже не корабль, а подводная лодка в Калиниграде. Мне, правда, было очень интересно подняться по трапу и заглянуть внутрь… Но внутри-то ведь почти ничего нет! Представьте себе здание обычного музея, из которого вынесли все экспонаты. Интересно? Если здание какое-то необычное, а в данном случае крейсер был для меня необычным, то интересно, но хочется-то же посмотреть на быт команды, начиная от командира, заканчивая простыми матросами. А в нормальном состоянии была только кают-компания, остальные помещения пустые. Причем, открыты буквально несколько комнат и есть доступ только на две палубы. Идешь по коридорам и сплошные закрытые двери… Возможно с экскурсоводом было бы интереснее (когда я приезжал, группа так и не набралась), но все равно пришлось бы довольствоваться словами, так как экспонатов нет.

Мне кажется, из данного крейсера можно было бы конфетку сделать. Не сложно же вернуть в помещения некоторые личные вещи, пусть даже это будет некоторая стилизация, дать доступ на кухню (туда было окно только открыто), в машинный зал, в рулевую рубку. Понятно, что для этого всего нужно финансирование, которого нет. И проблема похоже в том, что музеи никому не нужны в стране. В общем, мне было интересно посмотреть, но увидел я только часть того, чего хотелось бы. Поэтому могу рекомендовать к просмотру, но не стройте слишком больших ожиданий. А так да размеры поражают! Это такая махина огромная..

Площадь — место для прогулок или медитаций

UPDATE. Мне тут несколько человек написало, что не флаг, а гюйс развевается, но никто не пояснил, что да как, кроме того, что гюйс висит на носу коробля. Так вот я разобрался, почему в интернете многие говорят, что на крейсере Кутузов висит именно флаг. Андреевский флаг — это белое полотнище с синим диагональным крестом, гюйс же красное полотнище с таким же синим крестом и белым крестом (как у меня на фото). Но одно время красная краска выгорела и таким образом на носу висел Андреевский флаг (хоть и в прошлом он был гюйс). Когда я посещал крейсер, то старый гюйс уже заменили на новый, и теперь он выглядит, как и должен.

Историческая справка

Крейсер, названный в честь Михаила Илларионовича Кутузова, был заложен в феврале 1951 года на Николаевском судостроительном заводе, а в августе 1954 года на крейсере был поднят флаг. После испытаний корабль был зачислен в состав Черноморского флота и проходил службу в Средиземном и Чёрном морях, в центральных районах Атлантики. Во время взрыва линкора «Новороссийск» в 1955 году в бухте Севастополя, «Михаил Кутузов» оказался ближайшим судном к линкору. Из 93 человек, отправленных с крейсера для помощи экипажу «Новороссийска», погибло 27. В 1957 году крейсер прошел вокруг Европы и направляясь на празднование 40-летия Октябрьской революции в Ленинград, получил задание: для проверки корабля пройти по пути сквозь сильный шторм. В районе Шетландских островов 9-бальный шторм почти положил крейсер на борт, он получил повреждения, но устоял и дошел Ленинграда, а после ремонта участвовал в праздничном параде на Неве. В 1961 году на крейсере проходили съёмки фильма «Увольнение на берег», где небольшую роль играл Владимир Высоцкий. В то же время корабль с официальным визитом посетил Юрий Гагарин. В 1964 году «Михаил Кутузов» первым из кораблей Черноморского флота вышел на боевую службу в Средиземное море. В июне 1967 года он находился в порту Александрии, оказывая помощь вооружённым силам Египта, а в 1968 году крейсер был направлен в Сирию. За время службы крейсер «Михаил Кутузов» посещали президент Индонезии, глава Египта, король Эфиопии, шах Ирана.

В 1987 году крейсер был переведён в резерв, затем в 1992 году — исключен из состава ВМФ, после чего находился на отстое в Севастополе. Из боевого состава корабль был выведен в 1998 году. В 2001 году корабль перевели в Новороссийск. За годы службы он прошёл 211 900 миль. Ранее экипаж крейсера составлял 1200 военнослужащих, теперь его обслуживают всего 20 человек. В 2002 году, в день ВМФ, корабль начал свою историю в качестве филиала музея Военно-Морского флота и был отрыт для широкой публики.

Каждое утро над крейсером поднимается андреевский флаг и спускается ровно во время захода солнца. На корабле более 2000 помещений, в том числе каюты, кубрики и даже библиотеки. Можно осмотреть штурманскую рубку, офицерскую кают-компанию, каюту флагмана — обычно это высокопоставленные гости корабля, каюту офицеров, кубрики матросов срочной службы. Экскурсия по крейсеру начинается с артиллерийской башни, затем посетители проходят в командирский отсек, где находятся каюты командира корабля, начальника штаба и флагмана. В каюте флагмана можно посмотреть экспозицию, рассказывающую о главнокомандующем ВМФ СССР С.Г. Горшкове. В каюте командира представлен стенд с фотографиями командиров крейсера. В каюте начальника штаба экспозиция посвящена фельдмаршалу М.И. Кутузову. После осмотра башни главного калибра, экскурсия продолжается в кубриках, где можно познакомиться с бытом и матросов. В следующем кубрике рассказывается об истории отечественных крейсеров, начиная с 60-х годов XIX века и, далее, история собственно крейсера «Михаил Кутузов». Экскурсия завершается на полубаке и баке корабля, где можно посмотреть устройство якоря.

Видео

Информация для посещения

Вход платный, стоимость экскурсии 200 руб взрослые, 100 руб студенты. Набирается группа 10 человек.
Непрофессиональная фото/видеосъемка 50 руб.
Профессиональная фото/видеосъемка 1000/2000 руб.

Как правило, внутрь пускают с экскурсией. В сезон группа набирается быстро, а вот в межсезонье, либо придется долго ждать, либо могут пустить без экскурсовода. Без гида не так интересно, зато можно ходить дольше и тщательнее все рассматривать, а потом всю информацию прочитать в Интернете.

Новороссийские мальчишки народ особый. Закаленные ветром норд-ост и пропахшие морем вездесущие портовые пацаны всегда жили по собственным законам и правилам, главное из которых - сохранять верность и преданность Черному морю. Они всегда восхищенно смотрят на бывалых морских волков. Широко раскрыв рты, парнишки слушают их замысловатые байки о дальних странах, морских путешествиях и невероятных приключениях искренне восхищаясь мужеством и смекалкой моряков. Для сегодняшних мальчишек живым воплощением героической истории Черноморского флота стал артиллерийский крейсер «Михаил Кутузов » навечно ставший на якорь у городской набережной. Вошедший в десятку лучших боевых кораблей мира построенный в XX веке крейсер превратился в своеобразный символ города-героя Новороссийска, живую легенду минувшей эпохи.

Корабль-музей дышит историей и открывает славные страницы черноморских событий. Легендарный крейсер дает своим гостям уникальную возможность познакомиться с ключевыми моментами истории Черноморского флота.

Крейсер «Михаил Кутузов » не просто плавучий музей, а корабль-воин с богатейшим послужным списком, признанный шедевр мирового судостроения XX века.

Закладка крейсера как изделие №385 состоялась 22 февраля 1951 года на Николаевском кораблестроительном заводе. 9 августа 1954 года на корабле был торжественно поднят военно-морской флаг СССР, а через год 31 января 1955 года крейсер «Михаил Кутузов » был зачислен в состав Краснознаменного Черноморского флота.

Проект крейсера 68бис был задуман в период с 1944 по 1945 годы на базе проекта 68. В январе 1947 года корабелам было выдано уточненное тактико-техническое задание на проектирование артиллерийских кораблей. Работы по проекту вело Центральное конструкторское бюро №17 под руководством главного конструктора А. С. Савичева. Для ускорения работ ЦКБ миновало стадию эскизного проекта и приступило к работе над техническим проектом, который был утвержден в 1947 году.

Для крейсеров проекта 68бис впервые в СССР была специально разработана технология формирования цельносварных корпусов кораблей из секций весом до 150 тонн. Броневые плиты применялись не только как защитные, но и как несущие конструкции, что также было новшеством для отечественного судостроения. Толщина броневого пояса от 32 до 170 шпангоута составила 100 мм, а в оконечностях - 20 мм. Нижняя палуба - 50 мм и 20 мм в оконечностях. Носовой траверс - 120 мм, кормовой - 100 мм. Боевые рубки: бок - 130 мм, палуба - 30 мм и крыша - 100 мм. Рулевое и румпельное отделения: переборки - 100 мм, нижняя палуба - 50 мм.

Конструктивная подводная защита от воздействия торпед и мин включала, кроме традиционного двойного дна, систему бортовых отсеков (для хранения жидких грузов) и продольных переборок. Непотопляемость военного корабля была обеспечена при затоплении трех любых смежных главных водонепроницаемых отсеков.

Главная энергетическая установка крейсера состояла из шести главных паровых котлов и двух главных турбозубчатых агрегатов, работа которых обеспечивалась вспомогательными механизмами, теплообменными аппаратами, системами и устройствами, а также трубопроводами с арматурой.

Запасы провизии, топлива, масла, питательной и пресной воды обеспечивали автономность крейсеру до 30 суток и дальность плавания до 9000 миль.

Артиллерия главного калибра состояла из двенадцати 152 мм пушек Б-38, помещенных в четыре трехорудийные башни МК-5бис. По проекту крейсеры 68бис могли действовать орудиями главного калибра в шторм силой до 6 баллов включительно, а также после ядерного взрыва мощностью до 1 мегатонны на расстоянии 700-800 м от корабля. Крейсер мог принять на борт 132 мины, сбрасывание которых при постановке минных заграждений производилось по кормовым скатам.

Одна из особенностей серии этих кораблей заключается в том, что они могут нести дежурство и вести боевые действия как вблизи побережья, так и в открытом море. На крейсере помимо ствольной артиллерии, средств противовоздушной обороны, торпед и мин имеется большое количество внутренних помещений, благодаря которым крейсер способен был взять на борт два батальона морской пехоты.

Строительство легких крейсеров проекта 68бис велось на девяти построечных местах четырех заводов - в Ленинграде, Николаеве и Молотовске. Первый корабль серии «Дзержинский » был заложен 21 декабря 1948 года в Николаеве. Всего в период с 1948 по 1954 годы было заложено 23 крейсера проекта 68бис. Это была самая многочисленная серия крейсеров в истории советского судостроения. Применение новой позволило вдвое сократить сроки их постройки. Продолжительность строительства серийных кораблей была доведена до 2,5 лет.

Результаты испытаний крейсеров «Свердлов » и «Дзержинский » показали, что эти корабли обладали хорошими мореходными качествами. Конечно, все познается в сравнении. Так, седые адмиралы с восхищением говорили о крейсеров проекта 68бис, а капитаны 1 ранга, проходившие на них службу, ругали эти корабли за качку, сравнивая с последующими крейсерами или большими противолодочными кораблями, на которых были успокоители качки.

Крейсеры проекта 68бис, с одной стороны, были наиболее совершенными кораблями советского флота, а их механизмы и устройства явились пиком эволюции отечественной техники, но с другой - по объективным и субъективным причинам на эти не попали принципиально новые устройства и механизмы. Так, крейсеры проекта 68бис оказались последними с устаревшей силовой установкой, где котлы имели низкие технические характеристики.

У крейсера «Михаил Кутузов » солидный послужной список. С начала плавания корабль прошел 211900 миль. На его счету 15 дальних морских походов. С 1955 по 1992 годы крейсер наносил визиты в Румынию, Югославию, Албанию, Болгарию и Алжир. В июне 1967 года «Михаил Кутузов » находился в зоне военных действий, выполняя боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта, а с 1 августа по 31 декабря 1968 года помогал вооруженным силам Сирии. В 1955 году в Севастополе во время взрыва крейсер «Михаил Кутузов » оказался ближайшим к нему кораблем. Из 35 человек аварийно-спасательной команды отправленной с крейсера для оказания помощи погибло 27 матросов.

Это лишь несколько фактов из богатейшей биографии крейсера «Михаил Кутузов », но за ним напряженный труд нескольких поколений моряков смыслом жизни которых стала флотская служба и верность присяге, преданность морскому делу и любовь к своему кораблю. Именно поэтому ветераны-кутузовцы выступили инициаторами сохранения уникального крейсера, превратив его в военно-морской музей. 28 июля 2002 года крейсер «Михаил Кутузов » бросил якорь на новороссийской набережной и продолжил служить родине как корабль-музей став настоящей базой для подготовки будущих поколений моряков.

Вот уже 9 лет артиллерийский крейсер «Михаил Кутузов » пришвартован к причалу Новороссийского морского вокзала. Все эти года корабль по праву считается одной из главных достопримечательностей города. И все эти годы к нему приходят, чтобы прикоснуться к мечте, ведь без умения верить, мечтать и любить море никогда не стать настоящим моряком, а крейсер «Михаил Кутузов » дарит мальчишкам эту мечту о далеких морях и странах. А мечтать выросшие у моря мальчишки умеют. Сидя на парапете набережной, вдыхая соленый морской воздух, они жадными глазами следят за тем как входят в бухту вернувшиеся из дальнего плавания

Всем привет дорогие друзья! Данный пост собирался написать две недели назад, но из-за нехватки времени он публикуется только сегодня. Пост посвящается прошедшему 23 февраля, всех защитников отечества с праздником! Лучше поздно, чем никогда не поздравить! 😀 В своём путешествии по , в ожидании поезда до Екатеринбурга мы с женой отправились гулять по славному городу Новороссийску. Перед прогулкой по городу, выполнил домашнее задание, как описывал в статье про . И уже по прибытию в город знал на что посмотреть, и вот мы отправились тихим шагом к Крейсеру «Михаил Кутузов». Обо всём подробней читайте ниже.

История и служба

Самой известной достопримечательностью города Новороссийска по праву считается крейсер-музей « Михаил Кутузов». В недалёком прошлом, был одним из самых сильных и хорошо вооружённых кораблей на Черноморском побережье. На данный момент крейсер встал на свою вечную стоянку в порту и функционирует как музей.

Крейсер построен по проекту 68-бис (классификация НАТО), одному из первых проектов, реализованных после Второй Мировой Войны. Крейсера вошли в топ 10 самых лучших боевых кораблей мира XX века и положили начало создания в СССР океанского флота. Это первые боевые корабли страны, которые вышли за пределы омываемых морями территории Советского союза.

Корабль был создан третьим по счёту кораблём в городе Николаеве на судостроительном заводе имени Н.И. Носенко следом за крейсерами «Адмирал Нахимов» и «Дзержинский». Построили его всего лишь за год, а спустя два года на нём торжественно подняли флаг, и зачислили в Краснознамённый Черноморский флот. Первым начал выполнять задания по боевой службе в Средиземном море и Атлантике, совершив в общей сложности 15 дальних походов. На крейсере подготавливались будущие командиры флотилий. С корабля выпустились примерно 70 капитанов первого ранга и около семнадцати адмиралов. А сколько с дружеским визитом заходил в иностранные порты во время дипломатических миссий, не счесть! Ладно, хватит историй, вперёд гулять по крейсеру! 🙂

Экскурсия по крейсеру «Михаил Кутузов»

Заранее хочу попросить прощения у моряков и любителей военных кораблей, я не силён во всех морских терминах. Поэтому, если вы заметили, что что-то назвал не так, обязательно поправьте меня и я всё исправлю!

Начну с того, что просто так побродить по кораблю не получится, разрешают только в составе экскурсионной группы. И то, всё бегом, бегом… Толком всего и не рассмотрели. Но мне этого времени хватило сделать несколько фотографий как на самом корабле, так и внутри него. Перед тем, чтобы вас пустили по трапу на корабль, требуют собраться группой около 10-15 человек, и только тогда всех зазывают на корабль. Нам с женой пришлось подождать немного, но как только собралось нужное количество людей мы отправились на экскурсию.

Оплатив билеты в кассе, всех сначала запускают на палубу, где дожидаемся экскурсовода и людей, которые ещё оплачивают за вход. Пока дожидались отставших, мы с женой время не теряли, сделали несколько фотографий орудий и кораблей, находящихся в порту Новороссийска. Как впервые побывавшим в порту, всё кажется необычным, и рука на затворе фотоаппарата работает почти без остановки! 😀

Отвлёкся от темы, немного поговорим об вооружении крейсера. На палубах установлены четыре башни МК-5-бис с тремя орудиями по 152 миллиметров каждое. Зарядка производилась автоматически при помощи элеваторов, по которым подавались снаряды. Всё приводилось в движение при помощи 23 электродвигателей в первых трёх башнях и 20 электродвигателей в четвёртой. Но не все операции осуществлялись автоматически. Загрузка на элеватор и транспортёр осуществлялась вручную, при помощи матросов. Каждую башню обслуживало около 68 человек, а прицельная стрельба осуществлялась на 32 километра. Это как из моего родного можно стрельнуть примерно в Билимбай или в Подволошную и снаряд гарантированно долетит!

На палубе находится ещё один интересный предмет. Долго думал, что это за устройство, которое передвигалось по небольшим рельсам. Как оказалось, это обычная морская мина. На крейсер можно было погрузить от 60 до 130 штук, в зависимости от их типа и назначения. Все они находились на палубе на миниатюрных рельсах. Если приглядеться, то на предыдущей и фотографии снизу можно разглядеть следы от демонтированных рельсов. Экскурсовод сказал, что их убрали специально для безопасности посетителей, так как из-за них был разбит ни один нос и не одна коленка. Примерный вес мины составляется более 700 килограмм, а для того, чтобы отправить её за борт, нужно было не менее 18 человек. Мина подкатывалась к краю палубы и скидывалась в воду, где после ожидала своего звёздного часа.

Каждая экскурсия начинается возле колокола, именуемого у моряков рындой. Экскурсовод рассказывает историю крейсера и затем демонстрирует удар в рынду. Экскурсовод ударил не со всей силы, но по ушам ударило прилично. Как он рассказал далее, звон корабельной рынды слышен в радиусе 14 километров в открытом море. Для справки, такой колокол отлит из сплава серебра и бронзы, а его вес составляет более 80 килограмм. Что больше веса среднестатистического человека, читающего мой блог! 😀

Одним из серьёзных вопросов на крейсере была организация противовоздушной обороны. Для этого было установлено 16 советских зенитных установок В-11. Конструкция которых состоит из двух сдвоенных автоматических пушек 70-к по 37 миллиметров каждая. Обладает скорострельностью по 180 выстрелов в минуту на ствол. Для предотвращения перегрева при интенсивной стрельбе была предусмотрена охлаждающая система. Установка могла поразить воздушную цель на дальности до трёх километров, в надводную до четырёх километров.

Помимо зенитных орудий на крейсере было установлено шесть башен СМ-5-1 с двумя 100 миллиметровыми орудиями. Предназначаются не только для поражения целей на море и берегу, но и в воздухе.

После небольшого хождения по палубам, мы наконец-то спустились внутрь корабля. Экскурсовод то и дело бегал и ругался, чтобы нигде не споткнулись, не ударились головой и вообще не отставали. К моему великому удивлению, удалось сделать несколько удачных кадров с рук в темных помещениях.




Недолгого блуждая по коридорам, попали в офицерскую кают-компанию. Тут, у меня получилось сделать только одну фотографию хорошего качества. Во времена, когда крейсер находился на военной службе, в эту кают-компанию допускались только 72 офицера и пять вестовых (обслуживающий персонал на флоте). По корабельному уставу, в данном помещении можно было курить только с шести до десяти вечера.

Далее мы пробежали быстрым ходом мимо кают капитана и двух медицинских помещений. На сколько я понял, одно из них помещение хирурга, второе терапевта. Помимо этих двух врачей был ещё стоматолог. Все несложным операции врачи могли провести прямо на корабле, а потребности в серьёзных операциях не возникало. На просторах интернета видел экскурсии, в которых были показаны ходовая рубка и каюта капитана, но мы к сожалению туда не попали.




За то увидели элитный кубрик матросов. Почему элитный спросите? А всё потому, что он рассчитан всего на 27 матросов и имеет иллюминаторы. Все остальные кубрики находятся на палубах ниже, где иллюминаторы отсутствуют. Кубрики на корабле имеют вместительность от 24 человек до 70 в каждом.

Спальные места трёхуровневые. Обычный человек увидит всего две койки, но рундук под кроватью (сундук у которого поднимается крышка) тоже застилался и являлся спальным местом. Само собой, это место являлось не престижным и там спали в основном новички.

Столовая для матросов на крейсере не предусматривалась, они питались прямо в своих кубриках. На шесть-восемь человек назначался бочковой, который шёл на камбуз и получал бочки под первое, второе, чайник и приносил в кубрик. Там матросы обедали за раскладными столами, которые устанавливались в проходах.

Обо всём остальном вооружении я подробно рассказывать не буду, долго это и муторно. Думаю, многим это будет не интересно, а тем, кому интересно почитают об этом в интернете и расскажут нам об этом в комментариях. Единственное, что могу сказать, шары на мачте, которая изображена на третьей фотографии – это антенны для космической связи. Если я не прав, то обязательно поправьте меня. Также где-то на мачтах расположена базовая станция одного из местных операторов связи.









Предлагаю к вашему просмотру несколько видеороликов о крейсере «Михаил Кутузов». Первый видеоролик от создателей компьютерной игры World of Warships, посвященной военным действиям на море.

Съёмка с корабля во время залпов. Было произведено несколько залпов, плюс произошла осечка, но её быстро устранили. Залпы на столько мощные, что где-то вдалеке на берегу срабатывает автомобильная сигнализация.

Мой рассказ прекрасно дополнят три документальных фильма, которые прикрепил снизу. Первое видео взято с канала MySTIC channel.

Второе видео взято с канала «Новороссийский Информационный», в котором не мало старинных видеофрагментов из фильма, который снимался при участии крейсера.

И третье видео с канала «Кубань 24». Этот репортаж об крейсере и о том, что Новороссийск может лишиться его, так ли это, узнаем из этого видео репортажа.

Видеоролики на момент написания статьи, ещё не посмотрел, но уверен, что они будут интересны многим, кому понравилась эта статья. После публикации обязательно вместе с вами посмотрю.

Если у вас нет возможности попасть на корабль, обязательно прогуляйтесь рядом с ним. С берега можно рассмотреть все основные элементы, а из моей статьи и видеороликов можно узнать, что внутри! Цена на посещение примерно в районе 200-500 рублей, фотосъёмка оплачивается отдельно. Цену лучше уточнять прям перед экскурсией, так как из года в год она меняется.

Где находится крейсер «Михаил Кутузов»

Крейсер находится в порту города Новороссийска, в конце улицы Новороссийской Республики, возле речного вокзала. Также рядом находится набережная возле Форумной площади. Думаю, по карте всё будет ясно! 🙂

Неужели я написал эту статью, то времени не хватало, то мысль не шла, то лень было… Но самое главное собрался мыслями и дописал. Все появившиеся мысли и пожелания обязательно оставляйте в комментариях. На этом всё, до скорых встреч! 🙂

Если Вам понравилась моя статья, или считаете её полезной и интересной, то обязательно поделитесь ей с друзьями в своих социальных сетях:


Всем привет. Давно вот мечтал побывать на военном корабле. До этого бывал я только на подлодке, а на корабле ни разу. Сколько раз к ним подходил, с крыш снимал, а вот внутри ни разу. Итак, сегодня мы побываем с вами на самом настоящем военном корабле - крейсере "Михаил Кутузов".

Когда-то это был действующий военный крейсер, на сегодняшний момент он списан, но благо его не попилили, а сделали из него самый настоящий плавучий военно-морской музей.


Фото 2.

Крейсер заложен в городе Николаеве в 1951 году. Делали судно на Николаевском судостроительном заводе имени Носенко Н. И. Спуск на воду осуществили 29 ноября 1952 года. Военно-морской флаг был поднят на «Михаиле Кутузове» 9 августа 1954 года. Однако только 31 января 1955 года крейсер зачислили в состав Краснознаменного Черноморского флота.

Водоизмещение полное, т 16300
Водоизмещение стандартное, т 13230
Длина, м 210
Ширина, м 22
Осадка, м 7,3
Мощность силовой установки, л.с. 2 х 68500
Скорость хода максимальная, узлов 33
Скорость хода экономическая, узлов 16
Дальность плавания экономическим ходом, миль 9000
Бронирование борта, мм 100
Бронирование палубы, мм 50
Бронирование башни, мм 175
Бронирование рубки, мм 130
Экипаж, чел. 1270

Вооружение:
4 х 3 – 152 мм МК-5-бис,
6 х 2 – 100-мм СМ-5-1 и 16 х 2 – 37-мм В-11 орудий,
2 х 5 – 533-мм ТА.
Сейчас торпедных аппаратов на крейсере не видно. Судя по всему они были сняты во время модернизации 1988 года.


Фото 3.

По проекту это судно серии 68-бис, модификации 68-А должно было иметь водоизмещение 18640 тонн, составлять в длину и ширину 210 и 23 метра соответственно. Начало проектирования приходилось на период с 1944 по 1945 годы, оно основывалось на базе проекта 68. Однако только в 1947 году Центральное конструкторское бюро № 17 получило полное задание (тактико-техническое) на создание этого артиллерийского корабля, а также нескольких других. Возглавлял работу специалистов над проектом Савичев А. С. (главный конструктор). Эскизная часть была пропущена из-за спешности, на которой настаивали гос. заказчики, поэтому ЦКБ сразу начало техническое проектирование, утвержденное в 1947 году.

При проектировании судна была применена технология формирования цельносварных корпусов кораблей. Такое строительство было первым в нашей стране, при этом вес отдельных секций достигал ста пятидесяти тонн. Проект 68-бис включал и другие новшества. Защитные броневые плиты использовались, в том числе, и как несущие конструкции.


Фото 4.


Фото 5.

Двенадцать пушек Б-38 (152 мм) главного калибра составляли основную артиллерию «Михаила Кутузова». Они были помещены в четыре башни МК-5бис, каждая из которых была рассчитана на три орудия. Эти артиллерийские установки были способны эффективно стрелять даже при шторме в шесть балов. Они также могли работать после ядерного взрыва мощностью в одну мегатонну, произошедшего на расстоянии от семисот до восьмисот метров от судна. Сбрасывание мин производилось по кормовым скатам при постановке минных заграждений, всего корабль мог нести до ста тридцати двух таких снарядов.


Фото 6.


Фото 7.

Крейсер стал передовым кораблем по боевой подготовке. В 1956 г., 1958 г., 1963 г. завоевал переходящие призы Военно-морского флота СССР. Пять лет подряд с 1965 но 1970 года - приз командующего KЧФ по артиллерийской подготовке. Неоднократно экипаж крейсера добивался звания лучшего надводного корабля Черноморского флота. В 1957 году крейсер совершил поход вокруг Европы и участвовал вместе с кораблями Северного и Балтийского флотов в параде на Неве в Ленинграде. В полном соответствии с тогдашней океанской доктриной в 1964 году первым из кораблей КЧФ вышел на боевую службу в Средиземное море.
Семь выходов на боевую службу. Более 200 тысяч пройденных миль и семь отличных оценок на эту нелегкую службу.
На его счету 15 дальних морских походов. С 1955 по 1992 годы крейсер наносил визиты в Румынию, Югославию, Албанию, Болгарию и Алжир. В 1955 году в Севастополе во время взрыва линкора «Новороссийск» крейсер «Михаил Кутузов» оказался ближайшим к нему кораблем. Из 35 человек аварийно-спасательной команды отправленной с крейсера для оказания помощи погибло 27 матросов.
В июне 1967 года «Михаил Кутузов» находился в зоне военных действий, выполняя боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта в войне с Израилем, а с 1 августа по 31 декабря 1968 года помогал вооруженным силам Сирии также в войне с Израилем.
В период с 1.12.1986 года по 1989 год модернизирован и перестроен на " Севморзаводе " в Севастополе по проекту 68-А, после чего выведен в резерв, законсервирован и поставлен в Севастополе на отстой.
В 2000 году он выведен из боевого состава флота. Принимается решение о создании на нем филиала музея Черноморского флота.
В 2001 году судно прибывает в город-герой Новороссийск. В это же время его вводят в состав Новороссийской военно-морской базы (войсковая часть 99005).


Фото 8.

Зенитное орудие калибра 37 мм ближнего действия В-11.


Фото 9.


Фото 10.


Фото 11.

А вот эта штука, напоминающая робота из Fallout - стабилизированный пост наводки СПН-500.


Фото 12.


Фото 13.


Фото 14.


Фото 15.


Фото 16. Трехорудийная башенная установка Мк-5бис главного калибра 152,4 мм


Фото 17.

Военно-морской флаг, утвержденный Петром I.


Фото 18.

Внутри орудия


Фото 19.


Фото 20.


Фото 21.

Коридоры просто шикарные


Фото 22.

Кают-кампания для старших офицеров.


Фото 23.

Ленин. Без него никуда.


Фото 24.

Небольшая выставка работ местного творчества в области судомоделизма.


Фото 25.

Там где Ленин садился самый старший офицер, по расстоянию от него садились по старшинству.


Фото 26.

А вот каюта капитана.


Фото 27.


Фото 28.


Фото 29.

Люблю гермодвери. Они прекрасны.


Фото 30.

А вот перед нами медицинская каюта.


Фото 31.


Фото 32.


Фото 33.


Фото 34.


Фото 35.


Фото 36.

А вот тут на этих кроватях спали матросы.


Фото 37.

Шкафчик для личных вещей.


Фото 38.


Фото 39.

Камбуз.


Фото 40.


Фото 41.

Ну а дальше... дальше начинается самое интересное - проникновение на нижние этажи корабля. Прошу прощение за качество фото, уж извините время на то, чтобы сделать нормальные кадры не было.


Фото 42.


Фото 43.


Фото 44.


Фото 45.


Фото 46.


Фото 47.


Фото 48.


Фото 49.

Кают-кампания для матросов.


Фото 50.


Фото 51.


Фото 52.


Фото 53.


Фото 54.


Фото 55.


Фото 56.


Фото 57.


Фото 58.


Фото 59.


Фото 60.

В общем, не нашел я ход на мостик (или плохо искал) да и времени уже не было, надо было двигаться дальше. Огромное всё-таки спасибо создателям этого замечательного музея, будем надеяться, что эти заброшенные части корабля тоже музефицируют. Надеюсь вам понравилась прогулка по кораблю. До новых встреч.


Фото 61.

Оформлено с помощью «