Литература развивающая память и ум. Учебно-методическое пособие «Тренируем память с детства

Для полноценной жизни человеку требуются определённые навыки. Особое место в списке необходимых качеств занимает память. У некоторых её работа от природы отлажена хорошо, другим она часто изменяет. Помнить всё в любом возрасте помогут специальные обучающие книги. Мюллер, Андреев, Тони Бьюзен, Аткинсон, Лёзер, А.Р. Лурия и многие другие в своих работах приоткрывают завесу тайны над человеческой способностью помнить, предлагают развитие памяти по методикам спецслужб, учат концентрироваться.

  • С. Мюллер – психолог, занимающийся исследованием работы подсознания. В своей книге «Вспомни всё: секреты суперпамяти. Книга-тренажёр» он предлагает лучшие приёмы развития памяти, отображает технику её развития. Уже после получаса занятий вспоминаемость информации улучшается в 1,5–2 раза, а тренировка в течение нескольких дней позволит добиться отличного результата. При этом Мюллер постоянно совершенствует её, дополняет техниками. Эта книга представляет собой самоучитель, предназначенный для улучшения способности помнить.
  • Книга «Разблокируй свой мозг и начни жить!» представляет собой революционную технологию улучшения памяти и мышления. С помощью этой программы Мюллер помогает убрать страхи, развить способность влиять на собственное будущее.
  • Стать гением способен каждый человек в любом возрасте. При обучении активизируются примерно 3% клеток головного мозга, одарённый человек задействует 10%. Разбудить сверхобучаемость позволяет методика, которую описал Станислав Мюллер в книге «Разблокируй свой ум. Стань гением! Технологии супермышления и суперпамяти».
  • Развить память в детском и подростковом возрасте, совершенствовать умственные способности, освоить стрессотерапию поможет техника развития памяти, изложенная в книге «Развитие суперпамяти и супермышления у детей. Быть отличником просто!». Мюллер разработал практическое руководство, с помощью которого возможно добиться гармоничного развития сознательного и бессознательного элементов разума ребёнка.
  • Также Мюллер разработал авторскую методику, посвящённую сверхобучаемости, которая изложена в книге «Стань гением! Секреты супермышления» в виде составляющих сверхобучаемости, упражнений и специальных приёмов.

Тони Бьюзен – автор и соавтор более 100 произведений

Тони Бьюзен – создатель трудов, посвящённых нестандартному мышлению, памяти, духовному интеллекту и скорости чтения.

  • «Супермышление». Является частью серии книг. Здесь Тони Бьюзен знакомит с интеллект-картой, позволяющей улучшить память, развить творческие способности, добиться ясности и эффективности мышления, повысить умственные способности.
  • «Учебник быстрого чтения» – Тони Бьюзен представляет программу приёмов, активизирующих функционирование и взаимодействие мозга и зрения.
  • «Суперпамять». Автор предлагает по-новому посмотреть на функционирование мозга, на появление и хранение воспоминаний. В книге содержится перечень несложных увлекательных приёмов, позволяющих улучшить свою память и результативность умственной деятельности в любом возрасте.
  • «Усовершенствуйте свою память». В первых главах Тони Бьюзен излагает факты, показывающие, что способность запоминать в любом возрасте способна достигнуть наивысших результатов, демонстрируемых в обычной жизни одним человеком из сотни. Далее следуют принципы запоминания, новейшие результаты изучения сферы головного мозга, мнемоническая система. Книга «Усовершенствуйте свою память» изменяет привычную схему, позволяет легко и быстро запомнить текст.
  • «Суперинтеллект». Тони Бьюзен считает, что природа наградила мощным разумом каждого, использовать ресурсы которого умеют далеко не все. В своей книге он учит этому искусству.
  • «10 способов как стать гением». Содержится характеристика особенностей 10 интеллектов, несколько приёмов, упражнений и простых методик, позволяющих наладить свою жизнь, заняться её устройством.
  • «Интеллект-карты. Практическое руководство». Книгу следует читать тем, чья область деятельности связана с большим количеством информации, творчеством и необходимостью мыслить креативно и улучшать результативность обучения.
  • «Супермышление для тела». Идея книги – как применить мозг для тренировок тела. Содержится информация об устройстве мозга, как работают отдельные его области, что влияет на умственные способности.

Тони Бьюзен предлагает поучиться у выдающихся личностей пониманию людской природы, позаимствовать разумность и не заразиться безнравственностью.


Юрий Пугач: Развитие памяти – система приёмов

В своей книге Юрий Пугач учит толково перерабатывать информацию, ориентироваться в возникших обстоятельствах. Подобные навыки нужны человеку, независимо от рода его деятельности. Свою книгу Ю. Пугач посвятил тренировке именно образной памяти, так как в функционировании аппарата памяти решающее значение имеет процесс (технология работы), а не инструменты.

Первую главу Юрий Пугач посвятил аппарату памяти. Здесь описывается ее структура и механизм, элементы и их значимость. Упоминается система «Мольто», предназначенная для тренировки интеллекта, описывается правильное выполнение упражнений. Раскрывается понятие единицы информации, что это такое. Человек способен запоминать моментально максимум информации, когда владеет технологией перекодирования.

В последующих главах Юрий Пугач говорит о приёмах образного группирования, создающих цепочку образов, облегчающих запоминание, важности включения в процесс ощущений, о приёмах запоминания последовательностей.

  • Образы снижают количество необходимых для запоминания единиц информации, увеличивая при этом объём памяти. Образы стимулируют работу логических центров мозга, что облегчает понимание текста. Для совершенствования приёма нужна тренировка, которая обеспечит уверенность в знаниях и превратит учёбу в удовольствие.
  • Подавляющее количество информации человек приобретает благодаря зрению. На остальные органы чувств, ощущения приходится всего 10%. Следовательно, увеличить резерв памяти можно, более полно используя свои ощущения. Нужно полностью раствориться в тексте, включив воображение, построить единицы информации, притормозить на 20 секунд, найти «ключ», который обеспечит запоминание.
  • Запоминать последовательности Юрий Пугач советует с помощью ассоциаций, способа карманов, по цепочке, матричного и табличного запоминания. Зная технологию и включив изобретательность запомнить последовательности просто. При этом недостаточно знать приёмы, нужно упражнениями довести их применение до автоматизма.
  • Помнить тексты позволит развитая речь. Бессмысленно читать много раз, больший эффект обеспечит пересказ, качество которого напрямую зависит от умения выразить свою мысль.
  • Абстрактные понятия нельзя воспринять с помощью воображения или ощущений. Здесь Юрий Пугач советует применить конкретизацию, представив конкретные предметы – напоминания абстракции.

Добиться высокопроизводительной работы мозга позволит автоматическое выполнение приёмов, которые рекомендует система Ю. Пугача. Помнить правила и определения позволит комбинирование образов с опорными словами. «Доводка» в конце занятия обеспечит уверенность в усвоении материала.

Уильям Уокер Аткинсон: исследователь ментальной науки

Уильям Аткинсон исследовал эзотерические учения, практиковал ментальную науку и совершенствовал её. Труды содержат эффективные упражнения, потому востребованы до сих пор.

В книге «Наука быть успешным» Уильям Аткинсон подсказывает, как включить подсознательные резервы для достижения успеха, описывает искусство влияния на окружающих с помощью мыслей.

  • Книга «Наука самосовершенствования и влияния на других» состоит из двух частей. Содержание первой части направлено на личностное совершенствование посредством развития памяти, приведены способы её тренировки. Вторую часть Уильям Аткинсон посвятил работе над собственным мышлением и мысленному воздействию на других людей. Автор уверен, что способность влиять на окружающих заложена в каждом, использовать её можно развив до нужного уровня и зная законы Вселенной. В книге Аткинсон описал принципы защиты от негативного влияния окружающих.
  • В работе «Чтение мыслей на практике» Уильям Аткинсон описывает искусство чтения мыслей, отчётливо разграничивает настоящее искусство и трюки эстрадного жанра, приводит практические методики освоения навыка. Практическое применение приёмов позволит понять устройство человеческого сознания и производить впечатление на окружающих ежедневно.

О. А. Андреев: Техника тренировки памяти

Методика, которую предложил в своей работе Андреев не претендует на исключительность. Есть альтернативные способы умственно развиваться, тренировать внимание и память. При этом некоторые из упражнений Олег Андреевич Андреев изобрёл сам.

Отличительные черты методики – универсальность и общедоступность. Обучение позволит повысить скорость чтения, улучшить усвоение материала, активизировать творческое начало, усовершенствовать память, внимание, развить интуицию. Многократный повтор упражнений изменяет привычки и создаёт навык быстрочтения.

Андреев создал программу, предназначенную для людей с разным развитием в любом возрасте. Она состоит из ступеней:

  • Формируются начальные умения тренировки внимания и памяти.
  • «Сатори» – тренируется память, стимулируется интеллект. Скорость чтения может достигнуть 10 тыс. знаков.
  • «Ультра – Рапид», цель которой – развитие внимания, активирование интуиции, творческого начала.

Свою комплексную программу О.А. Андреев создавал четверть века. Предложенные методики не всегда уникальны, но программа исключительна и подобий не имеет.

Наталья Грейс: Улучшение памяти и внимания

Наталья Грейс – бизнес-тренер, репетитор, автор сборника по совершенствованию памяти и речи, стихов, аудиотренингов, художественных произведений. Работы Натальи Грейс укажут направление движения к успеху во всех сферах жизни.

В своей аудиокниге «Улучшение памяти и внимания» Наталья Грейс разъясняет понятие синестезии, раскрывает способы запоминания шпионов. При этом её книга учит влиять на окружающих и управлять собственной жизнью, изменяет восприятие окружающего мира, наделяет читателя харизмой. Методики, предложенные Грейс результативные и несложные, а их изучение доставляет удовольствие.

И. Ю. Матюгин – автор серии работ по развитию интеллекта

Игорь Юрьевич Матюгин – педагог, разработчик собственной методики совершенствования разума, автор 7 книг по развитию памяти и внимания.

Фундамент метода, автором которого является И.Ю. Матюгин – развитие образной памяти. Границы памяти людей, прошедших обучение расширяются в 10 раз, они запоминают слова на неизвестных языках и сложнейшие таблицы. Эффект появляется через несколько дней и со временем становится впечатляющим.

Книгу «Развитие памяти и внимания» И. Ю. Матюгин предназначает для подготовки инструкторов по развитию памяти и быстрому чтению. Её структура – задания с иллюстрациями.

Даниэль Лапп: Улучшаем память в любом возрасте

Книга Даниэль Лапп «Улучшаем память в любом возрасте» содержит рекомендации по лёгкому запоминанию и вспоминанию информации. Программа предназначена для тех, кому с трудом даются мнемоническая техника и ассоциативный метод.

Книга Даниэль Лапп представляет собой руководство по борьбе с забывчивостью, советы при этом отличаются простотой, широтой охвата ума, чувств, ощущений, эмоций. Этот труд используется как самоучитель во время индивидуальных занятий, так и для специальных курсов.

Метод Даниэль Лапп – результат изучения влияния старения на память, но использовать его можно в любом возрасте.

Денис Букин: Развитие памяти по методикам спецслужб

Каждая глава книги – этап карьеры разведчика. Каждый из этапов включает указания к методам запоминания и упражнения для их отрабатывания. Каждый новый этап сложнее предыдущего.

Кроме методов и упражнений, Денис Букин в своей книге о шпионских методах тренировки запоминания объясняет особенности памяти, внимания и воображения, средства работы с ними.

Франц Лёзер: Тренировка памяти

В своей книге Франц Лёзер помогает людям обрести хорошую память независимо от возраста и образования. Книга состоит из тестов и упражнений.

Джон Богосиан Арден

В своей книге «Развитие памяти для «чайников» Джон Арден представляет способы развития памяти, подходящие любому человеку. «Развитие памяти для «чайников» отличается от остальных тренингов наличием методики, тренирующей память в сочетании с рекомендациями по здоровому питанию, физической нагрузке. Джон Богосиан Арден в своей работе «Развитие памяти для чайников» разработал метод, непохожий на остальные.

Александр Романович Лурия – психолог, основатель нейропсихологии в России

А.Р. Лурия – автор книг, в том числе и работы «Маленькая книжка о большой памяти». Материал для книги – результат тридцатилетнего наблюдения за человеком с поразительной памятью. В книге подробно изложены и проанализированы способы запоминания, используемые испытуемым. А.Р. Лурия в своём труде «Маленькая книжка о большой памяти» приоткрыл дверцу в мир памяти, не имеющей границ.

Эберхард Хойль: Искусство концентрации: как улучшить память за 10 дней

Эберхард Хойль исследует человеческое поведение и коммуникативные навыки, консультирует людей по этим направлениям. Книга «Искусство концентрации: как улучшить память за 10 дней» содержит приёмы, методики, тренирующие способность концентрироваться.

Гарри Лорейн: Развитие памяти и способности концентрироваться

Гарри Лорейн создал учение о совершенствовании человеческих способностей к телекинезу, телепатии, воздействию силой разума, передаче мыслей на расстоянии. Его система поможет задействовать возможности мозга полностью. Гарри Лорейн уверен, что организованность во всех сферах жизни это ключ к успеху. Организовать разум – цель, которую преследует «Развитие памяти и способности концентрироваться».

Книг, посвящённых развитию способности запоминать множество. Объясняется это важностью функций, которые выполняет память. Без тренировки мышцы отмирают. Также и память – без постоянных упражнений она деградирует. Усовершенствуйте память, применяя программы и методы, описанные выше. Результаты тренировок не заставят себя ждать и появятся уже через пару дней.

  • 1. Ашкинезер, Е.В. Развиваемся, играя: практ. пособие / Е.В. Ашкинезер. - Мозырь. Белый Ветер, 2011. - 67с
  • 2. Баддли А., Айзенк М., Андерсон М. Память. - СПб.: Питер, 2011. - 560 с.
  • 3. Белых В. Тренируем память перед школой. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 32 с.
  • 4. Белых В. А. Полный курс развития дошкольника. Внимание, память, мышление. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 64 с.
  • 5. Блонский П. П. Память и мышление. - М.: ЛКИ, 2007. - 208 с.
  • 6. Бозиева С. К., Ногерова Н. Т. Влияние дидактической игры на развитие памяти детей дошкольного возраста// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2015. - №44
  • 7. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре/ А. К. Бондаренко. - М.: Просвещение. 2015. - 136с
  • 8. Булгаков О. А. Память человека и возможность ее улучшения// Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. - 2014. - №1
  • 9. Бьюзен Т. Усовершенствуйте свою память. - М.: Попурри, 2016. - 256 с.
  • 10. Васильева, М.А., Игровая деятельность детей, как средство воспитания и пути совершенствования руководства ею/ М. А. Васильева. - М.: Просвещение. 2013. - 104с
  • 11. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 2001 - 247с
  • 12. Выготский Л. С. Лекции по психологии. Психологические механизмы в детском возрасте. - М.: Говорящая книга, 2012. - 0 с.
  • 13. Гаврина С., Кутявина Н., Топоркова И., Щербинина С. Развиваем память. Для детей 4-6 лет. - М.: Олма Медиа Групп, 2014. - 96 с.
  • 14. Гольдфельд, И.Л. Развитие памяти у старших дошкольников / И.Л. Гольдфельд, О.Г. Кузьмина // Воспитатель дошк. образоват. учреждения. - 2012. - № 11. - С. 118-123.
  • 15. Дошкольное образование в контексте реализации ФГОС: материалы областной заочной научно-практической конференции педагогов дошкольных образовательных организаций. 18 апреля 2014 г. [Электронный ресурс] - Мурманск: ГАОУ МО СПО «МПК», 2014. - 380
  • 16. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2007 - 368с
  • 17. Дубровина И.В. Практическая психология образования. - М.: Сфера, 2010 - 528с.
  • 18. Земцова О. Н. Развиваем память. - СПб.: Азбука-Аттикус, Machaon, 2014. - с.
  • 19. Зинченко П.И. Вопросы психологии памяти. - М.: Наука, 2009 - 347с
  • 20. Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.А. Панько [и др.]; под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск: Нац. ин-т образования, 2012. - 184с
  • 21. Истомина, З.М. Развитие памяти / З.М.Истомина. - М.: Психология, 1977.- 120 с.
  • 22. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры/ А. Н. Леонтьев. - М. Просвещение, 2013. - 173с.
  • 23. Льери А. Где находится память? Искусство запоминать. - М.: Ломоносов, 2012. - 224 с.
  • 24. Маркова, Т.А. Актуальные проблемы педагогики игры. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста/ Т. А. Маркова. - М. Педагогика, 2010. - 321с
  • 25. Матвеев С. Феноменальная память. Методы запоминания информации. - М.: Альпина Паблишер, 2013. - 160 с.
  • 26. Наумова О. М. Развиваем внимание и память. Развивающие задания для детей дошкольного возраста. - М.: Доброе слово, 2014. - 64 с.
  • 27. Николаева Л. Тренировка быстрого чтения и запоминания без забывания для всех возрастов. - М.: Рипол Классик, Владис, 2011. - 384с
  • 28. Репина Л. П. Феномен памяти в современном гуманитарном знании// Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. - 2011. - №3
  • 29. Рзаева Т. Ш. Развитие и улучшение памяти// Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2013 - №2
  • 30. Романова В. А. Сборник психологических тестов - М.: Генезис, 2013 - 374с
  • 31. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2008. - 713с.
  • 32. Савельев А. Е. Концепции памяти: история развития и современные исследования// Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2012. - №2
  • 33. Саитгалина Э. С. Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста// Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01.
  • 34. Сеченов И. М. Избранные произведения [Текст]: научное издание. - 2-е изд. - М.: Учпедгиз, 2008. - 412 с.
  • 35. Старостина Ю. Н. Формирование произвольной памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Ю. Н. Старостина, С. Н. Архипова // Научные исследования: от теории к практике: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 12 февр. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. -- Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. -- С. 165-166.
  • 36. Терентьева Н. Память и внимание. - М.: Стрекоза, 2011. - 32 с.
  • 37. Урунтаева Г. А. Практикум по психологии дошкольника. - М.: Академия, 2012. - 368 с.
  • 38. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей/ А. П. Усова. - М.: Просвещение, 2014. - 96с
  • 39. Федяинова А.О., Степанова Н.А. Сущностная характеристика памяти у старших дошкольников// Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 5-2. - С. 262-263
  • 40. Хэнкок Дж. Как тренировать память. Не думайте о памяти - лучше используйте ее на все сто! - М.: Претекст, 2013. - 288 с.
  • 41. Шупикова В. С. Развитие памяти у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе игры // Концепт. - 2013. - Т. 3. - С. 1891-1895.
  • 42. Эльконин, Д.Б. Психология игры/ Д. Б. Эльконин. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 314с

Память - процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. В ходе онтогенетического развития происходит смена способов запоминания, возрастает роль процессов выделения в материале осмысленных, семантических связей. Различные виды памяти - моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая - иногда описываются как этапы такого развития. [Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - C.249].

  1. Адам Д. Восприятие, сознание, память. Размышления биолога / Под ред. Е.Н. Соколова. - М.: Мир, 1983. - 152 с. - С.131-147.
  2. Алишаускас А. Исследование словесной памяти глухих школьников // Дефектология. - 1980. - № 6.
  3. Арден Дж. Развитие памяти "для чайников". - М.: Вильямс, 2003. - 351 с.
  4. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1980. - 528 с.
  5. Аткинсон Р., Шифрин Р. Человеческая память: система памяти и процессы управления // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.517-546.
  6. Блонский П.П. Память и мышление. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
  7. Блонский П.П. Основные предположения генетической теории памяти // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.380-389.
  8. Веккер Л.М., Лещинский М.В. Современная теория памяти и обобщенность представлений // Материалы симпозиума по памяти. - Харьков, 1970.
  9. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Культурное развитие специальных функций: память // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.406-419.
  10. Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. - М., 1980.
  11. Джеймс У. Память // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.200-214.
  12. Егорова Т.В. Некоторые особенности памяти и конкретного мышления младших школьников с пониженной обучаемостью. - М., 1971.
  13. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. - М., 1973.
  14. Жане П. Забывание в связи с последовательной сменой различных сознаний // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.76-129.
  15. Жане П. Эволюция памяти и понятие времени // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.371-379.
  16. Завьялова Е. К. Адаптация психологической субъективной оценки памяти // Физиология человека. - 1985. - Т. 15. - № 15.
  17. Заика Е.В., Назарова М.П., Маренич И.А. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти школьников // Вопросы психологии. - 1995. - № 1.
  18. Зейгарник Б.В. Воспроизведение незавершенных и завершенных действий // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М., 1979.
  19. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.465-476.
  20. Зинченко Т. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 320 с.
  21. Иванова Е.О гендерных особенностях памяти // Гендерные исследования. - 1999. - № 3.
  22. Исследование памяти / Отв. ред. Н.Н. Корж. - М.: Наука, 1990. - 216 с.
  23. Йейтс Ф. Искусство памяти / Пер. с англ. Е.В. Малышкина. - СПб.: Университетская книга, 1997.
  24. Колеватов В.А. Социальная память и понимание. - М.: Мысль, 1984. - 190 с.
  25. Количественная оценка нарушений памяти у неврологических и нейрохирургических больных: Методические рекомендации / Сост. О.А. Кроткова, Т.А. Карасева, В.Л. Найдин. - М., 1983.
  26. Костромина Н.И. Как увеличить объем памяти ребенка. Зрительные диктанты // Начальная школа. - 2000. - № 4.
  27. Лапп Д. Искусство помнить и забывать. - СПб.: Питер, 1995. - 216 с.
  28. Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте / Пер.с фр.. - СПб.: Питер, 2002. - 224 с.
  29. Левин К. Об экспериментах Г.В. Биренбаум и Б.В. Зейгарник // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М., 1979.
  30. Леонтьев А.Н. Логическая и механическая память // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.626-652.
  31. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.420-436.
  32. Лорейн Г. СуперПамять / Пер. с англ. - М.: Эксмо-Пресс, 2006. - 383 с.
  33. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. - М.: Эйдос, 1994 - 96 с.
  34. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.149-165.
  35. Никитина Т. Самоучитель по развитию памяти. - М.: AD&T, 2002. - 304 с.
  36. Норман Д. Память и научение / Пер. с англ. Н.Ю. Алексеенко; Под ред. П.В. Симонова. - М.: Мир, 1985. - 159 с.
  37. Норман Д.А. Память и научение. - М., 1985.
  38. Нуркова В.В. Автобиографическая память как проблема психологического исследования. // Психологический журнал. - 1996. - № 2.
  39. Нуркова В.В. Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности. - М, 2000.
  40. Поддубная Н.Г. Своеобразие процессов непроизвольной памяти у первоклассников с ЗПР //Дефектология. - 1980. - № 4.
  41. Познавательная активность в системе процессов памяти / Под ред. Н.И. Чуприковой. - М.: Педагогика, 1989. - 188 с.
  42. Психология памяти: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2000. - 814 с.
  43. Психофизиологические закономерности восприятия и памяти: Сб. статей / Отв. ред. А.Н. Лебедев. - М.: Наука, 1985. - 224 с.
  44. Роговин М.С. Проблемы теории памяти. - М., 1977.
  45. Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. - М., 1978.
  46. Середа Г.К. Что такое память? // Психологический журнал. - 1985. - Т. 6, № 6.
  47. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. - М., 1966.
  48. Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.476-486.
  49. Смирнов А.А. Психология памяти. - М.: Просвещение, 1965.
  50. Соколов Е.Н. Нейронные механизмы памяти и обучения. - М., Hаука, 1981.
  51. Соловьев И.М. Развитие репродуктивной словесной памяти у глухих и слышащих школьников // Дефектология. - 1973. - № 5.
  52. Солсо Р. Модели памяти // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.547-563.
  53. Уотсон Д. Удерживание видимых телесных навыков, или "память" // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.264-269.
  54. Фирсов Л.А. Память у антропоидов. Физиологический анализ. - Л., 1972.
  55. Фрейд З. Забывание впечатлений и намерений // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.134-148.
  56. Фрейд З. Забывание иностранных слов // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.130-133.
  57. Фрейд З. Заметки о "вечном блокноте" // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.27-32.
  58. Херманн Д. Язык памяти. - М.: Эксмо-Пресс, 2002. - 256 с.
  59. Хофман И. Активная память: Экспериментальные исследования и теории человеческой памяти / Пер. с нем. К.М. Шоломина; Общ. ред. и предисловие Б.М. Величковского, Н.К. Корсаковой. - М.: Прогресс, 1986. - 308 с.
  60. Черемошкина Л.В. Психология памяти: Учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2002. - 368 с.
© Составитель: Чаплина Галина Владимировна

Способность к запоминанию, накоплению и воспроизведению информации – одна из главных составляющих успеха человека. От этой способности во многом зависят интеллект, эрудированность, коммуникативные навыки, возможности карьерного роста.

Многолетние исследования работы ЦНС подтвердили, что память – это такой же навык, как письмо или чтение, то есть ее можно развивать и совершенствовать.

Способности каждого человека заложены природой от рождения, но по оценкам ученых даже талантливые люди используют не белее 10% своих ресурсов памяти. Это значит, что потенциал любого из нас огромен.

Как развить память, с чего начать и какие методики использовать? Эти вопросы изучали многие специалисты, создавая собственные программы и тренинги. Ниже описаны лучшие книги по развитию памяти.

Эта книга – учебник мнемотехники, то есть особого способа запоминания информации. Авторы описывают специальные приемы, с помощью которых можно не только облегчить запоминание и увеличить объемы хранящейся в памяти информации, но и научиться усваивать самые сложные тексты и понятия.

После прочтения книги и освоения методики можно будет с легкостью воспроизвести последовательность из 200 цифр, список из 100 телефонных номеров, 50 событий в хронологической последовательности с указанием точных дат.

Новая суперспособность пригодится при изучении иностранных языков, так как авторская методика направлена на развитие способности точно воспроизводить последовательность информации.

Также в книге много внимания уделяется развитию скорости запоминания. Мнемотехника позволяет 100 несвязанных между собой слов запомнить последовательно за 10 минут.

А. Р. Лурия “Маленькая книжка о большой памяти”

Наблюдая и анализируя людей с удивительной способностью отлично усваивать и запоминать огромные объемы информации, А.Р.Лурия создал собственную методику, открывающую перед ее владельцем практически безграничные возможности.

Также в книге затрагиваются такие вопросы, как человеческое мышление, воображение, логика. Этим процессам автор уделяет внимание с той точки зрения, что все они тесно взаимосвязаны с памятью. Автор утверждает, что развитие данных навыков в совокупности дает поразительные результаты.

Д. Б. Арден “Развитие памяти для чайников”

Данный сборник подходит для всех возрастных категорий, так как в нем отдельно описаны упражнения, подходящие для школьников и студентов, молодых карьеристов и пенсионеров, которые заинтересованы в личностном росте.

Натренировать память так, чтобы после одного прочтения можно было воспроизвести практически дословно 90% текста, может каждый. Автор книги в этом уверен. Соединив существующие практики и доработав многие из них, он разработал собственный уникальный метод, который одновременно прост и эффективен.

О. А. Андреев, Л. Н. Хромов ” Техника тренировки памяти”

Изложенные в книге методики универсальны и доступны пониманию каждого. Интересно, что они направлены не только на развитие памяти, но и помогают существенно повысить скорость чтения, способствуют лучшему усвоению материала, концентрации внимания, раскрывают творческое начало.

Техника подходит для людей разного возраста и уровня образования. Каждый может научиться быстро усваивать и запоминать огромный объем материала.

Т. Бьюзен “Усовершенствуйте свою память”

Тони Бьюзен – британский психолог, ученый, который создал уникальную методику запоминания – “карту памяти” (ее также называют “интеллект-карта” или “карта ума”). Данная “карта” открывает широкие возможности перед каждым, кто решит ею воспользоваться.

Она помогает максимально использовать собственный потенциал, раскрыть новые способности, научиться образно мылить и творить. Автор также много внимания уделяет мнемотехнике.

Бестселлер “Усовершенствуй свою память” помогает не только существенно улучшить память, но и увеличить скорость чтения, также рассказывает, как активировать функции мозга после 60-ти лет.

Для них как развлечение Тони Бьюзен придумал Чемпионат памяти, который сегодня стал популярным мероприятием в международной культурной практике.

У. Аткинсон “Память и уход за ней”

При написании этой книги автор отталкивался от идеи, что память – это огромна кладовая, которая занимает большую часть подсознания. Для содержании ее в порядке и возможности поместить туда как можно больше информации, “кладовая” нуждается в так называемом уходе.

Также в книге описаны законы сохранения и воспроизведения мозгом информации. Аткинсон утверждает, что только понятие самой сути всех психических процессов, связанных с памятью, поможет человеку научиться оказывать на нее стимулирующее воздействие.

Данный труд содержит высокоэффективные упражнения с элементами эзотерического учения и ментальной науки, что делает его очень востребованным среди читателей.

Г. Лорейн “Развитие памяти и способности концентрироваться”

Своей целью автор поставил разработать систему приемов, способных задействовать весь потенциал мозга человека. Он предлагает упражнения для организации разума, тренировки и развития таких навыков, как внимание, наблюдательность, способность к концентрации, логическое мышление и, конечно, память.

Освоение данной методики поможет запоминать любую информацию: тексты, списки, числа, таблицы, символы, схемы, карты и прочий материал. Эта способность пригодится в любой сфере деятельности.

Э. Хойль “Искусство концентрации: как улучшить память за 10 дней”

Книга предназначена для широкого круга читателей. Автор разработал простые и вместе с тем действенные упражнения, которые помогут улучшить память любому человеку, вне зависимости от возраста и социального положения.

Лаконичное изложение и конкретика – вот что отличает стиль данной книги. Эберхард Хойль не углубляется в тайны человеческого мышления и психики, он дает четкие рекомендации, как научиться запоминать больше и быстрее.

Другие полезные книги для развития памяти

Кроме предложенных книг существуют и другие замечательные методики по улучшению памяти:

  • С. Мюллер “Вспомни всё: секреты суперпамяти. Книга-тренажёр”, “Развитие суперпамяти и супермышления у детей. Быть отличником просто!”;
  • Ю. Пугач “Развитие памяти – система приёмов”;
  • Н. Грейс “Улучшение памяти и внимания”;
  • Д. Лапп “Улучшаем память в любом возрасте”;
  • Д. Букин “Развитие памяти по методикам спецслужб”;
  • Ф. Лезер “Тренировка памяти”;
  • Д. Фоер “Эйнштейн гуляет по луне. Наука и скусство запоминания”;
  • М. Байстер, К. Лоберг “Быстрый ум. Как забывать лишнее и помнить нужное”.

Каждый должен выбрать для себя методики с учетом индивидуальных способностей. Но в любом случае упражнения обязательно улучшат способности запоминать и долго хранить в “кладовой” нужную информацию.

Актуальность

Память – это пожалуй одна из самых важных характеристик мыслительной деятельности человека. Память помогает не только запоминать и хранить, но и в нужный момент жизни воспроизводить необходимую информацию.

Особенности памяти дошколят

На первых этапах развития ребенка промежуток времени, в течение которого ребенок что-то помнит, довольно короткий. К 3 годам воспоминания сохраняются в памяти несколько дольше.

В 4-5-летнем возрасте прочность и длительность запоминания, которые получил ребенок в этом возрасте, сохраняются на всю жизнь.

А вот воспоминания дошкольника всегда ярко выражены и обладают образным характером.

Ребенок, вспоминая какой-либо предмет, часто представляет его себе так ярко и образно, словно он видит его снова, а какая-то несущественная деталь, которая незаметна для взрослых, запоминается ребенком надолго.

Из всех органов чувств самым важным для человека являются глаза, потому что большую часть информации мы получаем визуально. Именно зрение начинает активно развиваться в самом начале жизни.

Любой наглядный материал в дошкольном возрасте запоминается ребенком лучше, чем различные отвлеченные положения. Из словесного материала ребенок лучше запомнит описание образов, особенно если они носят художественный характер.

Понимание и осмысление нового материала изменяются по мере роста и развития дошкольника. Так, например, если дети младшего дошкольного возраста запоминают те или иные предметы, ориентируясь на внешние и яркие признаки, то старшие дошкольники замечают уже не яркие, а важные особенности того или иного предмета.

Например, если спросить у 3-летнего ребенка: «Какая бывает собака?», то он может ответить: «Черная собака бежит». Если же аналогичный вопрос задать старшему дошкольнику, то его ответ будет более обобщенный. Например: «Собака друг человека, она живет в доме, любит грызть кости».

Можно сделать вывод о том, что в дошкольном возрасте помимо образной памяти у ребенка формируется и словесно-логическая память. Кроме того, в дошкольном возрасте наблюдается зависимость памяти от особенности деятельности ребенка, т.е. один и тот же материал запоминается ребенком по-разному, в зависимости от того, как он ему преподносится.

Если, например, просто заставить ребенка выучить несколько малознакомых для него слов, то он запомнит только их малую часть, а вот если предложить запомнить эти же слова, но в процессе игры, то он удержит в своей памяти значительно больше.

В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте память ребенка, как правило, непроизвольная. Он с легкостью запоминает то, что ему действительно интересно, что произвело на него яркое впечатление. При этом ребенок не ставит перед собой цели запомнить что-то. Все предметы и действия запоминаются им сами собой, в процессе игры.

Не стоит заставлять ребенка что-либо запоминать, так как это не только не даст положительных результатов, но и может привести к снижению запоминания в дальнейшем.

Ребенок в возрасте 2-3 лет еще не в состоянии запоминать и припоминать что-либо целенаправленно. Однако в 3-5 лет у него начинает формироваться произвольное запоминание и припоминание. Принимая участие в играх со сверстниками, присутствуя на развивающих занятиях, ребенок учится запоминать то, что от него требуют окружающие или на что указывают родители, учителя и воспитатели.

Но сначала произвольное запоминание у ребенка несовершенно. Он еще не владеет разнообразными приемами запоминания, не знает, что нужно сделать, чтобы быстро и надолго запомнить.

Однако при правильной организации воспитания и обучения к концу дошкольного возраста ребенок уже умеет пользоваться элементарными приемами запоминания. Так, например, для того чтобы запомнить какой-либо материал, ребенок должен сначала внимательно с ним познакомиться, несколько раз повторить его, затем установить необходимые связи.

Развитие произвольной памяти играет важную роль и при подготовке ребенка к школе. Ведь учеба не будет продуктивной и успешной, если ребенок будет запоминать только то, что ему хочется и что интересно, не обращая внимания на требования учителя и задачи школьной программы.

С рождения ребенок запоминает большое количество слов и понятий, однако для освоения окружающего мира ребенку просто необходима постоянная помощь родителей.

Мозг маленького ребенка всегда необходимо подпитывать новой информацией. Родители не должны бояться, что ребенок не поймет или запутается.

Родители должны ежедневно заниматься с ребенком, развивать его, заботиться и любить. Если все это делать с удовольствием, ребенок без особых проблем достигает многого в жизни и порадует своих родителей высокими результатами.

Известно, что физическая активность не только способствует укреплению здоровья, но и положительно сказывается на развитии памяти, так как только с помощью движения мозг получает кислородную подпитку. Именно поэтому с ребенком следует как можно больше играть в подвижные и развивающие игры на свежем воздухе. Ребенок, который много двигается, также много думает и запоминает, ведь физическое и умственное развитие взаимосвязаны.

У детей после 3 лет преобладает группировочная память, т.е., чтобы запомнить ряд слов, ребенок старается найти общие признаки предметов или явлений и сгруппировать их.

Доказано, что способность к запоминанию зависит о возраста ребенка, т.е. чем старше ребенок, тем лучше у него развита память. Такая особенность обусловлена тем, что с возрастом ребенок совершенствует техники применения памяти.

Память может быть долговременной, когда та или иная информация запоминается надолго и кратковременной, т.е. если информация сохраняется в памяти незначительное время.

Но запомнить ту или иную информацию можно не только с помощью долговременной или кратковременной памяти, но и благодаря органам чувств: зрению, вкусу, обонянию, слуху и осязанию.

Зрительная память. Такой вид памяти связан с сохранением и воспроизведением различных образов. У детей в дошкольном возрасте может встречаться и особый вид зрительной памяти, который называется эйдетической памятью, когда, вспоминая что-либо, ребенок словно видит этот предмет перед глазами и в состоянии довольно детально описать его.

Слуховая память. Слуховая память характеризуется тем, что ребенок не только хорошо запоминает, но и точно воспроизводит различные звуки. Такой вид памяти имеет большое значение для развития ребенка, ведь все, что знает ребенок в дошкольном возрасте, он узнает на слух. Этим же способом усваивается около 70% информации в период обучения в начальной школе.

Иногда можно встретить детей, которые, для того чтобы запомнить словесную информацию, шевелят губами или повторяют сообщение про себя.

Эмоциональная память. Это память на эмоциональные переживания, т.е. все пережитые и сохраненные в памяти чувства являются сигналами, которые либо побуждают ребенка к тому или иному действию, либо удерживают от него. На таком виде памяти основана прочность запоминания, ведь то, что вызывает у ребенка эмоции, запоминается надолго и без особого труда.

Способность быстро запоминать любые сведения можно развить, а сделать этот процесс можно увлекательно и интересно, используя упражнения в игровой форме.

Игры на развитие памяти

Игра «По порядку»

Цель игры . Развитие внимания, памяти, мышления и логического мышления.

Оборудование. Различные игрушки.

Описание . Игрушки ребенка следует расставить по одной линии. После этого необходимо предложить ребенку посмотреть на игрушки в течение 2 мин., запомнить их расположение и отвернуться. Как только ребенок отвернется, следует поменять игрушки местами. Когда ребенок повернется вновь, он должен попытаться обнаружить изменения и переставить игрушки на свои места.

Примечание . Игра подходит детям от 3 лет. На первых порах следует брать не более 3-4 игрушек, но по мере усвоения игры количество предметов можно увеличить.

Игра «Называлки»

Цель игры . Развитие внимания, памяти, обогатить словарный запас.

Оборудование. Не требуется.

Описание . В этой игре могут принимать участие 2 человека (ребенок и взрослый или 2 ребенка). Дети должны по очереди называть названия фруктов и овощей, например, один называет только фрукты, а второй – только овощи. Тот ребенок, который смог назвать больше названий фруктов или овощей, и объявляется победителем.

Примечание . Игра подходит для детей от 5 лет.

Игра «Веселые считалки»

Цель игры

Оборудование. Счетные палочки.

Описание . В игре могут принимать участие несколько детей. Взрослы раздает каждому по 10 счетных палочек. Дети сидят за столом и раскладывают счетные палочки перед собой в 2 ряда. Затем взрослый зачитывает детям несколько считалок. Причем считалки должны быть не слишком длинными и простыми по содержанию. Затем взрослый с каждым индивидуально заучивает по считалке. Как только они будут хорошо запомнены, взрослый может предложить ребенку самому вспомнить, рассказать считалочку и по ней посчитать разложенные палочки.

Примечание Если на первых порах у ребенка возникли затруднения, то взрослый может помочь справиться с ними.

Игра «Посмотри, запомни, положи»

Цель игры . Развить произвольную зрительную память, умение запоминать последовательность картинок.

Оборудование. 4 предметные картинки, на которых изображены хорошо знакомые ребенку предметы, например ножницы, тарелка, шарф и шкаф.

Описание . Картинки следует разложить на столе и дать ребенку внимательно их рассмотреть, при этом взрослый должен попросить ребенка запомнить не только то, что изображено на картинках, но и как они лежат друг за другом. После того как ребенок запомнил картинки и их последовательность, он закрывает глаза или отворачивается, а взрослый в это время смешивает картинки. После этого ребенок должен разложить их в исходной последовательности и назвать по порядку.

Примечание . Игра подходит детям от 4 лет. По мере усвоения игры количество карточек может увеличиваться.

Игра «Топни-хлопни»

Цель игры . Развитие внимания, памяти, логического мышления.

Оборудование. Не требуется.

Описание . Взрослый должен произносить фразы-понятия, которые могут быть как правильными, так и неправильными. Задача ребенка определить, верно это выражение или нет. Если выражение правильное, то ребенок должен хлопнуть в ладоши, а если нет – топнуть.

Например, «Зимой дети купаются на озере», «Летом можно кататься на санках», «Картошку едят вареной», «Весной распускаются цветы» и т.д.

Примечание . Игра подходит детям от 4 лет, при этом следует помнить о том, что чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия.

  • Гуляя с ребенком в парке или по лесу, следует обращать внимание на окружающую природу, на разнообразные звуки. Необходимо, чтобы ребенок учился запоминать свои чувства и ощущения, которые возникают у него во время отдыха или игры со сверсниками.

Ига «Я запоминаю слова»

Цель игры . Развить слуховую память, мышление, речь.

Оборудование. Не требуется.

Описание . Взрослый предлагает запомнить, а затем и повторить простые слова, не связанные друг с другом по смыслу, например сок, ложка, стул, луна, забор, санки, вилка, ягода, гриб. При этом взрослый должен называть слова громко, четко проговаривая и делая небольшие паузы.

Через 10 мин. Нужно попросить повторить ребенка те слова, которые он запомнил. Если ребенок после первого прослушивания из 10 слов называет 5-7, а после второго прослушивания из 15 слов им названо 10, то память ребенка развита нормально. Если же результаты отстают от этих показаний, то память следует развивать более активно.

Примечание

  • При проведении игр на развитие памяти необходимо помнить о том, что не следует думать о том, что у ребенка не очень хорошая память. Возможно, он просто устал, был невнимателен или не очень хотел играть в эту игру.

Игра «Найди отличия»

Цель игры. Развить зрительную память и внимание, научить ребенка внимательно рассматривать похожие предметы и сравнивать их, учить называть по памяти сходства и различия между предметами.

Оборудование. Две похожие сюжетные картинки, которые должны отличаться друг от друга различными деталями (цветом, формой и т.д.).

Описание . Взрослый показывает ребенку сначала одну картинку, а после того как ребенок внимательно ее рассмотрит, следует показать другую. Затем, взрослый должен попросить ребенка назвать по памяти отличия между картинками.

Примечание . Если ребенок затрудняется, то можно ему помочь с помощью наводящих вопросов.

  • Для укрепления памяти у детей педиатры советуют включать в ежедневный рацион питания следующие продукты: сыр, семечки, жирные сорта рыбы, гречневую крупу, орехи, а также много овощей и фруктов. В этих продуктах содержится большое количество полезных веществ и витаминов, которые просто незаменимы для питания мозга и его кровоснабжения.

Игра «Повтори действия»

Цель игры . Развить двигательную и зрительную память у ребенка, научить последовательно повторять движения.

Оборудование. Не требуется.

Описание . Взрослый и ребенок должны встать друг напротив друга. После этого взрослый показывает ребенку несколько несложных движений, которые следуют друг за другом. Ребенок, в свою очередь, запоминает движения и самостоятельно их повторяет. Например, руки вперед – вверх – в стороны – на пояс и т.д.

Примечание . По мере усвоения игры взрослый может поменяться ролями с ребенком, т.е. ребенок показывает движения, а взрослый их повторяет. При этом взрослый может умышленно допускать ошибки, чтобы ребенок вспомнил свои движения и исправлял его.

Игра «Разные формы»

Цель игры . Развить слуховую память, логическое мышление, внимание.

Оборудование. Лист бумаги, ручка или карандаш.

Описание . В игре может принимать участие несколько детей. Взрослый должен раздать каждому по листку бумаги и ручке, а затем объяснить задание. При назывании какого-либо предмета детям нужно попытаться вспомнить, на какую геометрическую фигуру он похож, и нарисовать ее. Например, конверт – прямоугольник, телевизор – квадрат и т.д.

Примечание . Если дети нарисовали разные формы предмета, нужно объяснить, что, например конверт может быть как прямоугольным, так и квадратным.

Игра «Человечки»

Цель игры

Оборудование. Листок бумаги и карандаш.

Описание . Взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинку и запомнить человечков, которые на ней изображены. После этого можно предложить ребенку нарисовать то, что он запомнил.

Примечание . Ребенок должен рассматривать картинки в течение 1 мин., после этого их нужно закрыть и обсудить с ним, что он запомнил.

Игра «Выложи буквы»

Цель игры . Развить зрительную память, воображение, совершенствовать мелкую моторику, учить ребенка воспроизводить по памяти расположение элементов букв.

Оборудование. Карточки с печатными буквами, счетные палочки.

Описание . Взрослый показывает ребенку карточку с какой-нибудь буквой и просит его выложить букву из палочек. Затем карточку с буквой следует убрать и вновь попросить ребенка выложить эту же букву, но только по памяти.

Примечание . От 4 лет.

Игра «Магазин»

Цель игры

Оборудование. Не требуется.

Описание . Взрослый предлагает ребенку сходить в «магазин» и просит его запомнить все предметы, которые необходимо купить. Например, «Саша, сходи в магазин и купи: морковь, молоко, сметану, хлеб и 3 яблока». Ребенок должен внимательно выслушать, а потом перечислить те предметы, которые необходимо купить, в той же последовательности.

Примечание . Игра подходит детям от 3 лет. На первых порах следует называть не более 2-3 предметов, но по мере усвоения игры количество предметов можно увеличить.

  • Известно, что память может быть эмоциональной, зрительной, слуховой, двигательной, вкусовой. У детей лучше всего развита непроизвольная память, а потому лучше всего развивать память лучше не по учебникам, а при помощи различных жизненных ситуаций.

Игра «Представляю и запоминаю»

Цель игры . Развитие внимания, памяти, воображения.

Оборудование. Не требуется.

Описание . Взрослый объясняет ребенку, что для того чтобы запомнить некоторое число предметов, следует их себе представить. Например, для того чтобы запомнить «одну козу», следует придставить себе одну козу, которая пасется на лугу. После этого он может предложить ребенку запомнить таким образом следующее:

  1. одну козу,
  2. две куклы,
  3. три зеркала,
  4. пять фломастеров,
  5. шесть воздушных шариков и т.д.

Примечание . Для того чтобы ребенок лучше запомнил эти предметы, следует попросить его описать то, что он себе представил.

Игра «Нарисуй и вспомни»

Цель игры . Развитие внимания, памяти, воображения, мелкой моторики, обогащение словарного запаса ребенка.

Оборудование. Лист бумаги, цветные карандаши.

Описание . Взрослый говорит ребенку несколько простых фраз. Например, «Папа читает газету», «Мама готовит обед», «Девочка играет», «Мальчик пишет» и т.д. После этого взрослый предлагает сделать к каждой фразе рисунок, а затем просит ребенка точно повторить все фразы, которые он запомнил и к которым нарисовал рисунки.

Примечание . Игра подходит детям от 5 лет.

  • Также способствует развитию памяти спорт и различные физические нагрузки. Ежедневная физическая зарядка улучшает кровоснабжение мозга и помогает ребенку крепко спать, ведь беспокойный сон и недосыпание способствуют забывчивости.

Игра «В гости»

Цель игры . Развитие внимания, памяти, мышления, обогатить словарный запас.

Оборудование. Не нужно.

Описание . Эта игра начинается с того, что взрослый говорит ребенку следующую фразу: «Нас с тобой пригласили в гости, поэтому нам нужно собрать чемодан и положить в него: часы, юбку, шорты, брюки, тапочки и т.д.» Взрослый может называть другие предметы. После этого ребенок должен повторить сказанную взрослым фразу, но при этом добавить название еще одного предмета. После этого всю фразу повторяет взрослый и также добавляет название нового предмета. Игра заканчивается после того, как кто-нибудь ошибается или забудет назвать какой-либо предмет.

Примечание . Игра подходит детям от 7 лет.

Игра «Кто больше?»

Цель игры . Развитие внимания, памяти, логического мышления.

Оборудование. Не требуется.

Описание . Взрослы предлагает ребенку за 1 мин. Назвать 5 предметов определенной формы или цвета. Например: «Маша, назови мне 5 предметов квадратной формы. А теперь назови 5 предметов синего цвета» и т.д.

Примечание

  • В процессе взросления у ребенка увеличивается объем кратковременной памяти, так, например, ребенок в 3 года запоминает3 слова, в 7 лет – 5 слов, а взрослый человек может запомнить от 7 до 9 слов.

Игра «Слова»

Цель игры . Развитие внимания, слуховой памяти, мышления, обогатить словарный запас.

Оборудование. Не требуется.

Описание . Взрослый называет ребенку несколько слов и предлагает их запомнить. Например, заяц, лиса, шкаф, мышь, стул, тарелка, кресло, медведь. После того как ребенок смог запомнить и повторить слова, взрослый должен спросить его, можно ли эти слова разделить на группы. На какие группы можно разделить слова? Можно задать ребенку наводящие вопросы: «Назови сначала животных», «Назови неодушевленные предметы», Затем можно ребенка повторить еще раз.

Примечание . Игра подходит детям от 6 лет.

Игра «Разные буквы»

Цель игры . Развитие внимания, слуховой памяти, мышления, обогатить словарный запас ребенка.

Оборудование. Не требуется.

Описание . Взрослый называет ребенку слова и предлагает ребенку запомнить их. Например, ночь, машина, новость, нож, мыло, муха, нога, музыка. После этого взрослый просит ребенка назвать те запомненные слова, которые начинаются на букву М, затем слова на букву Н.

Примечание . Игра подходит детям от 5 лет.

В старшем дошкольном возрасте дети хорошо запоминают различные события, лица людей, места, где они бывали. Однако им еще довольно трудно расположить все это во времени. Именно поэтому дети часто путают такие понятия, как «вчера», «завтра», «сегодня» и др.

Игра «Овощи, фрукты, ягоды и грибы»

Цель игры . Развитие внимания, памяти, закрепить знания детей о фруктах, овощах, грибах и ягодах.

Оборудование. Не требуется.

Описание . В игре могут принимать участие несколько детей. Игроки встают в круг. Взрослый договаривается с ними, что если они услышат названия овощей, то должны поднять руки вверх, названия фруктов – наклониться вперед, названия ягод – присесть, а названия грибов – развести руки в стороны. После этого взрослый начинает называть названия овощей, фруктов, ягод и грибов, а дети должны выполнять нужные движения.

Примечание . Игра подходит детям от 4 лет.

Игра «Подгляделки»

Цель игры . Развитие зрительной памяти, пространственного мышления, обогатить словарный запас.

Оборудование. Сюжетная картинка большой белый альбомный лист. В середине альбомного листа следует вырезать небольшое отверстие.

Описание . В игре могут участвовать несколько детей. Взрослый должен прикрыть картинку подготовленным листом бумаги и положить ее перед участниками игры. После этого следует объяснить детям правила: рассматривать картинку можно только через отверстие, медленно передвигая верхний лист, но не поднимая его. Каждый ребенок должен рассматривать картинку таким образом в течение 1мин. После этого взрослый предлагает детям рассказать, что же изображено на картинке. Рассказывать может только один ребенок, а остальные могут его рассказ дополнять

Примечание . Игра подходит детям от 4 лет.

Игра «Пересказ»

Цель игры . Развитие внимания, памяти, воображения.

Оборудование. Лист бумаги, цветные карандаши.

Описание . Перед началом игры взрослый должен прочитать или рассказать ребенку небольшой, но интересный текст. После этого следует попросить ребенка изобразить на листке основную мысль текста, а затем, опираясь на рисунок, пересказать его.

Примечание . В дальнейшем эту игру можно усложнить и предложить ребенку дополнить текст несколькими своими предложениями.

  • Логическое запоминание довольно эффективно, а потому детей следует обучать простым приемам мнемотехники.

Игра «Назови лишнее слово»

Цель игры . Развитие внимания, памяти, логического мышления.

Оборудование. Не требуется.

Описание . Взрослый говорит ребенку цепочку слов. Ребенок должен внимательно выслушать и сказать слово, которое не подходит к остальным словам. Слова можно называть следующие:

Собака, кот, медведь, корова

Ложка, тарелка, вилка, сапог

Юбка, платье, волк, шорты

Груша, тыква, апельсин, яблоко

Арбуз, смородина, подосиновик, клубника

Шампунь, мыло, стол, зубная паста

Булочка, хлеб, масло, батон

Примечание . Игра подходит детям от 3 лет.

Дошкольный возраст – это время заложения фундамента для успешного обучения малыша в школе. Развитие памяти в дошкольном возрасте, особенно слуховой, позволит в будущем избежать проблем в процессе учебы. Малышу, имеющему отличную память и способному внимательно слушать педагога, освоить новый материал станет гораздо проще.

Литература.

  1. О.А.Смирнова. Самоучитель по развитию памяти. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2015.
  2. Память не изменяет. Задачи и головоломки для развития интеллекта и памяти / Анхельс Наварро; пер. с исп. Н. Дмитриевой. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015.
  3. Диагностика здоровья. Психологический практикум. Под ред. Г.С.Никифорова. СПб: Изд-во «Речь», 2011.
  4. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения /Пер. с англ. под общ. ред. Ю. М. Забродина, Б. Ф.Ломова. – М.: Прогресс,1980.
  5. Блонский П.П. Память и мышление. СПб., 2001.
  6. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995.
  7. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С.Выготский. – М.: Психология, 2000.
  8. Гамезо М. В. , Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информ. – метод. пособие по курсу “Психология человека”. – М.: Педагогическое общество России, 2006.
  9. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.:Свет,1997.
  10. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.
  11. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2010. Основы психологии: Практикум / Ред.- сост. Л.Д.Столяренко. – Ростов-на Дону, Феникс, 2005.
  12. Познавательная активность в системе процессов памяти / Под ред. Н.И. Чуприковой. М., 1989.
  13. Психология памяти. Учебное пособие / Под ред. Т.И. Зинченко и В.П.Зинченко. Дубна, 2000.
  14. Урунтаева, Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 1999.