Михаил глизерин.

What if radio played only the shows you care about, when you want?. Try us out on any web browser — desktop, mobile, or tablet.

Take it with you

Start listening to Физики и лирики on your phone right now with сайт"s free mobile app, the best podcasting experience on both iPhone and Android. Your subcriptions will sync with your account on this website too. Podcast smart and easy with the app that refuses to compromise.

Google Play reviews:

"THE best podcast/netcast app. Brilliantly useful, fantastically intuitive, beautiful UI. Developers constantly update and improve. No other podcast/netcast app comes close."

"Excellent app. Easy and intuitive to use. New features frequently added. Just what you need. Not what you don"t. Programmer gives this app a lot of love and attention and it shows."

"Store house of knowledge"

"Thank you for giving me a beautiful, podcast streaming app with a great library"

"Love the offline function"

"This is "the" way to handle your podcast subscriptions. It"s also a great way to discover new podcasts."

"It"s perfect. So easy to find shows to follow. Six stars for Chromecast support."

Физики и лирики

Физики и лирики
Название стихотворения советского поэта Бориса Абрамовича Слуцкого (1919-1986), которое было впервые напечатано в «Литературной газете» (1959. 13окт.):
Что-то физики в почете, что-то лирики в загоне.
Дело не в сухом расчете, дело в мировом законе.

Далее поэт пишет о том, что «лирики в загоне» потому, что время требует именно «физиков», людей точных знаний.
После публикации этого стихотворения в советской печати развернулась бурная дискуссия, где стороны выясняли, кто «более нужен» - «физики» или «лирики». В конце концов все сошлись на том, что нужны и те и другие, что важна как наука, так и искусство.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Физики и лирики" в других словарях:

    Разг. Шутл. О людях науки и людях искусства. /i>

    Физики и лирики. Разг. Шутл. О людях науки и людях искусства. /i> От заголовка стихотворения Б. Слуцкого (1959 г.). БМС 1998, 594 … Большой словарь русских поговорок

    Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. Шестидесятники субкультура советской интеллигенции, в основном захватившая поколение, родившееся пр … Википедия

    Шестидесятники субкультура советской интеллигенции, в основном захватившая поколение, родившееся между 1925 и 1930 годами. Историческим контекстом, сформировавшим взгляды «шестидесятников» были годы сталинизма, Великая Отечественная Война и… … Википедия

    Высшая лига 2012 Сезон 26 й Место проведения Центральный академический театр Российской армии, Москва Название сезона Продолжение следует… Количество команд 20 Количество игр … Википедия

    Георгий Литичевский Имя при рождении … Википедия

    Литичевский, Георгий Семёнович Георгий Литичевский Имя при рождении: Георгий Семёнович Литичевский Дата … Википедия

    Борис Абрамович (1919, Славянск, ныне Донецкая обл. – 1986, Тула), русский поэт. Б. А. Слуцкий. Портрет работы Б. Жутовского. 1974 г. В 1937 г. поступил в Московский юридический ин т, в 1939 г. по рекомендации П. Г. Антокольского – в… … Литературная энциклопедия

    - (1921 1972) писатель, популяризатор науки, библиограф и историк НФ. Родился и жил в Москве, окончил Московский авиационный ин т, работал в научной журналистике. Автор более 30 научно художественных книг о науке и технике, Л. одним из первых в… … Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • Физики и лирики: истории из жизни ученых и творческой интеллигенции , Вирта Т.Н.. Автору этой книги посчастливилось общаться и дружить с выдающимися писателями и учеными, чьи таланты составили славу ХХ века. Многостраничные дневниковые записи изарисовки позволили Татьяне…
  • Физики и лирики. Истории из жизни ученых и творческой интеллигенции , Вирта Т.. Автору этой книги посчастливилось общаться и дружить с выдающимися писателями и учеными, чьи таланты составили славу ХХ века. . Многостраничные дневниковые записии зарисовки позволили Татьяне…

Цели : расширить кругозор учащихся в области литературы, искусства и астрономии; углублять межпредметные связи (физика, литература, МХК); развивать навыки самостоятельной работы с художественно-популярной и естественно-научной литературой.

Оборудование : магнитофон, кассеты с записями песен «Звездочка моя ясная» (из репертуара вокально-инструментального ансамбля «Цветы»), «Теплые звезды» (А. Дольский), «Маленький принц» (Н. Добронравов, М. Таривердиев), романса «Гори, гори, моя звезда», «Две звезды» (И. Николаев, А. Пугачева).

Ход встречи

I. Вступительная часть.

Учащиеся исполняют песню «Маленький принц» (слова Н. Добронравова, муз. М. Таривердиева).

МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ

1. Кто тебя выдумал, звездная страна?

Снится мне издавна, снится мне она.

Выйду я из дому, выйду я из дому,

Прямо за пристанью бьется волна.

2. Ветреным вечером смолкнут крики птиц,

Звездный замечу я свет из-под ресниц.

Прямо навстречу мне, прямо навстречу мне,

Выйдет доверчивый Маленький Принц.

3. Самое главное — сказку не спугнуть,

Миру бескрайнему окна распахнуть,

Мчится мой парусник, мчится мой парусник,

Словно отправился в сказочный путь.

4. Где же вы, где же вы, счастья острова?

Где побережья света и добра,

Там, где с надеждами, там, где с надеждами

Самые нежные бродят слова.

5. Где-то оставлены давние друзья.

Жизнь - это плаванье в дальние края.

Песни прощальные, гавани дальние,

В жизни у каждого сказка своя.

Слово учителя.

Наш общий дом - планета Земля.

Наш адрес во Вселенной: «Метагалактика. Галактика. Солнечная система. Планета Земля».

Научные методы исследования, физические теории и методы измерений, как мы знаем, позволяют познать окружающий нас мир, исследовать движение Солнца, звезд, планет и выдвинуть обоснованные предположения о строении небесных тел.

Но жизнь была бы скучна и неинтересна, если бы человек постигал ее только посредством знаний точных наук. Мы по натуре своей очень чувственны, лиричны, эмоциональны, романтичны. Эти качества и свойства нашего характера помогают увидеть и понять многие явления, имеющие место в природе.

Кто из вас не восторгался сияньем звезд в ночном небе!? Кто не ловил удачу посмотреть на падающую звезду и непременно в этот миг загадать желание!? Кто хоть раз не назвал свою любимую «звездочкой ясною»!?

Прекрасной теме о звездах мы посвятим сегодняшнюю встречу в нашем литературном кафе. Всех поэтических строк о звездах нам не объять, но мы постараемся познакомиться с самыми вдохновенными, значительными, теми, которые пришлись вам по душе.

Сегодня встречаются два дружественных лагеря-союзника эрудитов - физики и лирики.

А кто из вас помнит, откуда пошло это выражение - «физики и лирики? (Предположительные версии учащихся.)

Выражение это берет свое начало из стихотворения Б. Слуцкого, 1959 г.:

Что-то физики в почете,

Что-то лирики в загоне,

Дело не в сухом расчете,

Дело в мировом законе.

Это выражение послужило началом большой дискуссии, которая развернулась на страницах газет в начале 60-х годов. В ходе дискуссии обсуждался вопрос: чья деятельность имеет в настоящее время, время научно-технической революции, основное значение - представителей точных наук («физиков») или представителей гуманитарных наук («лириков»)? Некоторые участники дискуссии утверждали, что в наше время деятельность гуманитариев не имеет большого значения для развития общества, для прогресса. Однако в ходе дискуссии было единодушно признано, что наука и искусство являются взаимодействующими элементами культуры, которые вместе формируют гармонически развитую личность.

II. Выступление учащихся по теме «Солнце, Луна, звезды - вечный источник вдохновения для поэтов».

Ученик:

Смотри, как звезды в вышине

Светло горят тебе и мне.

Они не думают о нас,

Но светят нам в полночный час.

Прекрасен ими небосклон,

В них вечен свет и вечен сон.

И кто их видит - жизни рад,

Чужою жизнию богат.

Моя любовь, моя звезда,

Такой, как звезды, будь всегда.

Горя, не думай обо мне,

Но дай побыть мне в звездном сне.

Константин Бальмонт

Ученица. Астрономия - одна из древнейших наук. С незапамятных времен человек осознал неразрывную связь Земли и неба.

Наука, религия, искусство - все это так или иначе было связано с небом. Жрецы и астрономы пытались по расположению звезд и планет предсказать судьбы людей, государств и народов. Современные точные науки начинались с практических наблюдений за перемещениями небесных светил.

Ученик. Ясной ночью там, где небо действительно темное, невооруженным глазом можно увидеть около 2 тысяч звезд. Звездное небо - великая книга Природы. Перед тем, кто сумеет ее прочесть, раскроются несметные сокровища окружающего нас космоса. Не посвященному в секреты астрономии даже трудно себе представить, какое богатство материальных форм, какое неистощимое творчеством Природы видение скрыто за теми замысловатыми узорами из звезд, которые называются созвездиями.

Ученица . Солнце, Луна, звезды - вечный источник вдохновения для поэтов.

Ученик.

Еще томлюсь тоской желаний,

Еще стремлюсь к тебе душой -

И в сумраке воспоминаний

Еще ловлю я образ твой...

Твой милый образ незабвенный,

Он предо мной везде, всегда,

Недостижимый, неизменный,

Как ночью на небе звезда...

Ф. И. Тютчев

Ученица

Два солнца стынут, - о Господи, пощади! -

Одно - на небе, другое - в моей груди.

Как эти солнца, — прощу ли себе сама? -

Как эти солнца сводили меня с ума!

И оба стынут - не больно от их лучей!

И то остынет первым, что горячей.

Ученица

Океаны ломают сушу,

Ураганы сгибают небо.

Исчезают земные царства,

А любовь остается жить.

Погибают седые звезды.

Серый мамонт вмерзает в скалы.

Острова умирают в море,

А любовь остается жить.

Топчут войны живую зелень.

Пушки бьют по живому солнцу,

Днем и ночью горят дороги,

А любовь остается жить.

Я к тому это все, что если

Ты увидишь, как плачут звезды,

Пушки бьют по живому солнцу,

Океаны ломают твердь -

Есть на сильнее чудо;

Рафаэль написал Мадонну,

Незапятнанный свет зачатья

На прекрасном ее лице.

Значит, день не боится ночи,

Значит, сад не боится ветра.

Горы рушатся. Небо меркнет.

А любовь остается жить.

Сергей Островой

Ученик

Небесный свод, горящий славой

звездной,

Таинственно глядит из глубины.

И мы плывем, пылающею бездной

Со всех сторон окружены...

Ф. И. Тютчев

Ученица

Открылась бездна, звезд полна,

Звездам числа нет, бездне - дна.

М. Ломоносов

Ученик

Взгляни на звезды: много звезд

В безмолвии ночном

Горит, блестит кругом луны

На небе голубом.

Взгляни на звезды: между них

Милее всех одна!

За что же? Ранее встает,

Ярчей горит она?

Нет! Утешает свет ее

Расставшихся друзей:

Их взоры, в синей вышине,

Встречаются на ней.

Она на на небе чуть видна,

Но с думою глядит,

Но взору шлет ответный взор

И нежностью горит.

С нее в лазоревую ночь

Не сводим мы очес,

И провожаем мы ее

На небо и с небес.

Себе звезду избрал ли ты?

В безмолвии ночном

Их много блещет и горит

На небе голубом.

Не первой вставшей сердце вверь

И, суетный в любви,

Не лучезарнейшую всех

Своею назови.

Ту назови своей звездой,

Что с думою глядит,

И взору шлет ответный взор,

И нежностью горит.

Е. А. Баратынский, 1825 г.

Ученица.

Мою звезду я знаю, знаю...

Гоненьям рока, злобе света

Смеюся я:

Живет не здесь - в звездах Моэта

Душа моя!

Е. А. Баратынский, 1840 г.

Ученики под аккомпанемент гитары (фортепиано) или под фонограмму исполняют песню «Звездочка моя ясная» (из репертуара вокально-инструментального ансамбля «Цветы»),

ЗВЕЗДОЧКА МОЯ ЯСНАЯ

1. Песни у людей разные,

А моя одна на века.

Звездочка моя ясная,

Как ты от меня далека.

Припев:

Поздно мы с тобой поняли,

Что вдвоем вдвойне веселей,

Даже проплывать по небу,

А не то, что жить на земле.

2. Знаю для тебя я не тот,

Крылья, говорят, не те.

Мне нельзя к тебе на небо

А-а-а... прилететь.

Припев.

3. Облако тебя трогает,

Хочет от меня закрыть.

Чистая моя, строгая,

Как же я хочу рядом быть.

Припев.

III. Викторина «Мир звезд в поэзии».

Ведущий. В поэме Хлебникова «Гибель Атлантиды» есть слова:

«... И вот плывет между созвездий,

Волнуясь черными ужами,

Лицо отмщенья и возмездий,

Глава отрублена ножами...»

Вопрос эрудитам.

О каком небесном явлении идет речь в этих строках?

Ответ. О комете.

Ведущий. Правильно, конечно, это комета!

Чтец.

Косматая звезда,

Спешащая в никуда

Из страшного ниоткуда.

Между прочих овец приблуда,

В златорунные те стада

Налетающая, как Ревность, -

Волосатая звезда древних!

М. Цветаева. Комета

Вопрос эрудитам.

Ведущий. Что вы знаете о кометах?

Ответ. Письменные упоминания восходят к IV в. до н. э. Кометы отличаются необычным видом, который объясняет их название. Слово «комета» образовано от греческого Kometes aster - длинноволосая звезда. О кометах знали еще в древности, однако их природа долго была не ясна. Так, Аристотель считал, что кометы — это испарения земной атмосферы, воспламеняющиеся при соприкосновении с небесным огнем. Их считали зловещим знамением, предвещающим войны, эпидемии, стихийные бедствия. С отголосками таких предрассудков пришлось столкнуться даже в 1910 г. при сближении с Землей кометы Галлея.

Именно Э. Галлей установил, что кометы, наблюдавшиеся в 1531, 1607, 1682 гг., имеют очень похожие орбиты. Он предположил, что это одна и та же комета; предсказал ее появление в 1758 г. Предсказание блестяще оправдалось, а за кометой закрепилось имя Галлея. Так было положено начало традиции, сохраняющейся до наших дней. Кометы стали называть именами их первооткрывателей.

За всю историю цивилизации наблюдалось около 2000 появлений комет, но лишь примерно для половины из них есть надежные наблюдения, по которым оказалось возможным вычислить орбиты свыше 600 комет.

Ведущий . В 1908 г. К. Бальмонт написал следующие строки.

Чтец.

«По яйцевидному пути

Летит могучая комета.

О чем хлопочет пляской света?

Что нужно в мире ей найти?

Она встает уж много лет,

Свой путь уклончивый проводит,

Из неизвестного приходит,

И вновь ее надолго нет.

Как слабый лик туманных звезд,

Она в начале появленья -

Всего лишь дымное виденье,

В ней нет ядра, чуть тлеет хвост.

Но ближе к Солнцу - и не та.

Уж лик горит, уж свет не дробен,

И миллионы верст способен

Тянуться грозный след хвоста.

Густеет яркое ядро,

И уменьшается орбита.

Комета светится сердито.

Сплошной пожар - ее нутро».

Ведущий. Кометы воспевали, ими любовались, о них слагали стихи, полные восторга и удивления, но их и боялись, как предвестников страшных событий: войн, голода, болезней... У Вольтера мы находим такие строки.

Чтец.

«Кометы - тьмы и зла ужасные знаменья,

Довольно приводить народы вам в смятенье.

По эллипсу нестись гигантскому в эфире,

Всходить и заходить не лучше ль в нашем

И, став естественным явлением природы,

Являться в должный срок и пробуждать

Ведущий . У В. Шекспира в поэме «Юлий Цезарь» читаем строки, связывающие явление кометы с трагическими событиями.

Чтец.

«В день смерти нищих не горят кометы,

Лишь смерть царей огнем вещает небо».

Ведущий. Периодически спешит засвидетельствовать землянам свое почтение комета Галлея. Теперь вновь прибудет в 2061 г.

Специалисты всех космических программ не забыли подумать о будущих поколениях: вся научная информация будет собрана в Мировом центре данных.

Вопрос эрудитам.

Ведущий . Кому принадлежат поэтические строки:

«...Вошел: и пробка в потолок, Вина кометы брызнул ток»?

Что имеет в виду поэт, говоря о «вине кометы»?

Ответ. Эти строки принадлежат А. С. Пушкину, написаны в «Евгении Онегине». В них идет речь о сорте шампанского урожая 1811 г. В тот год осенью на небе была видна яркая комета.

Ведущий . В сочинениях Козьмы Пруткова мы находим упоминания о небесных светилах.

Чтец.

«Но вот уж меркнет Солнца луч.

Выходит месяц из-за туч

И освещает на пути

Все звезды Млечного Пути».

Ведущий . Как известно, Млечный Путь - это наблюдаемая на звездном небе неярко светящаяся полоса неправильной формы. Она состоит из огромного числа слабых звезд и видимых отдельно невооруженным глазом.

Вопрос эрудитам.

Но почему возникло такое название - Млечный Путь?

Ответ. Греческий миф рассказывает о струе молока, брызнувшей на небо из груди богини Геры в то время, когда она кормила младенца Геркулеса.

Вопрос эрудитам.

Ведущий . Большие кратеры на планете Меркурий названы именами знаменитых деятелей искусства, литературы, музыки. Назовите их.

Ответ. Кратеры на Меркурии названы именами Баха, Бетховена, Гомера, Толстого, Шекспира и др.

Вопрос эрудитам.

Ведущий . Небо удивительно, созвездия прекрасны и таинственны. В древности было сложено много легенд о созвездиях. Вам знакомы они?

Ответ. Да. Например, легенда о красавице Кассиопее, ее муже Цефее, их дочери Андромеде.

Вопрос эрудитам.

Ведущий . Кому посвятил поэт Эхнатон такие строки:

«Прекрасно светишь ты на небосводе, О, Антон, живущий и начавший жить»?

Ответ. Это «Гимн солнцу». Древние люди поклонялись Солнцу как божеству, дарующему жизнь.

Ведущий. Солнце - пылающий огненный шар, «очень экономно» расходующий свою энергию. Оно желтый карлик. Движется в пространстве, как и другие звезды. По отношению к соседним звездам Солнце перемещается в направлении созвездия Геркулеса со скоростью 72 000 км/с, увлекая с собой 9 планет...

Звучит в записи песня А. Дольского «Теплые звезды» .

Ведущий. Наиболее часто поэты обращаются к звездопаду. С «падением звезд» связано много легенд. И конечно, такое удивительно прекрасное зрелище приковывает сердца поэтов, художников и композиторов.

Помните, как об этом сказано у Марины Цветаевой?

Чтец.

«Август - астры,

Август - звезды,

Август - грозди

Винограда и рябины

Ржавой - август!

Август! - Месяц

Ливней звездных!»?

Вопрос эрудитам.

Ведущий . На самом ли деле в августе часто можно видеть «падающие звезды»?

Ответ. Падающие звезды - это метеориты. Август действительно богат метеоритными дождями.

Вопрос эрудитам.

Ведущий. Дайте характеристику метеоритам.

Ответ. Метеорит - камень, падающий на Землю. Слово «метеорит» образовано от греческого слова meteoros - небесный. Такие камни были известны еще в глубокой древности, когда их считали обломками «небесной тверди». Но после того как стало ясно, что никакой небесной тверди нет, неземное происхождение метеоритов долгое время казалось сомнительным. Представления о том, что они до встречи с Землей движутся в космическом пространстве как самостоятельные тела, завоевали признание лишь в конце XVIII в.

Это светящийся и разбрасывающий в полете искры шар, который представляет собой сгусток плазмы. Нагретый поверхностный слой плавится, разбрызгивается и испаряется, но в глубь метеорита тепло не успевает проникать, поскольку полет продолжается всего несколько секунд.

Метеорное тело - это малое космическое тело, врывающееся в атмосферу Земли с огромной скоростью (до 70 км/с). Вследствие сопротивления атмосферы эти тела интенсивно нагреваются и за доли секунды сгорают.

Наблюдается метеор в виде «падающей звезды».

Звучит в записи песня А. Пугачевой, И. Николаева «Две звезды».

Ведущий . Гимном звезде, вдохновляющей поэтическую лиру, мы заканчиваем нашу встречу. Любуйтесь звездами, восхищайтесь ими, мечтайте под звездами! Если поверить М. Цветаевой, звездам посильно все!

Чтец.

«Стихи растут, как звезды и как розы,

Как красота - ненужная в семье.

И на венцы и на апофеозы -

один ответ:- «Откуда мне сие?»

Мы спим - и вот, сквозь каменные плиты,

Небесный гость в четыре лепестка.

О, мир, пойми! Певцом - во сне -

Закон звезды и формула цветка».

Звучит в записи романс «Гори, гори, моя звезда».

IV. Игра «Спор созвездий».

В этой игре участвуют две команды, по 6-8 человек в каждой. Одна команда получает название «Созвездие Дракона», другая - «Созвездие Скорпиона». Игра состоит из трех поединков: поединок первый - «Облет созвездия Малой Медведицы», поединок второй - «Гонки со спутником», поединок третий - «Рассыпанные звезды».

Для проведения первого поединка - «Облет созвездия Малой Медведицы» - приготовьте следующий инвентарь: 14 звезд на стойках, 2 шара из пластмассы на нитках, 2 цветных шнура, по 6 м каждый.

Команды стоят в колоннах по одному на расстоянии 3-5 м. Впереди против каждой команды на расстоянии 4 м расставлены два созвездия Малой Медведицы, по 7 звезд в каждом созвездии. Звезды на земле соединены цветным шнуром. Расстояния между звездами - 40-50 см. Первый игрок в каждой команде получает «космический аппарат» - пластмассовый шарик на нитке длиной 75 см с кольцом. По сигналу первый участник бежит к Полярной звезде Малой Медведицы, затем, взяв за кольцо нитку, кружит шарик вокруг звезды три раза, не останавливая кружения шарика, «облетает» так три раза каждую из семи звезд в одну сторону и, возвращаясь обратно, в другую сторону. После окончания вторичного облета Полярной звезды играющий бежит к своей команде, передает мячик второму номеру, тот проделывает все, что делал первый, и т. д. до последнего в команде. Последний, облетев два раза звезды созвездия, бежит к судье и передает ему шарик. Если во время облета шарик заденет звезду и она упадет, играющий ставит ее и начинает все сначала, с Полярной звезды.

Для второго поединка - «Гонки со спутником» - необходимы 2 комплекта фанерных звезд двух цветов, 2 шнура длиной по 6 м двух цветов, 4 надувных воздушных шара двух цветов (из них 2 запасных), 2 деревянные ложки.

Построение то же, что и в первом поединке. Первый номер получает ложку и надувной шар. «Драконы» - красный шар. «Скорпионы» - зеленый.

Впереди против каждой команды на расстоянии 4 м от старта на земле выложены две фигуры созвездий Дракона и Скорпиона (звезды лежат на земле или на стойках, они соединены цветным шнуром, обозначающим фигуры созвездий (см. рис.). По сигналу первый игрок каждой команды, слегка подбросив шар, бежит к своему созвездию и на ходу гонит ложкой шар в воздухе (не неся шар в ложке). Подбежав к созвездию, берет одну звезду и так же бежит обратно. На ходу за линией старта все передает (кроме звезды) второму участнику, а этот делает то, что делал первый, и т. д. до последнего. Последний передает шар, ложку и звезду судье.

За победу в этом поединке команда получает 3 очка.

Для поединка третьего - «Рассыпанные звезды» — нужны 2 гимнастических кольца или 2 шнура по 6 м, 30—40 шариков малого тенниса, разрисованных звездами, 2 деревянные ложки, 2 мешочка 20x30 см, 6 надувных шаров двух цветов.

Построение то же, что и в первом поединке. Первый номер получает мешочек и ложку. Впереди на расстоянии 4 м против каждой команды кладут гимнастическое кольцо или обводят круг шнуром (диаметр круга 1 м). В каждый круг кладут по 3 надувных шара и по 15-20 малых теннисных шариков.

По сигналу первый игрок из каждой команды бежит к кругу и, действуя одной рукой, собирает ложкой малые шарики в мешочек. После того как в мешочек будет опущен последний шарик, нужно таким же способом подцепить каждый из трех надувных шаров и, собрав все это в руки, бежать на свое место и все передать второму номеру. Второй номер, подбежав к кругу, кладет в него 3 шарика, высыпает из мешочка шарики и проделывает все, что делал первый номер. Последний из команды весь инвентарь передает судье.

За победу в этом поединке команда получает 3 очка.

V. Аукцион пословиц и поговорок со словами-названиями небесных светил.

Ведущий. Назовите как можно больше пословиц, поговорок, крылатых выражений, в которых употребляются слова «звезда», «комета», «солнце», «луна» и др.

Ответы:

1) Сокрылись, как ясные звездочки темною тучей.

2) Звезды, как угли, пылают.

3) Кометы, словно метлы, небо подметают.

4) Солнце как печка - всех согревает.

5) Солнце - князь земли, Луна - княжна.

6) Солнце зимой как мачеха: светит, да не греет.

7) Солнышко усмехается, точно девушка весной.

8) Много звезд на небе, да высоко, много золота в земле, да глубоко, а за пазухой грош на всякое время хорош.

9) Сестра к брату в гости идет, а он от нее прячется. (Луна и Солнце.)

10) Что идет, не двигаясь с места? (Солнце.)

11) Обгоняя ночь и день

Вкруг земли бежит олень.

Задевая звезды рогом,

В небе выбрал он дорогу.

(Искусственный спутник Земли.)

VI. Подведение итогов викторины эрудитов и игры.

Заключительное слово учителя.

Учитель объявляет результаты, победителей чествуют титулами и эмблемами «эрудит»; благодарит учащихся за организацию, подготовку, интересное проведение встречи в литературном кафе и активное участие в викторине эрудитов.

Материал из ЗапоВики

Физика и художественная литература, наука и искусство… Что общего между этими, казалось бы, далекими областями человеческого интеллекта?

В те далекие 60 годы, когда первый человек полетел в космос, когда было сделано много научных открытий, когда люди серьёзно задумались о существовании внеземных цивилизаций, когда общепризнанным литературным кумиром был Эрнест Хэмингуэй, в кругах образованной молодежи появилось два негласных течения: «физики» и «лирики». Физики - молодые люди с математическим складом ума, рационалисты, люди естественнонаучного мировоззрения и просто зануды, лирики - поэты, философы, литераторы и просто мечтатели.

Конечно, они спорили между собой, за кем будущее человечества. В стихотворении советского поэта Бориса Слуцкого, которое было впервые напечатано в «Литературной газете» в 1959 году, автор говорит о проблеме: "Что-то физики в почете,
Что-то лирики в загоне...
Дело не в простом подсчете
Дело в мировом законе! "

Поэт пишет о том, что «лирики в загоне» потому, что время требует именно «физиков», людей точных знаний. После публикации данного стихотворения в советской печати развернулась бурная дискуссия, в ходе которой выясняли, «кто более нужен» - «физики» или «лирики».И в силу хищной человеческой натуры, жаждущей самоутверждения и первенства, рассматривали эти две группы людей если не как врагов, то как непримиримых соперников. Это уж точно! И пылу нетрезвого спора краснели и, размахивая руками, кричали на своих оппонентов. Отстаивали сегодня позиции одних, а на следующий день – других.

Этот спор казался нескончаемым –
Физики важнее или лирики?
Оппонентов хаяли отчаянно,
А себе же пели панегирики.
(Яков Кофман)

Да, физики были в почете. Лирики, разумеется, не собирались сдавать своих позиций и, ударившись в поэтическую публицистику, стали собирать огромные залы и даже стадионы любителей поэзии, а точнее говоря, людей, жаждущих найти правду в лобовых стихах молодых поэтов-шестидесятников.

На наш взгляд, очевидна беспредметность спора. Споры между «физиками» и «лириками» во многом надуманы и велись они, в основном, ради «умных» разговоров, демонстрации своего «понимания» современного мира. Как раз большинство «лириков» вышло из реальных «физиков», а большинство настоящих «лириков» сожалели об отсутствии технического или физико-математического образования.

В конце концов, сошлись на том, что нужны и те, и другие, что важна как наука, так и искусство.

Но теперь, как видно, спор закончился –
Смысла нет, к чему нам этот лишний шум?
Время мчит, летит, как свора гончая,
Век двадцатый быстро катит к финишу.
Нынче в моде новые коллизии –
Ну, кому теперь нужны романтики?
Все равно, что лирики, что физики –
Кончились конфеты, вот вам фантики!
Не в ходу ни физики, ни лирики,
(Яков Кофман)

Думаем, деление на физиков и лириков в корне неправильное. Ибо успех в любом деле зависит от совмещения того и другого в нужной пропорции. К творчеству (даже написанию стихов) полезно относиться с холодной головой, будто решаешь математическую задачу. И, наоборот,технарю всегда на пользу творческий подход к работе. Тут все едино, если заглянуть поглубже. Настоящий успех приходит только так, факт. И те, и другие могут быть талантливы и в «противоположной» сфере. Сколько стихов написано, и сколько песен спето технарями – не сосчитать. Не нужно каждый раз делить людей и искушать «без нужды». Снимите с человека гуманитарный слой – что останется? Большая ученость, что ли? Нет, одни животные инстинкты.

Если знаешь природу вещей, то уже не сможешь писать о них так, как во время своего неведения. Английский поэт Китс ненавидел великого Ньютона за то, что тот объяснил радугу и разорвал поэтические связи между радугой и божественными силами. Научное объяснение, по его мнению, обеднило поэзию.

Прав ли Китс (а также многие его прошлые и современные единомышленники) в том, что наука депоэтизирует действительность? Думается, что в этом нет ни грамма истины.

Полагать, что наука мешает поэзии, – значит думать, что поэзия кончается там, где начинают проглядывать ясные связи между явлениями или где становятся видимыми первопричины настроений и страстей человека.

Не правильнее ли считать, что знание природы вещей должно породить богатые поэтические образы? Знание, которым не обладали его предшественники, только оно позволит художнику найти новые слова и краски для создания по-настоящему современных, совершенных.

По мнению Аркадия Мигдала, гения физики, у физики и высокого искусства один корень - природа. А если еще точнее - природа красоты. Не случайно для своих физических методов он часто находил аналогии в поэзии. Ведь известно, что там, на вершинах творчества, таланты и гении сходятся, чем бы они не занимались: физикой, живописью или музыкой. Там же часто и пересекаются сферы деятельности. Эйнштейн, к примеру, хорошо играл на скрипке. Пастернак, кроме стихов, долго занимался композицией. Физик академик Мандельштам знал почти всю поэзию своего любимца А.С.Пушкина наизусть. Его друг, тоже академик, Н.Д. Папалекси выше всего ставил поэзию М.Ю.Лермонтова. Физик-оптик академик Г.С. Лансберг, ведя свои эксперименты часами в абсолютно темной спектроскопической лаборатории, декламировал "Евгения Онегина"; академик С.И.Вавилов даже на фронте не расставался с гётевским "Фаустом"; академик Л.Д.Ландау говорил, что «физик,не воспринимающий поэзии и искусства,»- плохой физик. А великий русский писатель Л.Толстой считал: «Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как легкие и сердце.»

«Как наша пожила б планета,
Как люди жили бы на ней
Без теплоты, магнита, света
И электрических лучей?» - задавал вопрос поэт- романтик А. Мицкевич

Многие произведения искусства были созданы с использованием законов физики. Физика участвует в создании красоты.

"Что можно сказать о красоте науки, красоте мысленных построений, которых не нарисовать на бумаге, не высечь на камне, не переложить на музыку? Красота науки, как и искусства, определяется ощущением соразмерности и взаимосвязанности частей, образующих целое, и отражает гармонию мира" (А.Б. Мигдал)

И физика, и литература отражают один и тот же реальный мир, хотя и различными средствами. Физика - в понятиях, законах, теориях, литература в образах, что зачастую гораздо ближе и понятнее нам.

Говоря о строении атома,приходят на ум слова из стихотворения Брюсова:

Быть может эти электроны -
Миры, где пять материков,
Искусства, знанья, войны, троны
И память сорока веков!
Еще быть может, каждый атом -
Вселенная, где сто планет,
Там все, что здесь в объеме сжатом,
Но так же то, чего здесь нет.

В литературных произведениях описывается окружающий нас мир, и главная задача физики также состоит в том, чтобы описать всевозможные явления природы. В лирических произведениях часто есть физический смысл. И пример тому - творчество великого русского поэта А. С. Пушкина. Читая Пушкина, можно не только наслаждаться прекрасной поэзией, но и знакомиться с различными физическими явлениям (хотя он и был абсолютным гуманитарием и, мягко говоря, не склонен к точным наукам, но очень точно и грамотно с физической точки зрения описывал те или иные процессы и явления в природе). Говоря о физиках и лириках, хотелось бы обратить внимание на тот факт, что многие физики (то бишь, люди всех технических специальностей) не обходятся без лирики. Более того, они с годами переквалифицируются, но не в управдомы, а в поэты.

Самым ярким примером может явиться судьба Федора Михайловича ДОСТОЕВСКОГО, который закончил Главное инженерное училище в Петербурге, куда поступил по воле отца, но вскоре он оставил службу в Инженерном департаменте, найдя нужным посвятить себя литературе.

Читатель вправе спросить: а были случаи, когда бы лирики перешли в стан физиков? Пожалуй, трудно будет привести подобный пример. Вероятно, после служения муз творец либо предается обмирщению, либо призывается Богом. Примером тому судьба французского поэта Артюра РЕМБО, который писал до девятнадцати лет, а последние шестнадцать лет безуспешно занимался коммерцией. Перуанский поэт Сесар ВАЛЬЕХО начинал писать в юности, неплохо заявил о себе и замолчал на целых пятнадцать лет. Учительствовал. И вдруг за несколько месяцев до кончины написал книгу гениальных стихотворений, благодаря которым и поставил себя в ряд крупнейших поэтов современности.

Объявленный в шестидесятых годах спор между физиками и лириками можно считать законченным. В наше время он не имеет былой актуальности. Тем более что физики доказали, что могут быть поэтами и бардами не хуже, чем экспериментаторами.

Интернетресурсы

При подготовке работы использовался материал со следующих сайтов:
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель:

Образовательная: Вовлечение обучающихся в поиск информации по наукам.

Развивающая: Развитие познавательной активности, творческого потенциала учащихся, культуры речи, театрального мастерства.

Воспитательная: Воспитание уважения к истории и культуре народов мира.

Форма проведения: устный журнал.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, выставка литературы, физических приборов.

Устный журнал.

Страница 1. Эврика

Страница 2. Физики смеются.

Страница 3. Лирики о физике.

Страница 5. Музыкальная страница

Ход мероприятия

Ведущие: (читают стихи на фоне музыки)

Опять апрель на белом свете,
На нашей радостной планете.
Природа снова оживает:
Звенит, поёт, благоухает.
И снова чудо в нашем зале:
Каких людей мы здесь собрали!
Здесь море умных, чистых глаз,
Здесь мудрость очарует нас.

Добрый день! Мы рады приветствовать вас на презентации журнала, который называется “Физики и лирики”. Этот журнал позволит по-новому взглянуть на окружающие нас вещи, расширить кругозор.

Мы поговорим о физике и поэзии. Вам кажется, что это несовместимые понятия, но вы ошибаетесь, и сами убедитесь в этом.

Вот как говорит об этом Алексей Сисакин:

Мертва наука
без искусства,
оно ей прибавляет чувства.

В загоне – лирики,
в почёте – физики,
мне кажется, что это – ерунда,
придумали, наверно, это циники…
мы в жизни друг без друга –
никуда…

Здесь жизнь – строка,
дыханье – рифма,
сердцебиенье –
ритм, угаданный меж строк,
и строгости
здесь нету алгоритма.
А каждая неискренность – подлог.
Науке – лирик предназначен,
Без рифмы – формулы сухи.
Душа должна быть тоже зрячей,
И ей, как свет, нужны стихи…

Ведущие: Открываем 1-ю страницу нашего журнала.

Страница 1. Эврика

62-я Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций (ООН) провозгласила 2009 год Международным годом астрономии.

Резолюция была представлена Италией, родиной Галилео Галилея.

1609 год – год первого использования Галилеем телескопа - изобретения, положившего начало четырёхсотлетнему периоду удивительных астрономических открытий.

Полистаем страницы истории.

Аристотель (384–322 до н.э.) – древнегреческий философ и учёный.

По Аристотелю, в центре Вселенной расположена неподвижная Земля, вокруг которой вращаются 8 хрустальных сфер с планетами, Луной, Солнцем, звёздами. Девятая сфера является двигателем Вселенной.

Птолемей Клавдий (II в. н.э.) – древнегреческий учёный, разработал геоцентрическую систему мира, в центр которой поместил шарообразную Землю, вокруг которой движется Луна, Солнце, пять известных в то время планет и звёзды.

Коперник Николай (19.02.1473–24.05.1543) - выдающийся польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира.

По его убеждению, центром мира является Солнце, вокруг которого обращается Земля, движутся все планеты, вращающиеся одновременно вокруг своей оси.

Бруно Джордано (1548–17.02.1600) – итальянский учёный, который считал, что Вселенная бесконечна. Солнце – центр Солнечной системы, одно из множества звёзд, вокр.уг которых обращаются планеты.

“Отсюда ввысь стремлюсь я, -
полон веры,
Кристалл небес мне не
преграда боле,
Рассекши их, подъемлюсь
в бесконечность.

(Из философских сонетов Д. Бруно)

Галилей Галилео (15.02.1564–8.01.1642) – выдающийся итальянский физик, механик и астроном, поэт, филолог и критик.

В 1609 г. Галилей построил свой первый телескоп, при помощи которого он открыл горы на Луне, фазы Венеры, спутник Юпитера, пятна на поверхности Солнца и его собственное вращение.

“Движенье повсюду, движенье везде:
и в воздухе птица, и рыба в воде,
и жизни нигде без движения нет,
и Солнце летит в хороводе планет”.

Галилео Галилей

Конкурс “Крылатые выражения”

Предлагаем вопросы. Будьте внимательны.

1. Учёный, который под угрозой суда инквизиции вынужден былотречься от своего учения, но, по преданию, уже выходя из зала суда, произнёс историческую фразу: “А всё-таки она вертится!” Кто он? (Галилей)

2. Про него говорили: “Он остановил Солнце и сдвинул Землю” . О ком шла речь? (О Копернике)

3. Кому принадлежит высказывание: “Плутон мне друг, но истина дороже” (Аристотелю)

5. Задолго до суда, словно прозревая будущее, писал: “Смерть мыслителя в одном столетии дарует бессмертие в веках” (Бруно)

Страница 2. Физики шутят

Обычно физику все видят строгой, официальной, последовательной, состоящей из лабораторных работ, формул, законов, следствий. Но есть в ней и то, что делает физику привлекательнее, человечнее, что оживляет её. Творцы физической науки оставили нам не только открытия и законы, но и богатейший юмористический материал: шутки, розыгрыши, смешные истории.

Быть остроумным очень важно. Это часто помогает выходить из затруднительных положений. Послушайте истории из жизни физиков и изобретателей.

Выдающийся немецкий физик Вильгельм Конрад Рентген получил письмо с просьбой прислать несколько рентгеновских лучей с указаниями к их применению. Оказалось, что у автора письма в грудной клетке застряла револьверная пуля, а для поездки к Рентгену у него не нашлось времени. Рентген был человеком с юмором и ответил на письмо так: “К сожалению, в настоящее время у меня нет Х - лучей, и пересылка их дело сложное. Считаю, что поступить можно проще: пришлите мне Вашу грудную клетку”.

“Тепло всё расширяет, а холод сокращает. Поэтому летом дни длиннее, а зимой они короче”. (Профессор В. Вернадский )

“Звучащие тела, вроде камертона, хорошо “откликаются” только на тот звук, который могут издавать сами, а не звучащие “отзываются” почти на каждый тон, но очень слабо. Так и у людей – кто может сам задавать тон, тот мало заботится о том, что говорят другие. Человек бесхарактерный ко всему присоединяется и всему сочувствует”. (Австрийский физик Э. Мах )

Епископ воскликнул, обращаясь к Гей-Люссаку, крупнейшему французскому физику и химику, ослепшему во время опытов на один глаз: “Не понимаю, какой вы теперь учёный! Что можно увидеть одним глазом?!” – “Побольше вашего, - ответил Гей-Люссак , - вот, например, я вижу у вас два глаза, а вы у меня – один!”

Лирические стихи физика

А сейчас вашему вниманию будет представлено сочинение наших современников, участников игры КВН: физик-лирик объясняется в любви:

Как одинокий электрон
Вокруг протона водорода,
Тяжёлым чувством удручён,
Вокруг неё хожу полгода.
Нет, знаю холодность её
Меня заставит возмутиться:
Не человек я для неё –
Элементарная частица.
Привязан как магнитным полем,
При виде милой всякий раз
Я в полной у неё неволе.
Хоть абсолютный ноль своей
Гордынею лишить терпенья,
А всё же что-то тянет к ней
Как по закону тяготенья.
Надеюсь только на Эйнштейна,
На относительности суть,
Вдруг переменит отношенье
Ко мне она, когда-нибудь.

Страница 3. Лирики о физике

Вы слышали давний спор о том, кто важнее – физики или лирики:

Что-то физики в почёте.
Что-то лирики в загоне.
Дело не в сухом расчёте,
Дело в мировом законе.

Б. Слуцкий

А. Франс писал: Наука без литературы бездушна…

Вы встречали в различных произведениях описание физических явлений, а попробуйте объяснить, с точки зрения физики, явления, которые описаны в стихах.

1. А.А.Блок “Всё чаще по городу брожу…”

“Запнулась запыхавшаяся лошадь,
Уж силой ног не удержать седла,
И утлые взмахнулись стремена,
И полетел, отброшенный толчком…”

Вопрос: Объясните падение всадника с точки зрения физики.

(Лошадь двигалась вперёд, ногами запнулась, и корпус пошёл вперёд по инерции, а ноги остались на месте. В результате, всадник, находившийся на лошади, выходит из положения равновесия, т.к. его тело тоже движется по инерции.)

2. Вопрос: О каком открытии И. Ньютона идёт речь в строках Байрона “Дон Жуан”?

“Так человека яблоко сгубило,
Но яблоко его и спасло, -
Ведь Ньютона открытие разбило
Неведения мучительное зло.
Дорогу к новым звёздам проложило
И новый выход страждущим дало.
Уж скоро мы, природы властелины,
И на Луну пошлём свои машины”.

(Закон притяжения)

3. А. С. Пушкин.

Твоя серебряная пыль
Меня кропит росою хладной:
Ах, лейся, лейся ключ отрадный!
Журчи, журчи твою мне быль…

Вопрос: Почему вода, падая с высоты, разбивается на капельки, а не наотдельные молекулы?

(Между молекулами жидкости достаточно велики силы притяжения, которые не позволяют молекулам разлетаться по одиночке)

4. Ф.И. Тютчев.

День вечереет, ночь близка,
Длинней с горы ложится тень,
На небе гаснут облака…
Уж поздно. Вечереет день.

Вопрос: Почему вечером облака “гаснут”?

(Облака видны благодаря солнечному свету, который отражается от них, вечером света становится меньше)

(Слайд №22)

5. К. Завойский.

Ехал странный пассажир,
Вёз в кошёлке рыбий жир.
Чуть трамвай притормозит -
Пассажир вперед скользит.
Чуть трамвай прибавит ход -
Пассажир назад ползёт.
Все, кто ехал с пассажиром,
Вышли, смазанные жиром.

Вопрос: Какое свойство физических тел объясняет поведение пассажира?(Инерция)

Страница 4. Напряги извилины

Суть игры? Вы посмотрите сценку и ответите на вопрос “Что и почему не понравилось редактору?”

(На сцену выходит весь обвешанный фотоаппаратами ученик.

За столом сидит редактор. На столе – соответствующая табличка)

“Редактор”: Принес репортаж?

Журналист: Принес (подает рукопись. Редактор читает ее).

Редактор: Ты что написал?!

“Машинист резко

Нажал на тормоз, и поезд встал, как вкопанный”.

Журналист: А почему бы и нет?

Редактор: А это?!

“Теплоход проплыл мимо меня, и я любовался красиво переливающейся под прозрачной водой красной линией, тянувшейся по всему борту теплохода”.

Журналист: А разве так не бывает?

Редактор: Слушай:

“Свет, рождающийся в недрах Луны, манил и зазывал туда, откуда он появился”.

На уроках физики спал, наверное? А это что?

“Тонкий писк комара, издаваемый его тонюсенькими голосовыми связками, мешал мне заснуть”.

Нельзя в печать это отдавать: засмеют нас! Ты совсем не знаешь физику, да и литературу!

У нас серьезный журнал, и без знаний физики здесь делать нечего! Поищи работу в какой-нибудь дешёвой газетёнке!

(Журналист хватает учебник физики и садится его читать)

1. Поезд в силу своей инертности не может мгновенно остановиться.

2. Ватерлиния не может быть под водой, она показывает допустимую осадку судна.

3. Свет Луны не рождается в её недрах. Луна светит отражённым солнечным светом.

4. Писк комара создаётся колебаниями его крылышек, а не голосовыми связками.

Давайте представим, что человек создал себе подобную мыслящую машину и ей дали задание найти формулу Вселенной: пусть эта формула объединит все науки, всю Вселенную и Человека в том числе. Я думаю, что машина начала бы выдавать стихи Пушкина, Байрона, Гете.

Гениальная поэзия – это и есть то познание Вселенной и Человека, к которому наука всегда будет стремиться. И, наверное, учебники будущего по физике, математике – это не только формулы и числа – а это истории открытий, судеб и эпох, когда эти открытия делались.

Страница 5. Музыкальная

“ Всё, что в жизни есть у меня…”

(Исполняется песня)

Мир непрост, совсем непрост,
Во всём есть тайна, загадка, вопрос!
Бегут мгновенья, летят года,
Учиться надо всему и всегда!
Мир непрост, совсем непрост,
Сдадутся тайна, загадка, вопрос!
Звук иль движение, свет или тьма –
Задачи ставит природа сама!

Всё, что в мире есть вокруг нас,
Нам понять хотелось тотчас.

Связано, связано ______________
Всё, что в мире есть вокруг нас,
Нам понять хотелось тотчас.
Всё, что изучаем мы с тобой,
Связано, связано с жизнью самой!