Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Николай Семенович Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений

Цели урока.

1. Продолжить тему “Сатира на чиновничество”, выяснить, какие проблемы общества затрагиваются в рассказе и отметить их связь с современностью.

2. Обратить внимание учащихся на позицию Н. Лескова, подчеркнуть, что писатель скорбит о том, что природный талант русского народа не сопряжен с образованностью.

3. Совершенствовать навыки выразительного чтения эпизода, чтения в лицах, пересказа, исследования текста.

4. Воспитывать правильное отношение к порокам общества, прививать интерес к изучению нравственных ценностей.

2. Выставка книг Н.С.Лескова.

3. Портрет Н.С.Лескова.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя. Слово о писателе. Слайды 1-2. Презентация

Сегодня у нас урок на тему “Мелочи жизни” в рассказе Н.С. Лескова “Старый гений”. Наша задача выяснить, какие проблемы общества затрагиваются в рассказе, можно ли их считать мелочами жизни, только ли со временем Лескова может быть связан случай, о котором рассказал автор.

В конце урока попробуем свои силы в составлении синквейна по проблемам рассказа.

Николай Семёнович Лесков - самобытный и неповторимый писатель, признание которого только увеличивается с годами. А между тем через месяц мы будем отмечать 180 лет со дня рождения писателя. Чем чаще возникает беседа о загадочной и таинственной русской душе , тем чаще припоминается Лесков с его замечательными произведениями, в которых немало оригинальности. В них идеально изображен русский человек без прикрас, со всеми его духовными противоречиями.

Познакомимся с биографией писателя. Слайды 3-8 “Умный, темпераментный, с колючими чёрными глазами, с душою сложной и причудливой, полной бунтующих страстей”. Таким виделся Николай Семёнович Лесков современникам.

Н.С. Лесков родился в семье мелкого чиновника в Орловской губернии. В 16 лет поступил писцом в суд. Криминальная сторона жизни, которая открылась ему в суде, потом часто становилась предметом художественного осмысления в повестях и романах писателя. С 1861 г. – сотрудник московских газет, сначала “Русской речи”, а потом “Северной пчелы”.

Город Орел - город детства и юности Н.С.Лескова, его малая родина, которую он называл "микроскопом всей земли русской". Орел, отмечал Н.С.Лесков, "вспоил на своих мелких водах столько русских литераторов, сколько не поставил их на пользу родины никакой другой русский город".

Орловские впечатления питали творческое воображение писателя, были источником его замечательных произведений. Множество своих героев автор "расселил" именно на орловской земле. Перед вами фотографии лесковских памятных мест в Орле, фрагменты памятника писателю с изображением его героев.

“Левша”, “Очарованный странник”, “Тупейный художник”, “Леди Макбет Мценского уезда, “Соборяне” - эти книги Николая Семеновича Лескова вошли в золотой фонд мировой литературы. В них писатель воспел красоту души и талантливость простого человека, его стремление к правде и справедливости, гуманность и любовь к людям. (Учитель обращает внимание на выставку книг писателя)

2. Актуализация знаний учащихся. Мини-викторина “Узнай произведение Лескова”

Какие страницы лесковских книг остались в памяти? Можно ли Лескова пересказывать? Или лучше читать? А если сравнить Лескова с другими писателями? Да, читать его несравненно труднее! Почему? Как относитесь к “неправильностям” в языке Лескова, к его “некнижности”, а подчас и “нелитературности”?

Узнайте Лескова и обоснуйте ваше мнение о принадлежности прочитанного фрагмента его перу. В этом вам поможет наша недавняя поездка в музыкальный театр на пьесу по повести Лескова “Левша”.

(Учащимся предлагается карточка с отрывками из произведений писателей 19-20 веков, среди которых отрывки из повести “Левша”).

Назови отрывок из произведения Н.С.Лескова

1. “На другой день поехали государь с Платовым в кунсткамеры. Больше государь никого из русских с собой не взял, потому что карету им подали двухсестную. Приезжают в пребольшое здание - подъезд неописанный, коридоры до бесконечности, а комнаты одна в одну, и, наконец, в самом главном зале разные огромные бюсты, и посередине под валдахином стоит Аболон полведерский”.

2. “На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; все казалось <...> угрозой и предзнаменованием <...>. Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить...”

3. “Был еще на руднике такой случай. В одном забое пошла руда со шлифом. Отобьют кусок, а у него, глядишь, какой-нибудь уголышек гладехонек. Как зеркало блестит, глядись в него - кому любо. Ну, рудобоям не до забавы. Всяк от стариков слыхал, что это примета вовсе худая.

Пойдет такое - берегись! Это хозяйка горы зеркало расколотила. Сердится. Без обвалу дело не пройдет”.

4. “Между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки; наконец, поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем не бывало, побежал дальше”.

5. “Государь взглянул на пистолю и наглядеться на может.

Взахался ужасно. <...>

А Платов... опустил правую руку в свои большие шаровары и тащит оттуда ружейную отвертку. Англичане говорят: “Это не отворяется”, а он, внимания не обращая, ну замок ковырять. Повернул раз, повернул два - замок и вынулся. Платов показывает государю собачку, а там на самом сгибе сделана русская надпись: “Иван Москвин во граде Туле”.

Англичане удивляются и друг дружку поталкивают:

Ох-де, мы маху дали.

А государь Платову грустно говорит:

Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко”.

Сделаем выводы. Слайды 9-11

Н.С.Лесков говорил: “…там, где стоит “левша”, надо читать “русский народ”. Поэтому косой левша в сказе не имеет имени, и даже прозвище его пишется с маленькой буквы – он один из многих талантливых русских людей.

У Лескова Россия – страна праведников, странников, умелых и талантливых людей, которые необразованны и непросвещенны. Он скорбит о том, что природный талант русского человека не сопряжен с образованностью.

3. Работа со словарём урока. Слайд 12

Синквейн

Сюжет

Эпизод

Гений

Нравственный

Синквейн - пятистишие

Сюжет - последовательность и связь событий в художественном произведении

Эпизод - относительно самостоятельная часть худ. произведения

Гений

1. Высшая творческая способность.

2. Человек, обладающий такой способностью.

Нравственный – относящийся к внутренней, духовной жизни человека.

4. Анализ произведения

Работа с эпиграфом

Прочитаем выразительно эпиграф к уроку: “Гений лет не имеет – он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы”. Как вы понимаете эти слова?

Гений – это человек, который обладает высшей творческой способностью. Он гений, т.к. берется за дела невозможные.

Мы с вами поговорим о рассказе “Старый гений”, вспомним сюжет, перечитаем яркие эпизоды. Начнём с рассказа о том, почему добрая старушка поехала в Санкт-Петербург.

Пересказ текста с элементами беседы

У маленькой старушки было “вопиющее дело”. Дело это заключалось в том, что она по своей доброте выручила из беды великосветского франта, заложив для него свой дом, а он её обманул.

Почему старушка поверила молодому человеку?

Порядочным людям свойственно верить в лучшее, они думают о людях хорошо, доверяют им.

Есть ли в наше время люди, которые поступают непорядочно?

К сожалению, и в наше время нередки обман, ложь, непорядочность. Вспомним пословицы, поговорки, высказывания характеризуют этот эпизод?Слайд 13

“Доверяй, но проверяй”, “Добро – изнанка зла”, “Зло есть грубейшая форма невежества”, высказывание из трилогии Л.Н.Толстого “Детство” – “Самый худший человеческий порок – это неблагодарность”.

Как шли дела у старушки вначале?

Хлопоты вначале были успешны: адвокат встретился милостивый, выиграл дело, но…

Выразительное чтение отрывка.

Чтение по ролям диалога чиновников и доброй старушки.

- Почему чиновники советуют доброй старушке не напоминать о себе великосветскому франту?

Значительные, имеющие деньги, не остановятся ни перед чем, чтобы избавиться от ненужных, мешающих им спокойно жить людей.

О каких простых и дорогих каждому порядочному человеку нравственных ценностях говорит бедная старушка?

“Я бы гораздо лучше желала, чтобы и мне и всем другим было хорошо”.

Беседа по главе 3

С какими проблемами общества столкнулась старушка, обратившись в высшие инстанции?

Ходила она к высшим властям. Там доступ труднее. Бедной старушке предложили: “Ищите его, поймаете, – это ваше дело. Столкнулась с равнодушием, нежеланием решать мелкие проблемы простого, маленького человека (проведём параллель с Башмачкиным из повести Н.Гоголя “Шинель”).

Проведём параллель с современностью. Какие крылатые фразы с отрицательным содержанием встречаются в тексте 3 главы? Что может им противопоставить умный человек?

“Сухая ложка рот дерет”, “Надо смазать”, “В России невозможности нет”. К сожалению, и в наше время для разрешения каких-то дел нужна взятка: поступать учиться – нужны деньги; устраиваться на работу – деньги; на суде прав тот, кто имеет большие деньги. Какой вывод может сделать для себя умный человек? Для успешной жизни нужны знания, это большая сила. которая поможет решить многие проблемы в жизни.

Каким вы представляете старого гения? Для этого мы рассмотрим портрет старого гения и найдем в тексте 3 главы, как автор описывает своего героя. О чём сожалеет автор и мы вместе с ним?

Он высокого роста с длинной бородой; хмурое лицо, умный взгляд, это чиновник низшего класса. Привлекают уверенность и чувство собственного достоинства этого человека. Жаль только, что его способности, талант, не находят применения в делах на благо общества в целом.

Чтение отрывка из рассказа (гл. 5)

“Гений не постыдил ни веры, ни предчувствий доброй старушки”. Сёйчас мы вспомним, как это произошло. Прочитаем, как разоблачили господина, который обманул старушку

(Ученик читает монолог о том, как старый гений исполнял задуманное).

Какой художественный приём использовал Лесков при описании выполнения столь трудного дела?

Юмор – смех веселый и доброжелательный.

Как заканчивается рассказ?

Были побеждены неодолимые затруднения, правда восторжествовала, великосветскому франту вручили повестку.

Можно ли этого человека, который уладил трудное дело, назвать гением?

Человек, который нашел, как уладить столь трудное дело, вполне имеет право считать себя гением. В России невозможного нет! И трудно не согласиться с этим мнением! Россия – страна талантов. Жаль, что талант и в этом случае не сопряжён с образованностью, широтой кругозора.

Наблюдение над языком рассказа. Слайд 14

Вам, наверное, будет интересно узнать, что одним из главных титулов Н.С. Лескова является титул “Кудесник языка”. Игорь Северянин восклицал:

А какие в них ритмы! А какая в них залежь
Слов ядрёных и точных русского языка!
Никаким модернистом ты Лескова не свалишь
И к нему не посмеешь подойти свысока.

Давайте на миг погрузимся в упоительный мир живой русской речи и осознаем, что другого такого писателя у нас на Руси нет, писателя, тонко знающего русский язык и влюблённого в его красоту.

(Подготовленные ученики называют яркие афористичные фразы, позволяющие писателю сделать рассказ красочным, оригинальным, насыщенным, а его язык выпуклым, причудливым, искристым).

Гл.1 Слайды 15-16

Началась игра в кошку и мышку
Должник её был зверь травленый.

Тут и пошла закорюка
Ума к ней приложить было невозможно
Не вы первая, не вы и последняя
Он барин хороший, но только дурной платить
Да вот тут-то и точка с запятой.

Муж и жена – одна сатана
Сухая ложка рот дерёт
Чин на мне из четырнадцати овчин,
- какую захочу, ту вверх шерстью и выворочу.

Сейчас пятьсот рублей на стол, и завтра же ваша душа на простор

Вот вам от меня к чаю лимонный сок, песок и шоколаду кусок

5. Ответ на вопросы урока.

Вот такие “мелочи жизни” изображаются Н. С. Лесковым. Но за этой ситуацией, так просто и безыскусно переданной, встают серьезные и глубокие выводы автора. Слайд 17

  • Неблагодарность – один из худших человеческих пороков
  • Из-за бездействия и равнодушия властей страдают от несправедливости простые люди
  • Отрадно, что им на помощь приходят такие же простые, но честные, порядочные и находчивые люди, как “гений Иван Иванович”

А в существование таких людей Н. С. Лесков горячо верил и именно с ними связывал свои надежды на возрождение России, на ее великое будущее.

Проблемы общества лесковского времени перекликаются с проблемами нашего времени , – это злоупотребление в высших эшелонах власти, взятки, коррупция, невнимание к судьбам простых людей, к “мелочам жизни”, из которых и складывается сама жизнь. От них и зависит, будет ли жизнь человека полноценной, счастливой, успешной, сможет ли он реализовать свои способности.

Предлагаю вам составить синквейн о русском человеке, о России или о писателе Лескове и его героях.

Ну, а в центре внимания писателя-гуманиста Н.С.Лескова обычный человек, немного чудаковатый, но всегда искренний и честный, загадочная и удивительная русская душа с духовной красотой и теплотой сердца. Лесков говорил, что знает русского человека “в самую его глубь”, поскольку он “не изучал народа”, а “вырос в народе”. Слайд 18

Дух вырос беспримерный у тихих окских волн,
Своим осмыслен временем наполовину он.
С неправдой социальной художник был в борьбе.
Когда Левшу писал он, писал он о себе.
Рассказчик очарованный, великий фантазёр,
Он и волшебник слова, и слов гипнотизёр.
А силы в нём такие, и в нём талант такой –
Талант любить Россию, любить народ родной. А.Бельский

6. Составление синквейна. Слайды 19-21

7. Домашнее задание

Чтение отрывка из романа М.Салтыкова-Щедрина “История одного города”.

Тема: «Нравственные проблемы рассказа Н.С. Лескова «Старый гений»

Цели: обогатить духовный опыт учащихся; выявить нравственные проблемы в рассказе «Старый гений» и найти способы их решения; помочь раскрыть сущность образа главного героя рассказа; создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений анализировать художественный текст, общаться и сотрудничать, работать в команде, развивать монологическую и диалогическую речь.

Задачи:

Обучающие: ввести учащихся в сферу знаний, информационно обогатить сведениями о творчестве Н.С. Лескова, учить умению отбирать учебный материал и анализировать его; учить находить и разрешать проблемные ситуации;

Развивающие: развивать навыки анализа текста, умение давать характеристики героям, речевые, творческие способности; развивать умения аргументировано отвечать на поставленные вопросы;

Воспитательные: воспитывать социально значимые чувства у учащихся; пробудить чувство национальной гордости; вызвать интерес к формированию правильной грамотной речи; стимулировать желание к чтению русской классической литературы.

Эпиграф: « Нам пора отвыкать от мысли, что предметом литературы должно быть что-нибудь особенное, а не то, что всегда перед глазами и от чего мы все страдаем прямо или косвенно». (Н.С. Лесков)

Ход урока

Здравствуйте , ребята! Эпиграфом к сегодняшнему уроку стали слова Н.С. Лескова.

Вспомним, что мы уже знаем о творчестве Н.С. Лескова, с какими его произведениям мы уже знакомы?

Корзина идей («Сказ о тульском косом и о стальной блохе», « Человек на часах»). Кто главный герой этих произведений? О ком они? (О русском народе таком, каков он есть; о сострадании и бескорыстной помощи ближнему, о служении Родине). Как вы поняли эпиграф?

- Чтобы узнать , какова тема урока, я предлагаю вам внимательно рассмотреть изображения предметов, помещенных на доску (деньги, карты, конверты, чек.) Знаете ли вы, что объединяет все эти изображения? А какие чувства они у вас вызывают? С каким произведением они у вас ассоциируются?

- Вы узнали рассказ Н.С. Лескова «Старый гений».

Тема урока: «Нравственные проблемы рассказа Н.С. Лескова «Старый гений».

Определимся с целями урока и назовём проблемы , поднимаемые автором в произведении.

Цели урока : определить, кто из героев совершает нравственные поступки, а кто безнравственные и доказать это примерами из текста.

Проблемы урока обозначены в формулировке темы.

Составим синквейн к слову «нравственность».

1 существительное

2 прилагательных

3 глагола

Что мы думаем об этом слове. Фраза

Кто? Что? Новое звучание темы

Благородный, порядочный

Защищать, сострадать, любить

Быть счастливым, помогая людям.

Восхищение

Дайте определение нравственности.

Нравственность – внутренние качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести, которые проявляются в отношении к людям и природе.

Проблемный мини-семинар .

Обсуждение поступков героев с позиции нравственности через вопрос: « О каком безнравственном поступке, совершённом в рассказе «Старый гений», пойдёт наш разговор? (Разговор пойдёт об обмане старушки, о разверзающейся перспективе холода и голода бездомной жизни» для бедной старушки с увечной дочерью и маленькою внучкою)

Проблемный вопрос :

«А может, старушка этого заслуживает, а должник, наоборот, прав? А может быть, и старый гений совершил безнравственный поступок? Нет. Почему «нет»?

Чтобы убедиться в правильности вашего ответа, нам нужно исследовать текст, увидеть особенности лесковских героев, их жизненные принципы, их размышления.

Разделимся на группы и составим кластеры, ориентируясь на вопросы:

1группа – старушка

2 группа – великосветский франт

3 группа – старый гений

Вопросы:

Особенности натуры героев произведения

Каких жизненных позиций они придерживаются

Какие мысли «излагают»

Подтверждать ответы цитатами и аргументами из текста.

Представление кластеров и их защита

Выводы: исследовав текст Лескова, мы увидели в образе старого гения, назвавшегося Иваном Ивановичем, стремление защитить обиженного, наказать наглеца, найти такой путь, который окажется наиболее верным. Стало очевидным, что старушка искренне хотела помочь великосветскому франту, который, имея состояние, не отдавал ей деньги. Для него не существует слов долг, честь, совесть, он равнодушен к судьбе людей.

Обратимся к предметам на доске. К какому герою каждый из них имеет отношение, какие вызывают эмоции и почему?

    Карты и крупные купюры имеют отношение к великосветскому франту, так как он играет в карты, у старушки занял деньги, скорее всего, на уплату карточного долга, сам очень богат и располагает деньгами. Эти предметы вызывают у нас отрицательные эмоции, потому что мы знаем, как непорядочно обошелся этот человек с хорошей знакомой своей матери, бедной старушкой, которая заложила дом, чтобы помочь ему.

    Конверты и мелкие банкноты имеют отношение к старушке и вызывают у нас чувство печали, сочувствие, так как главная героиня небогата и неоднократно обращалась в письмах к великосветскому франту с просьбой вернуть долг, но ничего не добилась от него.

    Банкнота в 500 рублей относится к старому гению, так как именно за такую сумму он взялся вернуть деньги старушке.

В тексте нет описания внешности героев . Художник И. Пчёлко показал своё видение образа этих героев. Рассмотрите иллюстрацию и скажите, какие детали помогли вам лучше узнать характер героев? Докажите это.

Давайте проследим одну и ту же проблему в разных произведениях: «Старый гений» Н.С.Лескова и «Капитанская дочка» А.С.Пушкина;

Определите степень нравственности поступков главных героев этих произведений.

Сделайте выводы о причине разных финалов в подобных ситуациях с долгом.

Сравнение Гринёва, который отдает долг-проигрыш Зурину, не предполагая даже, что когда-нибудь ещё раз увидит его, с «франтом».

«Франт» «играет в кошки-мышки», а ведь его долг – это вверенная ему под честное слово сумма денег, взятая под залог единственного состояния старушки – дома...

Резюме: поступки людей зависят от воспитания. Жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть.

Проблема воспитания, духовности

Подумайте, почему хлопоты старушки были безуспешны? Какое это звено проблем в цепи нравственности?

Проблема исполнительности государственной власти, проблема бесправия личности в России.

Не случайно дело приходится на Рождество (на третий день праздника она уже с деньгами; символика числа три), неспроста и пассажный гений без лица, да и без имени (Иван Иванович - это русский Ваня, т.е. кто угодно), Лесков будто ввел в рассказ самого Бога, который подтвердил торжество добра, восстановление справедливости, награды за веру и терпение….

«Правда восторжествовала, и в честном, но бедном доме водворился покой, и праздник стал тоже светел и весел».

Физкультминутка

Лебеди летят, крыльями машут,

Прогнулись над водой, качают головой.

Прямёхонько, гордёхонько умеют держаться.

Очень бесшумно на воду садятся.

Сочинение-миниатюра на основе клише. Представьте, что не от старого гения, а от вас зависело бы решение «вопиющего» дела старушки.Напишите небольшое письмо франту, в котором постарайтесь убедить его расплатиться с героиней. Напишите коротенькую записку «старому гению» (чиновнику),чтобы поблагодарить его за помощь старушке? Вы можете воспользоваться клише (формой), которая поможет вам составить записку. Хочу напомнить вам, что герои Н.С. Лескова из XIX века, а тогда в письмах было принято обращаться друг к другу «Милостивый государь и милостивая государыня». Постарайтесь выдержать соответствующий обращению стиль и в остальном тексте письма.

Милостивый государь________________________________________________________________

К Вам обращается___________________________________________________________________

Волей случая мне довелось узнать о___________________________________________________

Никто не может остаться равнодушным к______________________________________________

Смею заметить, что__________________________________________________________________

По моему глубокому убеждению, Ваш поступок следует считать________________________

Выражая мнение многих, хочу сказать, что____________________________________________

Позвольте дать Вам совет:____________________________________________________________

В заключении я смею надеяться_______________________________________________________

Обратимся к эпиграфу произведения , к словам ЛарошфукО ФрансуА: «Гений лет не имеет – он преодолевает всё, что останавливает обыкновенные умы».

Что вы узнали из эпиграфа о значении «гений»?

(Гений – понятие вневременное, возраст не имеет значения. Гениальность не зависит от возраста, потому что суть гениальности в том, чтобы решить ту задачу, с которой не могли справиться обыкновенные умы, иначе говоря, обыч­ные люди, которые часто не находят выхода из создавшейся ситуации, потому что мыслят стереотипами).

Каких вы можете назвать гениев?

В чём гениальность нашего героя? (Гений мысли)

Выводы:

- Что вы можете сказать о теме рассказа Лескова? (несуразность русской жизни, быт и нравы российского общества конца девятнадцатого столетия)

Какие нравственные проблемы затрагивает автор в своём произведении?

а) Проблема исполнительности государственной власти, проблема бесправия личности в России.

б) Проблему чести и долга.

в) Проблему падения нравственности в обществе.

- Какова главная мысль рассказа «Старый гений»? Обоснуйте свой ответ. Приведите цитату из текста. («Всё равно – какая бабушка ему ни ворожила и всё на милость преложила», иными словами « Как верёвочка не вейся, всё равно конец будет»)

Как вы думаете, какой смысл вложил в эти слова старый гений?

(Речь идет о загадочной душе русского человека. В России возможна как вопиющая несправедливость, так и проявление доброты и благородства).

- Как называется такой поступок, который совершил франт и что за него грозит человеку? (Преступление – мошенничество, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности. За это его могут осудить по закону и подвергнуть наказанию, вплоть до лишения свободы).

А какие нормы человеческих взаимоотношений (нравственные нормы) нарушил франт по отношению к старушке? (Обманул доверие, проявил неблагодарность, был груб и невнимателен, поступил вопреки законам совести).

(На слайде – основные нравственные нормы человеческих взаимоотношений).

Скажите, закон как-то наказывает нарушителей таких норм ? (Нет). Тогда как вообще может быть наказан человек, нарушивший такие нормы? (Презрением, отстранением, лишением общения). Почему, по вашему мнению, необходимо соблюдать нравственные нормы? (Только так можно остаться человеком, полноценным членом общества)

Можно ли сопоставить ситуацию, описанную Лесковым, с современной Россией?

И сейчас через полтора столетия мы фактически опять оказались перед теми же проблемами, поэтому так важно воспользоваться опытом мудрого и практичного человека, знавшего Россию вширь и вглубь, откликнуться на его призыв что-то менять и меняться самим.

Обратимся вновь к эпиграфу урока. Как вы его поняли?

Хочется верить, что сюжет рассказа затронул вас и оставил след в вашем сердце, заставил задуматься над проблемами общества.

Рефлексия.

– Наш урок подошел к завершению. Я прошу вас оценить свое участие в уроке, продолжив одну из фраз или составив собственную.

– Сегодня я узнал (а)…

– Я понял (а), что гений – это …

– Мне показалось интересным…

– Я научился …

– Я желаю вам, чтобы никогда вы не оказались в подобной ситуации и чтобы по отношению к вам или вами не были нарушены ни закон, ни нравственные нормы. Спасибо вам за работу! Желаю вам удачи!

Литература 8 класс Тест

Н. С. Лесков «Старый гений»

Несколько лет назад в Петербург приехала маленькая старушка-помещица, у которой было, по её словам, "вопиющее дело". Дело это заключалось в том, что она по своей сердечной доброте и простоте, чисто из одного участия, выручила из беды одного великосветского франта, - заложив для него свой домик, составлявший всё достояние старушки и её недвижимой, увечной дочери да внучки. Дом был заложен в пятнадцати тысячах, которые франт полностию взял, с обязательством уплатить в самый короткий срок.

Добрая старушка этому верила, да и не мудрено было верить, потому что

должник принадлежал к одной из лучших фамилий, имел перед собою блестящую карьеру и получал хорошие доходы с имений и хорошее жалованье по службе. Денежные затруднения, из которых старушка его выручила, были последствием какого-то мимолетного увлечения или неосторожности за картами в дворянском клубе, что поправить ему было, конечно, очень легко, – "лишь бы только доехать до Петербурга".

Старушка знавала когда-то мать этого господина и, во имя старой

приязни, помогла ему; он благополучно уехал в Питер, а затем, разумеется,

началась довольно обыкновенная в подобных случаях игра в кошку и мышку. Приходят сроки, старушка напоминает о себе письмами – сначала самыми мягкими, потом немножко пожёстче, а наконец, и бранится – намекает, что "это нечестно", но должник её был зверь травленый и всё равно ни на какие её письма не отвечал. А между тем время уходит, приближается срок закладной – и перед бедной женщиной, которая уповала дожить свой век в своём домишке, вдруг разверзается страшная перспектива холода и голода с увечной дочерью и маленькою внучкою.

Старушка в отчаянии поручила свою больную и ребёнка доброй соседке, а сама собрала кое-какие крохи и полетела в Петербург "хлопотать".

А 1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

1) сказка;

2) повесть;

3) быль;

4) рассказ.

А 2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

1) открывает повествование;

2) завершает повествование;

3) является кульминацией сюжета;

4) является одним из этапов развития сюжета.

А 3. Главной темой данного фрагмента является:

1) тема доброты и жестокости;

2) тема денег;

3) тема труда;

4) тема богатства и бедности.

А 4. Что определяет образ жизни великосветского франта?

1) забота о людях;

2) непосильный труд;

3) развлечения;

4) постоянная помощь родным.

1) выявляет жалость героя к людям;

2) показывает бессердечие человека, его внутреннюю пустоту;

3) характеризует психологическое состояние героев;

4) подчёркивает социальное положение героя.

В 1. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя и выразить своё отношение к нему («блестящее», «хорошее», «мимолётного»).

Ответ_______________________________________________________

В 2. Напишите значение слова хлопотать.

Ответ _____

В 3. В последнем абзаце найдите слово, указывающие на состояние старушки, приехавшей в Петербург.

Ответ __________________________________________________________________

С 1. Какие проблемы общества затрагиваются писателем в данном рассказе?

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

Литература 8 класс Тест

Н. С. Лесков «Старый гений»

Ключи

А1. 4.

А2. 1.

А3. 1.

А4. 3.

А5. 2.

В1. Эпитет.

В2. Требовать что-либо.

В3. Отчаяние.

Цели урока.

1. Продолжить тему “Сатира на чиновничество”,
выяснить, какие проблемы общества затрагиваются
в рассказе и отметить их связь с современностью.

2. Обратить внимание учащихся на позицию Н.
Лескова, подчеркнуть, что писатель скорбит о том,
что природный талант русского народа не сопряжен
с образованностью.

3. Совершенствовать навыки выразительного
чтения эпизода, чтения в лицах, пересказа,
исследования текста.

4. Воспитывать правильное отношение к порокам
общества, прививать интерес к изучению
нравственных ценностей.

Оборудование.

1. Презентация.

2. Выставка книг Н.С.Лескова.

3. Портрет Н.С.Лескова.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя. Слово о
писателе.

Слайды 1-2. Презентация

Сегодня у нас урок на тему “Мелочи жизни” в
рассказе Н.С. Лескова “Старый гений”. Наша
задача выяснить, какие проблемы общества
затрагиваются в рассказе, можно ли их считать
мелочами жизни, только ли со временем Лескова
может быть связан случай, о котором рассказал
автор.

В конце урока попробуем свои силы в составлении
синквейна по проблемам рассказа.

Николай Семёнович Лесков - самобытный и
неповторимый писатель, признание которого
только увеличивается с годами. А между тем через
месяц мы будем отмечать 180 лет со дня рождения
писателя. Чем чаще возникает беседа о загадочной
и таинственной русской душе
, тем чаще
припоминается Лесков с его замечательными
произведениями, в которых немало оригинальности.
В них идеально изображен русский человек без
прикрас, со всеми его духовными противоречиями.

Познакомимся с биографией писателя

Слайды 3-8
“Умный, темпераментный, с колючими чёрными
глазами, с душою сложной и причудливой, полной
бунтующих страстей”. Таким виделся Николай
Семёнович Лесков современникам.

Н.С. Лесков родился в семье мелкого чиновника в
Орловской губернии. В 16 лет поступил писцом в суд.
Криминальная сторона жизни, которая открылась
ему в суде, потом часто становилась предметом
художественного осмысления в повестях и романах
писателя. С 1861 г. – сотрудник московских газет,
сначала “Русской речи”, а потом “Северной
пчелы”.

Город Орел — город детства и юности
Н.С.Лескова, его малая родина, которую он называл
«микроскопом всей земли русской». Орел,
отмечал Н.С.Лесков, «вспоил на своих мелких
водах столько русских литераторов, сколько не
поставил их на пользу родины никакой другой
русский город».

Орловские впечатления питали творческое
воображение писателя, были источником его
замечательных произведений. Множество
своих героев автор «расселил» именно на
орловской земле. Перед вами фотографии
лесковских памятных мест в Орле, фрагменты
памятника писателю с изображением его героев.

“Левша”, “Очарованный странник”, “Тупейный
художник”, “Леди Макбет Мценского уезда,
“Соборяне” — эти книги Николая Семеновича
Лескова вошли в золотой фонд мировой литературы.
В них писатель воспел красоту души и
талантливость простого человека, его стремление
к правде и справедливости, гуманность и любовь к
людям. (Учитель обращает внимание на выставку
книг писателя)

2. Актуализация знаний учащихся. Мини-викторина
“Узнай произведение Лескова”

Какие страницы лесковских книг остались в
памяти? Можно ли Лескова пересказывать? Или лучше
читать? А если сравнить Лескова с другими
писателями? Да, читать его несравненно труднее!
Почему? Как относитесь к “неправильностям” в
языке Лескова, к его “некнижности”, а подчас и
“нелитературности”?

Узнайте Лескова и обоснуйте ваше мнение о
принадлежности прочитанного фрагмента его перу.
В этом вам поможет наша недавняя поездка в
музыкальный театр на пьесу по повести Лескова
“Левша”.

(Учащимся предлагается карточка с отрывками из
произведений писателей 19-20 веков, среди которых
отрывки из повести “Левша”).

Назови отрывок из произведения Н.С.Лескова

1. “На другой день поехали государь с
Платовым в кунсткамеры. Больше государь никого
из русских с собой не взял, потому что карету им
подали двухсестную. Приезжают в пребольшое
здание — подъезд неописанный, коридоры до
бесконечности, а комнаты одна в одну, и, наконец, в
самом главном зале разные огромные бюсты, и
посередине под валдахином стоит Аболон
полведерский”.

2. “На дворе была метель; ветер выл, ставни
тряслись и стучали; все казалось угрозой и
предзнаменованием. Метель не утихала;
ветер дул навстречу, как будто силясь
остановить…”

3. “Был еще на руднике такой случай. В одном
забое пошла руда со шлифом. Отобьют кусок, а у
него, глядишь, какой-нибудь уголышек гладехонек.
Как зеркало блестит, глядись в него — кому любо.
Ну, рудобоям не до забавы. Всяк от стариков
слыхал, что это примета вовсе худая.

Пойдет такое — берегись! Это хозяйка горы
зеркало расколотила. Сердится. Без обвалу дело не
пройдет”.

4. “Между тем черт крался потихоньку к месяцу и
уже протянул было руку схватить его, но вдруг
отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал
пальцы, заболтал ногою и забежал с другой
стороны, и снова отскочил и отдернул руку. Однако
ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил
своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он обеими
руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из
одной руки в другую, как мужик, доставший голыми
руками огонь для своей люльки; наконец, поспешно
спрятал в карман и, как будто ни в чем не бывало,
побежал дальше”.

5. “Государь взглянул на пистолю и наглядеться
на может.

Взахался ужасно.

А Платов … опустил правую руку в свои большие
шаровары и тащит оттуда ружейную отвертку.
Англичане говорят: “Это не отворяется”, а он,
внимания не обращая, ну замок ковырять. Повернул
раз, повернул два — замок и вынулся. Платов
показывает государю собачку, а там на самом сгибе
сделана русская надпись: “Иван Москвин во граде
Туле”.

Англичане удивляются и друг дружку
поталкивают:

Ох-де, мы маху дали.

А государь Платову грустно говорит:

Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь
очень жалко”.

Сделаем выводы. Слайды 9-11

Н.С.Лесков говорил: “…там, где стоит “левша”,
надо читать “русский народ”. Поэтому косой
левша в сказе не имеет имени, и даже прозвище его
пишется с маленькой буквы – он один из многих
талантливых русских людей.

У Лескова Россия – страна праведников,
странников, умелых и талантливых людей, которые
необразованны и непросвещенны. Он скорбит о том,
что природный талант русского человека не
сопряжен с образованностью.

3. Работа со словарём урока.

Синквейн

Сюжет

Эпизод

Гений

Нравственный

Синквейн — пятистишие

Сюжет — последовательность и
связь событий в художественном произведении

Эпизод — относительно
самостоятельная часть худ. произведения

Гений

1. Высшая творческая способность.

2. Человек, обладающий такой способностью.

Нравственный

– относящийся к внутренней,
духовной жизни человека.

4. Анализ произведения

Работа с эпиграфом

Прочитаем выразительно эпиграф к уроку: “Гений
лет не имеет – он преодолевает все, что
останавливает обыкновенные умы”. Как вы
понимаете эти слова?

Гений – это человек, который обладает высшей
творческой способностью. Он гений, т.к. берется за
дела невозможные.

Мы с вами поговорим о рассказе “Старый гений”,
вспомним сюжет, перечитаем яркие эпизоды.
Начнём с рассказа о том, почему добрая старушка
поехала в Санкт-Петербург.

Пересказ текста с элементами беседы

У маленькой старушки было “вопиющее дело”.
Дело это заключалось в том, что она по своей
доброте выручила из беды великосветского франта,
заложив для него свой дом, а он её обманул.

Почему старушка поверила молодому человеку?

Порядочным людям свойственно верить в лучшее,
они думают о людях хорошо, доверяют им.

Есть ли в наше время люди, которые поступают
непорядочно?

К сожалению, и в наше время нередки обман, ложь,
непорядочность. Вспомним пословицы, поговорки,
высказывания характеризуют этот эпизод?Слайд
13

“Доверяй, но проверяй”, “Добро – изнанка
зла”, “Зло есть грубейшая форма невежества”,
высказывание из трилогии Л.Н.Толстого “Детство”
– “Самый худший человеческий порок – это
неблагодарность”.

Как шли дела у старушки вначале?

Хлопоты вначале были успешны: адвокат
встретился милостивый, выиграл дело, но…

Выразительное чтение отрывка.

Чтение по ролям диалога чиновников и доброй
старушки.

- Почему чиновники советуют доброй старушке
не напоминать о себе великосветскому франту?

Значительные, имеющие деньги, не остановятся ни
перед чем, чтобы избавиться от ненужных, мешающих
им спокойно жить людей.

О каких простых и дорогих каждому порядочному
человеку нравственных ценностях говорит бедная
старушка?

“Я бы гораздо лучше желала, чтобы и мне и всем
другим было хорошо”.

Беседа по главе 3

С какими проблемами общества столкнулась
старушка, обратившись в высшие инстанции?

Ходила она к высшим властям. Там доступ труднее.
Бедной старушке предложили: “Ищите его,
поймаете, – это ваше дело. Столкнулась с
равнодушием, нежеланием решать мелкие проблемы
простого, маленького человека (проведём
параллель с Башмачкиным из повести Н.Гоголя
“Шинель”).

Проведём параллель с современностью. Какие
крылатые фразы с отрицательным содержанием
встречаются в тексте 3 главы? Что может им
противопоставить умный человек?

“Сухая ложка рот дерет”, “Надо смазать”, “В
России невозможности нет”. К сожалению, и в наше
время для разрешения каких-то дел нужна взятка:
поступать учиться – нужны деньги; устраиваться
на работу – деньги; на суде прав тот, кто имеет
большие деньги. Какой вывод может сделать для
себя умный человек? Для успешной жизни нужны
знания, это большая сила. которая поможет решить
многие проблемы в жизни.

Каким вы представляете старого гения? Для
этого мы рассмотрим портрет старого гения и
найдем в тексте 3 главы, как автор описывает
своего героя. О чём сожалеет автор и мы вместе с
ним?

Он высокого роста с длинной бородой; хмурое
лицо, умный взгляд, это чиновник низшего класса.
Привлекают уверенность и чувство собственного
достоинства этого человека. Жаль только, что его
способности, талант, не находят применения в
делах на благо общества в целом.

Чтение отрывка из рассказа

“Гений не постыдил ни веры, ни предчувствий
доброй старушки”. Сёйчас мы вспомним, как это
произошло. Прочитаем, как разоблачили господина,
который обманул старушку

(Ученик читает монолог о том, как старый гений
исполнял задуманное).

Какой художественный приём использовал
Лесков при описании выполнения столь трудного
дела?

Юмор – смех веселый и доброжелательный.

Как заканчивается рассказ?

Были побеждены неодолимые затруднения, правда
восторжествовала, великосветскому франту
вручили повестку.

Можно ли этого человека, который уладил
трудное дело, назвать гением?

Человек, который нашел, как уладить столь
трудное дело, вполне имеет право считать себя
гением. В России невозможного нет! И трудно не
согласиться с этим мнением! Россия – страна
талантов. Жаль, что талант и в этом случае не
сопряжён с образованностью, широтой кругозора.

Наблюдение над языком рассказа.

Вам, наверное, будет интересно узнать, что одним
из главных титулов Н.С. Лескова является титул
“Кудесник языка”. Игорь Северянин восклицал:

А какие в них ритмы! А какая в них залежь
Слов ядрёных и точных русского языка!
Никаким модернистом ты Лескова не свалишь
И к нему не посмеешь подойти свысока.

Давайте на миг погрузимся в упоительный мир
живой русской речи и осознаем, что другого такого
писателя у нас на Руси нет, писателя, тонко
знающего русский язык и влюблённого в его
красоту.

(Подготовленные ученики называют яркие
афористичные фразы, позволяющие писателю
сделать рассказ красочным, оригинальным,
насыщенным, а его язык выпуклым, причудливым,
искристым).

Гл.1 Слайды 15-16

Началась игра в кошку и мышку
Должник её был зверь травленый.

Тут и пошла закорюка
Ума к ней приложить было невозможно
Не вы первая, не вы и последняя
Он барин хороший, но только дурной платить
Да вот тут-то и точка с запятой.

Муж и жена – одна сатана
Сухая ложка рот дерёт
Чин на мне из четырнадцати овчин,
- какую захочу, ту вверх шерстью и выворочу.

Сейчас пятьсот рублей на стол, и завтра же ваша
душа на простор

Вот вам от меня к чаю лимонный сок, песок и
шоколаду кусок

5. Ответ на вопросы урока.

Вот такие “мелочи жизни” изображаются Н. С.
Лесковым. Но за этой ситуацией, так просто и
безыскусно переданной, встают серьезные и
глубокие выводы автора. Слайд 17

  • Неблагодарность – один из худших человеческих
    пороков
  • Из-за бездействия и равнодушия властей страдают
    от несправедливости простые люди
  • Отрадно, что им на помощь приходят такие же
    простые, но честные, порядочные и находчивые
    люди, как “гений Иван Иванович”

А в существование таких людей Н. С. Лесков
горячо верил и именно с ними связывал свои
надежды на возрождение России, на ее великое
будущее.

Проблемы общества лесковского времени перекликаются
с проблемами нашего времени
, – это
злоупотребление в высших эшелонах власти,
взятки, коррупция, невнимание к судьбам простых
людей, к “мелочам жизни”, из которых и
складывается сама жизнь. От них и зависит, будет
ли жизнь человека полноценной, счастливой,
успешной, сможет ли он реализовать свои
способности.

Предлагаю вам составить синквейн о
русском человеке, о России или о писателе Лескове
и его героях.

Ну, а в центре внимания писателя-гуманиста
Н.С.Лескова обычный человек, немного чудаковатый,
но всегда искренний и честный, загадочная и
удивительная русская душа с духовной красотой
и теплотой сердца.
Лесков говорил, что знает
русского человека “в самую его глубь”,
поскольку он “не изучал народа”, а “вырос в
народе”. Слайд 18

Дух вырос беспримерный у тихих окских волн,
Своим осмыслен временем наполовину он.
С неправдой социальной художник был в борьбе.
Когда Левшу писал он, писал он о себе.
Рассказчик очарованный, великий фантазёр,
Он и волшебник слова, и слов гипнотизёр.
А силы в нём такие, и в нём талант такой –
Талант любить Россию, любить народ родной. А.Бельский

6. Составление синквейна.

Слайды 19-21

7. Домашнее задание

Чтение отрывка из романа М.Салтыкова-Щедрина
“История одного города”.

Николай Семенович Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».

Цели урока: продолжить тему «Сатира на чиновничество», познакомить с рассказом Лескова «Старый гений»; отметить отношение Лескова к России, подчеркнуть, что писатель скорбит о том, что природный талант русского народа не сопряжен с образованностью.

Узнайте автора, а среди них - Лескова и обоснуйте ваше мнение о принадлежности прочитанного фрагмента тому или иному писателю. «Между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки; наконец, поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем не бывало, побежал дальше». Гоголь «Ночь перед Рождеством»

Узнайте автора, а среди них - Лескова и обоснуйте ваше мнение о принадлежности прочитанного фрагмента тому или иному писателю. «На другой день поехали государь с Платовым в кунсткамеры. Больше государь никого из русских с собой не взял, потому что карету им подали двухсестную. Приезжают в пребольшое здание - подъезд неописанный, коридоры до бесконечности, а комнаты одна в одну, и, наконец, в самом главном зале разные огромные бюсты, и посередине под валдахином стоит Аболон полведерский». Лесков «Левша»

Узнайте автора, а среди них - Лескова и обоснуйте ваше мнение о принадлежности прочитанного фрагмента тому или иному писателю. «На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; все казалось угрозой и предзнаменованием. Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить...» Пушкин «Метель»

Узнайте автора, а среди них - Лескова и обоснуйте ваше мнение о принадлежности прочитанного фрагмента тому или иному писателю. «Государь взглянул на пистолю и наглядеться на может. Взахался ужасно. А Платов... опустил правую руку в свои большие шаровары и тащит оттуда ружейную отвертку. Англичане говорят: «Это не отворяется», а он, внимания не обращая, ну замок ковырять. повернул раз, повернул два - замок и вынулся. Платов показывает государю собачку, а там на самом сгибе сделана русская надпись: «Иван Москвин во граде Туле». Англичане удивляются и друг дружку поталкивают: - Ох-де, мы маху дали. А государь Платову грустно говорит: - Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко». Лесков «Левша»

Какова главная мысль лесковского рассказа «Левша»? Богата талантами русская земля. Такого мастерства есть люди, что даже блоху подковать им по плечу. Несладко им живется, но для них главным всегда была любимая дорога и родина. А охотников видеть «удивления» только в заморских странах всегда было немало.

Можно ли узнать Лескова по одним лишь названиям? 1.«Бедная Лиза», 2.«Наталья, боярская дочь», 3.«Герой нашего времени», 4.«Тупейный художник», 5.«Нос», 6.«Село Степанчиково и его обитатели», 7.«Месяц в деревне», 8.«Очарованный странник», 9.«Старый гений». 4, 8,9.

1)Какие чувства вызвало у вас прочитанное произведение? 2) Какое историческое время переживают персонажи рассказа?

Глава 1. 1.Почему старушка решила выручить из беды одного великосветского франта? 2. Какие черты выделяет в ней автор?

Глава 2. 1.Почему хлопоты старушки были безуспешны? 2.Почему нельзя было приструнить должника? 3.О чем это говорит?

Глава 3. 1.Почему старушка не могла «мазать»? 2. Какой случай помог ей в решении трудной проблемы?

Глава 4. 1.Почему старушка поверила Ивану Ивановичу? 2.Почему рассказчик поверил старушке и помог ей деньгами?

Глава 5. 1.Каким образом старушка вернула свои деньги с процентами? 2.Считаете ли вы праведником «сербского сражателя»? 3. Что заставило господина вернуть деньги с процентами?

Рассмотрите иллюстрацию И. Пчелко (с. 24, учебник). Такими ли вы представляли себе героев рассказа?

Подведение итогов. Почему рассказ назван «Старый гений»? В чем смысл эпиграфа к рассказу? Какие проблемы общества затрагиваются в произведении?

Объясните смысл слов и выражений: 1.«маленький человек», 2.знатный человек, 3.бездушие, 4.наглость, 5.подлость, 6.эгоизм, 7.несправедливость. 1.доброта, 2.искренность, 3.вера в людей, 4.равнодушие, 5.бюрократизм, 6.волокита.