Найди в приведенном списке качества и умения. Какой пример характеризует человека как личность

Задание 1 #10102

Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к уроку обществознания по теме “Человек как результат биологической и социокультурной эволюции”. Один из слайдов называется “Признаки, отражающие социальную природу человека”. Что из перечисленного необходимо включить в этот слайд? Запишите цифры, под которыми указаны эти признаки.
1) потребность в уважении со стороны других людей
2) приспособление к условиям окружающей среды
3) общение с помощью словесной речи
4) стремление к самореализации в обществе
5) способность к продолжению рода
6) использование предметов, данных природой

Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Человек как результат биологической и социокультурной эволюции”.
1) верно
2) неверно, это отражает биологическую природу человека.
3) верно
4) верно
5) неверно, это отражает биологическую природу человека.
6) неверно, это отражает биологическую природу человека; животные также способны использовать предметы, данные природой.


Ответ: 134

Задание 2 #10103

Антон учится в 11 классе. Что из перечисленного ниже иллюстрирует его социальные потребности? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие положения.
1) потребность рисовать картины
2) потребность общаться с одноклассниками
3) потребность в воздухе для дыхания
4) потребность в достижении гармонии с окружающим миром
5) стремление получить престижную профессию
6) стремление достичь жизненного успеха

Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Потребности и интересы”.
1) неверно, это духовная потребность.
2) верно
3) неверно, это биологическая потребность.
4) неверно, это духовная потребность.
5) верно
6) верно



Ответ: 256

Задание 3 #10104

Что из перечисленного иллюстрирует биологические потребности Васи, студента из Саратова? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие положения.
1) потребность в пище
2) потребность в общении
3) потребность в тепле
4) потребность во сне
5) потребность в уважении со стороны окружающих
6) потребность в творчестве

Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Потребности”.
1) верно
2) неверно, это социальная потребность
3) верно
4) верно
5) неверно, это социальная потребность
6) неверно, это духовная потребность
Потребность - это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. Виды потребностей человека:
- Биологические (естественные, органические) - потребности в пище, сне, размножении и др. Это то, что необходимо для нормального развития человека как индивида.
- Социальные - потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.
- Духовные (идеальные) - потребности в знаниях, творчестве, создании прекрасного и др.

Ответ: 134

Задание 4 #8926

Вадиму Андреевичу 40 лет. Найдите в приведённом списке его черты, имеющие социальную природу. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Вадим Андреевич служит в Вооруженных Силах РФ.
2) По темпераменту Вадим Андреевич флегматик.
3) Вадим Андреевич - честный и принципиальный человек.
4) Вадим Андреевич свободно владеет немецким языком.
5) Рост Вадима Андреевича - 176 см.
6)Вадим Андреевич - добрый и отзывчивый, у него много друзей.

Для выполнения данного задания повторите тему “Биосоциальная природа человека”.
Человек - существо биосоциальное:
Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами, определенным темпераментом. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования.
Человек - существо социальное (т.е. общественное). Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется в способности и готовности к общественно полезному труду, в его сознании и самосознании, разуме, мировоззрении, в свободе и ответственности, волевых качествах.


1) верно, профессию человек приобретает в обществе, это относится к социальной природе человека
2) неверно, темперамент врожден, относится к биологической природе человека
3) верно, моральные качества приобретаются в обществе, это социальная природа человека
4) верно, знание языков приобретается в обществе, это социальная природа человека
5) неверно, рост - это биологмческая природа человека
6) верно, моральные качества, умение общаться с людьми приобретаются в обществе, это социальная природа человека

Ответ: 1346

Задание 5 #8927

Знакомые характеризовали Виталия как незаурядную личность. Какие из приведенных ниже качеств могли стать основой этой характеристики? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) высокий рост
2) интерес к садоводству
3) увлекается спортивной ходьбой
4) голубые глаза
5) светлые волосы
6) участие в волонтерских организациях.

Для выполнения этого задания повторите соотношение понятий “индивид”, “индивидуальность”, “личность”:
Индивид - это единичный представитель человеческого рода, вида homo sapiens (к характеристикам человека как индивида относится его пол, возраст, биологические потребности)
Индивидуальность - это совокупность черт, отличающих данного человека от других людей и определяющих своеобразие его психики и личности (индивидуальность проявляется в темпераменте человека, его психических особенностях, а также в физических особенностях, таких как цвет глаз, форма носа и т.д.).
Личность - человек, как носитель социально значимых черт и активный член общества (личность характеризуется способностью ставить сознательные цели, ответственностью, определенным социальным статусом, мировоззрением, набором социальных ролей, интересами и ценностями).

Ответ: 236

Задание 6 #8928

Екатерине 16 лет. Найдите в приведенном списке ее черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) У Екатерины светлые волосы и карие глаза.
2) Екатерина добрая и отзывчивая.
3) Екатерина - внешне привлекательная девушка.
4) Рост Екатерины ниже среднего.
5) Екатерина - честный человек.
6) Екатерина интересуется биологией.

Человек - существо биосоциальное:
Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами, определенным темпераментом. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования.
Человек - существо социальное (т.е. общественное). Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется в способности и готовности к общественно полезному труду, в его сознании и самосознании, разуме, мировоззрении, в свободе и ответственности, волевых качествах.
Человек - это сложно организованное единство биологического и социального.
Социальное не сводится к биологическому, а биологическое не утрачивает своего значения в жизни вида Homo sapiens. Человек в процессе своего развития и социализации сохраняет особенности природного существа.
1) неверно, цвет волос, цвет глаз относятся к биологической природе человека
2)верно, моральные качества, например, доброта и отзывчивость приобретаются в обществе, это социальная природа человека
3) внешность - это биологическая природа человека
4) рост - это биологическая природа человека
5) верно, моральные качества, например, честность, приобретаются в обществе, это социальная природа человека
6) верно, интересы у человека формируются в процессе жизни в обществе, они характеризуют социальную природу человека. Человек - существо социальное (т.е. общественное). Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется в способности и готовности к общественно полезному труду, в его сознании и самосознании, разуме, мировоззрении, в свободе и ответственности, волевых качествах.
Человек - это сложно организованное единство биологического и социального.
Социальное не сводится к биологическому, а биологическое не утрачивает своего значения в жизни вида Homo sapiens. Человек в процессе своего развития и социализации сохраняет особенности природного существа.
1) неверно, цвет волос относится к биологической природе человека
2)верно, требовательность, умение руководить приобретаются в обществе, это социальная природа человека
3) неверно, темперамент врожден, относится к биологической природе человека
4) неверно, рост относится к биологической природе человека
5) верно, талант развивается в обществе, это социальная природа человека
6) неверно, способность легко переносить физические нагрузки - биологическая природа человека

Ответами к заданиям 1–20 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

2

В приведённом ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Литература; духовная культура; наука; искусство; образование.

3

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют динамичный характер общества.

1) развитие, 2) статичность, 3) регресс, 4) спад, 5) прогресс, 6) системность.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

4

Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. К духовным (идеальным) потребностям человека традиционно относят потребности в воздухе, питании, поддержании нормального теплообмена.

2. К естественным (биологическим) потребностям человека относят потребности в познании окружающего мира, достижении гармонии и красоты; религиозной вере, художественном творчестве и т.п.

3. Деятельность - это специфический способ существования человека.

4. Потребности - это переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни и развития личности.

5. Только человек способен сознательно преобразовывать окружающую действительность, создавать необходимые ему блага и ценности.

5

Установите соответствие между характерными чертами и типами (разновидностями) культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

6

Анатолию 18 лет. Найдите в приведённом списке качества (черты) Анатолия, имеющие социальный характер. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Анатолий участвует в деятельности волонтёрской организации.

2. Анатолий хорошо учится в университете.

3. Анатолий считает участие в выборах своей гражданской обязанностью.

4. Анатолий - сангвиник по темпераменту.

5. У Анатолия, как и у его родителей, светлые волосы и карие глаза.

6. Рост Анатолия 176 см.

7

Выберите верные суждения о финансовых институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Золотовалютные резервы государства хранятся в нескольких коммерческих банках.

2. Центральный банк монопольно осуществляет эмиссию денег.

3. Центральный банк устанавливает уровень инфляции.

4. Центральный банк финансирует производство.

5. Коммерческие банки выдают кредиты физическим лицам и предприятиям.

8

Установите соответствие между необходимыми условиями функционирования экономических систем и их типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

9

Анна Фёдоровна работает бухгалтером. Часть своих сбережений она разместила на банковском депозите, некоторую часть потратила на приобретение акций различных компаний. Анна Фёдоровна брала кредит на покупку автомобиля. Что из перечисленного относится к доходам Анны Фёдоровны? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. дивиденды

2. процент по кредиту

3. заработная плата

4. процент по вкладу

5. транспортный налог

6. коммунальные платежи

10

На рисунке отражено изменение предложения школьно-письменных принадлежностей на соответствующем рынке. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг кривой предложения из положения S в положение - S 1 ? (На графике Р - цена товара; Q - количество товара.)

1. сокращение количества предприятий в отрасли

2. увеличение общего числа школьников

3. рост доходов населения

4. внедрение новых технологий производства

5. увеличение налогов с предприятий отрасли

11

Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Социальные конфликты охватывают всю совокупность социальных отношений только в экономической сфере общества.

2. Социальный конфликт предполагает противоборство сторон, то есть действия объектов, направленные друг против друга.

3. Конфликтная ситуация - это ситуация, объективно содержащая явные предпосылки для конфликта, провоцирующая враждебные действия, противостояние.

4. Одним из путей разрешения социального конфликта является проведение переговоров.

5. Причина социального конфликта связана с интересами противоборствующих сторон.

12

С начала 2000-х гг. правительство страны Z предприняло ряд мер по улучшению экологической ситуации. В 2005 и 2015 гг. социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Как Вы и Ваша семья участвуете в сохранении природной среды?» Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. В опросе 2015 г. доля тех, кто участвует в озеленении своего населённого пункта, меньше доли тех, кто участвует в экологических праздниках, фестивалях.

2. В опросе 2005 г. доля тех, кто экономил воду, следил за исправностью водопроводных кранов, больше доли тех, кто сортировал бытовой мусор.

3. За десять лет люди стали реже участвовать в экологических праздниках, фестивалях.

4. Одинаковые доли отвечавших в обоих опросах участвуют в очистке парков и дворов от мусора.

5. Доля тех, кто не может сказать, что участвует в сохранении природной среды, сократилась за 10 лет.

13

Выберите верные суждения о политической системе общества и запишите циф ры, под которыми они указаны.

1. Организационная подсистема включает политические принципы; политические традиции; нормы морали, воплощенные в конституциях, иных законах, партийных программах, уставах политических объединений.

2. К структурным компонентам политической системы общества относят институциональную, нормативную, коммуникативную и культурноидеологическую подсистемы.

3. Институциональная подсистема включает государство, политические партии и общественно-политические движения.

4. Нормативная подсистема охватывает формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти.

5. К функциям политической системы относятся определение целей, задач, путей развития общества, организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ.

14

Установите соответствие между вопросами и субъектами государственной власти РФ, к ведению которых они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

15

В стране Z происходят регулярные выборы в парламент. Какие признаки позволяют сделать вывод, что в стране Z утвердился демократический режим? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Глава государства обладает широкими полномочиями.

2. В стране существует свободная конкуренция политических партий.

3. Правительство страны разрабатывает и исполняет государственный бюджет.

4. В стране действует конституция.

5. Права и свободы человека и гражданина гарантированы и защищены законом.

6. Разрешено всё, что не запрещено законом.

16

Что из перечисленного относится к группе культурных свобод и прав гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. свобода творчества

2. участие в культурной жизни

3. сохранение исторического и культурного наследия

4. сохранение природы и окружающей среды

5. доступ к культурным ценностям

17

Выберите верные суждения об источниках (формах) права и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Формы (источники) права - это установленные государством официальные способы внешнего выражения и закрепления норм права, придания им общеобязательного значения.

2. К нормативным правовым актам относят традиции, обычаи, корпоративные нормы.

3. Правовой обычай - исторически выработанное обществом правило поведения, которое признано государством и гарантировано его принудительной силой.

4. Распоряжение главы любого государства обладает высшей юридической силой по отношению к другим нормативным правовым актом.

5. Юридический прецедент - решение суда или административных органов государства по конкретному делу, которое становится образцом, обязательным при последующем рассмотрении аналогичных дел.

18

Установите соответствие между участниками и сторонами уголовного судопроизводства: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

19

Выберите верные суждения о публичном и частном праве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Публичное право обеспечивает общественные, государ​ственные интересы.

2. Отраслями частного права являются гражданское, предпринимательское, трудовое, семейное право и т. д.

3. Предметом правового регулирования публичного права выступают имущественные от​ношения.

4. Импера​тивный (субординаци​онный) метод характерен для частного права.

5. Публичное право - упорядоченная сово​купность юридиче​ских норм, охраня​ющих и регулирую​щих отношения частных лиц.

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

20

«____________(А) приобретается с рождением человека и прекращается с его смертью. Полная____________(Б) возникает с наступления совершеннолетия (с 18 лет) или ранее, в случае вступления в брак до 18 лет. Законные представители несут имущественную ответственность за несовершеннолетних, не достигших 14 лет, по всем сделкам, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их ____________(В). Законные представители отвечают за вред, причинённый ____________(Г). По заявлению родителей____________(Д) может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами. Гражданин, злоупотребляющий спиртными напитками или наркотическими средствами, если этим он ставит семью в тяжёлое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности, по отношению к нему может быть установлено____________(Е)».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. попечительство

2. малолетний

3. деликтоспособность

6. дееспособность

7. правоспособность

8. совершеннолетний

9. способность к заключению сделок

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

У каждого человека есть потребности, которые он обязан удовлетворить: физиологические, социальные, духовные. Важнейшие, или фундаментальные, потребности у всех одинаковы, а второстепенные различны. Первые универсальны, то есть присущи всему населению, а стало быть, характеризуют общество в целом.

Учреждения, призванные удовлетворять фундаментальные потребности общества, называются социальными институтами. Семья, производство, религия, образование, государство - фундаментальные институты человеческого общества, возникшие в глубокой древности и существующие по сию пору. В своей зачаточной форме семья, по свидетельству антропологов, появилась 500 тыс. лет назад. С тех пор она постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей: полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная семья, расширенная семья, неполная семья и т.д. Государству 5-6 тысяч лет, столько же образованию, а религия имеет более почтенный возраст. Социальный институт - очень сложное учреждение, и самое главное - реально существующее. Ведь социальную структуру мы получаем, абстрагируясь от чего-то. Да и статус можно представить только мысленно. Конечно, соединить в единое целое всех людей, все учреждения и организации, которые на протяжении веков связаны с одной функцией - семьёй, религией, образованием, государством и производством, - и представить их как один из институтов, тоже непросто. И всё же социальный институт реален.

Во-первых, в каждый данный момент времени один институт представлен совокупностью людей и социальных организаций. Совокупность школ, техникумов, вузов, различных курсов и т.п. плюс министерство образования и весь его аппарат, научно- исследовательские институты, редакции журналов и газет, типографии и многое другое, что связано с педагогикой, составляют социальный институт образования. Во-вторых, основные, или общие институты в свою очередь состоят из множества неосновных, или элитных институтов. Их называют социальными практиками. К примеру, в институт государства входят институт президентства, институт парламентаризма, армия, суд, адвокатур, полиция, прокуратура, институт присяжных и т. д. Так же обстоит дело с религией (институты монашества, крещения, исповеди и т. д.), производством, семьёй, образованием. Совокупность социальных институтов называется социальной системой общества.

Она связана не только с институтами, но также с социальными организациями, социальным взаимодействием, социальными ролями. Одним словом, с тем, что движется, работает, действует.

Итак, сделаем четвёртый вывод: статусы, роли, социальный контроль существуют не сами по себе. Они формируются в процессе удовлетворения фундаментальных потребностей общества.

Показать ответ

В правильном ответе должны быть даны определения понятий :

1) социальный институт - учреждения, призванные удовлетворять фундаментальные потребности общества;

2) социальная практика - неосновные, или частные институты, входящие в состав общих социальных институтов;

3) социальная система общества - совокупность социальных институтов. Авторские определения могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Какие пять примеров основных социальных институтов приведены в тексте? Используя текст и обществоведческие знания, укажите, какую фундаментальную потребность удовлетворяет каждый из них.

Показать ответ

В правильном ответе должны быть названы социальные институты и соответствующие потребности , например:

1) семья - потребность в биологическом и социальном воспроизводстве общества;

2) производство - создание определённых материальных условий существования общества;

3) религия - потребность в решении смысложизненных вопросов;

4) образование - потребность в сохранении и передачи новым поколениям культуры данного общества, обеспечении реализации социальных статусов и ролей;

5) государство - потребность в социальном управлении, авторитетном распределении социальных ценностей, обеспечении стабильности и безопасности развития общества.

Фундаментальные потребности могут быть сформулированы иначе

Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте примерами действие механизма социального контроля в любых трёх социальных институтах.

Показать ответ

Действие механизмов социального контроля на примере различных социальных институтов может быть проиллюстрировано такими примерами :

1) родители регулярно проверяют оценки в дневниках своих детей и выполнение детьми домашних заданий (пример социального контроля в семье);

2) прокуратура проверила соблюдение закона при расследовании уголовного дела (пример социального контроля в государстве);

3) община верующих следит за исполнением религиозных обрядов и норм всеми членами общины (пример социального контроля в рамках института религии).

Действие механизмов социального контроля на примере различных социальных институтов может быть проиллюстрировано другими примерами

Используя текст и обществоведческие знания, приведите три довода в опровержение мнения автора о том, что «статус можно представить только мысленно».

Показать ответ

Могут быть приведены такие доводы :

1) многие статусы имеют формально закреплённые права и обязанности;

2) многие статусы имеют особенный статусный имидж и символы, (например, военная форма и знаки различия);

3) реализация большинства статусов связана с конкретными практическими действиями.

Могут быть приведены другие доводы

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический процесс»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о субъектах политического процесса, и одно предложение, раскрывающее значение политического участия граждан.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) смысл понятия , например: политический процесс - это определенная технология принятия и реализации политических решений;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о субъектах политического процесса: Субъектами политического процесса являются граждане (электорат), политические партии и движения, политические элиты, политические лидеры, государство, СМИ.;

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о субъектах политического процесса.)

3) одно предложение , раскрывающее с опорой на знания курса значение политического участия граждан, например: Политическое участие граждан необходимо для функционирования политических институтов демократического общества.

(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса значение политического участия граждан.)

С помощью трёх примеров покажите проявление роли образования в жизни современного общества. В каждом случае сначала приведите пример, а затем укажите роль, которую он иллюстрирует.

Показать ответ

В правильном ответе должны быть приведены примеры и указана роль образования в жизни общества, например:

1) овладение знаниями и умениями помогает личности приобщаться к накопленному человечеством опыту (роль в социализации личности);

2) из-за значительного числа рабочих вакансий государство развернуло программу развития среднего профессионального образования (роль образования как источника профессиональных кадров);

3) в связи с информатизацией образовательной сферы учителя постепенно обучаются пользованию компьютером, работе в сети Интернет, что приводит к активному внедрению новых методик обучения школьников (роль образования в развитии и распространении новых технологий);

4) ежегодно сотни тысяч людей выпускаются из средних образовательных учреждений, поступают в вузы, оканчивают их и находят работу по специальности (роль образования в коллективной социальной мобильности).

Могут быть приведены другие примеры, проиллюстрированы другие проявления роли образования в жизни общества

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Конституция РФ о форме государства». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Показать ответ

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. РФ как демократическое государство,

а) народ - источник власти:

б) идеологическое и политическое многообразие в РФ;

в) гарантии прав и свобод граждан.

2. РФ как государство с республиканской формой правления.

3. РФ как федеративное государство. Принципы федерализма:

а) равноправие субъектов РФ;

б) самоопределение народов;

в) государственная целостность;

г) единство системы государственной власти;

д) разграничение полномочий между федеральными органами и органами субъектов.

4. РФ - правовое государство. Разделение властей.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1- 29.5).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

29.1. Философия «Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию». (К.Д. Ушинский)

29.2. Экономика «Центральная экономическая проблема заключается в обеспечении такого сотрудничества между людьми, чтобы, используя то, что имеется, получать то, что требуется». (П. Хейне)

29.3. Социология, социальная психология «Настоящий патриотизм как частное проявление любви к человечеству не уживается с неприязнью к отдельным народам». (Н.А. Добролюбов)

29.4. Политология «Для гражданина политическая свобода есть душевное спокойствие, основанное на убеждении в своей безопасности». (Ш. Монтескьё)

29.5. Правоведение «Вся система правосудия "спроектирована" таким образом, чтобы исключить возможность принятия неправосудного решения по делу». (В.Д. Зорькин)

1) преобразование природы

2) постановка целей

3) приспособление к окружающему миру

4) умение мыслить

5) потребность в воде и пище

6) способность к самосохранению

6. Какое понятие используют для характеристики человека как отдельно взятого представителя всего человеческого рода?

1) индивидуальность

2) гражданин

3) личность

4) индивид

7. В приведенном списке приведены черты сходства человека и животных и отличия человека от животных. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем черт отличия.

1) забота о потомстве

2) потребность в общении

3) способность к обучению

4) наличие сознания

8. Ученые опросили 25-летних и 60-летних жителей России. Им задавали вопрос: «Природа или общество определяют, по вашему мнению, способности человека?». Результаты опроса приведены в таблице.

Проанализируйте данные таблицы. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основании таблицы, и запишите в строку цифры, под которыми они указаны.

1) С возрастом увеличивается число людей, считающих, что способности определяются природой

2) Затруднились с ответом на вопрос около трети опрошенных в обеих группах

3) С возрастом увеличивается число людей, считающих, что окружение определяет способности человека

4) Считают, что природные задатки могут быть не востребованы человеком, около четверти опрошенных в обеих группах

5) Полагают, что способности человека открывает и развивает его окружение большинство опрошенных в обеих группах.

10. Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Новорожденный младенец может стать человеком в окружении других людей.

Б. Новорожденный младенец может стать человеком и вне человеческого сообщества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Личность

Для обозначения совокупности социально-значимых качеств человека традиционно используют понятие

1) индивидуальность

2) индивид

3) личность

4) темперамент

2. Какой пример характеризует человека как личность?

1) у Матвея сломана нога

2) у Кости светлые волосы и голубые глаза

3) Володя быстро устает во время утренних пробежек

4) Вася всегда уступает пожилым людям место в транспорте

3. Верны ли следующие суждения о личности?

А. В понятие личности, прежде всего, включаются характеристики, обусловленные природой человека.

Б. Процесс развития личности продолжается в течение всей жизни человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

4. Обладать важными для общества качествами и проявлять эти качества в разнообразной деятельности – значит быть

1) индивидом

2) индивидуальностью

3) личностью

4) представителем биологического вида «Homo sapiens»

Анна Петровна активный и творческий человек. Она выступила инициатором проведения субботника в своем дворе. Это характеризует ее как

1) личность

2) администратора

3) интеллигентного человека

4) профессионала

Индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успешное выполнение определенной деятельности, ученые обозначают понятием

1) способности

2) потребности

3) личность

4) индивид

Какая из перечисленных потребностей человека обусловлена его социальной сущностью

1) дыхание

2) питание

3) физическое движение

4) самореализация

Тест «Социальная сущность человека» Вариант 1.

слово .

1) способности 2) мировоззрение 3) характер 4) интересы 5) личность.

3. Ниже приведен перечень качеств, присущих человеку. Все они, за исключением двух, имеют социальную природу.

1) инициативность; 2) темперамент; 3) толерантность; 4) ответственность; 5) задатки; 6) трудолюбие.

Найдите два качества, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры , под которыми они указаны.

цифры

5. Установите соответствие между примерами и сторонами сущности человека: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

6. Галине 16 лет. Найдите в приведенном списке ее черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры , под которыми они указаны.

1) У Галины светлые волосы и карие глаза. 2) Галина добрая и отзывчивая.

3) Галина – внешне привлекательная девушка. 4) Рост Галины ниже среднего.

5) Галина – честный человек. 6) Галина дружит со многими своими одноклассниками.

«Человек живет в __________ (А), и его поступки обусловлены становлением, развитием в человеческом коллективе. Нельзя жить среди людей, не вступая в определенные _________ (Б) с окружающими. В условиях современной России и складывающихся в ней новых _________ (В) отношений, рыночной _________ (Г) и конкурентной борьбы значительно возрастает роль осмысленной ориентировки человека в окружающей среде. Без понимания творящегося вокруг невозможно правильно сориентироваться в жизни, наладить нормальные взаимоотношения в другими людьми и общественными __________ (Д). И в этом неоценимую помощь оказывает социальная психология. Социальная психология изучает закономерности психологических явлений, возникающих при социальном взаимодействии людей. Роль _________ (Е), которыми располагает социальная психология, сейчас значительно возросла».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

  1. Общество

  2. Отношение

    Общественный

    Поведение

    Экономика

Тест «Социальная сущность человека» Вариант 2.

1.Запишите слово, пропущенное в таблице.

2. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий. Запишите это слово.

1) индивид 2) индивидуальность 3) человек 4) личность 5) талант.

3. Ниже приведен ряд примеров. Все они, за исключением двух, относятся к биологическим потребностям человека. 1) потребность в питании 2) потребность в движении 3) потребность в самореализации 4) потребность в самосохранении 5) потребность в общении 6) потребность в продолжении рода

4. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры , под которыми они указаны. 1) Последовательность основных стадий жизни человека, при которой детство сменяется зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена. 2) Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств. 3) Человек наследует моральные нормы. 4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности. 5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.

5. Установите соответствие между характеристиками человека и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

6. Ивану – 17 лет. Найдите в приведенном списке черты, характеризующие Ивана как личность. Запишите цифры , под которыми они указаны.

1) У Ивана светлые волосы.

2) Рост Ивана – 180 см.

3) Иван помогает родителям ухаживать за больной бабушкой.

4) Иван занимается легкой атлетикой, серьезно относится к тренировкам.

5) Иван – добрый и отзывчивый человек.

6) Иван хорошо учится в школе, он интересуется биологией и химией

7. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя, является ___7___ (А). Это человек со своими социально сформированными и с индивидуально выраженными __2___ (Б): интеллектуальными, эмоционально-волевыми, нравственными и др. Их формирование связано с тем, что ___1__ (В) в совместной деятельности с другими людьми познаёт и изменяет мир и самого себя. Процесс этого познания в ходе усвоения и воспроизводства социального опыта одновременно является процессом __6___ (Г). Личность определяют как особую форму существования и развития социальных связей, отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой. Она характеризуется __8___ (Д), т.е. стремлением выходить за свои собственные пределы, развиваться, расширять сферу своей деятельности, открыта всем влияниям общественной жизни, всякому опыту. Это человек, у которого есть своя __5__ (Е) в жизни, который проявляет самостоятельность мысли, несёт ответственность за свой выбор».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) индивид 2) качество 3) потребность 4) воспитание 5) позиция

6) социализация 7) личность 8) активность 9) индивидуальность

Ключ к тесту «Социальная сущность человека»

Вариант 1

Вариант 2

Личность

1 –А, В. 2 -Б,Г,Д.

1 – А, Б, Д 2 – В, Г.

Критерии оценок:

«5» - 9,10 баллов

«4» - 7,8 баллов

«3» - 5,6 баллов