О чем произведение железникова чучело. Сочинение по повести В

Цели:

  • Показать, что такое детская жестокость, её истоки, к чему она может привести.
  • Формировать умение давать развёрнутую характеристику литературному герою.
  • Взращивать в учащихся доброту, милосердие.

Оборудование:

  • Тексты повести В. Железникова «Чучело»;
  • Портреты героев повести В.Железникова «Чучело», иллюстрации к произведению.
  • Фрагменты кинофильма Р.Быкова «Чучело».

Ход урока

I . Вступительное слово учителя.

Ребята, думаю, что, наверное, каждому человеку в жизни приходится хотя бы раз столкнуться с жестокостью. Дети часто убеждены в том, что жестокость присуща только взрослым. Оказывается, это не всегда так. Порой в подрастающем поколении таится такая сила жестокости, что становится страшно…Именно эта проблема, проблема детской жестокости, нашла своё отражение в повести В.Железникова «Чучело».

Надо отметить, что обратился писатель к вопросу жестокости детей не случайно. Повесть автобиографична: в жизни племянницы В.Железникова произошло подобное событие, на которое он тут же откликнулся и написал пьесу «Бойкот» - она и была позднее положена в основу содержания повести «Чучело». Разница состоит лишь в том, что в произведении события длятся несколько дней, а в реальной жизни травля девочки продолжалась полгода.

«В «Чучеле» меня интересовало, может ли один человек, такой вот маленький, ранимый, незащищённый, как Лена, выстоять в экстремальной ситуации против всех. Потом в процессе работы появилось желание создать панораму жизни подростков, понять, из каких зёрен взошла эта поросль».

В.Железников.

II. Выявление первоначального впечатления.

  • Какие чувства, эмоции, впечатления оставила у вас повесть? (Поразила жестокость подростков, доброта Лены, её вера в людей).
  • Что такое галерея? (Художественный музей; длинный ряд, вереница).
  • Приглашаю вас создать « Галерею подростков» повести «Чучело». Чьи бы портреты вы повесили в неё? (Миронова (Железная кнопка), Шмакова, Валька, Лохматый, Попов, Васильев). На доске появляются портреты названных героев.
  • Что объединяет этих ребят? (Всех их объединяет жестокость по отношению к Лене Бессольцевой).
  • А портрет Димы Сомова? Куда мы его повесим: вместе со всеми или отдельно? Почему? (Портрет Димы надо повесить отдельно от всех, потому что он вроде бы и с подростками и в то же время не с ними - он заступается за Лену, над которой все смеются. Сомов – связующее звено между Леной и классом).

III . Анализ повести «Чучело».

Мы создали с вами «Галерею подростков» повести, определили причину их объединения – жестокое обращение с одноклассницей. Но ведь эти дети не родились жестокими, они стали такими.

  • Что повлияло на то, что в подростках зародилась жестокость?(Семья, школа, общая атмосфера городской жизни, которую создали жители, сами считающие, что ценность человека можно определить одеждой (вспомним, какую кличку дали они прекрасному человеку, дедушке Лены Бессольцевой,-Заплаточник), положением в обществе, которого он добился (отец Димы Сомова)). Подростки, как и все жители городка, видят только внешнее, а внутреннее содержание человека их не интересует).
  • Мы назвали факторы, которые повлияли на то, что в детях стала зарождаться жестокость и пока говорили обо всех в общем. Теперь же давайте всмотримся в каждого подростка нашей галереи более пристально.

Индивидуальные сообщения заранее подготовленных учеников о каждом представителе «Галереи подростков».

Учащимся заранее даётся задание подготовить сообщение о каждом представителе «Галереи подростков» по следующим пунктам:

  1. семья;
  2. отношения в коллективе одноклассников;
  3. отношения с Леной;
  4. высказывания подростков относительно других героев повести;
  5. их действия, поступки.
  • -Да, лучше бы смотреть на всех персонажей нашей «Галереи» издалека. Жестокость их поступков и жесткость их характеров поражает даже взрослого человека. И всё же и среди них есть один человек, который осознаёт весь ужас положения вещей, пробуждается ото сна. Кто это? (Васильев).
  • Но среди этих детей, не знающих жалости, выделяется мальчик, которому, на первый взгляд, не чужды человеческие чувства жалости и сострадания. Кто это? (Дима Сомов).
  • Почему я сказала, что человеческие чувства ему не чужды только на первый взгляд? Какое объяснение даст нам более пристальный взгляд на этого человека? (В проявлении своих чувств он неискренен. Он показывает их только для того, чтобы выделиться из всех, ведь Дима - признанный лидер коллектива и очень боится не быть им).

Индивидуальные сообщения заранее подготовленных учащихся.

Ученики дома готовят сообщения, в которых Дима показан в борьбе за лидерство, его отношение к Лене и раздвоение личности Димы, происходящее в этой борьбе. (Сцена в саду, рассказ о кошке, вытащенной из огня, драка с Валькой, сцена признания вины, сцена с маской, судьба Димы после разоблачения).

  • Какой вывод о поступках Димы мы можем сделать? (Все благородные поступки для того совершаются Димкой, чтобы утвердить свою силу, поскольку в душе он чувствует себя трусом).
  • Вспомним названную вами сцену, когда Димка обзывает Вальку с Петькой живодерами. Фрагмент кинофильма.
  • Что в поведении Димки вам не понравилось? (Он обзывает Вальку с Петькой очень тихо. В этом и состоит двойственность Димки: перед Леной ему надо быть храбрецом - крикнуть смело вслед злодеям обидное слово, но получить от Петьки не хочется, и поэтому он кричит вполголоса).
  • В какой еще сцене мы видим двойственность поступков Димки? (В сцене преследования Лены).

Чтение по ролям и (или) просмотр кинофрагмента.

  • Что помогает понять нам этот фрагмент? (Мы читаем и видим всё ничтожество Димки, всю его трусость, жестокость).
  • Видят ли это ребята - одноклассники? Кто для них Сомов? (Нет, к сожалению, они не видят второго лица Сомова Димы. Для них он лидер, человек, не боящийся ничего и никого, знающий выход из любой ситуации).
  • Хочет ли сам Сомов разобраться в себе, увидеть правду? (Нет, Димка не хочет видеть горькой правды. Он живет, глядя на мир сквозь розовые очки и не хочет снимать их, страшась увидеть свою сущность).
  • И всё же находится человек, открывающий Сомову глаза на самого себя, заставляющий Димку задуматься: кто же он на самом деле - рыцарь или обыкновенный трус. Кто этот человек- исцелитель? (Маргарита Ивановна, классный руководитель).
  • Что особенного она сделала? (Назвала Димку трусом, а это было как гром среди ясного неба).
  • Какова была реакция Димки? (Он кричит: «Я трус!?» Ведь учительница задела самую больную струну его души, показала ему его истинное лицо).
  • От неожиданности он мог и прошептать, потеряв дар речи, но Железников вкладывает в его уста именно крик. Почему Димка кричит? (Он словно хочет своим криком заглушить правду).
  • Какой эпизод наиболее ярко характеризует Сомова как труса? (Когда он признаёт свою вину, но, видя, чем это может обернуться для него, говорит, что это шутка, и перекладывает всю вину на Лену).
  • Да, Лена... Обо всех мы поговорили, а о ней забыли. Хотя, нет, не забыли. Просто не может она существовать даже в разговоре о повести рядом с жестокостью и предательством. Она лучик солнца, которому не дают согреть землю тучи - одноклассники. А кто такая Лена? (Внучка Н.Н. Бессольцева, прозванного горожанами Заплаточником).

Индивидуальное задание заранее подготовленного учащегося.

Рассказать о дедушке Лены поподробнее: как он попал в город, чем занимается, как к нему относятся горожане, как он относится к Лене.

Индивидуальное задание заранее подготовившегося учащегося.

Рассказать о том, как Лена появляется в классе, как её принимают. (Внешность Лены, характер, восприятие девочкой окружающего мира и людей). Связь внутреннего мира Лены с родословной Бессольцевых.

Открытость, непосредственность, искренность, доверчивость Лены делают её смешной в глазах других, уязвимой. Над ней смеются, а она, не понимая этого, тоже заливается смехом. Ведь до этого ей не приходилось сталкиваться с лицемерием. Она думает, что в жизни её окружают только чистые и благородные люди, какими были все в роду Бессольцевых. Ведь именно в родословной этой семьи таится та сила добра и мужества, которая позволяет Лене выстоять, не сломаться под тяжестью насмешек и предательства.

  • На кого похожа Лена? (Лена очень похожа на Марию Николаевну Бессольцеву (Машку),сестру Николая Николаевича, изображённую на картине).
  • Можно ли сказать, что эти два человека- Лена и Машка похожи не только внешне, но и внутренне? (Да, два этих человека похожи между собой и внешне и внутренне: Лена такая же святая душа со своей предельной преданностью дружбе, с её самоотдачей другим людям. Лена, как и Машка,- жертвенница).
  • Какова самая большая жертва Лены? (Девочка пожертвовала своей честью, запятнала её, чтобы спасти Димку).

Просмотр кинофрагмента.

Становится страшно за Лену. Оказывается, она совсем не защищена от жестокого окружающего мира. Лена не ожидает от друга такой подлости, как предательство.

Просмотр кинофрагмента. (Сцена с маской в окне, сцена сжигания чучела).

  • Лена сталкивается с жестокостью одноклассников… Но становится ли она подобной им? (Нет, несмотря на всё произошедшее, душа Лены не зачерствела, в ней не проросли зёрна жестокости, занесенные детьми, среди которых она находится).
  • Что или кто помогают Лене сохранить чистоту души и сердца? В чём заключается помощь? (Дедушка. Он разъясняет Лене, что не все подростки так уж плохи, как кажется на первый взгляд. Именно он растолковывает внучке понятие милосердия, пусть даже по-своему. И Лена, впитав дедушкины истины, не может, не желает губить другого человека, даже если этот человек виновен в её страданиях. Лена остаётся благородным человеком до конца).
  • Чем заканчивается повесть? (Лена с дедушкой уезжают из города).
  • Что происходит в душах ребят, когда Лена уходит навсегда из их класса? (У ребят, пусть не у всех, но появляется тоска по человеческой чистоте. Пускай поздно, но они просят для искупления своей вины прощения у Лены, когда её уже нет рядом с ними).

Просмотр кинофрагмента.

  • Как вы думаете, что произойдёт дальше с ребятами? Оставит ли эта история в их душе след и какой? (Они изменятся, но не все. Человеком вырастет Васильев, произойдёт перелом в душе Рыжего и Лохматого, но Шмакова, скорее всего, не изменится никогда).

помогите составить, проблемно-тематический анализ произведения "Чучело" и получил лучший ответ

Ответ от ГАЛИНА[гуру]
Железников "Чучело"
Главным героем в этом произведении является Лена Бессольцева, перед которой встает проблема изгнания из общества.




Дети из класса думали, что Лена уезжает из-за страха, но это было не так. И все ребята поняли, что Лена победила. И когда она отказалась объявлять бойкот Сомову, стало ясно, что она выше их. И несмотря на жуткое отношение Сомова и его предательство, она не объявила ему бойкот. Другой бы человек на ее месте загнал бы Диму в угол и как следует врезал. Да, Лена победила! Ребятам стало стыдно, и их учительнице тоже, но у каждого поступка есть своя цена, и тут цена довольно большая: Лена навсегда покинула город, дедушка оставил свое любимое дело, и самое главное, пострадала психика Лены. И к тому же Лена слишком рано познала, что такое быть изгоем, а это не каждый познает. И кто знает, что с ней будет в будущем. Я считаю, что Лена еще слабо отреагировала на унижение класса, но, самое главное, она не потеряла самообладание и стала не по годам старше.

Ответ от Мягкий Александр [активный]
Я прочитала повесть В. Железникова «Чучело» Главным героем в этом произведении является Лена Бессольцева, перед которой встает проблема изгнания из общества.
Лена была довольно милой девочкой, довольно доброй и не очень красивой, но дело в том, что она была не такой, как все, и таким людям не очень легко жить в обществе. И из-за того, что она приняла вину любимого ею человека на себя, класс во главе с Железной Кнопкой прибег к травле, и двенадцатилетняя девочка стала изгоем.
Вообще дети очень жестоки и неправильно относятся к людям, не таким, как они. Дети не понимают, какую боль они причиняют таким людям. Так же и этот класс посчитал Лену предателем и объявил ей бойкот, но помимо бойкота ее травили. Когда ее гоняли по городу, она испытывала такое жуткое ощущение, как будто она лиса, а за ней гонятся злые собаки. У Лены был один – единственный друг, из-за любви к которому она и приняла его вину на себя. Лена считала его очень храбрым и сильным человеком, и он обещал ей во всем признаться классу, но ее продолжали травить. Было очень много ситуаций травли, и Сомов ни в чем ни признавался.
Я считаю, что Сомов был человеком жалким и мелким и что ради положения в обществе он предал близкого человека. Он испортил жизнь Лене ради того, чтобы занимать лидирующее место в классе. Он был мерзким трусом.
После разочарования в Диме, Лена начала проявлять волю. Лену достало это все, и она приняла решение уехать из города. Лену компания Мироновой обзывала чучелом, и она, чтобы утвердить это звание, предприняла отважный поступок: постриглась налысо, но помимо детей, Лену не любили и некоторые взрослые. Например, тетя Клава, которая считала, что из-за Лены ее сын не поехал в Москву к отцу. Но после рассказа Лены парикмахерша поняла свою ошибку и согласилась подстричь ее.

Групповая работа

Исследовательская работа выполнена учащимися в рамках учебного проекта.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Даниловская средняя общеобразовательная школа» Тема исследования группы «Филологи» «Чучело» и «Детки из клетки» «Конфликты с одноклассниками» Работу выполнили: Самыгина Алёна Суворова Виктория Копьёва Анастасия Консультант: Суворова Елена Николаевна

Конфликты между подростками в современной школе - явление достаточно распространённое. Сложные межличностные отношения оказывают отрицательное влияние не только на конфликтующих, но и на весь класс. Простая обида, непонимание могут привести к проявлению жестокости в отношении своих противников, а в отдельных случаях и трагическим последствиям. Поэтому нам необходимо научиться правильно вести себя в конфликтном взаимодействии, находить возможные конструктивные решения в создавшейся проблемной ситуации. Существенную помощь может оказать и художественная литература. Актуальность исследования

Цель и задачи исследования ЦЕЛЬ: выяснить причины и последствия конфликта между Леной Бессольцевой и одноклассниками, сформулировать нормы нравственного поведения человека. ЗАДАЧИ: Проанализировать эпизоды повести В.К. Железникова, раскрывающие взаимоотношения Лены Бессольцевой с одноклассниками. Составить характеристики основных героев повести. Определить роль образа Димки Сомова в повести. Понять позицию автора, определить свою собственную позицию.

Проблемная ситуация Отстоять свои принципы ОДНА ПРОТИВ ВСЕХ Струсить, предать БЫТЬ КАК ВСЕ

Средства и методы исследования Работа с художественным текстом и Интернет-ресурсами. Анализ и отбор материала. Сравнительный анализ. Обсуждение. Ответы на вопросы учителя. Анализ эпизодов. Составление характеристик героев. Оформление результатов работы

Ход исследования 1. Выяснили, что послужило основой конфликта между Леной Бессольцевой и одноклассниками. Лена взяла на себя вину струсившего Димки Сомова, признавшись одноклассникам, что она рассказала учительнице о стёртой записи на доске. Ребята, не разобравшись, объявили Лену предателем. Мы считаем, что даже если бы Сомов признался во всём, конфликт между Бессольцевой и одноклассниками был неизбежен.

2. Попытаемся доказать, что конфликт между Бессольцевой и одноклассниками неизбежен. СЛИШКОМ ОНИ РАЗНЫЕ ЛЮДИ: «ЧУЧЕЛО» и «ДЕТКИ ИЗ КЛЕТКИ»

План характеристики Лена Бессольцева Компания Мироновой Димка Сомов Портретные черты … Нескладный подросток на длинных ногах, с такими же длинными нелепыми руками. На спине у неё торчали, как крылышки, лопатки. Подвижное лицо украшал большой рот, с которого почти никогда не сходила доброжелательная улыбка. А волосы заплетены в два тугих канатика Миронова (Железная кнопка): аккуратно причёсана и подчёркнуто скромно одета. Шмакова: она не шла, несла себя….Новое белое платье, новые белые туфли, блистала во всём своём великолепии довольная собой. Валька был одет по-праздничному: в чистой рубашке и при галстуке. В руке крутил собачий поводок с ошейником… Глаза синие-синие, а волосы белые. И лицо строгое. И какой-то он весь таинственный… Жизненные принципы, отношение к другим людям и к себе «Я на Рыжего не обиделась…» «Я теперь не то, что раньше. Я – решительная.» «Я им верила, а они над тобой смеялись» Миронова (Железная кнопка): «Я?... тряпок не люблю» «Себя уважать надо..» «Чтобы она запомнила наш урок на всю жизнь» «Каждый должен получать по заслугам» «Ничего, смелость дело наживное» «Потому что я подлый!... Самый подлый трус!» СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕРОЕВ

«Люди не все одинаковые. Я должна была насторожиться, но не обратила на это никакого внимания» «А я тогда и не знала, что есть люди – лисы, медведи, волки» «Поняла, что я люблю испуганных людей. Ну они вроде бы какие-то не такие, у них есть испуг за других» «Страшно, когда один против всех, даже если ты прав» «Теперь я учёная – надо отбиваться, если даже их много и тебя бьют. Но бежать нельзя» «Вот им сейчас, думаю, стыдно, что они меня травили. Живого человека – как зайца!» «Я была на костре. И по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду гонять… И никогда никого не буду травить. Хоть убейте!» «У меня дурацкая улыбка – до самых ушей» «Никто не должен оставаться безнаказанным и никто не уйдёт от ответа!» «Всё должно быть честно. У нас борьба справедливая…» Шмакова: «Нехорошо идти против коллектива, неправильно» «Я с предателями не вожусь» «Курочка по зёрнышку клюёт» Рыжий: «Главное в человеке – сила!» «Раз попался, гадина, получай!» «Я как все..» Валька: «Главное в человеке – зависть» «А чего нам стыдиться?»

Позиция Николая Николаевича «За всю свою долгую жизнь Н.Н.не видел подобного лица. От него веяло таинственной силой времени… «…у тебя глаза вдохновенные! И сердце чистое» «…Кажется, она сможет прожить свою жизнь не хуже прочих Бессольцевых, ибо обладала теми чудными качествами характера, которые непременно требовали от неё участия в судьбе других людей и боли за них…» «…Какая страсть, какая тяга к справедливости…» «…до чего же она прекрасна, как она умеет сильно любить и как умеет даже в падшем человеке заметить мгновение его величия» «Ленка!... Она ощупью выбирала путь в жизни, но как безошибочно! Сердце горит, голова пылает, требует мести, а поступки достойнейшие» «Их можно только пожалеть и постараться помочь им» «Бедные люди!... Честно тебе скажу, Елена, мне их жалко. Они потом будут плакать» «Он смотрел на их лица, стараясь заглянуть в глаза, и увидел, что во многих из них бьётся пытливая мысль, а у некоторых безразличие, а у иных даже злость и непонимание…» «…и предвидел Димкину жалкую ничтожную жизнь» «Да за ним нужен глаз да глаз. Я это чувствую! А то он, того и гляди, горло перережет»

Анализ эпизода «Первое знакомство с классом» Лена: благодарна Рыжему, что втащил в класс, желание подружиться, искренне хохочет, веселиться вместе со всеми… Класс: открыто смеётся над ней и её дедушкой «Заплаточником» » Прикрепили прозвище «ЧУЧЕЛО»

Эпизод «На фабрике» Лена: «…я испугалась по-настоящему, как будто меня окружали не люди, настоящие звери.» «…я грохнулась на пол, потому что закружилась голова.» «А мне ещё долго мерещилось, что Шмакова похожа на лису, Лохматый – на медведя, а Валька – на волка» Ребята нарядились в маски зверей, плотным кольцом Лену окружили морды волков, медведей, крокодилов. Они прыгали, рычали, наскакивали на Лену и рвали из рук копилку… «Подумаешь, и поиграть нельзя», - сказал Валька. «Чепуха! – мрачно заявила Миронова. – Просто кривляется…» «Мне было стыдно, что я так думала про ребят.» «И вся компания удалилась вполне довольная собой.»

Выводы: . 1.Отношения с классом у Лены не заладились с самого начала, потому что она «внучка Заплаточника» и не похожа на остальных: добрая, честная, открытая, доверчивая, «смешная» в глазах других людей, поначалу искренне верившая, что все люди благородные, не способная предать другого человека. 2. «Мироновская» компания или «Детки из клетки», как скажет Рыжий в конце повести, действительно «Бедные люди»: у них пустое времяпровождение, отсутствие интересов, примитивные развлечения. Они жестокие и злые. В повести у них нет практически имён, а только прозвища и клички: Миронова – «Железная кнопка», Рыжий, Лохматый, Валька – живодёр. Даже в авторских характеристиках прослеживаются какие-то «звериные» черты: «Они уходили крикливой, пёстрой стайкой»,«Мордочка Шмаковой, физиономия Попова» и др. 3. Самый «опасный» персонаж в этой компании – Димка Сомов. Поначалу и Лена, и одноклассники считают его благородным. Да, он может совершать хорошие поступки, но при условии своей полной безопасности. А на деле – он трус, и именно трусость рождает из него подлеца. КОНФЛИКТ НЕИЗБЕЖЕН

Выяснили значение конфликта. Конфликт – это нравственное испытание для всех его участников, дающее возможность в полной мере убедиться в том, насколько Лена Бессольцева духовно богаче и нравственно сильнее своих одноклассников. Да, она пережила разочарование в любимом человеке, в людях, страшную душевную боль, унижение (эпизод с чучелом на костре), но ничто и никто не заставит её совершить подлость, предательство и унизить другого человека. «Я была на костре. И по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду гонять… И никогда никого не буду травить. Хоть убейте!»

Она уезжает, потому что боль, нанесённая человеческой несправедливостью и жестокостью, надолго не затихнет в сердце девочки. Но это не означает, что она проиграла.. Выстояв «одна против всех», она сохранила в себе личность.

А что же остальные? Они проиграли нравственное испытание. Но некоторые из ребят изменились, иначе стали смотреть на жизнь. Вспомним слова Рыжего: «Я всегда был как все…А теперь – точка! Хоть с утра до ночи орите: «Рыжий!» - я всё буду делать по-своему…» И как многие из них, узнав правду о невиновности «Чучела», ужаснутся своей несправедливости, устыдятся. И слова, написанные Рыжим на доске «Чучело, прости нас!», лучшее доказательство нравственной победы Лены Бессольцевой и изменений, произошедших с ребятами.

Мы поняли и советуем всем Нельзя оскорблять и унижать другого человека. Не пытайтесь переделывать другого. Позвольте ему оставаться самим собой. Поставьте себя на место другого человека и поймите его точку зрения. Возвышаться над слабым могут только слабые. Поступай так, чтобы твои поступки не навредили другим людям. Нельзя быть «толпой». Поддакивать – это плохо. Надо быть милосердным. Каждый человек - личность, и каждый достоин того, чтобы к нему хорошо относились, уважали его интересы.

1. Железников В. Ухожу из детства. Повести. М.: Молодая гвардия, 1983 – с.257-409. 2. Кочеткова, С.И. Надо быть милосердным: Урок литературы по повести В. Железникова "Чучело". http://school13-nov.narod.ru/kohetkova.htm 3. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%87%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE&stype=image&lr=10667&noreask=1 4. http://my-hit.ru/film/8674/online 5. http://img0.liveinternet.ru/ images / attach /c/2/73/439/73439206_ssora_podrug.jpg Список источников

Спасибо за внимание!

Аспектный анализ

Повести В.К. Железникова «Чучело»

(на уроках внеклассного чтения)

При работе над повестью «Чучело» обратимся к одному из аспектов филологического анализа, который предполагает взаимодействие двух подходов к тексту: литературоведческого (о нём говорилось выше) и лингвистического, опирающегося «на рассмотрение «первоэлемента» литературы – языка» (Никол. С. 5).

Объектом нашего анализа выберем субъектную организацию текста как одну из точек «функционального схождения значимости всех элементов»(Никол. С.8), по определению А.П. Скафтымова.

В субъектной организации текста, в свою очередь, выделим две семантические доминанты («доминанта - тот компонент произведения, который приводит в движение и определяет отношения всех прочих компонентов»(Никол. С 168)):

1) заглавие повести , которое, занимая сильную позицию, «рассматривается исследователями как «аббревиатура смысла» всего текста, как отражение собственно авторской интерпретации»

2) имена собственные , поскольку они выражают позицию автора, а также, являясь регулярно повторяющимися элементами текста, «приобретают мотивированность в структуре целого… Их рассмотрение позволяет выявить особенности авторского отношения к персонажам и систему их связей в тексте»(Никол с.168)

Заглавие повести

Заглавие повести «Чучело» направляет внимание читателя к тому, что будет изложено далее, поскольку сразу указывает на конфликт между личностью и социумом, т.е. людьми, которые дали ей это обидное прозвище: чучелом обычно называют, точнее, обзывают, дразнят внешне несимпатичного человека.

«Чуча, чучело, чучелка, пугало на огороде, шугало; подобие человека, кукла; набитая кожа зверя, животного, птицы; (бран.) уродина, безобраза»(Даль 4 т, с 616) – в этом ряду стоит это слово в словаре Даля.

Восходит оно к пермскому слову «чуча» со значением «пугало, чучело»(Фасм. Т. 4 с. 389). Образовано переходом из одной части части речи в другую, при котором изменился морфемный состав слова, подобно многим словам русского языка:

  • крыл-о от глагола кры-л-о в форме прош. вр. среднего рода (крыть )
  • рыл-о от ры-л-о (рыть)
  • пугало - от глагола пугать
  • шугало – от глагола шугать («пугать, прогонять (особенно хищных птиц)»; шугай - «пугало на огороде» калужск. …По-видимому, образовано от межд. шугу! шу!, которым пугают птиц» (Фасмер, т.4 с.483)).

Внутренняя форма слова чучело сходна с вышеприведёнными словами и означает «орудие, с помощью которого совершается какое-то действие».

Чучелом назвал главную героиню повести Лену Бессольцеву в первый день в новой школе её одноклассник по прозвищу Рыжий. Сначала, увидев её открытую улыбку («Конечно, у меня ведь дурацкая улыбка – до самых ушей. Поэтому и уши я тогда прятала под волосами.») (Текст с.55), он закричал дразнилку: «Рот до ушей, хоть завязочки пришей!»(Текст 55с.). Чучелом он назвал её позже, когда во время разговора о её дедушке, прозванном в этом городке Заплаточником, девочка искренне смеялась вместе со всеми, не предполагая ничего обидного в словах ребят.

Пересказывая потом всё это дедушке, она стыдилась самой себя: «Я вижу, вижу себя со стороны – ну просто я была какая-то дурочка… Правда, дурочка с мороза».(Текст с.62)

Во время того школьного разговора за Лену вступился Дима Сомов, мальчик из этого же класса: «Знаешь, он меня сразу удивил. Глаза синие-синие, а волосы белые. И лицо строгое. И какой-то он весь таинственный, как «Уснувший мальчик»».(Текст с. 64)

Давайте попробуем проследить, как в тексте реализуется связь семантически не родственных слов пугать (пугало) и печалиться (печаль).

Когда Лена рассказывала дедушке обо всём, что случилось на каникулах из-за отмены поездки в Москву, одноклассника Димку она опять сравнила со скульптурой «Уснувший мальчик», который всегда казался её грустным, а в день перед отъездом – особенно печальным: «Он на Димку похож. Только у «Уснувшего мальчика» улыбка испуганная, а у Димки надменная. А это большая разница. Раньше я этого не понимала. А теперь поняла, что я люблю испуганных людей. Ну, они вроде бы какие-то не такие, у них есть испуг за других». (Текст с. 130)

Этот «испуг за других», переживание, страх за других свойственен прежде всего самой Лене. Именно поэтому она и взяла Димину вину на себя, избавив его от страха перед Железной Кнопкой и одноклассниками.

Однако она не предполагала, что за это ей самой придётся чуть ли не взойти на костёр.

Слово печаль этимологически восходит к глаголу печь , родственники которого – и опека (печься, заботиться о ком-нибудь), и печать (одно из значений – клеймо, выжигаемое на шкуре животных: на школьном платье Лены останутся следы от огня). (См. Фасмер) Поэтому печаль как испуг за другого – печёшься о другом – можно сравнить с горением сердца, внутренним огнём. Какая ещё метафора ассоциируется с этими? Конечно, жар души, огонь, пламя любви (ведь Дима Лене нравился, его сестра дразнила их «Тили-тили-тесто, жених и невеста!»).

Когда Лохматый стащил Ленкино платье и ребята сжигали его на костре, сделав из него чучело самой Лены, метафора стала явью, материализовалась – «испуг за другого» привёл к сжиганию Пугала, Чучела – а ведь это прозвище самой Лены. А поджигать платье заставили Сомова. И он сделал

это. На глазах у Лены. (Это одновременно и его падение в её глазах, тоже материализовавшееся: «Димка упал на колени и так низко опустил голову, что у него торчали одни плечи, а головы совсем не было видно. Получился какой-то безголовый поджигатель».(Текстс. 210))

«Они подтащили меня вплотную к огню. Я, не отрываясь, смотрела на пламя костра. Дедушка! Я почувствовала тогда, как этот огонь охватил меня, как он жжёт, печёт и кусает, хотя до меня доходили только волны его тепла. …Я так закричала, что они от неожиданности выпустили меня… Я бросилась к костру… мне не хотелось, чтобы чучело сгорело. Мне почему-то этого страшно не хотелось!»(Текст с. 210)

Итак, время метафор закончилось. Всё стало превращаться в жуткую реальность: ты была Чучелом, уродиной, пугалом на словах – теперь становишься на деле. Словно ребята сжигают на костре ту Ленку, которая была доброй, беззащитной, всё понимающей, прощающей и любящей. Словно огонь вызвал к жизни её другую сторону, тоже бесстрашную, однако уже не «горящую за других», а других сжигающих, точнее, освещающих те уголки их души, которые раньше прятались за словами, за масками, а теперь Горящее Чучело всё вытащило на свет, всё потаённое собою осветило.

Снова происходит реализация метафоры: обидное прозвище Чучело становится реальным «пугающим орудием», угрозой для тех, кто раньше так бесстрашно обзывал Лену:

  1. «Я сильная стала… сама вырвала из огня чучело и стала им размахивать над головой, наступая на всех. Чучело уже прихватилось огнём, от него летели искры, и все они испуганно шарахались от этих искр».(Текст с. 210)
  2. Когда вечером к Бессольцевым приходит Васильев и говорит, чтобы она не уезжала, жестоко называя её при этом трусихой, Лена надевает обгоревшее платье, стрижётся в парикмахерской наголо, превращаясь тем самым в чучело внешне. Происходит странная метаморфоза: почувствовав себя уничтоженной, сожженной, она обрела свободу от всех человеческих условностей, ценностей, диктующих человеку, что надо быть красивым и привлекательным внешне, а не внутренне, она пришла к осознанию ценности своей души, своей личности, которая не равна внешности. Её дедушка, по сути, такой же – его прозвали Заплаточником из-за старого пальто, и никто не понимает, зачем он тратит свои деньги на картины.
  3. Лена в образе настоящего чучела является на день рождения к Димке и каждому говорит правду о нём самом (вытаскивает их тайны на свет, как было сказано раньше). Ребятам становится страшно от того, что они видят своё слово (Чучело) ожившим, воплотившимся в жизнь (раньше они утверждали, что всё это шутка, не чувствуя, какую боль наносят Лене), а также им неприятно, даже страшно узнать истины о себе и друг о друге: «Исчезла, испарилась Ленка, будто её здесь и не было. В комнате стояла жуткая, неправдоподобная тишина». (Текст с. 240)

Дети и подростки привыкли с лёгкостью давать друг другу прозвища, иногда даже сочиняют их для себя, тем самым реализуя свою возможность сыграть как можно больше ролей в мире, который они осваивают, играя. И Ленино прозвище Чучело многие воспринимают как один из вариантов её имён, не наносящих ей обиды.

Когда, увидев, как ребята «гоняют» теперь Димку Сомова, Лена оказалась в классе последний раз, «ребята весёлой гурьбой окружили Ленку:

Привет, Чучело!

Здорово!

Наше вам!..

Оказывается, ты молодец, Бессольцева! – Лохматый хлопнул Ленку по плечу.

Разрешите пожать вашу лапку, - паясничал, как всегда, Рыжий, пожимая Ленкину руку».(Текст с. 255)

Как легко оказалось им перейти от ненависти и злобы («Чучело предатель! Долой Чучело! Бойкот Чучелу!») к симпатии и уважению («- Вот хорошо, что ты ещё не уехала. – Сама Железная Кнопка, улыбаясь, приближалась к Ленке. – Что же ты нам сразу всё не сказала?.. Впрочем, это твоё личное дело»(Текст с.255))! Неужели всё, что они творили, неужели травля и костёр были ужасом только для Лены?! Неужели они не испытали стыда за свои поступки? Неужели не ужаснулись собой? Неужели их «справедливость», которая «должна восторжествовать»(Текст с. 256), торжествует только при моральном уничтожении человека? Нужна ли такая справедливость человеку, людям?

Всё-таки унижение и страдания Лены были не напрасны: когда она отказалась поддержать бойкот Сомову и сказала: «Я была на костре. И по улице меня гоняли. А я никого не буду гонять… И никогда никого не буду травить. Хоть убейте!»(Текст с. 257), когда ребята узнали, что её дедушка подарил свой дом и картины городу («Даром? Всё-всё даром?..»(Текст с. 259)), система ценностей многих ребят стала рушиться(Текст с.263 – 269) :

« - На каких людей мы руку подняли!» (Васильев)

« - Я всегда был как все. Все били – я бил. Потому что я Рыжий и боялся выделиться.- Он почти кричал или почти плакал: - А теперь – точка! Хоть с утра до ночи орите: «Рыжий» - я всё буду делать по-своему, как считаю нужным. – И впервые, может быть, за всю свою жизнь освобождённо вздохнул».

«- А я хотел быть сильным, - сказал Лохматый и посмотрел на свой кулак. – Думал, останусь в лесу, как отец. И будут меня все бояться… Вот и порядок настанет. … Хорошо бы себе мору набить…»

« - Всё из-за неё! Из-за неё! - твердила Миронова, вытирая слёзы. - Из-за матери моей… Она считает, что может жить как хочет… и делать что хочет… И ничего ни с кого не спросится. Лишь бы всё было шито-крыто!.. И вы такие же!» (Железный характер у девочки! Трудно сознаться, что иногда не прав ты, а не другие!)

Когда на подаренной школе картине, написанной много лет назад, они увидели девочку, так похожую на Ленку («голова на тонкой шейке, ранний весенний цветок. Вся незащищённая, но какая-то светлая и открытая»)(Текст с.270), тогда «отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству всё сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода. Потому что терпеть больше не было сил». (Текст с. 271)

Последняя фраза «Чучело, прости нас!» опять возвращает читателя к началу повести. К её названию. И слово «чучело», став именем собственным, здесь уже не обидное прозвище, а крик души (ведь слово этимологически восходит к крику, пугающему птиц), знак признания доброты, внутреннего содержания человека, а не его внешности и отдельных поступков. Первый шаг к изменению самих себя, к «прорастанию личности» некоторые ребята (конечно, не все!) тем самым уже сделали. Дальше им предстоит выбирать свой путь самим. Без помощи Чучела.

Имена собственные в повести «Чучело»

Поскольку предыдущий аспектный анализ текста тоже касается проблемы, связанной со значением имени собственного, то систему подобных слов и их сюжетную функцию мы будем рассматривать с той точки зрения, кто из персонажей имеет не только имя и/или фамилию, но и прозвище и как это помогает понять авторский замысел.

Имена собственные основных персонажей повести (к ним отнесём Лену, её дедушку, а также одноклассников, принимавших участие в конфликте) соотнесём с прозвищами и выясним их значения.

Таблица 5

Имя и фамилия

Прозвище

1. Николай Николаевич Бессольцев

1. Заплаточник

2. Лена Бессольцева

2. Чучело

3. Дима Сомов

3. Постоянного прозвища нет

4. Миронова

4. Железная Кнопка

5. Шмакова

5. Нет прозвища

6. Валька

6. Живодёр

7. Нет имени и фамилии

7. Лохматый

8. Толик

8. Рыжий

9. Попов

9. Попик

10. Васильев

10. Нет прозвища

В том, какие прозвища ребята дают людям, отражается их взгляд на мир, их система ценностей.


Васильченко Светлана Сергеевна, ученица 6А класса МАОУ СОШ №4 г.Ишима

Многие русские писатели в своем творчестве обращались к образу подростка, его интересам, проблемам. Образы подростков интересны тем, что отражают особое психологическое состояние молодого человека. Подросток старается показать себя самостоятельным, уверенным, но на самом деле еще не готов к полноценной взрослой жизни. Отсюда и возникает личностный конфликт, который находит свое отражение в литературе. Для анализа мы взяли две повести В.Железникова о подростках, написанные в 80-е и 90-е гг., - «Чучело» и «Чучело-2, или игра мотыльков». В этих произведениях писатель обращается к проблеме сохранения души в условиях противостояния личности и толпы.

Цель данной работы:

Скачать:

Предварительный просмотр:

XIX городская научно-практическая конференция молодых исследователей «Шаг в будущее»

Васильченко Светлана Сергеевна, ученица 6А класса,

Научный руководитель:

Казанцева Елена Станиславовна,

Учитель русского языка и литературы

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Ишима»

Российская Федерация, Тюменская область, г. Ишим

2017 г.

Образ подростка в произведениях В. Железникова

(на примере повестей «Чучело» и «Чучело-2, или игра мотыльков»)

Васильченко Светлана,

Аннотация.

Многие русские писатели в своем творчестве обращались к образу подростка, его интересам, проблемам. Образы подростков интересны тем, что отражают особое психологическое состояние молодого человека. Подросток старается показать себя самостоятельным, уверенным, но на самом деле еще не готов к полноценной взрослой жизни. Отсюда и возникает личностный конфликт, который находит свое отражение в литературе. Для анализа мы взяли две повести В.Железникова о подростках, написанные в 80-е и 90-е гг., - «Чучело» и «Чучело-2, или игра мотыльков». В этих произведениях писатель обращается к проблеме сохранения души в условиях противостояния личности и толпы .

Цель данной работы: на произведениях В. Железникова проследить, изменился ли внутренний мир подростка в произведениях разного периода. (70-80-ых гг. 20-го века, 2000-е годы).

Методы исследования:

1. Изучение литературы и материалов сети Internet.

2. Систематизация и обобщение полученных знаний

3. Опрос школьников

4. Анализ и обобщение полученных данных.

Выводы: образ подростка в литературе конца ХХ – начала ХХI века меняется.

В. Железников в своих повестях отражает изменения самой жизни, которые влияют и на детей, и на взрослых.

Анализируя образы героев, мы выяснили, что сам по себе подросток не поменялся. Все герои в той или иной мере отмечены чертами, присущими детям в переходном возрасте.

Но подростки указанных произведений находятся в разной среде: герои «Чучела» живут в социалистическом обществе, а герои повести «Чучело-2» в капиталистическом государстве.

Не только отношение в семье и характер, но и социальная среда формируют взгляды на жизнь.

В повести «Чучело» герои постепенно приходят к выводу, что стать настоящей личностью можно, только имея свои интересы, взгляды, убеждения и умея их отстаивать. Подросток 70-80-х годов имеет свои идеалы и стремится к ним, он учится отстаивать свое мнение в столкновениях с другими детьми, например, как Лена Бессольцева из повести «Чучело».

П одростки 90-х сталкиваются не только со сверстниками, но и с жизнью. В них уже нет стремления к идеалам и приключениям. Они оказываются в сложных жизненных ситуациях, проходят серьезные испытания. В результате подростки, у которых нет еще достаточного опыта, совершают поступки, которые окажут влияние на дальнейшую жизнь. Так, Костя в произведении «Чучело-2» оказывается в тюрьме.

Образ подростка в произведениях В. Железникова

(на примере повестей «Чучело» и «Чучело-2, или игра мотыльков»)

Васильченко Светлана,

Россия, г. Ишим, МАОУ СОШ №4, 6 класс

План исследования

Из общего потока современной подростковой литературы выделяются произведения Владимира Железникова. Для анализа мы взяли две повести В.Железникова о подростках, написанные в 80-е и 90-е гг., - «Чучело» и «Чучело-2, или игра мотыльков». В этих произведениях писатель обращается к проблеме сохранения души в условиях противостояния личности и толпы.

Эта особенность определила актуальность нашего исследования.

Цель данной работы: на произведениях В. Железникова п роследить, изменился ли внутренний мир подростка в произведениях разного периода. (70-80-е гг. 20-го века, 2000-е годы)

Задачи :

1. рассмотреть, как изображается образ подростка в современной литературе;

2. изучить характеры героев произведений В. Железникова, мотивы их поступков;

3. выявить сложные ситуации в мире персонажей повестей и причины их возникновения;

4. провести анкетирование на выявление круга проблем подростков;

5. проанализировать анкеты учащихся 6 классов МАОУ СОШ №4 г.Ишима;

6. обобщить проблемы в жизни подростков и сделать выводы.

Объект : подросток на страницах повестей В.Железникова «Чучело» и «Чучело-2, или игра мотыльков» и подросток в жизни.

Предмет : проблемы героев произведений современной литературы и современных подростков.

Гипотеза: мы предполагаем, что внутренний мир подростка в произведениях разного периода В. Железникова меняется. Внешние и внутренние проблемы героев произведений современной литературы отражают проблемы сегодняшних подростков.

Научная новизна нашей работы обусловлена тем, что творчество В. Железникова мало изучено, в критической литературе рассматривается обзорно.

Практическая значимость определяется возможностью использования её результатов в изучении современной русской литературы, стать предметом обсуждения на внеклассных мероприятиях. Материалы исследования могут применяться в качестве дидактического материала на факультативных занятиях по предмету, а также в качестве аргумента по литературе при написании задания блока С1.

Материал исследования

В ходе работы мы опирались на художественные произведения Железникова В.К. «Чучело», «Чучело-2, или игра мотыльков», а также на Интернет-ресурсы, посвященные его творческой биографии.

Библиография:

1. Владимир Карпович Железников. http://edu4.shebekino.ru/

2. Владимир Карпович Железников. http://imhonet.ru/

3. «Игры мотыльков» - «Чучело» новой России. http://hghltd.yandex.net/

4. Железников Владимир Карпович. http://dic.academic.ru/

5. Железников В.К. «Чучело». М., 1989г.

6. Железников В.К. «Чучело – 2, или игры мотыльков». М.,2005г.

Образ подростка в произведениях В. Железникова

(на примере повестей «Чучело» и «Чучело-2, или игра мотыльков»)

Васильченко Светлана,

Россия, г. Ишим, МАОУ СОШ №4, 6 класс

Научная статья

Введение

Многие русские писатели в своем творчестве обращались к образу подростка, его интересам, проблемам. Образы подростков интересны тем, что отражают особое психологическое состояние молодого человека. Подросток старается показать себя самостоятельным, уверенным, но на самом деле еще не готов к полноценной взрослой жизни. Отсюда и возникает личностный конфликт, который находит свое отражение в литературе. В произведениях писателей разных лет подросток представлен по-разному. Писатели пытаются определить, что оказывает влияние на характер и действия подростка. Эта проблема интересовала писателей в различные периоды и продолжает подниматься сейчас.

Глава 1. Образ подростка в русской литературе. Обзор литературы.

В 19 веке книги о детстве – особые. Они написаны от первого лица и основаны на собственных впечатлениях писателей, на воспоминаниях детства. К таким произведениям принадлежат «Детство Никиты» А.Н.Толстого, «Детство Темы» и «Гимназисты» Н.Г. Гарина-Михайловского, «Детство» Л.Н.Толстого и другие. Эти книги заставляют подростка заглянуть в себя, попытаться понять сложный мир взрослых, впервые поставить перед собой сложные философские вопросы, над которыми с рождения и до смерти бьется мыслящий человек. Что есть добро? Что есть зло? Неизбежно ли оно в жизни? Как самому избежать дурных поступков? Что есть страдание, и можно ли прожить жизнь без страданий? Что есть счастье, любовь? Что есть смерть? И в итоге: что есть жизнь, для чего жить? Эти проблемы решали подростки далекой дворянской культуры.

В русской литературе 20 века для детей писатели анализировали взаимоотношения подростков с взрослыми, причины недопонимания ими друг друга, а также причины правонарушений среди подростков как способ заявить о себе и способ занять свою нишу в этом мире.

Образу подростка особое внимание уделялось в произведениях русского писателя Анатолия Алексина. Некоторые исследователи отмечают воспитательную ценность его творчества. Он написал такие произведения, как: «В одном пионерском лагере», «О дружбе сердец», «Школа на новом пути» и т.д.

Владислав Крапивин в своих произведениях начинает указывать на причины поведения подростка, на формирование его характера. При этом писатель обращает внимание на присутствие или отсутствие родителей в жизни подростков, на социум, окружающий ребенка. Он написал такие произведения, как: «Оруженосец Кашка», «Валькины друзья и паруса», «Мальчик со шпагой» и так далее.

В настоящее время работают несколько интересных писателей, которые в своем творчестве уделяют немалое внимание подростковой теме. Это такие авторы, как Евгений Лобанов, Елена Палтусова, Людмила Матвеева, Тамара Крюкова, Владимир Железников, Олеся Дзюба, Тамара Михеева, Галина Гордиенко.

Особое место в литературе 90-х-2000-х годов занимает творчество Екатерины Мурашовой. В центре некоторых ее произведений также возникает образ подростка. Прежде всего, это повести «Обратно он не придет» и «Класс коррекции».

Современная литература о подростках содержит приметы сегодняшнего дня: в основе многих произведений лежит нарочитая остросюжетность (катастрофы, криминальность, рыночные отношения).

Как правило, герои современной литературы о подростках - обычные, на первый взгляд ничем не примечательные девушки и юноши. Часто они не уверены в себе, не принимают свою внешность и даже стыдятся ее. Герои-подростки стремятся обрести социальную независимость. Однако ситуации, в которые они попадают, помогают обрести уверенность в себе и осознать собственную значимость: это может быть школьный конкурс красоты - в повести Л. Матвеевой «Конкурс красоты в 6 А», неудачная влюбленность - в произведении Е. Липатовой «Девочки», побег из дома - в повести Г. Гордиенко «Девичья обида слепа», летние каникулы - в романе Г. Гордиенко «Столичная штучка».

Несмотря на свойственную произведениям современной подростковой прозы реалистичность в изображении характеров и событий, практически в каждом произведении есть доля фантастики или сказочного мотива. Например, в повестях Людмилы Матвеевой на выручку подросткам приходит экстрасенс, а герои Тамары Крюковой попадают в параллельный мир, где обретают свое «Я». Параллельный мир, куда герои получают доступ благодаря компьютерным играм, помогает подросткам почувствовать себя уверенными и самостоятельными и обрести такие качества, которые в реальной жизни были лишь предметом зависти самих героев. Например, в фантастических повестях Т. Крюковой «Гений поневоле», «Призрак сети», «Ловушка для героя» подростки попадают в вымышленные ситуации, где могут проявить мужество, находчивость, ловкость и ответственность. В реальной жизни они лишены этого, так как родители не воспринимают их равными себе и досаждают чрезмерной опекой. Данная особенность психологического возраста (желание поскорее стать взрослыми при отсутствии таковой возможности) подчеркивается всеми современными писателями.

Образ подростка в русской литературе разных лет меняется, меняются и способы анализа этого образа. Видно движение от примитивного представления о подростках как о добрых существах до развития образа, который являет собой агрессию по отношению к окружающим, что иногда выливается даже в совершение преступлений.

Из общего потока современной подростковой литературы выделяются произведения Владимира Железникова. Для анализа мы взяли две повести В.Железникова о подростках, написанные в 80-е и 90-е гг., - «Чучело» и «Чучело-2, или игра мотыльков». В этих произведениях писатель обращается к проблеме сохранения души в условиях противостояния личности и толпы.

Глава 2. Жизнь и творчество Владимира Железникова.

При анализе произведений одного автора необходимо обратиться к его творческой и жизненной биографии, поскольку она может раскрыть некоторые особенности этих произведений и дать ответы на поставленные вопросы. Этим объясняется наше обращение к описанию жизни и творчества В.К.Железникова.

Владимир Карпович Железников – известный детский писатель и кинодраматург. Родился в 1925 году. Писать он начал очень рано. В девять лет уже вел какие-то дневники. «Перед самой войной, когда мне было пятнадцать, я написал маленькую повесть. Профессиональное писательское поприще я выбрал не сразу. В годы войны я учился в спецшколе Военно-воздушных сил и в артиллерийском училище. После войны приехал в Москву, окончил здесь юридический институт. Параллельно развивались мои занятия писательством».

После юридического, Владимир Карпович поступает в Литературный институт. Обучение новой профессии он сочетает с работой в журнале «Мурзилка», в котором и состоялась первая публикация. Таким образом, то, что Владимир Карпович стал работать и публиковаться в детском журнале - случайность, как он сам говорит. «Но эта случайность и определила то обстоятельство, что я стал детским писателем». Стать детским писателем ему помогла любовь к детям. И любопытство. «Я всегда, когда видел двух-трех разговаривающих подростков, старался к ним присоседиться и послушать, о чем они говорят. Я слышал обрывки разговоров, но для меня этого было достаточно».

Его первая книга – сборник рассказов "Разноцветная история" – вышла в 1957 г, в то самое время, когда Железников только что окончил Литературный институт имени Горького. Тогда писателю было уже 32 года. Он, испытав нелегкую жизненную судьбу, опаленную пламенем войны, свежо и проникновенно воспроизвел в своих рассказах все, что пережил и узнал лично, повел с читателем откровенный разговор об идейно-нравственном становлении личности ребенка, об умении в любых условиях отстаивать честь и справедливость, ощущать не только свою, но и чужую боль.

В 1961 г. увидел свет его второй сборник рассказов «Хорошим людям – доброе утро». Лейтмотивом всего творчества Владимира Железникова стал писательский призыв – жить по совести, защищать слабых и незаслуженно обиженных. В этом сборнике автора поставил и художественно решил сложнейшие проблемы, вызывающие интерес не только детей, но и взрослых. В центре произведений Владимира Железникова стоят проблемы духовного развития растущей личности, которые решаются автором нетрадиционно, смело и мастерски. Даже в самых обыденных, обыкновенных событиях он находит и показывает многообразие богатой мыслями и переживаниями духовной жизни человека. С неподдельной искренностью в своих произведениях пишет он о человеческих чувствах, заставляя нам принять близко к сердцу все то, что происходит с его героями.

В.Железников ведет серьезный разговор с читателем не только о том, какими должны расти дети, но и как должны поступать в том или ином случае взрослые, ставится и глубоко разрабатывается тема человеческих отношений в семье, школе, в повседневной жизни. Созданные им шедевры детской литературы - повести «Чудак из шестого «Б» (1962) и «Чучело» (1975) обрели вторую жизнь как классические кинофильмы «Чудак из пятого «Б» и «Чучело». Причем, он автор не только литературной первоосновы, но и сценариев этих фильмов.

В целом же литератор очень часто «изменял» поприщу изящной словесности, вновь и вновь помогая появиться талантливому произведению детского (и не только детского) кинематографа. Впервые подобное имело место в начале 60-х годов, когда его сценарий по собственной повести "Таня и Юстик" "материализовался" на малом, телевизионном экране. В 1965 году новый его сценарий, и опять по собственной повести, превратился уже в картину для большого экрана "Путешественник с багажом". Но Владимир Карпович не только "сам себе сценарист". Создавались и создаются им и оригинальные сценарии. Это, например, сценарий имевшего в свое время большой успех фильма "Серебряные трубы", повествовавшего о жизненном пути Аркадия Гайдара. Много было и кинематографических адаптаций произведений коллег по литературному цеху. С 1989 года он создает фильмы уже не только как сценарист, но и как продюсер, директор кинокомпании "Глобус", занимающейся производством в первую очередь детско-юношеских картин.
Особую реакцию читателей вызвала повесть «Чучело», которая была написана на основе жизненных событий. Герои этой книги – обыкновенные школьники, которые решают важные вопросы: стоит ли верить другим? Что такое доброта? Как противостоять обществу и сохранить свои моральные качества? Главная героиня Лена Бессольцева пережила драму одиночества и жестокое непонимание сверстников, но, благодаря ее способности к самопожертвованию и прощению, стремлению к правде, ее смелости в любви, она принимает правильное решение – никогда не становиться на сторону толпы, которая травит беззащитного только за то, что он не похож на остальных.

Продолжить тему одиночества Железников решил в другой повести «Чучело – 2, или игра мотыльков». Главный герой Костя напоминает по своим внутренним качествам Лену Бессольцеву. Однако герои этой повести – подростки, которым уже 16-17 лет. Ошибки, совершаемые ими, гораздо серьезнее и влекут за собой тяжелые последствия (угон машины, сбитые люди, попытка самоубийства Глазастой и т.д.). Поэтому Косте, Зойке и остальным они обходятся дорого. Но писатель и в этой повести утверждает победу человеческих достоинств.

Книги Владимира Карповича Железникова переведены на многие языки мира. Они посвящены отношениям между людьми, проблемам взросления, детству, отрочеству. Большинство произведений В. Железникова стало классикой отечественной детской литературы. Фильмы, снятые по его сценариям, также очень популярны у зрителей, особенно среди подростков.

Владимир Железников ставит общечеловеческие вопросы и показывает их важность прежде всего для детей и подростков, которые проходят через нравственное становление после испытаний, пережитых ими.

Глава 3. Образ подростка в произведениях В. Железникова (на примере повестей «Чучело» и «Чучело-2, или игра мотыльков»)

Стать настоящей личностью можно, только тогда, когда имеешь свои интересы, взгляды, убеждения и умеешь их отстаивать. К такому же выводу приходят герои В.Железникова.

Повесть «Чучело» рассказывает о непростых взаимоотношениях школьников. Железников показал образ подростка 70-80 годов. Здесь очень мало положительных героев. Образ Лены Бессольцевой, без сомнения, самый обаятельный в произведении. Это чистый, честный, искренний человек. Про таких говорят - светлый. У Лены Бессольцевой непросто складываются отношения с классом. Происходит это, во–первых, потому что она является внучкой Бессольцева, прозванного Заплаточником. Во–вторых, Ленка внешне не похожа на остальных: «…у меня ведь дурацкая улыбка - до самых ушей. Поэтому я и уши тогда прятала под волосами» .

Но постепенно выясняется, что и внутренний ее мир также отличается от мира одноклассников. Им, находящимся под влиянием родителей и живущим теми же материальными ценностями, кажется непонятным увлечение Бессольцевых картинами, и за это они ее называют Чучелом. По всей видимости, это происходит потому, что этим подросткам не хватает той моральной основы, которая присутствует у их родителей и позволяет с уважением относиться к другому человеку, несмотря на его непохожесть.

Становится очевидным, что Ленка не похожа на остальных. В ней есть внутренняя сила, позволяющая противостоять лжи и сохранить духовное начало.

Явным лидером в классе является Железная Кнопка. Ее поведение определяется желанием быть особенной: волевой, принципиальной. Однако эти качества присущи ей лишь внешне, они нужны ей, чтобы сохранять лидерство. При этом она одна из немногих, кто отчасти симпатизирует Ленке и выделяет ее среди остальных: «Не ожидала я такого от Чучела, - нарушила наконец тишину Железная Кнопка. – Всем врезала. Не каждый из нас на это способен. Жалко, что она оказалась предателем, а то бы я с ней подружилась… А вы все – хлюпики. Сами не знаете, что хотите». Но причину этого выделения она осознает лишь в самом конце, в момент прощания с Бессольцевой.

Писатель обозначает такую проблему, как зависимость подростков от коллектива. Так, Рыжий, несмотря на положительное отношение к Ленке, старался скрывать его и поступал заодно с остальными. Это происходило потому, что он боялся высказать свое мнение. В этом отмечается схожесть взрослого и детского общества: они живут по одним и тем же законам.

Особое место в системе образов занимает Димка Сомов. На первый взгляд, он кажется необыкновенным. Это проявляется в его поступках: в его попытках защитить Лену, в том, как он освободил собаку от живодера Вальки, в желании быть независимым от родителей и заработать денег самому. Но потом оказывается, что, как и Рыжий, он зависел от класса и боялся существовать от него отдельно. Ему свойственны трусость и подлость, поэтому он оказался способен на неоднократное предательство. Он предает Бессольцеву, когда не признается в своем проступке, когда вместе со всеми сжигает чучело Ленки, когда пытается напугать ее, когда вместе с остальными бросает ее платье по кругу.

В отличие от своих одноклассников Ленка оказывается сильной личностью: ничто не способно толкнуть ее на предательство. Несколько раз она прощает Сомова – это свидетельствует о ее доброте. Она находит в себе силы пережить все обиды и измены, не озлобившись - это говорит о ее скрытом героизме. Неслучайно действие разворачивается на фоне портретов предков Лены, особенно смелого генерала Раевского. По всей видимости, они призваны подчеркнуть мужество, характерное для ее рода.

Лена Бессольцева, несмотря на все испытания, не теряет своего человеческого достоинства и сохраняет умение понимать, прощать, верить и любить. Она выдерживает нравственное испытание, несмотря на то, что одна противостоит всему классу. Следует отметить, что в трудной ситуации сохранить духовное начало ей помогает дедушка, человек, для которого вера, добро и красота являются основными ценностями в жизни. Он пытается внушить это и Лене.

Таким образом, подросток 70-80-х годов, по мнению В. Железникова, имеет свои идеалы и стремится к ним, он учится отстаивать свое мнение и взгляды в столкновениях с другими детьми, например, как Лена Бессольцева.

В литературе периода конца ХХ – начала ХХI веков также возникает образ подростка. Он по-прежнему занимает важное место в творчестве В.Железникова. Однако нельзя говорить о том, что образ подростка в литературе этого периода не меняется. Это доказывает повесть В.Железникова «Чучело – 2, или игра мотыльков».

Название уже предполагает связь с «Чучелом». В этом произведении также присутствуют герои, внешне похожие на персонажей первой повести: Зойка на Ленку, Костя на Димку, Глазастая на Миронову, а Ромашка на Шмакову.

По всей видимости, образ Зойки изначально должен был продолжить образ Ленки. Однако сходство оказалось неполным. Образ Бессольцевой меняется на протяжении повести, он развивается. Если в ее начале Ленка бездумно поддерживает класс, действуя заодно с ними, то уже в финале она способна на протест против общества, которое ее предало. В ней присутствует моральная основа, которая определяет все ее действия. Зойка же нравственно не так устойчива: она соглашается вместе с остальными угнать машину, не задумываясь при этом, что идет на преступление.

Главный герой этой повести – Костя. На первый взгляд, он похож на Димку Сомова: внешне красив, выделяется на фоне окружающих, способен быть лидером и является таковым, поскольку постоянно привлекает к себе внимание. Как и Димка, он способен на протест: « Еще маленьким, в пятом классе, поднял бунт: «Все вы притворщики! Родители и учителя!» Директору крикнул – из-за этого пришлось переходить в другую школу». В нем есть положительное начало: он старается быть честным. Однако со временем он превращается в эгоиста, который думает лишь о себе. Он с презрением относится к чувствам и мыслям других людей. Мнение остальных его не интересует. Его мать это понимает: «…он все видит и слышит по-другому. Я уж пристраиваюсь к нему, пристраиваюсь, и слева, и справа, но редко достигаю успеха. Школу свою разнес в клочья». Костя показывает свое неприятие окружающих, не принимает их мыслей и чувств.

Угон машины герой не воспринимает как проступок: «Ну и что? Подумаешь… Угнал машину». Костя не желает жить в соответствии с законом и моралью взрослого поколения и противопоставляет себя ему. Он пытается доказать, что без норм поведения в обществе можно жить.

Главная причина такого поведения, по мнению В.Желеезникова, кроется в воспитании. Мать Кости относится ко всему легкомысленно, думает о мужчинах, сорит деньгами. Конечно, она любит сына, но слишком балует его, исполняя все желания. Вследствие чего Костя всегда уверен в том, что он – лучший, что ему всё сойдет с рук.

Еще одна причина - окружение Кости, философия людей. В повести представлены люди, которые стараются жить в свое удовольствие, ни в чем себе не отказывая, эгоистично относясь к жизни. Так, герой Куприянов заявляет: «У тебя одна жизнь, другой не будет, так что надо ее прожить, чтобы не было больно за бесцельно прожитые годы». Именно поэтому Глебов, размышляя о причинах поведения Кости, приходит к выводу, что виновато во многом общество: «А кто виноват в духовной и нравственной путанице, которая царит в его голове? Не он ли сам и ему подобные, не окружающий ли мир, который Костя яростно отторгал? Отторгал, потому что был неспособен жить в притворстве и лжи?».

Костя пытается сам себе доказать, что ничего противоречащего закону он не совершил. Однако когда понимает, что наказание за его проступок неотвратимо, в нем появляется злоба: «…Он сейчас ненавидел всех, потому что был один, среди темноты, холода и враждебного мира». Его озлобленность доходит до предела, пока в суде разбирается его дело, вследствие чего герой даже не хочет отвечать за свой проступок.

Нравственная перестройка происходит в Косте уже в тюрьме, где он осознает, что любовь родных людей - самое главное для человека, что нужно уметь простить и понять. И осознать это помогла Косте его баба Аня, для которой родные люди были самыми дорогими. Она жила по Божьим законам, для нее важна человеческая душа. Бабушка Кости отказалась от своего дома, чтобы продать его ради нужд других. В этом ее сходство с Николаем Николаевичем Бессольцевым.

Образ Кости непрост: это образ запутавшегося подростка, который сумел пройти испытание и сохранить человеческие качества. Он смог понять, что главное для человека –сохранять в себе мужество и веру в себя и ближних несмотря ни на что; что жить следует не для себя, а для других.

Таким образом, мы видим, что в зависимости от периода взгляд на подростка у В.Железникова меняется. В повести «Чучело», написанной в 70-е годы, герои постепенно приходят к выводу, что стать настоящей личностью можно, только имея свои интересы, взгляды, убеждения и умея их отстаивать.

Следовательно, подросток имеет свои идеалы и стремится к ним, он учится отстаивать свое мнение в столкновениях с другими детьми, например, как Лена Бессольцева.

В повести «Чучело – 2, или игра мотыльков», написанной в конце 90х, подростки сталкиваются не только со сверстниками, но и с жизнью. Они оказываются в сложных жизненных ситуациях, проходят серьезные испытания. Это запутавшиеся подростки, дети из неблагополучных семей.

Писатель показывает, что, прежде всего, взрослые виноваты в том, что подростки оказываются в таких условиях. Они уделяют им мало времени, не замечают, что их тревожит, а иногда сами создают проблемы для них. Однако становится ясно, что и недостаток внимания, и его чрезмерность опасны, как в случае с Костей из повести «Чучело-2».

Кроме того, дети берут пример со взрослых, стараются подражать им. В результате подростки, у которых нет еще достаточного опыта, сталкиваются с жизнью, совершают поступки, которые окажут влияние на дальнейшую жизнь. Так, Костя в произведении «Чучело-2» оказывается в тюрьме.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась: образ подростка в литературе конца ХХ – начала ХХI века меняется. В.Железников в своих повестях отражает изменения самой жизни, которые влияют и на детей, и на взрослых.

Подростковый возраст - период формирования личности. В. Железняков ставит вопросы, волнующие не одно поколение: как воспитать настоящего человека, как дать возможность личности развиваться, как сохранить духовное начало в условиях влияния материальной сферы?

Анализируя образы героев, мы выяснили, что сам по себе подросток не поменялся. Все герои в той или иной мере отмечены чертами, присущими детям в переходном возрасте. Это и внимание к собственной внешности, и интерес к противоположному полу

(влюбленность Ленки, игра в любовь Шмаковой), и желание выделиться, совпадающее с желанием быть как все (диктатура Железной Кнопки, страх общественного мнения Димки Сомова). Это и обострённое чувство своей значимости, появления мыслей об устройстве мира и своём месте в этом мире (выбор жизненной позиции у Лены и Железной Кнопки). Это и просто жажда общения, выбор приоритетов, желание справедливости.

Чем же обусловлены изменения в образах героев одних и тех же типов? Железников считает: социальная среда, отношение в семье и характер человека формируют его отношение к жизни.

Подростки указанных произведений находятся в разной среде: герои «Чучела» живут в социалистическом обществе, а герои повести «Чучело-2» в капиталистическом государстве. Отличительная черта советского общества - идейность. Советские люди способны на многое ради идеологии. Как раз в этот промежуток времени и попали герои произведения «Чучело». Ярким представителем советских убеждений является Железная кнопка. Она олицетворяет собой некоторые лозунги: «Кто не с нами - тот против нас», «Не болтай!», «Не умеешь - научим! Не захочешь - заставим!».

Что же касается произведения «Чучело-2», то в нём организация общества совсем другая. В это время СССР уже распался, и свойственные ему идеи исчерпали себя. Люди уже рассуждают о своём будущем с гораздо меньшим патриотизмом и амбициями. Каждый здравомыслящий человек понимает, что для благополучной жизни нужно получить соответствующее образование и найти достойную работу. Конечно, моральные и этические нормы никуда не делись, просто они перестали стоять во главе существования человека.

Тем не менее, В.Железников подчёркивает, что окружение делает героев такими, какие они есть. Неважно, в какой семье - богатой или бедной - вырос человек. Важны отношения. Семья Ленки Бессольцевой может жить в достатке, так как владеет богатейшей коллекцией картин, но дедушка ходит в заплатанном пиджаке, потому что считает себя лишь хранителем народного достояния. Он дарит результат дела всей жизни городу, не требуя ничего взамен. Наличие денег и благополучия или отсутствие таковых не влияет на характер ребёнка, если родители примером показывают своё отношение к миру, если учат своего ребенка. Предоставленные сами себе Миронова, Димка Сомов не могут сориентироваться во взрослом мире, выбирают ложные ценности. Социальная среда, окружение создают человека. Недаром говорят: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты». У героев «Чучела» практически нет друзей. В советское время, когда все друг другу товарищи и братья на бумаге, в реальной жизни получается совсем наоборот. Даже учительница, внешне заботящаяся о детях, думает прежде всего о своём благополучии. Большинство людей попадают под влияние материальных ценностей – это серьезная проблема. Но гораздо важнее то, что эти люди не смогут воспитать духовную личность. Значит, с каждым поколением проблема сохранения души будет ставиться все острее.

Большое значение для формирования личности оказывает и чувство ответственности. Лена Бессольцева понимает состояние Димки Сомова, поэтому не выдаёт его толпе, чувствует нежность к дедушке, отдавшему свою коллекцию.

Глава 4. Практическая часть

Современные подростки очень отличаются от своих сверстников, чья пора взросления пришлась на конец 20 века. С целью выявления проблем, с которыми детям приходится сталкиваться в подростковом возрасте, учащимся 6-х классов МАОУ СОШ №4 было предложено ответить на вопросы анкеты, представленной на слайде. В анкетировании приняли участие 46 учащихся.

Результаты опроса показали, что более 56% респондентов привлекают отдельные школьные и классные мероприятия, и они в них принимают участие, но около 30% в них участвуют без особого желания.

30% опрошенных учатся с интересом и желанием хорошо закончить школу.

Более 67% респондентов считают, что в их семьях отношения хорошие, все неплохо друг друга понимают и поддерживают в трудную минуту.

57% опрошенных ответили, что их больше интересуют такие ценности как престижная профессия, успех в обществе, хорошо оплачиваемая работа.

Столько же человек внимательно выслушают мнение взрослых людей, даже если с ним не согласны, и лишь 13% , когда взрослые учат, как нужно жить, делают вид, что

слушают, на самом деле слова взрослых для них пустой звук

39% прислушиваются к другим людям и учитывают их замечания, а 34% - не соглашаются, когда их за что-то критикуют.

50% опрошенных могут простить обиду, 41% - только своим друзьям и близким людям могут простить многие вещи, более 21% всегда или дают отпор, или долго не прощают обидчикам.

43% респондентов ответили, сто смогут противостоять влиянию криминально-ориентированных сверстников, почти 24% способны стать лидером группировки.

На вопрос «Какие подростковые проблемы вы можете выделить?» ребята выделяют следующие проблемы среди подростков:

  • непонимание со стороны учителей – 30%
  • непонимание со стороны родителей – 36%
  • жестокое отношение друг к другу среди сверстников – 34%
  • неумение отстаивать свое мнение – 27%.
  • неуверенность в себе, закомплексованность– 33%

Таким образом, результаты исследования показали, что современных подростков волнуют извечные вопросы, возникающие у детей на пути взросления. Проблемы моих ровесников, находят подтверждение в произведениях современной литературы, в частности в произведениях В.Железникова.

Приложение 1

Анкета для подростков

Отвечая на вопросы анкеты, выбирайте те варианты, которые совпадают с вашим личным мнением, и обводите их порядковые номера или записывайте свой ответ. Заранее благодарим за искренние ответы!

1. Активность

1. Общие школьные и классные дела меня не интересуют, я в них не участвую

2. В общих делах иногда участвую, но без особого желания

3. Меня привлекают отдельные мероприятия, и я в них принимаю участие

4. Часто бываю организатором и активным участником коллективных творческих дел

2.Учёба

1. Не вижу смысла во всей этой учёбе

2. Какие-то предметы мне нравятся, какие-то нет

3. Учусь не хуже других по многим предметам

4. Учусь с интересом и желанием хорошо закончить школу

3. В моей семье

1. Отношения напряжены так, что я готов(а) уйти из дома

2. Отношения не совсем меня устраивают из-за частых ссор и конфликтов

3. Отношения спокойные, но иногда я чувствую себя лишним

4. Хорошие, все неплохо друг друга понимают и поддерживают в трудную минуту

4. Планы на будущее

1. Попробую устроиться в жизни так, чтобы, не работая иметь много денег

2. Я об этом не думаю, придёт время и всё само собой сложится

3. Когда окончу школу, тогда буду думать, куда поступать или пойти работать

4. Я уже выбрал (а) профессию и готовлюсь к ней

5. Интересы

1.Меня больше всего интересуют деньги и красивая жизнь

2. Меня интересуют много разных вещей, но больше всего те, что приносят прибыль и удовольствие

3.Меня больше интересуют такие ценности как престижная профессия, успех в обществе, хорошо оплачиваемая работа

4.Меня больше интересуют такие ценности как самопознание, личностная самореализация, духовная и культурная жизнь общества

6. Я и учителя

1.Когда меня кто-то воспитывает, я прихожу в бешенство

2.Когда меня учат, как нужно жить, я делаю вид, что

слушаю, на самом деле их слова для меня пустой звук

3.Я прислушиваюсь только к тем людям, которых хорошо знаю и уважаю

4.Я внимательно выслушаю мнение взрослых людей, даже если я с ним не согласен

7.Мое мнение

1.Я всегда бываю прав, но почему-то не все взрослые так считают

2.Когда меня за что-то критикуют, я с этим не соглашаюсь

3.Когда я бываю не прав, то чувствую себя виноватым

4.Я прислушиваюсь к другим людям и учитываю их замечания

8.Отношение к обидчикам

1. Когда меня обижают, я всегда или даю отпор, или долго не прощаю обидчикам

2.Если меня обидят при моих друзьях, тогда я вместе с ними посчитаюсь c обидчиком

3.Только своим друзьям и близким людям я могу простить многие вещи

4.Я могу простить обиду

9. Волевые качества

1.Я способен стать лидером группировки

2.Я умею жить по «понятиям»

3.Я вынужден жить по «понятиям», но не считаю это правильным

4. Я могу противостоять влиянию криминально-ориентированных сверстников

10. Какие подростковые проблемы вы можете выделить? Слайд 1

XIX городская научно-практическая конференция молодых исследователей «Шаг в будущее» Образ подростка в произведениях В. Железникова (на примере повестей «Чучело» и «Чучело-2, или игра мотыльков») Автор: Васильченко Светлана Сергеевна, ученица 6А класса, МАОУ СОШ № 4 г. Ишима» Научный руководитель: Казанцева Елена Станиславовна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 4 г. Ишима»

Цель данной работы: на произведениях В. Железникова проследить, изменился ли внутренний мир подростка в произведениях разного периода (70-80-е гг. 20-го века, 2000-е).

Задачи: 1 . рассмотреть, как изображается образ подростка в современной литературе; изучить характеры героев произведений В. Железникова, мотивы их поступков; 3. выявить сложные ситуации в мире персонажей повестей и причины их возникновения; 4. провести анкетирование на выявление круга проблем подростков; 5. проанализировать анкеты учащихся 6 классов МАОУ СОШ №4 г.Ишима;

Объект: подросток на страницах повестей В.Железникова «Чучело» и «Чучело-2, или игра мотыльков» и подросток в жизни. Предмет: проблемы героев произведений современной литературы и современных подростков.

Владимир Карпович Железников (1925- 2015)

«Чучело» (1975)

«Чучело-2, или игра мотыльков» (2000)

Активность

В моей семье

Интересы

Я и учителя

Мое мнение

Отношение к обидчикам

Подростковые проблемы

Спасибо за внимание!