Онлайн тест виды сложных предложений. Тест по русскому языку на тему "Сложные предложения" (9 класс)

Тест по русскому языку Понятие о сложном предложении. Союзные и бессоюзные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания 9 класс с ответами. Тест включает 2 варианта, в каждом 3 части. В части А — 5 заданий, в части В — 2 задания, в части С — 1 задание.

Вариант 1

А1. Укажите сложное предложение.

1) Тяжёлая туча, низко повисшая на востоке, одна только боролась с сияющим торжеством нарядного летнего утра.
2) Молодой берёзовый лес был окутан, точно тонкой кисеёй, лёгким покровом тумана.
3) Солнце, склоняясь к закату, принимало красноватый свет.
4) Солнце ещё не всходило, но половина неба была уже залита бледным розовым светом.

А2.

1) Трое суток не смолкала буря, и у нас сорвало обе мачты и все паруса.
2) Каштанка потянулась, зевнула и, сердитая, угрюмая, прошлась по комнате.
3) Узкая дорога обрывалась то в песчаные ямы, то в непро­ходимые болота.
4) Парень стоял и стоял, словно в стороне от суматохи.

А3.

1) Дом, который стоял на берегу, принадлежал старому бакенщику.
2) Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо.
3) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.
4) Ямщик свистнул, и лошади поскакали.

А4.

1) Известно, что слоны в диковинку у нас.
2) Наступила ночь, и в лагере пришла тишина.
3) Дед был прав: к вечеру пришла гроза.
4) Солнце жгло по-вчерашнему, воздух был неподвижен.

A5.

Я с жадностью (1) читаю Тургенева (2) и удивляюсь (3) как у него всё понятно (4) просто (5) и по-осеннему прозрачно.

1) 1, 2, 5
2) 3, 4
3) 2, 3, 5
4) 1, 4

В1.

Пойми, что рядом с тобой человек развивается.

В2.

Земля, казалось, во много раз увеличивала силу своего притяжения.

С1.

Вариант 2

А1. Укажите сложное предложение.

1) За окном медленно падал снежок, и снежный, ясный свет лежал на стенах комнаты.
2) Цель творчества — самоотдача, а не шумиха, не успех.
3) Околдованный необычными звуками леса, он открыл глаза.
4) Моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике.

А2. Укажите сложное союзное предложение.

1) Несмотря на все невзгоды и трудности, он сохранил в себе что-то детское.
2) Сумрак беседки, шаги по песку, тихий смех — всё вдруг представилось ему.
3) Спой мне песню, как синица тихо за морем жила.
4) Горы, освещённые робкими ещё лучами солнца, тумани­лись в нежной дымке.

А3. Укажите предложение с разделительным знаком препинания.

1) Внезапно раздался голос какой-то птицы, резкий и прон­зительный.
2) Солнце, ярко сверкавшее над степью, постепенно сади­лось за горизонт.
3) Каждый день, часов в девять вечера, к нам приходят гости.
4) Было так тихо, что издалека слышался треск ломающей­ся от мороза земли.

А4. Укажите предложение с выделительным знаком препинания.

1) Не знаю, что стало со мною, душа моя грустью полна.
2) Если за день не узнал ничего нового, день прошёл на­прасно.
3) Я надеялся, что эта история скоро забудется.
4) Рассказы Грина опьяняли, как душистый воздух.

A5. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Ему нездоровилось (1) однако (2) он всё-таки приехал (3) чтобы проститься (4) с друзьями.

1) 1, 3
2) 1, 2
3) 2, 3
4) 1, 4

В1. Выпишите из предложения грамматические основы.

Скажи мне, кудесник, любимец богов, что сбудется в жизни со мною?

В2. Какие знаки употреблены в предложении — выделительные или разделительные? Ответ запишите.

Солнечный свет, падавший на листву рядом с кустами шиповника, казался холодным и бледным.

С1. Расскажите о выделительных и разделительных знаках пре­пинания.

Ответы на тест по русскому языку Понятие о сложном предложении. Союзные и бессоюзные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания 9 класс
Вариант 1
А1-4
А2-1
А3-4
А4-1
А5-2
В1. пойми, человек развивается
В2. выделительные
Вариант 2
А1-1
А2-3
А3-4
А4-4
А5-1
В1. скажи, что сбудется
В2. выделительные

Упражнение 1.

Подготовьтесь к чтению вслух (расставьте логические ударения; определите место пауз; вспомните, что является сигналом конца предложения).
Как доказать, что перед нами одно сложное предложение? Запишите его.

В каких случаях вы можете лишь указать место, где нужен знак, но ещё не знаете, как обосновать его выбор?

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день, лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась, ложился на поля туман, гусей крикливых караван тянулся к югу: приближалась довольно скучная пора; стоял ноябрь уж у двора.
(А. Пушкин)

Упражнение 2.

Из данных простых предложений составьте сложные, используя союз И. Запишите полученные предложения, применяя нужное правило пунктуации.

О чём мы узнаём из первого сложного предложения дополнительно к содержанию простых, вошедших в его состав? А из второго? Опираясь на проведённые наблюдения, докажите, что содержание сложного предложения богаче содержания составляющих его простых.

I.1) Пошёл дождь. 2) Полеводы облегчённо вздохнули.
II. 1) Пошёл дождь. 2) Полеводы начали беспокоиться.

Упражнение 3.

Найдите сложные предложения, подчеркните грамматические основы.
Укажите средства связи входящих в сложные простых предложений. Запишите, обозначая вид сложного предложения.

1) Нет счастья вне родины, каждый интонация пускай корни в родную землю. (И. Тургенев) 2) Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России. (М. Салтыков-Щедрин) 3) Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой внезапной лирической силой, как Михайловское. (К. Паустовский) 4) Истоки сыновнего чувства к отчизне лежат там, где мы рождаемся и живём. (В. Песков)

Упражнение 4.

Из данных простых составьте сложные предложения, используя подходящее средство связи и устраняя повтор слов.
Запишите полученные предложения, расставляя знаки препинания.
Объясните, какие новые оттенки значения появились в сложных предложениях по сравнению с простыми, из которых они составлены.

1) В этом году мы начинаем изучать историю русской литературы. Знать историю русской литературы - потребность каждого культурного человека. 2) С именем М. В. Ломоносова мы могли бы встретиться не только на уроках химии, физики, астрономии, литературы, но и на уроках русского языка. М. В. Ломоносов - автор первой русской грамматики. 3) «Слово о полку Игореве» написано на древнерусском языке. Мы читаем «Слово о полку Игореве» в переводе.

Упражнение 5.

Придумайте бессоюзные сложные предложения, в которых смысловые отношения между их частями опирались бы на лексические значения таких слов и словосочетаний: плохая погода - несостоявшаяся прогулка; словарь - правописание слов; весна - цветы; жаркая погода - пляж; билет на поезд - командировка

Упражнение 6.

Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Укажите вид сложных предложений.
Назовите пунктуационные правила, которые нашли применение в записанных вами предложениях.
Составьте схемы предложений, выделенных для синтаксического разбора, чтобы объяснить расстановку знаков препинания.

1) Я узнал что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их как на холст на далёкие пространства земли и неба. 2) Я видел листву не только золотую и пурпурную но и алую фиолетовую коричневую чёрную серую и почти белую. 3) Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы неподвижно висевшей в воздухе.4 4) А когда шли дожди мягкость красок сменялась блеском.4 5) В сосновых чащах дрожали от холода берёзы осыпанные сусальной позолотой. 6) Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины красные внизу и совсем ещё зелёные на верхушках. 7) Я уверил себя что эта осень первая и последняя в моей жизни.
(К. Паустовский)

Упражнение 7.

Прочитайте, найдите простые и сложные предложения. Укажите в них грамматические основы. Определите вид каждого сложного предложения и расскажите, как связаны в нем простые. Начертите схемы 1-го и 3-го предложений.

1) Стоял апрель, мы жили в Ялте, бездельничали после девяти месяцев отчаянной трепки в зимнем океане. 2) Мы жили в гостинице на набережной, и по ночам над нашими окнами шумело море, иногда перехлестывая через парапет. 3) Я все думал, что вот строил человек дом, хотел тихо пожить, чай пить, глядеть на море, вообще как-то побыть самому, писать там что-нибудь, думать. 4) Отчего нам было скучно, мы не знали. 5) Забавин оглянулся и через три-четыре секунды увидел высокую белую звезду маяка, окруженную сиянием, вспыхнувшую на мгновение ярким светом в ночи и снова погасшую. 6) Потом звезда опять вспыхнула и погасла, и так повторялось все время, и было странно и приятно видеть этот мгновенный немой свет. 7) Иногда лыжникам попадался лисий след, который ровной и в то же время извилистой строчкой тянулся от былья к былью, от кочки к кочке. 8) Потом след поворачивал и пропадал в снежном сиянии. 9) Лыжники шли дальше, и им попадались уже заячьи следы или беличьи в осиновых и березовых рощах. 10) Окна были холодны и прозрачны, но лавки с печками источали сухое тепло, и хорошо было смотреть на солнечные снега за окнами и слушать быстрое мягкое постукивание колес внизу.
(По Ю. П. Казакову.)

Упражнение 8.

Прочитайте. Определите грамматические основы и начертите схемы предложений.

1) Ягненок дрожал мелкой дрожью и валился с ножек, когда его внесли в избу и опустили на пол. 2) Солнце всходило, но вместе с ним с востока шли облака, и как-то не светлело. 3) Изредка блеснет на солнце серебристой чешуйкой летучая рыбка, покажет черную спину играющий кит и шумно выпустит фонтан воды, высоко реет в воздухе темный фрегат (морская птица) или белоснежный альбатрос. 4) Убеждения внушаются теорией, поведение же формируется примером. 5) Если бы я мог сбросить со счетов еще лет десять, то мне хватило бы времени написать еще и вторую повесть. 6) Даша прощалась с ним так, как прощаются навсегда.

Упражнение 9.

Спишите предложения, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Вставьте вместо пропуска слова хищный или хищнический. Составьте схемы сложных предложений. Выполните синтаксический разбор простых предложений.

1) Эпитет «простоватый» ознчал (не)столько умстве(н, нн)ую бедность сколько отсу_ствие... накло(н, нн)остей. (М. Салтыков-Щедрин) 2) Пулей выт_нув шею несё(тся, ться) чирок над ним (не)отст_вая падая и примеряясь пр_ворный... сокол. (А. Н. Толстой) 3) Ст_ратели портят по словам учё(н, нн)ых лучшие места своею... выработкой золотонос(?)-ного песка. (Д. Мамин-Сибиряк) 4) Он п_спешно разв_зал уз_лок ст_раясь уверну(тся, ться) от... рук вырывавших его и сунул в чью(то) руку яблоко которое ему м_шало. (А. Куприн)

Упражнение 10 .

Спишите, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Составьте схемы сложных предложений. Определите их вид.

Все м_лились о снеге и вот наконец пошли косич(?)ки по небу мороз н_чал сдавать. Ветер опять утих и бл_годатный снег начал медле(н, нн)о опуска(тся, ться) на землю. Радос(?)но смотрели крест(?)яне на п_рхающие в воздухе пушистые снежинки которые опускались на землю. Что(бы) насл_ди(тся, ться) этой к_ртиной я вышел в поле. Чудное зрел_ще открылось глазам моим: всё безгр_ничное пр_странство (во)круг меня предст_вляло вид снежного потока. Мне к_залось буд(то) небеса разверзлись ра(с, сс)ьшались снежным пухом н_полняя весь воздух дв_жением и пор_зительной тиш_ной. Наступали дли(н, нн)ые зимние сум_рки и пад_ющий снег нач_нал закрывать все предметы и белым мраком од_вал землю. (По С. Аксакову)

Упражнение 11.

Спишите текст. Подчеркните грамматическую основу предложений.

Я шел вместе со своей тенью по росистой, радужной траве поляны, входил в пестрый сумрак аллеи, ведущей к пруду, и луна покорно следовала за мной. Я шел, оглядываясь, - она, зеркально сияя и дробясь, катилась сквозь черный и местами ярко блестящий узор ветвей и листьев. Я стоял на росистом скате к полноводному пруду, широко сиявшему своей золотой поверх¬ностью возле плотины вправо. Я стоял, глядел - и луна стояла, глядела. Возле берега, подо мной, была зыбкая, темно-зеркальная бездна подводного неба, на которой висели, чутким сном спали, спрятав под крыло голову и глубоко отражаясь в ней, утки… Какое молчание - так может молчать только что-нибудь живое!.. (И. Бунин.)

Упражнение 12.

Расставьте знаки препинания. Определите, двусоставной или односоставной является каждая часть сложного предложения, определите тип односоставной предикативной конструкции (безличная, неопределенно-личная и т.п.)

1) Я должен был нанять быков чтоб втащить мою тележку на эту проклятую гору потому что была уже осень и гололедица. (М. Лермонтов.) 2) Сделалось так темно что в каюте и салонах зажгли электричество. (В. Катаев.) 3) Когда я читаю или слышу об ухе с дымком меня непременно посещает одно и то же но очень радостное воспоминание как одноглазый мой дед Павел лупил меня палкой за уху пахнущую дымом потому что она может пахнуть только по причине разгильдяйства. (В. Астафьев.)

Упражнение 13.

Расставьте знаки препинания в сложных предложениях. Найдите предикативные конструкции в сложных предложениях. Найдите слова, которые не позволяют употребить предикативные конструкции как простые предложения.

1) Он вскочил со скамейки и проворно удалился прежде чем Литвинов успел промолвить слово. (И. Тургенев.) 2) ...Как только черт спрятал в кармане свой месяц вдруг по всему миру сделалось так темно что не всякий бы нашел дорогу в шинок. (Н. Гоголь.) 3) Я раскаиваться начал что поехал в Сушково но дрогнуло затрепыхалось сердце когда возле одиноко и плоско стоявшего на берегу барака увидел я косматенького уже седого человека. (В. Астафьев.) 4) Когда ночная роса и горный ветер освеж.ли мою горящую голову и мысли пришли в обычный порядок то я понял что гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассуАно. (М. Лермонтов.)

Тест по теме «Сложное предложение»

1. Дайте верную характеристику следующего предложения.
У Берсенева в комнате стояло фортепьяно, небольшое и не новое, но с мягким и приятным, хоть и не совсем чистым тоном. (И.С. Тургенев)

1) простое осложнённое
2) сложносочинённое
3) сложноподчинённое
4) сложное бессоюзное

2. Сколько грамматических основ содержится в следующем предложении?

Давно уже отмечено умными людьми, что счастье как здоровье: когда оно налицо, его не замечаешь. (М. Булгаков)

3. В каком случае дано сложное предложение?

1) Каждый язык принадлежит обществу, известному общественному союзу.
2) Подруга думы праздной, чернильница моя, мой век разнообразный тобой украсил я.
3) Есть терпение, будет и умение.
4) Подъезжая к крыльцу, заметил он выглянувшие из окон почти в одно и то же время два лица: женское в чепце, узкое и длинное, как огурец, и мужское, круглое, широкое, как молдаванские тыквы.

4. Какое сложное предложение состоит из трех простых?

1) Жизнь страшна и чудесна, а потому, какой страшный рассказ ни расскажи на Руси, как ни украшай его разбойничьими гнездами, длинными ножичками и чудесами, он всегда отзовется в душе слушателя былью.
2) Некоторые магазины залиты светом, и кажется, что люди в них плавают, точно рыбы в воде аквариумов.
3) Я помню, что, когда вы, бывало, приезжали к нам на каникулы или просто так, то в доме становилось как-то свежее и светлее, точно с люстры чехлы снимали.
4) Кончался лес, и, распахнувшись до дальнего синего неба, ударила в глаза росистая ярость лугов.

5. Какое сложное предложение состоит из четырех простых?

1) Увидеть и услышать писателя для меня, провинциала, - я тогда работал в Сибири - было бы необычайным, ослепительным счастьем, на которое я не мог и надеяться.
2) Я заметил, что, куда ни пойдешь, найдешь что-нибудь замечательное.
3) Мне захотелось броситься отцу на шею и, как учила Анисья, поклониться ему в ноги, но вид дачи с готическими окнами удержал меня.
4) Камю пришел в литературу с осознанием того, что жизнь бессмысленна, а небо пусто, и это в известной мере парализовало его гуманистические устремления.

6. Какое предложение является сложносочиненным?

1) Гейне создал «Зимнюю сказку» в Париже, там же Тургенев писал «Отцы и дети».
2) Едва начался декабрьский рассвет, Аночка вышла на улицу.
3) Глушь и дичь в пуще, однако чистые просеки делятся на правильные нумерованные квадраты.
4) Как он добрался сюда - уж этого никак не мог он понять.

7. Укажите номера двух сложносочинённых предложений. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Как все русские дворяне он в молодости учился музыке и как почти все русские дворяне играл плохо. (И.С. Тургенев)
2) В это мгновение донёсся голос супруги и повернувшись Василиса столкнулся с ней. (М. Булгаков)
3) В томленьях грусти безнадежной в тревогах шумной суеты звучал мне долго голос нежный и снились милые черты. (А.С. Пушкин)
4) Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон в заботах суетного света он малодушно погружён. (А.С. Пушкин)

8. Какое предложение является сложноподчиненным?

1) Я вам отвечу очень просто, поскольку мы уже друзья.
2) По обе стороны - высокие, до пяти метров высоты, неприступные стены камыша, издавна получившие название крепей, глухие же чащи зеленых дремучих зарослей называют Каспийскими джунглями.
3) Нежнейшие оттенки цветов - красного, малинового, желтого и зеленого - раскрашивали облако, лучи каждое мгновение тоже меняли свою окраску.
4) То раздавались удары, то пели колеса.

9. Укажите номера трёх сложноподчиненных предложений.
(Знаки препинания не расставлены.)

1) Я уже заметил что на свете помимо лета есть ещё осень зима весна когда из дому можно выходить только изредка. (И.А.Бунин)
2) Когда вы бродили по лесу вы были смелы и прекрасны. (В.Хлебников)
3) Так стоял он загораживая дверь огромный и чёрный и говорил Иисус и громко вторило его словам прерывистое и сильное дыхание Петра. (Л. Андреев)
4) В третьем классе я сказал директору дерзость за которую меня едва не исключили из гимназии. (И. Бунин)

10. Какое предложение является сложным бессоюзным?

1) Я не знаю, будет ли свидание.
2) Раз эти стихи написаны, я смотрю на них как на товар.
3) Как ни тепел был дождь, мы начали зябнуть.
4) Растительность песков богаче глинистых пустынь, поэтому пески издавна используются для выпаса овечьих отар.

11. Укажите номера трёх сложных бессоюзных предложений. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Снова тучи надо мною собралися в тишине рок завистливой бедою угрожает снова мне. (А.С. Пушкин)
2) Обед продолжался довольно долго Берсенев разговаривал с Еленой об университетской жизни о своих намерениях и надеждах. (И.С. Тургенев)
3) Все двадцать четыре года моей жизни я прожил в городе и думал что вьюга воет только в романах. (М. Булгаков)
4) Цели нет передо мною сердце пусто празден ум. (А.С. Пушкин)

12. Какое предложение является сложным с разными видами связи?

1) Истину нельзя рассказать так, чтобы ее поняли; надо, чтобы в нее поверили.
2) Не стоит сейчас даже и мечтать об этом, а то еще, пожалуй, начнешь страдать черной меланхолией.
3) Едва уехал командир дивизии, как началась стрельба из малокалиберных пушек, что было совершенной неожиданностью.
4) Зверя и всякую птицу обмануть можно: покричи раненым зайцем - на этот крик лиса прибежит.

13. Выпишите цифры, обозначающие в сложном предложении запятые между частями, связанными сочинительной связью.

Пространства стали доступней, (1) дороги сократились во времени. Однажды в течение одного дня мне пришлось побывать в столицах трех европейских государств, (2) а вечером я еще успел поглазеть на публику в Марсельском порту, (3) но за день из-за утомления и спешки почти ничего не осталось в моей памяти…
Многим кажется, (4) что чем больше человек изъездит, (5) тем культурнее он будет и тем шире станет его кругозор.

14. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

Было время, (1) когда ночной сторож в усадьбе звонил в колокол, (2) отбивая вечернюю и утреннюю зарю. Звон вырывался за околицу, (3) стлался над рекой Соротью, (4) озерами и затухал в михайловских рощах. Одни краски сменялись другими, (5) одни звуки поглощались или, (6) наоборот, (7) усиливались. Все это и еще многое другое было тем, (8) из чего складывалась жизнь пушкинской усадьбы.

15. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания между частями бессоюзного предложения.

Задумывались ли вы над тем, (1) сколько слов в русском языке, (2) можно ли их сосчитать? Очевидно, (3) установить точное количество слов русского языка, (4) да и любого другого, (5) абсолютно невозможно хотя бы потому, (6) что лексика находится в постоянном движении: (7) одни слова уходят из языка, (8) другие закрепляются в нем.

Тест на тему «Сложные предложения в 9 классе»

Вопрос № 1


предложение, состоящее из 2-х или более простых предложений.
предложение с прямой речью.

Вопрос № 2



Зацвели ландыши. напоённые сбегающими с горы ручьями .

Вопрос № 3



Вопрос № 4


Сложное предложение, в котором простые предложения связаны подчинительными союзами
Сложное предложение, в котором простые предложения связаны интонацией.

Вопрос № 5

Сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинительными союзами
Сложное предложение, в котором простые предложения связаны интонацией.
Сложное предложение, в котором простые предложения связаны подчинительными союзами

Вопрос № 6

Да, запятая нужна.
Нет, запятая не нужна.

Вопрос № 7

Да, запятая нужна.
Нет, запятая не нужна.

Вопрос № 8

разделительный
противительный
соединительный

Вопрос № 9


Вопрос № 10

главного и придаточного

Вопрос № 11 и не соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены ).

Вопрос № 12 В каком предложении части сложноподчинённого предложения связаны союзным словом?

Мой брат решил, что ему делать.
Мой брат решил, что поедет учиться.

Вопрос № 13
Я зашёл в тот лес, что издалека казался тёмной стеной.

Определительное
Обстоятельственное
Изъяснительное

Вопрос № 14 Определите тип придаточного в предложении.

Чтобы жить честно, нужно быть сильным человеком.

Обстоятельственное причины
Обстоятельственное образа действия
Обстоятельственное цели

Вопрос № 15 Определите вид подчинительной связи в предложении:
Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне.

Однородное подчинение
Последовательное подчинение

Однородное подчинение
Последовательное подчинение

Вопрос № 17
Спокоен я () со мной мои друзья.

Запятая
Двоеточие

Тире

Вопрос № 18 Какой знак необходим между простыми предложениями в составе сложного:
Настанет ночь () отправимся в дорогу.

Запятая
Двоеточие

Тире

Вопрос № 19 Какой знак необходим между простыми предложениями в составе сложного:
Поезд ушёл () огни его исчезли.

Запятая
Двоеточие

Тире

Вопрос № 20 Какой вид связи отсутствует в данном предложении:
Переулок был весь в садах, и у заборов росли липы, бросавшие теперь, при луне, широкую тень, так что за­боры и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках.

Союзная сочинительная
Союзная подчинительная

Бессоюзная

Ответы на Тест «Сложные предложения в 9 классе»

Вопрос № 1 Сложное предложение - это...

предложение, осложнённое однородными членами.
предложение, состоящее из 2-х или более простых предложений .
предложение с прямой речью.

Вопрос № 2 Какое из записанных предложений является сложным?

Сбежали ручьи, зацвели ландыши.
Ручьи, сбегающие с горы, звенели.
Зацвели ландыши, напоённые сбегающими с горы ручьями .

Вопрос № 3 Какое предложение называется сложносочинённым?

Сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинительными союзами.
Сложное предложение, в котором простые предложения связаны подчинительными союзами
Сложное предложение, в котором простые предложения связаны интонацией.

Вопрос № 4 Какое предложение называется сложноподчинённым?

Сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинительными союзами
Сложное предложение, в котором простые предложения связаны подчинительными союзами
Сложное предложение, в котором простые предложения связаны интонацией.

Вопрос № 5 Какое предложение называется бессоюзным?

Сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинительными союзами
Сложное предложение, в котором простые предложения связаны интонацией.
Сложное предложение, в котором простые предложения связаны подчинительными союзами

Вопрос № 6 Нужно ли поставить запятую в приведённом ниже предложении?
После обеда туман рассеялся и выглянуло солнце.

Да, запятая нужна.
Нет, запятая не нужна.

Вопрос № 7 Нужно ли поставить запятую в приведённом ниже предложении на месте скобок?
Вера сказала, что()если он не расскажет всё подробно, она не сможет уснуть.

Да, запятая нужна.
Нет, запятая не нужна.

Вопрос № 8 Какой союз связывает части сложносочинённого предложения?
Местами зеленели небольшие кустики, да белели стволы карельских берёз.

разделительный
противительный
соединительный

Вопрос № 9 Какое из записанных предложений является сложноподчинённым?
Все уже были дома к моему возвращению.
Все уже были дома, когда я вернулся.
Все уже были дома, и я вернулся.

Вопрос № 10 Сложноподчинённое предложение состоит из:

главного и придаточного
двух равноправных между собой предложений

Вопрос № 11 Укажите, в каких примерах союз и не соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены).

Из дома регулярно приходили письма и нам было спокойно. Брат отказался от моей помощи и хотел все сделать сам. Бездонны любви материнской глубины и ею не зря дорожат.

Тестовая работа по русскому языку

Сложное предложение 11 класс

Вариант 2

1.Верными являются утверждение :

1) Запятая не ставится перед одиночными союзами и, или, либо, да (и), если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член.

2) Если части сложносочиненного предложения являются вопросительными, побудительными или восклицательными предложениями, то между ним ставится запятая.

3) Если во второй части сложносочиненного предложения содержится информация о быстрой смене событий, то перед сочинительным союзом и ставится точка с запятой.

4) Части ССП разделяются тире, если они не очень тесно связаны по смыслу или значительно распространены и имеют внутри себя обособленные с помощью запятых компоненты.

5) Если во второй части ССП содержится резкое противопоставление, то перед сочинительным союзом ставится тире.

2.Расстановка знаков препинания соответствует приведенной ниже схеме в предложениях (учтите, что знаки препинания не расставлены) , и :

1) Мурзик был деревенской собакой и в Москве среди грохота и асфальта ему было бы трудно жить.

2) Старичок присел к столу покрытому клеенкой в узорах и заглянул в самые глаза Остапу.

3) Морозило крепко и Большая Медведица бриллиантами висела по небу над снежной поляной.

4) Но уже длинные тени легли от садов и дачи дремали мирным послеобеденным сном после долгого летнего дня.

5) В доме опять запели и издали скрипка производила впечатление человеческого голоса.

3.Запятая на месте всех пропусков ставится в предложениях:

1) Лермонтов оглянулся_ и в то же мгновение сверкнул тусклый огонь из пистолетного дула_ и пуля, подвывая, прошла около плеча_ и ударила в стену хаты.

2) А за окном то дождь, то снег_ и спать пора_ и никак не уснуть.

3) Дороги не было видно_ но по сторонам от неё чувствовалось болото_ и из него подымался запах гнилых водорослей и сырых грибов.

4)То хлопнуло где-то_ то раздался вдруг вой _ то словно кто-то прошел по коридору_ то пролетело по комнате какое-то дуновение и по лицу задело.

5) Вставать было рановато_ да и не хотелось вылезать из нагретой за ночь уютной тесноты спального мешка __ и он лежал с закрытыми глазами.

4) Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:

1)Где вы были вчера вечером и кто позволил вам сегодня войти в мой дом без предварительной договоренности?

2)Первой встречи неясная тревога, и первое робкое признание в любви.

3) Как же я хочу отдохнуть, и насколько мне все надоело!

4) Ночью печально и широко шумело море и было холодно.

5)Конечно, все давно решено и можно спокойно отправляться в дорогу.

5) Тире на месте пропуска ставится в предложении:

1) Ростов не верил своим глазам _ и сомнение это продолжалось более секунды.

2)Мгновение _ и публика опять замерла.

3) Миг упустил _ и отбыл самолет.

4) Ты пришла стремительно и неожиданно красиво _ и все вокруг мгновенно изменилось.

5) Тогда была такая же весна__ да океан шумел все так же неистово и сурово.

6) Верными являются утверждения:

1) Запятая на стыке подчинительных союзов не ставится, если после второй придаточной следует вторая часть союза (то, так, но и др.)

2) Между однородными главным частями, соединенными неповторяющимися соединительным или разделительным союзом (и, или, либо, да(=и)), запятая ставится.

3) Запятые выделяют придаточную часть сложноподчинённого предложения с двух сторон, если она располагается внутри главной части.

4) Если перед составным союзом находится усилительная или ограничительная частица, то составной союз не расчленяется.

5) Если перед составным союзом стоит вводное слово, то составной союз расчленяется.

7) Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:

1) Алексей Фёдорович оставил великолепный отзыв о моём новом сочинении, которое я посвятила проблеме отцов и детей, и рекомендовал опубликовать работу в ближайшем номере журнала.

2) Все мы часто задумываемся о том, сколько тайн природы ещё не раскрыто и сколько непознанных уголков на нашей планете, постоянно удивляющей живущих на ней своими загадками.

3) Сергей Владимирович прекрасно понимал, что, если прямо сейчас не приобретёт этот редкий словарь, то второй такой возможности у него может и не быть.

4) Возможно, я переменю своё решение, потому что у меня появилось много свободного времени и многие мои дела уже благополучно завершены.

5) Он долго и пристально смотрел в даль, надеясь что вот-вот из-за поворота покажется её автомобиль, и грустил о несостоявшемся счастье.

8) Условия для расчленения составных союзов есть в предложениях (учтите, что знаки препинания не расставлены):

1) В саду было скучно несмотря на то что в нём несомненно таились клады где-нибудь под жасминником или серебристым тополем.

2) С тех пор как он приехал в этот город и поступил на службу он стал ненавидеть свою моложавость.

3) Пришёл же он видимо потому что в этот вечер дома ему нечем было заняться.

4) Я плачу от внезапно нахлынувшего счастья от неожиданности предложения и оттого что не могу не плакать.

5) Это произошло совершенно неожиданно именно после того как Раечка уже отчаялась получить разрешение на участие в эстрадно-цирковом представлении.

9) Запятые на месте всех пропусков ставится в предложениях:

1) Иногда учителю начинает казаться_ что он_ с тех пор как помнит себя_ никогда не выезжал из Курши_ что зима никогда не прекращалась_ и никогда не прекратится_ и что он только в забытой сказке или во сне слышал про другую жизнь.

2) Баклагин знал_ что_ когда засвежеет_ или придётся штурмовать_ то трусивший или малонаходчивый капитан всегда беспрекословно приказывал то_ что под видом почтительных советов приказывал старший офицер.

3) Капитан лежал на спине, глядя_ как перебегают синие огоньки в потухающем камине_ и чувствуя_ как к нему медленно подкрадывается, туманя голову и расслабляя тело, привычный приступ малярии.

4) Кто он_ откуда он_ чей сын_ как попал в число шумихинских подданных_ каким образом добыл мухояровый, с незапамятных времён носимый им кафтан_ где живёт_ чем живёт_ об этом решительно никто не имел ни малейшего понятия…

5) Характерно_ что независимо от того_ какой будет дождь_ его_ как только он начинается_ всегда называют очень ласково дождиком.

10) Приведённой ниже схеме соответствуют предложения (учтите, что знаки препинания не расставлены):

(), , ().

1)Так ярко звёзд горит узор так ясно Млечный Путь струится что занесённый снегом двор весь и блестит и фосфорится.

2)Чем больше думаю о тебе тем сильнее люблю всё что связанно с нашими встречами и разлуками приобретениями и потерями.

3)Было слышно как беспокойно плещется рядом Нева и где-то над крышами гудит мокрый флаг.

4) Было что-то в их чувстве что сливало сердца и уничтожало бездонную пропасть которая отделяет человека от человека.

5) Как я ни отбояриваюсь от гонораров от них нельзя отделаться потому что люди не верят в действенность безвозмездных даром доставшихся советов.

11) Верными являются утверждения:

1) Точка с запятой ставится при перечислительных отношениях в бессоюзном сложном предложении, части которого отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены.

2) Между частями бессоюзного сложного предложения ставится тире, если во второй части поясняется, раскрывается содержание первой части (между частями можно вставить пояснительный союз а именно ).

3) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения представляет собой прямой вопрос, то между частями ставится двоеточие.

4) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения выражает неожиданное действие, явление или быструю смену событий, то между частями ставится тире.

5) На стыке сочинительного и подчинительного союзов в сложном предложении с разными видами связи запятая ставится, если после придаточной части следует вторая часть союза, и не ставится, если вторая часть союза отсутствует.

12) Двоеточие на месте пропуска ставится в предложениях:

1) Он просил на праздник оставить его дома_ не оставили.

2) А иногда мне, познавшей столько горя, кажется_ всё ещё впереди.

3) Вот приедешь ко мне на день рождения_ я всё подробно расскажу.

4) Какая глушь вокруг_ какая млечность!

5) Варвара прислушалась_ донёсся шум вечернего поезда.

13) Тире на месте пропуска ставится в предложениях:

1) Любишь этого молодого человека_ скажи ему всю правду о себе.

3) Меня интересует совсем другое_ кто даст правильный ответ на мой замечательный вопрос?

4) Горя бояться_ счастья не видать.

5) Чин следовал ему_ он службу вдруг оставил.

14) Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:

1) У Иудушки на всё готовы афоризмы: сам запутался- сам и распутывай, любишь кататься- люби и саночки возить, сам заварил кашу- сам и расхлёбывай.

2) Спрашивай не спрашивай_ поздно: ничего не изменить.

3) А теперь, в конце июня, в лесу было особенно хорошо- трава красиво пестрела распустившимися цветами, в воздухе стоял чудный аромат душистых трав, с неба глядело ласковое летнее солнышко, обливавшее ярким светом и лес, и траву, и журчавшую в сосняке речку, и далёкие горы.

4) Октябрь уж наступил - уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей; дохнул осенний хлад- дорога промерзает.

5) Ненастный день потух; ненастной ночи мгла по небу стелется одеждою свинцовой; как приведение, за рощей сосновой луна туманная взошла…

15) Укажите номера пропусков, на месте которых нужно поставить запятую:

В новом справочнике по русскому языку говорилось о системности языковых явлений_(1) и новых направлениях лингвистики, о сложности синтаксических конструкций_(2) и способах передачи чужой речи, и_(3) когда Василина прочитала обо всём этом, она поняла_(4) русский язык, действительно, и удивительно системен_(5) и очень красив.

___, ___, ___ ,____, ___

Сложные предложения с разными видами связи

16) Верными являются утверждения:

1)Предложение с разными видами связи – разновидность сложноподчинённых предложений.

2)Части бессоюзного сложного предложения связаны по смыслу и интонационно.

3)Между частями бессоюзных сложных предложений всегда складываются перечислительные отношения.

4)Сочинительная связь не может быть ведущей.

5)Блок может представлять собой как простое, так и сложное предложение.

17)Определите виды предложений и установите соответствие между столбцами таблицы:

1.Простое осложнённое предложение

Б.Пролом был узкий, но желание свободы было так велико, что Широколобый вывалился наружу, обрушив доски, вбитые между ближайшими столбами (Ф.Искандер).

2.Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными частями

В.Неизвестно, как бы сложилась судьба Ревуна, если бы через два дня к геологам не прилетел вертолёт.

Г.Геологи не стали готовить пищу на ужин, на все продукты, оставшиеся на кухоньке, занесли в палатку, тщательно зашнуровав створки полога.

3.Сложное предложение с разными видами связи

Д.Очень хочется попристальнее вглядеться в эту женщину и, помня условия игры, уважаемый мой читатель, незаметно понаблюдать за ней.

А____Б__ В___ Г___ Д___

18)Определите виды предложений и установите соответствие между столбцами таблицы:

А. Впереди, метрах в двадцати, виднелась ограда из дубовых досок, и Широколобый понял, что ее надо проломить

1.СПП с последовательным подчинением

Б. Остановившись посреди загона, он внюхивался в воздух, чтобы определить, откуда сильнее запах моря, и именно в этом месте прошибить ограду.

2.СПП с однородным подчинением

В. Слава поспешил дальше, а Игорь повернул домой, чтобы отдохнуть немного и переодеться

3.СПП с параллельным подчинением

Г . Дом, в котором она живет, похож на старинный особняк, хотя он и построен из дерева и ни разу еще не обновлялся

4.Сложное предложение с разными видами связи

А__Б__В__Г__Д__

19) Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:

1)Весовщик решил, что, если буйвола вернуть первым в коридор, порядок будет легко восстановлен.

2)Мы узнали, что Новый год надо встречать в синей одежде и что когда часы пробьют двенадцать, нужно не чокаться, а повернуться лицом на восток.

3)Ежелев каждый зуб украсил золотой коронкой и поэтому, когда он говорил или улыбался, пасмурная служебная комната наша словно освещалась солнцем.

4)Константинов благополучно сидел у себя в кабинете на третьем этаже, а, поскольку в здании появлялся генеральный директор, то приходили и сотрудники.

5)Все видели, и если никто не останавливался в изумлении, то это лишь потому, что все заняты были самими собою.

20)Определите ведущую связь в сложных предложениях и установите соответствие между столбцами таблицы:

А. Я сказал леснику, что приехал поохотиться по совету приятеля, который был в этих местах прошлым летом.

1.Ведущая связь подчинительная

Б. Одно плохо на альпийских лугах: после сильного града травы и кусты до того холодеют, что язык перестаёт чувствовать ядовитость растений.

В. Голос у неё молодо звучит он по телефону, смущая абонентов, которые иногда даже теряются.

2.Ведущая связь сочинительная

Г. Вода в озере тёмная от нависшего леса, а кувшинки покачиваются на длинных волнах, пугая подводным царством, в глубинах которого они народились.

3.Ведущая связь бессоюзная

Д. Неизвестно, чем бы это всё закончилось, если бы на корт не пришли Антоновы.

А __ Б__ В__ Г__ Д__

Ответы вариант № 2:

1) 1,3,4,5

2)1,2,4

3)1,3,4,5

4)1,4,5

5)1,3,4,5

6)1,3,5

7)1,2,4

8)3,4,5

9)3,4,5

10)2,5

11)2,3,5

12)1,2,4,5

13)1,4,5

14)1,3,4

15)1,2

16)2,5

17) A 2,Б 3,В 2,Г 1,Д 1

18)А 4,Б 1,В 4,Г 3,Д 2

19)1,5

20)А 1,Б 3, В 2,Г 2,Д 1 .