Основные мотивы лирики бунина. Лирика Бунина: основные темы и мотивы

Как известно, многие поэты писали (пишут) и прозу. Начинают то и другое, как правило, не одновременно, а лишь потом подключают этот более мощный, основательный жанр. Убедительные подтверждения сказанному вы найдете в любой литературе: Гете, Гюго, Киплинг, Э. По... Сразу и не сообразишь, кто же они по преимуществу - прозаики или поэты. Во всяком случае и то, и другое. А в русской литературе первые три имени, которые сразу приходят в голову, едва мы заговорим о поэтах, писавших прозу, это Пушкин, Лермонтов, Бунин.

Лишь после них мы начнем припоминать А. Белого, Ходасевича, Ф. Сологуба, Г. Иванова, Пастернака... Проза Бунина как бы затмила его же стихи. Но это только кажется. Пожимание плечами при упоминании Бунина-поэта, что последнее время позволяют себе иные самонадеянные критики, по меньшей мере легкомысленно. Бунинская поэзия давно обрела в русской словесности не только прочное, но и чрезвычайно важное место.

Он начал писать стихи на рубеже прихода новой поэзии, буквально перед нею. Он внутренне не принял ловых, а они его. Но он и сам был новым. Нет., не символистом, не акмеистом. Но новым.

Это уже не прежняя традиционная классика, не девятнадцатый век. Он даже повлиял на них - скажем, на Ахматову. Они многое взяли у него, не осознав этого. Они думали, что он только пейзажист, поначалу не заметив у него склонности к психологическому анализу. Но ведь и чисто пейзажная лирика, переставшая быть только фоном происходящего, а вышедшая в главные действующие лица, - это ведь тоже было своего рода открытием. Я уже упоминал однажды, как меня поразили в раннем детстве строчки, прочитанные мне моей матерью: Вспомни, как шумят березы, А за лесом, у межи, Ходят медленно и плавно Золотые волны ржи. Я долго не знал, чьи они.

Как быстро развилась в нем его редкостная наблюдательность! Грибы сошли, но крепко пахнет В оврагах сыростью грибной. И в том же стихотворении: И, убаюкан шагом конным, С отрадной грустью внемлю я. Как ветер звоном однотонным Гудит-поет в стволы ружья. Грусть грустью, но здесь и растущее ощущение тревоги. Замечателен свойственный русской лирике извечный мотив: изображение спящей женщины в ее трогательной беззащитнос-ги. Вспомним Фета: "На заре ты ее не буди". Там не просто сон, но целый сюжет: героиня спит на заре так сладко потому, что долго не спала «уiшла ввечеру».

И чем ярче играла луна, И чем громче свистал соловей, Все бледней становилась она, Сердце билось больней и больней. У Бунина ничего, казалось бы, не происходит, но картина еще пронзительней: Я к ней вошел в полночный час. Оно спала - луна сияла В ее окно, - и одеяла Светился спущенный атлас. Она лежала на спине, Нагие раздвоивши груди, - И тихо, как вода в сосуде, Стояла жизнь ее во сне. И ведь здесь сюжет тоже. Но мы не знаем, кто они: спящая женщина и он, вошедший к ней ночью. Изысканность, элегантность письма настраивают нас на особую торжественность.

Сон представляется нам в виде сосуда, в котором стоит жизнь. Но Бунин ведь не только такой, он и в стихах, и в прозе удивительно демократичен - в теме и в слове.

Я - простоя девка на баштане,

Он - рыбак, веселый человек.

Тонет белый парус на лимане,

Много видел он морей и рек.

Говорят, гречанки на Босфоре

Хороши... А я черна, худа.

Утопает белый парус в море -

Может, не вернется никогда.

Буду ждать в погоду, в непогоду...

Не дождусь - с баштана разочтусь,

Выйду к морю, брошу перстень в воду

И косою черной удавлюсь.

Стихотворение называется "Песня". Да, это типичная девичья песня, слова которой сочинены, как чаще всего случалось в России, мужчиной. Загадка - почему она не была положена на музыку, тем более что автор общался с превосходными композиторами.

Эта "Песня", как и полагается ей по жанру, дает некий обобщенный, почти уже ожидаемый образ героини и того, что случится с ней. А буквально рядом тоже стихи о женщине, но совсем о другой и потому совсем другие - бесконечно конкретные, тщательно проработанные, пронизанные сугубо индивидуальной болью. Одно из лучших стихотворений в русской поэзии - "Одиночество".

И ветер, и дождик, и мгла

Над холодной пустыней воды.

Здесь жизнь до весны умерла,

До весны опустели соды.

Я на даче один.

Мне темно За мольбертом, и дует в окно. Художник. Холод, темень, даже работать нельзя. Вчера ты была у меня, Но тебе уж тоскливо со мной. Под вечер ненастного дня Ты мне стала казаться женой... Что ж, прощай! Как-нибудь до весны Проживу и один - без жены...

Разрыв. До весны? Да нет, это навсегда. Сегодня идут без конца Те же,тучи - гряда за грядой. Твой след под дождем у крыльца Расплылся, налился водой. И мне больно глядеть одному В предвечернюю серую тьму.

Тоска смертная. И посмотрите, какие повторяются, нагнетаются слова: мгла, темно, ненастный день, серая тьма... А как же "след под дождем у крыльца", уже расплывшийся, все-таки виден? Он видится, помнится только зрением художника. Мне крикнуть хотелось вослед: "Воротись, я сроднился с тобой!" Однако он^не крикнул, удержался.

Крикнула через несколько лет Ахматова (помните, я говорил о влияниях?): Задыхаясь, я крикнула: "Шутка Все, что было. Уйдешь, я умру". У Бунина же вместо крика сказано: Но для женщины прошлого нет: Разлюбила - и стал ей чужой. Безжалостные, аналитичные слова. Здесь прекрасно написанные стихи, но рукой поэта водит уже и прозаик.

Этот мотив: легкость, с которой женщина может разлюбить и сделаться совершенно равнодушной, постоянен у Бунина. В другом стихотворении: "Она меня простила - и забыла". Поразительное понимание женской души. И концовка - ее знают едва ли не все: Что ж! Камин затоплю, буду пить... Хорошо бы собаку купить.

Воистину одиночество! У него есть еще стихотворение с таким же названием - в поэзии подобное случается. Это ведь через всю жизнь проходит. Но здесь уже не о своем одиночестве: "Худая компаньонка, иностранка"... Стихи в меру ироничны.

И в то же время - ведь ей плохо, ее жалко. И еще - наверное, саднит душу какое-то предчувствие. А компаньонка купается в холодном вечернем море, ждет, что кто-нибудь увидит ее, облепленную мокрым трико, играет с псом (помните предполагаемую собаку из первого "Одиночества"?). А между тем: На обрыве. Что возвышался сзади, в светлом небе, Чернела одинокая скамья...

Там постоял с раскрытой головою Писатель, пообедавший в гостях. Сигару покурил и, усмехнувшись, Подумал: "Полосатое трико Ее на зебру делало похожей". Не делает,а делало. В прошедшем времени. Он в этих белых стихах словно примеряет ее для будущей книги. И ведь писатель-то - он сам, Бунин, со своей фирменной наблюдательностью. Это подтверждается следующим стихотворением, написанным на другой день (он вдруг начинает датировать столь подробно - не хуже Блока).

В этих стихах и "ветер с Финляндии", и "к морю иду", и "вот и скамья и соломенный зонт,// дальше обрыв"... Все на месте. Это ведь тоже вполне психологическая картина. А. Твардовский в своем известном предисловии "О Бунине", восхищаясь подробнейшим бунинским знанием русской природы (подстепья), добавляет: "Но, понятно, если бы его изобразительные возможности ограничивались только этими, пусть самыми точными и артистичными картинами и штрихами, значение его было бы далеко от того, какое он приобрел в русской литературе . Человека с его радостями и страданиями как объект изображения ничто не может заменить в искусстве - никакая прелесть одного только предметно-чувственного мира, никакие "красоты природы" сами по себе". "Индивидуальность судьбы" - вот главное у Бунина, и в стихах, и в прозе.

У него нет стихов, где был бы описан, действовал какой-либо известный всем современник. Кроме одного. Стихотворение "Художник" наполнено такой психологической достоверностью, такой определенностью жизненных деталей, что сомнений не остается: оно - о Чехове. Мы знаем, с каким благоговением и почтительной нежностью относился к нему Бунин. Стихи о последнем, ялтинском, периоде Чехова написаны через четыре года после его смерти. Хрустя по крупной гальке, он прошел Покатый сад, взглянув по водоемам, Сел на скамью...

За новым белым домом Хребет Яйлы и близок и тяжел. Кто бывал в ауткинском доме и саду, знает, что и сейчас там ничего не изменилось , только дом не нов. Томясь от зноя, грифельный журавль Стоит в кусте. Опущена косица, Нога - кок трость... Он говорит: "Что, птица? Недурно бы на Волгу, в Ярославль!" Чувствуете? Бунин (да еще в стихах!) передает речь Чехова.

И ведь как достоверно! Он, улыбаясь, думает о том, Как будут выносить его - как сизы На жарком солнце траурные ризы, Как желт огонь, как бел на синем дом. А здесь он показывает Чехова-художника. Недаром стихи названы именно так. С крыльца с кадилом сходит толстый поп, Выводит хор... Журавль, пугаясь хора. Защелкает, взовьется от забора - И ну плясать и стукать клювом в гроб!

Последняя здесь строка, честно говоря, вызывает у меня сомнение в том, что именно так мог написать Чехов. Не потому ли Вуник не настаивает до конца и не называет прямо его имени? В груди першит. С шоссе несется пыль. Горячая, особенно сухая. Он снял пенсне и думает, перхая: "Да-с, водевиль...

Все прочее есть стиль. Обращаясь к поэзии Ивана Бунина, нельзя не назвать стихи о его путешествиях, о Востоке, огромных океанских пароходах, экзотике. Здесь он как-то странно сближается с Николаем Гумилевым . Но путешествия Бунина как бы исполнены большего комфорт*. Его роскошные строфы написаны в прохладных каютах, куда он удаляется с раскаленной палубы.

Не потому ли эти по сути дневниковые, путевые стихи отчетливо холодноваты. Совершенно очевидно, что его чувства гораздо живее среди родных равнин. Вот летний ливень, но Едва лишь добежим до чащи - Все стихнет... О, росистый куст! О, взор счастливый и блестящий И холодок покорных уст!

Не зря все-таки бежали. Вот он, Бунин. Или еще вечная тема, как бывает тема в музыке: Вот этот дом сто лет тому назад Был полон предками моими... Стихи называются "Дедушка в молодости". - и нынешний его внук сладко-мучительно восхищается дедом, понимает его, хочет жить его жизнью, войти в дом, где "как мелкий перламутр, беззвучно моль плывет". А особенно контрастно и трогательно сочетание весны и старости. "Вот и март", - думает поэт в "одном стихотворении.

В другом: А бабушка - в качалке, курит И думает: "Итак, уж март!.." У него старики часто курят. Перед сидящим в кресле - На столике, где чашка чаю стыла. Сигара нагоревшая струила Полоски голубого волокна. И в конце: Рос на сигаре пепел серый, Струился сладковатый аромат. А перед курящей бабушкой ("На Плющихе") - ...дым, ленивою куделью Сливаясь с светлой полосой, Синеет, тает... как за елью В далекой просеке весной.

Как он любит их и все это, уходящее, милое, то есть часть себя! Вряд ли у кого-нибудь еще в русской поэзии это выражено с такой силой. Не сразу перейдет оно в его прозу, но зато останется в ней до конца.

Константин ВАНШЕНКИН

Бунин - уникальная творческая личность в истории русской литературы конца XIX - первой половины XX века. Его гениальный талант, мастерство поэта и прозаика, ставшее классическим, поражало его современников и покоряет нас, ныне живущих. В его произведениях сохранен настоящий русский литературный язык, который сейчас утерян.

Большое место в творчестве Бунина занимают произведения о любви. Писателя всегда волновала тайна этого сильнейшего из человеческих чувств.

Ищу я в этом мире сочетанья

Прекрасного и тайного, как сон.

Люблю ее за счастие слиянья

В одной любви с любовью всех времен!

И. Бунин «Ночь»

В существовании настоящей любви Бунин уверен. Она для него настоящая, в любых проявлениях: и счастливая, взаимная(что встречается у Бунина крайне редко), и неразделенная, и губительная. Но какая бы она не была, она существует. Более того, для Бунина - она то самое единственное, что является смыслом жизни, ее движущей силой. А как же можно жить без того, самого главного, что есть в жизни?

То, что есть в тебе, ведь существует.

Вот ты дремлешь и в глаза твои

Так любовно мягкий ветер дует -

Как же нет Любви?

И. Бунин. «В дачном кресле, ночью, на балконе…»

Любовь в изображении Бунина поражает не только силой художественной изобразительности, но и своей подчиненностью каким-то внутренним, неведомым человеку законам. Нечасто прорываются они на поверхность: большинство людей не испытают их рокового воздействия до конца своих дней. Такое изображение любви неожиданно придает трезвому, “беспощадному” бунинскому таланту романтический отсвет.

Любовная лирика Бунина не велика количественно. Она отражает смятенные думы и чувства поэта о тайне любви... Один из основных мотивов любовной лирики - одиночество, недосягаемость или невозможность счастья. Например, в стихотворениях “Как светла, как нарядна весна!..”, ”Спокойный взор, подобный взору лани…”, ”В поздний час мы были с нею в поле…”, ”Одиночество”,”Печаль ресниц, сияющих и черных…” и др.

Любовная лирика Бунина - страстная, чувственная, насыщенная жаждой любви и всегда исполнена трагизма, несбывшихся надежд, воспоминаний о былой юности и ушедшей любви.

Завтра он зарею выйдет вновь

И опять напомнит, одинокий,

Мне весну, и первую любовь,

И твой образ, милый и далекий…

И. А. Бунин «Не угас еще вдали закат…»

Катастрофичность бытия, непрочность человеческих отношений и самого существования - все эти излюбленные бунинские темы после гигантских социальных катаклизмов, потрясших Россию, наполнились новым грозным значением. Близость любви и смерти, их сопряженность были для Бунина фактами очевидными, никогда не подлежали сомнению.

Беру твою руку и долго смотрю на нее,

ты в сладкой истоме глаза поднимаешь несмело:

вот в этой руке - все твое бытие,

Я всю тебя чувствую - душу и тело.

Что надо еще? Возможно ль блаженнее быть?

Но Ангел мятежный, весь буря и пламя,

Летящий над миром, чтоб смертною страстью губить,

Уж мчится над нами!

И. Бунин «Беру твою руку…»

Давно и очень верно замечено, что любовь в творчестве Бунина трагедийна. Автор пытается разгадать тайну любви и тайну смерти, почему они часто соприкасаются в жизни, в чем смысл этого. Автор не отвечает на эти вопросы, но своими произведениями дает понять, что в этом есть определенный смысл человеческой земной жизни.

Как правило, у Бунина мы видим два пути развития любовных отношений. Либо за счастьем любви следует расставание или смерть. Близость приводит к разлуке, смерти, убийству. Счастье не может быть вечным.

Часы, последние для них! -

Все ярче дюны светятся.

Они невеста и жених,

А вновь когда-то встретятся?

И. А. Бунин «Разлука»

Либо изначально чувство любви оказывается неразделенным или невозможным по какой-либо причине.

Ты покорно и скромно

Шла за ним от венца.

Но лицо ты склонила -

Он не видел лица.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Ты и скрыть не умеешь,

Что ему ты чужда…

Ты меня не забудешь

Никогда, никогда!

И. А. Бунин «Чужая»

Любовь у Бунина не переходит в семейное русло, не разрешается счастливым браком. Бунин лишает своих героев вечного счастья, лишает потому, что к нему привыкают, а привычка приводит к потере любви. Любовь по привычке не может быть лучше, чем любовь молниеносная, но искренняя. Однако, несмотря на кратковременность, любовь все равно остается вечной: она вечна в памяти именно потому, что мимолетна в жизни.

”Любовь прекрасна” и ”Любовь обречена” - эти понятия, окончательно

совместившись, совпали, неся в глубине горе Бунина-эмигранта.

Исключения чрезвычайно редки, но встречаются. И тогда финалом истории становится или брачный венец:

Золотая верба, звездами

Отягченная склоняется,

С нареченным Алисафия

В божью церковь собирается.

И. Бунин «Алисафия»

Или ощущение полного всеобъемлющего счастья:

Лишь с тобою одною я счастлив,

И тебя не заменит никто:

Ты одна меня знаешь и любишь,

И одна понимаешь - за что!

И. А. Бунин «Звезды ночью весенней нежнее»

Любовная лирика И. Бунина обладает рядом особенностей. В ней автор избегает нарочито красивых фраз:

Я к ней вошел в полночный час.

Она спала, -- луна сияла

В ее окно, -- и одеяла

Светился спущенный атлас.

И. А. Бунин «Я к ней вошел в полночный час…»

Природа у Бунина не фон, не декорация, а одно из действующих лиц, в любовной же лирике она в большинстве случаев играет роль бесстрастного наблюдателя. Что бы не происходило, какова бы не была ситуация, описанная Буниным, природа в большинстве случаев сохраняет безмятежное выражение, которое тем не менее отличается нюансами, поскольку через них автор удивительно верно передает чувства, настроения и переживания.

Любимое время года автора - весна. Она ассоциируется у Бунина с чувством любви, она сама символизирует любовь. Причем любовь совершенно разную: счастливую, взаимную, «живущую» любовь (как например в стихотворении «Звезды ночью весенней нежнее…», и любовь прошедшую, почти забытую, но все еще хранящуюся в глубине сердца:

Как светла, как нарядна весна!

Погляди мне в глаза, как бывало,

И скажи: отчего ты грустна?

Отчего ты так ласкова стала?

Но молчишь ты, слаба как цветок…

О, молчи! Мне не надо признанья:

Я узнал эту ласку прощанья, -

Я опять одинок!

И. А. Бунин «Как светла, как нарядна весна…»

И любовь, в которой расставание только-только состоялось:

И ласково кивнула мне она,

Слегка лицо от ветра наклонила

И скрылась за углом… Была…

Она меня простила - и забыла.

И. А. Бунин

Как ни странно, неким признаком подлинности любви для Бунина является, можно сказать, аморальность в любви, поскольку обычная мораль оказывается, как и все установленное людьми, условной схемой, в которую не укладывается стихия естественной, живой жизни.

Интимная лирика И. А. Бунина трагедийна, в ней звучит протест против несовершенства мира.

При описании рискованных подробностей, связанных с телом, когда автор должен быть беспристрастным, чтобы не перейти хрупкую грань, отделяющую искусство от порнографии, Бунин, напротив, слишком много волнуется - до спазм в горле, до страстной дрожи:

Она лежала на спине,

Нагие раздвоивши груди…

И тихо, как вода в сосуде,

Стояла жизнь ее во сне.

И. Бунин «Я к ней вошел в полночный час…»

Для Бунина все, что связано с полом, чисто и значительно, все овеяно тайной и даже святостью.

Любовь - таинственная стихия, преображающая жизнь человека, придающая его судьбе неповторимость на фоне обыкновенных житейских историй, наполняющая особым смыслом его земное существование.

Да, любовь многолика и часто необъяснима. Это вечная загадка, и каждый читатель бунинских произведений ищет собственные ответы, размышляя над тайнами любви. Восприятие этого чувства очень личностно, и поэтому кто-то отнесется к изображенному в книге как к “пошлой истории”, а кто-то будет потрясен великим даром любви, который, как и талант поэта или музыканта, дается отнюдь не каждому. Но одно, несомненно: бунинские стихотворения, повествующие о самом сокровенном, не оставят равнодушными читателей. Каждый человек найдет в бунинских произведениях что-то созвучное собственным мыслям и переживаниям, прикоснется к великой тайне любви.

Занимает довольно значительное место в его творчестве, несмотря на то, что известность Иван Алексеевич приобрел в первую очередь как прозаик. Однако сам Иван Бунин утверждал, что он прежде всего поэт. Путь в литературе этого автора начался именно со стихов.

Стоит отметить, что лирика Бунина проходит через все его творчество и характерна не только для раннего этапа развития его художественной мысли. Своеобразные стихотворения Бунина, неповторимые по своему художественному стилю, сложно спутать с творениями других авторов. В этом индивидуальном стиле нашло отражение мировоззрение поэта.

Первые стихотворения Бунина

Когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, было опубликовано его первое стихотворение в журнале "Родина". Называется оно "Деревенский нищий". В этом произведении поэт рассказывает о печальном состоянии, в котором находилась в то время русская деревня.

С самого начала литературной деятельности Ивана Алексеевича лирика Бунина характеризуется своим особенным стилем, манерой и темами. Многие его стихотворения ранних лет отражают Ивана Алексеевича, его тонкий внутренний мир, богатый оттенками чувств. Тихая умная лирика Бунина этого периода напоминает разговор с близким другом. Однако она поражала современников артистизмом и высокой техникой. Многие критики восторгались поэтическим даром Бунина, мастерством автора в области языка. Следует сказать, что Иван Алексеевич почерпнул множество точных сравнений и эпитетов из произведений народного творчества. Паустовский высоко ценил Бунина. Он говорил, что каждая строка его четкая, словно струна.

В раннем творчестве встречается не только пейзажная лирика Бунина. Стихи его посвящены также гражданской тематике. Он создавал произведения о тяжелой доле народа, всей своей душой жаждал перемен к лучшему. Например, в стихотворении под названием "Запустение" старый дом говорит Ивану Алексеевичу, что он ждет "разрушенья", "смелых голосов" и "могучих рук" для того, чтобы жизнь расцвела вновь "из праха на могиле".

"Листопад"

Первый поэтический сборник этого автора называется "Листопад". Он появился в 1901 году. В этот сборник была включена одноименная поэма. Бунин прощается с детством, с присущим ему миром мечтаний. В стихотворениях сборника родина предстает в замечательных картинах природы. Она вызывает море эмоций и чувств.

В пейзажной лирике Бунина наиболее часто встречается образ осени. Именно с него началось творчество его как поэта. Этот образ до конца жизни будет освещать своим золотым сиянием стихи Ивана Алексеевича. Осень в поэме "Листопад" "оживает": сосной и дубом пахнет лес, который высох за лето от солнца, и осень вступает в свой "терем" "тихою вдовой".

Блок отмечал, что так знать и любить родную природу, как Бунин, мало кто умеет. Он же добавлял, что Иван Алексеевич претендует на то, чтобы занять одно из центральных мест в русской поэзии. Отличительной чертой как лирики, так и прозы Ивана Бунина стало богатое художественное восприятие родной природы, мира, а также человека в нем. Горький сравнивал этого поэта по мастерству в создании пейзажа с самим Левитаном. Да и многим другим литераторам и критикам пришлась по душе лирика Бунина, ее философичность, лаконизм и изысканность.

Приверженность поэтической традиции

Иван Алексеевич жил и творил на рубеже 19-20 вв. В это время в поэзии активно развивались различные модернистские течения. Словотворчество было в моде, им занимались многие авторы. Для выражения своих чувств и мыслей они искали весьма необычные формы, чем порой шокировали читателей. Однако Иван Бунин придерживался классических традиций русской поэзии, которые в своем творчестве развивали Тютчев, Фет, Полонский, Баратынский и другие. Иван Алексеевич создавал реалистические лирические стихотворения и вовсе не стремился к модернистским экспериментам со словом. Поэту вполне хватало событий действительности и богатств русского языка. Основные мотивы лирики Бунина остаются в целом традиционными.

"Призраки"

Бунин классичен. Этот автор вобрал в свое творчество все огромное богатство русской поэзии 19 века. Бунин часто подчеркивает в форме и содержании эту преемственность. Так, в стихотворении "Призраки" Иван Алексеевич демонстративно заявляет читателю: "Нет, мертвые не умерли для нас!" Для поэта зоркость к призракам означает преданность ушедшим. Однако это же произведение свидетельствует о том, что Бунин чутко реагирует на новейшие явления в отечественной поэзии. Кроме того, его интересуют поэтические интерпретации мифа, все подсознательное, иррациональное, грустно-музыкальное. Именно отсюда - образы арф, призраков, дремлющих звуков, а также особая напевность, родственная Бальмонту.

Трансформация пейзажной лирики в философскую

Бунин в своих стихах пытался найти смысл жизни человека, гармонию мира. Он утверждал мудрость и вечность природы, которую считал неиссякаемым источником красоты. Это основные мотивы лирики Бунина, проходящие через все его творчество. У Ивана Алексеевича жизнь человека всегда показана в контексте природы. Поэт был уверен в том, что все живое разумно. Он утверждал, что нельзя говорить о природе, отдельной от нас. Ведь любое, даже самое незначительное движение воздуха - это движение нашей жизни.

Постепенно пейзажная лирика Бунина, особенности которой мы отметили, превращается в философскую. Для автора в стихотворении теперь главное - мысль. Множество творений Ивана Алексеевича посвящено теме жизни и смерти. Весьма разнообразна в тематическом отношении Бунина. Стихи его, однако, нередко трудно бывает уложить в рамки какой-то одной темы. Об этом стоит сказать отдельно.

Тематические грани стихотворений

Говоря о лирике Ивана Алексеевича, сложно четко определить темы его поэзии, так как она представляет собой совокупность различных тематических граней. Можно выделить следующие грани:

  • стихотворения о жизни,
  • о ее радости,
  • о детстве и юности,
  • о тоске,
  • об одиночестве.

То есть Иван Алексеевич писал в целом о человеке, о том, что его трогает.

"Вечер" и "Раскрылось небо"

Одной из таких граней являются стихотворения о мире человека и мире природы. Так, "Вечер" - произведение, написанное в форме классического сонета. И у Пушкина, и у Шекспира можно найти философские сонеты и сонеты о любви. У Бунина же в этом жанре воспеты мир природы и мир человека. Иван Алексеевич писал, что мы всегда лишь вспоминаем о счастье, однако оно находится повсюду. Возможно, это "сад осенний за сараем" и льющийся в окно чистый воздух.

Люди не всегда способны взглянуть на привычные вещи необычным взглядом. Мы часто просто не замечаем их, и счастье ускользает от нас. Однако от зоркого взгляда поэта ни птичка, ни облако не ускользнет. Именно эти простые вещи приносят счастье. Формула его выражена в последней строке этого произведения: "Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне".

В этом стихотворении преобладает образ неба. С этим образом связано, в частности, утверждение вечности природы в лирике Бунина. Он является лейтмотивом во всем поэтическом творчестве Ивана Алексеевича. Небо олицетворяет жизнь, поскольку оно вечно и необыкновенно. Образ его обрисован, например, в стихе "Раскрылось небо". Здесь это центр размышлений о жизни. Однако образ неба тесно связан и с другими образами - света, дня, березы. Все они будто освещают произведение, а береза придает атласный свет.

Отражение современности в лирике Бунина

Примечательно, что когда в России уже началась революция, ее процессы не нашли отражения в поэтическом творчестве Ивана Алексеевича. Он оставался верен философской теме. Поэту важнее было знать не то, что происходит, а почему это происходит с человеком.

Иван Алексеевич современные проблемы соотносил с вечными понятиями - жизни и смерти, добра и зла. Пытаясь найти истину, он обращался в своем творчестве к истории различных народов и стран. Так появились стихи об античных божествах, Будде, Магомете.

Поэту важно было понять, по каким общим законам развивается отдельная личность и общество в целом. Он признавал, что наша жизнь на земле - это только отрезок вечного существования Вселенной. Отсюда появляются мотивы судьбы и одиночества. Иван Алексеевич предчувствовал грядущую катастрофу революции. Он считал, что это величайшее несчастье.

Иван Бунин стремился заглянуть за грань реальности. Его интересовала загадка смерти, дыхание которой можно ощутить во многих стихах этого автора. Разрушение дворянства как класса, обнищание помещичьих усадеб вызывали у него чувство обреченности. Однако, несмотря на пессимизм, Иван Алексеевич видел выход, который заключается в слиянии человека с природой, в ее вечной красоте и покое.

Весьма многогранна лирика Бунина. Кратко в рамках одной статьи можно отметить лишь основные ее особенности, привести лишь несколько примеров. Скажем пару слов и о любовной лирике этого автора. Она также весьма интересна.

Любовная лирика

В произведениях Бунина тема любви - одна из наиболее часто встречающихся. Иван Алексеевич и в стихах, и в прозе нередко воспевал это чувство. Поэзия любви у этого автора предвосхищает известный цикл рассказов Бунина

Посвященные этой теме стихотворения отражают различные оттенки любовного чувства. Например, произведение "Печаль ресниц сияющих и черных..." наполнено печалью прощания с любимой.

"Печаль ресниц сияющих и черных..."

Это стихотворение состоит из двух строф. В первой из них автор вспоминает любимую, образ которой до сих пор живет в его душе, в его глазах. Однако лирический герой с горечью осознает, что молодость прошла, и прежнюю возлюбленную уже не вернуть. Его нежность в описании девушки подчеркивают различные средства выразительности, например метафоры ("печаль ресниц", "огонь глаз", "алмазы слез") и эпитеты ("глаза небесные", "слезы непокорные", "ресницы сияющие").

Во второй строфе стихотворения лирический герой задумывается о том, почему возлюбленная до сих пор приходит к нему во сне, а также вспоминает восторг от встречи с этой девушкой. Эти размышления выражаются в произведении риторическими вопросами, на которые, как известно, ответа не следует.

"Что впереди?"

Еще одно стихотворение на любовную тему - "Что впереди?" Оно наполнено атмосферой спокойствия и счастья. На вопрос "Что впереди?" автор отвечает: "Счастливый долгий путь". Лирический герой понимает, что его ожидает счастье со своей возлюбленной. Однако он с грустью думает о прошлом, не желает его отпускать.

Лирика Бунина: особенности

В заключение перечислим основные черты, которые свойственны лирической поэзии Бунина. Это яркость деталей, стремление к описательной подробности, лаконизм, классическая простота, поэтизация вечных ценностей, в особенности родной природы. Кроме того, для творчества этого автора характерно постоянное обращение к символике, богатство подтекста, тесная связь с русской прозой и поэзией, тяготение к философичному. Нередки у него переклички со своими собственными рассказами.

Свой творческий путь, будущий лауреат Нобелевской премии Иван Алексеевич Бунин, начал еще в раннем детстве. Когда юноше едва исполнилось 17 лет, известный в те времена журнал «Родина» опубликовал стих молодого поэта – «Деревенский нищий». В этом творении поэт описал жизнь обычных русских деревень, жители которых часто страдали от нужды и нищеты.

Иван Алексеевич много времени проводил за чтением литературы зарубежных и отечественных писателей, творчество которых вдохновляло юного поэта, ищущего собственный стиль в этом ремесле. Ему безумно нравились поэтические произведения Некрасова, Кольцова и Никитина. В творчестве этих авторов открыто поэтизировалось крестьянство, что было очень близко по духу Бунину.

Уже в первых творческих работах великого писателя и поэта просматривалась оригинальная манера, неповторимый стиль написания и интригующие темы, привлекающие читателя. Его лирика была умной и спокойной, сравнимой с душевным разговором близких людей. Стихи Ивана Алексеевича отражали богатый и тонкий внутренний мир молодого писателя.

Критики восхищались артистизмом и высокой техникой, наблюдаемой в лирических произведениях Бунина. Поэт чувствовал каждое слово и красиво передавал свою мысль, мастерски оттачивая каждый фрагмент поэтического произведения.

Основные лирические мотивы Ивана Алексеевича Бунина

Поэзия Ивана Алексеевича не может похвастаться особым разнообразием. Но этого поэту было и не нужно. Большинство его стихотворений имеют тематику, связанную с природой. Некоторые творения посвящаются крестьянской жизни и гражданским мотивам. Большое место было отведено теме любви и взаимоотношений.

На ведущем месте четко просматривается пейзажная лирика, написанная в мягких и нежных тонах. Поэт очень любил Орловский край, он был восхищен живописными видами натуральной природы, поэтому во многих стихотворениях Бунина присутствует лестное описание этих чудесных мест.

Бунин отчетливо соблюдал традицию русской классики, что можно заметить в ярком и насыщенном стихотворении «Осенний пейзаж»:

Снова настала осень,
И только ей я внемлю,
Падают тихо листья,
Гладя сырую землю.

Снова настала осень -
Бледных закатов проседь,
А голубой цветочек
Солнца скупого просит…

Ветер глухою флейтой
В ветках звучит понуро,
Дождь притаился где-то,
Спрятав, как сито дуло.

Люди костры сжигают,
Листья, сгребая в кучи,
А ветер нагоняет
В небе густые тучи…

Солнце на миг пробилось,
Вновь согревая душу,
Будто навек простилось -
Грустно природу слушать…

А в стихотворении «Высоко полный месяц стоит» поэт гармонично передал наблюдательность и верность полюбившейся темы:


В небесах над туманной землей,
Бледным светом луга серебрит,
Напоенные белою мглой.

В белой мгле, на широких лугах,
На пустынных речных берегах
Только черный засохший камыш
Да верхушки ракит различишь.
И река в берегах чуть видна...
Где-то мельница глухо шумит...
Спит село... Ночь тиха и бледна,

Читая это великолепное стихотворение, прослушивается особенный мотив, а само произведение звучит как спокойная и приятная мелодия. Такие шедевры, будто сливают сознание читателя с реальной природой, и чувствуется благородное воссоединение и безумная радость бытия…

В стихотворении «Оттепель» имеется особая насыщенность внутреннего содержания, передающая непоколебимую гармонию великого поэта с прекрасной природой окружающего мира.

Ивана Алексеевича всегда привлекала пейзажная застылость и состояние перехода из одной статичности в иную. Он умел улавливать отдельные мгновения этих изменений и отчетливо передавал увиденное в своей лирической поэзии.

Любовь к природе тесно переплеталась с нежным чувством и глубоким уважением к своей родине. Бунин написал несколько стихотворений на патриотические темы, окрашенные лирическим воспеванием русской природы.

Последние годы жизни, великий русский писатель и поэт Иван Алексеевич Бунин провел во Франции. Тоска по родимому краю отчетливо просматривалась в его стихотворениях, написанных вдали от родины.

Поэт писал и на другие темы, правда, таких произведений немного, но и они привлекают читателя своей необычностью сюжетной линии. Очень интересна поэзия, основанная на религиозных преданиях, мифах и древних легендах.


Шесть золотистых мраморных колонн,
Безбрежная зеленая долина,
Ливан в снегу и неба синий склон.

Я видел Нил и Сфинкса-исполина,
Я видел пирамиды: ты сильней,
Прекрасней, допотопная руина!

Там глыбы желто-пепельных камней,
Забытые могилы в океане
Нагих песков. Здесь радость юных дней.

Патриархально-царственные ткани -
Снегов и скал продольные ряды -
Лежат, как пестрый талес на Ливане.

Под ним луга, зеленые сады
И сладостный, как горная прохлада,
Шум быстрой малахитовой воды.

Под ним стоянка первого номада.
И пусть она забвенна и пуста:
Бессмертным солнцем светит колоннада.
В блаженный мир ведут ее врата.

Философская лирика великого русского поэта

Основная творческая особенность Ивана Алексеевича Бунина – разносторонность, ведь он отлично проявил себя не только как талантливый поэт и писатель. Он был искусным прозаиком и великолепным переводчиком. Его труды гениальны и грандиозны, именно поэтому прославленный реалист обрел масштабную популярность во всем мире!

Как русский писатель смог так маневренно овладеть формой классического стиха? Многие специалисты считают, что данные достижения были обретены, благодаря профессионализму в работе переводчиком. Исключительное мастерство великого писателя основывается на удивительном поиске единственно возможного слова, образующего классическую рифму с глубоким смыслом. Его стихотворения льются как прекрасная песня, наполненная жизнью и честными эмоциями.

В его прозаических произведениях отчетливо прослушивается пессимистическая традиция. Бунин был сильно увлечен философским творчеством Федора Ивановича Тютчева , основанном на вечном источнике прекрасного и гармоничного. Это вдохновение отразилось и на лирическом творчестве Ивана Алексеевича, отличающегося предельной точностью слов и резкими прозаичными деталями.

Философская лирика Бунина основывается на русской природе, на теме любви, переплетенной в неповторимом контрасте. Позже, поэт часто путешествовал в своих воспоминаниях, и эти мысли вдохновили его на создание новых творений, связанных с мифологией.

Эти произведения передают искреннее признание земного бытия, как часть вечной истории. Писатель смело обострял фатальный итог человеческой жизни, чувство одиночества и обреченности. Некоторые поэтические произведения Ивана Алексеевича заставляют задуматься о том, что всегда было рядом, но было не замечено.

Замечательный автор всегда выделялся своей индивидуальностью, неповторимым философским взглядом на обыденные явления, искренностью и честным признанием собственных идей и мыслей, выраженных в столь красивой и звучащей форме.

«Собака»
Мечтай, мечтай. Все уже и тусклей
Ты смотришь золотистыми глазами
На вьюжный двор, на снег, прилипший к раме,
На метлы гулких, дымных тополей.
Вздыхая, ты свернулась потеплей
У ног моих - и думаешь… Мы сами
Томим себя - тоской иных полей,
Иных пустынь… за пермскими горами.
Ты вспоминаешь то, что чуждо мне:
Седое небо, тундры, льды и чумы
В твоей студеной дикой стороне.
Но я всегда делю с тобою думы:
Я человек: как бог, я обречен
Познать тоску всех стран и всех времен.

Художественное своеобразие лирики Бунина

Отличительной чертой лирической поэзии Бунина стало художественное своеобразие, искусное восприятие окружающей природы, человека и всего мира. Он мастерски оттачивал пейзаж, чудотворно переносил его в свои лирические произведения.

Творческая деятельность Ивана Алексеевича пришлась на эпоху модернизма. Большинство авторов XIX-XX столетия старались выразить свои мысли и чувства в необычных формах, предаваясь модному словотворчеству. Бунин не стремился к этому направлению, он всегда был предан русской классике, и свою поэзию воссоздавал в самых традиционных формах, схожих с лирическими произведениями предшествующих поэтов, таких как Тютчев, Полонский, Пушкин, Фет.

Иван Бунин постепенно преобразовывал пейзажную лирику в философию, а в его стихотворениях всегда присутствует главная мысль. В поэзии великого поэта часто уделяется особое внимание самой главной теме – жизни и смерти.

Философское направление и художественное своеобразие не затмились революционными процессами, происходящими в стране. Поэт продолжил свое творчество в избранном направлении, а все проблемы человечества смело отнес к вечным тонкостям, среди добра, зла, рождения и смерти…

Бунин всегда хотел отыскать истину, он часто обращался к мировой истории разных поколений. Поэт признавал жизнь на Земле как что-то временное, переходной промежуток между вечным бытием во Вселенной. Ему всегда хотелось заглянуть за грань реальности, отыскать разгадку человеческой жизни и обреченности смерти в конце пути. Во многих его стихотворениях особо чувствуется мрачность, жалостливое дыхание, страх одиночества и непоколебимый испуг перед трагичным исходом, которого нельзя избежать ни одному живущему на этой Земле…

Лирика Бунина многолика и безупречна. Его поэзия вдохновляет и радует, устремляет мысли читателя в неосознанное, но довольно реальное и интересное. Если изучать произведения великого русского писателя и поэта с внимательностью, можно открыть для своего восприятия очень важную истину, которую не хотелось замечать еще вчера.

С творчеством Ивана Алексеевича Бунина знакомятся все дети нашей страны, так как оно входит в обязательную программу изучения на уроке литературы. Воспринять его тонкие мысли и чувства можно не сразу, только углубленное осознание каждого слова, позволит понять и раскрыть основной смысл лирического произведения. Именно поэтому, кроме обязательных рассказов, учителю разрешается выбрать несколько произведений на своё усмотрение.

Бунин – великолепный писатель и поэт XIX-XX века, оставивший памятный след будущему поколению, запечатленный в удивительно прекрасной лирике…

А. Блок о Бунине: «так знать и любить природу мало кто умеет…»
«Бунин претендует на одно из главных мест в русской литературе...»

«Апрель»
Туманный серп, неясный полумрак,
Свинцово-тусклый блеск железной крыши,
Шум мельницы, далекий лай собак,
Таинственный зигзаг летучей мыши.

А в старом палисаднике темно,
Свежо и сладко пахнет можжевельник,
И сонно, сонно светится сквозь ельник
Серпа зеленоватое пятно.

«Березка»
На перевале дальнем, на краю
Пустых небес, есть белая березка:
Ствол, искривленный бурями, и плоско
Раскинутые сучьи. Я стою,
Любуясь ею, в желтом голом поле.
Оно мертво. Где тень, пластами соли
Лежит мороз. Уж солнца низкий свет
Не греет их. Уж ни листочка нет
На этих сучьях буро красноватых,
Ствол резко-бел в зеленой пустоте...

Но осень - мир. Мир в грусти и мечте,
Мир в думах о прошедшем, об утратах.
На перевале дальнем, на черте
Пустых полей, березка одинока.
Но ей легко. Ее весна - далеко.

«Клад»
Все, что хранит следы давно забытых,
Давно умерших, - будет жить века.
В могильных кладах, древними зарытых,
Поет полночная тоска.

Степные звезды помнят, как светили
Тем, что теперь в сырой земле лежат…
Не Смерть страшна, а то, что на могиле
Смерть стережет певучий клад.

Исследователи творчества Бунина считают, что важнейшее этапное произведение прозы Бунина дооктябрьского периода масштабного содержания и важнейших проблем - "Деревня". Одной из особенностей этой повести является философский характер. Однако философско-романтические поиски высокой духовности в прозе начались еще в 1890-1900 годах.

Конец XIX и начало XX в. в России - период революционного подъема, роста демократических устремлений в реалистической литературе и одновременно идейных шатаний части интеллигенции. Предреволюционный характер эпохи наложил отпечаток на все искусство. Когда обозначился кризис буржуазности идеологии, произошло расщепление "старой" литературы на ряд враждующих направлений, отчетливо сказалось воздействие на многие значительные явления литературы идей декадентства и в то же время, когда велись поиски выхода из круга отмирающей идеологии, совершались художественные эксперименты и открытия. В цветении таланта находилась плеяда художников, ставших гордостью русской литературы и искусства - A.M. Горький, А. Блок, молодой В.Маяковский, А.Ахматова; живописцы И.Репин, В.Серов, Н.Рерих, М.Нестеров; композиторы С.Рахманинов, А.Глазунов, А.Скрябин; оперные певцы Ф.Шаляпин и Л.Собинов и так далее - и одновременно само искусство пережило потрясения, едва ли не самые крупные за все время существования реализма.

Сам Бунин оценивал сложившуюся ситуацию критически, не понимая ажиотажа публики вокруг произведении декадентского направления.

«С начала нынешнего века началась беспримерная в русской жизни вакханалия гомерических успехов в области литературной, театральной, оперной…Близился большой ветер из пустыни... И все-таки - почему так захлебывались от восторга не только та вся новая толпа, что появилась на русской улице, но и вся так называемая передовая интеллигенция - перед Горьким, Андреевым и даже Скитальцем, сходила с ума от каждой премьеры Художественного театра, от каждой новой книги "Знания", от Бальмонта, Брюсова, Андрея Белого, который вопил о "наставшем преображении мира", на эстрадах весь дергался, приседал, подбегал, озирался бессмысленно-блаженно, с ужимками очень опасного сумасшедшего, ярко и дико сверкал восторженными глазами? "Солнце восходит и заходит - почему эту осторожную песню пела чуть не вся Россия, так же, как и пошлую разгульную "Из-за острова на стрежень"? Скиталец, некое подобие певчего с толстой шеей, притворявшийся гусляром, ушкуйником, рычал на литературных вечерах на публику: "Вы - жабы в гнилом болоте!" и публика на руках сносила его с эстрады; Скиталец все позировал перед фотографами то с гуслями, то в обнимку с Горьким или Шаляпиным! Андреев все крепче и мрачнее стискивал зубы, бледнел от своих головокружительных успехов; щеголял поддевкой тонкого сукна, сапогами с лакированными голенищами, шелковой рубахой навыпуск; Горький, сутулясь, ходил в черной суконной блузе, в таких же штанах и каких-то коротких мягких сапожках».

И. А. Бунин пытался сохранить на фоне окружающего мира ту возможность быть людьми которую отражал абсолютно во всех своих произведениях. И видел Бунин начало такого не только в произведениях написанных им в периоды революционных лет в России и в эмиграции, но и в детском творчестве. Он активно пишет стихи для детей, пытается донести их до широкой массы путем публикаций, раз, за разом переходя дорогу властям, оценивавшим его творчество как непотребное. Даже к лирике Бунина в детском творчестве относились с пренебрежением и настороженностью. Не давая широкого распространения его стихам.

Однако это не останавливало поэта, и его стихи попадали к людям в обход механизма цензуры и критики со стороны властей. Стихи Бунина читали детям и взрослым. Людям в революционные годы не хватало той доброты, которая была в его стихах. Голодные дни, постоянные ссылки и эмиграции, смерть и разруха вот что видели как взрослые, так и дети. На фоне всего этого описательная лирика Бунина выглядела очень ярко. Взрослые старались отгородить детей от всех ужасов войны и стихи Бунина на тот период времени были одним из способов достижения этой цели. Именно после революционных времен, по окончании кровопролитных стычек и голода, смене правительства творчество Бунина было введено в школьную программу и впервые охарактеризовано как «реабилитирующее».

Одним из спорных является вопрос о так называемом "кризисе критического реализма" в литературе и искусстве того времени. Эта проблема точно сформулирована Л.И. Тимофеевым: "…критический реализм XIX в. и критический реализм XX в. - это не однозначные понятия по отношению к общественному прогрессу. Реализм Бунина, например, или Куприна по отношению к ходу истории своего времени стоит на ином уровне, чем реализм XIX в. …"3 Речь идет не об исчерпанности возможностей реализма в художественном отражении и изображении жизни, но из конкретно-исторического содержания его противоречивой эволюции в литературе начала XX в., об исторической позиции критического реализма в его отношении к общественному и историко-литературному прогрессу эпохи. Эти противоречия сказались и в творчестве И.А. Бунина.

Характеристика Бунина-художника невозможна вне установления его литературной генеалогии, места в ряду как предшественников великих писателей XIX в. так и современников - прозаиков и поэтов нашего столетия, а, кроме того, тех, кто и сам испытал воздействие Бунина. В сплаве эпохи, насыщенной революционными потрясениями, жизненного опыта писателя, социальных и эстетических традиций, своеобразия таланта выявляются основные тенденции бунинского творчества, заметно меняющиеся от 1890-х гг. к началу 1900-х и далее - в 1910 гг.

В месте с Горьким, Куприным, Шмелевым, А.Толстым Бунин находился на генеральном направлении предреволюционной литературы и противостоял своими произведениями волне декадентства. Всех их объединяет при различии социального взгляда глубоко национальное начало, характерное для реализма. Однако Бунин оставался крупнейшей и совершенно особой фигурой в литературе.

Творческий метод Бунина в своей основе глубоко реалистический, а его поэтика и стиль прочно опирались на традиции русской классики.

В начале 900-х гг. Бунин для Горького был продолжателем традиций Тютчева, Фета, Майкова, наследником лучших традиций "усадебной культуры (в этот период Горький ценит у Бунина выше всего его поэзию и в частности поэзию для детей).

Естественно и органично влились в поэтику и стиль Бунина глубокий психологизм, ослабленная традиционная сюжетика, повышенная экспрессивность детали и образа - все эти и другие особенности искусства рубежа XIX-XX вв. Однако Бунин не был "традиционным" писателем. Ощущению катастрофичности бытия, суетной и нелепой обыденности бунинских рассказов 1900-х гг. можно противопоставить жизнелюбие, тягу к сильным натурам, душевность, мечтательность, пылкое воображение, наполняющие рассказы Куприна. Бунин познакомился с Куприным в конце 90-х г. XIX в. В их жизни и судьбе было много общего, они были ровесниками, поделили в 1909 г. академическую Пушкинскую премию. Художественный мир Куприна, имеющий реалистическую основу, отличается от бунинского доверием к жизни, страстностью художественного темперамента, светлыми, оптимистическими тонами. Бунин и Куприн словно два полюса восприятии окружающей действительности. Если же рассматривается вопрос о преемственности бунинской прозы, то чаще всего всплывает имя А.П. Чехова. Критика рубежа века ставила прозу этих авторов в один ряд, А Измайлов пишет: "О Бунине нельзя говорить, не беспокоя прекрасной тени Чехова, Бунин больше, чем "его школы". Он плоть от плоти, кровь от крови чеховского чеховского настроения, чеховских симпатий". Основанием служило, прежде всего, то: что Бунин, как и Чехов, - прежде всего рассказчик (сходство типов художественного мышления). Именно описательная сюжетная линия так часто пропитывает творчество Бунина и именно она играет ведущую роль в детской лирику этого автора. Описательностью он старался заставить людей думать и фантазировать, особенно по части детских стихов. И. А. Бунину было важно, чтобы дети видели не только драматизм жизни, но и имели нестандартное и яркое мышление. Бунин, как и все писатели, был в определенной степени максималистом, и как следствие старался изменить жизнь изнутри. Он видел изменение жизни с детских лет и поэтому старался вложить как можно больше чистоты, красоты и доброты именно в детские стихи.