От чего зависит наше поведение? От чего зависит поведение людей и как им можно управлять.

2.1.Что определяет поведение людей?

2.1.1.Индивидуальное поведение

Индивидуальное поведение каждого человека, его характер зависят в наибольшей степени от его социального опыта , от опыта общения с людьми и окружающим миром и в меньшей степени (для людей без врожденных пороков развития) от наследственности.

Формирование этого социального опыта начинается с рождения. Наиболее стойкие черты характера (альтруист или эгоист, общительный или замкнутый, активный или пассивный) формируются к 3-5 годам. Характер, поведение, привычки могут меняться в течение жизни, но в детстве закладываются наиболее важные черты, определяющие поведение в экстремальных ситуациях, когда не остается времени на раздумье.

Поведение человека зависит от работы мозга как в сфере сознания, так и в сфере бессознательного, где протекают сложные нервные процессы, во многом управляющие поступками человека.

Сфера сознания - это та сфера, где люди воспринимают себя, анализируют факты и принимают решения. Деятельность мозга часто отождествляют с зоной сознания. И в то же время не оценивается огромное число мыслительных процессов, протекающих вне сознания.

Зону бессознательного условно можно разделить на зону подсознания и зону первичной обработки информации. В зоне подсознания концентрируются системы нервных связей, фиксирующие ту информацию, которую человек получал в течение жизни, то, что мы называем памятью. Здесь же расположены многообразные, формирующиеся в течение жизни системы нервных связей, определяющие отношение к людям, к жизни, к труду.

Эти три зоны резко различаются по скорости протекающих в них нервных процессов. Если принять скорость протекания этих процессов в зоне сознания за единицу, то их скорость в зоне подсознания 105-106, а в зоне первичной обработки информации 1012-1014.

Таким образом, основная информация, поступающая в мозг, обрабатывается в зоне бессознательного. В зону сознания - этот Генеральный Штаб мозга поступает лишь самая важная, самая ответственная информация, требующая наиболее сложных и ответственных решений. Но и эта информация подвергается предварительному анализу и оценке в подсознании.

И поэтому сознание никогда не воспринимает внешнюю информацию с точностью объектива фотоаппарата. Оно получает ее первично обработанную в подсознании в соответствии с тем, что зафиксировано в уже упомянутых системах нервных связей. Коль скоро эти системы у каждого индивидуальны, то одни те же ситуации могут быть восприняты различными людьми совершенно по-разному.

2.1.2.Что же заложено в подсознании?

Что представляют собой и как формируются существующие в подсознании системы нервных связей?

Потребности . Их условно разделяют на первичные (то без чего жить невозможно) и вторичные, определяющие условия, в которых люди хотели бы жить и работать; на физиологические, духовные и эстетические. Ряд психологов (А.Маслоу) полагают, что полноценное развитие духовных и эстетических потребностей оказывается возможным только при удовлетворении физиологических потребностей. Можно говорить об определенной иерархии (пирамиде) потребностей.

1. На самом низшем уровне находятся первичные физиологические потребности: в пище, воде, кислороде, тепле, продолжении рода.

2. Потребность в физической и психологической защищенности (остаться в живых, избежать побоев и унижения, укрыться в убежище, обеспечить завтрашний день, избежать унизительной зависимости).

3. Потребность в общении и хорошем отношении (общаться с людьми, принадлежать к определенной группе).

4. Потребность в уважении (в одобрении, благодарности, признании).

5. Эстетические и познавательные потребности, потребности в порядке, справедливости, уюте, красоте, симметрии и т.п.

6. Высшие потребности в самореализации и самоуважении.

На поведение людей существенно влияют два фактора: с одной стороны стремление к самоутверждению, самореализации. Каждый человек хотел бы чувствовать себя более значимым, более заметным, более уважаемым. С другой стороны, каждый человек в той или иной мере испытывает неудовлетворенность, недовольство собой ("комплекс неполноценности"). Каждый так или иначе неудовлетворен собой, своими успехами, своим внешним видом, иногда обоснованно, а иногда без всяких оснований. Противоборство этих факторов определяет уровень душевного комфорта людей и существенно влияет на их поведение.

Если существуют разнообразные потребности, то должна складываться и определенная их иерархия (к чему надо стремиться в первую очередь и чего следует избегать). Эти характеристики относительной значимости тех или иных потребностей называют ценности, а их совокупность - системой ценностей или ценностными ориентациями .

Как потребности, так и ценности, формируются при многократных контактах с другими людьми, при неоднократном столкновении с различными ситуациями. В то же время формирование определенных ценностей и жизненных позиций может происходить и достаточно быстро при неожиданных эмоциональных воздействиях.

На формирование потребностей и ценностей в силу этого очень большое влияние оказывают ценности, традиции, нормы поведения семьи и того социального слоя, в котором живет и воспитывается человек, менталитет общества, ближайшего окружения человека. Этим, в частности, объясняется распространенность антропоцентристскогоэкологического сознания и его проявлений.

Поведение человека относится к совокупности физических действий и наблюдаемых эмоций, связанных с отдельными лицами, а также человеческой расы в целом. Некоторые виды поведения изменяются с возрастом. Хотя конкретные черты своей личности и темперамента могут быть неизменными, другие виды поведения будут меняться по мере взросления от рождения до совершеннолетия. На человеческое поведение сильно оказывают влияние социальное взаимодействие и культура, этика, власть, отношения, гипноз, убеждение и принуждение.

В социологии, поведение в целом включает в себя мероприятия, направленные на себя и других людей, и, таким образом, все основные человеческие действия. Поведение в этом общем смысле не следует путать с социальным поведением, которое являет собой более специализированные социальные действия, специально направленные на других людей. Приемлемость поведения в значительной степени зависит от социальных норм и регулируется с помощью различных средств социального контроля. Поведение человека изучается специализированными академическими дисциплинами: психиатрией, психологией, социологией, экономикой и антропологией.

Поведение человека включает в себя способы действий на основе различных факторов, таких, как генетика, социальные нормы, религия и отношение. Социальные нормы также влияют на поведение. В связи с конформистской природой человеческого общества в целом, люди испытывают давление определенных общественных правил. Различные типы поведения считаются либо приемлемыми, либо неприемлемыми в разных обществах и культурах. Мировоззрение человека может быть воспринято через религию и философию этого человека. Оно формирует то, как человек думает, и это, в свою очередь, приводит к различным способам поведения. Отношение может быть определено как степень, в которой человек имеет благоприятную или неблагоприятную оценку своего поведения.

Отношение является по существу отражением поведения в конкретных ситуациях. Таким образом, поведение человека в значительной степени находится под влиянием разнообразных факторов:

  1. Генетика.
  2. Социальные нормы.
  3. Творчество.
  4. Вера и культура.
  5. Отношения.

Отношение выражает благосклонность или немилость к человеку, месту, предмету или событию. Каждый человек имеет различное отношение к различным вещам. Отношение имеет много общего с сознанием, которое тоже очень влияет на поведение человека. Способ поведения человека во многом зависит от того, как он смотрит на ситуацию и чего ожидает от нее. Положительное отношение лучше, чем отрицательное, так как может принести отрицательные эмоции вызвать недовольство собой или болезни.

«Поведение на улице» - 7 – Пользуясь банкоматом и платным телефоном... На улице подальше держитесь от стен и домов. Не принимайте предложения вас от незнакомых водителей. 2 - Не носите с собой крупную сумму денег! 1 – Быть не вызывающе одетым! Держитесь ближе к краю тротуара. Правила безопасного поведения на улице. 6 – азартные игры!

«Правила поведения в школе» - Я - ученик. Классный час «Я – ученик». Цель. Чем вы обычно заняты на перемене? 6. Не бегайте на перемене. 1. Одевайте подходящую в школу одежду. Организовали игровой уголок. Одеваться культурно. 3. Сиди за партой ровно, не вертись. Не драться, не обзываться, не грубить. Правила поведения учащихся в школе.

«Правила поведения учащихся» - Учащиеся приходят в школу за 10-15 минут до начала занятий, чистые и опрятные. 3.1 До начала урока6 следует прибыть к кабинету до звонка, с разрешения учителя войти в кабинет и подготовиться к уроку; 3.2 Во время перерывов (перемен) учащиеся обязаны: - соблюдать дисциплину; Общие правила поведения. Настоящие правила устанавливают нормы поведения учащихся в здании и на территории школы.

«Правила поведения в природе» - Неживое. Растения. Тема: Впереди лето! Правила поведения на лугу. «Экос» - дом. На летних каникулах подготовь фото- или видеорепортаж о природе. «Логос» – наука. Правила поведения в лесу. Природа. Человек. Смена состава группы. Правила поведения на водоёме. Живое. Экологические связи. Не рви цветы, наслаждайся живой красотой природы; Лекарственные растения собирай в малых количествах; Не лови насекомых;

«Поведение в школе» - Получение заслуженного поощрения. Адаптационные занятия с первоклассниками. 6. Тукачева С.И. Адаптационные занятия с первоклассниками. *Проявление настойчивости как одного из условий успешной учебной деятельности. Дисциплина. *Формирование и закрепление трудолюбия как качества личности. Результат. Наличие мотива.

«Поведение школьника» - Анализ литературы по теме исследования. Заключение. Психологическое воздействие СМИ. Ужастики. Методы исследования: Памятка для подростков «В круговороте СМИ». Проводи больше свободного времени в общении с друзьями, родителями, чтении книг. Боевики. Влияние СМИ на поведение младших школьников. Исследование общественного мнения в компьютерном клубе села.

После этих предварительных замечаний мы можем перейти к решению поставленной задачи.
В применении к отдельным людям она гласит: 1) от каких условий зависит поведение человека? 2) Какие силы (условия) влияют на это поведение и какие эффекты они в нем вызывают! Иными словами, нельзя ли сформулировать ряд теорем, указывающих на причинную связь между определенными поступками человека как следствиями, и определенными условиями как причинами этих поступков?
Если бы достаточно глубоко и правильно удалось ответить на эти вопросы, то механизм человеческого поведения был бы раскрыт, а вместе с ним получено было бы объяснение различной судьбы различных людей.
В применении к социальным группам те же вопросы гласят: 1) от каких условий зависят организация и весь уклад жизни различных социальных групп! 2) Чем объяснить их различие! 3) Какие условия (силы) влияют на организацию группы и на ход ее общественной жизни! Какие эффекты вызывает каждая из этих сил в общественной жизни?

Таковы основные задачи этой части социологии2. Попытаемся кратко ответить на поставленные вопросы.

Теории "монистов" и " плюралистов"

Давно уже отдельные мыслители пытались решить их. Все ответы, которые давали они, можно разделить на две группы. Одни из социологов думали, что искомых условий немного; они хотели объяснить все поведение человека и_ход общественной жизни посредством какого-либо одного условия. Другие условия они считали или совершенно неважными, или имеющими второстепенное значение. Такие теории принято называть монистическими. Так, одни из социологов (напр. Конт и де-Роберти) в качестве такого условия выдвигали знание. Поведение человека, говорили они, зависит от его убеждений и верований. А характер последних зависит от знания. Знанием же определяется и ход общественной жизни. Каково будет знание народа, таковым будет его устройство, уклад его жизни и характер общественных процессов. Другие социологи (напр. Маркс, Энгельс и марксисты) в качестве такого основного условия выдвигали экономику, под которой они разумели, прежде всего, способы добывания существования, или состояние производительных сил. Каковы способы производства группы - такой будет и организация группы, так гласит их положение. Третьи, Тард и др., таким основным условием считали явление подражания; четвертые (напр., Дюркгейм) - явление разделения труда; пятые (Гумплович) - расу; шестые (Ле-Плэ, Ратцель и др.) такое основное условие видели в характере географических условий; седьмые (Кост) - в росте населения и т.д.
Все эти "монистические" теории характеризуются тем, что они пытаются объяснить поведение человека и общественную жизнь с помощью какого-либо одного условия или фактора, другим условиям они придают ничтожное или второстепенное значение. Другую группу теорий составляют теории плюралистические. Они полагают, что поведение людей и ход общественной жизни не объяснимы с помощью одного условия. Эти явления слишком сложны; они зависят от многих условий; здесь действует не одна, а много сил. Поэтому и объяснять их следует не с помощью одного условия, а многих условий или факторов. Таково основное положение "плюралистов".
^ целях краткости в данном учебнике я ограничиваюсь изложением только 1-й части "Социальной механики", исследующей силы, влияющие на поведения людей. Остальные две части "Социальной механики", изучающие: 1) характер и механизм социальных процессов, отвечающие на вопросы: как питается данная группа, какие институты в ней существуют для выполнения данной функции и почему они таковы, как размножается соц. группа, как она учится и как циркулируют в ней знания и т.д., с одной стороны, с другой; 2) изучающие механику социальных процессов на анализе судеб личности, показывающие: почему жизнь личности сложилась так, а не иначе, - эти две части "Соц. механики" совершенно не будут затронуты мной в виду отсутствия места. В будущем, при лучших типографских условиях, они будут введены в учебник. Подробная трактовка всех этих
вопросов будет дана в 3, 4 и 5 томах "Системы социологии", если им суждено выйти в
в свет.

Критика монистических теорий

Спрашивается: которое же из этих двух течений правильное? Второе, плюралистическое. Почему? Потому, во-первых, что с помощью одного условия ни одному "монисту" не удавалось объяснить поведение людей и ход общественной жизни; во-вторых, явления гораздо более простые, чем поведение людей, напр., явление простого движения неорганических тел, и то не удается объяснить путем одного условия. Движение неорганических тел (земли, планет, камня и т.д.) и то наука принуждена объяснять с помощью, по меньшей мере, двух условий: тяготения и инерции. Тем более необъяснимо с помощью одного условия сложнейшее явление в мире - поведение людей. "Монисты", пытающиеся это сделать, похожи на доктора, который все болезни стал бы лечить одним лекарством, напр., водой; польза такого лечения сомнительна. Столь же сомнительны объяснения монистов. В-третьих, ошибка их ясна и из следующего. Так как человек представляет собой, прежде всего, материальную массу, то в силу этого он подчинен законам физики и химии или силам неорганического мира. Далее, он представляет собою организм; поэтому поведение его подчинено силам биологическим, от которых зависит жизнь и поведение всякого организма; наконец, человек живет в обществе подобных себе существ и одарен сознанием или психикой; значит, поведение его зависит от сил социально-психических. Отсюда видно, что свести все эти условия - физико-химические, биологические и социально-психические - к одному условию нельзя; невозможно поэтому и объяснять поведение и общественную жизнь людей с помощью одного условия или характера.
Этих соображений достаточно, чтобы признать монистические теории ложными.

Основные группы сил, влияющие на поведение и общественную жизнь людей

Раз поведение людей и общественная жизнь социальной группы зависит от многих условий, каковы же эти условия? Какие силы определяют собой деятельность людей? Их много. Но они могут быть сведены к небольшому числу определенных групп. Все силы, влияющие на поведение людей и определяющие собой характер их совместной жизни, могут быть сведены к трем основным разрядам: 1) а: разряду космических (физикохимических) сил или "факторов"; 2) к разряду сил биологических, 3) к разряду сил социально-психических.
Совокупность сил, входящих в эти разряды, определяет поведение каждого из нас, организацию любой социальной группы и ход общественных событий. Каждое из этих условий или сил, определяющих собой поведение и жизнь людей, будем называть "раздражителем" человеческого поведение или "фактором" общественных событий. Термины: "сила", "фактор" и "раздражитель" будут употребляться нами как равнозначные. Теперь перейдем к более подробному изучению влияния различных раздражителей космического, биологического и социальнопсихического порядка.

Литература: "Система Логики" Д.С. Милля, главы, посвященные учению о причинности; A.A. Чуправ. Очерки по теории статистики; Майр. Закономерность в общественной жизни; Его же: Статистика и обществоведение, т. I и II; Кетаэ. Социальная физика; Сорокин. Теория факторов в социологии М.М. Ковалевского (в сборн. памяти М. Ковалевского).
"Новые идеи в экономике". Сборн. № 5 (ст. Кондратьева, Туг.-Барановского, Ксенополя и др.); Пирсон. Грамматика науки.

Первую группу раздражителей, определяющих собой поведение и жизнь людей, составляют условия космического порядка. Под ними следует разуметь все силы и явления мертвой природы, изучаемые физико-химическими науками. Они могут быть простыми и сложными. Примером простых космических раздражителей поведения людей могут быть такие явления, как: свет, звук, теплота, цвет, влажность, электричество и т.п. физико-химические явления. Сложные космические раздражители составляются из простых путем различных соединений их. Таковы: климат данного места, гористость или долинность последнего, распределение воды и суши, изрезанность данного места реками или отсутствие последних, состав и характер почвы, смена времен года, чередование дня и ночи и др. космические условия.
Как отдельный человек, так и целая совокупность людей находятся и живут посреди множества космических условий, в своей совокупности составляющих космическую среду. Эти условия непрерывно воздействуют на нас, непрерывно нас "раздражают" и заставляют нас реагировать (отвечать) на эти раздражения. Холод вынуждает нас совершать поступки, направленные на то, чтобы согреться (напр., застегнуть пальто, истопить печку, зажечь костер, перейти из холодного помещения в теплое и т.п.). Свет и темнота, в свою очередь, вынуждают нас к ряду других поступков. То же, как увидим сейчас, приходится сказать и о других космических раздражителях. Все они служат "толчками", то и дело "дергают" нас и вызывают от нас ряд овтетных актов на свои толчки.
Остановимся, для примера, на более подробном рассмотрении двух-трех простых космических раздражителей. Возьмем такие явления, как свет, температура или звук.

Влияние света и темноты

Влияет ли свет и темнота на поведение людей и обусловливают ли они ряд явлений в общественной жизни? Собственное наблюдение каждого дает положительный ответ на этот вопрос. При свете мы

ведем себя иначе, чем в темноте. Свет является необходимым условием для большинства наших действий. В темноте мы не можем ни писать, ни читать, ни делать всякое сколько-нибудь сложное дело. Наше настроение при свете иное, чем в темноте; в последней многие люди чувствуют себя жутко, испытывают страх, тревогу и т.д. Свет необходим для здоровья. Без него люди хиреют. А поведение здорового и хилого резко различны друг от друга.
Из этих обыденных фактов мы видим, что свет и темнота действительно влияют на наше поведение.
Так как естественная смена света (дня) темнотой (ночью) зависит не от нашей воли, так как она является условием космического порядка, то отсюда следует, что космические условия не безразличны для поведения людей.
Влияя на последние, они тем самым влияют и на общественную жизнь. Наблюдая последнюю, мы видим в ней смену периода бодрствования людей периодом отдыха. Бодрствование обычно совпадает с светлыми часами суток; покой и сон с часами ночными. Днем жизнь людей бурлит, кипит, пенится; ночью она затихает, замирает, засыпает.
Значит, дневно-ночной ритм общественной жизни в последней основе вызван космическим процессом смены света и темноты. Им же порожден и целый ряд других явлений общественной жизни. "Тяга людей к свету" проявляется и в экономической жизни: места, комнаты, квартиры и т.п. солнечные, световые, ценятся обычно дороже, чем места темные и мрачные. В странах ослепительно светлых и жарких - наоборот. Проявляется эта тяга к свету и в религии в виде обоготворения света и солнца; дана она и в поэзии, в виде поэтических гимнов свету; дает она знать себя и на всем теле общественной жизни. Если бы не было искусственного света, то деятельность людей целиком зависела бы от смены дня и ночи: с наступлением последней им волей-неволей приходилось бы прекращать свою работу; от этого производительность соц. группы пала бы, предметов необходимости было бы выработано меньше, значит, они были бы дороже; раз дороже, то многие не могли бы приобрести их; нужда увеличилась бы; общее здоровье населения понизилось, смертность возросла, словом, социальная жизнь группы была бы существенно иной, чем в том случае, когда недостатка в свете не было бы. Сейчас в России, особенно в ее городах, с истощением запасов керосина и др. искусственных источников света мы видим указанное различие и зависимость общественной жизни от естественного света.
Из сказанного влияние света, как фактора поведения и общественной жизни, становится ясным.
В этом отношении мы были бы в полной зависимости от естественной смены света и темноты, если бы не имели в своем распоряжении искусственных источников света (лучина, факел, керосин, электричество и т.д.). Они искусственны в том смысле, что "да будет свет" здесь зависит от человека, а не от природы. Им, а не от природы, изобретены лампа, свеча, фонарь и др. виды искусственного света, позволяющие человеку освещать темноту или обратно - гасить свет и устраивать темноту среди

естественного света. Такая возможность управлять светом и темнотой искусственно есть уже результат социально-психических условий, в частности знания. Знание позволило человеку создавать свет и темноту искусственно. Оно же, вместе с другими социально-психическими условиями или силами, делает человека менее зависимым от космического света и темноты; эти же силы позволяют ему и заставляют его день превращать в ночь, и обратно, бодроствовать ночью и спать днем и т.д.; словом, они освобождают нас от подчинения этим космическим силам.

Основные теоремы

Итог всего сказанного можно сформулировать в виде следующих двух теорем или теорем или законов социальной механики: 1) космическое условие света и темноты влияет на поведение людей и вызывает целый ряд явлений в ряде областей общественной жизни: и в экономической, и в религиозной, и в поэтической, и в правовой и в других.
2) Но степень зависимости поведения человека и общественной жизни от этих космических условий тем меньше, чем больше сумма социальнопсихических сил, находящихся в распоряжении данного человека или, данной группы людей, сил, дающих возможность создавать искусственный свет и темноту.
3) Отсюда в качестве вывода следует третье положение, когда человек или социальная группа в своей деятельности оказываются во все большей и большей зависимости от естественного света и темноты, это значит, что они все более и более беднеют социально-психическими силами, освобождающими человека от их влияния, это значит, что они разоряются и теряют эти социально-психические богатства; и обратно - уменьшение зависимости поведения и общественной жизни людей от космического света и темноты означает постепенный рост соответствующих соц.-психических сил у данной группы людей.
Так наз. культурные группы, имеющие в своем распоряжении различные источники искусственного света (газ, керосин, электричество и т.д.), гораздо богаче соответствущими соц.-психическими силами, чем первобытный человек, почти целиком зависящий от естественного света и темноты. Население России за последние годы беднеет в этом отношении, ибо оно становится все более и более зависимым от этих космических условий; источников искусственного света в его распоряжении делается меньше и меньше. Из властелинов света и темноты мы становимся постепенно рабами этих космических условий.
Влияние температуры Все сказанное о свете с надлежащими изменениями применимо и к такому космическому раздражителю, как температура или естественная теплота и холод. Эти космические условия также являются "раздражителями" поведения людей. Ими вызваны и вызываются к жизни целый ряд явлений общественной жизни.
В силу свойств человека, он может жить не во всякой температуре. Как сильный холод, так и жар одинаково неблагоприятны для жизни.

Крайние температуры делают последнюю невозможной. Места, неблагоприятные по температуре, заставляют человека удаляться от них в места с подходящей температурой. Отсюда следствие - наиболее населенными частями земли оказываются области, благоприятные в температурном отношении. Значит, естественная температура влияет прежде всего на место оседлости человека. Это отчетливо подтверждается следующей таблицей плотности населения территории Сев. Амер. Штатов.
Градусы температуры Плотность населения (по Фаренгейту) на 1 кв. милю (1890 г.)
Ниже 40 4,69 40-45 12,51 45-50 28,61 50-55 31,02 55-60 22,78 60-65 - 17,89 65-70 - 14,16 70-75 7,49 Выше 75 3,59
Из этой таблицы видно, что области Америки с крайними температурами населены слабо или совсем не заселены. Места с благоприятной температурой заселены плотно. То же наблюдается и всюду.
Влияние космической температуры, однако, этим не исчерпывается. Оно сказывается на всем поведении человека и во всех областях общественной жизни. Холод и жар заставляют нас совершать тысячи разнообразных поступков. Холод вынуждает нас надевать теплую одежду и ее застегивать, жар - одеваться в легкий костюм, холод заставляет нас топить печи, разводить костер, покупать дрова, устраивать теплые помещения, приобретать теплую одежду, укрываться теплыми одеялами, стремиться от мороза в теплынь и т.п.; жар побуждает к обратным действиям: к купанью, к стремлению в тень, в прохладные места, к приобретению легкой одежды, к прекращению топки, к усиленному утолению жажды и т.д. Далеко не одинакова и наша деятельность в разных температурных условиях: при большом морозе или чрезмерной жаре мы не можем выполнять ряда работ; они же влияют и на продуктивность работы. Они влияют и на наше здоровье; а через него - на все наше поведение и на величину смертности в населении.
Не будь этих космических раздражителей, мы не выполняли бы бесчисленное множество подобных актов, наша жизнь была бы иной; иным был бы и весь ход общественной жизни.
Влияя на поведение членов группы, космическая температура влияет и на всю общественную жизнь. Это влияние сказывается во всех областях последней. В хозяйственно-экономической области космическая температура дает себя знать и в смене хозяйственной деятельности населения: в зимние месяцы не пашут и не обрабатывают землю, а делают это в течение весны, лета и осени, т.е. в течение теплых времен года; температура влияет на урожай, тем самым - на цену хлеба и др. продуктов, а через это на все благосостояние населения; температуре же обязаны мы целым рядом экономических явлений; дровяным и топливным

вопросам, обширной дровяной, торфяной, нефтяной и угольной промышленностью; через топливо она влияет на все производство, ибо фабричные и заводские двигатели, как и большинство других машин и двигателей, могут работать только при определенной температуре; вода превращается в пар только при 100° Цельсия; а пар - двигает станки и машины. Словом, это космическое условие вызывает сотни и тысячи явлений в экономической деятельности людей. Проявляется оно и в других областях общественной жизни, например в правовой. В правовой области оно вызывает многочисленный ряд законов; напр., недавний декрет о дровяной повинности населения, декрет о десятиградусной температуре, выше которой населению Петрограда запрещается отапливать свои квартиры; декрет о реквизиции дров, теплой одежды и т.д. Сказывается влияние температурных колебаний, вместе с другими космическими условиями, и в таких явлениях, как количество преступлений в разные времена года, увеличение и уменьшение самоубийств в разные месяцы, количество зачатий и рождений и т.п. Так, статистика говорит нам, что преступления против личности (изнасилования, убийства, телесные повреждения) совершаются всего меньше в декабре, январе; в феврале и в марте, начиная с марта, они начинают расти и достигают наивысшей цифры в июне и июле, с августа они начинают падать. И это повторяется из года в год. Преступления имущественные (кражи) идут иначе: их всего меньше совершается в сентябре, с октября число их растет и достигает наибольшей величины в декабре и январе, далее они начинают падать, достигая низшего предела в августе и сентябре. Это колебание кривой краж также повторяется из года в год. Самоубийств всего больше бывает в мае. Зачатий всего больше совершается в течение летних месяцев: в мае, июне, июле и августе. И это явление также повторяется из года в год.
Если не прямо, то косвенно такое чередование явлений вызывается чередованием времен года и соответствующей природной температуры.
Не будь этого космического условия - все эти явления не имели бы места; поведение и общественная жизнь людей в этом случае имели бы совершенно иной характер. Мы не будем подробно следить за всеми явлениями, которые вызывает космическая температура. Из сказанного ясна несомненность этого влияния.
Если бы раздражители человеческого поведения исчерпывались космическими условиями, то мы находились бы в полной зависимости от естественной температуры. Но так как рядом с ними наше поведение определяется раздражителями иного порядка, в частности социальнопсихическими раздражителями, то эта зависимость относительная. Социально-психические силы, в частности знание, дают человеку возможность создавать искусственным путем нужную ему температуру. Мы можем создавать тепло там, где царит естественный холод, и обратно. Используя огонь, дрова, уголь, нефть, торф, создавая теплые помещения, одеваясь в теплые одежды, мы по своему желанию создаем ту температуру, которая нам нужна. Это уменьшает нашу зависимость от естественного холода или тепла. И эта зависимость тем меньше, чем больше в нашем распоряжении тех социально-психических сил, которые

дают нам возможность создавать искусственную температуру. Этих сил в распоряжении культурных людей имеется в несравненно большем количестве, чем в распоряжении диких людей. Последние не умеют и не могут ни строить теплых помещений, ни устраивать печи, ни использовать силы электричества, нефти, торфа, ни создавать машины, передающие тепло на далекое расстояние, не производят теплой одежды и т.д. Все их средства борьбы с космической температурой ограничиваются простым костром, звериной шкурой да простой землянкой. Этих средств в цивилизованном обществе гораздо больше, поэтому оно менее зависит от космической температуры. Поэтому и здесь применимы те же теоремы, которые мы формулировали в применении к космическому свету:
1) Влияние космической температуры несомненно.
2) Степень зависимости человеческого поведения и общественной жизни людей от нее обратно пропорциональна количеству социальнопсихических сил, дающих возможность человеку создавать искусственную температуру.
3) Увеличение зависимости от космической температуры означает уменьшение этих сил, и обратно.

Влияние других простых космических условий

Таким же путем мы могли бы, далее, проследить и убедиться в влиянии других простых
космических условий, в влиянии звука, цвета, космического электричества, инерции, тяготения, жидкого, твердого и газообразного состояния тел и т.д. Каждое из этих космических условий является раздражителем нашего поведения и фактором общественной жизни. Каждое из них похоже на веревку, которая постоянно "дергает" нас, заставляет совершать одни поступки и воздерживаться от других. Каждое из них вызывает в общественной жизни ряд институтов, явлений, процессов, которые без них не могли бы иметь места. Но, в виду краткости учебника, мы не будем очерчивать влияние каждого из этих факторов. Сказанное о свете и температуре с соответствующими изменениями применимо и к ним.
Влияние сложных косми- Перейдем прямо к характеристике влияния ческих условий и косми- сложных космических условий, представляюческой среды вообще щих соединение всех простых космических раздражителей: космической температуры, света, звука, влажности и т.п. Совокупность всех таких космических условий образует космическую среду, которая окружает как отдельного человека, так и любое население со всех сторон. Люди погружены в такую среду. Она постоянно воздействует на нас, постоянно "раздражает" нас и заставляет нас непрерывно реагировать на эти раздражения. Иными словами, мы должны постоянно приспособляться к этой космической среде и приспособлять ее к своим потребностям.
Любой человек и любое население живет в такой космической среде. Она дана, в виду климата данного места, в виде определенного характера обитаемой местности: ее гористости или долинности, изрезанности или неизрезанности ее реками, состава и характера почвы, богатства или