Павел коган биография дирижер личная жизнь. Павел Коган: биография, творческое наследие

Павел Давыдович Коган (1918-1942) - русский советский поэт романтического направления.

Биография

Павел Коган родился 4 июля 1918 г. в Киеве. В 1922 г. вместе с родителями переехал в Москву. В 1936-1939 гг. учился в ИФЛИ (Институт философии, литературы и истории), затем также занимался и в Литературном институте им. Горького. Выделялся из группы молодых поэтов, собиравшихся на поэтическом семинаре И. Сельвинского (Яшин, Кульчицкий и другие). При жизни не публиковался, хотя его стихи были популярны в кругу московской литературной молодёжи. Совместно с другом Георгием Лепским сочинил несколько песен, в том числе песню «Бригантина» (1937), с которой позже, уже в 1960-е гг., началась его известность.

Ещё школьником дважды исходил пешком центральную Россию. Побывал в геологической экспедиции в Армении (где его застала война). Хотя по состоянию здоровья имел бронхит, стал военным переводчиком, дослужился до звания лейтенанта. Коган и возглавляемая им разведгруппа попали в перестрелку на сопке Сахарная Голова под Новороссийском 23 сентября 1942 года, Коган был убит.

Творчество Когана, из которого многое утрачено, обнаруживает влияние Э. Багрицкого, что типично для времён его молодости. Революционная патетика сочетается с патриотизмом и темой военной угрозы. Некоторые стихи Когана, не связанные с политикой, позволяют уловить горечь, поиски сути жизни, но цельного впечатления они не оставляют. В стихах Когана преобладает повествовательность, для него важен ритм.

Вольфганг Казак

Звания

лейтенант

Должности

переводчик 1339-го стрелкового полка 318-й стрелковой дивизии 47-й армии

Биография

Павел Давидович Коган - русский советский поэт романтического направления. Автор слов песни «Бригантина».
Родился родился 4 июля 1918 года. Место рождения - Украинская ССР, г. Киев, в Киеве в семье Давида Борисовича (Боруховича) Когана (1895-1970) и Фани Моисеевны Коган (урождённая Парташникова, 1896-1977).

В 1922 году, с родителями, переехал в г. Москву. В школьные годы, пешком, дважды, исходил всю центральную Россию. C 1936 по 1939 гг. - учился в МИФЛИ (Московский институт философии, литературы и истории), а затем в Литературном институте им. А.М. Горького. Выделялся, из группы молодых поэтов, собиравшихся на поэтическом семинаре И. Сельвинского (А. Яшин, С. Наровчатов, М. Кульчицкий и другие). В 1937 году, написал песню "БРИГАНТИНА".

При жизни не публиковался, хотя его стихи были популярны, в кругу московской литературной молодёжи.

На момент начала Великой Отечественной войны, находился в геологической экспедиции, в Армении. Хотя, по состоянию здоровья (близорукость), был освобождён от призыва- стал офицером, военным переводчиком.

На фронте Великой Отечественной войны - Переводчик - командир разведгруппы 1339 стрелкового полка, 318 стрелковой дивизии, 47 Армии, Закавказского Фронта. Боевые награды: нет.

С Великой Отечественной войны не вернулся - 23.09.1942 года, погиб, в перестрелке, во время разведвыхода.

Захоронен: г. Новороссийск, восточная окраина, южный склон г. Безымянная; перезахоронен: г. Новороссийск, центральный округ, юго-западный район, городское кладбище, Мысхакское шоссе.

На сайте ОБД "Мемориал", имеются данные, на двух полных однофамильцев 1918 и 1905 годов рождения- проходивших службу, в одном полку, в одной должности, погибших в одно и то же время, имеющих фио, одного отца, что можно считать - ошибкой писаря части: не 1905 год рождения, а 1918 год рождения. ИЗВЕЩЕНИЕ: Московский ГВК, г. Москва, ул. Правды 1/2, отец- Коган Давид Борисович.

Только после гибели, в 1960-е годы, началась его известность, опубликовы стихи и книги.

Вечная Слава и Память Герою Великой Отечественной войны, поэту, автору песни "БРИГАНТИНА", погибшему, на взлёте, своего поэтического таланта, в 24 года, за РОДИНУ!

Приложение:

1. Именной список безвозвратных потерь 318 сд (с ОБД "МЕМОРИАЛ").

2. Донесение Отдела Кадров Закавказского фронта "О безвозвратных потерях офицерского состава"(с ОБД "МЕМОРИАЛ").

3. Приказ Главного Управления Кадров НК Обороны СССР, по личному составу армии, о исключении из списков
Красной Армии, в связи с гибелью (с ОБД "МЕМОРИАЛ").

4. Информация о захоронении(с ОБД "МЕМОРИАЛ").

При подготовке материала, использованы данные с https://ru.wikipedia.org/

Геннадий Чернаков.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

У этого человека могло быть совсем иное будущее. Успев прославиться как поэт романтического направления, он ушел на фронт. Павел Коган, биография, интересные факты станут темой нашей статьи.

С любовью к литературе

Павел появился на свет в 1918 году. Из родного Киева вместе с семьей он перебрался в российскую столицу. Украину он почти не запомнил, поскольку с четырех лет уже узнал Москву. О молодом человеке не так много информации. Но все же, кем был Павел Коган?

Биография Павла включает сведения, сохранившиеся в архивах института философии и литературы. Московское учебное заведение начало функционировать с 1931 года. В 36-м Павел зачисляется в его ряды, а по окончании перебирается в имени Горького. В этот период становится понятно - будущий поэт не представляет своей жизни без стихов. В свободное время он увлекается языками.

Скромность отличает талант

Очень быстро в рядах молодых авторов нашел свое место Павел Коган. Биография талантливого поэта содержит факты, говорящие о том, что он принимал активное участие на поэтических семинарах. Его сверстники Михаил Кульчицкий) отмечали творческие успехи товарища, однако, Павел оставался скромным для того, чтобы открыто публиковаться. Его имя носило известность в узких кругах. Литературная молодежь полюбила простые стихи, как и самого автора за его романтический настрой. Он дружил со многими писателями, среди которых был, к примеру, Георгий Лепский.

Главное достояние

Мало кто знает в современное время, какое наследие оставил Коган Павел Давыдович. Биография этого человека включает самый, пожалуй, известный факт его жизни. Знаменитая “Бригантина”, считающаяся первой бардовской песней, была написана им. Когда зарождалось это многие самодеятельные клубы назывались “Бригантиной”. Как Коган стал первооткрывателем романтического стиха среди творческой молодежи своего периода, так и “Бригантина” названа символом авторской песни. Она была представлена публике в 1937 году. Долгое время оставалась популярной, но с войной утратила былую славу. В начале 60-х ее исполнил Юрий Визбор, дав ей второе дыхание.

К сожалению, пока “Бригантина” пользовалась успехом в широких рядах, немногие знали, как выглядел создавший ее Павел Коган. Биография этого признанного таланта содержит, к сожалению, печальный факт. В 1942 году он погиб, участвуя в военных сражениях неподалеку от Новороссийска. С окончанием войны, когда в обществе воспевалась сила русского солдата, имя Когана всплыло с новой волной популярности “Бригантины”. Таким образом, общенациональная известность к самому автору пришла после его смерти.

Дорога, длиною в жизнь

Сейчас сложно сказать, сколько гениальных поэтов участвовало и погибло в отечественной войне. Отдавая дань, современники по крупицам могут собрать информацию, говорящую о том, кем в обыденной жизни был Павел Коган. Краткая биография не может отразить всей полноты его интересов, но о самых интересных фактах все же можно рассказать.

Незадолго до войны, Павел искал признания как перспективный автор. Известно, что руководитель объединения поэтов Иосиф Уткин принимал его лично, слушая отрывки стихов. Чем закончилась встреча для молодого человека, осталось неизвестно.

Будучи школьником, Коган любил пешие прогулки. Он прошел центральную часть страны, посетил многие города и районы, был в геологической экспедиции. Здесь, в Армении, пришло известие о наступлении немецких фашистов. Павел страдал близорукостью. По состоянию здоровья его освободили от призыва, но он остался в рядах советской армии офицером. Позже его повысили до военного переводчика, дали звание лейтенанта. Разведгруппа попала под обстрел, Павел Коган погиб на сопке Сахарная Голова. Похоронен в

Имя Павла Когана сегодня

В 1968 году Союзом писателей был посмертно награжден поэт Павел Коган. Биография этого человека на долгие годы вызывала интерес. Известно также, что во время учебы он познакомился с Еленой Ржевской, ставшей впоследствии писательницей. Она принимала участие в войне. От Павла женщина родила дочку.

При жизни Коган почти не издавался. Его произведения узнали свет в конце 50-х, попали в сборник “Гроза”. Стихи поэта отличает яркая исповедь, романтизм пропитан пережитками трудного времени, заметно ощутимо влияние войны. Стихи Павла Когана приобрели известность за границей. Многие из них переведены на иностранные языки.

Павел Коган (род. 06.06.1952 г.), выдающийся российский дирижер, достойно продолжает славные традиции своей семьи: его мать - профессор Московской государственной консерватории Елизавета Григорьевна Гилельс (род. 30.09.1919 г.), отец - великий скрипач Леонид Борисович Коган (род. 14.11.1924 г.). Имеет сына - Когана Дмитрия Павловича (род. 27.10.1978 г.).

Выпускник Московской государственной консерватории (1969-1976 гг.) по специальностям скрипка (класс профессора Юрия Янкелевича) и симфоническое дирижирование (класс профессора Лео Гинзбурга), Павел Коган начал свою блестящую карьеру как скрипач, завоевав 1 место на конкурсе им.Сибелиуса в Хельсинки (1970 год). За этой победой последовала активная гастрольная деятельность молодого музыканта, охватившая десятки городов бывшего СССР, а также многие страны мира. Практически одновременно началась и дирижерская карьера Павла Когана. С 1972 года он много и интересно работает как приглашенный дирижер с такими прославленными отечественными коллективами, как Государственный Академический симфонический оркестр СССР, Большой симфонический оркестр Гостелерадио, Академический симфонический оркестр Московской государственной филармонии, Заслуженный коллектив республики Академический симфонический оркестр Ленинградской государственной филармонии и многими другими, сотрудничает с ведущими зарубежными оркестрами - Филадельфийским, Лос-Анджелесской филармонией, Мюнхенской филармонией, Симфоническим оркестром Баварского радио, оркестром Романской Швейцарии, Национальными оркестрами Франции и Бельгии, оркестром радио и телевидения Испании и другими.

В 1986 году Павел Коган получает приглашение стать художественным руководителем и главным дирижером Загребского филармонического оркестра (СФРЮ). Работая в Загребе, музыкант значительную часть времени и творческих сил отдает родной стране, регулярно выступая в Москве, Ленинграде, прибалтийских столицах, Свердловске, Новосибирске, Красноярске, Киеве, Одессе, Кишиневе, Туле, Горьком, Ярославле и других городах бывшего СССР.

В 1987 году за свою яркую, активную дирижерскую деятельность он получает звание Заслуженного артиста РСФСР. Еще через год в качестве дирижера-постановщика ставит в Большом театре СССР "Травиату" Верди.

В 1989 году, на волне перестройки, впервые в России состоялись демократические выборы художественного руководителя и главного дирижера Московского государственного академического симфонического оркестра - музыканты единогласно избрали своим лидером Павла Когана. Последующие годы охарактеризовались необычайно интенсивной и плодотворной работой с оркестром, обогащением и расширением его репертуара, триумфальными гастролями в Великобритании, Франции, Германии, Италии, Испании, Швейцарии, Австрии, Австралии, Турции, Польше, Словении, Хорватии, Чехии, Японии, Южной Корее, Таиланде, Сингапуре, Тайване и других странах.

Дирижер неоднократно становился первым исполнителем произведений А.Петрова, Э.Денисова, М.Вайнберга, Г.Дмитриева и других российских исполнителей. Его связывает творческая дружба и многочисленные совместные выступления с такими выдающимися солистами, как И.Архипова, В.Третьяков, И.Ойстрах, Э.Вирсаладзе, Н.Петров, М.Плетнев, В.Репин, Н.Гутман, Д.Башкиров, А.Гаврилов, Ш.Минц, М.Рудь, Б.Дуглас, П.Бадура-Скода, Г.Шифф, Ф.Гулли, У.Уги, Ю.Франц, Я.Штаркер и многими другими.

1994 год принес Павлу Когану звание Народного артиста России. Значительными достижениями последнего времени стало исполнение цикла "Все симфонии П.И.Чайковского" (1993 г.) в Австралии и цикла "Все симфонии Л.Бетховена" (1995 г.) в Москве совместно с Московским государственным академическим симфоническим оркестром - эта работа целиком записана Российским телевидением, что дало возможность миллионам жителей самых отдаленных уголков страны насладится музыкой великого Бетховена в безупречной интерпретации Павла Когана.

Московским государственным академическим симфоническим оркестром были также исполнены и записаны все симфонические произведения С.Рахманинова.

Лучшие дня

Дирижер с открытостью и творческой радостью поддерживает интересные идеи и начинания, часто сам придумывая и осуществляя блестящие проекты. Один из последних таких проектов - исполнение в Большом зале Московской государственной консерватории цикла концертов "Все симфонии и вокальные произведения Густава Малера" - был осуществлен на протяжении прошлого и нынешнего сезонов. Этот грандиозный проект не имеет аналогов: в России весь Малер в последовательном исполнении прозвучал впервые.

Сезон 1996-1997 гг. подарил москвичам еще один цикл концертов - "Все симфонии Брамса и все фортепиоанные концерты Бетховена" (с Николаем Петровым в качестве солиста). За исполнение цикла концертов "Все симфонии и вокальные произведения Густава Малера" Павлу Когану была присуждена Государственная премия 1997 года. В 1997 году он стал действительным членом Академии Российского искусства.

Увлечения: художественная литература, классический джаз, автомобили, ретроавтомобили, пилотирование малых самолетов.

Павел Коган полон творческих сил и энергий. Его талант, его искусства по праву высоко оцениваются любителями музыки и профессионалами как в России, так и за ее пределами.

Живет и работает в Москве.

Адрес: 107009, г.Москва, Спартаковская пл., д.1/2, стр.1

Пожелание
Поклонник 13.02.2008 03:42:48

Прошу Вас, по-возможности, повысить заработную плату солистке Вашего оркестра арфистке Фролковой Людмиле Владимировне. Эта женщина являет собой подлинное украшение коллектива не только в музыкальном, но и общечеловеческом плане.

К 100-летию со дня рождения выдающегося советского поэта Павла Давыдовича Когана

4 июля 2018 года исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося советского поэта Павла Давыдовича Когана (1918 – 1942).

Павел Коган был одним из самых талантливых поэтов поколения, сформировавшегося во второй половине 1930-х годов накануне Великой Отечественной войны. Большая часть юношей, принадлежавших к этому поколению, погибла на фронте. За стихами Павла Когана стоит яркий портрет его поколения со своим восприятием мира. Тем он и интересен.

У Павла Когана почти нет стихотворений политического характера. Его стихи важны другим. Они показывают психологию, круг интересов и взгляд на мир молодого представителя советской интеллигенции, стоящего на советских позициях. В стихах Павла Когана мир прекрасен и удивителен. Хотя и трагичен.

Павел Коган родился в Киеве в интеллигентной семье. В 1922 году его родители переехали в Москву. Павел Коган вырос в писательском доме в Камергерском переулке (в советское время Камергерский переулок назывался проездом МХАТа) и в детстве и ранней юности общался и со многими выдающимися деятелями советской культуры, и со своими сверстниками с широким кругом интересов. Один из них, Эвальд Васильевич Ильенков (1924 – 1979), станет в будущем выдающимся советским философом.

Всё это, несомненно, оказало большое влияние на развитие поэта.

В детстве Павел был увлекающимся подростком. Он любил путешествовать, исходил пешком многие районы Центральной России. В более старшем возрасте ездил в геологические экспедиции. И достаточно рано начал писать стихи.

В 1936 году Павел Коган поступил в лучший гуманитарный ВУЗ СССР – Институт истории, философии и литературы (в дальнейшем слившийся с Московским университетом). Его сокращенное название – ИФЛИ веселые студенты расшифровывали, как Институт флирта и любовной интриги. Одновременно Павел посещает семинар в Литературном институте, которым руководил Илья Львович Сельвинский (1899 – 1968), и вскоре становится признанным лидером кружка молодых поэтов.

Кумиром юного поэта был Эдуард Георгиевич Багрицкий (Дзюбин) (1895 – 1934) – один из ярких представителей революционно-романтического направления в советской поэзии. Герои произведений Багрицкого жили яркой насыщенной жизнью, которая очень привлекала подростка.

Однако в начале 1930-х годов революционно-романтическая линия в советской поэзии отходит на второй план. Лидерами советской поэзии становятся такие молодые поэты, как Борис Петрович Корнилов (1907 – 1938), Павел Николаевич Васильев (1910 – 1937), Ярослав Васильевич Смеляков (1913 – 1972). Отличительной чертой их поэзии был оптимизм, реализм и любовь к самым разным сторонам повседневной жизни. Романтические мечтания о яркой и красивой жизни были им совершенно чужды. Поскольку нужно работать, а работа автоматически делает жизнь насыщенной. Такой взгляд на мир, несомненно, подпитывался социально-экономическими преобразованиями начала 1930-х годов.

Ещё в конце 1920-х годов любимый Павлом Коганом Э.Г. Багрицкий обменялся стихотворными посланиями с молодым поэтом нового поколения Николаем Ивановичем Дементьевым (1908 – 1935). Из этого обмена посланиями очень хорошо видны глубокие психологические различия и даже несовместимость Эдуарда Багрицкого и поэтов, входивших в литературу на рубеже 1920-х – 30-х годов. Хотя личные отношения между Багрицким и Дементьевым были хорошими.

В начале 1930-х годов романтические стихи Эдуарда Багрицкого теряют свою популярность у массового читателя. А Николай Дементьев пишет в 1933 году небольшую поэму «Мать», в которой, по-видимому впервые в отечественной литературе, говорится о преемственности между до- и послереволюционной Россией.

Пользуясь случаем, хочу отметить, что обстоятельства гибели Николая Дементьева, изображенные в современном российском сериале «Дело следователя Никитина», являются продуктом богатой фантазии авторов этого сериала. Никаких объективных подтверждений они не имеют.

Но в 1936 году с франкистским мятежом в Испании начинается Вторая мировая война. И это приводит к резким изменениям в советской культуре. Становится понятным, что страну ждут великие испытания. Поэтому добродушный и отчасти телячий восторг предыдущего поколения поэтов уходит на второй план. К тому же, наряду с революционными ценностями, начинают цениться и ценности патриотические. Ведущими поэтами становятся принявший советский строй сын царского генерала и княжны Оболенской Константин Михайлович Симонов (1915 – 1979) и крестьянский сын Михаил Васильевич Исаковский (1900 – 1973). Первый пишет стихи для будущих офицеров, второй – для будущих солдат. В стихах Михаила Исаковского девушка желает своему любимому «Если смерти, – то мгновенной… ». Такого в отечественной поэзии ещё не было.

В новые тенденции поэзии хорошо вписывается и романтика. В первую очередь, воинская. И на этом повороте истории спор между Багрицким и Дементьевым решается в пользу Эдуарда Багрицкого.

С романтической линией и связано главное направление творчества Павла Когана.

Стихи Павла Когана большей частью грустные. Поэт очень хорошо чувствует красоту окружающего мира и понимает, что эта красота не для него. Ибо жить ему осталось недолго.

Павел Коган вместе со своим другом Георгием Соломоновичем Лепским (1919 – 2002) стояли у истоков бардовской песни. Они написали ряд песен, получивших известность в студенческой среде. Павел Коган писал слова, Георгий Лепский – музыку. Одна и этих песен – «Бригантина» приобрела среди молодежи огромную популярность в начале 1960-х годов. Однако при этом из неё как-то исчез самый главный куплет, совершенно менявший смысл песни:


С самою заветною мечтой,
Флибустьеры и авантюристы
По крови горячей и густой .

В результате «Бригантина» из глубокого стихотворения о взрослении и преодолении иллюзий детства и юности превратилась в красивую сказку про яркую пиратскую жизнь в духе стихотворения Эдуарда Багрицкого о том, как три грека в Одессу везут контрабанду. Павел Коган с горечью осознавал, что «Бригантина» — это всего лишь красивая сказка о яркой жизни, его поклонники 1950-х годов на эту тему толком и не задумывались.

В одном из своих стихотворений Павел Коган писал:

Люди не замечают, когда кончается детство,
Им грустно, когда кончается юность,
Тоскливо, когда наступает старость,
И жутко, когда ожидают смерть.
Мне было жутко, когда кончилось детство,
Мне тоскливо, что кончается юность,
Неужели я грустью встречу старость
И не замечу смерть?

В 1939 году Павел Коган начал работать над романом в стихах «Владимир Рогов» («Первая треть»), поставив своей целью создать портрет молодого человека своей эпохи, вышедшего из среды интеллигенции. Поэт поставил перед собой очень высокую планку, рассматривая свой роман в качестве современного «Евгения Онегина». Закончить эту работу Павел Коган не успел. Написана первая глава, посвященная диалогу с молодым представителем интеллигенции, не приемлющего советской действительности, и главы, посвященные детству героя.

К сожалению, у Павла Когана есть стихи, которые не заслуживают одобрения. Например:

Но мы ещё дойдем до Ганга,
Но мы ещё умрем в боях,
Чтоб от Японии до Англии
Сияла Родина моя.

Это было написано, разумеется, из самых лучших побуждений. Но экспорт революции, как известно, ни к чему хорошему не приводит.

Павел Коган женился на студентке ИФЛИ, которая училась курсом младше. У них родилась дочь Ольга. В дальнейшем жена Павла Когана стала писательницей. Свои произведения она публиковала под псевдонимом Елена Ржевская.

Для понимания сути какого-то явления бывает полезно поставить это явление в какой-то ряд.

Павла Когана можно поставить в два ряда. Во-первых – это ряд талантливых поэтов из числа предвоенного студенчества. Таких, как Михаил Валентинович Кульчицкий (1919 – 1943), Николай Петрович Майоров (1919 – 1942). Их стихи, хоть и почти не печатались, но пользовались большой популярностью в своем кругу. А с другой стороны, Павла Когана можно сравнить с поэтами, которые писали стихи исключительно для себя и чье творчество стало известным лишь в силу случайности. Из таких поэтов, принадлежавших к поколению П. Когана, можно вспомнить Юрия Федоровича Баранова (1922 – 1942) и Василия Михайловича Кубанева (1921 – 1942), из предыдущего поколения — Сергея Ивановича Чекмарева (1910 – 1933). В этот список можно, наверное, включить и московского школьника Льва Федоровича Федотова (1923 – 1943). Он не писал стихов, но зато писал дневник, в котором делал предсказания о грядущих событиях. И эти предсказания большей частью сбывались. Вот что Лева написал в своем дневнике 5 июня 1941 года:

«Хотя сейчас Германия находится с нами в дружественных отношениях, я твёрдо уверен, что всё это только видимость. Тем самым она думает усыпить нашу бдительность, чтобы в подходящий момент всадить нам отравленный нож в спину… С тех пор, как в мае немцы высадились в Финляндии, меня не покидает твердая уверенность в том, что идет тайная подготовка нападения на нашу страну со стороны не только бывшей Польши, но и со стороны Румынии, Болгарии и Финляндии…

Рассуждая о том, что, рассовав свои войска вблизи нашей границы, Германия не станет долго ждать, я приобрел уверенность, что лето этого года у нас в стране будет неспокойным. Я думаю, что война начнется или во второй половине этого месяца, или в начале июля, но не позже, ибо Германия будет стремиться окончить войну до морозов. Я лично твердо убежден, что это будет последний наглый шаг германских деспотов, так как до зимы они нас не победят. Победа победой, но вот то, что мы сможем потерять в первую половину войны много территории, это возможно.

Честно фашисты никогда не поступят. Они наверняка не будут объявлять нам войну, а нападут неожиданно, чтобы путем внезапного вторжения захватить побольше наших земель. Как ни тяжело, но мы оставим немцам такие центры, как Житомир, Винница, Псков, Гомель и кое-какие другие. Минск мы, конечно, сдадим, Киев немцы тоже могут захватить, но с непомерно большими трудностями. О судьбах Ленинграда, Новгорода, Калинина, Смоленска, Брянска, Кривого Рога, Николаева и Одессы я боюсь рассуждать. Правда, немцы настолько сильны, что не исключена возможность потерь даже этих городов, за исключением только Ленинграда. То, что Ленинград немцам не видать, в этом я твердо уверен. Если же враг займет и его, то это будет, лишь тогда, когда падет последний ленинградец. До тех пор, пока ленинградцы на ногах, город Ленина будет наш!..

За Одессу как за крупный порт мы должны, по-моему, бороться более интенсивно, чем даже за Киев. И я думаю, одесские моряки достойно всыпят германцам за вторжение в область их города. Если же мы и сдадим по вынуждению Одессу, то гораздо позже Киева, так как Одессе сильно поможет море. Понятно, что немцы будут мечтать об окружении Москвы и Ленинграда, но я думаю, что они с этим не справятся.

Окружить Ленинград фашисты еще смогут, но взять его - нет! Окружить же Москву они не смогут вообще, потому, что не успеют замкнуть кольцо к зиме. Зимой же для них районы Москвы и ее округи будут просто могилой…»

О будущей войне писал и Юрий Баранов в своем стихотворении «Голубой разлив». В отличии от Льва Федотова он не конкретизировал ход военных действий, ограничившись утверждением о том, что война будет исключительно тяжелой, но в конце концов закончится победой Советского Союза. И в этой войне большая часть его поколения погибнет. Из контекста видно, что сам Юрий относил себя к этой части.

В начале войны Павла Когана из-за близорукости в армию не призвали. Тогда он записался на курсы военных переводчиков, после окончания который всё-таки был направлен на фронт. Вскоре ему было присвоено звание лейтенанта. В армии поэт не только переводил на допросах «языков», но и участвовал в боях, ходил в разведку.

Павел Давыдович Коган погиб в бою 23 сентября 1942 года под Новороссийском. Первый сборник его стихов был издан только в 1960 году.

Стихи Павла Когана наглядно показывают мощный творческий потенциал его поколения. К сожалению, он не смог реализоваться в полной мере – большинство сверстников П.Д. Когана не вернулись с войны.

С.В. Багоцкий

Некоторые стихи Павла Когана:

Бригантина

Надоело говорить и спорить,
И любить усталые глаза…

Бригантина подымает паруса…
Капитан, обветренный, как скалы,
Вышел в море, не дождавшись нас…
На прощанье подымай бокалы
Золотого терпкого вина.
Пьем за яростных, за непохожих,
За презревших грошевой уют.

Люди Флинта песенку поют.
Так прощаемся мы с серебристой,
Самою заветною мечтой,
Флибустьеры и авантюристы
По крови, упругой и густой.
И в беде, и в радости, и в горе
Только чуточку прищурь глаза.
В флибустьерском дальнем море
Бригантина подымает паруса.
Вьется по ветру веселый Роджер,
Люди Флинта песенку поют,
И, звеня бокалами, мы тоже
Запеваем песенку свою.
Надоело говорить и спорить,
И любить усталые глаза…
В флибустьерском дальнем море
Бригантина подымает паруса…

Гроза

Косым, стремительным углом
И ветром, режущим глаза,
Переломившейся ветлой
На землю падала гроза.
И, громом возвестив весну,
Она звенела по траве,
С размаху вышибая дверь
В стремительность и крутизну.
И вниз. К обрыву. Под уклон.
К воде. К беседке из надежд,
Где столько вымокло одежд,
Надежд и песен утекло.
Далеко, может быть, в края,
Где девушка живет моя.
Но, сосен мирные ряды
Высокой силой раскачав,
Вдруг задохнулась и в кусты
Упала выводком галчат.
И люди вышли из квартир,
Устало высохла трава.
И снова тишь. И снова мир.
Как равнодушье, как овал.
Я с детства не любил овал!
Я с детства угол рисовал!

Звезда

Светлая моя звезда.
Боль моя старинная.
Гарь приносят поезда
Дальнюю, полынную.
От чужих твоих степей,
Где теперь начало
Всех начал моих и дней
И тоски причалы.
Сколько писем нес сентябрь,
Сколько ярких писем…
Ладно — раньше, но хотя б
Сейчас поторопиться.
В поле темень, в поле жуть –
Осень над Россией.
Поднимаюсь. Подхожу
К окнам темно-синим.
Темень. Глухо.
Темень. Тишь.
Старая тревога.
Научи меня нести
Мужество в дороге.
Научи меня всегда
Цель видать сквозь дали.
Утоли, моя звезда,
Все мои печали.
Темень. Глухо. Поезда
Гарь несут полынную.
Родина моя. Звезда.
Боль моя старинная.

Монолог

Мы кончены. Мы отступили.
Пересчитаем раны и трофеи.
Мы пили водку, пили «ерофеич»,
Но настоящего вина не пили.
Авантюристы, мы искали подвиг,
Мечтатели, мы бредили боями,
А век велел — на выгребные ямы!
А век командовал: «В шеренгу по два!»
Мы отступили. И тогда кривая
Нас понесла наверх. И мы как надо
Приняли бой, лица не закрывая,
Лицом к лицу и не прося пощады.
Мы отступали медленно, но честно.
Мы били в лоб. Мы не стреляли сбоку.
Но камень бил, но резала осока,
Но злобою на нас несло из окон
И горечью нас обжигала песня.
Мы кончены. Мы понимаем сами,
Потомки викингов, преемники пиратов:
Честнейшие — мы были подлецами,
Смелейшие — мы были ренегаты.
Я понимаю всё. И я не спорю.
Высокий век идет высоким трактом.
Я говорю: «Да здравствует история!»
— И головою падаю под трактор.

Поэту

Эта ночь раскидала огни,
Неожиданная, как беда.
Так ли падает птица вниз,
Крылья острые раскидав?
Эта полночь сведёт с ума,
Перепутает дни — и прочь.
Из Норвегии шёл туман.
Злая ночь. Балтийская ночь.
Ты лежал на сыром песке,
Как надежду обняв песок.
То ль рубин горит на виске,
То ль рябиной зацвел висок.
Ах, на сколько тревожных лет
Горечь эту я сберегу!
Злою ночью лежал поэт
На пустом, как тоска, берегу.
Ночью встанешь. И вновь и вновь
Запеваешь песенку ту же:
Ах ты ночь, ты моя любовь,
Что ты злою бедою кружишь?
Есть на свете город Каир,
Он ночами мне часто снится,
Как стихи прямые твои,
Как косые ее ресницы.
Но, хрипя, отвечает тень:
«Прекрати. Перестань. Не надо.
В мире ночь. В мире будет день.
И весна за снега награда.
Мир огромен. Снега косы,
Людям — слово, а травам шелест.
Сын ты этой земли иль не сын?
Сын ты этой земле иль пришелец?
Выходи. Колобродь. Атамань.
Травы дрогнут. Дороги заждались дождя…

…Но ты слишком долго вдыхал болотный туман.
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя».