Плохое настроение ильин. Пример сочинения на егэ по русскому языку по тексту ильина

Иван Ильин

Знать бы, откуда оно берется! Если бы можно было скорее прогнать его. Но оно как погода: никто не знает, откуда, когда, почему… В отличие от погоды, для нашего меняющегося настроения нет даже предсказателей. Нужно просто покориться.

Нет, ни в коем случае! Не может быть и речи о покорности!

Плохое настроение должно нас слушаться!

Плохое настроение — это не то, что я представляю собой, не то, что происходит в глубине моей души, оно лишь обозначает, как я к этому отношусь, и затем, что я даю почувствовать другим людям. Два последних обстоятельства — в нашей власти: мы распоряжаемся ими, и они должны покоряться. Кто этого еще не понял, должен по возможности скоро научиться понимать; потому что это относится к основам самообладания.

Плохое настроение возникает из внутреннего разлада, основной узел которого остается в подсознании, и его нелегко распутать. Этот разлад или, как выражаются лечащие душу врачи, этот «конфликт» возник не вдруг; скорее всего, он сохраняется с детских лет и может внезапно оживиться или слегка обостриться. Возможно, я избавлюсь от него; однако возможно также, что я буду нести его с собою до самой смерти. Да, я буду носить его в себе и его выносить, примирюсь с его существованием, буду вынужден поставить его на службу делу, одним словом — я справлюсь с ним творчески. Боже небесный, ведь это не причина для «плохого настроения»!

На свете вряд ли найдется человек, которому не приходилось иметь дело с душевным конфликтом. У каждого он свой, и каждый хотел бы избавиться от него. Неужели поэтому у всех есть право на плохое настроение? Должны ли все по этой причине становиться угрюмыми, ходить со злыми лицами или даже кричать друг на друга?

Внутренний разлад следует воспринимать серьезно, совершенно серьезно. Он принадлежит тому, что я есть. Он обозначает одну из моих внутренних жизненных задач. Он может обостриться, создать душевный застой, вызвать дурное настроение. Это дурное настроение остается для меня неясным, непроницаемым; оно входит в мою сознательную жизнь и в мое общее самочувствие как необъяснимый факт. Я чувствую себя подавленным, беспомощным, унылым. Из-за этого я раздражаюсь, и этому моему раздражению в виде «плохого настроения» я даю волю в обществе. Так это выглядит на самом деле. Но нельзя, чтобы так было и впредь.

Ясно, что за плохим настроением стоит конфликт. Этот конфликт нужно рассматривать как своего рода творческий заряд и обращаться с ним соответственно. Хорошо, что этот заряд есть; ведь из незаряженного орудия не выстрелишь. Совсем не страшно, что еще не удалось подчинить себе этот заряд: значит, есть задача и ее надо разрешить. Душевный застой неприятен. Но неприятность — всего лишь скорлупа новой силы и новой жизни. Расколи орех — получишь сладкое ядро. Нет причины для дурного настроения! Однако дурное настроение есть. Переноси его спокойно и уверенно! Ты его уже видишь насквозь. Посмотри, конфликт — это обещание, и вскоре ты уже победитель.

Ты вовсе не беспомощен. Ты обрел мужество, и подавленность пропала. Плохое настроение рассеялось.

Или еще нет? Так ты понял его творчески-интимную природу и будешь остерегаться делать сокровенное достоянием общества.

Твое личное дело, как ты относишься к своему внутреннему конфликту, к этому предчувствуемому заряду новых сил. Если ты не умеешь утвердиться внутри себя как победитель, если ты настолько неблагодарен, что, стоя пред главной задачей своей жизни, видишь лишь «трудности» и «неприятности» и становишься «угрюмым», то не выноси хотя бы на люди свою трусость! Сильный характер радуется трудностям и улыбается неприятностям. Чем труднее испытание, тем радостнее победа. Если ты еще не нашел в себе этих сил, будь тем не менее уверен, что ты их найдешь. Не можешь один — ищи помощи, но самое главное — молись: искреннюю молитву всегда услышат. Но только не обнаруживай свою преходящую слабость пред чужими!

Неприлично выбалтывать секреты; а плохое настроение совершает это. Как по-детски — плакать от боли; а плохое настроение — плакса. Как преступно заражать других своей болезнью; а плохое настроение заразно. Разве ты не знаешь, как спокойно и мило умеет улыбаться превосходящий тебя? Эта улыбка для плохого настроения невыносима.

Мало того, понимая, что крайние разногласия между супругами могут скорее всего возникнуть в смешанных христианско-языческих семьях, Апостол наставляет и таковых супругов: Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его; ибо неверующий муж освящается женою (верующею), и жена неверующая освящается мужем (верующим) (1 Кор. 7, 12-14). В словах Апостола не просьба или объяснение идеала, но властное повеление, констатация долга: «Не я повелеваю, а Господь… не должен, не должна…»

Причин, по которым супруги решаются на развод, кажется, много, но все они сводятся к одной: непониманию сущности брака. Если видеть в браке лишь удобную форму получше, поприятнее, повеселее пожить, то причин для неудовлетворенности появится множество: «ушла любовь», «он (или она) не понимает меня», «оказалось, что мы разные люди», «полюбил (или полюбила) другого», «надоели скандалы», «он (или она) пьет», «не могу видеть тещу (или свекровь)», «не сошлись характерами». Это языческое понимание брака, отказ от страданий, от утеснении. Но душа устает без страданий, без креста. Это не странно. «Всякая душа по природе своей христианка», — писал учитель Церкви Тертуллиан. Не случайно и обветшавший в утонченном разврате Рим, и детски-бесстыдная языческая Русь вместе с учением Христа легко приняли и давно забытое, но вложенное в каждого человека Творцом понятие целомудренного, чистого, спасительного служения друг другу в семейном союзе.

Для верующих супругов первое и главное дело — это дело спасения, и брак понимается как удобное для спасения состояние. Брак дан Богом человеку, чтобы удовлетворить свойственное ему стремление к плотскому единению, для продолжения рода и как защита от блуда. В избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа (1 Кор. 7, 2), — говорит Апостол.

Христианский брак освящен таинством браковенчания. Брак у всех да будет честен и ложе непорочно (Ев. 13, 4), — читаем в Писании. Верующие супруги ищут в браке не только личных удовольствий, но и возможности деятельной любви и заботы о другом человеке. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других (Флп. 2, 4), — наставляет апостол Павел. Заботу и любовь к ближнему, завещанную Спасителем, легче и естественнее проявить в семье к самому близкому человеку — супругу, с которым вы одна плоть. Естественно, взять на себя труд терпеть его недостатки, грехи, болезни. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал. 6, 2), — советует Божественный Апостол и повторяет: Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас (Еф. 4, 32).

Супруги-христиане не только одна плоть, они близки друг другу и по духу, близки Кровию Христовою (Еф. 2, 13). Для таких супругов терпение — добродетель и в кратковременных, как и все в этой жизни, горестях они видят несение креста Христова, то есть путь к Жизни Вечной, а в своих страданиях смотрят не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно (2 Кор. 4, 18). Это вечное — будущая вечная жизнь, величайшая награда терпению. Впрочем, Божий дар любви, ниспосланный в таинстве браковенчания, помогает преодолеть и то, что кажется непреодолимым.

И все же… Приходят за советом и благословением на расторжение брака. Приходят не под влиянием временного настроения, приходят в отчаянии: «Не могу больше так жить». Такое отчаяние подобно отчаянию самоубийцы: «Не могу больше так жить». То есть жить могу, а «так» не могу. Вспомним, что самоубийц не отпевают в церкви, не хоронят в освященной земле, не поминают на церковной службе, в общей молитве. Потому что это бесполезно. Их будущее — геенна огненная, рядом с Иудой. Участь супруга, разделяющего соединенное Богом, так же печальна. Спаситель недвусмысленно называет разводящегося для вступления в новый брак прелюбодеем, также и вступившего в брак с разведенной или разведенным. Во времена Иисуса Христа прелюбодея наказывали, как убийцу. Сегодня мы говорим: прелюбодеяние — это смертный грех. Господь предупреждает таковых: Дети прелюбодеев будут несовершенны, и семя беззаконного ложа исчезнет (Прем. 3, 16). Посмотрите вокруг, как возрастает число несовершенных физически и нравственно детей, увеличивается родительское горе. К тому же эти дети, даже преступные дети, будут свидетелями против своих родителей на Страшном Суде. Ибо дети, рождаемые от беззаконных сожитии, суть свидетели разврата против родителей при допросе их (Прем. 4, 6).

Но и в этой жизни гнев Господень поражает страданиями тех, кто, желая лучшего, менее обременительного или более сладостного союза, расторгнул первый. Так некогда Господь обрек на страдания целый народ, в чем и упрекает Пророк своих единоплеменников: За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя (Мал. 2, 14). Не оставлена без скорбей и та, которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего (Притч. 2, 17).

Отвергая крест тяжелой семейной жизни, мы берем другой, по уверениям святых отцов, более тяжелый. Стоит ли?

Претерпевший же до конца спасется (Мк. 13, 13), — обещает Спаситель. Надо терпеть, как терпим мы больное или беспокойное дитя, как терпим болезнь. Ведь терпим же мы какую-нибудь гноящуюся незаживающую язву. «А если невмоготу?» Что ж, пойди к хирургу, он отсечет тебе больную руку или ногу и живи так, без руки или ноги. По словам Апостола, если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим (1 Кор. 7, 11). Впрочем, спокойная, но одинокая жизнь, даже после самых жестоких семейных бурь, скоро прискучит. Ибо не все вмещают слово сие, но кому дано (Мф. 19, 11), — предупреждает таковых Спаситель. Поэтому лучше еще раз подумать.

Имея возможность наблюдать опыт многих семейных трагедий, скажу, что часто, насытившись одиночеством, бывший супруг или супруга больше вспоминают не ссоры, крик и злоречие, а «жену юности», милого и желанного мужа, их тревожит вместе пережитое, общие вещи. Чтобы утишить боль воспоминаний, им приходится вновь и вновь доказывать прошлую вину другого и свою правоту. Доказывать себе и близким; особенно хочется доказать тем, кто никогда не примет сердцем этих доказательств и не поймет, их — детям. И еще можно заметить, что созданные после развода семьи — очень трудные. Выпрошенный крест оказывается вдвое тяжелее.

Там же, где терпение побеждает, нередко постепенно налаживается жизнь, может быть, не совсем безоблачная, но более спокойная. И удобная для спасения. Не отвергай скорбей, полезнее их пережить, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает… (Рим. 5, 3-5), то есть не обманывает, не бывает бесплодной.


Плохое настроение. Знать бы, откуда оно берется! Если бы можно было скорее прогнать его. Но оно как погода: никто не знает, откуда, когда, почему… В отличие от погоды, для нашего меняющегося настроения нет даже предсказателей. Нужно просто покориться.
Нет, ни в коем случае! Не может быть и речи о покорности!

Плохое настроение должно нас слушаться!
Плохое настроение — это не то, что я представляю собой, не то, что происходит в глубине моей души, оно лишь обозначает, как я к этому отношусь, и затем, что я даю почувствовать другим людям. Два последних обстоятельства — в нашей власти: мы распоряжаемся ими, и они должны покоряться. Кто этого еще не понял, должен по возможности скоро научиться понимать; потому что это относится к основам самообладания.

Плохое настроение возникает из внутреннего разлада, основной узел которого остается в подсознании, и его нелегко распутать. Этот разлад или, как выражаются лечащие душу врачи, этот «конфликт» возник не вдруг; скорее всего, он сохраняется с детских лет и может внезапно оживиться или слегка обостриться. Возможно, я избавлюсь от него; однако возможно также, что я буду нести его с собою до самой смерти. Да, я буду носить его в себе и его выносить, примирюсь с его существованием, буду вынужден поставить его на службу делу, одним словом — я справлюсь с ним творчески. Боже небесный, ведь это не причина для «плохого настроения»!

На свете вряд ли найдется человек, которому не приходилось иметь дело с душевным конфликтом. У каждого он свой, и каждый хотел бы избавиться от него. Неужели поэтому у всех есть право на плохое настроение? Должны ли все по этой причине становиться угрюмыми, ходить со злыми лицами или даже кричать друг на друга?

Внутренний разлад следует воспринимать серьезно, совершенно серьезно. Он принадлежит тому, что я есть. Он обозначает одну из моих внутренних жизненных задач. Он может обостриться, создать душевный застой, вызвать дурное настроение. Это дурное настроение остается для меня неясным, непроницаемым; оно входит в мою сознательную жизнь и в мое общее самочувствие как необъяснимый факт. Я чувствую себя подавленным, беспомощным, унылым. Из-за этого я раздражаюсь, и этому моему раздражению в виде «плохого настроения» я даю волю в обществе. Так это выглядит па самом деле. Но нельзя, чтобы так было и впредь.

Ясно, что за плохим настроением стоит конфликт. Этот конфликт нужно рассматривать как своего рода творческий заряд и обращаться с ним соответственно. Хорошо, что этот заряд есть; ведь из незаряженного орудия не выстрелишь. Совсем не страшно, что еще не удалось подчинить себе этот заряд: значит, есть задача и ее надо разрешить. Душевный застой неприятен. Но неприятность — всего лишь скорлупа новой силы и новой жизни. Расколи орех — получишь сладкое ядро. Нет причины для дурного настроения! Однако дурное настроение есть. Переноси его спокойно и уверенно! Ты его уже видишь насквозь. Посмотри, конфликт — это обещание, и вскоре ты уже победитель.

Ты вовсе не беспомощен. Ты обрел мужество, и подавленность пропала. Плохое настроение рассеялось.
Или еще нет? Так ты понял его творчески-интимную природу и будешь остерегаться делать сокровенное достоянием общества.

Твое личное дело, как ты относишься к своему внутреннему конфликту, к этому предчувствуемому заряду новых сил. Если ты не умеешь утвердиться внутри себя как победитель, если ты настолько неблагодарен, что, стоя пред главной задачей своей жизни, видишь лишь «трудности» и «неприятности» и становишься «угрюмым», то не выноси хотя бы на люди свою трусость! Сильный характер радуется трудностям и улыбается неприятностям. Чем труднее испытание, тем радостнее победа. Если ты еще не нашел в себе этих сил, будь тем не менее уверен, что ты их найдешь. Не можешь один — ищи помощи, но самое главное — молись: искреннюю молитву всегда услышат. Но только не обнаруживай свою преходящую слабость пред чужими!

Неприлично выбалтывать секреты; а плохое настроение совершает это. Как по-детски — плакать от боли; а плохое настроение — плакса. Как преступно заражать других своей болезнью; а плохое настроение заразно.

Разве ты не знаешь, как спокойно и мило умеет улыбаться превосходящий тебя? Эта улыбка для плохого настроения невыносима.

Профессор Иван Ильин, из книги "Я вглядываюсь в жизнь"

В тексте Ивана Александровича Ильина поднимается проблема отношения человека к плохому настроению.

В основу своего повествования автор взял размышления на тему влияния плохого настроения на окружающих и себя. Он рассказывает, что плохое настроение появляется из разлада человека и что человеку следует скрывать его от окружающих, чтобы не заражать их им.

Приведём пример из романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин".

Ленский, уговоривший Онегина поехать на именины Татьяны, становится жертвой дурного настроения Евгения, который, попав в ненавистное ему окружение из гостей-соседей, мстит другу ухаживанием за Ольгой, что приводит к дуэли и смерти Ленского.

Также можно привести пример из романа М.ЮЛермонтова "Герой нашего времени". В нём Печорин и Грушницкий не стали прощать друг другу обиды, они оба пытались на злобу ответить злобой, что привело к дуэли. Проявляя они хоть немного понимания, и трагических последствий можно было бы избежать.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что если каждый из наст будет бороться с ненавистью хотя бы в себе, то мир станет немного добрее.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-05-30

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Сочинение-рассуждение на тему «Плохое настроение» по тексту Ильина

Все люди знают, что мир, в котором мы живем, далеко не идеален. В нем много ненависти и злобы, поэтому нам не комфортно друг с другом: мы ходим с оглядкой и зачастую ожидаем от ближнего подножки, а не помощи. Так сложилось из-за того, что мы не умеем усмирять ненависть ни в себе, ни в окружающих нас людях. Именно об этой проблеме пишет философ И. Ильин.

Он сравнивает симпатию и антипатию с лучами, которые проникают в душу человека и несут определенный эмоциональный заряд. Когда нам ласково светит солнце добра, мы чувствуем себя хорошо и спокойно. Когда вокруг сгущаются черные лучи недоверия и непонимания, нам становится плохо, даже если мы уходим от конфликта и человека, его создающего. Эта отрицательная эмоция остается с нами тяжестью на сердце, сбросить которую не так-то просто.

Автор предлагает довольно трудный, но единственно возможный путь решения этой проблемы: на злобу нужно отвечать добром. Нередко мы сами виноваты в том, что человек стал нашим врагом. Возможно, мы случайно его задели, возможно, он настолько затравлен обстоятельствами своей нелегкой жизни, что ненавидит весь мир. В любом случае, во всякой вражде может быть доля нашей вины. Поэтому в ответ на немотивированную агрессию мы должны сказать доброе слово, ведь люди ожесточаются, потому что не слышат его. Любовь обезоруживает их, не привыкших к милосердию и состраданию. Кроме того, такой подход к конфликтам не оставит неприятного груза и осадка на душе, мы не испачкаем ее в ненависти. Я полностью согласен с автором, так как не один раз читал о дружбе и вражде в книгах и знаю, каковы сила добра и яд зла.

В качестве примера могу привести роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Главный герой встречается с Пугачевым – опасным бунтовщиком, который никого не жалеет и никого не милует. На его счету десятки смертей, Гринева постигла бы та же участь, но он сумел оценить действия Пугачева по-человечески, без сословных предрассудков. Петр не мог помочь Пугачеву из-за присяги, но он понял мотивы революционера, посочувствовал ему, однако не предал свою идею. За это порядочное отношение бунтовщик не убил дворянина: благодаря доброте Петруши он смог победить в себе лютого зверя.

В качестве второго аргумента я хотел бы привести роман Лермонтова «Герой нашего времени». В нем герои не стали прощать друг другу обиды, в результате вражда закончилась дуэлью. Печорин намеренно провоцировал приятеля на подлость, а Грушницкий обезумел от ревности и эту подлость совершил. Они оба пытались дать сдачи и на злобу ответить злобой. Все это привело к позорному исходу, а ведь стоило проявить хоть немного понимания, и фатальных последствий вражды можно было бы избежать.

Возможно, нам не дано изменить мир к лучшему и искоренить его пороки. Однако каждый из нас в силах не делать его хуже, по крайней мере. Если мы будем бороться с ненавистью хотя бы в себе, то не сделаем мир злее, а это уже немало.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!