Полет над рельсами. Скоростные перспективы железных дорог России

Болонья — Флоренция

Десятое место заняла железная дорога Болонья- Флоренция, которая является частью итальянской высокоскоростной магистрали. Время движения между этими городами составляет 37 минут. Поступила она в эксплуатацию в 2009 году.

9 место — High speed 1, Великобритания — 8,4 миллиарда долларов

High speed 1 — высокоскоростная железная дорога и, которая проходит из Лондона в Евротоннель по территории графства Кент. Она обеспечивает движение как международных поездов (первый этап постройки, 2003 год), так и внутренних (второй этап, 2009 год). Общая стоимость дороги составила 8,4 миллиарда долларов.

8 место — Гуаншэньган-экспресс, Китай — 8,6 миллиардов долларов

Полное название этой скоростной железной дороги — Гуанчжоу - Шэньчжэнь - Гонконг. Дорога соединяет между собой Гонконг, город Шэньчжэнь и провинцию Гуанчжоу. Эта линия входит в состав магистрали Пекин – Гонконг. Она вводится в эксплуатацию постепенно по мере постройки новых станций. Первая секция начала свою работу в 2011 году. Завершение последней запланировано на 2016 год. Длина дороги составит 142 км, которые поезда будут преодолевать за 48 минут.

7 место — Скоростная железная дорога Милан – Болонья, Италия — 9,1 миллиард долларов

Скоростная железная дорога Милан – Болонья связывает эти два города. Длина ее составляет приблизительно 215 км, которые преодолеваются поездами за 1 час и 5 минут. Первая секции дороги была построены еще в 1997 году, она покрывала дистанцию между Миланом и Моденой. Полная сдача в эксплуатацию состоялась в 2008 году. В будущем к линии планируется добавить еще несколько станций.

6 место — Оманская скоростная железная дорога, Оман — 13 миллиардов долларов

13 миллиардов долларов

Не так давно были подписаны сразу несколько контрактов по созданию Оманской скоростной железной дороги. Общая ее протяженность составит 2244 км, а примерная стоимость – 13 миллиардов долларов. Она свяжет между собой шесть крупных городов у границы с ОАЭ.

5 место — Скоростная железная дорога Ухань-Гуанчжоу, Китай — 18,46 миллиардов долларов

Эта линия была открыта в Китае в декабре 2009 года. Она соединяет между собой два города – Ухань и Гуанчжоу, расстояние между которыми составляет 968 км. Является второй в мире по скорости движения поездов, уступая только Пекин-Шанхайской высокоскоростной железной дороге. Скорость движения поездов на ней составляет 350 км/ч. Несмотря на то, что проект уже запущен в эксплуатацию, в будущем возможно расширение этой линии сразу в два направления – до Пекина на севере и Гонконга на юге. В этом случае длина дороги составит 2400 км, что сделает ее самой длинной скоростной железной

4 место — Crossrail, Великобритания — 25 миллиардов долларов

Crossrail – лондонская высокоскоростная железная дорога, строительство которой началось в 2009 году. Ее часто называют самым крупным строительным проектом Европы. Планируется, что она свяжет между собой центральные районы Лондона, а также его пригороды на западе и востоке. Протяженной этой железной дороги составит 118 км, часть своего пути, проходящего по центру города, она будет проходить под землей. Спонсорами проекта выступили как государственная казна и городская транспортная компания, так и частные инвесторы. По предварительным оценкам на строительство дороги будет потрачено 25 миллиардов долларов.

3 место — Пекин-Шанхайская высокоскоростная железная дорога, Китай — 33,1 миллиарда долларов

Протяженность этой линии составляет 1318 километров. Она связывает между собой два важных экономических пункта – дельту Янцзы и Бохайский залив. Скорость движения поездов по ней составляет рекордные 380 км/ч. Строительные работы начались в 2008 году и были закончены в 2010. Над проектом трудились более 135 тыс. рабочих. Официально железная дорога заработала в 2011.

2 место — High Speed 2, Великобритания — 72 миллиарда долларов

High Speed 2 — высокоскоростная железная дорога, которая в данный момент строится в Великобритании. Запланировано, что она свяжет между собой Лондон, центральную и северо-западную части Великобритании, а также Йоркшир. Проект одобрен правительством страны, которое выступит гарантом его успешного завершения. Постройка будет происходить в две фазы, первая из которых начнется в 2017 году. Открытие планируется в 2026. Вторая фаза постройки этого невероятно дорогого проекта завершится в 2032 году. По предварительным подсчетам, цена проекта составит около 72 миллиардов долларов, однако некоторые эксперты называют цифру более 80 миллиардов.

1 место — Тюо-синкансэн, Япония — 88,5 миллиардов долларов

И наконец на первом месте нашего топа расположилась железная дорога Тюо-синкансэн в Японии. Ее строительство закончится к 2045 году, но уже сейчас затраты на ее постройку оцениваются в 88,5 . Эта железная дорога свяжет между собой Токио, Нагою и Осаку. Путь из Токио в Осаку после завершения строительства составит всего около часа.


Китай постепенно превращается в ведущую мировую железнодорожную державу. Он покрывает густой сетью скоростных дорог не только свою территорию, но и соседние страны. В этом обзоре мы расскажем про сам феномен Китайских железных дорог , а также про перспективы его влияния на Россию , ведь Китай уже заявляет о планах построить магистраль Пекин-Москва стоимостью 242 миллиарда долларов.


На самом деле, новость про многомиллиардные инвестиции Китая в развитие железнодорожного маршрута Пекин-Москва вызывает удивление лишь у тех, кто не знает о реальном современном положении дел в транспортной инфраструктуре Поднебесной. Дело в том, что на протяжении последних двух десятилетий эта страна вкладывает огромные средства с создание новых дорог, мостов, развязок, эстакад, тоннелей и прочих объектов, в том числе, необходимых и для железнодорожных нужд. Более того, именно на рельсовый транспорт Китай и делает основной упор в своем инфраструктурном развитии, ведь только он позволяет быстро, качественно и относительно недорого соединить разные регионы огромного по площади и населению государства.

Железные дороги Китая

Статистика говорит, что в последнее время в Китае ежегодно строится более двух тысяч километров высокоскоростных железнодорожных линий, по которым ездят новенькие китайские поезда, способные разгоняться до 500 километров в час. Впрочем, реальная средняя скорость движения по железным дорогам Китая все-таки в три раза меньше.



Благодаря этому стремительному развитию сети железных дорог, удобстве и скорости передвижения, а также относительно невысокой стоимости проезда при динамичной политике ценообразования, поезда стали основным пассажирским видом транспорта в Китае.



Развитие железнодорожной сети также положительно влияет на рост и без того мощной экономики страны. Ведь именно грузовые, а не пассажирские, перевозки являются основным доходом железных дорог любого государства, а также основной логистики товаров и ресурсов.



Понимая огромную важность железных дорог, добившись заметного успеха в их строительстве и эксплуатации на территории своей страны, китайские власти несколько лет назад приняли решение начать железнодорожную экспансию в другие государства. Первым и, на данный момент, основным направлением этой деятельности стала Юго-Восточная Азия.

Китай и Юго-Восточная Азия

В 2011 году Министерство путей сообщения Китая заявило о старте программы по созданию Азиатской железной дороги, которая объединит в единую сеть железнодорожную инфраструктуру Лаоса, Вьетнама, Камбоджи, Таиланда, Малайзии, Мьянмы и Сингапура. Поднебесная намеревается выкупить линии, находящиеся в этих странах, чтобы затем их реконструировать, а также создать множество новых маршрутов. Всего эта перспективная сеть будет состоять из примерно 40 тысяч километров новых железнодорожных линий.



При этом Азиатская железная дорога объединит именно те страны, которые последние десять лет являются крупнейшими мировыми производителями товаров широкого потребления. И Китай через железнодорожную инфраструктуру получает контроль над производственными и логистическими процессами в этих государствах.

Но и Юго-Восточной Азией транспортные интересы Китая не ограничены. Эта страна прорабатывает идеи куда более широкой инфраструктурной экспансии на Запад и на Восток.

Китай и Америка

Одним из последних перспективных проектов железнодорожного строительства в Китае является идея строительства трансконтинентальной высокоскоростной железной дороги из Пекина в Лос-Анджелес.

Это может выглядеть шуткой, но Китай, на самом деле, всерьез размышляет о том, чтобы в обозримом будущем соединить при помощи железной дороги Азию и Северную Америку. Линия длиной 13 тысяч километров начнется в Пекине, пройдет через Владивосток, побережье Охотского моря, нырнет в 200-километровый тоннель под Беринговым проливом, затем снова пройдет по земле через всю Аляску, западное побережье Канады с Ванкувером, а потом и по Соединенным Штатам Америки до Лос-Анджелеса. В перспективе ее можно будет продлить на восток до Нью-Йорка и на юг в сторону Южной Америки.



Расстояние между Пекином и Лос-Анджелесом высокоскоростные китайские поезда смогут преодолевать всего за 24 часа. Это достаточно много для пассажирских перевозок, но зато невообразимо быстро для транспортировки товаров, а именно в качестве грузовой эта дорога, в основном, и должна будет использоваться.

Китай и Европа

Смотрят китайские власти и на Запад. 18 ноября 2014 года из города Иу на востоке Китая вышел грузовой состав, состоящий из трех десятков вагонов с китайскими товарами. Через двадцать один день он прибыл в конечную точку своего маршрута, Мадрид, преодолев по дороге 13 тысяч километров и восемь стран: Китай, Казахстан, Россию, Беларусь, Польшу, Германию, Францию и, собственно, Испанию.



Китайские власти заявили, что подобные грузовые составы будут ездить по данному маршруту на регулярной основе. Люди уже называют эту рекордно длинную дорогу «Новый Шелковый Путь» или «Шелковый Путь 21 века».



Впрочем, в предыдущих двух абзацах речь идет исключительно о грузовом сообщении между Китаем и странами Запада. Но Поднебесная вынашивает планы создания также пассажирских высокоскоростных магистралей, которые соединят ее с Европой. Несколько лет назад власти Китая заявили о том, что намереваются в будущем создать новый «Восточный Экспресс», который соединит Пекин и Лондон. Это будет главный поезд мира, который наконец-то превратит растянутую на 15 тысяч километров с запада на восток Евразию в единый континент.

Китай и Россия

Но маршрут до Лондона - это дело будущего. А пока что Китай планирует закрепиться на своих ближайших рубежах. Об этом и свидетельствует стремление Пекина провести скоростную линию железной дороги до Москвы.

Ожидается, что общая протяженность дороги составит около 7 тысяч километров. Она начнется в Пекине, пройдет через северо-запад Китая, Казахстан и Европейскую часть России до Москвы. Поезда будут проходить этот маршрут всего за 2 суток, в то время как нынешние составы преодолевают его более чем за 7 дней.



Заявляя о своих планах строительства железной дороги до Москвы, Китай фактически делает заявление о том, что считает Россию одним из своих основных партнеров, что верит в дальнейшее развитие экономики этого государства, а также политических и экономических связей между РФ и КНР.

Итог

На основании изложенных фактов можно сделать вывод, что Китай превращается в крупнейшего в мире оператора пассажирских и грузовых железнодорожных перевозок. Эта страна, получая огромные прибыли, инвестирует их в инфраструктурные проекты по всему миру. Это отличный пример для других государств, в том числе, и для России.

Исследования показали, что благодаря объединению крупных городов в Европейской части России единой высокоскоростной сетью, появляется возможность сократить число авиарейсов между этими городами и перевести их на обслуживание между европейской и азиатской частями страны, тем самым повышая подвижность населения .

Высокоскоростное железнодорожное сообщение России началось в 2009 году и имеет предысторию в виде ограниченно организованного в СССР скоростного сообщения . Первоначально высокоскоростное железнодорожное сообщение было запущено с использованием реконструированных имевшихся железнодорожных путей, а затем было начато создание национальной системы высокоскоростного движения (НСВД) на базе вновь сооружаемых высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСЖМ).

Первые проекты ВСНТ

Как одна из альтернативных возможностей высокоскоростного железнодорожного движения и для отработки высоких скоростей на железнодорожных путях, в 1970-х годах проходили испытания вагона-прототипа реактивного поезда , не имеющего моторной тяги тележек колёсных пар.

Как первый этап параллельно был разработан к 1973 году и частично осуществлён проект по переводу на высокие скорости участков Москва-Ленинград Октябрьской железной дороги . С 1984 года на частично реконструированной этой железной дороге был пущен с небольшой интенсивностью скоростной электропоезд ЭР-200 .

В 2015 году начато проектирование первой в России высокоскоростной магистрали ВСМ Москва - Казань . Расчётный срок проектирования - 2 года, строительства - 5 лет.

Генеральный директор Международного союза железных дорог Жан-Пьер Лубину на открывшейся сегодня 13-й Китайской международной выставке современных железнодорожных технологий и оборудования сообщил, что Китай - это страна, в которой быстрее всего развиваются скоростные железные дороги, что знаменует собой выдающийся вклад в развитие мировых железных дорог.

Согласно данным к концу 2015 г. протяженность эксплуатируемых китайских железных дорог достигла 121 тыс. км, из них свыше 19 тыс. км приходится на скоростные железные дороги, что соответствует более 60% эксплуатируемых скоростных железных дорог в мире.

Китай - это страна с самым быстрым развитием и самыми крупными масштабами скоростных железных дорог.

Ниже – список стран с самой длинной сетью скоростных железных дорог в мире.

1. Китай

: 19 тыс. км

Китай обладает наиболее протяженной сетью высокоскоростных железных дорог протяженностью более 19 тыс. км.

В стране также действует высокоскоростная магистраль поездов на магнитной подушке - Шанхайский маглев, развивающий скорость свыше 430 км/ч.

2. Испания

Протяженность скоростных железных дорог : 3100 км

Торговая марка компании-оператора испанских железных дорог - "Ренфе-Операдора" - создана для предоставления услуг высокоскоростного железнодорожного транспорта в стране.

Название переводится буквально "испанский высокоскоростной (транспорт)", аббревиатура одновременно обыгрывает слово "аве" (ave) - птица, которая изображена на логотипе компании.

Перевозки осуществляются по специально построенным линиям стандартной европейской колеи 1435 мм со скоростью до 330 км/ч.

3. Япония

Протяженность скоростных железных дорог : 2664 км

Сеть высокоскоростных железных дорог в Японии предназначена для перевозки пассажиров между крупными городами страны.

Принадлежит компании Japan Railways. Первая линия была открыта между Осакой и Токио в 1964 г.

В Японии функционируют семь конкурирующих между собой железнодорожных компаний, владеющих и эксплуатирующих все скоростные и высокоскоростные магистрали.

Совокупный ежегодный доход от деятельности линий ВСМ в Японии составляет 60 млрд евро

4. Франция

Протяженность скоростных железных дорог : 2036 км

Французская сеть скоростных электропоездов разработана GEC-Alsthom (ныне Alstom) и национальным французским железнодорожным оператором SNCF.

В настоящее время управляется в основном SNCF. Первая ветка была открыта в 1981 г. между Парижем и Лионом.

5. Россия

Протяженность скоростных железных дорог : 1496 км

Высокоскоростное железнодорожное сообщение в России играет большую роль как одно из наиболее перспективных направлений пассажирских перевозок.

26 декабря 2008 г. ОАО "Российские железные дороги" представило в Санкт-Петербурге первый скоростной электропоезд "Сапсан" производства немецкой компании Siemens.

Пробный рейс нового поезда состоялся в начале августа 2009 г., а регулярное сообщение открылось 18 декабря 2009 г.

Минимальное время поездки между двумя столицами составляет 3 часа 45 минут.

Совсем скоро скоростная железная дорога Москва-Пекин свяжет два государства, Китай и Россию. Предварительная стоимость проекта приравнивается к 1,5 триллионам юаней, или к 242 миллиардам долларов. Общая протяженность дороги буде равна 7 тысячам километров. Время в пути от одного пункта к другому составит 2 дня, а сама дорога будет проложена через территорию Казахстана.

Минимум времени в пути

Сегодня Китай активно предлагает свои инновационные технологии в сфере строительства железных дорог международного уровня. Одним из таких проектов должна стать скоростная железная дорога Москва-Пекин. Новость облетела весь мир очень быстро, особенно если учесть остывшие отношения между Америкой, Европой и Россией в комплексе с конфликтом на востоке Украины и с попытками России восстановиться после ошеломительного крушения международного рынка нефти. В октябре 2014 года между корпорацией «Китайские железные дороги» (China Railway Construction Corporation) и министерством транспорта РФ, РЖД и госкомитетом КНР по развитию и реформе был подписан меморандум о взаимопонимании в сфере высокоскоростного железнодорожного сообщения. Основной целью документа стала разработка проекта Евразийского транспортного коридора скоростного типа, в структуру которого будет входить магистраль Москва-Казань.

История возникновения идеи

Скоростная железная на уровне идеи существовала уже довольно длительное время. Проект должен стать великолепной альтернативой для тех, кто не имеет желания путешествовать по воздуху. Перенос идеи на уровень реализуемого проекта произошел на фоне активации покупок в Америке, доставка которых гарантируется специалистами в максимально короткие сроки. Проект высокоскоростной железной дороги должен обеспечить таким странам, как Китай и Россия, достойную конкурентоспособность на международном рынке. Как упоминалось выше, по словам представителей РЖД, скоростная железная дорога Москва-Пекин обойдется странам в 7 триллионов рублей. Китайские партнеры готовы вложить в строительство дороги сумму, эквивалентную 4 триллионам рублей, все остальные расходы будут возложены на российский бюджет. Сегодня ведутся активные переговоры о выделении средств на строительство дороги по маршруту Москва-Казань в рамках международного проекта.

Что оттягивает строительство дороги?

Период, когда скоростная начнет строиться, пока малоизвестен. Это связано с затянувшимся решением вопросов финансирования. Учитывая ситуацию, которая сегодня сложилась в России, несмотря на тот факт, что Китай готов взять на себя большую часть расходов, страна просто не готова понести столь масштабные финансовые расходы. 3 триллиона рублей являются сегодня для государства неподъемным капиталом. Высока вероятность того, что к реализации проекта будут привлечены частные инвесторы.

Технические моменты и предварительные решения

Информация, предоставленная корреспондентами газеты The Beijing Times, говорит об активном обсуждении строительства железной дороги между странами. Первым шагом на пути к реализации проекта должен стать путь от Москвы до Казани. Начало маршрута планируется обустроить в Пекине, далее дорога будет проходить через такие города, как Хабаровск и Улан-Батор, Иркутск и Астана, Екатеринбург. Последним пунктом назначения станет Москва. Готовая скоростная железная дорога будет в три раза длиннее, нежели функционирующая сегодня высокоскоростная трасса между Пекином и Гуанчжоу. Время поездки между городами после реализации проекта будет составлять не шесть дней, а всего два. Сегодня между столицами двух государств курсируют только два поезда в течение недели. Маршрут был открыт еще в 1954 году. Транссибирская магистраль считается самой длинной в мире. Она растянулась от Москвы до Владивостока. Она пересекает 400 вокзалов, а ее протяженность составляет 9288 километров.

Первые трудности и первые кардинальные шаги

Скоростной в ближайшей перспективе вряд ли выйдет на свой маршрут. Как упоминалось выше, первой стадией проекта, который в перспективе соединит территории двух государств, должна стать дорога Москва-Казань, предварительная стоимость которой оказалась слишком высокой для России. Для привлечения инвесторов «Газпромбанк» провел road show общей стоимостью 1,06 триллиона рублей в таких городах, как Пекин и Сингапур, Гонконг и Шанхай. По предварительной информации, уже состоялся ряд встреч с потенциальными партнерами по всему миру:

  • 14 мая - в Сингапуре.
  • 15 мая - в Шанхае.
  • 16 мая - в Пекине.

В перспективе рассматривается визит представителей банка «Газпром» в Тайбэй, в столицу Тайваня. По словам представителей РЖД, встречи с азиатскими инвесторами планировались на протяжении нескольких месяцев. Привлекать к партнерству Восток приходится по причине жестких санкций со стороны Запада. В сообщении от «Пронедра» говорилось о том, что скоростная в ближайшие несколько лет не будет построена. Реализация первой части проекта, ВСМ между Москвой и Казанью, может быть перенесена на 2020 год. Это связанно с тем, что РЖД пока не удалось найти инвестора.

Первый этап реализации проекта

На первый этап реализации проекта государственный бюджет страны и «Российские железные дороги» намереваются выделить 191,9 миллиарда рублей. Другие участки пути, такие как Владимир-Нижний Новгород, Нижний Новгород-Чебоксары, Чебоксары-Казань, планируется обустраиваться за счет концессий. Именно об этом сообщило министерство транспорта 29 января 2015 года. Впервые о проекте жители региона, в рамках которого будет реализована скоростная дорога, узнали только в начале 2015 года. Новый путь будет проложен параллельно федеральной магистрали М-7, известной как «Волга». Состав будет делать остановки. В частности, во Владимире станция будет расположена в Суходоле.

Что говорят жители регионов?

Скоростная железная дорога Москва-Пекин, на карте которая пройдет через достаточно большой участок территорий, вызвала у людей, которым придется жить с ней по соседству, весьма неоднозначную реакцию. Есть взволнованные предполагаемым уроном, который заденет сельскохозяйственные угодья, леса и сформировавшуюся укладку. Власти официально заявили, что на каждом участке, на котором будет проводиться строительство, все мероприятия будут предварительно согласовываться с населением. Один из источников информации говорит о том, что если удастся найти спонсора, то ВСМ будет открыта уже в 2018 году. Максимальная скорость передвижения по дороге составит 400 километров в час, что сократит путь от Москвы до Казани с 11 часов до 3,5.

Обязанности сторон

Скоростная железная дорога Москва-Пекин, схема которой теоретически очень привлекательна и прибыльна, в соответствии с предварительными планами, должна начать свою работу в период с 2018 года по 2020-й. В перспективе китайская сторона обязуется предоставить для реализации проекта свои технологии. Страна готова взять на себя полную ответственность за планирование и строительство. Взамен на масштабную помощь Китай готов принять от России энергоносители.

До 15 декабря 2014 года планировалось разработать условия, в соответствии с которыми компании Китая смогут принимать участие в реализации проекта. Информация о том, удалось ли оформить договоренность, пока скрыта от общественности. Право на проектирование проекта магистрали Москва-Казань завоевал российско-китайский консорциум под управлением ОАО «Мостгипротранс» при активом участии ОАО "Нижегородметропроект" и CREEC (China Railway Eryuan Engineering Group Co. Ltd.). Цена договора на проведение этой категории работ приравнивается к 20 миллиардам рублей, но без учета НДС.

Аналитики о проекте

Скоростная железная дорога Москва-Пекин - проект весьма приоритетный и многообещающий, но это не мешает аналитикам относится к нему скептически. Они говорят о том, что сроки запуска ВСМ в разрезе 2018-2020 годов являются нереальными. По словам Алексея Безбородова, занимающего пост генерального директора агентства InfraNews, в ближайшее десятилетие проект также запустить не получится. Основой для такого отношения стало официальное заявление представителя РЖД о том, что на данный момент конкретного плана действий по строительству ВСМ пока не существует. Есть только высокая вероятность того, что дорога Москва-Казань в перспективе будет продлена до Екатеринбурга и далее.

Кто выиграет от строительства скоростной дороги?

Принесет определенные преимущества не только для РЖД, но и для государств в целом. Это обусловлено агломерационными эффектами, которые будут возникать по мере расселения населения при реализации проекта. В ожидаемой перспективе высокоскоростная магистраль должна увеличить на 30-70% ВРП в регионах. Дополнительные доходы от дороги будут соответствовать не менее чем 11 триллионам рублей уже в первое десятилетие эксплуатации проекта. Эту цифру представила группа экономических институтов, во главе которой стояло Министерство Экономического Развития. Если ВСМ все-таки появится, только на территории одной Владимирской области ВРП возрастет на 38%. Это порядка плюс 84 миллиарда рублей. К 2030 году этот показатель увеличится на 58%, или в денежном эквиваленте - на 131 миллиард рублей. В Нижегородской области ожидаемый прирост экономики составляет 39%, или 252 миллиарда рублей, а вот к 2030 году он должен составить не менее 76%, или 496 миллиардов. В Чувашии ожидается рост значения на 13%, или 20 миллиардов рублей. К 2025 году скачок составит 28%, или 43 миллиарда рублей. В Татарстане ожидаемый прирост экономики к 2025 году будет равен 27%, или 274 миллиардам рублей.