Постановка звука ть. Постановка и автоматизация звуков "т д"

Постановка звука “Т” — наша сегодняшняя тема. Если эта проблема актуальна для вас и вашего малыша… Если ваш ребенок вместо слова “футбол” говорит “фукбол”.

А еще, если:

  • переставляет согласные (таблетка — таблекта),
  • теряет “Т” (птичка — пьичка),
  • заменяет (дети — деци).

Тогда читайте нашу статью. В ней мы расскажем о том, как поставить звук “Т” у ребенка, как закрепить его произношение в повседневной речи.

Правильная артикуляция звука “Т”

Чтобы отчетливо произнести “Т”, надо:

  • слегка разомкнуть губы и зубы;
  • языком упереться в передние верхние резцы;
  • поднять мягкое небо;
  • обратить внимание на то, что воздушная струя должна быть толчкообразной;
  • не включать голос.

При произнесении мягкого “Ть” в альвеолы у верхних зубов упирается выгнутая спинка языка передней своей частью, а его кончик находится у нижних резцов.

Причинами того, что звук “Т” произносится неправильно, когда формирование речевого аппарата завершено, может быть нарушение мышечного тонуса органов артикуляции либо трудности при дифференциации с другими звуками.

Постановка звука “Т” поэтапно

Классическими приемами коррекционной работы в логопедии являются подготовительный этап, постановка звука, его автоматизация и дифференциация.

Подготовительный этап

На подготовительном этапе проводится артикуляционная разминка, чтобы подготовить к работе речевой аппарат.

Последовательно выполните такие упражнения:

На этом этапе важно также проделать дыхательные упражнения, чтобы при произнесении проблемного звука научиться регулировать силу воздушной струи:

Познакомьте ребенка с характеристикой “Т”:

Покажите на картинках слова с этой буквой, обратите его внимание, как она выглядит и как звучит:

Постановка звука “Т”

Есть несколько способов для логопедов, используя которые можно поставить “Т”:

  • по подражанию;
  • механический;
  • от других звуков;
  • артикуляционная гимнастика.

Давайте разберем каждый из них подробнее.

По подражанию

Покажите малышу перед зеркалом, как расположить язычок; продемонстрируйте, как толчками выходит воздух; акцентируйте его внимание на то, что голос при этом не образуется.

Спросите его: “Как стучат в дверь, когда хотят зайти? Правильно, тук — тук”.

Чтобы научить ребенка говорить букву “Т”, попросите его улыбнуться, и немного высунув язычок, плюнуть. Отработав такой навык, можно учиться произносить “Т” уже с правильным положением язычка.

Используйте иллюстрированный материал, чтобы создать визуальный образ звука.

Для фонематического восприятия называйте слова с “Т”, пусть ребенок научится определять его на слух.

Для формирования кинестетического образа малышу будет интересно ощутить короткие воздушные толчки на своей ладошке при произнесении этого звука.

Механический способ постановки “Т”

Если произносить “Та”, положив язык между зубами, а в это время шпателем немного поднять верхнюю губу, то такой прием приводит к тому, что кончик языка занимает правильную позицию за верхними зубами и становится возможным правильное произношение.

Постановка “Т” от других звуков

“Т” можно поставить от “П”. Для этого попросите ребенка повторять “па-па-па”, держа широкий язык между губами. Теперь пусть он широко улыбнется, продолжая повторять то же самое. Вместо “П” слышится “Т”.

Чтобы поставить “Т” от “С”, нужно слегка прикусив язык, попытаться произнести “С”, а потом ритмично смыкать и размыкать зубы. Будет получаться звук “Т”.

Чтобы снять излишнее напряжение во время постановки и расслабить мышцы лица, можно помассировать их подушечками пальцев. А еще — вздохнуть, а потом выдыхая, сказать “Уфф” и улыбнуться:)

Артикуляционная гимнастика для “Т”

Целью артикуляционной гимнастики, как способа постановки звука, является укрепление мышц речевого аппарата, увеличение его подвижности, отработка нужного подъема языка, развитие его гибкости, освоение навыка им управлять.

Выполните комплекс, состоящий из следующих упражнений:

Автоматизация “Т”

Чтобы поставленный звук в повседневной речи звучал уверенно, его надо закрепить. Поэтому на этапе автоматизации его произношение отрабатывают в слогах, словах и предложениях.

Если с ребенком повторять слова, разучивать чистоговорки и стихи, отгадывать загадки, где есть эта буква, проговаривать скороговорки, читать тексты, играя, а не сидя за столом, то процесс освоения нужного звука пойдет значительно быстрее.

Повторяйте вместе с ребенком слоги:

Поиграйте в слова:

Прочитайте чистоговорки со звуком “Т”:

Постарайтесь выговаривать “Т” в скороговорках:

Отгадайте загадки на букву “Т”:

Объясните значение фразеологизмов на букву “Т”:

Повторите предложения:

Дифференциация “Т”

На этапе дифференциации у дошкольников развивается навык различать “Т” и созвучные ему “Д”, “К”, “Г”.

Уметь дифференцировать звуки — это значит, понимать отличие в артикуляции, фонематическом звучании, определять их местоположение в составе слова.

Здесь тот же алгоритм. Проблемный звук отрабатывается в паре с близким по звучанию в слогах, словах и предложениях.

Итак, прочитайте слоги:

Слоги “Та”, “Ка” есть в начале и в конце слов, назовите их:

Слова для дифференциации “Т”:

Вставьте нужную букву:

Прочитайте словосочетания и предложения:

Разучите стихи:

Попробуйте повторить без запинки:

А теперь задание для детей и взрослых — поиграйте в игры.

Как добраться к домику? Только отгадывая слова 🙂

Помогите бабушке и дедушке собрать картинки:

Точку ставить еще рано

Чтобы, уже имея в своем арсенале правильно поставленный звук “Т”, не продолжать говорить по привычке, ребенку нужна поддержка взрослых и мотивация. Находясь в кругу сверстников, так легко расслабиться и перестать контролировать себя.

Но зато как можно гордиться собой за то, что собственными усилиями, терпением, упорством смог одолеть непокорный звук. Не без помощи взрослых, конечно. 🙂

Теперь он звучит правильно. А малыш готов к новым свершениям!

Артикуляция звука Т.

Губы в нейтральном положении принимают позицию следующего гласного звука, расстояние между зубами 5 мм. Кончик языка при произнесении с гласными звуками А, О, У, Ы упирается в верхние зубы или альвеолы, образует смычку. При произнесении с гласными звуками Е, Ё, Ю, И, Я кончик языка упирается в нижние резцы, образует смычку. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты, воздушная струя толчкообразная.

Постановка звука Т.

1 способ: по подражанию. Лучше в слове или в слоге. В основном от слога ТА .

2 способ: исходить из межзубной позиции. Закусить язык зубами и сильно выдыхать. Получится межзубный звук Т. Затем убрать язык за зубы.

3 способ: исходить из межзубной позиции. Улыбнуться, обнажить зубы и воспроизвести "поплёвывание".

4 способ: от звука П. Повторять слоги ПА - ПА, положив широкий кончик языка на нижнюю губу, затем улыбаясь произносить эти же слоги - получится ТА - ТА.

5 способ: от звука П. Произносить ПА- ПА -ПА, при этом кончик языка находиться между зубами. Далее, в момент произнесения слогов, взрослый помогает отодвинуть губы большим и указательным пальцем. В момент раздвигания губ слышатся слоги ТА -ТА -ТА.

Артикуляция звука ТЬ.

Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута крутой горкой и прижимается передней частью к бугоркам за верхними зубами. Под напором выдыхаемого воздуха передняя часть языка отрывается от бугорков. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Постановка звука ТЬ.
1 способ: по подражанию.

2 способ: ребёнок произносит слог ТА. Логопед шпателем нажимает на кончик языка, опускает его за нижние зубы, получается слог ТЯ.

3 способ: от мягкого звука, возникающего в результате пощелкивания кончиком языка за зубами. (Материал взят из книги М. Поляковой "Самоучитель по логопедии. Универсальное пособие")

1. Ребенок должен «присосать» расплющенный кончик языка к внутренней поверхности верхних резцов (передняя часть спинки языка «присасывается» к пространству перед альвеолами). Рот должен быть приоткрыт так, чтобы язык мог немного просовываться между зубами, а губы должны быть сильно вытянуты в улыбку.

2. Вслед за вами, щелкнув языком, ребенок должен воспроизвести смягченный «цокающий» звук (такой звук издают по поводу вкусной пищи).

3. Потренировав с ребенком такое «цоканье», предложите ему произнести этот же самый звук не «всасывая» его в себя, а выдувая («выплевывая») его наружу— у ребенка выйдет звук, напоминающи й [ т"]. Эти звуки должны произноситься попеременно.

4. В дальнейшем нужно произносить «цокающий» звук только «наружу».

5. Затем этот звук нужно произносить шепотом, лениво, без усилия, но вытянув губы в улыбку. Попробуйте показать ребенку, как это сделать. Одновременно пусть ребенок дует этим звуком себе на ладонь. От этого будет получаться фактически слог [ти], или очень близкое к нему звукосочетание.

6. Обратите внимание ребенка на звук [т"], как-нибудь назовите его (например, скажите, что так «тенькает» маленькая птичка).

7. Для усиления мягкости звучания потренируйте звук [т"] в положении между двумя гласными [и] ([ити — ити — ити]).

8. В дальнейшем произносите слоги с другими гласными (обучайте «птичку говорить»).

9. В завершение сообщите ребенку, какой звук он выговаривает.

Артикуляция звука Д.
См. звук Т. Разница заключается в том, что при произнесении звука Д мягкое нёбо опущено, голосовые складки сомкнуты, добавляется голос. Ощущается вибрация гортани.

Постановка звука Д.
1 способ: по подражанию.

2 способ: от звука Т. Ребенок кладет одну руку на гортань логопеда, другую на свою. Логопед по очереди произносит звуки Т - Д. Обращает внимание ребенка на вибрацию гортани при произнесении звука Д.

3 способ: от звука Б. Произносить слоги БА - БА - БА, при этом кончик языка находиться между зубами. Далее, в момент произнесения слогов, взрослый помогает отодвинуть губы большим и указательным пальцем. В момент раздвигания губ слышатся слоги ДА - ДА - ДА.

Артикуляция звука ДЬ:

смотри звук Д. Разница в том, что при произнесении звука ДЬ кончик языка опущен за нижние зубы.

Постановка звука ДЬ.
1 способ: по подражанию.

2 способ: Ребенок произносит звук Д. В этот момент логопед шпателем опускает кончик языка за нижние резцы.

Правильная артикуляция мягких звуков.

По артикуляторным признакам мягкие согласные звуки отличаются от твердых подъемом средней части спинки языка к нёбу. Кроме подъема средней части спинки языка эти звуки меняют и основную артикуляцию. При произнесении ть, дь кончик языка опускается за нижние зубы, передняя и средняя части спинки языка поднимаются к твердому нёбу.

Дефекты произношения (Т’) , (Д’) (ть, дь)

1) Боковой, при котором кончик языка упирается в нижние зубы, а спинка отклоняется влево или вправо, в результате чего воздушная струя идет не к средней линии передних резцов, а вбок, уклоняясь влево или вправо. Этот вид характеризуется неприятным хлопающим звуком.

2) Замена мягких (Т’), (Д’) на твердыет, д.

Приемы устранения недостатков произношения ть, дь.

В качестве исходного используется твердый Т. Ребенку предлагается произнести Т или –Та-, в это время шпателем или пальцем удержать кончик языка за нижними резцами (прижимая передний край языка). Имитативный способ (по подражанию) не желателен.

Если артикуляция закрепилась, следует отказаться от механических средств и продолжить воспроизведение звука –ть- в слогах и словах. При постановке –дь- используется тот же способ, но исходным берется –д-.

Произнесение мягкого звука –т’- (ть).

Упражнение. Произносить слоги.

Тя – Тё – Тю; Те – Ти

Тю – Тя – Тё; Ти – Те

Упражнение. Произносить слова с ударными и безударными слогами.

Тя, Тю

Тюль, утюг, лентяй, Катюша, Витя, Митя, Настя, Петя, тюльпан, тяжелый, тяжеловоз (рабочая лошадь, перевозящая тяжести), летяга (вид белок, ноги которых соединены летательной перепонкой, сильный хвост служит рулем; по А.Э.Брему)

Тёмный, тёплый, тёсаный, Тёма, метём, сластёна, плетём, котёл.

Те, Ти

Тело, темень, темя, тень, тина, (водоросли, плавающие в стоячей воде), тесно, тихий, уйти, найти, везти, метель, телега, телеграф, телефон, темница, теплица, тепло, тесёмка (узкая полоска материи для украшения, скрепления), тигрица, тишина.

Упражнение. Произносить обратные слоги

Ать – Ять Уть – Ють
Еть – Ёть Ыть – Ить

Упражнение. Произносить слова с ударными и безударными слогами

Ать, оть

Мать, спать, уважать, плясать, вязать, узнать, унывать, лапоть.

Ить, еть, ыть

Петь, уметь, успеть, любить, бить, лепить, уложить, мыть, жить, ловить, лить, пить, вить.

Уть, ять

Пнуть, уснуть, гаснуть, пять, обуть, мокнуть, вянуть.

Упражнение. Произносить слова со стечениями согласных.


Сте – сти – пти – втя

Стёпа, стены, стих, степь (безлесное, ровное пространство), стебель (часть травянистого растения от корня до вершины), птица, птенец, сесть, упасть, лезть, втяну, стяну.

Упражнение. Произносить трудные слова с двумя – Т" – .

Телятница, теплеть, тесать (делать ровным), тётя, тефтели, тягать (дёргать), тягость, потеть, тянуть, тяпнуть (за палец), застёгивать, утихнуть, лететь, мутить, шутить.

Упражнение. Произносить предложения.

У тёти Моти тихий голос. Щенок Тюпа ухватил Тимофея за ногу. Петя просил не лезть с пустяками. В сентябре на липах пожелтели листья. На картинке нарисованы утёнок и котёнок. Катя, Витя, Митя – идите гулять! Мать купила пять картинок. Собаке лайке гость принёс большую кость. (Лопухина) Лети, лети, птица!

Упражнение. Произносить чистоговорки.

Ать – ать – ать – плела лиса лапоть.

Ать – ать – ать – потеряла лиса лапоть.

Тя – тя – тя – нет у лисичка лаптя.

Упражнение. Произносить тексты.

Тили – тили, тили – тили,

Тили – тили, тили – бом!

Загорелся кошкин дом!

--- - --- - --- (С. Маршак)

Приходите к Мише в гости,

Сладкий пряник Мише бросьте!

--- - --- - --- (С. Маршак)

Побежала мышка – мать

Тётю свинку в няньки звать.

--- - --- - --- (С. Маршак)

Дифференция твёрдого звука -Т- и мягкого –Т’- (Ть)

Конспект индивидуального занятия по постановке звука

(для ребенка с ринолалией)

Тема. Звук П

Этап. Постановка звука

Задачи: образовательная: постановка звука; ормирование словаря и знаний частях предмета;

коррекционные: развивать артикуляционную моторику, диафрогмально – реберный тип дыхания, фиксированного выдоха;

воспитательная: воспитывать самоконтроль в речи.

Оборудование: картинки: из серии «Весело и грустно», Д/ и «Части предметов».

Ход занятия

  1. Организационный момент

Рассмотри картинки. Нужно определить эмоциональное состояние детей изображенных на картинках.

Покажи, где девочка плачет?

Покажи, где мальчик плачет?

Покажи, где мальчик хмурится?

Хорошо, а теперь ответь на следующие вопросы.

Как ты думаешь, почему девочка плачет?

Почему мальчик улыбается?

А почему мальчик хмурится?

Молодец, а у тебя какое настроение, покажи картинку и назови.

  1. Развитие артикуляционной моторики

Логопедический массаж

  1. Массаж губ: поглаживание, спиралевидное растирание, растягивание верхней/ нижней губы, вибрация.
  2. Массаж языка: поглаживание языка от корня до кончика, круговое растирание боковых кроев, кончика языка, пощипывание боковых краев и кончика языка, вибрация поколачиванием.
  3. Массаж мягкого неба: продольное поглаживание, круговое растирание, поперечное растирание, разминание надавливанием.

Артикуляционная гимнастика

  1. Для нижней челюсти: имитировать жевание, открывать рот с сопротивлением.
  2. Для губ и щек: имитировать полоскание зубов (надуть губы); надуть верхнюю, затем нижнюю губу; зажимать губами маленькую бумажку, затем сплевывать ее.
  3. Для языка: упражнения «Часики», «Качели», «Почистим зубки», «Маляр», «Лошадка»
  4. Для мягкого неба: покашливать, позевывать, произносить гласные звуки на твердой атаке (а, о, у).

Упражнения на дыхание

  1. «Ушки». Покачивать головой, как будто кому – то говорим: «Ай – яй – яй, как не стыдно!» Следить, чтобы тело не поворачивалось. Правое ухо идет к правому плечу, левое – к левому. Плечи неподвижны. Одновременно с каждым покачиванием – вдох.
  2. Вдохнуть носом, выдохнуть через нос толчками; рот широко открыть, высунуть язык, вдох и выдох ртом толчкообразно, прерывисто (как дышит собака); вдохнуть через нос, толчкообразно выдохнуть через углы рта, сначала через правый, затем – через левый.
  1. Произнесение на одном выдохе сочетаний из 2, затем 3 гласных звуков:

АУ, УА, АО, ОА, АИ, ИА, УИ, ИУ,….

АУИ, АИУ, УАИ, УИА, АОИ, АИО, ОАИ, ОИА…

  1. Постановка звука П (объяснение и показ)

Хлопай губами и дуй одновременно, но сначала губы увлажни слюной.

(показ ребенка)

  1. Развитие лексико – грамматического строя

Д. игра «Части предметов»

Рассмотри картинку. Что изображено на картинке? (Это части)

Правильно, это части из которых мы можем составить предмет.

Как назовем мы этот предмет? (паровоз)

Машина это что, как назовем по- другому? (транспорт)

V. Итог занятия

Сегодня ты был молодец, хорошо произносил звук П.


Последнее время, отмечают специалисты,появился новый вид нарушения звукопроизоншения у детей дошкольного и младшего школьного возраста - нарушение произношения звуков Т, Д. Эти звуки раннего онтогенеза, как правило детьми заменяются на заднеязычные К, Г. В практике использовала приемы описанные раннее другими специалистами, но хороший положиетльный результата дал прием раннее мне не встречавшийся. Предлагаю приемы постановки звуков Т, Д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Постановка звуков Т - Д при замене на заднеязычные К Г

Наша речь состоит из звуков. Правильно произносить звуки родного языка ребенок должен научиться еще до школы. В дошкольном возрасте наблюдается неправильное произношение ребенком звуков. Это вполне закономерное явление. Для трех-четырехлетних детей характерна общая несформированность языка. Если быть невнимательными к звукопроизношению ребенка, то такие замены, искажения звуков могут оставаться надолго.

Для успешного обучения ребенку необходимо внятное и четкое звукопроизношение. Однако большое число первоклассников приходит в школу с нарушенным или искаженным звукопроизношением.

Специалисты отмечают, что последнее время появился новый вид дислалии - неправильное произношение звуков Т - Д. Эти переднеязычные звуки в онтогенезе появляются в возрасте 3 - 4 лет.

При произнесении этих звуков дети совершают типичные ошибки :

  • Замена звуков переднеязычных «Т – Д» на соответствующие заднеязычные «К – Г», например, "фук(т )болка", "шк(т)аны".
  • Смешение согласных переднеязычных «Т – Д» с заднеязычными «К – Г»: клетка - клекта; стакан - скатан.
  • Звук «Т» может смягчаться «П» или «К», например: пьичка - птичка; кьёчка, пьёчка вместо точка.

Причины неправильного звукопроизношения :

  • Недостаточная сформированность артикуляционного аппарата.
  • Нарушение мышечного тонуса артикуляционной мускулатуры.
  • Недоразвитость слухового восприятия (трудности в дифференциации звуков).

Артикуляционный уклад звука Т .

Звук Т – переднеязычный, согласный, твердый, глухой.
Звук Д – переднеязычный, согласный, твердый, звонкий.

  • Губы в нейтральном положении принимают позицию следующего гласного звука,
  • Расстояние между зубами 5 мм.
  • Кончик языка при произнесении с гласными звуками А, О, У, Ы упирается в верхние зубы или альвеолы, образует смычку.
  • Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты, воздушная струя толчкообразная

Особенности постановки звука Т - Д

Классическими приемами логопедической работы являются подготовительный этап и постановка звука.

1.Подготовительный этап

Артикуляционная гимнастика.

Подготовить к ней речевой аппарат поможет логопедический массаж.

  • "Широкая улыбка" – зубы соединить, широко растянуть губы и держать такое положение до 7 сек
  • "Непослушный Язычок" – произнести пя-пя-пя, постучав верхней губой по языку, постепенно проводя дифференциацию (различение) звуков П- Т.
  • "Блинчик" – расслабить язык, сделав его широким, расположить на расслабленной нижней губе.
  • "Качелька" - поднимаем язычок только к верхней губе. Увеличиваем подьем язычка.
  • "Дедушкины усы"- удерживаем ватную палочку языком на (над) верхней губой.
  • "Парус" - язык узкий упирается в верхние зубы - мачта, парус поднять - язык широкий. Чередование узкого и широкого языка.

Упражнение на формирование правильного направленного выдоха

  • Задуй свечу – ребенок должен сложить губы трубочкой и резко дунуть на пламя свечи и погасить его.
  • Загоним мячик в ворота. Ребенок делает из кирпичиков ворота, ставит их перед собой, скатывает из ваты шарик и, улыбаясь, сильно дует на шарик, пытаясь попасть в ворота.
  • "Снежинка" - ватка кладется над верхней губой, язычок накрывает верхнюю губу - вдох и выдох на ватку.

Дыхательное упражнение "Снежинка", упражнения для языка "Дедушкины усы", "Качелька", "Парус" достаточно эффективны в случаи, если у ребенка повышенный мышечный тонус языка, и он не может его удержать около зубов при выдохе.

2. Постановка звука Т.

  • Демонстрация правильного положения губ и язычка, показывая

различения при произношении, например, Т (кончик язычка) и К (хвостик язычка): «Торт едят», «Капли капают».

  • Постановка по подражанию: взрослый показывает положение язычка и предлагает повторять сначала слоги, а потом слова.
  • Межзубной. Логопед просит ребенка улыбнуться, закусить кончик языка зубами, и сильно, резко вытолкнуть воздух вперед. При этом можно контролировать выдох рукой или дуть на ватный шарик.
  • Постановка Т от звука П . Ребенок повторяет па-па-па, расположив широкий кончик языка на нижней губе, затем, широко улыбаясь, произносит П , получается Т .
  • Постановка от Ц . Предлагаю этот прием от обратного: звук Ц "прячет" за собой два звука - с-т .

"Кошка мышку ловит" - предлагаем ребенку имитировать пальцами рук движение кошачьих коготков, напрягая пальчики и проговаривая: цап, цап, цап.

Затем слог сокращаем - ца, ца, ца.

И вот мы около норки - произносим Ц, Ц, Ц все тише и тише. Здесь нужно попросить ребенка оставить только удар язычком в зубки - звук Т, звук С не произносить.

  • При постановке Д идет идентичная работа, лишь при выдыхании добавляется голос.

Автоматизация звуков Т Д

Звук поставлен. Начало нового этапа: автоматизация. Вся работа по автоматизации и дифференциации изучаемого звука заключается в выработке навыков узнавания и правильного произнесения звука в слогах, словах и предложениях. Важно добиться свободного произнесения, при этом, не забывая об артикуляционной гимнастике.

Правильный подбор артикуляционной и дыхательной гимнастики, упражнений, словесного материала поможет получить хороших результатов в становлении грамотной красивой речи ребенка.

Это долгий, трудоемкий процесс, требующий терпения и упорных тренировок. При систематической и регулярной работе над звуками Т и Д удается добиться положительного результатов, т.е. поставить звуки, автоматизировать их и ввести в речь ребенка.