Повесть о Евпатии Коловрате Отрывок из «Повести о разорении Рязани Батыем ». Перевод Д

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Владимира «Средняя общеобразовательная школа№15»

Городская научно-практическая конференция, посвящённая 150-летию со дня рождения русского учёного –лингвиста

Секция учащихся 9 -11 классов

Тема исследования «Язык и стиль древнерусской

«Повести о Евпатии Коловрате»

Есионова Людмила,

учащаяся 9 «А» класса

Научный руководитель

Образ «смертной чаши» проходит через всю повесть и много раз как рефрен настойчиво повторяется. О смертной чаше, испить которую пришел перед битвой черед князю и дружине, говорят перед боем князья; образ смертной чаши доминирует в плачах; он развивается в образ боя-пира; им подчеркивается равенство всех: «и не оста в граде ни един живых, - говорится о Рязани, - вси равно умроша, и едину чашу смертную пиша. Несть бо ту ни стонюща, ни плачуща. И ни отцу и матери о чадех, или чадом о отци и матери, ни брату о брате, ни ближнему роду, но вси вкупе мертвы лежаша».

Рядом с «благоверными» и «благочестивыми» князьями неоднократно с лирическим воодушевлением упоминается «дружина ласкова», «воспитание рязанское», «господство рязанское», «удальцы и резвецы рязанские». Во всём тоне повести ярко дают себя знать идеальные представления о рыцарственных взаимоотношениях князя и дружины. Князья неизменно пекутся о своей дружине и оплакивают погибших в бою дружинников, дружина же хочет «пити смертную чашу с своими государями равно».

Поэтический стиль «Повести» строится на словесных образах-символах, восходящих как к народной поэзии, так и к книжной традиции. Автор не только рассказывает о событиях, но и показывает их путём яркого сочетания контрастных цветов-красок и звуков.

При прочтении представляется ужасная картина боя, где складывают головы как рязанцы, так и враги наши. Писатель троекратно повторяет описание «горестных картин» разрушения городов, гибели русских людей. Кровью пропитано ужасное сражение. Коловрат, наделённый гиперболической силой, смело борется с врагом: «И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими». Повествователь с отчаяньем говорит о невообразимом кровопролитье: «И текла кровь христианская, как река обильная, грехов ради наших». Подобное сравнение позволяет нам в полной мере представить себе весь ужас и бесчеловечность происходящего. И видятся нам ослабевшие, безвольные тела, опустошённая, разорённая и несчастная Рязанская земля. И кажется, будто само небо должно потемнеть, а солнце перестать освещать окровавленные тела. И слышатся стоны умирающих, и чувствуется запах свежепролитой крови, молодой, запачканной алыми каплями травы и земли - нашей, священной, русской.

С народной песенной традицией связаны и многочисленные сравнения, которые рождают у читателя различные ассоциации, акцентируют внимание на каком-либо свойстве субъекта речи. Порой достаточно всего лишь одного точного сравнения, чтобы максимально верно отобразить характер персонажа или нарисовать яркую картину какого-либо явления. И автор подбирает наиболее необычные и образные для того, чтобы читатель мог в полной мере представить происходящее: «И жалостно воскричал, как труба, созывающая на рать, как сладкий орган звучащий» - такое сравнение крика с трубой или органом помогает нам услышать то отчаянье, в котором пребывает князь, услышать его страшные, полные боли вопли. «Пал, как мёртвый» - то есть он упал без сил и всякой возможности подняться, «И стали татары точно пьяные или безумные» - это означает, что татар охватил ужас перед непобедимым Коловратом, они пришли в замешательство. На Батыя же автор переносит образ свирепого дракона, беспощадного и омерзительного чудовища: «Окаянный Батый дохнул огнём от мерзкого сердца своего...».

Глубоким лиризмом исполнены горестные слова князя Ингваря Ингваревича.

Он обращается к своей погибшей братии, сетует на их уход из жизни. Князь находится в глубоком отчаянье, и его монолог - самый настоящий плач. Он называет братию «сокровища жизни моей», «звёзды восточные», «светочи мои ясные». Подобные сравнения позволяют нам понять, насколько велика и ужасна для князя утрата, как сильно он любил их и как страдает. Он олицетворяет отвлечённые понятия, говорит: «Уже ведь за веселием плач и слезы пришли ко мне» и «за утехой и радостью сетование и скорбь явились мне!». Князь также обращается к земле и дубравам, призывая их плакать и скорбеть вместе с ним. А после он, как верный христианин, говорит с Богом и просит помощи его.

Значительное место в «Повести» занимают элементы ораторского стиля. Автор приводит целый ряд риторических вопросов: «Кто не восплачется о такой погибели? Кто не возрыдает о стольких людях народа православного? Кто не пожалеет стольких убитых государей? Кто не застонет от такого пленения?». А плач князя Ингваря полон риторических восклицаний, которые делают его более эмоциональным, усиливают выразительность: «Уже не подарите сладость душе моей!..», «Чести-славы ни от кого не получаете вы!..», «Поплачьте со мною!».

Наибольший интерес в «Повести» представляют собой необычайно выразительные, драматические картины: «И не осталось во граде ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего - ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые...»

«Повесть» написана не стихами, но вместе с тем её ритмический строй находится в органическом единстве с содержанием. Можно отметить наличие ассонансов, консонансов, аллитераций. Так, изображая страшное и жестокое сражение между Евпатием и полчищем, автор «Повести» мастерски передаёт в ритме стремительный и беспощадный бой с помощью обилия звуков «т», «с» и «р»: «И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних пополам рассекал, а других до седла разрубал».

С помощью эллипсиса писатель передаёт напряжённость действия, делает текст более динамичным и сжатым, позволяет полностью погрузиться в взволнованную и неспокойную атмосферу происходящего: «Один рязанец бился с тысячей, а два - с десятью тысячами», «И нельзя было увидеть в ней никаких благ ее - только дым и пепел».

Однако «Повесть о разорении Рязани Батыем» - это не только воинская повесть, но и песня. Эта песня сохранят тесную связь с фактами, как они происходили - «были», и в то же время эти факты, составляющие эпическую основу жанра «Повести», даны в эмоциональном, лирическом восприятии автора. Используя поэтическую образность фольклора, он восхищается доблестью и мужеством рязанцев, скорбит и плачет об их судьбе.

Итак, «Повесть о разорении Рязани Батыем» имеет неоднородную структуру, и это придаёт ей необычную красоту повествования. В «Повести» описываются такие человеческие чувства, которые и в современном мире вызывают симпатию: любовь, чувство единства, патриотизм, борьба за справедливость и т. д. Сопоставление со злом и жестокостью татар подчёркивает героический характер образов рязанцев. К тому же «Повесть» богата колоритными фольклорными элементами. Всё это привлекало и привлекает древнерусских и современных читателей «Повести». Перед нами в этом рассказе предстает выразительная картина мужества, самоотверженности и патриотизма русских людей.

«Повесть о разорении Рязани Батыем» - один из шедевров древнерусской литературы. Она замечательна и своими литературными достоинствами - сочетанием в ней книжных элементов с эпическими, и своим идейным смыслом - высоким патриотизмом и героическим пафосом.

А эпизод о Евпатии Коловрате - это художественно совершенный и глубоко волнующий рассказ о непобедимости воина-патриота, о силе патриотического чувства, это талантливое произведение древнерусской письменной литературы, тесно связанное с традициями устного народного творчества.

Список использованной литературы:

Словарь-справочник книжников и книжности Древней Руси. Л., 1987. Вып. 1. С. 337, 363-365.

Лихачев по древнерусской литературе. Л., 1986. С. 239-242, 259-285.

Александр Сергеевич ОРЛОВ ДРЕВНЯЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XI–XVII вв.

В декабре 1237 года войско монгольского хана Батыя вторглось в пределы Руси. Первой из Русских земель разорению подверглось Рязанское княжество. Это событие описано во многих древних летописях. Сохранилось и художественное произведение – «Повесть о разорении Рязани Батыем». Оно содержит множество деталей, о которых не сообщается в летописях. Среди прочего, там рассказывается о подвиге Евпатия Коловрата.

Согласно «Повести», Евпатий Коловрат был одним из знатных бояр Рязанского княжества. Когда его застигла весть о нашествии Батыя на Рязань, он находился в Чернигове вместе с одним из рязанских князей, Ингварем Ингваревичем. Очевидно, Коловрат был одним из бояр княжеской свиты. Когда Коловрат узнал о нашествии монголо-татар, он бросил своего князя и с малой, как пишут, дружиной (очевидно, это была собственная дружина боярина, не князя) помчался из Чернигова к Рязани. Но на месте Рязани Коловрат увидел только трупы и пепелище. Тем не менее, ему каким-то образом удалось собрать дружину в 1700 человек и выступить по следам Батыя. Нагнал он войско грозного завоевателя уже где-то в Суздальской земле.

Там дружина Коловрата внезапно напала «на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись… Почудилось татарам, что мёртвые восстали». Устрашённый Батый направил, чтобы захватить Евпатия живьём, богатыря Хостоврула, сына своего шурина. Но Коловрат разрубил Хостоврула пополам. Татары смогли одолеть дружину Коловрата только с помощью стенобитных катапульт. Евпатий погиб. Его тело принесли Батыю. Хан похвалил храбрость сражённого врага и отдал его тело взятым в плен его дружинникам, которых, из уважения к доблести их предводителя, отпустил. Некоторые редакции «Повести» сообщают дополнительные сведения об Евпатии. В частности, по отчеству он был Львович. Дружинники привезли его тело в Рязань, где оно было торжественно похоронено в январе 1238 года.

Теперь попробуем разобраться в этих сведениях и сопоставить их с известными фактами. «Повесть», как положено героическому сказанию, изобилует фантастическими эпизодами и эпическими преувеличениями. Понятно, что использовать стенобитные орудия против живой силы в полевом сражении – абсолютно неэффективно, и что эти орудия (именовавшиеся на Руси «пороками») упомянуты только для того, чтобы подчеркнуть ярость Коловратовой дружины. Видимо, именно «пороки» больше всего поразили русских из всего военного арсенала монголов, и русские приписали этим орудиям свойства чудо-оружия.

Непонятно, откуда Коловрат, по прибытии в Рязанскую землю, смог собрать дружину из 1700 храбрых и могучих мужей, если Рязанская земля перед этим подверглась опустошению, и все ратные люди полегли в битвах. Если это не полный вымысел, то невольно спрашивается: где же и почему они отсиживались в то время, когда их земляки гибли в неравной борьбе с захватчиками? Впрочем, древние источники всегда грешат преувеличениями в том, что касается численности войск, количества жертв войн, масштабов стихийных бедствий и т.д. Само упоминание того, что Коловрат перед погребением был отпет в соборе Рязани, показывает, что город отнюдь не был полностью разрушен монголами, если, конечно, эпизод с торжественными похоронами не был придуман позднее.

Но есть подробности, которые было незачем придумывать. Так, сын шурина Батыя назван по имени – Хостоврул. Это имя явно не монгольское и не тюркское. Насколько известно, до сих пор никто из историков не пытался объяснить ни его происхождение, ни то, откуда автору «Повести» могло быть известно имя сына ханского шурина.

«Повесть» известна по нескольким спискам, древнейшие из которых – не ранее второй половины XVI века, то есть отстоят от описываемых событий более чем на три столетия. Правда, сопоставляя их с другими памятниками, знатоки древнерусской литературы считают, что «Повесть» была сложена до конца XIII века. Но следует иметь ввиду, что датировки других памятников, относимых к этому времени, тоже гипотетичны.

Историки сомневаются в существовании самого князя Ингваря Ингваревича, если это, конечно, не Ингварь Игоревич, рязанский князь, правивший с 1217 года. Правда, он умер в 1235 году, но известие об его смерти в том году единичное, и нельзя исключать, что он был жив и в 1237 году. «Повесть» рассказывает, что в Рязани оказали сопротивление Батыю князья Юрий и Олег Ингваревичи (то есть его сыновья), и оба погибли. С каким именно князем мог находиться в Чернигове Коловрат, в точности установить невозможно. Но нет ничего невозможного в том, что он там был на момент Батыева вторжения. Как известно, рязанские князья были ветвью Ольговичей, княживших в Чернигове. Между двумя княжескими домами поддерживались близкие отношения.

Несмотря на обилие неправдоподобных деталей, вполне объяснимых жанром героического произведения, Евпатий Коловрат вполне может быть признан исторической личностью. Нет никаких противопоказаний тому, что рязанский боярин с таким именем действительно был, что он в декабре 1237 года находился в дружественном Рязани Чернигове, что он не успел на родину до решающей схватки земляков с Батыевой ратью, что он с толпою уцелевших воинов нападал на какие-то отставшие отряды монголов (партизанил, иначе говоря). Народная молва со временем приписала Евпатию невиданные подвиги и вплела его в сюжет героической саги.

Кстати, Коловрат это не фамилия, как почему-то многие думают. Фамилий в те времена на Руси вообще не было. По отцу, как уже сказано, Евпатий был Львовичем. Коловрат могло быть прозвищем либо вторым именем. Князья Рюрикова дома носили в то время славянские и скандинавские имена, и больше известны именно под ними, а не под христианскими именами, дававшимися им при крещении. Вплоть до XVII века на Руси даже среди дворян сохранялась традиция называться вторым именем, связанным с каким-то человеческим качеством или чувством (Удача, Потеха, Обида, Истома и т.д.). Коловрат значит обращающийся, поворачивающийся. Возможно, этим прозвищем он был наделён за свою ловкость в рукопашном бою. Популярная ныне этимология имени Коловрат от обращения солнца по небосводу не имеет научного подтверждения.

  1. Каким чувством проникнуто повествование?
  2. Повествование проникнуто чувством боли за родную землю и беды, которая на нее обрушилась. Оно показывает глубокое уважение к людям, сражавшимся и по-гибшим, защищая отечество.

  3. Какими изображены Евпатий Коловрат и его дружина? Какие художественные средства помога-ют передать их доблесть и отвагу?
  4. Евпатий Коловрат и его дружина изо-бражены как мужественные воины, встав-шие на защиту родной земли. Они нагоня-ют войско Батыя и самоотверженно сра-жаются. Даже раненые русские воины, приведенные к Батыю, отвечают ему: «Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу — рать татарскую», т. е. утверждают веру в свою победу. Есть в этом описании и метафора. «Чаши кро-вавого вина» наливают друг другу воины сражающихся войск. Описание самого сражения насыщено гиперболами, пока-зывающими напряжение схватки. Ведь «крепко и мужественно на конях бьют-ся — один с тысячею и два тьмою». На-помним, что тьма — это десять тысяч.

  5. Многие исследователи видят сходство по-вествования о подвиге Евпатия Коловрата с рус-скими былинами о борьбе народного богатыря с захватчиками Русской земли. Сравните рассказ о подвиге Евпатия Коловрата с фрагментом из бы-лины о бое Ильи Муромца с Калином-царем.
  6. И спустился он с горы высокии, И подъехал он к богатырям ко святорусским — Их двенадцать-то богатырей, Илья тринадцатый, И приехали они ко силушке татарскоей, Припустили коней богатырскиих, Стали бить-то силушку татарскую. Притоптали тут всю силушку великую…

    И былина, и повесть говорят о великой битве и о том, как нелегко далась победа русскому войску. Таким кровопролит-ным было сражение, что погиб от тяжких ран сам Евпатий Коловрат, а его подвиги вызвали уважение у самого Батыя и его приспешников.

  7. Найдите в тексте повести фольклорные эле-менты: анафору (одинаковое начало строки), ги-перболу (преувеличение).
  8. Одинаковое начало строки использу-ется во всем тексте «Повести…». Назо-вем хотя бы самые первые предложения: «И приехал в землю Рязанскую, и увидел ее опустевшую… И помчался во град Ря-зань…» И так строятся все последующие предложения: «И велел царь Батый от-пустить их…» Так анафора используется в тексте повести. Об использовании гипер-болы см. ответ на вопрос 2.

  9. Напишите домашнее сочинение на одну из выбранных тем: «Подвиг Евпатия Коловрата», «Ев-патий Коловрат и былинный богатырь Илья Муро-мец». Материал с сайта

    Сочинение о героическом подвиге мо-жет быть написано целиком, но можно, по заданию учителя, написать план этого со-чинения, а подробно ответить только на один из пунктов плана (см. один из вари-антов).

    Евпатий Коловрат и Илья Муромец

    План

    1. Введение: герои фольклора и древне-русской литературы.
    2. Илья Муромец и его воинские победы.
    3. Евпатий Коловрат на поле боя.
    4. Описание подвигов героев в фолькло-ре и литературе.
    5. Заключение: герои фольклора и древ-ней литературы в нашем восприятии.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • домашнее сочинение подвиг евпатия коловрата
  • написать домашнее сочинение на одну из выбранных тем
  • каким чувствам проникнуто повествование
  • какие бывают былинные приемы
  • изложение по повести о разорении рязани батыем
- герой рязанского народного сказания, совершивший подвиги во время нашествия Батыя. Рассказ о его подвигах сохранился в "Повести о приходе Батыевой рати на Рязань", вошедшей в некоторые поздние летописные своды и сборники. Повесть издана Ундольским (во "Временнике моск. общ. истории и древностей", кн. XV) и Срезневским ("Сведения и заметки о малоизвестных и неизвестных памятниках", 1867, XXXIX). В "Русском Временнике" (Москва, 1820, I, 126) и в "Сказаниях русского народа" Сахарова она соединена с другою "Повестью о нашествии Батыя на Русскую землю". Рассказ о Е. в "Повести" следует после описания погрома, произведенного Батыем в Рязанской земле. Во время нашествия Батыя Е. Коловрат был в Чернигове с князем Ингварем Ингоревичем, собирая подати для своего князя. Услыхав о приходе Батыя, Е. с небольшой дружиной поспешил на родину, но нашел только полное запустение - развалины городов и церквей и множество побитых рязанцев. Собрав 1700 человек, он погнался за "безбожным" Батыем, чтоб "испить смертную чашу" наравне с своими князьями, и догнал его в Суздальской земле. Он напал на стан Батыя и с таким неистовством поражал татар, что устрашил самого царя. Татары думали, что мертвые воскресли и бьют их. С трудом удалось им схватить пять человек из его дружины, изнемогших от ран, и привести их к Батыю. Батый расспросил их, кто они. Они сказали, что принадлежат к полку Е. Коловрата и посланы князем Ингварем Ингоревичем рязанским, чтоб его, "сильного царя, почтить и честно проводить". Батый послал шурина своего Хостовруда (иначе Таврула) на Евпатия с сильным полком татарским. Хостоврул хвастался, что приведет Е. живым к царю. Но в битве Е., "исполин силою", рассек Хостоврула "на полы до седла" и перебил множество "нарочитых богатырей Батыевых". Наконец татары начали стрелять в Е. из множества метательных орудий и тогда только убили его. Когда тело Е. принесли к Батыю, он собрал мурз, князей ордынских, и все они дивились Е. и его удальцам, говоря, что они бились как бы крылатые и бессмертные, один с тысячью, а два - с тмою. Батый, скорбя о своих побитых людях, говорил, что если б у него служил такой богатырь, как Е., он "держал бы его против сердца своего". Затем он отдал тело Е. его уцелевшей дружине, которую велел отпустить безнаказанно. Несмотря на изложение книжника, в рассказе о Е. Коловрате проскальзывают черты народной былины в некоторых эпических деталях и выражениях. Имя татарского богатыря Хостоврула или Таврула, рассеченного Е. н à -полы до седла, встречается в былинных именах Бахмет Тавруевич, Возвяг Таврольевич. Былинные параллели к рассказу рязанской "Повести" о Е. Коловрате указаны проф. М. Халанским в его книге "Великорусские былины киевского цикла" (Варшава, 1885, стр. 85 и след.).

Герой рязанского народного сказания, совершивший подвиги во время нашествия Батыя. Рассказ о его подвигах сохранился в "Повести о приходе Батыевой рати на Рязань", вошедшей в некоторые поздние летописные своды и сборники. Повесть издана Ундольским (во "Временнике моск. общ. истории и древностей", кн. XV) и Срезневским ("Сведения и заметки о малоизвестных и неизвестных памятниках", 1867, XXXIX). В "Русском Временнике" (Москва, 1820, I, 126) и в "Сказаниях русского народа" Сахарова она соединена с другою "Повестью о нашествии Батыя на Русскую землю". Рассказ о Е. в "Повести" следует после описания погрома, произведенного Батыем в Рязанской земле. Во время нашествия Батыя Е. Коловрат был в Чернигове с князем Ингварем Ингоревичем, собирая подати для своего князя. Услыхав о приходе Батыя, Е. с небольшой дружиной поспешил на родину, но нашел только полное запустение - развалины городов и церквей и множество побитых рязанцев. Собрав 1700 человек, он погнался за "безбожным" Батыем, чтоб "испить смертную чашу" наравне с своими князьями, и догнал его в Суздальской земле. Он напал на стан Батыя и с таким неистовством поражал татар, что устрашил самого царя. Татары думали, что мертвые воскресли и бьют их. С трудом удалось им схватить пять человек из его дружины, изнемогших от ран, и привести их к Батыю. Батый расспросил их, кто они. Они сказали, что принадлежат к полку Е. Коловрата и посланы князем Ингварем Ингоревичем рязанским, чтоб его, "сильного царя, почтить и честно проводить". Батый послал шурина своего Хостовруда (иначе Таврула) на Евпатия с сильным полком татарским. Хостоврул хвастался, что приведет Е. живым к царю. Но в битве Е., "исполин силою", рассек Хостоврула "на полы до седла" и перебил множество "нарочитых богатырей Батыевых". Наконец татары начали стрелять в Е. из множества метательных орудий и тогда только убили его. Когда тело Е. принесли к Батыю, он собрал мурз, князей ордынских, и все они дивились Е. и его удальцам, говоря, что они бились как бы крылатые и бессмертные, один с тысячью, а два - с тмою. Батый, скорбя о своих побитых людях, говорил, что если б у него служил такой богатырь, как Е., он "держал бы его против сердца своего". Затем он отдал тело Е. его уцелевшей дружине, которую велел отпустить безнаказанно. Несмотря на изложение книжника, в рассказе о Е. Коловрате проскальзывают черты народной былины в некоторых эпических деталях и выражениях. Имя татарского богатыря Хостоврула или Таврула, рассеченного Е. н à -полы до седла, встречается в былинных именах Бахмет Тавруевич, Возвяг Таврольевич. Былинные параллели к рассказу рязанской "Повести" о Е. Коловрате указаны проф. М. Халанским в его книге "Великорусские былины киевского цикла" (Варшава, 1885, стр. 85 и след.).