Природные ресурсы и экономическое развитие. Население стран мира

Сочинение

Неустрашимые путешественники наших дней склонны считать земной шар небольшим и тесным. Они объезжают его не более чем в несколько суток, неутомимо бороздят во всех направлениях незнакомые моря, стремясь побывать в неизведанных, никем не исследованных местах, смело проносятся над некогда недоступной ледяной шапкой Арктики.

Ни у полюсов, ни в недрах обожжённой солнцем Африки, ни в девственных лесах Бразилии – нигде наука не ожидает найти никаких особенных тайн. И некоторым людям начинает казаться, что на свете осталось уж слишком мало неоткрытых земель, неведомых морей и что скоро науке нечего будет открывать. Но это неверно. Сколько ни узнали уже люди об окружающем их мире, какие неизмеримые успехи ни сделала наука, неисследованное всё ещё окружает нас со всех сторон. Трудно поверить, что в наше время сохранились не известные науке животные, но, тем не менее, они существуют. На земном шаре есть немало мест, где в прямом смысле слова не ступала нога человека. Многие дикие и недоступные территории люди видели лишь с воздуха, но никогда там не бывали. Есть ещё районы совсем не обследованные или плохо изученные зоологами и ботаниками, где за всю историю человечества побывали одна-две экспедиции. А ведь суша – это только 29 процентов площади земного шара. Остальное -Мировой океан. И до сих пор не так уж много мест, где человек спускался на глубину свыше тысячи метров. А ведь средняя глубина океана достигает четырёх километров, а предельная – более одиннадцати.

Жак Ив Кусто совсем недавно у берегов Аргентины описал более ста ранее неведомых рыб. Нередко учёные обнаруживают существа, которые, казалось бы, давно вымерли. Среди этих реликтовых животных туатара – современница динозавров, и глубоководный моллюск неопилина, обитавший в океане 400-500 миллионов лет назад. Недавно охотники в Парагвае подстрелили какое-то животное. В морях, реках и озёрах можно встретить изобилие рыбы и разных подводных животных.

Жизнь подводного мира сложна и интересна. Биологи, например, изучают образ жизни рыб. При поиске пищи рыбам помогают органы вкуса. Рыбы различают кислое и солёное, сладкое и горькое. На основании многочисленных наблюдений можно сделать вывод: многие рыбы издают звуки. Биологическое значение звуков, производимых рыбами, очень велико. Рыбы издают звуки в основном в периоды нереста и питания. Следовательно, они стараются привлечь друг друга, призвать на места более безопасные или с обильным кормом. Звуки способствуют большей организации стаи, а порой звуками рыбы предупреждают друг друга об опасности. У рыб есть органы слуха, они хорошо слышат. Особенно хорошо рыбы воспринимают низкие звуки. В настоящее время учёные-биологи ведут исследования звуков, издаваемых рыбами. Результаты их могут быть использованы при разработке специального оборудования и методов разведки скопления рыб.

почвенно-географическое райони-рование состоит из следующих единиц.

1. Почвенно-биоклиматический пояс.

2. Почвенная биоклиматическая область.

Для равнинных территорий Для горных территорий

3. Почвенная зона 3. Горная почвенная провинция

(вертикальная структура почвен ных зон)

4. Почвенная провинция 4. Вертикальная почвенная зона

5. Почвенный округ 5. Горный почвенный округ

6. Почвенный район 6. Горный почвенный район

Почвенно-биоклиматический пояс – совокупность почвенных зон и вертикальных почвенных структур (горных почвенных провинций), объединенных

сходством радиационных и термических условий. Их пять: полярный, бореальный, суббореальный, субтропический, тропический. Основой для их выделения является сумма среднесуточных температур выше 10°С за вегетационный период (см. гл. 5).

Почвенно-биоклиматическая область – совокупность почвенных зон и верти кальных структур, объединенных в пределах пояса сходными условиями увлажнения и континентальности и вызванных ими особенностей почвообразования, выветривания и развития растительности. Различаются области по коэффициенту увлажнения (КУ) Высоцкого-Иванова. Их шесть: очень влажные, избыточно влажные, влажные, умеренно сухие, засушливые (сухие), очень сухие. Почвенный покров области более однороден, чем в поясе, но внутри нее могут выделяться интразональные почвы.

Почвенная зона – составная часть области, ареал распространения зонального почвенного типа и сопутствующих ему интразональных почв. В каждую область входят две-три почвенные зоны.

Подзона – часть почвенной зоны, вытянутая в том же направлении, что и зональные подтипы почв.

Почвенная фация – часть зоны, отличающаяся от других частей по температурному режиму и сезонному режиму увлажнения.

Почвенная провинция – часть почвенной фации, отличающаяся теми же признаками, что и фация, но при более дробном подходе.

Почвенный округ – выделяется в пределах провинции по особенностям почвенного покрова, обусловленным характером рельефа и почвообразующих пород.

Почвенный район – часть почвенного округа, характеризующаяся однотипной структурой почвенного покрова, т.е. закономерным чередованием тех же сочетаний и комплексов почв.

Вертикальная почвенная структура – ареал распространения четко определенного рода вертикальных почвенных зон, обусловленного положением горной страны или ее части в системе биоклиматической области и главными особенностями ее общей орографии.

Горная почвенная провинция аналогична почвенной зоне на равнине. Значение остальных таксонометрических единиц одинаково для равнинных и горных территорий.

Опорными единицами почвенно-географического районирования на равнинных территориях являются почвенные зоны а в горах – горные почвенные провинции.

Полярный пояс

Полярный пояс . Его площадь без материковых льдов около 0,6 млрд.га. В северном полушарии выделяются две довольно обширные области: Евразийская и Североамериканская. В каждой из них имеются арктическая и субарктическая почвенные зоны.

Арктическая зона расположена ближе к полюсу и делится на две подзоны: арктических пустынь и собственно арктическую. Почвенный покров арктических пустынь представлен примитивными арктическими пустынными почвами, а также засоленными почвами, развивающимися при малом количестве осадков и при вымораживании солей на поверхность в условиях экстремального переохлаждения (Антарктида, север Гренландии, морские побережья Арктики).

Для субарктической зоны характерны тундровые почвы. Она разделяется на три подзоны: северная, или арктическая, типичная и южная тундра. Основные почвенные процессы в тундре протекают в условиях повышенного увлажнения и застойного водного режима, обусловленного малым испарением. Глеевые процессы приурочены к верхней части почвенной толщи. В северной тундре преобладают арктотундровые почвы, а на остальной части субарктической зоны – тундровоглеевые.

Циркумполярное положение арктической зоны определяет ее суровые климатические условия: короткое холодное лето, длительная суровая зима, наличие почти повсеместно вечной мерзлоты. Зона представлена на островах и крайнем побережье Азии и Северной Америки. Крайне важную роль в таких условиях играют течения и воздушные массы, приносящие тепло и влагу. От Чукотки на запад проходит холодное трансарктическое течение. Вдоль шельфа Северной Америки такое же течение идет на восток. Вдоль Исландии выходит на север теплое Северо-Атлантическое течение. В районе встречи двух этих мощных течений зарождаются циклоны, регулирующие климат Арктики. На Шпицбергене осадков выпадает до 400 мм в год, на Земле Франца-Иосифа – 200-300, Северной Земле 100-200 мм, то есть на восток возрастает суровость климата. На юге Гренландии до 1000 мм осадков, на севере – 25 мм.На северо-востоке Канады и в Гренландии температура января достигает -40° С, на Шпицбергене – лишь -12° С. Движение тепла и воздушных масс отражается на характере растительности. Степень покрытия территории, биомасса, продуктивность зависят от увлажненности. Испаряемость в условиях арктического пояса составляет 100-200 мм, поэтому при 300-400 мм осадков может быть даже избыток влаги, при менее 100 мм – недостаток. Растительность тундр представлена преимущественно мхами и лишайниками, есть карликовая ива, камнеломки, кассиопея, дриады, отдельные злаки. В растительности полярных пустынь доминируют лишайники. Фитомасса тундр 3-7 т/га, арктических пустынь 0,1-0,2 т/га, годовая продукция – 1-1,5 т/га и 10-15 кг/га соответственно. Биомасса растительности в понижениях в несколько раз выше за счет дополнительного увлажнения.

Почвообразующие породы разнообразны: рыхлые ледниковые обломочные отложения, песчано-глинистые морских террас, грубообломочные продукты криогенного разрушения плотных пород, элювиально-делювиальные отложения на Канадском арктическом архипелаге.

В рельефе преобладают ледниковые абразионные и аккумулятивные формы (Евразия) и денудационные поверхности (Америка). Наиболее благоприятны для формирования арктических почв плакорные участки низких морских террас. Мощность почвенного профиля обусловлена глубиной оттаивания почвенногрунтовой толщи, редко более 0,3 м. Дифференциация профиля – слабая из-за криогенных процессов. Хорошо выражен лишь растительно-торфянистый горизонт Ао и хуже – маломощный А1. В районах нормального и избыточного увлажнения формируются бурые аркто-тундровые почвы. Ао 0-3 см, маломощный А13 6 см, В/С 6-13 см, С – до 30-40 см, до вечной мерзлоты. В этих почвах всегда высокая влажность, умеренная кислотность (рН 5,5-6,6), 2,5-3,0 % гумуса. Усиление гумидности климата сопровождается увеличением фитомассы на плакорных местообитаниях, усиливает разложение органических остатков, поэтому рН падает до 5 и ниже.

Важным геохимическим фактором арктического почвообразования является карбонатный состав пород, которые активно мигрируют с почвенным раствором, увеличивают рН до 7 и выше. Таких арктических рендзин много в Канадском архипелаге.

При избыточном увлажнении формируются торфяно-мерзлотные почвы, приуроченные к понижениям. Летом это – болота с кочками, в середине которых находится ледяной шток. Ат (0-5 см) сменяется А2т (5-15 см) и В/С (до 40 см).

Возможно ограниченное глееобразование. Торфяные горизонты в Арктике ограничены гидроморфными ландшафтами.

В аридных регионах арктической зоны почвы щелочные (7-8), мало гумуса (1% и менее). Их обычно называют полярно-пустынными. Для ландшафтов арктических пустынь характерно соленакопление, иногда солончаки морского происхождения.

Почвы Арктики крайне восприимчивы к воздействиям на них, они слабо восстанавливаются, что является определенной экологической проблемой.

Бореальный пояс

площадь пояса около 2,4 млрд.га, из них горные территории занимают 1,6 млрд.га. Почвы и растительность получают много влаги, но тепла недостаточно. 16% равнинных территорий занимают гидроморфные и полугидроморфные почвы. ѕ площади пояса приходится на таежно-лесные области с подзолистыми, дерново-подзолистыми и частично серыми лесными почвами, остальное - более холодные, континентальные и менее увлажняемые мерзлотно-таежные (криогенные) почвы. В соответствии с этим в пределах бореального пояса выделяют бореаль-

ные таежно-лесные и лугово-лесные области: Североамериканскую, ЕвропейскоСибирскую, Исладско-Норвежскую, Берингово-Охотскую и Огнеземельскую, а также бореальные мерзлотно-таежные области: Восточно-Сибирскую и Североамериканскую

К югу от таежных лесов располагаются смешанные хвойно-лиственные леса. Они широко распространены на Восточно-европейской равнине, но в Азиатской части не образуют сплошной зоны.

Климат более теплый по сравнению с тайгой, 500-600 мм осадков в год. Континентальность на восток возрастает, но везде количество осадков превышает испарение.

В европейской части леса состоят из ели, березы, осины, в Предуралье появляется пихта, в Западной Сибири – береза и осина. Хорошо развит травяной покров. Биомасса 200-300 т/га, опад больше, чем в тайге, но интенсивнее минерализуется, поэтому лесная подстилка меньше.

Почвообразующими породами служат в основном валунные суглинки и супеси ледникового генезиса. На протяжении нескольких тысяч лет морена выщелочилась, обилие валунов затрудняет земледелие. Распространены также тяжелые озерно-ледниковые отложения и вводно-ледниковые супеси, есть лессовидные суглинки (южнее границы последнего оледенения) и древнеаллювиальные отложения.

Наиболее характерны дерново-подзолистые почвы, которые особенно типичны на покровных суглинках А0-А1-А2-В-С.

На междуречьях может возникнуть поверхностное заболачивание почвы, образуются торфяно-подзолисто-глеевые почвы.

Дерново-карбонатные почвы (рендзины) образуются в автоморфных условиях на карбонатных породах. Особенно их много в Прибалтике. А1(15 см)-В(15-18см)-С(D).

Автоморфные почвы зоны смешанных лесов развиваются при хорошо выраженном промывном водном режиме. С увеличением содержания хвойного компонента возрастает масса мертвого органического вещества на поверхности почвы.

В Беларуси в ельниках около 50 т/га, в хвойно-широколиственных – 20 т/га. Обилие фульвокислот способствует кислой реакции, которая становится значительно менее кислой ниже по профилю. Наиболее важную роль играет процесс перемещения дисперсных частиц с фильтрующимися водами - лессиваж. Кислые воды удаляют из почвы основной коагулятор – кальций, что делает возможным освобождение и перемещение вниз илистых частиц.

В образовании профиля почв смешанных лесов принимает участие и процесс сезонного оглеения, с которыми связано образование значительного количества железо-марганцевых конкреций в гор. В Название дерново-подзолистые неточно отражает сущность этих почв – они являются кислыми лессивированными почвами с дифференцированным профилем (подзолювисоли).

В этих почвах происходит связывание многих элементов в гор. Ао и энергичный вынос наиболее активных компонентов в гор. В. Гидроморфные почвы зоны смешанных лесов достаточно разнообразны. При избыточном увлажнении водораздельных пространств и недостатке элементов питания развиваются мхи, а не травы – образуются верховые низкозольные (1-5%) сфагновые болота за счет избыточного атмосферного увлажнения.

Большая часть химических элементов поступает с водой в нижние части склонов, где формируются низинные болота, отличающиеся высокой зольностью, исчисляемой десятками процентов. В профиле таких почв под торфяным горизонтом часто залегает гумусовый А1 и ниже – глеевый голубовато-серого цвета.

Грунтовые воды обогащены в результате почвообразования железом и марганцем, поэтому формируются железистые и марганцевые новообразования. Иногда их так много, что их можно добывать как руду. Встречается и слой скоплений фосфатов железа (вивианита, босфорита и т.п.). Имеет место довольно четкое геохимическое соподчинение в системе водораздел – замкнутое понижение.

Более сложное взаимодействие автоморфного и гидроморфного почвообразования имеет место в поймах рек. Пойменные почвы занимают до 8% почв зоны.

Характерная особенность – ежегодные паводки или половодья, близость грунтовых вод.

На прирусловой пойме обычно формируются слаборазвитые дерновые почвы, иногда оподзоленные. Летом здесь бывает даже дефицит влаги для астений.Четко выражена слоистость. На центральной пойме поверхность обычно ровная, устойчивый водный режим, много элементов питания – пышные пойменные луга. Для луговых почв здесь характерна высокаямощность гумусового горизонта (до 1 м), оглеение в нижней части профиля.

Притеррасная пойма понижена, заболочена, здесь отлагаются наиболее тонкодисперсные частицы из полых вод. Часто формируются пойменные болота.

Особенно много иловатых почв типа низинных болотных. Здесь концентрируется много элементов из сопряженных частей ландшафта.

В целом зона смешанных лесов обладает довольно пестрым почвенным покровом. К югу дерново-подзолистые почвы все более сближаются по свойствам с серыми лесными. Дерново-подзолистые почвы формируются как правило на суглинистых отложениях, а на рыхлых породах развиваются иллювиальножелезистые подзолы и кислые песчаные почвы без иллювиального горизонта, особенно в Полесьях. Полоса песчаных подзолов тянется вдоль побережья Балтийского моря, на заболоченных участках которых (геестах) развиваются торфяно-болотные почвы. В этой зоне местами встречаются дерново-карбонатные почвы и бурые лесные (под хвойно-широколиственными лесами на остаточнокарбонатных породах.

В Северной Америке в зоне смешанных лесов в приатлантической части развиты почвы типа кислых бурых, в более континентальных районах – серобурые с осветленным горизонтом А2.

Наиболее благоприятны для земледелия суглинистые почвы зоны, но кислая реакция, местами заболачивание затрудняют их использование. На территории, охваченной последним оледенением, использование затрудняет сильная завалуненность. Степень земледельческого освоения – 30-45 %. Крайне важными приемами являются известкование, внесение органических и минеральных удобрений.

Суббореальный

Суббореальный пояс . Общая площадь его около 2,2 млрд.га. Горные территории занимают около 33% поверхности пояса. На долю семиаридных и аридных областей приходится около 71 % площади, из которых пустыни занимают 46%. Преобладает автоморфное почвообразование: на долю гидроморфных почв приходится только 9% поверхности пояса. Широтная зональность выражена на обширных внутренних равнинах Евразии. Субборельный пояс – один из главных поставщиков сельскохозяйственной продукции, на его территории располагается 1/3 земледельческих площадей мира. Здесь вырабатывается почти половина всей сельскохозяйственной продукции.

В пределах пояса выделяются три ряда почвенных областей: 1. суббореальные влажные лесные области; 2. суббореальные засушливые степные области; 3. суббореальные полупустынные и пустынные области. Первые расположены на океанических окраинах континентов: Западно-Европейская, Северо-Американская приатлантическая, Северо-Американская тихоокеанская, Восточно-Азиатская; в южном полушарии выделяют Южно-Американскую и Новозеландско-Тасманскую области. Во втором ряду выделяются три степные области с черноземами и каштановыми почвами: Евроазиатская, Северо-Американская и Южно-Американская. В третьем ряду выделяются Центрально-Азиатская и Южно-Американская полупустынные и пустынные области.

В пределах суббореального поясараспространены лиственные леса с богатым напочвенным покровом. Одни сформировались в условиях мягкого океанического климата, другие – во внутриконтинентальных областях. Ландшафты этих лесов очень сильно изменены человеком, растительность либо полностью уничтожена, либо заменена вторичной.

Серые лесные почвы образуются во внутриконтинентальных районах, от Беларуси до Байкала. На восток растет суровость и сухость климата, среднегодовые температуры изменяются от +7 на западе до -5 на востоке, длительность безморозного периода – с 250 до 180 дней, осадков – с 600 до 300 мм.

Доминирующая растительность – лиственные травянистые леса, на западе грабово-дубовые, между Днепром и Волгой – липово-дубовые с примесью ясеня, в Западной Сибири – березово-осиновые, а еще восточнее появляется лиственница. Масса опада – 7-9 т/га, то есть значительно больше, чем в тайге. Опад богат зольными элементами, особенно кальцием, которого поступает до 100 кг/га.

Почвообразующими породами обычно служат покровные лессовидные суглинки, часто карбонатные.

Серые лесные почвы имеют мощный (20-30 см) гумусовый горизонт А1 с комковатой структурой, под которым залегает менее мощный А2 (А1А2) серого цвета и листовато-пластинчатой структуры, сменяемый мощным горизонтом вмывания В коричнево-бурого цвета (до 100 см).

Выделяют три подтипа: светло-серые, серые, темно-серые, причем у темносерых почв нет горизонта А2. Ясная дифференцированность почвенного профиля обусловлена интенсивными процессами лессиважа. Содержание ила в гор. В вдвое выше, чем в слое А.

Образование подтипов серых лесных почв обусловлено биоклиматическими условиями: светло-серые – севернее, темно-серые – южнее. Существуют серьезные провинциальные особенности. На Украине они имеют очень мощный А1 (до 50 см), в Предуралье мощность меньше, но содержание гумуса – больше.

Долгое время происхождение серых лесных почв объяснялось то деградацией черноземов при наступлении леса на степь, то проградацией лесных почв (по Вильямсу) при наступлении степи на лес. В настоящее время их рассматривают как зональные почвы лиственных лесов умеренного увлажнения.

В Северной Америке распространение серых лесных почв также не выходит за пределы внутренних районов.

В результате длительного использования серые лесные почвы часто истощены и эродированы, нуждаются в химической мелиорации. Здесь выращивают зерновые, кормовые, садово-огородные культуры, лен, сахарную свеклу.

Серые лесные почвы являются зональными почвами лесостепи, в которой безлесные пространства чередуются с лесными массивами, серые почвы - с типичными северными и оподзоленными черноземами. В северной части зоны они контактируют с дерново-подзолистыми почвами, в южной - со степными черноземами. Общая площадь их на территории Евразии составляет 303,6 тыс. км2. Они формируются в пределах Пермского и Уфимского плато, средней части Среднерусской, Приднепровской и Приволжской возвышенностей, в предгорьях Карпат, в подгорной полосе горного массива Стара-Планина, части Добруджского плато (Болгария) и других, на территории Северной Америки они занимают 615,2 км2, в основном в Канаде.

О генезисе серых лесных почв был высказан ряд предположений, которые могут быть сведены в четыре группы.

1. Теория первичного происхождения как самостоятельного почвенного типа под широколиственными лесами (В.В. Докучаев, 1886).

2. Теория вторичного происхождения путем деградации черноземов, вследствие поселения на них лесной растительности (СИ. Коржинский, 1887).

3. Теория образования серых лесных почв из лесных дерново-подзолистых почв при развитии дернового процесса под влиянием смены древесной растительности травянистойлугово-степной (В.И. Галиев, 1904; В.Р. Вильяме, 1920).

4. Серые лесные почвы формируются под влиянием следующих процессов: гумусонакопления и связанной с ним аккумуляции зольных веществ, выщелачивания карбонатов и легкорастворимых солей, лессиважа, оглинивания, миграции гумусовых веществ и продуктов распада минералов в форме металлорганическихи оксидных соединений (Б.П. Ахтырцев, 1979).

Теория деградации черноземов под лесом со временем не подтвердилась. Установлено, что зона распространения серых лесных почв стабильна и что современное почвообразование под широколиственными лесами приводит к формированию почв, аналогичных серым лесным.

В зависимости от мощности гумусового горизонта и содержания гумуса тип серых лесных почв делится на три подтипа: светло-серые, серые и темносерые . Профиль серых почв состоит из горизонтов Ао - Аа - A1A2 -А2В - Bm - ВС - С и имеет следующее строение:

Ао - лесная подстилка мощностью до 5 см разной степени разложенности; Ad - гумусовый горизонт от светло-серой до темно-серой окраски в зависимости от подтипа, в типичных серых - серый с коричневатым оттенком, густо пронизан корнями и имеет по-рошисто-зернисто-комковатую структуру; А1А2 - переходный гумусово-элювиальный горизонт (в темно-серых почвах может отсутствовать), с буроватыми пятнами, структура пластинчатая или плитчато-ореховатая, характерна обильная белесая присыпка; А2В - переходный элювиально-иллювиальный горизонт, неоднородный, серо-бурой окраски с пятнами, структура ореховато-призматическая, обильная белесая присыпка по граням; Вт - иллювиальный горизонт, серо-бурый или коричнево-бурый, крупная ореховатая структура, белесая присыпка и лакировка, плотный; ВС - переходный к материнской породе горизонт, возможно скопление карбонатов. Переходит в материнскую породу (С), которая обычно содержит карбонаты в виде прожилок и журавчиков.

В светло-серой почве гумусовый, переходные и оподзоленные горизонты более светлые, в темно-серой - более темной окраск с менее четкой дифференциацией по элювиально-иллювиальному типу. Горизонт А1А2 может отсутствовать. На участках с повышенным увлажнением выделяются серы лесные глеевые почвы, в пределах которых имеются три под типа: 1) поверхностно-глееватые; 2) грунтово-глееватые; 3) грунтово-глеевые. На западинных ландшафт ОкскоДонской равнины встречаются серые лесные поверхности глеево-элювиальные и серые лесные осолодело-солонцеватые почвы.

В каждом подтипе выделяются следующие роды: обычные, остаточно карбонатные, развитые на карбонатных породах; контактно-луговые на двухчленных наносах; пестроцветные на коренных пестроцветных породах; серые лесные со вторым гумусовым горизонтом.

Разделение на виды производится по мощности гумусового горизонта (Ai +A1A2) – мощные (> 40 см), среднемощные (20– 40 см) и маломощные (< 20 см) и по глубине вскипания – высоковскипающие (100 см) и глубоковскипающие (ниже 100 см).

Свойства серых лесных почв по многим показателям близки к дерновоподзолистым. В них наблюдается обеднение верхних горизонтов илистой фракцией по сравнению с породой, обогащение их SiО2 и обеднение полутораоксидами, что обусловлено процессами оподзоливания и лессиважа. Однако содержание гумуса в них более высокое, оно изменяется от 1,5 до 12,0%. Особенности генезиса четко отражают их физико-химические свойства. Светло-серые лесные почвы имеют кислую реакцию, насыщенность основаниями около 70%, ЕКО в суглинистых почвах составляет около 14–16 в гумусовом горизонте и возрастает в иллювиальном до 90 мэкв/100 г почвы.

Темно-серые лесные почвы характеризуются более высоким запасом питательных элементов, слабокислой реакцией, высокой (80–90%) степенью насы-

щенности основаниями и емкостью катионного обмена (35–45 мэкв), т.е. по этим показателям они приближаются к черноземам оподзоленным.

Физические и физико-механические свойства зависят от степени гумусиро ванности и гранулометрического состава. Лучшими свойствами обладают темносерые почвы, которые отличаются от другихподтипов высоким содержание гумуса и хорошо выраженной водопрочной структурой. Они менее благоприятны у светло-серых почв, которые отличаются низкой влагоемкостью и водопроницае мостью, легко заплывают и образуют корку. При сельскохозяйственном исполь зовании светло-серых и серых лесных почв мероприятия однотипны. Для эффек тивного их пользования необходимы внесение органических и минеральных удобрений, известкование, посев многолетних трав. На этих почвах эффективно фосфоритование. Целесообразно постепенное углубление пахотного слоя с одновременным внесением извести и органических удобрений. На темно-серых лес-

ных почвах углубление можно производить в один прием, их известкование про водится в исключительных случаях.

В лесостепной зоне развита эрозия, поэтому необходимо осуществлять противоэрозионные мероприятия: почвозащитные севообороты, полосное размещение посевов, обработку поперек склонов, бороздование, лункование, создание лесных полос.

На серых лесных глеевых и осолоделых почвах необходимо рыхление уплотненного иллювиального горизонта и внесение навоза с суперфосфатом. Большое значение имеют мероприятия по сохранению и накоплению влаги (снегозадержание, способы обработки почвы).

Бурые лесные почвы образуются под лиственными лесами в условиях влажного и мягкого океанического климата. Таких почв нет на равнинах цен-

тральных частей Евразии, но много в Западной Европе. Бурых лесных почв много в Приатлантической части Северной Америки, где они занимают промежуточное положение между дерново-подзолистыми и красно-бурыми лесными и краснозе мами на юге.

При значительном количество осадков (600-650 мм) профиль бурых лесных почв промывается слабо, так как большая часть осадков выпадает летом и промывной режим очень непродолжителен. Мягкий климат способствует активиза ции процессов преобразования органического вещества. Значительную часть опада энергично перерабатывают многочисленные беспозвоночные, образуя мюлевый гумусовый горизонт. Образуется довольно много бурых гуминовых кислот при подчиненном положении количественно преобладающих фульвокислот, дающих комплексы с железом. Эти соединения осаждаются в виде слабополиме ризованных пленок на тонкодисперсных частицах. Образуется непрочноореховатая структура.

Наличие такого типа считается общепризнанным с 1930 года под названием либо «бурая лесная» почва либо «бурозем».

Для развития буроземов необходимы такие экологические условия: 1) широколиственные (хвойно-широколиственные) леса с богатым напочвенным травяным покровом с мощным азотно-кальциевым круговоротом веществ; 2) промывной водный режим; 3) внутрипочвенный дренаж; 4) короткое промерзание почв, обеспечивающее интенсивное выветривание; 5) относительно небольшой возраст почвообразования в связи со склонностью буроземов эволюционизировать в дру гие типы.

В буроземах доминируют два почвообразовательных процесса: оглнинивание всей почвенной толщи без перемещения продуктов выветривания вниз по профи лю и гумусообразование с образованием темного, но с бурыми тонами вследствие преобладания бурых гуминовых и фульвокислот гумусового горизонта, прокра шенного оксидами железа. Бурые лесные – всегда почвы дренированных склонов, либо расчлененной холмистой территории. На низменностях буроземов нет. Чем выше по склону, тем больше гумуса.

Очень распространенным частным почвообразовательных процессом является лессиваж, то есть медленное вмывание илистых частиц в виде взвесей в горизонт В. Профиль бурых лесных почв характеризуется слабой дифференцирован ностью, маломощным (20-25 см) гумусовым (гумуса 4-6 %, билже к подстилке до 12%) горизонтом. Серо-бурый гумусовый горизонт сменяется горизонтом вмывания Вm (50-60 см) с комковато-ореховатой структурой. Диагностическим признаком таких почв является наличие оглиненного гор. В при отсутствии элювиаль ных горизонтов. Степень побурения зависит от содержания свободных гидроок сидов железа.

Глинообразование в профиле буроземов может быть как результатомтрансформации первичных минералов, так и синтеза глин из ионных компонентов.

Особенно распространены трансформации слюд в иллит, а бурый цвет преимущественно определяет отложение гетита.

Почвообразующей породой обычно является лессовидный палевый суглинок, иногда с карбонатными новообразованиями. Водная вытяжка имеет близкую к нейтральной реакцию среды. Большое количество илистых частиц обуславливает значительную емкость поглощения с преобладанием кальция.

Буроземы имеют массу переходных форм с другими типами. На Международной карте мира ФАО/ЮНЕСКО такие почвы названы камбисолями. В советской систематике выделялись помимо обычных буроземов буроземы глеевые, подзолисто-бурые, подзолисто-бурые глеевые, луговые подбелы (особенно распространены на Дальнем Востоке). Высокая влагоемкость при хорошей водопроницаемости, хорошие тепловые свойства, значительная поглотительная способность с преобладанием кальция, устойчивая комковатая структура определяют высокий уровень естественного плодородия. Данные почвы очень плодородны при достаточном количестве удобрений и оптимальной агротехнике. Самые высокие в Европе урожаи зерновых получают на бурых лесных почвах, часть их занята виноградниками и садами. Благодаря высокой водопроницаемости буроземы устойчивы к водной эрозии, а глинистый состав исключает дефляцию.

Древнее латинское изречение "мореходы в бурю боятся земли" родилось и живо по сей день неспроста. По данным официальной статистики случаи гибели судов в результате посадки на мель являются наиболее частыми. История парусного флота свидетельствует: большая часть судов погибла не в море, а на мелях, вблизи берегов. При внезапно налетевшем шторме корабли, имея единственным движителем паруса, площадь которых в бурную погоду приходилось уменьшать до минимума (а иногда и совсем оголять мачты), лишались возможности маневрировать. Они оказывались во власти разбушевавшейся стихии. Если при этом судно находилось близ берега, то это, как правило, приводило к его гибели: шторм или выбрасывал судно на мель, или прижимал его к скалистому берегу. Нередко случалось, что оказавшийся во время шторма на прибрежных скалах деревянный парусный корабль спустя день-два превращался в груду обломков и щепок.

На земном шаре есть немало районов, которые и в наше время представляют большую опасность для плавания. Сочетание ряда гидрометеорологических факторов затрудняет в этих районах плавание судов и требует от судоводителей особой бдительности. Такие места на карте мира издавна получали названия "кладбища кораблей" или "пожиратели кораблей" . К ним относятся прежде всего берега Английского канала ( зарегистрироваться ] ) в его западной части, внешние отмели в районе [Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться ] , [Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться ] ("Ворота слез"), [Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться ] с его "Камнем опасности", проливы Курильских островов, мысы Горн и Доброй Надежды, острова Тасмания, Силли, [Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться ] и др.

"Великий пожиратель кораблей -
Сер ГУДВИН"

Знаменитые мели Гудвина - самое большое кладбище кораблей на земном шаре.


Оно находится в 6 милях к востоку от юго-восточной оконечности Англии, простираясь по меридиану на 13 миль и достигая в ширину 5 миль. Фактически это обширная группа песчаных банок, которые местами осыхают в малую воду, обнажая 2-метровый слой песка. С наступлением прилива, который идет здесь со скоростью 8 миль в час, пески начинают "оживать". Причем примерно каждый месяц под действием различных течений они меняют свою форму, постепенно передвигаясь то в одну, то в другую сторону. Говорят, что за последние 30 лет они "прошли" 2 мили.

Старинные лоции Английского канала, хроника страхового общества [Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться ] и описания былых [Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться ] позволили воссоздать в какой-то степени мрачную "родословную" Гудвинских песков.

Спойлер :

У англичан нет единого мнения, почему на самом оживленном месте мировых морских путей неожиданно образовалась эта чудовищная мель. Геологи считают, что она возникла в результате эрозии дна моря. Гидрографы объясняют ее появление встречей сильных приливно-отливных течений океана с течениями Английского канала, Северного моря и Темзы. Один из известных английских геоморфологов Чарльз Лайал утверждает, что несколько столетий назад на месте мелей был остров, который в 1099 году опустился ниже уровня моря. Об этом же говорит английская легенда об острове Ломеа. Когда-то близ Дувра, в море высился плодородный цветущий остров Ломеа - поместье графа Западной Саксонии Гудвина . За тяжкое преступление перед церковью граф понес суровую кару - море затопило его замок вместе с островом.
Согласно другой английской легенде остров Ломеа после смерти Гудвина перешел во владение церкви города Гастингса (который и сейчас стоит недалеко от Дувра). Сильное течение беспрестанно подмывало остров с восточной стороны. Требовалось срочно построить защитную дамбу. Для этого церковь собрала с прихожан большую сумму денег, однако вместо дамбы была построена колокольня. Незащищенный остров быстро размыло, и на его месте образовалась огромная мель.


Английские морские хроники свидетельствуют, что на протяжении тысячелетий Гудвинские мели являлись местом постоянных кораблекрушений. Еще в средние века моряки дали этим мелям меткое прозвище "Великий пожиратель кораблей" . Оно как нельзя лучше характеризует крутой нрав этих обманчивых песков. О Гудвинских песках упоминает и Вильям Шекспир. В "Венецианском купце" корабль Антонио с ценным грузом потерпел крушение "в этих стесненных водах, называемых Гудвинами, очень опасными, плоскими и смертоносными, где остовы многих судов покоятся". Страховщики "Ллойда", которые уже почти три века ведут учет всех морских аварий, давно сбились со счета погибших здесь судов. Стоимость застрахованных ими кораблей, погибших на Гудвинских мелях за последние 200 лет, они определяют в 560 миллионов долларов, а число пропавших здесь людей - в 50 тысяч.

По некоторым свединиям в чреве "Песчаного хамелеона" покоятся несколько боевых трирем Юлия Цезаря, который в 43 году нашей эры вторгся на остров и покорил обитателей Туманного Альбиона.
Английские капитаны рассказывали, что над триремами римлян лежат останки острогрудых лодей "жителей моря" - викингов Скандинавии. И те и другие в свою очередь навечно прижаты дубовыми остовами тяжелых галионов "Непобедимой армады", разгром которой, начатый "королевским пиратом" Фрэнсисом Дрейком, довершил в 1588 году сильный шторм.
Над испанскими талионами в песках мирно спят вселявшие когда-то ужас в сердца ганзейских и венецианских купцов пиратские бригантины и корветы. Где-то рядом с ними покоятся английские фрегаты и барки XVIII века, набитые черным деревом, слоновой костью и драгоценными камнями, вывезенными из Индии и Африки. Над всей этой канувшей в Лету армадой парусников - корпуса современных сухогрузов и танкеров. Невольно вспоминаются строчки замечательного ленинградского поэта Вадима Шефнера из "Баллады о моряках Британии":

Без парусов в заплатах пестрых
Там спят, от пристаней вдали,
С резными девами на рострах
Веков прошедших корабли.
А рядом с ними, но сохранней,
Лежат, как темная гора,
Трансатлантических компаний
Цельносварные стимера.


Да, "Песчаный хамелеон" проглатывал свои жертвы без разбора, пожирал все, что попадало ему в пасть. А попадало в его цепкие объятия немало "пищи", столько, что он даже не успевал ее переваривать. В 1959 году английские геологи взяли с Гудвинских песков образцы грунта и сделали анализ. Оказалось: 15-метровые столбы грунта содержали песок, перемешанный с полусгнившими кусками корабельных частей и ржавого железа...
- Почему же корабли оказывались на мелях? Разве они не могли их обойти? - вправе спросить читатель. Были и есть три основные причины попадания судов в ловушку Гудвина: штормы, которые выносили беспомощные парусники на пески, туман, лишавший судоводителя видимости и возможности точного определения места, и сильные течения, сносившие корабли с курса.
Если судно оказывалось на мели и его до наступления отлива не удавалось снять, оно навечно оставалось в плену Гудвина.
Парусные корабли имели полукруглое днище, и, когда такой корабль попадал на мель, а с отливом пески осыхали, он ложился на борт. С наступлением прилива мели покрывались 5-метровым слоем воды и течение заливало обреченное судно прежде, чем оно успевало принять нормальное положение. Обычно на третий-четвертый день парусник полностью засасывали зыбучие пески. Если судно оказывалось на мели, будучи выброшенным штормом, его участь решалась еще быстрее: волны опрокидывали и заливали корабль мгновенно.
С пароходами и теплоходами дело обстояло немного иначе. Эти суда имели плоское днище и, попав на мель, в отлив оставались на ровном киле. Но с первым же приливом течение намывало с одного борта корабля гряду песка, вымывая его из-под другого борта. На третий-четвертый день судно опрокидывалось на борт, вода заливала его помещения с палубы. Если пароход оказывался на мели носом или кормой по направлению к течению, то песок вымывался из-под днища в районе носа и кормы: корпус судна провисал, и пароход разламывался пополам. Обычно это происходило с пароходами в полном грузу.

Когда дули восточные ветры, мели Гудвина служили надежным естественным прикрытием для стоявших на якорях кораблей. Но стоило ветру задуть с запада, как морякам грозила опасность попасть в зыбучие пески. И, как правило, если при начинавшемся западном шторме вовремя не удавалось поставить паруса и выбрать якорь, корабль становился жертвой Гудвинских песков. В ночь с 26 на 27 ноября 1703 года здесь погибла эскадра английских кораблей под командованием адмирала Бьюмонта. В те дни на Британские острова обрушился один из самых сильных ураганов. Особенно пострадал район между Бристолем и Лондоном, где число человеческих жертв достигло 30 тысяч.

Спойлер :

О том, что творилось в ту страшную ночь на Гудвинских песках, известно из письма, которое спустя несколько дней после катастрофы получил автор "Робинзона Крузо" Даниэль Дефо от своего друга командира корабля "Шрюсбари" Майлса Норхила. Вот выдержка из этого письма: "Я надеюсь, что это письмо застанет Вас в полном здравии. Мы уходим отсюда в плачевном состоянии, ожидая каждую минуту пойти ко дну. Здесь страшный шторм, который по всей вероятности еще продолжится. Рядом с нами стоял корабль контр-адмирала Бьюмонта "Мэри". Это судно погибло с адмиралом и 300 моряками. Со всеми людьми погиб корабль "Нортумберленд". Со "Стирлинг Касла" спаслось всего 69 человек. Почти со всей командой погиб и "Ресторейшн". Те немногие, кому удалось спастись, попали на наш корабль. Шторм имел ужасную силу, ветер так ревел, что заглушал выстрелы из пушек, которыми несчастные пытались привлечь к себе внимание. Наш корабль сорвало с якорей и пронесло в 60-80 ярдах от мелей. Если бы наш запасной якорь сдал, мы бы все утонули. Я благодарю Всевышнего, ибо по его милости мы спаслись. На мелях мы насчитали около сорока торговых кораблей - покалеченных и полузатопленных. Мы с ужасом смотрели, как их моряки карабкались на мачты, взывая о помощи. Все это я видел своими собственными глазами и никогда не забуду".


На протяжении многих веков Гудвинские отмели оставались неосвещенными, или, как выражаются моряки, безо всякого навигационного ограждения, т.е. не были обозначены ни буями, ни маяками. Достоверность большинства морских карт XVI-XVIII веков была весьма сомнительна. Да и вообще, как эти мели можно было точно нанести на карту, если они беспрестанно меняли форму!

Из-за неточности карты, шторма, тумана или течения парусные суда попадали в ловушку и погибали. Убытки были огромны. Однажды здесь едва не лишился своего корабля [Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться ] - будущий победитель Трафальгара. В 1788 году, будучи 22-летним лейтенантом, он командовал 28-пушечным фрегатом "Албемарл". Осенью того года после крейсерования у берегов Дании его корабль отдал якорь на рейде Даунс. Нельсон на гичке съехал на берег для вручения рапорта начальству. Неожиданно налетел шторм и все стоявшие на рейде корабли стало тащить с якорей. Беспокоясь за судьбу фрегата, Нельсон стал искать лодочника, который доставил бы его на корабль. Но при таком сильном шторме даже опытные гребцы не соглашались спустить на воду свои вельботы. Никакие уговоры не помогали. Однако все решили деньги. Нельсон уплатил 15 золотых гиней из своих личных денег (по тому времени это составляло два годовых заработка лодочника). Когда молодой лейтенант с великим риском был доставлен на свой корабль, то увидел, что последний уже лишился бушприта и фок-мачты. Чтобы фрегат не сорвало с якоря, Нельсон приказал срубить бизань-мачту и этим спас корабль.

Английские купцы не раз обращались к королеве Елизавете с просьбой поставить в районе смертоносных песков маяк. Адмиралтейству предлагались на рассмотрение проекты по укрощению "пожирателя". Так, некий Гоуэн Смит разработал план осушения зыбучих песков, превращение их в "зеленый остров с деревьями и пастбищами". За все это он просил у лордов адмиралтейства тысячу фунтов стерлингов, доказывая, что если с проходящих мимо судов брать маячные сборы, то затраты окупятся в течение года. Но проект Смита так и остался на бумаге.

Британское адмиралтейство лишь в 1795 году поставило на мысе Саут-Форленд маяк. Вернее, будет сказать, что это был не маяк, а деревянная вышка, на площадке которой по ночам жгли костер. Пользы от этого сооружения было немного: огонь лишь приблизительно указывал место мелей, и те, кто не был знаком с их координатами или имел неточную карту, все равно подвергался опасности оказаться в песках. "Песчаный хамелеон" продолжал дурачить моряков.

В 1802 году на мелях оказался заблудившийся в тумане большой трехмачтовый корабль голландской Ост-Индской компании "Фрегейда". Пески засосали его на третий день вместе с пассажирами и моряками.
Трехсот моряков не досчиталось Британское адмиралтейство в 1805 году, когда в песках Гудвина завяз военный транспорт "Аврора". Эта утрата вызвала в Англии взрыв негодования. Возмущенные лондонцы потребовали у парламента принять меры и в том же году адмиралтейство поставило на отмелях плавучий маяк. Он ограждал Гудвинские пески с севера и получил название "Норт Гудвин". С трех других сторон мели оставались не огражденными, и число кораблекрушений почти не уменьшалось. Английский адмирал Кохрейн выдвинул идею поставить мощный маяк в центре Гудвина, но попытка возвести на столь зыбком грунте каменный фундамент маяка окончилась провалом: Гудвин поглотил две баржи с гранитными глыбами и железными сваями... Английским гидротехникам ничего не оставалось делать, как поставить еще один плавучий маяк - "Вест Гудвин".

Но и это не сократило число погибавших на мелях кораблей. Наиболее тяжелыми утратами в то время были крушения в 1814 году английского Линейного корабля "Куин" и бельгийского почтово-пассажирского пакетбота. Ненасытный Гудвин засосал в свое чрево вместе с этими судами всех находившихся на них людей.

Укрощение Гудвинских песков шло удивительно медленно. Третий плавучий маяк - "Саут Гудвин" поставили спустя лишь почти четверть века после второго - в 1832 году, а четвертый - "Ист Гудвин" - только через 42 года после установки третьего маяка. За это время Англию не раз потрясали сообщения о разыгравшихся на Гудвинских мелях трагедиях. Наиболее ужасной из них была катастрофа английского парохода "Виолетта". Судно, имея на борту несколько сотен пассажиров, скрылось в зыбучих песках буквально на глазах подошедших на помощь спасателей.

В Лондоне, на Фенч-Стрит, у страховщиков Ллойда зарегистрированы погибшие суда. В этих мрачных хрониках часто встречаются даты, когда Гудвин поглощал сразу несколько судов. В книге погибших судов 1909 года числится парусно-винтовой пароход "Макратта". Он наскочил на пески и погиб, следуя из Индии в Лондон. В записях же за 1939 год имеется второй, уже более крупный пароход под таким же названием. Он завяз в Гудвинских песках в 200 метрах от своего несчастливого тезки на пути из Лондона в Индию.

Драма "Сорренто".

Если для мореплавателей мели Гудвина являлись подлинным проклятьем, то обитатели юго-восточного побережья Англии видели в них "божью благодать". Жители этих берегов верили, что сам Бог ниспослал им благо - груз севших на мель судов.
В отличие от коварных обитателей островов Силли, разжигавших в штормовые ночи на скалах ложные огни и заманивавших в ловушку рифов купцов, жители Дила просто ждали, когда Господь пошлет им очередной корабль.
После того как адмиралтейство особым приказом пресекло грабеж попавших на Гудвины судов, жителям Дила пришлось поневоле заняться более благородным промыслом - стаскивать с мелей корабли и спасать их груз. Зная хорошо местные течения и изучив все капризы и повадки мелей, они сделались великими мастерами этого редкого промысла.

Спойлер :

В 60-х годах прошлого века адмиралтейство приписало к спасательным станциям Рамсгейта и Уолмера несколько паровых буксиров. Это разумное мероприятие вызвало у спасателей Дила недовольство. Еще бы! Мощные буксиры, оборудованные паровыми лебедками и кранами, лишили их верного куска хлеба. Между капитанами буксиров и спасателями началась непримиримая вражда, что нередко приводило к печальному исходу. Вот что произошло однажды.
17 декабря 1872 года у восточной оконечности Гудвинов на мель сел новенький английский пароход "Сорренто". Сел он, как говорится, не намертво, а слегка, носом. Как только это заметили наблюдатели со спасательной станции в Рамсгейте, на помощь был послан буксир. Не успели на буксире развести пары, как из Дила на лошади примчался гонец. Он вручил капитану грозное предупреждение от местной артели спасателей "убраться восвояси подобру-поздорову". Но командир буксира пренебрег этой угрозой и направил свой корабль к месту происшествия.
Когда буксир подошел к "Сорренто", у его борта уже суетились две шлюпки спасателей из Дила. Они завозили на шлюпках якоря, канаты которых шли на барабан парового шпиля "Сорренто".
На попавшем в беду пароходе с радостью приняли буксирный трос с прибывшего спасателя. Вспенивая воду, закрутились гребные колеса буксира. Казалось, еще несколько минут работы на полных оборотах машины, и "Сорренто" сойдет с мели. Но в это время одна из шлюпок Дила, бросив завозимый якорь, устремилась к буксиру. Взмах топора, и натянутый, как исполинская струна, трос с визгом упал в воду. Из шлюпки капитану грозили расправой, в воздухе слышались страшные угрозы. Короче, паровой спасатель убрался восвояси. Попытка стащить "Сорренто" с помощью якорей и шпиля так ни к чему и не привела. Вечером того же дня налетел шторм. Артельщики бросились на своих шлюпках к берегу, оставив обреченный пароход на произвол судьбы, и "Сорренто" погиб с людьми и ценным грузом.

Ловушка для подводных лодок.

Ранним туманным утром декабря 1946 года американский военно-морской транспорт "Норт-Истерн Виктори", совершив трансатлантический переход, приближался к устью Темзы. Судно находилось в проливе Галл-Стрим и почти миновало северо-западную оконечность Гудвинских песков, как неожиданно раздался скрежет металла, команда парохода почувствовала сильный толчок. Корабль остановился: он сидел на мели. Произошло то, что нередко случалось со многими судами в этих опасных водах,- "Норт-Истерн Виктори" сбился с курса и оказался на песках Гудвина.
Прошло всего 20 минут, и огромный корпус загруженного транспорта разломился надвое. Команде парохода ничего не оставалось делать, как перебраться на подошедшие из Рамсгейта спасательные вельботы.
На следующий день, когда ветер унес туман, прибыли водолазы. Они должны были обследовать состояние двух половин корпуса и найти наивыгоднейший способ, как спасти ценный груз. Оказалось, что пароход наскочил на затонувший корпус подводной лодки. Он подмял ее под свое днище и остановился, когда половина его корпуса находилась впереди прижатой к грунту лодки, как бы повиснув в воде. Раскачиваемый крупной зыбью, корпус парохода не выдержал...
Что за лодка и как она здесь оказалась, никто не знал. Все выяснилось, когда водолазы проникли в рубку и осмотрели внутренние помещения.
История этой неудачливой субмарины вскоре стала достоянием английских газетчиков. Вот их версия, которую подтвердили позже военные историки ФРГ. Это была "U-48" - средняя подводная лодка военно-морского флота кайзеровской Германии. 21 ноября 1917 года она под командованием капитан-лейтенанта Эделинга вышла на выполнение боевого задания из базы германского флота в Бремерхафене. Это происходило в дни, когда Германия начала свою "неограниченную подводную войну".

Спойлер :

Эделинг получил задание выйти "на охоту" в западную часть Ла-Манша. На второй день после выхода из базы командир "U-48" из-за плохой погоды принял решение отстояться на перископной глубине на рейде Даунс, к востоку от мелей Гудвина. Но произошло непредвиденное: вышел из строя гирокомпас, и лодка, маневрируя по магнитному компасу, сбилась с курса и попала в английские противолодочные сети. Выбираясь из них, Эделинг посадил лодку на пески. Немецкие подводники откачали 60 тон топлива, почти всю пресную воду и выпустили весь: запас торпед. Но все было напрасно - попытка облегчить корабль и освободиться от плена зыбучих песков не увенчалась успехом. Во время отлива корпус "U-48" показался над водой. Этого не могли не заметить английские военные корабли. Прибывший на рейд Даунс британский миноносец начал расстреливать лодку из орудий. Эделинг приказал команде покинуть корабль и взорвал пост управления. Из 43 человек экипажа "U-48" англичане взяли в плен одного офицера и 21 матроса.
Вскоре Гудвинские пески скрыли корпус лодки. О ней забыли и, возможно, никогда бы не вспомнили, если бы не история с "Норт-Истерн Виктори".


Англичане рассказывают, что еще во время первой мировой войны командиры немецких субмарин, промышляя в Ла-Манше, нередко брали на борт пленных английских лоцманов и штурманов, которые хорошо знали местные условия плавания. Тем не менее на Гудвинских песках немцы потеряли около 10 лодок.
Две немецкие подводные лодки нашли свой бесславный конец на Гудвинах во время второй мировой войны. Единственная лодка Германии, которая сама смогла выбраться из плена "Пожирателя кораблей", называлась "U-94".

Годовое меню Гудвина - 12 пароходов.

Окончилась вторая мировая война. В Ла-Манше отгремели последние залпы орудий, взрывы мин и торпед. Снова зажглись огни плавучих маяков Гудвина и его 10 буев, оборудованных мощными туманными ревунами и подводными колоколами. Казалось, что в мирное время успокоится и "Песчаный хамелеон". Однако после войны он разыгрался не на шутку. За один лишь 1946 год он "проглотил" дюжину новых океанских пароходов водоизмещением более 10 тысяч тонн каждый.

Первой жертвой Гудвина в 1946 году стал американский военный транспорт "Ларэй Виктори". Он направлялся с грузом пшеницы из Балтимора в Бремен. В Английском канале судно оказалось застигнутым густым туманом и продолжало свой курс по счислению, т.е. руководствуясь компасом, лагом и картой. Как очутился пароход близ мелей, должно быть известно одному капитану. Факт тот, что "Ларэй Виктори" сел на мель чуть ли не в самой середине песков и через несколько часов переломился пополам. Экипажу парохода удалось спастись.

Более драматичной была вторая катастрофа того злополучного года - она случилась с пароходом "Гелена Моджеска", который оценивался в 3 миллиона долларов. 12 сентября 1946 года он выскочил на пески у южной оконечности отмели. В течение четырех дней восемь мощных спасательных буксиров стаскивали его с мели. Но вырвать судно водоизмещением 10 тысяч тонн они не смогли. "Гелена Моджеска", переломилась пополам на пятый день, и ее груз спасти стало невозможно. 17 сентября того же года английские газеты сообщили, что капитан "Гелены Моджески" застрелился в номере гостиницы в Диле.
Нет необходимости перечислять оставшиеся суда, погибшие на Гудвинских песках. Заметим лишь, что из дюжины 10 переломились пополам.

Спойлер :

Почему случилось, что Гудвин "проглотил" 12 современных транспортов? Отчасти в этом было повинно Британское адмиралтейство и капитаны торгового флота США (из 12 погибших судов шесть были американскими).
Еще во время войны Адмиралтейство обязало капитанов всех английских торговых судов и судов союзников, направлявшихся со стороны Атлантики в Северное море, заходить на рейд Даунс. Здесь капитанам судов под личную расписку вручались пакеты с секретными инструкциями для прохождения минных полей Северного моря. Этот порядок, известный под названием "Правила получения маршрутной информации для плавания в водах Северо-Восточной Европы", действовал и в 1946 году. Таким образом, все суда, проходящие [Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться ] с запада, вынуждены были почти вплотную подходить к Гудвинским мелям, хотя их курс и был проложен вдалеке от этого морского кладбища. Правило это отменили после того, как были уничтожены минные заграждения Северного моря.

Часть вины в имевших место кораблекрушениях на Гудвинских песках можно уверенно отнести на счет капитанов погибших судов. Они, ведя свои корабли из Атлантики, стремились не упустить время прилива и сразу же войти в лондонские доки. Поэтому они прокладывали курс проходом Галл-Стрим, что сокращало время прибытия в устье Темзы на 2 часа по сравнению с более безопасным курсом вокруг восточной оконечности Гудвинов. При этом они не брали лоцмана и шли этим опасным путем ночью и во время тумана.

"Проглоченный" маяк.

Дюжина "проглоченных" за один год пароходе оказалась недостаточным рационом для "Пожирателя кораблей". За последующие годы он скрыл в своей утробе еще добрую полусотню больших и малых судов. Наиболее трагичная из этих катастроф произошла ночью 27 ноября 1954 года.
В то памятное утро центральные английские газеты вышли под такими заголовками: "Великий пожиратель" не унимается" , "Новая драма на Гудвинских песках" , "Песчаный хамелеон" Гудвина начинает пожирать самого себя!" , "Зыбучие пески Гудвина съели свой маяк!" , "Южный Гудвин" в ненасытном чреве "Песчаного хамелеона" ...

Вот как это произошло. В ночь с 26 на 27 ноября в Английском канале свирепствовал сильный шторм. Десятки судов терпели бедствие, в эфире то и дело слышались их призывы о помощи. В Ирландском море разломился пополам либерийский танкер "Уорлд Конкорд" водоизмещением свыше 35 тысяч тонн. Потом чья-то радиостанция передала, что погас огонь плавучего маяка "Саут Гудвин". Попытка радистов спасательной станции Рамсгейта выйти на связь с маяком ни к чему не привела. И только тогда сигнальщики мыса Саут-Форленд сквозь штормовую пелену брызг заметили, что плавучий маяк исчез со своего штатного места.

С рассветом, когда шторм стал стихать, в воздух поднялся самолет. Облетая Гудвинские пески, его пилот увидел "Саут Гудвин" в северной части отмели опрокинутым на правый борт, наполовину затопленным водой. Гигантские волны, смешанные с песком, свободно перекатывались через погибший маяк. На его борту пилот заметил человека, отчаянно взывавшем о помощи. Через 15 минут над растерзанным маяком повис вертолет и выбросил вниз проволочный трап. Человек был спасен.

Морским специалистам казалось невероятным, что катастрофа произошла с плавучим маяком - сооружением, специально рассчитанным на ураганной силы ветер и самый сильный шторм. Ведь два его огромных грибовидных якоря могли удержать на месте не то что 30-метровый маяк, а настоящий линкор. Катастрофа произошла так быстро, что команда "Саут Гудвина" даже не успела передать по радио сигнал бедствия.

Авария якорного устройства? Внезапная потеря остойчивости? Злой умысел? Эти вопросы мучили специалистов. Но они так и не получили ответа. Единственный очевидец трагедии - Рональд Мартон - не смог помочь им. Он не был членом экипажа "Саут Гудвина". Он был орнитологом. Его командировали на маяк для наблюдений за перелетом птиц...

Лев Николаевич Скрягин,"Человек за бортом"

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

На Земле ещё до появления человека (В)ТЕЧЕНИЕ миллионов лет происходили события, менявшие нашу планету: поднимавшиеся из морских вод горные хребты подтачивались снеговыми водами, а ТАК(ЖЕ) ледниками, которые спускались с горных вершин.

Во многих странах зоны отдыха расширяются (ЗА)СЧЁТ обширных территорий бывших карьеров: (НА)ПРИМЕР, в Греции планируется освоение нескольких карьеров, где будут расположены спортивные площадки, аттракционы и пляжи.

(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ долгих часов Андрей Рублёв оставался в храме (НА)ЕДИНЕ со своим учителем Феофаном Греком, который открывал иконописцу тайны живописи.

Своеобразная композиция текста определяется вариативными повторами, когда тезис (С)НАЧАЛА формулируется, а (ЗА)ТЕМ многократно повторяется.

Отблистали молнии, и полчища туч унеслись КУДА(ТО) (В)ДАЛЬ.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание.

На Земле ещё до появления человека В ТЕЧЕНИЕ (предлог пишется раздельно) миллионов лет происходили события, менявшие нашу планету: поднимавшиеся из морских вод горные хребты подтачивались снеговыми водами, а ТАКЖЕ (союз пишется слитно: можно заменить союзом И) ледниками, которые спускались с горных вершин.

Во многих странах зоны отдыха расширяются ЗА СЧЁТ (производный предлог пишется раздельно) обширных территорий бывших карьеров: НАПРИМЕР, в Греции планируется освоение нескольких карьеров, где будут расположены спортивные площадки, аттракционы и пляжи.

В ПРОДОЛЖЕНИЕ (производный предлог) долгих часов Андрей Рублёв оставался в храме НАЕДИНЕ (наречие пишется слитно) со своим учителем Феофаном Греком, который открывал иконописцу тайны живописи.

Своеобразная композиция текста определяется вариативными повторами, когда тезис СНАЧАЛА (наречие пишется слитно) формулируется, а ЗАТЕМ (наречие пишется слитно) многократно повторяется.

Отблистали молнии, и полчища туч унеслись КУДА-ТО (-ТО, -ЛИБО, -НИБУДь пишутся через дефис) ВДАЛЬ (наречие пишется слитно).

Ответ: сначала, затем.

Ответ: сначалазатем|затемсначала

Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ЕГЭ-2016 по рус­ско­му языку.

Правило: Слитное, раздельное и дефисное написание слов. Задание 14.

Слитное, раздельное и дефисное написание различных частей речи.

По «Спецификации» в этом задании проверяется знание самого объёмного, самый разнообразного и потому наиболее сложного материала. В данном разделе «Справки» будут систематизированы правила школьных учебников, а также дополнены той информацией, которая является необходимой для успешного выполнения задания ЕГЭ и овладения практической грамотностью. Набор правил, которые будут разобраны, не является случайным: созданию списка предшествовала работа по изучению заданий прошлых лет, банка ФИПИ, а также печатных изданий, авторами которых являются создатели КИМов (Цыбулько И.П., Егораева, Васильевых И.П. и другие).

В таблице 1 собраны слова, отличительной особенностью многих является наличие омонимов, то есть слов, звучащих одинаково, но имеющих разное написание. Для обозначения частей речи и пояснений использованы сокращения :

сущ. – имя существительное

числ. – имя числительное

нар. – наречие

мест. – местоимение

деепр. – деепричастие

п/п - производный предлог

н/п – непроизводный предлог

в/с – вводное слово

фе – фразеологическая единица

Буква СЛИТНО/РАЗДЕЛЬНО/ДЕФИС ПОЯСНЕНИЕ
Б бы, б слитно только в союзе чтобы, чтоб . Я раньше лёг, чтобы не опоздать на поезд. (союз, =для того чтобы, бы нельзя переместить или убрать ) Чтобы не остаться без аттестата, придётся изучать, как пишется частица "бы". Чтоб не забыть, запишу это в ежедневник.
раздельно во всех остальных случаях: Что бы мне почитать? (мест.+част., бы можно переместить или убрать.) Сказала бы раньше; как бы не опоздать; что бы я без тебя делал? Я вернусь, что бы ни случилось.
В всё-таки по правилу написания частицы -таки. Всегда через дефис.
в конце

в отличие (отличие)

в потёмках

в стороне

в общем (нельзя вообщем)

в открытую

всё время

всё равно

во что бы то ни стало

всегда раздельно

внизу

вдвое (втрое…)

восвояси

вдогонку

всегда слитно

ввиду пропустил ввиду болезни (п/п, =из-за)

иметь в виду (ФЕ)

украшение в виде бабочки

вверх, вверху посмотреть (куда? нар. ) вверх ; находится (где? наречие ) вверху

целиться (во что? ) в верх (чего? ) дерева, мишени ()

вглубь уйти вглубь (куда? нар .)

уйти в глубь (чего? ) леса (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

вконец обессилеть вконец (как? нар., =окончательно )

переставить фразу в конец (чего? ) предложения (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

вместо, вместе

в место, в месте

выступил вместо меня (п/п, =за ), вместе (наречие) со мной. Нельзя: заместо меня

попасть ( во что? ) в место падения, нашли (где? ) в месте расположения (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

вдаль, вдали

в даль, в дали

смотреть (куда?, наречие ) вдаль; виднеется вдали (где? наречие .)

в даль (чего?,н/п+ сущ. в Род. падеже ) моря; виднеется в дали (чего? ) моря (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

вначале трудно вначале (когда? нар. )

в начале (чего? ) книги (сущ.+н/п, есть поясняемое слово

вОвремя сделать вовремя (когда? нар .)

болит во время (чего? ) сна (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

вниз, внизу упасть (куда? нар .) вниз ; находится (где? наречие ) внизу

целиться (во что? ) в низ (чего? ) дерева, мишени (сущ.+н/п, есть поясняемое слово ), в (самом) низу горы

вплоть учить вплоть до утра (п/п, =до )

облечь (во что? ) в плоть и кровь (сущ.+н/п )

вплотнУю

в плОтную

подойти вплотную (как? нар., =очень близко )

завернуть в плотную бумагу (какую? прил.+н/п )

вправо повернуть вправо (куда, наречие)

во что? в право владения наследством (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

вправе вправе узнать (к/с, =имеет право )

доля в (в чём? ) праве собственности на квартиру (сущ.+н/п, есть поясняемое слово ), в уголовном (каком? )праве

в продолжение

в продолжениЕ, в продолжениИ

предлог, определяющий отрезок времени. Сочетается со словами сутки, день, час, неделя и т.п.: в продолжение дня, в продолжение урока, в продолжение года (похоже "на протяжении")

Имя существительное продолжение в разных падеже с предлогом в: в продолжение (во что? ) романа будут введены новые герои. В продолжении романа (в чём? ) мы узнаем об их судьбах.

впервЫе увидеть впервые (когда? нар .)

скучать в первые дни (какие? числ.+н/п )

вследствие

в следствиИ, в следствиЕ

рейс задержан вследствие (п/п, =из-за ) непогоды

Существительное следствие в разных падежах: вмешаться (во что? ) в следствие (сущ.+н/п ) ; ошибки в (предварительном) следствии (сущ.+н/п )

вслед смотреть (куда, чему? ) вслед (нар.) уходящему поезду идти вслед за ним, за другом (п/п, =за)

идти след в след (сущ.+н/п )

в течение

в течениЕ, в течениИ

предлог, определяющий отрезок времени. Сочетается со словами сутки, день, час, неделя и т.п.: в течение дня, в течение урока, в течение года (похоже "на протяжении" )

Имя существительное течение в винительном или в предложном падеже с предлогом в: в течение (во что? ) реки; (о чём ) о течении реки.

Е если бы

всегда одинаково

Ж Же Всегда раздельно по правилу частиц. Частица вносит усилительное значение.

Надо же , скажи же , как же можно, как же , это же неправда, одно и то же , то же самое, в то же время, точно так же .

Не путать с союзами ТОЖЕ и ТАКЖЕ (см. в таблице)

З за границей работать и жить

за неимением времени или средств

за счёт (угощение за счёт заведения)

всегда одинаково

засветло

всегда одинаково

затем Наречия и союзы:

затем (когда? нар., =потом ) мы уедем;

Зачем спросил? (нар., =с какой целью? );

маленький, зато (союз, =но ) шустрый.

Местоимения с предлогами:

Я пришёл за тем (каким именно? ) котёнком, который мне понравился; я занял очередь за тем (каким именно? ) человеком, что отошёл к окну.

Аналогично: За чем (именно) очередь? (мест.+н/п, =за каким товаром? ) За чем (именно) ты вернулся? За ключами.

Аналогично: я благодарю тебя за то (за что именно? ), что ты помог мне; я обижена не за то (за что именно? ), что ты не пришёл, а за то (за что именно? ), что обманул меня.

зачастУю

за чАстую

зачастую нет результата (нар., =часто ) за частую смену настроения (за какую? прил.+н/п )
И издалека слитно всегда
итак Итак , начнём урок! (вводное слово )

крутил и так и сяк (как? нар.+союз) ; и так (как так? ) много раз, и так всё время

К -КА Всегда через дефис по правилу частиц.

Принеси -ка , скажи -ка , смотрите -ка

К кряду Несколько раз кряду (как, наречие=подряд ) чихнул

К ряду (к чему, имя сущ+н\п.) чисел, к ряду знакомых

как будто

как только

как бы то ни было

всегда одинаково

Л Ли (частица)

Всегда одинаково и раздельно.

Н

напротив

насквозь

невдалеке

Всегда одинаково

на протяжении

всегда одинаково

навстречу

на встречу

идти навстречу (куда? нар .); идти навстречу (кому?) другу (п/п )

идти на (долгожданную) встречу с другом (сущ.+н/п )

наконец наконец он уснул (нар., =после всего )

перенести на конец месяца (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

наперёд

на пЕред (редко!)

знаю всё наперёд (как? нар., =заранее )

упасть на перед машины ()

наподобие

на подобие

фигура наподобие шара (п/п, =вроде )

задача (на что? ) на подобие треугольников (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

например

на пример

Был, например , (вводное слово ) такой случай.

обратить внимание на (этот) пример (сущ.+н/п )

наполовину

на половину

разрушен наполовину (нар., =частично )

претендовать (на что? ) на половину дома (сущ.+н/п, есть поясняемое слово)

насчёт узнать насчёт (п/п, =о) билетов

положить деньги на (банковский) счёт (сущ.+н/п ), не принимай это на свой счёт (ФЕ)

назад

на зад (редко!)

обернуться назад (куда? нар .)

посмотреть на (разбитый) зад автомобиля (сущ.+н/п )

наверх, наверху

на верх, на верху*

подняться наверх (куда? нар .), наверху (где? нар .) было холодно

подняться на верх (чего? ) горы (сущ.+н/п, есть поясняемое слово ), на (чём?) на верху здания, на верху блаженства (переносное значение)

насилу насилу удержал (как? нар., =с большим трудом )

надеяться на (свою) силу (на что? сущ.+н/п )

насколько

на сколько

Насколько это верно? (нар., = в какой мере? )

На сколько повысят пенсию? (мест.+н/п )

настолько

на столько

настолько устал, что уснул (в какой мере? нар .)

Какое число на столько же меньше? (=на такое же количество, мест.+н/п )

наверное

на верное

Наверное, будет дождь. (вводное слово =вероятно)

На верное дело идём! (прил.+н/п, на дело какое? верное)

нАсмерть

на смерть

биться насмерть (как? нар., =до смерти )

Их посылали на (верную) смерть. (сущ.+н/п)

нАголову

на голову

враги разбиты наголову (как? нар., =окончательно )

повязка на голову (на что? сущ.+н/п )

наперебой

на перебои

заговорили наперебой (как? нар., =перебивая друг друга )

жаловаться на (постоянные) перебои водоснабжения (на что? сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

начистоту

на чистоту

поговорить начистоту (как? нар., =откровенно )

обратить внимание на чистоту в помещении (на что? сущ.+н/п, есть поясняемое слово)

налицо факты налицо (нар., =имеются в наличии )

наложить крем на (своё) лицо (на что? сущ.+н/п )

надолго уехать надолго (нар., на какой срок? )

смотреть на долго танцующую девочку (танцующую как? долго, нар.+н/п )

навсегда

на всегда

уйти навсегда (нар., на какой срок? )

смотреть на всегда опрятную девочку (опрятную когда? всегда, нар.+н/п )

несмотря на

не смотря

бежал, несмотря на усталость (п/п, =вопреки )

бежал, не смотря под ноги (деепр., =не глядя )

невзирая на

не взирая

Невзирая на усталость, мы отправились осматривать город (п/п, =вопреки )

Я старался сидеть, не взирая на окружающих и пряча глаза (деепр., =не глядя )

О оттуда

всегда одинаково

от этого

раздельно всегда

оттого Повестки я не получил, оттого и не явился. (нар., =по этой причине )

От того , кто не мил, и подарок постыл. (от кого? мест.+н/п, =от человека )

Оттолкнулся от того берега (от какого? мест.+н/п, =от прил .)

отчего Отчего ты не спал? (нар., =по какой причине? ) Потому что работал.

От чего ты отказался? (мест.+н/п ) От работы, от задания.

отчасти Отчасти ты прав. (насколько? нар., =частично )

Он отказался от (большей) части дохода. (от чего? сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

П позади

попросту

поскольку

понемногу

поодиночке

слитно всегда

потому что

по сравнению (с)

по течению

всегда раздельно

причём Вещь красивая, причём недорогая. (союз, =к тому же, вдобавок )

При чём ты останешься? (мест.+н/п, =с чем? ) При чём (мест.+н/п ) здесь родители, если сам виноват?

притом Вещь красивая, притом недорогая. (союз, =к тому же, вдобавок )

При том пособии имеется приложение. (при каком? мест.+н/п, =прил .)

потому Он остался потому, что хочет узнать правду. (почему? нар., =по той причине )

идти по тому берегу (по какому? мест.+н/п, =прил .) догадался по тому , что увидел (мест.+н/п, =по увиденному )

почему Почему ты молчишь? (нар., =по какой причине? ) Потому что не хочу разговаривать.

По чему ты занимаешься? (мест.+н/п, =по какому пособию? ) По учебнику Розенталя. По чему ты скучаешь больше всего? По лету, по солнцу.

поэтому много работал, поэтому устал (нар., почему? по какой причине? )

заниматься по этому учебнику (мест.+н/п, по какому? =прил .)

поистине

по истине

Это поистине редкая вещь. (нар., =на самом деле )

Люди скучают по (настоящей) истине . (сущ.+н/п )

поначалу

по началу

скучать поначалу (нар., =первое время )

догадаться по (самому) началу романа (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

С со временем

раздельно всегда

сразу, сразу же

всегда одинаково

сначала сначала подумай (когда? нар .)

Не начать ли сказку с (самого) начала ? (с чего? сущ.+н/п )

совсем совсем не выспался (как? нар., =совершенно )

уехал со всем имуществом (с каким? мест.+н/п )

сплеча замахнулся сплеча (как? нар., =сразу )

снять с (своего) плеча попугая (с чего? сущ.+н/п )

Т Таки Может писаться либо через дефис, либо раздельно.

Сломал -таки , опять -таки , прямо -таки после глаголов, наречий, частиц через дефис

Меня таки приняли на работу, я таки опоздал - во все других случаях раздельно

тОтчас явился тотчас (как? нар., =сразу же )

настал тот час (мест.+сущ., час какой? тот) , когда я вновь увидел Вас

Омонимы: есть союзы тоже, также

Я тоже , как и ты, учу иностранные языки. (союз, =и, ЖЕ опустить нельзя ).

У меня есть кот, и у тебя тоже. .

Я увлекаюсь музыкой, а также очень люблю читать. (союз, =и, ЖЕ опустить нельзя ).

Кот любит спать, а также прятаться в новых пакетах.

Омонимы: местоимение с частицей же . Она усиливает значение, см. ЖЕ

Встречаемся в то же время. (мест.+част.,время какое именно?) - в то; же

Брат посоветовал то же , что и вы. (мест.+част.,посоветовал что именно? ) - то; же опустить можно, заменить союзом и нельзя!

Вы так же молоды, как десять лет назад. (нар., молоды как?) - так; же опустить можно, заменить союзом и нельзя).

тут же

раздельно всегда

Х хотя бы, хотя б

раздельно всегда

В основу таблицы 1 положены материалы учителя русского языка Крюковой М.А. (сайт «По уши в ОГЭ и ЕГЭ!»)

Через дефис пишутся наречия, образованные:

1) от полных прилагательных или местоимений с помощью приставки по- и оканчивающиеся на -ому, -ему, -цки,-ски, -ьи

поступать по-дружески петь по-казахски жить по-новому сделать по-своему по-заячьи труслив

2) от порядковых числительных на -ых, -их с помощью приставки в- (во-)

во-вторых в-третьих в-пятых

3) посредством повтора того же слова или корня, осложнённого приставками, суффиксами

еле-еле, точь-в-точь день-деньской мало-мальски волей-неволей

4) посредством соединения синонимов

нежданно-негаданно, подобру- поздорову у

5) с помощью приставки кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь

кое-где, когда-то, где-либо, куда-нибудь

Полу- всегда пишется слитно: полумесяц, полугодие.