Раздел берлина и история возникновения берлинской стены. Внутренняя граница германии

Европейская часть материка Евразии занимает примерно 10 миллионов км², где проживает более 700 миллионов человек. Делят Европу на 4 части: восточную, западную, северную и южную. Расположено тут 43 государства. О каждом из них можно написать отдельную статью, чтобы познакомиться поближе. Но можно и вкратце описать самые развитые страны и узнать, например, с какими странами граничит Германия, имеет ли выход к морю и океану Испания, и можно ли быстро доплыть из Италии на африканский материк.

Германия

Федеративная Республика, которая расположена в центральной части Европы, имеет площадь более 300 тысяч км², а численность населения на конец 2015 года составляла 82 миллиона жителей (это 16-я позиция в Европе по численности и 62-я позиция по территории).

Город Берлин является столицей Германии, 65% от всего населения исповедуют христианство, а официальным языком признан немецкий язык.

Германия является наиболее развитой страной не только в Европе, но и в мире, и, конечно, соседство с ней дает большое преимущество.

С какими странами граничит Германия

Германия - это центральная часть Европы, хотя у нее и есть выход к морям, к таким как Балтийское и Северное. Страна имеет общую границу с несколькими государствами, а точнее, их насчитывается 9 штук. Давайте посмотрим, с какими странами граничит Германия:

  • на западе - Нидерланды, Франция, Бельгия и Люксембург;
  • на севере - Дания;
  • на юге - Австрия, Швейцария;
  • на востоке - Чехия и Польша;

Общая протяженность границ составляет более 3 700 километров. На юге расположены страны, которые ближе всего к Германии по культурным и этническим параметрам, к тому же в Австрии также говорят на немецком, а в Швейцарии, кроме официального немецкого языка, есть также французский. Кстати, долгие годы Германия и Австрия были частью одного государства.

Австрия, Швейцария и Германия - это горы, холмы и озера, которые объединяют эти страны. Стоит только вспомнить Альпы, Боденское озеро или реку Рейн, верхнее течение которой является естественной границей.

Южные сухопутные границы Германии связаны с четырьмя странами, и одной из главных тут является Франция, считающаяся также одной из развитых стран во всем мире. Граница между ними проходит по Рейну, и долгие годы земли принадлежали то одной стране, то другой, поэтому многие жители могут говорить и на немецком, и на французском. Остальные страны - Бельгия, Нидерланды и Люксембург - являются небольшими и имеют маленькую территорию, граничащую с Германией.

На севере единственным соседом описываемой страны является Дания, граница с которой занимает лишь небольшой отрезок суши, рядом с Балтийским морем.

Граница между Германией и Польшей

Кроме южных, западных и северных соседей, у государства есть еще и восточные. Давайте еще раз повторим, с какими странами граничит Германия на востоке. Это Польша и Чехия.

В старину постоянно разгорались конфликты между этими странами из-за разницы в религиях, культуре и даже языковой принадлежности. Так, можно заметить, что в Польше много городов, которые имеют как польское, так и немецкое название, потому что какое-то время они принадлежали Германии, например, город Позан. Границы между ними проходят по реке Одер.

Идея, куда податься на выходные из небольшого города , что находится под Франкфуртом-на-Майне, пришла к нам не сразу. К нам приехал друг из , и надо было придумать что-нибудь интересное.

Близость Страсбурга была необычайно привлекательна, однако, покупать прямой билет на поезд не хотелось по простой причине: в Германии действуют отличные билеты для выходных дней – Schönes Wochenende – по стоимости сорок два евро, по которым можно ездить впятером по всей Германии, правда, только на медленных поездах. На брата получается по восемь евро, что нас вполне устраивало.

Мы знали, что и разделяет мост Европы, и что расстояния там должны быть детские, таки не Россия, с ее щедрыми просторами. После недолго изучения карты, мы просчитали, что от приграничного немецкого города Келя до центра Страсбурга всего каких-то пять, ну, может быть шесть, километров, поэтому было решено – едем!

Немецкие поезда редко идут прямо из пункта А в пункт Б, обычно между ними возникает еще пункт В, Г и Ж. Вот и сейчас мы ехали через Карлсруэ и некий Аппенвайер.

Так вот последний нас особенно порадовал тем, что на железнодорожной станции там три платформы, что в принципе не так странно, если бы они не были пронумерованы как 1, 2 и почему-то 9. Со счетом ребята чуть-чуть не дружат.

Все-таки успешно пересаживаемся и отправляемся в Кель. Вообще городом его можно назвать с ооочень большим трудом. Скорее деревенька. Хотя надо отметить, что симпатичная. Таки есть небольшая центральная площадь с церквушкой и пара приятных парков.

Цель нашего путешествия, конечно, далеко не Кель, но раз уж мы решили добираться до Страсбурга именно через него, решили посмотреть, что здесь есть любопытного. Говорят, многие жители Келя работают во Франции и каждый день ездят через государственную границу. Хотя какие границы в Европе

Гуляя по центру Келя, находим своеобразное сооружение. Как оказалось, это горка-паук. Немецкие дети настолько суровы, что предпочитают кататься на пауке, или с паука, если сказать более корректно.

Летом на юге Германии как на курортах Черноморского побережья. Очень жарко! Немецкие дети от такой жары спасаются очень просто, почти как бравые войска ВДВ второго августа. Жаль, мы так себе позволить не можем, таки весь день гулять в сырой одежде как-то не комильфо.

Совсем рядом с мостом Европы на каком-то правительственном здании висит три флага: Германии, Франции и Евросоюза. А еще стоит мегастул. Вроде бы и не такой большой, а попробуй на него залезь. У меня лично не получилось.

Итак, начинаем торжественный переход. Очень надеемся увидеть табличку на середине моста, повествующую, что здесь, да-да, именно здесь заканчивается территория Германии и начинается территория Франции, но не тут-то было.

Нет такой таблички. Только стандартные дорожные знаки оповещают нас, что мы прибыли на территорию другой страны и другого города.

До центра Страсбурга еще, конечно, далековато. На французской стороне нас встречает парк Ле Жардин де Де Ривс, то есть сад «Двух берегов», отсюда хорошо видно мост, по которому мы только что шли.

Что ж нам осталось уже каких-то километров четыре, а может и меньше, и мы в центре Страсбурга, куда, собственно, и держим путь. Французско-немецкая красота нам показывается не сразу, первое время вообще казалось, что идем по пустырю, несколько выжженному палящим солнцем. Однако постепенно начинает появляться красивая архитектура.

Проходим тихие жилые районы города. Улочки узкие, заставленные машинами и велосипедами. Хотя чувствуется французский шарм.

Так и представляется, как французский бургер, выпив утром чашечку кофе с круассаном, прыгает в маленькую машину, вон ту черную, например, и мчится в европейский квартал в суд по правам человека.

Подходим чуть ближе к центру, по пути начинают встречаться университеты, училища и причудливые скульптуры. По-моему, то, что внизу на фотографии, символизирует любовь. Все-таки современное искусство своеобразная штука.

Чтобы немного передохнуть заходим в парк Ситадель, небольшой зеленый оазис среди каменных мостовых. Падаем на лавочку и озера и любуемся проплывающими мимо лебедями.

Жилые районы немного разбавляются чудным стилем Арт-нуво (от французского art nouveau), который немцы называют югендстиль (Jugendstil, то есть «молодой стиль»). Он, кстати, еще не раз нам встретится в Страсбурге.

А еще во дворе соседнего дома нас поджидает затаившийся в кустах крокодил. Да, не совсем похож. Ну и что, что соломенный. Как он туда попал и, главное, зачем, осталось для нас загадкой.

Наконец-то домики становятся все более пряничными, а вдалеке уже виднеется Стасбургский собор. Хотя, конечно, уже совсем не вдалеке. Минут пятнадцать и мы на главной площади города.

А вот и знаменитые фахверковые домики на реке Илль. Нет, это не те, что ближе к нам, а чуть-чуть подальше. Видите, еще труба из него торчит?

Зелень, лето, река. Вроде бы все, как надо. Только все равно безумно жарко. В Страсбурге, кстати, как и во многих других городах Европы, есть спасение для таких случаев.

По всему центру города раскиданы фонтанчики с чистой питьевой водой, осталось только вооружиться бутылкой, и от жажды мы точно страдать не будем.

Чем ближе к нам площадь Катедраль, тем больше становится фахверковых домиков. Они как будто только что сбежали из сказки, с игрушечными ставнями, очень вкусных расцветок.

Улочки все такие же узкие, хотя надо отметить, что появляется все больше сувенирных лавочек, где можно купить открыток, а еще узнать, что самый главный символ Эльзаса, района Франции, в котором находится Страсбург, является не кто иной, как аист. Правда, без бретцелей тут тоже не обойтись, все-таки от Германии мы еще недалеко забрались.

Итак, вот он! Величественный готический, Страсбургский собор мрачно возвышается над городом. Заходим внутрь полюбоваться витражами, однако наверх в башню решаем не подниматься. Недешевое это дело.

Зато только стоит повернуть голову в другое направление, от мрачности собора не остается и следа. Нас встречает вечный праздник с каруселями на площади Катедраль.

Между тем появилось ощущение большой усталости и желания пообедать. Тут получилось смешно. Долго-долго бродили по центру, выбирая самое уютное место, в итоге нашли такое. Заказали бутылку вина и попросили совета официанта о каком-нибудь special блюде. Увы, по-французски мы говорили весьма сомнительно, так что в меню мало что было понятно.

Как выяснилось, официант предложил нам типичный американский бургер с картофелем фри. С розовым вином он, конечно, сочетался отменно. Вывод: надо учиться понимать французский плюс уточнять запросы. Сказали бы, что хотим что-то французское, проблем бы наверно не возникло.

Пообедав, двигаем в сторону европейского квартала. Но последнего обратного поезда осталось уже не так много времени, всего часа три, а мы еще так мало успели посмотреть. Тут перед нами идет человек со страшно скрипучим велосипедом, который явно отказывается ехать. Обгоняем его, и тут слышим за спиной: «Ребята, а вы русские?».

Оказалось, что у одного из наших ребят на рюкзаке была георгиевская ленточка, по которой нас земляк и распознал. Выяснили, что он из Питера, но уже далеко не первый год живет в Страсбурге, учился тут, а теперь работает переводчиком. Наш новый приятель вызвался прогуляться с нами и заодно рассказать что-нибудь интересное. Припарковали его печальный велосипед, идем дальше.

Практически напротив суда по правам человека видим палатку. Небольшая забастовка, совершенно не помню, по поводу чего. Интересно, насколько эффективно?

Наш проводник сыпет разными историями, а еще предлагает провести экскурсию внутри Европарламента, потому что, как оказалось, туда запросто пускают внутрь.

Кстати, вот мы к нему и подошли.

Увы, время уже около шести вечера и в здание никак не зайти. Зато можно пройти во двор. Наш новый друг легко договаривается по-французски с охранником и вуаля. Мне бы даже в голову не пришел такой расклад событий. Какая, однако, удачная встреча!

Пару дней назад в состав Евросоюза была принята Хорватия, поэтому внутренний дворик весь пестрит поздравлениями. Welcome, Croatia!

А время бежит с большой скоростью, и вот у нас остается только полтора часа до отправления. Решаем ехать все-таки от Страсбурга, а не идти обратно пешком до Келя. Немного рискованно, потому что билет наш действует только на территории Германии. Однако надеемся на то, что за те пятнадцать минут, что мы будем ехать до Келя, контролер в вагоне не появится.

По пути к вокзалу заглядываем в парк Оранжери, который удивляет нас огромным количеством гнезд аиста. За символом Эльзаса почтительно ухаживают. Нам удается увидеть одну из многих птиц даже вживую.

Пешком до вокзала оказалось далековато, поэтому наш приятель проводник предлагает прыгнуть в трамвай. А тут, говорит, есть два способа: или мы, как приличные граждане, покупаем билеты и ни о чем не беспокоимся, или же едем зайцем. Второй вариант интереснее плюс есть проверенный способ не попасться.

Садиться нужно обязательно в самое начало салона, потому что, когда трамвай подъезжает к остановке, контролера всегда видно – у него примечательная белая форма. А садится контролер всегда в конец салона и оттуда начинает проверять наличие билетов. Таким образом, мы как раз успешно успеем выскочить и дождаться следующего трамвая, или на крайний случай автобуса.

К счастью, контролера мы не встретили ни в трамвае, ни в поезде. Везде успели и благополучно уехали обратно в Германию. Спасибо городу Страсбургу и приятным неожиданным знакомствам!

Внутренняя граница Германии


Описание
Расстояние между линией границы и контрольно-паспортным пунктом около 5000м.
1.Линия границы с пограничными камнями

2.Предупреждающая табличка

3.Пограничный столб(высота около 1,8м)

4.Контрольная полоса ширина 100м.
5.заграждение мз металлической сетки высотой 3,2м
бывало двойным между рядами противопехотные мины или одинарным(с самострелами SM-70)

6.Ворота
7.Бетонное заграждение против проезда автомобилей
8.Вспаханная контрольная полоса шириной 2-6м

9.Патрульная дорога из бетонных плит
10.Осветительные столбы
11.Колонны для телефонной связи
12.Бетонная наблюдательная башня тип(BT11)

13.Бетонная наблюдательная башня(2x2м)

14.Бетонная наблюдательная башня(4x4м)с командным постом

15.Наблюдательный бункер

16.Собаки на привязе
17.заграждение сигнальный забор высотой 3,2м
18.Сигнальное устройство

19.Загоны для собак
20.Заградительные барьеры и препятствия,ворота

21.Бетонная стена и заграждения из металла

22.контрольно-паспортный пункт

ГДР имела общие границы с Польшей, Чехословакией, ФРГ.
По Одеру и Нейсе с ПНР (протяженность границы - 460 км).
На севере ее границу образовывало Балтийское море (протяженность границы 200 км).
На западе и юго-западе ГДР граничила с ФРГ(1378 им), на юге - с ЧССР (454 км).
Общая длина сухопутных границ ГДР была - 2292 км.
Граница с Западным Берлином (включая Берлинскую стену) была по протяженности около 155 километров
Берлинская стена читать
Обслуживание участка 1 км.границы с ФРГ обходилось около 1 млн.марок ГДР в год.


Указатель 1987год на границе Хелмштедт.
КПП Мариенборн-Хелмштедт
Штемпели различных КПП ГДР

Чудо изобретение времён демократического социализма самострел (SM-70)

Пластиковые противопехотные мины и ещё много "приятных" cюрпризов для перебежчиков границы.

Столица Германии Берлин возник в первой половине ХIII века. С 1486 года город был столицей Бранденбурга (затем Пруссии), с 1871 года — Германии. С мая 1943 года по май 1945 года Берлин подвергся одним из самых разрушительных в мировой истории бомбежкам. На заключительном этапе Великой Отечественной войны (1941-1945) в Европе советские войска 2 мая 1945 года полностью овладели городом. После разгрома фашистской Германии территория Берлина была разделена на зоны оккупации : восточную — СССР и три западных — США, Великобритании и Франции. 24 июня 1948 года советские свойска начали блокаду Западного Берлина.

В 1948 году западные державы уполномочили глав земельных правительств в своих зонах оккупации созвать парламентский совет для разработки конституции и подготовки создания западногерманского государства. Его первое заседание прошло в Бонне 1 сентября 1948 года. Конституция была принята советом 8 мая 1949 года, а 23 мая была провозглашена Федеративная Республика Германия (ФРГ). В ответ в восточной части, контролируемой СССР, 7 октября 1949 года была провозглашена Германская Демократическая Республика (ГДР) и Берлин объявлен ее столицей .

Восточный Берлин занимал площадь 403 квадратных километра и был самым большим по численности населения городом Восточной Германии.
Западный Берлин занимал площадь 480 квадратных километров.

Поначалу граница между западной и восточной частью Берлина была открыта. Разделительная линия протяженностью 44,8 километров (общая протяженность границы Западного Берлина с ГДР составляла 164 километра) проходила прямо по улицам и домам, реке Шпрее, каналам. Официально действовали 81 уличный пропускной пункт, 13 переходов в метро и на городской железной дороге.

В 1957 году правительство Западной Германии во главе с Конрадом Аденауэром ввело в действие доктрину Хальштейна, которая предусматривала автоматический разрыв дипломатических отношений с любой страной, признавшей ГДР.

В ноябре 1958 года глава советского правительства Никита Хрущев обвинил западные державы в нарушении Потсдамских соглашений 1945 года и объявил об отмене Советским Союзом международного статуса Берлина. Советское правительство предложило превратить Западный Берлин в "демилитаризованный вольный город" и потребовало от США, Великобритании и Франции провести переговоры на эту тему в течении шести месяцев ("Ультиматум Хрущева"). Западные державы ультиматум отклонили.

В августе 1960 года правительство ГДР ввело в действие ограничения на посещения гражданами ФРГ Восточного Берлина. В ответ Западная Германия отказалась от торгового соглашения между обеими частями страны, что ГДР расценила как "экономическую войну".
После длительных и трудных переговоров с 1 января 1961 года было введено в действие соглашение.

Ситуация усугубилась летом 1961 года. Экономическая политика ГДР, направленная на то, чтобы "догнать и перегнать ФРГ", и соответствующее увеличение производственных норм, хозяйственные трудности, насильственная коллективизация 1957-1960 годов, более высокий уровень оплаты труда в Западном Берлине побуждали тысячи граждан ГДР уезжать на Запад .

В 1949-1961 годы ГДР и Восточный Берлин покинуло почти 2,7 миллиона человек. Поток беженцев почти наполовину состоял из молодежи в возрасте до 25 лет. Ежедневно границы берлинских секторов пересекало в обоих направлениях около полумиллиона человек, которые могли сравнивать условия жизни тут и там. Только за один 1960 год на Запад переселилось около 200 тысяч человек .

На встрече генеральных секретарей компартий соцстран 5 августа 1961 года ГДР получила необходимое согласие восточноевропейских стран, а 7 августа на заседании политбюро Социалистической единой партии Германии (СЕПГ — восточногерманская компартия) было принято решение о закрытии границы ГДР с Западным Берлином и ФРГ. 12 августа соответствующее постановление было принято Советом министров ГДР.

Ранним утром 13 августа 1961 года на границе с Западным Берлином были установлены временные заграждения, а на улицах, соединяющих Восточный Берлин с Западным, разрыта булыжная мостовая. Силами подразделений народной и транспортной полиции, а также боевых рабочих дружин было прервано все транспортное сообщение на границах между секторами. Под строгой охраной пограничников ГДР восточноберлинские строители приступили к замене пограничных ограждений из колючей проволоки бетонными плитами и пустотелыми кирпичами. В комплекс пограничных укреплений были также включены и жилые здания на улице Бернауэр-штрассе (Bernauer Strasse), где тротуары стали теперь относиться к западноберлинскому району Веддинг (Wedding), а дома на южной стороне улицы — к восточноберлинскому району Миттэ (Mitte). Тогда правительство ГДР велело замуровать двери домов и окна нижних этажей — попадать в свои квартиры жильцы могли только через вход со двора, который относился к Восточному Берлину. Началась волна принудительного выселения людей из квартир не только на улице Бернауэр-штрассе, но и в других пограничных зонах.

С 1961 по 1989 год на многих отрезках границы Берлинская стена несколько раз перестраивалась. Сначала она была построена каменной, а потом была заменена железобетонной. В 1975 году началась последняя реконструкция стены. Стену построили из 45 тысяч бетонных блоков размером 3,6 на 1,5 метра, которые были закруглены сверху, чтобы затруднить побеги. За пределами города это переднее заграждение включало также металлические решетки.
К 1989 году общая протяженность Берлинской стены составляла 155 километров, внутригородская граница между Восточным и Западным Берлином — 43 километра, граница между Западным Берлином и ГДР (внешнее кольцо) — 112 километров. Ближняя к Западному Берлину, передняя бетонная заградительная стена достигала в высоту 3,6 метра. Она опоясывала весь западный сектор Берлина.

Бетонное ограждение тянулось на 106 километров, металлическое — на 66,5 километров, земляные рвы имели протяженность 105,5 километров, под напряжением находилось 127,5 километров. Около стены, как на границе, была сделана контрольно-следовая полоса .

Несмотря на жесткие меры против попыток "незаконного пересечения границы", люди продолжали бежать "через стену", используя канализационные трубы, технические средства, сооружая подкопы. За годы существования стены погибло около 100 человек, пытавшихся ее преодолеть.

Начавшиеся в конце 1980-х годов демократические перемены в жизни ГДР и других стран социалистического содружества предрешили судьбу стены. 9 ноября 1989 новое правительство ГДР объявило о беспрепятственном переходе из Восточного Берлина в Западный и свободном возвращении обратно. Около 2 миллионов жителей ГДР побывало в течение 10-12 ноября в Западном Берлине. Тут же началась стихийная разборка стены. Официальный демонтаж был произведен в январе 1990 года, часть стены была оставлена как памятник истории.

3 октября 1990 года после присоединения ГДР к ФРГ статус федеральной столицы в объединенной Германии перешел от Бонна к Берлину. В 2000 году из Бонна в Берлин переехало правительство.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Берлинскую стену и Бранденбургские ворота можно назвать главными символами послевоенного раздела Германии и мирного воссоединения. Но граница между ГДР и ФРГ проходила не только по Берлину, хотя именно она была самой заметной ее частью - передовой линией "холодной войны".

Более двух десятилетий назад она исчезла. За ней последовали другие. Сейчас практически всю Европу можно проехать на машине, ни разу не предъявив документы. И все же, когда за очередным поворотом автобана появляется коричневый щит "Deutsche Teilung 1945-1990", напоминающий о разделе Германии, становится как-то не по себе.

Между двумя системами

"Германо-германская" граница была одной из самых "глухих" в мире. Ее общая протяженность составляла 1378 километров. Практически на всем протяжении она была оборудована забором с колючей проволокой или другими укрепительными сооружениями. Почти каждые полкилометра со стороны ГДР стояли контрольные вышки. Всего их насчитывалось около 630. До ноября 1984 года 440 километров границы были оснащены устройствами-самострелами SM-70. Их было около 60 тысяч.

Количество погибших во время попыток бежать на Запад, согласно последним оценкам, превышает 800 человек, из них официально признаны прокуратурой 270 случаев. Споры по поводу этих цифр продолжаются и сейчас, спустя почти 20 лет после исчезновения германо-германской границы.

По мере ее укрепления число успешных побегов из ГДР в Западную Германию постоянно уменьшалось. С 13 августа 1961, то есть даты строительства Берлинской стены, до конца 1962 года было зарегистрировано более 14 тысяч беженцев, в 1964 году - 3155, в 1974 году - 969. В 1985 году из ГДР непосредственно через границу бежало всего 160 человек.

Мемориальный комплекс Мариенборн

О бывшей границе в некоторых местах до сих пор напоминают контрольно-пропускные пункты. В одном из них мы сегодня сделаем остановку, съехав с автобана между западной федеральной землей Нижней Саксонией и восточной Саксонией-Анхальт.

На федеральном автобане A2 съезд к "куску" бывшего "железного занавеса" площадью 7,5 гектара обозначен вывеской: "Мемориальный комплекс Мариенборн ". Медленно проезжаем мимо автозаправочной станции и сервисного центра. За ними - парковка и надпись "Gedenkstätte Deutsche Teilung Marienborn". Вход бесплатный. Кажется, что подует ветер, и по безлюдному ареалу покатятся неизвестно откуда взявшиеся клубки колючки - перекати-поле.

Контрольно-пропускной пункт между оккупационными зонами на автобане, который связывал Берлин и Ганновер, был открыт сразу после войны - в июле 1945 года. В 1950 году советские войска передали КПП под контроль властей только что основанной ГДР. Во время блокады Берлина с июня 1948-го по май 1949 года КПП не работал.

Капитальное строительство

Комплекс, сохранившийся до наших дней, был возведен в 1974 году. Он занимал тогда 35 гектаров. КПП в Мариенборне стал крупнейшим на германо-германской границе. Досмотр и контроль легкового, пассажирского и грузового транспорта, а также железнодорожной ветки, обеспечивали до 1000 пограничников, таможенников и сотрудников министерства государственной безопасности ("штази") ГДР. Он находился на важном маршруте в сторону Берлина. Через эту трассу также осуществлялся транзит из ФРГ и других государств Западной Европы в Польшу и другие страны Восточного блока.

В этом же месте границы работали отдельные КПП советской армии и западных государств-союзников - США, Великобритании и Франции, которые осуществляли досмотр своего транспорта, пересекавшего внутригерманскую границу.

"Зебра" на автобане

Западногерманский КПП находился в соседнем населенном пункте Хельмштедт (Helmstedt) в Нижней Саксонии. Так как власти Федеративной Республики не признавали постоянного характера границы, контрольный пункт на западной стороне не был капитальным, а носил временный характер. Его мощностей часто не хватало, что приводило к долгим очередям и задержкам. В связи с этим в Хельмштедте были расширены парковки, а также увеличены мощности заправочных станций, кафе и ресторанов. Они располагались по обе стороны от автобана.

Подземного или надземного перехода в этом месте не было, поэтому прямо на автобане здесь нарисовали "зебру" - случай в истории немецких скоростных трасс уникальный, почти анекдотичный.

30 июня 1990 года КПП в Мариенборне прекратил существование, но вскоре получил статус исторического памятника. В 1992 году федеральная земля Саксония-Анхальт выделила средства для создания на его базе мемориального комплекса.

Прогулка по бывшему КПП

Уже издалека видны огромные вышки с огромными прожекторами. Мощность каждой из 12 вышек составляла 8000 ватт. Яркий свет заливал всю территорию КПП. "Мариенборн" располагал автономной системой энергоснабжения. В случае отключения от внешнего питания аварийные агрегаты включались через 20 секунд.

В отдельных зданиях находились рентгеновские аппараты для контроля багажа и грузовых автомобилей, а также комнаты для личного досмотра. Визуальный досмотр машин и автобусов осуществляли с помощью специальных стационарных и ручных зеркал.

Между штабным зданием и пунктом контроля грузового транспорта располагался морг для досмотра тел, перевозимых в ФРГ или другие западные страны и, в исключительных случаях, из этих государств - в ГДР. Здесь же работал медицинский пункт для контроля больных. Здания были связаны тайной системой подземных переходов и туннелей, о которых знали далеко не все служащие КПП.

Согласно официальным данным, в последнюю "пятилетку" сотрудники КПП осуществили проверку почти 10 миллионов легковых машин и около 5 миллионов грузовых автомобилей.