Русские землепроходцы и путешественники 17 века. Освоение территории Русского государства к XVIIв

Освоение Европейского СевераВ XII-XIV веках в поисках
промысловых угодий
новгородцы и поморы,
жители побережий Белого
и Баренцева морей,
совершали дальние
морские плавания, начали
осваивать Кольский
полуостров и Новую
Землю.
В конце XV-XVI вв. Север
становится землей
московских князей и
объединяется с другими
русскими землями в
Московском государстве.

«Златокипящая» Мангазея

Плавая вдоль берегов Карского
моря, поморы достигли устья
реки Таз, где построили острог
Мангазея (1601 год).
Через него вывозились тысячи
шкурок пушного зверя, в
Сибирь доставлялись хлеб,
мука, соль и другие товары.
На рубеже XVI и XVII веков это был
мощный форпост русского
освоения Сибири, известный по
историческим документам как
«златокипящая Мангазея», «украсно
украшенная», «благословенная царская
вотчина», «сибирская сокровищница»,
«соболиный Клондайк».

Тобольск – столица Сибири

К концу XVI века под
защитой острогов
на берегу огромных
сибирских рек
начали
разрастаться
постоянные
поселения: Тюмень,
Енисейск, Якутск.
Построенный в 1587
году Тобольск
надолго стал
«столицей Сибири».

Освоение Сибири в XVI – XVII веках

История открытия
Сибири русскими
начинается с
похода Ермака.
Вслед за ним в
Сибирь
отправлялись
многие
путешественники
из числа казаков,
купцов и
землепроходцев.

Ермак Тимофеевич

В 1581 (1582) году Ермак начал поход вглубь Сибири. После
ряда побед над войсками Сибирского ханства отряд Ермака
вышел к берегу Иртыша и занял столицу Сибирского
ханства - Кашлык. С его именем связано присоединение
Сибири к России.

Пянда Пантелей

Пантелей Пянда открыл для нас реку Лену и Восточную
Сибирь в первой половине 1620-х годов вместе с дружиной
в четыре десятка человек.

Иван Москвитин

Казачий атаман Иван Москвитин - первооткрыватель Дальнего
Востока, Охотского моря и острова Сахалин. В 1639 году отряд
Ивана Москвитина вышел к берегам Тихого океана.

Курбатов Иван

Иван Курбатов - казак, пятидесятник, мореход, землепроходец
вышел к западному берегу Байкала (1643 год) и первым среди
русских людей побывал на острове Ольхон, дал о Байкале
интересные сведения и составил карты.

Михаил Стадухин

Михаил Стадухин - якутский "служилый человек", один из известных
казацких "землепроходцев" по Сибири. В 1630 с целью сбора ясака
перешел с Енисея на Лену, в 1642 - с Лены на Индигирку. В 1643
вышел на коче из устья Индигирки в море, повернул на восток и,
следуя вдоль берега, открыл устье реки Колыма.

Василий Поярков

Поярков Василий в 1643-46 гг. по приказу якутского воеводы во главе
отряда совершил плавание по р. Лене и ее притокам, перевалил через
Становой хребет, затем по р. Амур, вдоль берегов Охотского моря до
р. Урал и возвратился в Якутск. Расширив русские владения на
Дальнем Востоке, собрал ценные сведения о природе и населении
Приамурья, а так же некоторые сведения о Сахалине.

Семен Дежнёв

Семен Иванович Дежнев - русский полярный мореход и
землепроходец. В 1648 совместно с Ф.А. Поповым (Федотом
Алексеевым) проплыл от устья Колымы в Тихий океан, обогнул
Чукотский полуостров, открыл пролив между Азией и Америкой.

Ерофей Хабаров

Совершил невероятно сложное и длительное путешествие от Якутска
вверх по течению Лены на стругах, а далее пешком через Становой
хребет к Амуру (1649-50гг). Составил «Чертеж реки Амур», основал
первые русские укрепления на берегах Амура (г. Албазин). В честь
него названы г. Хабаровск и весь Хабаровский край.

Годунов Петр Иванович

Годунов Пётр
Иванович - воевода
Брянска и
Тобольска, потомок
Бориса Годунова.
В 1667 по его
распоряжению
составлена первая
из известных карт
Сибири - «Чертёж
Сибирской земли»,
больше известная
под названием
«Годуновская
карта».

Иван Камчатой

Иван Камчатой (сер. XII века)– енисейский казак, посланный на поиски
залежей моржовой кости, открыл полуостров, позже названный в его
честь
Камчаткой. Вглубь полуострова отряд Камчатого не
продвинулся, поскольку промысел кости велся на побережье.

Владимир Атласов

Владимир Атласов - сибирский казак в 1697-99гг. совершил походы по
Камчатке и обложил данью местные народы. За присоединение
Камчатки к России получил чин казачьего головы. Представил первое
разностороннее описание природы и населения п-ова и прилегающих
островов. Первым из русских увидел огнедышащие вулканы.

Освоение территории Русского государства к XVIIв.

На протяжении нескольких веков главными
районами исследований стали Сибирь, Дальний
Восток и Крайний Север.
Первые важные открытия были сделаны поморами.
С XVI века на поиски новых земель стали снаряжать
отряды казаков и стрельцов.
К концу XVII века были открыты: восточная
оконечность Евразии, Камчатка и Амур, а по
великим рекам построены крепости – остроги.
В Сибири появились первые города, а город
Тобольск надолго стал столицей Сибири.

Кто: Семен Дежнев, казачий атаман, купец, торговец мехами.

Когда: 1648

Что открыл: Первым прошел Берингов пролив, что отделяет Евразию от Северной Америки. Таким образом, выяснил, что Евразия и Северная Америка – два разных континента, и что они не смыкаются.

Кто: Фаддей Беллинсгаузен, русский адмирал, мореплаватель.

Когда: 1820.

Что открыл: Антарктиду вместе с Михаилом Лазаревым на фрегатах «Восток» и «Мирный». Командовал «Востоком». До экспедиции Лазарева и Беллинсгаузена о существовании этого материка было ничего неизвестно.

Также экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева окончательно развеяла миф о существовании мифического «Южного материка», который ошибочно был нанесен на всех средневековых картах Европы. Мореплаватели, включая знаменитого капитана Джеймса Кука, без всякого успеха искали в Индийском океане этот «Южный материк» больше трехсот пятидесяти лет, и конечно, ничего не находили.

Кто: Камчатый Иван, казак и охотник за соболями.

Когда: 1650-е годы.

Что открыл: полустров Камчатку, названа в его честь.

Кто: Семен Челюскин, полярник, офицер русского флота

Когда: 1742

Что открыл: самый северный мыс Евразии, названый в его честь мысом Челюскин.

Кто: Ермак Тимофеевич, казачий атаман на службе русского царя. Фамилия Ермака неизвестна. Возможно, Токмак.

Когда: 1581-1585

Что открыл: завоевал и исследовал Сибирь для Русского государства. Для этого вступил в успешную вооруженную борьбу с татарскими ханами в Сибири.

Кто: Иван Крузенштерн, офицер российского флота, адмирал

Когда: 1803-1806.

Что открыл: Совершил первым из русских мореплавателей кругосветное путешествие вместе с Юрием Лисянским на шлюпах «Надежда» и «Нева». Командовал «Надеждой»

Кто: Юрий Лисянский, офицер российского флота, капитан

Когда: 1803-1806.

Что открыл: Совершил первым из русских мореплавателей кругосветное плавание вместе с Иваном Крузенштерном на шлюпах «Надежда» и «Нева». Командовал «Невой».

Кто: Петр Семенов-Тян-Шанский

Когда: 1856-57

Что открыл: Первым из европейцев исследовал Тянь-Шаньские горы. Также позже изучил ряд областей в Центральной Азии. За исследование горной системы и заслуги перед наукой получил от властей Россиской империи почетную фамилию Тянь-Шанский,которую имел право передавать и по наследству.

Кто: Витус Беринг

Когда: 1727-29

Что открыл: Вторым (после Семена Дежнева) и первым из ученых исследователей достиг Северной Америки, пройдя по Берингову проливу, тем самым, подтвердил его существование. Подтвердил, что Северная Америка и Евразия – два разных континента.

Кто: Хабаров Ерофей, казак, торговец пушниной

Когда: 1649-53

Что открыл: освоил для русских часть Сибири и Дальнего Востока, изучил земли близ реки Амур.

Кто: Михаил Лазарев, русский офицер флота.

Когда: 1820

Что открыл: Антарктиду вместе с Фаддеем Беллингсгаузеном на фрегатах «Восток» и «Мирный». Командовал «Мирным». До экспедиции Лазарева и Беллинсгаузена о существовании этого материка было ничего неизвестно. Также российская экспедиция окончательно развеяла миф о существовании мифического «Южного материка», который был нанесен на средневековых европейских картах, и который безуспешно искали мореплаватели четыреста лет подряд.

Землепроходцы - это исследователи Сибири и Дальнего Востока XVII века. Благодаря их деятельности были сделаны многие крупные географические открытия. Принадлежали они к разным сословиям. Были среди них казаки, купцы, охотники, занимающиеся пушным промыслом, и мореплаватели.

Значение слова

Согласно энциклопедическим словарям, землепроходцы - это участники походов на Дальний Восток и в Сибирь в XVI-XVII веках. Кроме того, так называют тех, кто осваивает малоизученные районы этих регионов.

Начало освоения Сибири и Дальнего Востока

Поморы, жившие на побережье Белого моря, издавна путешествовали на маленьких суднах к островам Северного Ледовитого океана. Долгое время они были единственными путешественниками на севере России. В XVI веке планомерное освоение огромных земель Сибири началось с разгрома татарских войск Ермаком Тимофеевичем.

После того как были заложены первые сибирские города - Тобольск и Тюмень, процесс освоения новых пространств пошел с ускоренной силой. Богатая сибирская земля и просторы Дальнего Востока манили не только служилых людей, но и купцов. Русские землепроходцы активно изучали новые территории и продвигались вглубь неизученных земель.

Изначально освоение Сибири и Дальнего Востока сводилось к строительству острогов, и только в начале XVII века русское правительство стало переселять в эти регионы крестьян, поскольку гарнизоны, стоящие по крупным сибирским и дальневосточным рекам, остро нуждались в продовольствии.

Знаменитые открытия

Русские землепроходцы открыли бассейны таких рек, как Лена, Амур и Енисей, вышли к побережью Охотского моря. Они прошли всю Сибирь и Дальний Восток и открыли Ямал, Чукотку и Камчатку. Русские землепроходцы 17 века Дежнев и Попов первыми прошли по Берингову проливу, Москвитин открыл побережье Охотского моря, Поярков и Хабаров исследовали Амурский край.

Способ передвижения

Землепроходцы - это не только исследователи, путешествовавшие по суше. Были среди них и мореплаватели, которые изучали бассейны рек и морское побережье. Для плавания по рекам и морям использовали небольшие судна. Это были кочи, ладьи, струги и дощаники. Последние использовались для сплава по рекам. Штормы нередко приводили к гибели кораблей, как это произошло с экспедицией Дежнева на Северном Ледовитом океане.

С. И. Дежнев

Знаменитый русский землепроходец, за 80 лет до Беринга прошедший полностью по проливу, разделяющему Северную Америку и Азию.

Был сначала служилым казаком в Тобольске и Енисейске. Занимался сбором ясака (дани) с местных племен и одновременно стремился разведать и изучить новые территории. С этой целью с большим отрядом казаков на нескольких кочах (небольших кораблях) он отправился от устья Колымы на восток по Северному Ледовитому океану. Экспедицию ждали суровые испытания. Судна попали в шторм, и часть кораблей затонула. Дежнев продолжил свой поход и доплыл до выступа Азии, мыса, получившего позднее его имя. Дальше путь экспедиции проходил по Берингову проливу. Судно Дежнева не могло пристать к берегу из-за атак местного населения. Его выбросило на пустынный остров, на котором русские землепроходцы Сибири вынуждены были ночевать в вырытых в снегу ямах. Добравшись с трудом до они надеялись выйти по ней к людям. В конце экспедиции из большого отряда осталось 12 человек. Они прошли всю Сибирь до побережья Тихого океана, и этот подвиг Семена Ивановича Дежнева и его соратников высоко оценили в мире.

И. Ю. Москвитин

Он открыл побережье Охотского моря и Сахалинский залив. В начале службы значился рядовым пешим казаком. После удачной экспедиции к Охотскому морю получил чин атамана. О последних годах жизни известного русского землепроходца ничего не известно.

Е. П. Хабаров

Он продолжил дело Пояркова по изучению Амурского края. Хабаров был предпринимателем, занимался скупкой пушнины, построил соляную варницу и мельницу. Вместе с отрядом казаков прошел на судах весь Амур и составил первую карту Приамурского края. По пути он завоевывал многочисленные местные племена. Повернуть назад Хабарова заставила собранная против русских путешественников армия маньчжур.

И. И. Камчатый

Ему принадлежит честь открытия Камчатки. Полуостров носит теперь имя первооткрывателя. Камчатый был зачислен в казаки и отправлен для службы на Занимался пушным промыслом и поиском моржовой кости. Он первым открыл реку Камчатка, узнав о ней у местных жителей. Позже, в составе небольшого отряда под предводительством Чукичева, Камчатый отправился на поиски этой реки. Через два года пришло известие о гибели экспедиции на

Заключение

Землепроходцы - это великие русские первооткрыватели сибирских земель и Дальнего Востока, самоотверженно отправляющиеся в дальние походы с целью покорения новых территорий. Их имена навеки сохранились в народной памяти и названиях открытых ими мысов и полуостровов.

Древнерусское государство в XI - XIII веках переживало трудный период в своей истории. Постоянные набеги восточных кочевых народов, феодальная раздробленность, нежелание удельных князей совместно решать насущные проблемы, ослабили Русь. Немногочисленные сведения о жизни, о природе, общественном укладе были почерпнуты из летописей. Самой известной является работа Нестора Летописца "Повесть временных лет", написанной в XII веке, точнее где-то в 1110 году. Из этой летописи стало известно об освоении новых земель. По утверждению автора освоение территорий носило стихийный характер. Местом хранения летописей служили монастырские библиотеки.

Монастыри в то время были научными центрами во многих средневековых странах.

К западу от границ Руси уже существовали цивилизованные государства, юг страны был ограничен морем, с востока совершали набеги кочевники, жителям ничего не оставалось, как держать путь на север. Именно в эти века шло освоение прибрежной зоны Белого, Баренцева (в те времена его величали Русским) морей. Жителей северного побережья называли поморы, они-то и занимались освоением островов Северного Ледовитого океана. В те времена русские рыбаки устраивали зимовки на Груманде, ныне всем известный Шпицберген. После завоевания монголо-татарским игом в XIII веке Руси, которое длилось около 300 лет, развитие страны резко затормозилось.

Покорение Сибири

И вот только в XV веке московскими воеводами был предпринят организованный поход за Уральские горы в Западную Сибирь. Первопроходцы шли через Тюмень до Иртыша. По новым землям были составлены чертежи. Главной целью, которую они преследовали в своих походах, было освоение этих богатых земель ради охоты на пушного зверя - белку, соболя, песца. Но регион тогда был в составе Сибирского ханства, которое образовалось на обломках Золотой Орды. Поэтому наиболее правильным вариантом следует считать не освоение, а завоевание территории.

Самый, пожалуй, известный завоеватель Сибири - Ермак. Крупный уральский купец, промышленник и землевладелец Строганов в середине XVI века оплатил казаку поход, который потом сравнивали с военной экспедицией, в Западносибирский регион. Сибирские татары были вытеснены русскими казаками из Западной Сибири. С основанием города Тобольска русские закрепили свое присутствие и в этом регионе.

В одном из кровопролитных боев Ермак погибает, но завоеванные с его участием земли стали плацдармом для освоения новых земель к востоку от Западной Сибири. В самом начале XVII века землепроходцы вышли на Енисей. Немного позднее приступили к строительству Якутского острога (ныне город Якутск).

Поход на Северо-Восток Сибири

При осваивании просторов Сибири землепроходцам часто приходилось использовать реки в качестве транспортных артерий. Путешествуя по воде, можно было экономить силы, т.к. при пеших походах часто приходилось расчищать путь от зарослей. С наступлением зимы в ход пускали сани. С помощью плоскодонок, которые называли "кочи", Семен Дежнев и Федот Попов в 1648 г. спустились по реке Лене к морскому побережью. Таким же способом они добрались до устья реки Колымы и, пройдя еще дальше на северо-запад, открыли пролив между двумя крупнейшими материками, один из которых - Евразия, другой -Северная Америка.

Но из-за затерявшихся в посольском приказе сведений об этом походе власти проморгали момент и долгое время не ведали, что существует пролив, разделяющий два материка.

Освоение дальневосточного региона

Начало первых походов к Тихоокеанскому побережью датируется 1630-м годом. Это были экспедиции русских казаков. Из европейцев первым был Иван Москвитин. К Охотскому морю и реке Амур вышли экспедиции, руководство которыми осуществлял Василий Поярков и Ерофей Хабаров. Глубоководное озер Байкал было открыто в 1640 году. В.В. Атласов в составе экспедиции в 1697-1699 г. г. побывал на Камчатке. Итогом этой экспедиции стало точное описание всего полуострова.

Немало мужества потребовало освоение земель Сибири и Дальнего востока. Землепроходцам приходилось быть даже дипломатами, чтобы налаживать отношения с народами, населявшими эту местность. Кроме восхищения героическими свершениями землепроходцев от потомков они заслуживают огромную благодарность за то, что способствовали формированию могучего, сильного и толерантного государства, которым является Россия.

Стр. 88

Какое значение для будущего России имели походы русских путешественников и землепроходцев, осуществленные в XVII в.?

Для будущего России походы русских путешественников и землепроходцев, осуществленные в XVII в., имели большое значение. Расширялась территория государства, присоединенные земли были богаты полезными ископаемыми, населявшие народы обогащали культуру народов России, шло взаимное развитие этих народов. Построенные первопроходцами крепости-остроги, превращались в города.

Стр. 89

Что такое острог?

1. Остро́г - фортификационное сооружение (опорный пункт), постоянный или временный населённый укреплённый пункт, обнесённый частоколом из заострённых сверху брёвен (кольев) высотой 4 - 6 метров.

Изначально острогом называлась сама ограда из острых кольев и плетня, устраиваемая во время осады неприятельских городов, на Руси.

Начиная с XIII века, острог состоял из бревенчатого тына (ряда кольев) и так называемых тарас, то есть бревенчатых венцов. Бревенчатая ограда острога помещалась на плоской местности или на вершине небольшого земляного вала и была окружена с наружной стороны рвом. Острог чаще всего имел четырёхугольную форму. По углам четырёхугольника размещались башни. Для сообщения с полем использовались проезжие башни.

2. То же, что тюрьма (устаревшее)

Стр. 93. Вопросы и задания к тексту параграфа

1. Какие экономические интересы побуждали людей осваивать Сибирь?

Осваивать Сибирь людей побуждали экономические интересы: прибыльность торговли – на один вложенный рубль получали до 30 рублей выгоды.

2. Объясни значение термина «первопроходец».

«Первопроходец» значит человек, первым прошедший неосвоенную территорию, проложивший новые пути.

3. Завершите предложение: «Первым русским, дошедшим до Тихого океана, был…».

«Первым русским, дошедшим до Тихого океана, был Семен Дежнев»

Значение составления «Чертежа реки Амура» с точки зрения экономики в том, что на основании этого чертежа планировались походы русских казаков, шло заселение земель вдоль Амура, строились населенные пункты, добывалась пушнина. Освоение и развитие новых земель приносили в казну новые доходы.

Достижения кого-то одного из этих первопроходцев нельзя выделить особо, каждый из них внес свой вклад в освоение Дальнего Востока.

Стр. 93. Работаем с картой

По карте проследите маршруты путешествий Дежнева, Пояркова, Хабарова. Какой их этих маршрутов был более протяженным? Какой из них, на ваш взгляд, был более сложным? Объясните критерии сложности, которые вы использовали при оценке маршрута.

Наиболее протяженным был маршрут С. Дежнева. Более сложным был также его поход. Критерии сложности: его маршрут пролегал не только по суше, но и по морю. Лишения, которые испытывали участники похода, были во много раз тяжелее, чем в походах, особенно Е. Хабарова.

Стр. 93. Изучаем документ

1. Кому из российских царей была направлена эта челобитная?

Эта челобитная была направлена царю первому Романову Михаилу Федоровичу

2. О каких способах передвижения путешественников говорится в отрывке?

В отрывке говорится о способах передвижения путешественников: водным, по суше – на лыжах, нартах.

Стр. 93. Думаем, сравниваем, размышляем

1. Используя дополнительные материалы (в том числе Интернет), опишите орудия для ловли рыбы, использовавшиеся первопроходцами Сибири.

Следует отметить, что к XVII-XVIII вв. способы и орудия лова у русских не так существенно изменились по сравнению с предшествующим периодом, но в Сибири появилась определенная местная специфика. Так, глиняные грузила для сетей пришли в Притомье вместе с русским населением с Европейского Севера и севера Сибири - там дно рек илисто-песчаное. Но горные реки, такие как Томь, имеют каменистое дно и быстрое течение. В таких условиях глиняные грузила быстро выходили из строя и уступили место галечным, используемым местным населением. Судя по материалам таможенных книг сибирских городов, в продаже были широко представлены сети, невода, бредники как в готовом виде, так и в виде полуфабрикатов для их изготовления.

В Кузнецке было найдено галечное грузило в берестяном кульке, подобные использовались на Руси для крупных сетей. Кроме сетей рыбу добывали удой и охотничьим луком, стреляя стрелами со специальными однотипными наконечниками.

2. Какие цели преследовали первопроходцы? Что их объединяло?

Цели, которые преследовали первопроходцы: служба Отечеству, разведка новых земель, ну и материальные выгоды. Хотя, например, С. Дежнев не получал жалованья от государства 19 лет, а служил верой и правдой России. Это объединяло всех первопроходцев.

3. Какие из современных городов Сибири основали первопроходцы?

Современные города Сибири, основанные первопроходцами: Тюмень, Березов, Сургут, Тобольск, Мангазея, Томск, Туруханск, Енисейск, Красноярск, Якутск, Чита, Улан-Уде, Нерчинск.

4. Ознакомьтесь с материалами интернет-сайта одного из краеведческих или археологических музеев Сибири (например, с интернет-сайтом Красноярского краевого краеведческого музея – http:// www.kkkm.ru). На основании информации о первопроходцах, представленной на нем, сделайте сообщение перед одноклассниками.

Родился около 1605, Великий Устюг, умер в нач. 1673, Москва) - русский путешественник, землепроходец, мореход, исследователь Северной и Восточной Сибири, казачий атаман, торговец пушниной. Первый известный мореплаватель, прошедший по Берингову проливу, соединяющему Северный Ледовитый океан с Тихим и разделяющему Азию и Северную Америку, Чукотку и Аляску, причём сделал это за 80 лет до Витуса Беринга, в 1648 году.

Примечательно, что Берингу не удалось пройти весь пролив целиком, а пришлось ограничиться плаванием только в его южной части, тогда как Дежнёв прошёл пролив с севера на юг, по всей его длине.

Родился в Великом Устюге, в каком возрасте попал в Сибирь - не установлено. В Сибири Дежнёв сначала служил рядовым казаком с 1635 года в Тобольске, а затем в Енисейске. Среди больших опасностей 1636-1646 годов «смирил» якутов. Из Енисейска он с отрядом П. И. Бекетова в 1638 году перешёл в Якутский острог, только что основанный по соседству с ещё непокорёнными племенами инородцев. Уже в 1639-1640 гг. Дежнёв приводит в покорность туземного князя Сахея. В 1639 году был послан якутским приказчиком П. Ходырёвым на Вилюй для сбора ясака, в августе 1640 года Дежнёв примирил два якутских рода на реках Татта и Амга (притоки Алдана) и склонил к уплате ясака воинственного «князца» племени кангаласов Сахея.

В 1641 году Дежнёв, с партией в 15 человек, собирает ясак на реке Яне и благополучно доставляет его в Якутск, выдержав по дороге схватку с шайкой в 40 человек. В том же году вместе с Михаилом Стадухиным, Дежнёв отправился в поход на Оймякон для сбора ясака. В апреле 1642 года в стычке с воинственными «ламутскими тунгусами», как и многие другие казаки, был ранен. Потеряв лошадей, отряд попал в тяжёлое положение. Пришлось построить судно. Когда сошёл лёд, казаки спустились вниз по Оймякону и продолжили искать «неясачных людишек» в низовьях Индигирки. Но там сборщиков ясака уже было предостаточно, поэтому отряд отправился дальше на восток и дошёл до реки Алазеи. Здесь им встретился отряд такого же землепроходца десятника Дмитрия Михайлова по прозвищу Ярило Зырян. Дежнёв вновь проявил свой дипломатический талант, уговорив Зыряна соединиться с отрядом Стадухина под его началом.

Открытие Колымы

Летом 1643 года Семён Дежнёв в составе отряда землепроходцев под командованием Михаила Стадухина открыл реку Колыму. Казаки поднялись вверх по реке и основали Колымское зимовье, позже ставшее крупным острогом Среднеколымск - опорным пунктом русской колонизации в этих местах. В 1644 году Дежнёв основал ещё один острог, названный позднее Нижнеколымском. В 1645 году Стадухин и Зырян, с ясаком и половиной людей, отправились по реке Лене в Якутск, оставив в Колымском острожке Дежнёва и ещё 13 человек. Дмитрий Михайлов (Зырян) с дороги вернулся обратно, а между тем Дежнёву пришлось отразить нападение более 500 юкагиров, хотевших уничтожить малочисленный гарнизон острожка. На Колыме Дежнёв прослужил до лета 1647 года. Летом того же года корабли вышли в плавание, но крепкие льды закрыли им путь. Федот Попов и Семён Дежнёв возвратились на Колыму и стали дожидаться более благоприятного для похода времени.

Чукотская экспедиция

20 июня 1648 года Федот Попов и Семён Дежнёв на кочах вышли в море. Три коча сразу потерялись в буре при выходе из устья Колымы в Ледовитый океан. Оставшиеся неуклонно пошли вперёд. В августе 1648 года пошёл ко дну ещё один коч. Около 20 сентября 1648 года Дежнёв и его спутники увидели тёмный и грозный "Большой Каменный Нос", окаймлённый полосой пенных бурунов. Мимо Носа прошли лишь три судна: два коча Дежнёва и Попова и один - Герасима Анкудинова. Судно Дежнёва разбилось в Олюторском заливе южнее устья реки Анадырь. Отряд Дежнёва на лыжах и нартах 10 недель через Корякское нагорье добирался до реки Анадырь, где он и зазимовал. Летом 1649 года на построенных лодках Дежнёв поднялся вверх по Анадырю на 600 км. Тут, на среднем течении реки Анадырь, было устроено зимовьё, названное потом Анадырским острогом. На верхнем течении Анадыря русские встретили кочевых анаулов - незнакомое им юкагирское племя. Только на третий год к Дежнёву пришло подкрепление. Но это была не смена. Казак Семён Мотора искал сухопутную дорогу между Колымой и Анадырем через горный проход, он-то и выручил Дежнёва. Этим путём, более удобным, нежели морской, воспользовался и Дежнёв, для отсылки в Якутск собранной им моржовой кости и пушнины.

Открытие памятника

Семёну Дежнёву и его семье - жене-якутке Абакаяде Сючю и сыну Любиму, «первому сахаляру». Якутск, сентябрь 2005 года.

Дальнейшая судьба

В 1659 году Семён Дежнёв сдал команду над Анадырским островом и служилыми людьми сменившему его К. Иванову, но оставался в крае ещё до 1662 года, когда вернулся в Якутск вместе с И. Ерастовым. Оттуда Дежнёв с государевой казной, был послан в Москву, куда и прибыл, вероятно, к середине 1664 года. Сохранилась челобитная Дежнёва о выдаче ему жалованья, заслуженного им, но не полученного, за 19 лет, что и было исполнено. В 1665 году Дежнёв выехал обратно в Якутск и там служил до 1670 года, когда снова был послан с государевой казной в Москву, куда явился в 1672 году, где и умер.

Судно типа «коч» - одно из самых загадочных в истории отечественного судостроения. По многочисленным архивным источникам XVII века мы знаем, что именно на кочах была освоена огромная территория Сибири и Дальнего Востока.

В то время, пока английские и голландские путешественники пытались пробиться на восток арктическими морями и не смогли пройти восточнее Новой Земли, русские ежегодно на кочах организовывали морские экспедиции в устье р. Оби, а в течение XVII века поэтапно прошли весь Северный морской путь, обогнули самую восточную оконечность Азии и вышли в Тихий океан (Охотское – «Ламское» море).

К сожалению, мы крайне мало знаем о том, что собой представлял коч. Не сохранилось его достоверных изображений, архивные источники дают крайне отрывочные данные о его конструкции.

Мы знаем, что коч соответствовал следующим критериям:

Судно должно было быть приспособлено для плаваний, как в море, так и по рекам, соответственно, кроме паруса, должно быть ходким на веслах.

По документам мы знаем, что кочи перетаскивали по волокам, соответственно, они должно быть достаточно легким и устойчивым при переволакивании на катках.

На кочах выходили в Студеное море (Северный Ледовитый океан), преодолевали значительные расстояния, соответственно, кочи должны были быть приспособлены к плаванию в сложных ледовых условиях.

По архивным документам мы знаем, что размеры кочей вирировались в пределах 15 – 20 м с глубиной осадки до 2-х метров, кочи имели одну мачту, которая несла прямой парус.

Важно отметить, что поморы строили свои суда практически без использования металлических связей. Для соединения досок обшивки друг с другом использовалась «вица» - распаренный корень сосны, можжевельника или ели, прутья ивы, которыми пришивали к килю и штевням и плотно стягивали друг с другом доски обшивки, и уже к готовому борту «пришивали» и прибивали деревянными нагелями шпангоуты. Подобная технология широко известна на севере Европы, но строили так преимущественно небольшие лодки. Нужно учитывать дефицит и высокую стоимость железа, малочисленность населения на громадных пространствах Русского Севера и большой навык работы с деревом россиян. Наши судостроители, достигли в деле шитья таких сложных судов верха мастерства. Нигде в мире не строили столь крупных шитых судов, как в Поморье и в Сибири.

Впечатляют археологические находки, сделанные в вечной мерзлоте первого заполярного русского города в Сибири – Мангазеи. Там были обнаружены сшитые вицей бортовые доски. Средняя толщина досок составляет 7,5 см, ширина до 30 см. Получались суда с мощной обшивкой, но при этом достаточно легкие для волоков. В период своего расцвета, в XVI–XVII вв., технология шитья в русском судостроении применялась во впечатляющих масштабах: так строился весь флот северных поморов, суда которых регулярно ходили из Архангельска с Северной Двины и с Печоры на Новую Землю и за Урал в Мангазею на Оби, а из Колы (близ современного Мурманска) – до Шпицбергена. С первой половины 17в. на этих судах осуществлялись промысловые плавания Северным Морским Путем в Сибири, между реками Хатанга, Лена, Колыма, Анадырь.

В целях реализации историко-навигационного эксперимента – экспедиции по следам отечественных первопроходцев в Арктике и Сибири был разработан специальный проект экспедиционного парусного судна. Этот проект не является копией старинных кочей, на данный момент информации для полноценной реконструкции недостаточно.

При проектировании судов для проекта «Арктика – территория открытий» Виктор Дмитриев, автор первой в истории реплики коча «Помор» аккумулировал огромный массив информации об исторических технологиях судостроения на Русском Севере, накопленный за тридцать лет и применил их на практике со специалистами клуба «Полярный Одиссей».

Построенные суда по своим теоретическим обводам, форме носа и кормы близки к соймам, поморским карбасам и кочмарам – традиционным судам Русского Севера, упоминаемым в архивных документах с середины XVI века и сохранившимся на чертежах ХIХ века.

Галео́н (исп. galeón, также галион, от фр. galion) - большое многопалубное парусное судно XVI-XVIII веков с достаточно сильным артиллерийским вооружением, использовавшееся как военное и торговое. Основным толчком к его созданию было возникновение постоянных перевозок между Европой и американскими колониями. Наибольшую известность галеоны получили в качестве судов, перевозящих испанские сокровища и в сражении Непобедимой армады, произошедшем в 1588 году.

Водоизмещение галеона было порядка 500 тонн (хотя у манильских галеонов оно достигало 2 000 тонн). Более прочные и лучше вооружённые, чем каракки, галеоны были, кроме того, дешевле в постройке. Корпус галеона обычно строился из дуба и других твёрдых пород дерева, рангоут - из сосны. Парусное вооружение состояло из трех-пяти мачт, передние мачты несли прямое вооружение, задние - косое (латинское). Артиллерийское вооружение чаще всего представляло собой полукулеврины, хотя использовались орудия вплоть до полупушек. Первое упоминание о нём относится к 1535 году. В дальнейшем галеон становится основой флотов испанцев и англичан. Форштевень, сильно изогнутый и вытянутый вперед, имел украшения и по форме напоминал таковой у галер. Длинный бушприт нес парус - блинд. Носовая надстройка была отодвинута назад и не нависала над форштевнем, как у каракки. Кормовая надстройка, высокая и узкая, размещалась на срезанной корме. Надстройка имела несколько ярусов, в которых размещались жилые помещения офицеров и пассажиров. У сильно наклоненного ахтерштевня был транец выше грузовой ватерлинии. Корма украшалась резьбой и балконами.

В зависимости от водоизмещения галеоны строились с числом палуб от двух до семи. Борт судна от киля к грузовой ватерлинии имел большой развал, а к верхней палубе - завал. При этом решалось несколько задач: увеличивалась грузоподъёмность, затруднялся переход с судна на судно во время абордажа, повышалась общая прочность; смягчалась сила удара волн о борт, поскольку волна отражалась вверх, и корпус не испытывал её прямого удара.