Шоколадные солдаты: жизнь после "дембеля". Забавы ДМБ: как развлекались дембеля в советской армии

Расцвет дедовщины в Советской армии пришелся на 1970-1980-е годы. В это время окончательно сформировалась неофициальная солдатская иерархия, состоящая из «молодых» и «дедов». Эти две группы, в свою очередь, делились на подгруппы. Самой привилегированной кастой были дембеля, срок службы которых подходил к концу. Демобилизация, то есть увольнение в запас, породила ряд ритуалов, ставших неотъемлемой частью армейской субкультуры.

Откуда корни

Дембельские ритуалы являются важной составляющей дедовщины – неуставных взаимоотношений, построенных на превосходстве «дедов» над «молодыми» на основании срока службы. Считается, что корни этого явления уходят еще в царское время. В Советской армии случаи неуставных взаимоотношений начали фиксироваться в Великую Отечественную войну, когда в войска стали призывать уголовников, привнесших в армейскую среду элементы тюремной субкультуры.

Серьезное влияние на формирование дедовщины в вооруженных силах страны советов оказала реформа 1967 года: срок службы призывников был сокращен в армии до двух лет и до трех – на флоте. Новобранцы, прибывшие в войска по «сокращенке», вызывали ненависть у старослужащих.

«Деды» принялись вымещать на них злобу, стараясь испортить жизнь рядовых абсурдными приказами и распоряжениями, да или просто поглумиться над несчастным. Уменьшение срока службы совпало с демографическим провалом, вызванного последствиями войны. Из-за этого пополнять войска стали бывшими уголовниками. Все эти факторы привели к формированию дедовщины и связанных с ней ритуалов. Пожалуй, самые оригинальные из них возникли в дембельской среде.

Стодневка

«100 дней» – один из самых главных дней для старослужащих. «Деды» праздновали сто дней до выхода приказа министра обороны об увольнении военнослужащих-срочников. Как правило, приказ выходил в одно и то же время из года в год, поэтому солдаты легко могли вычислить дату нового.

С момента выхода приказал «дед» считался «дембелем», а значит переходил на высшую ступень неформальной армейской иерархии. Срок оставшейся службы при этом зависел от успехов солдата в боевой и политической подготовке, его заслуг и личных качеств.

Лучшие, как правило, уходили в первой партии. В «сто дней до приказа» любой уважающий себя старослужащий должен был брить голову «под ноль», то есть налысо. Также «деды» отдавали масло «молодым» (мол, на гражданке наедимся). Кроме того, в некоторых частях был распространен ритуал бросания мала в потолок.

С началом «стодневки» связан также ритуал «сигарета под подушкой». Каждое утро будущий «дембель» должен был находить под своей подушкой приятный сюрприз – сигарету. На ней специально назначенный для этой цели рядовой писал количество оставшихся до приказа дней. Высшим пилотажем считалось положить сигарету под подушку так, чтобы не разбудить старослужащего.

Однако даже если такое случилось, то проступком не являлось. За выполнение ритуала будущие «дембеля» отдавали салагам масло. А вот отсутствие сигареты считалось очень серьезным «косяком». За это «молодой» мог быть подвергнут серьезному наказанию.

Когда половина «стодневки» истекала, «деды» на один день менялись ролями с «молодыми». Последние становились полновластными хозяевами казармы, а старослужащие должны были исполнять все их приказы. Теоретически, «дедам» могли отдавать какие угодно команды, но каждый солдат помнил, что на следующий день все вернется на круги своя, а значит придется расплачиваться за излишнюю наглость и смелость.

Другой ритуал – «дембельские вопросы». Старослужащие задавали «молодым» самые разные вопросы: о размере ноги «дедов», про масло и, самое главное, – про выход приказа об увольнении. Рядовой должен был всегда помнить количество дней до этого события. Забывчивость солдата могла обернуться для него серьезными проблемами, ведь старослужащие рассматривали это как признак неуважения.

После выхода приказа о демобилизации, наступало время для «читки» – особо почетного ритуала зачитывания опубликованного в «Красной звезде» текста. На роль глашатая выбирался новобранец. Друг на друга ставились несколько табуреток, на них залезал солдат и садился на корточки.

Необходимо было, чтобы его голова оказывалась прямо под потолком. Солдат во всеуслышание читал текст приказа, а после окончания один из «дедов» выдергивал нижнюю табуретку с криком «Вот и конец стодневке!». Затем новоиспеченные «дембеля» употребляли спиртное, которое кровь из носа должны были достать «молодые». С этого момента начинался последний и самый легкий этап срочной службы.

Это просто лафа, когда мы «дембеля»

Один из главных дембельских ритуалов – так называемая колыбельная. Исполнялась она солдатом-первогодкой после отбоя. В зависимости от рода войск содержание текста могло отличаться. Один из ее вариантов таков: «Масло съел – и день прошел, старшина домой ушел. Дембель стал на день короче, всем «дедам» спокойной ночи».

Другим популярным ритуалом был «дембельский поезд». Новобранцы играли массовку, а «дембеля» – пассажиров, которые едут домой. В процессе сего действа салаги раскачивают кровать старослужащего, создавая имитацию движущегося поезда. Для пущей убедительности стоящие рядом с кроватью «молодые» используют фонарик и ветки деревьев, изображая пролетающий за окном поезда пейзаж с лесами и полустанками.


Со скорым увольнением в запас связано и изменение приказа «рядовой, ко мне»: в дембельской среде он трансформировался в команду «Один!». Старослужащий громко отдает приказ, который должны услышать находящиеся рядом «молодые». После этого одному из новобранцев необходимо было очень быстро (в течение 1-3 секунд) подбежать к «дембелю» и представиться. Смысл ритуала заключался в скорости его выполнения.

Если рядовой исполнил приказ недостаточно быстро, он возвращается обратно, после чего «дембель» вновь давал аналогичную команду. В случае, если никто из солдат не спешил явиться к старослужащему по его команде, то наказать могли все подразделение.

Уважение к приказу о демобилизации

Дембелем военнослужащий становился после издания приказа Министра обороны «О призыве граждан на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву». И чем ближе солдатский календарь приближал день издания приказа о демобилизации, тем больше у потенциальных дембелей возникало предрассудков, прежде всего, в эмоциональном плане. Рождение солдатских суеверий происходило как на почве опыта предыдущих поколений, так и на основе собственных ощущений. Нарушать установленные традиции категорически воспрещалось. В качестве наказания использовался обыкновенный психологический шантаж – вдруг долгожданный приказ задержится на несколько дней. Разговоры, касающиеся приказа, велись самые почтительные, они грели солдатскую душу, и нарушать это особое почитание никому не позволялось. Да солдаты никогда этого и не делали, лелея в душе мечту о скорой свободе из двухгодичного солдатского «рабства».

Газету выбрасывать нельзя

Приказ министра обороны об увольнении запаса рядовых и сержантов был окружен особым ореолом солдатского суеверия. Дембель получал законное право готовиться к долгожданной свободе. Краткий текст документа – всего два небольших абзаца в газете – вырезали и бережно хранили. Терять этот ценный газетный кусочек было нельзя. Как правило, приказ наклеивали на первую, главную страницу дембельского альбома.

Нельзя работать и давать пинки

Дембелю не разрешалось участвовать в обычной солдатской работе. Второй и не менее удивительный запрет касался взаимоотношений с новобранцами: дембель не имел права воспитывать молодых солдат с помощью пинков и подзатыльников, как он делал это раньше. Считалось, что дембеля уже прошли данную стадию становления солдата, поэтому «почётная» обязанность передавалась так называемым «черпакам» (солдатам, отслужившим один год). Дембель обязан был думать только о том, как он украсит позументами свою форму.

Строем ходить возбранялось

Лишь по приказу начальства старослужащий мог встать в общий строй и пройти по плацу. Но это происходило в советской армии крайне редко. Офицеры знали, какие солдаты готовятся их покинуть, и не придирались к их неуставному поведению. Взаимоотношения с офицерским составом тоже выстраивались весьма произвольно.

Кушать должен в свой черёд

Удивительные метаморфозы происходили и в отношениях с «молодняком»: если раньше старослужащий мог на своё усмотрение придумывать для таких парней наказание, то теперь он становился с ними чрезвычайно добрым. Раздражительным и злым ему уже быть не полагалось. Дембель мог даже отдать "молодому" солдату кусочек масла из своего рациона. Кстати, ему также возбранялось в одиночку поедать свои съестные припасы и он не мог нарушать свой черёд в столовой: он обязан был кушать в числе последних (им повара всегда добавляли что-нибудь вкусненькое).

Утренняя зарядка для старослужащих, получивших известие о приказе, тоже была не обязательна.

«Аккорд» - не нарушать!

От «дембельского аккорда» - особого, как правило, неприятного задания командира – нельзя было отказываться под угрозой ещё большего наказания. Иногда проштрафившихся командиры по несколько дней не отпускали на долгожданную волю, оставляя в воинской части. Напоследок отцы-командиры могли заставить убраться в самой грязной комнате, или вырыть канаву длинною в несколько метров, или написать 18 тетрадок протоколов якобы проводившихся в частях комсомольских собраний для предъявления их проверяющим. Многие командиры ждали дембельского, заключительного «аккорда», чтобы в последние несколько дней в последний раз проявить свою власть и нагрузить солдат по полной программе.

Нельзя застёгивать пуговицы

Дембель вообще переставал соблюдать аккуратность в ношении формы: ему не дозволялось застёгивать все пуговицы, а ремень должен был свисать ниже пояса.

Иногда во время «дембельского аккорда» некоторые солдаты саботировали задания начальства, а вместо этого нашивали себе на форму третью полоску в знак того, что они служат третий год. Однако за такую вольность им попадало от внутренних патрулей или дежурных офицеров, полоски, конечно, срывали.

Увольняться – только из своей части

Дембель не имел права уходить в отставку с территории другой воинской части или госпиталя. Он должен был возвращаться домой только вместе со своим призывом. Нередко на этой почве между командирами и подчинёнными возникали конфликты: были нередки случаи внезапного перевода солдат из одной части в другую. Тогда военнослужащие шли на всяческие уговоры и ухищрения, чтобы командир оставил их всё-таки в родном подразделении. Некоторые уволенные в запас солдаты вспоминали о том, как они уходили из госпиталя раньше срока – особенно это было распространено в годы Афганской войны в 1980-х годах. Кстати, в госпитале для дембелей существовал ещё один курьёзный запрет: им нельзя было ходить в судно.

Ну тогда я нарушил все эти заповеди..
Служил с 1982 - 1984.
В ПВО на Украине (тогда ещё нормальной стране - мечты многих северян - там тепло и зреют абрикосы с арбузами)
Хоть и был оператором наведения ракет (белая кость) - инструмент - отвёртка, но пахали мы..дай боже.
Тревога - все по местам..стратовики ракеты зарядят включат - выключат фишку управления и по казармам - час полтоа - мы от звонка до пиздеца. Ловили учебные цели и насоящие и электронные - иногда до 6 - 8 часов... Ебануться можно.. От блоков идёт охуенный жар, весь главный комсостав тут же в кабине У..не сачканешь..И как сачкануть если - боевая работа...
При малейшем передыхе - самолёты ушли из зоны - мы мигом вырубались тут же сидя уткнувшись лбом в тумблер какой нибудь не ответственный...

Но я не про то..
Попутным грузом я ещё был - дивизионным почтальёном и заведующим радиоузла. То есть - у меня был свободный выход в близлежащий посёлок...
Я работал верблюдом...
Туда - письма от туда - вино и письма.
Вино - основное. Как письма попадали в сумку - не объяснить..
Деды об том (да и все) знали и "просили"
Уж как я изгалялся в сельпо магазине когда вино покупал - это даже уже и не вспомню..Каждый раз - новое..
Мне разрешалось брать с собой - помошника - посылконошу - того кому посылка приходила...
Ясен хрен что в основном мы тащили винишко..
В двоём то удобней...
Почему не водку...Да потому что водка стоила дороже..А где нам с солдатских зарплат больше нагрести?Не помню точно но зарплата у рядового была - 6 рублей в месяц а у ефрейтора (у меня) аж цельных 8 рубликов!
Да я опять не о том.
Газеты с приказом...тут уж вокруг меня начинались крутиться все кто ждал приказа..
Каждый желал один экземпляр (при возможности три - четыре) себе неприменно.
Я на почте просил дополнительные экземпляры..двали тетки..
Дальше..Меня как Отличника дважды отправляли на полигоны..Из Украины в жопу России - в Казахстан на Балхаш и Ушулук - Астраханская область..
пустыня скорпионы гады всяких свойств..
И прямо с Балхаша меня и уволили! На два месяца до приказа!
Выдали харчи в котомку, документы проездные и - пиздуй солдатик на закат..
Пустыня..не дорог ни транспорта - направления одни...
Махнули в какую сторону мне идти и я попиздел...
Я по зимнему ещё - шинель ушанка саноги а вокруг - пустыня - жарень...
Подцепил по дороге двух офицеров - студентов - одногодичников..С ними и пошли...
Вообщем - там такая история..Ленин в тындере с углем - отдыхает.

Когда я добрался один до Жданова (МАриуполь) то был в полном пиздецком виде...Как буд то с фронта вернулся..
Весь в пыли, заросший и не по форме одет..
И чутка помывшись под краном в дивизии - попиздил в штаб - увольняться..Ради этого и шёл! Квидев меня - такого распиздяя по форме - меня чуть чуть на посадили на губу..
Я уж чуть ли не со слезами напросился на встречу с Помполитом дивизии.
Он то меня и признал..(с его слов я и попал второй раз на полигон перед дембелем)

Дальше
Албом я так и не доделал..
Не было время уже..
Парадку не готовил..Ещё и мой китель спиздили пока я полигонствовал..
Собрал фотки зародыш альбома в дипломат распрощался и попиздил в сторону Латвии..Через Ленинград..Из Донецка..Потом Таллин и ниже..
Так что много я не застандартил в тутошнем порядке "дембеля"как у ТСа.
У меня свой вариант...

Служба в армии – это не только исполнение воинского долга перед государством. Один год превращает юношу в мужчину, приносит новых друзей, закаляет дух, определяет понятия достоинства, верности и чести. В большинстве своем отмечается, что парень, вернувшийся из армии, резко отличается в лучшую сторону от того мальчика, который год назад проходил комиссию. Он способен принимать решения, держать слово, способен адаптироваться в обществе, чтобы стать его полноценной ячейкой.

Многие призывники желают пройти школу жизни, понимая, что это просто необходимо. В последнее время популярность военного ремесла значительно повысилась. Реформы в армии в значительной степени сказались и на комфортности несения службы. Несмотря на это, практически во всех частях чтут обычаи и традиции, доставшиеся от старших поколений. Особенно это касается завершения службы. Окончание любой школы сопряжено с определенными переживаниями, а окончание школы жизни – это тот момент, к которому парень готовится практически сразу, попав в ряды ВС.

Армейский сленг

Ни один рассказ о службе в армии от старших товарищей не обходится без , который понятен только тем, кто действительно держал в руках автомат. Некоторые термины стали настолько устоявшимися, что часто используются в литературе, искусстве и даже в официальных источниках.

Пожалуй, не найдется такого гражданского, который бы не слышал слово «дембель». Но при попытке объяснить, что оно значит, возникают разногласия. Это нормальное явление, так как у данного термина два значения.

  1. С одной стороны, дембелем называют процедуру демобилизации, связанную с увольнением из рядов ВС и отправкой военнослужащего в запас.
  2. С другой стороны, дембель – это высшее звание в неуставной иерархии, присутствующей во всех армейских частях.

Чтобы понять, что такое дембель в армии, нужно представить общую картину присвоения статуса солдату за весь период несения службы. Что же касается самого военнослужащего, то для него дембель служит некой финальной точкой, за которой последует долгожданная дорога домой. Поэтому особое внимание нужно уделить тому, как проходит подготовка к дембелю, ведь она начинается еще задолго до выхода в свет долгожданного приказа Министерства обороны, в котором одним из пунктов значится увольнение со службы.

Основные ступени армейской иерархии

Особенности армейской службы в плане развития социума заключаются в том, что образуется квазигруппа, отобранная по определенным признакам. На характер взаимоотношений накладывает отпечаток эффект замкнутости группы. Это значит, что никто не имеет права по собственному желанию покинуть ее. Учитывая тот факт, что контингент представлен одними мужчинами, взаимоотношения могут варьироваться от преданной дружбы до лютой ненависти. Сглаживают подобные колебания как уставные, так и неуставные отношения.

Следует отметить, что под неуставными отношениями подразумевается отнюдь не физическое насилие над молодым пополнением, это, скорее, традиции, сформированные годами, направленные на проявление уважения к старшим, обучение молодых. Каждый солдат имеет возможность за время службы изменить свой статус, дослужившись до дембеля.

Приведение к присяге осуществляется не сразу после попадания в часть. За этот небольшой период юноши учатся исполнять элементарные команды, отдавать честь, маршировать. Так как без присяги новобранца солдатом назвать можно только с натяжкой, ему предстоит пребывать в звании «запах». Хоть оно и несколько пренебрежительное, зато в полной мере отражает позицию молодого пополнения в армейской иерархии, что значит лишь отдаленный признак, напоминающий солдата.

Следующая ступень характерна присвоением звания «дух». На духа возлагаются практически все обязательства. Он выполняет указания не только по уставу, но и тех, кто не находится выше него по званию, однако прослужил уже несколько месяцев. Затем, через определенное время, дух становится черпаком. Черпак тоже не видит никаких поблажек, зато считается вполне квалифицированным солдатом, который умеет выполнять основные обязанности. После шести месяцев службы, особенно когда уволился предыдущий призыв, солдат получает все полномочия, став при этом дедом. Дед – это звание, позволяющее готовиться к дембелю.

При переходе на годичный срок службы некоторые звания негласной иерархии теряют свой смысл. В лице бывших военнослужащих настоящие деды не имеют должного уважения, так как раньше этого статуса приходилось дожидаться целый год. В современной армии смена званий происходит чисто символически, с течением времени. Раньше же для повышения статуса старослужащие придумывали молодым определенные испытания, которые последние должны с честью пройти.

Традиции подготовки к дембелю

Долгожданная пора наступает, когда дед начинает готовиться к дембелю. За сто дней до выхода приказа военнослужащий старается обеспечить себе помпезный уход из части.

Стандартного алгоритма не существует, так как все зависит от устоявшихся в части традиций, но неизменным атрибутом считается дембельский альбом.

Современные средства позволяют его оформить красиво без лишних проблем, а в былые времена альбом представлял собой произведение искусства, в котором фотографиям назначалась второстепенная роль. Альбом обтягивался сукном или бархатом, украшался аксельбантами. На каждой странице можно было встретить рисунки, коллажи, различные узоры, как проявление ручного труда. Идея оформления могла принадлежать не самому дембелю, а какому-нибудь творческому товарищу из младшего призыва.

Человек в форме, идущий по городу, всегда привлекает к себе внимание, но дембеля, пожалуй, узнает каждый. Дед готовит значки на дембель, которые зачастую ему и не положены. Главное, чтобы их было как можно больше. Петлицы, аксельбанты, позолоченные пуговицы – далеко не полный перечень элементов, украшающих дембельскую форму. Естественно, такие украшения готовятся втайне от командования, иначе можно нажить себе неприятностей. Не стоит забывать, что получившийся внешний вид далек от уставного. Назначение формы достаточно краткосрочное. В ней парень должен скоротать время дороги к дому или максимум пару дней погулять по родному городу. На приготовление формы отводится только ночное время.

Как правило, после приказа военнослужащий пребывает в части еще несколько дней. Его судьба зависит от командования. Есть определенный период, в который предстоит уволить всех, у кого подошел срок, но если взаимоотношения испорчены, то юноша будет уходить на дембель в последнюю очередь. Исправить ситуацию, а заодно и скоротать время позволит дембельский аккорд. Это обычно разовое поручение для военнослужащего, после которого он покинет часть. Необходимо отметить, что введение такого мероприятия на руку, как командованию, так и самому военнослужащему. Задание может заключаться в ремонте оборудования, покраске забора, приведения в порядок технических средств.

Все юноши, когда уходят на дембель, стараются подлиться своей радостью с окружающими. В последние дни пребывания в части они могут отказываться от завтрака или ужина, отдавая положенный паек молодому пополнению. Особенно щедрыми становятся курящие, так как они угощают сигаретами, взять которые имеет право каждый, независимо от срока службы.

Дополнительные обряды для военнослужащего

Жизнь дембеля полна различных поблажек, которые не видят остальные солдаты. Чтобы стать дембелем, необходимо дождаться приказа. Время до его выхода в свет положено вести духу. Для этого может браться измерительная лента, и каждый день от нее отрезается один сантиметр. Таким образом, дух на вопрос о сроке рапортует, что дембель стал на день короче и называет точное значение. Подобные взаимоотношения ни в коем случае не носят характер уничижительных. Во-первых, любой дух скоро сам дождется дмб, а во-вторых, старослужащий берет себе на поруки конкретного духа, защищая его от остальных.

Между собой у дембелей есть определенные разграничения. Так, осенний дембель считается по привилегиям несколько ниже весеннего. Стереотип заключается в том, что если парень ушел в армию осенью, значит, его забрали из-за провала вступительных экзаменов в ВУЗ. Но современные традиции давно уже превратили такое разграничение в пережиток.

Как бороться с дедовщиной? Мы спросили об этом у полковника запаса , служившего в советской и белорусской армии:

“Проявления неуставных взаимоотношений были в армейской среде всегда. Но в одной и той же части в разных подразделениях ситуация может сильно отличаться. Очень многое зависит от офицеров. От личности командира. От уклада жизни.

Всегда намного больше проблем было в подразделениях, где нет нормально организованной напряженной боевой подготовки, где взводный и ротный не живет вместе с солдатами в полевых условиях и не ест с ними из одного котелка. Нормальный командир не может не видеть проявлений дедовщины - потухших глаз молодых солдат, синяков. А дальше - дело чести офицера: выявить самых "ярых" дедов и доходчиво объяснить им все.

В Уручье был случай, когда через обращение к нам солдата был расформирован весь командный состав части. Но опять же, всё очень зависит от самих ребят. Если они сильные, волевые, дружно дают показания, то дело быстро пойдёт. А если прячутся и молчат, то уже сложно будет им помочь и что-то изменить. Но это тоже можно понять, ведь им служить, они боятся. Галина Чигринова, глава Белорусской общественной организации солдатских матерей

У нас есть системные проблемы в обществе. В армии как части общества они проявляются в полной мере. Офицеры должны начать совершенно по-другому исполнять свои обязанности: не из страха наказания, а по понятиям чести, из любви к Родине и к своей профессии. А если государство не может содержать 10 000 таких офицеров, то нужно оставить их 1000, а может быть, и меньше. Безопасность Родины не пострадает. Потому что надеяться, что подразделение, в котором солдат за деньги покупает "право на жизнь", выполнит боевую задачу, - утопия”.