Синтез представляет. Синтез значение

Синтез (от греч. synthesis - соединение, сочетание) - соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания. В этом значении термин «Синтез» противопоставляется анализу, с которым он неразрывно связан; С. и анализ дополняют друг друга, каждый из них осуществляется с помощью и посредством др.

Анализ и Синтез лежат не только в основе всех видов человеческой деятельности, но в своих элементарных формах - в основе поведения высших животных. Синтез, как мыслительная операция, производен от предметного соединения частей объектов в целое и исторически формируется в процессе общественно-производственной деятельности людей.

Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

Синтез - мыслительная операция - включенный в акты взаимодействия организма со средой процесс практического или мысленного воссоединения целого из частей или соединения различных элементов, сторон объекта в единое целое. Являет собой необходимый этап познания.

Синтез неразрывно связан с анализом, они взаимодополняют друг друга. Как свойственные людям мыслительные операции, синтез и анализ исторически формируются в ходе их материально-преобразующей деятельности.

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Синтез (греч. synthesis – соединение, сочетание, составление)

  1. процесс объединения элементов, в результате которого они сливаются, интегрируются или организуются в единое целое;
  2. целое, целостное, сформированное таким образом, что возникающая при этом структура приобретает свойства или качества, которые отсутствуют у отдельных составляющих ее элементов. Следует отметить, что эти элементы в целостной структуре также меняют свои первоначальные свойства. Вырванные из контекста они могут иметь значение, которым не обладают их абстрактные прототипы или обладают совсем другим значением в ином контексте;
  3. метод научного исследования, состоящий в: а) изучении предмета, явления как единого целого, в единстве и взаимной связи его частей; б) обобщении, соединении данных, добытых методом анализа;
  4. в химии – получение сложных химических соединений из более простых;
  5. в психологии мышления – умственная операция соединения разрозненных впечатлений, данных в некую целостную, законченную в смысловом отношении структуру;
  6. в психопатологии – объединение всех имеющихся клинических и параклинических данных в синдромальный или нозологический диагноз. Антоним: Анализ.

Психологический словарь. И. Кондаков

Синтез

  • Словообразование - происходит от греч. synthesis - соединение, сочетание, составление.
  • Категория - ознавательный процесс.
  • Специфика - соединение различных признаков объекта или процесса, выделенных на предшествующей стадии анализа, в некую систему с воспроизведением иерархических связей, свойственных реальным объектам.

Оксфордский толковый словарь по психологии

Синтез

  1. 1. Процесс объединения элементов, в результате которого они сливаются, интегрируются или организуются в единое целое.
  2. 2. Целое, сформированное таким образом. Обратите внимание – здесь имеется коннотация, что возникающее целое имеет свойства или качества, являющиеся результатом синтеза, и не обязательно получаемые путем анализа отдельных элементов. См. здесь творческий синтез. Прилагательное – синтетический, которое может также нести дополнительную коннотацию искусственности. Противопоставляется анализу.

предметная область термина

Многие слова в русском языке имеют несколько значений в зависимости от контекста, в котором используются. Например, что такое синтез? Рассмотрим определения этого слова в его различных значениях. Начнем с общего определения.

Синтез - это своеобразный процесс воссоединения различных веществ или понятий в единое целое. Теперь поговорим более конкретно.

Матричный синтез

Наверняка вы не слышали или уже забыли, что такое матричный синтез. Это процесс реакции полимеризации и поликонденсации. Строение полимера определяют матрицы (макромолекулы), которые находятся в контакте с мономерами (одним или несколькими) и растущими цепочками. Пример такого синтеза мы можем наблюдать в биосинтезе нуклеиновых кислот и белков. Там роль матриц играют всем нам известные ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота) и РНК (Рибонуклеиновая кислота).

Структурный матричный эффект - это способность матрицы влиять на длину, а также на химическое строение и пространственную структуру дочерних цепей. А вообще, матричный синтез — это перспективный метод получения полимерных материалов.

Синтез белка

Далее рассмотрим, что такое синтез белков. Это самый сложный биосинтетический процесс. Однако несмотря на то, что он требует большого количества ферментов и других макромолекул, протекает он довольно быстро. Синтез белка в нашем организме осуществляется на клеточном уровне. Участвуют в нем нуклеиновые кислоты, при этом расположение нуклеотидов способно устанавливать последовательность аминокислот в молекуле белка (предопределять синтезируемую структуру белка).

При синтезе белка затрачивается много энергии - 24,2 ккал/моль. Когда процесс синтеза окончен, белок доставляется к месту своего назначения с помощью специального полипептидного лидера. В синтезе белка есть гены-операторы, которые контролируют его процесс. Оперон - это совокупность структурных генов и генов-операторов. Это не самостоятельная система, она подчиняется генам-регуляторам, которые отвечают за начало и конец работы оперона.

Синтез искусств

А что такое синтез искусств, и как он проявляется? Это воссоединение разных видов искусства в одно целое. Существует два вида синтеза в искусстве:

  1. Внутри вида искусства - например, использование отрывка комического текста в эпосе.
  2. Между видами искусства - например, создание экранного образа на основе сценария, который был написан по мотивам литературной книги.

Соотношение между участвующими в синтезе видами искусств очень разнообразно. Могут срастись несколько видов искусства между собой (например, архитектура и готические скульптуры). Виды искусств, которые достойно выглядят на контрасте друг с другом (например, сооружения архитектуры в XX веке). Так же 2 вида искусства могут дополнять друг друга, при этом не сливаясь в одно целое (например, искусство эпохи Возрождения).

Органический синтез

И последнее, что мы рассмотрим в нашей статье, - что такое органический синтез. Он входит в раздел технологии и химии, которые изучают разные аспекты (методики, способы, аппаратура, и т. п.) получения органических соединений, изделий, материалов и процессов получения веществ. Его основная цель — изготовление веществ с ценными биологическими, химическими и физическими свойствами.

от греч. synthesis - соединение, сочетание) - соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое (систему); метод научного исследования, состоящий в соединении разнообразных явлений, вещей, качеств, противоположностей или противоречивого множества в единство, в целое, в котором противоречия сглаживаются или снимаются. Противоположное понятие и научный метод - анализ.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СИНТЕЗ

соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания. В этом значении синтез противоположен анализу (разложению предмета на его составляющие), с которым он неразрывно связан. В философии и различных науках термин «синтез» применяется также в некоторых специальных значениях. Так, под синтезом иногда понимают процесс рассуждения, последовательные получения того, что должно быть доказано, из ранее доказанных утверждений (в противоположность анализу как процессу рассуждения от доказываемого к уже доказанному). Подобного понимания анализа и Синтеза, восходящего еще к античной геометрии (Платон, Евклид, Папп Александрийский), придерживается, напр., Я. Хинтикка. Другое значение термина «синтез» связано с т, н. синтетическими суждениями, которые соединяют в единое целое и обобщают фактуальную (эмпирическую) информацию об объектах. В своем самом общем значении анализ и синтез лежат не только в основе человеческой деятельности, но и определяют поведение высших животных, а в технических реализациях используются в компьютерных программах, в искусственных самоорганизующихся системах и т. д..Физиологической основой поведения человека является аналитико-синтетическая деятельность головного мозга. Синтез как мыслительная операция произведен от предметного соединения частей объектов в целое и исторически формируется в процессе общественно-производственной деятельности людей. Законы превращения (интериоризации) предметных синтетических действий в психической операции синтеза исследуются в психологии. Синтез как познавательная операция имеет множество различных форм. Любой процесс образования понятий основан на единстве процессов анализа и синтеза. Эмпирические данные исследования того или иного объекта синтезируются при их теоретическом обобщении. В теоретическом научном знании синтез выступает в форме взаимосвязи теорий, относящихся к одной предметной области; как объединение конкурирующих, в определенных аспектах противоположных теорий (напр., синтез корпускулярных и волновых представлений в современной физике); в форме построения дедуктивных (аксиоматических, гипотетико-дедуктивных и т. д.) теорий и др.

Для современной науки характерны не только процессы синтеза внутри отдельных научных дисциплин, но и между разными дисциплинами - междисциплинарный синтез, - а также между естествознанием, общественными и техническими науками. В 20 в. возник ряд т. н. интегративных наук (напр., кибернетика, семиотика, теория систем), в которых синтезируются данные о структурных свойствах объектов различных дисциплин. Исследование процедур синтеза научного знания играет существенную роль при решении проблемы единства науки, в трактовке которой исходят из многообразия форм научного и технического знания, объединяемых на основе синтеза методологических средств, понятий и принципов различных областей знания.

Лит.: Мамардашвили М. К. Процессы анализа и синтеза.- «ВФ», 1958, № 2; Горский Д. П. Проблемы обшей методологии наук и диалектической логики. М., 1966; Синтез современного научного знания. М., 1973; Швырев В. С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978; Bunge М. Scientific Research, v. 1-2. Hdlb.-N.Y, 1967; HiMikkaJ. RemesU. The Method ot Analysis. DordrechtBoston, 1974.

Тенденция расширяющегося взаимовлияния культур особенно актуальна для 20 в., что выразилось, в частности, в популяризации на Западе учений буддизма, индуизма, суфизма, в насыщенности европ. культуры афроамер. мотивами, в размыве различий между "своим" и "чужим".

Громадная роль в этом процессе принадлежит средствам массовой коммуникации. Сами продукты массмедиа с культурной т.зр. интегративны по своей природе. Сегодня с полным правом можно говорить о существовании всемирной культуры, к-рая, в отличие от мировой культуры как совокупности разл. культурных образований, представляет собой единую интегрированную систему общечеловеч. культуры.

В культурологии в теор. плане проблема С. искусств наиболее четко разработана в искусствознании. Особенно "подвижные", переломные этапы в истории худож. культуры отмечены активизацией интегративных процессов. Таковы, напр., теор. и творч. искания йенских романтиков, худож. поиски Р. Вагнера, стилистика модерна, теория и практика символизма и т.д.

Совр. теория С. искусств раскрывает принципы классификации многочисл. видов соединений разл. худож. стихий, научно обосновывает закономерности этих соединений. Основополагающим принципом взаимодействия искусств в С. является наличие двух и более художественно самостоятельных систем, среди к-рых одна выступает как доминанта-интегратор качественно нового синтетич. целого. При этом многовековая и совр. худож. практика дают примеры безграничного разнообразия синтетич. соединений разл. видов худож. деятельности.

С громадной силой тяготение к взаимообогащению разл. культур сказалось в России. Специфика культурного развития России во многом обусловлена ее открытостью Западу и Востоку. В этом проявлении "высокосинтетич. способности всепримиримости, всечеловечности" (Достоевский) усматривали рус. философы (Бердяев, Вл. Соловьев, Достоевский и др.) истор. миссию России.

Эти идеи нашли отражение в рус. эстетике и искусстве нач. 20 в., важнейшим направлением к-рого стало стремление к осуществлению всеобщего С. искусств, к превращению искусства в некое вселенское соборное действо, в жизнетворчество, призванное изменить мир (А. Белый, А. Скрябин, Вяч. Иванов, Вл. Соловьев). В их концепциях С. искусств представлен не как обогащение одних видов худож. творчества выразит, средствами других видов, а как проблема мировоззренческая, как выражение универсальной природы человеч. творчества.

В опр. смысле культура синтетична как целостная система, включающая в себя разл. сферы духовной жизни.

Лит.: Конрад Н.И. Запади Восток: Статьи. М.. 1972; Взаимодействие и синтез искусств. Л., 1978; Библер B.C. Культура. Диалог культур (Опыт определения) // ВФ, 1989, № 6; Бердяев Н.А. Рус. идея. Осн. пробл. русской мысли XIX века и начала XX века // О России и рус. филос. культуре: философы рус. послеоктябрьского зарубежья. М., 1990; Запад и Восток. Традиции и современность. М., 1993; Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994; Munro Th. The Arts and their Interrelations. Cleveland, 1967 Levinson J. Hybrid Art Forms // The Journal of Aesthetic Education. V. 18. 1984. №4.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СИНТЕЗ
Значение:

{тэ}, а, мн. нет, м.

1. Метод исследования явлений в их единстве и взаимной связи частей, обобщение, сведение в еди-ное целое данных.||Ср. АНАЛИЗ .

2. перен. Соединение, органическое сочетание различных компонентов в едином целом. С. науки и практики. С. искусств.

3. филос. В философии Гегеля: исходная ступень диалектического развития, вместе с антитезисом и тезисом образующая триаду.

4. Получение сложных химических соединений из более простых. С. белка.

Словарь иностранных слов

Значение:

си ́нтез

м.

а) Метод научного исследования явлений действительности в их единстве и целостности, во взаимодействии их частей.

б) Обобщение, сведение в единое целое.

2) перен. Органическое сочетание различных компонентов в едином целом.

3) Получение сложного химического вещества путем соединения более простых веществ или элементов.

Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия»

СИНТЕЗ

Значение:

(от греч. synthesis - соединение), соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое (систему); синтез неразрывно связан с анализом (расчленением объекта на элементы).

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка

синтез

Значение:

СИ́НТЕЗ тэ , -а, м.

1. Метод исследования явления в его единстве и взаимной связи частей, обобщение, сведение в единое целое данных, добытых анализом.

2. Получение сложных химических соединений из более простых (спец. ). С. органических веществ.

3. Единство, неразрывная целостность частей. С. традиции и новаторства.

| прил. синтетический , -ая, -ое.

Малый академический словарь русского языка

синтез

Значение:

А, м.

Метод научного исследования, состоящий в изучении предмета, явления в его целостности, в единстве и взаимной связи его частей; противоп. анализ.

Соединение, обобщение.

Работа по составлению хозяйственного плана должна быть синтезом теоретической мысли и практического опыта трудящихся. Кржижановский, Хозяйственные проблемы РСФСР.

2. Хим.

Получение сложных химических веществ путем соединения простых веществ или элементов.

Синтез белков. Синтез кокаина.

Химики откроют тайну синтеза сложных органических веществ. Тимирязев, Жизнь растения.

{От греч. σύνθεσις - соединение, сочетание}

Сборный словарь иностранных слов русского языка

синтез

Значение:

СИНТЕЗ

(греч. syn - вместе, tithemi - помещаю) метод мышления, состоящий в восхождения от простого к сложному, от частей к целому, от причин к явлениям, от начала к последствиям, противоположен анализу.

СИНТЕЗ

СИНТЕЗ

(от греч. - соединение, сочетание, составление) , соединение различных элементов, сторон предмета в целое (систему) , которое осуществляется как в практич. деятельности, так и в процессе познания. В этом значении С. противоположен анализу (разложению предмета на его составляющие) , с которым он неразрывно связан. В философии и различных науках «С.» применяется также в некоторых спец. значениях. Так, под С. иногда понимают рассуждения, последоват. получения того, что должно быть доказано, из ранее доказанных утверждений (в анализу как процессу рассуждения от доказываемого к уже доказанному) . Подобного понимания анализа и С., восходящего ещё к антич. геометрии (Платон , Евклид, Папп Александрийский) , придерживается, напр. , Я. Хинтикка (Финляндия) . Другое термина «С.» связано с т. н. «синтетич. суждениями», которые соединяют в единое целое и обобщают фактуальную информацию об объектах.

В своём самом общем значении и С. лежат не только в основе человеч. деятельности, но в своих элементарных формах определяют высших животных, а в своих различных технич. реализациях используются в программах ЭВМ , в искусств. самоорганизующихся системах и т. д. Физиологич. основой поведения человека является аналитико-синтетич. головного мозга. С. как мыслительная произведен от предметного соединения частей объектов в целое и исторически формируется в процессе общественно-производств. деятельности людей. Законы превращения (интериоризации) предметных синтетич. действий в психич. операции С. исследуются в психологии.

С. как познават. операция имеет различных форм. Любой процесс образования понятий основан на единстве процессов анализа и С. Эмпирич. данные исследования того или иного объекта синтезируются при их теоретич. обобщении. В теоретич. науч. знании С. выступает в форме взаимосвязи теорий, относящихся к одной предметной области; как объединение конкурирующих, в определ. аспектах противоположных теорий (напр., С. корпускулярных и волновых представлений в совр. физике) ; в форме построения дедуктивных (аксиоматич., гипотетикодедуктивных и т. д.) теорий и др. Диалектич. восхождения от абстрактного к конкретному как способ построения теоретич. знания о сложных развивающихся объектах также представляет собой одну из форм С.: получаемое в результате знание об исследуемом, объекте есть С., его многообразных абстрактных определений.

Для совр. науки характерны не только процессы С. внутри отд. науч. дисциплин, но и между разными дисциплинами - междисциплинарный С. (процессы С. сыграли важную роль в формировании биофизики, биохимии, эконометрии и др. ) , а также между осн. сферами совр. науч. и технич. знания - естествознания, обществ. и технич. наук. В 20 в. возник ряд т. н. интегра-тивных наук (напр., семиотика, систем) , в которых синтезируются данные о структурных свойствах объектов различных дисциплин. Исследование процедур С. науч. знания играет существ. роль при решении проблемы единства науки, в трактовке которой диалектич. исходит из многообразия форм науч. и технич. знания, объединяемых на осно-ве С. методологич. средств, понятий и принципов различных областей знания.

Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20; Ленин В. И., ПСС , т. 18, 29; Mамардашвили М. К., Процессы анализа и С., «ВФ», 1958 , № 2; Гоpский Д. П., Проблемы общей методологии наук и диалектич. логики, М., 1966 ; С. совр. науч. знания, М., 1973 ; Швыpев В. С., Теоретическое и эмпирическое в науч. познании, М., 1978 ; Bunge M., Scientific research, v. 1-2, Hdlb.- N. ?., 1967 ; Hintikka J., R es U., The method of analysis, Dordrecht - Boston, 1974.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

СИНТЕЗ

(от греч. synthesis – соединение, сочетание)

метод научного исследования, состоящий в соединении разнообразных явлений, вещей, качеств, противоположностей или противоречивого множества в единство, в котором противоречия и противоположность сглаживаются или снимаются (см. Снимать). Противоположное – анализ. Результатом синтеза является совершенно образование, свойства которого есть не только внешняя свойств компонентов, но также и их взаимопроникновения и взаимовлияния. Поэтому синтез не , а «созидательный синтез». О синтезе в гегелевском, т.е. диалектическом, понимании см. Гегель, Диалектика . Кант осн. действием мышления считал «синтез трансцендентальной апперцепции», при помощи которого результаты эмпирического созерцания связываются в единство познания.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

СИНТЕЗ

(от греч. σύνϑεσις – соединение, сочетание, составление) – соединение различных элементов в единое целое, выполняемое в процессе познания и практич. деятельности. С. неразрывно связан с анализом. С. и анализ – фундаментальные процессы, к к-рым в конечном счете сводятся все виды умств. деятельности. Их физиологич. основа – аналитико-синтетич. деятельность головного мозга. Мысленный С. формируется в практич. деятельности, но затем отделяется от нее и приобретает относительно самостоятельный . С. может осуществляться на различном уровне, начиная от простого механич. соединения частей неорганизованного целого до создания науч. теории на основе обобщения отдельных фактов и идей. Результатом С. может быть качественно совсем , чем сумма составляющих элементов (см. Структура , Система, Систематика). Вместе с анализом мысленный С. ведет к образованию понятий, играет важную роль в формировании как эмпирического, так и выводного знания, в создании художеств. произведений и в технич. изобретениях. Творч. С. изобретателя опирается на изученные им связи между объектами и часто идет по пути моделирования уже известных явлений природы, а художника достигает успеха лишь в том случае, если отражает жизненные отношения и учитывает законы художеств. творчества. С. не является простым копированием действительности, а включает в себя идеализацию, расчет реальных возможностей, учет тенденций развития. Это отчетливо проявляется при построении науч. гипотез, образовании понятий и т.п.

С. можно подразделить на виды в зависимости от характера объединяемых в С. элементов, особенностей целого, возникающего в результате С., и своеобразия способа объединения элементов в единство. Учитывая все это, можно различать: объединение частей в единое целое (примером такого рода С. может служить мысленное конструирование к.-л. механизма или же осмысливание организма как единого целого); соединение множества сторон, свойств, признаков в единство (напр., нового биологич. вида посредством выделения совокупности характерных для него признаков); объединение элементов с целью установления присущих им общих свойств и отношений (этот С. характерен для обобщения и мыслительного процесса, ведущего к открытию закона).

В антнч. науке под С. понимали прием получения знания о целом через соединение его элементов или же ход от посылок (оснований, причин) к следствиям (так понимал С., в частности, Аристотель). Кант определял С. в широком смысле: как "...присоединение различных представлений друг к другу и их многообразия в едином акте познания" ("Критика чистого разума", Соч., т. 3, М., 1964, с. 173). Если этот С. совершается "посредством воображения" (там же, с. 174), то это – эмпирич. С., "синтез схватывания" (см. тамже, с. 213). Высшая С., по Канту, – "чистый", или " " С., имеет тогда, когда чувств. многообразие подводится под опред. априорные понятия (категории), к-рые придают единству, образованному в процессе С., значение необходимости. Гегель рассматривал С. как ход мысли от всеобщего к единичному и выделял ступени этого пути. Всеобщее – это " ", затем идет его (особенное) и, наконец, " ", т.е. . Правда, теорема – это не чувственно-единичное и поэтому Гегель весь С. демонстрирует на матем. примерах, где за исходное берутся абстракции. Гегель трехступенчатый С. относит лишь к области рассудочного знания. Разумному же мышлению, по его мнению, присущ С., к-рый заключается в диалектич. соединении тезиса и антитезиса.

В совр. науке анализа и С. становится все более многогранной. Это иллюстрирует уже процесс дифференциации знания. Возникновение, напр., таких наук, как физич. , биохимия, кибернетика, является, с одной стороны, результатом анализа, выделения из старых наук новых областей знания; с др. стороны – сам анализ в данном случае осуществляется в процессе С. Интеграция методов различных наук, происходящая в наст. во всех областях знания, представляет собой такого же рода.

И. Бурова, Н. Годер. Москва.

С. и анализ в математике. Анализ в математике – это рассуждение, идущее от того, что подлежит доказательству (от неустановленного, неизвестного), к тому, что уже доказано (установлено ранее, известно). С. – рассуждение, к-рое идет в обратном направлении. Для анализа ведущим является , как свести доказываемое к ранее известному (доказанному). Он является средством нахождения доказательства и выявления его идеи, но в большинстве случаев сам по себе еще доказательства не составляет. С. же, опираясь на данные, найденные анализом, завершает доказательство: он показывает, как из ранее установленных утверждений вытекает доказываемое, дает теоремы или задачи. Такое понимание анализа и С. возникло еще в матем. школе Платона и окончательно сложилось после появления "Начал" Эвклида и работ его античных комментаторов (в частности, у Паппа Александрийского, греч. 2-й половины 3-го в. н.э.). В совр. математике термины "анализ" и "аналитический" употребляются чаще уже в др. смысле, к-рый, однако, исторически связан с первым. Поскольку решение уравнений можно считать процессом аналитическим (т.к. здесь мы переходим от неявного определения нек-рых чисел с помощью уравнений к их явному определению, к-рое появляется, когда мы находим корни этих уравнений), то науки, в к-рых уравнения и связанные с ними методы играют важную роль, стали называться математиками аналитическими. Так, область математики, в к-рой геометрич. объекты задаются уравнениями, называется аналитич. геометрией. По этой же причине дифференциальное и интегральное и нек-рые др. разделы математики наз. матем. анализом.

Б. Бирюков. Москва.

Лит.: Маркс К., Теория прибавочной стоимости, ч. 3, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 3; Кэджори Р., История элементарной математики, пер. с англ., 2 изд., Одесса, 1917; Гегель Г. В., Соч., т. 1, 5, 6, М.–Л., 1929–39; Аристотель, Метафизика, М.–Л., 1934; Евклид, Начала, пер. с греч., 2 изд., кн. 11–15, М.–Л., 1950; Мамардашвили М. К., Процессы анализа и синтеза, "ВФ", 1958, No 2; Ильенков Э. В., Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" Маркса, [М.], 1960; Процесс мышления и анализа, синтеза и обобщения, М., 1960; Югай Г. Α., Проблема целостности растительного организма. "ВФ", 1960. No 12; Розенталь М. М., Принципы диалектич. логики, М., 1960, с. 416–26; Бурова И. Н., Единство анализа и синтеза, М., 1962; Гоббс Т., Избр. произв., т. 1, М., 1964. См. также ст. Анализ , Пор-Рояля логика и лит. при этих статьях.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

СИНТЕЗ

СИНТЕЗ (от греч. σύνθεσις - соединение, сочетание, составление) - соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания. В этом значении синтез противоположен анализу (разложению предмета на его составляющие), с которым он неразрывно связан. В философии и различных науках термин “синтез” применяется также в некоторых специальных значениях. Так, под синтезом иногда понимают процесс рассуждения, последовательные получения того, что должно быть доказано, из ранее доказанных утверждений (в противоположность анализу как процессу рассуждения от доказываемого к уже доказанному). Подобного понимания анализа и Синтеза, восходящего еще к античной геометрии (Платон , Евклид, Папп Александрийский), придерживается, напр., Я. Хинтикка. Другое значение термина “синтез” связано с т, н. синтетическими суждениями, которые соединяют в единое целое и обобщают фактуальную (эмпирическую) информацию об объектах. В своем самом общем значении лежат не только в основе человеческой деятельности, но и определяют поведение высших животных, а в технических реализациях используются в компьютерных программах, в искусственных самоорганизующихся системах и т. д..Физиологической основой поведения человека является аналитико-синтетическая деятельность головного мозга. Синтез как мыслительная операция произведен от предметного соединения частей объектов в целое и исторически формируется в процессе общественно-производственной деятельности людей. Законы превращения (интериоризации) предметных синтетических действий в психической операции синтеза исследуются в психологии. Синтез как познавательная операция имеет множество различных форм. Любой процесс образования понятий основан на единстве процессов анализа и синтеза. Эмпирические данные исследования того или иного объекта синтезируются при их теоретическом обобщении. В теоретическом научном знании синтез выступает в форме взаимосвязи теорий, относящихся к одной предметной области; как объединение конкурирующих, в определенных аспектах противоположных теорий (напр., синтез корпускулярных и волновых представлений в современной физике); в форме построения дедуктивных (аксиоматических, гипотетико-дедуктивных и т. д.) теорий и др.

Для современной науки характерны не только процессы синтеза внутри отдельных научных дисциплин, но и между разными дисциплинами - междисциплинарный синтез, - а также между естествознанием, общественными и техническими науками. В 20 в. возник ряд т. н. интегративных наук (напр., кибернетика, семиотика, теория систем), в которых синтезируются данные о структурных свойствах объектов различных дисциплин. Исследование процедур синтеза научного знания играет существенную роль при решении проблемы единства науки, в трактовке которой исходят из многообразия форм научного и технического знания, объединяемых на основе синтеза методологических средств, понятий и принципов различных областей знания.

Лит.: Мамардашвили М. К. Процессы анализа и синтеза.- “ВФ”, 1958, № 2; Горский Д. П. Проблемы обшей методологии наук и диалектической логики. М., 1966; Синтез современного научного знания. М., 1973; Швырев В. С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978; Bunge М. Scientific Research, v. 1-2. Hdlb.-N.Y, 1967; HiMikkaJ. RemesU. The Method ot Analysis. DordrechtBoston, 1974.

В. Н. Садовский

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :