Сложное союзное предложение примеры предложений. Подчинительные союзы и союзные слова: как различать? СП с разными видами связи

Тема урока: Сложные союзные предложения.

Цель урока: Закрепить знания по изученной теме.

Задачи урока:

Обучающие - с опорой на знания, полученные учащимися по пройденному материалу, восстановить, закрепить сведения о типах сложных союзных предложений; продолжить работу по совершенствованию умений и навыков учащихся применять теоретические знания на практике; донести до сознания учащихся мысль о значимости и роли сложных предложений в жизни.

Развивающие - развивать мыслительную деятельность, познавательный интерес, творческие способности и практические умения и навыки учащихся.

Воспитывающие - воспитывать любовь к природе; разбудить интерес к яркой, образной речи; вызывать нетерпимость к загрязнению окружающей среды.

Тип урока : обобщение и закрепление изученного материала.

Методы обучения: интерактивные, проблемные, частично-поисковые, творческие.

Оборудование: интерактивная доска, слайды, дидактический материал (карточки, перфокарты, тесты).

Структура урока:

Организационный момент.

Мотивация.

Целеполагание.

Интерактивные упражнения.

Рефлексия.

Домашнее задание.

Оценивание.

Эпиграф к уроку: «… Природа смотрит как бы с неохотой

На нас, неочарованных людей». (Н.Заболоцкий)

Ход урока:

Организационный момент.

Учитель: Наш урок пройдёт под девизом: «Знай, люби и цени природу!»

Мотивация.

Заполнение «слепой» таблицы:

сложные предложения

союзные

бессоюзные

изъяснительные

определительные

обстоятельственные

Целеполагание.

Мы заполнили «слепую» таблицу. Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Предполагаемый ответ: будем повторять сложные союзные предложения, закрепим полученные знания по теме, выполнять практические упражнения по изученным темам и т.д.)

Учитель: На уроке мы закрепим полученные знания по теме, совершенствуем умения применять теоретические знания на практике.

Интерактивные упражнения.

«Ты - мне, я - тебе».

Учащиеся подготовили вопросы по теме, на которые требуется ответ: «Да -Нет». Вопросы задаются друг другу.

«Поиск соответствий».

Это предложение, которое представляет собой смысловое, грамматическое и интонационное единство, содержит две и более грамматические основы.

Сложное предложение.

Это сложное предложение, предикативные части которого равноправны по смыслу и связаны при помощи интонации и сочинительных союзов.

Сложносочинённое предложение.

Раздел науки о языке, в котором изучается строй связной речи, т.е. строение, значение синтаксических единиц, связи и отношения между ними.

Синтаксис.

Это сложное предложение, предикативные части которого соединены подчинительной связью, поэтому оно состоит из главной и придаточной частей.

Сложноподчинённое предложение.

Придаточная часть определяет существительное или местоимение в главной части предложения, присоединяются союзными словами.

Определительные придаточные предложения.

Придаточная часть изъясняет, дополняет, поясняет слово со значением речи, мысли, чувства, восприятия, находящееся в главной части предложения, присоединяются союзами и союзными словами.

Изъяснительные придаточные предложения.

Придаточная часть обозначает место, время, цель, причину, условие, уступку, сравнение, следствие, образ или способ действия, меру и степень, присоединяются союзами и союзными словами.

Обстоятельственные придаточные предложения.

Синтаксический разбор. Выразительно прочитать стихотворение, определить основную мысль, сделать синтаксический разбор предложений.

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна.

С утра обременённая работой,

Трудом лесов, заботами полей,

Природа смотрит как бы с неохотой

На нас, неочарованных людей». (Н.Заболоцкий).

Вывод: В стихотворении поэт говорит о том, что далеко не каждому человеку, даже если он наделён поэтической душой и художественным даром, удаётся разглядеть «подлинную радость» в привычном русском пейзаже, и автор приоткрывает завесу тайны над волшебством природы и даёт возможность всем желающим заглянуть в мир, который находится на расстоянии вытянутой руки.

Анализ предложений:

1 предложение: повеств., невоскл., сложное, союзное, сложносочинённое)

2 предложение: повеств., невоскл., простое, двусоставное, распр., осложнено обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.

Работа с перфокартами.

Задание: определить вид предложений.

А - простое предложение.

Б - сложносочинённое предложение.

В - СПП с придаточным изъяснительным.

Г -

Д - СПП с придаточным обстоятельственным.

Примеры предложений:

1. Если в сухой ветреный день выйти на луг и внимательно прислушаться, то можно услышать тихий шорох.

2. Всё лето цветут одуванчики, а созревшие их семена собраны в лёгкий пушистый шарик.

3. Человек - вершина природы, но животные, птицы, рыбы, деревья, цветы - её подножие.

4. Земля даёт нам полезные ископаемые, без которых представить сейчас нашу жизнь невозможно.

5.Знатоки знают, что соловьи поют неодинаково.

6. Вечером, когда скроется солнце, одуванчики свёртывают лепестки и засыпают.

7.Существует легенда, будто в давние времена ромашки были зонтиками у маленьких степных гномов.

8. Всем известно, что растения способны улавливать энергию солнца.

Правильный ответ:

5. Работа с текстом.

Задание: определить основную мысль текста, найти сложные предложения, определить их вид.

Пикник. Представьте себе: лес, просёлок, лужайка. С просёлка на лужайку съезжает машина, из машины выгружаются молодые люди, бутылки, корзины с провизией, девушки, транзисторы.

Разжигается костёр, ставятся палатки, включается музыка, а утром они выезжают. Звери, птицы и насекомые, которые всю ночь с ужасом наблюдали происходящее, выползают из своих убежищ. И что они видят?

На траву понатекло автола, пролит бензин, разбросаны негодные свечи и масляные фильтры. Валяется ветошь, кто-то обронил разводной ключ.

От протекторов осталась грязь, которая налипла на каком-то неведомом болоте … Но и, сами понимаете, следы костра, огрызки яблок, конфетные обвёртки, консервные банки, пустые бутылки, старые драные газеты …

(Из романа братьев Стругацких «Пикник на обочине»)

6..Творческое задание.

Задание: составить сложные предложения на тему «Природа и мы».

7. Работа в парах.

Учащимся раздаются карточки с разными заданиями, которые они выполняют в паре и отчитываются о выполнении работы.

Карточка № 1.

Установите соответствие: предложение - вид придаточного.

Сколько появляется в природе всяких красок и оттенков, когда сойдёт снег.

СПП с придаточным определительным.

Найдутся ли люди, которые бы не услышали в мартовском лесу перестук невидимых барабанов?

СПП с придаточным времени.

Вода в луже так чиста, что на дне отчетливо виден каждый прошлогодний листик.

СПП с придаточным определительным.

Вот поляне, где мы собирали грибы.

СПП с придаточным образа действия.

Карточка №2.

Преобразовать простые предложения с обособленными определениями в СПП с придаточными определительными.

1.Дождь размыл тропинку, круто поднимающуюся в гору.

2.Густой туман, нависший над морем, рассеялся.

3. Скворцы, прилетевшие в марте, поселились в новом скворечнике.

4. Ястреб, кружившийся над нашим двором, камнем упал вниз.

Карточка №3.

Определить средства связи в предложениях: союз или союзное слово?

Что имеем, не храним, потерявши - плачем.

Это были цветы, которые посадила мама.

Небо такое светлое, что напоминает глаза ребёнка.

Хорошо известно, что Землю надо беречь.

Карточка №4.

Закончите предложения, чтобы получились сложные предложения.

Человек - часть природы, так что …

Мы любим природу и хотим, чтобы …

Не будет рыба водиться там, где …

Человечество должно помнить о том, что …

Карточка №5

Постройте схемы предложений.

1.Куда не бросишь взгляд, всюду бело и пустынно.

2.Природу нужно беречь, чтобы в будущем наши потомки могли жить на чистой, красивой, живописной планете.

3. Земля — единственная известная в настоящий момент , на которой есть жизнь.

4. Экосистема — биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов, среды их обитания, а также системы связей и обмена веществом и энергией между ними.

Рефлексия.

Толстые” и “тонкие” вопросы:

На какой вопрос отвечают придаточные определительные? - когда в СCП между двумя простыми предложениями не ставится запятая? - как связаны простые предложения в составе сложного? - что такое СПП? - как отличить союз от союзного слова?

Какие союзы присоединяют предикативные части ССП?

Какие предложения называются бессоюзными?

Домашнее задание. Послушайте стихотворение Р.Рождественского и ответьте, почему человек ещё придёт просить прощения у природы. Напишите эссе.

Кромсая лёд, меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот,

Но мы ещё придём просить прощенья

У этих рек, барханов и болот,

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька.

Пока об этом думать неохота,

Сейчас нам не до этого … пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц и земли без воды.

Всё меньше окружающей природы,

Всё больше окружающей среды.

Сложносочинённые предложения – это сложные предложения, состоящие из относительно независимых, равноправных по смыслу частей, соединённых между собой различными сочинительными союзами.

Чрез полчаса дверь отворилась и Пётр вышел. (А.С. Пушкин)

Наташа подмигнула брату, и оба удерживались недолго и звонко расхохотались. (Л.Н. Толстой)

Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит; прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. (А.С. Пушкин)

По ночам горели дома, и дул ветер, и от ветра качались чёрные тела на виселицах, и над ними кричали вороны. (А.И. Куприн)

Старый князь был ещё в городе, и его ждали каждую минуту. (Л.Н. Толстой)

Хаджи-Мурат остановился, загорелое лицо его буро покраснело, и глаза налились кровью. (Л.Н. Толстой)

Духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился, и шестикрылый серафим на перепутье мне явился. (А.С. Пушкин)

Княжна Марья читала бумагу, и сухие рыдания задёргали её лицо. (Л.Н. Толстой)

Однажды он заснул с мыслью о Мадонне, и, верно, какой-нибудь ангел разбудил его. (Р. Санти)

Лиза слушала с увлечением, и новая знакомая, с её неудержной, охотливой речью, показалась очень занимательной... (К.А. Федин)

Негодование росло, и дамы стали говорить о нём в разных углах самым неблагоприятным образом... (Н.В. Гоголь)

Парадные двери были заперты, и всё спало. (Л.Н. Толстой)

Потолки были везде расписаны пёстрыми узорами, и небольшие белые двери всегда блестели, точно они вчера были выкрашены; мягкие тропинки вели по всему дому из комнаты в комнату. (Д.Н. Мамин-Сибиряк)

Княгиня с московским франтом сидела на лавке в крытой галерее, и оба были заняты, кажется, серьёзным разговором. (М.Ю. Лермонтов)

Впереди, в дыму, уже были видны, ряды серых шинелей, и офицер, увидав Багратиона, с криком побежал за солдатами. (Л.Н. Толстой)

Кучер вдруг осадил лошадей, и коляска остановилась у дома, выкрашенного заново в серый цвет... (А.П. Чехов)

Дети были, наверно, очень дружны, и быстрый Вася привык читать правду с лица спокойной умницы Зины. (М.М. Пришвин)

Она высока, легка и стройна, и её цветущее лицо прекрасно. (А.И. Куприн)

Изредка вдали зачернеет кибитка, разбитая калмыками-табунщиками, да пройдёт косяк степных лошадей. (А.С. Серафимович)

Мы были одни; только воробьи возились кругом да ласточки бесшумно влетали и вылетали в окна старой часовни… (В.Г. Короленко)

Эти фигуры нисколько не походили на аристократических нищих из замка, – город их не признавал, да и их отношения к городу имели чисто боевой характер. (В.Г. Короленко)

Ветхие кресты толпились в кучку. Ни калина не растёт меж ними, ни трава не зеленеет, только месяц греет их с небесной вышины. (Н.В. Гоголь)

Ты всегда хороша несравненно,
Но когда я уныл и угрюм,
Оживляется так вдохновенно
Твой весёлый, насмешливый ум. (Н. Некрасов)

Вы бросаетесь на землю, вы напились, но вам лень пошевельнуться. (И.С. Тургенев)

Весна сияла на небе, но лес ещё по-зимнему был засыпан снегом. (М.М. Пришвин)

Низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего. (И.С. Тургенев)

Нашему дедушке в этом году стукнуло семьдесят семь лет, но он всё не унимается, работает с утра до ночи, а в свободное время даже и на охоту ходит. (М.М. Пришвин)

Вечером он собирался в Мурманск, но проклятая пурга спутала все расчёты. (В. Каверин)

Муравьи разрыхлили землю, сверху она поросла брусникой, а под ягодой зародился гриб. (М.М. Пришвин)

Так долбят дерево дятлы, а дерево, ослабевая, всё заливает смолой. (М.М. Пришвин)

Во время укола больной закрывал глаза, а по лицу его во время вливания как будто перебегали серые мышки. (М.М. Пришвин)

В комнатах было душно, а на улицах вихрем носилась пыль, срывало шляпы. (А.П. Чехов)

Нарядная толпа расходилась, уже не было видно лиц, ветер стих совсем, а Гуров и Анна Сергеевна стояли, точно ожидая, не сойдёт ли ещё кто с парохода. (А.П. Чехов)

Нам было трудно говорить, так как я недостаточно знал язык Матильды, а она не знала моего вовсе, но мы понимали многое и вне слов. (В.Я. Брюсов)

Потом она быстро побежала наверх, а я остался у стены, с протянутыми руками. (В.Я. Брюсов)

Так же как и море, над лугами дуют свежие ветры и высокое небо опрокинулось бледной зеленеющей чашей. (К.Г. Паустовский)

Верхушки берёз золотились в первых лучах солнца, но внизу всё спало. (Б.М. Неменский)

СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Сложноподчинённое предложение – сложное предложение, в котором одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ней подчинительным союзом или союзным словом.

Я замечал, что странствующие певцы, акробаты, даже фокусники любят называть себя артистами. (Л. Толстой)

Но здание и само то, что здесь я учился, не произвели на моих друзей никакого впечатления. (В. Солоухин)

В мутном пузыре света старики сидели так, что их разделял только угол света. (М. Горький)

Мальчик осторожно прошёл между камнями, где мелькали змеи. (А. Серафимович)

Я решился прийти в галерею как можно ранее, чтобы предупредить всех посетителей. (В.А. Жуковский)

Порфирий Владимирыч сидел на месте и как-то мучительно мотал головой, точно его и в самом деле к стене прижали. (М.Е. Салтыков-Щедрин)

Изба и двор, всё начинало медленно разрушаться, как это бывает в захудавших сиротских домах. (Д.Н. Мамин-Сибиряк)

Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть всё. (М.Ю. Лермонтов)

В "Сикстинской Мадонне" есть гибкое, всепроницающее движение, без которого в живописи трудно создать впечатление жизни. (М.В. Алпатов)

В эти дни произошли события, которые до дна перевернули всю деревню. (Ф. Гладков)

Я хочу рассказать о книге, сохранившейся у меня с тех пор, когда я был в возрасте читателей "Пионерской правды". (А.Т. Твардовский)

Я тот, которому внимала ты в полуночной тишине. (М.Ю. Лермонтов)

Он показал на середину плаца, где стояло сделанное из сырой глины чучело, представлявшее некоторое подобие человеческой фигуры, только без рук и без ног. (А.И. Куприн)

Однажды Лавров сидел на скамейке на верхней палубе около капитанского мостика, где не было пассажиров. (К.Г. Паустовский)

Весеннее солнце точно разъедало саженные сугробы снега, пока не появились первые весенние проталинки. (Д.Н. Мамин-Сибиряк)

Когда мы вышли с вокзала, синеватый свет уже брезжил над Феодосией. (К.Г. Паустовский)

А вдали, там, откуда летом встаёт солнце, видна звезда Кремлевской башни. (Ю. Казаков)

Там за сараями ему ничего не видно было, потому что огромный тут сугроб намело. (М.М. Пришвин)

После этого у Ани не было уже ни одного свободного дня, так как она принимала участие то в пикнике, то в прогулке, то в спектакле. (А.П. Чехов)

БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Бессоюзное предложение – сложное предложение, части которого связаны не союзами и союзными словами, а по смыслу, интонационно, соотношением видо-временных форм глаголов и порядком следования частей.

Небо темнеет по краям; колючим зноем пышет неподвижный воздух. (И.С. Тургенев)

За ней не держат парчовых тканей, на голове её не мерцает корона. (М.В. Алпатов)

Мужчин в тот час никого не было, все разошлись ещё с утра. (Ч. Айтматов)

Колосья бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. (И.С. Тургенев)

Вдруг раздалось резкое гиканье, тройка перед нами словно взвилась, понеслась и, доскакав до мостика, разом остановилась как вкопанная немного сбоку дороги. (И.С. Тургенев)

На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; всё казалось ей угрозой и печальным предзнаменованием. (А.С. Пушкин)

Вы поздоровались с ним, отошли – звучный лязг косы раздаётся за вами. (И.С. Тургенев)

Кое-где вдали желтеет поспевающая рожь, узкими полосками краснеет гречиха. (И.С. Тургенев)

Но здесь показалось ему странным одно обстоятельство: двое высадившиеся на берегу были похожи друг на друга, как два весла. (А.Н. Толстой)

Дача в чахлом берёзовом леску казалась необитаемой, – крыльцо сгнило, окна заколочены досками поверх ставен. В мезонине выбиты стёкла, углы дома под остатками водосточных труб поросли мохом, под подоконниками росла лебеда. (А.Н. Толстой)

Было две крышечки на каждом пузырьке: одна металлическая – легко снималась, другая резиновая. (М.М. Пришвин)

Суворов сидел в развалистых креслах спокойно; он откинулся на мягкую спинку и внимательно слушал быструю речь Румянцева. (С.Т. Григорьев)

Он оглянулся: два облака сизого дыма поднялись над двумя орудиями и потянулись вдоль балки. (Л.Н. Толстой)

Пять месяцев стояли здесь корабли; уже год прошёл со времени отплытия из гавани Суу. (И. Ефремов)

Но вдруг лицо его наморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось… (А.П. Чехов)

Червяков нисколько не сконфузился, утёрся платочком и, как вежливый человек, поглядел вокруг себя: не обеспекоил ли он кого-нибудь своим чиханьем? (А.П. Чехов)

Снова поднялись истрёпанные, много раз чиненные паруса, заскрипели вёсла в истёршемся дереве. (И. Ефремов)

Длинной лентой развёртывался однообразный песчаный берег; возвышавшиеся поодаль утёсы окрашивались в солнечных лучах в разноцветные, то мрачные, то радостные узоры. (И. Ефремов)

Чудный град порой сольётся
Из летучих облаков;
Но лишь ветр его коснётся,
Он исчезнет без следов. (Е. Баратынский)


СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами, называются сложносочинёнными: Мы запомним суровую осень, скрежет танков и отблеск штыков, и в сердцах будут жить двадцать восемь самых храбрых твоих сынов (М. Лисянский).
В сложносочинённом предложении простые предложения соединяются сочинительными союзами: соедини т е л ь н ы*ми (и, да(= и), ни... ни, тоже, также), разделительными (то... то, не то... не то, или, либо), противительными (а, но, да(= но), однако, зато, но зато).
Примечание. Перечень сочинительных союзов см. на с. 143.
Смысловая связь простых предложений, объединённых в сложное, различна. Они могут объединять:
различные явления, происходящие одновременно: И далеко на юге шел бой, и на севере вздрагивала земля от бомбовых ударов, явственно приближавшихся ночью (Г. Бакланов). В таких предложениях изменение последовательности частей предложения не меняет смысла;
явления, происходящие последователь- н о: Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали (А. Пушкин). В этом случае перестановка предложений невозможна.
Простые предложения в составе сложносочинённого могут обозначать:
временные отношения: Капитан остановил пароход, и все стали проситься погулять (В. Бианки) (ср.: Когда капитан остановил пароход, все стали проситься погулять);
причинно-следственные отношения: Не
сколько особенно мощно перекрытых блиндажей остались совсем целы, и иззябшие, измученные боем люди, валясь с ног от усталости и желания спать, всеми силами тянулись туда погреться (К. Симонов);
результат того, о чём говорилось в первом предложении: Пугачёв дал знак, и меня тотчас отпустили и оставили (А. Пушкин).
Примечание. Союзы тоже и также вносят в предложение значение уподобления: Я снова жил с бабушкой, и каждый вечер перед сном она рассказывала мне сказки и свою
7 Заказ 277
жизнь, тоже подобную сказке (М. Горький); Толстый ковёр лежал на полу. Стены также были увешаны коврами (М. Горький). Союзы тоже и также стоят всегда внутри второго предложения. Союз тоже употребляется только в значении уподобления. Союз также имеет два значения: 1) уподобления, при котором он синонимичен союзу тоже: Странный старичок говорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня (И. Тургенев);
  1. присоединения добавочных сведений: На праздник в наш город приехало много гостей из других городов, были гости также и из других государств. Здесь также равно по значению кроме того. Союз тоже, как правило, употребляется в разговорной речи, союз также - в книжной.
Разговорный характер имеет также и союз да. в значении и: Скрывать истину было бесполезно, да Серпилин и не считал себя вправе это делать (К. Симонов).
В сложносочинённых предложениях с разделительными союзами указывается ка такие явления, которые не могут происходить одновременно: они или чередуются, или одно исключает другое: В душном воздухе то раздавались удары кирок о камень, то заунывно пели колёса тачек (М. Горький); На Пересыпи не то что-то горело, не то восходила луна (К. Паустовский); Только иногда мелькнёт берёзка или мрачной тенью встанет перед тобою ель (Г. Федосеев).
В сложносочинённых предложениях с противительными союзами одно явление противопоставляется другому: Гроза была там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце... (М. Горький); Иван Васильевич, Родина у нас одна. Без нас она обойдётся, но нам без неё не жить (Г. Бакланов).
С помощью союза однако передаётся оговорка к ранее сказанному: Она едва могла принудить себя улыбнуться и скрыть своё торжество, ей удалось однако довольно скоро принять совершенно равнодушный и даже строгий вид (М. Лермонтов).
Союзы зато, но зато указывают на возмещение того, о чём говорилось в первом предложении: Лось ушёл, зато рядом раздавался звук, издаваемый каким-то живым и, вероятно, слабым существом (Б. Полевой); Много труда предстоит ему, но зато зимой он отдохнёт (М. Салтыков-Щедрин).
В значении противительных союзов употребляются частицы же, только: Голова ещё болела, сознание же было ясное, отчётливое (В. Катаев); Война ничего не отменила, только все чувства стали острей на войне (Г. Бакланов).
Сложносочинённое предложение следует отличать от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами:
Сложносочинённые предложения Простые предложения с однородными членами предложения
Свистящим шёпотом перекинулись между собой столетние сосны. и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей (Б. Полевой).
[ = -],*[-=].
Звёзды ещё сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть (Б. Полевой).
[-=],но[-=].
Шумит лес, лицу жарко, а со спины пробирается колючий холод (Б. Полевой).
[ = -].[ = ],*[ = -]¦
Для разнообразия мелькнёт в бурьяне белый булыжник, или вырастет на мгновение серая каменная баба, или перебежит дорогу суслик, и опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи (А. Чехов).
[ = - ], или [ = - ], или ,*[ = ]¦
И вдруг ещё один жук отвалил от танцевавшего в воздухе роя и, оставляя за собой большой, пышный хвост, пронёсся прямо к поляне (Б. Полевой).
[_ = и =].
Повинуясь этому могучему чувству, он вскочил на ноги, но тут же, застонав, присел на медвежью тушу (Б. Полевой).
[ - =, но =].
В хорошую погоду лес клубился шапками сосновых вершин, а в непогодь, подёрнутый серым туманом. напоминал помрачневшую водную гладь (Б. Полевой).
[-=, а = ].
Приходилось стоять, закрыв глаза, прислонившись спиной к стволу дерева, или присаживаться на сугроб и отдыхать, чувствуя биение пульса в венах (Б. Полевой).
[ = или = ы = ].

Еще по теме СЛОЖНОЕ СОЮЗНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

  1. § 97. ИНТОНАЦИЯ в сложных ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С СОЮЗНОЙ И БЕССОЮЗНОЙ связью
  2. Знаки препинания в сложном предложении на стыке союзов и союзных слов
  3. СОЮЗНЫЕ КОНСТРУКЦИИ, СОВМЕЩАЮЩИЕ В СЕБЕ ПРИЗНАКИ ПРОСТОГО И СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  4. Сложное предложение как единица синтаксиса. Место сложного предложения в синтаксической системе. Структурно-семантические признаки сложного предложения.
  5. Принципы классификации сложносочиненных предложений. Структурно-семантическая характеристика видов сложносочиненных предложений. Место сложных предложений с присоединительными и градационными союзами в системе сложного предложения. Вопрос о сложных предложениях с пояснительными союзами.

Предложение - это синтаксическая единица, характеризующаяся смысловой и грамматической завершенностью. Один из главных его признаков - наличие предикативных частей. По количеству грамматических основ все предложения относятся к простым или сложным. И те и другие выполняют в речи свою главную функцию - коммуникативную.

Виды сложных предложений в русском языке

В составе сложного выделяют два и более простых предложения, связанных между собой при помощи союзов или только интонации. При этом его предикативные части сохраняют свою структуру, но утрачивают смысловую и интонационную законченность. Способы и средства связи определяют виды сложных предложений. Таблица с примерами позволяет определить главные различия между ними.

Сложносочиненные предложения

Их предикативные части независимы по отношению друг к другу и равноправны по смыслу. Их можно легко разделить на простые и переставить местами. В качестве средства связи выступают сочинительные союзы, которые делятся на три группы. На их основе выделяют следующие виды сложных предложений с сочинительной связью.

  1. С соединительными союзами: И, ТОЖЕ, ДА (=И), ТАКЖЕ, НИ…НИ, НЕ ТОЛЬКО…НО И, КАК…ТАК И, ДА И. При этом части составных союзов будут располагаться в разных простых предложениях.

Весь город уже спал, я тоже отправился домой. Вскоре Антон не только перечитал все книги домашней библиотеки, но и обратился к товарищам.

Особенностью сложносочиненных предложений является то, что описываемые в разных предикативных частях события могут происходить одновременно (И гром гремел, и солнышко пробивалось сквозь тучи ), последовательно (Прогрохотал поезд, и вслед за ним промчался самосвал ) или же одно вытекает из другого (Уже совсем стемнело, и необходимо было расходиться ).

  1. С противительными союзами: НО, А, ОДНАКО, ДА (=НО), ЗАТО, ЖЕ. Эти виды сложных предложений характеризуются установлением отношений противопоставления (Дед, вроде бы, все понял, но Григорию еще долго пришлось убеждать его в необходимости поездки ) или сопоставления (Одни суетились на кухне, а другие принялись за уборку сада ) между его частями.
  2. С разделительными союзами: ЛИБО, ИЛИ, НЕ ТО…НЕ ТО, ТО…ТО, ТО ЛИ…ТО ЛИ. Первые два союза могут быть одиночными или повторяющимися. Пора было приступать к работе, или его ждало увольнение. Возможные отношения между частями: взаимоисключение (То ли у Пал Палыча действительно разболелась голова, то ли ему просто стало скучно ), чередование (Весь день ее то охватывала хандра, то вдруг подступал необъяснимый приступ веселья ).

Рассматривая виды сложных предложений с сочинительной связью, нужно отметить, что соединительные союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ и противительный ЖЕ всегда располагаются за первым словом второй части.

Основные виды сложных предложений с подчинительной связью

Наличие главной и зависимой (придаточной) части - вот их главное качество. Средством связи являются подчинительные союзы или союзные слова: наречия и относительные местоимения. Главная трудность их разграничения в том, что некоторые из них омонимичны. В таких случаях поможет подсказка: союзное слово, в отличие от союза, всегда является членом предложения. Вот примеры таких омоформ. Я точно знал, что (союзное слово, можно задать вопрос) мне искать. Танюшка совсем позабыла, что (союз) встречу назначили на утро.

Еще одной особенностью СПП является расположение его предикативных частей. Место придаточной четко не определено. Она может стоять перед, после или в середине главной части.

Виды придаточных в СПП

Традиционно принято соотносить зависимые части с членами предложения. Исходя из этого выделяют три основные группы, на которые делятся такие сложные предложения. Примеры представлены в таблице.

Тип придаточной

Вопрос

Средство связи

Пример

Определительные

Какой, который, чей, когда, что, где и др.

У горы стоял дом, крыша которого уже изрядно прохудилась.

Изъяснительные

Падежные

Что (с. и с.сл.), как (с. и с.сл.), чтобы, будто, как бы, то ли… то ли,кто, как и др.

Михаил не понимал, как решить проблему.

Обстоятельственные

Когда? Как долго?

Когда, пока, как, едва, в то время как, с тех пор как и др.

Мальчик ждал до той поры, пока солнце совсем не село.

Где? Куда? Откуда?

Где, куда, откуда

Изместьев положил бумаги туда, где их никто не мог найти.

Почему? Отчего?

Потому что, так как, ибо, благодаря тому что и др.

Извозчик остановился, ибо лошади вдруг зафыркали.

Следствия

Что из этого следует?

К утру прояснилось, так что отряд отправился дальше.

При каком условии?

Если, когда (= если), коли, раз, в случае если

Если дочь не звонила по неделе, мать поневоле начинала беспокоиться.

Зачем? С какой целью?

Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы, лишь бы,

Фролов был готов на все, чтобы получить это место.

Несмотря на что? Вопреки чему?

Хотя, несмотря на то что, пусть, даром что, кто ни и др.

Вечер в общем-то удался, хотя и были мелкие недочеты в его организации.

Сравнения

Как? Подобно чему?

Как, будто, точно, словно, подобно тому как, как будто, так же как, как бы,

Снежинки большими, частыми хлопьями слетали вниз, будто их кто-то сыпал из мешка.

Меры и степени

До какой степени?

Что, чтобы, как, словно, будто, сколько, насколько

Установилась такая тишина, что становилось как-то не по себе.

Присоединительные

что (в косв. падеже), почему, отчего, зачем = местоимению это

Машины все не было, отчего тревога только возрастала.

СПП с несколькими придаточными

Иногда сложноподчиненное предложение может содержать две и более зависимые части, которые по-разному соотносятся друг с другом.

В зависимости от этого выделяют следующие способы связи простых в сложные предложения (примеры помогают выстроить схему описываемых конструкций).

  1. С последовательным подчинением. Следующая придаточная часть зависит непосредственно от предыдущей. Мне казалось, что этот день никогда не закончится, так как проблем становилось все больше.
  2. С параллельным однородным соподчинением. Обе (все) придаточные зависят от одного слова (всей части) и относятся к одному виду. Такая конструкция напоминает предложение с однородными членами. Между придаточными частями могут быть сочинительные союзы. Вскоре стало ясно, что все это являлось только блефом и что никаких серьезных решений принято не было.
  3. С параллельным неоднородным соподчинением. Зависимые разного вида и относятся к разным словам (всей части). Огород, который засеяли в мае, уже давал первый урожай, потому жить становилось легче.

Бессоюзное сложное предложение

Главное отличие - части связаны лишь по смыслу и интонационно. Поэтому на первый план выступают складывающиеся между ними отношения. Именно они влияют на постановку знаков препинания: запятой, тире, двоеточия, точки с запятой.

Виды бессоюзных сложных предложений

  1. Части равноправны, порядок их расположения свободный. Слева от дороги росли высокие деревья, справа тянулся неглубокий овраг.
  2. Части неравноправны, вторая:
  • раскрывает содержание 1-й (Эти звуки вызывало беспокойство: (= а именно) в углу кто-то настойчиво шуршал );
  • дополняет 1-юю (Я вгляделся в даль: там показалась чья-то фигура );
  • указывает на причину (Света засмеялась: (= так как) лицо соседа было измазано грязью ).

3. Между частями контрастные отношения. Это проявляется в том, что:

  • первая указывает на время или условие (Опаздываю на пять минут - уже никого нет );
  • во второй неожиданный результат (Федор только разогнался - соперник сразу остался в хвосте ); противопоставление (Боль становится невыносимой - ты терпи ); сравнение (Посмотрит исподлобья - Елену тут же огнем обожжет ).

СП с разными видами связи

Часто встречаются конструкции, имеющие в своем составе три и более предикативные части. Соответственно, между ними могут быть сочинительные и подчинительные союзы, союзные слова или только знаки препинания (интонация и смысловые отношения). Это сложные предложения (примеры широко представлены в художественной литературе) с различными видами связи. Михаилу уже давно хотелось изменить свою жизнь, но его постоянно что-то останавливало; в результате рутина с каждым днем все больше затягивала его.

Поможет обобщить информацию по теме «Виды сложных предложений» схема:

§ 1 Союзные и бессоюзные сложные предложения

В этом уроке рассмотрим группы сложных предложений и систематизируем свои знания о них.

Итак, известно, что сложные предложения в зависимости от средства связи между частями делятся на союзные и бессоюзные.

Например:

Союзная связь между частями сложного предложения осуществляется с помощью союза что и интонации.

Бессоюзная связь между частями сложного предложения осуществляется с помощью интонации.

§ 2 Виды сложных союзных предложений. Сложносочиненные предложения

В зависимости от средств связи союзные сложные предложения делятся на сложносочиненные (ССП) и сложноподчиненные (СПП).

Части любого сложносочиненного предложения связываются с помощью сочинительных союзов и интонации. Сочинительные союзы могут соединять как однородные члены предложения, так и равноправные простые предложения в составе сложносочиненного.

Например:

Простое предложение с однородными сказуемыми.

Сложносочиненное предложение -

Сочинительные союзы делятся на три группы:

·Соединительные: и; да (в значении и); не только... но и; как... так и;

·Противительные: а; но; да (в значении но); однако; зато;

·Разделительные: или; либо; то... то; не то... не то.

Смысловая связь простых предложений в составе сложносочиненного определяется теми союзами, которыми они связаны. В зависимости от группы союзов смысловая связь может передавать одновременность и последовательность действий, причинные отношения, чередование событий и их взаимоисключение, а также сопоставление и противопоставление.

Например:

В этом сложносочиненном предложении отражено чередование событий, переданное с помощью разделительного союза не то…не то.

§ 3 Сложноподчиненные предложения

Части сложноподчиненного предложения связываются с помощью подчинительных союзов или союзных слов (в виде местоимений и наречий) и интонации. Как подчинительные союзы, так и союзные слова соединяют в сложноподчиненном предложении простые предложения, из которых одно подчинено по смыслу другому, т.е. от одного предложения (главного) к другому (придаточному) можно поставить вопрос.

Например:

Подчинительные союзы делятся на следующие группы:

·Причинные: потому что; оттого что; так как; в виду того что; благодаря тому что; вследствие того что; в связи с тем что и др.;

·Целевые: чтобы (чтоб); для того чтобы; с тем чтобы и др.;

·Временные: когда; лишь; лишь только; пока; едва и др.;

·Условные: если; если бы; раз; ли; как скоро и др.;

·Сравнительные: как; будто; словно; как будто; точно и др.;

·Изъяснительные: что; чтобы; как и др.;

·Уступительные: несмотря на то что; хотя; как ни и др.

Смысловая связь простых предложений в составе сложноподчиненного также определяется теми союзами, которыми они связаны. Подчинительные союзы могут указывать на причину, условие, цель тех событий и явлений, о которых говорится в главном предложении.

Например:

В сложноподчиненном предложении передано значение цели, отраженное с помощью союза чтобы.

Союзная связь между частями сложного предложения, а также между однородными членами простого предложения нередко используется как стилистический прием, называемый многосоюзие, или полисиндетон.

Например:

Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, иугасал, исветился, иуходил куда-то в бесконечность.

Или стихотворение З.Н. Гиппиус, кипящее политическими страстями, написанное в виде многосоюзия, с использованием условного союза «если»:

Если гаснет свет — я ничего не вижу. Есличеловек зверь — я его ненавижу. Если человек хуже зверя — я его убиваю. Если кончена моя Россия — я умираю.

Этот стилистический прием, состоящий в намеренномувеличении количества союзов в предложении, замедляя речь вынужденными паузами, подчёркивает роль каждого из слов в предложении, создает единство перечисления и усиливает выразительность речи.

§ 4 Краткие итоги урока

Безусловно, будучи единицей общения как сложносочиненные, так и сложноподчиненные предложения являются вместе с тем и единицей формирования и выражения мысли. Умение правильно строить и употреблять в речи сложные предложения отражает интеллект человека.

Список использованной литературы:

  1. Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку:11 класс. – М.: ВАКО, 2005. – 320 с. – (В помощь школьному учителю).
  2. Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2007. – 285с.
  3. Егорова Н.В.Поурочные разработки по русскому языку: универсальное пособие. 9 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 224с.
  4. Богданова Г.А.Уроки русского языка в 9 классе: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2007. – 171 с.