Смотреть что такое «Принципат» в других словарях. Принципат в Древнем Риме - это что такое

Принципат в Древнем Риме - это особый период в истории его ранней империи, который длился с 1 века до н. э. до 3 века н. э. Власть правителя в данную эпоху соединяла в себе черты монархии и республики. Глава государства именовался принцепсом, т. е. первым среди равных. Таким образом, подчеркивалась демократичность его власти. Он также считался народным трибуном, соединяя таким образом в своем лице несколько функций и полномочий.

Начало оформления

Принципат в Древнем Риме - это особая форма правления, основы которой заложил еще Юлий Цезарь. Однако окончательное создание данного государственного строя относится ко времени царствования его преемника Еще в 1 веке до н. э. республиканские учреждения перестали удовлетворять потребностям сильно возросшей державы. Пока существовал город-полис, органы народовластия могли эффективно осуществлять контроль и управление, однако, когда стал формироваться империя, эти учреждения уже не справлялись со своими задачами. Принципат в Древнем Риме - это между республикой и Дело в том, что Цезарь не решился сразу ликвидировать старые республиканские учреждения и создал им замену в виде системы управления, которая сохраняла черты старой администрации, но в то же время способствовала усилению власти единоличного правителя.

Черты республики

При новом строе сохранились черты старого режима. Например, по-прежнему созывались народные собрания. Под данным понятием в науке обозначается сход всех совершеннолетних граждан для решения наиболее важных политических вопросов. В эпоху старой республики в городе собирались несколько видов таких собраний: цензовые, аристократические и всеобщие, без каких-либо ограничений. Принципат в Древнем Риме - это этап, который сохранил это важнейшие учреждение, однако в данный период они потеряли свое значение. Более того, в них наблюдалась коррупция, подкупы и даже насилие над членами советов.

Статус сената

Данный важнейший орган управления также сохранился, однако отныне его полномочия были ограниченными. Функция его членов сводилась лишь к тому, чтобы одобрять законы, которые исходили от главы государства. Таким образом, совершенно иначе стал выглядеть Древний Рим. Период принципата почти полностью изменил его политический облик, несмотря на видимое сохранение старых порядков. Теперь сенат был всего лишь собранием представителей древних патрицианских родов во главе с самим императором, который назывался первым среди них. При Диоклетиане данный орган управления был превращен в городской совет, а при Константине был создан второй сенат в новой столице, который был уравнен в правах со старым. Таким образом, один из важнейших символов старой республики окончательно потерял свое лидирующее значение.

Реформы Августа

Принципата в Древнем Риме начал изменяться на рубеже 1 века до н. э. - 1 века н. э. Именно при этом правителе сенат превратился из законосовещательного органа в законодательное учреждение. Дело в том, что новый император всячески демонстрировал свою приверженность старому режиму для того, чтобы сохранить свое влияние в народе и укрепить свой статус. Право осталось за магистратами. Сенат сохранил судебные функции, хотя на самом деле вся основная власть в данной сфере сохранилась за императором. Таким образом, постепенно из республики в империю превращался Древний Рим. Ранняя империя (принципат был ее первым этапом) все-таки сохранила видимость старых демократических порядков.

Новый орган

Правитель фактически сам распоряжался всеми сферами управления, хотя на словах всячески подчеркивал сохранение значимости сената. Однако о том, насколько данный орган управления потерял свою значимость, свидетельствует тот факт, что при Августе образовался новый совещательный орган - совет принцепса. В его функции входила подготовка различных проектов, которые впоследствии вносились на рассмотрение в сенат с пометкой об одобрении плана императором, что фактически означало необходимость его одобрения. В этот совет сходили избранные сенаторы, консулы и представители магистратов. В 13 году н. э. структура органа претерпела некоторые изменения в сторону усиления монархической власти, так как некоторые его члены получили статус пожизненных советников правителя, а постановления получили силу закона.

Изменения состава сената

Государственный строй Древнего Рима в период принципата претерпел существенные изменения в сторону увеличения полномочий императора. Август решил сократить число сенаторов, количество которых сильно возрос со время правления его предшественников. В 29 году н. э. он получил должность цензора и удалил из этого важнейшего органа управления около 200 человек. Это не могло не подорвать позиций сената, тем более ослабленного после того, как его полномочия были урезаны. Император через некоторое время сократил количество квесторов для того, чтобы предотвратить дальнейшее пополнение сената.

Другие перемены

Помимо перечисленных мер, Август повысил имущественный ценз для получения должности сенатора. Также он изменил систему кворума. Отныне для каждого типа заседаний устанавливалось определенное количество участников, а за отсутствие вводились высокие штрафы. Также он пытался улучшить посещаемость заседаний сената, однако ему так и не удалось достичь своей цели. Но, пожалуй, самой главной переменой стало то, что в результате упразднения должности цензоров статус сенаторов становился пожизненным. Это привело к тому, что его состав перестал меняться и обновляться, что способствовало подрыву его влияния в римском обществе и способствовало усилению власти императора. Последний запретил им покидать страну, что также ограничивало их деятельность. Итак, при Августе влияние сената на внешнюю политику, управление и финансовую сферу существенно ослабло.

Усиление власти императора

Для эпохи принципата в Древнем Риме характерно постепенное укрепление позиций верховного правителя. Он завел собственную казну и с тех пор свободно ею распоряжался без участия сената. Кроме того, сенаторы лишились своего былого участия в формировании армии. Например, в начале 1 века н. э. в провинциях находилось всего по одному легиону регулярной армии, в то время как Октавиан мог вмешиваться в назначение командующих и их наместников. Принципат и доминат в Древнем Риме - это два этапа в истории империи данного государства. Для обоих этапов характерно постепенное усиление монархической власти. Изменению подвергся порядок избрания магистратов. Поначалу правитель просто назначал на данные должности своих сторонников, а неугодных ему лиц смещал. Затем он стал выдвигать кандидатуры лиц, а народ их одобрял. Кончилось же все тем, что император стал просто назначать магистратов, что подорвало самоуправление. Впрочем, был сохранены плебисциты - голосования по законопроектам.

Власть Августа

Поначалу он стремился сосредоточить в своих руках наиболее важные должности и полномочия. Так, он присвоил себе высшую власть в провинциях (должность империй), а также достаточно широкие полномочия в столице (титул трибуна). Август был первым, кто соединил в своем лице эти две должности, так как наиболее сильные правители до него пользовались исключительно диктаторскими полномочиями. Периоды принципата и домината в Древнем Риме - это два важнейших этапа становления империи. Поначалу правитель стал единоличным правителем провинций. Также он занимал важнейшую в государстве должность консула, переизбираясь каждый год. Сенат сам освободил правителя от судебного контроля. Август пользовался всеми полномочиями что дало ему право вносить законопроекты и налагать вето на принятые раннее решения. Еще одно важное нововведение, свидетельствующее об усилении императорской власти - это предоставление права осужденным обращаться за помилованием исключительно к императору, а не к народным собраниям, что было раньше.

Проблема престолонаследия

Отрицательной стороной нового статуса императора был вопрос о назначении преемника. Поскольку в период принципата правитель не был единоличным носителем верховной власти, он не мог назначить себе преемника. Этот вопрос с особенной остротой уже встал при Октавиане, который никак не мог определиться с преемником. Поначалу основным кандидатом был его племянник и зять Марцелл. Однако тот умер, и после кончины Августа власть перешла к пасынку, императору Тиберию.

Переход принципата в доминат

Постепенно власть императора усилилась настолько, что он сенат окончательно утратил оставшиеся полномочия. Принципат сформировался при Диоклетиане. Отныне император сам издавал законы, назначал чиновников и других должностных лиц. Однако пережитки принципата сохранялись: старые учреждения какое-то время продолжали функционировать. В первую очередь это касается магистратур, которые, впрочем, отныне превратились лишь в почетные титулы и перестали играть роль в политической жизни римского общества. Однако здесь следует отметить, что, несмотря на установление почти неограниченной власти императора, порядок престолонаследия так и не утвердился до конца. Проблем престолонаследия сохранялась по-прежнему. Итак, принципат в истории Древнего Рима - это важнейший этап перехода от старой республики к империи. Это переход был осуществлен сравнительно безболезненно во многом благодаря умелой политике Октавиана, который в течение всего своего правления сумел сохранить республиканские традиции и при этом усилить свою власть.

Учитывая печальный опыт Цезаря, Октавиан попытался облечь свою власть в наиболее «конституционные» формы, избавившись от одиозного названия «диктатура» и сохранив в государственном устройстве ряд республиканских элементов. Формально республика продолжала существовать: официальным лозунгом августовского правления была Res publica restituta, т. е. «восстановленная республика». Авторитарный режим, сложившийся при Августе, получил название принципата. «Принцепс» СPrinceps ) стал одним из титулов правителя, наряду с «Император» (Imperator). Несмотря на некий дуализм власти, существовала отчетливая тенденция в развитии политического режима принципата: постоянное усиление монархического начала при вытеснении и подавлении республиканских элементов.

Принципат (от лат.princeps) - политический режим эпохи империи, созданный Августом, отличавшийся тем, что наряду с монархической властью продолжали существовать некоторые республиканские элементы (народное собрание, сенат, магистраты), контролируемые императором.

Оформление власти Октавиана проходило следующим образом. Еще в 36 г. до н. э. после победы над Секстом Помпеем ему была дарована пожизненная трибунская власть. В 29 г. до н. э., одержав верх над Антонием и Клеопатрой и захватив Египет, Октавиан вернулся в Рим. Победитель отпраздновал триумф над Египтом, велел закрыть храм Януса, устроил пышные зрелища и раздачи. Ему был преподнесен титул императора в качестве ргаепотеп. 13 января 27 г. до н. э. Октавиан заявляет в сенате и народном собрании о сложении с себя триумвирских полномочий и о «восстановлении республики». Разумеется, отказ от власти был формальным. Благодарный сенат три дня спустя поднес ему почетное прозвище «Август» (от augere - умножать, увеличивать). После этого Октавиан Август (рис. 12.1) получил проконсульский империй над Галлией, Испанией, Сирией и Египтом. В этих провинциях стояли почти все легионы, и император оказался фактическим командующим армией. Остальные провинции формально управлялись сенатом, туда назначались наместники из бывших высших магистратов. Правовой основой власти Августа (и прочих римских императоров) стало сочетание трибунской власти и проконсульского империя, высшего по отношению к империям прочих наместников. После смерти Лепида (12 г. до н. э.) Август стал верховным понтификом, т. е. главой римской религии. Ему принадлежали, как когда-то и Цезарю, цензорские полномочия, таким образом император осуществлял надзор за законами и нравами и, главное, контролировал состав сената и всаднического сословия. Он имел право рекомендации кандидатов на должности. У него была своя казна - фиск. Его личную охрану составили девять преторианских когорт, три из которых постоянно базировались в Риме. Кроме правовой власть Августа имела чрезвычайно важную морально- политическую основу - исключительно высокий личный авторитет первого императора. С Августом был сопряжен долгожданный мир (рах Romand), умелой политикой в области идеологии и благодаря учету психологии толпы он сумел набрать важные «очки».

Рис. 12.1.

Вместе с тем продолжали существовать сенат, магистраты и народное собрание. Комиции были целиком послушны принцепсу. Армия была в руках Августа, он контролировал материальное снабжение Рима, устраивал народу зрелища (гладиаторские бои, морские сражения, травли зверей) и раздачи. Что касается сената, то его полное подавление было невыгодно императору: сенат был органом знати и симво-

лом Республики, он также поставлял управленческие кадры. Принцепс стремился сделать сенат ручным, монополизировав контроль над его составом и продвижением по служебной лестнице. Проведя чистку сената и сократив его численность с 1000 до 600 членов, Август установил: для принадлежности к сенаторскому сословию надо было соответствовать имущественному цензу (один млн сестерциев) и иметь не менее двух поколений предков-сенаторов. Постановления комиций отныне обязательно утверждались сенатом; он также получил право суда над своими членами. Эти меры должны были поднять авторитет сената, при этом послушного принцепсу.

Для всадников был оставлен прежний ценз - 400 тыс. сестерциев. Всадничество претерпевает трансформацию: из сословия торговцев и откупщиков превращается в имперское служилое сословие. Как правило, из всадников замещались новые должности (префект претория, префект Египта и др.), а из сенаторов - старые. Еще одним источником пополнения имперской бюрократии был плебс, особенно вольноотпущенники. Последние играют все большую роль в дворцовом хозяйстве, бывшие личные слуги принцепса попадают на чиновничьи должности. Август, правда, старался не допускать либертинов в высшие сословия: им было недоступно офицерское звание, сенаторы не могли жениться на дочерях вольноотпущенников. При преемниках Августа роль вольноотпущенников стала еще более значительной.

Армия при Августе окончательно становится профессиональной. Этому способствовали принцип добровольности, продолжительные сроки службы (легионер служил 20 лет) и сравнительно высокое жалованье. Август позаботился о гарантиях безбедной старости для ветеранов, сняв тем самым ту проблему, которая существовала со времен реформы Мария и набора в армию пролетариев. При отставке легионер получал надел, и ему полагалась военная пенсия. Армия делилась на легионы, в которых служили римские граждане или провинциалы (во вспомогательных войсках). Прослуживший 25 лет провинциал получал права римского гражданства. Легионы стояли на границах: на Рейне - восемь, на Дунае - семь, в Сирии - четыре, в Испании - три, в Египте - два и т. д. Императорскую гвардию составляли девять преторианских когорт: в них служили 16 лет (только италики), и жалованье там было большее, чем получал легионер.

По отношению к провинциям Август продолжал политику романизации, проводимую еще Цезарем, хотя, в отличие от приемного отца, весьма скупо даровал гражданские права, ведя борьбу за чистоту гражданства. Однако была отменена откупная система, провинциалы получили право жаловаться непосредственно принцепсу.

В охранительном духе Август начал кампанию против распущенности нравов во имя староримской простоты жизни, крепости семейных устоев, mores maiorum. Нравы, действительно, нуждались в исправлении, так как гражданские войны и потрясения привели к распущенности. Консерваторы видели угрозу в женской эмансипации, росте супружеских измен и разводов, падении деторождаемости. По инициативе Августа был принят Юлиев закон против прелюбодеяний: за измену муж мог убить возлюбленного жены, а отец - дочери. Семейные измены становились объектом судебного разбирательства, виновные подвергались изгнанию и конфискации имущества. Юлиев закон о браке имел целью борьбу с безбрачием и бездетностью: мужчины в возрасте от 25 до 60 лет и женщины в возрасте от 20 до 50 лет должны были состоять в браке, в случае потери супруга или развода рекомендовалось в течение полутора лет найти себе нового спутника жизни. Для безбрачных и бездетных затруднялась карьера. За бездетность облагали налогом, женщин - с 20 лет, мужчин - с 25, и наоборот, рождение третьего ребенка приносило определенные налоговые льготы, избавляло от необходимости вступать в новый брак, а мать освобождалась от опеки.

Усиленная пропаганда семейных ценностей и начал, идеализация староримских нравов велась в литературе, принцепс за этим лично присматривал и наставлял поэтов и писателей своего времени, как, например, Вергилия, Горация, Тита Ливия и других. Пытался Август подать и личный пример следования традиционным устоям и скромности в быту. Зимой и летом он жил в одной спальне, в доме его была скромная утварь, одежду он носил, изготовленную собственноручно женой, сестрой, дочерью. Однако, страстно борясь с разводами, Август сам был трижды разведенным мужем, женатым на разведенной женщине. В 38 г. до н. э. он горячо влюбился в красивую и умную жену Тиберия Клавдия Нерона, Ливию Друзиллу, развел ее с мужем и женился на ней. Его родная дочь Юлия (от Скрибонии) и внучка Юлия Младшая (дочь Юлии и Агриппы) вели себя столь скандально, что были сосланы по Юлиеву закону об адюльтерах.

При Августе шло активное строительство. Рим превратился в мегаполис с более чем миллионным населением. Установление мира, упорядочение управления, отмена откупной системы, повсеместное активное строительство (дороги, акведуки) привели к подъему муниципальной жизни в Италии и вообще к экономическому подъему во всей Империи.

Главной задачей внешней политики было укрепление границ Империи, а в качестве средства была выбрана активная внешняя политика. В парфянском вопросе императору удалось добиться успеха средствами дипломатии: в 20 г. до н. э., воспользовавшись междоусобицами в Пар- фии, Август договорился о выдачи римских пленных и трофеев. Граница между парфянскими и римскими владениями была установлена по Евфрату.

Центр тяжести внешней политики лежал на севере и северо-востоке: на Рейне и Дунае. Еще в 34 г. до н. э. Октавиан подчинил часть Далмации, в 30-27 гг. до н. э. наместник Македонии Лициний Красе завоевал Мезию. В 16 г. до н. э. был предпринят поход против племени таврисков, в результате чего образовалась провинция Норик. Пасынки

Августа, Тиберий и Друз, воюя в конце 10-х гг. до н. э., захватили Рецию и Паннонию. Империя вышла к Дунаю на всем его протяжении.

Другим направлением, где велись активные действия, было германское. Германцы не раз переправлялись через Рейн и совершали набеги на Галлию. В 12-9 гг. до н. э. Друз совершает походы в западную Германию. Возвращаясь из последнего похода, он неудачно упал с лошади и вскоре умер. Германскую войну продолжил его старший брат Тиберий (8-7 гг. до н. э.). В результате кампании в 4-5 гг. (уже н. э.) римляне завоевали территорию между Рейном и Эльбой, на которой была создана провинция Германия. В 6 г. Тиберий совершает поход против маркоманнов (современная Чехия). Цепь успешных завоеваний римлян на Дунае и Рейне была прервана восстанием, вспыхнувшим в 6 г. в Пан- нонии. В течение почти трех лет Империя, стянув сюда более половины своих сил, заново подчиняла себе эту придунайскую провинцию. Только умиротворили Паннонию, вспыхнуло восстание в Германии, которое возглавил молодой вождь германского племени херусков Арминий.

По свидетельству Тацита, с 4 г. н. э. Арминий, будучи начальником вспомогательных войск, состоявших из херусков, изучил латинский язык и римское военное дело (Тацит, Анналы, II 10). При этом ему удалось удостоиться звания всадника и стать гражданином Рима. Около 7-8 гг. Арминий вернулся на родину, где через год возглавил восстание против римлян. Он заманил римского командующего Квинтилия Вара с тремя легионами и обозом в засаду, устроенную в Тевтобург- ском лесу. В четырехдневной отчаянной битве все римское войско было уничтожено; Вар и большинство офицеров покончили с собой. По разным оценкам, римляне потеряли от 18 до 27 тыс. Август, получив известие о поражении легионов Вара, несколько месяцев не брил бороды и не стриг волос; не раз бился головой о косяк, восклицая: «Квинтилий Вар, верни легионы! (Quindli Vare, legiones redde!)» (Светоний, Божественный Август, 23). Все завоевания за Рейном были утрачены. Империя больше не предпринимала попыток их захватить. Римские провинции Нижняя и Верхняя Германии прилегали к левому берегу Рейна и находились в Галлии, население там быстро романизировалось. Грандиозное наступление Рима на варварский мир было остановлено (рис. 12.2).

Задание

Пользуясь литературой и интернет-источниками, найдите информацию, как и для чего образ Арминия использовался в пропаганде и политике Германии в Новое и Новейшее время.

В августе 14 г. умер 77-летний Август. Не обладавший гениальными способностями и сверхчеловеческой энергией Цезаря, Октавиан Август был умным, хитрым, расчетливым политиком и прекрасным организатором. Главный итог его деятельности - формирование государственной системы принципата, опиравшейся на бюрократический аппарат и профессиональную армию. В то же время его можно назвать гением двуличия, создавшим политический режим, основанный на лицемерии: «восстановленная республика» на деле была новой формой монархии. Август пережил многих потенциальных преемников (сыновей у него не было): в 23 г. до н. э. умирает его любимый племянник Марцелл, в 12 г. до н. э. - Агриппа (Август женил его на своей дочери Юлии); во 2 и 4 гг. н. э. - внуки Луций и Гай. После смерти Гая Август усыновил своего пасынка Тиберия, сына Ливии.


Рис. 72.2.

Практикум

Поэты «Августова века» (Вергилий, Гораций, Овидий)

Семинар проходит в форме практического занятия. Перед семинаром студентам рекомендуется познакомиться со следующими источниками и литературой:

Источники

  • 1. Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида / Вергилий; пер. с лат. С. В. Шер- винского. - М., 1979.
  • 2. Гораций. Оды, эподы, сатиры, послания / Гораций; изд. подг. М. Л. Гаспаров. - М., 1970.
  • 3. Катулл, Тибулл, Проперций. Сочинения / Катулл, Тибулл, Проперций; пер. с лат. под ред. Ф. А. Петровского. - М., 1963.
  • 4. Овидий. Собрание сочинений. Т. 1-2 / Овидий. - СПб., 1994.
  • 5. Проперций, Секст. Элегии / Секст Проперций; пер. с лат. А. И. Люб- жина. - М., 2004.
  • 1. Альбрехт, М. фон История римской литературы / М. фон Альбрехт; пер. с нем. А. И. Любжина. Т. 2. - М., 2003-2004.- С. 735-780 (о Вергилии), 781-812 (о Горации), 826-842 (оТибулле), 842-860 (о Проперции), 861-899 (об Овидии).
  • 2. Борухович, В. Г. Квинт Гораций Флакк / В. Г. Борухович. - Саратов, 1993.
  • 3. Гаспаров, М. Л. Избранные труды. Т. 1. О поэтах / М. Л. Гаспаров. - М., 1997.
  • 4. История римской литературы / под ред. С. И. Соболевского и др. Т. 1. - М., 1959.
  • 1. Составьте краткие биографические справки о Вергилии, Горации, Овидии, Проперции и Тибулле.
  • 2. Прочитайте одно из произведений Вергилия, Горация, Овидия, Проперция или Тибулла (в случае сборника небольших стихотворений - одну из книг), составьте цитатный план и подготовьте сообщение о прочитанном (на 5-7 мин).

Ролевая игра

«Суд времени» - император Август

Для подготовки к ролевой игре ее участники используют материал источников и сведения литературы.

Источники

  • 1. Аппиан. Гражданские войны / Аппиан. - М., 1994.
  • 2. Деяния божественного Августа. / пер. А. Л. Смышляева // История древнего Рима. Тексты и документы. - М., 2004. - С. 204-209.
  • 3. Дион Кассий Коккейан. Римская история. Книги LI-LXIII / Кассий Дион Коккейан. - М., 2014.
  • 4. Малые римские историки: Патеркул. Флор. Ампелий / изд. подгот.

A. Немировский. - М., 1995.

  • 5. Тацит, Публий Корнелий. Анналы // Тацит, Публий Корнелий. Сочинения. В 2 т. Т. I / Публий Корнелий Тацит. - М., 1993.
  • 6. Светоний, Гай Транквилп. Божественный Август // Светоний, Гай Транк- вилл Жизнь двенадцати цезарей / Гай Транквилл Светоний (любое издание).

Литература

  • 1. Буассъе, Г. Оппозиция при Цезарях. Собрание сочинений. В 10 т. / Г. Буас- сье; пер. с франц. В. Я. Яковлева. - СПб., 1993.
  • 2. Машкин, Н. А. Принципат Августа / Н. А. Машкин. - М.; Л., 1949.
  • 3. Межерицкий, Я. Ю. «Республиканская монархия»: метаморфозы идеологии и политики императора Августа / Я. Ю. Межерицкий. - М. ; Калуга, 1994.
  • 4. Парфенов, В. Н. Император Цезарь Август: Армия. Война. Политика /

B. Н. Парфенов. - СПб., 2001.

5. Шифман, И. Ш. Цезарь Август / И. Ш. Шифман. - Л., 1990.

Действующие лица и краткий сценарий:

«Историки-эксперты» (не менее четырех человек) в начале «судебного заседания» дают краткие исторические справки по вопросам (время каждого выступления 5-7 мин):

  • Как Октавиан стал Августом: восхождение к власти.
  • Режим принципата, созданный Августом, - что это такое?
  • Политика императора Августа по отношению к сенату, народу, армии.
  • Борьба Августа с безнравственностью и бездетностью.
  • Идеологическая политика Августа.

Внешняя политика Августа: успехи и провалы.

Речь «обвинителя » (7 мин). «Обвинитель» не просто чернит обвиняемого, он приводит конкретные факты и делает на их основании выводы о содержании и последствиях политики Августа.

Речь «защитника» (7 мин). «Защитник» не просто восхваляет подзащитного, он приводит конкретные факты и делает на их основании выводы о содержании и значении деятельности Августа.

Допрос «свидетелей обвинения »: вызываются «Марк Антоний»,«Кремуций Корд», «Юлия Старшая», «Квинтилий Вар»

Допрос «свидетелей защиты»: вызываются «Агриппа», «Меценат», «Гер- маник», «Ливия» (каждое выступление - не более 3 мин).

Возможны прения сторон (но не более 5 мин)

Последнее слово предоставляется «Августу» (7 мин).

Судъи-присяжные (не менее трех человек) удаляются для совещания и вынесения вердикта. Вопросы, на который они должны дать ответ «да» или «нет»:

  • Был ли Август великим государственным деятелем, спасшим Римское государство из хаоса гражданских войн?
  • Погубил ли Август Римскую республику?
  • Правил ли Август как деспот?
  • Были ли созданы при новом режиме гарантии от тиранического и деспотического правления императоров?
  • Лишился ли римский народ свободы в результате деятельности Августа?
  • Как можно охарактеризовать моральный облик Августа?
  • Была ли успешной внешняя политика Августа?
  • Имел ли политический режим, созданный Августом, потенциал к развитию?
  • Справедлива ли оценка Августа как «гения лицемерия»?

Судьи кратко обосновывают свои ответы. Если остается время, эти же вопросы выносятся на общую дискуссию. Можно обсудить также с аудиторией вопрос: была ли альтернатива режиму принципата, и какая?

  • Автор фотографии - Till Niermanrt. URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Statue-Augustus.jpg (дата обращения: 05.10.2017).
  • Автор рисунка - Homoatrox. URL: https://commons.wikimedia.Org/w/index.php?curid=39847353 (дата обращения: 05.10.2017).
Наименование параметра Значение
Тема статьи: Период принципата
Рубрика (тематическая категория) История

Глава III

Падение Республики

Правовой строй римской республики обладает многими совершенно своеобразными особенностями, которые являлись источником и его величия, и его слабости. В случае если мы окинœем общим взглядом основные начала этого строя, то мы заметим следующее.

1) В области государственного права наиболее крупными особенностями отличается строение римских магистратур и организаций народных собраний.

Что касается, прежде всœего, магистратур, то, как было указано выше, их власть, imperium, являющаяся продолжением прежней царской власти, обладала принципиальной полнотой и неограниченностью; юридических ограничений ее пределов почти не существовало. Даже по отношению к народу магистрат в течение своего должностного года принципиально независим и самостоятелœен. По справедливому замечанию Иеринга, народ создавал себе в магистрате не слугу, не нечто низшее (minister), а господина, то есть нечто высшее (magister). С момента вступления в должность он получал право отправлять ее по своему, совершенно свободному убеждению. Такая свобода давала, конечно, ему возможность в каждом конкретном случае действовать энергичнее на благо народа и не по тем или другим заранее установленным шаблонам, а сообразно особенностям случая и положения. В этом заключалось, бесспорно, огромное преимущество римских магистратур по сравнению с должностными лицами современного государства. Но, с другой стороны, в этой почти неограниченной свободе заключалась и большая опасность: свобода убеждения легко могла превратиться в свободу произвола, и огромная власть магистрата͵ вместо служения благу народа, могла оказаться направленной на служение той или другой партии или даже тем или другим личным интересам.

Правда, возможность возрождения абсолютизма фактически устранялась в Риме кратковременностью службы, правом intercessio и т. д. Но, во - первых, не устранялась возможность отдельных произвольных действий, а во - вторых, самые эти коррективы вносили новые недостатки в административный механизм республики. Обязательная кратковременность службы служила значительным тормозом для процветания отдельных ветвей управления. Ни один магистрат, в случае если он имел программу сколько - нибудь серьезных реформ в той или другой области администрации, не мог в такой короткий срок провести ее в жизнь; это приводило фактически к тому, что управление (финансовое, полицейское и т. д.) шло по традиционным шаблонам и к концу республики оказалось не на высоте положения. - Возможность вмешательства со стороны другого, равного или высшего, магистрата (jus intercessionis) и отсутствие точно разграниченных компетенций вносило также большую путаницу и неопределœенность в деятельность отдельных носителœей власти. - Каждая отрасль государственного управления требует известной специальной, технической подготовки и опытности от лиц, которым она вверяется; между тем в Риме для избрания в магистраты такой специальной подготовки не требовалось. Каждый мог быть избран в любую должность, а по общему правилу лицо, посвящающее себя должностной карьере, проходило всœе их в заранее определœенном порядке; поочередно оно оказывалось то эдилом - и тогда заведовало полицией, то квестором - и тогда получало в свои руки дела казны и государственного архива, то претором, руководившим судом и юрисдикцией, то консулом - в роли военачальника. Но очевидно, что едва ли многие обладали всœеми качествами, необходимыми для каждой из этих должностей.

Вообще вся построенная таким образом система магистратур могла еще годиться для той маленькой общины, какою был Рим в начале республики, с несложным бытом и несложными государственными задачами; но она оказывалась непригодной для такого огромного государства, каким стал Рим с покорением Италии и провинций. Этими недостатками в значительной степени объясняется то усиление роли сената͵ ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ наблюдается во второй половинœе республики в разных областях государственного управления. Но этими же недостатками объясняется, с другой стороны, и появление различных чрезвычайных диктатур последнего столетия: лицо, очутившееся у власти, в случае если оно обладало сильным, деятельным характером и более или менее широкой государственной программой, стремится освободить себя от всœех указанных стеснений - срока, intercessio и т. д.

Не менее существенным пороком страдает и организация народных собраний . При всœех их разнообразных формах и реформах, они в течение всœего республиканского периода остаются построенными по типу собраний вечевых: каждый гражданин должен принимать участие в собрании непосредственно и лично. Идея политического представительства, идея парламентарного строя , оставалась для всœего античного мира недоступной. Не говоря уже о серьезных недостатках таких народных собраний в делœе законодательства, суда и т. д., крайне важно сть личного участия каждого фактически приводила к тому, что далеко не всœе населœение могло принимать участие в политической жизни страны: населœение города Рима являлось фактически господином всœего государства. И здесь такой порядок вещей не представлял особенного противоречия лишь до тех пор, пока римское государство совпадало с городом Римом; но когда римское гражданство оказалось занимающим всю территорию Италии, решение народного собрания по существу далеко не выражало собою истинного мнения всœего населœения государства. В случае если же еще принять во внимание, что к концу периода в Риме скопляется масса пролетариата͵ выброшенного из разных мест, и что именно эта масса, деморализованная праздностью и подачками, составляет подавляющее большинство в народных собраниях, то легко понять быстрый упадок авторитета этих последних и быстрое исчезновение их в начале империи.

2) В случае если мы перейдем к области гражданского права и гражданско - правового творчества, то и здесь мы должны отметить аналогичные черты свободы и неопределœенности. То, что было сказано выше относительно магистратов вообще, должна быть повторено полностью и относительно того магистрата͵ который заведовал гражданской юрисдикцией, - претора . Полнота его власти, дававшая ему право временами даже поступать вопреки закону (делать jus sine effectu), помогла ему сделать бесконечно много для гражданского праворазвития. Но, с другой стороны, нельзя закрывать глаза и на теневые стороны такой власти. Прежде всœего, самый дуализм правовых систем с его разнообразными nuda jura (ʼʼголые праваʼʼ, то есть гарантированные цивильным правом, но не получающие исковой защиты от претора) и т. д. создавал временами чрезвычайную запутанность не только теоретическую, но и практическую. Затем, возможность для претора не считаться in concreto (в конкретной ситуации) с предписаниями закона создавала известную неуверенность для частных лиц в том, как будет разрешен им тот или другой интересующий их конкретный случай, создавала неясность и неопределœенность, особенно чувствительную для развитого делового оборота. Наконец, и здесь свобода усмотрения легко могла перейти в свободу произвола. Конечно, в большинстве случаев преторы действовали так, как подсказывал им живой голос общественного мнения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ и являлось для них лучшим контролером. Но когда голос общественного мнения заменился беспорядочным шумом толпы без определœенных интересов и определœенных общественных идеалов, такая свобода усмотрения должна была обнаружить свои сомнительные стороны. И действительно, в последнем столетии республики замечается тенденция к большему водворению в области гражданских отношений принципа законности: lex Cornelia (см. § 19) является выражением этой тенденции, хотя и не является ее полным осуществлением.

3) Наконец, в области уголовного права и процесса существеннейшими недостатками являлись: а) во - первых, также недостаточная определœенность того, что дозволено, что запрещено, ибо уставы отдельных quaestiones perpetuae всœего не охватывали и оставалась еще большая сфера, где действовала никакими нормами не связанная административная coercitio; b) во - вторых, принцип частной accusatio , то есть зависимость уголовного преследования исключительно от частной инициативы отдельных граждан. Этот принцип мог годиться также лишь до той поры, пока социальные и нравственные устои общества не были расшатаны, пока общество жило нормальною и интенсивною общественною жизнью. Когда же всœе это поколебалось, принцип частной accusatio стал только источником многочисленных и самых неприятных злоупотреблений.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, во всœех самых базовых областях государственной жизни мы встречаемся с такими крупными погрешностями в строении государственного механизма, что блестящее развитие Рима в период республики может показаться несколько непонятным. Но оно станет совершенно понятным, в случае если мы примем во внимание ту чрезвычайно интенсивную общественную жизнь, которая так характерна для Рима. Весь римский государственный механизм для самого своего функционирования предполагал развитое, сознающее свои интересы и свои права общество и постоянное, неуклонное участие его в политической жизни. Это постоянное живое участие являлось лучшей гарантией против всяких попыток самовластия и произвола, вследствие чего римляне пользовались выгодными сторонами независимого положения своих магистратов, не опасаясь сторон невыгодных. При таких условиях всœе отмеченные погрешности римского республиканского строя являлись теми неправильностями в диете и образе жизни, которые до поры до времени мог позволить себе необыкновенно здоровый общественный организм.

Но положение резко должно было измениться, когда описанный выше процесс экономического и духовного разложения в корень расшатал устои общественной жизни, подрыл ту реальную общественную основу, на которой стоял весь республиканский государственный механизм.

Тогда всœе его недостатки стали давать себя чувствовать, и чем дальше, тем сильнее. Перед Римом встала проблема: или вновь возродить общественную атмосферу, или же перестроить организацию учреждений. Первое было бы, быть может, целœесообразнее и лучше, но для этого нужны были самые коренные социальные реформы, на которые римское общество решится не могло. Второе не давало радикального излечения болезни, но было сранительно проще и легче. И римская история пошла по этому второму пути.

Все последнее столетие живет этой мучительной мыслью - перестроить республику. Смутное и тревожное состояние общества не дает ни времени, ни возможности для спокойной работы в данном направлении. Взамен ее появляются диктатуры с чрезвычайными полномочиями: Сулла в качестве dictator legibus scribundis et rei publicae constituendae (ʼʼдиктатор для написания законов и укрепления республикиʼʼ), Цезарь в качестве dictator perpetuus (ʼʼбессрочный диктаторʼʼ), вторые триумвиры в качестве tresviri rei publicae constituendae consulari imperio (ʼʼколлегия трех с консульской властью для укрепления республикиʼʼ) и, наконец, Октавиан Август, с которого начинается новый период римской истории.

Период принципата - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Период принципата" 2017, 2018.

Принципат Принципат - в Древнем Риме специфическая форма монархии, при которой формально сохраняются республиканские учреждения. Период принципата, или ранней империи, охватывает время с 27 г. до н.э. до 193 г. н.э. [правление династий Юлиев - Клавдиев (27 г. до н.э.Ч 68 г. н.э.), Флавиев (69-96 гг.), Антонинов (96-192 гг.)]. Август и его преемники, будучи принцепсами сената, одновременно сосредоточивали в своих руках высшую гражданскую и военную власть. Формально продолжало существовать республиканское устройство: сенат, народные собрания (комиции), магистратуры, но фактическая власть находилась в руках принцепса.

Исторический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "Принципат" в других словарях:

    Назв. первого периода римской империи, служившего переходом от республики к монархии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПРИНЦИПАТ название первого периода римской империи; п. служил переходом от… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (лат. principatus, от princeps первый, глава) в Древнем Риме в период ранней империи (27 г. до н.э. 193 г. н.э.) специфическая форма монархии, при которой формально сохранялись некоторые республиканские учреждения, но власть фактически… … Юридический словарь

    - (лат. principatus от princeps первый; глава), в Др. Риме форма монархии, при которой сохранялись республиканские учреждения, но власть фактически принадлежала одному человеку принцепсу (первому в списке сенаторов); существовала с 27 до н. э. до… … Большой Энциклопедический словарь

    ПРИНЦИПАТ, принципата, муж. (лат. principatus) (ист.). В древнем Риме политический строй, переходный от республики к империи, характеризующийся разделением власти между сенатом и императором, который был фактическим правителем, но считался первым … Толковый словарь Ушакова

    - (лат. principatus, от princeps первый, глава) условный термин, обозначающий политическую систему ранней Римской империи (1 3 вв. н. э.). Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

    Принципат - (лат. principatus, от princeps первоприсутствующий в сенате) в Др. Риме (I в. до н.э. III в. н.э.) ранняя империя, форма ограниченной монархии, при которой формально сохранялись республиканские учреждения, а император, являясь фактически… … Энциклопедия права

    ПРИНЦИПАТ - (лат. principatus от princeps первый, глава) в исторической литературе условный термин для обозначения сложившейся в Древнем Риме в период ранней империи (27 г. до н.э. 193 г. н.э.) специфической формы монархии, при которой формально сохранялись… … Юридическая энциклопедия

    Император Октавиан Август. Бронзовая скульптура из Геркуланума … Википедия

    А; м. [лат. prīncipātus] В древнем Риме во второй половине 1 в. до н.э.: государственный строй, при котором сохранялись республиканские учреждения, но власть фактически принадлежала одному лицу императору, считавшемуся первым среди равных… … Энциклопедический словарь

    - (лат. principatus, от princeps первый, глава) условный термин в исторической литературе для обозначения сложившейся в Древнем Риме в период ранней империи (27 до н. э. 193 н. э.) специфические формы монархии, при которой формально… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Принципат Августа , Н.А. Машкин. Классический труд известного историка Николая Александровича Машкина посвящен исследованию проблем принципата как политической формы и его идеологии, генезиса принципата и его социальной…
  • Принципат Августа , Н.А. Машкин. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Классический труд известного историка Николая Александровича Машкина посвященисследованию проблем…

Общественный и государственный строй.

Установление военно-диктаторского режима, завершившее период гражданских войн, стабилизировало ситуацию в Риме, позволило преодолеть острый политический кризис. Рабовладельческий строй достигает кульминации в своем развитии. Закрепляются социальные изменения, происходившие в последние века существования республики, возникают новые классовые и социальные противоречия.

С расширением пределов Римского государства растет численность свободного населения, в том числе количество римских граждан (как отмечалось, уже в период республики права гражданства были предоставлены жителям Италии). Этот процесс продолжался и с переходом к империи: права граждан все чаще предоставлялись и внеиталийским жителям провинций - завоеванных Римом стран. Наконец, в 212 году эдиктом императора Каракаллы право гражданства было предоставлено всем свободным жителям Римской империи.

Наряду с этим развивается социальная и сословная дифференциация свободных. С развитием рабовладельческого строя и расширением государственных границ значительно вырос и укрепился класс рабовладельцев. Окончательно оформилось и сословное деление в нем. Ряды нобилей и всадников, поредевшие в период гражданских войн, пополняются крупными рабовладельцами из Италии и провинций - муниципалами, провинциальной знатью, а также государственными чиновниками. Нобилитет превращается в сенаторское сословие с имущественным цензом в один миллион сестерциев.

То обстоятельство, что социально-экономические изменения в период империи были в основном порождением процессов, зародившихся еще в республиканский период, определило и характер политической структуры Рима - устаревшие республиканские учреждения сохраняются и в первые века существования империи. Немалую роль в этом сыграли и традиционные республиканские представления, утверждавшиеся почти половину тысячелетия, покончить с которыми сразу было невозможно.

Период империи принято делить на два этапа:

1) принципат (I в. до н.э. - III в. нэ.), от "принцепс - сенатус" - первый сенатор. Этот титул впервые получил от сената основатель империи Октавиан Август, поставленный первым в списке сенаторов и получивший право первым выступать в сенате, что позволяло предопределять решения последнего;

2) доминат (III-V вв.), от "доминус" - господин, владыка, что

свидетельствовало об окончательном признании абсолютной власти императора.

Принципат

Рим, полученный в правление Августом после многих лет гражданских войн был далёк от былого величия времён ранней республики. Сама республиканская форма правления полностью себя дискредитировала. Понятие "республика" было связано в сознании каждого римлянина с беспрерывными войнами, разрушительными и кровавыми.

Выбрав Августа, одного правителя, а на его месте мог быть любой из участников последних гражданских войн, римляне прежде всего сделали ставку на спокойствие и мир в обмен на право участвовать в общественной жизни. Но это стало понятно значительно позже. А пока Август оставался всего лишь консулом, пусть и без напарника, но избираемым каждый год на эту должность.

Важнейшей задачей нового правителя на первом этапе было установление непоколебимого мира внутри государства, так как свеж был пример Цезаря, личности харизматической, тем не менее убитого уже на второй год правления.

Август укрепил собственную власть, укрепил настолько, что "высшие и почётнейшие государственные должности он получал досрочно, в том числе некоторые новые или бессменные". Вторым шагом, и не менее важным чем первый, стало учреждение преторианских когорт: "Август создал особые преторианские когорты, которые, в отличие от легионов, стоявших на границах империи, были расквартированы в Риме". Подчинённые исключительно Августу преторианцы были мощной военной опорой, способной уберечь от военных переворотов. Сразу нужно сказать, что первому императору прибегнуть к помощи преторианцев не пришлось, а для его потомков этот рычаг власти будет просто необходим.

Продвижение Октавиана по государственной лестнице шло безостановочно. Год за годом он избирался консулом, военным трибуном, чуть позже великим понтификом. Это позволяло ему владеть всей полнотой власти. "Вся власть народа и сената перешла к Августу". "Создавая видимость сохранения республики, Август принял титул принцепса, первого среди равных". Видимость республики была необходима, так как она была по-прежнему традиционной формой правления и любая попытка очевидно её поколебать приводила к непредсказуемым последствиям. "Конечно, и при Цезаре власть сената была призрачной. Но единодушия не было, и свидетельство тому - убийство Цезаря в сенате".

Говоря о политической поддержке правления Августа нельзя не упомянуть новую политику в отношении провинций, которые из "собственности римского народа" превратились во вполне полноправные составные части империи. Рим перестал быть единственно необходимой опорой власти. Он по прежнему оставался политическим центром империи, но для полноты власти очень важны были ровные отношения с провинциями. Для этого император сделал немало, прежде всего прекратив выкуп прав на сбор налогов с провинций, что естественно повлекло за собой улучшение их финансового состояния. Часть из них, наиболее перспективные, принадлежали Августу: "из провинций он взял на себя те, которые были значительнее", более старые и устойчивые в политическом отношении - во власти сената. Именно с Октавиана берёт начало традиция более тесного контроля над провинциями.

Феномен чиновничества появился при Августе и был связан с политическими реформами в управлении. Бывшие когда-то выборные должности трансформировались в назначаемые императором и стали оплачиваемыми. "Чтобы больше народу участвовало в управлении государством, он учредил новые должности". С ростом должностей естественным образом падала их значимость, народ был постепенно удалён от управления государством. Причём видимость республиканского устройства сохранялась, император активно поддерживал её традиции: "Присутствуя на выборах должностных лиц, он всякий раз обходил трибы со своими кандидатами и просил за них по старинному обычаю".

Реформы Августа носили не только политический характер. "Целью законов Августа было укрепление традиционных моральных ценностей, пошатнувшихся в результате гражданских войн, создание новой администрации, подчинённой не выборным органам власти, а ему". В рамках восстановления моральных ценностей он: "Он восстановил и некоторые древние обряды, пришедшие в забвение, например, гадание о благе государства, жречество Юпитера, игры на луперкалиях, столетние торжества, праздник перепутий". "Он пересмотрел старые законы и ввёл некоторые новые: например о роскоши, о прелюбодеянии и разврате, о подкупе, о порядке брака для всех сословий".

Действия и решения неполитические всегда были так или иначе связаны с политикой, с попыткой укрепить и увековечить своё имя. "Стремление представить себя отцом и благодетелем народа, а своё царствование - образцом, достойным подражания, было присуще в той или иной мере всем древним монархам". Август прославился необыкновенным количеством новых сооружений в Риме: "Общественных зданий он выстроил очень много". Новый император старался слыть традиционалистом: "Даже одежду и платье он старался возродить древние".

Октавиан не только возродил старые традиции, но и стал законодателем новых. Время его правления Немировский называет: "от культа богов к культу личности". Старый пантеон во многом утратил свою значимость и ниша главной религиозной идеи оставалась незаполненной. Введённый после смерти Августа "культ императора" был совсем не похож на восточную сакрализацию власти. Новые жертвы, новый культ - всё это помогло новому социальному развитию империи. "Культ императора" стал неотъемлемой чертой принципата и в дальнейшем перерос в признание императоров Dominus in deus, богами на земле в период домината.

Принципат - монархия особого типа, воплощённая в жизнь императором Октавианом Августом. Основными его особенностями являлись: неограниченная власть правителя, лишь формально связанная с бывшими республиканскими традициями (с этим же связано образование чиновничьего аппарата не из выборных, а из назначаемых должностей), проводимая правителем политика патернализма и улучшение внутри имперских отношений с провинциями, введение новой религиозной системы не вместо, а вместе со старой ("культ императора").

Раннеримская монархия - это система государственного устройства, при которой упор сделан на традиционность правления (вплоть до сакрализации), верность армии и поддержку выборных органов власти (сената и комиций).

Сходств и различий между двумя этими формами монархии примерно поровну: с одной стороны, что естественно, Август старался не повторять ошибок царей, дискредитировавших свою власть, с другой - должен был опираться на традиции ими созданные.

Царский Рим намного демократичнее империи Августа. Прежде всего он имеет немало сходного с полисной системой эллинов, при этом первых царей избирали комиции, что само по себе подразумевает демократизацию. Сенат и комиции при царях не столь формальны, как при Августе. Царский Рим меньше - им ещё можно управлять, как полисом.

Последние цари имели почти неограниченную власть, которая не удовлетворяла воле народа, что привело к смещению Тарквиния Гордого и установления республики. Стройная система Рима первых царей была разрушена их потомками, что произошло и с последними императорами эпохи принципата.

Переход управления государством к принцепсу произошел благодаря наделению его высшей властью, избранию на важнейшие должности, созданию им отдельного от магистратур чиновничьего аппарата, обеспечиваемого образованием собственной казны принцепса, и командованию всеми армиями.

Уже Октавиан получил imperium, включавший помимо традиционного командования армией (он взял на себя командование всеми армиями) право объявлять войну, заключать мир и международные договоры, содержать собственную гвардию (преторианские когорты), право высшего уголовного и гражданского суда, право толковать законы. Постановления принцепса начинают рассматриваться как имеющие силу закона, и к концу принципата общепризнанным станет положение: "что решил принцепс, то имеет силу закона".

Принцепсы избираются в нарушение республиканских традиций одновременно консулами, цензорами и народными трибунами. Как консул он мог, воспользовавшись правом интерцессии, отменить решение любого магистрата, как цензор - формировать сенат из своих сторонников, как трибун - наложить вето на постановление сената или решение магистрата. Кроме того, Октавиан получил звание понтифика - верховного жреца, ведавшего отправлением религиозных культов.

Первоначально власть принцепса не была наследственной. Юридически он получал власть по решению сената и римского народа, но он мог указать своего преемника (обычно сына или усыновленного), которого сенат и избирал принцепсом. Вместе с тем все чаще бывали случаи свержения принцепсов и назначения новых в результате дворцовых переворотов, совершаемых с помощью армии. Преемники Октавиана стали пользоваться теми же полномочиями, постепенно усиливая власть принцепса, хотя поначалу им приходилось иногда преодолевать оппозицию сената.

Компетенция сената существенно изменяется. Поскольку из народных собраний сохранились только трибутные, созывавшиеся к тому же все реже, с I в. постановления сената - сенатус-кон-сульты получают силу закона. Но право принцепса назначать сенаторов и периодически проводившиеся принцепсами "чистки" сената привели к тому, что со II в. сенат практически только утверждал предложения принцепса. Почти то же произошло с перешедшим от народного собрания к сенату правом избирать и контролировать магистратов - часть из них могла быть избрана только из кандидатов, предложенных принцепсом. Ограничиваются права сената по распоряжению государственными финансами и управлению провинциями. Полностью утрачивается его компетенция в военной и внешнеполитической областях.

Параллельно с республиканскими магистратурами создается императорский чиновничий аппарат, на вершине которого стояли совет и канцелярия принцепса, в которую входило несколько ведомств со штатом чиновников. В совет включались префекты, "друзья" императора, начальники ведомств канцелярии. В канцелярию входили ведомства финансов, прошений, официальной переписки, личного имущества императора, императорского суда и др. Члены совета, выполнявшего совещательные функции, и начальники ведомств канцелярии назначались самим принцепсом из его приближенных.

Произошла реорганизация управления провинциями, ставшими составными частями Римского государства. Они были разделены на императорские и сенатские. Первые управлялись назначаемыми принцепсом легатами, осуществлявшими военную и гражданскую власть с помощью собственного совета и канцелярии, вторые - назначаемыми сенатом проконсулами и пропреторами, избиравшимися из сенаторов по жребию и находившимися в двойном подчинении - сената и принцепса.

Разделение провинций на императорские и сенатские имело еще одно важное последствие. Доходы с сенатских провинций поступали в государственную казну, которой распоряжался сенат, доходы же с императорских провинций шли в казну принцепса - фикс. Поскольку к первым были отнесены немногочисленные (11 из 45), давно завоеванные и, следовательно, разграбленные Римом провинции, казна сената была перманентно скудной, а порой и пустой. Императорские провинции были завоеваны сравнительно недавно, и ограбление их только начиналось, что давало принцепсу громадные доходы, увеличиваемые поступлениями от императорских поместий и широко практиковавшихся проскрипций. Сенат иногда вынужден был брать у принцепса деньги взаймы.

Постепенно власть принцепса распространялась и на сенатские провинции, и к III в. они все стали императорскими.