Сочинения по русскому языку и литературе. Анализ стихотворения Тютчева «Природа — сфинкс

Федор Иванович Тютчев

Природа - сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.

«Природа – сфинкс», анализ стихотворения Тютчева

Стихотворение «Природа – сфинкс» было создано Федором Ивановичем Тютчевым в родовом имении Овстуг в последний период своего творчества, в августе 1869 года. Впервые оно было опубликовано в 1886 году в Петербурге. Стихотворение отличает поразительная краткость – всего четыре строки, несущие при этом ясную и законченную мысль. В рамках рифмованного афоризма-четверостишия поэт ставит главную философскую проблему о смысле бытия и месте человека в нем. Рифмуя в соседних строках слова «человека» и «века», он подчеркивает, что этот важнейший вопрос испокон веков волновал человечество.

Стремясь разгадать тайну мироздания и заглянуть в тайны космической жизни, Тютчев с настойчивым постоянством размышлял над вечными вопросами бытия: в чем смысл человеческой жизни, что таит в себе природа, какое место занимает в ней человек. «Певец природы» стремился понять ее язык, ее душу, постичь ее вечную загадку. В результате размышлений поэта и родилось стихотворение «Природа – сфинкс», относящееся к философской лирике.

Катрен написан пятистопным ямбом, двухсложной стопой с ударением на втором слоге. Тютчев использовал в нем охватную (опоясывающую) рифмовку.

Особенность композиции стихотворения – его неожиданное начало с сильной короткой фразы с пропущенным глаголом: «Природа – сфинкс». Поэт признает природу огромным всесильным живым существом, непостижимость которого рождает в душе человека страх. Такой образ строится благодаря одному–единственному слову «сфинкс». Тютчев сравнивает природу с мифологическим крылатым существом, которое задавало путникам сложные загадки и убивало их за неверные ответы. Дополняет образ могущественной силы, вершащей судьбу человека, глагол «губит» во второй строке.

Дальнейшие строки представляют собой сложное предложение, поясняющее первую мысль. Природа – вечная загадка для человека, она одновременно пугает и манит его, искушая возможностью найти смысл в самом его существовании и ту нить, которая связывает конечное бытие человека и вечную жизнь природы. Тютчев высказывает смелое и уверенное предположение, что у природы нет загадки, как и нет вопросов к человеку; спокойная и мудрая, словно сфинкс, она живет своей жизнью и не нуждается в человеке, его поисках и метаниях.

Такая новаторская трактовка философской проблемы и открытый финал стихотворения порождают не только тревогу и пессимизм, но и новые вопросы, заставляя заново переосмысливать мир природы.

Мальчик, кем ты хочешь стать когда вырастешь? Космонавтом? А ты, девочка? Принцессой? Ну конечно, и зачем я только спросил... Ни один ребёнок не скажет, что он хочет стать бесстрашным сантехником. Или отважным бухгалтером. Или неуловимым программистом. Или стремительным, как вихрь дантистом. Или тем чуваком, который прикручивает крышки к сиденьям унитазов. Или который пришивает молнии к штанам. Все хотят быть героями, но немногие становятся. И слава Богу! Представляете, что было бы с миром, если бы все детские мечты сбывались? Сколько победителей конкурсов красоты, лётчиков-испытателей, одно

Если говорить о моем личном восприятии главного героя романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”, то следует признаться, что он - моя противоположность. В его характере было, казалось, многое из того, за что можно уважать человека: ум, самобытность, физическая сила, уверенность в себе, огромная работоспособность. Этот нигилист в споре побивает аристократа Павла Петровича Кирсанова, умеет заставить других слушать себя, уважать свою точку зрения. В чем же дело, почему он так неприятен мне? И только потом я ясно поняла, что отталкивает меня в этом тургеневском герое: эгоизм и самолюбие, отсутствие жало

Лирика замечательного русского поэта С. А. Есенина притягивает своей удивительной душевностью, любовью к жизни, к родине, ко всему живому. Наиболее ярко все эти качества выражены в стихотворениях, посвященных природе. Детство Есенина прошло в селе Рязанской губернии, где его окружала красота неяркой, но завораживающей природы средней полосы России. Есенин рисует природу разноцветными красками, сияющей, многоликой: Загорелась зорька красная В небе темно-голубом, Полоса явилась ясная В своем блеске золотом. Он создает неповторимые, запоминающиеся образы, удивляющие читателей своей новизн

Александру Твардовскому изначально было свойственно тяготе­ние к поэтическому эпосу широкого охвата. С самых первых шагов в литературе Твардовский берется за трудные и ответственные те­мы большого общественного значения. В годы, когда в стране ре­шался вопрос о судьбе крестьянского уклада жизни, молодой поэт пишет поэмы «Путь к социализму» (1931), «Вступление» (1932). А в 1934-36 годах создает поэму «Страна Муравия». В своей поэме Твардовский как бы дает ответ на некрасовский вопрос («Кому на Руси жить хорошо?»), показывая единственно возможный путь к достижению крестьянского счастья - социали

Одно из самых интересных стихотворений Федора Ивановича Тютчева — «Природа- сфинкс», написанное в 1869 году. Как и многие стихотворения великого лирика, оно необычайно кротко. Стоит заметить, что это не отрывок, сожженной или недописанной рукописи. Здесь все так, как было задумано самим Тютчевым.

Несмотря на такой размер, всего четыре строчки, стихотворение несет в себе ясную, убедительную и совершенно законченную мысль.
Стихотворение «Природа-сфинкс» можно было бы отнести к афоризмам. Ведь автор правильно и кратко изложил в нем гибкую и живую мысль, но в то же время она развернута на столько что, чтобы понять весь его замысел.

Из биографии Ф.И.Тютчева мы знаем, что в его судьбе было немало страданий и тягостей. Поэтому в минуты горести и боли природа казалась поэту «вечным бессмыслием». Так же мы знаем, что для Тютчева, как и для любого лирика, романтика, характерно рассуждение о таких вечных вопросах как: «в чем смысл жизни?», «что таит в себе природа?», «что же такое любовь?»
Здесь Тютчев рассуждает на тему природы. Она – «сфинкс», то есть умиротворенная, безжизненная, но в то же время поэт наделяет ее глубоким смыслом.

Итак, анализируя данное стихотворение, можно сделать вывод, что природа, окружающая нас, так хорошо нам знакома и открыта, на самом деле хранит в себе множество тайн, которые не под силу познать человеку. Она словно сфинкс- таинственная, спокойная, мудрая.

/ / / Анализ стихотворения Тютчева «Природа - сфинкс. И тем она верней…»

Не для кого не секрет, что Федор Тютчев был истинным мастером в написании коротких стихотворений. Буквально несколько строк, которые складывались в четверостишие, автор наполнял глубоким смыслом и вкладывал в них определенную идею.

Умение четко и конкретно формулировать свои мысли появилось у Тютчева во время службы дипломатом. Сам поэт говорит о том, что такие стихотворные строки рождались внезапно и спонтанно. Они были так называемым ответом на вопросы, которые так часто задавал себе автор.

Одним из таких ответов стало стихотворение «Природа – сфинкс. И тем она верней …».

Уже первая строчка данной работы заставляет читателя задуматься, интригует каждого. Тютчев на протяжении всей своей жизни пытался разгадать тайны нашего мира. Его можно отнести к поэтам–романтикам, которые восхищались красотами окружающего мира, восхваляли и прославляли величественные природные явления. В то же время, он часто пытался вникнуть в суть вопросов бытия, разобраться в философских проблемах, испробуя различные способы догадок, наталкиваясь на ошибки. Поэтому, в его творческих работах можно встретить два параллели, которые одновременно восхваляли природу и находили ответы на вечные вопросы мироздания.

Стихотворная работа «Природа – сфинкс. И тем она верней …» была создана в преклонном возрасте автора. Тютчев проживал последние годы жизни и прекрасно понимал это, но продолжал разгадывать тайны нашего мира. Однако, у него это не получилось. Именно в 1869 году поэт отказывается искать истину. Он выражает мнение о том, что природа – это великая искусительница. И она никогда не откроет правду перед обычным, земным человеком. Хотя, с другой стороны, Федор Тютчев говорит о том, что человечество само решило верить и искать какие-то тайны. Возможно, их никогда не было, и нет!

Стихотворение «Природа – сфинкс» было создано Федором Ивановичем Тютчевым в родовом имении Овстуг в последний период своего творчества, в августе 1869 года. Впервые оно было опубликовано в 1886 году в Петербурге. Стихотворение отличает поразительная краткость – всего четыре строки, несущие при этом ясную и законченную мысль. В рамках рифмованного афоризма-четверостишия поэт ставит главную философскую проблему о смысле бытия и месте человека в нем. Рифмуя в соседних строках слова «человека» и «века» , он подчеркивает, что этот важнейший вопрос испокон веков волновал человечество.

Стремясь разгадать тайну мироздания и заглянуть в тайны космической жизни, Тютчев с настойчивым постоянством размышлял над вечными вопросами бытия: в чем смысл человеческой жизни, что таит в себе природа, какое место занимает в ней человек. «Певец природы» стремился понять ее язык, ее душу, постичь ее вечную загадку. В результате размышлений поэта и родилось стихотворение «Природа – сфинкс», относящееся к философской лирике .

Катрен написан пятистопным ямбом , двухсложной стопой с ударением на втором слоге. Тютчев использовал в нем охватную (опоясывающую) рифмовку.

Особенность композиции стихотворения – его неожиданное начало с сильной короткой фразы с пропущенным глаголом: «Природа – сфинкс» . Поэт признает природу огромным всесильным живым существом, непостижимость которого рождает в душе человека страх. Такой образ строится благодаря одному–единственному слову «сфинкс» . Тютчев сравнивает природу с мифологическим крылатым существом, которое задавало путникам сложные загадки и убивало их за неверные ответы. Дополняет образ могущественной силы, вершащей судьбу человека, глагол «губит» во второй строке.

Дальнейшие строки представляют собой сложное предложение, поясняющее первую мысль. Природа – вечная загадка для человека, она одновременно пугает и манит его, искушая возможностью найти смысл в самом его существовании и ту нить, которая связывает конечное бытие человека и вечную жизнь природы. Тютчев высказывает смелое и уверенное предположение, что у природы нет загадки, как и нет вопросов к человеку; спокойная и мудрая, словно сфинкс, она живет своей жизнью и не нуждается в человеке, его поисках и метаниях.

Такая новаторская трактовка философской проблемы и открытый финал стихотворения порождают не только тревогу и пессимизм, но и новые вопросы, заставляя заново переосмысливать мир природы.

  • Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»
  • «Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева
  • «Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева
  • «Я встретил вас», анализ стихотворения Тютчева
  • «Последняя любовь», анализ стихотворения Тютчева
  • «Умом Россию не понять», анализ стихотворения Тютчева

В стихотворении «Не то, что мните вы, природа...» поэт ополчился на тех, кто не верит в одухотворенность природы, в то, что у нее есть душа, а в стихотворении «Певучесть есть в морских волнах...» утверждал, что она внутренне гармонична и прекрасна. Но и в том и в другом случае природа содержала некую загадку, которую Тютчев и предлагал разгадать себе и человечеству. Теперь все иначе:

    Природа - сфинкс. И тем она верней
    Своим искусом губит человека,
    Что, может статься, никакой от века
    Загадки нет и не было у ней.

В этом поэтическом афоризме содержится прямо противоположное прежним стихотворениям мнение. Человек и природа изначально враждебны, причем не человек вносит разлад и дисгармонию в природу, а природа провоцирует человека отыскивать в ней несуществующие тайны. Она уподоблена злобному мифическому чудовищу сфинксу и метафорически наделена губительным инстинктом. Однако в отличие от мифического сфинкса, который задавал путникам загадку, у природы такой загадки вообще нет, и она, природа, лишена внутреннего смысла и несостоятельна. Идея стихотворения может быть повернута иной гранью: Тютчев написал скорее всего не о «виновности» природы, а о слабости человеческой мысли, поскольку не природа содержит загадку в себе и побуждает человека ее разгадать, а сам человек приписал природе несвойственную ей тайну и тщетно пытался и пытается в нее проникнуть. Свой собственный «искус» человек сделал побуждением природы, ее вызовом, будто бы обращенным к нему, и стал отвечать на этот вызов. Придумав несуществующую загадку, человек, естественно, не может ее разгадать и «тем... верней... губит» себя. Ситуация выглядит вдвойне парадоксальной, поскольку «искус», идущий от человека, осмыслен принадлежащим природе.

Впрочем, и это стихотворение лишь один из моментов поиска истины. Согласно другим стихотворениям Тютчева, природа не знает ни времени, ни пространства.

С особой силой эта тема развернута в стихотворении «От жизни той, что бушевала здесь...» (1871).

Во второй половине августа 1871 года Тютчев побывал в селе Вщиж Брянского уезда Орловской губернии, которое некогда было удельным княжеством. Там сохранились древние курганы - памятники удельных распрей и сражений. Но теперь, во время приезда Тютчева, «от жизни той, что бушевала здесь», «уцелели»

    Два-три кургана, видимых поднесь...

Эта картина, выдержанная в духе исторической элегии, наводит поэта на философское размышление:

    Природа знать не знает о былом,
    Ей чужды наши призрачные годы...

Помимо того что природа не знает ни времени, ни пространства, она еще лишена памяти. Кроме того, у человека и природы разные сроки жизни: природа вечна и бесконечна, тогда как отдельный человек смертен и конечен, и потому ему отведены «призрачные годы». Это переживание рождает у поэта изящную метафору: «И перед ней мы смутно сознаем/Себя самих - лишь грезою природы». Человек сколько угодно может мыслить себя отдельно от природы и даже гордо противополагать себя ей как «мыслящий тростник», но «смутно сознает» печальную для него истину, которая умеряет его претензии. С точки зрения вечной природы, все войны, схватки, сражения, битвы, вся жизнь и все «подвиги» выглядят «бесполезными», потому что по-прежнему природа равнодушна к человеческим деяниям, по-прежнему, несмотря ни на какие разрушения, торжествует жизнь и красота.

Тютчев неожиданно роняет слово «приветствует», которое свидетельствует вовсе не о равнодушии природы к человеку, о чем он только что сказал, а о способности ее умиротворять страсти, желания, порывы и восстанавливать мировой порядок, не терпящий обособленности человеческой личности из «общего хора», согласно другому стихотворению поэта.

Та же тема по-иному развита в других стихотворениях.

Весна, как и другие времена года, бессмертна. Она каждый раз «в условный час слетает» на землю и, подобно божествам, «блаженно-равнодушна». Весна «не ведает», «была ль другая перед нею», была ли она краше или нет. Сама природа не может сказать о себе, красива она или безобразна, гармонична или дисгармонична. Природа не может оценить себя, потому что она стихия. В ней есть душа, есть особый язык, но нет сознания. Разум, сознание, рассудок даны человеку, который выделился из природы и получил возможность оценивать ее не изнутри, а со стороны, извне. Поэтому, когда человек растворяется в природе и сливается с ней, он теряет способность оценивать природу с эстетической точки зрения. Он становится сам природой, таким же блаженно-равнодушным, как и она, и утратившим знание о себе. Но, выделенный из природы, он обретает сознание, которое сигнализирует ему, что между ним и природой разлад. Он жаждет гармонии и думает, что, погрузившись в природу, достигнет гармонии. Потому-то он так рвется соединиться с ней. Однако в таком случае он должен принести в жертву свое «человеческое я», и тогда он лишится сознания, разума и не сможет ни почувствовать, ни понять, обрел ли он гармонию с природой, как не чувствует и не понимает этого сама природа, которая просто живет своей блаженно-равнодушной жизнью.

Таков один из трагических ответов, которые дает лирика Тютчева на коренные вопросы об устройстве бытия. Первоначально в природе были слиты все первоосновы бытия, все его первоэлементы (например, вода и огонь). Точно так же с природой был слит и человек. Это время созидательно-разрушительного господства стихии было эпохой синкретизма, где все существовало в нерасчлененном, связанном виде. В процессе космогонической эволюции из хаоса, «животворного океана», образовался порядок, космос, возник разум и его носитель - человек, который покинул стихию, выделился из нее, обособился от природы и словно бы перестал быть ее частью. Исходное единство Вселенной, всего сущего (синкретизм) было нарушено. Платой за выход из хаоса, за космос и разум стало исчезновение единства Вселенной, возмездием за разрушенную связь с природой - преследующая человека тоска по единству и жажда уничтожения своего «я» путем возвращения в материнское лоно хаоса.

Трагическая вина человека усугубляется тем, что он стал гордо презирать породивший его хаос и возвысился над природой, тем, что он объявил свое «я» высшей реальностью бытия. Однако природа отвергает глупую и наивную гордость человека. Отпав от природы, человек страшится некогда родных для него бурь, страшится «древнего», «родимого» хаоса, откуда изошел («День и ночь»). Его «дневное», «культурное» сознание то пугается стихий, то, слыша завывания ветра, угадывает в них «любимую повесть». И тогда его душа тоскует по целому, тоскует по природе, страдая в сиротливом и безнадежном одиночестве и сетуя на «дневное» бытие как на нечто иллюзорное и ложное. Однако Тютчеву часто жаль расстаться с «человеческим я», с индивидуальностью и самоценностью, и при переходе границы между «человеческим» и «природным» он испытывает драматические колебания. И это понятно: человеку оставлен небольшой выбор между ограниченным и конечным, узким, привычным, знакомым, конкретным «дневным», «культурным» личностным сознанием и его вечным, грандиозным, величественным «ночным» инобытием - всепоглощающей бездной, беспредельным, абстрактным и безличным хаосом. Поэтому Тютчева привлекают пограничные состояния - не день, не ночь, а мглистый сумрак. Он питает тайную надежду занять место между двумя мирами, на границе дня и ночи, совместить несовместное:

    О вещая душа моя!
    О сердце, полное тревоги,
    О, как ты бьешься на пороге
    Как бы двойного бытия!..

Душа мыслится «жилицей» сразу и одновременно «двух миров», ее волнуют и земные «страсти роковые», и небесный рай: она

    Готова, как Мария,
    К ногам Христа навек прильнуть.

Хотя большую часть написанного Тютчевым составляют стихи, посвященные природе, но стихотворений, передающих просто конкретно-чувственное переживание природы, у Тютчева немного. Одно из таких чисто пейзажных стихотворений, которое очень любил Л. Н. Толстой, - «Есть в осени первоначальной...». Глаз Тютчева зорок к деталям пейзажа и рождаемому картинами природы настроению. Он чувствует прелесть ранней осени, когда открывается необъятный простор. Поле-труженик, выполнив «работу», отдыхает. Поэт находит выразительный образ - «Лишь паутины тонкий волос/Блестит на праздной борозде». «Отдыхающее поле», прежде чем покрыться снегом, заслуженно «награждается» свыше: на него «льется чистая и теплая лазурь».