Советы юному поэту. Стихотворения без рифмы

  • «тривиальные рифмы». Такие созвучия чаще всего употребляются среди новичков, обычно с них все начинают. Например, «мне — себе», «любовь — вновь», «розы — слезы» и другие. Тривиальные рифмы являются самыми банальными из всех существующих.·
  • «глагольные рифмы». Например, «придет — найдет», «читать — знать». Эти созвучия не несут новизны и требуют минимум авторских усилий. Такой тип рифм можно встретить и у классиков. Однако злоупотреблять ими не стоит. Глагольные рифмы хороши в пародиях, стилизациях — там, где это уместно.
  • неточные, приблизительные рифмы. Так называемые диссонансы (несовпадение согласных звуков) и ассонансы (несовпадение гласных звуков). С ними начинающему поэту следует обращаться предельно аккуратно. Виртуозно такими рифмами оперировать может лишь профессиональный литератор.

Строго говоря, рифма в каждом стихотворении должна быть уникальной, она не кочевать из одного произведения в другое. Важно помнить, что в произведениях каждого поэта должна быть своя изюминка. Постарайтесь найти свою. Но не переусердствуйте, ибо все гениальное — просто. Чрезмерно использовать сверх-оригинальные рифмы тоже не следует. Если не получается найти созвучие, стройте фразу иначе, пишите строку заново, меняйте строки местами. Думайте — и рифма найдется сама собой.

Для новичка в поэзии можно посоветовать использовать строгую классическую форму стихотворений. Еще будет время поэкспериментировать со стилями, рифмами, формами. Однако это совсем не значит, что нельзя выражать свои мысли свободным стилем, в вольной форме. Если рождаются белые стихи — пишите. В творчестве нет предела совершенству. Больше читать классиков и современных авторов, вновь и вновь пробовать свои силы в стихосложении, научиться искусно владеть языком и применять все его богатство в своих произведениях — вот главные советы, которые можно дать начинающему поэту.

  • И всё, действительно, очень и очень просто. Для того чтобы у вас получались хорошие стихи, чтобы они не казались вам корявыми и неотёсанными, нужно соблюдать всего лишь две нормы, два правила: стихотворный размер и структуру строф. Рассмотрим оба этих понятия более детально.


Стихотворный размер — что это такое? Это различные комбинации чередования ударных и безударных гласных звуков, сохраняющиеся на протяжении всего стиха или отдельных его частей. Это ритм. Определив ритм своего стиха, вы должны придерживаться его до самой последней строки, не сбиваться с него.

Но как выбрать ритм? — спросите вы. Как его определить? Для этого всего-навсего нужно знать, какой ритм как выглядит, что он из себя представляет. Это как в музыке: зная, что такое рок, что такое джаз, танго, диско, вы, услышав какую-либо мелодию, ранее вами не слышимую, без особого труда определите её направление. В стихотворных размерах всё обстоит примерно таким же образом.

Стихотворных размеров, как и музыкальных стилей, довольно много. Мы же рассмотрим только основные, наиболее часто встречающиеся. Затем вы, открыв любой учебник по стихосложению, свободно сможете найти другие размеры, также применив их в своей стихотворной практике. Главное — чтобы вы поняли, что это такое и с чем его едят. А для достижения данной цели достаточно и нескольких основных размеров. Итак!

Ямб — это двухзвучный стихотворный размер, в котором под ударением находится второй гласный звук. Например, «куда глядят мои глаза?..» Как видите, каждый второй гласный звук находится под ударением. Всего в строке 4 пары — это означает, что данная строка написана четверостопным ямбом, то есть одним из стихотворных размеров (в нашем случае ямбом), повторяющимся на протяжении одной строки четыре раза.

Хорей — своего рода перевёрнутый ямб. Он тоже состоит из двух гласных звуков, но под ударением находится первый звук. Например, «мы поедем, мы помчимся...» Тоже, как видите, четырёхстопная строка, то есть состоящая из четырёх стихотворных размеров.

Дактиль - это уже трёхзвучный стихотворный размер, в котором под ударением находится каждый первый гласный звук. Например, «я за тобою пойду...» Как видите, в приведённой строчке всего три повтора стихотворного ритма, причём третий повтор — неполный, что вполне допустимо.

Амфибрахий — также трёхзвучный стихотворный размер, но под ударением в нём находится каждый второй гласный звук. Например, «куда же пропала подруга моя?..» На строке четыре повторения ритма, один из которых — неполный.

Анапест — также трёхзвучный стихотворный размер, под ударением в котором находится каждый третий гласный звук. Например, «натопи ты мне баньку по-белому...» В строке четыре ритма, последний из которых неполный.

Вы, слагая свой стих, вольны выбрать любой из этих ритмов. Но, выбрав один из них, должны придерживаться его если не весь стих, то, по крайней мере, определённую его часть. Иногда допускаются комбинации ритмов, но не в одной строке. Можно, к примеру, одну строчку написать одним стихотворным размером, другую строчку — другим. Или же один куплет так, другой — иначе. Но на протяжении одной строки ритм должен быть только один.

И второй момент, на который также следует обращать внимание при написании стиха, это строфы.

Что такое строфа? Строфа — это своего рода стихотворный куплет; это определённая часть стихотворной конструкции, состоящая из определённого числа строк, зарифмованных в том или ином порядке.

Наиболее простые и, пожалуй, наиболее сегодня распространённые строфы: перекрёстная и параллельная. Обе они состоят из четырёх строк. Но в первом случае рифмуются первая с третьей, а вторая — с четвёртой; во втором же случае — первая со второй, а третья с четвёртой.

Вот, к примеру, так:

Куда же пропала подруга моя?
Ей письма пишу, но ответа всё нет.
Терзает мне сердце грусть словно змея.
Ведь к ней так привык я за несколько лет...

Это пример перекрёстной строфы. А вот пример параллельной:

Без тебя мне не жить.
Мне тебя не забыть.
Ты останься со мной,
человек дорогой!..

Обратите внимание ещё на то, что количество гласных звуков в строчках либо одинаковое, либо разное, но чередующееся в строгом порядке. Если, скажем, вы решили писать стих перекрёстными строфами, и в первой строчке у вас получилось семь гласных звуков, а во второй — шесть, то в третьей, соответственно, должно быть семь, а в четвёртой — шесть. И так весь стих, до самой последней строчки. Вы, как автор, вольны выбирать любую длину строчки, но на протяжении всего стиха стоит придерживаться изначально выбранных размеров.

Стихотворных строф тоже довольно много: это и сонеты, и октавы, и терцины, и ещё много других. Но об этом довольно подробно написано в большинстве учебников по стихосложению. Цель же данной статьи — не перечисление всех возможных стихотворных размеров и строф, а раскрытие данных понятий, подача тех самых азов, без которых невозможно обучаться далее. Надеемся, что вы теперь сможете во всём разобраться и исправить допущенные ранее ошибки, что среди великих поэтов станет ещё на одного человека больше!

Но все эти знания, конечно же, не являются основным. Всё это — техника, которая хоть и имеет большое значение, но всё же не заменит данный Богом талант. Талантливый поэт рано или поздно, но овладеет техникой стихосложения, но бездарь, изучив и вызубрив все правила, так и не напишет ни одного стиха, который мог бы вспомниться людям спустя многие десятилетия или даже века после смерти его автора.

Материал для статьи взят на просторах интернет - сообществ.

Сначала определимся с понятиями.
Частенько в просторечии под рифмовкой понимается процесс сочинения стихов (т.е. рифмования) или даже сами стихи. На самом деле, РИФМОВКА – это порядок чередования рифм в стихах (система рифмовки). Она бывает перекрестная, охватная, сплошная и т.п. – это в любом словаре можно посмотреть, термины общеизвестные. Если вам они не знакомы, то вот здесь, например, кратко и понятно – http://rifma.com.ru/AZ-RIFM.htm

СТРОФИКА – это способ членения стихотворений на строфы (отдельные группы строк, объединенных какими-либо формальными признаками), а также раздел стиховедения, посвященный этому вопросу. Самая часто встречающаяся строфа – это катрен (четверостишие), на его примере в основном и будем рассматривать случаи самых распространенных огрехов.

  1. АРИФМИЯ
    Эта «визитная карточка» очень начинающих сочинителей встречается довольно часто)
    Заключается она в спонтанном исчезновении рифмы в отдельных местах стихотворения. Пишет автор стихи – обычные, не белые – рифмует помаленьку более-менее, и вдруг – ну не получается рифму подобрать, а душа же требует – пиши! Душа гонит дальше, заставляет плюнуть на досадную мелочь под названием «форма», ведь главное – мысли, эмоции, суть, божественное откровение, наконец!)))

Отчего проснулась рано?
И сама я не пойму…
Целый день, всю ночь упрямо
Дождь струился по стеклу.

За окном бродяга ветер
Воет, рвётся в пустоту.
Темноту давно приметил -
К ней стремится на лету.

Но, как только день настанет,
Ветер тучи унесёт,
На душе светлее станет
Вновь душа моя поёт!

Оживут воспоминанья,
Лета дивного мечты,
Как бежала с милым к речке,
Как он мне дарил цветы…

Нежных рук прикосновенье
И свиданья при луне…
Тот букетик незабудок
Вспоминаю как во сне!

Робкое в любви признанье,
Сердце прыгало в груди!
Сколько времени минуло..!
Нас счастливей не найти! ©

Почти всегда незарифмованными оставляют нечетные строки, но встречаются и настоящие «шедевры», в которых эта ошибка особенно ярко выражена: рифма отсутствует в четных строках:

Все нормально девочка родная
Все нормально это только стих
Подарка больше я не знаю
Чем стих поэта и заполненный полет ©

Надо сказать, что существует особая рифмовка – холостая, или неполная: при этом рифма имеется только в двух строках катрена – АВСВ, например:

Мне миленок изменил,
Ну а я не плачу.
Нагадали в карты мне:
Это на удачу. ©

Да, не самая эффектная система рифмовки, народная, частушечная, простецкая, но это – система! И если вам сложно зарифмовать все строки, то рифмуйте уж честно только наполовину (четные строки), соблюдая выбранный порядок. Иначе рискуете откровенно расписаться в собственной поэтической беспомощности.

  1. НАРУШЕНИЯ СИСТЕМЫ РИФМОВКИ
    Как правило, стихотворения пишутся таким образом, чтобы сохранить ритмичность не только на уровне рифм и четко выдержанного размера, но и на протяжении всего текста целиком – т.е. требуется соблюдение выбранного порядка чередования строк во всех строфах. Если преобладающей рифмовкой является, например, перекрестная, то внезапно возникающий без всяких оснований катрен с охватной или сплошной рифмовкой вызывает недоумение.

Горизонтали свиданий
И вертикали разлук,
Скрещение ног и рук…
Диагональ расставаний…

Геометрия нашей любви
Сложнее всех арифметик,
Здесь мало одних конкретик,
Если сердце моё в крови…

А диван одинокий нем
И бьёт прямыми углами…
Так тебя не хватает всем!
И я заливаюсь слезами…

Вернись, математик мой!
Мы выучим новые формулы…
А если сейчас ты не в форме,
Тогда уходи домой! ©

В этом примере один перекрестный катрен (третий) затесался среди охватных. Зачем? Ну понятно, зачем – стихотворение писалось намеренно с ошибками)) (для конкурса-тренинга http://www.stihi.ru/2009/03/11/2388) Но ведь немало наблюдается и вполне серьезных подобных случаев.

В таких случаях говорят о т.н. нарушении рифменного ожидания: т.е. читатель уже настроился на определенную схему чередования рифм, по инерции ищет повторения элементов в установленном порядке, и когда эта схема вдруг изменяется, читатель может сбиться, отвлечься, пытаясь понять, почему стихотворение «сломалось», и о смысле забыть начисто)

Как понять, обосновано ли такое нарушение? А очень просто)) Спросите себя – а зачем я так написал? И если единственным ответом будет «ну… так получилось, так мысля шла…» – то это уже ляп. Изменения схемы рифмовки уместны в том случае, когда наступает какой-то переломный момент в стихотворении, или требуется подчеркнуть важную мысль, или для усиления концовки… Самый простейший вариант – если произведение состоит из нескольких частей (песня с припевом, триптих и т.п.) В общем, если вы осознаете необходимость такого опасного шага и можете обосновать его с содержательной точки зрения – тогда делайте)

  1. НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛА АЛЬТЕРНАНСА
    Правило альтернанса (франц. alternance – чередование) предписывает не располагать рядом строки с одинаковыми рифмами или одинаковыми видами рифм, т.к. это порождает неприятное для слуха однообразие. Различные нарушения этого правила могут создавать более или менее явное ощущение низкого качества стихотворения.
    Приведу несколько примеров недочетов, обусловленных его несоблюдением.

Нещасная моя судьба -
Вся жизнь - с любовею борьба!
Писать слова, слезу глотать,
Ей маски-сети-пасти рвать,
Чуть-чуть поесть, чуть-чуть поспать,
Немного подепрессовать,
К Наташке сбегать пострадать,
Побольше слов нарифмовать,
Шоп поподробней описать,
Как, накормя и обманя,
Любовь сожрала весь меня!

Также не стоит без нужды повторять одинаковую рифму в смежных строфах (не знаю, как у вас, а у меня в таких случаях сразу возникает неуместно веселящее ощущение дежавю)):

Был сын маленьким, был ребёнок,
Сколько радости приносил!
Я любил его с самых пелёнок,
А сейчас у меня нету сил.

Так живу и молю я Бога,
Чтоб не сгинул в расцвете сил,
Чтоб нашёл он другую дорогу,
Чтобы дьявол его отпустил. ©

При использовании охватной рифмовки (АВВА) правило альтернанса выражается в таком интересном виде (мало кто его вообще знает): если строфы включают окончания разных типов (мужское+женское, мужское+дактилическое, и т.п.) то рекомендуется чередовать рифмы таким образом: АввА сДДс, т.е. на стыке строф не размещать рифму одинакового типа. Но чаще всего авторы не придерживаются рекомендованного порядка:

  1. БЕССИСТЕМНАЯ КАТАЛЕКТИКА
    Каталектика – это порядок расположения клаузул в стихотворении, а также раздел стиховедения, изучающий клаузулы.
    Клаузула – это окончание строки, начиная с последнего ударного гласного.
    О клаузулах, если вы не в курсе, можно вкратце почитать тут: http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1327.htm
    В зависимости от вида клаузул различают и соответствующие виды рифм, и самые распространенные из них – мужская, женская и дактилическая.

Растрепанная рифмовка обычного силлаботонического стихотворения, при которой клаузулы разных типов чередуются непредсказуемо, – как правило, серьезный недочет, т.к. это чаще всего говорит о том, что автор просто не задумывается о таких мелочах. А ритмичность звучания при этом основательно страдает. Особенно это заметно в тех случаях, когда на фоне определенной, установившейся системы чередующихся окончаний внезапно проскакивают окончания другого типа.

Любовь права, что её нет,
Она всего лишь вспышка, свет,
Немой души внезапный крик,
Прекрасный, но всего лишь миг.

Любовь лишь слезы и страдание,
Всего лишь похоть и желание,
Любовь лишь вымысел и бред,
Любви на самом деле нет.

Любовь – обман, нет, хуже, ложь,
Не то, что от неё ты ждешь,
Не то, что ждут от неё все,
Сначала кормит, позже съест.

Любовь, как яд, питает кровь,
Как яд, составленный из слов,
Он гладит слух и расслабляет,
Не чувствуешь как убивает.

Любовь – к отчаянию путь,
Не развернутся, не свернуть,
И путь один, разбить, сломать,
Или же продолжать страдать.

Любовь – заманчивое слово,
Оно всегда так сладко, ново,
И проглотив, ты улыбнешься,
Не знаешь ведь, когда сорвёшься… ©

И т.д. в том же духе еще с полдюжины катренов)) Здесь системы в чередовании мужских и женских окончаний нет вообще. Но зато четко соблюдается парная рифмовка, уже плюс)))

  1. НАРУШЕНИЯ СТРОФИКИ
    Обычно способ разделения текста на строфы – воля автора, и оценить объективно степень удачности этого деления бывает нелегко. Можно говорить, например, что астрофические стихи (т.е. не разделенные на более крупные, чем строка, ритмические единицы) сложнее воспринимаются читателем из-за слитности, монотонности текста. Можно также считать необоснованным чрезмерно мелкое членение строк на куски произвольной величины, когда глазу приходится скакать по строчкам, испытывая затруднения при поиске рифм и определении рифмовки, и т.п.
    Но это мелочи по сравнению с ошибками, которые могут возникнуть при написании стихов твердых форм. В них, как правило, строго заданы не только параметры строфы, строки и произведения в целом, но и стиль, композиция и прочие мелкие детали.

Например, возьмем такую распространенную штуку, как сонет. Классический сонет – воистину форма ну очень твердая)))) Вот перечень основных требований только к форме: 1) 14 строк, объединенных в два катрена и два терцета; 2) строгая силлаботоника – пяти- или шестистопный ямб; 3) абсолютно точные рифмы; 4) две рифмы в катренах и еще две (редко три) – в терцетах; 5) смежная или охватная рифмовка; 6) жесткий запрет на повторы значащих слов; 7) строгое соблюдение правила альтернанса; 7) полный запрет строфных перебросов; 8) строго определенная рифмовка терцетов, зависящая от вида рифмовки катренов.

Ночь за окном. Бумаги белый лист,
наполненный звенящей тишиною…
От робости немею пред тобою,
как первый снег, ты холоден и чист.

Возможно, я для рая неказист,
богатство - лишь фантазия, не скрою,
но помогает стать самим собою
загадочный, как созиданье, лист…

Нырнув в стихосложенье с головою,
открою карты, сданные судьбою…
Ах, много, много в них, знакомых лиц!

Им невозможно чувствовать со мною,
забыли, как искрится снег зимою…
Позволит оживить их белый лист. ©

Приведенный сонет от классической формы далек, и, строго говоря, содержит ряд ошибок (нарушены требования 3, 4, 6, 7). А нестрого говоря – ну что же, сейчас модно придумывать разнообразные формы неправильных сонетов и вообще экспериментировать в области размягчения твердых форм)) И опять же, критерий – мотив автора: если он пишет, отступая от правил сознательно с определенной целью, а не потому что не знает, как нужно, или знает, но не получается, – то это не экспериментальные вольности, а самые обычные ляпы.
А некоторые виды строф со сложной рифмовкой, например, онегинская строфа, вообще не выдерживают никаких вольностей – перестановка, выпадение или внедрение лишних строк будет явной ошибкой. Так что с твердыми формами совет один: не умеешь – не берись)))

И наконец, изредка встречается грубая ошибка совсем начинающих – вставка или выпадение строк из строф, как говорится, «от балды». В стихотворении, состоящем из катренов, могут совершенно необъяснимым образом возникать трех-, пяти-, шестистишия… В общем, как «свыше надиктовалось», так и записалось прилежным автором, а сам он особо не заморачивался по поводу соблюдения какого-то порядка))

Лена, милая, родная
Стихи тебе я посветил
Холсты, тобой я заполняя
И мысли те, в которых я любил

Тебя одну я проклинаю
Тебя одну я полюбил

И в красках и словах поэта
Ты нежная как лепесток роз
Уколом стебля раненое сердце
Ты так прекрасна, но,
Любимая и ненавидишь всех… © и т.д. аналогично…

Еще забавно бывает наблюдать случаи, когда у автора имеется более одного варианта какой-то строки, и он, не желая выбирать, без смущения проявляет находчивость – вставляет оба варианта (один берет в скобки)) – мол, выбирай, читатель, что больше по душе))))

Глупость блещит на бикборде,
И на сытой наглой морде.

На заборе и в метро,
Разукрашенном авто.
(Пишут разное «не то») ©

А то, что текст стихотворения должен восприниматься как единое целое, без подобных отвлекающих маневров, – это автора нисколько не волнует…

  1. СТРОФНЫЙ ПЕРЕБРОС
    Вообще, ПЕРЕБРОС (ПЕРЕНОС, АНЖАМБЕМАН (франц. enjambement – перенос)) – явление, при котором начало и окончание более-менее законченных по смыслу отрезков предложений не совпадает с началом и концом строк (выражаясь наукообразно, имеет место расхождение законченности метрической и незаконченности синтаксической единицы ©). О строчном перебросе, который более распространен, речь пойдет в следующей статье, посвященной погрешностям ритма.

При строфном перебросе, проще говоря, предложение, начавшееся в одной строфе, заканчивается в другой, что может при неумелом употреблении ломать восприятие.

И люби себя в самом –
В краткой жизни всё мгновенно.
Не бери других умом,
А борись ты вдохновенно

За любовь. Она зовёт
К связи крепкой, ночи тёмной
И весь пыл души прольёт
В полубреде мысли сонной. ©

Вы знаете, как перебросы влияют на интонацию, на эмоциональную окраску стихов? Или просто фраза в катрен не влезла?)) Ответив на этот вопрос, я думаю, вы сами догадаетесь, считать ли ваши перебросы техническим браком или художественным приемом))
Строфные перебросы иногда маскируют искусственным слиянием строф. Насколько этот ход удачен – зависит от конкретного текста.

  1. ОТДАЛЕННАЯ РИФМОВКА
    Вы не задумывались, почему в стихах для детей часто используется парная рифмовка и редко – охватная? Да потому что если раздвинуть зарифмованные строки слишком далеко, то ребенок просто забудет, что с чем должно рифмоваться, не заметит рифму) Конечно, у взрослого читателя способность поддерживать внимание обычно получше)), но и у него есть предел. Существует даже т.н. «правило охватывающих рифмических цепей»: между двумя рифмующимися строками могут находиться строки не более чем на одну рифму.
    Поэтому чем длиннее строка и чем дальше отстоят друг от друга рифмованные стихи, тем слабее межстиховые связи и тем хуже воспринимается ритм на уровне рифмы – вплоть до того, что стихотворение будет казаться белым.

Мне недавно в одной поэтической игре довелось составить чудовищную конструкцию, которую я считаю выразительным примером данного недочета в рифмовке (привожу только одну строфу):

К примеру, идет совещание. Начальнице - снежной бабе -
Хоть расшибись, а демонстрируй приязни-привязанности -
И вот сидит, бедняга, с деревянной улыбкой на морде синей,
А губа его в это время нежится где-нибудь в Абу-Даби -
Торчит из коктейля, изучая изгибы и недосказанности,
Чуть прикрытые (или, скорее, открытые) шнурками бикини…

Чем более отдалены друг от друга рифмующиеся слова, тем точнее, звучнее должна быть рифма, иначе она просто затеряется без следа в массиве текста.

  1. НЕСВОЕВРЕМЕННОСТЬ РИФМ РАЗНОЙ СТЕПЕНИ ТОЧНОСТИ
    Для начала – небольшое теоретическое отступление. Восприятие текста происходит в соответствии с законом края: лучше всего запоминается информация, которая находится в начале и в конце речевой единицы (строки, строфы, стихотворения в целом). Так что концевая рифма уже сама по себе – один из наиболее важных, привлекающих особое внимание элементов стихов, поэтому рекомендуется рифмовать не любые удобные слова из текста, а самые значимые. Кроме этого, нюансы интонации и выразительности зависят от звучности и своевременности той или иной рифмы.

Например, часто в стихах, построенных на достаточно точных рифмах, плохо смотрятся внезапно проскакивающие рифмы с ярко выраженной неточностью, особенно ассонансы или диссонансы. Они, как белые вороны, сразу бросаются в глаза. С одной стороны, это хорошо – это сильный акцент на данном слове. Но нужен ли этот акцент? Чаще всего он воспринимается как шероховатость техники, отвлекает внимание… Поэтому, если в роли неточной рифмы выступают недостаточно значимые или вообще вынужденные, неумело подобранные слова, то в таких случаях лучше избегать соседства рифм разной степени точности.
Иногда прибегают к такому приему маскировки недостаточно точных рифм, как слияние строк – таким образом, неточные рифмы оказываются внутренними, а к ним требования не так строги.

При перекрестной рифмовке сочетание неточной рифмы в четных строках с точной рифмой в нечетных строках (обозначу как ТНТН) обычно смотрится хуже, чем обратное сочетание – НТНТ, т.к. во втором случае точная рифма завершает еще и строфу. Если далее не подразумевается продолжения предложения или цельного смыслового отрезка стихотворения, то заканчивать строфу лучше рифмой поточнее. Точно так же и при охватной рифмовке: более предпочтителен вариант ТННТ, нежели НТТН.

Особое значение имеет точность рифм в тонических стихах. Поскольку в них ритм выражен не так четко, как в силлабо-тонических, то главная роль в поддержании ритмичности принадлежит именно рифме. Тоника без звучных, сильных рифм, как отмечал В. Маяковский, просто «рассыплется», поэтому подбирать их нужно с большей тщательностью, чем в силлабо-тонике.

Также требователен к точности рифмы финал стихотворения. Бывает, слабая рифма полностью убивает выразительность окончания, создает впечатление незаконченности и оставляет неблагоприятное впечатление от текста в целом, как в приведенном ниже примере (в котором, кроме этого, присутствуют и другие дефекты, уже рассмотренные ранее, – грамматические рифмы, недостаточные в сочетании с точными в наиболее невыгодных позициях, арифмия… на фоне дополнительной пачки ошибок в прочих областях – сами понимаете, что можно сказать о качестве творения):

Мне не спится, не спится, не спится,
Я не вижу, бодрствуя сны.
А мне хочется в них растворится.
И бежать от реальной судьбы.

Я хочу в этот мир сновидений.
Попытавшись зажмурить глаза.
Но опять вижу в комнате тени,
Они смотрят тайком на меня.

Может мне лучше взять и влюбиться,
В эту ночь, что пленила без сна?
Но ее уже любит другая,
Одинокая в небе луна.

Обернусь я, пожалуй, волчицей,
Чтоб бесстрашно по тропам блуждать,
Окрыленная светом зарницы,
Вечно что-то в томленьях ища… ©

На этой оптимистической ноте, пожалуй, закончу… и пойду в томленьях искать материал для следующей главы, посвященной ритмическим ошибкам)

3.1. Формы стихотворений
   
    В общем-то, этот раздел следовало бы поместить в главу о рифмах либо сразу после неё, но я подумал, что сначала неплохо бы разобраться со стихотворными размерами, что мы и сделали. Под «построением стихотворения» в данном случае я понимаю расположение рифм в строках стихотворения, то есть рифмовку. Я разбил этот раздел по строфам, начиная от одностишия.

    Сначала, конечно, идёт такая строфа, как одностишие , то есть маленькое нерифмованное стихотворение, состоящее из одной строки. Подобное стихотворение обыкновенно является юмористическим, ироническим; основной упор при написании делается не на технику, а на содержание. К примеру:

О, как внезапно кончился диван… (В. Вишневский)

    Такому клюву и помада не поможет… (А. Морозов)

    Для написания одностиший необходимо обладать как минимум чувством юмора. Как и для их чтения.

    Самым простым расположением рифм является парная (смежная) рифма в дистихе или двустишии (по схеме аа ).

                В тот вечер возле нашего огня
                Увидели мы чёрного коня.
(И. Бродский)

    Двустишие является наиболее простой формой сочетания стихотворных строк, довольно-таки примитивной, поэтому я рекомендую чередовать его с другими формами в одном стихотворении. Дистих — это двустишие, являющееся законченным стихотворением, что встречается весьма редко.

    Далее рассмотрим более сложную форму — трёхстишие . Обыкновенное трёхстишие (терцет ) подразумевает наличие трёх строк с одинаковой рифмой: aaa bbb ccc . Используется такая схема нечасто, но встретить можно.

                На морских берегах я сижу,
                Не в пространное море гляжу,
                Но на небо глаза возвожу.
(А. Сумароков)

    Другой формой трёхстишия является терцина. Терцина — это стихотворное произведение из трёхстиший с обязательной схемой рифм aba bcb cdc… Терциной написана «Божественная комедия» Данте:

                Земную жизнь дойдя до середины,
                Я очутился в сумрачном лесу,
                Утратив правый путь во тьме долины.

                Каков он был, о, как произнесу
                Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
                Чей давний ужас в памяти несу! (пер. М. Лозинского)

    Вообще, законченное произведение (поэма или крупное стихотворение), написанное терцинами, называется капитоло . В «Божественной комедии» капитоло является каждая отдельная глава поэмы.
    Разновидностью трёхстишия является ритурнель — трехстрочная строфа в итальянской, а затем во французской поэзии. Стихотворный размер — свободный, по выбору поэта; рифмуются между собой первая и третья строки, средний стих строфы остается без рифмы (холостым). В русской поэзии ритурнель, как форма стиха, не привилась; отдельные опыты можно встретить у поэтов-символистов.

                Серо
                Море в тумане, и реет в нем рея ли, крест ли;
                Лодка уходит, которой я ждал с такой верой!

                Прежде
                К счастью так думал уплыть я. Но подняли якорь
                Раньше, меня покидая... Нет места надежде!

                Кровью
                Хлынет закат, глянет солнце, как алое сердце:
                Жить мне в пустыне - умершей любовью! (В. Брюсов)

    Трёхстишия могут объединяться и в другие более сложные формы,. Примером такой формы является вилланелла (вилланель) — в староитальянской, а затем в старофранцузской поэзии — лирическое стихотворение своеобразной формы, предназначенное для пения. Заключает в себе шесть трехстишных строф и один заключительный стих, а всего — 19 стихов на две рифмы. Композиция вилланеллы сложна: первый и третий стихи начальной терцины повторяются и дальше в определенном порядке и имеют одну рифму; каждый средний стих терцины оригинален, все средние стихи связаны между собой также одной рифмой. Вот вилланелла, которую написал поэт Возрождения Жан Пассора:

                Врозь я с горлинкой моею:
                Не она ведь мне слышна.
                Поспешу вослед за нею.

                Ты ль с подружкою своею
                Розно? К нам судьба равна:

                Верю я душою всею,
                Коль твоя любовь верна:

                Слух твой жалобой лелею
                Вновь, что нам двоим дана:
                Врозь я с горлинкой моею.

                Без ее красы жалею
                Все, чем жизнь была красна.
                Поспешу во след за нею.

                Смерть, верши свою затею,
                То возьми, что взять должна:
                Врозь я с горлинкой моею,

                Поспешу во след за нею. (пер. Ю. Верховского)

    В русском стихосложении всё же порекомендую пользоваться терцетами или терцинами, потому как другие формы лучше приспособлены для итальянской или французской поэзии, откуда, собственно, и произошли.

    Первым по распространённости является, безусловно, четверостишие или катрен . Стандартных схем рифмования в катрене две: abab (перекрёстная рифма) и abba (охватная или опоясанная рифма). Пример первой:

                Я долго шёл по коридорам,
                Кругом, как враг, таилась тишь.
                На пришлеца враждебным взором
                Смотрели статуи из ниш.
(Н. Гумилёв)

    Пример второй:

                Он видит пылающий ангельский меч,
                Что жалит нещадно его и подругу
                И гонит из рая в суровую вьюгу,
                Где нечем прикрыть им ни бёдер, ни плеч…
(Н. Гумилёв)

    Более простыми разновидностями катрена (соответственно, более примитивными) являются схемы рифмовки aabb и abcb . В первом случае катрен просто состоит из двух двустиший, объединённых общей темой, во втором не рифмуются 1-я и 3-я строки (т.н. холостая рифма ). Последнего я настоятельно советую избегать.

    Катрен может являться стихотворением в чистом виде (например, гарики или частушки). Обыкновенно, катрен, являющийся законченным произведением, несёт в себе остроумную либо нравоучительную смысловую нагрузку:

                Когда, прервав теченье лет,
                Настанет страшный суд,
                На нем предстанет мой скелет,
                Держа пивной сосуд.
(И. Губерман)

    Стихотворения, написанные четверостишиями, наиболее распространены. Почти каждый поэт обращался к этой форме построения стихотворения. Довольно часто катрены перемежаются другими формами. Например, в «Евгении Онегине» строфы построены путём чередования четверостиший с перекрёстными рифмами, четверостиший с охватными рифмами и двустиший. Подсчитано, что в произведениях Пушкина катрены составляют 35% всех строф, не считая тех, которые входят в состав онегинской строфы или сонетов.
    Четверостишия могут объединяться и между собой в более сложные формы, например, в восьмистишия или даже двенадцатистишия, объединенные общей идеей. Одной из форм объединения четверостиший являются стансы — стихотворение, где конец каждой строфы обязательно является концом фразы. Классическим является стихотворения «Стансы» Иосифа Бродского, приводить не буду.
    Другая разновидность четверостишия — леонинский стих , строфа со смежными рифмами в первом полустишии каждого стиха и с общей концевой рифмой для двустишия, например:

                Чиста птица голубица таков нрав имиет:
                Буде мисто, где нечисто, тамо не почиет,
                Но где травы и дубравы и сень есть от зноя,
                То прилично, то обычно место ей покоя.
(Г. Конисский)

    Фиксированной формой четверостишия (восточный тип) является рубаи . Схема рифмовки в рубаи aaba , содержание, как правило, философское. Рубаи ввёл в обращение Омар Хайям.

                Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,
                Два важных правила запомни для начала:
                Ты лучше голодай, чем что попало есть,
                И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
(пер. О.Румера)

    В грузинской поэзии четверостишие приобрело форму под названием маджама , четверостишие с омонимическими рифмами, где одно звучание берется в разных значениях. Маджама часто встречаются в поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре», например:

                Если буду я низвергнут разрушающим все миром,
                И умру один без плача тех, кого я был кумиром,
                Не одет рукой питомцев и святым не мазан миром,
                Пусть твое благое сердце эту весть приемлет с миром.

                            (пер. Ш. Нуцубидзе)

    Кстати, гораздо более популярно и подробно о четверостишиях и о том, каким должно быть четверостишие, чтобы считаться действительно хорошим, можно и даже нужно прочитать в моей статье «О четверостишиях» , размещённой на этом сайте в разделе «Дополнительные статьи: заметки о стихосложении» .

    Пятистишия уже позволяют вам проявить полёт фантазии. Конечно, у пятистиший есть и фиксированные формы. Например, лимерик. Лимерик — это ироническое пятистишие со схемой рифм aabba (желательно, с трёхстопным анапестом в 1,2 и 5 строках и двустопным — в 3 и 4). Пришли лимерики из Англии, в частности, их изобрёл знаменитый английский поэт и художник Эдвард Лир.

                Не секрет, что в далёком Катаре
                Каждый пятый катарец — татарин!
                Есть и больший курьёз.
                Знайте все: эскимос —
                — Каждый третий на Мадагаскаре...
(А. Карпов)

                Вождь индейцев, торгующий в лавке,
                Продавая свои томагавки,
                Говорил: «Спору нет,
                Очень ценный предмет
                И в быту, и в автобусной давке!»
(А. Карпов)

    Но, в общем, ищите формы пятистиший самостоятельно. Схем рифмования тут немало: aabba, ababa, abbba, abbaa и так далее. Не стесняйтесь экспериментировать.

                Я дважды пробуждался этой ночью
                И брёл к окну, и фонари в окне,
                Обрывок фразы, сказанный во сне,
                Сводя на нет, подобно многоточью
                Не приносили утешенья мне.
(И. Бродский)

    Это просто один из примеров, коих множество.

    Шестистишия встречаются реже, чем четверостишия, но гораздо чаще, чем пятистишия или терцеты. Фиксированных форм шестистишия не существует, но простор для фантазии тут неограничен. Например, aabbba :

                На стене портрет тирана,
                Как в любой другой квартире,
                Как во всём подлунном мире,
                Как мишень в цветастом тире,
                Как нарыв, гнойник, как рана,
                На стене портрет тирана.

    Или abcabc (треугольная рифмовка ):

                Северо-западный ветер его поднимает над
                Сизой, лиловой, пунцовой, алой
                Долиной Коннектикута. Он уже
                Не видит лакомый променад
                Курицы по двору обветшалой
                Фермы, суслика на меже.
(И. Бродский)

    Или aabccb (самый «песенный» вариант):

                И, может быть, жизнь на пределе
                Удержится в немощном теле
                И голову старца укроет трёхзубым венцом.
                Но дряхлые чресла устали,
                И шут в исполнении Даля
                В холодную землю уткнётся истёртым лицом.

    Такая строфа, кстати, иногда называется ронсаровой строфой .

    Вообще, в качестве замечательного примера мастерски исполненных шестистиший рекомендую прочитать стихотворение Николая Гумилёва «Пятистопные ямбы». Каждая (подчёркиваю, каждая!!!) из 14 строф этого стихотворения представляет собой двурифмовое шестистишие с новой схемой рифмовки! Так встречаются схемы ababab, ababaa, abbaba, aabbab, aaabbb, aababb, abbbaa и так далее. А что бы было, если бы Гумилёв использовал не только двурифмовые, но и трёхрифмовые шестистишия? Так вариантов ещё больше! Вот пример строфы из «Пятистопных ямбов»:

                Солдаты громко пели, и слова
                Невнятны были, сердце их ловило:
                «Скорей вперёд! Могила так могила!
                Над ложем будет свежая трава,
                А пологом — зелёная листва,
                Союзником — архангельская сила!»
(схема abbaab )

    В общем, простор для фантазии огромен. Кстати, шестистишие с рифмовкой ababab называется секстиной :

                Опять звучит в моей душе унылой
                Знакомый голосок, и девственная тень
                Опять передо мной с неотразимой силой
                Из мрака прошлого встаёт, как ясный день;
                Но тщетно памятью ты вызван, призрак милый!
                Я устарел: и жить и чувствовать — мне лень.
(Л. Мей)

    Нельзя не отметить, что термин «секстина» имеет несколько толкований, а стихотворения этого типа — несколько форм. Первый тип секстины рифмуется по схеме AbAbAC или BaBaCC (заглавными буквами обозначена мужская рифма, прописными — женская). Можно писать и одними женскими, что свойственно итальянскому языку, но непременное условие — соблюдение трёхрифменности. Секстина первого типа имеет большое сходство с октавой. Если от октавы отнять первые две строки, получится секстина первого типа. Второй тип секстины по схеме AbbAcc или aBBaCC . Секстины второго типа при сцеплении дают большее однообразие всего стихотворения в смысле строфичности. Третий тип секстин — исключительно твердая форма. Построение её таково: шесть шестистиший (36 стихов), имеющие только две рифмы, причем те слова, которые взяты рифмами в первом шестистишии, обязаны пройти, как рифмы во всех стопах. Ещё условие: расположение этих шести слов-рифм в каждом шестистишии различное. Обычно при стыках строф в последнем и в первом стихе берётся одно и то же слово-рифма. Когда поэтическое произведение написано шестистишиями двух первых видов, оно называется секстины; стихотворение третьего типа — секстина.

    Ещё одной оригинальной разновидностью шестистишия является вирелэ — шестистрочная строфа старофранцузской поэзии. Строфа разбивается на трёхстишия, в каждом из которых первые два стиха взаимно рифмуются, третий же, укороченный стих первой полустрофы рифмуется с укороченным стихом второй полустрофы. На вирелэ похожи следующие русские стихи:

                А в ненастные дни
                Собирались они
                      Часто;
                Гнули — бог их прости! —
                От пятидесяти
                      На сто...
(А. Пушкин)

    В случае, когда вирелэ не ограничивается шестистишием, а расширяется до 9-ти, 12-ти, 15-ти и так далее строк, оно называется лэ (ле, лэй). То есть вирелэ — это частная форма лэ. Правила рифмовки и укороченной строфы в лэ такие же.

    Семистишие (септима ) — вещь редкая. Но, по сути, добавить всего одну строку к любому встреченному шестистишию, и получится семистишие, двурифмовое, трёхрифмовое или даже четырёхрифмовое. Простор для придумывания схем тут огромен: abbabba, abccbac, aabccba и так далее. Комбинаций множество. Редкость употребления семистишия обусловлена в первую очередь историческим фактором: было попросту не принято так писать, вот и всё. Хотя это просто и порой даже очень красиво, если, конечно, писано не левой ногой. Семистишиями написано «Бородино» Лермонтова (aabcccb ):

                — Скажи-ка, дядя, ведь не даром
                Москва, спаленная пожаром,
                Французу отдана?
                Ведь были ж схватки боевые,
                Да, говорят, еще какие!
                Hедаром помнит вся Россия
                Про день Бородина!
(М. Лермонтов)

    Приведу ещё одно семистишие в качестве примера, очень нестандартное. Это знаменитая «Песня» Иосифа Бродского:

                Пришёл сон из семи сёл.
                Пришла лень из семи деревень.
                Собрались лечь, да простыла печь.
                Окна смотрят на север.
                Сторожит у ручья скирда ничья,
                И большак развезло, хоть бери весло.
                Уронил подсолнух башку на стебель.

    Схема рифмовки тут просто сумасшедшая. Каждая строка характеризуется собственной сквозной рифмой, где середина строки рифмуется с её окончанием. Получается: aa bb cc d ee ff d . Это, конечно, очень нехарактерный пример, но он настолько странный, что грех бы был его упустить.

    Кстати: семистишие с рифмовкой abbaacc называется королевской или чосеровской строфой . Чосер первым в английской литературе ввёл понятие размеров, силлабо-тонического стихосложения и рифмовки. Вот пример чосеровской, или королевской, строфы из «Кентерберийских рассказов» Чосера:

                Переверни страницу - дивный сад
                Откроется, и в нем, как будто в вазах,
                Старинных былей, благородных сказок,
                Святых преданий драгоценный клад.
                Сам выбирай, а я не виноват,
                Что мельник мелет вздор, что мажордом,
                Ему на зло, не уступает в том.
(пер. И. Кашкина)

    Восьмистишие — это третья по популярности после четверостишия и шестистишия схема рифмования. Опять же, количество комбинаций рифм в восьмистишии просто огромно. Можно составлять математическую программу для всевозможных комбинаций в двух-, трёх- и четырёхрифмовых восьмистишиях. Поэтому приведу просто один пример, а остальное оставлю вам: пишите! Схема aaabcccb :

                Старение! Возраст успеха. Знания
                Правды. Изнанки её. Изгнания.
                Боли. Ни против неё, ни за неё
                Я ничего не имею. Коли ж
                Переборщит — возоплю: нелепица
                Сдерживать чувства. Покамест — терпится.
                Ежели что-то во мне и теплится,
                Это не разум, а кровь всего лишь.
(И. Бродский)

    Фиксированной формой восьмистишия является октава . Схема рифмования в октаве abababcc . Завершающее строфу двустишие прерывает ряд тройных рифм и хорошо служит для заключительного афоризма или иронического поворота. Октавами написаны «Домик в Коломне» Пушкина, «Портрет» Толстого, «Октава» Майкова.

                Ахмет-оглы берёт свою клюку
                И покидает город многолюдный.
                Вот он идёт по рыхлому песку,
                Его движенья медленны и трудны.
                — Ахмет, Ахмет, тебе ли, старику,
                Пускаться в путь неведомый и чудный?
                Твоё добро враги возьмут сполна,
                Тебе изменит глупая жена.
(Н. Гумилёв)

    Редкой и малоупотребительной формой восьмистишия является триолет . Схема рифм в нём: abaaabab , причём 4-я строка повторяет первую, 7-8-я повторяют 1-2-ю. Примеров триолета крайне мало, в русской поэзии такой формой пользовался, в основном, Карамзин.

                Ты промелькнула, как виденье,
                О, юность, быстрая моя,
                Одно сплошное заблужденье!
                Ты промелькнула, как виденье,
                И мне осталось сожаленье,
                И поздней мудрости змея.
                Ты промелькнула, как виденье,-
                О, юность быстрая моя!
(К. Бальмонт)

    Пример безрифменного триолета, где рифму заменяет повтор того же слова. Триолет этот дает пример и пэонического (гипердактилического) окончания.

                Тебя я помню. Ты рыдала
                На Гревской площади, под виселицей.
                И ночь, и смерть, и ты рыдала.
                Тебя я помню. Ты рыдала...
                Но я забыл, по ком рыдала.
                Не под моей ли черной виселицей.
                Тебя я помню. Ты рыдала
                На Гревской площади под виселицей.
(И. Рукавишников)

    А вот пример тройного (тайного) триолета :

            Не иди в дом пира. Иди в дом плача,
            Чтоб забылись грехи, чтоб открылась душа.
            Чтоб светлела порфира, чтоб яснела задача,
            Не иди в дом пира, иди в дом плача.
            В воротах мира, рыдая и плача,
            Цветут чудо-стихи, бездумно дыша.
            Но иди в дом пира. Иди в дом плача,
            Чтоб забылись грехи. Чтоб открылась душа.
(И. Рукавишников)

    Это приём, впервые примененный к триолетной форме, известный в сонетной старо-французской, но теоретически допустимый в любой строфике. Вглядитесь: такое построение допускает чтение одного триолета как трёх самостоятельных при мысленном рассечении стихотворения вертикальной линией через цезуры. И хороший пример сквозной рифмы. Кстати, возможно также построение венка триолетов по схеме венка сонетов .

    Восьмистишие со схемой рифмовки abababab называется сицилианой :

                Май жестокий с белыми ночами!
                Вечный стук в ворота: выходи!
                Голубая дымка за плечами,
                Неизвестность, гибель впереди!
                Женщины с безумными очами,
                С вечно смятой розой на груди! -
                Пробудись! Пронзи меня мечами,
                От страстей моих освободи!
(А. Блок)

    Девятистишие встречается не чаще семистишия. Но опять же: добавьте строку к восьмистишию, и получится то, что и требовалось получить (ababcdccd ):

                Отворите мне темницу,
                Дайте мне сиянье дня,
                Черноглазую девицу.
                Черногривого коня.
                Дайте раз пор синю полю
                Проскакать на том коне;
                Дайте раз на жизнь и волю,
                Как на чуждую мне долю,
                Посмотреть поближе мне...
(М. Лермонтов)

    Девятистишие с рифмовкой ababbcdcс… (и так далее, причём каждый девятый стих удлинён на одну стопу) называется спенсеровой строфой :

                Нет ничего печальнее на свете
                Невинной удрученной красоты,
                Повергнутой в предательские сети
                Вражды жестокой, злобной клеветы:
                Под властью ль я чарующей мечты
                Иль женский рыцарь я надежней стали,
                Но видя горе женской чистоты,
                Душа моя сжимается в печали.
                Мучительней тоски я испытал едва ли.

                    (Э. Спенсер, пер. С. Протасьева)

    Десятистишие встречается чаще девятистишия по причине симметричности. Вообще, при чётном количестве строк проще составить красивую комбинацию рифм. Примером десятистишия является вот это (ababccdeed ):

                О вы, которых ожидает
                Отечество от недр своих
                И видеть таковых желает,
                Каких зовёт от стран чужих,
                О ваши дни благословенны!
                Дерзайте ныне ободренны
                Раченьем вашим показать,
                Что может собственных Платонов
                И быстрых разумов Невтонов
                Российская земля рождать.
(М. Ломоносов)

    Десятистишия имеют и фиксированные формы. В частности, формой десятистишия является ода . Классическая ода имеет схему рифмовки ababccdeed и характеризуется восхваляющим, торжественным содержанием, пафосными выражениями, изобилием восклицаний. Признанным мастером оды являлся Гавриил Державин. Например:

                Подай, Фелица! наставленье:
                Как пышно и правдиво жить,
                Как укрощать страстей волненье
                И счастливым на свете быть?
                Меня твой голос возбуждает,
                Меня твой сын препровождает;
                Но им последовать я слаб.
                Мятясь житейской суетою,
                Сегодня властвую собою,
                А завтра прихотям я раб.

    Другой фиксированной формой десятистишия является децима. Децима — десятистрочная строфа в испанской поэзии, чаще всего хореического размера. Мужские и женские рифмы в дециме идут по порядку AbbAAccDDc . Известны ямбические децимы в поэзии Державина с системой рифмовки aBaBccDeeD («Фелица» и «Бог») и aa BcBc DeeD («На счастие»).

    Не будем подробно разбирать 11-ти, 12-ти и 13-ти стишия . Напомню лишь, что в любой из этих форм можно получить огромное количество разнообразных комбинаций рифм, так что это поле для вашей деятельности. Единственно выделю фиксированную форму 12-тистишия, коплу. Копла — форма стансов в староиспанской поэзии, 12-строчная строфа, разбиваемая системой рифм на два шестистишия, в которых третий и шестой стих укорочены. Рифмовка: abc abc def def . Вот образец коплы из «Стансов на смерть отца, капитана Родриго» Хорхе Манрике:

                Не предавайся скорби тщетной,
                Душа, и ясными очами
                Взгляни вокруг:
                Жизнь иссякает незаметно,
                И смерть неслышными шагами
                Подходит вдруг.
                Отрады длятся лишь мгновенья,
                Но мукой каждая чревата,
                Увы, для нас.
                Прислушайся к людскому мненью:
                Мил только прожитой когда-то,
                Ушедший час.
(пер. О. Румера)

    У 13-стишия тоже есть как минимум одна фиксированная форма — рондель . Это французская форма стихотворения о трёх строфах, охватывающих 13 строк. В первых двух строфах по четыре стиха, в третьей — пять стихов. Через всю рондель проходят две рифмы (abbaabababbaa ). Первые две строки повторяются в конце второй строфы, последняя строка — повторение первой строки целиком или в несколько изменённом виде.

                Окончив труд, иду с завода,
                В цветах весь город, и слыхать —
                Кричат: да здравствует свобода!
                Смеется солнце с небосвода,
                И мчатся тучки — благодать...
                Окончив труд, иду с завода
                Манифестацию встречать.
                Что за весна! Что за отрада!
                Лучам в сердцах легко звучать...
                Лишь землю беднякам отдать —
                Мир станет крепнуть год от года.
                Окончив труд, иду с завода.

                    (П. Тычина, пер. с укр. Н. Ушакова)

    Зато рассмотрим четырнадцатистишие , потому что оно имеет фиксированную форму, являющуюся одной из наиболее популярных в истории — сонет. Сонет — это стихотворение из 14 стихов, построенное по схеме abbaabbacdcdee , то есть два четверостишия и два трёхстишия. Сонет появился в европейской литературе ещё в XIII веке. Одной из вершин поэзии Возрождения являлись сонеты Петрарки, обращённые к Лауре. Сонет часто имеет нарушения строгой рифмовой схемы. Например, 66-ой сонет Шекспира в переводе Самуила Маршака:

                Зову я смерть. Мне видеть невтерпёж
                Достоинство, что просит подаянья,
                Над простотой глумящуюся ложь,
                Ничтожество в роскошном одеянье.

                И совершенству пошлый приговор,
                И девственность, поруганную грубо,
                И неуместной почести позор,
                И мощь в плену у немощи беззубой.

                И прямоту, что глупостью слывёт,
                И глупость в маске мудреца, пророка,
                И вдохновения зажатый рот,

                И праведность на службе у порока.
                Всё мерзостно, что вижу я вокруг,
                Но как тебя покинуть, милый друг!

    Заключение сонета может охватывать все шесть последних строк (в данном случае — две). В данном сонете не соблюдено правило общих рифм в двух катренах.

    Имеются варианты сонетов: хвостатый сонет — два четверостишия и три терцета; сплошной сонет — на двух рифмах; опрокинутый сонет — два терцета и два четверостишия; безголовый сонет — одно четверостишие и два терцета; половинный сонет — четверостишие и терцет; двойной сонет — четыре четверостишия и четыре терцета; хромой сонет — неравностопность четвертого стиха в катренах и так далее. Игровыми формами сонета являются: сонет с повторениями — в таком сонете каждая новая строка начинается тем словом, которым заканчивается предыдущая; змеевидный сонет, заканчивающися своим начальным стихом, причём первая половина первого стиха служит второй половиной последнего, в вторая половина первого — первой половиной последнего; обратный сонет, в котором последний стих имеет расстановку слов, обратную расстановке слов в первом стихе; сонеты с крошечными стихами (термин Шульговского), в которых строки могут являться даже одностопным ямбом.

    Сонет развивается и сплетается в ещё более сложную форму — венок сонетов . Венок состоит из пятнадцати сонетов. Первая строка каждого сонета повторяет последнюю строку предыдущего; заключительный сонет (магистрал ) повторяет каждую строку каждого сонета, связывая их воедино. Таким образом, венок сонетов представляет собой двести десять строк, четырнадцать из которых употреблены троекратно. Венок сонетов очень сложен для написания, тем более правильный, без нарушения правил построения одного сонета. Венки встречаются у Валерия Брюсова и Ильи Сельвинского. Неплохой венок сонетов создал современный поэт и рок-музыкант Сергей Калугин. В 1889 году Прешерн написал венок опрокинутых сонетов 2-го вида, что является, можно сказать, поэтическим подвигом. Известны венки двойных сонетов, но, правда, в итальянской литературе.

    Отмечу, что четырнадцатистишие совсем не обязательно является сонетом. Например, вот такая форма: ababccdefefggd .

                Я в почётных рядах —
                Руки в мягкий бетон —
                Золотая звезда,
                Предварив пелатон,
                В предвкушении сна
                Оказалась одна
                На пути к дохристианскому Богу.
                Эта леди вон там
                Очень нравится мне,
                Я бы впился в уста,
                Я остался бы с ней,
                Но придётся пройти
                Окончанье пути
                По кричащим ковровым дорогам.

    Специфическим четырнадцатистишием является онегинская строфа (ababccddeffegg ):

                Итак, она звалась Татьяной.
                Ни красотой сестры своей,
                Ни свежестью её румяной
                Не привлекла б она очей.
                Дика, печальна, молчалива,
                Как лань лесная боязлива,
                Она в семье своей родной
                Казалась девушкой чужой.
                Она ласкаться не умела
                К отцу, ни к матери своей;
                Дитя сама, в толпе детей
                Играть и прыгать не хотела
                И часто целый день одна
                Сидела молча у окна.
(А. Пушкин)

    Естественно, можно искать и более сложные 15, 16-тистишия , в общем, всё на ваше усмотрение. Отмечу только одну специфическую форму 15-стишия — рондо . Это стихотворение в 15 строк с рифмовкой aabbaabbсaabbaс (с — нерифмующийся рефрен, повторяющий первые слова 1-й строки). Популярно в поэзии барокко и рококо.

                В начале лета, юностью одета,
                Земля не ждёт весеннего привета,
                Но бережёт погожих, тёплых дней,
                Но расточительная, всё пышней
                Она цветёт, лобзанием согрета.
                И ей не страшно, что далёко где-то
                Конец таится радостных лучей,
                И что недаром плакал соловей
                Не так осенней нежности примета:
                Как набожный скупец, улыбки света
                Она сбирает жадно, перед ней
                Не долог путь до комнатных огней,
                И не найти вернейшего обета
                В начале лета.
(М. Кузмин)

    Рондо бывает и других типов: восьмистрочное, первая и вторая строки повторяются в конце и первый стих — в четвертой строке; тринадцатистрочное рондо, начальные слова первой строки входят в девятую и тринадцатую строки. Реже встречается четвертый тип сложного, так называемого совершенного рондо в 25 строк с двумя рифмами.

    Вы можете также смело комбинировать строфы — четверостишия с шестистишиями и так далее. Такие стихотворения называются строфоидами . Стихотворение же, в котором нет чёткого разделения на строфы, называется астрофизмом и широко употребляется в детской поэзии:

                Добрый доктор Айболит!
                Он под деревом сидит.
                Приходи к нему лечиться
                И корова, и волчица,
                И жучок, и паучок
                И медведица!
                Всех излечит, исцелит
                Добрый доктор Айболит!
(К. Чуковский)

    Близок к астрофизмам раёшный стих — русский народный стих со свободным количеством слогов и расположением ударений, ритм которого основан на смежной рифмовке. Размер, кстати, тоже не соблюдается. Например:

                Жил-был поп,
                Толоконный лоб.
                Пошел поп по базару
                Посмотреть кой-какого товару.
                Навтречу ему Балда
                Идет сам не зная куда.
(А. Пушкин)

    Напоследок скажу об ещё одном маленьком трюке. После любого законченного технически n-стишия, особенно после фиксированного (сонет, ода) можно просто добавить ещё одну строку (максимум две), которые позволят завершить стихотворение и с точки зрения содержания. Такое добавление называется кодой и не обязательно должно быть рифмованным.

    3.2. Восточные формы строф

    Кроме рубаи, описанного выше, существует ещё несколько специфических восточных разновидностей строф.

    Газель (газелла) — вид моноримического лирического стихотворения в восточной поэзии. Состоит обычно из 5-12 бейтов (двустиший). Схема рифмовки: aa ba ca da… .От газели получили развитие другие традиционные формы персидского стиха.

                Хмельная, опьяненная, луной озарена,
                В шелках полурасстёгнутых и с чашею вина.
                Лихой задор в глазах ее, тоска в изгибе губ,
                Хохочущая, шумная, пришла ко мне она.
                Пришла и села, милая, у ложа моего:
                «Ты спишь, о мой возлюбленный? Взгляни-ка: я пьяна!»
                Да будет век отвергнутым самой любовью тот,
                Кто этот кубок пенистый не осушит до дна.
(Хафиз, перевод И. Сельвинского)

    В переднем бейте часто упоминается поэтическое имя (тахаллус ) автора. Количество строк в газели всегда четное. Эта форма, как и другие формы восточной лирической поэзии, не привилась на русской почве и является лишь опытом поэтической стилизации.

    В другой трактовке газель представляется как трёхстишие, где два равных отрезка имеют одну рифму, затем вдвое больший отрезок имеет ту же рифму (трактовка Валерия Брюсова). В таком виде газель весьма похожа на рубаи.

                В моей песне ревнивый страх.
                Испугалась газель в горах.
                Два прыжка, разбег, а потом будто крылья на легких ногах.

    Разновидностью газели является тарджибанд , широко распространённый в восточной поэзии. Схемы рифмовки аа, ва, са…хх . Тарджибанд завершается связывающим бейтом с парной рифмой.

    Касыда (кассида) — тоже разновидность газели, длинное моноримическое стихотворение, в котором рифмуются первые две строки, а дальше - через строку. По системе рифмовки касыда похожа на газель, но газель — короткое стихотворение. В трактовке Брюсова касыда имеет на всём протяжении одну рифму, но лично я с этим не согласен.

    Муссадас — стихотворная форма в классической поэзии Ближнего и Среднего Востока, состоящая из 4-10 шестистишных строф и применяемая обычно в стихотворениях философского характера. Строфа делится на две неравные части в четыре и в два стиха; каждый стих делится цезурой на полустишия, причем первые полустишия имеют общую внутристрофную рифму, вторые же — заканчиваются редифом. В первой строфе — один и тот же редиф во всех шести стихах, в последующих строфах он стоит только в заключительном двустишии, обычно повторяющем последнее двустишие первой строфы (дословно или с некоторыми вариациями). Четверостишия же второй и следующих строф имеют свою внутреннюю рифму и свой редиф.

                Не думай о нашем страданьи, всему наступит конец.
                В груди удержи рыданья, слезам наступит конец,
                Придет пора увяданья, цветам наступит конец.
                В душе не храни ожиданья — душе наступит конец.
                Мне чашу подай, виночерпий, всему наступит конец.
                Нас сгложут могильные черви — всему наступит конец.

                    (Видади Молла, пер. К. Симонова)

    Сродни муссадасу такой тип, как мусамман . По сути, это тот же муссадас, но состоящий не из шестистиший, а из восьмистиший.

    Мухаммас — строфическая форма в поэзии Ближнего и Среднего Востока. В каждой строфе 5 стихов. Стихи первой строфы имеют общую рифму или общий редиф. Вторая и последующие строфы имеют свою рифму или редиф для всех строк, кроме конечной, которая обязательно завершается рифмой или редифом первой строфы (а иногда — повторяет последний стих первой строфы целиком).

                Сон видала: плыл рекою в клетке тесной молодец.
                С чудной речью соловьиной неизвестный молодец.
                Ах, откуда он, тот стройный, тот прелестный молодец?
                Чтобы сжечь меня, явился в поднебесной молодец.
                Захватил мою он душу, тот чудесный молодец!
                С плеч его бегрес спадает: кто он — бек или султан?
                Он отшельник иль безумец, или страстью обуян?
                Он волшебник ли, Юсуп ли, что покинул Ханаан?
                Все слова его как жемчуг — так и просятся в дастан.
                Даже пери не приснился б тот чудесный молодец.

                    (Молла Непес, пер. Н. Коровенко)

    В общем, экспериментируйте на здоровье!

    3.3. Ещё несколько слов о построении

    У построения стиха есть несколько негласных правил, которые можно не соблюдать, но которыми нужно пользоваться в своих целях. В частности, комбинируйте стихотворные формы! Опять же, вспоминаю «Евгения Онегина», где катрены разной рифмовки переплетаются с двустишиями. И так далее. Уникальные комбинации форм можно найти в произведениях Михаила Щербакова. Например:

            Предположим, герой, молодой человек, холостой кавалер
            Должен ехать в провинцию, дней эдак на десять, делать дела.
            Расставаясь с избранницей, он орошает слезой интерьер
            И, пожалуй, не врёт, говоря, что разлука ему не мила.
            Заклинает богами земли и морей
            Без него не подмигивать здесь никому,
            В сотый раз, напоследок, уже у дверей,
            Умоляет писать ему, что бы там ни было, в день по письму,
            Рисовать голубка на конверте и слать непременно скорей,
            И красавица тем же вполне от души отвечает ему.
            Обещает писать, ободряет кивком,
            Одаряет цветком, наконец, отпускает
                        и в десять минут забывает о нём.
            А герой, повелев ямщику не зевать,
            Через сутки пути прибывает на место, въезжает в гостиницу
            И принимается существовать.

    В этой уникальной строфе мы видим потрясающие переплетения как формы, так и размера. Схема стихотворной строфы такова: ababcdcdcdeeff . Но первые четыре строки — шестистопный анапест, следующие три — четырёхстопный, затем снова шестистопный в трёх строках, четырёхстопный, восьмистопный, четырёхстопный и десятистопный напоследок. Причём расстановка цезур тоже очень необычная.

    Ещё одним моментом, который следует упомянуть, говоря о построении стихотворения, является рефрен . В песне рефрен обыкновенно именуется припевом и призван хорошо запоминаться, особенно в произведениях, исполняемых нашей родной и любимой попсой. Но мы же поэты! Поэтому рефрен надо употреблять с чувством, толком и расстановкой. Рефрен, как правило, отличается от основного стихотворения чем-нибудь: размером, ритмом, рифмой, чем угодно. Но может и не отличаться. Рефрен может быть всегда одинаковым либо меняться — частично или полностью, от куплета к куплету. В случае если рефрен меняется со смысловой точки зрения, его необходимо отделять от остального стихотворения изменением ритма. Чаще всего меняется длина строки.

    В общем, рефрен — это элемент всё же песенный, в стихотворениях встречается редко. Но помните, если вы пишете песню, каким требованиям должен удовлетворять рефрен. Он должен быть характерен и закончен, то есть в нём должна выражаться законченная мысль, подытоживающая запев. Он не должен повторяться слишком часто (например, четырёхстрочный рефрен после каждого двустишия — это бред сивой кобылы). Ну и, конечно, его повторение должно быть оправдано. Потому что в большинстве современных песен припев — это просто набор слов, призванный повысить популярность песни.

    Отмечу здесь ещё один стиль стихосложения, часто применявшийся Владимиром Маяковским: так называемые эхо-рифмы . В таких стихотворениях с попарной рифмовкой aabbcc вторая строка состоит всего из одного слова или короткой фразы, зарифмованной с первой строкой.

      Где земля, и где закон, чтобы землю выдать к лету? —
                Нету!
      Что же дают за февраль, за работу, за то, что с фронтов
                                      не бежишь? —
                Шиш!
(В. Маяковский)

    По сути, это тоже трюковое стихосложение.
    Напоследок расскажу об одном из трюковых видов стихосложения: о моноримах . Все строки в монориме заканчиваются одной и той же рифмой:

                Огни — как нити золотых бус,
                Ночного листика во рту — вкус.
                Освободите от дневных уз,
                Друзья, поймите, что я вам — снюсь.
(М. Цветаева)

    Как правило, монорим редко имеет художественное значение, это чаще всего именно стихотворный трюк.

Оргмомент

Учащиеся занимают места за тремя столами, образуя группы, в которых они будут работать.

2. Вступительное слово учителя. Сегодня мы отправимся в путешествие по поэтической тропе. У каждой группы есть маршрутный лист с заданиями, выполняя которые, мы пойдем навстречу рифме. Вы сегодня должны представить проект «Рифма». Как вы можете объяснить понятие «рифма»?

– Рифма – это совпадение, повтор звуков, связывающих отдельные слова или строки. Или: Рифма- это созвучие концов стихотворных строк.Например:

фонарь, сухарь;
дочка, точка, бочка…

– Думаю, вы сможете сочинить простые рифмы. Например:

Жук увидел одуванчик

И присел, как на _____________________.

Продолжите четверостишие:

Над рекою голубою
Гнется удочка дугою.
Поплавок ныряет зыбко –
На крючок поймалась… (рыбка).

– Для стихов важна не только рифма, важно и содержание. Вспомним Незнайку, героя известного произведения Н. Носова. Незнайка сочинял стихи, не задумываясь о смысле, он лишь соблюдал рифму: (пакля, рвакля, шмакля).

Знайка шел гулять на речку,
Перепрыгнул через овечку.

Торопыжка был голодный,
Проглотил утюг холодный.

У Авоськи под подушкой
Лежит сладкая ватрушка.

Сегодня мы попытаемся рифмовать слова, строки и сочинять продолжение целых стихов.
Итак, по поэтической тропе мы отправляемся в поход за рифмами. У вас есть маршрутные листы с заданиями, которые попробуем выполнить по пути. Надеюсь, мы справимся, если будем помогать друг другу, вспомните правила работы в группе.

– Давайте поиграем в рифмы. Кто из вас сможет подобрать как можно больше рифм к словам? Предлагайте свои примеры записывайте в маршрутные листы. Для каждой группы свои примеры-задания.

Можем мы как дважды два в рифму подбирать слова.

Подберите слова, которые рифмуются с данными:

· Березы, слезы, морозы, угрозы, занозы, грозы

· Цветы, мечты, мосты, лишь ты, кусты, листы, красоты, коты.

· Букет, привет, ответ, их нет, совет, пакет, банкет,

· Облака, рука, пока, слегка, далека, огонька,

· Весна, сосна, не до сна, ясна, она, тишина, у окна, до дна, волна, луна,

· Улитка, калитка, плитка, нитка,

· Мышка, шишка, крышка, шалунишка, мальчишка, малышка, трусишка ,

· Елка, полка, иголка,

· Слоненок, ребенок, утенок, тонок

· Ножки, рожки, кошки, ложки, серёжки, босоножки, крошки, сороконожки

· Шубка, трубка, губка, юбка

· Игрушка, старушка, ватрушка, душка, кружка

Мы умеем рифмовать, строки в рифму сочинять.

– Придумайте и запишите вторую строку в рифму с данной.

Пролетела стрекоза (Бирюзовые глаза)

Подари мне ромашек букет (Ведь цветов для меня лучше нет)

Ветер качает березы (Роняя на землю хрустальные слезы)

Плывут по небу облака (И я кричу им вслед: «Пока!»)

3. Игра «Собери потешку».

4. На рисунок посмотрите, 2-3 строчки сочините.
Чтобы легче было вам, я подсказку-рифму дам.

На экран проецируются картинки (Рисунок 1,2,3,4).

– Посмотрите на эти картинки и подумайте, о чем можно написать, если подключить фантазию.

Ребята записывают сочиненные строки, затем по желанию зачитывают то, что получилось:

Кролик мчится в огород,

Там его морковка ждёт.

Поиграть он может в прятки

С другом на морковной грядке.

Пёс весёлый громко лает,

Как можно продолжить? Какую рифму подобрать?

Кости грызть он обожает.

Птичка не любит в клетке сидеть,

Как можно продолжить? Какую рифму подобрать?

Хочет на волю- мир посмотреть.

Плавает в аквариуме

Рыбка золотая,

Как можно продолжить? Какую рифму подобрать?

В море оказаться

Каждый день мечтая.

Следует дифференцировать понятия рифмы и рифмовки. Если первая является созвучием окончаний двух слов, то вторая представляет собой порядок чередования рифм в стихе. Соответственно, рифмовка является более широким понятием, чем рифма.

Виды рифм

В стихосложении опираются на несколько видов рифм. Так, по качеству и количеству совпадений слогов рифмы принято разделять на точные и неточные. По специфике ударения - на мужские (ударение на последний женские (ударение на предпоследний гласный звук), дактилические и гипердактилические (ударение на 3-й и 4-й гласный звук с конца). Если строки, помимо гласного, совпадают по предударному (опорному) то такую рифму определяют как богатую. Если этого нет - рифма называется бедной.

Виды рифмовки

Выделяют три основных вида рифмовки в стихосложении:

  • смежная (парная),
  • перекрестная (попеременная),
  • кольцевая (опоясывающая, охватная).

Также отдельный вид представляет свободная рифмовка.

Смежный (парный) вид подразумевает поочередное созвучие смежных строк - первая строка рифмуется со второй, третья, соответственно, с четвертой, пятая с шестой и т. д. Все виды рифмовки в стихотворении можно условно обозначить в виде схемы. Так, смежный вид обозначается как "аабб". Пример:

«Только рвани нынче нет (а) -

По-другому сделан свет (а).

И поет гармоница (б),

Что исчезла вольница (б)».

(С. А. Есенин).

Частным случаем смежной рифмовки является чередование рифм по схеме "аааа".

Перекрестная (попеременная) рифмовка образуется посредством чередования рифмующихся строк - первая рифмуется с третьей, вторая - с четвертой, пятая - с седьмой и т. д. рифмовки "абаб":

«Я помню чудное мгновенье (а):

Передо мной явилась ты (б),

Как мимолетное виденье (а),

Как гений чистой красоты (б)»

(А. С. Пушкин).

Кольцевой (опоясывающий, охватный) вид рифмовки строится по схеме "абба". Соответственно, рифмуются первая и четвертая строки, а также вторая и третья. Данный вид в стихосложении встречается реже, чем два предыдущих:

«Мы не пьяны, мы, кажется, трезвы (а)

И, вероятно, вправду мы поэты (б).

Когда, кропая странные сонеты (б),

Мы говорим со временем на «Вы» (а).

(И. А. Бродский).

Свободные виды рифмовки имеют место в том случае, когда закономерность в чередовании рифм отсутствует:

«Забором крался конокрад (а),

Загаром крылся виноград (а),

Клевали кисти воробьи (б),

Кивали безрукавки чучел (в),

Но, шорох гроздий перебив (б),

Какой-то рокот мер и мучил» (в).

(Б. Л. Пастернак).

Соответственно, в данном примере виды рифмовки совмещены: первая и вторая строки - смежный вид, с третьей по шестую - перекрестный.

Рифмовка и цельная строфа

Цельная строфа подразумевает наличие хотя бы одной пары для каждой рифмы. Это обеспечивает неделимость общего тела данной строфы - ее нельзя поделить на меньшие цельные строфы, имеющие собственную завершенную рифмовку.

В зависимости от количества рифмовок, образующих стих, выделяют формы моностиха, дистиха, терцета, катрена, пентета и т. д. Моностих не может являться цельной строфой, так как одна строка ни с чем не рифмуется (даже в том случае, когда содержит внутреннюю рифму). Дистих строится по схеме "аа", имея, соответственно, одну рифмовку для цельной строфы. Также одну рифмовку имеет терцет - схема "ааа". При этом терцет нельзя разделять, так как при любом делении мы получаем хотя бы один моностих, который не является цельной строфой.

Катрен включает в себя такие виды рифмовки, как кольцевая ("абба") и перекрестная ("абаб"). В случае же смежной рифмовки ("аабб") стих разделяется на два самостоятельных дистиха, каждый из которых будет являться цельной строфой. Пентет, в свою очередь, объединяет в себе шесть рифмовок цельной строфы.

Свободный и вольный стих

Следует различать свободный вид рифмовки и свободную форму стиха, так как это не одно и то же. Свободные виды рифмовки в стихотворении образует т. н. вольный стих - форма стихосложения с меняющимися видами рифмовки. То есть строки рифмуются в разном порядке. Свободный стих (он же белый), в принципе, не использует рифму:

«Послушайте (а)!

Ведь, если звезды зажигают (б) -

значит это кому-нибудь нужно (в)?

Значит кто-то хочет, чтобы они были (г)?»

(В. В. Маяковский).

При этом свободный стих нельзя приравнивать к прозе по принципу: раз нет рифмы, то чем это отличается от, например, обычного газетного объявления? Одно из отличий от прозы - это тенденция к декламированию, что отличает стихотворный текст от прозаического. Данная тенденция создается за счет специфической эмоциональности, особого настроения поэтического текста, не приемлющего монотонного чтения. Вторым существенным отличием свободного стиха является его ритмичность, формирующаяся за счет определенного выравнивания количества слогов и ударений.