Созыв съезда князей в г любеч. Основные решения любечского съезда князей

Любечский съезд - собрание русских князей, основной целью которого было остановить междоусобную войну и создать единое государство для сопротивления иноземным захватчикам.

Первый съезд князей в Любече

Съезд русских князей состоялся в г. Любече (на р. Днепр) в 1097 г. Причинами для созыва съезда князей в Любече стали:

  • жестокая между князьями, которые воевали друг с другом за территории и влияние на Руси;
  • необходимость создать единую армию для сопротивления , чьи набеги наносили серьезный вред стране.

Съезд русских князей в Любече был провозглашен Владимиром Мономахом , который первым понял все печальные последствия междоусобицы.

Значение Любечского съезда

Киевская Русь в конце 11-го в. находилась в крайне сложном положении. С 1094 г. шла постоянная борьба за территории, которая сильно ослабляла страну и не позволяла собрать единую армию. Князья не хотели признавать авторитет друг друга и пытались захватить у противника все новые территории для получения прибыли и распространения своего влияния. Положение осложнялось половцев.

Владимир Мономах потерпел поражение в битве на Стугне в 1093 г., уступив часть территорий захватчикам. Позднее, в 1094 г., князь Олег Святославич заручился поддержкой половцев и выгнал Владимира из Чернигова. Заручившись поддержкой другого князя, Святополка Изяславича, Владимир хотел отвоевать обратно свои владения, но в это же время половцы совершили жестокий набег на южные территории. В течение двух лет Русь постоянно находилась в состоянии войны.

Чтобы исправить ситуацию, необходимо было помирить князей - с этой целью Владимир Мономах и созвал Любечский съезд в первый раз.

Основные решения Любечского съезда князей

Во время собрания князья занимались в основном переделом территорий. После многочасовой дискуссии съезд князей в Любече провозгласил следующее: заключить мир между князьями и обязать их приходить на помощь друг другу в борьбе с половцами. Основной целью Любечского съезда было создание единого государства.

Территории были поделены следующим образом:

  • Василько Ростиславич (с братом) - Теребовль, Червень, Перемышль;
  • Владимир Мономах - Переяславское княжество, Суздальско-Ростовская земля, Смоленск и Белоозеро;
  • Давыд Игоревич - Владимир-Волынский с Луцком;
  • Олег и Давыд Святославичи - Чернигов и Северская земля, Рязань, Муром и Тмутаракань;
  • Святополк Изяславич - Киев с Туровом и Пинском и титул великого князя.

Съезд русских князей в Любече провозгласил новый принцип деления земель. Князья наследовали территории, принадлежавшие их отцам, - родовое распределение. Таким образом, удавалось избежать споров за владения, а Русь постепенно должна была превратиться в феодальное государство.

Последствия Любечского съезда князей

К несчастью, князь Давыд Игоревич был недоволен новым договором и сразу после собрания сообщил Святополку о том, что Владимир Мономах и Василько Ростиславич имели тайный сговор и хотели захватить единоличную власть на Руси. Святополк поверил и по настоянию Давыда пригласил Василько к себе в Киев, где последний был немедленно обвинен в измене и посажен в темницу.

Владимир Мономах, видя, что начался новый конфликт, созвал второй съезд князей (1110 г.), на котором удалось заключить окончательный мирный договор. Князь Давыд был прощен за свое предательство.

Итоги Любечского съезда князей

Благодаря тому, что князьям удалось договориться, междоусобица на Руси закончилась и государство постепенно объединялось, чтобы дать отпор половцам. Великие князья смогли объединить свои войска и противостоять захватчикам, а Русь перешла в новую эпоху с новым политическим строем.

КНЯЖЕСКИЕ СЪЕЗДЫ - при-ня-тый в на-учной ли-те-ра-ту-ре тер-мин для обо-зна-че-ния пе-рио-дических. кня-же-ских встреч-со-ве-тов - од-но-го из клю-че-вых по-ли-тических ин-сти-ту-тов в Древнерусском го-су-дар-ст-ве , русских зем-лях и кня-же-ст-вах в XI - начале XV веков.

Основные функ-ции Княжеских съездов: ор-га-ни-за-ция вла-сти внут-ри ро-да Рю-ри-ко-ви-чей (вы-бор ки-ев-ско-го кня-зя, раз-дел и ус-та-нов-ле-ние по-ряд-ка на-сле-до-ва-ния вла-де-ний; при-ми-ре-ние отдельных кня-зей, уре-гу-ли-ро-ва-ние кон-флик-тов кня-же-ских кла-нов и коа-ли-ций), а так-же про-ве-де-ние внеш-не-по-ли-тических ак-ций, уре-гу-ли-ро-ва-ние внеш-не-по-ли-тических во-про-сов, в ча-ст-но-сти, с по-ло-вец-ки-ми ха-на-ми (в ко-че-вом ми-ре бы-то-вал ти-по-ло-ги-че-ски иден-тич-ный ин-сти-тут пе-рио-дических встреч ха-нов и ной-о-нов), с польскими, чешскими и венгерскими пра-ви-те-ля-ми.

Княжеские съезды бы-ли со-ве-та-ми пра-вя-щей ди-на-стии Рю-ри-ко-ви-чей (или от-дель-ных её «до-мов»), ка-ж-дый пред-ста-ви-тель ко-то-рой об-ла-дал по-тен-ци-аль-ным пра-вом на власть и воз-мож-но-стью об-ра-тить-ся к об-ще-му для всех со-брать-ев «кня-жо-му пра-ву». В XI - 1-й тре-ти XIII веков про-во-ди-лись со-глас-но ус-той-чи-вой про-це-ду-ре и при со-блю-де-нии ус-то-яв-шей-ся об-ряд-но-сти. Кня-зья встре-ча-лись в за-ра-нее ус-лов-лен-ном или оп-ре-де-лён-ном са-мой си-туа-ци-ей мес-те, за-тем на-чи-на-лось «стоя-ние на ко-нях» на-про-тив друг дру-га, пе-ре-го-во-ры че-рез по-слов; в слу-чае их бла-го-при-ят-но-го ис-хо-да на-чи-на-лась са-ма встре-ча. Ино-гда для это-го по-да-вал-ся специальный знак - «би-линч» (от тюркского - знак, при-ме-та). Кня-зья за-час-тую встре-ча-лись вне городских стен (в шат-рах), в не-боль-ших го-ро-дах и сё-лах, ре-же - в сто-ли-цах кня-жеств (Кие-ве , Чер-ни-го-ве, Вла-ди-ми-ре, Рос-то-ве). Мес-та для княжеских съездов вы-би-ра-лись с осо-бым смыс-лом; например, чер-ни-гов-ские Оль-го-ви-чи в XII веке не-од-но-крат-но со-би-ра-лись в селе Оль-жи-чи (воз-мож-но, их ро-до-вое вла-де-ние). Фор-му-ла ле-то-пи-си «сесть с брать-я-ми на еди-ном ков-ре» (как пред-ло-жил князь Вла-ди-мир Все-во-ло-до-вич Мо-но-мах князю Да-ви-ду Иго-ре-ви-чу на Ви-ти-чев-ском съез-де 1100 года), по всей ви-ди-мо-сти, яв-ля-лась не толь-ко ме-та-фо-рическим обо-зна-че-ни-ем кол-лек-тив-но-го со-ве-та, но и от-ра-жа-ла ре-аль-ную «по-ход-ную» об-ста-нов-ку съез-да. Ре-чи кня-зья про-из-но-си-ли в со-от-вет-ст-вии с пе-ре-го-вор-ным эти-ке-том, ко-то-рый пре-ду-смат-ри-вал ис-поль-зо-ва-ние ус-той-чи-вых ри-то-рических и пра-во-вых фор-мул. Ме-ж-ду-кня-же-ская ди-пло-ма-тия до середины XIII века. но-си-ла пре-иму-ще-ст-вен-но изу-ст-ный ха-рак-тер, за-тем ча-ще ста-ли упот-реб-лять-ся письменные гра-мо-ты, фик-си-ро-вав-шие до-го-во-ры. По дос-ти-же-нии кон-сен-су-са ка-ж-дый князь це-ло-вал крест, что скре-п-ля-ло до-го-вор: кня-зья предъ-яв-ля-ли кре-сты клят-во-пре-ступ-ни-кам или ли-цам, их пред-став-ляв-шим, в слу-чае на-ру-ше-ния клят-вы. Княжеские съезды не-ред-ко со-про-во-ж-да-лись или за-вер-ша-лись пи-ром и вза-им-ны-ми по-дар-ка-ми.

В ис-то-рио-гра-фии вы-ска-зы-ва-лись различные взгля-ды по во-про-су о ро-ли лиц не-кня-же-ско-го дос-то-ин-ст-ва, при-сут-ст-во-вав-ших на Княжеских съездах. Б.Д. Гре-ков и его по-сле-до-ва-те-ли счи-та-ли, что на Княжеские съезды на рав-ных вы-сту-па-ли не толь-ко кня-зья-Рю-ри-ко-ви-чи, но и другие пред-ста-ви-те-ли феодальной эли-ты, пре-ж-де все-го боя-ре и епи-ско-пы. Дру-гие ис-сле-до-ва-те-ли (в ча-ст-но-сти, Я.Н. Ща-пов) при-шли к вы-во-ду, что в боль-шин-ст-ве съез-дов XI-XII веков уча-ст-во-ва-ли кня-зья и ино-гда их пред-ста-ви-те-ли (по-слы, со-вет-ни-ки), но не ду-хов-ные ли-ца. Боя-ре и дру-жин-ни-ки ча-ще все-го вы-сту-па-ли на пе-ре-го-во-рах как со-вет-ни-ки, по-слы или те-ло-хра-ни-те-ли кня-зя; при этом они, ве-ро-ят-но, об-ла-да-ли пра-вом «со-ве-ща-тель-но-го го-ло-са». Си-туа-ция прин-ци-пи-аль-но из-ме-ни-лась во 2-й пололвине XIII - начале XV веков, ко-гда княжеские съезды окон-ча-тель-но транс-фор-ми-ро-ва-лись в со-ве-ты феодальной зна-ти.

Пер-вый на-дёж-но за-фик-си-ро-ван-ный в ис-точ-ни-ках княжеские съезды со-сто-ял-ся в 1026 году в Го-род-це (ско-рее все-го, в городе Го-ро-дец-Ос-тер-ский, ны-не Ос-тёр), где за-клю-чи-ли мир ки-ев-ский князь Яро-слав Вла-ди-ми-ро-вич Муд-рый и чер-ни-гов-ский князь Мсти-слав Вла-ди-ми-ро-вич. На этой встре-че бы-ли под-ве-де-ны ито-ги мно-го-лет-ней вой-ны за власть сы-но-вей ки-ев-ско-го князя Вла-ди-ми-ра Свя-то-сла-ви-ча, а дос-тиг-ну-тые до-го-во-рён-но-сти ста-ли пре-це-ден-том мир-но-го уре-гу-ли-ро-ва-ния ме-ж-ду-кня-же-ских от-но-ше-ний (ссыл-ки на ус-ло-вия ми-ра ис-поль-зо-ва-лись в по-ли-тических пе-ре-го-во-рах русский кня-зей да-же в 1195 году). На съез-де в Выш-го-ро-де (1072 год) осу-ще-ст-в-ля-лось, по пред-по-ло-же-нию ря-да ис-сле-до-ва-те-лей, со-став-ле-ние и ре-дак-ти-ро-ва-ние Рус-ской прав-ды. В конце XI - начале XII веков княжеские съезды ста-ли про-во-дить ча-ще, что бы-ло свя-за-но как с ре-ше-ни-ем клю-че-вых во-про-сов по-ли-тической жиз-ни Древнерусского государства так и с уси-лив-шей-ся по-ло-вец-кой опас-но-стью. Осо-бое ме-сто за-нял Лю-беч-ский съезд 1097 года, по-сле не-го про-шли Ви-ти-чев-ский съезд (10 августа 1100), съезд на реке Зо-лот-ча (1101 год), До-лоб-ские съез-ды (1103 и 1111 годы), к это-му же пе-рио-ду от-но-сит-ся съезд на реке Же-лянь, за-пись о ко-то-ром вхо-дит в ком-плекс граф-фи-ти Со-фий-ско-го со-бо-ра в Кие-ве.

На Ви-ти-чев-ском съез-де 1100 года, со-б-ран-ном для уре-гу-ли-ро-ва-ния кон-флик-та во-круг Те-ре-бовль-ско-го и Вла-ди-ми-ро-Во-лын-ско-го кня-жеств, воз-ник-ше-го по-сле Лю-беч-ско-го съез-да, ки-ев-ский князь Свя-то-полк Изя-сла-вич, пе-ре-яс-лав-ский князь Вла-ди-мир Все-во-ло-до-вич Мо-но-мах, чер-ни-гов-ский князь Да-вид Свя-то-сла-вич и нов-го-род-се-вер-ский князь Олег Свя-то-сла-вич за-клю-чи-ли ме-ж-ду со-бой мир. 30 августа на встре-чу явил-ся князь Да-вид Иго-ре-вич, ини-циа-тор на-па-де-ния на те-ре-бовль-ско-го князя Ва-силь-ко Рос-ти-сла-ви-ча в 1097 году. Од-на-ко пе-ре-го-во-ры за-шли в ту-пик, по-сле че-го все кня-зья де-мон-ст-ра-тив-но от-да-ли-лись от Да-ви-да Иго-ре-ви-ча, встав от-дель-но «на ко-нях» со свои-ми дру-жи-на-ми. Кня-зья, вме-сте об-су-ж-дая его судь-бу, не до-пус-ка-ли его к се-бе, лич-но к не-му боль-ше не об-ра-ща-лись, а ре-ше-ние съез-да со-об-щи-ли ему че-рез сво-их при-бли-жён-ных. Да-вид Иго-ре-вич стал «от-ре-чён-ным», то есть кня-зем-из-го-ем, по-те-рял пра-во ре-чи на съез-де. На том же съез-де Ва-силь-ко Рос-ти-сла-вич был ли-шён Те-ре-бов-ля и дол-жен был ос-тать-ся на по-пе-че-нии бра-та - Во-ло-да-ря Рос-ти-сла-ви-ча - или ки-ев-ско-го кня-зя (бра-тья Рос-ти-сла-ви-чи не под-чи-ни-лись это-му ре-ше-нию и от-стоя-ли свои вла-де-ния). Ре-ше-ния съез-да 1100 года под-твер-ди-ли по-ли-ти-ко-юри-дическую нор-му кня-же-ско-го пра-ва, со-глас-но ко-то-рой «муж» от-ве-ча-ет за пре-сту-п-ле-ние «го-ло-вой», а князь - во-ло-стью. На До-лоб-ском съез-де 1103 года Вла-ди-мир Все-во-ло-до-вич Мо-но-мах, Свя-то-полк Изя-сла-вич и их со-вет-ни-ки-дру-жин-ни-ки при-ня-ли ре-ше-ние ор-га-ни-зо-вать по-ход про-тив по-лов-цев вес-ной, ко-гда ко-чев-ни-ки ос-лаб-ле-ны по-сле зи-мов-ки. К по-хо-ду при-сое-ди-ни-лись и другие русские кня-зья. На До-лоб-ском съез-де 1111 года Свя-то-полк Изя-сла-вич и Вла-ди-мир Мо-но-мах вновь на-стоя-ли на вне-уроч-ном (вес-ной, в раз-га-ре по-сев-ной) по-хо-де на по-лов-цев, ко-то-рый сно-ва за-вер-шил-ся раз-гро-мом ко-чев-ни-ков. На До-лоб-ских съез-дах сло-жи-лась но-вая во-енная док-три-на русских кня-зей, пред-по-ла-гав-шая от-каз от обо-ро-нительной так-ти-ки и ор-га-ни-за-цию даль-них по-хо-дов для унич-то-же-ния по-ло-вец-ких ко-че-вий.

В XII - 1-й тре-ти XIII веках тра-ди-ция про-ве-де-ния княжеских съездов со-хра-ни-лась. Про-во-ди-лись и мас-штаб-ные съез-ды стар-ших кня-зей (1115 год, 1135 год, 1145 год, 1150 год, 1154 год, 1155 год, 1159 год, 1170 год, 1195 год, 1203 год, 1223 год), и встре-чи пред-ста-ви-те-лей отдельных кня-зей, кня-же-ских кла-нов и коа-ли-ций (1142 год, 1147 год, 1158 год, 1159 год, 1194 год, 1206 год, 1207 год, 1216/1217 год).

По-ми-мо соб-ст-вен-но княжеских съездов, русские кня-зья ре-гу-ляр-но про-во-ди-ли съез-ды со-вместно с по-ло-вец-ки-ми ха-на-ми (ка-ж-дой вес-ной и при сме-не ки-ев-ско-го кня-зя). Впер-вые в «По-вес-ти вре-мен-ных лет» по-доб-ный съезд упо-ми-на-ет-ся в 1054/1055 годах, ко-гда мир за-клю-чи-ли пе-ре-яс-лав-ский князь Все-во-лод Яро-сла-вич и по-ло-вец-кий хан Бо-луш.

По-сле мон-го-ло-та-тар-ско-го на-ше-ст-вия княжеские съезды про-во-ди-лись в Северо-Восточной Ру-си вплоть до начала XV века. В ис-то-рио-гра-фии они из-уче-ны не-до-ста-точ-но, от-сут-ст-ву-ет их пол-ный пе-ре-чень, не про-ве-де-на ре-кон-ст-рук-ция про-це-ду-ры. На них в ка-че-ст-ве пол-но-прав-ных уча-ст-ни-ков при-сут-ст-во-ва-ли не толь-ко кня-зья-Рю-ри-ко-ви-чи, но и пред-ста-ви-те-ли бо-яр-ст-ва, цер-ков-ные иерар-хи, та-тар-ские пос-лы (не-ред-ко кон-тро-ли-ро-ва-ли ор-га-ни-за-цию и ход княжеских съездов от име-ни ха-нов Зо-ло-той Ор-ды) и др. А.Н. На-со-нов от-ме-тил ти-по-ло-гическую бли-зость княжеских съездов это-го вре-ме-ни и монгольских ку-рул-та-ев. Предс-та-ви-тель-ные княжеские съезды про-шли в 1296 году во Вла-ди-ми-ре, в 1300/1301 годах в Дмит-ро-ве, в 1340 году в Мо-ск-ве; в но-ябре 1374 года в Пе-ре-яс-лав-ле, в мар-те 1375 года (на них вы-ра-ба-ты-ва-лась об-щая по-зи-ция русских кня-зей по от-но-ше-нию к Ма-маю). Од-ним из по-след-них за-фик-си-ро-ван-ных в ле-то-пи-сях княжеский съезд стал съезд 01 ноября 1380 года пос-ле Ку-ли-ков-ской бит-вы 1380 года .

Ин-сти-тут княжеского съезда, на-ря-ду со схо-жи-ми польскими ин-сти-ту-та-ми, стал про-об-ра-зом ари-сто-кра-тических сей-мов в Великом княжестве Ли-тов-ском. Тра-ди-ция со-вме-ст-но ре-шать важ-ней-шие внут-ри- и внеш-не-по-ли-тические во-про-сы во-пло-ти-лась в дея-тель-но-сти со-ве-щательных ор-га-нов - Бо-яр-ской ду-мы, а позд-нее - Зем-ских со-бо-ров и др.

Иллюстрации:

Ви-ти-чев-ский съезд 1100 года. Ми-ни-а-тю-ра Рад-зи-вил-лов-ской ле-то-пи-си. XV век. Биб-лио-те-ка РАН (Санкт-Пе-тер-бург). Архив БРЭ.

Постоянные распри между князьями привели к экономическому и военному ослаблению русских городов. Этим обстоятельством пользовались половцы, устраивавшие регулярные набеги на русские земли. Они осадили город Торческ. Город более 3-х месяцев выдерживал осаду, пока была вода и пища. Но когда все закончилось, горожане решили сдаться. Неверные, в отместку за сопротивление, увели людей в плен, а город сожгли.

Потом половцы сожгли город Юрьев, а выбежавшие горожане отправились к Киеву. Святополк приказал строить город в Витичевском урочище на холме, который он назвал Святополческ. Новый город заселили бежавшие от половецких бесчинств юрьевчане.

Упомянутые злодейства — это только малая доля злодейств, учиненных половцами на русской земле.

Поняли князья, что не может так долго продолжаться. Если не найдут общего языка друг с другом половцы уничтожат все, что было создано, собрано и построено. Мужчин поработят или изведут, женщин сделают своими наложницами.

Священники и бояре тоже выражали недовольство княжескими распрями. Требовали объединиться ради борьбы с внешним врагом.

В 1097 году съехались Святополк, Владимир, Давид Игоревич, Василько Ростиславович, Давид Святославович и брат его Олег в городе Любече () на совет. По мнению Карамзина, вдохновителем этого любечцкого съезда был князь .

Правда, Олег приехал на съезд в большей степени по принуждению, чем по доброй воле.

Когда его первый раз звали на совет в Киев, он пообещал приехать вместе с братом, который княжил в Смоленске. А сам, набрав в Смоленске воинов, направился в Муром, где княжил Изяслав Владимирович. В битве с Олегом погиб князь Изяслав. Горожане приняли Олега, правившего в Муроме раньше. Вдохновленный победой Олег направился на Суздаль. Суздальцы тоже сдались ему. Потом Олег подчинил себе Ростов Великий.

Олег завоевывал города, заручившись военной поддержкой половцев. Удовлетворенный своими победами, он закрывал глаза на злодеяния, творимые нечестивцами. Это обстоятельство возбуждало ненависть к нему, как со стороны народа, так и со стороны князей. Олег догадывался об этом, стал осторожным и недоверчивым.

У Олега в руках был сын половского князя Итларя. Святополк и Владимир потребовали от Олега, чтобы он убил юношу. Но тот посчитал это ненужным кровопролитием и отказался.

В 1096 году Святополк и Владимир снова попытались вызвать Олега в Киев. «Приезжай в Киев, урядимся о Русской земле пред епископами, игуменами, мужами отцов наших и людьми городскими, чтобы после нам можно было сообща оборонять Русскую землю от поганых». Олег велел отвечать: «Не пойду на суд к епископам, игуменам да смердам»

Тогда Святополк и Владимир объявили Олегу: «Ты нейдешь с нами на поганых, -велели они сказать ему, — нейдешь к нам на совет – значит, мыслишь на нас недоброе, и поганым помогать хочешь; пусть же Бог рассудит нас!»

Братья решили идти на Олега войной. В конце концов, загнанный в угол князь Олег был вынужден встретиться со своими двоюродными братьями и племянниками.

И говорили князья друг другу: «Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут войны. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей». По взаимному соглашению любечский съезд русских князей 1097 принял решение:

  • Святополк станет владеть Киевом, Изяславовой отчиной,
  • Владимиру Всеволодовичу, прозванному Мономахом, достались вотчины отца его: Белоозеро, Суздаль, Ростов, Смоленск, Переславль,
  • Давид Игоревич получил Владимир Волынский,
  • Братьям Олегу, Давиду и Ярославу Святославовичам достались Чернигов, Муром,
  • Володарь остается править в Перемышле,
  • Василько Ростиславович – в Теребовле.

Свое решение закрепили целованием святого креста. При этом было сказано: „Если отныне кто на кого пойдет, против того будем мы все и крест честной». Сказали все: „Да будет против того крест честной и вся земля Русская». Порешив, таким образом, между собою, князья разошлись по домам.

Но одно дело решить, а другое – исполнить. Как следует из «Повести временных лет», «дьявол огорчен был их любовью. И влез сатана в сердце некоторым мужам». Распри не прекратились. Съезд князей в Любече в 1097 году, к сожалению, остановить их не смог. Наветы, разногласия, зависть еще долго сталкивали русских правителей, вынуждая их, поднимать оружие друг против друга. От вражды, бывшей между князьями, страдал простой народ.

В середине XI в., после смерти киевского князя Ярослава Мудрого (1019-1054) Русская земля была поделена его сыновьями на отдельные княжества. Старший – Изяслав – получил Киев, Великий Новгород и Туровское княжество; Святослав – Черниговскую землю, земли вятичей, Рязань, Муром и Тмутаракань; Всеволод – Переяславль Киевский, Ростово-Суздальскую землю, Белоозеро и Поволжье; Игорь – Владимир-на-Волыни; Вячеслав – Смоленск. Таким образом, Русское государство, считавшееся ранее единым, оказалось разделенным на «отчины», и каждый из князей самостоятельно владел доставшимся ему уделом. Ярослав завещал своим сыновьям любить друг друга и жить между собой в мире, сообща править государством. Однако вскоре сыновья забыли советы отца и начали вести междоусобные войны с целью расширения своих уделов, овладением великокняжеским столом или более богатым городом.

Внутренние противоречия создали тревожное, неустойчивое положение на Руси, усугублявшееся обострением внешней обстановки. В середине XI в. в южнорусские степи пришли грозные половцы, совершавшие опустошительные набеги. Постоянное половецкое присутствие вблизи русских границ особенно ощущалось в южных районах страны. Видя княжеские усобицы, половцы действовали активнее, нападая уже не только на пограничье, но и осуществляя походы далеко вглубь русских земель.

В связи с растущей половецкой опасностью возникла насущная необходимость объединить все силы Руси, любой ценой прекратив княжеские распри. Переяславский князь Владимир Мономах выступил с крайне важной в политическом отношении инициативой – собраться всем вместе с целью мирного устроения. Его поддержал Великий князь киевский Святополк Изяславич. В октябре 1097 г. шесть князей съехались в городе Любече (ныне Черниговская обл.) на свой первый съезд. Помимо киевского и переяславского князей, в нем приняли участие смоленский князь Давид Святославич, его брат черниговский князь Олег Святославич, владимир-волынский князь Давид Игоревич и теребовльский князь Василько Ростиславич вместе с малыми дружинами. Они признали, что усобицы идут на пользу только половцам: «Для чего губим русскую землю, сами между собой устраивая раздор? А половцы землю нашу раздирают на клочья и радуются тому, что мы войны ведем меж собой. Объединимся отныне единым сердцем и будем беречь и почитать землю русскую».

Участники любечского съезда договорились, кому какой «отчиной» владеть. Каждому князю были отданы те земли, которые принадлежали его отцу. Был провозглашен принцип: «Каждо да держит отчину свою». Князья целовали крест на том, что если кто заведет смуту, то идти на него всем князьям, всей землей.

Значение Любечского съезда 1097 г. заключалось в том, что это была первая в значительной степени удачная попытка прекратить процесс распада Руси на мелкие удельные княжества путем изменения принципов наследования. Перед князьями стояла общая цель – оказание совместного вооруженного отпора врагу. Первый Любечский съезд прекратил на время междоусобную борьбу и позволил объединить силы пограничных княжеств против половецкой угрозы.

Не один раз еще Любеч становился местом встречи враждующих сторон. Однако съезд 1097 г. по своей актуальности и значению принятых на нем решений историки считают самым важным.

План
Введение
1 Порядок проведения, состав участников
2 Съезды XI - нач. XII вв
3 Съезды XII - 1-й пол. XIII вв
4 Съезды с половцами
5 Съезды в русских княжествах
5.1 Черниговское княжество
5.2 Рязанское княжество
5.3 Смоленское княжество
5.4 Северо-Восточная Русь

Список литературы

Введение

Съезды русских князей - личные встречи Рюриковичей, предпринимаемые для урегулирования разногласий и совместного решения вопросов внутренней и внешней политики. Проводились в Киевской Руси и отдельных русских княжествах с XI по XIV век.

Съезды носили официальный характер и имели формализованную процедуру. По форме они представляли собой «семейный» совет, что отвечало существовавшему в княжеской среде представлению, что все части Руси управляются братьями одного рода. В XI - начале XII веков решения крупных съездов, в которых принимали участия все старшие князья своего поколения, определяли политическое устройство Киевской Руси. В последующий период, в условиях разрастания династии и наступления феодальной раздробленности, появились региональные съезды, проводившиеся среди княжеских ветвей в рамках той или иной земли, и встречи отдельных князей. При этом вплоть до монгольского нашествия периодически продолжали собираться и общерусские съезды, успешно решавшие, в первую очередь, задачи организации совместных походов против кочевников. Особым видом съездов были т. н. «роты» - регулярные встречи киевских князей с половецкими ханами, предпринимаемые для поддержания мирных отношений. По подсчётам А. С. Щавелева в домонгольский период на Руси в общей сложности состоялось до 170 княжеских встреч разного уровня.

В историографии съезды Рюриковичей рассматриваются как особый институт, но его роль, особенно в период раздробленности, является не достаточно изученной и трактуется диаметрально противоположно: от признания съездов высшим органом власти страны (В. Т. Пашуто) до их оценки как архаической процедуры, не оказывавшей реального воздействия на политический строй (Б. А. Рыбаков, А. П. Толочко).

1. Порядок проведения, состав участников

Типичная процедура съезда выглядела следующим образом: князья каждый со своей дружиной прибывали в заранее условленное место и, расположившись отдельно друг от друга, начинали «стояние на конях». Происходил обмен послами для предварительных переговоров. Затем начинался непосредственно съезд. Местом его проведения чаще всего были княжеские шатры, разбитые вне городских стен, либо небольшие городки и замки, иногда сёла. Реже съезды проходили в Киеве и региональных столицах. В ходе съезда князья произносили речи. Договорённости имели преимущественно устную форму и сопровождались риторическими формулами и ссылками на правовые прецеденты прошлого. Достигнутые соглашения скреплялись крестоцелованием, которое должен был совершить лично каждый князь. Кресты хранили и могли предъявить в случае нарушения клятвы, такой поступок считался абсолютным грехом и очень остро воспринимался обществом. По завершению съезда устраивался пир (иногда несколько пиров, даваемых князьями друг другу по очереди). Пир сопровождался совместным распитием из одной чаши и обменом подарками. Их предметами были меха, дорогая одежда, лошади, оружие и амуниция, а также просто различные редкие или необычные вещи. Например, на съезде 1160 года Ростислав Мстиславич Смоленский присовокупил к своим дарам Святославу Ольговичу Черниговскому рыбьи зубы.

Съезды носили ярко выраженный элитарный характер. Лица некняжеского достоинства непосредственного участия в обсуждении обычно не принимали. Когда в 1096 году Святополк Изяславич и Владимир Мономах предложили своему двоюродному брату Олегу Святославичу прибыть в Киев и заключить договор в присутствии духовенства, бояр и горожан, тот презрительно заявил, что «не пристойно судить меня епископу, или игуменам, или смердам». Представители духовенства на съезды практически никогда не приглашались. Вместе с тем с кон. XII века тенденции к эволюции съездов в сторону большей представительности проявились в некоторых княжествах и были связаны с процедурой передачи власти, когда правящий князь при своей жизни определял наследника. Для этого собирался «Собор», помимо князей включавший в себя представителей знати, духовенства и городов. Подобное имело место в Галицком княжестве (в 1187 году, по повелению Ярослава Осмомысла) и Владимиро-Суздальском (1211, по инициативе Всеволода Большое гнездо).

2. Съезды XI - нач. XII вв

Городецкий съезд (1026/1027) - первый достоверно известный съезд Рюриковичей. Состоялся между братьями Ярославом Мудрым и Мстиславом Тмутараканским - единственными к тому времени оставшимися в живых детьми Владимира. Согласно «Повести временных лет», их встреча состоялась у Городца (очевидно, Городец-Остёрский Черниговской земли, либо одноимённый Городец близ Киева). Братья заключили мир на условиях признания старшинства Ярослава и раздела «Русской земли» по Днепру. Левобережье с центром в Чернигове отошло к Мстиславу. Тем самым была выработана модель, по которой в дальнейшем улаживались конфликты между русскими князьями. Об исторической значимости съезда свидетельствует тот факт, что ещё в конце XII века Мономаховичи и Ольговичи аппелировали к нему в своих спорах;

Съезд у Орши (10 июля 1067) - «неудавшийся» съезд сыновей Ярослава Мудрого - киевского князя Изяслава, черниговского князя Святослава и переяславского князя Всеволода с одной стороны и полоцкого князя Всеслава Брячиславича с двумя своими сыновьями - с другой. Съезду предшествовала война, в которой Всеслав потерпел поражение. Ярославичи пригласили его на встречу, поцеловав крест, что не причинят зла. Но как только Всеслав переплыл на левый берег Днепра, где располагался лагерь братьев, и вошёл в шатёр к Изяславу, он вместе с сыновьями был вероломно пленён. Его привезли в Киев и посадили в поруб. Через год его освободили восставшие киевляне, и он даже смог на короткое время стать киевским князем. Это событие пришлось на праздник Крестовоздвиженья и было воспринято современниками как божья кара за клятвопреступление;

Вышгородский съезд (20 мая 1072) - съезд Ярославичей (Изяслава, Святослава и Всеволода), состоявшийся в присутствии митрополита и духовенства в Вышгороде для торжественного перенесения мощей Бориса и Глеба в новую каменную церковь. Большинство исследователей трактует эту церемонию как официальную канонизацию погибших князей и объясняют её желанием создать культ покровителей княжеского рода. Существует предположение, что именно на этом съезде была принята «Правда Ярославичей»;

Съезд на Желяни (4 декабря 1093?) - съезд старших внуков Ярослава Мудрого: Святополка Изяславича, Владимира Мономаха и Олег Святославича на речке Желяни для «сотворения мира». В летописях не упомянут. О его нём известно из граффити на стене киевского Софийского собора. Данное обстоятельство может свидетельствовать о том, что съезды проводились чаще, чем это отмечено в летописях. Год встречи не назван. По мнению А. С. Щавелева, вероятнее всего она имела место в 1093 и была связана с неудачными действиями Святополка против половцев;

Любечский съезд (1097) - самый известный съезд русских князей. Состоялся в городе Любече (на Днепре) с целью договориться о прекращении междукняжеских распрей из-за уделов и сплотиться против разорявших Русь половцев. На Любечском съезде присутствовало 6 князей - князь киевский Святополк Изяславич, переяславский князь Владимир Мономах, черниговский князь Олег Святославич, его брат Давыд Святославич, волынский князь Давид Игоревич и князь Василько Ростиславич. Любечский съезд провозгласил принцип наследования князьями земель своих отцов. Это решение констатировало наличие нового политического строя на Руси и в перспективе открыл процесс создания региональных династий.

Городецкий съезд (весна 1098) - военный съезд, устроенный по инициативе Владимира Мономаха с Давыдом и Олегом против Святополка, после того как тот бесцеремонно нарушил договорённость Любечского съезда и пленил Василька Ростиславича, а затем позволил Давыду Игоревичу его ослепить. Братья собрались вместе с дружинами в лесу под Городцом и отправили послов к Святополку со словами: «Зачем ты зло это учинил в Русской земле и вверг нож в нас? Зачем ослепил брата своего? Если бы было у тебя какое обвинение против него, то обличил бы его перед нами, а, доказав его вину, тогда и поступил бы с ним так» . Не приняв оправдания Святополка, на следующее утро братья перешли Днепр и двинулись на Киев. Святополк хотел бежать из города, но киявляне не дали ему этого сделать. Кровопролития удалось избежать при посредничестве матери Владимира Мономаха и митрополита. Святополк обязался перед братьями изгнать Давыда.

Съезд в Уветичах (1100) - Святополк, Владимир Мономах, Давыд и Олег Святославичи заключили между собой мир 10 августа, a 30 августа собрались вновь для суда над Давыдом Игоревичем, нарушившим перемирие, установленное в Любече. Давыд был лишён Владимиро-Волынского княжества, получив взамен городки Бужский Острог, Дубен, Чарторыйск и 400 гривен серебра. Примирение князей позволило им в последующие годы организовать широкомасштабные походы против половцев;

Золотченский съезд (1101) - съезд всех братьев (7 князей, из Святославичей присутствовал ещё и Ярослав) на реке Золотче. На съезд прибыли половецкие послы с просьбой о мире. Князья передали им предложение встретиться в городе Саков (в пределах левобережней Киевщины). Русско-половецкий съезд состоялся 15 сентября, стороны обменялись заложниками и заключили мир;

Долобский съезд (весна 1103) - съезд Святополка и Владимира Мономаха у Долобского озера близ Киева для организации совместного похода на половцев. В отличие от предыдущих съездов переговоры проходили с участием дружины. Дружина Святопока выступила против идеи пойти в поход на половцев весной, в ответ Владимир Мономах произнёс речь, после которой дружинники не смогли ничего возразить, и Святополк согласился.