Теория предельной полезности. Экономические теории институционализма

Туган-Барановский Михаил Иванович (1865 - 1919) - известный русский экономист и историк. Окончил Харьковский университет (1888). Получил стопень магистра политэкономии за работу "Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние иа народную жизнь" (1894). Первоначально представитель "легального марксизма", позже перешел на либерально-демократические позиции, вступил в партию кадетов. Известен как один из организаторов и видных деятелей дореволюционного кооперативного движения. Сотрудничал в журналах "Мир Божий", "Начало", "Вестник Европы" и других. Совместно с М. М. Ковалевским.и М. С. Трушевским редактировал издание "Украинский народ в его прошлом и настоящем". В 1917 - 1918 годах состоял министром финансов украинской Центральной Рады. Автор книг: "Русская фабрика в прошлом и настоящем" (1898), "Теоретические основы марксизма" (1905), "Основы политической экономии" (1909), "Социальная теория распределения" (1913).


Туган-Барановский Михаил Иванович (1865, Купянский у. Харьковской губ. - 1919, ок. Одессы) - экономист. Род. в дворянской семье. Окончив классическую гимназию, поступил на физико-математический ф-т Харьковского ун-та. За участие в студенческом рев.-демократическом движении был исключен из ун-та, но революционером не стал. Осознавая необходимость полит. борьбы и мечтая о социализме, понимаемом им как общество без эксплуатации, в к-ром появится возможность переустройства всей духовной культуры и расцвета гармонической личности, Туган-Барановский основывал свою веру на постулатах И. Канта, считал, что "как верховная цель в себе, человек не может быть никогда обращен в средство для других целей", и поэтому отрицал якобинство. Получив разрешение вернуться в ун-т, Туган-Барановский в 1889 сдал экзамены за курс юридического и физико-математического ф-тов и был удостоен степени кандидата. С 1893 служил без усердия в департаменте Министерства финансов. Успешно преподавал в женском уч-ще Коммерческого счетоводства, Петербург, ун-те и на Высших женских курсах, но только после Февральской рев. 1917 был утвержден в звании профессора. В 1898 за исследование по истории капитализма "Русская фабрика в прошлом и настоящем" Туган-Барановский получил степень доктора полит, экономии. Принадлежал к "легальным марксистам" и писал, что "никогда не был неограниченным поклонником Маркса и всегда относился к его теории, признавая ее сильные стороны, критически". В 1908 Туган-Барановский критиковал тоталитарную утопию о миллионах бездумно послушных счастливцев и пастырях, несущих за них бремя власти и ответственности. Теоретические работы Туган-Барановский - "Очерки из новейшей истории политической экономии и социализма" (1903), "Теоретические основы марксизма" (1905), "Социализм как положительное учение" (1918) и др. - формулировали реалистическую программу хозяйственного развития. Он полагал, что кооперация, основанная на свободной самоорганизации, - прообраз будущего общества. Туган-Барановский активно участвовал в кооперативном движении, пропагандируя его в научных работах, в журн. "Вестник кооперации", к-рым руководил с 1909. Член кадетской партии, Туган-Барановский выдвигался в Гос. думу, но не был избран. Октябрьской рев. не принял. После короткого пребывания на посту министра финансов украинской Центральной рады Туган-Барановский отошел от полит, деятельности, занимаясь преподаванием и наукой. Умер от приступа стенокардии.

Биография М.И. Туган-Барановского

Туган-Барановский Михаил Иванович (8.1.1865, Харьковская губерния, -- 21.1.1919, близ Одессы), русский экономист, историк, один из представителей "легального марксизма". Вступил в партию кадетов в период Революции 1905--07. В конце 1917 -- январь 1918 был министром финансов контрреволюционной Центральной рады. Окончил Харьковский университет (1888). В 1895--99 приват-доцент Петербургского университета по кафедре политэкономии; с 1913 профессор Петербургского политехнического института. Получил степень магистра политэкономии за работу "Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь" (1894). Главную причину кризисов Туган-Барановский видел не в противоречии между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения, а в особенностях движения ссудного капитала, в ограниченности банковских ресурсов. Итогом изучения истории русской промышленности явилась книга "Русская фабрика в прошлом и настоящем" (т. 1, 1898), фактический материал которой и ряд частных выводов и наблюдений сохранили своё значение и ныне.

В 90-е гг. Туган-Барановский изучал работы К. Маркса, но встал на позиции "легального марксизма"; активно участвовал в спорах с либеральными народниками, доказывая, что капитализм в России прогрессивен и исторически обусловлен. С 1900-х гг. открыто выступал в защиту капитализма с ревизионистской критикой основных положений марксизма. Издал "Теоретические основы марксизма" (1905), в которых объявил теорию Маркса только "отчасти верной", и "Основы политической экономии" (1909). В. И. Ленин относил Туган-Барановского к буржуазным демократам, "... для которых разрыв с народничеством означал переход от мещанского (или крестьянского) социализма не к пролетарскому социализму, как для нас, а к буржуазному либерализму" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 16, с. 96). Туган-Барановский участвовал в кооперативном движении, которому посвятил ряд работ; наиболее значительная "Социальные основы кооперации" (1916). В 1917--1918 гг. был министром (секретарем) финансов Украинской народной республики. Принимал участие в создании Украинской академии наук. Умер 21 января 1919 в Одессе в вагоне поезда, которым в составе украинской делегации ехал на Версальскую мирную конференцию.

М.И. Туган-Барановский о социализме

Гуманистические принципы раннего марксизма были в центре философии русского народничества. Социализм, согласно народнической концепции - это необходимая стадия общественного прогресса, потому что он реализует внутренне присущие человечеству черты коллективизма, солидарности. Типы народных форм производства должны были включать не только самоуправление конкретных экономических единиц, но и уравнительное начало. Более того, уравнительное начало рассматривалось "народниками" как движущий элемент перехода к социализму. Представляют интерес взгляды П.Л.Лаврова.

Ведущим направлением конца девятнадцатою века были представители марксистского направления, получившего название "легального марксизма" (П.Б.Струве, Тюган-Барановский, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев). Своими работами они способствовали развитию марксизма, начиная от теории ценности и кончая теорией экономических конъюнктур. Н.А.Бердяев (1874-1948) и С.Н.Булгаков (1871-1944) положили начало современным концепциям этического социализма, акцентируя внимание на проблеме духовных ценностей: человеческую личность они рассматривали как абсолютную ценность бытия.

Известный русский экономист М.И.Туган-Барановский также большое внимание уделяет проблемам экономического и социально-политического развития России. В 1906 г. он выпустил специальную работу "Современный социализм в своем историческом развитии", а в 1918 г. - "Социализм как положительное учение". В этих работах социализм рассматривался в узком и широком смысле слова. Социализм в узком смысле слова представал как специфическая форма товарного хозяйства, в которой сочетаются элементы капитализма и индекализма. Под последним понималась система, в которой рабочие данного предприятия непосредственно принимают участие в его управлении и распределении полученного продукта.

Конечный продукт развития - социализм - в широком смысле слова представал как некий анархический коммунизм, где новый уровень производительных сил сочетается с появлением нового типа человека. Происходит органичное сочетание централизованного государственного управления с использованием средств производства кооперативами трудовых коллективов.

В отличие от представителей народничества М.И.Туган-Барановский считает, что Россия уже встала на путь развития капитализма и весь вопрос заключается в том, что несет капитализм - гибель или "с ним загорается заря надежды". В традициях русской социально-экономической мысли он критикует капиталистическую систему хозяйства, отмечая что при данном строе огромное большинство населения обречены постоянно служить средством для увеличения 6лагосостояния других общественных классов, несравненно менее многочисленных. Поэтому неизбежен переход к социалистическому обществу. Цель социализма, как отмечает М.И.Туган-Барановский, устроить жизнь на началах свободы, правды и справедливости. Он считал, что в основе социализма как учения о справедливом обществе должна лежать этическая идея, сформулированная И.Кантом - Идея о равноценности человеческой личности, о человеческой личности как цели в себе. М.И.Туган-Барановский пишет, "...что люди равны по своим правам на жизнь и счастье, равны по тому уважению, к каким мы должны относиться к интересам их всех, они равны по бесконечной ценности, которой обладает личность каждого из них". При социализме, по его мнению, развитие каждой отдельной личности становится главной общественной целью.

Большое внимание М.И.Туган-Барановский уделяет анализу типов социализма, выделяя государственный, коммунальный и синдикальный социализм, считая при этом, что именно государственный социализм придает общественному производству пропорциональность и планомерность и дает возможность быстрого роста общественного богатства. государственным социализмом, по мнению М.И.Туган-Барановского, может быть назван такой строй социализма, при котором хозяйственной единицей являлось бы все государство. Под синдикальным социализмом М.И.Туган-Барановский понимает такую форму социалистического строя, при которой средства производства принадлежат не всему государству, как целому, но отдельным группам рабочих, работающих при помощи этих средств производства. При этом каждая из этих групп рабочих является автономной и самоуправляющейся производственной единицей. Однако при этом типе социализма роль государства остается очень значительной, так как только государство может согласовывать, действия различных рабочих ассоциаций.

При коммунальном же социализме государство совершенно исчезает или его роль сводится к очень незначительным функциям. Самым замечательным представителем коммунального социализма М.И.Туган-Барановский считал Ш.Фурье.

В работе "Социализм как положительное учение" М.И.Туган-Барановский подчеркнул, что для построения хозяйственного плана социалистическое общество будет вычерчивать кривые полезности по каждому продукту и кривые их трудовой стоимости, и в точке их пересечения будет отыскиваться оптимальная цена на все виды продуктов.

Рассматривая государственный социализм М.И.Туган-Барановский отмечает, что хотя последний и обеспечивает планомерность, пропорциональность развития и приоритет общественных потребностей, но он сохраняет элементы принуждения и противоречит идее полного и свободного развития человеческой личности.

И потому, согласно убеждению М.И.Туган-Барановского, хотя создание общественного богатства и обладает "значительной положительной ценностью", но оно не может идти за счет принижения человеческой личности. Не может считаться общественным благом низведение трудящегося человека до простого винтика огромного государственного механизма, до "простого подчиненного орудия общественного целого". Поэтому М.И.Туган-Барановский предлагает дополнить систему государственного социализма элементами коммунального и синдикального социализма. Он считает, что в наибольшей степени соответствует Идеалу свободного развития человека такая форма организации труда как кооперация, поскольку она строится на взаимном согласии членов при свободе вступления и выхода из кооперативной организации.

В тенденции, по мнению М.И.Туган-Барановского, общество должно до конца превратиться в добровольный союз свободных ладей - стать насквозь свободным кооперативом.

Следует обратить внимание, что социальным идеалом М.И.Туган-Барановского является не социальное равенство, а социальная свобода. Общество совершенно свободных людей - вот, по его мнению, конечная цель общественного прогресса. В приближении к социалистическому идеалу и заключается весь исторический прогресс человечества. Это положение явно имеет много общего с идеей Маркса, рассматривающего будущее общество как союз свободных людей, работающих общими средствами производства и планомерно расходующих свои индивидуальные рабочие силы как одну общую силу.

туган барановский марксизм инвестиционный цикл

Михаил Иванович Туган-Барановский - это российско-украинский экономист, расцвет академической карьеры которого пришелся на начало XX века. Также он был известным политиком и государственным деятелем. Туган-Барановский является представителем так называемого легального марксизма в царской России. Йозеф Шумпетер считал его самым выдающимся русским экономистом своего времени. За свою жизнь он написал множество работ, посвященных теории стоимости, распределению общественного дохода, и основам совместной управленческой деятельности.

Туган-Барановский: биография

Будущий нобелевский лауреат родился 8 января 1865 года в с. Соленом, недалеко от Харькова. Сегодня это территория Украины, но в те времена земли входили в состав Российской империи. Туган-Барановский происходил - по отцовской линии - из рода польско-литовских татар. Мать ученого была этнической украинкой из Туган-Барановский учился в школе в Киеве и Харькове. С детства увлекался философией, изучал работы Эммануила Канта. В 1884-м поступил в Харьковский университет, где продолжил изучение естественных наук. Через четыре года Туган-Барановский получил степень кандидата наук. Но к этому времени его уже заинтересовала поэтому он решил продолжить обучение. В 1890-м Михаил Иванович Туган-Барановский получил еще одну степень. Годом ранее он женился на дочке директора Санкт-Петербургской консерватории Лидии Давыдовой. Он активно участвовал в общественной деятельности и построил успешную академическую карьеру. В начале 1919 года Туган-Барановский был отправлен на конференцию в Париж в качестве руководителя украинской делегации. Во время поездки он перенес два приступа стенокардии и скончался в поезде недалеко от Одессы от третьего.

Революционные настроения

Во время обучения в университете Туган-Барановский начал активно участвовать в революционном движении против царизма в России. Он был знаком с братом Владимира Ленина, которого казнили в 1887 году за участие в покушении на жизнь Александра III. Дружбу прервал арест Туган-Барановского за участие последнего в студенческой демонстрации в Санкт-Петербурге, посвященной 25 годовщине смерти писателя Николая Добролюбова.

Первые удачные статьи

Успешная академическая карьера Тугана-Барановского началась в 1890 году. Его первая статья под названием «Доктрина маржинальной полезности экономических благ» была опубликована в октябре в журнале «Юридический вестник». В этой работе он аргументированно доказывал, что трудовая теория стоимости и современная ему маржиналистская экономика не находятся в антагонистическом противостоянии, а дополняют друг друга.

«Жизни выдающихся людей»

После первого успеха на теоретическом поприще науки Туган-Барановский решил написать краткий обзор биографии и экономических воззрений Пьера-Джозефа Прудона и Джона Стюарта Милля для серии книг, которая публиковалась издательством Павленкова. У него получилась небольшая работа, всего на 80 страниц. В ней Михаил Туган-Барановский раскритиковал Прудона за отсутствие у последнего внутренней согласованности теста, его стилистическую неясность, нехватку воображения и лицемерную поддержку режима Наполеона. Взгляды Милля больше пришлись Михаилу Ивановичу по душе, поскольку тот проявил правильное понимание духа современной науки, основанной на изучении природы.

Получение опыта за границей

Как и Карл Маркс и Туган-Барановский рассматривал Англию в качестве примера для развивающихся стран, в частности, России. Поэтому весну и лето 1891 года ученый провел в Британском музее, изучая коллекцию редких книг и статистических работ. Затем вернулся в Санкт-Петербург. Следующие два года он потратил на изучение теории бизнес-циклов. За это время он написал масштабную работу «Промышленный кризис в современной Англии: причины и влияние на жизнь людей». За нее получил в 1894 году степень магистра в области политической экономии от Московского университета. После этого вернулся в Санкт-Петербург, смог устроиться в университет на должность приват-доцента. Туган-Барановский проработал здесь до 1899 года, когда был уволен из-за политической неблагонадежности.

Политическая деятельность

В 1895 году М. И. Туган-Барановский вместе с соавтором П. Б. Струве присоединился к Свободной экономической ассоциации. В 1896 году он стал ее председателем и написал одну из своих самых известных своих статей «Важность экономического фактора в истории». Несмотря на то что экономика Туган-Барановского была марксистской по своей природе, ученый никогда не был участником подпольного социал-демократического движения, которое появилось как раз в этот период в России. В 1898 году свет увидела его самая большая работа «Русская фабрика в ее прошлом и настоящем». За нее он получил докторскую степень в Московском университете. С 1901 по 1905 год Туган-Барановский активно участвовал в общественной жизни Полтавской области. Он стал работать в местном земстве. После этого ученый вернулся в Санкт-Петербург. Здесь он работал приват-доцентом и профессором на экономических факультетах множества политехнических и коммерческих институтов, а также в частном университете Шанявского в Москве.

Неокантианство и политика

Постепенно интерес к легальному марксизму у Туган-Барановского угасает. Он увлекается неокантианством, что отображается во многих его работах начала XX века, посвященных кооперативному движению. В 1901 году он опубликовал «Заметки из истории политической экономии» в журнале «Народное богатство». Эта работа, как и ее продолжение, была переведена на немецкий в 1915-м. В 1919 году появилась первая работа ученого на украинском языке под названием «Кооперация, ее природа и цели». С 1906 года работал вместе с Михаилом Грушевским. С ним он написал энциклопедию «Украинский народ в его прошлом и будущем». Туган-Барановский был членом украинской партии социал-федералистов и ушел из генерального секретариата 20 ноября 1917 года в знак протеста против провозглашения Третьего универсала Центральной Радой, в котором говорилось о необходимости предоставления Украине большей автономии.

Экономические воззрения

Все работы Туган-Барановского можно условно разделить на несколько категорий в соответствии с темами, которым они посвящены:

  1. По основам социализма.
  2. По концепции распределения.
  3. По теории предельной полезности.
  4. По основам кооперации.
  5. По теории промышленных циклов.

Об основах социализма

Туган-Барановский сделал значительный вклад в изучение кооперации. Он обобщил российский и зарубежный опыт. В своей книге «Социальные основы кооперации», выпущенной в 1916 году, ученый разделяет понятия кооперационного движения и такой формы хозяйственного предприятия, как кооператив. Идеалом первого является создание социалистической коммуны, нового человека, а второго - экономическая выгода, что вполне укладывается в капиталистические представления о ведении хозяйства. Однако основная цель этой формы предприятия состоит не в получении прибыли, а в увеличении трудовых доходов людей, занятых на нем, и уменьшении их расходов на потребительские нужды. Существуют различные формы кооперативов: крестьянская, мелкобуржуазная, пролетарские. Специфический тип данного предприятия зависит от целей класса, который его создает. Для Туган-Барановского кооперация - это борьба с капитализмом, но не оружием и баррикадами, а мирными средствами.

Концепция распределения

Теория Туган-Барановского включает отдельный раздел, посвященный справедливому разделу общественного продукта. Ученый отмечал проблему существующего механизма распределения, где хозяевами положения оказываются нетрудовые классы. Наемному рабочему достается непомерно малая часть общественного продукта. Именно от пролетариата как класса зависит построение социализма, потому что только он может освободить экономику от капиталистов и аристократов. Последние получают нетрудовой доход, поэтому с ними должна вестись борьба.

Теория предельной полезности

Туган-Барановский не был согласен с концепцией трудовой стоимости Маркса. для него - это причина ценности хозяйственных благ. Она не должна противопоставляться трудовой стоимости, а является ее необходимым дополнением. По мнению Туган-Барановского, проблема заключается в том, что теорию предельной полезности часто неправильно понимают. Учение Рикардо сосредоточено на объективных факторах ценности, а Менгера - на субъективных. Поэтому они не являются антагонистичными по своей природе. Напротив, трудовая Рикардо и Маркса дополняют концепцию предельной полезности, раскрытую в работах Менгера. Все находится в полной гармонии. Ученый также доказал, что предельная полезность свободно воспроизводимых благ всегда пропорциональна их трудовым стоимостям. Это положение часто называют теоремой Туган-Барановского. Ленин не разделял этого воззрения украинского экономиста. Туган-Барановский считал, что социализм в неподготовленной среде - это прямой путь к рабству и общей бедности населения. Ученый отстаивал особую роль среднего класса как звена между рабочими и интеллигенцией. Однако в СССР с его образованием были большие проблемы. Со временем даже Ленин осознает, что построение социализма - это дело будущего.

Теория промышленных циклов

Экономические взгляды Туган-Барановского были достаточно широкими. Однако наиболее современной является его инвестиционная теория циклов. Туган-Барановский занимался исследованием промышленных кризисов в Англии. Их причину он видел в непропорциональности размещения капитала, которая усиливается в условиях ограниченности банковских ресурсов. В своей работе «Промышленные кризисы в современной Англии» он подчеркивал, что капиталистическое хозяйство само может создавать рынок, поэтому оно не имеет ограничений для своего развития и роста. Однако Туган-Барановский доказывал, что свободная конкуренция может затруднять расширение производства. Причиной кризисов он считал не только недопотребление, но и проблемы в сфере кредитного и денежного обращения. За основу своей инвестиционной теории циклов ученый взял идею Маркса о том, что промышленные колебания связаны с периодической необходимостью обновления основного капитала. Таким образом, по мнению Туган-Барановского, фазы промышленного цикла определяются законами инвестирования. Колебания возникают из-за отсутствия параллелизма в различных областях хозяйства во время подъема, несовпадения между вложениями и сбережениями, диспропорциональности цен на потребительские и капитальные блага. Рассматривал Туган-Барановский и роль процентной ставки на экономику. Он говорил, что ее повышение является признаком того, что в стране слишком мало капитала, а последнее и есть главная причина кризисов, по мнению ученого.

Туган-Барановский: труды

  1. «Промышленный кризис в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь» (1894).
  2. «Русская фабрика в прошлом и настоящем» (1898).
  3. «Учение о предельной полезности» (1890).
  4. «Прудон, его жизнь и деятельность» (1891).
  5. «Очерки об истории политической экономии» (1901).
  6. Ряд работ на немецком языке.
  7. «Очерки из новейшей истории политической экономии и социализма» (1903).
  8. «Теоретические основы марксизма» (1905).
  9. «Социализм как положительное учение» (1918).

Михаил Иванович Туган-Барановский - выдающийся экономист начала XX века. Особое место в развитии экономики как науки занимает его теория промышленных циклов, которая стала предвестницей совместной инвестиционной концепции. Ученый видел причину кризисов не только в перепроизводстве, но и в несовершенстве систем денежного и кредитного обращения. Он является не просто представителем легального марксизма, но и одним из самых известных экономистов прошлого столетия. У него есть работы, которые посвящены теории стоимости, концепции распределения общественного дохода, развитию основ менеджмента. Наследие Михаила Ивановича продолжает вдохновлять современных ученых, а выводы Туган-Барановского не утратили своей актуальности и сегодня.

Краткая биография

Одним из наиболее интересных российских экономистов конца XIX-начала XX века было ученый-энциклопедист Михаил Иванович Туган-Барановский. Он стал первым российским ученым-экономистом, провозгласившим необходимость соединения трудовой теории ценности с теорией предельной полезности. Наибольший вклад внес М.И. Туган-Барановский в теорию рынков и кризисов, анализ развития капитализма и формирования социализма, разработку социальных основ кооперации.

Туган-Барановский Михаил Иванович родился в дворянской семье, в 1865г., в Купянском уезде Харьковской губернии. Окончив классическую гимназию, поступил на физико-математический факультет Харьковского университетата. За участие в студенческом революционно-демократическом движении был исключен из университета, но революционером не стал. Мечтая о социализме, понимаемом им как общество без эксплуатации, в котором появится возможность переустройства всей духовной культуры и расцвета гармонической личности, Туган-Барановский основывал свою веру на постулатах И. Канта, считал, что "как верховная цель в себе, человек не может быть никогда обращен в средство для других целей", и поэтому отрицал диктатуру и насильственные методы изменения государственного строя.

Получив разрешение вернуться в университет, Туган-Барановский в 1889 сдал экзамены за курс юридического и физико-математического факультетов и был удостоен степени кандидата. В 1888 г. он оканчил Харьковский университет и получил степень магистра политэкономии за работу "Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние иа народную жизнь" (1894).

С 1893 г. служил в департаменте Министерства финансов, успешно преподавал в Женском училище коммерческого счетоводства, Санкт-Петербургском университете и на Высших женских курсах.

В 1898 г. за исследование по истории капитализма "Русская фабрика в прошлом и настоящем" Туган-Барановский получил степень доктора политической экономии.

Туган-Барановский ценил учение К. Маркса, хотя не разделял всех его взглядов. Он принадлежал к "легальным марксистам" и писал, что "никогда не был неограниченным поклонником Маркса и всегда относился к его теории, признавая ее сильные стороны, критически". В 1908 г. Туган-Барановский критиковал тоталитарную утопию о миллионах бездумно послушных счастливцев и пастырях, несущих за них бремя власти и ответственности.

Сотрудничал в журналах "Мир Божий", "Начало", "Вестник Европы" и других. Совместно с М. М. Ковалевским и М. С. Трушевским редактировал издание "Украинский народ в его прошлом и настоящем". В 1917-1918 гг. состоял министром финансов украинской Центральной Рады.

Социально-экономические работы Туган-Барановского: "Очерки из новейшей истории политической экономии и социализма" (1903), "Теоретические основы марксизма" (1905), "Социализм как положительное учение" (1918) и др. формулировали реалистическую программу хозяйственного развития. Он полагал, что кооперация, основанная на свободной самоорганизации, может быть прообразом будущего общества. Туган-Барановский активно участвовал в кооперативном движении, пропагандируя его в научных работах, в журнале "Вестник кооперации", которым руководил с 1909. Член кадетской партии, Туган-Барановский выдвигался в Государственную думу, но не был избран. Октябрьской революции не принял. После короткого пребывания на посту министра финансов украинской Центральной рады Туган-Барановский отошел от политической деятельности, занимаясь преподаванием и наукой. Умер от приступа стенокардии.

Одним из оригинальных элементов в творчестве Туган-Барановского была социальная теория распределения, которая была им разработана специально для преодоления затруднений, в которых оказалась неоклассическая экономическая теория в начале XX в.

От чего зависит заработная плата и прибыль? По мнению Тугана, общая теория цены не может решить эту проблему, так как хотя "теория заработной платы, конечно, есть часть общей теории цены", общепринятый вариант последней исходит из условий равенства рыночных сторон, а на рынке рабочей силы существует социальное неравенство сторон (рабочий не может стать капиталистом).

Теория предельной производительности, которую активно развивает Дж. Б. Кларк и его единомышленники, также не поможет, так как даже если выделить продукт (ценность) фактора, то нет никакой гарантии, что собственник его (ее) получит. Именно поэтому Туган не придавал большого значения "фундаментальным" проблемам (исчерпаемости и пр.), которые занимали неоклассическую теорию распределения в его время.

Согласно Туган-Барановскому, уровень зарплаты (и, соответственно, прибыли) определяется двумя моментами. Во-первых, производительностью труда, так как при увеличении общего продукта могут вырасти и зарплата, и прибыль. Во-вторых, социальной (или экономической) силой договаривающихся об уровне заработной платы сторон. Самым главным определяющим фактором является то, что капиталисты имеют средства производства и поэтому могут получать часть продукта, а рабочие не имеют ничего, кроме рабочей силы и "экономическая слабость" вынуждает их продавать ее капиталисту за любую цену.

На величину социальной силы влияют следующие факторы: 1) соотношение численности рабочих и капиталистов (чем больше рабочих, тем слабее они в борьбе, и капиталисты легче могут понижать заработную плату и наоборот); 2) наличие возможности альтернативного производства (заработная плата не может упасть ниже дохода от этой деятельности – пример со свободной землей в Америке); 3) организованность рабочих. Когда рабочие разрозненны, хозяину легко пригрозить увольнением любому и снизить зарплату. Но если появляется профсоюз, социальная сила рабочих растет – они могут пригрозить общей стачкой, а касса профсоюза может помочь отдельному рабочему пережить трудное время (примеры повышения заработной платы умной политикой профсоюзов). Точно так же появление монополий в промышленности повышает социальную силу капиталистов.

Нетрудно заметить, что этот анализ находится в том же русле, что и институционализм (в особенности, теории bargaining power Дж. Р. Коммонса или супругов Вебб).

Туган-Барановский рассматривает влияние еще некоторых (традиционных для институционалистов) факторов: 1) законодательство по охране труда увеличивает силу рабочих и позволяет добиться увеличения заработной платы; 2) общественное мнение может помочь рабочим выиграть даже заведомо обреченные стачки; 3) традиции регулируют заработок лиц на государственной службе (пример с "достойным" вознаграждением министра); 4) образование и опыт рабочего увеличивают его экономическую силу.

Особенно удачно выглядит идея о колебании соотношения сил со сменой фаз экономического цикла – в период подъема капиталист легче соглашается на увеличение зарплат, а в период спада не боится приостановки производства или частичного увольнения рабочих.

Некоторые русские экономисты высказывали подобную точку зрения на распределение. Например, В. Войтинский в "Заработной плате" (1910) считал, что цена труда определяется социальной силой рабочего класса. П. Б. Струве и В. К. Дмитриев даже впадали в другую крайность, полностью вынося проблему распределения дохода за пределы экономики и отдавая ее целиком в ведение социологии.

Экономические взгляды

Он отстаивал идею необходимости развития капитализма в России, отвергал тезис народников о прочности крестьянской общины, полезности ее сохранения посредством переделов земли. Рассмотрев хозяйственную эволюцию Англии, Туган-Бара-новский в противовес народникам утверждает тезис о реальном существовании и быстром росте русского капитализма.

Итогом исследования русского капитализма стала книга «Русская фабрика в прошлом и настоящем» (1898 г.). Кустарная промышленность, несмотря на широкое развитие в России, неизбежно проходит различные ступени подчинения капиталу. Капиталистическая фабрика является более высокой формой организации производства.

Уже после 1890-х гг. Туган-Барановский отходит от ортодоксального восприятия идей Маркса и одним из первых выдвигает идею соединения трудовой теории стоимости с теорией предельной полезности («Теоретические основы марксизма» 1905 г.).

Он утверждал, что предельные полезности свободно воспроизводимых хозяйственных благ пропорциональны их трудовым стоимостям. Это соотношение получило название«теорема Туган-Барановского».

Трудовая стоимость – определяющий фактор, полезность блага – определяемый фактор. Общественный спрос Туган-Барановский рассматривал как проявление общественной потребности, общественное предложение – как результат разделения труда по различным отраслям и сферам производства. Тем самым ученый выделял объективные и субъективные факторы, лежащие в основе цены.

Туган-Барановский построил концепцию разно-уровневости цен и ценностей (стоимостей) и их методической несоединимости с теорией распределения («Социальная теория распределения» 1913 г.). Он модифицировал схемы воспроизводства Маркса, введя три подразделения общественного производства, подверг критике «закон тенденции нормы прибыли к понижению» Маркса.

В работе «Социализм как положительное учение» Туган-Барановский рассматривает систему государственного социализма как одну из форм общественного устройства. Он считает, что элементы принуждения сохраняются до тех пор, пока сам человек не научится подчинять свои интересы общественным. Социальным идеалом, по мнению ученого, является не «социальное равенство, а социальная свобода. Общество совершенно свободных людей – вот конечная цель общественного прогресса». Однако социальный идеал «полностью никогда не будет достигнут», в приближении к нему и «заключается весь исторический прогресс человечества».

Деятельность

Среди мыслителей России, оставивших заметный след в отечественной и мировой науке, особое место занимает М. И. Туган-Барановский (1865-1919). Он работал в Санкт-Петербургском политехническом институте в начале ХХв.

В историю отечественной экономической мысли конца XIX – начала XX в. М.И.Туган-Барановский вошел, прежде всего, как создатель оригинальных теорий в области рыночного хозяйства.

В своей книге «Основы политической экономии», где он дал определение предмета политической экономии как общего учения о народном хозяйстве и разработал концепцию народного хозяйства, он попытался совместить теорию предельной полезности с трудовой теорией стоимости. С этой целью им был проделан анализ основных логических категорий: стоимости (затраты) и ценности (получки). Ученый считал, что все прежние трактовки данных категорий страдали односторонностью, v объясняя их либо с объективной, либо субъективной стороны. Анализ этих категорий, по мнению ученого, удобнее начинать с категории ценности, гак как последняя является всегда только средством.

Помимо ценности и стоимости важнейшей категорией рыночного хозяйства в теории Туган-Барановского является цена. Колебания цен в условиях рыночного хозяйства являются той силой, которая стремится восстановить равновесие общественного спроса и общественного предложения и установить определенную пропорциональность общественного производства в условиях экономической обособленности товаропроизводителей, то есть является регулятором товарного хозяйства. Цена отдельных товаров стала индикатором фазы экономического цикла.

Разработав концепцию народного хозяйства и проанализировав его основные экономические категории, М. И. Туган-Барановский создал теоретическую базу для исследования капиталистического цикла и кризисов, теории рынка и экономической конъюнктуры. Рассматривая проблемы капиталистического хозяйства в целом, ученый проанализировал теории рынка классической школы Сэя, Милля и Рикардо, теории рынка Мальтуса, Сисмонди и школы К. Маркса, а также решение проблемы рынка в таблице Кенэ.

Туган-Барановский был, по сути, одним из создателей теории рыночного равновесия, в частности, динамического равновесия как основы методологии исследования динамики народного хозяйства в процессе производства. Именно анализ динамического равновесия подвел его к определению причин капиталистических кризисов перепроизводства.

Туган-Барановский был одним из создателей теории экономической конъюнктуры. Он разработал общее понятие экономической конъюнктуры, вскрыл ее сущность, обосновал необходимость ее изучения для исследования динамики народного хозяйства. Значение законов формирования и движения конъюнктуры дает возможность воздействия со стороны общества на развитие общественного производства в условиях рыночного хозяйства. Концепция рынка и экономической конъюнктур!! стали для него отправным пунктом в исследовании кризисов и циклов.

Принципиально новым в исследованиях Туган-Барановского был анализ механизма наступления кризиса. Ученый связывал его г нарушениями пропорциональности общественного производства И превращением частичного перепроизводства во всеобщее, которое выражается в падении цен на все или основную массу товаров на рынке.

«Русская фабрика»

В 1898 году М.И.Туган-Барановский издает книгу «Русская фабрика в прошлом и настоящем», где развивает идеи о развитии капитализма и России и защищает ее в том же году в качестве докторской диссертации.

Названная работа была написана Туган-Барановским в дни его молодости, когда он был "почти марксистом", и насыщена боевым духом борьбы с народническими воззрениями. В свое время она расценивалась как научная монография, занимающая далеко не последнее место в боевом арсенале научного вооружения каждого активного борца за марксистское мировоззрение. Ее внимательно изучал такой величайший революционер, как В. И. Ленин. И достаточно просмотреть многочисленные ссылки на эту книгу в сочинениях В. И. Ленина, который не раз отмечал не только ошибки, но и заслуги Туган-Барановского, чтобы оценить ее как далеко не заурядное литературное явление, для своего времени конечно.

Эта книга посвящена эволюции русской фабрики в XVIII-XIX веках. В течение 40 лет эта монография издавалась на родине автора. Туган – Барановский затронул много спорных исторических проблем XVIII-XIX веков. Дискуссии по кругу вопросов, поставленных в этой книге, проходили еще до ее выхода, сопровождали все ее последующие издания (их было 8), но особенно широкий характер приобрели, естественно, с выходом ее первого издания, когда во многих журналах и газетах появились рецензии экономистов и историков.

Выходу книги предшествовало обсуждение доклада Михаила Ивановича Туган-Барановского «Статистические итоги промышленного развития России» в Вольном экономическом обществе. Туган-Барановский, отвечая своим оппонентам, отметил: «Наши прения носят живой странный характер, потому что мы обсуждаем теперь вопрос, имеющий наиболее животрепещущий интерес – это вопрос об экономической будущности России – самый важный из современных вопросов. Теперь трудно сомневаться в неизбежности развития капитализма в России, теперь спорят о другом, как относиться к этому развитию, что несет с собой капитализм России?»

М.И. Туган-Барановский предполагал всесторонне осветить эту проблему во втором томе «Русской фабрики», рукопись которой, очевидно, погибла. Однако и доклад, и первый том «Русской фабрики» содержали ответ на этот вопрос. В «Русской фабрике» картина промышленного развития России приводится на широком историческом фоне, на основе обширной И(очниковедческой базы, которые дают представление о тенденциях козяйственного развития. Книга содержит оценку реформ Петра Первого, о которых говорили, что они искусственны и направили страну по ножному пути. Он говорил о подготовленности отечественной «почвы» для возникновения петровских фабрик. Однако автор констатирует, что фабрика, которая в начале была «чуждым, хотя и, необходимым элементом» нашего хозяйственного строя, лишь постепенно органически срастается с этим строем и в 19 веке становится социальным фактором первой важности. Этому предшествует длительный процесс взаимоотношений крупного и мелкого производства, не идущий однонаправлено, а включающий и такой период – 40-е годы XIX века, когда эволюция принимает «обратный характер», когда фабрика порождает кустаря, когда «кустарь берет верх над фабрикой» до тех пор, пока не было достигнуто техническое превосходство крупного производства над мелким.

Однако Туган-Барановский отмечает, что капиталистическая фабрика в общем строе нашего хозяйства играет гораздо меньшую роль, чем в передовых странах капиталистического мира; помимо того у нас отсутствует значительный и многочисленный класс мелких предпринимателей – «средний класс», составляющий одну из прочных опор западных демократий. В то же время капитализм в России складывается в таких формах, которые еще не были достигнуты странами, стоящими по хозяйственному развитию далеко впереди.

Туган-Барановский отмечает, что русский капитализм питается не только соками эксплуатируемых рабочих, но и соками других, некапиталистических производителей, в этой возможности «жечь свечу с обеих сторон» он усматривал и секрет особой привлекательности России для иностранного капитала. Особенностью экономического развития России выступает и исключительно большая роль торгового капитала, отрезающая производителя от потребителя, Единственное спасение от всех зол капитализма Туган-Барановский видит в его дальнейшем развитии. Его прогноз заключается во вполне успешном развитии капитализма в России, в том, что Россию ожидает его могущественное развитие. Его оппоненты рисовали иную картину перспектив народнохозяйственного развития России. Они обращали внимание на необходимость восприятия Россией иной «формулы экономического развития».

В своем исследовании об исторических судьбах русской фабрики Туган-Барановский показал, что торговый капитал был необходимым для крупной промышленности.

Исследование Туган-Барановского, проведенное с позиций марксизма, имело огромное значение не только в борьбе с русским народничеством, но и для уяснения путей развития как русского капитализма, так и капитализма вообще. Туган-Барановский много сил и внимания уделял критике капитализма, отмечал его противоречия, но подчеркивал, что капитализм никогда не умрет естественной смертью, он способен к непрерывному развитию.

«Русская фабрика» представляла собой итог глубокого исследования экономики русской промышленности. В ней излагалась история промышленного развития России, показывалась несостоятельность народнических представлений об «искусственности» и «нежизнеспособности» русского капитализма. В дореволюционной историографии, несмотря на значительную критику, эта книга была, признана классической, а ее данные активно использовались исторической и экономической наукой.

В зарубежной литературе идеи ученого-экономиста получили дальнейшее развитие в работах У. К. Митчелла, Д. М. Кейнса, И. Шумпетера, Д. Хикса и др. Они восприняли идею Туган-Барановского о первопричине экономических колебаний в виде теории «сбережения-инвестиции». Несомненна преемственность взглядов М. И. Туган-Барановского и Н. Д. Кондратьева, которые развил его теорию и создал обобщающую теорию экономических «длинных волн». Математическую формулировку «теории волн» дал известный русский экономист-математик Е. Е. Слуцкий.

Недочеты:

Замечание Тугана о технике ткачества очень уместно, ибо и меньшее число рабочих на механических станах может дать значительно больше продукции чем большое число ручных ткачей. Но верно ли это замечание? Нет, неверно. Так, например, в неопубликованном отчете департамента мануфактур за 1835 г. значится: "Фабриканты все более и более убеждаются в пользе введения механического ткачества, и одним из значительнейших фабрикантов устраивается 100 механических станков". В другом источнике сообщается, что с 1839 г. "машинный миткаль лучшей доброты на 45 механических станках" начал производиться на мануфактуре Волкова 1 .

Не более удачна, однако, ссылка Туган-Барановского и на фабричную статистику той эпохи. Всем известны ее дефекты. Но все же Туган, пользовавшийся всеми архивными материалами департамента мануфактур, мог бы извлечь из них кое-что и помимо случайного сопоставления численности рабочих за несколько лет.

В узких рамках рецензии мы не имеем возможности коснуться целого ряда других весьма существенных дефектов "Русской фабрики" Туган-Барановского. Особенно слабо и превратно освещена у него история XVIII века.

"крупное промышленное производство могло основываться в петровское время только на принудительном труде". Вообще роль посессионного и крепостного труда у Тугана, в особенности для петровской эпохи, крайне преувеличена и искажена.

Устарелыми приходится считать в известной части и некоторые другие концепции "Русской фабрики", как это нам пришлось уже отмечать по другому поводу. И все же эта книга, несомненно, еще очень долго будет полезной всякому образованному советскому экономисту и историку. Поэтому можно лишь приветствовать новое ее издание.

Экономические теории институционализма

К причинам возникновения институционализма относят переход капитализма в монополистическую стадию, который сопровождался значительной централизацией производства и капитала, что и породило социальные противоречия в обществе.

Институционализм (с лат. institutio – "обычай, наставление") – направление экономической мысли, которое сформировалось в 20–30-е годы XX века для исследования совокупности социально-экономических факторов (институтов) во времени, а также для изучения социального контроля общества над экономикой.

Институты – это первичные элементы движущей силы общества, рассматриваемые в историческом развитии. Среди институтов выделяют:
– общественные институты – семья, государство, правовые нормы, монополия, конкуренция и т. д.;
– понятия общественной психологии – собственность, кредит, доход, налог, обычаи, традиции и т. д.

Институционализм характеризуется следующими положениями:
– основа анализа – метод описания экономических явлений;
– объект анализа – эволюция социальной психологии;
– движущей силой экономики наряду с материальными факторами являются моральные, этические и правовые, элементы в историческом развитии;
– трактовка социально-экономических явлений с точки зрения общественной психологии;
– неудовлетворение применением абстракций, присущих неоклассицизму;
– стремление к интеграции экономической науки с общественными науками;
– необходимость детального количественного исследования явлений;
– защита проведения антимонопольной политики государства.

В развитии институционализма выделяют три этапа.

Первый этап – 20–30-е годы XX века; он характеризуется формированием основных положений институционализма; родоначальниками этого этапа являются Т. Веблен, Д. Коммонс, У. Митчелл.

Второй этап – середина XX века; изучались демографические проблемы, социально-экономические противоречия капитализма, была разработана теория профсоюзного движения; типичными представителями являются Дж. М. Кларк, А. Берли, Г. Минз.

Третий этап – 60–70-е годы XX века; этот этап называют неоинституционализмом, в котором экономические процессы ставятся в зависимость от технократии, а также объясняется значение экономических процессов в социальной жизни общества; видными идеологами этого этапа являются Я. Ноув, Дж, Гэлбрейт, Р. Хайлбронер, Р. Коуз.

Михаил Иванович Туган-Барановский (1865–1919) – великий экономист, ученый с мировым именем. Окончил Харьковский университет. В1894 году он опубликовал работу "Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь", за которую был удостоен степени магистра Московского университета.


Взяв за основу идеи, изложенные в книге "Русская фабрика в прошлом и настоящем", М. И. Туган-Барановский защищает докторскую диссертацию.

В 1916 году выходит его работа "Социальные основы кооперации", а в 1918 году – "Социализм как положительное учение", где ученый описывает свои взгляды на социализм.

Переход к социализму М. И. Туган-Барановский считал неизбежным, поскольку при капитализме небольшая группа людей наживается за счет остальной многочисленной части общества. Основой социализма является идея о равноценности человеческой личности (эта идея была заимствована у И. Канта). М. И. Туган-Барановский выделяет три типа социализма:
- государственный – строй, при котором единицей хозяйствования является государство;
- синдикальный – строй, при котором значительная роль государства сочетается с автономией производственных единиц;
- коммунальный – строй, при котором роль государства незначительна.

М. И. Туган-Барановский говорил о том, что теория предельной полезности дополняет трудовую теорию стоимости. В доказательство он приводил следующее высказывание: "Полезность последних единиц продуктов... – их предельная полезность – должна быть обратно пропорциональна относительному количеству этих продуктов, производимому в единицу рабочего времени".

Относился к числу сторонников закона убывающего плодородия почвы, как части теории предельной полезности.

Промышленное производство в своем развитии циклично. В его развитии М. И. Туган-Барановский выделил две фазы:
- в первой фазе благодаря усиленному созданию основного капитала происходит расширение производства, усиливается спрос на товары;
- во второй фазе процесс формирования основного капитала закончен; это сопровождается перепроизводством средств из-за падения спроса на них.

Исходя из этого, М. И. Туган-Барановский формулирует закон инвестиционной теории циклов – фазы промышленного цикла определяются процессом инвестирования.

М. И. Туган-Барановский глубоко изучил проблемы теории и практики кооперации. Он разработал основные принципы кооперации: материальная заинтересованность; добровольность; использование труда только членов кооператива.

Специфика учения о заработной плате М. И. Туган-Барановского: рост прибыли и падение заработной платы – явление необязательное; рост производительности труда может сопровождаться одновременным ростом прибыли и заработной платы; рабочая сила не служит товаром, так как работник – личность, наделенная потребностями; размер заработной платы зависит от производительности труда и от социальной организованности рабочего класса.

Николай Дмитриевич Кондратьев (1892–1938) – русский экономист. Родился в семье крестьянина, закончил юридический факультет Петербургского университета. В октябре 1917 года был заместителем министра продовольствия во Временном правительстве. После октября 1917 года он работа в Сельскохозяйственной академии, а затем возглавил Конъюнктурный институт. В 1938 году был расстрелян по ложному обвинению.

Аграрный вопрос. Решение аграрного вопроса Н.Д. Кондратьев видел в социализации земли. Он приходит к выводу, что в деревне должно быть уравнительное семейно-трудовое пользование землей и каждому трудящемуся земля должна предоставляться безвозмездно.

Ученый выделял три приемлемые формы землепользования – личную, общинную и артельную, но считал, что выбор формы должен осуществляться на местах.

Кооперация. Н.Д. Кондратьев верил в возможность широкой кооперации в сельском хозяйстве. Положительные стороны кооперации заключаются в отсутствии акцента на прибыль и в возможности роста производительности труда. К принципам кооперирования ученый относил добровольность и последовательный переход к высшим формам кооперации.

Теория длинных волн. Анализ важнейших экономических показателей в четырех странах за период, примерно равный 140 годам, привел Н.Д. Кондратьева к мысли о существовании больших периодических циклов продолжительностью примерно 50 лет. Каждый цикл состоял из двух фаз – подъема и спада. Период продолжительности и причину возникновения циклов Н.Д. Кондратьев связывал с революционным обновлением производственных средств.

Александр Васильевич Чаянов (1888–1939) – крупнейший ученый, экономист-аграрник. Родился в Москве. Окончил Московский сельскохозяйственный институт. В 1919 году возглавил Научно-исследовательский институт сельскохозяйственной экономики. За свои взгляды был репрессирован и в 1939 году расстрелян.

Аграрный вопрос. Решение аграрного вопроса А.В. Чаянов видел в социализации земли. Сущность социализации, с его точки зрения, – в уравнительном распределении земли: по трудовой норме, то есть крестьянин должен получать надел земли, который он мог бы обработать трудом своей семьи, или по потребительской норме надела, чтобы доход с земли удовлетворил все потребности его семьи.

Теория крестьянского хозяйства. Крестьянское хозяйство ориентируется на оптимальное сочетание дохода и тягот труда. А.В. Чаянов говорил об исключительной выживаемости крестьянских хозяйств в условиях длительного и значительного падения цен, а также роста издержек, поскольку они не гонятся за прибылью.

Кооперация. Развитие деревни и выход из кризиса ученый видел в создании кооперации. Система кооперации представлялась ему как совокупность союзов кооперации, ведавшая отдельными отраслями крестьянского хозяйства.

А. В. Чаянов признавал преимущество крупного хозяйства над мелким. Для России, считал он, предпочтительно сочетание семейных крестьянских хозяйств с крупными кооперативами: последние берут на себя переработку, транспортировку и реализацию продукции, а также кредитование крестьянских хозяйств.