Участие гкоу ро волгодонской специальной школы-интерната «восхождение» в xxvi международном образовательном форуме «глинские чтения.

29 июля в Сергиевом Посаде участники XXV Международного образовательного форума «Глинские чтения» почтут память схиархимандрита Иоанна (Маслова).


В 07.00 - 11.00 в Покровском храме будет отслужена заупокойная литургия и панихида, в 12.00 – 13.30 на старом кладбище, у могилы отца Иоанна пройдёт панихида и лития. В 14.00 – 15.00 в трапезной МДА состоится поминальный обед.

Глинские чтения

С 27 по 29 июля в Московской духовной академии проходит XXV Международный образовательный форум в память о продолжателе традиций Глинской пустыни, духовном писателе – схиархимандрите Иоанне (Маслове).

Поскольку этот год связан с 1000-летием со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира, форум был посвящён этому событию. Именно князь Владимир является основоположником просветительских традиций русского народа, поэтому на 25-х «Глинских чтениях» освящается тема современного образования и воспитания.

В течение двух прошедших дней 27 и 28 июля в Актовом зале МДА были проведены пленарные заседания. Учителя, преподаватели высшей школы, учёные и духовные лица выступили с докладами о патриотическом воспитании детей и молодёжи, отечественных традициях педагогики и поделились опытом использования святоотеческих трудов на своих уроках, в том числе трудов схиархимандрита Иоанна (Маслова), рекомендованные Министерством образования РФ.

По традиции «Глинские чтения» возглавил председатель форума Николай Васильевич Маслов, который является и основателем «Чтений».

25 лет – это результат той работы, которую мы с вами делаем. Это десятки книг, имеющие утверждения – грифы как Русской Православной Церкви, так и Министерства образования РФ. И каждая эта книга – своего рода сокровищница. Они получались у нас без какого-либо труда и усердия. Где Господь поставил печать – там не будет преград. И мы не ощущали этих преград, - заявил Николай Маслов.

Педагогика святых отцов

В этом году на форуме был представлен его многолетний труд «Толковый педагогический словарь. Духовные и нравственные понятия». По отзывам педагогов – участников форума, словарь помогает в учебно-воспитательном процессе. Познакомившись с ним, учащиеся на уроках осознанно, вдумчиво пишут сочинения на патриотические темы, и в обычной жизни начинают рассуждать и по-другому оценивать свои действия и поступки.

Николай Васильевич Маслов о «Глинских чтениях» и «Толковом педагогическом словаре»:

- «Глинские чтения» - это просветительский форум для педагогов, который вырабатывает подходы для школ, для вузов, для повышения квалификации, духовно-нравственные основы образования, и воспитания.

25-й раз мы здесь собрались для того, чтобы обсудить итоги, которые раньше делали, как практика их внедрения в учебных процессах, и поставить задачи новые в свете того, что у государства нашего сегодня потребность большая в патриотическом воспитании, чтобы в школах были правильные понятия. Потому что словари, которые нам достались от прежнего века, они не совсем отражают реалии жизни нашей.

Поэтому нами выпущен новый словарь – «Толковый словарь», где именно духовно-нравственные понятия именно. И многое другое, что помогает и будет помогать людям на пути правильного духовно нравственного воспитания. Это сегодня очень востребовано обществом, и с каждым годом, я думаю, будет усиливаться эта нужда, как вода, как свежий воздух.

Потому что многие поняли несостоятельность учений как советской системы, так и разных демократических всевозможных систем, которые в Европе сегодня применяются, они не дают людям пользу, они, в конечном итоге, приносят людям вред. И вот только сегодня Россия обладает таким огромным потенциалом – это педагогика святых отцов, которую мы успешно претворяем в современное законодательство, чтобы современный закон не нарушать, но дать содержание, необходимое для настоящего поколения, для будущего поколения. Вот этим занимаются «Глинские чтения». - сказал Николай Маслов.

УЧАСТИЕ ГКОУ РО ВОЛГОДОНСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА «ВОСХОЖДЕНИЕ»

В XXVI МЕЖДУНАРОДНОМ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ФОРУМЕ

«ГЛИНСКИЕ ЧТЕНИЯ»

В целях реализации «Стратегии развития воспитания в Россий­ской Федерации на период до 2025 года» состоялся XXVI Международ­ный образовательный форум «Глинские чтения» на территории Свято-Троице-Сергиевой Лавры в Московской Духовной Ака­демии (г. Сер­гиев По­сад). Его работа прошла в дни памяти право­славного педагога и богослова схиархимандрита Иоанна (Маслова) с 27 по 29 июля 2017 года при участии Министерства образова­ния и науки РФ, Министер­ства культуры РФ, Мини­стерства обороны РФ. Участники форума съехались со всей России и ближ­него зарубежья. Это были работники образо­вания всех ступе­ней, здравоохра­нения, СМИ, деятели культуры, военного ведомства, представители духовен­ства, музейные и библиотечные ра­ботники, словом, все, кому не безразлично воспитание детей и молодежи – будущего нашей страны.

Тема форума – «Духовные и нравственные основы образо­вания и воспитания».

Цель форума – внедрение нравственных основ и традици­онных ду­ховных ценностей в современную систему образова­ния.

Информационная справка: Чте­ния носят название Глинской пус­тыни, которая за­нимала особое место в ряду православных монасты­рей и была центром ду­ховного просвещения России. Глинская пустынь широко из­вестна не только по всей России, но и далеко за её пределами, своей пат­риотической, духовно-просветительной, педагогической, медицинской, агро­номической, издательской, миссионерской деятельностью. Последним стар­цем, прошедшим школу монашества в Глинской пустыни был Схиархиманд­рит Иоанн (Маслов). Он является выдающимся педагогом, бого­словом и пастырем XX столе­тия, оставившим боль­шое педагогическое и богослов­ское наследие.

Наша школа-интернат «Восхождение» для детей с поражениями опорно-двигательной системы уже не первый раз принимает участие в этом форуме. Я участвую в работе Глинских чтений с 2005 года. Двумя годами раньше мы начали разрабатывать факультативный курс (на основе право­славной культуры) для детей с ограниченными возможностями здоровья. Сначала только для девочек «Домашний очаг», стали издавать одноимённую школьную газету с православным календарём и в целом духовно-нравствен­ного содержания.

В работе Иеромонаха Порфирия Левашова «О воспитании девиц в духе истинно христианском» сказано: «… наставники и родители должны быть сами глубоко проникнуты духом веры и благочестия и иметь высо­кую нравственность. Без этого и при лучших учебниках или правилах прямая цель христианского воспитания не может быть достигнута. Были случаи, когда из первых рассадников народного просвещения выхо­дили люди, чуждые вере и нравственности, и это происходило оттого, что они имели несчастье подпасть под влияние таких умов, которые со знанием религиозных истин не соединяли внутреннего убеждения в них». Нам же досталось такое время, когда не было элементарных знаний религи­озных истин. Не было никаких учебников. Хорошо, что вообще стал сни­маться запрет на религию (в то время ещё далеко не везде), что стал работать педагогический форум «Глинские чтения». Стали появляться первые книги с грифом «Рекомендовано Министерством образования Российской Федера­ции». Одной из них была «Симфония по творения святителя Тихона Задон­ского», написанная схиархимандритом Иоанном (Масловым). «Симфония» и другие книги были наградой за участие во всероссийском конкурсе творче­ских работ учителей «Долг служения Отечеству». Так состоялось знаком­ство с наследием Глинских старцев. Без мудрого руководства, в котором никогда простому учителю бы не сориентироваться по причине его не­доступности, объёмности и отсутствия времени на его изучение. Ранее при подготовке к занятиям было велико желание опереться на народную мудрость. Так эпиграфами занятий, разработок были пословицы из книги В. И. Даля «Пословицы русского народа», 1957 года издания. Позже для занятий стала использовать понятия из книг «Симфония по творения святителя Тихона Задонского» схиархимандрита Иона (Маслова), «Толковый педагогический словарь» доктора педагогических наук Маслова Н.В. (который кроме своего прямого значения, как словаря, ещё является и путеводителем по Глинскому наследию).

Например, тема о совести. У В. И. Даля сказано: «Совесть без зубов, а загрызет», «С его совестью жить хорошо, да умирать плохо».

А в «Симфо­нии» схиархимандрита Иоанна Маслова: «Совесть есть голос Божий».

Другая важная тема о сквернословии. Здесь я брала

- цитаты из Библии:

«Удар бича делает рубцы, а удар языка сокрушает кости; многие пали от острия меча, но не столько, сколько павших от языка». (Сирах 28. 20.21),

«Смерть и жизнь – во власти языка…» (Прит. 18.22),

«Кто хранит уста свои, тот бережёт душу свою.» (Прит. 18.22),

«Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость». (Прит. 15.1),

- пословицы из книги В. И. Даля. Самые любимые: «Мал язык – го­рами качает», «Язык – телу якорь», «От языка не уйдёшь. Язык везде доста­нет», «Слово не стрела, а сердце язвит».

-изречения святых и современных богословов:

«Известно, что врачи узнают, здоров человек или болен, осматривая язык, можно сказать, что наши слова служат верным признаком добрых или худых расположений нашей души» (святитель Тихон Задонский).

«Воздержание языка показывает человека мудрого» (преподобный Авва Исайя).

«Слово есть видимое обнаружение ума» (доктор педагогических наук и доктор богословия Н. В. Маслов). - в «Симфонии» схиархимандрита Иоанна Маслова: «Внимательно следить, чтобы не употреблять язык в грех», «Враг использует наш язык против нас», «Язык бывает причиной войн и кровопролитий». В конце двух занятий, посвящённых языку мы должны определить: «Язык мой – друг или враг?!» Эпиграфом урока к новому празднику Дню народного единства были взяты слова: «Если в душе и сердце христианина ярко горит пламень патрио­тизма, он сам найдет пути для проявления своей любви к Отечеству» (Н.В. Маслов). Фрагментом урока для разбора и обсуждения были взяты рассуж­дения из «Симфонии» схиархимандрита Иоанна (Маслова): «Свобода дороже всего на свете… Вси свободу почитают паче всякого мира сего сокровища. Не приятно нам ни богатство, ни честь, ни пища сладкая, как свободы не имеем. Птицы и прочия безловесныя лучше изволяют на свободе быть, не­жели в неволе и питаться готовою пищею. У всех природное желание и лю­бовь к свободе. Почему никто ничем так не утешается, как свободою». Об этом же говорилось и на занятии о святом благоверном великом князе Алек­сандре Невском. Современные дети не знают значение таких слов, как милосердие, бла­годать, благодушие, целомудрие, кротость и многие другие. Не знают они и подлинного значения слова любовь. Но чтобы начать знакомство со всеми этими понятиями педагог сам должен ориентироваться в этом. Для любого педагога очень важно определить цель и задачи своей дея­тельности. Цель педагога, опирающегося на православие, намного шире и глубже других предметников. Необходимо не просто дополнить знания ре­бёнка предметными понятиями, связать с историческими событиями, необ­ходимо дать ему нравственные ориентиры. Нужно показать воспитанникам, что духовно-нравственные законы действуют так же объективно, как и мате­риальные и физические (например, закон всемирного тяготения), действуют независимо от того, знает о них человек или нет. Законы эти давно сформу­лированы и описаны.

В книге д.п.н. Н.В. Маслова «Основы русской педагогики» – энцикло­педии российского учителя – определена цель воспитания как раскрытие воспитаннику цели и смысла жизни. Многие взрослые и по сей день не могут вразумительно ответить о смысле жизни. Дети считают, что это: учёба, хо­рошая работа, хорошая машина, удобная квартира, развлечения, семья…. Кроме поставленной цели в книге определены и пути её достижения, исходя из природы человека и опыта христианского наследия.

Труд «Духовные и нравственные основы образования и воспитания» д.п.н. Н.В. Маслова – энциклопедия по выживанию в современном мире, да­лёкого от христианства современного человека, который всё-таки хочет стать христианином. В отдельно изданных книгах «Семья. Прочность, цель и на­значение» и «Хрестоматия по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи», материалы которых есть в выше названном труде, подобраны прекрасные иллюстрации, которые также являются достоянием российской культуры, основанной на православии. Ведь большинство наших соотечест­венников о них просто не знают. Только на уроках дети и могут увидеть не только святые лики, но и просто благочестивые лица. Из современных СМИ мы привыкли видеть гламурные лица, на которых часто очевидны отпечатки различных пороков. Литературная подборка хрестоматии – прекрасные опи­сания благочестивого быта наших предков – пример для подражания. Кроме того, прекрасный русский язык. Всё это является продуктом для мыслитель­ной деятельности человека, пищей для души, измученной прессингом нега­тива.

В этом году на форуме «Глинские чтения» обсуждались вопросы о значении мыс­лей, внимания, наблюдения и воображения в жизни человека. Современ­ный человек привык обращать внимание только на видимый мир. Поэтому большинство из нас даже не обращают внимания, например, на свои мысли. А ведь наши педагоги-предшественники говорили, что по виду семени, питаемого землёю, бывает растение и плод; по виду мыслей, питаемых сердцем, бывают жизнь и дела. Кроме того, внимание современ­ного человека так же не может долго сосредотачиваться на чём-то конкрет­ном, что даёт обо всём поверхностные понятия. Внимание – это страж ума, который должен какие-то мысли допускать или наоборот сразу же отсекать их. В противоположность вниманию рассеянность ума требует постоянного развлечения. В конечном итоге, человек теряет цель и смысл жизни.

Деятельность познавательных сил человека во многом основывается на сведениях об окружающем мире и внутреннем мире человека, которые соби­раются посредством наблюдения. Поэтому способность наблюдать, и при этом правильно наблюдать, очень важна для человека. Затем всё, что человек наблюдал (видел и чувствовал другими органами чувств) остаётся в его па­мяти и может воссоздаваться воображением. То есть образы наблюдаемых предметов образуют человека. Из всего этого следует, насколько важно ро­дителям и педагогам следить за тем, какими впечатлениями питается память и воображение ребёнка. Очень важно, что сейчас о семейном устроении и о семейных ценно­стях нужно говорить не только воспитанникам, но и их родителям. Многих наших детей воспитывают бабушки или госучреждения, а родители мотаются по свету в поиске счастья (даже и в местах изоляции от общества). Но если детям вовремя дать нравственные ориентиры, они могут и не повторять судьбы своих горе-родителей. Например, девочки-выпускницы из числа си­рот (воспитанницы факультатива «Домашний очаг»), в своё время брошен­ные асоциальными родителями, сейчас имеют по два, три ребёнка, не бро­сают их, а заботятся о них. Девочка, у которой мама, скитаясь по дачам, об­морозилась, оставшись без пальцев рук и ног, не бросила её тогда, сейчас за­брала к себе и также заботится о ней и о своих детях. Следует также отметить, что монастырский уклад жизни, с которым мы знакомимся в ходе изучения Глинского наследия, может стать эталоном для школы-интерната, так как, не смотря на статус светского учреждения, со­храняется много общего:

  • Единоначалие;
  • Устав;
  • Наставничество;
  • Послушание;
  • Общежительная организация жизни: режим, общая трапеза, общий и ин­дивидуальный труд;
  • Просветительская деятельность:
- продолжаем работу во всероссийском Интернет проекте на портале школьной прессы. Выпускаем школьную газету «Родничок», духовно-нрав­ственного содержания с церковным календарём, творчеством детей, зареги­стрированную в Реестре школьной прессы, Лауреата Всероссийских конкур­сов. Газета размещается как на школьном сайте, так и на portal.lgo.ru школь­ной прессы России; - проводятся Школьные Рождественские чтения (в этом году прошли VIII Школьные Рождественские чтения); уже два года принимают участие дети из других школ; - создаются презентации и слайд-фильмы православной тематики. Есть презентация «Глинские старцы – пример для подражания»; - информация об участии в форуме «Глинские чтения» доводится до сведения министерства общего и профессионального образования Ростов­ской области, педагогического коллектива школы-интерната, размещается на педагогических сайтах;

- материалы Глинских чтений используются в подготовке образователь­ных мероприятий. На базе нашей школы-интерната были проведены две ре­гиональные конференции. В рамках одной работала секция, а вторая целиком была посвяшена духовно-нравственному воспитанию обучающихся. Осенью 2016 была проведена одна из секций Димитриевских образовательных чтений (Ростовская область) на базе нашей школы-интерната «1917-2017 – потери и обретения». Совместно с руководителем кружка «Бисеринка» я проводила интегрированный урок«Новомученики и исповедники Российские. Праздник Белого цветка». После информационной части с презентацией дети продол­жили изготовление ромашки из бисера, а гостям подарили ромашки из бумаги.

Трансляция опыта нашей работы осуществляется через СМИ, в т.ч. ТВ и Интернет. Кроме того, опыт работы представлялся на Международных Рожде­ственских, Глинских, Димитриевских образовательных чтениях (доклады).

Регулярно осуществляется публикация методических разработок и занятий, статей.

Наша школа-интернат была дважды победителями в номинации Все­российского конкурса работ в области педагогики, работы с детьми и моло­дёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя».

В школе-интернате отработала пилотная площадка по региональному компоненту, для которой был разработан курс «Духовно-нравственная куль­тура Дона». Также завершена работа инновационного проекта «Воспитание гражданина России, его духовно-нравственных основ личности через изуче­ние отечественных культурных традиций». Сейчас в школе-интернате дейст­вует инновационная программа «Моё здоровье – моё будущее», подпро­граммой которой является «Духовно-нравственное воспитание детей с огра­ниченными возможностями здоровья, как одно из главных условий их ус­пешной социализации и интеграции в общество».

Своё имя «Восхождение» наша школа-интернат получила в но­ябре 2015 года. Для наших детей в нём будут воплощены и преодоление своих недугов, и восхождение к вершинам знаний, но самое главное – это восхождение к миру горнему.

Труды Московской Педагогической Академии и доктора педаго­гических наук, доктора богословия, профессора МДА Н.В.Маслова, ма­териалы форумов «Глинские чтения используются, прежде всего, для собственного образования, а также в работе с подопечными и коллегами. Это беседы, классные часы, творческие работы, родительские собрания, доклады, публикации.

В работе с подопечными можно проследить следующие тенденции:

Дети становятся более сдержанными, менее агрессивными, повышается от­ветственность, развивается сострадание.

Повышается уровень общей культуры и грамотности.

Повышается культура общения, снижается объём употребления ненорматив­ной лексики (при мне нет вообще).

Повышается интерес к духовным знаниям, желание участвовать в создании различных творческих работ, олимпиадах по ОПК.

Дети были неоднократными победителями в различных конкурсах (ду­ховно-нравственного направления) всех уровней, в т. ч. международного.

Форум «Глинские чтения» – это один из чистых родников право­славия. Во всех своих трудах Московская Педагогическая Академия и д. п. н. Н.В. Маслов не уклонились от Истины, потому, что, вся их деятель­ность основана на трудах святых отцов. Они взяли на себя, по словам Архиепископа Иоанна Шаховского, деятельность учителей, которые будут говорить одну и ту же Истину слова Божьего, но в форме, наиболее понятной должной эпохе, данному обществу и народу.

Наше участие в форуме Глинские чтения все эти годы стало воз­можным при большой заинтересованности и поддержке директора ГКОУ РО Волгодонской специальной школы-интерната «Восхождение» Т.Я. Белоусовой, управленца высшей категории, Почётного работника общего образования РФ, имеющей правительственные награды, в т.ч. медаль ордена «За заслуги перед Отечеством II степени».

Г. Волгодонск Ростовской области.

Посвящается памяти схиархимандрита Иоанна (Маслова)

С 27 по 29 июля 2017 года в Московской духовной академии состоялся XXVI Международный образовательный форум «Глинские чтения», традиционно приуроченный ко дню памяти схиархимандрита Иоанна (Маслова) — подвижника 20-го века, старца Глинской пустыни. Ему принадлежат фундаментальные исследования по истории этого прославленного монастыря. Книга отца Иоанна «Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительская деятельность в 16-20 вв.» по рекомендации Министерства образования РФ используется в качестве учебного пособия. В «Глинских чтениях» принимают участие педагоги, священнослужители, военнослужащие и представители других профессий.

В этом году форум определил своей темой «Духовные и нравственные основы образования и воспитания».

В течение двух прошедших дней 27 и 28 июля в актовом зале МДА были проведены пленарные заседания. Учителя, преподаватели высшей школы, учёные и духовные лица выступили с докладами о духовно-нравственном воспитании детей и молодёжи, отечественных традициях педагогики и поделились опытом использования святоотеческих трудов на своих уроках, в том числе трудов схиархимандрита Иоанна (Маслова), рекомендованные Министерством образования РФ.
Программа чтений включала в себя мероприятия – от молитв и всенощных бдений до планерных заседаний и презентаций.

Основное заседание Глинских чтений провел председатель Комиссии по вопросам просвещения, науки и общественной нравственности Общественного совета Центрального Федерального округа, доктор педагогических наук, магистр богословия Николай Васильевич Маслов.

Стоит отметить, что книга «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского» схиархимандрита Иоанна (Маслова) послужила основой для труда Николая Маслова «Духовные и нравственные образования и воспитания». Говоря об актуальности проблемы духовно-нравственного воспитания, Николай Васильевич отметил, что формирование правильных понятий – всегда было одной из главных целей образования. Если понятия неверные – вся жизнь человека становится заблуждением. Труды святых отцов помогают нам восстановить старое — дать человеку возможность совершенств и спасения. По словам присутствующих педагогов, труды схиархимандрита Иоанна (Маслова) и его духовного наследника Николая Маслова очень помогают в преподавании и работе с молодежью.

Глинские чтения» - это просветительский форум для педагогов, который вырабатывает подходы для школ, для вузов, для повышения квалификации, духовно-нравственные основы образования, и воспитания.

В последний день форума, 29 июля, состоялась панихида на могиле схиархимандрита Иоанна (Маслова) , одного из глинских старцев.

Организатор чтений — Московская педагогическая академия (ректор — Елена Олеговна Крылова ).

В Глинских чтениях приняли участие члены Ассоциации православных педагогов Смоленской области.

План проведения XXVI Международного духовно-просветительского форума «Глинские чтения»

08.30-19.00 Регистрация и размещение участников

14.00 Сбор участников перед актовым залом МДА

14.30-16.30 Подведение семинара в актовом зале МДА

17.00-20.00 Всенощное бдение

07.30-09.30 Литургия в день св. кн. Владимира

08.30-10.30 Регистрация участников форума в МДА

10.30-14.00 Пленарное заседание в актовом зале МДА

14.00-15.00 Обед в трапезной МДА

15.00-16.45 Пленарное заседание в актовом зале МДА

17.00-19.00 Вечернее богослужение в Покровском храме МДА

День памяти схиархимандрита Иоанна (Маслова)

07.30-11.00 Заупокойная литургия и панихида в Покровском храме МДА

11.00-12.00 Переезд на Старое кладбище

12.00-13.30 Панихида и литии у могилы схиархимандрита Иоанна

13.30-14.20 Поминальный обед в трапезной МДА

14.30-16.30 Заключительное пленарное заседание (в актовом зале МДА)

This entry was posted in . Bookmark the .

XXVII Международный образовательный форум "Глинские чтения" прошел в Московской духовной академии с 27 по 29 июля. Чтения были приурочены ко дню памяти старца Глинской пустыни, педагога, просветителя, схиархимандрита Иоанна (Маслова) (6.01.1932 - 29.07.1991).

Целью форума является внедрение нравственных основ и традиционных духовных ценностей в современную систему образования. Заявленными темами форума стали духовно-нравственное воспитание в семье и образовательных учреждениях. Кроме того, рассматривались вопросы нравственного потенциала русского языка, значения житийной и святоотеческой литературы в духовно-нравственном воспитании подрастающих поколений.

Глинские чтения представляют собой высокую духовную площадку для профессионального самообразования, роста и духовно-нравственной подготовки в первую очередь учителя. Форум объединяет педагогов, ученых и руководителей органов управления образованием в сфере духовно-нравственного и патриотического образования.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) родился 6 января 1932 года в деревне Потаповка Сумской области в благочестивой крестьянской семье. С 12 лет Иван начал работать в колхозе. Пас коров, пахал, сеял, косил, собирал плуги, научился делать повозки. В школу ходил за 6 километров в село Сопич. Благодаря природной одаренности Иван учился очень хорошо. В 1951 году Ивана призвали в армию.

В 1954 году он ушёл в Глинскую пустынь. Сначала Иван несколько месяцев нес в монастыре общие послушания, затем ему дали подрясник, а в 1955 году зачислили в обитель по указу. В то время в обители подвизались такие великие старцы, как схиархимандрит Андроник (Лукаш), схиархимандрит Серафим (Амелин), схиархимандрит Серафим (Романцов). Настоятель обители вскоре благословил Иоанна отвечать на многочисленные письма, поступавшие в обитель от тех, кто просил совета, духовного наставления и помощи.

Так Иван начал свое самоотверженное служение Богу и ближним, ведя жизнь самую скромную, строгую и смиренную. Нес послушание письмописца, трудился в столярной мастерской, делал свечи, затем был заведующим аптекой и одновременно клиросным. 8 октября 1957 года, накануне празднования преставления святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, молодой послушник был пострижен в монашество с именем Иоанн в честь святого апостола.

В 1961 году после закрытия монастыря отец Иоанн по благословению старца Андроника поступил в Московскую духовную семинарию. В 1962 году он был рукоположен в Патриаршем Богоявленском соборе в сан иеродиакона, а 31 марта 1963 года - в сан иеромонаха. После окончания семинарии он продолжил обучение в Духовной академии. Еще в годы учебы в академии ему, студенту, было вверено духовное окормление преподавателей и учащихся, кроме того, он исповедовал богомольцев. Именно здесь в полной мере раскрылись способности и пастырские дарования отца Иоанна, который с первых дней проявил себя опытнейшим духовником.

В 1969 году отец Иоанн окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, присвоенной ему за сочинение «Оптинский старец иеросхимонах Амвросий (Гренков) и его эпистолярное наследие». Отец Иоанн был оставлен профессорским стипендиатом в Московских духовных школах, преподавал пастырское богословие и практическое руководство для пастырей. С 1974 года он начал преподавать литургику в семинарии.

С 1974 года в различных изданиях опубликовано более ста работ отца Иоанна. Венцом его научно-богословской деятельности в Московских Духовных школах является магистерская диссертация «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»,которую он защитил 11 марта 1983 года, получив звание магистра богословия. В 1991 г. отец Иоанн закончил уникальный труд - докторскую диссертацию «Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI-XX веках».

В 1991 году отцом Иоанном был закончен «Глинский Патерик», включающий 140 жизнеописаний Глинских подвижников. Благодаря своим богословским трудам отец Иоанн известен не только как старец-духовник, но и как духовный просветитель.

В 1985 году магистр богословия был направлен из Троице-Сергиевой Лавры духовником в Жировицкий Успенский монастырь. Недолго пришлось ему трудиться на новой ниве пастырского делания. В июне 1990 года он приехал в отпуск в Сергиев Посад, а в августе, перед очередным отъездом в Белоруссию, недуг окончательно приковал его к постели. Страдания то усиливались, доходя до критических состояний, то ослабевали. Схиархимандрит Иоанн не переставал принимать духовных чад даже если после очередной беседы терял сознание.


29 июля 1991 года в понедельник в 9 часов утра старец Иоанн причастился. В 9.30 старец мирно отошел ко Господу в полном сознании.

Утром 31 июля собором клириков была совершена заупокойная литургия, которую возглавил наместник Киево-Печерской Лавры архимандрит Елевферий (Диденко). В 12 часов дня гроб был вынесен на площадь перед Троицким собором, где при стечении богомольцев была отслужена лития, погребен отец Иоанн на Старом кладбище в Сергиевом Посаде.

По материалам сайтов "Луки.ру" и "Глинские чтения"