Упражнения на развитие воображения для студентов. Игры и упражнения на развитие творческого воображения детей дошкольного возраста

Воображение – уникальная способность сознания человека к созданию образов, представлений, новых идей и объектов из предметов, которые в реальном мире не воспринимаются им как единое целое (они не существуют или же не совместимы).

Воображение – форма психического отражения мира, основа наглядно-образного мышления, позволяющего человеку решать поставленные перед ним задачи, не прибегая к практическим действиям. Сознание позволяет не просто преобразовывать знакомые вещи, но и использовать их в своих собственных целях. Это позволяет человеку планировать, моделировать, творить, играть и запоминать.

Важно! Воображение развивается в детстве и усовершенствуется во взрослом возрасте, но лишь в случае постоянной тренировки.

Не зная, как развить фантазию и воображение, необходимо уделять внимание описанным ниже упражнениям и чтению хороших книг.

Как развить воображение (упражнения для тренировки) взрослым

Многие взрослые люди страдают от отсутствия у них воображения. Они не могут сочинить детскую сказку, придумать хорошую шутку, создать картину или пошить карнавальный костюм.

Причина этого видится в отсутствии таланта, но в действительности все дело в отсутствии воображения. Для развития его существуют специальные упражнения, последовательное выполнение которых поможет справиться с отсутствием фантазии.

Тренировка ритма внимания

Для выполнения этого упражнения необходимо расслабиться, сосредоточить все внимание на кистях рук. Голову следует освободить от любых мыслей. Каждый день нужно упражняться не менее 5-10 минут. При этом можно менять положение тела и угол обзора.

Главное – это полная концентрация внимания на исследуемом объекте при отсутствии каких-либо посторонних мыслей. Разрешено моргать, отводить взгляд нежелательно, нужно все время смотреть на руки.

Упражнение считается выполненным, если в течение всего отведенного времени, получается уделять внимание исключительно рукам, не переводя взгляд на другие находящиеся в комнате предметы. При помощи этого упражнения развиваем воображение у взрослых достаточно быстро.

Запечатление стирания

В комнате нужно найти привлекающий взгляд предмет и концентрировать на нем внимание в течение 5 секунд, стараясь мысленно сфотографировать его. Закрыв глаза и задержав дыхание нужно воспроизвести предмет по памяти. На выдохе необходимо освободить сознание от запечатленного образа, стерев его.

Упражнение выполняется неоднократно, за день нужно совершать не менее 50 запечатлений и стираний. При этом время для упражнения выбирают произвольно, заранее определять его не стоит. Такая тренировка воображения занимает не более 10-15 минут в сутки. Каждый раз можно выбирать разные объекты для изучения.

Запечатления удержания

На протяжении 3-10 минут смотрят на предмет, после чего с закрытыми глазами восстанавливают его образ в сознании. Воображать предмет нужно цветным. Один подход – запечатление и удержание, занимает от 5 до 15 минут времени.

Основная цель упражнения – научиться чувствовать части тела и окружающие предметы. К следующему упражнению переходят, если человек четко представляет воображенный предмет с закрытыми глазами.

Как только это получится, следует перенести образ на белый лист бумаги, учиться запоминать картины, книжные страницы, произведения. Тренировка позволяет достигнуть 6 уровня развития воображения.

Остановись мгновение

Выбрать конкретную картину, быстро оглядеть ее, закрыть глаза, воспроизвести отдельные детали по памяти. Это будет сложно, но тренируясь до 15 раз в день можно довести время удержания картины в памяти до 5 минут. Думать при этом нельзя, сознание должно быть освобождено от любых мыслей не менее чем на 15 секунд.

Мгновенное фото

Выбрать на улице предмет или прохожего, закрыть глаза и представить его себе точно таким же как и наяву. Неоднократная тренировка позволит представить запомнившийся предмет и на другом фоне, но уже с открытыми глазами.

Живая фотография

Выбрать прохожего, мельком взглянуть на него, закрыть глаза, мысленно представить, после чего постараться оживить полученный мысленный снимок, заставив его продолжить движение.

Вначале подобное может не получиться, но спустя 2-3 недели тренировок фотографию в воображении удастся оживить. Избежать ошибок можно сравнивая воображаемый образ с реальными действиями объекта.

Манипуляция фотографиями

Представив в воображении конкретный предмет, нужно постараться изменить его положение в пространстве, форму и размер. Несколько предметов можно соединить в один и наоборот, цельную картину разложить на отдельные фрагменты.

Фигуры

Просим кого-нибудь разложить на столе спички и прикрыть их бумагой. На одно мгновение лист бумаги приподымается и упражняющийся запоминает получившуюся фигуру. Он закрывает глаза и мысленно представляет увиденное, стараясь не только расставить спички по местам, но и посчитать их.

Как только это будет выполнено в воображении, нужно взять еще спичек и выложить фигуру на отдельном листе, после чего приподнять первый лист и сравнить оригинал с тем, что получилось. Упражнение выполняют до полного совпадения двух фигур. При этом в процессе изучения их уделяют внимание цвету, количеству и качеству спичек.

Тренировка для воображения считается завершенной при условии удержания в сознании места расположения не менее 10 спичек подряд.

Умение видеть главное и особенности

Необходимо 200-300 спичек. Помощник диктует различные слова, а упражняющийся выкладывает соответствующие ассоциации из спичек. Слова диктуются с интервалом в 1 минуту, но по мере улучшения результата это время сокращается до 30 секунд.

Упражнение считается завершенным, если удается воспроизвести не менее 50 слов, при этом не просто составляют ассоциации, а и воспроизводят вслух полученные слова после завершения диктанта.

Важно! Развитое воображение делает жизнь ярче. Умение создавать образы, мыслить неординарно, проводить параллели и ассоциации помогает в работе и личной жизни.

С помощью описанных выше упражнений можно достигнуть значительных успехов в развитии воображения даже у тех людей, которые о такой способности не подозревали.

Приемы создания образов воображения

Чтобы создать образ предмета в воображении используют следующие приемы создания образов воображения:

  1. Комбинирование . Отдельные предметы или элементы переставляются таким образом, чтобы в итоге получилась новая необычная комбинация. Этот прием используют при написании картин, книг, стихов, совершении инновационных открытий. Чтобы комбинировать предметы не используют простое механическое сочетание отдельных сторон предмета. Новый образ получается в результате сложной аналитико-синтетической деятельности, преобразующей элементы до неузнаваемости. Именно этот метод используют художники и писатели, подстраивая отдельные элементы под уже имеющуюся идею.
  2. Агглютинация . Частный случай комбинирования, суть которого сводится к получению нового образа путем склеивания отдельных представлений в одно целое. Пример – сочетание в сказочном герое частей тела человека и животного. В технике агглютинация нашла применение при создании троллейбуса («склеивание» автобуса и трамвая).
  3. Акцентирование . При создании нового образа одни части старого опускаются, а другие выделяются. Акцентируя внимание на цвете, но опуская размер предмета, можно получить совершенно новый предмет.
  4. Заострение . Частный случай акцентирования. Внимание заостряется на росте, весе, размерах персонажа, объекта. В качестве примера можно использовать гигантский рост великанов и незначительный размер Дюймовочки.
  5. Схематизация . При рассмотрении объектов различия стираются, отдельные представления сглаживаются, общие же черты выставляются напоказ. Используется при создании научных и технических объектов.
  6. Типизация . В процессе типизации существенные и повторяющиеся элементы проецируются на отдельный совершено новый образ. Происходит синтез отдельных изображений. Этот прием используется в литературе.

Использование обозначенных выше приемов заметно облегчает задачу по развитию воображения у взрослых.

Развитие творческого воображения

Творческое воображение – разновидность созидательной деятельности сознания, в процессе которой происходит формирование совершено новых образов и идей. При этом на основу могут быть взяты уже имеющиеся.

Важно! Развитие воображения невозможно без чтения книг, пополнения своего словарного запаса, проведения ассоциаций.

Если времени на это нет, то можно необходимо выполнять следующие упражнения для развития воображения:

  1. Буквы . Выбирают любую букву из алфавита, после чего называют все предметы, находящиеся в комнате и начинающиеся на эту букву. Регулярно упражняясь можно не только развить внимание и память, но также фантазию и мышление. Недостающие предметы можно вообразить.
  2. Называем и описываем . Выбрать любую понравившуюся картину и попробовать назвать и описать ее самостоятельно. Это же упражнение можно применять к людям и предметам. Оно позволяет развить не только творческие способности, но и азы креативного мышления.
  3. Геометрия . Найти геометрические рисунки и постараться назвать предметы, которые с их помощью пытаются изобразить.

Тренируясь не менее 10-20 минут в день можно значительно улучшить заложенные от природы способности к творчеству, интеллектуально обогатиться, развить память. Развитие творческого воображения – долгий, но интересный процесс.

Книги, развивающие воображение

Многие рационально мыслящие люди отказываются от чтения книг, написанных в жанре фантастики и фентези, не читают сказок и историй, где автор заведомо привирает. Они полагают, что подобное чтиво предназначено для детей и подростков и недостойно взрослого человека. В действительности это не так.

Сказки и интересные фантастические истории помогают развить фантазию не только у детей, но и у взрослых. Если же читать нечто подобное неинтересно, можно изучить одну из следующих развивающих книг:

  • «Шесть шляп мышления» (Эдвард де Боно);
  • «Игры разума» (Майкл Михалко);
  • «Методы развития памяти, образного воображения, мышления» (Игорь Матюгин).

Интересными, но далеко не научными произведениями, позволяющими значительно расширить пределы разумного, являются книги для развития воображения, следующих авторов:

  • Стивен Кинг;
  • Джоан Роулинг;
  • Майкл Крайтон;
  • Патрик Зюскинд;
  • Михаил Булгаков.

Стоит еще раз остановиться на том, что чтение фантастики помогает развить воображение до невиданных масштабов. Именно поэтому маленькие дети с такой легкостью сочиняют забавные истории о своих игрушках, родителях, друзьях, в то время как взрослым подобное дается с трудом. В детстве фантазировали все, но повзрослев, об этой способности забыли.

Человек вполне может существовать без воображения, но способность к воссозданию новых образов и идей никогда не бывает лишней.

Известно множество приемов, которыми пользуются творческие люди для достижения бόльших успехов в своей деятельности. Фантазия нам предоставлена природой, однако пользоваться нею умеют не все: а ведь это так необходимо, в особенности тем, кто пытается самореализоваться в какой-либо творческой нише.

В детстве нам часто приходилось что-то представлять или фантазировать: это происходило в моменты, когда мама читала нам сказку, когда мы лепили фигурки из пластилина, рисовали или играли с куклами. Что же произошло с нами сейчас? Возможно ли снова разбудить свою фантазию, развить творческий потенциал?

Конечно, можно. Более того, нужно и даже очень полезно. Благодаря несложным упражнениям, мы попытаемся стимулировать рождение в нашем мозгу новых идей, расширить диапазон мышления.

  • I упражнение. Найдите глазами какую-нибудь вещь, которая бы находилась приблизительно на уровне взгляда в двух-трех метрах от вас. Это может быть чашка, карандаш, блокнот или ваза с цветами. Закрыв глаза, представьте, что вы находитесь в пустом ярком и светлом пространстве: представляйте это в течение пяти минут. Затем внезапно откройте глаза, и пять минут смотрите на выбранный вами предмет. Ни в коем случае не думайте о предмете, взгляд должен как бы проходить сквозь предмет. После этого снова зажмурьтесь и представляйте выбранную вами вещь в окружении яркого и светлого пространства, в течение пяти минут. Такое упражнение необходимо повторить до восьми раз, выполняя его в спокойной обстановке, без излишнего напряжения.
  • II упражнение. Вечером, когда вы уже лежите в постели, зажмурьтесь и представьте какую-нибудь букву темного цвета на ярко-белом фоне. Не отпускайте букву из своего воображения 2-3 минуты, даже если она будет настойчиво пытаться уйти. Следующим вечером представьте таким же образом какую-либо другую букву. Добейтесь, чтобы буква перестала уплывать от вас, а фиксировалась в мозгу максимально четко. Когда вы научитесь фиксировать образ, попробуйте проделать то же самое не с буквами, а со словами. Благодаря этому упражнению можно научиться концентрировать внимание, расширить границы воображения.
  • III упражнение. Закрыв глаза, представляйте себе маленький желтый квадратик. Сконцентрируйтесь на нем. Представляйте, что квадратик вдруг начинает расти, увеличиваться до бесконечных размеров, делая все пространство вокруг себя таким же желтым. В следующий раз представляйте то же самое, но с каким-либо другим цветом. Когда это упражнение вам покажется слишком легким, начните представлять, будто один цвет квадратика перекрашивается в другой, в третий. Затем вернитесь к первоначальному цвету.
  • IV упражнение. Вообразите перед собой большое и сочное яблоко. Начните крутить его влево или вправо, куда вам удобнее. Представляйте, что оно вылетело из вашего мозга и продолжает летать по квартире. Мысленно остановите полет яблока и поместите его напротив ваших глаз. Представьте себя червячком и попытайтесь проникнуть внутрь яблока, осмотреть его изнутри, прочувствовать себя в нем. Посмотрите на себя со стороны взглядом червячка: вы можете рассматривать не только свое туловище, но и окружающую вас обстановку, стены, интерьер. Однако помните, что это должен быть именно взгляд со стороны. Контролируйте себя. Если в какой-то момент вы почувствуете, что не владеете ситуацией, немедленно откройте глаза.
  • V упражнение. Найдите взглядом любую расположенную рядом с вами вещь. Закрыв глаза, вспомните и представьте увиденную вами только что картинку. Снова открыв глаза, сравните, совпадают ли картинки. Попеременно закрывая и открывая глаза, добейтесь, чтобы воображаемый и реальный объект были максимально одинаковы.
  • VI упражнение. Ну вот, вы научились представлять предметы с закрытыми глазами. Теперь пришла пора делать это, не закрывая глаз. К примеру, представьте, что возле вашего компьютера лежит новенький мобильный телефон, который вы так желали. Помните, представляем с открытыми глазами.
  • VII упражнение. Любите путешествовать? Прекрасно. Теперь мы будем проделывать это мысленно. Попробуйте для начала мысленно выйти в соседнюю комнату. Затем пройдите на улицу, сядьте в машину или на велосипед, езжайте на природу, к реке, искупайтесь и пр.

Представляя себе какие-либо картинки, делайте это с удовольствием. Можно включить легкую музыку. Желательно, чтобы в это время вас никто не отвлекал.

Да, и не переусердствуйте: чрезмерное воображение может настолько погрузить вас в мир иллюзий, что социальные и бытовые темы рискуют отойти для вас на задний план.

Упражнения на развитие писательского воображения

Визуализируя предметы, мы развиваем свою творческую фантазию, ведь писателю очень важно представлять своих героев, их судьбы, дальнейшее развитие событий.

Если вы хотите заняться писательской деятельностью, но сомневаетесь в яркости своей фантазии, не переживайте: в мире нет людей, у которых не было бы воображения. Да, есть люди, которые просто не используют данный им от природы дар, и со временем он затухает, однако и они не безнадежны: приложив определенные усилия, фантазию все же можно восстановить. Для этого необходимо, в первую очередь, желание, сила воли и знание соответствующих упражнений.

  • Зажмурьтесь и вспомните какой-нибудь предмет интерьера в вашем помещении. Не приоткрывая глаз, постарайтесь назвать характерные признаки данного предмета. Когда все будет перечислено, вы можете открыть глаза и, все еще не смотря на выбранный предмет, попробуйте записать все его признаки на бумагу.
  • Вспомните какое-нибудь известное вам четверостишие. Используя его последнюю строчку, как первую, попытайтесь написать собственный стих.
  • Попробуйте написать небольшое эссе о том месте, где вы больше всего любите отдыхать.
  • Напишите статью из 400 символов о том месте, где вы мечтали бы проживать.
  • Опишите фразы, которые вы произнесли бы неожиданному гостю, который явился некстати (например, ночью).
  • Придумайте небольшой рассказ, который бы начинался фразой: «Как-то раз мне представилась возможность… однако я ею не воспользовался».
  • Составьте послание своей прошлой жизни. К примеру, обратитесь к себе, когда вам было, скажем, 7 лет.
  • Составьте короткое описание своей самой любимой в детстве игрушки.
  • Что вам далось в жизни труднее всего? Опишите это.
  • Что вам далось легче, чем вы ожидали? Опишите.
  • Напишите сказку о левом ботинке.
  • Напишите шуточный рассказ об одном дне из вашей жизни, который, по-вашему, однажды был прожит напрасно.
  • Придумайте небольшую статью, начинающуюся словами: «Если бы мне предоставили возможность кое-что изменить, я бы начал с…».
  • Выпишите себе справку о том, что вы – самый ленивый человек в мире.
  • Придумайте свою историю о красной шапочке.
  • Представьте, что вы – человек-невидимка. Опишите свои действия и реакцию окружающих людей.
  • Определите несколько своих фобий, напишите о самой главной из них.
  • В небольшой статье попробуйте описать погоду за окном.
  • Опишите в 250 словах, что бы вы делали, если бы сейчас на улице шел дождь.
  • Придумайте рассказ, что бы вы приготовили на обед своему самому злейшему врагу.
  • Есть ли среди ваших знакомых человек, отличающийся большой гордыней? Охарактеризуйте его поведение.
  • Посмотрите в окно и найдите взглядом какого-нибудь незнакомого прохожего. Напишите 150 слов, чтобы описать его внешность, профессию, хобби, придумайте ему имя.
  • Составьте список пятидесяти поступков, которые вы бы не совершили никогда и ни за что.
  • Представьте, что вы – новогодняя ёлка, и вас только что спилили. Опишите свои ощущения.
  • Придумайте рассказ, в котором должны присутствовать следующие слова: инженер-строитель, начальник, стройка, обед.
  • Придумайте монолог от имени недавно купленных дорогих часов, которые случайно выбросили на помойку.
  • Составьте список из пятнадцати причин, почему вам необходимо изучить английский язык.
  • Составьте список из десяти причин, почему школьному преподавателю было бы выгодно сменить профессию.
  • Придумайте семь фраз, которые нежелательно говорить человеку, которого только что уволили.
  • Составьте текст гневного публичного выступления, состоящего из семи коротких абзацев, начинающихся словами: «как об стенку горохом».
  • Придумайте небольшой рассказ с применением слов: священник, деньги, погреб, чайник.
  • Составьте статью на тему: «Весь мир поклоняется ложным кумирам».
  • Опишите семь причин, зачем зажиточный человек может покинуть свою родину.
  • Придумайте монолог одинокой березы, выжившей в сгоревшем лесу.
  • Составьте список наиболее весомых оправданий нечестного человека.
  • Придумайте газетную новость с применением слов: боярышник, стакан, лужайка, очки.
  • Составьте список из десяти вещей, за которые вы пожертвовали бы свои последние 10$.
  • Дополните пятью вариантами просьбу: «Будьте добры, не повредите…, потому что…».
  • Придумайте поучительную сказку с применением слов: семья, фотография, посылка, хлеб.
  • Перечислите семь поступков, за которые вам может быть стыдно.
  • Напишите рассказ в виде монолога о пироге, который поставили в духовку.
  • Представьте, что вы пришли на работу, а дверь в ваш офис заколочена. Опишите десяток самых смелых причин, почему это могло произойти.
  • Придумайте пошаговую инструкцию о том, как обучить платяную моль правилам дорожного движения.

Все задания следует выполнять в письменном виде, затрачивая на каждое как можно меньше времени (это вырабатывает спонтанное мышление).

Такие упражнения тренируют воображение, а все остальное, необходимое в писательском деле (выработка собственного стиля, композиция, сюжетное построение) требует изучения на профессиональном уровне.

Если вы все-таки чувствуете, что вашего воображения недостаточно для творческой деятельности, не переживайте: постоянные упражнения для развития воображения рано или поздно позволят вам выйти на новый, более высокий уровень.

Разделы: Общепедагогические технологии

Пояснительная записка

Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Воображение часто называют фантазией. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать - лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

Воображение характеризуется активностью, действенностью. Основная его задача -представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий. Воображение, фантазия должны способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность.

Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии, воображения.

Предлагаемый материал можно органично включить в учебный процесс, в виде пятиминуток на занятии, как материал входного контроля на выявление уровня развития воображения.

Кроме того, все описанные приемы могут использоваться в игровой деятельности подростков, в организации их досуга, что создает особый эмоциональный настрой, способствующий развитию познавательных, творческих способностей.

Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом).

Цель: Обеспечение развития ребенка в творческом направлении.

  • определить уровень творческого воображения у обучающихся;
  • способствовать развитию творческой деятельности, художественного воображения, желания творить;
  • способствовать воспитанию аккуратности, художественного вкуса.

Тест “Определение уровня воображения”

Инструкция:

Вам предлагается 12 вопросов теста. На них надо отвечать либо "да", либо "нет".

Первая цифра в скобках (количество баллов) означает положительный ответ, вторая - отрицательный.

  1. Интересуетесь ли вы живописью? (2, 1).
  2. Часто ли вы скучаете? (1, 2).
  3. Рассказывая какую-либо историю, любите ли вы украсить ее красочной деталью, добавленной от себя? (1, 0).
  4. Инициативны ли вы на работе, в школе? (2, 1).
  5. "Широко" ли вы пишите, много ли занимаете место на бумаге? (1,0).
  6. Руководствуетесь ли вы в выборе одежды законами моды или собственным вкусом? (2, 1).
  7. Любите ли вы рисовать во время собраний или лекций на листе бумаги одни и те же фигурки? (О, 1).
  8. Слушая музыку, представляете ли вы какие-либо образы, связанные с ней? (1,0).
  9. Любите ли вы писать длинные письма? (2, 1).
  10. Видите ли вы иногда цветные сны? (1, 0).
  11. Любите ли вы мысленно бывать в тех снах, которые знаете лишь по рассказам? (1, 0).
  12. Часто ли вы плачете, расстраиваетесь в кино? (1, 0).

Итак, подсчитайте очки.

14-17 очков: у вас богатое воображение. Если вы сумеете применить его в жизни, то добьетесь больших творческих успехов.

9-13 очков: среднее воображение. Такое воображение встречается у очень многих людей. От вас и только от вас зависит, сумеете ли вы развить его.

5-8 очков: вы реалист в полном смысле этого слова. В облаках не витаете. Однако немного фантазии еще никому не вредило. Поэтому задумайтесь о себе.

Упражнения (тесты) на развитие воображения.

Упражнения предложить на отдельном листе бумаги для каждого обучающегося.

Упр.№1

Посмотри внимательно, на что похожа каждая фигурка? Назови несколько вариантов, а потом можешь её дорисовать так, как ты себе это представляешь.

Упр.№2

Дорисуй линии и фигуры так, чтобы получился волшебный лес со своими обитателями.

Упр.№3

Подумай, как можно эти фигуры превратить в подарки для твоих друзей. Попробуй дорисовать.

Упр.№4

Посмотри внимательно на каждую кляксу и подумай, на что она похожа. Попробуй дорисовать.

Упр.№5

Дорисуй эти кружки так, чтобы из них получилась картинка. Можешь несколько кружков объединить в одну картину.

Упр.№6

Посмотри, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. Попробуй нарисовать что-нибудь сам, соединяя точки.

Упр.№7

На картинке узоры остались только у одной бабочки. Придумай узоры для остальных бабочек и раскрась их.

Упр.№8

Придумай, что можно нарисовать из этих геометрических фигур. Каждую фигуру можно использовать по нескольку раз и можно менять их размеры. Но другие фигуры использовать нельзя. Например, как показано на картинке.

Литература

  1. Методика определения уровня воображения // Психология от А до Я. – М. 2000. – 320 с.
  2. Святкова О. Развиваем творческие способности/ [рисунки]- М.: Изд-во Розовый слон, 2002. – 10 с.
  3. Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей/ [текст] – Ярославль: Академия развития, 2001. – 240 с.

Часто сталкиваюсь с тем, что у людей нет четкого понимания, как процессы визуализации, воображения и ясновидения происходят во время работы, чем они отличаются и что с ними делать.Значение слов Вы можете найти в толковых словарях. Я же приведу конкретные примеры.

Первый термин — Визуализация

Тогда я предлагаю сделать небольшую разминку. Вы тоже ее сейчас сделаете, читая эти строки. И даже не зависимо от Вашего желания, Ваш ум сам начнет визуализировать.

Вспомните ёлку. Обычную ёлку, которая растет в лесу, может быть, новогоднюю ёлку. Вы видели это растение много раз в своей жизни и Вы точно знаете, как выглядит это дерево. Вы вряд ли спутаете ель с другим деревом. Вам не обязательно вспоминать каждую иголочку на ёлке, Вы просто знаете, как оно выглядит. Это и есть визуализация.

Любой зрячий человек, у которого всё в порядке с психикой и памятью, может вспомнить, как выглядит ёлка. Образ этого дерева сам собой возникает перед внутренним взором и этот процесс и называется визуализацией.

Еще несколько примеров – вспомните Ваш чайник, которым вы пользуетесь каждый день. Ведь Вы точно знаете, как он выглядит? Вспомните Ваши домашние тапочки, в которых Вы ходите каждый день. Думаю, что и тапочки свои Вы точно узнаете среди другой своей обуви, потому что в Вашей памяти есть образ, как выглядят тапки и сейчас, читая эти строки, Вы внутренним взором можете увидеть их.
Вот таким простым способом мы выяснили, что визуализировать Вы умеете.

Другой вопрос, как долго Вы можете удерживать образ объекта – это зависит от Вашего умения концентрировать свое внимание и останавливать бег мыслей. Для этого существует много практик, позволяющих сосредотачивать внимание на одном объекте.

Второй термин – Воображение

Возьмём для примера ту же ёлку. Когда Вы включаете своё воображение, то можете представить, как на этой ёлке вдруг начинают быстро-быстро вырастать шишки, появляться цветы необыкновенной формы, какие-то другие объекты, причем любые, о которых Вы подумаете и захотите представить. То есть силой своего воображения Вы можете трансформировать, подвергать любым изменениям изначальный объект.

Используя воображение, человек может создать своим внутренним взором любое развитие событий, метаморфозы чего угодно во что угодно.

Люди, у которых развито воображение, как правило, очень творческие натуры. И наоборот, чтобы развить творческое начало, можно тренировать воображение. Это определённый навык, который можно наработать, используя визуализацию. Опасность слишком частой игры с воображением заключается в том, что человек может придумать себе иллюзорный мир, в котором всё выглядит только так, как ему хочется и происходит постепенный и неосознаваемый отрыв от реальности. Яркие мечты относятся сюда же – этого нет в действительности, но человеку очень нравится придумывать свою реальность. Это приятное занятие приводит к тому, что человек сам себе начинает строить убеждения и ограничения, как должно быть. Естественно, внутренняя картинка мира не совпадает с реальностью мира и начинается внутренний конфликт, а следствие этого – непринятие, раздражение, обиды и негативная реакция на происходящие события.

Здесь же надо отметить еще один аспект игры воображения.

Обучая энергетическим практикам новичков, многим мастера рекомендуют своим ученикам закрывать глаза, чтобы внешние предметы не отвлекали и практикующий держал концентрацию внимания на самом процессе. Вследствие этого, человек может начать видеть нечто. Здесь очень тонкая грань, что именно происходит с практикующим – то ли он действительно начинает видеть потоки энергий, то ли это включается его воображение. Если картинка достаточно устойчивая, яркая, меняющаяся по Вашему желанию, то это воображение. Так же, если человек начинает видеть со стороны себя и происходящие действия, различные бесконечные дали, космос или всю Вселенную – скорее всего, это тоже воображение.

Происходит это потому, что человек начинает делать непривычные для него действия. Ум пытается всё объяснить и разложить по полочкам, а это не удаётся. Тогда включается механизм воображения и хоть как-то становится понятно, что происходит, для ума человека.

Чтобы не искушать ум и не провоцировать неосознанный процесс воображения, лучше всего не полностью закрывать глаза, а просто их прикрыть (взгляд падает на кончик носа), и при этом расфокусировать взгляд. То есть Вы видите реальность, но не цепляетесь взглядом ни за какие предметы и сконцентрированы на самом процессе Вашей практики.

По началу, это очень интересно – наблюдать за красивыми картинами света, потоков и невиданных космических высот. Наш ум очень быстро понимает, что нам нравится и старается всё более детально нарисовать несуществующие миры. Выше я уже писала, что это тренируемый процесс. В итоге, человек пребывает снова в иллюзиях. Вместо того, чтобы рассматривать свои воображаемые картинки, пусть даже очень правдоподобные и красивые, лучше тренировать чувствительность к ощущениям. Движение энергий в воздухе рядом с Вами, по вашему телу. Когда задействовано тело, то подвох уже менее вероятен. Тело не умеет придумывать и врать своему владельцу. Оно или чувствует или нет. Для того, чтобы научиться ощущать энергетические процессы телом, тоже требуется тренировка. Этот процесс также нарабатывается, но он настоящий. Чем больше Вы будете работать со своими ощущениями, тем тоньше Вы будете чувствовать различные виды энергий и их движение. Плюс к этому, Вы научитесь чувствовать, слышать и понимать своё тело! Это тоже очень важно при самосовершенствовании.

Воображение используют при работе с прошлым, изменяют ситуацию в наилучшую сторону, изменяя ход событий. Некоторые практики используют воображение для построения желаемых результатов в будущем, но я считаю, что этого не нужно делать. Наш ум никогда не додумается до того, что может нам предложить Вселенная. Поскольку наш ум ограничен, то мы можем что-то спрогнозировать себе только в собственных рамках, тем самым, ограничивая свои возможности.

Третий термин – Ясновидение

Если вы думаете, что ясновидящие люди смотрят кинофильмы из будущего, то это заблуждение. Способность видеть потоки или сгустки энергии, цвет, внутренние органы человека дана каждому из нас. Но эти видения очень тонкие и их сложно распознать, когда в голове проносятся сотни мыслей. Остановив свой мысленный поток, возможно увидеть нечто, но поскольку ум не привык к тонким вибрациям, он просто не индефицирует – ведь для того, чтобы понять что человек видит, его ум должен обработать информацию и перевести ее в понимаемое человеком значение.

Когда Вы только начинаете практиковать и развивать ясновидения, данные будут мелькать где-то по самой границе сознания, практически неуловимыми легкими остатками изображения. Очень грубое сравнение, но всё же оно поможет понять – когда мы идём по улице и вдруг периферийным зрением замечаем, что почти сзади нас что-то мелькнуло. Мы оборачиваемся, чтобы посмотреть, но там уже ничего не происходит и мы остаёмся в неведение, что это было. То есть глаз зафиксировал какое-то движение, но ум не успел распознать и индефицировать. Ещё можно сравнить с отражением в стекле пробегающего мимо человека. Не в зеркале, а именно в прозрачном стекле в солнечную погоду.

Вообще, наше зрение устроено странным образом – чем больше мы всматриваемся во что-то, тем хуже видим. Это же касается и ясновидения. Чем больше мы будем пытаться увидеть что-то третьим глазом, тем дальше от нас будет уходить эта возможность.

Только расслабленный взгляд наблюдателя, не пытающийся оценить и разложить по полочкам, что это и как, позволит начать наблюдать плавающие тонкие-тонкие образы. Бездумное созерцание (без мыслей и оценки) постепенно начнёт проявлять перед Вашим взором всё больше и больше картинок.

Плотность картинок не изменится – изменится Ваша способность не пытаться их схватить и остановить, а просто созерцать и видеть. Постепенно ум начинает привыкать к такой структуре изображений и уже после этого распознавать, что именно Вы видите. Этот навык так же тренируется, но без усилий. Вам надо находиться в состоянии Созерцания и внутреннего безмолвия.

Важно понимать, для чего Вы хотите развить ясновидение. Просто ради забавы и интереса не сработает.

Не забывайте задавать себе вопрос –для чего мне это? В тонких мирах есть разные уровни и в зависимости от вашего вибрационного фона, Вы сможете видеть разные проявления этих уровней. На низких вибрационных уровнях есть всякие шутники и сущности, которые пугают неопытных практиков. Не всегда приятные картинки можно увидеть. Если Вы будете испытывать страх, то, скорее всего, Вам ясновидение закроют, как человеку, еще не готовому к принятию других измерений. В повседневной жизни часто можно увидеть низменные проявления большинства людей, различные подселения и еще многое другое. Если Вы не знаете, зачем Вам это показывают, что с этим делать и надо ли вообще с этим что-то делать, то не стоит и начинать.

Сначала подготовьте сознание и обсудите со своим наставником базовые принципы. Я не хочу напугать Вас или убедить, что ясновидение – это плохо и страшно. Я хочу показать всего лишь реальную картину. Как и во всём, есть свои плюсы и минусы. Для примера, когда Вы развили своё обоняние, то Вы будете улавливать не только благоухание, но и зловоние более ярко. Так что не обольщайте себя, что развив ясновидение, Вы станете видеть ангелов, божественный свет и красоту неземную. Вы будете видеть и то, и другое. В реальном мире, работая с людьми, которые обращаются за помощью, чаще встречается другое.

Можно уехать в лес, жить в изоляции и утверждать, что болезней не существует, а можно приехать в больницу и каждый первый пациент будет подтверждать, что болезни есть. Выбор всегда за Вами – в какой реальности Вы хотите находиться.

Надо отметить, что последнее время чаще стало встречаться яснознание. Человек не распознаёт картинки, а просто получает информацию. Здесь также может включаться воображение. Будьте бдительны и не живите в иллюзиях!

Упражнения для развития воображения

Первое упражнение

Выберите предмет на уровне глаз на расстоянии 1 - 2 метра. Предмет должен быть сначала простым: ручка, кружка, чайник. Закройте глаза, представьте себе белое, пустое светящееся пространство.

Можно представить экран телевизора или окно на улицу. Не получается белое создайте любое, какое получится.Держите его четкий образ перед мысленным взором пару минут. Потом откройте глаза и 3 - 5 минут созерцайте предмет.

Просто смотрите, не вдаваясь в свойства предмета, сквозь него, как будто вы смотрите вдаль, пытаясь охватить предмет в целом.Закройте глаза и представьте себе этот предмет в воображении, поместив его в белое светящееся пространство на 3 - 5 минут. Упражнение нужно проделать несколько раз, не напрягаясь, без усилий воли.

Второе упражнение

Создаем цветную точку красного цвета, затем начинаем увеличивать размер точки, пока красный цвет не займет все внутреннее пространство. Создаем оранжевую точку и проделываем то же самое. Далее следует желтый, зеленый, голубой, синий, и фиолетовый. Желательно добиться естественных, точных цветов. При легком получении создайте все цвета по очереди. Если трудно представить за раз все цвета, можно создавать в день по цвету.

— Упражнение способствует развитию концентрации внимания, расширению объема восприятия.

Елена Сергеева
Игры и упражнения для развития воображения у дошкольников 5–7 лет

Воображение - это не что иное , как психический процесс, за счет которого человек получает возможность рисовать новые образы на основе имеющегося жизненного опыта. Воображение позволяет ребенку дошкольного возраста найти свое место в мире, реализовать имеющиеся способности, а также способствует пониманию школьной программы, то есть готовит малыша к обучению в школе.

Дидактическая игра уже достаточно давно используется как одно из эффективных средств, с помощью которого можно развивать воображение у ребенка в старшем дошкольном возрасте

Игры и упражнения для развития воображения у дошкольников 5 – 7 лет

1. Упражнение «На что похожи наши ладошки »

Цель : развитие воображения и внимания .

Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т. д.) . Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

2. Игра - упражнение «Три краски» .

Цель : развитие художественного восприятия и воображения .

Предложить детям взять три краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист любым образом. На что похож рисунок?

3. Упражнение «Волшебные кляксы» .

Цель :

Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

4. Упражнение «Волшебная ниточка» .

Цель : развитие творческого воображения ; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

В присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению.

5. Игра – «Неоконченный рисунок» .

Цель : развитие творческого воображения .

Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.

6. Упражнение «Волшебники» .

Цель : развитие воображения .

Без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый» .

7. Упражнение «Танец» .

Цель : развитие эмоциональности и творческого воображения .

Предложить детям придумать свой образ и станцевать его под определенную музыку. Остальные дети должны угадать, какой образ задуман.

Варианты – образ задан, все дети танцуют одновременно («распустившийся цветок» , «ласковую кошку» , «снегопад» , «веселую обезьянку» и т. д.).

Усложнение – передать в танце чувства («радость» , «страх» , «удивление» и т. д.)

8. Упражнение «О чем рассказала музыка» .

Цель : развитие творческого воображения .

Звучит классическая музыка. Детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.

9. Игра «Что это такое?»

Цель : учить детей на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы .

Используются круги разных цветов, полоски разной длины. Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кругов, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Ответы не должны повторять друг друга.

10. Игра «Камешки на берегу» .

Цель : учить создавать новые образы на основе восприятия схематических изображений.

Используется большая картина, изображающая морской берег. Нарисовано 7-10 камешков разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким – либо предметом, животным, человеком.

Воспитатель рассказывает : «По этому берегу прошел волшебник и все, что было на его пути, превратил в камешки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камешек, на кого или на что он похож.» Желательно, чтобы несколько камешков имели практически одинаковый контур. Далее предложить детям придумать историю про свой камешек : как он оказался на берегу? Что с ним произошло? И т. д.

11. Упражнение «Волшебная мозаика» .

Цель : учить детей создавать в воображении предметы , основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.

Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка) : несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.

Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование : кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

12. Игра «Поможем художнику» .

Цель : учить детей воображать предметы на основе заданной им схемы.

Материал : большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски.

Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Вместе с педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок.

После предложить детям придумать историю про нарисованного человека.

13. Игра «Волшебные картинки» .

Цель : учить воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.

Детям раздаются карточки. На каждой карточке схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши.

Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети могут превратить в картинку какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам.

14. Игра «Чудесные превращения» .

Цель : учить детей создавать в воображении предметы и ситуации на основе наглядных моделей.

Воспитатель раздает детям картинки с изображениями заместителей предметов, на каждой нарисованы три полоски разной длины, три круга разного цвета. Детям предлагается рассмотреть картинки, придумать, что они обозначают, нарисовать на своем листе цветными карандашами соответствующую картинку (можно несколько) . Законченные рисунки педагог анализирует вместе с детьми : отмечает их соответствие изображенным предметам-заместителям (по форме, цвету, величине, количеству, оригинальность содержания и композиции.

15. Игра «Чудесный лес» .

Цель : учить создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

Детям раздаются одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Воспитатель предлагает нарисовать цветными карандашами лес, полный чудес, и рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы.

Для задания можно использовать материал на другие темы : «Чудесное море» , «Чудесная поляна» , «Чудесный парк» и другие.

16. Игра «Перевертыши» .

Цель : учить создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

Детям раздаются наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках абстрактные схематичные изображения. Задание детям : каждую карточку можно превратить в любую картинку. Наклейте карточку на лист бумаги и дорисуйте цветными карандашами все, что хотите, так, чтобы получилась картинка. Затем возьмите еще одну карточку, наклейте на следующий лист, опять дорисуйте, но с другой стороны карточки, то есть превратите фигурку в другую картинку. Можно переворачивать при рисовании карточку и лист бумаги так, как хочется! Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. Затем дети рассказывают о своих рисунках.

17. Игра «Разные сказки» .

Цель : учить детей воображать различные ситуации , используя в качестве плана наглядную модель.

Воспитатель выстраивает на демонстрационной доске любую последовательность изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, медведь, лиса, принцесса и т. д.) Детям предлагается придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность.

Можно использовать различные варианты : ребенок самостоятельно сочиняет сказку целиком, следующий малыш не должен повторять его сюжет. Если детям это сложно, можно сочинять сказку всем одновременно : первый начинает, следующий продолжает. Далее изображения меняются местами и сочиняется новая сказка.

18. Упражнение «Придумай и свой конец сказки» .

Цель : развитие творческого воображения .

Предложить детям изменить и сочинить свой конец знакомых сказок.

«Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …» .

«Волку не удалось съесть козлят потому что…» и т. д.

19. Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противоречий» .

Цель : развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий.

Воспитатель начинает - «А» хорошо, потому что «Б» . Ребенок продолжает - «Б» плохо, потому что «В» . Следующий говорит - «В» хорошо, потому что «Г» и т. д.

Пример : гулять - хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце - плохо, потому что жарко. Жарко – хорошо, потому что лето и т. д.

20. Игра «Сказочное животное (растение) ».

Цель : развитие творческого воображения .

Предложить детям придумать и нарисовать фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, каждый ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, придумывает название нарисованному. Другие дети ищут в его рисунке черты настоящих животных (растений) .

21. Упражнение «Сказка – рассказ» .

Цель : развитие творческого воображения , умение отличать реальность от фантазии.

После прочтения сказки дети с помощью воспитателя отделяют в ней то, что может произойти реально, от того, что является фантастическим. Получаются две истории. Одна полностью фантастична, другая полностью реальна.

Подобных игр и упражнений можно сочинить бесконечное множество, все зависит лишь от творческого воображения взрослых , поставивших перед собой цель помочь каждому ребенку вырасти творчески одаренной, нестандартно мыслящей, успешной