Усадьба Екатеринодар в Ляличах – самое «несчастливое» творение Джакомо Кваренги? Ляличи. Суражский район

История «графских развалин»

В нашей области немало интересных исторических мест, памятников материальной и духовной культуры, архитектуры, природы, связанных с известными деятелями отечественной науки, литературы и искусства, политики, которые могли бы составить честь любому уголку России, а то и всего мира. Теперь, когда автомашины есть у многих, жители города и области охотно путешествуют по родному краю, бывают в исторических местах, связанных с именами А.К. Толстого, в с. Красный Рог, Ф.И. Тютчева, в Овстуге, посещают поселения, где прежде были знаменитые монастыри, храмы, как, например, ныне возрождаемый Свенский монастырь под Брянском, или Покровский монастырь в Климовском районе. Каждое такое путешествие добавляет к нашим представлениям о своей малой родине что-то новое, побуждает глубже осознавать своё личное место в цепочке поколений, чувствовать связь с предками, которые когда-то давно создали всё, чем мы теперь можем гордимся.

К сожалению, наша причудливая история не всегда даёт повод лишь только для гордости, в разные времена и по разным причинам мы утратили часть своего духовного и культурного наследия, обратив в руины то, чем жители иных зарубежных стран восхищаются и доныне, превратив места своих средневековых замков и дворцов, прекрасных старинных парков в доходное предприятие, привлекающее туристов со всего света. Отрадно, поэтому, узнавать, что в последние годы и в нашей области стремятся возродить некоторые разрушенные памятники истории и культуры, чтобы и мы, и будущие поколения, увидели то, чем славилась прежде наша древняя земля. Об одном таком месте и будет моя новая запись.

В Суражском районе нашей Брянской области сохранились величественные развалины бывшей богатой усадьбы, принадлежавшей когда-то одному из знаменитых екатерининских вельмож, графу Петру Васильевичу Завадовскому. Усадьба, построенная по проекту знаменитого Джакомо Кваренги в далёком от столицы имении Ляличи, тогдашней Малороссийской губернии, поражала современников и потомков своими размерами и красотой. Немного было подобных мест в Российской империи, где богатство владельцев являло себя с такой роскошью и размахом.

На территории 1343 на 1180 метров были возведены грандиозные постройки — большой дом дворцового типа с галереями и флигелями, различные хозяйственные и служебные строения, церковь святой Екатерины и был разбит обширнейший пейзажный парк с летним дворцом, храмом — ротондой, всевозможными «затеями» и статуями. «Затеями» именовались укромные уголки среди парка, гроты, летние беседки, необычные клумбы с невиданными прежде цветущими растениями, крошечные водопады, небольшие пруды и ручейки, которые создавали прохладу в летние дни и придавали рукотворному парку очарование «патриархальной природы».

Таким был этот дворец ещё многие годы спустя. Величественное, трёхэтажное в центре, здание, было украшено раскинувшимися закругленными галереями, по высоте равными первому этажу дома, которые соединяли его с двухэтажными прямоугольными в плане флигелями. Внутренняя структура дома традиционна для усадеб дворцового типа. В первом этаже размещались вестибюль, гардероб, приемные, кабинет владельца и служебные помещения. Во втором находились столовая, гостиные и парадные залы, из которых наиболее значительны предназначенный для танцев и концертов «зеркальный» зал и занимавший центральное место круглый в плане зал с колоннами, поддерживающими хоры. В состав парадных помещений входили также две лоджии, расположенные симметрично в центре боковых фасадов. Третий этаж небольшой высоты занимали жилые комнаты семьи владельца. В подвале размещались кухня, кладовые и многочисленные хозяйственные помещения. Флигели и закругленные крылья дома предназначались для гостей. Интересна планировка крыльев. В них комнаты, расположенные в два этажа со стороны парка, объединялись высоким одноэтажным коридором, протянувшимся вдоль наружной стены главного фасада. Одна из легенд, связанных с этим дворцом, утверждает, что всего в нём было 365 комнат, по одной на каждый день года, и ежедневно одна из них убиралась по-царски, чтобы показать, что хозяин этого великолепия каждый день ждёт свою повелительницу, Екатерину II, в гости. Скорее всего, это просто более поздняя выдумка, но кто теперь может знать точно?!.. Во всяком случае, в старых описаниях дворца говорится, что в нём было 250 помещений.

А другая легенда рассказывает, что, когда Павел I, ставший императором после смерти Екатерины II, узнал о том, что дворец Завадовского выше, чем тогда предписывалось, он послал ревизоров проверить, так ли это, но граф за ночь успел засыпать первый этаж, превратив его в цокольный и, таким образом, избежал обвинения, что его дворец выше Гатчинского дворца самого Павла. Правда, есть сведения, что этот этаж и планировался Кваренги как цокольный, но кому это интересно?! История любит сохранять подобные легенды, где Закон отступает перед хитростью! Ещё рассказывают, что во время постройки дворца, кирпич для него передавался из г. Мглина по цепочке, выстроенной из крепостных графа, это около 25 км.

На старых фотографиях можно увидеть как усадьбу, так и внутренние помещения дворца.




Величие этих построек восхищало и поражало современников и изумляло, да и продолжает изумлять, потомков. Но усадьба разделила судьбу многих подобных грандиозных сооружений, она переходила из рук в руки, постепенно разрушалась и представляла собой печальное зрелище уже накануне революции.

После революции большой дворец был почти до основания разобран, из кирпичей построили фабрику в Сураже, отдельные постройки ансамбля использовались новой властью, там располагалась школа, вероятно ещё что-то, но былое величие утратилось. Лишь в последние годы стали выделяться средства на реставрацию, уже заметно, что частично восстановили храм Святой Екатерины, по планам — впереди восстановление многих объектов, в том числе и дворца.

Максимы русского барина

Судьба самого Петра Васильевича Завадовского (1739 — 1812) очень интересна. Это тот случай, когда человек сделал карьеру из самых низов — благодаря тому, что сначала оказался в фаворитах у Императрицы, а потом сумел проявить себя как умный и деятельный чиновник, занимавший разные посты, он остался в нашей истории. Именно он был первым министром просвещения в России.
На эту должность граф Завадовский был назначен в 1802 году при учреждении Министерств. В ведение его министерства входили Академия наук, Российская академия, университеты и другие учебные заведения, типографии, цензура, народные библиотеки, музеи и различные общества по распространению знаний. При Завадовском были учреждены учебные округи, росло количество народных школ, уездных училищ, гимназий. В 1804 году были открыты университеты в Харькове и Казани, а так же педагогический университет на базе учительской семинарии в Петербурге. Жива память о Завадовском и в Прибалтике, где в 1802 году был открыт Дерпский университет, а 4.04.1803г. образован Виленский университет, при котором, по ходатайству П.В. Завадовского, была учреждена главная семинария для священников.

Граф был не чужд и творчества, — ему принадлежит немало метких и остроумных высказываний о разных вещах. Ведь это был великолепный XVIII век, когда вся просвещённая Европа внимала глубоким мыслям великих мудрецов — Руссо, Дидро, Вольтера… Наш русский барин тоже оказался небесталанным, и его мысли, возможно, наивные для его далёких потомков, думаю, ценились и повторялись современниками. Вот, например (спасибо estatez за помощь):

  • Кто две стороны судит, тот лучше видит истину.
  • У нас обычно не привыкли облегчать ношу, но чем кто ретивее, тем паче груз увеличивают.
  • Трудное не ставят невозможным, да и последнее не остановляет наших воображений.
  • К чему простирать рассуждения по делам вон из своего поста? Вёсла не указывают рулю в его деле.
  • Разность мнений бывает и от того, ежели не в один пульс щупаем тело.
  • Нельзя, да и трудно попадать на сущий быт вещей в заочности.
  • В незнании вещей и худшее принимается за лучшее.
  • Не бессознательным шагом, а ощупью надобно проходить своё поприще.
  • Злословие всегда устремляется и на самые полезные подвиги.
  • Обыкновенно всех вещей великих начатки скудны и малы.
  • Ничто не уходит от критики. Но сколько вещей знаменитых совершилось, не взирая на запинания от оной.
  • Кротость и умеренность не годятся при дворе: почитая всякого, сам от всех будешь презрен.
  • Иногда лекарства хуже болезни.
  • Долготою века и пресечением оного не прельщаюсь, ни мятусь, полагая, что для умерших то и другое совершенно ничто.
  • Кто жил довольно и нагляделся на волны житейского моря, тот не приобщится заблуждениям и отойдёт, чтобы издали смотреть, опираясь на свой посох.
  • Закон непреложный самой природы и на быт физический и на быт политический ровно действует, чтобы вещи пребывали в вечном движении. Ничто не рождается, ничто не погибает, а только сложное расходится, а разрушенное слагается; и в сём состоит течение мира и всех веков.
  • В войне то обычайно, что первым громом ушибленные, редко восстают, а по крайней мере оправляются нескоро.
  • Пользоваться победою не все победители умеют.

Не беда, что некоторые максимы графа напоминают высказывания его отдалённого потомка, директора Пробирной палатки, К.Пруткова, всё же к одному сословию принадлежали и даже в отдалённом родстве состояли. Понятно теперь, откуда Козьма Петрович черпал свою мудрость! (Графский род Толстых породнился с потомками графа Завадовского).

Сегодняшний день старой усадьбы

Как и многие, я знала об этой усадьбе давно, но побывать там довелось лишь 17 ноября, в пасмурный и неприветливый день поздней осени. Однако, величественные развалины не могли оставить меня равнодушной, я ходила среди них и пыталась представить себе вельможную фигуру хозяина, прекрасную хозяйку в старинном одеянии, вереницу нарядно одетых гостей, съезжающихся на очередной праздник в богатую и процветающую усадьбу. Высокие деревья в парке ещё сохраняют строгую направленность прежних парковых аллей, по каким-нибудь признакам я старалась угадать, что за «затеи» располагались в укромных уголках этого старинного парка, что за статуи укрывались за поворотами дорожек, где были любимые места для прогулок у хозяев и гостей этой усадьбы… На её территории можно увидеть не только руины и развалины былого великолепия, но и частично сохранившиеся постройки.




Ляличи. Суражский район. Брянская область.


Недалеко от Новозыбкова, в селе Ляличи Суражского района, сохранились развалины знаменитой усадьбы Екатеринодар, построенной ещё в XVIII веке екатерининским вельможей, графом Петром Васильевичем Завадовским.

ХХ в. Дворцово-парковый ансамбль Заводовских (село Ляличи).

ЛЯЛИЧИ
Это старинное село расположено в одиннадцати километрах от Суража, на дороге, ведущей в Мглин. Пожалуй, не найдется человека, который, оказавшись в Ляличах, не захотел бы осмотреть здесь замечательный памятник архитектуры XVIII века - бывший дворец графа Завадовского и Екатерининскую церковь. Сильно разрушенные, эти сооружения и сейчас еще волнуют воображение, удивляют оригинальным замыслом. Можно представить, какими великолепными они были тогда, когда каменщики, паркетчикп, лепщики, художники, выполнив последние отделочные работы, сдали помещения в эксплуатацию.
Дворец состоял из 366 комнат. Начиная с вестибюля, он поражал монументальностью и изяществом внутрепней отделки. Огромные колонны, широкая парадная лестница, полуовальные ниши с мраморными статуями и бюстами. Пилястры отделяли входную часть здания от остальной. И широкие коридоры, и длинные анфилады комнат, и уютный кабинет, и гостиная, и зеркальный зал - все было с величайшим мастерством и вкусом украшено художественной росписью, лепкой, мрамором и бронзой.

Таким был этот дворец ещё многие годы спустя. Величественное, трёхэтажное в центре, здание, было украшено раскинувшимися закругленными галереями, по высоте равными первому этажу дома, которые соединяли его с двухэтажными прямоугольными в плане флигелями.

Строился дворец по проекту Джакомо Кваренги, итальянца по происхождению, одного из крупнейших представителей классицизма в русском зодчестве. По его чертежам и под его руководством были воздвигнуты Смольный - институт благородных девиц (в Ленинграде), Александрийский дворец в Царском Селе (ныне г. Пушкин), Эрмитажный театр, Конногвардейский манеж и другие творения архитектуры.
В Ляличах, кроме дворца и церкви, по замыслу Кваренги был создан целый комплекс сооружений, а также разбит парк с английским садом, созданы три озера с живописными островами. В парке росли деревья и кустарники, завезенные с юга и севера нашей страны, из Западной Европы. Имение отделялось от окружающего мира 20-верстной каменной стеной, так что простой трудовой люд не мог даже полюбоваться на созданное здесь великолепие. Потом и кровью тысяч крепостных крестьян строился дворец. Растянувшись цепочкой па несколько километров, работающие из рук в руки передавали кирпичи. И так с утра до позднего вечера. Недели, месяцы, годы. Люди надрывались, передвигая огромные тяжести. И плодами труда тысяч строителей пользовались лишь несколько человек.
Граф Завадовский, в свое время занимавший пост министра просвещения и председателя департамента законов Государственного совета, владел не только Ляличами. Екатерина II подарила ему несколько десятков деревень с шестью тысячами крепостных крестьян. Они-то и создали вельможе настоящий земной рай.
Когда в Ляличах завершилось строительство, Павлу I сообщили, что дворец Завадовского выше царского дворца в Гатчине. Самодержцу это не понравилось. Но прежде чем дать волю своему гневу, он решил на всякий случай все проверить. В Лнличи были направлены специальные посланцы. Однако граф Завадовский опередил их. Он велел засыпать песком территорию около подвального этажа. Проверяющие, сделав ооответствующие измерения, доложили царю, что ляличскнй дворец на один аршин ниже гатчинского. Павел I сразу же успокоился.
После смерти Завадовского дворец от его сына переходит Энгельгардту, потом барону Черкасову, Атрыганъеву, а еще позже - купцам Смыкову и, наконец, Голодцу. Великолепие я роскошь помещений постепенно утрачиваются. Дело дошло до того, что купцы намеревались даже оборудовать во дворце фабрику. Помешала нехватка средств. В девятисотых годах от богатого убранства комнат по существу ничего не осталось. Картины, панно, статуи были растащены, разбирались паркетные полы, выламывались барельефы. Здания все больше разрушались, никто их не ремонтировал.
Сейчас принимаются меры к тому, чтобы сохранить остатки замечательного творения Кваренги. Брянский филиал института «Гипроводхоз» создал проект плотины, с помощью которой будет создано большое озеро. Решено также благоустроить и частично реставрировать английский сад-памятник садовопарко-вой архитектуры конца XVIII века.
Ляличи - центр сельсовета Суражского района. В настоящее время в селе более 450 домов и около полутора тысяч жителей, многие из которых являются рабочими совхоза «Мичуринский», созданного из нескольких небольших колхозов в 1966 году.
Старинное село постепенно молодеет, обновляется. По соседству со знаменитыми памятниками архитектуры, построенными в 1794-1795 годах, видны приметы сегодняшнего дня. Телевизионные антенны на крышах новых домов, линии электропередач, мощная сельскохозяйственная техника, вечерами заполненный до отказа клуб, увеличение числа читателей библиотеки и многое другое свидетельствует о полнокровной жизни современного села. Вместо старых хат построены добротные дома.
Наряду с индивидуальными застройщиками работы ведет и совхоз. Он возвел несколько двухквартирных домов, ряд хозяйственных помещений.
В селе работают школа-десятилетка, отделение связи, медпункт, клуб, столовая, магазин.
Ляличи расположены в живописной местности. Богатые сады, обилие зелени придают селу неповторимый вид.

Суражский район. Ляличи. Дом-дворец (фрагмент). 1790

Брянская область, Суражский район, село Ляличи, усадьба Завадовского

Ляличи. Екатерининская церковь.

Ляличи. Охотничий домик в парке.

Ляличи. Исторический Ляличский дворец.

Ляличи. Беседка в парке.

Ляличи. Дворец.

Ляличи. Ляличский дворец. Памятник 300-летия Дома Романовых.

Церковь Екатерины в имении П.В. Завадовского Ляличах Суражского района, построенная архитектором Дж. Кваренги (пример зрелого классицизма (1793-97 гг.)

Главный дом в усадьбе П.В. Завадовского по проекту Дж. Кваренги в Ляличах Суражского района (зрелый классицизм,! 780-1790-е гг.)

Дворец П.В. Завадовского в Ляличах.

Фото начала XX века

Левое одноэтажное крыло, отходившее от цен­тральной части главного усадебного дома в имении П.В. Завадовского

Выдающимся памятником русского зодче­ства и садово-паркового искусства эпохи зре­лого классицизма, одним из лучших произ­ведений Дж. Кваренги является усадьба П.В. Завадовского в Ляличах (Суражский район), построенная в 1790-х годах. В композиции дворца чётко просматривается схема пал-ладианской усадьбы, воплощённая в русских традициях. Величествен­ные шестиколонные портики (см. словарик) украшали фасады большого усадебного до­ма, который был расположен в глубине па­радного двора. По сторонам он был охвачен закруглёнными одноэтажными крыльями, отходившими от центральной части здания. За домом находился пейзажный парк с па­вильонами, оранжереями и прудом. Фасады всех частей дома отличались строгостью про­порций и сдержанностью декора, образуя симметричную композицию с чётко выра­женной горизонтальной направленностью.

Участник Русско-турецкой войны (1768-1774) граф Пётр Васильевич Завадовский(1739-1812) I стал в 1775 г. кабинет-секретарём Екатерины II, позднее ее флигель-адъютантом. С 1781 года управлял Дворянским заёмным банком в Пе­тербурге. В 1802-1810 годах - первый министр народного просвещения. Занятная история связана с усадебным домом П.В. Завадовского - дворцом в Ляличах. По тогдашнему обычаю ни одно здание в глубинке не могло быть выше императорских строений в Санкт-Петербурге. Павлу I донесли, что ляличский дом Завадовского выше царского дворца в Гатчи­не. Возмущённый император отрядил в Ляличи специальную комиссию. Но прослышавший об этом граф велел за одну ночь засыпать песком цокольный этаж. В итоге дворец оказался чуть ниже гатчинского.

В селе Ляличи Суражского района находится усадьба графа Петра Завадовского. Сейчас строение превращается в руины и не используется никаким учреждением.

Церковь Екатерины возведена в усадьбе графа П.В. Завадовского в 1793-97 гг. Великолепный храм в стиле зрелого классицизма, построен по проекту Дж. Кваренги. Разрушение ансамбля началось вскоре после революции, к 1980-м гг. церковь оказалась на грани гибели. В 1990-х гг. проведена частичная реставрация. В 2007 г. открыта отдельная областная программа по реставрации церкви.

УСАДЬБА ЗАВАДОВСКОГО. Церковь Екатерины.
Построена вместо прежней, деревянной в 1793-97 гг. из кирпича и оштукатурена. Великолепный усадебный храм в стиле зрелого классицизма, отличающийся монументальностью архитектурных форм и уникальной объемно-пространственной композицией. По типу относится к четырехстолпным крестово-купольным храмам с пятью главами, трехчастным одноапсидным алтарем и двумя ярусными колокольнями. В общем построении выделен большой основной квадратный в плане объем, с прямоугольным выступом алтаря, имеющим в центре полукруглую апсиду; его мощный цилиндрический барабан увенчан полусферой купола с миниатюрной главкой. Композицию обогащали сильно пониженные дьяконник и жертвенник по сторонам алтарного выступа и малые декоративные купола над углами храма (не сохр.), также завершенные главками. Необычность зданию придают двухъярусные четырехгранные колокольни, поставленные в одну линию с главным, западным фасадом храма и соединенные с ним сквозными колоннадами. Этот фасад подчеркнут также большим портиком тосканского ордера с восемью колоннами и пологим фронтоном. От церковной ограды сохранились только кирпичное основание со столбами с восточной и южной стороны здания и нижние части двух колонных ротонд ворот прямо против главного фасада. В парадном и строгом убранстве фасадов главную роль играют колоннады, особенно эффектно развернутые с западной стороны. Нижний ярус храма и четвериков колоколен объединен высоким двухступенчатым цоколем, горизонтальной рустовкой стен и одинаковыми прямоугольными крупными проемами или нишами с замковыми камнями. Лишь арочные ниши акцентируют низкие части алтаря и стенки по краям колоннад. Верхний ярус храма и четвериков колоколен гладкий, прорезан большими полукруглыми окнами и филенчатыми нишами над нижними проемами. Его антаблемент охватывает также портик и боковые колоннады. Крупный нерасчлененный аттик (повторен и над нижним четвериком колокольни в качестве основания звона) усиливает монументальность всего здания. Барабан храма украшен арочными (внизу) и прямоугольными (вверху) нишками в простенках между арочными окнами. Над широкими проемами звона колоколен - маленькие фронтончики.

Ляличи

Радует, что усадьбу начали восстанавливать, отреставрировано центральное здание храма святой Екатерины, ведутся реставрационные работы внутри неё.

14 августа состоялся фестиваль фольклорных коллективов «Медовый Спас» в селе Ляличи, бывшем имении первого министра просвещения России и одного из фаворитов императрицы Екатерины II графа П. В. Завадовского. В фестивале приняли участие ведущие фольклорные коллективы района: «Зязюлечка» Лопазненского СДК, «Русские напевы» Костеничского СДК, «Русская частушка» Лесновского СДК, «Рябинушка» Овчинского СДК, «Родные напевы» Ляличского СКЦ и другие, которые в начале фестиваля выстроившись в «живой коридор», встречали почетных гостей караваем.

1654 год. . (Ляличи).

Усадьба Ляличи расположена на северной окраине одноименного села на возвышенной, несколько всхолмленной местности вдоль долины ручья Излучье, к которому рельеф немного понижается. Село Ляличи (в наше время территория Суражского района Брянской области) известно с 1654 г., когда принадлежало одному из польских магнатов, а затем перешло во владение к Мглинской ратуше и украинским помещикам. В 1775 г. Ляличи были пожалованы вместе с 2,5 тыс. крестьян и 40 тыс. десятин земли Екатериной II своему фавориту П.В. Завадовскому.

Крупный усадебный дом в стиле зрелого классицизма, подлинно дворцовый характер которого прежде подчеркивало великолепное убранство интерьеров. Кирпичное и оштукатуренное здание возведено в 1780-95 гг. Основу его объемно-планировочной композиции, характерной для того времени, составлял главный трехэтажный объем с полуподвалом, трактованный в подлинно палладианском духе. Прямоугольный в плане, он был завершен вальмовой кровлей с венчающим ее куполом на квадратном в плане основании. Центры основных фасадов, дворового и паркового, украшали величественные шестиколонные портики коринфского ордера с фронтонами, поднятые на прорезанный арками выступ первого этажа. Центры боковых фасадов были отмечены двухколонными лоджиями на уровне второго этажа. Широко раскинувшиеся закругленные галереи, по высоте равные первому этажу дома, соединяли его с двухэтажными прямоугольными в плане флигелями.

Внутренний вид Большого зеркального зала Ляличского дворца. 1900 год.

Церковь Св. Екатерины. Построена вместо прежней, деревянной в 1793-97 гг. из кирпича и оштукатурена. Великолепный усадебный храм в стиле зрелого классицизма, отличающийся монументальностью архитектурных форм и уникальной объемно-пространственной композицией. По типу относится к четырехстолпным крестово-купольным храмам с пятью главами, трехчастным одноапсидным алтарем и двумя ярусными колокольнями. В общем построении выделен большой основной квадратный в плане объем, с прямоугольным выступом алтаря, имеющим в центре полукруглую апсиду; его мощный цилиндрический барабан увенчан полусферой купола с миниатюрной главкой (утрачена). Композицию обогащали сильно пониженные дьяконник и жертвенник по сторонам алтарного выступа и малые декоративные купола над углами храма (не сохр.), также завершенные главками. Необычность зданию придают двухъярусные четырехгранные колокольни, поставленные в одну линию с главным, западным фасадом храма и соединенные с ним сквозными колоннадами. Этот фасад подчеркнут также большим портиком тосканского ордера с восемью колоннами и пологим фронтоном. От церковной ограды сохранились только кирпичное основание со столбами с восточной и южной стороны здания и нижние части двух колонных ротонд ворот прямо против главного фасада.

Западный фасад церкви св. Екатерины в с. Ляличи. 1797 г.

Внутренний вид купола церкви св. Екатерины. Фото Ф.М. Заверняева. 1962 г.

Церковь св. Екатерины в Ляличах. Фото Ф.М.Заверняева. 1962 г

Ворота. Кирпичные и прежде оштукатуренные пилоны, прямоугольные в плане, отличаются мощностью форм. Их фасады прежде украшали парные колонны с антаблементом. От первоначального декора сохранились лишь арочные полуциркульные ниши и плоские линзовидные впадины над ними.

Ворота Ляличского дворца. 1910 г.

Парк. Занимал территорию в 150 га, вместе с постройками усадьбы представлял собой единый комплекс большой художественной ценности, одно из лучших произведений садово-паркового искусства своего времени. Состоял из двух контрастных (регулярной и пейзажной) частей, разделенных системой искусственных прудов в долине ручья Излучье.

Ротонда над памятником Румянцеву-Задунайскому в парке Ляличского дворца.


Усадьба Завадовского в Ляличах (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Недалеко от Новозыбкова, в деревне Ляличи Суражского района находятся величественные руины усадьбы Екатеринодар, построенной в 18 столетии графом Петром Васильевичем Завадовским. Этот памятник архитектуры, увы, разделил судьбу многих подобных сооружений - имение любимца Екатерины II постоянно переходило из рук в руки, медленно разрушаясь, и представляло собой жалкое зрелище еще в начале 20 века. Но радует, что усадьба постепенно восстанавливается, а расположенный тут же храм Св. Екатерины уже и вовсе почти отреставрирован.

Что посмотреть

Усадебный комплекс, расположенный на северной окраине Лялич вдоль долины ручья Излучье, включает в себя окруженные заброшенным парком дворец, ворота, конюшню и храм. Величественное, трехэтажное здание особняка, возведенное в 1780-95 гг., дополняется галереями, соединяющими его с флигелями. План был традиционным для усадеб подобного типа: с гардеробом, вестибюлем, рабочим кабинетом и хозяйственными помещениями - на первом этаже. На втором размещались столовая, гостиные и бальные залы.

Третий этаж - жилые комнаты. По одной из легенд, их во дворце Петра Завадовского было аж 365, по одной на каждый день года. Ежедневно одну из них тщательно убирали - хозяин постоянно ждал, что его повелительница Екатерина II заедет в гости.

Построенная в 1790-х гг. кирпичная конюшня изначально использовалась в качестве оранжереи. Здание более-менее сохранилось, утратив только портики на дворовом фасаде. Центральные ворота представляют собой мощные каменные пилоны. Сегодня от аутентичного декора остались только арочные ниши и впадины над ними.

Среди всех строений усадебного комплекса Завадовского лучше всего сохранилась церковь Св. Екатерины. Кирпичный храм возведен в конце 18 века в стиле классицизма. Необычный внешний вид зданию придают колокольни, находящиеся на одной линии с главным фасадом и связанные с храмом колоннадой - церковь чем-то напоминает Казанский собор в Петербурге . В настоящее время храм реставрируется, внутри него - голые стены. Но службы уже проводятся, правда, только по большим праздникам.

Дворцово-парковый комплекс находится в сильно разрушенном состоянии, так что во время его посещения необходимо соблюдать меры предосторожности. Также из-за обилия подземных ходов иногда происходят обвалы.

Практическая информация

Адрес: Брянская обл., Суражский р-н, с. Ляличи. Координаты GPS: 53.009450, 32.541575.

Из Брянска в Ляличи нет прямых автобусов - только с пересадкой в Сураже.

Добавить отзыв

Следить

  • Где остановиться: для радиальных экскурсий по области удобнее всего остановиться непосредственно в Брянске . В поисках природы и уединения - в одном из санаториев, пансионатов или гостиниц Брянской области .
  • Что посмотреть: отправляясь в путешествуя по Брянской земле, стоит уделить внимание радушной столице этого края - городу

В XVII веке Ляличи, как и весь Мглинский край, были захваченный поляками. После изгнания поляков в 1654 году они переданы Мглинской ратуше, но уже скоро захвачены сотником Бороздной - представителем гетманской власти на месте. В 1732 гетманом Полуботко Ляличи были отданы "пану Валькевичу". Затем в село явился с "жалованной грамотой" новый владелец - поручик Детервиль. После него село вновь принадлежит Мглинской ратуше. В 1775 году Екатериной Второй Ляличи были "пожалованы" полковнику Петру Васильевичу Завадовскому "в мирное торжество в Москве" по случаю заключения Кучук-Кайнарджийского договора.

Завадовский - уроженец села Красновичи Суражского уезда. Принимал участие в русско-турецкой войне, отличился в сражениях при Ларге и Кагуле, затем состоял секретным правителем канцелярии графа П.А. Румянцева-Задунайского и вместе с графом С.Р. Воронцовым редактировал текст Кучук-Кайнарджийского договора. Фельдмаршал Румянцев рекомендовал его вниманию императрицы, приблизившей Завадовского к себе, хотя и не надолго. Завадовский занимал видные посты в царской администрации: был сенатором, членом Государственного совета и управляющим Дворянским и Государственным банком. Павлом 1 возведен в графское достоинство и... отправлен в свое имение Ляличи с дозволением выезжать оттуда не далее 10 верст. При Александре 1 Завадовский был председателем комиссии составления законов, первым министром народного просвещения и председателем департамента законов Государственного совета. Случай ("фавор", как тогда говорили), выдвинувший Завадовского на видное место, сделал его обладателем колоссального богатства. "Подарок" Екатерины Второй ему Ляличей состоял из 2500 душ крестьян и 40 тысяч десятин земли. В дальнейшем он увеличивал свое богатство, не разбираясь в способах: дешево скупал и даже отнимал земли у своих небогатых соседей. Видимо, это было "нормой поведения" царских высокопоставленных лиц, и большинство современников благосклонно отзывается о Завадовском, а А.В. Суворов причислял его к числу придворных старых "любезников", от которых предостерегал свою дочь. Только Г.Р. Державин весьма нелестно отзывался о Завадовском, сообщая о его злоупотреблениях по должности директора Государственного заемного банка. Все время собираясь удалиться от двора на житье в родные места, Завадовский устроил в Ляличах обширную усадьбу.

План дворцовой усадьбы Ляличи. Обмер В. Городкова 1969-1971 годы. 1 - сохранившиеся постройки; 2 – не сохранившиеся постройки; 3 - современная застройка; 4 - Дом-дворец 1795 год; 5 - храм Екатерины 1797 год; 6 - служебный корпус (ныне школа); 7 - корпус на месте оранжерей 1915 год; 8 - каменная ограда парка; 9 - парк;10 - фруктовый сад; 11 - земляная плотина; 12 - летний дворец; 13 - "храм Благодарности"; 14 - место пруда с водопадами; 15 - видовая площадка; 16 - темная аллея; 17 - оранжерея; 18 - служебные корпуса; 19 - современный пруд.

Усадьба располагается на окраине современного села Ляличи. Основной подъезд к ней с дороги Сураж - Мглин, проходящей вдоль северо-западной границы парка усадьбы. Ансамбль усадьбы раскинулся на наиболее возвышенной части местности по обоим склонам берегов ручья Излучье, притока Ипути, протекающей в 3 км от усадьбы. В конце XVIII столетия усадьба получила свое законченное воплощение. Здесь был воздвигнут великолепный дворец, целый ряд вспомогательных и хозяйственных зданий, разбит колоссальный парк, построена замечательная своей архитектурой церковь Екатерины. Усадьба и деревня получили название "Екатериныдар" (здесь в торжественные дни звучал на концертах гимн "славься сим, Екатерина, славься, нежная к нам мать!"...). Это был кульминационный пункт развития усадьбы. Строительство усадьбы связано с именем знаменитого архитектора Джакомо Кваренги - выдающегося представителя русского классицизма. А. Ханенко в "Рассказах о старине" ("Русский архив" ,1868 год) рассказывает, что Завадовский, представляя Екатерине Второй для утверждения составленный Кваренги проект здания Государственного банка, так восхищался им, что Екатерине вздумалось выстроить Завадовскому такой дом на месте его родины. По распоряжению императрицы Кваренги выполнил проект дворца для ее фаворита графа Завадовского в Ляличах. Тот же Ханенко сообщает, что план дворца, проектированный "знаменитым Кваренги", был "исправлен" карандашом самой Екатериной и что этот план с ее поправками многие видели у прежних владельцев "Ляличской усадьбы". Однако в издании рисунков и чертежей Кваренги, осуществленном сыном архитектора Джулио Кваренги, ни планов, ни фасадов Ляличского дворца не находится, как, впрочем, не находится и ряда других бесспорных работ выдающегося зодчего. Своей композицией, приемом расположения основных масс и многими деталями Ляличский дворец напоминает одно из лучших произведений Кваренги - здание Государственного, ранее Ассигнационного банка в Ленинграде (построен в 1783-1790 годах, бюст Дж. Кваренги установлен перед фасадом банка). Оба этих здания являются произведениями 1780-х годов и по времени совпадают с периодом наивысшего расцвета творчества Кваренги. О проекте Ляличского дворца Кваренги упоминает в своем автобиографическом письме 1785 года. Когда было начато строительство дворца, неизвестно. В письме Завадовского к графу Воронцову от 12 апреля 1793 года отмечено, что Завадовский на дом и сад "положил великие тысячи". Постройка дворца, конюшен и других зданий комплекса была закончена в 1795 году. Двумя годами позже освящен красивый и величественный храм Екатерины. Одновременно устраивался и парк.
В основе планировочного решения усадьбы лежала выработанная к концу XVIII столетия развитием русской культуры схема, типичная для многих русских крупных усадебных комплексов. центральным ядром композиции комплекса был дворец, широко раскинувшийся боковыми криволинейными в плане крыльями в вершине громадного "почетного двора" - курдонера. С боковых сторон двора располагались корпуса оранжерей, а передней стороной являлась каменная ограда с монументальными воротами въездов. К этому въезду подводила прямая, не длинная центральная липовая аллея. Она ответвлялась под прямым углом от основной широкой и длинной (в несколько километров) аллеи-дороги. По обе стороны центральной аллеи располагалась большая группа служебных зданий и хозяйственных строений: восемь одноэтажных зданий были поставлены двумя одинаковыми симметричными группами по сторонам от основной дороги, как бы продолжая композицию парадного двора за воротами, а три постройки размещены несколько севернее, вдоль липовой аллеи. Вместе с липовой аллеей эта группа зданий замыкала парадный двор с юго-запада. От основной широкой аллеи, проложенной параллельно парадному фасаду дворца, начинается парк, который с двух сторон охватывает курдонер с его постройками, дворец и опускается к ручью с искусственными прудами. Аллея, минуя пределы фасада усадьбы, заканчивается площадью, на которой господствует выразительный объем церкви Екатерины. За дворцом, перед его парковым фасадом, находился цветочный партер, а с южной стороны от него - фруктовый сад. Напротив дворца на другой стороне пруда раскинулся огромный пейзажный парк с храмом Благодарности в виде колонной ротонды, в которой стояла статуя П.А. Румянцева-Задунайского, и двухэтажным каменным летним дворцом на поляне в глубине парка. Характер размещения архитектурных элементов ансамбля - парадный, симметричный, создающий торжественную композицию застройки с точно рассчитанной последовательностью восприятия и с акцентами на архитектуре зданий и сооружений. Все объемно-пространственное построение ансамбля неразрывно связано с природным ландшафтом, имеющим открытый, с небольшими редкими рощами всхолмленный рельеф, широту полей, уходящих вдаль, серебряную ленту ручья с зеркалами прудов и в лугах блистающую Ипуть. И над всем этим возвышаются дворец и храм - творения искусства, венчающие красивую природную картину. Массив зелени парка, открытые поверхности прудов, полян и садового партера перед дворцом, строгая и торжественная архитектура сооружений некогда создавали целостную и впечатляющую панораму, грандиозно раскинувшуюся по высоким холмам и видную за несколько километров.
После смерти в 1812 году создателя усадьбы П.В. 3авадовского начался длительный период постепенного низведения ее, распродажи целиком и по частям, хищений, разрушений и почти полного уничтожения.
Первым на этот путь встал сын-наследник В. 3авадовский, продавший усадьбу генерал-аншефу В.В. Энгельгардту, владевшему ею до 1835 года. После этого усадьбу унаследовал его сын А.А. Энгельгардт, который продал имение в 1847 году барону Черкасову.
Но прежде чем продать усадьбу целиком, Энгельгардты распродали и вывезли в другие свои поместья много ценного из коллекций и оборудования Ляличей.
Бронзовая статуя кагульского героя Румянцева была продана черниговскому губернатору, который подарил ее городу Глухову. В этом городе была некогда сосредоточена административная деятельность русского полководца, и там скульптуру использовали в качестве памятника ему. Проект памятника был составлен видным архитектором Н.А. Львовым. Памятник стоял в городе до 1942 года, когда фашисты распилили его на части и пытались увезти в Германию. Но на станции Слоут партизаны отбили эшелон с награбленным имуществом. Местным жителям удалось спрятать и сохранить голову статуи, а в 1943 году передать в глуховский музей. С 1953 года она находится в Сумском краеведческом музее.
Мраморная статуя Екатерины, украшавшая парадную гостиную Ляпичского дворца, находится в музее скульптуры Академии художеств в Ленинграде. От Черкасова Ляличи попадают к гвардии ротмистру Н.А. Атрыганьеву, а тот в 1875 году продает их петербургскому миллионеру-антиквару Линевичу. Последний, по торгашески, быстро расправился с ценностями усадьбы - вывез почти все, что только имело какую-либо художественную или антикварную ценность: гобелены, мебель, картины, статуи, книги и прочее. После нашествия антиквара в доме остались лишь мозаичные полы, лепные потолки, шкафы красного дерева да кое-какая малоценная громоздкая мебель.
Линевич распродавал вывезенные из Ляличей художественные произведения в различные руки: парижскому банкиру Ротшильду было продано бюро Марии-Антуанетты с бронзовыми украшениями Гутьера и с медальонами севрского фарфора, выполненными Буше. Теперь это бюро находится в собрании Луврского музея во Франции. Кровать Марии-Антуанетты была продана Кенсингтонскому музею в Англию; гобелены - в парижский дворец Трокадеро; часть ляличских сокровищ попала во дворцы Павловска и царского Села, остальная разошлась по музеям Европы и Америки.
Безвестный поэт-путешественник, в начале 1860-х годов посетивший Ляличи, описал усадьбу и состояние, в каком он ее застал, включив и местные легенды:

Вот здесь великая царица
Приют любимцу создала,
Сюда искусство созвала
И все, чем блещет лишь столица,
В немую глушь перенесла.
План начертал Кваренги смелый,
Возник дворец, воздвигнут храм.
Красивых зданий город целый
Везде виднеет здесь и там.
Великолепные чертоги!
Ротонда, зал роскошных ряд...
Со стен на путника глядят,
С ковров красавицы и боги.
И, полный вод, лугов и теней,
Обширный парк облег кругом,
Киоски и беседки в нем,
И бегают стада оленей,
В зверинце темном и густом.
Под куполом, на возвышенье,
Руки художника творенье,
Стоял Румянцева колосс.
Но все ток времени унес:
Еврей Румянцева увез.
Широкий двор травой порос,
И воцарилось запустенье
В дворце и парке. Только там
Порою бродит по ночам
Жена под черным покрывалом,
В одежде черной... кто она?
Идет по опустевшим залам...
Ее походка чуть слышна,
Да платья шум, да в мгле зеркал
Порою лик ее мелькал.
Еще видение другое:
По парку ездит в час ночной
Карета. Стук ее глухой
Далеко слышен. Что такое –
Карета та? Кто в ней сидит?
Молва в народе говорит,
Что будто в ней сама царица
С своим любимцем парке мчится...

("Русский архив",1883 год, книга 2)

После Линевича владельцы усадьбы мельчают - купец Самыков распродает остатки ее имущества. Как пишет журнал "Русский архив" (1887 год), ляличская библиотека, состоявшая из 3750 томов, была куплена в 1878 году у него стародубским книготорговцем Нероновым. А затем и вся усадьба продана гомельским купцам Голодцам. Эти дельцы распродали и растащили остатки того, что не успели истребить их предшественники. В это время не брезговали ничем. Некий ловкий "поклонник красоты" перетащил к себе в деревню Чешуйки два скульптурных панно, выломанных из стен дворца, и прилепил их к своей хате, "украсив" ее доступным ему способом. Уже к началу XX века дворец являл собой дикое зрелище: выломаны оконные переплеты, содраны полы, и среди всего этого разрушения нелепо и обреченно выглядят роскошнейшие росписи стен и потолков, лепнина...
Такое положение усадьбы встревожило архитектурно-художественные и историко-культурные круги русской интеллигенции. По поручению "Общества защиты старины" в 1911-1913 годах архитектор-художник А.Я.Белобородов произвел обмеры и фотографирование Ляличского дворца и храма Екатерины. Часть из этих материалов ныне хранится в музее архитектуры Академии художеств в Ленинграде. Чертежи Белобородова в 1913 году были изданы в книге Ф.Ф. Горностаева "Строительство графов Разумовских в Черниговщине" с подробным описанием зданий.
В 1914 году Гомельская епархия приобрела усадьбу с целью ее восстановления и использования для размещения учительской школы, сельскохозяйственного высшего училища и церковно-приходской школы. Для реставрации дворца был приглашен художник Н.А. Протопопов. На месте разобранных еще в XIX веке оранжерей было решено возвести два одноэтажных каменных корпуса с двумя портиками по фасаду каждого из них. Южный корпус - учебный; северный - административно-хозяйственный, столовая и общежитие учащихся. Удалось возвести один южный корпус. 6 мая 1915 года в Ляличском дворце состоялось открытие лазарета русской армии на 100 мест, его содержание осуществлялось за счет средств духовенства Черниговской епархии. 6 августа 1915 года была открыта благотворительная столовая на 300 человек. 30 декабря 1916 года состоялось освящение храма при Ляличском дворце, были открыты второклассная учительская женская школа и при ней начальная школа-приют для девочек, чьи отцы погибли на фронте.
А в 1918 году Ляличи были сожжены. Погиб главный дворец, от него остались только руины подвальной части и одиноко стоящие колонны главного портика. Боковые флигели, также горевшие, впоследствии были восстановлены. В усадьбе разместилась еврейская коммуна, позднее преобразованная в артель сельского хозяйства и ремесла. Свою "деятельность" артельщики начали с заготовки древесины в парке, вырубив туевую аллею. В 30-х годах дворец вообще наполовину разобрали, и кирпич пустили на строительство картонной фабрики в Сураже. Общее бесхозяйственное использование в соединении с развившимся кладоискательством (бытовала легенда о "несметных сокровищах", где-то скрытых в стенах дворца), заставлявшим долбить стены, привели почти к полному уничтожению дворца и всех других построек. В поисках мнимых сокровищ уничтожали реальные ценности...
Последний удар Ляличам нанесла Великая Отечественная война.
К настоящему времени из многочисленных усадебных строений сохранились в руинированном состоянии дом-дворец с галереями и флигелями (стены нижнего этажа здания с колоннами дворового портика дома), небольшая часть ограды и пилоны въездных ворот, один из корпусов оранжерей (переделанный в конюшню) и церковь Екатерины. Огромный парк (1349 на 1180 метров) во многих местах вырублен и сильно запущен.
Левое крыло дворца в 1968-1971 годах было приспособлено для размещения школьных помещений. Силами учащихся, без какого-либо проекта восстановления, в боковом корпусе были размещены школьный спортивный зал, в полуподвале под ним небольшая котельная и мастерская. В криволинейном крыле - несколько классов и под ними учебные мастерские. Просуществовала школа не долго. Был владельцем дворца и садоводческий совхоз "Мичуринский". Его службы занимали правый боковой корпус "особо почетных гостей" и построенный в 1915 году южный учебный корпус на боковой стороне парадного двора. И этих нет. Зато видна деятельность вандалов, продолжающих методично добывать кирпич из руин.
История усадьбы Завадовского продолжается. Какой она будет – зависит от нас. Возникает вопрос: есть ли смысл в наши дни думать о сохранении Ляличского ансамбля, о его использовании? Может быть, предоставить его собственной судьбе, которая неуклонно на протяжении полутораста лет только и делает, что наносит ему удар за ударом? После блестящего возникновения в конце XVIII века все остальное время - это только непрерывная цепь всевозможных утрат для него. Прежде чем ответить на этот вопрос, надо подумать о значении ансамбля в развитии русской архитектуры и паркостроения, подумать о его роли и месте в современной застройке села Ляличи.
Ляличский ансамбль был выдающимся произведением искусства эпохи русского классицизма конца XVIII века. С его созданием тип русской дворцовой усадьбы получил наиболее полное и законченное выражение. Построенный в период расцвета реалистического архитектурного стиля, он является широко известным памятником той эпохи. Проект ансамбля был выполнен в зените творческой деятельности замечательного представителя русской архитектуры Джакомо Кваренги и является одной из лучших его работ.
Совершенство и размах ансамблевого замысла и его осуществления, безупречная чистота стиля архитектуры, оригинальность композиции, счастливая найденность пропорциональных соотношений элементов ансамбля и гармония общего решения, редкая художественность при строгом характере архитектуры, лаконичность и выразительность языка форм, высокое качество технического исполнения построек и выдающееся мастерство паркостроителей, проявленное в использовании, в сущности, обычной местности для исключительно красивого парка, - вот в чем ценность и образец для нас сегодня Ляличского архитектурно-паркового ансамбля.

Село Ляличи в Суражском районе Брянской области известно огромной усадьбой екатерининского фаворита графа Петра Васильевича Завадовского. Он отстроил ее в 1780-1790-х годах и назвал Екатеринодаром, в благодарность той, которая возвысила его из низов и осыпала щедрыми дарами - чинами, графским титулом и тысячами крепостных душ. Завадовский пробыл в фаворе недолго, но до конца дней остался у вершин власти, занимая уже при Александре пост министра народного просвещения. Проектирование усадебного ансамбля граф заказал самому Джакомо Кваренги. Архитектор в 1785 году упоминал о сделанном им проекте для деревни графа Завадовского. Рассуждая о своей усадьбе, Завадовский писал своему другу Воронцову про "дом, сад, церковь и гроб", намереваясь упокоиться в склепе под величественным храмом. Храм был освящен в честь Св. Екатерины, что тоже говорит о многом. О причастности Кваренги к его проектированию документальных подтверждений не имеется, но архитектура здания однозначно говорит в пользу этого зодчего. Кваренги создал в Ляличах замечательный ансамбль классицизма, как всегда в своем творчестве - строгий и торжественно-величавый. Дворец с крыльями флигелей и куполом над колонным портиком принадлежал к лучшим образцам палладианства в России. А церковь же и вовсе не имеет аналогов со своими башнями на торцах римских колоннад. Размеры храма более подходят для городской площади, чем для сельского пейзажа. Завадовский и сам писал, что "создал церковь каменную, больше чем деревенскую". И дворец и храм получили изысканную внутреннюю отделку по рисункам Кваренги. В большом живописном парке были павильоны и второй "малой" дворец, спроектированный Н.А.Львовым. Ляличам повезло лишь в одном смысле - усадьба была хорошо описана и отснята в начале 20 века. Вышли содержательные очерки Горностаева и Макаренко, богато проиллюстрированные. Общественность уже тогда била тревогу - усадьба разрушалась, гибли на глазах ценнейшие интерьеры Кваренги. А потом были революция, советская власть и война. Мы побывали в Ляличах летом 2004. Можете сравнить - было и стало.