Устный счет: техника быстрого счета в уме. Вычитаем в уме трехзначные числа

Устный счет. Сборник упражнений. 4 класс. Самсонова Л.Ю.

4-е изд., стер. - М.: 2015 - 80 с.

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы. В сборнике представлены устные упражнения по основным темам 4 класса. Стандарты второго поколения большое внимание уделяют дифференциации обучения, поэтому, определяя задания для устного счёта, ориентируйтесь на возможности каждого ученика класса. Воспользовавшись материалами книги, вы сможете в процессе обучения активизировать мыслительную деятельность учащихся и развивать у них интерес к математике, память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух и быстроту реакции. Пособие предназначено для педагогов начальной школы и родителей.

Формат: pdf

Размер: 10,3 Мб

Скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 4
Повторение изученного в 3-м классе 5
Арифметические действия: сложение и вычитание 14
Арифметические действия: умножение и деление 21
Числа, которые больше 1000. Нумерация 27
Числа, которые больше 1000.
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания 34
Числа, которые больше 1000.
Устные и письменные приёмы умножения и деления на однозначное число 41
Скорость, время, расстояние 48
Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями 54
Умножение на двузначные и трёхзначные числа 61
Деление на двузначные и трёхзначные числа 67
Итоговое повторение 73

Устная работа на уроках математики в начальной школе имеет большое значение. Среди её видов можно выделить так называемые устные упражнения. Ранее они сводились в основном к вычислениям, поэтому за ними закрепилось название «устный счёт».
Как пишет опытный педагог О.П. Зайцева в своей статье «Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и развития личности ребёнка»: «Важность и необходимость устных упражнений доказывать не приходится. Значение их велико в формировании вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации, и в развитии личностных качеств ребёнка. Создание определённой системы повторения ранее изученного материала даёт учащимся возможность усвоения знаний на уровне автоматического навыка. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер».
В сборнике представлены устные упражнения по основным темам 4-го класса. Количество заданий увеличивается по мере изучения учебного материала.
Для достижения правильности и беглости устных вычислений на каждом уроке математики необходимо выделять 5-10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой. Определяя количество заданий для устного счёта, ориентируйтесь на возможности своего класса. В сборнике представлены материалы двух уровней, что помогает осуществлять дифференцированный подход к обучению.

Зачем считать в уме, если решить любую арифметическую задачу можно на калькуляторе. Современная медицина и психология доказывают, что устный счет - это тренаж для серых клеточек. Выполнять такую гимнастику необходимо для развития памяти и математических способностей.

Известно множество приёмов для упрощения вычислений в уме. Все, кто видел знаменитую картину Богданова-Бельского «Устный счёт», всегда удивляются - как крестьянские дети решают такую непростую задачу, как деление суммы из пяти чисел, которые предварительно ещё надо возвести в квадрат?

Оказывается, эти дети - ученики известного педагога-математика Сергея Александровича Рачицкого (он также изображен на картине). Это не вундеркинды - ученики начальных классов деревенской школы XIX века. Но все они уже знают приёмы упрощения арифметических расчетов и выучили таблицу умножения! Поэтому решить такую задачку этим детишкам вполне под силу!

Секреты устного счёта

Существуют приемы устного счета - простые алгоритмы, которые желательно довести до автоматизма. После овладения простыми приёмами можно переходить к освоению более сложных.

Прибавляем числа 7,8,9

Для упрощения вычислений числа 7,8,9 сначала надо округлять до 10, а затем вычитать прибавку. К примеру, чтобы прибавить 9 к двузначному числу, надо сначала прибавить 10, а затем вычесть 1 и т.д.

Примеры :

Быстро складываем двузначные числа

Если последняя цифра двузначного числа больше пяти, округляем его в сторону увеличения. Выполняем сложение, из полученной суммы отнимаем «добавку».

Примеры :

54+39=54+40-1=93

26+38=26+40-2=64

Если последняя цифра двузначного числа меньше пяти, то складываем по разрядам: сначала прибавляем десятки, затем - единицы.

Пример :

57+32=57+30+2=89

Если слагаемые поменять местами, то сначала можно округлить число 57 до 60, а потом вычесть из общей суммы 3:

32+57=32+60-3=89

Складываем в уме трехзначные числа

Быстрый счет и сложение трехзначных чисел - это возможно? Да. Для этого надо разобрать трехзначные числа на сотни, десятки, единицы и поочередно их приплюсовать.

Пример :

249+533=(200+500)+(40+30)+(9+3)=782

Особенности вычитания: приведение к круглым числам

Вычитаемые округляем до 10, до 100. Если надо вычесть двузначное число, надо округлить его до 100, вычесть, а затем к остатку прибавить поправку. Это актуально если поправка невелика.

Примеры :

576-88=576-100+12=488

Вычитаем в уме трехзначные числа

Если в свое время был хорошо усвоен состав чисел от 1 до 10, то вычитание можно производить по частям и в указанном порядке: сотни, десятки, единицы.

Пример :

843-596=843-500-90-6=343-90-6=253-6=247

Умножить и разделить

Моментально умножать и делить в уме? Это возможно, но без знания таблицы умножения не обойтись. - это золотой ключик к быстрому счету в уме! Она применяется и при умножении, и при делении. Вспомним, что в начальных классах деревенской школы в дореволюционной Смоленской губернии (картина «Устный счет») дети знали продолжение таблицы умножения - с 11 до 19!

Хотя на мой взгляд достаточно знать таблицу от 1 до 10, чтобы мочь перемножать бо´льшие числа. Например :

15*16=15*10+(10*6+5*6)=150+60+30=240

Умножаем и делим на 4, 6, 8, 9

Овладев таблицей умножения на 2 и на 3 до автоматизма, сделать остальные расчеты будет проще простого.

Для умножения и деления двух- и трехзначных чисел применяем простые приёмы:

    умножить на 4 - это дважды умножить на 2;

    умножить на 6 - это значит умножить на 2, а потом на 3;

    умножить на 8 - это трижды умножить на 2;

    умножить на 9 - это дважды умножить на 3.

Например :

37*4=(37*2)*2=74*2=148;

412*6=(412*2)·3=824·3=2472

Аналогично:

    разделить на 4 - это дважды разделить на 2;

    разделить на 6 - это сначала разделить на 2, а потом на 3;

    разделить на 8 - это трижды разделить на 2;

    разделить на 9 - это дважды разделить на 3.

Например :

412:4=(412:2):2=206:2=103

312:6=(312:2):3=156:3=52

Как умножать и делить на 5

Число 5 - это половина от 10 (10:2). Поэтому сначала умножаем на 10, затем полученное делим пополам.

Пример :

326*5=(326*10):2=3260:2=1630

Еще проще правило деления на 5. Сначала умножаем на 2, а затем полученное делим на 10.

326:5=(326·2):10=652:10=65,2.

Умножение на 9

Чтобы умножить число на 9, необязательно его дважды умножать на 3. Достаточно его умножить на 10 и вычесть из полученного умножаемое число. Сравним, что быстрее:

37*9=(37*3)*3=111*3=333

37*9=37*10 - 37=370-37=333

Также давно замечены частные закономерности, которые значительно упрощают умножение двузначных чисел на 11 или на 101. Так, при умножении на 11, двузначное число как бы раздвигается. Составляющие его цифры остаются по краям, а в центре оказывается их сумма. Например: 24*11=264. При умножении на 101, достаточно приписать к двузначному числу такое же. 24*101= 2424. Простота и логичность таких примеров вызывает восхищение. Встречаются такие задачи очень редко - это примеры занимательные, так называемые маленькие хитрости.

Счет на пальцах

Сегодня еще можно встретить много защитников «пальчиковой гимнастики» и методики устного счета на пальцах. Нас убеждают, что учиться складывать и отнимать, загибая и разгибая пальцы - это очень наглядно и удобно. Диапазон таких вычислений очень ограничен. Как только расчеты выходят за рамки одной операции возникают трудности: надо осваивать следующий прием. Да и загибать пальцы в эпоху айфонов как-то несолидно.

Например, в защиту «пальчиковой» методики приводится приём умножения на 9. Хитрость приёма такова:

  • Чтобы умножить любое число в пределах первой десятки на 9, надо развернуть ладони к себе.
  • Отсчитывая слева направо, загнуть палец, соответствующий умножаемому числу. К примеру, чтобы умножить 5 на 9, надо загнуть мизинец на левой руке.
  • Оставшееся количество пальцев слева будет соответствовать десяткам, справа - единицам. В нашем примере - 4 пальца слева и 5 справа. Ответ: 45.

Да, действительно, решение быстрое и наглядное! Но это - из области фокусов. Правило действует только при умножении на 9. А не проще ли, для умножения 5 на 9 выучить таблицу умножения? Этот фокус забудется, а хорошо выученная таблица умножения останется навсегда.

Также существует еще множество подобных приемов с применением пальцев для каких-то единичных математических операций, но это актуально пока вы этим пользуетесь и тут же забывается при прекращении применения. Поэтому лучше выучить стандартные алгоритмы, которые останутся на всю жизнь.

Устный счёт на автомате

    Во-первых, необходимо хорошо знать состав числа и таблицу умножения.

    Во-вторых, надо запомнить приемы упрощения расчётов. Как выяснилось, таких математических алгоритмов не так уж много.

    В-третьих, чтобы приём превратился в удобный навык, надо постоянно проводить краткие «мозговые штурмы» - упражняться в устных вычислениях, используя тот или иной алгоритм.

Тренировки должны быть короткими: решить в уме по 3-4 примера, используя один и тот же приём, затем переходить к следующему. Надо стремиться использовать любую свободную минутку - и полезно, и нескучно. Благодаря простым тренировкам все вычисления со временем будут совершаться молниеносно и без ошибок. Это очень пригодится в жизни и выручит в непростых ситуациях.

4 класс

Работа 1

1. Во сколько раз 7 м больше 7 см?

2. На сколько 8 см меньше 8 м?

3. Какое число нужно разделить на 16, чтобы получить в частном 50?

4. Произведение чисел 120 и 0 увеличьте на 37.

5. Один множитель 118, другой - 0. Чему равно произведение?

6. Частное чисел 560 и 7 уменьшите в 10 раз.

7. Увеличьте 108 в 6 раз.

8. Разность чисел 170 и 90 увеличьте в 4 раза.

9. Найдите периметр и площадь квадрата со стороной 6 дм.

10. Число 720 уменьшите на 16 десятков.

11. Число 640 уменьшите в 4 раза.

12. Разность чисел 170 и 50 увеличьте в 4 раза.

13. 436 тонн выразите в центнерах.

14. Какое число надо разделить на 26, чтобы получить 50?

15. От стадиона до школы 360 метров. Ученики пробежали одну четвёртую часть пути. Сколько метров им осталось бежать?

16. Масса двух мешков ржи 100 кг. Определи массу мешка овса, если он легче мешка ржи на 10 кг.

17. На птицеферме 170 уток, кур в 3 раза больше, чем уток, а индюшек на 80 больше, чем уток. Сколько птиц на птицеферме?

Работа 2

1. Назовите число, которое предшествует числу 5 000.

2. Назовите число, которое следует за числом 209 999.

3. Сколько всего сотен в числе 87 200?

4. Сколько всего десятков в числе 63 521?

5. Увеличьте 8 899 на 1.

6. Во сколько раз 1 м меньше 1 км?

7. Какую часть километра составляет 1 м?

8. Увеличьте 2 034 в 10 раз.

9. Уменьшите 30 840 в 10 раз.

10. Во сколько раз 85 больше 17?

11. Найдите пятую часть от числа 100.

12. Уменьшаемое 580, вычитаемое - 68. Найдите значение разност и .

13. Первое слагаемое 520, второе - 670. Найдите значение сумм ы .

14. Найдите разность чисел 810 и 490.

15. Из 180 м ткани выходит 60 детских рубашек. Сколько таких рубашек выйдет из 300 м ткани?

16. Маме с сыном вместе 36 года. Сыну 9 лет. Во сколько раз мама старше сына?

17. Периметр прямоугольника равен 20 см, а периметр квадрата 16 см. На сколько см больше периметр прямоугольника, чем периметр квадрата?

Работа 3

1. Из числа 590 вычтите произведение чисел 20 и 5.

2. От суммы чисел 500 и 130 найдите седьмую часть.

3. Число 45 увеличьте на 39.

4. Уменьшите 10 000 в 2 раза.

5. Число 60 меньше неизвестного числа в 3 раза. Чему равно неизвестное число?

6. На сколько 93 меньше, чем произведение чисел 25 и 4?

7. Найдите произведение чисел 180 и 3.

8. Найдите частное чисел 810 и 3.

9. Сколько раз надо взять по 50 г, чтобы получить 200 г?

10. Сумма двух чисел равна 570, одно из них 180. Найдите другое число.

11. Найдите сумму чисел 4 835 и 25.

12. Сколько граммов составляют 3 кг?

13. Выразите в секундах 3 минуты 48 секунд.

14. Увеличьте 630 на 290.

15. Ребята в парке посадили 96 берёз, липы составили шестую часть берёз, а дубков в 5 раз больше, чем лип. Сколько ребята посадили в парке дубков?

16. В соседнем доме на 5 этажей больше, чем в нашем. Сколько этажей в нашем доме, если в соседнем 14 этажей?

17. На 2 машинах привезли торф, по 4 т на каждой. Сколько всего центнеров торфа привезли?

Работа 4

1. Сколько цифр потребовалось для записи числа 2 001?

2. Запишите число, в котором 524 десятка.

3. Делимое 850. Частное 5. Чему равен делитель?

4. Запишите число, которое на 1 десяток больше, чем 82 003.

5. Сумму чисел 130 и 120 умножьте на их разность.

6. Во сколько раз 560 больше 70?

7. От какого числа 800 составляет шестую часть?

8. Увеличьте 408 в 100 раз.

9. Какое число больше 120 в 7 раз?

10. Какое число надо умножить на 6, чтобы получилось 900?

11. Сумму чисел 780 и 220 разделить на 200.

12. Произведение чисел 80 и 70 увеличьте в 100 раз.

13. Сколько суток в 16 неделях?

14. Автобус проехал 180 км за 4 часа. С какой скоростью он ехал?

15. Автомашина ехала 5 часов со скоростью 120 км/ч. Найдите путь, пройдённый автомашиной.

16. Всадник, двигаясь со скоростью 18 км/ч, был в пути 9ч. Какое расстояние он проехал?

17. Игорь купил 60 тетрадей по 8 рублей. В кассу дал 500 рублей. Сколько сдачи он получит?

Работа 5

1. Во сколько раз 540 больше 180?

2. Запишите предыдущее число для числа 40 100.

3. Найдите две пятых части от числа 450.

4. На сколько 3000 больше 4 десятков?

5. 149 км вырази в метрах.

6. Запишите наибольшее четырёхзначное число.

7. От неизвестного числа вычли 8 десятков и получили 9 сотен. Чему равно неизвестное число?

8. Сколько часов в 540 минутах?

9. Найдите число, если восьмая часть его составляет 70.

10. Найдите разность чисел 1000 и 170.

11. Найдите произведение чисел 160 и 8.

12. Увеличьте 170 в 6 раз.

13. Уменьшите 105 в 7 раз.

14. На сколько 600 больше 6?

15. В 10 ящиках 1 центнер яблок. Сколько кг яблок в 4 ящиках?

16. На первой полке книжного шкафа стояло 48 книг, что в 2 раза меньше количества книг стоявших на второй полке. Сколько книг на второй полке?

17. У мамы было 1 000 рублей. Она купила 2 шапки по 280 рублей и шарф за 120 рублей. Сколько денег осталось у мамы?

Работа 6

1. Сумма трёх слагаемых равна 400. Первое слагаемое - 140. Второе - 200. Чему равно 3 неизвестное слагаемое?

2. Запишите число, в котором 7 единиц 5 разряда и 4 единицы 3 разряда.

3. Запишите число, в котором 125 сотен.

4. Чему равны три восьмых части суток?

5. Сколько секунд в 2 часах?

6. Найдите число, если 6 часть его равна 120.

7. Во сколько раз 2 десятка меньше 1000?

8. 52 рубля 68 копеек вырази в копейках.

9. Запишите число, в котором 247 десятков.

10. Запишите число, в котором 123 сотни.

11. У квадрата отрезали 4 угла. Сколько углов стало?

12. Сколько секунд в 9 минутах?

13. Запишите число, в котором 36 сотен.

14. Уменьшите сумму чисел 380 и 160 в 3 раза.

15. Брату 12 лет 7 месяцев. Он старше сестры на 3 года 5 месяцев. Сколько лет сестре?

16. Периметр прямоугольника 96 см, длина 12 см. найди его ширину и вычисли площадь.

17. В крае 720 школ, а гимназий в 80 раз меньше. На сколько больше школ, чем гимназий?

Работа 7

1. Одну тонну уменьши на 40 кг.

2. Сумма трёх слагаемых равна 1000. Первое слагаемое - 290, второе - 180. Чему равно неизвестное третье слагаемое?

3. 17 тонн 3 центнера вырази в центнерах.

4. Найдите три пятых части от 1 км.

5. Сумму чисел 320 и 190 уменьшите в 3 раза.

6. Найдите делимое, если делитель 120, а частное - 4.

7. Сколько секунд в 7 минутах?

8. Найдите разность 9 центнеров и 23 килограмма.

9. Увеличьте 540 на 4 сотни.

10. 7 200 уменьшите в 80 раз.

11. Сколько суток в 32 неделях?

12. Сколько часов в 480 минутах?

13. Первое слагаемое - 640, второе в 8 раз меньше. Найди сумму этих чисел.

14. Произведение двух чисел равно 510. Первый множитель - 3. Чему равен второй множитель?

15. 180 хомяков посадили в 3 клетки. Сколько клеток потребуется для 1 200 хомяков?

16. У Васи 38 дисков с мультиками, что составляет одну третью часть всех дисков Васи. Сколько дисков у Васи?

17. Корова съедает за день 9 кг сена. Сколько кг сена потребуется 20 коровам на неделю?

Работа 8

1. Какое число больше 234 в 100 раз?

2. Найди разность чисел 90000 и 100.

3. Во сколько раз 15000 больше 5?

4. Чему равно делимое, если делитель равен 2, а частное - 4 000?

5. 54 000 разделить на 6.

6. Найдите число, если одна четвертая часть его составляет 190.

7. Запишите число, в котором 249 сотен.

8. 86 рублей 37 копеек выразите в копейках.

9. Найдите три пятых части от числа 700.

10. Выразите в килограммах 7 тонн 3 центнерах.

11. Сколько всего десятков в числе 1 457?

12. Первый множитель - 214, второй - 4. Чему равно произведение?

13. На сколько 1 кг больше 1 г?

14. Запишите число, которое больше 17 в 300 раз.

15. В школу привезли 130 новых стульев. 32 стула отнесли в актовый зал, а остальные - в разные классы, по 7 стульев в каждый. Сколько классов получили новые стулья?

16. Папе - 47 лет. Он старше мамы на 9 лет. Сколько лет маме?

17. Детская площадка имеет длину 80 метров, а ширину 40 метров. Найди периметр и площадь этой площадки.

Работа 9

1. Запишите предыдущее число для числа 20000.

2. Сколько сотен в числе 18500?

3. Уменьшите 2 кг на 360 граммов.

4. 785 десятков. Сколько это всего единиц?

5. Произведение трёх множителей равно 400. Первый множитель - 5, второй множитель - 8. Чему равен третий множитель?

6. Во сколько раз 3600 больше 6?

7. Уменьшите 1 тонну на 8 центнеров.

8. Увеличьте 7 790 на 1 сотню.

9. 79 сотен. Сколько это десятков?

10. Уменьшите 1 центнер на 25 килограммов.

11. 4 года 9 месяцев вырази в месяцах.

12. На сколько 1 минута меньше 1 часа?

13. Разность чисел 360 и 120 уменьшить в 8 раз.

14. Частное чисел 72 и 24 увеличьте в 1000 раз.

15. Лера купила 3 ручки по 26 рублей и 5 тетрадей по 30 рублей. Сколько денег она заплатила?

16. Найди периметр и площадь квадрата со стороной 9 см.

17. Одна четвёртая часть стакана сахара весит 60 граммов. Сколько весит стакан сахарного песка?

Работа 10

1. Какое число меньше 10000 в 2 раза?

2. Выразите 420 секунд в минутах.

3. Выразите 3 суток 12 часов в часах.

4. Найдите восьмую часть от произведения чисел 48 и 2.

5. Частное чисел 450 и 9 увеличьте в 6 раз.

6. От произведения чисел 70 и 30 найдите 3 часть.

7. Какое число надо разделить на 28, чтобы получить 5?

8. Написать наименьшее четырёхзначное число.

9. Разность чисел 340 и 160 увеличьте в 5 раз.

10. К числу 260 прибавьте произведение чисел 30 и 5.

11. Делимое 910, частное 7. Чему равен делитель?

12. Во сколько раз 320 больше 40?

13. Сколько минут в пятой части часа?

14. В одном куске 51 м ткани. Это составляет третью часть того, что находится во втором куске. Сколько метров ткани в двух кусках?

15. Расстояние между двумя городами 680 км. Одновременно из двух городов навстречу друг другу отъехали 2 машины, одна со скоростью 80 км/ч, а другая со скоростью 90 км/ч. Через сколько часов они встретились?

16. Туристы за 16 дней прошли 128 км. Сколько километров проходили туристы каждый день?

17. За три месяца в лагере отдохнуло 1000 детей. В июне - 280 человек, в июле в 2 раза больше. Сколько человек отдохнуло в лагере в августе?

Работа 11

1. Увеличьте 220 в 8раз.

2. Какое число больше 459 на 7 единиц?

3. Запишите предыдущее число для числа 90000.

4. Разность чисел 92 и 36 уменьшить в 14 раз.

5. Туристы были в пути 5 часов 37 минут. Сколько это в минутах?

6. Какое число больше 17 в 50 раз?

7. Выразите 960 минут в часах.

8. Найди число, если седьмая часть его равна 170.

9. 3 тонн 7 центнеров выразите в килограммах.

10. Сколько часов в 480 минутах?

11. Запишите число, в котором 521 десяток.

12. Увеличьте 10000 на 7 сотен.

13. Периметр квадрата - 24 см. Чему равна его площадь?

14. В 10 мешках - 1 т сахара. Сколько кг сахара в 3 мешках?

15. Клумба имеет длину 7 м, а ширину на 3 м меньше. Узнайте периметр и площадь клумбы.

16. За неделю музей посетили 12 туристических групп, по 30 человек в каждой и 14 туристических групп, по 40 человек в каждой. Сколько туристов посетило музей за неделю?

17. В деревне 320 человек - это в 4 раза больше, чем в соседнем хуторе. Сколько человек живёт в обоих населённых пунктах?

Работа 12

1. Первый множитель - 90, второй множитель в 15 раз меньше. Чему равно произведение?

2. Число 69900 уменьшите в 100 раз.

3. Дополни 265 грамм до 1 килограмма.

4. Сколько сантиметров в 37 м 2 дм?

5. Найдите произведение чисел 6 и 210.

6. Во сколько раз 1 км больше 200 метров?

7. На сколько 1 тонна больше 372 кг?

8. Сколько минут в пяти с половиной часах?

9. Неизвестное число уменьшили в 70 раз и получили 9 сотен. Чему равно неизвестное число?

10. 56 рублей 27 копеек выразите в копейках.

11. На сколько сумма чисел 40 и 12 больше разности этих же чисел?

12. Дополните 630 м до 1 километра.

13. 400 без 83.

14. Увеличьте 214 в 100 раз.

15. Длина участка - 30 м, ширина 20 м. Какова длина забора вокруг участка?

16. Взрослый билет в музей стоит 65 рублей, а детский - 18 рублей. Сколько стоят 5 взрослых и 5 детских билетов?

17. Найди периметр квадрата со стороной 6 дм 8 см.

Работа 13

1. Сколько всего сотен в числе 18 350?

2. Пятая часть числа - 150. Чему равно целое число?

3. 28 т 9 кг вырази в килограммах.

4. Увеличь 390 на 4 сотни.

5. 1км уменьши на 230 м.

6. 26 руб. 72 коп. вырази в копейках.

7. Найди, чему равна четвёртая часть суток?

8. На сколько 700 больше 12 десятков?

9. Во сколько раз 3600 больше 60?

10. Сколько секунд в 9 минутах?

11. Число 108 увеличь в 4 раза.

12. Сумму чисел 280 и 140 уменьши в 7 раз.

13. Периметр равностороннего треугольника - 48 см. Чему равна сторона треугольника?

14. В одном мешке было 36 кг риса, а в другом в 2 раза меньше. Всю крупу распасовали в пакеты, по 2 кг в пакете. Сколько потребовалось пакетов?

15. Найди периметр и площадь квадрата со стороной 9 м.

16. Купили 4 банки сладкой кукурузы по 18 рублей и 2 банки зелёного горошка по 24 рубля. Сколько рублей потратили?

17. Купили 56 м обоев в 7 рулонах. Папа использовал для большой комнаты 5 рулонов. Сколько метров обоев пап использовал?

Работа 14

1. Уменьшите 1200 на 830.

2. Какое число в 150 раз меньше 600?

3. Число 60 увеличьте в 90 раз.

4. Найдите произведение чисел 5 и 4 сотен.

5. Запишите число, в котором 1534 десятка.

6. Витя гулял 4 ч. 20 мин. Сколько минут гулял Витя?

7. Во сколько раз 1 км больше 500 м?

8. Сколько сотен в числе 8760?

9. Число 3740 . Уменьшите на 2 сотни.

10. Разность чисел 640 и 80 уменьшите в 70 раз.

11. Сумму чисел 260 и 620 уменьшите в 8 раз.

12. Частное чисел 420 и 3 увеличьте в 5 раз.

13. 23 метра 56 сантиметров выразите в сантиметрах.

14. Запишите предыдущее число для числа 82 300.

15. 7 пеналов стоят 840 рублей. Сколько рублей нужно заплатить за 10 пеналов?

16. В парке росло 160 клёнов, это в 2 раза больше, чем сосен. Сколько росло сосен?

17. Продавали 96 гвоздик. До обеда продали одну шестую часть всех гвоздик, а после обеда четвёртую часть всех гвоздик. Сколько гвоздик осталось продать?

Работа 15

1. Какое число надо разделить на 170, чтобы получить 4?

2. Уменьшите 2000 на 4 десятка.

3. Увеличьте 680 на 14 десятков.

4. Найдите произведение чисел 800 и 30.

5. Найдите третью часть числа 105.

6. Найдите частное чисел 112 и 7.

7. Сумма трёх слагаемых - 1650. Первое слагаемое - 450, второе слагаемое - 200. Чему равно третье слагаемое?

8. Сколько всего десятков в числе 32670?

9. Сумму чисел 59 и 25 уменьшите в 14 раз.

10. Уменьшите 102 в 6 раз.

11. Произведение чисел 40 и 3 увеличьте на 8 сотен.

12. На сколько 2 тонны больше, чем 750 кг?

13. Машина ехала 8 часов со скоростью 70 км/ч. Сколько км она проехала?

14. Туристы шли 5 часов 37 минут. Сколько это минут?

15. У Игоря было 1000 рублей. Он купил 2 книги по 70 рублей. Сколько он получил сдачи?

16. Велосипедист ехал со скоростью 12 км/ч 5 часов. Сколько километров проехал велосипедист?

17. Около школы посадили 48 ёлочек, что в 3 раза больше, чем берёзок. Сколько посадили берёз?

Работа 16

1. Какое число надо разделить на 180, чтобы получить 5?

2. Уменьшите 8000 на 34 десятка.

3. Увеличьте 680 на 19 десятков.

4. Найдите пятую часть числа 105.

5. Число 370 увеличьте в 2 раза.

6. Сумму чисел 340 и 380 уменьшите в 3 раза.

7. Произведение чисел 30 и 40 уменьшить в 6 раз.

8. Частное чисел 18000 и 9 уменьшить на 13 десятков.

9. Найди уменьшаемое, если разность - чисел 450, а вычитаемое - 280.

10. Первый множитель - 160, второй множитель - 5. Чему равно произведение?

11. На сколько 62000 больше 12?

12. Во сколько раз 640 больше 4?

13. 3 часа - 18 минут.

14. 198 т выразите в центнерах.

14. Найди периметр и площадь прямоугольника со сторонами 80 см и 30 см.

16. Двое рабочих заработали 800 рублей. Один работал 6 ч, а другой - 4 ч. Сколько заработал каждый рабочий?

17. 20 пончиков стоят 180 рублей. Сколько денег нужно заплатить за 400 пончиков?

Работа 17

1. На сколько число 720 больше числа 18?

2. Во сколько раз 5600 > 4?

3. Найди число, если девятая часть его равна 130.

4. 3 суток 18 часов вырази в часах.

5. 9 недель 6 суток выразите в сутках.

6. Найдите произведение чисел 900 и 3.

7. Найди частное чисел 80000 и 5.

8. Найди три четвёртых части от числа 720.

9. От неизвестного числа вычли 18 десятков и получили 27 десятков. Чему равно неизвестное число?

10. Делитель 35. Частное 5. Чему равно делимое?

11. Найди длину ломаной линии, состоящей из 4 одинаковых звеньев, каждое из которых равно 18 м.

12. Записать число, в котором 1278 десятков.

13. Записать предыдущее число для числа 40530.

14. 5 минут 29 секунд вырази в секундах.

15. В буфете продавали 700 булочек. На первой перемене завтракали 6 классов, по 25 человек в каждом. На второй перемене - 4 класса, по 30 человек в каждом. Сколько булочек осталось в буфете после двух перемен?

16. Периметр прямоугольника 320 метров. Длина 120 м. Чему равна площадь прямоугольника?

17. Площадь прямоугольника 180 м2. Ширина - 6 метров. Найди периметр прямоугольника.

Работа 18

1. На сколько 1 километр больше 25 метров?

2. От какого числа 30 составляет девятую часть?

3. От неизвестного числа вычли 360 и получили 630. Чему равно неизвестное число?

4. Сколько всего десятков в числе 18400?

5. Сколько минут в двух с половиной часах?

6. Делимое 510, делитель 30. Найдите частное.

7. Два центнера вырази в граммах.

8. Увеличьте число 4080 в 100 раз.

9. Сколько суток в 12 неделях?

10. Сумму чисел 44 и 28 уменьши в 24 раза.

11. Разность чисел 95 и 25 уменьшить в 35 раз.

12. Уменьшите 2040 в 10 раз.

13. Во сколько раз 6 меньше 96?

14. К частному чисел 360 и 4 прибавить частное чисел 240 и 4.

15. Поезд проехал 210 км за 3 часа. С какой скоростью ехал поезд?

16. Пять пуговиц стоят 750 рублей. Сколько стоят 8 таких пуговиц?

17. Длина прямоугольника 12 см, ширина 7 см. Найди периметр и площадь прямоугольника.


  • Найдите закономерность и продолжите ряд:
  • 1, 2, 4, 7, 11 …
  • 1002, 2004, 3008, 4016, …

2. Определите порядок действий:

(а + b) c – m: k + n z

3. Решите цепочки примеров:

780 + 250 + 240 + 210 – 650

335 + 408 – 109 + 607

621 + 204 – 505 + 70 - 100


Сколько прямоугольников на рисунке?

16 прямоугольников


Арифметический диктант. Запишите ответы.

  • Найдите сумму чисел 5499 и 8000.
  • Увеличьте число 270 в 1000 раз.
  • Запишите наименьшее пятизначное число.
  • Сколько цифр в записи числа 775775.
  • Найдите разность чисел 99000 и 88000.
  • Найдите четвёртую часть от числа 960.
  • Найдите три четверти от числа 1000.
  • Выразите 540 мин в часах
  • Выразите 5 м 20 см в миллиметрах.

Проверьте ответы:

13499, 270000, 10000, 2, 11000, 240,750, 9 часов, 5200 мм.


Чем мы будем заниматься на уроке, мы узнаем, если правильно выполним задание.

Расположите ответы в порядке возрастания


а ч а д а з

З А Д А Ч А


Занимательные задачи

1. Два землекопа за 2 часа выкапывают 2 м канавы. Сколько землекопов за 5 часов выкопают 5 м канавы?

2. Журавли летели клином. 4 журавля по одной стороне клина и 4 журавля по другой стороне клина. Сколько было журавлей?

3. Дима моет 4 тарелки за то же время, что и 6 чашек. Что он моет быстрее – тарелку или чашку?

4 . Сколько существует трёхзначных чисел?


Решите задачи:

1 . Белый медведь проплыл 200 км со скоростью 5 км/ч. Сколько часов плыл белый медведь?

2. Петя читал книгу со скоростью 20 страниц в день. Через сколько дней он прочитал всю книгу, если в ней 200 страниц?

3. Рыба-меч развивает скорость 30 м/с. За сколько секунд рыба проплывёт расстояние 1 км 500 м?

4. Ветер дует со скоростью 25 м/с. За сколько секунд он утащит воздушный шар на 200 м?


ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

  • Дмитриева О.И. «Поурочные разработки по математике. 4 класс», Москва «ВАКО», 2006.
  • Самсонова Л.Ю. «Устный счёт. Сборник упражнений к учебнику М.И. Моро, С.И. Волковой, С.В. Степановой» Москва «Экзамен»,2009.

3. М.И Моро Математика 3 класс, Часть 2. Учебник, Издательство «Просвещение», 2009 год.

4. Фон для презентации - http://www.pomochnik-vsem.ru

Математические вычисления, осуществляемые человеком без помощи дополнительных устройств и приспособлений – иначе называются устным счетом.

Нужно ли ребенка учить считать устно? На этот вопрос нельзя ответить отрицательно. С устным счетом ребенок знакомится задолго до поступления в школу. В детском саду, на занятиях по математике, детей знакомят с такими математическими действиями, как сложение и вычитание. У маленьких детей абстрактное мышление еще не развито, поэтому им показывают все примеры на конкретных примерах: 2 машинки плюс 1 машинка и т.д. Так дети постепенно запоминают примеры на сложение и вычитание в пределах 10, присчитывая по одному, затем по два т.д.

Дошкольник постепенно освобождается от узкой конкретности мышления и приобретает способность к абстрактному мышлению. Тем самым достигается уровень развитого интеллекта, для которого в возрасте от 7 до 12 лет характерен еще конкретный подход к проблеме, а начиная с 13 лет и абстрактный.

Сложение и вычитание изучается на протяжении всего обучения в начальной школе. Формирование понятий об арифметических действиях начинается с первых уроков математики. Формирование вычислительных умений и навыков – одна из основных задач математики в начальной школе. Учитель отрабатывает вычислительный навык на каждом уроке, а вычислительное умение является развернутым выполнением действия, в котором каждая операция осознается и контролируется.

Особое место занимает в начальной школе доведение до автоматизма навыков устного счёта. Это является одной из главных задач на начальном этапе обучения математике. Основы устных вычислений закладываются в первые годы обучения. Они активизируют мыслительную деятельность учеников, развивают память, речь, повышают внимание и быстроту реакции. Каждый учитель знает, как важно выучить ребенку таблицу сложения и вычитание в пределах 10. Для лучшего запоминания учитель использует различные формы заданий: увеличить (уменьшить) числа на 2,3,4 …; решить «круговой» пример; вспомнить состав числа. Опыт и тренировка играют важнейшую роль в развитии любых способностей. На первом этапе ребенка надо научить концентрировать внимание и удерживание в краткосрочной памяти пример. На следующем этапе детей следует познакомить со специальными алгоритмами вычислений, умение оперативно подобрать нужный, максимально эффективный алгоритм в каждой конкретной ситуации. Постоянные упражнения в устных вычисления позволят учащимся улучшить качество устного счета.

Обычно данный вид работы проводится ежедневно. Приведу примеры варианты устного счета для 2, 3, 4 классов.

2 класс

1. Сколько копеек в 1 рубле?
2. Сколько суток в 1 неделе?
3. Сколько часов в 1 сутках?
4. Сколько дм в 1 м?
5. 8 увеличить во столько же раз.
6. Сколько получится, если 49 разделить на 7 одинаковых частей?
7. 9 увеличить во столько же раз.
8. Найти частное чисел 36 и 6.
9. Чему равно произведение чисел 7 и 6?
10. Книга стоит 70 рублей. Она дороже тетради в 10 раз. Сколько стоит тетрадь?
1. Самое большое двузначное число уменьшить на 58.
2. Длина одной стороны треугольника равна 7 см, а другая сторона на 2 см меньше. Чему равна сумма двух сторон треугольника?
3. Найти произведение 7 и 9?
4. Найти частное чисел 54 и 9.
5. Сумма двух чисел равна 50. 1 слагаемое – 18. Чему равно второе слагаемое?
6. Найти сумму чисел 26 и 17.
7. Сколько часов в 2 сутках?
8. Урок во втором классе длится 45 мин. Сколько длятся два урока?
9. 64 разделить на 8 частей.
10. Девочка нарисовала 16 ромашек и столько же васильков, ей осталось нарисовать еще 8 тюльпанов. Сколько всего цветов нарисует девочка?
1. Найти произведение чисел 0 и 8.
2. В пакете было 37 конфет. Утром взяли 15 конфет, а вечером еще 8. Сколько конфет осталось в пакете?
3. Сколько мин. в 1ч. 02 мин.?
4. 1 мн. – 8
2 мн. – 9
Чему равно произведение?
5. Найти частное чисел 54 и 9.
6. Найти разность чисел 98 и 60.
7. Чему равна половина рубля?
8. 9 увеличить в 8 раз.
9. 49 разделить на 7 равных частей.
10. За 2 дня Гриша посадил 14 деревьев. В первый день он посадил 6 деревьев. Сколько деревьев он посадил во второй день?
1. Произведение 2 и 3 увеличить на число 56.
2. От числа 90 вычесть произведение чисел 9 и 2.
3. От числа 62 отнять произведение чисел 6 и 2.
4. Произведение чисел 2 и 4 увеличить на 36.
5. К частному чисел 14 и 2 прибавить 47.
6. 20 уменьшить на произведение чисел 2 и 2.
7. От числа 100 отнять произведение чисел 2 и 5.
8. К частному чисел 6 и 3 прибавить 98.
9. Разность чисел 11 и 3 умножить на 2.
10. Сумму чисел 8 и 6 разделить на 2.

3 класс

Тренажер

Можно использовать для повторения различных случаев сложения, вычитания, умножения, деления.

1. Объем бидона 8 л, а бочки в 7 раз больше. Каков объем бочки?
2. Оля моложе папы в 6 раз, а папе 36 лет. Сколько лет Оле?
3. Высота стула 4 дм, а шкаф в 5 раз выше. Какова высота шкафа?
4. На клумбе растет 6 тюльпанов и 48 нарциссов. Во сколько раз тюльпанов меньше, чем нарциссов?
5. Шоферу нужно развести 60 кг яблок в 3 детских сада, поровну в каждый. Сколько килограммов фруктов получит каждый детский сад?
6. У серой утки 20 птенцов, а у белой в 4 раза меньше. Сколько птенцов у белой и серой уток вместе?
7. Библиотекарь разложил 48 книг на 6 полок поровну, а затем добавил еще по 2 книги на каждую полку. Сколько книг стало на одной полке?
8. Мама расфасовывала 60 кг пастилы. В 7 пакетов она расфасовала по 2 кг пастилы. Сколько пастилы ей осталось расфасовать?
9. В бочке было 68 л воды. На полив огорода израсходовали 26 л, а оставшуюся воду разлили поровну в 6 ведер. Сколько литров воды в ведре?
10. Петя собрал 10 маслят, а рыжиков в 2 раза меньше. Сколько всего грибов собрал Петя?

Повторение случаев табличного умножения и деления

1. Найти произведение чисел 30 и10
2.148 увеличить на 2
3. 500 уменьшить в 10 раз
4. 1 множитель – 648
2 множитель – 1
Произведение – ?
5. 998 увеличить на 1
6. 600 уменьшить на 10
7. Найти сумму чисел 120 и 20
8. Найти разность чисел 380 и 100
9. Найти частное чисел 81 и 9
10. В оркестре было 9 скрипок, а флейт на 3 больше. Сколько всего инструментов было в оркестре?

4 класс

1. Уменьшаемое 63
Вычитаемое 17
Разность – ?
2. 1-е слагаемое 16; 2-е слагаемое на 58 больше. Чему равна сумма?
3. 76 уменьшить на 18.
4. Какое число прибавили к 99 и получили 1000?
5. Какое число надо вычесть из 31, чтобы получилось 18?
6. Какое число больше 19 на 79?
7. Если от 100 отнять задуманное число, то получится 34. Какое число задумали?
8. Задумайте число больше 10, к нему прибавьте 29, от полученной суммы отнимите 17, от остатка отнимите
задуманное число.
Какое число получилось?
9. 1-й множитель 90; 2-й множитель. Чему равно произведение?
10. В стаде 27 лошадей, а коров на 39 голов больше. Сколько всего животных в стаде?
1. Написать самое маленькое двузначное число.
2. Чему равна сумма первых четырех чисел (счет начинается с 1)
3. 1-е слагаемое – 64; 2-е слагаемое – 29; 3-е слагаемое – 64. Чему равна сумма?
4. 1 слагаемое – 27; 2 слагаемое – на 26 единиц больше. Чему равна сумма?
5. 36 увеличить в 3 раза
6. На сколько 16 меньше 30?
7. Какое число прибавили к 26 и получили 80?
8. Какое число увеличили на 69, чтобы получилось 190?
9. Какое число надо вычесть из 82, чтобы получилось 69?
10. В первой палатке продали 55 арбузов, а во второй на 17 арбузов меньше.
Сколько арбузов продали в двух палатках?
1. 1 множитель – 20; 2 множитель – 6. Найти произведение.
2. 1 множитель – 70; 2 множитель – ?. Произведение – 490
3. Делимое 81, делитель 9. Чему равно частное?
4. Сумму чисел 3 и 4 умножить на 6.
5. Уменьшить 60 в 6 раз.
6. Какое число увеличили на 44 и получили 70?
7. Какое число уменьшили на 53 и получили 27?
8. Если к 15 прибавить 21, то полученное число будет в 9 раз больше задуманного числа. Какое число задумали?
9. Произведение двух чисел равно 63, чему равна их сумма?
10. Турист проехал на лыжах 13 км, а на поезде на 29 км больше. Какое расстояние проехал турист?
1. Из произведения чисел 95 и 3 вычесть 95
2. Сколько десятков в числе 23098?
3. Сложить наибольшее двузначное число и
наименьшее трехзначное число.
4. К числу 892 прибавить произведение
чисел 8 и 0
5. Частное чисел 280 и 4 увеличить в 100
Раз.
6. Какое число в 9 раз меньше 810?
7. Из какого числа вычли 18 и получили
123?
8. Сколько часов и минут в 375 минутах?
9. Мама купила платье за 120 рублей. Она потратила 2/3 своих денег. Сколько денег было у мамы?
10. У мамы было 120 рублей. 2/3 из них она потратила на платье. Сколько стоит платье?