V. Усвоение новых знаний

Непосредственная образовательная деятельность№4

Тема: «На каникулы в Москву»

Цель: Расширять представления детей о Москве, знакомить с историческим центром Москвы, его достопримечательностями. Сформировать представление о древнем и современном Кремле, его значении в жизни города. "Кремль белокаменный", "Кремль краснокаменный".

Воспитывать у детей чувство гордости за своих предков, эмоциональный отклик.

Материал: Географическая карта, иллюстрации, фото, открытки. План-схема, запись колокольного звона.

Ход

I. Мы с вами много путешествовали по нашей стране. Россия – огромная страна (показ на карте).

Чем богата наша страна? (леса, реки, моря, города (показ на карте, можно детьми);

Как на карте обозначены города? Маленькими черными точками. У каждого города свое название, своя история (показ на карте);

Как называется главный город России (Москва);

Москва – столица . В старину говорили: "стольный град".

Сегодня мы с вами совершим экскурсию в исторический центр Москвы – в Кремль .

II. – Что такое Кремль? Кремль – это огромное укромное место, крепость, которую строили люди в старину защищая себя от врагов и диких животных Кремли сохранились во многих городах российских: Смоленск, Нижний Новгород, Псков (показ на карте) и в Москве.

  • Рассказ воспитателя о Кремле с рассматриванием иллюстраций.

III. –Главная башня Кремля – Спасская . На ней мы видим огромные часы с золотыми цифрами. Это кремлевские Куранты .

Бьют часы кремлевской башни.

Гаснут звезды, тает день…

До свиданья день вчерашний,

Здравствуй, новый светлый день!

Куранты показывают время, по которым живет вся страна.

А вот башня великан. Шпиль ее уходит высоко в небо. Называется она Троицкая .

А вот невысокая, круглая по форме башенка. Она мало похожа на своих соседок. Это Кутафья башня – башенка-малютка.

Башенка-малютка связана мостом с башней великаном, через ворота которой можно попасть в Кремль. Мост называют Троицким, а ворота – Троицкими.

Ворота, которые ведут в Кремль, есть у многих других башен. Это – проездные башни .

Как вы думаете, почему они так называются?

Все башни покрыты высокими шатрами, покрытыми темно-зеленой черепицей.

У каждой башни свое название, своя тайна. Сегодня я открою вам некоторые из них.

1) Боровицкая башня . Название башни напоминает нам о том, что когда- то здесь на холме шумел густой бор. Бор – это сосновый лес. Боровитская башня – проездная. У нее есть ворота, которые называются Боровитскими. Сама башня высока, имеет ступенчатый верх, чем очень напоминает пирамиду.

2) Тайницкая башня . Это невысокая, приземистая башня. Ее название говорит о тайне, тайнике. Да, действительно, внутри башни был когда-то тайник. И даже не один, а два: тайник-колодец и потайной выход из крепости. Только это было очень давно.

Рядом с Троицкой башней стоят друг за другом две невысокие башни. Они похожи друг на друга как сестры. Называются они безымянные (1- я и 2 -я ).

А сейчас пора в Кремль.

IV. Ивановская площадь .

Представьте, что мы входим в Кремль через Троицкие ворота Троицкой башни. Пред нами Ивановская площадь. А теперь представьте, что мы оказались много лет назад, когда не было ни телевизоров, ни радио, даже газет.

Как узнать, что делается в белом свете? Вот и толпится с утра народ на Ивановской площади, шумит. Выходит бородатый глашатая и вынимает из рукава грамоту (большой лист), и кричит, что было сил: "Слушай народ…". Замолкал народ, а глашатай вещал о всяких делах во всю Ивановскую, выкрикивал Указы и сообщения.

С того времени и пошло выражение: "Кричать во всю ивановскую". Так говорят человеку, который слишком громко кричит.

V. Колокольня Ивана Великого .

Знаете ли вы, что такое колокольня? (Башня с колоколами).

Прозвали колокольню Иван Великий. "Великим" нарекли за невиданную высоту.

В старину с высоты колокольни хорошо был виден весь город и его окрестности. На самом верху сидел караульщик и зорко смотрел в даль: не покажутся ли за рекой враги. Заметив опасность ударял воин в колокола: наполнялась Москва колокольным звоном (прослушать запись). Наглухо закрывала стража ворота Кремля, а на площадь к Ивану Великому спешил народ. Каждый хотел знать, что произошло, хотел помочь справиться с бедой. Иван Великий спасал от врагов не только Кремль, но и всю Москву. И служил не только сторожевой , но и пожарной башней.

Да и в праздники разносился гул колоколов, но не тревожный, а радостный.

VI. Царь-колокол .

Колокола для колокольни Ивана Великого отливали колокольных дел мастера. И жили в старину мастера Иван и Михаил. И решили они как-то: "Отольем для Ивана Великого такой колокол, какого с начала мира не было…". Отливали колокол в Кремле на Ивановской площади. Соорудили литейную яму, глубокую. отлили бронзовый колокол, какого еще никогда не было. Удивительно большой колокол украшал орнамент: фигуры людей и животных.

Неожиданно для всех случилась беда – в Москве разразился страшнейший пожар, охвативший почти весь Кремль. Загорелась деревянная стойка над литейной ямой. Во время тушения пожара колокол дал несколько трещин, и от него отвалился огромный кусок. И не сбылась мечта.

VII. Царь-пушка .

Недалеко от Царь-колокола стоит Царь-пушка. Больше ее нет во всем мире. Отлита она давным-давно русскими мастерами-пушкарями. Пушка бронзовая, ствол ее крашен орнаментом. Она должна была защищать Кремль, но так ни разу и не выстрелила.

VIII. Красная площадь .

Она расположена у стен Кремля.

Как вы думаете, почему площадь называется Красной?

Когда-то, очень давно, на Руси словом "красный" не только цвет. "Красный" означало также красивый, а еще главный, славный, а также самый дорогой, почетный. Главный вход в терем назывался красным крыльцом. Самое почетное место в доме – красный угол.

В терем с красного крыльца

Красно девица вошла.

Красна девица вошла,

Красный угол прибрала.

Красный угол прибрала,

Да на стол собрала.

Не красно изба углами,

А красно пирогами.


терем с красного крыльца Красна девица вошла. Красный угол прибрала Да на стол собрала. Не красна изба углами, А красна пирогами. НАЙДИ сочетания со словами КРАСНЫЙ.подбери к ним сочетания с близким значением и запиши так КРАСНА ИЗБА- СЛАВНА ИЗБА

шенок,пр...родные условия,пр...мерный ученик,пр...красная девушка, воселиса пр...мудрая.

другая

Задания:

1.

2.Определите стиль текста.

Трудно писать о человеке, с которым

недавно расстался, которого любил, знал
больше двух десятков лет, хотя дружба с
ним была далеко не легка. Да, Твардовский
не относился к людям, с которыми легко и
просто. Но общение с ним, в каком бы
настроении он ни был, всегда было
интересным. Он никогда не старался
казаться умнее, чем он есть, но почему-то
всегда чувствовалось его превосходство,
даже когда в споре оказывалось, что прав
именно ты, а не он. Побежденным, как и
большинство людей, признавать себя не
любил, но если уж приходилось, то делал
всегда это так по-рыцарски, с таким
открытым забралом, что хотелось тут же
отдать ему свою шпагу. Да, в нем было
рыцарство, в этом сыне смоленских лесов,
светлоглазом, косая сажень в плечах,
умение отстаивать свою правоту, глядя
прямо в глаза, не отрекаться от сказанного
и не изменять в бою. Это навсегда
привлекло меня к нему.
Мы познакомились с ним почти сразу после
войны. Обоим было тогда лет по тридцать
пять. Но он уже ходил в знаменитых
писателях, «Теркина» все знали наизусть, а
я пришел к нему в кирзовых сапогах, в
гимнастерке с заплатанными локтями и
робко сел на краешек стула в кабинете.
Некоторое время он внимательно и
доброжелательно меня разглядывал, а это
всегда смущает, потом огорошил вопросом:
«Это что же, вы безопасной бритвой так
ловко пробриваете усы или опасной?» Я
растерялся, но вынужден был признаться,
что да, безопасной. Он часто потом
возвращался к этим злосчастным усам: «И
вот так вот, каждое утро, перед зеркалом,
железной рукой? И вот адесь, посередке,
тоже? Ну-ну, очень неплохо надо к себе
относиться, чтоб этим заниматься». И
пожал плечами…
Вообще Трифоныч не прочь был иной раз
смутить человека каким-нибудь
неожиданным суждением или вопросом. Но
в тот раз не думаю, чтоб он хотел как-
нибудь задеть меня - весь вечер он был
удивительно внимателен и заботлив.
Просто он очень не любил, и не всегда мог
это скрыть, людей, слишком много
уделяющих себе внимания. Какие-нибудь
красные носки или излишне пестрый
галстук могли сразу же его настроить
против человека. Вообще пошлость, в
любых ее проявлениях, была ему
противопоказана. Я видел, как на глазах
терялся у него интерес к такому человеку.
Я говорю сейчас обо всех этих мелочах не
только потому, что из мелочей
складывается целое, а потому, что именно
сейчас, через каких-нибудь два месяца
после того, как я его хоронил, Твардовский
близок и дорог мне именно этими его
черточками, его взглядом, иногда суровым,
редакторским, а иногда таким добрым,
даже детским, его улыбкой, замечанием,
жестом.
Может быть, с ним не всегда было легко
дружить, но от одного сознания, что он
есть, всегда становилось легче.(изложение 300 слов

Зна…те ли вы например какое насл…ждениевыехать в…сной до з…ри? Вы выход…те на крыльцо. На (темно)сером небе (кое)где м…гают звезды

влажный в…т…рок изредк…наб…гае тле…кой в…лнойслыш…т?ся …держа…ый (не)ясный ш…пот ночи д…ревья слабо шумят облитые тенью. Вот вы сели лошади разом тронулись застучала т…лега.

Край неба але…т в б…резах пр…сыпаются (не)ловко перелетывают галки воробьи ч…рикают около ч…рных скирд. Св…тлеет воздух в…дней дорога яснее…т небо б…леют тучки з…л…неют поля. В избах красным огнем г…рят лучины за в…ротами слышны заспа…ые голоса. А между тем з…ряразг…рается вот уже з…л…тые полосы прот…нулись по небу в оврагах клубятся пары жав…р…нки громко поют предра…ветныйветер подул и тихо в…плывает б…гровое со…нце. Свет так и хлын…т потоком сердце в вас встр…п…нется как птица. Св…ж… весело любо! Д…л…ко видно кругом. Вон за рощей деревня вон подальше другая с белой церковью вон б…резовый лесок на г…ре за ним болото куда вы идете. Ж…вее кони ж…вее! Крупной рысью (в)перед! (По И.С.Тургеневу)

Задания:

1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте запятые.

2.Определите стиль текста.

3.Какие типы речи взаимодействуют в данном тексте? Обоснуйте свое утверждение.

5.Найдите в тексте слов, имеющие чередование гласных в корне, объясните их правописание.

6.Найдите в тексте сложное прилагательное, объясните его правописание.

7.Какой вид сложных предложений преобладает в тексте? Найдите все сложные предложения, начертите их схемы.

8.Сделайте фонетический разбор выделенных слов

Цель: познакомить детей с архитектурным памятником – Московским

Задачи: расширять представления детей о Москве; познакомить с

историческим центром Москвы – Кремлём; дать знания о плане Кремля,

названии его башен; формировать духовно-нравственные качества детей

посредством приобщения к истокам русской культуры.

Ход занятия.

Звучит песня «Москва – столиц наша» (муз. Е.Туманян, сл. И.Черницкой).

Воспитатель: « Ребята, о каком городе эта песня?»

Дети: « О Москве»

Воспитатель: « Ребята, а как называют коренных жителей Москвы?»

Дети: « Москвичи»

Воспитатель: «Мы с вами уже неоднократно говорили, что живём в огромной

и богатой стране. Как она называется?»

Дети: «Россия»

«Она богата лесами, реками, морями, городами. Но есть главный город нашей

страны, её столица. Как называется наш город?»

Дети: «Москва»

« Так вот сегодня мы с вами совершим экскурсию в исторический центр

Москвы, В Кремль. Кто из вас бывал в Кремле?»

(ответы детей).

Воспитатель: «Что же такое Кремль? Это огороженное укромное место,

крепость, которую строили люди в старину, защищая себя от врагов и диких

животных. В старину такое место называли «кром» или «кремник», а позднее

стали называть «кремль».

Ведущий: « Ребята, сегодня я получила очень ценную посылку, давайте её

откроем и посмотрим, что там?!

(открываем посылку, достаём свиток, зачитывают содержание, на экране

схема Кремля).

Князь Юрий крепок, хоть не молод.

И верный конь под ним горяч.

Промолвил Князь « Тут будет город!».

И вниз, к реке, пустился вскачь.

« Здесь не смолкает гомон птичий,

И рыба плещется в реке,

В лесу река богаты дичью….»

Сказал – и повод сжал в руке.

А там, куда другой рукою

Он указал на холм лесной,

Вознёсся город над рекою

За деревянною стеной.

И тогда Князь Юрий Долгорукий на этом месте поставил город и дал

название по имени реки – Москва. И было это в 1147 году. В этом году

Москва будет отмечать 970 лет. Крепость защищала наших предков,

москвичей от нападения врагов.

Ведущий: «Как называется крепость, которая окружала Москву?»

Дети: «Кремль»

Воспитатель: «Московский Кремль был центром Московского государства. И

сегодня мы совершим историческую прогулку по Кремлю. Ребята из чего был

построен первый Кремль?» (по ходу беседы слайды Кремля (деревянного,

белокаменного, из красного кирпича)).

Дети: « Из дерева»

Воспитатель: «И значит, каким он был?»

Дети: « Деревянный»

Воспитатель: «Каким Кремль стал потом?»

Дети: « Белокаменным»

Воспитатель: « Из чего возведён современный Кремль?»

Дети: « Из красного кирпича»

Воспитатель: «Возвёл его итальянский архитектор в 1474 году. Это и был уже

современный облик Московского Кремля. И в этом году ему 530 лет.

Как вы думаете, почему перестраивали Кремль? «

(ответы детей) Чтобы он был надежным укрытием для людей, чтобы меньше

было пожаров, чтобы не ворвался враг.

Воспитатель: «Ребята скажите, из чего состоит любое крепостное

сооружение?»

Дети: « Стены, башни»

Воспитатель: « Стены Московского Кремля очень высокие, перебраться через

такие стены очень трудно. Ребята, наверху стены завершаются кирпичными

зубцами, что они напоминают?»

Дети: « Ласточкин хвост, букву м»

Воспитатель: «Это бойницы, через них защитники крепости стреляли в

нападавших врагов. Вдоль кремлёвских стен находятся башни. Давайте

посчитаем, сколько всего башен? «

Дети: «20»

Воспитатель: « Как выдумаете, для чего нужны башни?»

(в башнях укрывались войны, жители города, там находились

продовольствия, вода, оружие)

Воспитатель: « Посмотрите на схему внимательнее и скажите - все ли башни

одинаковые? Какие вы видите башни?»

Дети: «Большие, маленькие, средние»

Воспитатель: « А одинаковая ли у них форма?»

Дети: «Есть башни прямоугольные, а есть круглые»

Воспитатель: « Посчитайте, сколько круглых башен в Кремле?»

Дети: «Три»

Воспитатель: « Где они находятся? «

Дети: « По углам»

Воспитатель: « А как вы думаете, почему именно по углам мастера поставили

круглые башни?»

(круглые башни наиболее крепкие, из них можно вести обстрел вкруговую,

потому что врага видно не только впереди, но и вдоль стен).

Воспитатель: « В этих башнях были устроены колодцы, что бы снабжать

защитников водой, одна из башен так и называется. Как вы думаете, как она

называется?»

(Водовзводная)

«По названию башен можно узнать, для чего они предназначались. Вот,

например, Угловая Арсенальная для чего она была предназначена?

Кто знает, что означает слово «арсенал»?»

(арсенал это склад оружия)

Оружейная (склад оружия)

Набатная (в ней находился колокол в него били когда надвигалась опасность)

Тайницкая (в ней находился тайный колодец, подземный ход к Москве- реке)

Царская (в ней царь наблюдал за Красной площадью).

Воспитатель: « Молодцы, ребята!»

«А теперь давайте встанем и повторяем за мной!»

Физкультминутка

Я люблю свою Столицу (дети показывают руками сердце)

Много в ней красивых мест! (приставляют руки к голове и смотрят в разные

Сядем с мамой мы в машину (садятся на корточки)

И поедем все смотреть (встают и рулят)

Вот большой дворец огромный (выставляют руки вперёд и показывают)

Называется Кремль.

Здесь походим, погуляем. (шагают на месте)

Всё рассмотрим с мамой в нём! (приставляют руку к голове и смотрят в

разные стороны)

Воспитатель: « Ребята, знаете ли вы что такое колокольня?» (башня с

колоколами).

Воспитатель: « На территории Кремля находится колокольня Ивана Великого.

А назвали её так потому, что она очень высокая, как дом. В старину с высоты

колокольни хорошо был виден город и его окрестности. На самой выси сидел

караульщик и зорко смотрел вдаль: не покажутся ли враги. Заметив

опасность, ударял воин в колокола: наполнялась Москва звоном

колокольным. Наглухо запирала стража ворота Кремля, а на площадь уже

спешил народ. Каждый хотел узнать, что произошло, каждый хотел помочь

справиться с бедой.

Но не только сторожевой, но и пожарной башней служил Иван Великий.

Представьте себе, случился в Москве пожар, запылали дома. Звонит Иван

Великий звонко и тревожно.

Колокола для колокольни Ивана Великого отливали колокольных дел мастера.

И решили они как-то отлить такой колокол, какого ещё никогда на свете не

было. Получился у них огромный бронзовый колокол, его украшал орнамент:

растения, фигуры людей. Назвали его Царь-колокол. Но тут неожиданно в

Москве случился страшный пожар. Во время тушения пожара колокол дал

несколько трещин, и от него отвалился огромный кусок. Так и не зазвонил

никогда этот чудо-колокол.

Недалеко от Царь-колокола, стоит Царь-пушка. Больше её нет во всём мире.

Отлита она была давным-давно русскими мастерами-пушкарями. Царь-пушка

должна была защищать Московский Кремль, но так ни разу и не выстрелила»

Воспитатель: «А теперь, ребята, давайте перенесёмся в те далёкие времена и

посмотрим, что же происходило внутри Кремля»

(слайд ярмарки)

Воспитатель: « Целый день шумит под Кремлевской стеной рыночная

площадь. Каких только лавок там не было! Давайте с вами посмотрим, чем

же торговали на площади?»

(воспитатель вместе с детьми рассматривают макеты лавок)

«Давайте рассмотрим, чем торгуют в этой лавке, как вы думаете, как она

называется?»

(кружевная- кружевом, медовая- мёдом, свечная- свечами, булочная-

хлебобулочными изделиями, овощная- овощами, меховая- мехом).

«На ярмарках, ребята, не только шла бойкая торговля, но и устраивались

народные гулянья, давайте мы с вами посетим одно из представлений»

Воспитатель: « Ребята, а как сейчас называется эта площадь?»

Дети: «Красная площадь!»

(слайд современной Красной площади)

«Посмотрите, ребята, перед нами Красная площадь, окружающая Кремль с

одной из сторон. Если бы эта площадь умела говорить, она рассказала бы нам

много важного и интересного.

Ребята, почему же её называют Красной?»

Дети: «Красивая, из красного кирпича, цвет знамени, крови»

Воспитатель: « Вы правы. Послушайте народную песню:

В терем с красного крыльца

Красна девица вошла.

Красна девица вошла,

Красный угол прибрала,

Красный угол прибрала,

Да на стол собрала.

Не красна изба углами,

А красна пирогами.

Воспитатель: «Что в стихотворении названо красным?»

(ответы детей с объяснением) -

Красное крыльцо, т.е главный вход в терем.

красный угол- почётное место в доме.

Красна девица- красивая, видная.

«Подберите слова признаки, к слову КРАСНЫЙ. Как вы понимаете, красный,

значит какой?»

Дети: «Красивый, главный, важный, дорогой, почётный, славный!»

Воспитатель: « Когда-то на Руси, словом «КРАСНЫЙ», называли не только

цвет. Поэтому самую главную, самую красивую площадь назвали Красной

площадью. Ранее её называли Пожаром. Как вы думаете почему?»

Дети: «Часто возникали пожары, выгорала»

«Потом - Великим торгом, торговая. Почему?»

Дети: «На ней торговали, были торговые ряды через неё проходили торговые

Воспитатель: « А теперь, ребята, я хочу с вами поиграть. Ребята давайте все

встанем в круг и поиграем в игру. Я начинаю предложение, а вы должны его

закончить словом Москва.

Я приехала в (Москву).

Я живу в (Москве)

Я вернулась из (Москвы)

Я гуляла по (Москве)

Я работаю в (Москве)

Я знакомлюсь с (Москвой).

Кремль находится в (Москве).

Мы посетили планетарий в (Москве).

Столица России (Москва).

Мы посетили зоопарк в (Москве).

Мы с подружкой встретились в (Москве)

Письмо пришло из (Москвы)

Я люблю (Москву)

Воспитатель: « Молодцы, ребята! Скажите мне, что нового вы сегодня узнали

на занятии?

(ответы детей).

« Правильно, ребята, мы с вами узнали, сколько лет Московскому Кремлю,

каким Кремль был в начале, почему его перестраивали, мы узнали, почему

башням дали такие названия, мы побывали на Красной площади, посетили

ярмарку, посмотрели, чем торговали на ярмарках. А теперь ответьте, какая

башня Кремля самая узнаваемая?» (Спасская)

(Воспитатель демонстрирует слайд на которой изображён Президент на фоне

Спасской башни.)

«Ребята, скажите, кто изображён на этой картине?» (Президент)

Воспитатель зачитывает стихотворение.

У стен Кремля таинственно и тихо,

Куранты возвещают четверть часа

На главной башне крепости великой,

Хранящей над вратами образ Спаса.

И на камнях Васильевского спуска

Горят следы гостей родной столицы

И москвичей, и русских, и не русских…

О, как Москвой мне хочется гордиться!..

Вознёс цветные главы храм Покровский,

В восьми столпах, собой неравных, чудо,

А рядом – первый памятник московский,

Ничто для сердца русского не чуждо…

Глаза от умиления закрою,

Вдохну в себя вечернюю прохладу,

И поднимусь, как птица, над Москвою,

Впитав великий дух святого града.

Воспитатель: « Подходит к завершению наше путешествие, но только на

сегодня. История Кремля хранит много чудес и тайн, о которых мы узнаем

Под музыку О. Газманова дети выходят из зала.

Цели:

  1. Способствовать обогащению речи учащихся фразеологизмами, многозначными словами, научными терминами, активизировать словарь учащихся.
  2. Содействовать воспитанию у детей любви к родному языку, интереса к слову, потребности раскрывать тайны живого слова.
  3. Помочь учащимся в выборе продуктов для здорового питания.

Оборудование:

  • карточки со словами:
  • фольклор,
  • загадки,
  • пословицы,
  • фразеологизмы,
  • народные песни;
  • фрукты и овощи;
  • карточки с фразеологизмами;
  • плакат с текстом народной песни.

Ход урока

I. Организация детей.

II. Речевая разминка.

Интонирование предложения:

Грамота – к мудрости ступенька.

Чтение хором:

  • грамота;
  • с логическим ударением на слове мудрости;
  • с повышением тона;
  • с понижением тона.

– Объясните значение этой старинной русской пословицы. Запишите её в тетрадь.

– К какому разделу литературы относится пословица?

– К фольклору.

III. Сообщение темы и целей урока.

– Сегодня на уроке развития речи мы больше узнаем о творчестве русского народа, проникнем в тайны живого слова, познакомимся с новыми словами и их значением. В слове скрыта особая сила. Оно заставляет нас слушать, видеть, думать. Эти понятия очень важны в учёбе.

IV. Обогащение речи учащихся фразеологизмами.

– В старину, чтобы запомнить важные события, люди завязывали на верёвке узелки на память. А мы сегодня с вами новые знания “зарубим на носу”. Как вы себе это представляете?

1 ученик: “Зарубить на носу” означает “запомнить крепко-накрепко”. И не надо волноваться за свой нос, потому что здесь имеется в виду другой нос – дощечка, на которой в древности неграмотные люди зарубками делали какие-то заметки и носили их с собой.

– Пусть сегодня таким носом послужит ваша тетрадь.

Запись: Зарубить на носу – запомнить крепко-накрепко.

–Как называется такое выражение в русском языке?

– Фразеологизм. Фразеологические обороты тоже относятся к фольклору.

Работа в парах.

На карточках написаны фразеологизмы. Объяснить их значение.

Остаться с носом, задирать нос, повесить нос, крутить носом, нос не дорос, из-под самого носа, клевать носом, водить за нос.

– О каком носе здесь идёт речь?

– Об органе обоняния.

Запись:

  • нос – дощечка;
  • нос – орган обоняния.

V. Усвоение новых знаний.

– Продолжаем знакомиться с другими примерами народного творчества и узнавать тайны новых слов. В русском языке есть название овоща, который тоже бывает носом. Отгадайте загадку:

Красный нос
В землю врос. (морковь )

2 ученик: Морковь – любимый овощ народов многих стран. В оранжевый цвет её окрашивает вещество каротин. Когда вы съедите морковку, это вещество превратится в витамин А. Витамин А улучшает зрение и помогает расти.

3 ученик: Но только ли в моркови есть каротин? Это вещество есть во многих овощах и фруктах жёлтого, оранжевого и красного цвета. Но название ему дала “красная девица”, у которой “коса на улице”, т. к. в переводе с латинского языка “морковь” – “карота”.

– Разделите эти плоды на 2 группы и запишите только те, где есть каротин. А по какому признаку вы будете их определять?

– По цвету.

Шиповник, капуста, морковь, картофель, петрушка, красный перец, укроп, салат, абрикос, лук.

– Я не зря подобрала такое задание. Сейчас весна, и у всех нас авитаминоз – недостаток витаминов. Поэтому необходимо обязательно употреблять свежие овощи и фрукты, зелень, в которой тоже содержится каротин, превращающийся в витамин А.

– А кто впервые придумал слово “витамин”?

4 ученик: Слово “витамин” придумал польский учёный Казимеж Функ. Он открыл, что вещество “амин”, содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо. Если соединить латинское слово “вита” (жизнь) с “амин”, то получится “витамин”.

VI. Инсценирование стихотворения С. Михалкова “Про девочку, которая плохо кушала”.

– Для организма очень плохо, если он недополучает витамины, а ещё хуже, когда дети плохо кушают. Об этом стихотворение С. Михалкова “Про девочку, которая плохо кушала”.

Юля плохо кушает,
Никого не слушает.
– Съешь яичко, Юлечка!
– Не хочу, мамулечка.
– Съешь с колбаской бутерброд!
Прикрывает Юля рот.
– Супик?
– Нет.
– Котлетку?
– Нет.
Стынет Юлечкин обед.
– Что с тобою, Юлечка?
– Ничего, мамулечка.
– Сделай, внученька, глоточек,
Проглоти ещё кусочек!
Пожалей нас, Юлечка!
– Не могу, бабулечка.
Мама с бабушкой в слезах –
Тает Юля на глазах
Появился детский врач –
Глеб Сергеевич Пугач.
Смотрит строго и сердито
– Нет у Юли аппетита?

Только вижу, что она,
Безусловно, не больна.
А тебе скажу, девица,
Все едят: и зверь, и птица,
Бурый мишка лижет мёд,
В норке завтракает крот.
От зайчат и до котят –
Все на свете есть хотят.
Обезьяна ест банан,
Ищет жёлуди кабан.
С хрустом конь жуёт овёс,
Кость грызёт дворовый пёс.
Воробьи зерно клюют
Там, где только достают.
Утром завтракает слон –
Обожает фрукты он.
Ловит мошку ловкий стриж,
Сыр и сало любит мышь.
Попрощался с Юлей врач –
И сказала громко Юля:
– Накорми меня, мамуля!
(С. Михалков )

– Какой вывод вы сделали для себя, посмотрев эту сценку?

Доктор приготовил для нас полезные советы. (Детям раздаются карточки).

VII. Физкультурная минутка.

Игра на внимание: “Три сигнала”.

Дети встают. Учитель, а потом сами дети, называют продукты и блюда, дети выполняют действия.

  1. Если продукт не полезен, то дети выполняют повороты головой влево, вправо.
  2. Если продукт мало полезен, то дети поочерёдно поднимают левое и правое плечо.
  3. Если продукт очень полезен, то дети хлопают в ладоши над головой.

Торт, сок, фрукты, кефир, чипсы, рыба, шоколад, овощи, манная каша, йогурт, булки, конфеты, гречневая каша, жевательная резинка, икра, орехи.

VIII. Закрепление знаний о многозначных словах.

– Давайте продолжим исследовать слова. Вернёмся к устному народному творчеству. Ещё одним примером фольклора являются народные песни. Прочитайте народную песню, используя напевный ритм.

Чтение с плаката:

В терем с красного крыльца
Красна девица вошла.
Красна девица вошла,
Красный угол прибрала
Да на стол собрала.

– Запишем словосочетания со словом красный и подберём к ним слова, близкие по значению.

Запись:

  • красное крыльцо – главное;
  • красна девица – красивая;
  • красный угол – почётный.

– Ещё мы узнаем, в каком значении употребляется слово красный, из текстов.

1. С давних пор русский народ называл красным всё красивое и славное. Яркое солнышко – красное солнышко. Пригожая девица – красная девица. Умное, меткое слово – красное словцо. Передний угол в доме для дорогих гостей называли красным углом.

2. В древние времена книги переписывали от руки. Первую букву расписывали красной краской. Отсюда и появилось выражение “писать с красной строки”. С красной строки начинают писать каждую часть текста, в которой содержится новая мысль.

– Что ещё русский народ называет красным? Подберите синонимы.

Запись:

  • красное солнышко – яркое;
  • красное словцо – меткое;
  • красная строка – новая.

– А какое время года называют красным?

– Весну, лето.

– А осень можно назвать красным временем года?

– Да, листья красные.

– Листья, оказывается, в красный цвет окрашивает тоже каротин.

IX. Итог урока. Рефлексия.

– С какими примерами народного творчества мы познакомились?

– С фразеологизмами, загадками, пословицами, песнями.

– Какие открытия вы сделали на уроке?

– Какие полученные знания актуальны – важны в настоящее время?

– Тайны каких слов вы открыли для себя?

– Продолжите предложения:

– Закончить урок я бы хотела словами И. С. Тургенева:

“Берегите чистоту языка, как святыню. Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и глубок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас”.

4

Тема: «На каникулы в Москву»

Цель: Расширять представления детей о Москве, знакомить с историческим центром Москвы, его достопримечательностями. Сформировать представление о древнем и современном Кремле, его значении в жизни города. "Кремль белокаменный", "Кремль краснокаменный".

Воспитывать у детей чувство гордости за своих предков, эмоциональный отклик.

Материал: Географическая карта, иллюстрации, фото, открытки. План-схема, запись колокольного звона.

Ход

I . Мы с вами много путешествовали по нашей стране. Россия – огромная страна (показ на карте).

Чем богата наша страна? (леса, реки, моря, города (показ на карте, можно детьми);

Как на карте обозначены города? Маленькими черными точками. У каждого города свое название, своя история (показ на карте);

Как называется главный город России (Москва);

Москва – столица . В старину говорили: "стольный град".

Сегодня мы с вами совершим экскурсию в исторический центр Москвы – в Кремль .

II . – Что такое Кремль? Кремль – это огромное укромное место, крепость, которую строили люди в старину защищая себя от врагов и диких животных Кремли сохранились во многих городах российских: Смоленск, Нижний Новгород, Псков (показ на карте) и в Москве.

· Рассказ воспитателя о Кремле с рассматриванием иллюстраций.

III . –Главная башня Кремля – Спасская . На ней мы видим огромные часы с золотыми цифрами. Это кремлевские Куранты .

Бьют часы кремлевской башни.

Гаснут звезды, тает день…

До свиданья день вчерашний,

Здравствуй, новый светлый день!

Куранты показывают время, по которым живет вся страна.

А вот невысокая, круглая по форме башенка. Она мало похожа на своих соседок. Это Кутафья башня – башенка-малютка.

Башенка-малютка связана мостом с башней великаном, через ворота которой можно попасть в Кремль. Мост называют Троицким, а ворота – Троицкими.

Ворота, которые ведут в Кремль, есть у многих других башен. Это – проездные башни .

Как вы думаете, почему они так называются?

Все башни покрыты высокими шатрами, покрытыми темно-зеленой черепицей.

У каждой башни свое название, своя тайна. Сегодня я открою вам некоторые из них.

1) Боровицкая башня . Название башни напоминает нам о том, что когда - то здесь на холме шумел густой бор. Бор – это сосновый лес. Боровитская башня – проездная. У нее есть ворота, которые называются Боровитскими. Сама башня высока, имеет ступенчатый верх, чем очень напоминает пирамиду.

2) Тайницкая башня . Это невысокая, приземистая башня. Ее название говорит о тайне, тайнике. Да, действительно, внутри башни был когда-то тайник. И даже не один, а два: тайник-колодец и потайной выход из крепости. Только это было очень давно.

Рядом с Троицкой башней стоят друг за другом две невысокие башни. Они похожи друг на друга как сестры. Называются они безымянные (1-я и 2-я).

А сейчас пора в Кремль.

IV . Ивановская площадь .

Представьте, что мы входим в Кремль через Троицкие ворота Троицкой башни. Пред нами Ивановская площадь. А теперь представьте, что мы оказались много лет назад, когда не было ни телевизоров, ни радио, даже газет.

Как узнать, что делается в белом свете? Вот и толпится с утра народ на Ивановской площади, шумит. Выходит бородатый глашатая и вынимает из рукава грамоту (большой лист), и кричит, что было сил: "Слушай народ…". Замолкал народ, а глашатай вещал о всяких делах во всю Ивановскую, выкрикивал Указы и сообщения.

С того времени и пошло выражение: "Кричать во всю ивановскую". Так говорят человеку, который слишком громко кричит.

V . .

Знаете ли вы, что такое колокольня? (Башня с колоколами).

Прозвали колокольню Иван Великий. "Великим" нарекли за невиданную высоту.

В старину с высоты колокольни хорошо был виден весь город и его окрестности. На самом верху сидел караульщик и зорко смотрел в даль: не покажутся ли за рекой враги. Заметив опасность ударял воин в колокола: наполнялась Москва колокольным звоном (прослушать запись). Наглухо закрывала стража ворота Кремля, а на площадь к Ивану Великому спешил народ. Каждый хотел знать, что произошло, хотел помочь справиться с бедой. Иван Великий спасал от врагов не только Кремль, но и всю Москву. И служил не только сторожевой , но и пожарной башней.

Да и в праздники разносился гул колоколов, но не тревожный, а радостный.

VI . Царь-колокол .

Колокола для колокольни Ивана Великого отливали колокольных дел мастера. И жили в старину мастера Иван и Михаил. И решили они как-то: "Отольем для Ивана Великого такой колокол, какого с начала мира не было…". Отливали колокол в Кремле на Ивановской площади. Соорудили литейную яму, глубокую. отлили бронзовый колокол, какого еще никогда не было. Удивительно большой колокол украшал орнамент: фигуры людей и животных.

Неожиданно для всех случилась беда – в Москве разразился страшнейший пожар, охвативший почти весь Кремль. Загорелась деревянная стойка над литейной ямой. Во время тушения пожара колокол дал несколько трещин, и от него отвалился огромный кусок. И не сбылась мечта.

VII . Царь-пушка .

Недалеко от Царь-колокола стоит Царь-пушка. Больше ее нет во всем мире. Отлита она давным-давно русскими мастерами-пушкарями. Пушка бронзовая, ствол ее крашен орнаментом. Она должна была защищать Кремль, но так ни разу и не выстрелила.

VIII . Красная площадь .

Она расположена у стен Кремля.

Как вы думаете, почему площадь называется Красной?

Когда-то, очень давно, на Руси словом "красный" не только цвет. "Красный" означало также красивый, а еще главный, славный, а также самый дорогой, почетный. Главный вход в терем назывался красным крыльцом. Самое почетное место в доме – красный угол.

В терем с красного крыльца

Красно девица вошла.

Красна девица вошла,

Красный угол прибрала.

Красный угол прибрала,

Да на стол собрала.

Не красно изба углами,

А красно пирогами.