Виды повинностей временно-обязанных крестьян. Крестьянские повинности и цены

Жизнь простых малоимущих крестьян полностью зависела от двух факторов: господина и матушки-природы. Феодал обкладывал налогами (феодальными повинностями), а природа со своей стороны тоже иногда не жаловала: засухи, слишком морозные зимы или дождливые лета сводили на нет все попытки крестьянина выбраться из нищеты и прозябания.

Лишь самые трудолюбивые и настойчивые добивались своего и могли улучшить свое положение.

Что такое феодальная повинность?

Повинности крестьян заключались в соблюдении нескольких пунктов договора, при заключении которого феодал обязывался предоставить крестьянину и его семье землю для проживания и засева поля, а также защищать его землю и поместье от нападений врагов. При этом такой вид соглашения не был рабовладельческим: в любой момент семья крестьянина могла перейти к другому феодалу в услужение, но земли, которые ему выделялись, конечно же, отбирали.

В средневековой истории феодальных повинностей было несколько:

  • Барщина.
  • Денежный оброк в пользу феодала.
  • Церковная десятина.
  • Другие условия местного характера.

Барщина

Эта феодальная повинность заключалась в принудительной обязанности работать на поле господина 2-3 дня в неделю. Посев и жатва зерновых, покос сена, строительство и ремонт зданий, уход за скотом и многие другие виды работ были тяжелым ярмом на шее крестьянина.

Феодал часто нарушал условия барщины и задерживал на своих работах подневольных людей: пока они гнули спину на господина, на их полях обсыпался хлебный колос, сохли овощи и портилось нескошенное сено. Барщина являлась самой тяжелой и невыгодной оплатой за принадлежность к землям феодала, а учитывая то, что условия договора постоянно нарушались, это рождало смуты и недовольства.

Церковная десятина

Эта феодальная повинность была самой гнетущей: от нее невозможно было избавиться выкупом или снизить процент выплаты, каждая семья обязана была выплачивать церкви десять процентов своей прибыли со всех видов деятельности. Неудивительно, что церковные деятели средневековья утопали в роскоши.

Оброк

Материальная плата своему господину была еще одной феодальной повинностью за право пользоваться его землей и защитой. Оброк был нескольких видов:

Денежный: определенная сумма денег ежегодно выплачивалась в казну местного господина. Деньги крестьяне получали от продажи своих товаров на ярмарках, которые устраивались раз в несколько месяцев. Также ремесленники получали оплату за свои труды, которой и платили оброк господину.

Продуктовый: оплата проводилась продуктами животноводства и птицеводства - мясо, яйца, молоко и изготавливаемые сыры, мед и вино, овощи и фрукты. Часто за неимением большего выплачивали зерном из собранного урожая.

Различные смешанные формы оплаты: живностью, предметами ремесла - тканью, пряжей и посудой, добытыми шкурками пушных животных или выделанной кожей

После выплаты всех налогов и обязательств у простого крестьянина оставалось совсем мало для своих нужд, но при этом каждый старался работать как можно лучше и качественнее, поэтому у ответственных семей медленно, но стабильно шло улучшение материального положения, и некоторым даже удавалось выкупить землю и освободить себя от основных повинностей.

Некоторые виды других обязательств

Были и другие повинности, которые были не менее тяжелыми:

  • Право первой ночи - самое оскорбительное обязательство, которое сохранялось вплоть до времен Наполеона Бонапарта. В отдельных случаях была возможность откупиться от этого права довольно большой суммой денег. В отдельных областях практиковалось «разрешение на брак», по которому требовалось получить от господина (иногда за плату) разрешение жениться на определенной женщине.
  • Право мертвой руки - если умирал глава семейства, на которого была оформлена земля, она возвращалась феодалу. Но часто использовались выплаты оброка, если семья после потери главного кормильца могла продолжать ее обрабатывать
  • Воинская повинность - в военное время мужчина в подневольной семье обязан был вставать на защиту страны, местной области или идти в крестовый поход.

В разных странах и в разные времена феодальные повинности были обусловлены местными обычаями, верованиями и условиями жизни: где-то они были более лояльны, в других местах, наоборот, граничили с рабством, нарушая все права человека, что впоследствии вызвало бунты, революции и отмену феодального права.

краткое содержание других презентаций

«Мануфактуры 17 века в России» - Широкий сбыт. Специализация промыслов. Крепостное хозяйство. Крепостная и вольнонаёмная мануфактура. Посадское население. Краткая характеристика экономического строя крепостной России. Типы и виды мануфактур. Крупное производство. Мануфактуры, использовавшие труд приписных крестьян. Государственная промышленность. Мануфактура. Голландец Андрей Виниус. Экономика феодальной России.

«Быт России в 17 веке» - Семья купца. Сословный быт 17 века. Девичник. Рябушкин. Быт и обычаи крестьян. Быт горожан. Сцена из жизни русских царей. Престольная палата. Купеческий дом. Крестьянская изба. Быт дворян. Домашний быт русских царей. Поэт. Царские хоромы. Свадебный поезд.

«Культура и быт 17 века» - Задание на урок. Развитие науки. Новый стиль. Выпуск книг. Жанры в русской литературе. Образование. Архитектура. Живопись. Деревянная архитектура. Масляные краски. Культура и быт 17 века. История Отечества.

«Сословия России в 17 веке» - Соборное уложение. Крестьянство. Иерархия российских сословий. Городское население. Белые слободы. Основные сословия российского общества в XVII веке. Сословный строй российского общества. Купцы. Черное духовенство. Боярство. Общество. Дворяне. Посадские люди. Духовенство. Бояре. Дворянство. Повинности крестьян. Соборное уложение 1649 г. Феодалы. Суд о крестьянах. Владельческие крестьяне. Посадские ремесленники.

«Русская культура 16-17 века» - Театр. Образование и книгопечатание. История о великом князе Московском. Художественное шитье золотом. Живопись. Общественно-политеческая мысль. Портрет царя Алексея Михайловича. Архитектура. Сближение культового и гражданского каменного зодчества. Московский Кремль. Фрески Дионисия. Появление книгопечатания было неизбежно. Свадьба в Кане. Иван Федоров. Первые парсуны. Символ объединения русских земель.

«Русский быт 17 века» - Быт крестьян и горожан. Девушке строго полагалось блюсти свою честь. Одежда мужчин и женщин была нательная рубашка – сорочка. Окна затягивались бычьими пузырями. Разводов церковный брак не признавал. Обычным напитком был хлебный квас. Пища русских людей. Одежда крестьян и горожан. В обычную одежду женщин входили сарафан, юбка, душегрея. Глава семьи – мужчина. Вступать в брак дозволялось не более трех раз.

Крестьянские повинности.

Аграрная реформа предусматривала единые повинности для крестьян. Главными из них были барщина (панщина) и чинш. Дополнительной повинностью считались сгоны - срочные сельскохозяйственные работы, связанные с жатвой, сенокосом, вспахиванием почвы. На их выполнение выходили все члены семьи. В доме, чтобы уберечься от пожара, оставляли одного нетрудоспособного человека. Гвалты отличались от сгонов тем, что были обусловлены чрезвычайными обстоятельствами - например, пожаром, наводнением. Дополнительной повинностью считался продуктовый оброк - дякло.

Те крестьяне, которые за пользование землей выполняли барщину, назывались тяглыми. С одной волоки они должны были отрабатывать два дня в неделю барщины, четыре дня в год сгонов, платить 21 грош чинша, давать дякло в следующем размере: две бочки овса, один воз сена, один гусь, две курицы, 20 яиц. Крестьяне, платившие за пользование землей чинш, назывались осадными (чиншевыми). Размер основных повинностей осадных крестьян с одной волоки хорошей земли составлял 106 грошей, а с волоки очень плохой земли - 66 грошей. Кроме того они выполняли 12 дней сгонов в год, поставляли дякло в том же размере, что и тяглые дворы.

Третью группу крестьян составляли крестьяне-слуги. Они подразделялись на военных крестьян (бояре панцирные, путные бояре, служки), сельскую администрацию (войты, тиуны), прислугу (повара, пивовары и др.), промысловиков (осочники, бобровники, конюхи, рыболовы и др.), деревенских ремесленников (кузнецы, плотники, гончары и др.). Их повинности не были строго оговорены. Например, бояре панцирные за бесплатное пользование землей должны были во время войны «иметь хорошего коня казацкого, пику, пару пистолетов... и мушкет на поясе». Путные бояре с 1557 г. ставили на войну одного коня с двух волок. Но постепенно их обязанностями стали курьерская служба и выплата чинша.

После аграрной реформы челядь невольная была переведена в разряд крестьян-огородников. Они получили небольшие наделы земли. За пользование ею огородники должны были отрабатывать один день барщины в неделю в фольварке.

“Положения” 19 февраля 1861 г. устанавливали ряд основных принципов ликвидации повинностей и наделения крестьян землей. “Общее положение о крестьянах, вышедших из крестьянской зависимости” исходило из признания права собственности помещиков на все земли, но устанавливало обязательное падение крестьян усадебной и полевой землей (за исключением тех, кто не имел земли до реформы) сначала за повинности, а потом за выкуп. Преимущество отдавалось “полюбовному” соглашению между крестьянами и помещиками, и при этом условия могли быть самые различные. Если такого соглашения не достигалось, то в действия вступали жесткие нормы, определяемые “местными положениями”. В основе реформы лежал принцип постепенности -любимый конек консерваторов всех времен. Постепенно -за два года -должны были быть составлены уставные грамоты, определявшие конкретные условия освобождения крестьян. За тем крестьяне переводились на положение “временно обязанных” до момента перехода на выкуп. Потом еще следовал период в 49 лет выплаты выкупных платежей (вернее, ссуды государства), после которого земельные наделы должны были стать полной собственностью крестьян.

Размеры наделов определялись местными положениями, которых было четыре. Одно было для 29 великорусских, новороссийских и белорусских губерний с общинной формой землепользования. Второе -для трех малороссийских (левобережных) губерний с подворным землепользованием. Особое местное положение было для Правобережной Украины и четвертое - для Западной Белоруссии и Литвы. По двум последним положениям крестьяне получили все земли, которые у них были до реформы. Это было сделано по политическим соображениям, так как крестьяне там были украинцы и белорусы, а помещики в основном были поляки- католики. После восстания 1863 г. крестьяне этих губерний были сразу переведены на выкуп и их наделы несколько увеличились (до прежних норм инвентарных описей).

Местные положения еще делили губернии на три полосы (черноземная, нечерноземная и степная), а внутри полос выделялись местности и для них устанавливались нормы наделов. В степной полосе был введен единый уставной надел на душу мужского пола (он колебался по разным местностям от шести до двенадцати десятков). В остальных полосах в каждой местности были определены высшая и низшая норма наделов. При этом высший надел был в три раза больше низшего. Закон исходил из того, что крестьянам отводится тот фактический надел, которым они пользовались до реформы. В этом случае, если этот надел был больше высшей нормы, помещик имел право отрезать “излишек “ до этой нормы. Если же фактический надел был меньше низшей нормы, помещик был обязан прирезать земли

излишек до этой нормы.

Помещики установили нормы в таком размере, чтобы можно было отрезать в свою пользу часть земель крестьян. В Редакционные комиссии помещики подали заниженные данные о размерах действительных наделов крестьян, и поэтому даже после некоторого увеличения высших норм этими комиссиями в большинстве губерний все равно земли крестьян были сокращены. Земля отрезалась и по дополнительным правилам: помещик мог прирезать себе земли до 1/3 бывшего своего имения (в степной полосе до 1/2) даже в том случае, если у крестьян наделы не превышали высшей нормы.

По официальным данным размеры отрезков в пользу помещиков в 27 губерниях в целом составили 13% бывших до реформенных крестьянских наделов. Исследования советскими историками документов архивов (уставных грамот) показало, что в действительности у крестьян отрезали около 20% их угодий, а по отдельным губерниям до 30% . Помещикам было предоставлено право самим определять какие земли отвести крестьянам, а какие оставить себе. Помещики отрезали себе лучшие земли, а так же брали в отрезки такие участки что бы крестьяне вынуждены были их арендовать по дорогой цене. На пример, забирали себе, все выгоны и водопои, без которых крестьяне не могли обойтись, а чаще вклинивали отрезки в середину крестьянских полевых земель. По воспоминаниям одного из статистиков, в деревне Хомуты Орловской губернии земли крестьян были в пяти участках, а проехать к ним можно было только через земли помещика. Таким образом, помещики получили возможность кабальной эксплуатации крестьян.

В итоге проведения реформы 10 млн. душ мужского пола бывших помещичьих крестьян получили около 34 млн. дес. земли или 3,4 дес. на душу. По подсчетам либеральных экономистов для, прожиточного минимума надо было иметь в черноземной полосе не менее 5,5 дес. на душу, а в остальных местностях 6-8 дес. Наделы были неравномерными. Почти 5 часть крестьян получила до 2 дес., 28% от 2 до 3 дес., 26% от3 до 4 и 27% свыше 4 дес. Наименее обеспеченными оказались крестьяне черноземной полосы, наиболее- северных и степных губерний.

Наделение крестьян землей было продиктовано двумя причинами. Царизм беспокоился о том чтобы крестьяне продолжали платить подати, чего они без земли выполнить не могли. Кроме того, помещики боялись потерять рабочие руки, так как без земельные крестьяне стали бы разбредаться по городам и уходить на многоземельные окраины. Учет интересов крестьян требовал значительного увеличения дореформенных наделов крестьян, что можно было сделать за счет помещичьих латифундий и организации расселения крестьян на окраины. Но победили помещики. За основу наделов были взяты дореформенные, явно недостаточные нормы, но при этом крестьян ограбили, отняв у них жизненно важные “отрезки”. При переходе на выкуп бывшие помещичьи крестьяне получали наименование крестьян собственников, но на самом деле полной собственности на землю они, в отличие от помещиков не получали. Юридическим собственником считалась община, но и она не имела права продажи наделов. При подворном землевладении крестьяне тоже не могли продавать свои участки. Была создана новая форма землевладения “надельная”.

Часть крестьян (461тыс.) получила четвертные, или дарственные, наделы, в среднем по 1,1 дес. на душу. Половина их приходилась нижневолжский район, а четверть - на северо-черноземный. Совсем не получили земли 724 тыс. дворовых и 137 тыс. крестьян мелкопоместных дворян. Они освобождались через два года бесплатно, но без клочка земли.

До перехода на выкуп крестьяне должны были выполнить в пользу помещика временной повинности в виде денежного оброка или барщины. Период перехода от повинностей на выкуп не был твердо установлен положением, ион растянулся с1863 до 1883 г. (закон 1881г. установил обязательность перехода на выкуп для всех помещичьих имений). К 19 февраля 1870 г. в Европейской России перешло на выкуп 55% крестьян, не считая западных губерний, где все крестьяне сразу были переведены в категорию крестьян собственников. К 1881г. на положении временно-обязанных оставалось 15% бывших помещичьих крестьян внутренних губерний.

Временные повинности по существу были теми же феодальными барщиной и оброком разница была в следующем: размеры их определялись местными положениями, отменялись мелкие повинности (натуральные платы птицей, ягодами, грибами и прочим, добавочные сгонные работы и наряды), основной повинностью признавался оброк (крестьян нельзя было без их согласия переводить на барщину если они ранее платили оброк, а через два года они могли перейти с барщины на оброк бес согласия помещика). Барщина ограничивалась 40 мужскими и 30 женскими днями с тягла в год, при этом 3/5 отрабатывалось в летнее полугодие, остальное- в зимнее. Крестьяне работали на барщине не производительно, помещики не имели уже над ними такой власти. Поэтому удельный вес барщинных крестьян за первые два года сократился в двое (с 71 до 35%) и далее сокращение продолжалось.

Большое значение имел принцип определения величины оброка, от которой зависел и размер выкупа. Правительство и сам царь неоднократно подчеркивали, что они не допустят даже обсуждения вопроса о выкупе личной зависимости крестьян, что предлагалось правыми помещиками. Но в среде новой бюрократии был найден обход этого принципа: поставить размер оброка в зависимость не от доходности земли, а от дохода крестьян в данной местности. По местным положениям самый высокий оброк был установлен около Петербурга -12руб. С полного надела, затем в нечерноземных губерниях (Московской, Ярославской, части Владимирской и Нижегородской) - 10руб. В черноземных и степных губерниях оброк устанавливался в размере 9 руб. Следовательно, оброк был ниже там, где земля ценилась выше. Это произошло потому, что нормы оброка примерно приравнивали к размеру дореформенного оброка, а он был выше в нечерноземных губерниях, около столиц, где можно было больше заработать. А в черноземных губерниях основной доход был от земли и оброк был ниже. Здесь помещики компенсировались отрезками и возможностью получать с них доход. Назначение оброка по его дореформенным размерам имело целью сохранение для помещика того дохода, который давал крестьянин, а не компенсацию за земли.

Ловким мошенничеством было введение так называемой градации оброка и барщины. Этот принцип вступал в силу только при получении крестьянами не полного надела. На пример, при получении половины высшего надела, казалось бы, крестьянин должен платить половину оброка. Но градация заключалась в неравномерном распределении оброка (как и барщины) между десятинами надела. В нечерноземной полосе за первую полученную десятину взималось 50% оброка, за вторую 25%, на остальные раскладывалась поровну оставшаяся часть оброка. В Ярославской губернии с высшего надела в четыре десятка оброк был установлен в 10 руб. Если крестьянам доставалось по два десятка, то они платили за первую десятину 5 руб., как было бы без введения градации. Установление градации было выгодно большинству помещиков, так как основная масса крестьян получила наделы меньше высшей нормы. Особую выгоду от этого получили в связи с тем, что выкуп, как увидим далее, прямо зависел от фактической величины пореформенного оброка. В наиболее тяжелом положении оказались крестьяне черноземной полосы, где землю отрезали сверх высшей нормы.

Оставалось не так уж и много. На земле работали преимущественно зависимые люди. Понятное дело, что среди них были потомки римских рабов. Но каким образом германские крестьяне утратили свободу?

Известно, что во времена ранних варварских королевств в германских племенах существовал обычай давать хлеб и все необходимое тем родственникам, которые шли на войну. Так начали зарождаться налоги и другие повинности (то есть принудительные обязательства) крестьян в пользу воинов – членов рода.

Когда возникали войны между племенами, крестьяне искали защиту у какого-то могущественного соседа или монастыря. В обмен на защиту от грабителей и чужеземных захватчиков крестьянин должен был отказаться от права на владение землей, то есть тем самым признавал себя зависимым. Крестьянин чувствовал себя в безопасности на территории, подвластной сильному человеку, а в средние века таким был тот человек, который имел много земли.

Зависимым ставал и тот Крестьянин , который не имел собственного надела, а получил его, к примеру, от воина, которому король за службу дал большой земельный надел. До зависимости крестьянина доводили так же его долги, а нередко даже откровенное насилие со стороны богатого соседа.

До начала 11 ст. крестьяне в европейских странах утратили почти всю пригодную для обработки землю. Она перешла во владение королей, графов, рыцарей , а так же церквей и монастырей. Крестьяне только пользовались землей, за что должны были выполнять различные повинности, размер и количество которых регулировалось обычаем. В повинность в пользу землевладельца могла входить и работа на его поле (от нескольких дней в год до нескольких дней в неделю), продуктовый (натуральный) или денежный налог, а так же обязанность молоть зерно на мельнице господина за определенную им плату, выпекать для него хлеб и т.д. Крестьяне были обязаны выполнять “общественные работы” (ремонтировать мосты и гребли, предоставлять в случае надобности свои повозки), а в случае конфликтов между ними и соседями судил их сам господин.

Уровень зависимости Крестьян был неодинаков. Одни только давали своим хозяевам небольшой натуральный налог, другим приходилось работать на них почти половину лета. Крестьян, которые выполняли много повинностей, во Франции называли сервами, в Англии – виланами.

Но ни сервов, ни виланов нельзя было назвать крепостными. Крепостничество как полная форма крестьянской зависимости распространилась в Восточной Германии, Польше, Австрии только в 18 ст. Английского вилана или Французского серва нельзя так же сравнивать с крепостным крестьянином Российской империи 18-19 ст. Ни вилана, ни серва нельзя было без последствий казнить, продать или обменять без земли или отдельно от семьи; не разрешалось даже лишить его земли, если он исполнял все повинности. Взаимоотношения между крестьянином и господином регулировались не желаниями господина , а давно установленными обычаями. В некоторых странах в случае их нарушения со стороны господина крестьянин мог обратиться в суд и требовать возмещения ущерба.

Долгое время зависимость крестьян не была очень тяжелой: землевладелец забирал у крестьянина столько продуктов, сколько нужно было для его семьи и дворовой челяди. Больше он не вымогал, поскольку это не имело смысла. Ведь люди еще не умели сохранять долго продукты питания, да и торговли практически не было. В 13-14 ст., когда набрала оборотов торговля, повинности крестьян значительно выросли.

Чрезмерные требования землевладельцев вызвали сопротивление со стороны крестьян . Оно считалось вполне справедливым, поскольку нарушал нормы обычаев, своеобразная договоренность между крестьянами и владельцами земли, установленная очень долгое время назад. Крестьяне убегали от своих господинов, уничтожали их поместья, иногда убивали. Ясли жить становилось тяжело всем крестьянам, то можно было ждать и крестьянского бунта, восстания. В таких случаях восстания либо придушивались со всей жестокостью, либо владельцу приходилось идти на некоторые уступки. Тогда устанавливался такой объем повинностей, который не разрушал крестьянское хозяйство и устраивал землевладельца.