Воспитание и гармоничное развитие условия. Гармоничная личность: понятие, определение, способы формирования и правила воспитания

Баланс между внутренним и внешним – мир с самим собой – стремление каждого человека. Именно эти качества соответствуют определению «гармоничная личность», а также понятию «конгруэнтность».

Понятия «гармоничная личность» и «гармоничное развитие» не синонимичны. Личность, нашедшая гармонию, баланс, – это не обязательно гармонично развитая личность.

Второе понятие в каждой культуре и эпохе наполнено своим смыслом, но в общем можно сказать, что оно соответствует физической, нравственной, эстетической и интеллектуальной развитости индивида. Очевидно, что не каждый человек, обретший баланс, развит во всем одинаково. Создание условий гармоничного развития – цель воспитания.

История и значение

«Гармоничными» называют процессы или объекты, находящиеся в соответствии, согласии, создающие приятный эффект. Сам термин «гармония», происходящий от древнегреческих корней и имеющий дословный перевод «связь», «согласованность», сначала употреблялся только в музыке, а затем стал использоваться и в переносном значении – упорядоченности, согласованности в отношениях между любыми объектами.

Что такое гармония в жизни, как она проявляется в общении и в людях? В общем смысле, это согласованность внутреннего и внешнего. Гармоничная личность отличается равновесием в действиях и мыслях, их непротиворечивостью.

Обретение внутренней гармонии – процесс, сопряженный с раскрытием себя, с формированием особого взгляда на мир и людей. Следуя за А. Н. Леонтьевым, стоит признать существование противоречий, внутренней борьбы и у личностей, которых можно охарактеризовать как гармоничных, хотя здесь следует ремарка. А. Н. Леонтьев выделил два понятия:

  • Гармоническая личность.
  • Трагическая личность.

У гармонической личности случаются и моменты противоречивости, борьбы, однако они не захватывают её полностью, не перетягивают акцент на себя. Между тем у трагической личности внутренняя борьба становится единственным компонентом, определяющим все поведение человека.

Гармонический склад обычно формируется еще в детстве, когда ребенок не испытывает сильных стрессов. Психологическая травма ведет к дисгармонии и нарушениям в будущем.

Условия и пути

Гармоничное развитие – оптимальный путь не только для обретения гармонии, но и для раскрытия своего потенциала в полной мере. Но в каких условиях происходит формирование гармонично развитой личности, сложно ответить однозначно.

Для гармоничного развития необходимо обогащение разума и чувства, формирование . Воспитание гармонично развитой личности не должно зацикливаться ни на одной способности индивида, а скорее, охватывать весь его внутренний мир.

Во-первых, у человека уже должна быть сформирована способность к самоконтролю. Иначе он просто не сможет соотносить социальные требования со своими желаниями. Эта способность развивается через подкрепляющие действия (похвалу, награды) значимых взрослых. Подчинение внешним требованиям, умение смирить свои сиюминутные желания – необходимое условие развития.

Относительно самоконтроля можно привести результаты исследований Мишела, а именно известные маршмеллоу-тесты, которые в некотором роде позволили продвинуться в нашем понимании успеха и его критериев. Суть эксперимента заключалась в следующем: ребенка оставляли одного в комнате вместе с зефиркой или конфетой, попросив не есть её определенное количество времени за награду – удвоенную порцию сладости.

Исследователи наблюдали за тем, как ребенок справляется со своим желанием и как долго он способен держаться. В результате тестов те дети, что справлялись с ожиданием, вырастая, имели лучшее качество жизни.

Во-вторых, гармонично развитая личность не может сформироваться без обогащенной среды. Стимулирующим фактором для активности мыслей и чувств выступает разнообразие.

В-третьих, важна самостоятельность и осмысленность. Чем больше вызовов решает человек сам, тем быстрее он развивается и с большей увлеченностью устанавливает связи с миром. В этом случае у него формируется убежденность в том, что он сам несет ответственность за свою судьбу.

Мир в уме

Ответить на вопрос, как стать гармоничной личностью, уже будучи взрослым, – и просто, и сложно одновременно. Единого рецепта нет, это индивидуальный путь каждого человека, но для обретения гармонии необходимо пять вещей:

1. Быть самим собой.

Большинство людей запирается в нормы, правила и догмы, никогда не показывая свои настоящие переживания и мысли даже самим себе. К чему же это ведет? Человек не представляет сам, какие у него желания, а значит, и исполнить их не может. Следует отказаться от навязанных стереотипов, от следования тому, что не соответствует истинным устремлениям.

2. Научиться легко относиться к изменениям.

Мы все планируем. Без плана невозможно поставить цель и идти к ней. Секрет гармоничных людей в том, что они не делают катастрофы из-за ошибок и препятствий. Мир не может работать так, как мы хотим, но в нашей власти извлечь пользу из событий мира, какими бы бесполезными и негативными они ни казались на первый взгляд.

3. Отпускать плохое.

То, что уже произошло, не должно беспокоить, главное – извлечь уроки. Прошлого не переменишь, а вот настоящее – в наших руках. То, что будет, не может быть однозначно плохим, так как исход заранее не известен никому. А относительно того, что есть, имеет смысл пользоваться известной формулой буддистов (мастеров в достижении гармонии):

«Проблема имеет решение? – Решайте. — Проблема решения не имеет? — Это не проблема, это факт, который можно только принять и жить с ним».

4. Находить в каждом моменте уникальное.

Все существование может быть описано через циклы: солнце встает и садится, человек рождается и умирает, идет на работу и возвращается, зима сменяет осень, а её прогоняет весна – и так бессчетное количество раз. Очень легко закружиться в водовороте обыденности и начать воспринимать мир серым, безжизненным механизмом, но это лишает человека возможности достичь счастья и гармонии.

В каждом моменте жизни есть как привычное, стандартное, так и новое, отличное от прежнего опыта. Именно это отличное и нужно искать. Мы можем радоваться и развиваться, когда воспринимаем окружающий мир максимально открыто и увлеченно. И это достижимо, если сделать маленькое усилие, чтобы видеть реальность как будто в первый раз, усматривая те самые уникальные черточки происходящего.

5. Смеяться.

Смех уменьшает количество стрессовых гормонов и разряжает обстановку. Радость, восторг и удовольствие, которые часто сопряжены со смехом, делают человека открытым миру и привлекательным. А в 2014 году исследователи доказали, что смехотерапия снижает уровень тревоги, положительно сказывается на общем состоянии здоровья и помогает в борьбе с бессонницей.

Замечательна техника работы над собой для приближения к античному образцу гармоничного человека, обладающего благородством и совершенством. Её суть можно свести к трем основным практикам, которым следует уделять время каждому человеку:

  • Самоограничения, которые позволяют обрести власть над своими страстями.
  • Анализ своих поступков и дел, их тщательный разбор, что приближает к раскрытию своих желаний, росту ответственности и осознанию вклада, который человек вносит в мир.
  • Рефлексия – анализ собственных мыслей.

Жить в согласии с собой, уравновешивая противоборствующие в нас силы, становиться лучше каждый день – вот идеал античности, который затем перешел в Средневековье, Возрождение и Новое время. Именно этот идеал – максимального развития личности – лег в основу многих течений в психологии и педагогике.

Мыслители прошлого положили начало гуманистической модели, преобладающей теперь во всех развитых странах. Гармоничное развитие личности, включающее обретение внутренней свободы, стремление к самосовершенствованию и самореализации, является тем состоянием, к которому стоит стремиться для наиболее полной и счастливой жизни. Автор: Екатерина Волкова

Вырастить ребенка непростая задача. А воспитать гармоничную личность — главная цель многих мам и пап. Вот только четкого рецепта для этого нет. Каждый ребенок это личность и требует индивидуального подхода к воспитанию.

В последние десятилетие, все больше родителей задумываются об интеллектуальном развитие своих детей. Популярность различных методик раннего развития растет. Все чаще малыши в 2-3 года умеют читать и считать, чуть старше свободно пользоваться смартфоном или планшетом, говорить на 2-х языках. Занимаясь интеллектуальным развитием не стоит забывать и о духовном. Походы в театры, на выставки и просто семейные прогулки в парке окажут не меньшее воспитательное действие на ребенка.

Личность определяется различными качествами, мыслями, эмоциями, чувствами и убеждениями. Не стоит пренебрегать ни одной из этих составляющих. Развитие интеллекта — это самое простое, достаточно следовать определенной методике, а вот воспитание гармоничной личности — сложный процесс.

Порой мы сами, взрослые, не гармоничны. Мы часто нервничаем и переживает, жалуемся и раздражаемся. Поэтому гармоничное развитие ребенка нужно начинать с себя. Влияние родителей на детей является одним из самых мощных. То как общаются в семье, а так же члены семьи с окружающими, определяет каким будет социальное взаимодействие ребенка во взрослой жизни. Дети бессознательно копируют близких им взрослых.

Мама это самый близкий человек для ребенка. Именно ей предстоит научить ребенка понимать свои эмоции. Научить маленького человека определять радость, злость, счастье, тревогу, страх, волнение. Чаще обсуждайте с ребенком свои эмоции, играйте в ролевые игры и скоро малыш начнет понимать свои.

Развить уверенность в себе ребенку поможет уверенное поведение родителей. Взрослые бывают либо слишком строги, либо пытаются излишне контролировать ребенка. Оба этих варианта в поведении родителей неправильны — дети быстро начинают понимать, что они ничего не могут сами, не зачем даже пытаться. У таких родителей вырастают безвольные дети, часто попадающие под плохое влияние.

Для того, что бы развить уверенность в себе, предоставляйте ребенку выбор, когда это возможно. Говорите ему, что вы в него верите и у него все получится, давайте не сложные задания, с которыми он может справиться без вашей помощи. Когда малыш станет уверенней, усложняйте задачу (пусть выбирает уже не из двух, а из трех четырех вещей и т.д.).

Для развития полноценной личности необходима психологическая грамотность. Сейчас существует множество книг про воспитание детей. Но написанное в них необходимо не только знать, но и применять на практике. А так же выбрать одну стратегию и придерживаться её.

Прочитайте книгу . С её помощью вы сможете достичь гармонии в своей жизни, а так же в семье.

Одна из главных задач родителей — объединить и связать все составляющие и добиться гармоничного развития личности. Маленький ребенок следует за нами, он впитывает как губка всю окружающую информацию и копирует наше поведение. По началу мы выбираем книги и мультфильмы для своего ребенка, лепим и рисуем с ним, выбираем секции и кружки. Но очень скоро наступит момент, когда ребенок сможет сам определить, что его больше привлекает и выбрать свой путь. Не мешайте ему в этом. Пусть он достигнет гармонии в своем собственном понимании.

Итак, мы рассмотрели структуру личности, познакомились с эго-состояниями Взрослый, Родитель и Дитя, научились строить эгограмму, отражающую на какие Вашей части личности приходится больше энергии. Как позитивной, так и негативной. Теперь научимся энергизировать и развивать самостоятельно те эго-состояния, которые не развиты, тем самым, гармонизируем структуру своей личности.

Эгограмма Ваших эго-состояний

Допустим, Вы составили эгограмму эго-состояний Вашей личности и у Вас получилась, подобная той, которая изображена на рисунке.

Подобную работу мы недавно проделали совместно с участниками субботней группы по изменению Сценария Жизни. Каждый участник группы составил под руководством 2-х психологов собственную эгограмму.

Мы видим, что в этой структуре личности наибольшее количество энергии приходится на эго-состояния: Контролирующий (Критикующий) Родитель (КР), Адаптивное (Приспосабливающееся) Дитя (АД) и Воспитывающий (Заботливый) Родитель (ВР).

А такие эго-состояния структуры личности, как Свободное (Естественное) Дитя (СД) и Взрослый (В) энергезированны меньше.

Это означает, что в этой структуре личности наиболее развит Родитель, который часто зашумляет Взрослое начало (высокие требования к себе и людям, критика), Дитя подавлено и подчиняется правилам (неуверенность), творческая часть личности (СД).

Конечно, данная эгограмма не учитывает позитивные и негативные аспекты эго-состояний – тогда столбиков гистограммы было бы не 5 а 9. Такую работу я делаю, как правило, совместно с моими клиентами, если в этом есть необходимость.

У участников группы возник закономерный вопрос, как можно изменить структуру личности, не прибегая к глубинным психотерапевтическим техникам, основанным на терапии новых решений.

Развитие и гармонизация структуры личности.

Немалых изменений в жизни можно добиться самостоятельно , сознательно перераспределяя психическую энергию с избыточно развитых эго-состояний на «недоразвитые» части Вашей личности.

Стратегия гармонизации – это стратегия осознанного культивирования ранее игнорируемых эго-состояний, ориентированная на решение проблем.

Развиваем эго-состояния личности

Ниже приведу ряд упражнений, способствующих увеличению позитивной энергии развиваемого эго-состояния.

Включите воображение, чтобы применить их к Вашей личной ситуации.

Контролирующий Родитель

1. Практикуйте конструктивную критику.

Как можно чаще практикуйте «конструктивную критику», тщательно анализируя и оценивая свое собственное поведение и поступки окружающих.

Правила конструктивной критики:

  • всегда быть конкретным;
  • предлагать альтернативные варианты решений проблем и вопросов;
  • указывать на имеющиеся возможности и исследовать их;
  • не претендовать на то, что Вы истина в последней инстанции.

Благодаря этому Вы сможете избежать активизации негативной части своего Контролирующего Родителя, использующего осуждающую критику и реплики наподобие: «Ну я же Вам говорил…» или «Ты все делаешь неправильно…».

2. Устанавливайте границы.

Учитесь четко и сразу расставлять психологические границы для себя во взаимоотношениях с другими людьми: чего Вы НЕ хотите для себя и что для Вас неприемлемо . Тогда Вам не придется играть роль Преследователя и Обвинителя, защищающего свои границы, нападая уже тогда, когда они нарушены.

Воспитывающий Родитель

1. Давайте позитивные поглаживания.

Практикуйтесь в раздаче позитивных поглаживаний (поддержка, похвала) при любой возможности! И делайте это искренне!

2. Учитесь заботиться о других.

Дарите людям как можно больше подарков, уделяя больше времени поиску именно тех гостинцев, которые действительно будут с радостью приняты ими.

Готовьте близким еду и угощения, приглашайте в гости, спрашивайте у них в какой поддержке и заботе они нуждаются, тем самым энергезируя заботливое начало своей личности.

Взрослый

1. Стройте планы.

Напишите свои идеи и планы, прежде чем предпринимать любые действия, что, как правило, является функцией Взрослого. Нередко особенно ощутимый эффект удается получить, записывая свои мысли в перекидной блокнот, специальный Дневник или на доске.

2. Занимайтесь постоянным самообучением.

Приучите себя получать новую информацию и проверять факты – посещайте лекции и семинары, читайте книги и газеты. Регулярно обращайтесь к энциклопедиям и словарям.

Свободное Дитя

1. Развивайте воображение и творчество.

В свободное время мечтайте, фантазируйте и экспериментируйте со «свободными ассоциациями». Почаще шутите и смейтесь над юморными высказываниями людей.

Всякий раз, когда Вы почувствуете усталость, смущение или депрессию, можете дать волю «исподним фантазиям». Рисуйте перед своим взором формы, узоры, цветные пятна и дыры. Представляйте нелепости.

2. Играйте в настольные игры и больше двигайтесь.

Подойдут занятия и игры, которые задействуют Ваше воображение и требуют взаимодествия с другими «детьми». От прогулок на лошадях и настольного тенниса, до «Мафии», «Крокодила», «Угадай кто ты».

Пробуйте и осваивайте новые виды деятельности: танцы, гимнастику, цигун, йогу, пение, рисование и пластику.

Адаптивное Дитя

1. Принимайте заботу окружающих.

Возьмите за правило открыто принимать поглаживания со стороны других людей и благодарить их за это.

Говорите прямо и конкретно о том, чего Вы хотите. Просите о помощи и внимании со стороны близких Вам людей.

2. Ориентируйтесь на свои желания.

Учет желаний и требований других людей – это конечно же хорошо, однако учитесь открыто заявлять о своих «хочу» и «не хочу». Разрешите себе желать.

Научитесь выяснять, что хотят от Вас окружающие, и конструктивно реагируйте на них.

Отвергайте негативные поглаживания и неконструктивную критику.

Наша цель – гармонично развитая структура личности

В комментариях к статье приведите другие примеры развития и энергетизации эго-состояний личности. Давайте наберем банк идей гармонизации личности.

Гармонично развитая личность

Человек, достаточно хорошо адаптированный к конкретным жизненным условиям, в том числе к социуму, а также не имеющий сильно выраженных хронических внутренних конфликтов. Иными словами, гармонично развитая личность это личность с минимумом противоречий.

Понятие «гармонично развитая личность» довольно часто можно было встретить в психолого-педагогической литературе второй половины 20-го века. Оно даже активно использовалось в нормативных документах, регламентирующих образовательную деятельность. Ныне оно применяется не столь часто, что объясняется, в основном, малой его конкретностью. Также можно констатировать, что разные авторы вкладывают в него довольно разный смысл.

Проблема заключается и в том, что поставить психологический диагноз «дисгармонично развитая личность» довольно легко – если выявить сильные противоречия в душевной жизни. Однако обратный диагноз «гармонично развитая личность» поставить значительно сложнее, потому что тот факт, что противоречие не выявлено, не означает, что их вообще нет (все возможные проблемы сложно исключить).

Внутренние конфликты обычно касаются трех сфер:

– направленности (интересы и склонности),

– способности,

– характер.

Противоречия могут быть как между этими сферами, так и внутри них. Поэтому несколько упрощенно концепт «гармонично развитая личность» можно представить следующим образом:

В данном случае зеленый цвет на рисунке обозначает, что противоречий между теми или иными сферами, а также внутри самих этих сфер, нет.

Примеры дисгармонично развитой личности

Описание проблемы Основные противоречия
Человек ведет откровенно делинквентный образ жизни: крадет, хулиганит и т.д. Противоречие между личностью и социумом
У человека слишком много конфликтов на работе. Он очень общительный, но общение слишком часто выливается в открытое противостояние: со скандалом, интригами и прочим. Противоречие между направленностью и характером: склонность к общению и к трудовой деятельности типа "Человек-Человек" накладывается на плохой, мизантропический характер (негативное отношение к окружающим).
Все говорят человеку, что у него выдающиеся способности, он далеко пойдет и т.д. Однако все, за что он берется, кончается ничем. Колебания самооценки, несдержанные обещания и т.д. Противоречие между способностями и характером: высокие способности не реализуются благодаря тому, что человек негативно относится к любому труду – труд ему кажется недостойным занятием.
Человеку очень нравится общаться, но он не умеет: постоянно попадает впросак, выставляет себя в дурацком виде, раскрывает чужие секреты и т.п. Противоречие между направленностью (нравится общение) и способностями (низкая коммуникативная компетенция).
Человек который год занимается врачебной деятельностью (и довольно охотно), но квалификация его весьма низка, часто допускает фатальные ошибки. Противоречие внутри направленности: склонности к медицине не подкрепляются интересами к ней.
Человек испытывает проблемы с общением: он любит окружающим «в глаза резать правду-матку». Каждый раз сильно переживает при этом. Противоречие внутри характера: человек одновременно и любит истину, и боится травмировать окружающих.
Человек сильно переживает из-за того, что не может реализовать свои технические способности по причине слабого здоровья. Противоречие внутри способностей.

Гармонично развитая личность в узком смысле

Пожалуй, наиболее продуктивно на сегодняшний день использовать данное понятие по отношению к эмоциональной направленности личности. Каждый человек в силу своего жизненного опыта и личных особенностей склоняется к тому или иному источнику удовольствия, определяемых инстинктами. Если человек, что называется, зациклен на каком-то одном источнике удовольствия, это и есть дисгармонично развитая личность.

Другими словами, гармонично развитая личность это такая личность, у которой не выражена ни одна аддикция, а если и выражена, то весьма слабо, так, что практически не влияет на адаптивные способности личности.