Возьми на радость мой подарок. Как приготовить и правильно применять спиртовую настойку на мертвых пчелах

03.12.2016 2

Использование нетрадиционных продуктов пчеловодства также весьма популярно, как и привычный мед, прополис и маточное молочко. Ярким примером служит настойка из мертвых пчел на спирту: изготовление, применение и отзывы об этом уникальном лекарстве можно найти в информации нашей статьи. Ее употребляют внутрь и наружно при самых различных заболеваниях, а также для профилактики и укрепления защитных сил организма.

Польза и особенности

Трудолюбивые насекомые отличаются не только завидным усердием при сборе меда, они сами являются прекрасным средством от многих болезней. Хитиновая оболочка, меланин и хитозан - основные составляющие панциря насекомого. Кроме того, после гибели остается знаменитый пчелиный яд и остатки медовых продуктов, употребляемых при жизни.

Все это составляет уникальный баланс питательных веществ, которые и отвечают за лечебный эффект. Именно поэтому в медицине известно много случаев использования подмора - это мертвые пчелы, из которых делается настойка.

Воздействие настойки:

  • укрепляет сердечную мышцу;
  • снижает уровень холестерина;
  • способствует очищению печени, ЖКТ и кровеносных сосудов;
  • стимулирует обменные процессы в организме;
  • запускает регенерационные процессы в организме;
  • снимает воспалительный процесс;
  • очищает организм от токсинов;
  • используется для лечения суставов;
  • облегчает протекание простудных заболеваний;
  • нормализует пищеварительные процессы;
  • способствует укреплению иммунитета.

Такие снадобья полезны не только при употреблении внутрь. В качестве растирок и компрессов можно использовать при многих дерматологических проблемах, для заживления ран, ожогов и трещин на коже, а также уменьшении болевого синдрома в проблемных местах (мышцы, суставы, венозные узлы).

Интересно: можно приготовить лечебную мазь на основе мертвых пчел. Для этого в крем-основу (чаще всего подогретое растительное масло) добавляются измельченные частички сухих насекомых. Это средство способно лечить ожоги, воспалительные процессы и повреждения на коже.

Как приготовить?

Средний срок жизни маленькой труженицы - до сорока дней. Даже после смерти можно использовать сохранившиеся тельца с пользой. В летний сезон пчелы редко умирают в ульях, чаще всего можно заметить их на территории. На земле и на асфальте мертвая пчела при обнаружении не используется, ведь сохранность и чистоту в этом случае сложно контролировать.

Лучше всего запасаться подмором непосредственно в улье, а также установить сетку возле летка, когда пчелы-рабочие очищают домик от мертвых сородичей.

Настойка из мертвых пчел готовится только из чистого, сухого и по возможности не поврежденного «сырья».

Алгоритм приготовления:

  1. Собрать мертвых пчел.
  2. Просеять массу от возможной пыли и мусора.
  3. Подсушить в духовке не выше чем 45 градусов температуры.
  4. Измельчить в кофемолке.
  5. Засыпать в бутыль из непрозрачного стекла.
  6. Залить спиртом, плотно закупорить.

Настаивать лекарство на мертвых пчелах необходимо не менее двух недель, после чего состав готов к употреблению. Пропорции можно определять произвольно, главное, чтобы они не превышали 1 столовую ложку измельченного порошка из пчел на 100 мл водки или спирта.

Во время настаивания сосуд с лекарством необходимо периодически встряхивать. Также важно сохранять температурный режим, не допуская перегрева или переохлаждения, а также сохраняя от прямых солнечных лучей.

Важно: сбор сырья наиболее полезен в летнее время. Для приготовления лекарства не используются насекомые, погибшие в результате заражения вредителями, а также тепловой обработке улья.

Как применять?

Любое лекарство важно использовать только после консультации врача, поэтому и такое средство народной медицины желательно применять по назначению специалиста. Приготовленная на водке или спирту настойка отличается отличными общеукрепляющими свойствами, а также поможет избавиться от многих проблем.

Дозировка и график приема настойки:

В целях профилактики лекарственный состав следует употреблять не меньше двух месяцев. В небольшом количестве воды необходимо растворить капли настойки (количество равно возрасту), которую выпивают натощак.

После рекомендованного курса необходимо сделать перерыв. За это время отмечается повышение сопротивляемости простудным заболеваниям, а также повышение жизненного тонуса, поэтому такое лечение рекомендуется в период сезонных простуд, недомоганий и после болезни как восстановительное средство.

Использование наружно

Приготовление средства для наружного применения чрезвычайно просто. Для этого берется сухой порошок из измельченных пчел, приготовленный по вышеописанной технологии. На каждую чайную ложку смеси необходимо взять по 50 грамм натурального растительного масла. Его надо подогреть, не допуская закипания. В отдельной емкости смешать два компонента, хорошо встряхивая бутыль.

Настаивать смесь надо 7-10 дней, периодически перемешивая. Наносить на пораженные участки тела в теплом виде, используя стерильный марлевый компресс. Очень хорошо такое лекарство помогает при варикозе, дерматитах различной локализации, ранках и ожогах. Единственное предостережение - с осторожностью использовать на лице и коже головы.

Видео: рецепт пчелиного подмора или эликсир молодости и лекарство от рака.

Противопоказания

В связи с высокой концентрацией активных компонентов, применение лекарства из подмора не рекомендуется в детском возрасте, при беременности и лактации, индивидуальной непереносимости продуктов пчеловодства.

Лекарство на спирту из мертвых пчел - отличное средство от многих болезней. Благодаря уникальному составу, такая смесь поможет укрепить иммунитет, снять боли различной локализации и обострения хронических болезней.

О. Э. Мандельштам
«Возьми на радость из моих ладоней»

Возьми на радость из моих ладоней
Немного солнца и немного меда,
Как нам велели пчелы Персефоны.

Не отвязать неприкрепленной лодки,
Не услыхать в меха обутой тени,
Не превозмочь в дремучей жизни страха.

Нам остаются только поцелуи,
Мохнатые, как маленькие пчелы,
Что умирают, вылетев из улья.

Они шуршат в прозрачных дебрях ночи,
Их родина - дремучий лес Тайгета,
Их пища - время, медуница, мята.

Возьми ж на радость дикий мой подарок -
Невзрачное сухое ожерелье
Из мертвых пчел, мед превративших в солнце.

Дата написания: 1920 год

Мандельштам Осип Эмильевич - поэт, прозаик, эссеист.
Осип Эмильевич Мандельштам (1891, Варшава – 1938, Владивосток, пересыльный лагерь), русский поэт, прозаик. Отношения с родителями были весьма отчуждёнными, одиночество, «бездомность» – таким Мандельштам представил своё детство в автобиографической прозе «Шум времени» (1925). Для социального самосознания Мандельштама было важным причисление себя к разночинцам, острое чувство несправедливости, существующей в обществе.
Отношение Мандельштама к советской власти с конца 1920-х гг. колеблется от резкого неприятия и обличения до покаяния перед новой действительностью и прославления И. В. Сталина. Самый известный пример обличения – антисталинское стихотворение «Мы живём, под собою не чуя страны…» (1933) и автобиографическая «Четвёртая проза». Наиболее известная попытка принять власть – стихотворение «Когда б я уголь взял для высшей похвалы…», за которым закрепилось название «». В середине мая 1934 г. Мандельштам был арестован и сослан в город Чердынь на Северном Урале. Его обвиняли в написании и чтении антисоветских стихотворений. С июля 1934 по май 1937 г. жил в Воронеже, где создал цикл стихов «Воронежские тетради», в которых установка на лексическое просторечие и разговорность интонаций сочетается со сложными метафорами и звуковой игрой. Основная тема – история и место в ней человека («Стихи о неизвестном солдате»). В середине мая 1937 г. вернулся в Москву, но ему было запрещено жить в столице. Он жил под Москвой, в Савёлове, где написал свои последние стихи, затем – в Калинине (ныне Тверь). В начале марта 1938 г. Мандельштам был арестован в подмосковном санатории «Саматиха». Спустя месяц ему объявили приговор: 5 лет лагерей за контрреволюционную деятельность. Умер от истощения в пересылочном лагере во Владивостоке.
http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/biografia39.html

ЮРСКИЙ, СЕРГЕЙ ЮРЬЕВИЧ, (р. 1935), актер, режиссер, писатель, поэт, сценарист. Народный артист Российской Федерации.

Пчелы – всем известные с детства насекомые, которые преподносят людям очень много продуктов как в пищевой отрасли, так и в медицинской практике: мед, маточное молочко, прополис, и пчелиный подмор. С самых первых лет нам дают медовые хлопья, при простуде непременно рекомендуют лимон и мед, для рук крема с маточным молочком, мази на основе прополиса, а все это дают нам наши друзья: пчелы. Мертвые пчелы, как бы страшно это ни звучало, тоже являются нашими спутниками в лечении недугов.

Мертвые пчелы

После жизни крылатые насекомые продолжают приносить пользу людям, их тельцах содержатся такие компоненты, как хитин и меланин. Уникальное свойство этих составляющих заключается в том, что они способны купировать воспалительные процессы, стимулировать быстрое заживление ран, защищать от ультрафиолетового излучения, лечить больные почки и глаза и, даже нормализовать работы сердечной мышцы. Таким образом, даже мертвые пчелы являются бесценно полезными созданиями.

В каких формах применяют пчелиный подмор?

Существует много способов применения пчелиного подмора, из которого изготавливают лекарство из мертвых пчел: в виде отваров, в форме настаивания, в приготовленных мазях, а также путем жарки.

Рецепты лекарств из мертвых пчел

Существуют различные рецепты изготовления лекарственных средств из подмора.

Настойка из мертвых пчел

Изготовление настойки

Сначала мертвых насекомых перетирают до однородного состояния. Получившийся порошок заливают половиной литра спирта, можно использовать водку. При приготовлении нужно перемешивать содержимое один раз каждые трое суток. Настаивать положено в течение 3-4 недель. Хранить в темном месте. Пить рекомендуется по одной чайной ложке 1 раз в сутки, предпочтительнее в вечерние часы. Используют при лечении следующих недугов:

  • высокий уровень холестерина;
  • варикозное расширение вен;
  • инфекционно-воспалительные и простудные заболевания верхних дыхательных путей;
  • применяется с целью похудения;
  • сахарный диабет;
  • воспалительные процессы суставов и боли в суставах;
  • лечение слабоумия;
  • дисбактериоз;
  • аденома простаты;
  • половое бессилие;
  • мастит;
  • в косметологии для сокращения морщин и повышения эластичности и упругости кожи.

Изготовление отвара

Для того, чтобы приготовить отвар из пчелиного подмора, его предварительно очищают от лишних примесей (мусора), выбирая только тех насекомых, которые не заплесневели. Потом просушивают в духовом шкафу около 2 часов.

После этого берут примерно 2 столовые ложки помора и заливают чистой холодной водой в объеме около 500 мл. Далее емкость доводят до кипения и кипятят около 10 минут на большом огне, после чего томят примерно 30 минут на медленном огне. Далее отвар процеживают и принимают в виде компрессов для лечения заболеваний суставов, щитовидной железы. Принимать ½ стакана перед едой при гипертензии; ¼ стакана перед едой при сахарном диабете, а также для снижения избыточного веса.

Отвар показан при гипертензии

Пчелиный распар

Широкое применение получил также распар подмора. В этом случае распаренных в достаточно горячей воде погибших пчел (примерно 100-150 грамм) заливают водой при температуре около 80 градусов и выдерживают порядка пятнадцати-двадцати минут.

После этого полученное «лекарство» отжимают, а потом распаренных мертвых пчел прикладывают на место, требующее лечения. Применяют в виде компрессов при мастите, панариции, при варикозе. Накрывают целлофановым пакетом и оставляют на 30 минут.

Жареный подмор

Жареный подмор принято использовать при тех же заболеваниях, что и настойку. Примерно одна большая ложка мертвых пчел расталкивается и жарится в 100 миллилитрах растительного масла. Необходимо применить в течение суток по 1 чайной ложке трижды в день.

Мазь

Мазь широко используется при заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Для ее приготовления необходимо настоять в стакане кипящего растительного масла приготовленный порошок из умерших пчел. Настаивать нужно не менее суток.

Умершие пчелы

Для сгущения можно добавить любой натуральный жир или мед. Наносить в течение 7-10 дней 2 раза в сутки на требуемые участки кожи.

Применение в народной медицине

Умерших пчел принято использовать в народной медицине для лечения целого ряда заболеваний. С целью очищения от шлаков, при злоупотреблении алкоголем, при отравлении, при сердечных заболеваниях и заболеваниях сосудов применяют спиртовую настойку подмора.

Важно! Дозировка зависит от степени тяжести и от возраста больного.

При раке, при аденоме простаты, при половом бессилии обычно применяют отвар из погибших насекомых. Женщины с давних времен применяли пчелиный подмор в качестве чудодейственного средства от лишнего веса в виде отвара или настойки.

Необходимо отметить, что лечение мертвыми пчелами приобретает все большую актуальность и используется для лечения широкого круга заболеваний человека. Главное, правильно приготовить и применить тот или иной «препарат» для лечения конкретного недуга. Пасечникам не нужно выбрасывать умерших насекомых, а сдавать их в соответствующие медицинские пункты или грамотно применять подмор в народной медицине.

О. Э. Мандельштам
«Возьми на радость из моих ладоней»

Возьми на радость из моих ладоней
Немного солнца и немного меда,
Как нам велели пчелы Персефоны.

Не отвязать неприкрепленной лодки,
Не услыхать в меха обутой тени,
Не превозмочь в дремучей жизни страха.

Нам остаются только поцелуи,
Мохнатые, как маленькие пчелы,
Что умирают, вылетев из улья.

Они шуршат в прозрачных дебрях ночи,
Их родина - дремучий лес Тайгета,
Их пища - время, медуница, мята.

Возьми ж на радость дикий мой подарок -
Невзрачное сухое ожерелье
Из мертвых пчел, мед превративших в солнце.

Дата написания: 1920 год

Мандельштам Осип Эмильевич - поэт, прозаик, эссеист.
Осип Эмильевич Мандельштам (1891, Варшава – 1938, Владивосток, пересыльный лагерь), русский поэт, прозаик. Отношения с родителями были весьма отчуждёнными, одиночество, «бездомность» – таким Мандельштам представил своё детство в автобиографической прозе «Шум времени» (1925). Для социального самосознания Мандельштама было важным причисление себя к разночинцам, острое чувство несправедливости, существующей в обществе.
Отношение Мандельштама к советской власти с конца 1920-х гг. колеблется от резкого неприятия и обличения до покаяния перед новой действительностью и прославления И. В. Сталина. Самый известный пример обличения – антисталинское стихотворение «Мы живём, под собою не чуя страны…» (1933) и автобиографическая «Четвёртая проза». Наиболее известная попытка принять власть – стихотворение «Когда б я уголь взял для высшей похвалы…», за которым закрепилось название «». В середине мая 1934 г. Мандельштам был арестован и сослан в город Чердынь на Северном Урале. Его обвиняли в написании и чтении антисоветских стихотворений. С июля 1934 по май 1937 г. жил в Воронеже, где создал цикл стихов «Воронежские тетради», в которых установка на лексическое просторечие и разговорность интонаций сочетается со сложными метафорами и звуковой игрой. Основная тема – история и место в ней человека («Стихи о неизвестном солдате»). В середине мая 1937 г. вернулся в Москву, но ему было запрещено жить в столице. Он жил под Москвой, в Савёлове, где написал свои последние стихи, затем – в Калинине (ныне Тверь). В начале марта 1938 г. Мандельштам был арестован в подмосковном санатории «Саматиха». Спустя месяц ему объявили приговор: 5 лет лагерей за контрреволюционную деятельность. Умер от истощения в пересылочном лагере во Владивостоке.

ЮРСКИЙ, СЕРГЕЙ ЮРЬЕВИЧ, (р. 1935), актер, режиссер, писатель, поэт, сценарист. Народный артист Российской Федерации.

Но П. иногда выступает как орудие бога, способствующего пробуждению (вызыванию) божества плодородия. В хеттском мифе божество плодородия Телепинус исчезает и погибают растения, животные, люди и боги, все застилает облако (пчелиного) роя. Мать богов Ханнаханна посылает на поиски Телепинуса П., которая находит и жалит его. Бог приходит в неистовство. Его гнев умеряет особыми обрядами богиня Камрусепа (букв. "дух пчелиного роя", соответствует хатти Каттах-цифури, "царица богиня"). Когда гнев Телепинуса стихает, облако (пчелиного) роя исчезает.
Свидетельство о связи П. с образом мирового дерева сохранилось и в русской обрядовой традиции ["Вырастало деревце да кипарисовое. Как в этом деревце да три угодьица: по вершине деревца да соловей песни поет, посередьто деревца да пчелы яры (ср. ярость Телепинуса и связь с П. Ярилы) гнезда вьют"].

Личная эмблема Наполеона Бонапарта - Наполеон, как мы помним, доказывал свое родство с Меровингами. - D.W.

Согласно скандинавскому мифу, живительным священным медом пропитано древо Иггдрасиль. В ряде традиций существует связь П. с дубом, выступающим и как мировое дерево, и как дерево громовержца. Ср. басню Федра (II 13) о пчелиных сотах на высоком дубу или гимн Каллимаха к Артемиде, связанной с П., где говорится о выстреле в улей и затем в дуб (выстрел или громкий звук связывается с обузданием дикого роя П.).

В русской традиции устойчив мотив появления П. на Руси из заморской стороны: бог посылает Зосиму и Савватия принести "божью работницу" (или Свиридина и Свиридину, т. е. самца и самку П.) на Русь из земли Египетской (из горы, из пещеры в стране идольской или, наоборот, райской); в свою очередь архангел Гавриил поднимает всю "пчелиную силу" и велит ей лететь на Русь. Согласно заговорам, переносу П. на Русь покровительствуют Спас и богородица, находящиеся на камне алатырь. Это подкрепляется наличием на Руси пчелиного праздника - 17 апреля, дня Зосимы, чей образ представляет собой одно из переживаний языческой эпохи с ее культом пчелиного бога, подлинное имя которого было утрачено (зосимою назывался улей с иконой Зосимы и Савватия, соловецких угодников). В качестве литовского эквивалента Зосимы выступает Бубилас. В ряде русских текстов (песен, заговоров) с П. связываются Егорий и Илья (которые так или иначе являются трансформациями громовержца), а также огонь и вода, стихии-орудия громовержца.

Святые угодники Зосима и Савватий - покровители пчёл и пчеловодов.

Подобная связь П. (с громовержцем Юпитером) обнаруживается и в римской традиции (Verg. Georg. IV). Ср. потопление первого роя П. в воде, рождение П. из воды, от водяного (ср. историю аркадского пастуха Аристея, сына водяной нимфы Кирены и внука реки Пенея или - по другой версии - Урана и Геи, отождествлявшегося с Зевсом или Аполлоном и ведавшего охраной П.), жертвоприношение П. водяному и т. п. (ср. П., носящих Деметре чистую воду из святого источника), мотив зажигания П. монастыря с последующим заливанием пожара (ср. представление румын о том, что пожар, возникший от молнии Ильи, можно потушить только водой, смешанной с медом, или самим медом, освященным в Ильин день).

П. участвует в космогонических мифах и преданиях, выступая на стороне бога и против злого духа. В богомильской бинарной легенде сочетаются мотивы П., стрелы, свадьбы солнца на фоне поединка бога и дьявола. В одной румынской космогонической легенде П. частично поражает сатана (отчего у П. на теле есть тонкий разрез). Но чаще именно П. жалит противника бога. Сниженный вариант этого мотива представлен в животной сказке, например о козе лупленой, которая забралась в избу, выжив из нее зайца, и никого туда не пускала, пока ее не ужалила П. (Афанасьев, № 62). Для этой схемы возможно предположение о том, что громовержец с помощью П. вызывал животное (козу), воплощающее плодородие. В этом случае получает объяснение непосредственное предшествование пчелиного праздника первому весеннему празднику плодородия (Егорьев день, ярильский праздник и т. п.).

"Если один из членов семьи вступает в брак, об этом нужно сообщить пчелам, иначе они улетят из ульев и не вернутся.

Если отроившиеся пчелы садятся в твоих владениях, а хозяин не приходит за ними, то в течение года после этого в твоей семье кто-нибудь умрет. (Суффолк).
Наверное, ни одно суеверие не имеет сегодня столь сильного распространения в сельских районах нашей страны, как обычай "сообщать пчелам". В 1945 году "Дейли Миррор", иллюстрированная лондонская газета, послала своего фотографа на сельскую свадьбу. Его лучшей работой стала фотография невесты в свадебном платье, нагнувшейся к улью и шепчущей: "Малютки-брауни, я вышла замуж". Фотографу объяснили, что этот ритуал необходим: если член семьи вступает в брак и не скажет об этом пчелам, они улетят и не вернутся.Таким образом, это древнее суеверие было живо еще в 1945 году.Чтобы известить пчел о смерти хозяина, применялись (и до сих пор применяются в некоторых глухих уголках страны) более сложные ритуалы. Как только умирающий испускал последний вздох, кто-нибудь из домашних шел к ульям и, склонившись над ними, трижды повторял: "Малютки-брауни, малютки-брауни, ваш хозяин умер (или: ваша хозяйка умерла)". После этого ульи на мгновение затихали. Если пчелы вскоре снова начинали гудеть, это было знаком, что они согласны остаться у нового хозяина. Затем на каждый улей вешали кусок крепа; а потом к ульям подносили кусок поминального пирога, чтобы пчелы попробовали его.Во многих селах пчел еще и приглашали на похороны. Им писали приглашение, как и всем остальным родственникам покойного: "Приглашаем вас на похороны __:___________, которые состоятся в _______________, и т. д." Затем приглашение прикалывали к улью.Около пятнадцати лет назад мы посетили одну корнуолльскую ферму на берегу реки, богатой лососем и форелью. Заметив в саду пустые ульи, мы осведомились об их предназначении. "Увы, - услышали мы в ответ, - они нам больше не нужны. Пчелы улетели и уже никогда не вернутся, потому что их не известили о смерти хозяина".Аналогичное суеверие бытовало и в Девоншире. В протоколах Девонширской Ассоциации (1876) мы нашли такой диалог:"Все тринадцать семей погибли, какое несчастье!" - "Что случилось, г-жа Э.? Кто погиб?" - "По правде говоря, пчелы, сэр, - когда я похоронила мужа, я забыла дать пчелам кусочек траурного крепа, и вот все пчелы умерли, хотя в ульях полно меду. Что за несчастье быть такой забывчивой!"Сообщение о смерти, последовавшей за роением пчел на неживом дереве, приводится одним из корреспондентов "Notes and Queries" (т. 6, стр. 396)."Не так давно после родов умерла жена одного уважаемого мною соседа. Нанеся вдовцу визит некоторое время спустя, я обнаружил, что, хотя и сожалея о несчастье, оставившем нескольких детей без матери, он смиренно говорил о смерти несчастной женщины как о неизбежном и предначертанном исходе ее болезни. Расспросив его подробнее, я выяснил, что они с женой были "предупреждены" о предстоящем событии, поскольку, выйдя в сад за две недели перед своей кончиной, покойная увидела, что пчелиный рой сел на деревянный столб".Гей писал в "Pastoril, V" (1714):"Семья пчелиная гнилушку оплела в тот день, когда мисс Дибсон умерла".Забавная история, приключившаяся из-за традиции поворачивать ульи, когда похоронная процессия покидает дом, описана в "Argus" от 13 сентября 1790 г."В Девоншире повсеместно распространен погребальный обычай поворачивать ульи (если таковые имелись у покойного) "лицом" к погребальной процессии в тот момент, когда тело выносят из дома. В Калламптоне на похоронах одного богатого старого фермера произошел забавный инцидент. Когда покойного уложили в катафалк и многие уже седлали коней, чтобы последовать за процессией, кто-то воскликнул: "Поверните пчел!" После чего слуга, не знающий местного обычая, вместо того, чтобы повернуть улей кругом, поднял его и положил на бок. Обеспокоенные пчелы тут же атаковали лошадей и всадников. Напрасно они галопом мчались прочь: пчелы догоняли их и, демонстрируя свое возмущение, вонзали в них свои жала. Возникло общее замешательство, сопровождавшееся потерей шляп, париков и т. д., и тело было оставлено без присмотра. Только спустя некоторое время гости смогли возвратиться к похоронам своего покойного друга".В январе 1941 г. некий читатель написал в один суссекский журнал:"В одной семье была женщина, которая любила ухаживать за пчелами и проводила много времени возле ульев. Вскоре она умерла. Садовник сказал пчелам о ее смерти. И несколько дней после этого пчелы не показывались из ульев. Эта история вполне достоверна".Существует еще одно старинное деревенское суеверие, будто пчел нельзя продавать. Другое дело - выменять. Если человек хочет получить улей с пчелами, он должен принести взамен поросенка или что-нибудь другое. Мы вряд ли сможем понять, чем обмен отличается от продажи, но суеверные люди до сих пор считают, что это "совершенно разные вещи". А в Уэльсе и сегодня верят, что удачным может быть только подаренный улей.В Гемпшире еще несколько лет назад говорили, что пчелы ленятся работать, если приближается война, а один из хроникеров "Notes and Queries" утверждал, что убедился в этом на примере событий во Франции, Пруссии и Венгрии, происшедших до настоящего момента. И неужели дефицит меда, возникший перед II Мировой Войной, тоже является простым совпадением?Семейство 0"Хирлик, живущее возле Баллирауни (Ирландия), владеет медной вещицей, напоминающей шлем, которую весьма почитают местные крестьяне. Считается, что умирающий, который напьется воды из этого шлема, попадает прямо в рай. Кафтон Крокер пишет, что даже священник иногда пользуется этой водой для своих реликвий. Вот легенда, связанная с этим предметом."Около 800 лет назад один ирландский вождь, имевший слишком мало воинов, решил воевать с другим кланом и попросил Св. Гавриила помочь ему в этом правом деле. На поле в Баллирауни, где должно было произойти сражение, стоял пчелиный улей, и Святой исполнил просьбу вождя, превратив пчел в копьеносцев. Вылетев из улья, они напали на врагов и обратили их в бегство. После боя вождь снова навестил это место и обнаружил, что соломенный улей превратился в медный шлем".Считалось, что в полночь перед Рождеством пчелы особенно громко гудят в ульях. После введения нового календаря много лет бытовала традиция наблюдать за ульями на "старое" и "новое" Рождество, чтобы по гулу определить, какое Рождество настоящее.В Чешире в начале XX в. во многих районах считалось, будто пчелиные укусы излечивают ревматизм.Стоит отметить, что "пчелиные" суеверия бытуют не только в Британии. Во Франции, Германии и даже в далекой Литве пчелы окружены почти такими же легендами.Но каков источник суеверий, связанных с пчелами? Сэр Чарльз Игглсден в "Those Superstitions" признается, что "не смог выяснить их происхождения, несмотря на все свои старания". Но почему же? В древности англичане называли пчел "Божьими птицами" и верили, что они связаны со Святым Духом. Поэтому пчелы считались друзьями и защитниками дома. В Германии их называли "Марсовыми птицами". Античные мифы говорят, что в детстве Юпитер был окружен пчелами, а Пиндар - вскормлен пчелами медом вместо молока. Греки посвящали пчел луне.Еще ближе к нашему предмету - Платонова теория о переселении душ. Философ считал, что души рассудительных и добропорядочных людей, не склонных к философии, воплощаются в пчел. В Кашмире (Индия) считают, что жизнь великанов связана с пчелами. Магомет допустил пчел в рай, наравне с душами праведников, а Порфирий говорил о фонтанах: "Они принадлежат нимфам, или тем душам, которые в древности назывались пчелами".Вот странная история, рассказанная Хьюгом Миллером в книге "My School and Schoolmasters". Два молодых человека в жаркий день лежали на мшистом берегу ручья. Один из них уснул, разомлев на солнце. Вдруг его приятель увидел, что изо рта спящего выползла пчела. Она спрыгнула на землю, переползла по высохшим стеблям травы через ручей, журчавший среди камней, и исчезла в расщелине стены старого разрушенного замка. Заинтересованный увиденным, наблюдатель принялся будить своего товарища, и тот проснулся - через две-три секунды после того, как пчела, поспешно вернувшись назад, снова спряталась у него во- рту. Спящий был недоволел, что его разбудили: "Мне снилось, что я гулял по прекрасной стране, - сказал он, - и пришел на берег величественной реки, и там, где прозрачная вода с грохотом низвергалась в пропасть, был серебряный мост, по которому я перешел в роскошный замок на другом берегу. Я как раз собирал золото и драгоценные камни, а ты разбудил меня и прервал такой чудесный сон". Миллер добавляет: "Я почти не сомневался, что он и пчела видели одно и то же, поскольку души, как известно, часто принимают форму пчел".Похожие истории рассказывают и в других местах. Герой одной из них в подобной ситуации перетащил своего спящего товарища в другое место, а сам лег вместо него. Через несколько секунд пчела вернулась и, испуганно мечась по комнате, "разглядывала" лицо спящего, но так и не смогла узнать его. Когда шутник принялся будить спящего товарища, тот оказался мертвым.Вера в то, что пчелы суть души умерших людей, несомненно, является источником суеверия о "сообщении пчелам": ведь души умерших прямо связаны с Богом.И в заключение, еще одно суеверие из Уэльса. Если к спящему ребенку подлетает пчела, ему суждено жить счастливо.В России "пчельное дело в селениях почитается самым таинственным, важным и, сверх того, не для всех доступным занятием. Люди зажиточные, хозяйственные, имеющие до ста и более ульев, всегда, по народной молве, состоят в дружественной связи с нечистою силою. Мнения поселян о пчелином деле столь разнообразны, что одни избирают для него покровителями Св. угодников, другие обрекают водяному дедушке. Пчельники, приверженцы этого последнего мнения, называются в селениях ведунами, дедами, знахарями...Ведуны думают, что пчелы первоначально образовались в болотах, под рукою водяного дедушки. Матка, как первород этих пчел, была выкуплена злым чародеем за тридцать голов знахарских и передана в улей одного ведуна, по повелению нечистой силы. Этот ведун, из ненависти к людям, научил матку жалить людей, а матка обучила своему ремеслу всех пчел. Когда пчельник ведун устраивает где-нибудь пасеку, тогда, для хозяйственного благоденствия и медового обилия, обрекает водяному дедушке самый лучший улей... Если которые оставляют обреченный улей на пасеке, то дед охраняет только заведение; если же потопят в болоте этот улей, то он [водяной] не только доставляет все возможные средства к размножению пчел, но еще заставляет пчел летать на чужую пасеку для похищения меда.Знахари полагают, что все пчелы первоначально отроились от лошади, заезженной водяным дедушкою и брошенной в болото. Когда рыболовы опустили невода в это болото, то вместо рыбы вытащили улей с пчелами. От этого улья развелись пчелы по всему свету. Жаленье пчел началось с того времени, они полагают, как один из этих рыболовов хотел украсть матку. Когда уже преступник открылся в своем похищении, то знахари для исцеления опухоли и боли решили между собою, что похититель должен съесть матку. За это открытие от ужаления пчел водяной дедушка передал навсегда пчел в руки знахарей...Для размножения пчел знахари советуют поселянам: когда ударят к утрени на Велик день, быть на колокольне и после первого удара отломить кусок меди от колокола. Этот кусок меди приносят на пасеку и кладут в сердовой улей.Варят растения дурман с тысячелистником, брызгают плетень, деревья, строения, с целью истребить соседних пчел и отучить своих от полета на чужой двор".Как в английской, так и в русской традиции пчелы связываются с миром мертвых. Например, рассказывают: "Вот тут был поселок, был дед. У его было сто колод пчел, он не умирал, не умирал. У его был вот такой внучек (рассказчица показывает метр от пола), побольше, может. Бабы пошли жать, а он [дед] не умирает, лежит - он был колдун, он тогда, значит, и говорит на внука: "Внучок, иди в пчельню, встань на пень и говори: "Дед ваш - пчелы наши!" - Скажи три раза так-то: "Дед ваш - пчелы наши! Дед ваш - пчелы наши!" Бабы уже приходят с жнива - дед кончился! Помер!" .Повсеместно считается, что "пчелы не любят дурных людей" .В русских деревнях и сегодня бытует множество заговоров на разведение пчел (на посадку роя в улей, на взятие меда, на роение, на возвращение улетевшего роя и т. д.)."Если во время причастия спрятать Тело Христово во рту и не проглатывать, а после положить его в пенёк, так пчелы водиться будут. Если разломать и посмотреть, то увидишь в пеньке маленький восковой алтарик, целую церковку из воску, а на верху - кусочек причастия. Только не надо смотреть" ."Воск из дому выносить самому не должно, так как это убыль пчеловодству".

Если перевозить пчел в Страстную Пятницу, они вскоре погибнут. (Корнуолл).

Если пчелиный рой садится на твоем подворье, это не к добру.

Если пчелы роятся на заборе, на сухом дереве или на сухой ветке зеленого дерева, это предвещает смерть одного из членов семьи.

Если умер глава семьи, ульи следует повернуть в тот момент, когда покойного выносят из дома.

Если умер один из членов семьи, об этом нужно сообщить пчелам, иначе они умрут или улетят.

Если хозяин хочет перевозить ульи, он должен предупредить об этом пчел, иначе они рассердятся и будут его жалить.

Много пчел влетает в улей, мало вылетает-значит, быть дождю. (Сомерсетшир)

Украденные пчелы долго не живут: они чахнут и умирают от тоски.