Второстепенные чл предложения на какие вопросы отвечает. Определение, обстоятельство, дополнение

Приветствую будущих знатоков английского языка! Друзья, наверное, вы не раз слышали о таком феномене в английском языке, как фиксированный порядок слов. А представляет он собой строгое соблюдение позиции в предложении его членов.

И тут возникает проблема — а так ли много вы знаете о членах предложения в английском языке? Нельзя сказать, что грамматическое понятие «член предложения» отличается во многом от такового в русском языке, но сделав краткий обзор вы, без сомнений, откроете для себя некоторые полезные сведения или просто освежите в памяти грамматический материал, который изучали в школе. Приступим! В английском предложении существует определенный порядок слов

Английские предложения: правила построения и члены

Основное различие английских повествовательных предложений от русских в том, что в английском языке нельзя расставлять слова так, как заблагорассудится, и формула предложения, указывающая строгий порядок слов, такова:

Подлежащее + сказуемое + дополнение + обстоятельство места + обстоятельство времени

Разумеется, это формула не абсолютна. Какие-то члены могут отсутствовать как в английском, так и в русском предложении или, напротив, могут появиться дополнительные, например:

  • обстоятельства образа действия
  • причины и следствия и другие

О приоритете обстоятельств в предложениях речь пойдет немного позже.

Если в русском языке встречаются предложения без подлежащего, то в английском — наличие подлежащего обязательно

Например, русский вариант отсутствия подлежащего:

  • Вижу — город стал таким красивым!

В английском варианте дословный перевод будет неверным, здесь обязательно наличие местоимения «я»:

  • I see the city has become so beautiful!

Познакомимся теперь поближе с важными составными элементами предложений.
Подлежащее и сказуемое являются грамматической основой предложения

The Subject (Подлежащее)

Подлежащее — член предложения, называющий предмет, о котором идёт речь

Подлежащее в английском языке отвечает на вопрос:

  • who? — кто?
  • what? — что?

Подлежащее в английском языке может выражаться:

  • существительным
  • числительным
  • местоимением
  • герундием (неличная форма глагола)
  • инфинитивом

John is a pupil. — Джон (кто?) — ученик.
The book was on the desk. — Книга (что?) была на столе.

The Predicate (Сказуемое)

Сказуемое обозначает то, что говорится о подлежащем, то есть какое действие оно выполняет. Следовательно, оно находится в тесной связи с подлежащим и согласуется с ним

Сказуемое в английском языке отвечает на вопросы:

  • что делает подлежащее
  • что происходит с подлежащим
  • кем является субъект/ объект (подлежащее)

Mary studies. — Мэри учится. (Что делает Мэри?)
The letter was burned. — Письмо сожжено. (Что произошло с письмом?)
Ann is a housewife. — Анна домохозяйка. (Кем является Анна?)

Этот член предложения в английском языке имеет много нюансов, поэтому остановимся, чтобы их рассмотреть, не откладывая в длинный ящик.

Сказуемое бывает двух типов:

  • Простое
  • Составное

Простое сказуемое выражается личным глаголом и может быть в любом из времен, залогов и наклонений

He likes this song. — Он любит эту песню.

Чтобы избежать недоразумения, которое может возникнуть, следует уяснить, что простое сказуемое может состоять из нескольких компонентов, при условии, что они являются составляющими одной глагольной формы.

We are writing a test. — Мы пишем тест.
She had been writing a letter. — Она писала письмо.

Составное сказуемое подразделяется еще на два вида:

  • Составное глагольное сказуемое
  • Составное именное сказуемое

Составное глагольное сказуемое образует свои формы по двум схемам:

  1. Модальный глагол (can , ought to , may и т. д.) + инфинитив
    • I can read English. — Я могу читать на английском языке
  2. Глагол (выражающий начало, продолжение либо конец действия) + инфинитив/ герундий
    • I began to study at the University of St. Nicolas. — Я начала учиться в Университете Св. Николая
    • It continued snowing. — Снег продолжал идти
    • He has finished reading the story. — Он закончил читать рассказ

Составное именное сказуемое образуется по следующей схеме:

Глагол связка to be (быть) в любом из времен + именная часть, в качестве которой могут выступать:

  • существительное
  • местоимение
  • числительное
  • причастие
  • инфинитив
  • наречие,
  • герундий
  • My dad is a pilot. — Мой отец летчик (+ существительное )
  • The wall is high. — Стена высокая (+ прилагательное )
  • She is forty-two. — Ей 42 года (+ числительное )
  • The game is over. — Игра окончена (+ наречие )
  • His heart is broken. — Его сердце разбито (+ причастие )
  • His goal was travelling the world. — Его целью было путешествовать по миру (+ герундий )

The Object (Дополнение)

Дополнение — это член предложения, обозначающий предмет или лицо, которое подвергается воздействию

Дополнение в английском языке отвечает на огромное количество вопросов:

  • Whom — кого
  • what — что
  • to whom — кому
  • by whom — кем
  • about what — о чем и т. д.

Оно может быть прямым , косвенным и предложным .

Прямое дополнение называет лицо или предмет, на которое переходит непосредственно действие, выражаемое переходным глаголом. Вопросы, на которые отвечает:

  • whom — кого
  • what — что

I read an article. — Я читаю статью .

Косвенное дополнение в английском языке указывает на адресата или на лицо ради которого действие совершается. Отвечает косвенное дополнение на вопросы:

  • to whom — кому
  • for whom — для кого
  • to what — чему

She gave me a letter. — Она дала мне письмо.
Mother read us a fairy tale. — Мама прочитала нам сказку .

Предложное дополнение образуется путем сложения предлога и существительного, местоимения или герундия. Отвечает на вопросы:

  • for whom — для кого
  • about whom — о ком
  • about what — о чём
  • with whom — с кем
  • with what — с чем

Tom gave a newspaper for my grandfather. — Том дал газету для моего дедушки.

The Attribute (Определение)

Определение в английском языке — это член предложения, называющий признак предмета, он также уточняет либо дополняет его значение

Как правило, определение в английском языке относится к существительному, немного реже к местоимению и отвечает на вопросы:

  • which — который
  • what — какой
  • whose — чей

I want to buy that white T-shirt. — Я хочу купить ту белую футболку.
Wedding is an important moment in our life. - Свадьба — это важный момент в нашей жизни.

В английском предложении, как и в русском, определение можно привязать к любому члену предложения. Отличие в том, что в английском языке в этой связке определение всегда идет первым, в русском же — может занимать и второе место:

Картина, маленькая и незаметная, стоила целое состояние. — The small and imperceptible picture costs a fortune.

The Adverbial Modifier (Обстоятельство)

Обстоятельство — член предложения, указывающий на обстоятельства, при которых действие происходит

Обстоятельство в английском языке, как и в русском, может указывать на место, время, причину, цель, образ действия, следствие и т. п. Относится обстоятельство в большинстве случаев к глаголу и отвечает на вопросы:

  • when — когда
  • where — где
  • how — как
  • why — почему

She’ll meet you at 9 o’clock. — Она встретит тебя в 9 часов.
I waited for him at the railway station. — Я ждал его на железнодорожном вокзале.

Если в предложении есть несколько обстоятельств, то располагаться они будут в следующем порядке:

Когда отдельные слова объединяются в предложения, они становятся его членами, и у каждого из них появляется своя Синтаксис изучает, как из слов создается связный текст. Определение, обстоятельство, дополнение - это наименования слов-участников предложения, которые объединяются в группу второстепенных членов.

«Господа и слуги»

Если в предложении есть второстепенные члены, значит, существуют и главные. Таковыми являются слова-подлежащие и слова-сказуемые. Каждое предложение имеет как минимум один из главных членов. Чаще синтаксические конструкции состоят из обоих - подлежащего и сказуемого. Они представляют грамматическую основу предложения. А что же делают второстепенные (определение, обстоятельство, дополнение)? Их задача - дополнять, уточнять, объяснять главные члены или друг друга.

Как в предложении отличить второстепенные члены от главных?

Во-первых, будем помнить о том, что главные члены предложения содержат основную информацию о предмете, лице, действии, состоянии. В предложении «Недавно прошел (сказуемое) дождь (подлежащее)» основу составляет словосочетание «прошел дождь», которое и заключает основной смысл высказывания.

Второстепенные члены (определение, обстоятельство, дополнение) не содержат утверждений о предметах, лицах, состояниях и действиях, они лишь поясняют те утверждения, которые содержатся в главных членах. «Дождь прошел (когда?) недавно».

Во-вторых, распознать главные ч. п. можно по вопросам, которые к ним задают. Подлежащее всегда ответит на вопрос «кто?» либо «что?». Сказуемое в предложении ответит на вопрос «что делает?», «кто такой?», «что такое?», «каков?». Члены предложения, которые называют второстепенными, тоже имеют свои, только им одним свойственные, вопросы. Поговорим о них детальней.

Вопросы определения, дополнения, обстоятельства

  • Определением языковеды именуют член предложения, который описывает признак, качество предмета или лица. «Какой, который, чей?» - вопросы, задаваемые к определению.
  • Дополнением называется тот второстепенный член, который содержит название лица или предмета, но не того, который совершает или испытывает действие, а тот, что стал объектом для действия. Вопросы (сюда не входит именительный) - это вопросы дополнения (обстоятельства и определения никогда на них не отвечают).
  • Обстоятельством именуют второстепенный член, обозначающий в предложении признак действия либо иного признака. «Где, откуда и куда, когда, как, зачем и почему?» - вот вопросы, которые можно задать к обстоятельству.

Мы рассмотрели вопросы определения, дополнения, обстоятельства. Теперь выясним, какими частями речи может быть выражен каждый из этих второстепенных членов.

Характеристика определения, примеры

По вопросам, которые задают к определению, видно, что в качестве этого члена предложения выступают имена прилагательные, причастия.

  • «Послышался (какой?) нарастающий шум». Причастие «нарастающий» здесь является определением.
  • «Я сдаю уже (который?) третий экзамен». Порядковое числительное «третий» исполняет роль определения.
  • «Катя куталась в (чью?) мамину кофту». Прилагательное «мамину» - определение.

При синтаксическом разборе этот член предложения подчеркивают волнистой чертой.

Специфика обстоятельств

Группы слов, которыми может выражаться обстоятельство, огромны, а потому этот член предложения имеет несколько видов - места и времени, цели и причины, сравнения и образа действия, условия, а также уступки.

Обстоятельства места

Они характеризуют направление и место действия. К ним задают вопросы «куда, откуда и где»?

  • «Человек еще не побывал (где?) на Марсе». Обстоятельство в данном случае выражено предлогом и существительным, пребывающим в предложном падеже: «на Марсе».

Обстоятельства времени

Они характеризуют временной промежуток, в котором происходит действие. К ним задают вопросы «с каких пор, до какого времени, когда?».

  • «Мы не виделись (с каких пор?) с прошлой зимы». Обстоятельство выражено словосочетанием прилагательного и существительного, которое пребывает в родительном падеже и имеет предлог: «с прошлой зимы».
  • «Я вернусь (когда?) послезавтра». В качестве обстоятельства используется наречие «послезавтра».
  • «Нам надо успеть пересечь границу (до какого времени?) до вечера». Обстоятельство времени выражено существительным в родит. падеже с предлогом: «до вечера».

Обстоятельства цели

Они поясняют, для чего производится действие. «Зачем, с какой целью?» - его вопросы.

  • «Раиса Петровна отправилась на море (зачем?) купаться». Обстоятельство выражается здесь инфинитивом «купаться».
  • «Сергей приехал на съемочную площадку (для чего?) на пробы». Обстоятельством стало существительное, пребывающее в и имеющее предлог: «на пробы».
  • «Маша изрезала коврик (зачем?) назло гувернантке». Обстоятельство выражено наречием «назло».

Обстоятельство причины

Оно характеризует причину совершения действия. «На каком основании, почему и отчего?» - вопросы этого

  • «Артем отсутствовал на репетиции (на каком основании?) из-за болезни». Обстоятельство выражено существительным в род. п. с предлогом: «из-за болезни».
  • «Я наговорил ей глупостей (почему?) сгоряча». Обстоят. выражено наречием «сгоряча».
  • «Алиса открыла двери, (отчего?) сжалившись над путником». В качестве обстоятельства используется деепричастный оборот «сжалившись над путником».

Обстоятельства образа действия

Они описывают, как именно, каким образом оно совершается, в какой степени выражено это действие. Соответственными являются и его вопросы.

  • «Мастер работал (как?) легко и красиво». Обстоятельствами являются наречия «легко» и «красиво».
  • «Платье было (в какой степени?) совсем старым». Обстоятельство выражается здесь наречием «совсем».
  • «Мальчишки мчались (как быстро?) сломя голову». Обстоятельство выражено фразеологизмом.

Обстоятельства сравнения

К ним мы тоже задаем вопрос «как?», но выражают они сравнительную характеристику.

  • «Паровоз, (как кто?) как зверь, мерцал огнями фар». Обст. выражено существительным с союзом: «как зверь».

Обстоятельства условия и уступки

Первое показывает, при каком условии возможно совершение действия, а второе описывает, вопреки чему оно происходит.

  • «Он вспомнит все, (при каком условии?) если увидит Викторию». В качестве обстоятельства выступает сочетание «союз, глагол, существительное»: «если увидит Викторию».
  • «Клуб не отменит соревнования, (вопреки чему?) несмотря на ливень». Обст. выражено деепричастным оборотом: «несмотря на ливень».

При разборе этот член подчеркивают линией «точка-пунктир».

Таковы определение и обстоятельство. Дополнение бывает выражено существительными либо местоимениями.

Примеры дополнений

  • «Солнце осветило (что?) поляну». Дополнение выражено существительным в вин. п.
  • «Марина вдруг увидела (кого?) его». Дополнение - местоимение в винительном падеже.
  • «Дети остались без (чего?) игрушек». В качестве дополнения использовано существительное в род. п.
  • «Мы узнали (кого?) Марфу по походке». Дополнением является существительное в род. п.
  • «Ирина радовалась (чему?) морю, как дитя». В роли дополнения - существительное в дательном падеже.
  • «Алексей отдал (кому?) мне рукопись» (выражено местоимением в дательном падеже).
  • «Прошлым летом я увлекся (чем?) рисованием» (существительное в творительном падеже).
  • «Иван стал (кем?) программистом» (существительное в творит. падеже).
  • «Ребенок с увлечением рассказывал о (чем?) космосе» (существительное в предл. п.).
  • «Не говори ему о (ком?) ней». В качестве дополнения употреблено местоимение в предложном падеже.

При разборе этот второстепенный член подчеркивают пунктирными черточками.

Место и роль второстепенных членов предложения

Второстепенные члены могут уточнять и объяснять главные в разной конфигурации, Пример: «Материнский взгляд согревал (кого?) малыша, (как?), как солнце, (какое?) ласковое и горячее». Схема данного предложения такова: определение, подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, определение.

А вот предложение, в котором в качестве основы присутствует только сказуемое: «Давайте проводим (что?) год (какой?) ушедший (как?) песней». Схема предложения: составное сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство.

Мы можем убедиться в том, что второстепенными эти члены являются только грамматически, но не по содержанию. Порой смысл, который заключают определение, обстоятельство, дополнение, бывает важней, нежели информация, переданная сказуемыми и подлежащими.

Подлежащее – это главный член двусоставного предложения, обозначающий носителя признака (деяния, состояния, характеристики), нареченного сказуемым. Подлежащее может быть выражено именительным падежом имени, местоимением, инфинитивом.

Отвечает на вопрос кто? что. Завод работает. Я занимаюсь. Кто-то поёт. Семеро 1-го не ожидают. Курить вредоносно.

Сказуемое – это главный член двусоставного предложения, обозначающий признак (действие, состояние, свойство), отнесенный к носителю, который выражен подлежащим. Сказуемое выражается спрягаемой формой глагола, инфинитивом, существительным, прилагательным, числительным, местоимением, наречием, словосочетанием. Отвечает на вопросы что делает (делал, будет делать)? какой. Он читает . Жить – значит бороться . Сестра врач . Сын высокого роста . Погода тёплая . Она теплее . чем вчера. Эта книга твоя . Этот урок третий . Учиться интересно . Учёба играет большую роль . Дочь становится взрослой и хочет быть врачом .

Определение – это второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? который? Определения делятся на:

Согласованные определения . Согласуются с определяемым членом в форме (падеже, числе и роде в ед. ч.), выражаются прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, местоимениями: Большие деревья растут возле отцовского домика. В нашем классе нет отстающих учеников. Он решает эту задачу второй час.

Несогласованные определения . Не согласуются с определяемым членом в форме. Выражаются существительными в косвенных падежах, сравнительной степенью прилагательных, наречиями, инфинитивом: Шумели листья берёзы . Ему нравились вечера в доме бабушки . Выбери ткань с рисунком повеселее . На завтрак дали яйца всмятку . Их объединило желание увидеться .

Приложение – это определение (обычно согласованное), выраженное существительным (одним или с зависимыми словами): город-герой . студенты-узбеки ; Мы встретили Архипа-кузнеца . Она, голубушка . чуть не умерла со страху. Явился лекарь, человек небольшого роста . Не согласуются в форме с определяемым словом приложения, выраженные прозвищами, условными названиями, помещенные в кавычках или присоединяемые при помощи слов по имени. по фамилии. В газете “Комсомольская правда” интересный репортаж. Он читает про Ричарда Львиное Сердце . Я пошёл на охоту с лайкой по кличке Рыжая .

Дополнение – это второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей (кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём?). Выражается существительными, местоимениями в косвенных падежах или именными словосочетаниями: Отец развивал в нём интерес к спорту . Мать послала брата с сестрой за хлебом .

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, выражающий характеристику действия, состояния, свойства и отвечающий на вопросы как? каким образом? где? куда? откуда? почему? зачем? и т. п. Выражается наречиями, существительными в косвенных падежах, деепричастиями, инфинитивом, фразеологизмами: Вдали громко стучал дятел. Песня звучит всё тише . Она говорила улыбаясь . Он выехал из Москвы в Киев . Нельзя работать спустя рукава .

Однородные члены предложения – это главные или второстепенные члены предложения, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию (т.е. являющиеся одними и теми же членами предложения: подлежащими, сказуемыми, определениями, дополнениями, обстоятельствами), отвечающие на один и тот же вопрос и произносящиеся с интонацией перечисления: Всю дорогу ни он, ни я не разговаривали. Мы пели и плясали . Весёлый, радостный, счастливый смех огласил комнату. Расскажи про засады, про битвы, про походы . Она долго, растерянно, но радостно жала ему руку. Однородные определения надо отличать от неоднородных, характеризующих предмет с различных сторон: в этом случае отсутствует интонация перечисления и нельзя вставить сочинительные союзы: В землю врыт круглый тёсаный дубовый столбище.

Вводные слова и предложения – слова и предложения, равнозначные слову, занимающие в предложении независимую позицию, выражающие разные аспекты отношения говорящего к предмету речи: безусловно, вероятно, по-видимому, разумеется, вернее, точнее сказать, грубо говоря, одним словом, к примеру, между прочим, представьте, я думаю, как говорится, казалось бы, если не ошибаюсь, можете себе представить и т. п.

Вставные конструкции – слова, словосочетания и предложения, содержащие добавочные замечания, уточнения, поправки и разъяснения; в отличие от вводных слов и предложений, не содержат указания на источник сообщения и на отношение к нему говорящего. В предложении выделяются обычно скобками или тире: В жаркое летнее утро (это было в начале июля) мы отправились за ягодами. Солдаты – их было трое – ели, не обращая на меня внимания. Я не понимал (теперь я понял) . как жесток я был с нею.

Приложения рассматриваются обычно как разновид-ность определения.

Второстепенные члены непосредственно или опосредованно связаны с грамматической основой , то есть от грамматической основы можно задать вопрос к второстепенному члену, от этого второстепенного члена - к другому и т.д.

Испуганное лицо молодой девушки выглянуло из-за деревьев (Тургенев).

Грамматическая основа - лицо выглянуло . От подлежащего можно задать вопросы к двум словам: лицо (какое?) испуганное ; лицо (чьё?) девушки . От определения девушки можно задать вопрос к одному слову девушки (какой?) молодой . Сказуемое выглянуло связано с существительным с предлогом: выглянуло (откуда?) из-за деревьев .

Таким образом, в одно предложение входят все слова, которые так или иначе связаны с грамматической основой. Это особенно важно при расстановке знаков препинания в сложном предложении. Запятыми (реже другими знаками) части сложного предложения отделяются друг от друга. Поэтому для проверки знаков препинания надо четко представлять, где находятся эти границы.

Вечером пока мы молча ожидали Асю я убедился окончательно в необходимости разлуки (Тургенев).

Чтобы правильно расставить знаки препинания в этом предложении, надо:
а) выделить грамматические основы;
б) установить, какие слова связаны с этими основами.

В данном предложении две грамматические основы:

1 - я убедился ; 2 - мы ожидали .

Значит, предложение сложное.

С первой грамматической основой связаны слова: убедился (как?) окончательно ; убедился (в чём?) в необходимости ; убедился (когда?) вечером ; в необходимости (чего?) разлуки . Следовательно, первое предложение будет иметь вид: Вечером я убедился окончательно в необходимости разлуки.

Со второй грамматической основой связаны слова: ожидали (кого?) Асю ; ожидали (как?) молча . Пока является временным союзом в придаточном предложении. Следовательно, второе предложение будет иметь вид: пока мы молча ожидали Асю , причем оно находится внутри главного предложения.

Итак, знаки препинания в сложном предложении следует расставить следующим образом:
Вечером, пока мы молча ожидали Асю, я убедился окончательно в необходимости разлуки.

Но для правильной расстановки знаков препинания необходимо не только выявить все второстепенные члены предложения, но и определить их конкретный тип (определение, дополнение, обстоятельство), поскольку каждый из второстепенных членов имеет свои правила обособления. Следовательно, неправильный разбор второстепенных членов может привести к ошибкам в пунктуации.

Каждый из второстепенных членов имеет свою систему вопросов.

  • Определение отвечает на вопросы какой? чей?

    Красное платье; весёлый мальчик.

  • Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей.

    Увидел друга .

  • Обстоятельства отвечают на вопросы наречий: где? когда? как? почему? и др.

    Ожидали молча .

Обратите внимание!

К одному и тому же второстепенному члену иногда можно задать несколько разных вопросов. Особенно часто это происходит в том случае, если второстепенный член выражен именем существительным или местоимением-существительным. К ним всегда можно задать морфологический вопрос косвенного падежа. Но далеко не всегда существительное или местоимение будет дополнением. Синтаксический вопрос может быть иным.

Например, в сочетании лицо девушки к существительному в родительном падеже можно задать морфологический вопрос: лицо (кого?) девушки . Но существительное девушки в предложении будет являться определением, а не дополнением, потому что синтаксический вопрос будет иным: лицо (чьё?) девушки .

Второстепенные члены предложения — дополнение, определение и обстоятельство в русском языке позволяют придать устной и письменной речи описательности и яркости.

Подробно роль членов предложения описывает синтаксис – раздел грамматики, изучающий сочетаемость слов.

Они не отражают сведений о предметах и людях, их действиях или состояниях, а также поясняют и уточняют ту информацию, которую несут главные члены. Соответственно, как определение, так и дополнение с обстоятельством некоторым образом конкретизируют подлежащее или сказуемое и отвечают на специальные вопросы. Часто смысл предложения становится понятным именно благодаря дополнениям, определениям и обстоятельствам, а вовсе не главным членам.

Общую информацию по рассматриваемой в статье тематике отобразим для наглядности и простоты восприятия в виде таблицы

Дополнение Определение Обстоятельство
Понятие Обозначает объект или предмет, на который направлено действие. Дополнение непосредственно связано с глаголом (сказуемым) и уточняет его. В большинстве случаев является не субъектом, а объектом действия. Указывает на качество, характеристику или признак объекта либо лица. Определение связано с существительным (подлежащим или дополнением). Обозначает признак действия или признак признака. Может быть связано с глаголом, прилагательным или наречием и обычно распространяет слово, к которому относится.
Способ выделения при разборе и анализе предложения Пунктирное подчеркивание Подчеркивание сплошной волнистой линией Подчеркивание линией «точка-тире»

* Русский язык предусматривает, что сложносоставные члены должны подчеркиваться без разрывов и пробелов.

Дополнения

Чаще всего выражено существительным (Мужчина решил оплатить покупку картой ), однако оно может являться также инфинитивным глаголом (Мастер бросил пить ), местоимением (Он больше не любит тебя ), прилагательным (Пора поговорить о главном ) или количественным числительным (От пяти отнять три ). Иногда дополнение выражается целой группой слов – неразделимым словосочетанием (Папа купил музыкальный центр ) либо фразеологическим оборотом (Нам придется найти мастера на все руки ).

Дополнение отвечает на вопросы падежей, которые в русском языке называют косвенными (то есть всех, кроме именительного).

Прямые

Используются для обозначения того предмета или лица, на которое направлено действие. Всегда относятся к глаголам переходной формы .

Такие дополнения отвечают на вопросы родительного (Кого? Чего?), дательного (Кому? Чему?) и винительного (Кого? Что?) падежей.

Накопленное он немедленно отдал матери.

Косвенные

Это те дополнения, которые нельзя отнести к категории прямых. Часто они ориентированы на то, чтобы обозначить сторонний предмет или лицо, связанные с глаголом .

Отвечают на вопросы творительного (Кем? Чем?) и предложного (О ком? О чем?) падежей.

На карнавале девочка была снежинкой.

Определение

Выражается прилагательным (Мы купили красивый дом ) или порядковым числительным (Это мой пятнадцатый день рождения ), причастием (Играющие дети – самое умиротворяющее зрелище ) или причастным оборотом (В группе несколько студентов, успевающих по всем предметам ).

: Какой? Который? Чей?

В комнате был идеальный для фотографа свет.

Приложение

Есть ситуации, когда определение выражается существительным (сумка-холодильник, брат Иван ) или устойчивой конструкцией с участием существительного (журнал «Наука и жизнь»; Андрей, ученик первого класса ). В таких случаях речь идет о приложении, выступающем определением.

Обстоятельство

Выражается самыми разными частями речи, а также деепричастными оборотами и отвечает на множество вопросов. Ниже приведем виды обстоятельств и вопросы к ним .

  • Обстоятельство места – Где? Куда? Откуда? (Повсеместно в наше время встречается ложь ).
  • Обстоятельство времени – С каких пор? Когда? До каких пор? (Сегодня солнечно ).
  • Обстоятельство цели – Зачем? С какой целью? Для чего? (Он зашел поздороваться ).
  • Обстоятельство причины – Почему? Отчего? На каком основании? (Я накричал на нее сгоряча ).
  • Обстоятельство образа действия – Как? Каким образом? В какой степени? Насколько? (Математика дается мне легко ).
  • Обстоятельство сравнения – Как? Подобно кому? Подобно чему? (Он пронесся мимо нас как вихрь ).
  • Обстоятельство условия – При каком условии? (Единожды решившись, не отступай ).
  • Обстоятельство уступки – Вопреки чему? Несмотря на что? (Несмотря на ливень, мы продолжили путь ).

Таким образом, чтобы определить, какой именно из второстепенных членов предложения перед нами, необходимо понять, с каким словом он связан , после чего правильно задать к нему вопрос.

  • Пример: «Вдалеке я увидел маленькую девочку ».
  • Увидел где ? Вдалеке. – Связанное с глаголом обстоятельство места, выраженное наречием.
  • Увидел кого ? Девочку. – Связанное с глаголом простое дополнение, выраженное существительным.
  • Девочку какую ? Маленькую. – Связанное с существительным определение, выраженное прилагательным.

Выделение запятыми

Обозначим главные случаи обособления второстепенных членов предложения в русском языке.

Определение

  • Выражено причастным оборотом.

Собака, бежавшая следом, постепенно отстала.

Дополнение

  • Выражено приложением.

Сосед с верхнего этажа, Иван Петрович, был угрюм и никогда не здоровался первым.

Обстоятельство

  • Выражено сравнительным оборотом, включающим союзы как, точно, словно, будто, что.

Он безотрывно смотрел на меня, словно я могла исчезнуть.

  • Выражено деепричастным оборотом.

Закончив с едой , мы вновь вернулись к книгам.

  • Выражено конструкцией, начинающаяся с «несмотря на… », если она заменяется предлогом «вопреки ».

Несмотря на уговоры , он покинул страну.

Видео

Это видео поможет вам разобраться, что же такое второстепенные члены предложения.

Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.