Анализ стихотворения Цветаевой М.И. «Генералам двенадцатого года

  1. Каким чувством пронизано стихотворение? Какую роль играют в нем восклицательные пред-ложения? Почему в стихотворении местоимения «все» и «что» выделены логическими ударениями?
  2. Восторг перед героями двенадцатого го-да, многие из которых погибли молоды-ми, звучит в строках стихотворения. Само название звучит обращением, а воскли-цательные предложения, насыщающие текст, подчеркивают торжественность этого обращения. Выделения слов все и что логическими ударениями подчерки-вают значимость слов, к которым они от-носятся. «Вам всё вершины были малы»; «Что так же трогательно-юно» — фразы, которые были особенно важны для поэта и поэтому специально выделены в них слова все и что.

  3. Почему М. Цветаева построила свое стихо-творение как обращение к «генералам двенадца-того года»? Найдите обращения. В чем их осо-бенность? Какие оттенки и характер поэтического переживания вносит употребление поэтессой меж-дометий?
  4. Стихотворение построено как обраще-ние к генералам двенадцатого года преж-де всего потому, что они были для автора воплощением благородства и самопожерт-вования юности в беде, постигшей народ. Восторженное и романтическое изображе-ние молодости, которая совершает под-виг, — вот поэтический пафос стихотворе-ния.

    Цари на каждом бранном поле И на балу. …Вчера Малютки-мальчики, сегодня — Офицера! О, молодые генералы Своих судеб! Вы были дети и герои, Вы всё могли!

    Междометия «о», «ах» усиливают и подчер-кивают эмоциональный характер стихотворения-обращения к ушедшим героям.

  5. Какие эпитеты и определительные прилага-тельные передают неподдельное восхищение по-этессы «молодыми генералами»?
  6. Каково значение антитезы в характеристике героев стихотворения? Какой оттенок сообщают стихотворению устаревшие и традиционно-поэти-ческие слова?
  7. Все стихотворение построено на подчер-кивании резкого контраста юности геро-ев, подлинности и важности их подвига. То, что подвиг — факт истории, подчерки-вается включением в текст слов и реалий того далекого времени. Не менее важны для придания стихотворению возвышен-но-поэтического оттенка и традиционно-поэтические устаревшие слова: гла-за, как бриллианты, бранное поле, длань Господня, великолепный миг, нежный лик, хрупкая фигура, кудри дев, бешеная рать…

  8. Какие строки стихотворения произвели на вас особенно сильное впечатление?
  9. И при первом, и при повторном чтении самое сильное впечатление производит финальная строфа, которая как бы сум-мирует героическую и романтическую па-мять о генералах двенадцатого года. Материал с сайта

  10. Подготовьте выразительное чтение стихо-творения, ключом к которому могут стать слова М. Цветаевой: «А что есть чтение — как не разга-дывание, толкование, извлечение тайного, остав-шегося за строками, за пределом слов… Чтение — прежде всего — сотворчество». Передайте в своем чтении то, что вам близко и дорого в стихотворе-нии.
  11. При подготовке к выразительному чте-нию этого стихотворения важно точно ис-пользовать то, что подсказала нам сама М. Цветаева. Это и логические ударения, которые отмечены в тексте, и те возмож-ные паузы, которые предполагает завер-шение чтения каждой строфы.

    «Разгадывание», которое имеет в виду поэтесса, подсказывает особенно тщатель-ное подчеркивание тех характеристик, которые дают нам эпитеты и сравнения текста, описание действий самой поэтес-сы («И я, поцеловав гравюру, не зна-ла сна…»), повторяющиеся обращения («Вы…», «О, как, мне кажется, могли вы…»). Каждое слово и даже каждый знак препинания уточняют наше чтение вслух.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • м цветаева а что есть чтение как не
  • стихи о генералах
  • каким чувством пронизано стихотворение? какую роль играют в нём восклицательные предложения
  • генералам 12 года цветаева

Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса.

И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след -
Очаровательные франты
Минувших лет.

Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, -
Цари на каждом бранном поле
И на балу.

Вас охраняла длань Господня
И сердце матери. Вчера -
Малютки-мальчики, сегодня -
Офицера.

Вам все вершины были малы
И мягок - самый черствый хлеб,
О, молодые генералы
Своих судеб!

Ах, на гравюре полустертой,
В один великолепный миг,
Я встретила, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик,

И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена…
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна.

О, как - мне кажется - могли вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать - и гривы
Своих коней.

В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век…
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег.

Три сотни побеждало - трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы все могли.

Что так же трогательно-юно,
Как ваша бешеная рать?..
Вас златокудрая Фортуна
Вела, как мать.

Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие -
И весело переходили
В небытие.

Анализ стихотворения «Генералам 12 года» Цветаевой

В русской литературе Отечественная война 1812 года положила начало особой поэтической традиции. Практически все известные поэты посвящали этому событию свои произведения. Естественной и закономерной была патриотическая тема, восхищение перед великим подвигом русского народа. Вместе с этим 1812 г. многие считали причиной появления особого поколения в дворянском обществе. Борьба за независимость своей страны и заграничный поход русской армии вызвали в людях стремление к свободе и справедливости. Ряд общественных и культурных деятелей напрямую связывали Отечественную войну с восстанием декабристов. Спустя столетие М. Цветаева написала стихотворение «Генералам двенадцатого года» (1913 г.), в котором подняла практически не разрабатываемую до нее тему.

Поэтесса презирала современную ей эпоху, в которую происходило измельчание человека, его полное погружение в серую будничную жизнь. Цветаева очень сожалела, что ей не пришлось жить в романтическом XIX в. В офицерах 1812 г. она видит свой мужской идеал. Все произведение представляет собой поэтизацию образа русского офицерства, которое с того времени также опустилось с высоты и приблизилось к обычному человеку.

Для Цветаевой важно, что молодые офицеры начала XIX в. были «царями» не только «на бранном поле», но и «на балу». В то время действительно в обучение офицерства вместе с военными знаниями в обязательном порядке входили «изящные» дисциплины. Молодой офицер должен был уметь держать себя в светском обществе, быть галантным кавалером. Умение танцевать и петь вообще считались естественными качествами настоящего русского офицера. Поэтому поэтесса называет своих героев «очаровательными франтами», способными к покорению как неприятеля, так и женских сердец.
Цветаева считает, что вчерашние «малютки-мальчики» одерживали победы благодаря «длани Господней» и молитвам матерей. «Молодые генералы» носили в своих сердцах стремление к славе, что также помогало им переносить все тяготы и невзгоды.

Поэтесса вообще любила уноситься в мечтах в прошлое. Старинная картина могла надолго завладеть ее воображением. В стихотворении она обращается к портрету на «гравюре полустертой», изображающему одного из героев Отечественной войны — А. А. Тучкова. Она признается, что потеряла сон при виде «нежного лика» и «хрупкой фигуры». Жизнь такого человека Цветаева считает «невероятной скачкой», богатой событиями и ощущениями. Для молодого офицера имели значение только война и любовь. Он резко отличается от мужчины начала XX в., который хочет только убогого будничного существования.

Цветаева убеждена, что только в прошлом были настоящие мужчины, способные втроем побеждать «три сотни», не забывая при этом о любви. Такие люди не знали трусости или малодушия. Даже собственную смерть они встречали «весело». Такое отношение позволяло русским офицерам совершать героические поступки, которые прославили их навеки.

«Генералам двенадцатого года»


Стихотворение «Генералам двенадцатого года» (1913) - одно из наиболее восторженных и романтических произведений молодой М.И. Цветаевой. Оно практически все состоит из цепочки деталей, возвышающих адресата послания:

Вы, чьи широкие шинели Напоминают паруса,

И чьи глаза, как бриллианты,

На сердце оставляли след, -Очаровательные франты Минувших лет!

Заявленный в сравнении образ паруса в классической поэзии XIX века, например у М.Ю. Лермонтова, традиционно символизирует жизнестойкость, способность противостоять любым натискам судьбы. Именно эти черты, по мнению М.И. Цветаевой, являлись определяющими в характерах героев 1812 года, что в конечном итоге и обусловило высокую степень их патриотического чувства. Обращения «генералы», «цари» также призваны возвеличить образы офицеров. Они не только герои отечества, но и генералы дамских сердец. В восприятии образов очевидна опора на литературную традицию. В произведении важен не конкретный адресат, а образ поколения, обращение «Ваше благородие» к которому было наполнено глубоким содержательным смыслом. В стихотворении звучит глубокое сожаление об ушедшем типе мужского идеала той эпохи. Но в еще большей степени, чем рисуемые образы, в стихотворении важен романтический характер самой восторженной лирической героини. Она любуется героями 1812 года не только как покоренная их душевным благородством и высокими манерами женщина. I? стихотворении заявлена и материнская тема:

Вас охраняла длань господня
И сердце матери, - вчера.
Малютки-мальчики сегодня -
Офицера!

В восторженных восклицаниях «Ах!», «О...» и строгом обращении «Вы» усматриваются жанровые особенности сентиментального романса. Если в душе мечтательной лирической героини царят две стихии (любовь и творчество), то сердцами генералов 1812 года владеют опять-таки любовь и героика. Только любовь дает им силы побеждать. Именно она питает душевное благородство:

Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие -
И весело переходили
В небытие.

Стихотворение, написанное через столетие после событий Отечественной войны 1812 года, призвано увековечить в памяти поколений и опоэтизировать высокий образ русского офицерства.

Отечественная война 1812 года породила в русской поэзии мощную поэтическую традицию, начиная с Г. Державина, В. Капниста, В. Жуковского, К. Батюшкова, Ф. Глинки, К. Рылеева, А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Дельвига, Ф. Тютчева, А. Майкова, Е. Баратынского, заканчивая многочисленными народными историческими песнями. Однако в их произведениях важны исторический и патриотический аспекты восприятия событий. Для М.И. Цветаевой герои двенадцатого года важны не только как храбрые воины, но и неотразимые кавалеры. В таком ракурсе до нее никто данную тему не поднимал, кроме, пожалуй, Ф. Глинки («Партизан Давыдов»), В. Жуковского («Певец в стане русских воинов»), М. Языкова («Д.В. Давыдову»), которые вспоминали о разгульно-удалых подвигах Д. Давыдова.


































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Вы помните: текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать
Шел мимо нас…
А.С.Пушкин

Да, были люди в наше время
М.Ю.Лермонтов

Цели урока:

  • познакомить учащихся с биографией М.И.Цветаевой;
  • продолжить изучение темы героического прошлого России.

Оборудование : презентация биогрфии М.И.Цветаевой, портреты героев Отечественной войны 1812 года.

Ход урока

1. СЛОВАРНАЯ РАБОТА . (На доске написаны слова.)

РОДИНА – отечество, родная сторона; место рождения, происхождения кого-нибудь или чего-нибудь.

ПАТРИОТИЗМ - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

ЯМБ – двусложный размер, где ударение падает на четные слоги.

2. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Учитель . Добрый день! Я прочитаю вам стихотворение, назовите его автора и название. (Читаю стихотворение М.Цветаевой «Книги в красных переплетах»).

Учащиеся . М.И.Цветаева «Книги в красных переплетах».

Учитель. Сегодняшний урок посвящен стихотворению поэта ХХ века М.И.Цветаевой «Генералам двенадцатого года». (Прочитать стихотворение.) Ребята, на дом было дано задание подготовить биографию М.И.Цветаевой.

Учитель. Показывает презентацию биографии М.И.Цветаевой.

Учащийся. Рассказывает биографию.

Учитель . Мы познакомились с биографией поэта, кто хочет дополнить ответ. Кто желает прочитать наизусть это стихотворение?

Учащийся . Читает стихотворение.

3. РАЗБОР СТИХОТВОРЕНИЯ . (Беседа по вопросам.)

Учитель . Понравилось вам стихотворение? Ответьте, кому оно посвящено?

Учащиеся . Людям, офицерам, погибшим в войне с Наполеоном в 1812 году.

Учитель . Кто расскажет об этой войне.

Учащийся . Рассказывает о событиях Отечественной войны 1812 года.

Учитель . Почему она названа Отечественной?

Учащийся. Потому что против врага поднялся весь народ: и офицер-дворянин и крепостной крестьянин.

Учитель. Стихотворение посвящено событию, которое произошло более двухсот лет назад. Посмотрим на портреты участников этой войны. Что вы можете сказать об этих людях?

Учащиеся . Они молоды, красивы. У них много наград.

Учитель . Ребята, а почему эти люди молоды и уже генералы?

Учащиеся . Из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» мы знаем, что когда в дворянских семьях рождались мальчики, то их приписывали к какому-либо полку, и когда надо было идти служить, то они были уже в офицерских званиях. Именно поэтому они молоды и уже офицеры.

Учитель . Среди блистательной плеяды молодых, дерзких, отважных генералов Отечественной войны 1812 года, Александр Тучков- четвёртый занимает особое место. В 11 лет он был посвящён в офицерский чин. В 22 года уже стал полковником. Генерал-майор Александр Алексеевич Тучков-четвертый погиб в Бородинской битве 26 августа 1812 года, на 35-м году от рождения своего... Его портрет один из наиболее запоминающихся в Военной галерее Зимнего Дворца. Он чужд картинной воинственности. Грустно задумчивое лицо молодого генерала, как бы предчувствующего свою раннюю смерть. Вероятно по желанию М.М. Тучковой, вдовы генерала, живописец изобразил на его мундире медаль за участие в войне 1812 года. Такие медали участники кампании получали только в 1813 году, но Тучков бесспорно заслужил её своей геройской смертью на Бородинском поле. Однако самый лучший памятник Александру Тучкову воздвигла его вдова своей бессмертной и вечной любовью. Храм, выстроенный ею, до сих пор стоит на Бородинском поле. Александр Алексеевич Тучков происходит из старинного дворянского рода.

Учитель. Найдите в стихотворении строчки, в которых говорится о молодости этих людей.

Учащиеся .

…вчера
Малютки-мальчики, сегодня –
Офицера!

Что так же трогательно-юно,
Как ваша бешеная рать?

Учитель . Ребята, стихотворение написано в 1913 году и посвящено офицерам, погибшим в войне 1812 года, об этом говорит и название стихотворения. Это является и его темой. Тема стихотворения – память о людях, защищавших свою родину и отдавших за нее жизнь. Дети, а какова идея стихотворения?

Учащиеся . Через все стихотворение проходит чувство любви и восхищения поэта этими людьми, преклонение перед их мужеством. Марина Ивановна называет их «…молодыми генералами своих судеб». Они сами выбрали свой путь. Путь служения Отечеству.

Учитель. Скажите, а может быть что-нибудь выше этого выбора? Поэтому так и «пропитано» это стихотворение любовью поэта к этим людям.

Учител ь. Стихотворение построено в форме обращения к людям, которые погибли, защищая родину. Найдите в стихотворении строчки с обращением к этим людям.

Учащиеся .

Вы чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса…

И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце оставляли след, -
Очаровательные франты!
Минувших лет!

Учитель. Ребята, какой прием использует Марина Цветаева, создавая образ героев 1812 года? Почему?

Учащиеся. Сравнение. Она сравнивает шинели с парусами, чтобы передать их стремительный бег, вечную скачку, полет, летит на парусах.

Сравнение глаз с бриллиантами. Это глаза не только воина, но и красавца, который побеждает не только врагов, но и сердца женщин не только 19 века, но и сердце поэта.

Я видела, Тучков-Четвертый,
Ваш нежный лик.

И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна…

Этими сравнениями Марина Ивановна показывает их молодость и бесстрашие. Они летели по жизни, стремясь все увидеть, познать, испытать, ни на миг не останавливаясь.

Учитель. Найдите в тексте слова, подтверждающие это.

Учащиеся .

Вам все вершины были малы
И мягок самый черствый хлеб…

В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век…

Учитель . Найдите строчки, рисующие мужество, бесстрашие юных генералов.

Учащиеся .

Цари на каждом бранном поле…

Вам все вершины были малы…

Три сотни побеждали – трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы все могли!

Вы побеждали и любили…

Учитель . Каждое произведение имеет свою композицию, помогающую в раскрытии темы произведения, характеристике героев. Имеет свою композицию и это стихотворение. Она представляет собой неспешный рассказ о «генералах двенадцатого года». Стихотворение состоит из 12 строф. Каждая строфа добавляет новую грань к характеристике героев. Давайте проследим за этим.

Учащиеся . Читают и комментируют.

Учитель . М.Цветаева, создавая образ своих героев, соединяет два понятия: мира и войны. Для них жизнь не делится на военную и мирную. Для них все есть жизнь и в ней они «генералы своих судеб». Найдите в тексте цитаты, подтверждающие это.

Учащиеся.

Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, -
Цари на каждом бранном поле
И на балу.

О, как, мне кажется, могли вы
Рукою полною перстней,
И кудри дев ласкать – и гривы
Своих коней.

Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие.

Учитель . Стихотворение посвящено подвигу молодых людей, отдавших свою жизнь ради спасения отечества, но, несмотря на это, стихотворение не звучит печально.

И весело переходили
В небытие.

Этому помогает и размер стихотворения, определите его?

Учащиеся. Двусложный размер, ямб.

Учитель. Дети, обратите внимание на звукопись стихотворения, передающую скорость летящих на лошадях офицеров, напоминающую звук летящей стрелы или свист ветра. Прослушаем еще раз стихотворение.

Учащийся . Читает стихотворение.

Учитель . А сейчас мы обобщим все сказанное на уроке.

Учащиеся. Ответы.

Учитель . Ребята, тема подвига и служения Отечеству занимает огромное место в русской литературе. Я принесла вам отрывок из фильма В.Мотыля «Звезда пленительного счастья», где звучит романс поэта ХХ века Булата Окуджавы. Обратите внимание, как схоже отношение М.Цветаевой и Б.Окуджавы к людям, посвятившим свою жизнь служению родине, как похожи образы, созданные ими. (Звучит песня.)

Учитель . Закончить этот урок мне хочется отрывком из фильма Э.Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово», в котором звучит стихотворение М.Цветаевой «Генералам двенадцатого года».