Что человеке должно быть прекрасного. В человеке должно быть все прекрасно


"В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли."

Несомненно, перед нами один из тех счастливых случаев, когда литературная цитата обрела крылатость благодаря глубочайшим запросам человеческой души, томящейся по идеалу. Люди ощутили в этом выражении ту высокую и благороднейшую цель, которую можно выразить следующим образом: возродить подлинную красоту, которая является отличительной чертой человечности.

"В человеке должно быть всё прекрасно..."

Именно это "должно быть" с предельной ясностью указывает на то, что без красоты, в самом деле, нет человечности! И это заставляет о многом задуматься и пересмотреть многие ставшие привычными представления. К примеру, называя себя с гордостью людьми, не выдаём ли мы желаемое за действительное? Не должны ли мы ещё основательно поработать над собой, чтобы не на словах, а на деле стать людьми?

Если теперь мы под этим углом зрения посмотрим на своё окружение, а также заглянем внутрь себя, то, увидев много некрасивого и безобразного и оставаясь при этом честными перед самими собой, мы должны будем признать следующее: чтобы не только называться, но, прежде всего, быть людьми, нам ещё очень многого недостаёт! Нам недостаёт подлинной человечности, которая находит своё выражение в красоте души, мыслей, лица и одежды. Именно так, как сказано: "В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли".

Давайте теперь более пристально присмотримся к этой фразе, к упомянутым в ней составляющим.

Начнём с души. Земной человек должен сделать свою душу прекрасной. Что же это значит?

Благодаря Посланию Граля нам известно, что дух является подлинным животворным ядром многопланового человеческого существа. Собственно, именно дух является в нас, земных людях, источником человечности, придавая нашей душе (тонко-вещественным оболочкам духа) и земному телу ту характерную человеческую форму, которая отличает нас от других созданий. И только благодаря духу, нашему животворному ядру, мы становимся людьми, при условии, конечно, что мы даём сущему в нас духу проявить себя. Таким образом, одухотворённость нашего существа - это единственный критерий нашей человечности! А это в свою очередь означает, что подлинная красота, которой мы должны дать проявиться, заключена в духе!

И мы обязательно сделаем свою душу прекрасной, если позволим духу проявить себя. Тогда это произойдёт самодвижущимся образом: вся наша душевная (внутренняя) жизнь - наши чувства, устремления, желания, будут нести на себе печать красоты, ибо будут опираться на излучения духа, который проявляет себя посредством глубинных ощущений. Также следует подчеркнуть, что активное проявление сущего в нас духа изнутри наружу, когда наши чувства опираются на ощущения духа, является естественным, то есть правильным с точки зрения Законов Творения. Такое распределение ролей между чувствами и ощущением не нарушает гармонии в Творении, утверждая в Творении красоту.

Теперь переходим к следующей составляющей: мысли.

Мысли - это самое внешнее проявление того, что обычно называют внутренней жизнью человека. Мысли возникают в рассудке, который является порождением большого (переднего) мозга земного человека.

Если земное тело состоит из плотной грубой вещественности, то рассудок, как продукт деятельности переднего мозга, и мысли, как порождение рассудка - состоят из более тонкой грубой вещественности. Они невидимы земными глазами, так как имеют более тонкую природу, относясь при этом всё к той же грубой вещественности, из которой состоит и земное тело.

Строгий контроль за своей мыслительной деятельностью очень важен для земного человека, который проникся устремлением к духовному возрождению и совершенству. Придать своим мыслям красоту - это означает, опять-таки, не что иное, как подчинить свой рассудок духу. Правда, для нынешнего земного человека добиться этого очень непросто, потому что с рассудочной деятельностью связано возникновение в человечестве первородного греха: гипертрофированно развитого переднего мозга. Человечество само добилось того, что рассудок стал неестественно активен, своей деятельностью заглушая и перекрывая идущие из глубины души духовные импульсы ощущения. Однако без чистоты помыслов и подчинения их ощущению никакое духовное восхождение невозможно.

Приложив все имеющиеся в его распоряжении силы, земной человек должен справиться и с этой задачей, если не хочет погибнуть духовной смертью. И он непременно справится с ней - при наличии поистине доброго воления, устремлённости ввысь к Свету и непрестанной работы над собой по искоренению своих недостатков.

Теперь поговорим о человеческом лице.

Ни для кого не секрет, что земной человек, наделённый красивой внешностью (лицом, фигурой) может иметь безобразный внутренний мир. И наоборот: некрасивая земная форма может заключать в себе прекрасную душу. Как быть в этом случае? Ведь, очевидно, имея прекрасную душу и некрасивую земную форму, земной человек уже не сможет за отпущенный ему короткий промежуток земной жизни добиться того, чтобы и земная форма (лицо человека) преобразилась так, чтобы она стала отражением прекрасной души.

Здесь необходимо отметить, что такое положение дел, когда форма и суть находятся в противоречии друг с другом, стало возможно исключительно по вине самих людей, вследствие грехопадения человечества. То есть, это мы сами в течение тысячелетий всё искажали и запутывали так, что теперь не можем своими силами справиться с воцарившимися хаосом и сумятицей. Также очевидно, что при гармоничном развитии человечества отмеченные случаи противоречия сути и формы были бы исключены.

Но даже если теперь это и не так, необходимо отметить следующее: богатая, исполненная красоты и благородства внутренняя жизнь человека всегда компенсирует несовершенство внешней формы, потому что... эта внутренняя жизнь с неизбежностью отразится на лице человека. И тогда даже, казалось бы, некрасивое лицо под действием изучений духа преобразится и станет одухотворённым, то есть всё-таки прекрасным - это произойдёт благодаря сиянию глаз, улыбке и т.п.

Говоря теперь об одежде, необходимо начать с того, что так называемая мода, то есть те виды и стили одежды, на которые ориентируются сегодня земные люди, в особенности женщины, не является критерием красоты. Речь в нашем случае идёт только об истинной красоте, а не о том извращённом представлении о красоте, которое диктуется модой.

Разумеется, каждая женщина и девушка, стремясь быть красивой, стремится носить красивую одежду. Однако при этом женщина должна, просто обязана ориентироваться на ощущения своего духа - на то чувство прекрасного, которое пробивается изнутри, а не на так называемую моду, которая навязывается извне расчётливым и потерявшим связь с духом рассудком, преследующим исключительно низменные цели. Рассудок добился того, что красота земного тела, особенно женского, оторвана от красоты духовной. Отсюда всё бесстыдство и уродство нынешних стилей одежды, особенно молодёжной моды. В этом нет ни капли красоты. Для человека, хотя бы немного пробудившегося духовно, это прямо таки бросается в глаза: духовная составляющая полностью отсутствует в одежде современных модниц. Только по одному этому признаку - по тому, как одеваются нынешние женщины, можно судить о безудержном духовном падении всего человечества.

И всё-таки земной человек должен одеваться красиво. Ведь небрежность в одежде, пренебрежение внешним видом свидетельствуют об изъянах характера, о духовных упущениях и недоработках. Поэтому земному человеку нужно в первую очередь возродить свой дух, который в ощущениях подскажет ему стиль его одежды, позволив выявить его неповторимую индивидуальность.

Духовно пробудившийся человек, возродив в себе чувство прекрасного, будет стремиться к совершенству во всём. Он приложит максимум усилий к тому, чтобы его душа, мысли, лицо и одежда стали прекрасными - стали выражением его внутреннего ядра, духа!

Воспитательный час на тему:

«В человеке должно быть всё прекрасно…»

Цель : формировать и расширять у учащихся понятие о подлинной красоте человека.

Задачи:

Раскрытие понятия «красота души человека»;

Развитие способности анализировать и давать нравственную оценку поступкам человека;

Воспитание стремления быть отзывчивым и добрым человеком.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, шоколадки – 3 шт., крупный рисунок с изображением Снежной королевы, сердечки, карточки с заданиями «Изобразить…», планшет «накопление мнений».

Предварительная подготовка:

  1. презентация для воспитательного часа;
  2. Крупный рисунок с изображением Снежной королевы.
  3. сердечки;
  4. разучивание стихов;
  5. разучивание движений для физкультминутки;
  6. создание проекта по данной теме с одним из учеников.

Сценарий воспитательного часа:

(Дети разделены на 3 группы)

(Слайд 1)

(Сообщается тема занятия)

На занятии мы с вами должны разобраться, что автор этих слов А. П. Чехов имел в виду, когда произносил эту фразу. Попытаемся её закончить. На планшете «Накопление мнений мы будем записывать все ваши мнения по поводу, что в человеке считается красивым.

(Слайд 2)

На слайде вы видите изображения людей. Выберите тех, кто вам симпатичен. Объясните свой выбор.

(Проводится работа в группах.)

(Один человек из группы объясняет, что выбрано и почему.)

Почему эти люди вам симпатичны? (У них приятная внешность, они совершают хорошие поступки, здоровы, приветливы и активны.)

Так из чего же, по-вашему, складывается красота человека? (Из внешнего вида, поступков, доброжелательности, физического состояния.)(Ответы записываются на планшет)

Вы почти ответили на мой вопрос, но давайте убедимся в верности ваших ответов, на других примерах.

Я вам приготовила сюрприз:

Что чувствовали, о чём думали до того, как развернули шоколад7

Что почувствовали после?

Чему научило вас это упражнение?

Обобщение: Конечно же, упражнение вы выполнили не шутки ради. Оно помогло нам наглядно убедиться, что не всякое яркое, красочное бывает действительно ценным.. Недаром русская народная пословица гласит: «Не всё то золото, что блестит». Иногда так же бывает и с людьми. Красивые внешне люди не кажутся окружающим привлекательными.

Почему так бывает?

Какого человека можно назвать красивым?(Ответы записываются на планшет)

Рассказ воспитателя.

А сейчас я расскажу вам одну историю.

«В одном доме жили две девочки – подружки Карина и Даша. Карина считала себя очень красивой девочкой. Она всё время заботилась о своей внешности. Ей хотелось выглядеть лучше всех. У зеркала она проводила гораздо больше времени, чем другие девочки. Зато в классе она по праву считалась самой красивой ученицей.

Даша же была девочкой скромной, стеснительной.

Однажды подружки, весело болтая, возвращались из школы домой. Подойдя к перекрёстку, они увидели старенького дедушку. Он стоял и, видимо, не решался перейти через дорогу. Карина собиралась пройти мимо, но Даша остановилась и спросила:

Вам помочь?

Помоги, пожалуйста, добрая девочка. Мои глаза совсем ничего не видят, и я не могу перейти дорогу. Даша взяла старичка за руку и заботливо перевела через дорогу.

Спасибо тебе, девочка. Ты красивая как солнышко.

«Какая же она красивая, я намного красивее её», - подумала Карина., обиженная тем, что её красоту не заметили. А вслух она спросила:

Откуда вы знаете, что она красивая, вы же не видите?

Красоту этой девочки сможет увидеть, даже слепой, потому что её красота идёт от сердца, - ответил дедушка.»

О какой красоте говорил дедушка?

Какую из девочек считаете вы красивой? Почему?

Обобщение. (Ответы записываются на планшет)

А сейчас послушайте стихотворение А. Барто «В зеркале».

Не смотрюсь я в зеркала:

Поважнее есть дела!

Я не красавиц, не урод

Обыкновенный парень.

Обычный нос, обычный рот!

Глаза какие? Карие.

Не смотрюсь я в зеркала:

Поважнее есть дела!

Но вдруг одна история

Со мной произошла.

В хоккей играл я во дворе,

Столкнулся со старушкой,

Ну что ж, случается в игре,

Её задели клюшкой!

Она – словцо, и я – словцо

Война у нас в разгаре,

Вдруг вижу в зеркале лицо

Губастый злющий парень!

Несли к соседям зеркало,

И вот средь бела дня

Оно так исковеркало,

Испортило меня!

Обычный нос, обычный рот,

Но, оказалось, я урод!

Стал в зеркало посматривать

Я вечером и днём,

И каждый раз по-разному

Себя я вижу в нём.

Хромую кошку приласкал

Случайно на бульваре.

Иду домой мимо зеркал –

Смотрю: красивый парень!

Меняюсь 10 раз на дню.

С сестренкой начал я возню

И мячик отнял силой –

Смотрю: я не красивый!

Обычный нос, обычный рот, (Слайд 3)

То я пригож, то я урод!

Нет, отражают зеркала

Не только наши лица.

И наши мысли и дела

В них могут отразиться.

Какое открытие для себя сделал герой стихотворения?

Как вы понимаете последние строчки стихотворения?

Какие же поступки считаются хорошими? (Ответы записываются на планшет)

Каждой из трёх групп предлагается придумать и изобразить хороший, добрый поступок, который делает человека красивым (жалость к братьям меньшим – животным, уважение к старикам, помощь людям с отклонениями в состоянии здоровья. Ситуации даются группам на карточках .) После каждой инсценировки, остальные ребята отгадывают изображённые действия и отвечают на вопрос

Можно ли назвать этот поступок красивым? Почему?

Если я назову хороший поступок, вы хлопаете в ладоши, если плохой - не хлопаете.

  1. Здороваться при встрече.
  2. Толкнуть и не извиниться.
  3. Взять в автобусе билет.
  4. После отдыха в лесу оставить после себя свалку.
  5. Вымогать деньги у одноклассников.
  6. Бросить фантик мимо урны.
  7. Отправиться на лыжную прогулку.
  8. Взять чужую вещь без разрешения.
  9. Забраться на скамейку ногами.
  10. Записаться в спортивную секцию.

Вы отлично разбираетесь в том, что хорошо и что – плохо. Молодцы!

Хорошее дело –занятие спортом. Оно тоже красит человека.

Наши мальчики все посещают спортивную секцию. Поднимите сейчас руки те, кому нравится этим заниматься. Что даёт вам спорт?

(Спорт помогает мне…, я получаю удовольствие от …)

Сейчас мы продемонстрируем ваши награды: (Слайды 4 - 9)

Ребята приняли очень правильное решение заниматься спортом. Они не только укрепляют своё здоровье и становятся привлекательными, но у них не остаётся времени на то, чтобы делать пакости. Подумайте над этим!

Давайте сейчас с вами обсудим, к чему может привести безделье и какие последствия от этого ждать.

(Многие начинают курить, пробовать спиртные напитки и даже наркотики. Последствия, конечно, при этом будут самые плачевные: совершение правонарушений, вред здоровью и т. д.)) (Слайды)

А теперь скажите, что вы выбираете? (Обращаюсь к тем, кому не нравится спорт)

(слайд 10)

А знаете ли вы, что на дела человека влияет его настроение? Чаще всего настроение складывается из добрых слов, которые мы слышим, из улыбок, которые мы дарим друг другу. Когда человеку хорошо, то у него и желания хорошие. Но в жизни мы очень мало говорим добрых слов. Поэт Эдуард Асадов написал стихотворение, в котором призывает нас к этому:

«Нежные слова»

То ли мы сердцами остываем,

То ль забита прозой голова,

Только мы всё реже вспоминаем

Светлые и нежные слова…

…И уж коль действительно хотите,

Чтоб звенела счастьем голова,

Ничего-то в сердце не таите,

Говорите, люди, говорите,

Самые хорошие слова!

Давайте потренируемся говорить друг другу добрые слова в виде комплиментов.

Тренинг «Комплимент»

Детям предлагается сказать комплимент рядом сидящему.

Леночка, какое красивое у тебя платьице! Дима, а ты очень добрый мальчик! …

Приятно ли получать комплимент?

Что было на ваших лицах, когда вы получали комплимент?

Дарите друг другу улыбки. Они делают нас добрыми, а наши лица милыми и приятными.

Ребята, давайте вспомним тему нашего занятия.

(-В человеке должно быть всё прекрасно…)

Давайте попытаемся закончить эту фразу и поставим вместо многоточия конкретные слова.

(-внешность, душа, трудолюбие, здоровье, вежливость и т. д. – слова с планшета)

А хотите узнать, какими словами эту фразу закончил А. П. Чехов?

(Слайд 11)

«В человеке должно быть всё прекрасно и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Как вы понимаете это высказывание?

Какого человека вы считаете красивым?

Встречались ли вам красивые люди?

На доске у нас имеется рисунок с изображением Снежной королевы. Давайте сейчас сделаем её душу, сердце красивым.

Задание.

Я вам раздам сердечки, а вы напишите на сердечко совет. Который поможет ему стать красивым и прикрепите вокруг него по окружности.


Эссе

«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…».

К хорошему человеку, как к солнцу,

все тянутся, чтобы согреться его теплом.

Соловьёвой Марине Константиновне

Антон Павлович Чехов … это имя знакомо каждому русскому человеку. Чеховские рассказы и пьесы давно уже стали для многих поколений россиян незаменимым читательским опытом, которым так ненавязчиво делится писатель: «В человеке дОлжно быть всё прекрасно…». Именно дОлжно, потому как Чехов-учитель никогда не был морализатором, как Толстой, или идеалистом в отношении человеческой природы, как Достоевский; он никогда не настаивал и ничего не требовал, а его жизнь всегда была примером сопротивления окружающей глупости, серости, наконец, безысходности. А мы, читатели разных поколений, неизменно вместе с Иваном Ивановичем Чимшой-Гималайским из рассказа «Человек в футляре» вздыхаем: «Больше так жить невозможно!» - и после этого каждый сам решал для себя сам, как он будет поступать в дальнейшем, соотнося свои поступки с камертоном собственной совести, совсем по-чеховски; восклицаем вместе с Петей Трофимовым и Аней из «Вишнёвого сада»: «Вся Россия - наш сад» - чеховский оптимизм не столько в умных и красивых словах, сколько в поступках. Это и подвижническая работа на Сахалине, где он произвел перепись населения острова, составив около 10 тысяч статистических карточек, собрал огромное количество документального материала о труде, быте сахалинских каторжников и местных жителей - все эти наблюдения вылились в художественно-документальный труд «Остров Сахалин». Или в 1891-92-е годы, когда организовал сбор пожертвований в пользу голодающих Нижегородской и Воронежской губерний, куда сам дважды выезжал. А жизнь в Мелихове - это не только вдохновенный литературный труд, но и активная медицинская практика, колоссальная общественная деятельность. Чехов работает здесь земским врачом, принимая множество больных. Кроме этого, в Мелихове и его окрестностях писатель строит три школы для крестьянских детей, колокольню и пожарный сарай, добивается открытия почты и телеграфа. Но и этого мало: он организует посадку тысячи вишневых деревьев, засевает голые лесные участки лиственницами, вязами, кленами, соснами и дубами. Он неизменно проповедовал любовь к конкретным живым людям, призывал быть отзывчивым на их горести и быть милосердным к их недостаткам. Наверное, поэтому мягкость, задушевность и простота, при совершенном отсутствии лицемерия, позы и ханжества в Чехове делали его слова и поступки такими зримыми, что появлялась потребность в их продолжении. Он сам постоянно стремился к идеалу, ненавязчиво увлекая за собой всё новых и новых знакомых, и даже его книги выполняют ту же задачу: зовут деятельно преобразовывать мир к лучшему. Поэтому, на мой взгляд, Чехов - один из немногих русских писателей, которых можно и нужно принимать в любом возрасте и при любом недуге без ограничений. Опять же без насилия, как это у нас в России любят, иначе это будет уже не чеховский диалог, а чеховская сатира.

Поэтому становится так ясно и понятно, почему каждое слово в чеховских рассказах и пьесах, каким бы афористичным оно не было, несёт очень важное смысловое значение, как явное, так и скрытое (знаменитый чеховский подтекст). Как неслучайно Антон Павлович вложил заявленные в заголовке слова в уста доктора Астрова из пьесы «Дядя Ваня». Они знакомы многим, но мало кто знает вторую часть высказывания и кому они отнесены.

Астров. В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Она прекрасна, спора нет, но... ведь она только ест, спит, гуляет, чарует всех нас своею красотой - и больше ничего. У нее нет никаких обязанностей, на нее работают другие... Ведь так? А праздная жизнь не может быть чистою .

Значит, внешняя красота - это ещё не залог любви и почитания. Доктор Астров, очарованный внешним обликом Елены Андреевны, молодой жены профессора Серебрякова, понимает, что его чувства - это не любовь, а что-то другое. Но что? На этот вопрос должны опять же ответить сами читатели или хотя бы задуматься… Астров строго оценивает чету Серебряковых: «Оба - он и вы - заразили всех нас вашею праздностью... Куда бы ни ступили вы и ваш муж, всюду вы вносите разрушение...». Чеховский идеал красоты всегда соединён с постоянным вдохновенным трудом.

Времена меняются, но человеческая природа остаётся неизменной, и каждая эпоха предлагает свой шаблон красоты, который человеческое большинство считает идеалом; так в имиджевый 21-й век - это стандартные 90*60*90. В результате миллионы однотипных девушек и молодых людей. А если никакими средствами невозможно добиться этого эталона? … анорексия, алкоголь, наркотики, суициды? Необходим сильный характер, уважение к себе и, конечно, любимое дело, чтобы выйти из заколдованного круга «красоты».

Но, и с этим нельзя поспорить, безусловно, каждому из нас хотелось бы быть абсолютно красивым, но это ежедневный тяжкий труд, который не всякому по плечу, но, к счастью, вокруг нас всегда есть такие удивительные люди, бескорыстно дарящие нам свою красоту, согревающие наш мир и делающие его светлее. Когда такой человек входит в твою жизнь, пусть даже на мгновение, ты забываешь обо всем и ощущаешь блаженство; появляется неосознанное желание, как можно дольше находиться рядом, и не уставать от этого. Мой пример - Марина Константиновна Соловьёва. Все её роли сложно перечислить: дочь, супруга, мама и одновременно руководящий работник, учитель, классный руководитель … и всегда элегантная дама с блеском в глазах. Каждому её наряду, макияжу, причёске позавидуют известные кинодивы: Катрин Денёв, Джина Лолоджиба, Элизабет Тейлор, Софи Лорен… И в то же время, когда она входит в школу, от её светлой улыбки всё преображается: становится светлее, теплее, появляется чувство неосознанной радости, а, главное, ощущение собственной значимости, что так важно и необходимо не только ученикам, но и коллегам. СловаРР, ученицы СОШ №3: «Спасибо Марине Константиновне СОЛОВЬЕВОЙ , которая больше нас переживала, когда результаты по истории еще не пришли», истинны для каждого человека, кто знает её. Чувство сопричастности с каждый, кто нуждается в ней, высокая степень эмпатии - это качества, ставшие редкими в современном мире, и, к сожалению, среди нашего учительства, ярчайшие в обрисовке ее характера. Марина Константиновна очень давно составила для себя своеобразный «кодекс чести», законы которого исполняет неукоснительно. Поэтому она всегда всё успевает, всегда в центре событий, ни одни дело не обходится без неё, -

иначе нельзя: на неё равняются. Никто никогда не скажет вам, что Марина Константиновна что-то не сделала или что-то забыла. А вы видели ли её когда-нибудь злой, раздражённой? Никогда!!! Как уместны будут здесь слова великого учёного, защитника древнерусской культуры, Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным….».

Мне же хочется отметить особый талант классного руководителя, ибо для каждого ученика 5А класса (Какой по счёту класс?!) её слово было столь значимо, что всегда принималось как единственно верное и нужное, но это был не страх маленького человека перед большим и опытным, а искреннее уважение. Но дети есть дети, и потому иногда приносят и тревоги, и разочарования. Я же никогда не забуду, когда Марина Константиновна говорила своему любимому классу о их проступке, а они в гробом молчании слушали её, потупив головы. У некоторых девчонок показались слёзы. У самой классной мамы дрожал голос, и то же время она не старалась скрыть своей обиды. В этот момент мне, стороннему наблюдателю, передалось чувство общности, удивительного единения, когда каждый сидящий получил свой урок, ненавязчиво, аккуратно, тактично. Это был высший пилотаж педагогики, которая всегда останется искусством личностным, индивидуальным. И таких воспитательных моментов было множество, и Марина Константиновна никогда не стояла над своими пятиклассниками, она всегда была наравне с ними и, самое главное, рядом с ними. Для меня, как учителя, это была замечательная школа педагогического мастерства: мастер-классы, семинары, выполнение домашнего задания.

Можно говорит до бесконечности, описывая достоинства Марины Константиновны, с ней интересно и учиться, и работать, и отдыхать - костёр, горящий в сердце этой женщины согревает всех, но как он особенно необходим серым, безликим людям, занятым серыми, безликими занятиями; он преображает их души и сердца, и совсем по-чеховски призывает деятельно изменить своё будущее: «Если бы каждый человек на кусочке своей земли сделал всё, что от него возможно, как прекрасна стала бы земля наша» (А.П.Чехов).

Есть в литературе много емких высказываний и крылатых фраз, с которыми мы знакомимся раньше, чем с произведениями, которым они принадлежат. Мы слышим их в речи взрослых, видим оформленными в рамки в стенах воспитательных и образовательных учреждений. Такие фразы как: «Счастливые часов не наблюдают», «Свежо предание, да верится с трудом», «Человек – это звучит гордо»…

И высказывание «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» - не исключение. Я услышала и запомнила эту фразу гораздо раньше, чем узнала имя Чехова, и гораздо раньше, чем познакомилась с его творчеством. Странное чувство испытываешь, когда узнаешь в незнакомом что-то знакомое.

И вот именно тогда начинаешь серьезно и вдумчиво вникать в то, что раньше лишь запоминала.

Что же это за фраза такая, и как соотнести ее с творчеством Антона Павловича, как связать ее с лицом Беликова в рассказе «Человек в футляре», или душонками и мыслишками семьи Туркиных в рассказе «Ионыч», или отсутствием своих мыслей у Душечки в одноименном рассказе.

А все дело в том, что высказывание это, как никакое другое, говорит о единичности и цельности самого автора – Антона Павловича Чехова.

Вглядимся в этого удивительного человека глазами его современников.

«Так и видишь его в это время: (импровизировал с братом Александром «Хирургию») высокий, изящный, гибкий, очень подвижный, со светло-карими веселыми глазами, магнетически влекущим к себе всех». К. Чуковский.

«…Глаза Чехова, голубые, лучистые, глубокие, светили мыслью и какой-то почти детской непосредственностью. Казалось, из глаз его струился источник остроумия и непосредственного веселья…» В.Г. Короленко.

И еще одно высказывание не могу не упомянуть. «Три художника связаны в нашем сознании друг с другом и олицетворяют собой Россию: это Чехов, Чайковский и Левитан»,- говорил К.Т. Паустовский.

Обратите внимание – лицо России, прекрасное лицо России. Не случайно Чехов в своем высказывании не употреблял слово «красиво», а сказал «прекрасно». Красота понятие меняющееся во времени, кроме того его можно употребить в уменьшительно-уничижительном значении, например, красивенький, но пустенький. Со словом прекрасно – это не пройдет.

Первое слово в предложении «В человеке…». Именно в человеке, а не в природе, не во вселенной. Почему? Все очень просто: в природе и во вселенной царят порядок и гармония, несовершенен лишь человек, и именно он должен стремиться к совершенству, постоянно работая над собой.

Чехов сделал себя сам. Ведь он родился в купеческой семье, сам о себе говорил так: «В детстве у меня не было детства». Но в семье была «душа», душой семейства была мать – Евгения Яковлевна. Правда, нельзя думать, что душу можно передать как наследство. Душа рождается в муках: в труде, часто непосильном, и страданиях. А этого в жизни А.П. Чехова было с избытком, ранняя самостоятельная жизнь давалась нелегко. В борьбе с трудностями, неся ответственность за всех членов семьи, он становился мужественные и взрослее. Не очерствела, а окрепла его душа, стала поистине прекрасной.

Он любил людей. «И как весело ему было с людьми! С теми, кого он любил… И как неистощима была его душевная щедрость, что многих людей он был готов наделить богатствами своей собственной души».

В его письмах к друзьям, знакомым, родным (писал он много и многим) можно прочитать «славный малый», «душа-человек», «великолепный парень», «симпатичный малый и прекрасный писатель», «милый человечина»…

И это характеризует Антошу Чехонте как человека с прекрасной душой. Ведь мы знаем, чем душевнее человек, тем больше он видит вокруг себя хороших людей.

Он не просто любил людей, он их уважал. Дом и в Мелехова, и в Ялте «кишмя кишел» людьми, гостеприимство его не знало предела, люди жили месяцами. Но никто и никогда не видел его в халате. И даже к утреннему чаю в отсутствии гостей он выходил в костюме, с тщательно выбритыми щеками, аккуратно подстриженной бородкой. Это говорит о том, что внешне он был тоже прекрасен, т.е. одежда была аккуратна и к лицу.

Но а мысли у человека с прекрасной душой, любящего людей не могут быть плохими. Ведь они, мысли, не могут всегда расходится с поступками, значит, у Чехова они были прекрасными тоже.

И это еще раз подчеркивает то, что только цельный человек отвечает за то, что он пишет. В высказывании все слова ключевые и все о Чехове.

А его герои разные – есть удивительные, например, доктор Дымов в «Попрыгунье», есть смешные – Кулдаров в рассказе «Радость», есть отвратительные – Беликов в «Человеке в футляре», есть трогательные – Оленька из рассказа «Душечка».

Для того чтобы совершенствовать себя, нужно видеть пороки в других, тогда захочется искоренить их и сказать самому себе: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».


«В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.» Так сказал Антон Павлович Чехов. Он великий классик, и его слова давно стали классикой. Но что они могут значить для нас, современной молодёжи?

Если говорить об одежде, то, конечно, тут важна опрятность и аккуратность. Но по большому счёту, это то же самое, по чему составляется представление о нас. Но какие принципы в отношении одежды можно применить, чтобы мы выглядели прекрасно, как и сказал об этом Антон Павлович? Кроме аккуратности следует иметь в виду следующее: никогда не старайся одеться первым в новомодные вещи и не снимай то, что вышло из моды самым последним. То есть не следует быть экстравагантными, но и не старомодными тоже стремится быть не стоит.

Душа.. Можно сказать, что это наш внутренний мир. Наши чувства, наши стремления, наши желания. Можно даже сказать, что душа – это наше внутреннее «я». О многом из нашего «я» не знает никто, кроме нас самих.

Но как сделать прекрасным наш внутренний мир? Прежде всего, надо быть честным с самим собой. Это так во всех отношениях. Если мы честны с самим собой, то мы и честно оцениваем себя. Правилен ли наш поступок? Корректны ли мы по отношению к другим? Справедливо ли то, что мы делаем? Если будем давать себе честную самооценку, то наша душа будет прекрасна.

И, наконец, мысли. Отчасти мысли тоже связаны с душой. То есть нашим внутренним «я». Но мысли бывают мимолётными. Иногда приходит в голову неправильная мысль. Как к этому относиться? Мысли, они как птицы. Если не отгонять птиц, то они совьют гнездо на крыше. Так и если не гнать неправильные мысли, то они тоже совьют гнездо. Только в голове. Обдумывая постоянно что-то неправильное, мы уже привыкаем к такому неправильному образу мышления, и он становится для нас привычным. Будут ли в этом случае наши мысли прекрасны? Это очень серьёзный вопрос.

Вот такие размышления навевают мне слова великого классика Антона Павловича Чехова.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2013-09-27

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.