Что произошло в риме 753 году. Кельты в римской армии

Ромул и Рем были рождены весталкой (жрицей богини Весты) в городе Альба-Лонге, который располагается недалеко от современного Рима. Жрицу звали Рея Сильвия. Она была из рода троянского героя Энея, который переселился с выжившими троянцами в эти места после Троянской войны.

У братьев была непростая судьба. Их мать была дочерью законного царя Альба-Лонги, который был свергнут родственником, занявшим его трон. Чтобы законный род прервался, узурпатор сделал Сильвию весталкой, которая должна хранить безбрачие 30 лет.

Однако Сильвия зачала от бога Марса в священной роще. За нарушение обета весталки наказывались смертью. Но Рея была спасена богом реки Тибр. Близнецы, которых родила жрица, также были брошены в реку и тоже выжили. Их вырастили и вскормили волчица, дятел и чибис.

Когда мальчики выросли, они узнали о своем происхождении, вернулись в город, убили узурпатора и вернули трон своему деду. После этого отправились на поиски места новой колонии Альба-Лонги. Судьба братьев имеет похожие мотивы с мифами о Персее, Кришне и Моисее.

Когда братья определили место для основания города между ними вспыхнула ссора и Ромул убил Рема. Братоубийца основал город и назвал его своим именем.

Основатель Рима щедро даровал права и свободы всем вновь прибывшим гражданам, поэтому мужское население города выросло быстро. Но женщин не хватало.

С этой целью римляне устроили праздник, на которой съехались жители соседних земель. В разгар праздника коварные хозяева напали на гостей и захватили женщин племени сабинян. За такое вероломство соседи начали воевать с похитителями. Но римляне выстояли. На некоторое время латиняне объединились с сабинянами под руководством двух царей: Ромула и Тация (царя сабинян). После смерти Тация, латинский царь стал единолично править обеими общинами. Сабиняне были ассимилированы латинянами.

Ромул создал сенат из 100 патрициев (отцов), избранных лучших людей, которые должны делить с ним бремя управления и быть жрецами богов. Все остальные граждане были плебеями и занимались земледелием, скотоводством и ремеслами.

Римский царь был вознесен на небо к богам в момент жертвоприношения богам. Патрициев подозревали в убийстве царя, но они утверждали, что видели его возносящимся на небеса.

Следующим царем Рима стал Нума Помпилий.

Географические координаты: 41.90000001,12.50000001
Год: -753
Возраст субъекта: 18
Место: Рим
Путь: Средиземное море
Субъект: Ромул
Страна: Римское царство

Царский Рим (753-510 годы до н.э.)

Рим, который уже в Античности называли Вечным городом (Roma aeterna), был основан палевом берегу Тибра , в 25 км от устья реки, в Лации - области расселения латинских племен к югу от Этрурии. Будущая столица мира недаром известна как «город на семи холмах»: первоначально поселения располагались на Палатине, впоследствии были заселены соседние холмы Капитолий и Квиринал, несколько позже поселения появились на Целии, Авентине, Эсквилине и Виминале. В VIII в. до н.э. 30 городов Лация, древнейшими из которых были Лаврент, Ланувий и Лавиний, образовали Латинскую, или Альбанскую, федерацию (от лат. foedus - «договор») во главе с Альбой-Лонгой (культовым центром этого политического объединения являлся храм Юпитера Лациарского на Альбанской горе). По легенде, основателем Альбы-Лонги был Асканий-Юл, сын троянского героя Энея, прибывшего в Италию морем после падения Трои. Асканий- Юл 1 стал родоначальником легендарной альбанской династии Сильвиев, т.е. Лесовиков (от лат. silva - «лес»). Внуки 14-го царя Альбы-Лонги Нумитора, братья-близнецы Ромул и Рем, как гласит одно из преданий, основали на Палатинском холме на берегу Тибра новый город и назвали его Roma (т.е. город Ромула; само слово этрусского происхождения). Легендарная дата основания Рима - 21 апреля 753 г. до н.э. В ссоре Ромул убил брата и стал первым из семи легендарных римских царей .

С Ромулом (753-715 гг. до н.э.) литературная традиция связывает римско- сабинский синойкизм (слияние двух общин, римской и сабинской) , распределение всего населения Рима по 30 куриям, значительное расширение римских владений за счет соседей (латинов и сабинов), победу над Вейями и создание личной царской гвардии в составе 300 целеров (всадников) во главе с тремя трибунами. Кроме того, Ромулу приписывается создание сената (совета старейшин) в составе 100 «отцов» (patres , которые являлись главами родов) и учреждение почетного эскорта из ликторов, в дальнейшем сопровождавшего не только царей, по и римских должностных лиц времен Республики. В конечном счете, по-видимому, Ромул был убит «отцами», которых раздражали его тиранические замашки (по легенде, боги взяли его живым па небо).

Второй царь, сабинянин Нума Помпилий (715-673 гг. до н.э.), зять соправителя Ромула, Тита Тация, как гласит предание, в противоположность Ромулу проводил мирную политику, предпочитая войне право человеческое (jus) и божественное (fas). Он распустил отряд целеров, обожествил Ромула под именем Квирина (после этого Ромул стал богом- покровителем римской гражданской общины), провел межевание земельных участков, учредил культы и празднества в честь богов, упорядочил календарь , запретил человеческие жертвоприношения, создал ремесленные и жреческие коллегии, наконец, установил рыночные дни - нундины 1 . Преемник Нумы, воинственный Тулл Гостилий (673-641 гг. до н.э.), разрушил Альбу-Лоигу и переселил ее жителей в Рим. Подобно Ромулу, он расширил римские владения и значительно увеличил число граждан Рима . Деспотичного и грубого Гостилия постиг тот же конец, что и Ромула: он был убит (по легенде, незадачливый царь сгорел вместе со своим жилищем от удара молнии Юпитера, который разгневался на Гостилия за то, что тот неправильно к нему обратился!). Четвертый царь, Анк Марций (641- 616 гг. до н.э.), внук Нумы Помпилия, удачно воевал с латинами, сабинами, вольсками и этрусками, построил первый деревянный мост через Тибр, основал первую римскую колонию, Остию , в устье Тибра и завладел соляными варницами (так называемыми салинами) на морском побережье. Анк Марций переселил население ряда латинских городов в Рим, на Авен- тин, тем самым положив начало классу-сословию плебеев.

Следующим царем стал этрусский аристократ (лукумон) Луций Таркви- ний Древний (616-578 гг. до н.э.), основавший так называемую этрусскую династию и прославившийся своей строительной деятельностью. При нем замостили камнем и начали застраивать знаменитый римский форум, между Палатином и Авентином возвели Большой цирк , подготовили место для постройки храма Юпитера на Капитолии (грандиозный замысел был воплощен в жизнь уже внуком царя, Тарквинием Гордым), соорудили канализацию (так называемую Великую Клоаку, Cloaca Maxima) и первый водопровод. Собственно говоря, лишь с этого времени Рим стал городом. В период правления Тарквиния Древнего, разгромившего силы латинов, сабинов и этрусков , Рим стал доминировать в Лации, возглавив Латинскую федерацию. По преданию, при Тарквинии Древнем состав сената был расширен до 300 человек. После гибели Тарквиния, которого зарубили топорами наемные убийцы, подосланные сыновьями Айка Марция, воцарился Сервий Туллий (578-534 гг. до н.э.). Он успешно воевал с Вейями и другими этрусскими городами, обнес Рим мощной оборонительной стеной , а также провел серию важных государственных реформ. По приказу Сервия был выстроен храм Дианы на Авентине, где жили плебеи (храм стал их святилищем). Сервий Туллий, подобно большинству своих предшественников, погиб насильственной смертью. Наконец, последним, седьмым, царем Рима стал зять и убийца Сервия, внук Тарквиния Древнего, Луций Тарквиний Гордый (534-510 гг. до н.э.). Он проводил активную внешнюю политику, удачно воюя с сабинами, латинами, вольсками и этрусками. В Риме же Тарквиний правил как тиран, жестоко расправляясь с неугодными ему сенаторами 1 , вследствие чего возник аристократический заговор и произошел военный переворот (510 г. до н.э.). Царь был изгнан вместе с потомством , а в Риме была установлена республика (от лат. res publica - «общее дело»).

Многие сведения литературной традиции за последние 100-150 лет оказались надежно подкреплены данными археологических раскопок. В частности, выяснилось, что в начале I тыс. до н.э. латины заселили Палатинский холм , а сабины несколько позднее - Квиринал , Виминал и Эсквилин. Остатки хижин на Палатине, сооруженных из дерева, глины и соломы, датируются VIII в. до н.э., тогда как древнейшие памятники материальной культуры, обнаруженные на территории Вечного города, восходят к XIII-IX вв. до н.э.: это прежде всего фрагменты греческой керамики и погребальный инвентарь. Захоронения на Эсквилине с оружием и колесницами датируются VII-V вв. до н.э. По-видимому, в VIII в. до н.э. произошел синойкизм обособленных родовых общин: первыми объединились жители Палатина и Эсквилинского холма, а также долины Субуры. Вскоре к ним присоединились сабины с Кви- ринала, а затем этруски с Целия (Авентин был присоединен только в IV в. до н.э.). Так возник Рим, центром которого стала цитадель на Капитолийском холме со святилищем Юпитера. Обитатели древнейшего Рима жили за счет скотоводства (основная отрасль хозяйства), земледелия (играло меньшую роль) и промыслов (охота, рыболовство, добыча соли).

Изначально население древнейшего Рима делилось на три родоплеменные трибы (Тициев, Рамнов и Луцеров), 30 курий и 300 родов. Члены рода обладали коллективной собственностью на землю , имели родовое кладбище и свой культ. Численность родичей могла быть довольно значительной: например, род Клавдиев в VI в. до н.э. насчитывал до 5 тыс. лиц мужского пола (считая клиентов). Родоплеменную общину римлян возглавлял сенат (от лат. senex - «старик»), т.е. совет старейшин. Дела, которые обсуждались 300 сенаторами («отцами», patres) y для принятия окончательного решения выносились на рассмотрение народного собрания, созывавшегося но куриям - куриатных комиций. Это было собрание военнообязанных (ополчение комплектовалось по куриям ). В частности, в куриатных комициях избирался царь (гех ), который командовал войском и являлся верховным жрецом, обладая всей совокупностью военных и сакральных полномочий (imperium ) наряду с гражданской и судебной властью. Атрибуты царской власти римляне заимствовали, видимо, у этрусков: пурпурный плащ, золотая диадема, скипетр с изображением орла, трон, отделанный слоновой костью (так называемое курульное кресло). Почетный конвой царя состоял из 12 ликторов 1 - служителей, совмещавших функции телохранителей, полицейских и палачей; они торжественно шествовали впереди царя с фасциями в руках (лат. fasces - пучки прутьев с топором в середине; они символизировали власть над телом и жизнью граждан).

Члены родовой (гентильной) организации составляли римский народ квиритов, г.е. членов курий (populus Romanus). Римская гражданская община, изначально пополнявшаяся за счет переселенцев, которых распределяли по куриям, замкнулась в себе при Анке Марции, когда иссякли резервы общинного земельного фонда (общественного поля, agerpublicus). В результате произошла фиксация двух классов-сословий древнейшего Рима: привилегированных патрициев (лат. patricius - «сын знатного отца»), обладавших доступом к ager publicus и правом участвовать в куриатных комициях, и все возраставших в числе плебеев (от лат. plere - «наполнять»), которые, сохранив свои роды, стояли вне римской родовой организации (с вытекающим отсюда поражением в правах). С этого в Риме началось вековое противостояние патрициев и плебеев.

В процессе социальной дифференциации одна часть плебса богатела, а другая нищала. Многие обедневшие плебеи (как и некоторые разорившиеся граждане, а также вольноотпущенники) переходили под покровительство могущественных патрициев и становились их клиентами (лат. clientes - «зависимые люди»). Клиент был членом рода своего патрона и во всем ему подчинялся. В свою очередь патрон оказывал клиенту защиту и покровительство. Отношения патроната-клиентелы на протяжении веков считались в Риме священными и нерушимыми.

Патрицианские роды, которые возглавлялись родовыми старейшинами, делились на патриархальные семьи (familiae ) во главе с домовлады- ками. Власть домовладыки (patria potestas ) внутри семьи была абсолютной: но отношению к домочадцам pater familias обладал «правом жизни и смерти» (jus vitae ас necis ) , он имел право трижды продавать в рабство подвластного ему сына, а также безраздельно распоряжался всей семейной собственностью. В эпоху патриархального рабства в состав фамилии наряду с родичами входили не только клиенты, но и рабы, причем раб был не просто «говорящим орудием» (instrumentum vocale ), но и личностью {persona).

Последовательно проводя политику, направленную на укрепление своей личной власти, последние римские цари использовали плебс в качестве политического противовеса патрициям. Царю Сервию Туллию 1 традиция приписывает осуществление цензовой, военной и административно-территориальной реформ, которые явились важной вехой на пути римского общества от родоплеменного строя эпохи «военной демократии» к государственности. На проведение военной реформы, заключавшейся в замене куриатного ополчения центуриатным, Сервия, видимо, подвигла суровая необходимость: в условиях войны с этрусками выявилась слабость куриатного ополчения римлян но сравнению с этрусской фалангой. Стремясь усилить вооруженные силы Рима, Сервий Туллий включил плебеев в состав римской гражданской общины (недаром впоследствии его веками почитали в Риме как «народного царя») и, проведя перепись населения, поделил всех способных носить оружие мужчин на пять имущественных классов.

I класс - 80 центурий тяжелой пехоты и 18 центурий всадников, итого 98;

II - 22, III - 20, IV - 22, V - 30 центурий легкой пехоты (из них четыре центурии выставляли ремесленники и музыканты), пролетарии формировали 1 центурию 1 (всего 193). Таким образом, центуриатное ополчение, включавшее как патрициев, так и плебеев, комплектовалось вне родов и курий. В результате сервианской реформы в Риме появилась гоплитская фаланга.

Сервий Туллий ввел новый вид народного собрания - центуриатные комиции, в которых наряду с патрициями участвовали и плебеи. В цен- туриатных комициях главную роль играло имущественное положение, а не происхождение. Хотя число людей в центуриях колебалось от нескольких десятков (I класс) до нескольких сотен (центурия пролетариев), каждая центурия во время голосования имела только один голос. Поскольку представители I цензового класса располагали 98 голосами из 193, ясно, что решающее слово в центуриатных комициях оставалось за наиболее состоятельными гражданами; граждане I цензового класса голосовали первыми, поэтому если эти 98 центурий выступали консолидированно, мнение остальных не учитывалось, поскольку голосование автоматически прекращалось но достижении абсолютного большинства. Помимо имущественного ценза был установлен еще и возрастной: центурии молодежи (или юниоров, от 17 до 46 лет) несли полевую службу, тогда как центурии стариков (или сениоров, старше 46 лет) служили в гарнизонах. Наконец, Сервий Туллий провел административно-территориальную реформу, поделив всю территорию римской гражданской общины (civitas ) на 21 округ (к 241 г. до н.э. их стало 35). Эти округа назывались трибами (четыре из них были городскими, остальные - сельскими).

В результате всех этих преобразований на политическую авансцену выдвинулись центуриатные комиции, оттеснившие собрания по куриям на второй план. Цензовая и административно-территориальная реформы Сервия Туллия нанесли мощный удар по институтам родового строя . Кроме того, было положено начало постепенной интеграции плебеев в римский гражданский коллектив.

К концу царского периода завершилось формирование римского полиса, или civitas , т.е. гражданской общины с античной формой собственности. Последнюю отличал определенный дуализм: с одной стороны, отдельный гражданин являлся собственником средств производства, с другой - всему гражданскому коллективу принадлежало верховное право собственности на землю в форме контроля за ее распределением и использованием. Усиление публичной власти за счет родовых институтов обернулось появлением царского деспотизма сродни раннегреческой тирании, что привело к заговору аристократии против последнего царя и изгнанию его из Рима (510 г. до н.э.). Это был, по сути, военный переворот (активное участие в нем приняло войско) под руководством аристократов, которым помогали так называемые содалы - «друзья», составлявшие свиту своих патронов из числа знати 1 . Возможно, именно после изгнания царя число сенаторов было увеличено до 300 за счет представителей плебейской верхушки (200 патрициев-patres и 100 плебеев-conscripts т.е. «приписанных», или добавленных к списку). По преданию, изгнанного царя заменили два ежегодно переизбиравшихся магистрата - так назвываемые консулы (от лат. consulere - «совещаться»). Они унаследовали от царей некоторые атрибуты высшей власти: курульное кресло, тогу с пурпурной каймой (toga praetexta) и 12 ликторов. Первыми консулами, по легенде, стали Луций Юний Брут и Луций Тарквиний Коллатин - родственники последнего царя. С этого времени наступает эпоха Римской республики (510-30 гг. до н.э.).

  • Род Юлиев, к которому принадлежал диктатор Гай Юлий Цезарь, считал своими прародителями Энея и Аскания-Юла.
  • Эту дату в I в. до н.э. вычислили ученый этруск Тарутий и римский антиквар МаркТеренций Варрон.
  • Традиционное число римских царей не менее условно, чем даты их правлений: ниопровергнуть, ни подтвердить эти сведения невозможно.
  • По легенде, после объединения римской и сабинской общин возникло двоевластие:в течение шести лет Ромул правил совместно с сабинским царем Титом Тацисм, убитым вовремя жертвоприношения в Лавинии - он был заколот жертвенными вертелами (!).
  • Был введен лунно-солнечный календарь (год делился на 12 месяцев и 355 дней).
  • Нундины - название последнего (девятого) дня римской недели: семь рабочих днейнаходились между двумя нундинами. Нундины были праздничным, выходным днем, когдапоселяне приходили в город для покупок, продажи своих товаров и для других дел. Со временем в Риме постепенно вошла в обычай 7-дневная неделя.
  • Есть мнение, что именно Тулл Гостилий ввел в сенат 100 «отцов» из числа альбанцев.
  • Археологические раскопки показали, что Остия возникла лишь в IV в. до н.э.
  • Большой цирк функционировал на протяжении всей истории Древнего Рима (последние игры в этом самом грандиозном римском ипподроме устроил остготский король Тотилав 549 г.). Во времена Юлия Цезаря Большой цирк вмещал до 500 тыс. зрителей.
  • С именем Тарквиния Древнего связывают первый триумф - торжественное шествиепо улицам Рима с демонстрацией захваченной добычи и жертвоприношением Юпитерув ознаменование крупной победы над внешним врагом.
  • Археологические находки свидетельствуют, что Рим был обнесен стеной лишь в IV в.до н.э. (так называемая Сервиева стена, возведенная из туфа).
  • Впрочем, не известно ни одного конкретного примера сенатора, пострадавшего от царского произвола. Видимо, «черный стереотип» в лице Тарквиния Гордого был создан в средевраждебной ему патрицианской знати, откуда впоследствии он и перекочевал на страницыримской историографии.
  • Свергнутый царь бежал в Этрурию, где нашел поддержку у Ларса Порсенны, царягорода Клузия. После провала совместного с Порсенной похода на Рим Тарквиний бежалв Кумы, где и умер в 495 г. до н.э.
  • В античной традиции бытовала версия, будто Сервий Туллий был сыном рабыни (лаг.seams - «раб»), некой знатной латинянки, попавшей в плен к римлянам. В соответствиис другой версией, Сервий Туллий в действительности являлся этрусским авантюристомМастарной, изгнанным из Этрурии и поселившимся в Риме, где он переменил имя и достигцарской власти.
  • Куриатное ополчение во времена царей насчитывало 3 тыс. пехотинцев под началом
  • военных трибунов и 300 всадников. Так сложилась основа легиона (legio, от лат. «набирать»), который в будущем стал основной тактической единицей римской армии. 3 От лат. census - «перепись». Согласно данным переписи, проведенной при СервииТуллии, в Риме насчитывалось 25 тыс. граждан, способных носить оружие (но сведениямримского историка Фабия Пиктора, жившего в III в. до н.э.). Первоначально ценз был,видимо, не денежный, а земельный. Во всяком случае, все состоятельные люди в Риме былиобязаны платить в казну tributum, или трибут - взнос на военные нужды (в соответствиис цензом, ех сети). До Сервия Туллия это была подушная подать, взимавшаяся поголовно(uiritim). Некоторые исследователи относят Сервиеву реформу к рубежу IV-III вв. до н.э.
  • Воины V цензового класса (так называемые велиты) были вооружены только пращамии камнями.
  • В реальности, по крайней мере до середины V в. до н.э., высшие должностные лицаРимской республики именовались не консулами, а преторами (от лат. praeire - «идти впереди, предводительствовать»).
  • По преданию, Тарквиния Коллатина вскоре сменил один из активных участниковпереворота 510 г. до н.э., видный патриций Публий Валерий Публикола (в будущем четырехкратный консул). Его историчность подтверждается знаменитой надписью из Сатрика(V в. до н.э.). С именем Валерия Публиколы традиция связывает закон о праве обжалованияперед народом решений магистратов (так называемое право провокации).
  • Квинт Фабий Пиктор, древнейший из известных нам римских историков (III в.). Авторнаписанных по-гречески «Анналов».

В разделе на вопрос Город Рим был основан в 753г. до. н. э. Он располагался на берегу реки Тибр. Как называлась эта местность? заданный автором ^^ лучший ответ это Рим (итал. Roma) - столица Италии, административный центр провинции Рим и области Лацио. Расположен на реке Тибр. Население - 2,6 млн человек.
Рим - один из старейших городов мира, древняя столица Римской империи. Поэтому Рим часто называют «вечным городом» . Также Рим называют «городом на семи холмах» . Первоначально поселения располагались на холме Палатин, впоследствии были заселены соседние холмы - Капитолий и Квиринал. Несколько позже поселения появились на последних 4 холмах Целий, Авентин, Эсквилин и Виминал.
По преданию, Рим был основан Ромулом и Ремом 21 апреля 753 г. до н. э. Ромул и стал его первым царём. Эту дату приводит историк Марк Теренций Варрон. До него римляне называли различные даты в промежутке между 758 и 728 годами до н. э. Древнейшие поселения из хижин, относящиеся к культуре железного века, скорее всего появились на месте Рима задолго до восьмого века до н. э. Они выросли на холмах вокруг долины, лежащей у реки Тибр, у места, где когда-то был брод. В древности ландшафт этой местности был изрезан холмами и, считается, что город возник на семи холмах - Авентин, Виминал, Квиринал, Капитолий, Палатин, Эсквилин и Целий. В течение сотен лет Рим был небольшим поселением в центре Апеннинского полуострова. Однако выгодное местоположение и агрессивная политика, вместе с рядом нововведений в военном деле постепенно вывели его на лидирующие позиции сначала в области, а потом и в регионе. Окончательным «экзаменом» на право первенства стали затяжные Пунические войны, которые город вел с Карфагеном. В результате этого столкновения Карфаген был в буквальном смысле стёрт с лица земли. После конец империи положили многочисленные вторжения извне германских и славянских народов, а также растущие сепаратистские тенденции внутри самого государства. В период Средних веков Рим вошёл разрушенным, потеряв всё свое могущество, но оставаясь резиденцией римских пап. Рим был захвачен: 1. 387 до н. э. , когда галлы впервые захватили вечный город. 2. Вестготский король Аларих в 410 г. овладел Римом. 3. Германский король - Одоакр в 476 г. положил конец Западной Римской империи.
Статус столицы Италии город вернул только в XIX веке после Рисорджименто и объединения Италии.

· 756 до н. э. · 755 до н. э. · 754 до н. э. - 753 до н. э. - 752 до н. э. · 751 до н. э. · 750 до н. э. · 749 до н. э.

События

Напишите отзыв о статье "753 год до н. э."

Примечания

Отрывок, характеризующий 753 год до н. э.

Я начала постепенно понимать, что мама была права, советуя не рассказывать обо всём моим друзьям. Вот только я никак не могла понять – почему они не хотят этого знать, ведь это было так интересно! Так, шаг за шагом, я пришла к грустному пониманию, что я, должно быть, не совсем такая, как все. Когда я однажды спросила маму об этом «в лоб», она мне ответила что я не должна грустить, а наоборот, должна гордиться, потому что это – особый талант. Честно говоря, я никак не могла понять, что же это за такой талант, от которого шарахались все мои друзья?.. Но это была реальность и мне приходилось с ней жить. Поэтому я пробовала к ней как-то приспособиться и старалась как можно меньше распространяться о своих странных «возможностях и талантах» в кругу своих знакомых и друзей…
Хотя иногда это проскальзывало помимо моей воли, как, например, я часто знала что произойдёт в тот или другой день или час с тем или иным из моих друзей и хотела им помочь, предупреждая об этом. Но, к моему великому удивлению, они предпочитали ничего не знать и злились на меня когда я пыталась им что-то объяснить. Тогда я впервые поняла, что не все люди любят слышать правду, даже если эта правда могла бы им как-то помочь… И это открытие, к сожалению, принесло мне ещё больше печали.
История древнего мира [Восток, Греция, Рим] Немировский Александр Аркадьевич

Царский Рим (753–510 гг. до н. э.)

Древнейший Рим был одним из городов Лация – области расселения латинских племен к югу от Этрурии. Как и другие латинские города, он возник в результате синойкизма, т. е. слияния мелких родовых поселений.

В VIII в. до н. э. 30 городов, древнейшими из которых были Лаврент, Ланувий и Лавиний, образовали Латинскую федерацию во главе с Альбой-Лонгой. Согласно преданию, основателем Альбы-Лонги был Асканий-Юл, сын троянского героя Энея, прибывшего в Италию морем после падения Трои. Внуки 14-го царя Альбы-Лонги Нумитора, братья-близнецы Ромул и Рем, по легенде, основали на Палатинском холме на берегу Тибра новый город и назвали его Roma (т. е. Рим). В ссоре Ромул убил брата и стал первым из семи римских царей (753–715 гг. до н. э.). С именем легендарного Ромула (его имя означает «римский») традиция связывает римско-сабинский синойкизм (слияние двух общин), распределение всего населения Рима по 30 куриям, значительное расширение римских владений за счет соседей (латинов и сабинов), победу над Вейями и создание личной царской гвардии в составе 300 целеров. В итоге Ромул был убит родовыми старейшинами, которых раздражали его тиранические замашки.

Второй царь, Нума Помпилий (715–673 гг. до н. э.), признанный исторической личностью, в противоположность Ромулу был миротворцем. Он распустил отряд целеров, обожествил Ромула под именем Квирина, учредил культы богов, создал ремесленные и жреческие коллегии, установил торговые дни – нундины. Преемник Нумы, воинственный Тулл Гостилий (673–641 гг. до н. э.), разрушил Альбу-Лонгу и переселил ее жителей в Рим. Деспотичного Гостилия постиг тот же конец, что и Ромула.

Четвертый царь, Анк Марций (641–616 гг. до н. э.), удачно воевал с латинами, сабинами и вольсками, построил первый деревянный мост через Тибр, расширил территорию Рима, основал первую римскую колонию, Остию, в устье Тибра и завладел соляными варницами (т. н. салинами). Следующим царем стал выходец из Этрурии Луций Тарквиний Древний (Priscus, 616–578 гг. до н. э.), прославившийся своей строительной деятельностью. При нем замостили камнем и начали застраивать Форум, возвели Большой цирк между холмами Палатином и Авентином, подготовили место для постройки храма Юпитера на Капитолии (грандиозный замысел был воплощен в жизнь лишь внуком царя, Тарквинием Гордым), начали возводить городские укрепления, соорудили канализацию (Cloaca Maxima). Во времена Тарквиния Древнего Рим стал доминировать в Лации. После убийства Тарквиния воцарился Сервий Туллий (578–534 гг. до н. э.). Он успешно воевал с Вейями и другими этрусскими городами, обнес Рим мощной оборонительной стеной, а также провел серию важных государственных реформ.

Наконец, последним, седьмым царем Рима стал зять и убийца Сервия – Луций Тарквиний Гордый (Superbus, 534–510 гг. до н. э.), который вел многочисленные захватнические войны и правил как тиран, за что и был изгнан из Рима вместе с потомством. После этого в Риме была установлена республика (от латинского res publica – «общее достояние»).

Многие сведения литературной традиции за последние 100–150 лет оказались надежно подкреплены данными археологических раскопок. В частности, выяснилось, что в начале I тыс. до н. э. латины заселили Палатинский холм, а сабины несколько позднее – Квиринал, Виминал и Эсквилин (остатки хижин на Палатине датируются VIII в. до н. э., тогда как древнейшие памятники материальной культуры, обнаруженные на территории Вечного города, восходят к XIII–IX вв. до н. э.: это прежде всего фрагменты греческой керамики и погребальный инвентарь). В VII в. до н. э. произошел процесс слияния обособленных родовых общин: первыми объединились жители Палатина и Эсквилинского холма, а также долины Субуры. Вскоре к ним присоединились сабины с Квиринала, а затем этруски с Целия. Так возник Рим, центром которого стала крепость на Капитолийском холме с храмом Юпитера. Обитатели древнейшего Рима жили за счет скотоводства (основная отрасль хозяйства), земледелия (играло меньшую роль) и промыслов (охота, рыболовство, добыча соли).

Изначально население древнейшего Рима делилось на 3 родоплеменные трибы (Тициев, Рамнов и Луцеров), 30 курий и 300 родов. Члены рода обладали коллективной собственностью на землю, имели родовое кладбище и свой культ. Численность родичей могла быть довольно значительной: например, род Клавдиев в VI в. до н. э. насчитывал 5 тысяч лиц мужского пола (считая клиентов). Родоплеменную общину римлян возглавлял сенат (от латинского senex – «старец»), т. е. совет старейшин. Дела, которые обсуждались 300 сенаторами («отцами», patres), для принятия окончательного решения выносились на рассмотрение народного собрания, созывавшегося по куриям, – куриатных комиций. В частности, в комициях выбирался царь (rex), которому принадлежала вся полнота военной, исполнительной и судебной власти. Кроме того, он являлся верховным жрецом. Атрибуты царской власти римляне заимствовали у этрусков: пурпурный плащ, золотая диадема, скипетр с орлом, трон из слоновой кости (т. н. курульное кресло). Почетный конвой царя состоял из 12 ликторов – телохранителей, обычно выступавших впереди царя с фасциями в руках (fasces – пучки прутьев с топором в середине; они символизировали власть над телом и жизнью граждан).

Члены родовой (гентильной) организации составляли римский народ квиритов (populus Romanus). Римская гражданская община, изначально пополнявшаяся за счет переселенцев, которых распределяли по куриям, замкнулась в себе при Анке Марции, когда иссякли резервы общинного земельного фонда (ager publicus). В результате произошла фиксация двух классов-сословий древнейшего Рима: привилегированных патрициев (patricius – «сын знатного отца»), обладавших доступом к ager publicus и правом участвовать в куриатных комициях, и все возраставших в числе плебеев (от латинского plere – «наполнять»), которые, сохранив свои роды, стояли вне римской родовой организации (с вытекающим отсюда поражением в правах). С этого в Риме началось вековое противостояние патрициев и плебеев.

В процессе социальной дифференциации одна часть плебса богатела, а другая нищала. Многие обедневшие плебеи (как и некоторые разорившиеся граждане, а также вольноотпущенники) переходили под покровительство могущественных патрициев и становились их клиентами (clientes – «зависимые люди»). Клиент был членом рода своего патрона и во всем ему подчинялся. В свою очередь, патрон оказывал клиенту защиту и покровительство. Отношения патроната – клиентелы на протяжении веков считались в Риме священными и нерушимыми.

Патрицианские роды, которые возглавлялись родовыми старейшинами, делились на патриархальные семьи (familiae) во главе с домовладыками. Власть домовладыки (pater familias) внутри семьи была абсолютной: по отношению к домочадцам он обладал «правом жизни и смерти» (jus vitae ac necis). В эпоху патриархального рабства в состав фамилии наряду с родичами входили не только клиенты, но и рабы.

Последовательно проводя политику, направленную на укрепление своей личной власти, последние римские цари использовали плебс в качестве политического противовеса патрициям. Царю Сервию Туллию традиция приписывает осуществление реформ, которые явились важной вехой на пути римского общества от родового строя к государству. Осуществляя военную и связанную с ней цензовую реформы, Сервий Туллий поделил все мужское население Рима (и патрициев, и плебеев) на шесть имущественных классов. Ценз I класса составлял 100 000 медных ассов (имеется в виду стоимость всего имущества), II – 75 тыс., III – 50 тыс., IV – 25 тыс., V – 11,5 тыс. ассов. Все бедняки, единственное достояние которых заключалось в их детях, составляли VI класс – пролетариев (от лат. proles – «потомство»). Каждый класс выставлял определенное количество центурий (сотен) в войско: I класс – 80 центурий тяжелой пехоты и 18 центурий всадников, итого 98; II – 22, III – 20, IV – 22, V – 30 центурий легкой пехоты, VI класс – 1 центурию, всего 193 центурии.

Сервий Туллий ввел новый вид народного собрания – центуриатные комиции с цензовым принципом голосования. В них наряду с патрициями участвовали и плебеи. Несмотря на то что число людей в центуриях колебалось от нескольких десятков (I класс) до нескольких сотен (центурия пролетариев), каждая центурия во время голосования имела только один голос. Поскольку представители I цензового класса располагали 98 голосами из 193, ясно, что решающее слово в центуриатных комициях оставалось за наиболее состоятельными гражданами. Помимо имущественного ценза, был установлен еще и возрастной: центурии молодежи (от 17 до 46 лет) несли полевую службу, тогда как центурии стариков (старше 46 лет) служили в гарнизонах. Войско состояло из 4 легионов под командованием царя. Наконец, Сервий Туллий провел административно-территориальную реформу, поделив всю территорию Римского государства на 21 округ (к 241 г. до н. э. их стало 35). Эти округа назывались трибами (4 из них были городскими, остальные – сельскими).

В результате этих преобразований на авансцену выдвинулись центуриатные комиции, оттеснившие собрания по куриям на второй план. Цензовая и административно-территориальная реформы Сервия Туллия нанесли сокрушительный удар по институтам родового строя. В итоге было положено начало постепенному включению плебеев в состав римского гражданского коллектива.

К концу царского периода завершилось формирование римского полиса, или civitas, т. е. гражданской общины с античной формой собственности. Усиление публичной власти за счет родовых институтов обернулось царским деспотизмом сродни раннегреческой тирании, что привело к заговору аристократии против последнего царя и изгнанию его из Рима (510 г. до н. э.). По преданию, тогда же царя заменили два ежегодно переизбиравшихся магистрата – т. н. консулы (consules). Они унаследовали от царей некоторые атрибуты высшей власти: курульное кресло, тогу с пурпурной каймой (toga praetexta) и 12 ликторов. Первыми консулами, по легенде, стали Луций Юний Брут и Луций Тарквиний Коллатин. С этого времени наступает эпоха Римской республики (510–30 гг. до н. э.).

Из книги От фараона Хеопса до императора Нерона. Древний мир в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

Царский Рим Вопрос 5.1Согласно самой распространенной исторической традиции Рим был основан 21 апреля 753 года до Р.Х.Portae на латыни означает «ворота». А portare значит «нести».При чем здесь «нести» и «ворота»? Что по этому вопросу говорит римская мифология?Вопрос 5.2Ромул учредил

Из книги От фараона Хеопса до императора Нерона. Древний мир в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

Царский Рим Ответ 5.1Когда Ромул строил Рим, он провел священную борозду, которая определяла границы будущего города. В нескольких местах Ромул приподнимал плуг и нес его - такие промежутки назывались portae; здесь были устроены городские ворота.Ответ 5.2Pater значит «отец».

Из книги Москва в свете Новой Хронологии автора

4.3.21. Царский дом и рядом «Высокий столп» внутри Иерусалимской крепости - это Царский дворец и колокольня Ивана Великого в Кремле Согласно Острожской Библии, при дальнейшем движении мы доходим «даже до УКЛОНЕНИЯ и даже до угла» (Неемия 3). В синодальном переводе вместо

Из книги Исторические районы Петербурга от А до Я автора Глезеров Сергей Евгеньевич

Из книги История Персидской империи автора Олмстед Альберт

Другой «царский мир» Фарнабаз предложил пост, освободившийся после бегства Ификрата, более молодому воину-профессионалу - сыну Конона Тимотею. Так как он недавно не стал командующим афинскими армиями из-за возвратившегося Ификрата, Тимотей с радостью принял

Из книги Нерон. Владыка Земного Ада автора Грант Майкл

Царский визит Когда началось иудейское восстание, император все еще пребывал в Риме и готовился принять царя Тиридата из Армении, во исполнение дипломатического соглашения, достигнутого Корбулоном три года назад, в соответствии с которым, хотя и будучи ставленником

Из книги 500 рецептов старого трактирщика автора Поливалина Любовь Александровна

Из книги Народы моря автора Великовский Иммануил

Царский тайник Примерно за десять лет до 1881 года к туристам и торговцам в Луксоре, Каире и Париже стали стекаться древности из какого-то таинственного источника.Эти антикварные вещи, очевидно, исходили из какого-то тайника или из могил, не известных археологам. Когда

Из книги Предания русского народа автора Кузнецов И. Н.

Царский колодец Он - в Переславль-Залесском уезде при селении Новоселках. На пути в Ростов здесь из родника императрица Екатерина II вкушала ключевую воду, и эта вода ей понравилась. Приказано было запастись тою же водою в Ростове, потому что в Ростове нет хорошей воды.

Из книги Русские на чужбине, X–XX вв. [Неизвестные страницы истории жизни русских людей за пределами Отечества] автора Соловьев Владимир Михайлович

Царский подарок От Великих американских озер до мыса Горн пролегал в середине 1830-х годов маршрут русского путешественника Платона Чихачева. Он побывал в Канаде, США, Мексике, Эквадоре, Перу, Чили. Это потребовало от него немалой выносливости и сноровки, особенно когда ему

Из книги Легенды и загадки земли Новгородской автора Смирнов Виктор Григорьевич

Царский палец В XIX веке Новгород лишился статуса узловой транзитной станции на главных водных и сухопутных магистралях страны. Первым ударом стало строительство Вишерского канала, соединившего Волхов и Мету, минуя Новгород. Объемы грузов, перевозимых по Вышневолоцкой

Из книги Евреи, Христианство, Россия. От пророков до генсеков автора Кац Александр Семёнович

автора Носовский Глеб Владимирович

4.13. Царский сад и город Давидов внутри иерусалимской крепостной стены - это набережный Царский сад и Царский дворец в Кремле Рядом с воротами Источника крепостной стены Иерусалима Библия помещает царский сад, водоем Селах и «город Давидов». Библия говорит о том, что ТОТ

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

4.21. Царский дом и рядом с ним «Высокий Столп» внутри Иерусалимской крепости - это Царский дворец и Колокольня Ивана Великого в Кремле Острожская Библия дает указание, что при дальнейшем движении мы доходим «даже до УКЛОНЕНИЯ и даже до угла» (Неемия 3). В синодальном

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Царский Рим (753–510 гг. до н. э.) Древнейший Рим был одним из городов Лация – области расселения латинских племен к югу от Этрурии. Как и другие латинские города, он возник в результате синойкизма, т. е. слияния мелких родовых поселений.В VIII в. до н. э. 30 городов, древнейшими

Из книги Полное собрание сочинений. Том 9. Июль 1904 - март 1905 автора Ленин Владимир Ильич

Царский мир Заграничные газеты сообщили, что на последних совещаниях в Царском Селе (после победы 9-го января) при царе или без него оживленно обсуждался вопрос о желательности мира с Японией. В принципе теперь все окружающие обожаемого монарха стоят уже за мир. Число