Драгунский девочка на шаре главные герои. Денискины рассказы Виктора Драгунского: всё о книге

Я считаю, что в рассказе В. Драгунского «Девочка на шаре» автор говорит об отношениях детей и взрослых. Дениска и его папа — близкие люди, но каждый из них живет своей жизнью. Когда Дениска первый раз пришел из цирка, он постоянно говорил о маленькой девочке на голубом шаре. Папа вспомнил, что он давно не был в цирке, и пообещал сыну в воскресенье сходить с ним еще раз. Дениска целую неделю думал только о девочке на шаре. Чтобы он ни делал: ел, спал, учился, дрался — Дениска думал о том, как он в воскресенье пойдет с папой в цирк и увидит девочку на шаре. Но в жизни так случается, что у взрослых появляются другие дела. Так случилось и с Денискиным папой. В то воскресенье, когда они должны были пойти в цирк, к его папе пришли товарищи по работе. Они что-то чертили и обсуждали. В цирк они так и не пошли. Но мне кажется, что папа просто забыл о своем обещании. Но, когда он увидел расстроен.иого Дениску, он дал клятву Верности и Чести пойти в цирк в следующее воскресенье. для Дениски пролетела еще одна долгая неделя. Он не мог сдержать нетерпення, когда они с папой Пришли в цирк. А папа, чувствуя свою вину, купил билеты близко к арене — во втором ряду. Началось представление. Дениска не давал папе смотреть ЦИрковые номера. Он только и говорил: «Да ну его! Это еруида на постном масле! Это не то». Дениска представлял, как сейчас Выйдет необыкновенная девочка в серебряном костюме, как она будет ловко бегать по шару. Он хотел показать папе девочку, которая так ему понравилась. Но тут объявили антракт. И они узнали, что эквилибристка Танечка Воронцова вчера уехала с родителями во Владивосток. у Дениски испортилось настроение, и он попросил папу пойти домой. Папа понимал, что если бы они пошли в цирк в прошлое воскресенье, то Дениска бы увидел свою девочку на шаре. Он попытался «задобрить» сына мороженым и «Кахетинской водой». А Дениска был потружен в свои переживання. Он не видел, что папа тоже расстроен. Дениска не понимал, что его папа хотел досмотреть представление до конца. Непонимание Дениски привело к тому, что папа почувствовал себя Виноватым. Он огорчился сначала Потому, что сын не увидел девочку на шаре, а потом — когда понял, что Дениска не умеет видеть переживания других людей.Мне кажется, что взрослые иногда поступают неправильно. Но они часто признают свои ошибки. Поэтому надо уметь не огорчать Своих родителей, даже если они поступили не так, как хочется нам.


Драгунский Девочка на шаре: Денискины рассказы для детей. Читайте рассказ Девочка на шаре Драгунского и другие весёлые Денискины рассказы и смешные истории для детей


Девочка на шаре (содержание кратко)

Рассказ о том, как Дениска смотрел интересное цирковое представление, как вдруг на сцену вышла девочка, которая поразила воображение Дениса Кораблева. Ее одежда, движения, милая улыбка — всё казалось прекрасным. Мальчик был так заворожен ее выступлением, что после него уже ничего не казалось интересным. Придя домой он рассказал отцу о прекрасной цирковой Дюймовочке и попросил сходить с ним в следующее воскресенье, чтобы посмотреть на нее вместе. Но как водится у родителей, возникают другие дела. К отцу пришли друзья и поход в цирк отменился еще на неделю. Всё бы ничего, но оказалось, что Танечка Воронцова уехала с родителями во Владивосток и Денис ее больше не увидел. Это была маленькая трагедия, наш герой даже пытался уговорить папу полететь туда на «Ту-104», но тщетно

Девочка на шаре (весь текст рассказа)

Один раз мы всем классом пошли в цирк. Я очень радовался, когда шел туда, потому что мне уже скоро восемь лет, а я был в цирке только один раз, и то очень давно. Главное, Аленке всего только шесть лет, а вот она уже успела побывать в цирке целых три раза. Это очень обидно. И вот теперь мы всем классом пошли в цирк, и я думал, как хорошо, что уже большой и что сейчас, в этот раз, все увижу как следует. А в тот раз я был маленький, я не понимал, что такое цирк. В тот раз, когда на арену вышли акробаты и один полез на голову другому, я ужасно расхохотался, потому что думал, что это они так нарочно делают, для смеху, ведь дома я никогда не видел, чтобы взрослые дядьки карабкались друг на друга. И на улице тоже этого не случалось. Вот я и рассмеялся во весь голос. Я не понимал, что это артисты показывают свою ловкость. И еще в тот раз я все больше смотрел на оркестр, как они играют - кто на барабане, кто на трубе, - и дирижер машет палочкой, и никто на него не смотрит, а все играют как хотят. Это мне очень понравилось, но пока я смотрел на этих музыкантов, в середине арены выступали артисты. И я их не видел и пропускал самое интересное. Конечно, я в тот раз еще совсем глупый был.

И вот мы пришли всем классом в цирк. Мне сразу понравилось, что он пахнет чем-то особенным, и что на стенах висят яркие картины, и кругом светло, и в середине лежит красивый ковер, а потолок высокий, и там привязаны разные блестящие качели. И в это время заиграла музыка, и все кинулись рассаживаться, а потом накупили эскимо и стали есть. И вдруг из-за красной занавески вышел целый отряд каких-то людей, одетых очень красиво - в красные костюмы с желтыми полосками. Они встали по бокам занавески, и между ними прошел их начальник в черном костюме. Он громко и немножко непонятно что-то прокричал, и музыка заиграла быстро-быстро и громко, и на арену выскочил артист-жонглер, и началась потеха. Он кидал шарики, по десять или по сто штук вверх, и ловил их обратно. А потом схватил полосатый мяч и стал им играть… Он и головой его подшибал, и затылком, и лбом, и по спине катал, и каблуком наподдавал, и мяч катался по всему его телу как примагниченный. Это было очень красиво. И вдруг жонглер кинул этот мячик к нам в публику, и тут уж началась настоящая суматоха, потому что я поймал этот мяч и бросил его в Валерку, а Валерка - в Мишку, а Мишка вдруг нацелился и ни с того ни с сего засветил прямо в дирижера, но в него не попал, а попал в барабан! Бамм! Барабанщик рассердился и кинул мяч обратно жонглеру, но мяч не долетел, он просто угодил одной красивой тетеньке в прическу, и у нее получилась не прическа, а нахлобучка. И мы все так хохотали, что чуть не померли.

И когда жонглер убежал за занавеску, мы долго не могли успокоиться. Но тут на арену выкатили огромный голубой шар, и дядька, который объявляет, вышел на середину и что-то прокричал неразборчивым голосом. Понять нельзя было ничего, и оркестр опять заиграл что-то очень веселое, только не так быстро, как раньше.

И вдруг на арену выбежала маленькая девочка. Я таких маленьких и красивых никогда не видел. У нее были синие-синие глаза, и вокруг них были длинные ресницы. Она была в серебряном платье с воздушным плащом, и у нее были длинные руки; она ими взмахнула, как птица, и вскочила на этот огромный голубой шар, который для нее выкатили. Она стояла на шаре. И потом вдруг побежала, как будто захотела спрыгнуть с него, но шар завертелся под ее ногами, и она на нем вот так, как будто бежала, а на самом деле ехала вокруг арены. Я таких девочек никогда не видел. Все они были обыкновенные, а эта какая-то особенная. Она бегала по шару своими маленькими ножками, как по ровному полу, и голубой шар вез ее на себе: она могла ехать на нем и прямо, и назад, и налево, и куда хочешь! Она весело смеялась, когда так бегала, как будто плыла, и я подумал, что она, наверно, и есть Дюймовочка, такая она была маленькая, милая и необыкновенная. В это время она остановилась, и кто-то ей подал разные колокольчатые браслеты, и она надела их себе на туфельки и на руки и снова стала медленно кружиться на шаре, как будто танцевать. И оркестр заиграл тихую музыку, и было слышно, как тонко звенят золотые колокольчики на девочкиных длинных руках. И это все было как в сказке. И тут еще потушили свет, и оказалось, что девочка вдобавок умеет светиться в темноте, и она медленно плыла по кругу, и светилась, и звенела, и это было удивительно, - я за всю свою жизнь не видел ничего такого подобного.

И когда зажгли свет, все захлопали и завопили «браво», и я тоже кричал «браво». А девочка соскочила со своего шара и побежала вперед, к нам поближе, и вдруг на бегу перевернулась через голову, как молния, и еще, и еще раз, и все вперед и вперед. И мне показалось, что вот она сейчас разобьется о барьер, и я вдруг очень испугался, и вскочил на ноги, и хотел бежать к ней, чтобы подхватить ее и спасти, но девочка вдруг остановилась как вкопанная, раскинула свои длинные руки, оркестр замолк, и она стояла и улыбалась. И все захлопали изо всех сил и даже застучали ногами. И в эту минуту эта девочка посмотрела на меня, и я увидел, что она увидела, что я ее вижу и что я тоже вижу, что она видит меня, и она помахала мне рукой и улыбнулась. Она мне одному помахала и улыбнулась. И я опять захотел подбежать к ней, и я протянул к ней руки. А она вдруг послала всем воздушный поцелуй и убежала за красную занавеску, куда убегали все артисты. И на арену вышел клоун со своим петухом и начал чихать и падать, но мне было не до него. Я все время думал про девочку на шаре, какая она удивительная и как она помахала мне рукой и улыбнулась, и больше уже ни на что не хотел смотреть. Наоборот, я крепко зажмурил глаза, чтобы не видеть этого глупого клоуна с его красным носом, потому что он мне портил мою девочку: она все еще мне представлялась на своем голубом шаре.

А потом объявили антракт, и все побежали в буфет пить ситро, а я тихонько спустился вниз и подошел к занавеске, откуда выходили артисты.

Мне хотелось еще раз посмотреть на эту девочку, и я стоял у занавески и глядел - вдруг она выйдет? Но она не выходила.

А после антракта выступали львы, и мне не понравилось, что укротитель все время таскал их за хвосты, как будто это были не львы, а дохлые кошки. Он заставлял их пересаживаться с места на место или укладывал их на пол рядком и ходил по львам ногами, как по ковру, а у них был такой вид, что вот им не дают полежать спокойно. Это было неинтересно, потому что лев должен охотиться и гнаться за бизоном в бескрайних пампасах и оглашать окрестности грозным рычанием, приводящим в трепет туземное население. А так получается не лев, а просто я сам не знаю что.

И когда кончилось и мы пошли домой, я все время думал про девочку на шаре.

А вечером папа спросил:

Ну как? Понравилось в цирке?

Я сказал:

Папа! Там в цирке есть девочка. Она танцует на голубом шаре. Такая славная, лучше всех! Она мне улыбнулась и махнула рукой! Мне одному, честное слово! Понимаешь, папа? Пойдем в следующее воскресенье в цирк! Я тебе ее покажу!

Папа сказал:

Обязательно пойдем. Обожаю цирк!

А мама посмотрела на нас обоих так, как будто увидела в первый раз.

… И началась длиннющая неделя, и я ел, учился, вставал и ложился спать, играл и даже дрался, и все равно каждый день думал, когда же придет воскресенье, и мы с папой пойдем в цирк, и я снова увижу девочку на шаре, и покажу ее папе, и, может быть, папа пригласит ее к нам в гости, и я подарю ей пистолет-браунинг и нарисую корабль на всех парусах.

Но в воскресенье папа не смог идти. К нему пришли товарищи, они копались в каких-то чертежах, и кричали, и курили, и пили чай, и сидели допоздна, и после них у мамы разболелась голова, а папа сказал мне:

В следующее воскресенье… Даю клятву Верности и Чести.

И я так ждал следующего воскресенья, что даже не помню, как прожил еще одну неделю. И папа сдержал свое слово: он пошел со мной в цирк и купил билеты во второй ряд, и я радовался, что мы так близко сидим, и представление началось, и я начал ждать, когда появится девочка на шаре. Но человек, который объявляет, все время объявлял разных других артистов, и они выходили и выступали по-всякому, но девочка все не появлялась. А я прямо дрожал от нетерпения, мне очень хотелось, чтобы папа увидел, какая она необыкновенная в своем серебряном костюме с воздушным плащом и как она ловко бегает по голубому шару. И каждый раз, когда выходил объявляющий, я шептал папе:

Сейчас он объявит ее!

Но он, как назло, объявлял кого-нибудь другого, и у меня даже ненависть к нему появилась, и я все время говорил папе:

Да ну его! Это ерунда на постном масле! Это не то!

А папа говорил, не глядя на меня:

Не мешай, пожалуйста. Это очень интересно! Самое то!

Я подумал, что папа, видно, плохо разбирается в цирке, раз это ему интересно. Посмотрим, что он запоет, когда увидит девочку на шаре. Небось подскочит на своем стуле на два метра в высоту…

Но тут вышел объявляющий и своим глухонемым голосом крикнул:

Ант-рра-кт!

Я просто ушам своим не поверил! Антракт? А почему? Ведь во втором отделении будут только львы! А где же моя девочка на шаре? Где она? Почему она не выступает? Может быть, она заболела? Может быть, она упала и у нее сотрясение мозга?

Я сказал:

Папа, пойдем скорей, узнаем, где же девочка на шаре!

Папа ответил:

Да, да! А где же твоя эквилибристка? Что-то не видать! Пойдем-ка купим программку!..

Он был веселый и довольный. Он огляделся вокруг, засмеялся и сказал:

Ах, люблю… Люблю я цирк! Самый запах этот… Голову кружит…

И мы пошли в коридор. Там толклось много народу, и продавались конфеты и вафли, и на стенках висели фотографии разных тигриных морд, и мы побродили немного и нашли наконец контролершу с программками. Папа купил у нее одну и стал просматривать. А я не выдержал и спросил у контролерши:

Скажите, пожалуйста, а когда будет выступать девочка на шаре?

Какая девочка?

Папа сказал:

В программе указана эквилибристка на шаре Т. Воронцова. Где она?

Я стоял и молчал. Контролерша сказала:

Ах, вы про Танечку Воронцову? Уехала она. Уехала. Что ж вы поздно хватились?

Я стоял и молчал.

Папа сказал:

Мы уже две недели не знаем покоя. Хотим посмотреть эквилибристку Т. Воронцову, а ее нет.

Контролерша сказала:

Да она уехала… Вместе с родителями… Родители у нее «Бронзовые люди - Два-Яворс». Может, слыхали? Очень жаль. Вчера только уехали.

Я сказал:

Вот видишь, папа…

Я не знал, что она уедет. Как жалко… Ох ты боже мой!.. Ну что ж… Ничего не поделаешь…

Я спросил у контролерши:

Это, значит, точно?

Она сказала:

Я сказал:

А куда, неизвестно?

Она сказала:

Во Владивосток.

Вон куда. Далеко. Владивосток. Я знаю, он помещается в самом конце карты, от Москвы направо.

Я сказал:

Какая даль.

Контролерша вдруг заторопилась:

Ну идите, идите на места, уже гасят свет! Папа подхватил:

Пошли, Дениска! Сейчас будут львы! Косматые, рычат - ужас! Бежим смотреть!

Я сказал:

Пойдем домой, папа.

Он сказал:

Вот так раз…

Контролерша засмеялась. Но мы подошли к гардеробу, и я протянул номер, и мы оделись и вышли из цирка. Мы пошли по бульвару и шли так довольно долго, потом я сказал:

Владивосток - это на самом конце карты. Туда, если поездом, целый месяц проедешь…

Папа молчал. Ему, видно, было не до меня. Мы прошли еще немного, и я вдруг вспомнил про самолеты и сказал:

А на «ТУ-104» за три часа - и там!

Но папа все равно не ответил. Он крепко держал меня за руку. Когда мы вышли на улицу Горького, он сказал:

Зайдем в кафе-мороженое. Смутузим по две порции, а?

Я сказал:

Не хочется что-то, папа.

Там подают воду, называется «Кахетинская». Нигде в мире не пил лучшей воды.

Я сказал:

Не хочется, папа.

Он не стал меня уговаривать. Он прибавил шагу и крепко сжал мою руку. Мне стало даже больно. Он шел очень быстро, и я еле-еле поспевал за ним. Отчего он шел так быстро? Почему он не разговаривал со мной? Мне захотелось на него взглянуть. Я поднял голову. У него было очень серьезное и грустное лицо. .......................................................................................................

Разделы: Литература

Цели:

  • Воспитательные цели:
    • Приобщить учеников к непростому и нелегкому разговору о взаимоотношениях девочек и мальчиков.
    • Учить умению видеть в простом и обыденном что-то особенное.
    • Постараться проникнуть в мысли рассказа и понять, что же хотел сказать автор своим рассказом.
  • Образовательные цели:
    • Учить глубокому прочтению прозаического произведения.
    • Добиваться полноценного эстетического восприятия текста.
    • Учить пониманию того, что не сказано словами, а выражено совокупностью художественных средств.
    • Учить работать над художественными средствами передачи авторского отношения к герою, событиям.
  • Развивающие цели:
    • Развивать воссоздающее воображение и образное мышление учащихся, используя их представление о героях рассказа как о живых людях.
    • Учить и развивать переход от анализа к синтезу, художественному целому.
    • Развивать понимание характера человека, мотивов поступков, мыслей, чувств Дениса по внутренним проявлениям
    • Развивать у учащихся умение понимать себя, свой мир, поступки.

Тип урока: изучение нового, урок внеклассного чтения

Основной метод: частично-поисковый

Оборудование: выставка ученических рисунков по рассказу «Девочка на шаре», выставка книг В.Драгунского

ХОД УРОКА

Всё было как в сказке!

В.Драгунский.

I. Организационный момент (2 мин.)

– Сегодня мы познакомимся, а некоторые из ребят, может, и вспомнят один из рассказов Виктора Юзефовича Драгунского «Девочка на шаре».
Разговор у нас сегодня с вами не простой, и нам будет нелегко, потому что речь пойдет о взаимоотношениях мальчиков и девочек. Мы с вами прочитали замечательную книжку Виктора Драгунского «Денискины рассказы». Это 46 удивительных и забавных историй, рассказанных от лица главного героя – Дениса Кораблева. В первых рассказах он еще дошкольник, а в последних – ваш ровесник. Первые истории – действительно забавные, смешные, а последние – уже нет, потому что Дениска вырос, повзрослел. Потому что у него появилась своя, особая внутренняя жизнь, глубокие переживания.

? Ребята, а что обозначают слова РОВЕСНИК и СВЕРСТНИК? (Ровесник – человек, одинаковый по возрасту с кем-либо. Сверстник – то же, что и ровесник. Следовательно, это слова-синонимы)

? А кто такой Дениска Кораблёв? Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами должны вспомнить биографию автора этих рассказов.

Небольшое сообщение ученика о жизни и творчестве В.Ю.Драгунского. (Приложение 1 )

III. Теория литературы (2 мин.)

– Но прежде, чем мы обратимся рассказу, вспомним, что такое рассказ. (Рассказ – это эпическое произведение, в нём одна сюжетная линия и не больше двух главных героев).

? Подходит ли определение рассказа к нашему произведению? (Да, здесь одна сюжетная линия – Дениска в цирке, 1 главный герой – Дениска)

IV. Словарная работа (1 мин.)

Так как действие рассказа происходит в цирке, нам встречаются некоторые слова, связанные с цирковой тематикой. Дайте толкование этих слов.

БРАВО – выражение чувства восхищения.
ЭКВИЛИБРИСТКА – цирковая артистка, удерживающая равновесие на шаре, канате и др. предметах.
АНТРАКТ – перерыв между выступлением.

V. Работа с текстом (15 мин.)

– Обратимся к самому тексту. Вспомним основное содержание рассказа «Девочка на шаре».

? С какими чувствами шел Дениска в цирк? («Я очень радовался, когда шел туда...Мне сразу понравилось, что он пахнет чем-то особенным, и что на степах висят яркие картины, и кругом светло, и в середине лежит красивый ковёр, а потолок высокий, и там привязаны разные блестящие качели... » стр. 86)

А теперь прослушаем этот ответ в исполнении художественного чтеца рассказов Драгунского – народного артиста Евгения Вестника и посмотрим, как должно звучать чтение художественных произведений. (Прослушивание отрывка – 3 мин.)

Итак, Дениска на долгожданном цирковом представлении.

? Что хотел увидеть Дениска в цирке в первую очередь? (Только что-то смешное).
? Что знали Дениска и его друзья о цирке? (Цирк – это смешное зрелище).

– А теперь обратимся к сцене выступления девочки на шаре. (Подробный анализ)

? Что почувствовал и понял Дениска, смотря необычный цирковой номер? Какие эпитеты, определения он использует, рассказывая о номере и его участнице? Вспомним, что эпитетами в художественных произведениях являются, как правило, имена прилагательные, несущие образное определение того или иного предмета или лица. (Маленькая красивая девочка, длинные ресницы, особенная, в серебряном платье с воздушным плащом, огромный голубой шар, она маленькая, милая и необыкновенная, колокольчатые браслеты на девочкиных руках, стр. 88)
? Как Дениска называл про себя девочку на шаре? (Дюймовочка)
? А почему? в каких словах мы видим отношение Дениски к девочке? (такая она была маленькая, милая и необыкновенная; красивая, особенная)
? Почему Дениске захотелось кинуться на сцену и спасти девочку? Работаем с текстом рассказа. («..мне показалось, что вот она сейчас разобьется о барьер, и я вдруг очень испугался, и вскочил на ноги, и хотел бежать к ней, чтобы подхватить её и спасти, но девочка вдруг остановилась, как вкопанная, раскинула свои длинные руки, стояла и улыбалась...» стр. 88. Дениска хотел защитить девочку от любой опасности, п.ч. был восхищен и очарован ею)

Запись на доске и в тетради:

Рассказ «Девочка на шаре»:

  • О новом незнакомом чувстве, которое зародилось у мальчика.
  • О взаимопонимании между родителями и детьми.

? Какой эпизод вам наиболее понравился и почему? Прочитайте его выразительно.

VI. Работа в парах (5 мин.)

Ответьте на вопросы:

? Почему писатель сделал концовку рассказа грустной? Может ли она быть другой? (Именно печальный поворот сюжета рассказа помогает раскрыт характер главного героя, показывает то, что Дениска повзрослел, он уже не маленький ребёнок, он способен на глубокие личные переживания)
? Чем обогатил вас этот рассказ?

VII. Итоги (5 мин.)

  • Прочитайте строки из текста, доказывающие, что отец понимает сына, а Дениска чувствует поддержку отца и очень ему за это благодарен, (конец рассказа, стр. 95)
  • Как вы понимаете слова: «Счастье – это когда тебя понимают...»

Вывод: Денис назвал Девочку на шаре особенной. Раньше для Дениски все девочки были обыкновенными. А потом он подрос и вдруг заметил, что одна девочка – необыкновенная, особенная, потому что понравилась ему. Мы видим главного героя повзрослевшим, серьёзным, способным на глубокие переживания. Вот об этом рассказ Драгунского – замечательного детского писателя, который говорит нам, что каждый случай в жизни взрослеющего человека, на первый взгляд, не значимый, оказывается очень важным. А взрослые должны уметь понимать своих детей и помогать им «взрослеть» правильно.
Счастлив тот человек, который знает, что близкие его всегда поймут и поддержат в любую минуту!

VIII. Домашнее задание (2 мин.)

Всем: подумайте, в чем изменился Дениска на протяжении этого рассказа. Составьте письменный рассказ о Дениске Кораблеве по плану (план рассказа на листках). (Приложение 2 )
Перспективно: прочитать рассказы Ю.Яковлева и записать в читательский дневник.

«Девочка на шаре» - это история об артистке цирка, выступление которой увидел мальчик Дениска и потерял покой. Ему очень понравилась акробатка, которая выполняла упражнения на шаре. Мальчик даже потерял сон и аппетит, пока отец его не отвел на представление. Но девочка на шаре уехала в другой город…

Рассказ Девочка на шаре скачать:

Рассказ Девочка на шаре читать

Один раз мы всем классом пошли в цирк. Я очень радовался, когда шел туда, потому что мне уже скоро восемь лет, а я был в цирке только один раз, и то очень давно. Главное, Аленке всего только шесть лет, а вот она уже успела побывать в цирке целых три раза. Это очень обидно. И вот теперь мы всем классом пошли в цирк, и я думал, как хорошо, что уже большой и что сейчас, в этот раз, все увижу как следует. А в тот раз я был маленький, я не понимал, что такое цирк.

В тот раз, когда на арену вышли акробаты и один полез на голову другому, я ужасно расхохотался, потому что думал, что это они так нарочно делают, для смеху, ведь дома я никогда не видел, чтобы взрослые дядьки карабкались друг на друга. И на улице тоже этого не случалось. Вот я и рассмеялся во весь голос. Я не понимал, что это артисты показывают свою ловкость. И еще в тот раз я все больше смотрел на оркестр, как они играют – кто на барабане, кто на трубе, – и дирижер машет палочкой, и никто на него не смотрит, а все играют, как хотят. Это мне очень понравилось, но пока я смотрел на этих музыкантов, в середине арены выступали артисты. И я их не видел и пропускал самое интересное. Конечно, я в тот раз еще совсем глупый был.

И вот мы пришли всем классом в цирк. Мне сразу понравилось, что он пахнет чем-то особенным, и что на стенах висят яркие картины, и кругом светло, и в середине лежит красивый ковер, а потолок высокий, и там привязаны разные блестящие качели. И в это время заиграла музыка, и все кинулись рассаживаться, а потом накупили эскимо и стали есть.

И вдруг из-за красной занавески вышел целый отряд каких-то людей, одетых очень красиво – в красные костюмы с желтыми полосками. Они встали по бокам занавески, и между ними прошел их начальник в черном костюме. Он громко и немножко непонятно что-то прокричал, и музыка заиграла быстро-быстро и громко, и на арену выскочил артист-жонглер, и началась потеха. Он кидал шарики, по десять или по сто штук вверх, и ловил их обратно. А потом схватил полосатый мяч и стал им играть… Он и головой его подшибал, и затылком, и лбом, и по спине катал, и каблуком наподдавал, и мяч катался по всему его телу как примагниченный. Это было очень красиво. И вдруг жонглер кинул этот мячик к нам в публику, и тут уж началась настоящая суматоха, потому что я поймал этот мяч и бросил его в Валерку, а Валерка – в Мишку, а Мишка вдруг нацелился и ни с того ни с сего засветил прямо в дирижера, но в него не попал, а попал в барабан! Бамм! Барабанщик рассердился и кинул мяч обратно жонглеру, но мяч не долетел, он просто угодил одной красивой тетеньке в прическу, и у нее получилась не прическа, а нахлобучка. И мы все так хохотали, что чуть не померли.

И когда жонглер убежал за занавеску, мы долго не могли успокоиться. Но тут на арену выкатили огромный голубой шар, и дядька, который объявляет, вышел на середину и что-то прокричал неразборчивым голосом. Понять нельзя было ничего, и оркестр опять заиграл что-то очень веселое, только не так быстро, как раньше.

И вдруг на арену выбежала маленькая девочка. Я таких маленьких и красивых никогда не видел. У нее были синие-синие глаза, и вокруг них были длинные ресницы. Она была в серебряном платье с воздушным плащом, и у нее были длинные руки; она ими взмахнула, как птица, и вскочила на этот огромный голубой шар, который для нее выкатили.

Она стояла на шаре. И потом вдруг побежала, как будто захотела спрыгнуть с него, но шар завертелся под ее ногами, и она на нем вот так, как будто бежала, а на самом деле ехала вокруг арены. Я таких девочек никогда не видел. Все они были обыкновенные, а эта какая-то особенная. Она бегала по шару своими маленькими ножками, как по ровному полу, и голубой шар вез ее на себе: она могла ехать на нем и прямо, и назад, и налево, и куда хочешь! Она весело смеялась, когда так бегала, как будто плыла, и я подумал, что она, наверно, и есть Дюймовочка, такая она была маленькая, милая и необыкновенная.

В это время она остановилась, и кто-то ей подал разные колокольчатые браслеты, и она надела их себе на туфельки и на руки и снова стала медленно кружиться на шаре, как будто танцевать. И оркестр заиграл тихую музыку, и было слышно, как тонко звенят золотые колокольчики на девочкиных длинных руках. И это все было как в сказке. И тут еще потушили свет, и оказалось, что девочка вдобавок умеет светиться в темноте, и она медленно плыла по кругу, и светилась, и звенела, и это было удивительно, – я за всю свою жизнь не видел ничего такого подобного.

И когда зажгли свет, все захлопали и завопили «браво», и я тоже кричал «браво». А девочка соскочила со своего шара и побежала вперед, к нам поближе, и вдруг на бегу перевернулась через голову, как молния, и еще, и еще раз, и все вперед и вперед. И мне показалось, что вот она сейчас разобьется о барьер, и я вдруг очень испугался, и вскочил на ноги, и хотел бежать к ней, чтобы подхватить ее и спасти, но девочка вдруг остановилась как вкопанная, раскинула свои длинные руки, оркестр замолк, и она стояла и улыбалась. И все захлопали изо всех сил и даже застучали ногами.

И в эту минуту эта девочка посмотрела на меня, и я увидел, что она увидела, что я ее вижу и что я тоже вижу, что она видит меня, и она помахала мне рукой и улыбнулась. Она мне одному помахала и улыбнулась. И я опять захотел подбежать к ней, и я протянул к ней руки. А она вдруг послала всем воздушный поцелуй и убежала за красную занавеску, куда убегали все артисты. И на арену вышел клоун со своим петухом и начал чихать и падать, но мне было не до него. Я все время думал про девочку на шаре, какая она удивительная и как она помахала мне рукой и улыбнулась, и больше уже ни на что не хотел смотреть. Наоборот, я крепко зажмурил глаза, чтобы не видеть этого глупого клоуна с его красным носом, потому что он мне портил мою девочку: она все еще мне представлялась на своем голубом шаре.

А потом объявили антракт, и все побежали в буфет пить ситро, а я тихонько спустился вниз и подошел к занавеске, откуда выходили артисты.

Мне хотелось еще раз посмотреть на эту девочку, и я стоял у занавески и глядел – вдруг она выйдет? Но она не выходила.

А после антракта выступали львы, и мне не понравилось, что укротитель все время таскал их за хвосты, как будто это были не львы, а дохлые кошки. Он заставлял их пересаживаться с места на место или укладывал их на пол рядком и ходил по львам ногами, как по ковру, а у них был такой вид, что вот им не дают полежать спокойно. Это было неинтересно, потому что лев должен охотиться и гнаться за бизоном в бескрайних пампасах и оглашать окрестности грозным рычанием, приводящим в трепет туземное население. А так получается не лев, а просто я сам не знаю что.

И когда кончилось и мы пошли домой, я все время думал про девочку на шаре.

А вечером папа спросил:

– Ну как? Понравилось в цирке?

Я сказал:

– Папа! Там в цирке есть девочка. Она танцует на голубом шаре. Такая славная, лучше всех! Она мне улыбнулась и махнула рукой! Мне одному, честное слово! Понимаешь, папа? Пойдем в следующее воскресенье в цирк! Я тебе ее покажу!

Папа сказал:

– Обязательно пойдем. Обожаю цирк!

А мама посмотрела на нас обоих так, как будто увидела в первый раз.

И началась длиннющая неделя, и я ел, учился, вставал и ложился спать, играл и даже дрался, и все равно каждый день думал, когда же придет воскресенье, и мы с папой пойдем в цирк, и я снова увижу девочку на шаре, и покажу ее папе, и, может быть, папа пригласит ее к нам в гости, и я подарю ей пистолет-браунинг и нарисую корабль на всех парусах.

Но в воскресенье папа не смог идти. К нему пришли товарищи, они копались в каких-то чертежах, и кричали, и курили, и пили чай, и сидели допоздна, и после них у мамы разболелась голова, а папа сказал мне:

– В следующее воскресенье. Даю клятву Верности и Чести.

И я так ждал следующего воскресенья, что даже не помню, как прожил еще одну неделю. И папа сдержал свое слово: он пошел со мной в цирк и купил билеты во второй ряд, и я радовался, что мы так близко сидим, и представление началось, и я начал ждать, когда появится девочка на шаре. Но человек, который объявляет, все время объявлял разных других артистов, и они выходили и выступали по-всякому, но девочка все не появлялась. А я прямо дрожал от нетерпения, мне очень хотелось, чтобы папа увидел, какая она необыкновенная в своем серебряном костюме с воздушным плащом и как она ловко бегает по голубому шару. И каждый раз, когда выходил объявляющий, я шептал папе:

– Сейчас он объявит ее!

Но он, как назло, объявлял кого-нибудь другого, и у меня даже ненависть к нему появилась, и я все время говорил папе:

– Да ну его! Это ерунда на постном масле! Это не то!

А папа говорил, не глядя на меня:

– Не мешай, пожалуйста. Это очень интересно! Самое то!

Я подумал, что папа, видно, плохо разбирается в цирке, раз это ему интересно. Посмотрим, что он запоет, когда увидит девочку на шаре. Небось подскочит на своем стуле на два метра в высоту.

Но тут вышел объявляющий и своим глухонемым голосом крикнул:

– Ант-рра-кт!

Я просто ушам своим не поверил! Антракт? А почему? Ведь во втором отделении будут только львы! А где же моя девочка на шаре? Где она? Почему она не выступает? Может быть, она заболела? Может быть, она упала и у нее сотрясение мозга?

Я сказал:

– Папа, пойдем скорей, узнаем, где же девочка на шаре!

Папа ответил:

– Да, да! А где же твоя эквилибристка? Что-то не видать! Пойдем-ка купим программку!

Он был веселый и довольный. Он огляделся вокруг, засмеялся и сказал:

– Ах, люблю. Люблю я цирк! Самый запах этот. Голову кружит.

И мы пошли в коридор. Там толклось много народу, и продавались конфеты и вафли, и на стенках висели фотографии разных тигриных морд, и мы побродили немного и нашли наконец контролершу с программками. Папа купил у нее одну и стал просматривать. А я не выдержал и спросил у контролерши:

– Скажите, пожалуйста, а когда будет выступать девочка на шаре?

– Какая девочка?

Папа сказал:

– В программе указана эквилибристка на шаре Т. Воронцова. Где она?

Я стоял и молчал. Контролерша сказала:

– Ах, вы про Танечку Воронцову? Уехала она. Уехала. Что ж вы поздно хватились?

Я стоял и молчал.

Папа сказал:

– Мы уже две недели не знаем покоя. Хотим посмотреть эквилибристку Т. Воронцову, а ее нет.

Контролерша сказала:

– Да она уехала. Вместе с родителями. Родители у нее «Бронзовые люди – Два-Яворс». Может, слыхали? Очень жаль. Вчера только уехали.

Я сказал:

– Вот видишь, папа.

– Я не знал, что она уедет. Как жалко. Ох ты боже мой! Ну что ж. Ничего не поделаешь.

Я спросил у контролерши:

– Это, значит, точно?

Она сказала:

Я сказал:

– А куда, неизвестно?

Она сказала:

– Во Владивосток.

Вон куда. Далеко. Владивосток. Я знаю, он помещается в самом конце карты, от Москвы направо.

Я сказал:

– Какая даль.

Контролерша вдруг заторопилась:

– Ну, идите, идите на места, уже гасят свет! Папа подхватил:

– Пошли, Дениска! Сейчас будут львы! Косматые, рычат – ужас! Бежим смотреть!

Я сказал:

– Пойдем домой, папа.

Он сказал:

– Вот так раз.

Контролерша засмеялась. Но мы подошли к гардеробу, и я протянул номер, и мы оделись и вышли из цирка. Мы пошли по бульвару и шли так довольно долго, потом я сказал:

– Владивосток – это на самом конце карты. Туда, если поездом, целый месяц проедешь.

Папа молчал. Ему, видно, было не до меня. Мы прошли еще немного, и я вдруг вспомнил про самолеты и сказал:

– А на «ТУ-104» за три часа – и там!

Но папа все равно не ответил. Он крепко держал меня за руку. Когда мы вышли на улицу Горького, он сказал:

– Зайдем в кафе-мороженое. Смутузим по две порции, а?

Я сказал:

– Не хочется что-то, папа.

– Там подают воду, называется «Кахетинская». Нигде в мире не пил лучшей воды.

Я сказал:

– Не хочется, папа.

Он не стал меня уговаривать. Он прибавил шагу и крепко сжал мою руку. Мне стало даже больно. Он шел очень быстро, и я еле-еле поспевал за ним. Отчего он шел так быстро? Почему он не разговаривал со мной? Мне захотелось на него взглянуть. Я поднял голову. У него было очень серьезное и грустное лицо.

  • Учить умению видеть в простом и обыденном что-то особенное.
  • Постараться проникнуть в мысли рассказа и понять, что же хотел сказать автор своим рассказом.
  • Образовательные цели:
  • Учить глубокому прочтению прозаического произведения.
  • Добиваться полноценного эстетического восприятия текста.
  • Учить пониманию того, что не сказано словами, а выражено совокупностью художественных средств.
  • Учить работать над художественными средствами передачи авторского отношения к герою, событиям.
  • Развивающие цели:
  • Развивать воссоздающее воображение и образное мышление учащихся, используя их представление о героях рассказа как о живых людях.
  • Учить и развивать переход от анализа к синтезу, художественному целому.
  • Развивать понимание характера человека, мотивов поступков, мыслей, чувств Дениса по внутренним проявлениям
  • Развивать у учащихся умение понимать себя, свой мир, поступки.
  1. Введение в тему урока.

Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.

Сегодня на уроке много гостей. а гости – это всегда радость, это хорошее настроение.

Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.

Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока.

Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем мысленно себе удачи и тихонечко присядем за парты.

У. – Ребята, какой раздел мы сейчас изучаем на уроках литературного чтения?

(пытаемся понять, как на нас воздействует красота)

Над каким произведение работали?

Где происходят события, которые так потрясли главного героя?

Слайд 1

Здравствуйте, ребята! Этими словами вас всегда приветствуют в цирке перед началом представления его участники, приветствую вас и я. Вы, конечно, не раз бывали в цирке и любите искусство отважных, ловких и веселых. Цирк я тоже люблю.

Сегодня на уроке мы завершим работу над произведением В. Драгунского “Девочка на шаре”.

Вы многое узнали о цирке из рассказа, постарайтесь разгадать, о ком или о чем я прочитала в толковом словаре.

КРОССВОРД

Слайд 2

1.Человек, идущий по канату.

2.Человек, сохраняющий равновесие в трудных положениях тела, например, стоя на цилиндрах (мячах).

3. Фокусник, цирковой артист, который ловко подбрасывает и ловит на лету различные предметы.

4. Искусный гимнаст, исполнитель сложных гимнастических номеров в цирке.

Ученик читает из толкового словаря: “Цирк – буквально круг. Здание для цирковых представлений. С древности проводились на круглых аренах соревнования – гонки колесниц. В перерывах между гонками выступали акробаты, эквилибристы, комики, дрессировщики”.

Вместе с героями отправляемся в цирк.

Слайд 3

Учитель читает стихотворение

Что можно на свете красивым назвать?

Заснеженный город, иль водную гладь?

Морскую волну, или солнечный свет?

Прошу, помогите и дайте ответ.

На доске прикреплен ватман, на котором изображено небо. Учитель раздает детям звездочки из цветной бумаги.

Напишите на своих звездочках слово или словосочетание, обозначающее для вас красоту.

После этого дети выходят к доске, читают свое слово и прикрепляют свою звездочку на небо.

Учитель делает вывод: не может быть одного мнения. Для каждого человека красота имеет разные проявления.

3.Сообщение темы урока.

Слайд 4

Тема нашего урока «Красота меняет человека», продолжим работу над произведением В.Драгунского «Девочка на шаре».

На уроке мы будем учиться работать с текстом, будем учиться красиво и правильно говорить, будем учиться рассуждать о прочитанном.

4. Беседа о творчестве В.Драгунского, работа с литературными терминами.

К какому литературному жанру относится это произведение? (рассказ)

Какие бывают рассказы? (научные и художественные)

Какой это рассказ? (художественный)

Докажите, что художественный. (есть сюжет и художественный вымысел)

Смешные или грустные рассказы пишет Драгунский?

- А этот рассказ? (смешной и немножко грустный)

- Кто главный герой рассказа «Девочка на шаре? (Денис Кораблев)

- Почему во всех рассказах В.Драгунского главный герой Денис Кораблев?

Вы уже знаете некоторые факты из биографии писателя. Сегодня вы узнаете новые.

Слайд 5

Знаете ли вы, что В.Драгунский по профессии был актером? Когда окончилась Великая Отечественная война, он к удивлению всех друзей, ушел из театра и стал работать Рыжим клоуном на манеже Московского цирка. Он очень любил детей. Он говорил: « Ни одного дня без работы для детей, ни одного ребенка без радости…»

Поэтому, наверно, не случайно появился такой рассказ, как «Девочка на шаре».

5. Работа над произведением

(Беседа – размышление .)

Итак, вернемся к нашему рассказу.

Какие картины предстали перед вами, когда вы читали произведение Виктора Драгунского “Девочка на шаре” (перечисляют : “Я увидел…”, “Я представил…”,)

Какие звуки услышали? (стр. 141 – оркестр, барабаны, трубы; крики, шум, хохот, звон колокольчиков, стук, рычание, хлопанье.) Отвечают : “Я услышал…”

Какие запахи? (особенные ) - Как об этом говорит автор?

Какие своеобразные воспоминания остались у Дениски после первого посещения цирка? Почему?

Каким мы видим Дениску? (радостным, счастливым, самокритичным)

Найдите и прочитайте, (выборочное чтение )

девочки :

1) Что понравилось мальчику, когда он пришел в цирк во второй раз? (стр.141 – начало части 2)

мальчики :

2) Какой эпизод показался вам наиболее смешным? (стр.141 – “и вдруг жонглер…”)

Чем так поразила Дениску эквилибристка – девочка на шаре? (“…он никогда не видел таких маленьких и красивых девочек, … и это было как в сказке…”)

Кто желает творчески пересказать отрывок о выступлении девочки? (до слов “…не видел ничего такого подобного”)

Почему Дениска уже ни на что не хотел смотреть? (он хотел сохранить в памяти образ девочки, лучше ее запомнить)

Как поступил Дениска, когда объявили антракт? Найдите ответ в тексте.

О чем он думал после представления, когда шел домой?

Папа спросил сына про цирк. Что ответил мальчик на вопрос отца? Найдите это место в тексте. Прочитайте диалог без слов автора.

Учитель: И Денис стал ждать…

Какие слова, выражения использует автор, чтобы передать чувство ожидания мальчика? (Не длинная неделя, а длиннющая; повторение союза “и”; выражение “каждый день думал”).

Осуществилась ли мечта Дениса? Найдите ответ на вопрос.

6. Физминутка

Мы осанку исправляем,

Спинки дружно прогибаем.

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз,

Улыбайся и садись.

7. Работа над произведением

Увидел ли Денис девочку на шаре во второй раз?

О чем он подумал, когда ее выступление не было объявлено? Зачитайте этот отрывок.

Почему на самом деле не состоялось выступление Танечки Воронцовой? Давайте прочитаем по ролям.

В какой момент вам стало грустно?

Почему, несмотря на то, что папе было интересно в цирке, он выполнил Денискину просьбу уйти домой?

(Высказывания детей: “Я думаю… Я предполагаю… Я считаю”)

Как вы объясните: почему Денис действовал так, а не иначе?

(Учитель зачитывает отрывок .)

Почему у Дениса возникли именно такие мысли, а не другие?

Наводящий вопрос: - Что скрыто за этими словами героя? (тоска, печаль, желание увидеть Таню)

Что предложил папа сыну по пути из цирка домой? Зачем?

(Высказывания детей: “Хотел поддержать сына. Увести от грустных мыслей. Поднять настроение. Порадовать.”)

Прочитайте строчки из текста, доказывающие, что отец понимает сына, а Дениска чувствует поддержку отца и очень благодарен ему за это. Давайте прочитаем хором.

Как вы думаете, почему же у папы было очень серьезное и грустное лицо? (переживал, волновался, поддерживал сына, сострадал, сопереживал)

8.Сравнительный анализ отрывков.

Слайд 6

Душевное состояние и настроение папы в цирке и после посещения цирка

Душевное состояние и настроение Дениски в цирке и после посещения цирка

1.Не мешай, пожалуйста. Это очень интересно! Самое то!

2.Он был весёлый и довольный.

3.Пошли, Дениска! Сейчас будут львы! Косматые, рыжие – ужас! Бежим смотреть.

4.Папа молчал. Ему видно было не до меня.

5.Зайдём в кафе»Мороженое». Смутузим по две порции, а?

6.Он прибавил шагу и крепко сжал мою руку. Он шёл очень быстро. У него было очень серьёзное и грустное лицо.

1.Да ну. Это ерунда на постном масле! Это не то.

2.Папа, пойдём скорей узнаем, где же девочка на шаре!

3.Пойдём домой, папа.

4.Владивосток- это на самом конце карты. Туда, если поездом, целый месяц проедешь…

5.Не хочется что-то, папа.

6.Он шёл очень быстро, и я еле-еле поспевал за ним. Почему он не разговаривал со мной?

Мы видим, как автор постоянно противопоставляет нам состояние и поведение Дениски и папы. С противопоставлением мы уже знакомы – это антонимы. Но здесь противопоставляются не слова, а целые предложения и фразы. Такой приём называется антитеза. Запишите в тетрадь.

Слайд 7

Антитеза – художественный приём противопоставления.

Как он относится к своим героям? (сопереживает вместе с ними, страдает)

Разделяете ли вы его отношение?

Как вы понимаете слова: “Счастье – это когда тебя понимают…”

А как вы понимаете своих родителей, а они – вас? Расскажите, какие у вас взаимоотношения в семье с родителями?

Какое желание возникло у вас после прочтения рассказа “Девочка на шаре”? (дописать, продолжить, желание стать эквилибристом, жонглером)

Пофантазируйте. Каким вы представляете себе будущее героев? Как, по вашему мнению, сложится их судьба?

Не напомнило ли вам это произведение что-либо из вашей собственной жизни?

Расскажите, а если бы вам пришлось оказаться в подобной ситуации, как бы вы чувствовали себя, как бы действовали?

9. Закрепление. Проверка знаний

А теперь давайте проверим, как внимательно вы читали рассказ? Работа в группах.

1 группа

1. По сколько порций мороженого предложил съесть папа Дениске? (по 2)

2. Над чем ужасно расхохотался Дениска, когда был в цирке в первый раз? (Когда один акробат полез на голову другому…)

3. В кого попал Мишка мячиком? (В дирижера).

4. Куда уехала Танечка Воронцова вместе с родителями? (Во Владивосток).

5.Что не понравилось Денису во время выступления львов? (“И мне не понравилось, что укротитель все время таскал их за хвосты, как будто это были не львы, а дохлые кошки”.)

6. Какого цвета было платье у Тани Воронцовой? (серебристого)

7. На каком ряду сидели папа и Денис, когда пришли в цирк? (на 2-м)

2 группа

Озаглавливание частей рассказа.

Цитатный план.

  1. В этот раз все увижу, как следует.
  2. Все так хохотали, что чуть не умерли.
  3. Я таких девочек никогда не видел.
  4. Пойдем в следующее воскресенье в цирк!
  5. Посмотрим, что он запоет, когда увидит девочку на шаре.
  6. Пойдем домой, папа.
  7. Почему он не разговаривал со мной?

3 группа

Составить свой план рассказа

4 группа

Восстановить последовательность предложенных отрывков по плану.

10. Работа с картинами.

Слайд 8

Самое время сходить в картинную галерею и посмотреть картину испанского художника Пабло Пикассо «Девочка на шаре».

а) Рассмотрите картину. Кто эти люди, юноша и девочка?

(Видимо, гимнасты цирка.)

б) Как их изображает художник, какой прием лежит в основе изображения?

(Прием контраста – мощный юноша и хрупкая, тоненькая девочка.)

в) Что делают юноша и девочка?

(Возможно репетируют цирковой номер.)

в) Как можно назвать изображаемый момент из жизни артистов? Здесь возможны аплодисменты?

(Это рабочий, будничный момент из жизни артистов)

г) Где находятся артисты?

(Это артисты бродячего цирка, которые переезжают с места на место и репетируют они за городом.)

д) Что вы скажете про цветовую гамму картины? Сравните с цветовой гаммой картин К.Малевича «Сенокос», М.Шагала «Автопортрет с семью пальцами».

(Цвета блеклые, неяркие. Цвета: серо-голубые, серовато-черные, желтовато-розовый, сиреневые.)

е) Почему именно такую гамму использует художник?

(Это рабочие будни, триумф и успех впереди. Здесь только рождается цирковой номер.)

ж) Эти два человека работают на арене вместе или в отдельных цирковых номерах? Можно ли утверждать, что между юношей и девочкой полное взаимопонимание?

(Девочка тренируется не просто на глазах у юноши, а совсем рядом. Она готова выслушать его советы. Юноша смотрит на девочку серьезно, по-доброму. Выражение его лица создают впечатление силы, уверенности, готовности прийти на помощь, надежности. Здесь царит взаимопонимание, а это большое счастье.)

з) Неужели Пикассо читал Драгунского?

(зачитывают текст на стр. 174)

Слайд 9

и) Перед вами еще одна картина.

Портрет Сарры Фермор художника Ивана Вишнякова находится в Санкт-Петербурге, в Государственном Русском музее.

Рассмотрите картину.

Как вы думаете, маленькая графиня Сарра Фермор изображена на портрете торжественно, парадно или обыденно, по-домашнему?

Что помогло вам догадаться?

(Одежда – нарядное расшитое платье взрослой дамы,

Поза – стоит во весь рост, позирует художнику.

Жесты – в одной руке держит веер, изящно вывернув кисть, другой рукой придерживает складки платья.

Прическа – парик напудренный, который надевали только на выход.

Фон – тяжелая драпировка ткани слева, колонна справа – обязательные атрибуты парадного портрета.)

Сарре нравиться изображать взрослую девочку?

- Рассмотрите внимательно выражение лица девочки.

(Взгляд – серьезный и задумчивый, она вовсе не глупая кокетка.

Девочка с упоением играет роль взрослой.)

11. Рассуждения о красоте.

Почему обе эти картины украшают главу «Красота спасет мир»?

Если бы Денис Кораблев увидел девочку не во время выступления, а рядом с собой, в качестве зрителя, она бы произвела на него такое же впечатление?

Обобщение: Нет! Гармония красоты и волшебной силы искусства произвели такое впечатление на Дениску.

Вы согласны со мной, красота бывает разной: есть внешняя красота, а есть внутренняя?

В чем красота картины Пабло Пикассо?

Обобщение ответов : Я здесь вижу внутреннюю красоту. Гармонию, которая держится на двух таких разных фигурах – хрупкой гимнастки и сильного атлета.

Гармония взаимоотношения, взаимопонимания

В чем красота Сары Фермор?

Обобщение ответов : Гармония внешней красоты и богатого внутреннего мира.

Вы верите, что красота растворена в окружающем нас мире, нужно только уметь ее замечать?

(приведите примеры)

Обобщение ответов детей : Огромное количество людей смотрят на одно и то же, а видят разное.

Надо учиться видеть красоту в окружающем нас мире, ценить эту красоту и самим стараться быть красивыми и внешне и внутренне.

12.Подведение итогов урока.

Каждому ребенку выдается звезда из цветной бумаги. На ней ученик пишет предложение о том, как на нас может воздействовать красота. Каждый ученик выходит к доске, читает свое предложение и прикрепляет звезду на небо. Таким образом к концу урока на доске появляются звезды, которые зажгли дети.

13. Домашнее задание:

придумать продолжение рассказа, что может произойти через несколько лет; выразительное чтение по ролям.

14 . Итог урока

Самооценка

Слайд 10

Домашнее задание 15. Пересказ от имени главного героя.

Представьте, что Денис – это вы. Расскажите от имени главного героя, как побывали в цирке Денис с папой. Вспомните, какое состояние души было у Дениса, настроение, какие он чувства испытывал? Постарайтесь передать это в своем рассказе.

Творческая работа.

Какое чувство возникло у вас к папе Дениски и к самому Денису?

Попробуем выразить это чувство в творческой работе.

Послушайте задание: Нарисовать светлое, доброе чувство любви родителей к детям, мальчика к девочке.

Как по-вашему, что такое взаимопонимание между родителями и детьми?

Предварительный просмотр:

Цитатный план.

1.Посмотрим, что он запоет, когда увидит девочку на шаре.

2.Пойдем в следующее воскресенье в цирк!

3.В этот раз все увижу, как следует.

4.Почему он не разговаривал со мной?

5.Заиграла музыка, и все кинулись рассаживаться.

6.Я таких девочек никогда не видел.

7.Пойдем домой, папа.

Цитатный план.

1. В этот раз все увижу, как следует.

2. Все так хохотали, что чуть не умерли.

3. Я таких девочек никогда не видел.

4. Пойдем в следующее воскресенье в цирк!

5. Посмотрим, что он запоет, когда увидит девочку на шаре.

6. Пойдем домой, папа.

7. Почему он не разговаривал со мной?