Экспедиции в арктику. Известные исследователи арктики

Арктика покорилась человечеству на рубеже XIX и XX веков. Этот труднодоступный край исследовался смельчаками из множества стран: России, Норвегии, Швеции, Италии и т. д. История открытия Арктики - это не только научная, но и спортивная гонка, которая продолжается и по сей день.

Нильс Норденшельд

Полярник Нильс Норденшельд (1832-1901) родился в Финляндии, принадлежавшей тогда России, однако, будучи шведом по происхождению, свои экспедиции проводил под шведским флагом. В молодости он много бывал на Шпицбергене. Норденшельд стал первым путешественником, «занявшимся» ледяным щитом Гренландии. Все известные исследователи Арктики начала XX столетия заслуженно считали его крестным отцом своего ремесла.

Главным достижением Адольфа Норденшельда оказалась его экспедиция по Северо-восточному проходу в 1878-1879 гг. Пароход «Вега» первым за одно путешествие прошел вдоль северных берегов Евразии и полностью обогнул огромный материк. Заслуги Норденшельда оценены потомками - его именем названы многочисленные географические объекты Арктики. Это в том числе и архипелаг неподалеку от Таймыра, а также залив около Новой Земли.

Роберт Пири

Имя (1856-1920) - особое в истории полярных экспедиций. Именно он - первый исследователь Арктики, который покорил Северный полюс. В 1886 году путешественник вознамерился пересечь Гренландию на санях. Однако в той гонке он уступил Фритьофу Нансену.

Тогдашние исследователи Арктики были экстремалами в еще большем смысле, чем сейчас. Еще не существовало современного оборудования, и смельчакам приходилось действовать почти вслепую. Вознамерившись покорить Северный полюс, Пири решил обратиться к быту и традициям эскимосов. Благодаря «культурному обмену» американец отказался от использования спальных мешков и палаток. Вместо этого он стал прибегать к практике строительства иглу.

Главное путешествие Пири - его шестая экспедиция по Арктике в 1908-1909 гг. В состав команды вошло 22 американца и 49 эскимосов. Хотя, как правило, исследователи Арктики отправлялись на край земли с научными задачами, предприятие Пири состоялось исключительно благодаря желанию поставить рекорд. Северный полюс был покорен полярниками 6 апреля 1909 года.

Рауль Амундсен

В первый раз Рауль Амундсен (1872-1928) побывал в Арктике в 1897-1899 гг., когда он принимал участие в бельгийской экспедиции, в которой был штурманом одного из кораблей. После возвращения на родину норвежец стал готовиться к самостоятельному путешествию. До этого исследователи Арктики в основном отправлялись в путь вместе с большими командами на нескольких судах. Амундсен решил отказаться от подобной практики.

Полярник купил небольшую яхту «Йоа» и собрал небольшой отряд, который смог бы самостоятельно прокормить себя собирательством и охотой. стартовала в 1903 году. Стартовой точкой норвежца была Гренландия, а финальной - Аляска. Таким образом, Рауль Амундсен первым покорил Северо-Западный проход - морской путь через Канадский Арктический архипелаг. Это был невиданный успех. В 1911 году полярник первым в истории человечества достиг Южного полюса. В дальнейшем Амундсен увлекся использованием авиации, в том числе дирижаблей и гидросамолетов. Исследователь погиб в 1928-м, разыскивая пропавшую экспедицию Умберто Нобиле.

Нансен

Норвежец Фритьоф Нансен (1861-1930) занялся исследованием Арктики буквально из спортивного интереса. Будучи профессиональным конькобежцем и лыжником, он в 27 лет решил пересечь на лыжах огромный ледниковый покров Гренландии и с первой же попытки вошел в историю.

Северный полюс еще не был покорен Пири, и Нансен решил достичь заветной точки, продрейфовав вместе со льдами на шхуне «Фрам». Корабль оказался в ледяному плену к северу от Команда полярника отправилась дальше на санях, однако в апреле 1895 года, достигнув 86 градуса северной широты, повернула назад.

В дальнейшем Фритьоф Нансен не участвовал в первопроходческих экспедициях. Вместо этого он погрузился в науку, став выдающимся зоологом и автором десятка исследований. В статусе известного общественного деятеля Нансен боролся с последствиями Первой мировой войны в Европе. Он помогал беженцам из разных стран и голодающим Поволжья. В 1922 году норвежский исследователь Арктики удостоился Нобелевской премии мира.

Умберто Нобиле

Итальянец Умберто Нобиле (1885-1978) известен не только как полярник. Его имя связано с золотой эпохой дирижаблестроения. Амундсен, который загорелся идеей воздушного перелета через Северный полюс, познакомился со специалистом в области аэронавтики Нобиле в 1924 году. Уже в 1926-м итальянец в компании скандинавского аргонавта и американского эксцентричного миллионера Линкольна Эллсворта отправился в эпохальный полет. Дирижабль «Норвегия» проследовал невиданным прежде маршрутом Рим - Северный полюс - полуостров Аляска.

Умберто Нобиле стал национальным героем, а дуче Муссолини сделал его генералом и почетным членом фашистской партии. Успех побудил строителя дирижаблей организовать повторную экспедицию. На этот раз первую скрипку в мероприятии играла Италия (воздушное судно полярников также было названо «Италией»). На обратном пути с Северного полюса дирижабль потерпел катастрофу, часть экипажа погибла, а Нобиле был спасен изо льдов советским ледоколом «Красин».

Челюскинцы

Подвиг челюскинцев - это уникальная страница в истории освоения полярных рубежей. Он связан с неудачной попыткой наладить навигацию по Северному морскому пути. Ее вдохновителями были ученый Отто Шмидт и капитан-полярник Владимир Воронин. В 1933 году они снарядили пароход «Челюскин» и отправились в экспедицию вдоль северных берегов Евразии.

Советские исследователи Арктики стремились доказать, что Северный морской путь можно пройти не только на специально подготовленном корабле, но и на простом сухогрузе. Безусловно, это была авантюра, а ее обреченность стала ясна в Беринговом проливе, где задавленное льдами судно потерпело крушение.

Экипаж «Челюскина» спешно эвакуировался, а в столице была создана правительственная комиссия, занявшаяся организацией спасения полярников. Людей вернули домой по с помощью самолетов. История «Челюскина» и его экипажа покорила весь мир. Летчики-спасатели первыми получили звания Героев Советского Союза.

Георгий Седов

(1877-1914) связал свою жизнь с морем еще в юности, поступив в ростовские мореходные классы. Прежде чем стать исследователем Арктики, он участвовал в русско-японской войне, во время которой командовал миноносцем.

Первая полярная экспедиция Седова произошла в 1909 году, когда тот описал устье Затем он обследовал Новую Землю (в том числе ее Крестовую Губу). В 1912 году старший лейтенант предложил царскому правительству проект санной экспедиции, целью которой был Северный полюс.

Власть отказалась спонсировать рискованное мероприятие. Тогда тот собрал деньги за счет частных средств и все-таки организовал путешествие. Его корабль «Святой Фока» был заблокирован льдами у Новой Земли. Затем Седов заболел цингой, но все равно в сопровождении нескольких товарищей отправился на санях к Северному полюсу. Полярник умер в пути неподалеку от острова Рудольфа, где его и похоронили.

Валерий Чкалов

Чаще всего русские исследователи Арктики ассоциируются с кораблями, санями и собачьими упряжками. Однако свой вклад в изучение полярных просторов внесли и летчики. Главный советский ас (1904-1938) в 1937 году совершил первый беспосадочный перелет из Москвы в Ванкувер через Северный полюс.

Напарниками комбрига по миссии стали второй пилот Георгий Байдуков и штурман Александр Беляков. За 63 часа самолет АНТ-25 проделал путь длиною в 9 тысяч километров. В Ванкувере героев ждали репортеры со всего мира, а президент США Рузвельт лично принял летчиков в Белом доме.

Иван Папанин

Почти наверняка Иван Папанин (1894-1896) - самый известный советский исследователь Арктики. Его отец был севастопольским портовым рабочим, поэтому неудивительно, что мальчик с раннего детства загорелся морем. На севере Папанин впервые оказался в 1931 году, посетив на пароходе «Малыгин» Землю Франца-Иосифа.

Громоподобная слава к исследователю Арктики пришла в 44-летнем возрасте. В 1937-1938 гг. Папанин руководил работой первой в мире дрейфующей станции «Северный полюс». 274 дня четверо ученых провели на льдине, наблюдая за атмосферой Земли и гидросферой Северного Ледовитого океана. Папанин дважды становился Героем Советского Союза.

ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ ЭКСПЕДИЦИИ


1 день
Прибытие в Салехард или в Воркуту – это ближайшие города, откуда возможно начало экспедиции вглубь тундр и лесотундр Полярного Урала, по которым кочевники-оленеводы, ненцы, совершают сезонные миграции вслед за стадами домашних северных оленей. Трансфер в гостиницу. Обсуждение деталей полевой части экспедиции к ненцам-оленеводам, особенностей маршрута, логистических путей. Вводная информация о культуре ненцев и традициях. Подготовка снаряжения и транспорта для выезда в поле.


2 – 9 дни
Утром – последние приготовления, инструктаж, проверка снаряжения и выезд в тундры на кочевье оленеводов на вездеходе или снегоходах (в зависимости от времени года и месторасположения оленьих стад: зима – лесотундра и тундра, зимние пастбища, лето – северная оконечность Полярного Урала и побережье Байдарацкой и Обской губ Карского моря – бассейн Северного Ледовитого океана). Участникам экспедиции предстоит преодолеть расстояние от 30 до 200 км в зависимости от того, где в данный момент расположено ближайшее стойбище ненцев-оленеводов. Кочевники каждую неделю перемещаются вслед за стадами северных оленей, поэтому их точное местонахождение уточняется непосредственно перед выездом в тундру.


Прибытие на стойбище и встреча с хозяевами чумов. Знакомство. Размещение в чуме, который представляет собой большую конусообразную палатку, основу которой составляют шесты из стволов лиственницы, в материал покрышек – "нюков" - шкуры северных оленей. Благодаря тому, что зимний чум покрыт двухслойными покрышками из шкур, в нем сохраняется приемлемая для жизни температура воздуха. Летом покрышки чумов брезентовые, легкие.
Знакомство с бытом и обычаями ненцев. Питание трехразовое. Просим Вас принять во внимание, что помимо привычных продуктов и блюд участникам экспедиции придется питаться традиционной пищей кочевников, включающей строганину (сырое мороженое мясо оленей или рыбы), топленый олений жир, сырое парное мясо только что убитого оленя и свежая, горячая кровь, которая считается лакомством и средством против цинги.
Ночевки в чуме на постелях их оленьих шкур. Акцентируем внимание исследовательской группы: несмотря на то, что всем будут предложены женские шубы, заменяющие кочевникам одеяла, мы настоятельно рекомендуем взять с собой теплые спальные мешки, так как к утру температура внутри чума может опускаться до минусовых значений (в период с октября по начало июня).


Ближайшие дни экспедиционная группа проведет на стойбище оленеводов. Предстоят долгие разговоры с кочевниками, участие в повседневной жизни (охрана стада северных оленей, заготовление дров, приготовления пищи и чая). Вы увидите, как женщины шьют и занимаются починкой одежды и обуви из оленьих шкур, что является необходимым навыком для людей, живущих в условиях крайне сурового климата Арктики. А мужчины охотятся и ловят рыбу, изготавливают нарты – деревянные сани, в которые запрягают ездовых оленей и многое другое.
При "каслании" – перекочевках – участники экспедиции также будут перемещаться вместе с оленеводами, помогать ловить ездовых оленей, запрягать животных в нарты, разбирать и собирать чум и помимо исследовательской работы всячески участвовать в повседневной жизни стойбища.


Во время жизни на стойбище у всех участников будет время для совершения выходов по радиальным маршрутам. Если кочевники стоят близ гор – ежедневные выходы продолжительностью до 10 часов по долинам и на склоны Полярного Урала. Если стада находятся на летних пастбищах на побережье Северного Ледовитого океана – экскурсии по поберегу и по равнинным прибрежным тундрам, населенным тысячами куликов и уток, а также поморниками, лебедями-кликунами и малыми лебедями, полярными совами и многими другими видами птиц.
Питание трехразовое (традиционная кухня с элементами покупных продуктов, которые оленеводы закупают сразу на полгода вперед, когда приближаются со стадами к русским поселкам).
При нахождении стойбища поблизости от священных мест ненцев или по пути перекочевок – посещение их.


10 день
Сборы и выезд с кочевья оленеводов в поселок в Салехард или в Воркуту в зависимости от маршрута экспедиции.

История исследования «страны ледяного ужаса», как некогда называли Арктику, неразрывно связана с историей развития технического прогресса и человечества в целом. Как проект государственного масштаба полярные экспедиции впервые были задекларированы при Петре Первом.

В середине 16 века русские землепроходцы и поморы по притокам рек Сибири ходили вдоль побережья Северного Ледовитого океана. В 1648 году группа мореходов вместе с Семеном Дежневым и Федотом Поповым вышли к Тихому океану, обойдя Чукотский полуостров. Плыли на одномачтовых поморских гребных парусных суднах – кочах.

Начало исследованиям Новосибирских островов положили экспедиции 1686-1688 гг. И.Толстоухова и 1712 г. М.Вагина и Я.Пермякова. Объединила несколько полярных экспедиций в 1733-1742 гг. к Северному Ледовитому океану Великая Северная. В ее составе был поход Витуса Беринга, благодаря которому была выполнена большая работа по исследованиям северной части Сибири от устья реки Печоры и о.Вайгач до Командорских островов и Чукотки с Камчаткой.

Это был первый грандиозный проект в истории России в Арктике. На карту были нанесены Курилы, береговая часть острова Хонсю, побережье Ледовитого океана в диапазоне от Архангельска до Колымы. Следующим значимым событием в этой области стали экспедиции Семена Челюскина, посвятившего всю жизнь освоению северо-восточных границ России, в частности, Таймыра. В честь его северная оконечность Азии получила название мыс Челюскина.

Необходимо отметить также русских мореплавателей Врангеля и Матюшкина, в активе которых четыре полярных экспедиции по дрейфующим льдам. Крупным исследователем арктической земли считается Ф.Литке. Во время своего кругосветного плавания (начавшегося в 1826 г.) он исследовал и описал множество островов, определил ключевые пункты Камчатского берега от Авачинской губы по направлению к северу и пр. Это одно из самых успешных полярных предприятий того времени.

Хорошо известно имя адмирала Степана Макарова, по идее которого был построен в Англии ледокол «Ермак» в 1899 г. (первое мощное судно того времени). Предназначался для систематического сообщения через Карское море с Енисеем и Обью, а также для полярных исследований.

Экспедиции на ледоколах «Вайгач» и «Таймыр» с 1910 по 1915 гг. выполнили большой объем работы по географической описи от мыса Дежнева до устья реки Лены, оставив на побережье навигационные знаки. Среди других известных исследователей Арктики – Георгий Седов, Николай Зубов и ряд других.

Большое значение российский арктический регион имел при советской власти. С 1923 по 1933 года на островах Северного ледовитого океана и побережья начали свою радиометеорологическую работу 19 полярных станций.

Особую страницу и принципиально новое осуществление возможностей изучения в историю исследований вписали экспедиции 1930-1940 гг. на ледоколах «Литке», «Красин», «Сибиряков» и «Г.Седов». С 1991 по 2001 гг. в связи с непростым экономическим положением России была прервана более чем полувековая деятельность в северных широтах.

В настоящий момент ведущие научные институты разрабатывают различные программы по изучению Арктики, работает более чем десяток экспедиций.

Шестая арктическая экспедиция

Многие страны и путешественники предпринимали попытки пройти полярные просторы, изучив побережье Ледовитого океана. Мужество людей этих может вызывать только восхищение.

До сих пор ходят легенды о советской экспедиции 1960 года на судне «Обь». Помимо того, что исследователи год зимовали в непростых полярных условиях и выполняли важные научные работы, молодому хирургу Леониду Рогозову пришлось самостоятельно удалить себе аппендикс. Участники экспедиции были отрезаны льдами от Большой Земли и могли рассчитывать только на свои силы. Российский врач решил делать срочную операцию.

Если говорить о более современных исследованиях, то необходимо отметить шестую экспедицию на север, «Кара-зима-2015», которая была организована компанией «Роснефть». В ее ходе, помимо узкоспециальных, были получены уникальные данные, которые можно классифицировать как прорыв в освоении Арктики. За последние 20 лет это был самый масштабный проект в мире.

Полярные экспедиции на Арктику

Полярные путешествия в царство льда предпринимаются с давних времен. Первые сведения о Сибири и прилегающих границах Северного Ледовитого океана в России были получены еще в 14 веке. С тех пор было предпринято множество попыток (удачных и не очень) освоения морских и сухопутных путей в Арктике.

В общей сложности количество исследовательских походов на сегодняшний день уже приближается к сотне.

Морская арктическая геологоразведочная экспедиция

В 1972 году в Мурманске было создано полярное объединение, впоследствии получившее название Морской арктической геологоразведочной экспедиции. Цель – изучение шельфа Арктики и определение перспектив разработки в районах Карского, Баренцева и Белого морей нефтяных месторождений, газа и твердых полезных ископаемых.

На сегодняшний день это уже целый российский институт, работающий по ряду направлений, связанных как с геологоразведочными, так и научными полярными работами.

Высокоширотная арктическая экспедиция

В Арктическом и Антарктическом научно-исследовательском институте Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды работает высокоширотная арктическая экспедиция, которая организует дрейфующие исследовательские поездки во льдах Северного Ледовитого океана.

Этот российский центр выполняет научно-исследовательские, океанологические, гидрологические, геодезические, геофизические и другие виды работ, проводит полярные аэрологические, ледовые наблюдения и т.д.

Арктическая экспедиция и аппендикс

Российская арктическая экспедиция на Северный полюс 1960 года стала известной на весь мир после того, как хирургу Леониду Рогозову на четвертом месяце зимовки пришлось самому себе удалять аппендикс. Он был единственным врачом в составе экспедиции и по симптомам определил острый аппендицит. Консервативное лечение не помогло, возможности вернуться на материк тоже не было.

Чтобы выжить в Арктике, Рогозов при ассистировании сотрудников станции в течение двух часов провел самому себе операцию, вырезав аппендикс. Уже на следующий день он пошел на поправку и через неделю снял швы. Вернуться домой участники полярных исследований смогли только через год. Всем известная песня «Пока вы здесь в ванночке с кафелем» Высоцкого посвящена хирургу Рогозову.

Оперировал без перчаток, практически на ощупь. По возвращении из Арктики он был отмечен наградами, в том числе и орденом Трудового Красного Знамени.

Достижение молодого хирурга в полярных условиях числится в Книге рекордов СССР и Книге рекордов России.

Флагман полярного флота "Академик Федоров" с научными целями отправился в Арктический бассейн Северного Ледовитого океана. По сообщению ИТАР-ТАСС 29 июля, среди ключевых задач 100 суточного похода Артур Чилингаров назвал продолжение системных исследований по уточнению внешней границы континентального шельф России.

"Арктический регион рассматривается как стратегическая зона правительством многих стран", - указал он. Поэтому важно соблюсти национальные интересы России: с научной точки зрения доказать, что "подводные хребет Ломоносова и поднятие Менделеева по геологическому строению являются безусловным продолжением материковой части Российской Федерации". Соответствующие материалы исследований быть представлены в Комиссию ООН по морскому шельфу.

В 2001 г. Россия предпринимала такую попытку, однако международные эксперты рекомендовали уточнить принципиальную информацию по геологическому строению океанического ложа. По сообщению в штабе полярной науки, экспедиционное судно "Академик Федоров" должно встретиться с атомным ледоколом "Ямал" предположительно в проливе Вилькицкого. Затем суда будут работать в арктической акватории со сложной ледовой обстановкой, вплоть до географической точки Северного полюса.

Научные изыскания в Арктике предприняты в рамках плана действий "по сопровождению российской заявки на юридическое закрепление внешней границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане", уточнили в НИИ Росгидромета. Возвращение экспедиционного судна "Академик Федоров" из Арктики в Санкт-Петербург ожидается в третьей декаде октября. После проведения дополнительных исследований и соответствующих консультаций с приарктическими странами заявка на установление внешней границы континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом океане будет направлена в Комиссию ООН по границам континентального шельфа.

Арктика - северная полярная область Земли, включающая окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Ее площадь - около 27 млн. кв. км. По мнению экспертов, здесь сосредоточено более 25% мировых запасов нефти и газа. В настоящее время в морях Северного Ледовитого океана разведано 62,5 трлн. Куб. м газа, 9 млрд. т нефти (в береговой зоне - 3,5 млрд. т).

В последние годы внимание к этому региону резко возросло, усилилась конкуренция между арктическими странами за доступ к энергоресурсам и контроль над ними. Возрастающая активность в Арктике приполярных государств, в частности США, Канады, Норвегии, Дании, наблюдается даже в военной области.

Арктическая зона Российской Федерации включает Мурманскую, Архангельскую области; Республику Коми и Республику Саха (Якутия); Красноярский край; Ненецкий, Чукотский, Ямало-Ненецкий автономные округа. Арктика сегодня обеспечивает около 11% национального дохода России, здесь создается 22% объема общероссийского экспорта. В этом регионе добывается более 90% никеля и кобальта, 60% меди, 96% платиноидов. На шельфах арктических морей обнаружены промышленные скопления россыпного золота, олова, алмазов.

Здесь же проходит Северный морской путь - самая короткая трасса из Европы в Америку и Азию, в том числе и для транспортировки нефти и газа с арктических месторождений. На архипелаге Земля Франца-Иосифа расположена самая северная застава погранслужбы ФСБ России "Нагурская".


В настоящее время арктический шельф, простирающийся до Северного полюса, не принадлежит ни одному из государств. Это зона контролируется Международным управлением по проблемам морского дна в Кингстоне (Ямайка). Конвенция ООН по морскому праву от 1982 г. (Россия присоединилась к ней в 1997), предоставляет прибрежным государствам право контроля над континентальным морским шельфом (морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориальных вод государства).

Для реализации этого права стране необходимо подать заявку в специальный международный орган - комиссию ООН по границам континентального шельфа. Границы шельфа, установленные комиссией, являются окончательными и обязательными для всех. При этом третьи государства имеют здесь право только на рыболовный промысел. Сегодня на шельф в Арктике, в частности на богатый нефтью и газом Ломоносовский хребет, претендуют 5 стран - Россия, Норвегия, Дания, Канада и США.

Россия в 2001 г. первой направила в комиссию представление о внешних границах шельфа. Норвегия подала заявку в комиссию в декабре 2006 г. Канада, присоединившаяся к Конвенции в 2003 году, считает, что трансарктический хребет Ломоносова начинается с американского материка, а Дания (участник Конвенции с 2004) выдвигает гипотезу, что хребет - это затонувшая часть Гренландии, которая является датской территорией. США международную Конвенцию по морскому праву пока не ратифицировали.


Чтобы претендовать на расширение внешней границы континентального шельфа в Арктике, Россия должна научно обосновать, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева, которые тянутся к Гренландии, геологически являются продолжением Сибирской континентальной платформы. В 2007 г. Россия провела экспедицию "Арктика-2007".

Результаты предварительной обработки геологических материалов подтвердили, что подводный хребет Ломоносова является "структурным продолжением Сибирской континентальной платформы".Последующие экспедиции продолжили сбор доказательства его принадлежности к евразийскому континентальному шельфу. КНР ежегодно направляет в Арктику для исследований полярный ледокол "Сюелун" ("Снежный дракон").

В августе и сентябре 2008 г. в Северный Ледовитый океан отправились две американские научные экспедиции для доказательства права США на расширение континентального шельфа Аляски. Вторая экспедиция проводилась совместно с Канадой. В августе-сентябре 2009 г. Канада и США провели вторую совместную экспедицию в западной Арктике по сбору данных о строении шельфа, обработка которых позволит получить подробный профиль океанского дна.

Объектом исследования стал район континентального шельфа и морского дна к северу от Аляски до хребта Альфа-Менделеева и на восток до канадского арктического архипелага. На основании собранных данных Канада и США могут представить конкурирующие заявки на отдельные участки арктического шельфа.

В начале августа 2010 г. канадские и американские ученые отправятся в третью подобную экспедицию. В сентябре 2009 г. Дания организовала полярную экспедицию для исследования океанского дна между Гренландией и Северным полюсом.


Экспедиционное судно "Академик Федоров" перед походом в Арктический бассейн переоснастили на судоверфи Турку (Финляндия) с учетом стоящих задач. На дизель-электроходе смонтировали спецаппаратуру для исследования морских глубин и континентального шельфа. Так, судно располагает многолучевым эхолотом, который позволяет передавать изображение морского дна в формате 3D.Были проведены обширные ремонтные работы с целью обновления электроники судна, произведены покрасочные и доковые работы. Более половины работ было произведено таллиннскими предприятиями BLRT Grupp.

Дизель-электроход "Академик Федоров" построен в Финляндии на верфи "Раума Реппола" в 1987 г. Водоизмещение - 16200 т. Судно обладает усиленным ледовым поясом и способно преодолевать ровный однолетний лед толщиной 1 метр непрерывным ходом со скоростью два узла и "набегами" - лед до 2,5 м. Скорость хода - 16 узлов. Судно многофункциональное и способно снабжать национальные антарктические станции и проводить исследовательские работ. На электроходе расположено девять лабораторий и соответствующее палубное оборудование.

Судно позволяет разместить 175 членов экспедиции. Для выполнения ледовой разведки и доставки грузов в труднодоступные районы на судне имеется вертолетная площадка и ангар для двух вертолетов типа . Судно оборудовано современными системами связи и навигации, обеспечивающими автономную работу в высоких широтах, вплоть до географической точки Северного полюса.

Сама история России поистине парадоксальна. Мало того, что всему героическому и славному десятилетиями сопутствовало трагическое и постыдное – мы ухитрялись не замечать великого, не умели гордиться тем, что было достойно и гордости, и преклонения. История Арктики в этом отношении – горький и назидательный пример, на котором никогда не поздно учиться.

Все, что происходило в Заполярье в 20 – 30-е годы XX века, воспринималось жителями Большой земли с громадным интересом и восхищением. Само слово «полярник» стало символом всего героического в Стране Советов, а биографии тех, кого величали покорителями полюса, Центральной Арктики, Северного морского пути, печатались на первых страницах газет с не меньшими подробностями, чем впоследствии – биографии первых космонавтов.

Вряд ли можно установить с большой точностью, когда именно Арктика была «закрыта» от глаз простых смертных. Кто это сделал, естественно, секретом не является: «друг» и «отец» советских полярников, несомненно любивший своих арктических «детей» – Иосиф Сталин. Речь сейчас идет не о закрытии Севера от иноземцев – это началось еще в стародавнюю царскую эпоху, в XVII – XVIII столетиях. Правда, Сталин сделал одно любопытное послабление именно в этом: в навигацию 1940 году. трассу Северного морского пути на восток тайно преодолел германский вспомогательный крейсер "Комет". Его сопровождали наши ледоколы, на борту немца, находились лучшие советские арктические лоцманы, ледовая разведка искала для него безопасные проходы во льдах. Таков был итог предательского сговора между Сталиным и Гитлером, особенно зловещего еще и тем, что по выходе в Тихий океан «Комет» стал боевым кораблем, угрожавшим нашим будущим союзникам по антифашистской коалиции. Но разговор сейчас о другом – о прямом запрете на публикации об Арктике, о том, что повседневно происходило в высоких широтах, включая самые яркие, героические события, которые прославили бы наше отечество и укрепили его престиж.

Не писали о проводке военных кораблей по Северному морскому пути.

Не писали о грядущей высадке папанинцев на полюс, сообщив об этом постфактум, на следующий день. Позже такая порочная практика повторилась и во время полюсного рейса атомохода «Арктика» – как, добавим, и при всех космических запусках вплоть до 80-х годов.

Во время войны 1941 – 1945 годы побережье Ледовитого океана стало линией фронта, и, естественно, все четыре года почти никакой информации о том, как живет, бедствует, хоронит своих защитников Советское Заполярье, наш народ не получал (кроме сообщений о громких победах моряков Северного флота в Баренцевом море). Как бы по инерции все сведения о происходящем на Крайнем Севере, о погоде и льдах, об экспедициях и находках, обретениях и потерях на протяжении добрых десяти послевоенных лет также оставались под замком. У нас отнимали историю, право на знание имен и событий, дат и биографии! Вся страна погружалась во тьму самоизоляции, отгородившись мира невидимым, но непроницаемым «железным занавесом». А в Арктике тем временем вершили открытия и подвиги в масштабах, вполне сравнимых с тем, что творили в полярных морях и полярном небе прославленные первопроходец былых эпох. Ежегодно в высокие широты снабжались многолюдные экспедиции «Север», всесторонне изучавшие природу Центральной Арктики. А весной I960 года была высажена во льды вторая в истории дрейфующая станция «Северный полюс».

О том, что был такой дрейф, общественность нашей страны и зарубежный мир узнали лишь четыре года спустя, когда начинали свою работу в полюсных льдах станции «СП-3» и «СП-4». Через год после смерти Сталина произошло «обвальное» рассекречивание Крайнего Севера и появилось запоздалое желание восстановить справедливость. Оказалось, что станция «СП-2» прожила во льдах Восточной Арктики 376 суток, гораздо дольше папанинской, что 11 зимовщиков испытали и ледовые разломы, и неоднократные эвакуации лагеря, и пожар в палатке радистов, и летние наводнения, и случаи нападения белого медведя на человека, не говоря уже о всевозможных лишениях.

Но главное: они работали в обстановке невероятной, безумной секретности, без права быть собой, словно разведчики, заброшенные во вражеское логово. Даже в Арктическом институте, где готовилась та экспедиция, даже близкие тех, кто отправлялся на целый год во льды, не ведали ничего и вместо эффектного «СП» вынуждены были проставлять на конвертах номер безликого почтового ящика. Их и награждали секретным Указом Президиума Верховного Совета, по которому руководитель дрейфа Михаил Михайлович Сомов стал Героем Советского Союза, а остальные получили ордена Ленина.

И только совсем недавно выяснилось, что начальник станции имел приказ сжечь документацию и взорвать все постройки, если к льдине приблизится «американский враг». Одним из важнейших секретов Арктики стало создание в середине 50-х годах ядерного полигона на архипелаге Новая Земля. Свыше 30 лет там проводились испытания чудовищного водородного оружия, и сегодня Новая Земля изранена, тяжко травмирована. Невозможно даже в первом приближении составить список безвозвратных потерь, понесенных ее природой – бело-голубыми ледниками, огромными птичьими базарами на прибрежных скалах, тундровой растительностью, поголовьем тюленей, моржей, белых медведей.

Может быть, одним из самых последних по счету стало рассекречивание космодрома Плесецк в Архангельской области. О нем впервые открыто заговорили лишь в 1992 году. Теперь мы знаем и о его создании в 1959 году, и о страшной катастрофе 18 марта 1980 года, когда в результате мощнейшего взрыва погибло почти 60 человек. Стало известно и о том, что именно отсюда, с космодрома близ города с обязывающим названием Мирный, вожди собирались атаковать смертоносными ракетами заокеанского врага во время так называемого карибского (кубинского) кризиса 1962 года.

Особую «закрытость» придавали Крайнему Северу обстоятельства, весьма далекие от соображений здравого смысла или хотя бы разумной секретности военно-стратегического характера, виной тому были массовые политические репрессии.

Великий террор, бушевавший на Большой земле в 20 – 50-е годы XX века, громким эхом отозвался в высоких широтах. Не было в Заполярье ни одной сферы человеческой деятельности, ни единого самого что ни на есть медвежьего уголка, до которого не дотянулись бы карающие органы, откуда не повезли бы на суд и расправу полярников разных специальностей – моряков, пилотов, ученых, геологов, зимовщиков, хозяйственных и партийных работников, портовиков, строителей, учителей, врачей, включая представителей малочисленных коренных народностей Севера (а таковых по меньшей мере около 30).

Как и на Большой земле, на Севере в должных пропорциях обнаруживали «врагов народа»: вредителей и диверсантов, троцкистско-зиновьевских, бухаринско-рыковских наймитов, кулаков и подкулачников. Обнаруживали по доносам, клеветническим наветам, создавали немыслимую обстановку всеобщей подозрительности, слежки и взаимодоносительства, арестовывали, сажали в тюрьмы, отправляли в гибельные ссылки, уничтожали.

Казалось бы, кому могли помешать люди, живущие в Заполярье в условиях постоянных лишений, опасностей, смертельного риска? Чем досадили сталинскому режиму они, моряки-ледоколыщики, сотрудники полярных станций, геологи, искавшие золото и олово, нефть и уголь?

Да, именно так, из Заполярья в Заполярье, в жуткие северные лагеря везли энтузиастов-романтиков, которые отдавали жизнь изучению и освоению этих вольных, бескрайних, влекущих к себе краев. Везли по славной трассе Северного морского пути, в трюмах пароходов, на открытых баржах, и суденышки эти застревали во льдах, шли на дно вместе со своим живым грузом, выручать который не летели отважные летчики, не мчались на всех парах могучие ледоколы.

Одним из первых еще в самом начале 30-х годов был арестован маститый профессор-геолог Павел Владимирович Виттенбург, известный исследователь Шпицбергена, Кольского полуострова, Якутии, острова Вайгач. Вот туда-то, на Вайгач, где он успел до того сделать крупные открытия, и повезли ученого на свинцово-цинковые рудники. К счастью, ему удалось выжить и через много лет вернуться в родной Ленинград. Но скольким его коллегам, друзьям, соратникам это было не суждено.

Был расстрелян в 1939 году профессор Р. Л. Самойлович. Та же участь постигла его доброго товарища, генерального консула СССР на Шпицбергене и отца будущей прославленной балерины (которая девочкой зимовала вместе с родителями в Арктике) Михаила Эммануиловича Плисецкого. Погиб профессор Павел Александрович Молчанов, участвовавший вместе с Самойловичем в экспедиции на дирижабле «Граф Цеппелин». Пали жертвами репрессий герои-челюскинцы Алексей Николаевич Бобров, Илья Леонидович Баевский, Павел Константинович Хмызников, фанатик радиодела Николай Рейнгольдович Шмидт, первым услышавший сигналы бедствия из Красной палатки Нобиле, ветеран Северного морского пути, строитель города и порта Игарки Борис Васильевич Лавров.

Лишь в одном только Гидрографическом управлении Главсевморпути было арестовано и уволено с работы свыше 150 сотрудников, объявленных «чуждыми элементами». Так поступали с полярными гидрографами, первопроходцами ледовой трассы, знатоками ее грозных опасностей, хранителями маяков – с людьми, без которых невозможна нормальная жизнь Северного морского пути!

Ученых Арктического института, которым руководил Самойлович, в те годы уважительно называли «сборной СССР». Эта уникальная «команда» единомышленников, самоотверженных патриотов своей страны была в считанные месяцы истреблена почти полностью. Из ведущих ученых не тронули одного лишь профессора Владимира Юльевича Визе, но как же его шельмовали, как оскорбляли, как угрожал ему долгие-долгие годы. На огромные, немыслимые сроки отправились в тюрьмы и лагеря знаменитый геолог и географ Михаил Михайлович Ермолаев, ведущий знаток льдов и морских течений Николай Иванович Евгенов, легендарный полярный исследователь Николай Николаевич Урванцев.

Именно Урванцев еще в 20-е годы XX века открыл богатейшие месторождения меди, никеля, угля, графита, кобальта на Таймыре, в районе будущего Норильска. И, по «доброй» традиции, заведенной карательными органами, был в 1940 году насильственно отправлен туда же, к месту своей былой (и будущей!) славы. Он и в заключении продолжал работать геологом, бывал в экспедициях, писал научные работы, однако все они оседали в недрах «спецхрана» (этим словцом обозначались сверхсекретные архивы и книгохранилища, в которых содержались бесценные труды людей, объявленных «врагами народа», потерявших право на собственное имя).

Даже на таком фоне совершенно чудовищными выглядят репрессии времен Отечественной войны. Прямо в море арестовывали самых именитых арктических капитанов, предъявляя им нелепые обвинения во вредительстве и измене Родине.

Восемь лет отсидел в лагерях архангельский судоводитель Василий Павлович Корельский, а его однофамилец, капитан ледокольного парохода «Садко» Александр Гаврилович Корельский, был приговорен к расстрелу за то, что его судно наскочило в штормовую погоду в Карском море на необозначенную на карте мель.

Были арестованы в военные годы прославленные полярные пилоты Фабио Брунович Фарих и Василий Михайлович Махоткин, после войны к ним добавились еще несколько авиаторов, а также известный арктический капитан Юрий Константинович Хлебников, удостоенный редчайшего для моряка гражданского флота ордена Нахимова. Его отправили на «сталинский курорт» – в Воркуту, где заключенному Хлебникову предстояло десять лет добывать заполярный уголь.

Полярников хватали и на самых удаленных от материка зимовках. Были арестованы и сгинули начальник полярной станции на Земле Франца-Иосифа Филипп Иванович Балабин, молодой талантливый океанолог, сотрудник одной из чукотских станций Александр Чаусов. Начальника зимовки на острове Домашнем в Карском море Александра Павловича Бабича, известного радиста, одного из первых в стране почетных полярников, девять лет добивали в камере смертников и в забайкальских лагерях, выколачивая из него признание, будто он хотел «передать врагу наш арктический флот». В мае 1950 года, за два месяца до смерти в концлагере, Бабич отправил семье в Ленинград последнее письмо: «Иногда я искусственно убеждаю себя, что я продолжаю зимовку и просто в силу обстоятельств не могу возвратиться на Большую землю. Но ведь когда-то и эта «зимовка» кончится?»

Страшные «зимовки» кончились для подавляющего большинства невинно осужденных, вычеркнутых из истории и из народной памяти людей лишь после 1956 года.