Энциклопедия фантастики. Фантастика научная

Евангельское повествование

Описанное событие является эпизодом земной жизни Иисуса Христа. На празднике Пасхи в Иерусалиме евреи были обязаны «заклать пасхальных агнцев и принести жертвы Богу », в связи с чем в храм сгоняли жертвенный скот и устраивали лавки для продажи всего необходимого при жертвоприношениях . Здесь же располагались разменные кассы: в обиходе были римские монеты, а подати в храм по закону уплачивались еврейскими cиклями .

Точка зрения иудеев

С иудейской точки зрения Иисус вообще не мог изгонять торговцев, так как обмен денег и торговля находились вне Храма - на Храмовой горе.

Марк Абрамович. «Иисус, еврей из Галилеи» :

Храм жил своей, установленной законами Торы и освященной тысячелетней традицией, жизнью. Эти законы тщательно соблюдались. Многочисленные паломники, заполнявшие Храм с утра и до позднего вечера, направлялись бдительной храмовой стражей по установленному пути. Стража встречала каждого у ворот и давала незнакомому с правилами точные указания, куда и как ему пройти, чтобы не нарушить святость места: с жертвой из животных - по одному пути, к жертвеннику, с денежным приношением - к сокровищнице. Запрещалось входить на территорию Храма с кошельком и с обычными «повседневными» деньгами. Деньги оставлялись дома, на территорию Храма приносили только пожертвования и приводили животных, предназначенных для жертвоприношения. Поэтому вся предварительная деятельность была вынесена за пределы Храма. Жертвенных животных продавали и покупали на Овечьем рынке, около Овечьих ворот, на северо-запад от башни Антония. Там толпилась масса народа: торговались, покупали, пользуясь советами левитов, животных для жертвоприношения. Тут же, в Овечьем бассейне (по Евангелиям «Вифезда») левиты тщательно мыли жертвенных животных. Шум, гам, крики торговцев, блеяние и мычание животных - словом, восточный базар.

На Храмовой горе (но не на территории Храма!), на специальном, издревле выбранном месте, по преданию, у высокого кипариса стояли клетки с голубями, предназначенными для жертвоприношения. Голуби пользовались особым спросом, так как были доступны самым бедным людям, желающим принести жертву Господу: «Если же он не в состоянии принести овцы, то в повинность за грех свой пусть принесет Господу двух горлиц или двух молодых голубей, одного в жертву за грех, а другого во всесожжение» (Левит, 5:7). Во исполнение другой заповеди: «Вот закон о жертве мирной, которую приносят Господу: если кто в благодарность принесет ее, то при жертве благодарности он должен принести хлебы, смешанные с елеем, и пресные лепешки, помазанные елеем, и пшеничную муку, напитанную елеем…» (Левит, 7:11 - 12), здесь же продавался елей, прошедший проверку на ритуальную чистоту.

На территории же Храма царила торжественная тишина, нарушаемая только ритуальными возгласами священников и молитвами паломников. Любой нарушитель был бы тотчас же схвачен храмовой стражей и примерно наказан. Немыслимо, чтобы кто-то мог бичом наводить на территории Храма свои порядки и выгонять кого бы то ни было. Утверждать, что на территории Храма могли находиться менялы и торговцы, а тем более волы и овцы - это значит не знать законов абсолютно!

Менялы, по всей вероятности, относились к храмовой службе, так как трудно предположить, что первосвященник предоставил бы любому, такую прибыльную деятельность, как обмен денег. Мы уже говорили, что единственной узаконенной монетой на территории Храма являлся шекель. Менялы были обязаны занять свои места на Храмовой горе (не в Храме!) на отведенной для этого территории за три недели до наступления основных праздников: Песах, Шавуот и Суккот (М Шкалим 13). Еще со времен сооружения Второго Храма специально для этой цели была выделена территория, и ни у кого из верующих это традиционное положение никакого протеста не вызывало.

Сюжет в живописи

Изображение Изгнания торгующих из храма получило широкое распространение в изобразительном искусстве, иногда входило в цикл Страстей Христовых . Действие обычно происходит в портике Иерусалимского храма, откуда Иисус бичом из верёвок изгоняет торговцев и менял.

Примечания

Литература

  • Дзуффи С. Эпизоды и персонажи Евангелия в произведениях изобразительного искусства. - М .: Омега, 2007. - ISBN 978-5-465-01501-1

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Доброго времени суток, дорогие читатели!

Был обычный вечер, коих в жизни моей прошло немало. Горячий шоколад медленно остывал в любимой кружке, монитор ноутбука рассеивал голубоватый свет в полумраке кухни. «Странно», - думала я, читая очередной комментарий в Сети. - «Многие совершенно не разбираются в фантастике, наверно надо искоренить такое невежество».

Да-да, надо расставить всё по полочкам, объяснив всем, что такое фантастика! Займёмся этим.

Фантастика - обширный жанр, встречающийся в литературе, кинематографе, изобразительном и других формах искусства, включающий в себя десятки поджанров. Основа всему - фантазия автора, не ограниченная рамками реального мира и реального хода вещей.

Фикбук говорит нам следующее: «Фантастика - это истории о техническом прогрессе, далеких планетах и других мирах, звездолетах и бластерах». Забудьте это определение, ведь оно урезано до невозможности и лишь раскрывает один поджанр. Также строго-настрого запомните: фэнтези, которое на обывательском уровне выделяется в отдельный жанр, на самом деле является одним из поджанров фантастики.

Избавимся ещё от одного стереотипа. Если в произведении есть орки, эльфы, вампиры или другие несуществующие в реальном мире существа, то это не обязательно фэнтези. Орки в силовой броне и с плазмомётом наперевес - привет от боевой фантастики, эльфы сидят в матрице - чем вам не киберпанк, а вампиры - это генномодифицированные люди - сто процентов не фэнтези.

А теперь обо всём подробнее. Будем рассматривать каждый поджанр в отдельности, отвечая на три вопроса: о чём он, где встречается и какими особенностями обладает.

Научная фантастика (Sci-Fi) - жанр фантастики, включающий в себя огромное количество поджанров (киберпанк, стимпанк, космоопера и так далее). Основывается на допущениях (вымысле) в различных научных дисциплинах и сферах жизни. Описывает вымышленные технологии и научные открытия, альтернативный ход истории, ближайшее и далёкое будущее, знакомство с нечеловеческим разумом. Твёрдая научная фантастика - это взгляд вперёд, прогнозирование, оценка и анализ будущего.
Особенности жанра. Сложно выделить «чистую» научную фантастику, жанр собирательный, поэтому проще выделить конкретный поджанр (ы). Также отличаться различной степенью допущений.

Космоопера (или космическая опера) - поджанр научной фантастики. Место действия - космос и/или другие планеты. Существует конфликт, чаще военный, между различными расами с других планет, между землянами и инопланетянами.
Особенности. Эпичность, размах, излишняя героичность.

Что посмотреть? «Звёздные врата», «Пандорум», «Звёздный десант», «Стар Трек».

Во что поиграть? «Galactic Civilizations», «Mass Effect», «Spore».

Киберпанк - поджанр научной фантастики. Основная идея - описание антиутопического мира будущего, в котором высокое технологическое развитие, такое как информационные технологии и кибернетика, сочетается с глубоким упадком или радикальными переменами в социальном устройстве.
Сюжет обычно строится на конфликте, например, между корпорациями и хакерами, между людьми и искусственным интеллектом. Нередко имеется психологический и философский контекст, скажем, при осознании роботом своей человечности, появлении чувств и эмоций у искусственного интеллекта.
Мир киберпанка наполнен атрибутами будущего: биороиды, гиноиды, андроиды, аугументации и улучшения человеческого тела с помощью киберпротезов и биоимплантов, виртуальная реальность. Несмотря на всю современность, города напоминают или многоуровневые муравейники, или состоят из квартала для элиты и бедняцкие, напоминающие постапокалиптические виды, трущобы. Кроме всего, мир киберпанка полон болезней, депрессий, суицидов, наркотиков, алкоголя; даже роботы порой сходят с ума.
Особенности. Чёткое сохранение атмосферы, соответствующей жанру. Использование особой лексики (киборг, матрица и тому подобное). Местами мрачность и часто антиутопичность.

Что посмотреть? «Призрак в доспехах», «Бегущий по лезвию», «Агент Вексилл», «Джонни Мнемоник», «Матрица», «Робокоп», «Трон».

Во что поиграть? «Deus Ex», «Syndicate», «Remember Me».

Киберпанк относится к одному из видов таймпанка - жанра, моделирующего мир, стоящий на каком-то ином (отличительным от сегодняшнего) технологическом уровне. Ниже рассмотрим ещё несколько видов таймпанка:

Стимпанк (от английского «steam» - пар; другое название жанра - паропанк) - альтернативное развитие науки и техники, где упор делается на паровые двигатели и механику. Стилизация (одежда героев, архитектура, социальные устои) идёт под Англию 19 века. Присутствует несправедливость, выраженная в конфликте между обычными людьми и государством, между разными социальными слоями. Общий сюжет далёк от утопии.

Дизельпанк - уклон в сторону дизельной эпохи (20-е - 50-е годы прошлого века).

Биопанк - в этом жанре внимание уделяется биотехнологиям, в частности генной инженерии и биологическому оружию, а также затрагивается моральные и социальные аспекты их использования.

Космопанк - смесь жанров киберпанк и космоопера. Масштабная космическая экспансия, колонизация сотен и тысяч планет на фоне мира, наполненного киборгами, роботами и разумными компьютерами. В отличие от чистой космической оперы, присутствует больше реализма (научно-обоснованных предметов и фактов), в частности в оружии и технике.

Стоунпанк (от английского «stone» - камень) - моделирует мир, стоящий на технологическом уровне Каменного века.

Клокпанк (от английского «clock» - часы) - описывает мир от эпохи Возрождения до Викторианства. Слуги во фраках и платьях, придворные инженеры, самоходные марионетки вместо классических роботов, голубиная почта и первое огнестрельное оружие. Ключевая черта жанра - часы, которые выступают альтернативой двигателю, и с их помощью работает примитивная техника и самодвижущиеся куклы. Иногда вмешиваются фэнтези-элементы, точнее магия.

Нанопанк - изображает мир будущего, в котором активно используются нанотехнологии. Как и в биопанке, затрагиваются моральные, психологические и социальные аспекты.

Утопия - поджанр, направленный на описание социального устройства. В утопии говорится об идеальном обществе.

Антиутопия. Автор пишет об обществе, полностью противоречащем идеальному, часто описывается тоталитарное общество. Жизнь людей ужасна, мир покрыт язвами из-за правительства и его жестоких законов.
Особенности. Острый конфликт, драматичность событий.

Альтернативная история - ещё один поджанр научной фантастики. Автор ставит вопрос, что было бы, если какое-то историческое событие не произошло, или произошло совершенно не так, как на самом деле. Что бы случилось, скажем, если Наполеон не стал императором, а СССР не распался?
Особенности. Присутствие реальных исторических личностей, фактов, стран.

Что посмотреть? «Альтернативная история» - цикл постановочно-документальных фильмов.

Альтернативная география. Описывается наш реальный мир лишь с одним фантастическим допущением - иным расположением материков/островов/стран. К примеру, Атлантида внезапно всплыла у берегов Китая, или Антарктида переместилась на экватор.

Апокалиптическая фантастика - жизнь людей, непосредственно, во время свершения «судного дня». Самый распространённый случай - зомби-апокалипсис, который не редко выделяют в отдельный жанр.

Что посмотреть? Практически любой зомби-фильм («Война миров Z», «Обитель зла»).

Постапокалиптическая фантастика. Основа сюжета - описание существования людей после глобальной катастрофы (ядерная война, падение метеорита, тотальное вымирание из-за болезни и тому подобное). Также постапокалиптическим произведением может считаться такое, в котором присутствует настроение пустынности, заброшенности, одиночества, а также проявление этого в общем антураже: заброшенные здания, города, отсутствие или частичное отсутствие жизни.
Особенности. Мрачность, антиутопичность.

Что посмотреть? «Книга Илая», «Безумный Макс», «Водный мир».

Во что поиграть? «Fallout».

Боевая фантастика - описание военных событий, сражений, с применением фантастического оружия и/или в нереальных условиях. Герои произведения часто наделены сверхвозможностями, отважны и мужественны и на удивление живучи.
Особенности. Огромное количество экшен сцен, описания боёв, погонь, драк.

Что посмотреть? Любой боевик с фантастическим допущением («Хроники Риддика», «Хищник»).

Во что поиграть? «Halo», «Quake», «Doom».

Хронофантастика. Весь сюжет закручен на путешествиях во времени, это может послужить и завязкой для сюжета, и быть фантастическим элементом на протяжении всего произведения. Часто герои являются «попаданцами» в прошлое, где произведение плавно переходит в альтернативную историю, или в будущее.

Что посмотреть? «Назад в будущее», «Гостья из будущего».

Фэнтези - жанр фантастики, основанный на использовании сказочных и мифологических мотивов. Действие происходит в вымышленном мире, напоминающем Средневековье (латы, холодное оружие, архитектура и так далее). Фэнтези наполнено мифическими (драконы, бабайки, эльфы) и вымышленными (ягодо-феи, жирафо-мутанты) существами; возможно существование богов, демонов, различных потусторонних сущностей (призраки, фантомы). Кроме всего, магия, колдовство, алхимия - обычное дело для данного жанра.
Особенности. В отличие от научной фантастики автор не объясняет с точки зрения логики/физики/биологии и других наук вещи, происходящие в этом мире. Также не объясняется и не указывается расположение вымышленного мира относительно нашего реального.

Эпическое фэнтези. Сюжет такого произведения заключается в том, что главные герои, олицетворяющие сторону добра, пытаются победить зло, и с успехом справляются с этой задачей. События затрагивают весь мир или же большую его часть.
Особенности. Огромных размах действий, масштабность.

«Меча и магии» - классический вариант фэнтези. «Меч» - означает использование героями холодного оружия всех видов; «магия» - присутствие магических элементов: волшебные артефакты, колдуны и чернокнижники, заклинания и призывы существ. Мир произведения напоминает средневековье с королями, рыцарями и огромными замками. Также присутствуют драконы, эльфы и другая живность.

Тёмное фэнтези (Dаrk Fantasy). Сюжет состоит в том, что миром правит Зло и нет другой силы, которая может исправить эту ситуацию. Мир тёмного фэнтези суров, жесток и несправедлив, главные герои неоднозначны, но их невозможно назвать святыми. Основа - противостояние двух зол: «малого» и «большого».
Особенности. Мрачная атмосфера, налёт готичности, чувство страха и безысходности. Очень тонкая грань между ужасами и классическим фэнтези.

Хоррор-фэнтези (или фэнтези-ужасы) - произведение, цель которого - напугать читателя. Местом действия не обязательно должен быть мир, напоминающий средневековье. Используются элементы фэнтези: выдуманные и мифические существа, колдовство и чародейство.

Славянское фэнтези - в основе стоит использование славянской мифологии, которое проявляется в существах (лешие, русалки, барабашки), в общей атмосфере (одежда героев, архитектура и тому подобное).

Женское фэнтези (Lady Fantasy). Произведение, написанное обычно женщиной и для женщин. В сюжете чётко прописана любовная линия между главной героиней, типичной Мэри Сью, и не менее харизматичным вампиром/колдуном/аристократом-демоном.

Юмористическое фэнтези (также отнесём сюда пародии) - жанр, пронизанный шутками и иронией. В произведениях могут высмеиваться черты, свойственные фэнтези, возможно полное пародирование знаменитых книг.

Во что поиграть? «Overlord».

ЛитРПГ - совсем юный жанр, расшифровывается как литературная ролевая игра (от английского «RPG - role play game», жанр видеоигр). События таких книг происходят в онлайн играх, чаще всего фэнтезийной направленности (магия, средневековые атрибуты). Встречаются случаи, когда игры проникают в реальность, и главный герой должен «выиграть», чтобы спасти весь мир. Иногда данный случай выделяют в жанр обратное ЛитРПГ.
Особенности. Автор описывает именно игру, поэтому в тексте часто мелькают специфические слова из сленга геймеров (например, баф, агрить, каст, спел, НПС). Также есть подробнейшие описания интерфейса, окон, кнопок, иконок, полосок жизни и маны. Встречаются огромные куски, выделяемые другим шрифтом (курсив, жирный) - тексты квестов, действия магии или предмета, урон от монстров, который ещё и цифрами подкреплён. Ещё излюбленный приём - особый тип оформления текста. Пример: > Вы получили благословление Авангарда. + 5% к жизни.

Фантастика по уровню допущений

Рассмотрим произведения жанра, основываясь на разном количестве фантастических допущений.

Малое количество (одно-два не глобальных допущений). Покажем на примере, мультфильм «Фиксики» (или повесть Успенского «Гарантийные человечки»). В нашем мире живут существа, которые своим домом выбрали бытовые приборы. Все остальные аспекты произведения соответствуют описанию реального мира.
Или другой пример, обычная чаща, в которой живут безобидные пикси (феечки).
Обобщим. В данную категорию подходят литературные сказки (с местом действия в нашем мире), произведения любовной направленности (отношения между вампиром/оборотнем/колдуном/инопланетянином и обычной девушкой), «несерьёзные» работы (комедии, юмор, пародии).

Среднее количество. Существование параллельных миров и/или скрытых магических областей (например, Хогвартс); недалёкое будущее; наличие в реальном мире огромного количества различных выдуманных существ и так далее. Главное - присутствует мир планеты Земля определённого временного периода.

Большое количество. Абсолютно другой мир. Например, фэнтези-страна, кишащая нагами (змееподобными существами) и наядами (нимфами, подобием русалок). Или же далёкая планета с ксеносами.

Теперь, когда мы разобрались с жанрами и поджанрами, избавимся ещё от нескольких стереотипов. Телепорт - атрибут не только научной фантастики, в фэнтези вполне уместен магический портал, работающий абсолютно так же. Магия порой может быть объяснена, хотя фэнтезийность мира того не требует. У многих существ нет чёткого канона, канон создаётся самостоятельно для каждого произведения в отдельности (вспомните банальных вампиров, они везде разные). Для пущего усложнения жизни существует синтез жанров (технофэнтези, стимпанк с магией и другие), что не позволяет подобные произведения отнести к чему-то одному.

Сейчас, настало время прощаться.

Друзья, до новых встреч!

СТРУГАЦКИЙ Аркадий Натанович (1925-1991) и СТРУГАЦКИЙ Борис Натанович (р. 1933).

Видные рус. сов. прозаики, кинодраматурги, братья-соавторы, бесспорные лидеры сов. НФ на протяжении трех последних десятилетий и самые известные сов. писатели-фантасты за рубежом (на нач. 1991-х гг. — 321 книжное изд. в 27 странах); классики совр. НФ, влияние к-рых на ее развитие, в частности, в СССР трудно переоценить. А.С. род. в Батуми (ныне — Грузия), в 1925 г. вместе с семьей переехал в Ленинград (ныне — СПБ), вскоре после нач. Великой Отечественной войны был эвакуирован с отцом из блокадного города (позже эвакуировались мать и Б.С.); жил в г. Ташле близ Чкалова (ныне — Оренбург), где и был призван в армию, учился в Актюбинском артиллерийском уч-ще, в 1943 г. был откомандирован в Моск. воен. ин-т иностр. яз., к-рый окончил с дипломом переводчика-япониста; в армии прослужил до 1955 г. (в осн., на Дальнем Востоке). После демобилизации жил в Москве, работал в ред. реферативного журнала, в изд-вах Детгиз и Гослитиздат (был ред. первых НФ книг С.Гансовского , А.Громовой , Е.Войскунского и И.Лукодьянова и др. авторов сов. НФ, сб. «Мир приключений»). Печататься начал с 1958 г., опубл. в соавт. с Л.С.Петровым нефант. повесть «Пепел Бикини» (1958 ); с 1960 г. — професс. писатель; известен также как переводчик англ. и амер. (под псевд. С.Бережков) и яп. НФ, а также классической яп. лит-ры. Чл. СП. Б.Н. род. в Ленинграде, туда же вернулся после эвакуации, окончил механико-мат. ф-т ЛГУ с дипломом астронома, работал на Пулковской обсерватории; с 1960 г. — професс. писатель. Чл. СП. Печатался, в осн., в соавт. с братом (известен также переводами — в соавт. с братом, под псевд. С.Победин и С.Витин — амер. НФ). Лауреат Гос. премии РСФСР (1986 — за сценарий фильма «Письма мертвого человека» , вместе с В.Рыбаковым и режиссером К.С.Лопушанским). Бессменный руководитель семинара молодых фантастов при СПБ писательской организации. Живет в СПБ. Первая НФ публикация бр. С. — р-з «Извне» (1958; испр. доп. 1960 ). Лауреаты премии «Аэлита»-81.

Широкая известность пришла к бр. С. после публикации первых НФ р-зов, представлявших собой образцы добротной «твердой» (естественнонаучной) НФ и отличавшихся от др. произв. тех лет большим вниманием к психол. разработке характеров — «Шесть спичек» (1959 ), «Испытание СКР» (1960 ) (см. Изобретения и открытия, Кибернетика, Машины ), «Частные предположения» (1960 ) (см. Сверхсветовые скорости ) и др.; большинство составило сб. «Шесть спичек» (1960 ). Однако в ряде ранних р-зов бр. С. впервые успешно опробовали метод построения собственной истории будущего — первой и по сей день остающейся непревзойденной в сов. НФ. В отличие от аналогичных масштабных построений Р.Хайнлайна , П.Андерсона , Л.Нивена и др., близкое будущее по С. не имело с самого нач. четко заданной хронологической схемы (ее позже восстановили читатели-энтузиасты из исследовательской группы «Людены»), зато в большей мере был отточен метод «сквозных» персонажей, переходящих из книги в книгу и упоминаемых эпизодически; в результате отд. фрагм. со временем сложились в яркую, многокрасочную, внутренне эволюционирующую и органичную мозаику — один из самых значительных миров НФ в отечественной лит-ре.

Первый хронологический этап этой схемы приходится на конец 20 — нач. 21 вв., когда происходит интенсивное освоение (ближнего) космоса (см. Космические полеты ), а на Земле в осн. завершается мирный переход от разделенного общества к всепланетному коммунизму . Произв. этого периода, составившие трилогию повести — «Страна Багровых Туч» (1959 ; испр. 1967 — в ант.), «Путь на Амальтею» (1960 ), «Стажеры» (фрагм. 1962 — «Генеральный инспектор»; фрагм. 1962 — «Должен жить»; 1962 ); вторая повесть вместе с р-зами составила сб. «Путь на Амальтею» (1960 ); — объединены общими героями-космонавтами (Быков, Юрковский, Крутиков), чья история простирается от первой героической высадки на Венеру «Стране Багровых Туч» ) до внешне «рутинного» инспекционного вояжа по почти освоенной Солнечной системе (в заключительной книге трилогии). Отдавая дань традиционной космич. романтике, ранние книги бр. С. в то же время выгодно отличались на общем фоне сов. НФ живостью языка, психол. обрисовкой характеров; к достоинствам этих произв. можно также отнести оригинальную разработку мн. «проходных» тем НФ (см. Астрономия и астрофизика, Внеземная жизнь, Звездолеты, Зоология фантастическая, Контакт, Марс, Физика ), а также интересную и глубокую — по сравнению с др. произв. той поры, постановку соц. проблем «переходного периода» от разделенного общества к коммунизму (см. Капитализм, Криминология, Экономика ).

Однако подлинной вершиной раннего периода тв-ва бр. С. стали новеллы о «Полдне 22 в.», самая масштабная после «Туманности Андромеды» И.Ефремова — и во многом выигрывавшая по сравнению с неск. дидактичной книгой, в к-рой, по словам бр. С., «им не хватало людей», — утопия в сов. лит-ре, широкая панорама далекого будущего , охватывающая все аспекты, от грандиозной созидательной деятельности человечества на Земле и в космосе (см. Автоматизация, Биология, Генная инженерия, Города, Звезды, Климат, Медицина, Океан, Транспорт ) до индивидуальных моральных и психол. драм (см. Психология ), социологии , быта, морали, системы воспитания детей , спорта и досуга , и т.п. Объединенные общими героями — двумя неразлучными друзьями — «Атосом»-Сидоровым и Комовым, надолго прописавшимися в произв. С. (третий и четвертый «мушкетеры», Костылин и Гнедых, были авторами впоследствие «забыты», зато кумир «четверки» — звездолетчик и специалист по контакту Леонид Горбовский стал одним из их самых любимых персонажей), р-зы цикла составили одну из лучших книг сов. НФ нач. 1960-х гг. — «Возвращение. (Полдень. 22-й век)» (1962 ; испр. доп. 1967 «Полдень, XXII век. (Возвращение)» ). Ряд р-зов цикла опубл. в ант. — «Великий КРИ» (1961 ) (см. Интеллектроника, Кибернетика ), «Белый конус Алаида» (1961 ; др. — «Поражение»), «Благоустроенная планета» (1961 ) (см. Биология, Внеземная жизнь, Контакт, Пастораль, Экология ), «Свечи перед пультом» (1961 ) (см. Бессмертие, Мозг, Разум ); яркий и парадоксальный р-з «О странствующих и путешествующих» (1963 ) (см. Контакт, Концептуальный переворот, Масштабы пространственные и временные в НФ ) вошел только во 2-е изд.

Отправной тезис бр. С. — люди будущего мало чем отличаются от наших современников (лучших их них), нашедший отражение в программном названии одного из р-зов — «Почти такие же», сыграл положительную роль на определенном этапе развития утопии , как правило, отличавшейся статичностью, декларативностью и патетичностью и отводившей «идеальным людям» роль рупора авторских идей — соц., экономических или религ.-этических, не более того. Между тем, героям «ранних» С. присущи живость характеров, отменное чувство юмора, они подвержены слабостям, сомнениям, совершают ошибки, в т.ч. трагические — как охотник из р-за «Люди, люди...» (др. — «Свидание»), случайно подстреливший разумного инопланетянина (см. Разум, Спорт и досуг ). В целом же мир «Полдня» представляет собой соц. идеал интеллигентов-«шестидесятников», для к-рых творческий труд не требует иных стимулов, кроме свободы заниматься им, а необходимым соц. регулятором служит воспитываемое с детства чувство ответственности перед др. членами социума.

Однако, по мере развития (от книги к книге) худож. мира «Полдня» усиливалось ощущение статичности и внутренней «благости» будущего по С., их оптимистические представления, объяснимые романтическими построениями 1960-х гг., вступали в противоречие c изменениями в окружающей действительности. С целью преодолеть изначально присущую всякой утопии бесконфликтность (или «конфликтов хорошего с лучшим»), авторы старались вводить в жизнь «утопийцев» проблемы, разрешить к-рые без моральных потерь было практически невозможно. В повести «Далекая Радуга» (1963 ) это вызванная науч. экспериментом физиков глобальная катастрофа на планете-полигоне, ставящая население перед выбором, кого эвакуировать на единственном звездолете — результаты научн. исследований или детей ; дилемма «наука -человечность» усилена трагическим образом бессмертного ученого , «скрестившего» себя с компьютером (см. Бессмертие, Кибернетика, Мозг, Наука, Сверхсветовые скорости, Физика ). В повести «Малыш» (1971) это пед. проблема контакта с земным ребенком, «космич. Маугли», воспитанным негуманоидными инопланетянами (при решении ее земная цивилизация также терпит моральное поражение); вместе с циклом «Полдень, XXII век» повесть объединена в один том — сб. «Полдень, XXII век. Малыш» (1975 ).

Магистральный путь своего тв-ва, обогативший и значительно ожививший мир «Полдня» (и всю совр. НФ в целом — единственным аналогом в зап. НФ служит творчество У.Ле Гуин ), бр. С. впервые нащупали в повести «Попытка к бегству» (1962 ), в к-рой остро поставлена проблема вмешательства в ход Истории (см. История в НФ ). В обобщенно-филос. смысле авторов интересует столкновение принципиально «несовместимых» цивилизаций, воплощенное в худож. более выигрышном конфликте частных носителей несовместных систем морали, приводящем к индивидуальному нравственному выбору и индивидуальной же ответственности перед Историей. Одно из проявлений конфликта — столкновение в ряде произв. С. коммунистической утопии «Полдня» с рудиментами фашизма, тоталитаризма и милитаризма на лишь слегка «замаскированных» иных планетах (см. Антифашистская НФ, Контакт, Политика, Социология ). Герой повести, офицер Сов. Армии, необъяснимым способом переносится из фашистского концлагеря в мир «Полдня» и вместе с нов. друзьями, отправляющимися в космич. «турпоход», попадает на планету, где сталкивается со столь знакомым ему — и совершенно неведомым жителям будущей утопии — местным «фашизмом», эксплуатирующим технол. дары галактической сверхцивилизации Странников (см. Война, Спорт и досуг, Телепортация, Технологии ).

Тема «вмешательства» развита и доведена до худож. совершенства в одной из лучших книг мировой НФ последних десятилетий — повести «Трудно быть богом» (1964 ), изд. впервые вместе с «Далекой Радугой» в сб. «Далекая Радуга» (1964 ); экранизирована (см. «Трудно быть богом» ). В центре конфликта — один из кардинальных вопросов существования совр. человечества, в год публикации не представлявшийся таким острым и актуальным; вопрос о возможности и нравственной приемлемости какого бы то ни было ускорения естеств. историч. процесса. Трагизм индивидуального выбора подчеркивается душевными терзаниями гл. героя — сотрудника Ин-та экспериментальной истории Антона-Руматы, разведчика, посланного с заданием не вмешиваться, а только наблюдать, на планету, где правит бал ср.-век. варварство, отд. чертами напоминающее и фашизм, и религ. деспотию Инквизиции (см. Религия , и, насколько оказалось возможным показать в сер. 1960-х гг., сталинский тоталитаризм (см. Социализм . Несовпадение благородных утопических идеалов «Полдня» с историч. реальностью, в более широком контексте — неизбежный крах любых соц. доктрин, направленных на «улучшение» человечества, — с худож. силой показанное в повести, знаменовало собой ступень внутренней эволюции мира «Полдня», дальнейший отрыв его от лит. традиции принципиально неизменной утопии (см. Оптимизм и пессимизм ).

Если повести «Попытка к бегству» и «Трудно быть богом» несколько обособлены от общей хронологической схемы истории будущего , то трилогия о Максиме Каммерере, создававшаяся С. на протяжении двух десятилетий, непосредственно (через общих героев, целые эпизоды, тщательно разработанную систему взаимопересекающихся ссылок) связана с миром первого сб. — «Полдень. XXII век» , представляя собой дальнейшее развитие (и, по мнению ряда критиков, окончательное «закрытие» темы). Книги трилогии — «Обитаемый остров» (сокр. 1969; испр. доп. 1971 ), «Жук в муравейнике» (1979-80), «Волны гасят ветер» (1985-86), объединенные в одном томе — сб. «Волны гасят ветер» (1989 ), — посвящены, соответственно, юным годам, зрелости и старости Максима.

В первой книге представлена многоплановая и сюжетно богатая панорама «пост-ядерной» антиутопии на планете, где анонимная хунта использует направленное излучение с целью глобального «промывания мозгов »; из рядов обладающих иммунитетом к излучению мутантов воспроизводит пополнение как революционное подполье, так и правящая элита (см. Мир после катастрофы, Политика, Ядерная война ). Чуждый рефлексии Антона-Руматы и по своим физ. и психол. возможностям близкий к «сверхчеловеку », Максим со свойственным юности энтузиазмом бросается в водоворот местной политики и готов «наломать дров», но вовремя остановлен и взят под свое покровительство опытным земным разведчиком-резидентом Рудольфом Сикорски. В «Обитаемом острове» авторы впервые серьезно обсуждают идею «прогрессорства », хотя сам термин появился только в повести-продолжении, в к-рой Максим — уже правая рука Сикорски, к тому времени руководителя службы безопасности — Комкон-2 («Комиссии по контактам -2»), охраняющей мир и покой «Полдня». Сюжет построен вокруг тайно ведущегося следствия по делу одного из «космических подкидышей» — землянина, родившегося из оплодотворенной яйцеклетки, найденной в «инкубаторе» гипотетических Странников (см. Детективная НФ, Криминология ); есть основания полагать, что действиями «подкидышей» управляет заложенная в них генетическая программа, представляющая опасность для земной цивилизации (или не представляющая — авторы намеренно рассыпают по тексту аргументы «за» и «против», не давая героям и читателям спасительных отгадок и т.о. обостряя нравственный выбор в ситуации недостатка информации). Трагическое решение Сикорски, не выдержавшего тяжести ответственности и пошедшего на убийство подозреваемого «носителя угрозы», можно расценить по-разному: как професс. паранойю «спецслужб» (и, как следствие, их несовместимость с утопией ), как продолжение трагического вопроса Ф.Достоевского о построении утопии на крови невинного, — или же как абсурдность упований на то, что в «идеальном» обществе человек будет избавлен от мучительного процесса принятия решения (и моральной ответственности за его последствия). В заключительной повести трилогии, худож. менее удачной, но идейно дерзкой и оригинальной, Максим — теперь уже в качестве руководителя Комкона-2 — расследует цепь загадочных событий, наводящих на мысль о «прогрессорской» деятельности пришельцев на Земле; однако эффектная инверсия ситуации ранних произв. С. приводит к непредвиденной развязке. Оказывается, на Земле (до поры тайно) действуют не агенты гипотетических Странников, а просто нов. элита «избранных», отд. земляне, совершившие гигантский скачок в эволюции и все дальше уходящие не только от человеческих несовершенств и сомнений, но и от человечности (см. Сверхчеловек ). Отд. герои и сюжетные детали связывают с трилогией о Максиме повесть «Парень из Преисподней» (1974; 1976 ), в осн., повторяющую темы др. произв. С. (см. Война, Дети ).

Яркий сатирический дар бр. С. впервые с наиб. силой проявился в не уступающей по популярности апокрифическим романам И.Ильфа и Е.Петрова «сказке для младших науч. сотрудников старшего возраста» — повести (фрагм. 1964; фрагм. 1964 — «Суета вокруг дивана»; 1965 ); вместе с «Парнем из Преисподней» объединена в сб. «Понедельник начинается в субботу» (1979 ); неудачно экранизирована на телевидении в 1982 г. (мюзикл «Чародеи»). Действие повести, органично, легко и остроумно объединяющей рус. сказочный фольклор с «интеллигентским» жаргоном 1960-х гг., развертывается в стенах НИИ чародейства и волшебства (НИИЧАВО), где трудятся совр. ученые-маги (см. Магия, Мифология и НФ, Наука, Сатирическая НФ, Сверхъестественное, Юмористическая НФ ). Значительно более резкой и политизированной вышла повесть-продолжение «Сказка о Тройке» (1968; 1972 — ФРГ; испр. доп. 1987 — СССР), отразившая соц. изменения, происходившие в стране в конце 1960-х гг. (и обусловившие изменение отношения «верхов» к тв-ву С.); первое книжное изд. повести увидело свет лишь в эмигрантском сб. «Улитка на склоне. Сказка о Тройке» (1972 — ФРГ). М.Б., в те годы еще неосознанно, авторы били не по частным извращениям, а по самой, насквозь обюрократившейся системе тоталитаризма: «Тройка» в заглавии наводит на мысль скорее о чрезвычайных трибуналах сталинской эпохи, нежели о романтическом образе Руси — «птице-тройке» — у Н.Гоголя .

Из др. ранних произв. сатирической НФ в тв-ве бр. С. выделяется стоящая особняком повесть «Хищные вещи века» (1965 ); впервые изд. вместе с «Попыткой к бегству» в одном томе — сб. «Хищные вещи века» (1965 ). Это оригинальная для своего времени попытка развенчать потребительскую «утопию » — рай сытых и бездуховных мещан, представляющий собой, по мнению авторов, «питательный бульон» для зарождения фашизма (см. Антифашистская НФ, Экономика ); всем довольные и обеспеченные жители некоей Страны Дураков готовы полностью отдаться сладостному наркотику потребления — и уже добровольно испытывают на себе реальный супернаркотик, выводящий наружу подсознательные желания и превращающий человека в их раба (см. Изобретения и открытия, Искусство, Психология, Спорт и досуг ). Тема получила развитие в остроумном «продолжении» Г.Уэллса (см. Вторжение, Марс ) — памфлете «Второе нашествие марсиан» (1967), в к-ром земные обыватели охотно идут в услужение пришельцам (те в буквальном смысле рассматривают землян как «дойных коров») в обмен на дармовой марсианский «самогон»; вместе со «Стажерами» повесть объединена в одном томе — сб. «Стажеры. Второе нашествие марсиан» (1968 ).

Начиная со 2-й пол. 1960-х гг., времени окончательно оформившегося отката от хрущевской «оттепели», тв-во С. меняет тональность и достигает глубины и многозначности, беспрецедентных в отечественной НФ и фактически выводящих книги писателей из узкожанрового «НФ гетто» на магистраль общелит. процесса. В то же время растет специфическое «внимание» к каждой нов. книге С. со стороны идеологических инстанций. Никак формально не связанные с диссидентским движением (и не поддавшиеся на неоднократные провокации со стороны тех же инстанций, имевшие целью подтолкнуть писателей к эмиграции), бр. С. все чаще стали испытывать трудности с публикацией произв. на родине, мн. их книги были изуродованы цензурой, а «творческая полемика» с авторами стала носить характер политич. разноса.

К вершинам тв-ва С. можно отнести филос. многоплановую повесть «Улитка на склоне» (фрагм. 1966 ; фрагм. 1968; 1972 — ФРГ; 1988 — СССР), полн. книжное изд. впервые увидело свет на родине писателей в сб. «Волны гасят ветер» (1989 ), куда вошли также повесть «Волны гасят ветер» и роман «Хромая судьба» (не путать с одноим. сб., включающим трилогию о Максиме). Содержащая элементы абсурдистской НФ притча о Лесе и занимающемся его делами сверхбюрократизированном Управлении разделена на два взаимопроникающих сюжета: линию Кандида (намек на известного персонажа Вольтера ), случайно попавшего в Лес и стремящегося из него вырваться, и линию Переца, безуспешно преодолевающего духовную энтропию Управления, чтобы попасть в Лес. Ряд худож. образов повести не поддается однозначной расшифровке; в первую очередь это сам Лес — символ чего-то непознанного, но органического, живущего «своей жизнью», населенного странным «мифол.» народцем, над к-рым производят соц.-биол. эксперименты размножающиеся партеногенезом «амазонки», живой символ бездушного и антигуманного «прогресса» (см. Биология, Женщины в НФ, Миры НФ, Мифология в НФ, Флора фантастическая ).

Др. значительное произв. бр. С. той поры — повесть «Гадкие лебеди» (1972 — ФРГ; 1987 — «Время дождя», СССР); в дальнейшем переизд. как составная часть («роман в романе») романа «Хромая судьба» (1986), вместе с «Хищными вещами века» объединенного в одном томе — сб. «Хромая судьба. Хищные вещи века» (1990 ). Оба произв., во мн. отношениях автобиогр., посвящены судьбе художника в тоталитарном об-ве; в «обрамляющем» романе фантаст. элемент сведен к минимуму, действие происходит в реальных условиях, воспроизводящих нравы хорошо знакомого авторам СП СССР, а герой, писатель Феликс Сорокин, мн. годы пишет «в стол» фантаст. роман о вторжении в повседневную жизнь провинциального городка (дело происходит в неназванной европ. стране) таинственных сил, олицетворяющих будущее. Это будущее не во всем понятно и приятно герою «внутреннего» произв., писателю Виктору Баневу, но оно все-таки лучше, чем откровенно деградирующее настоящее; окончательный и безжалостный приговор существующему порядку выносят дети , все как один уходящие из разлагающегося и гибнущего города к своим воспитателям — мутантам -интеллектуалам, начавшим с экспериментов с климатом , а в финале способным противостоять даже воен. машине правящих кругов.

Из произв. С. 1970-х гг. выделяется повесть «Пикник на обочине» (1972; фрагм. 1973 ), вместе с повестями «Извне» и «Малыш» объединенная в один том — сб. «Неназначенные встречи» (1975 ); доп. славу повести принесла вольная экранизация А.Тарковского (см. «Сталкер» ); один из вариантов сценария опубл. в виде киноповести «Машина желаний» (1981 ). В центре повествования — драматический и психол. убедительный образ «сталкера» Рэда Шухарта, неплохого, но запутавшегося паренька, на свой страх и риск совершающего смертельно опасные вылазки в т.н. «зоны Посещения» — места транзитных посадок таинственных пришельцев , оставивших после себя множество непонятных артефактов (см. Вторжение, Контакт, Криминология ); именно последние составляют горький хлеб сталкеров (за нежданными инопланетными дарами нелегально охотятся все — от ученых до воен. и криминальных структур). Более облегченный — в форме иронической детективной НФ — вариант контакта изображен в повести (1970; доп. 1982 ); также экранизирована (см. «Отель «У погибшего альпиниста» ). Нежданному контакту с загадочной вселенской силой (гипотетически названной Гомеостатическим Мирозданием), почему-то стремящейся любой ценой воспрепятствовать отд. науч. исследованиям, подвергаются ученые — герои повести «За миллиард лет до конца света» (1976-77); вместе с «Пикником на обочине» и «Трудно быть богом» объединена в одном томе — сб. «За миллиард лет до конца света» (1984 ); экранизирована (см. «Дни затмения» ). Повесть можно читать и как хорошо известную авторам по собственному опыту психол. и нравственную драму творческого человека, вынужденного работать «под прессом» (см. Живые миры, Искусство, Наука ).

Среди последних произв. С. наиб. значительным представляется объемный и многоплановый роман «Град обреченный» (1988-89; 1989 ), фрагм. к-рого были написаны еще в нач. 1970-х гг. Действие романа происходит в Городе , расположенном вне пространства и времени, куда, с целью грандиозного соц. эксперимента, некие (видимо, инопланетные) Наставники выдергивают из разл. времен группу землян; ничего не объясняя «подопытным», экспериментаторы воочию наблюдают за столкновением культур и мировоззрений (см. Боги и демоны, Политика, Социология ). Эксперимент идет неудачно, ввергая испытуемых в хаос гражданских войн , экономических и экологических катастроф, фашистских путчей и т.п. потрясений, прозорливо увиденных авторами в ту пору, когда подобное представлялось читателям мрачной «фантастикой» (см. Антиутопия, Антифашистская НФ, Социализм, Экология, Экономика ). Особенно интересен центр. образ комсомольца-сталиниста 1950-х гг., сделавшего в Городе завидную карьеру (вплоть до подручного фашиствующего диктатора); при этом герой не выведен законченным злодеем и циником, скорее это удачный собирательный образ современников и соотечественников С., также переживших на своем веку не одну «сшибку» цивилизаций. Вместе с тем, в романе, как и в др. поздних произв. — повести «Отягощенные Злом, или Сорок лет спустя» (1988; 1989 ), пьесе «Жиды города Питера, или Невеселые беседы при свечах» (1990) и сценарии «Пять ложек эликсира» (1985), по которому был поставлен фильм «Искушение Б.» , — явственно отразились приметы определенного творческого кризиса бесспорных лидеров отечественной НФ, своеобразную трагическую точку в к-ром поставила безвременная смерть одного из соавторов — А.С.

Бр. С. известны также произв. детской НФ — «Повестью о дружбе и недружбе» (1980 ), а также повестью, написанной одним А.С. (под псевд. С.Ярославцев) — «Экспедиция в Преисподнюю» (1974 — в ант.; отд. изд. 1988 ). Перу «С.Ярославцева» принадлежит также «взрослый» р-з «Подробности жизни Никиты Воронцова» (1984).

Вл.Г., В.Р.

Др. соч. : Сб. «Трудно быть богом. Понедельник начинается в субботу» (1967 ). Сб. «Трудно быть богом» (1980 ). Сб. «Жук в муравейнике» (1983 ). Сб. «Стажеры» (1985 ). Сб. «За миллиард лет до конца света. Пикник на обочине. Далекая Радуга» (1988 ). Сб. «Избранное» в 2-х тт. (1989 ). Сб. «Отель «У погибшего альпиниста». Пикник на обочине» (1989 ). Сб. «Посещение» (1989 ).

// Энциклопедия фантастики: Кто есть кто / Под ред. Вл.Гакова. — Минск: ИКО «Галаксиас», 1995. — С. 537-543.

Моё личное восприятие:
- Стругацкие -читать всё, начинать с "Понедельник начинается в субботу", "Пикник на обочине", "Трудно быть богом"
- Гаррисон - циклы "Стальная крыса", "Мир смерти" и роман "Фантастическая сага".Если Вам понравится это, то можете читать остальное. И упаси Боже Вас начать с цикла "Билл - Герой Галактики". Да, к "научной" фантастике (science fiction) отношения практически не имеет.
- Брэдбери - сильно раздутая пиаром псевдофилософия. Все книги - полное отсутствие логики и здравого смысла. Кроме того, книги сильно устарели "технически", да и в "новом" виде были нечитаемы для технарей из-за наличия огромного количества технических ляпов. Для нечитавших - 451 градус по Фаренгейту наиболее интересен для первого знакомства. Антиутопия, ляпы не так видны, ну и классика фантастики уже, как то стыдно не прочесть. Научность книг на нуле, социальная - да, научная - нет.
- Азимов - фантастика, несомненно, научная, но сильно устаревшая. Причём устарела не потому, что мы можем делать описанное в книгах, а потому что доказано-разведано, что так делать нельзя или нерентабельно, или нафиг не надо. Если отвлечься от "технических" подробностей и несуразностей, то почитать можно, но в настоящее время уже не так интересно. Начинать стоит с циклов о роботах, там есть всё ещё интересные рассказы. "Основание" - только для любителей Азимова
- Артур Кларк - очень сильный писатель. Настоящая НФ, классика жанра. Начинать стоит всё же не с Одиссеи, а с романов "Пески Марса" и "Лунная пыль"
- Джон Уиндэм. День триффидов. - отличный роман-катастрофа. Абсолютно не мешает то, что написано о более "старом" времени. В догонку могу посоветовать Джон Кристофер Смерть травы.
- Фрэнк Герберт. Дюна. - Это, конечно, целая эпоха. Но к НФ никакого отношения не имеет. Я бы назвал Фэнтези в НФ антураже. Книга интересная, но сильно на любителя. Либо понравится, либо - нет.
- Цветы для Элджернона. Дэниел Киз - Да, читать обязательно. Скорее социалка, но и к НФ принадлежит.
- Беляева надо читать всего. НФ без сомнений. Подустарела, но даже сейчас весьма актуальна, а идеи весьма интересны. Классика
- Лукьяненко и Бушков - весьма интересные книги,но нифига не НФ. Если Лукьяненко ещё где-то как-то, то Бушков - полная труба в этом плане. Боевики и космические приключенцы (иногда - виртуальные приключенцы). Наиболее удачная у Лукьяненко - циклы "Диптаун" и "Лорд с планеты Земля", а также роман в соавторстве с Перумовым " Не время для драконов "
- Хайнлайн - да. Круто. К НФ отнести можно с большим натягом, но всё же. Начинать стоит с "Пасынки вселенной", "Двойная звезда", "Луна жёстко стелет", "Дверь в лето" (обязательно!), "Звёздный зверь", "Имею скафандр - готов путешествовать", "Космические рейнджеры" (именно в таком переводе), "Марсианка Подкейн". Надо добавить, что все экранизации его книг весьма фиговы и только путают любителей фантастики и злят поклонников Хайнлайна
- Станислав Лем. - отличный писатель. Скорее философия, но НФ всё же есть. Солярис, несомненно, стоит прочесть. Могу добавить в список к прочтению: " Рассказы о пилоте Пирксе" (технически устарело, в остальном - нет), "Эдем", "Непобедимый" . Если понравится это - смело читайте у Лема всё - не пожалеете
- Мартин - весьма средненький писатель, тем не менее весьма популярный. К НФ имеет весьма далёкое отношение. "Короли-пустынники" одна из самых сильных его вещей.
- Саймак - очень сильный автор, но опять же - не НФ ни разу. Хотя и считается отцом-основателем американской НФ. Но читать нужно всё.
- Дэн Симмонс - очень мощно, захватывающе, но на любителя.

Нет в обзоре отличных советских авторов НФ:
- Обручев - ""Плутония, "Земля Санникова"
- Казанцев - циклы Георгий Седов, " Полярное противостояние", "Планета Бурь"
- Снегов "- цикл "Люди как боги"
- Павлов - цикл "Лунная радуга"
- Немцов - фантастика ближнего прицела, многое уже осуществлено, но тем не менее
- Георгий Мартынов - "Звездоплаватели", "Гость из бездны", "Каллисто", "Спираль времени"
- Адамов - "Победители недр", "Тайна двух океанов"
- Евгений Войскунский, Исай Лукодьянов ("Ур, сын Шама" - одна из любимых книг)
- и многие другие.

И из импортных:
- Жюль Верн вообще где?
- Ларри Нивен "Мир-Кольцо"
- Пол Андерсон. Не могу сказать, что сильно НФ, но гораздо ближе многих из представленных
- и т.д.