Философия французского просвещения.

Французский абсолютизм (основные черты французского абсолютизма) - это понятие подразумевающее господство абсолютной монархии, утвердившейся во Франции на протяжении двух последних столетий существования Старого порядка. Абсолютизму пришлось сменить сословную монархию, в итоге уничтожен он был Великой Французской революцией. Попытка, осуществляемая генеральными штатами в эпоху войн на почве религии, ограничения королевской власти не удалась. Этому воспрепятствовало стремление знати возвратиться к феодальному раздроблению, да еще желание, испытываемое городами восстановить былую независимость, в то время как генеральные штаты обладали способностью исполнять роль только центральной власти.

С другой стороны, наблюдалась вражда между высшими сословиями и горожанами. Народ тяготило своеволие дворян и междоусобицы. Поэтому он выражал свою готовность к поддержанию власти, которая его спасала от анархии. Генрихом IV не созывались генеральные штаты вообще; а после него собирали их один только раз. В качестве задачи перед собственным правительством он поставил цель улучшения экономического благосостояния страны, а также укрепления государственного финансового рычага. Помощь ему оказывал министр Сюлли, суровый гугенот. Они проявляли заботу о поднятии земледелия, уровня промышленного производства, хотели облегчить податную тяжесть, внести порядок в финансовое управление, однако что-либо существенное сделать не успели.

В 1614 году, когда Людовик XIII был еще малолетним, для прекращения беспорядков во время управления призваны были генеральные штаты. Третьему сословию удалось выступить с программой преобразований. Согласно содержимому документа, созыв государственных чинов должен быть осуществляться в определённые сроки, привилегии дворянства и духовенства нужно было отменить и налоги распределить на всех равномерно. При этом, правительство должно было перестать покупать покорность вельмож с помощью денежных раздач, и прекратить произвольные аресты. У высшего духовенства и дворянства вызвали недовольство такие заявления и протест против высказываний оратора третьего сословия, который осмелился сравнить три сословия с тройкой сыновей одного отца. Привилегированные высказывали мнение относительно своего нежелания признавать братьями тех из людей, которых нужно называть скорее их слугами. Штаты, не сделав ничего, были распущены, после чего не созывались 175 лет.

Ришельё

В качестве депутата, представляющего духовное сословие, выступил епископ люсонский (кардинал) Ришельё. А спустя несколько лет его сделали главным советником Людовика XIII и всесильным министром, он двадцать лет почти управлял Францией. Ришельё была утверждена система абсолютизма в монархии Франции. Цель всех помышлений и стремлений кардинала состояла в силе и могуществе государства; ради достижения этой цели он был готов в жертву принести все остальное. Ими не допускался факт вмешательства Римской курии в государственные дела Франции. Чтобы защитить интересы французской монархии участвовал в тридцатилетней войне (хотя и пытался максимально долго оттягивать вступление в неё Франции, до того времени, пока не предопределились с внутренними проблемами государства), в ней стоял кардинал на стороне протестантов.
Внутренней политике Ришельё не было свойственно наличие вероисповедного характера. Свою борьбу с протестантами он окончил «Миром милости», что дало возможность сохранить свободу вероисповедания гугенотам, но лишив их крепостей и гарнизонов, уничтожив по факту гугенотское «государство, находившееся в государстве». По собственному происхождению Ришельё - дворянин, однако заветная его мечта заключалась в принуждении дворян к служению государству за привилегии и земли, которые им даны были во владение.

Каждая нация обладает набором черт, наиболее характерных для каждого индивида в определенной стране, потому понятие «национальный характер» включает в себя множество составляющих и по определению не может быть точной величиной либо научно доказанным фактом. Национальный характер включает в себя в первую очередь эмоциональные и чувственные характеристики конкретной национальности и народа.

Что же является наиболее характерным для французов в целом?

Основываясь на многолетних наблюдениях и высказываниях великих людей, а также анализе литературных произведений, можно сказать, что для французов характерны следующие черты:

  • Выдумки и различные фантазии – безусловная черта французов, ведь не случайно именно они считаются самыми активными экспериментаторами по своей природе. При этом для представителей французской нации наиболее интересно прохождение выбранного пути, а не его конечный результат, ведь именно путешествие может сулить множество новых и необычных впечатлений и возможностей.
  • Новизна концепций и идей в самых разных направлениях – отличный конёк для уважающего себя француза ! Серьезные вещи, как техника и ядерная энергия, железные дороги и демократия – всё это возможность позабавиться.
  • Соответствие самым высоким требованиям – также одна из основных черт французов. При этом особую важность для них имеет абсолютная новизна, которая блестит еще не окончательно высохшей краской, невзирая на ее вопиющую абсурдность.
  • Слова «завтрак», «обед», «ужин», «еда» и все однокоренные и смежные по смыслу священны для французов. «Конкурировать» с этими словами могут только «регби», «велосипед», «футбол». И то, если на сытый желудок. Категорически нельзя звонить французу , когда он ест! Имейте то в виду. И это не шутка. Опоздание с обеда простят скорее, чем если застрял в пробке.

  • Скорость и быстротечность жизни французов привлекает, создавая репутацию французской нации как легкомысленного народа. Эту национальную черту французы вполне признают, ведь выражение «Легкомысленный, как француз » популярно и даже записано в известной Энциклопедии искусств, наук и ремесел.
  • Остроумие, изящество, тонкий вкус и остроумие не случайно считаются основными чертами французской нации, ведь множество примеров истории, запечатленных в произведениях мировой классики, свидетельствуют о легкости французского характера, умении быстро забывать неприятные жизненные моменты и радоваться жизни.

Французы в общении

В процессе общения с другими людьми о французах можно сказать, что их честность в частных отношениях прекрасно сочетается с их желанием и умением сплутовать в отношении властей. Согласно некоторым данным, сложно найти француза , который хотя бы однажды не обманул сборщика налогов.

С иностранцами французы вежливы – происходит это из их природной потребности в галантности, а также во вкусе к общению. Особенно ярко французская учтивость проявляется в общении с представительницами женского пола. Вспомните, ведь именно французский язык был принят во всех великосветских салонах, где хозяйками были женщины .

Непринужденность и умение вести беседу, стремление блеснуть словом, - всё это определяет французскую нацию как одну из наиболее интеллектуальных и обладающих широким кругозором. Вежливость, любезность и склонность к шутке также обуславливают легкость в общении с французами.

Даже в обычное рукопожатие настоящий француз сможет внести столько различных оттенков, сколько не под силу воспроизвести чопорному англичанину: оно в исполнении француза может быть дружеским, сухим, горячим, небрежным, холодным.

Следует отметить, что скорость французской речи признана наибольшей среди других стран мира.

Французская семья

Семейные отношения для французов очень важны, и порой несколько поколений мирно уживаются под одной крышей. Если же после женитьбы детей они разъехались со своими родителями, то всегда будут стремиться жить как можно ближе друг к другу.

Воскресные обеды и праздники – прекрасный повод для регулярных семейных встреч, при этом участие посторонних в таких мероприятиях – редкое явление. Лишь близкие друзья могут быть приглашены на семейное торжество.

Семейные отношения очень часто становятся основной опорой в бизнесе, причем все члены французской семьи стремятся взаимно помогать в разных предприятиях.

Французы и бизнес

Легкость в общении помогает французу заводить и поддерживать необходимые связи и знакомства, а учтивость и веселый нрав без особых осложнений решать возникшие конфликты.

Однако для французов также характерны такие черты характера, как независимость и критичность, обусловленные их системой образования, а также некоторая нетерпимость и категоричность, что делает совместный бизнес и деловые отношения с французами не самым простым и легким делом.

Щепетильность представителей этой нации дает возможность четкого ведения бизнеса, а стремление детально изучить каждый аспект делового партнерства приводит к более продолжительной процедуре составления и подписания контракта. При этом ввиду своей высокой интеллектуальности и как следствие превосходства над остальными они порой нетерпимы к чужой точке зрения.

При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создается сильный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция. Также к особенностям абсолютизма можно отнести то, что при нем деятельность сословно представительских органов, как правило, прекращается.

Национальные особенности французского абсолютизма:

1) высокая роль государственной бюрократии, вышедшей из дворянства;

2) активная протекционистская политика, особенно в правлении Людовика XI, Франциска I, Генриха IV, Людовика XIII и его кардинала Ришелье;

3) активная экспансионистская внешняя политика как сфера общенациональных интересов (участие в Итальянских войнах, Тридцатилетней войне);

4) отход от конфессионально ориентированной политики по мере сглаживания религиозно-гражданского конфликта.

5. Установите соотношение событий и дат:

2. Работа с терминами:

1. Дайте определения терминам:

1) Вассал - В Западной Европе, в средние века, владелец поземельной собственности, который за право владения платил разными повинностями (службою в войсках и т. п.) сюзерену, т. е. тому, кому принадлежала вся земля.

2) Кутюм - правовые обычаи внутри провинций, территорий и городов в средневековой Франции.

3) Феод - поместье, данное в ленное пользование; ленное владение.

4) Инвеститура - право введения и самое введение во владение недвижимостью нового владельца,

5) Оммаж - в средневековой Западной Европе одна из церемоний, оформлявших заключение вассального договора.

6) Иммедиатизация - в средневековой Европе процесс превращения аръер вассалов в непосредственных вассалов короля

7) Шеваж - подушная подать во Франции в средние века. Подать ежегодно (в незначительном размере) платили французские крепостные (сервы) как символ личной зависимости.



8) Формарьяж - в феодальном праве некоторых европейских стран норма, ограничивавшая свободу брака феодально зависимого крестьянина.

9) Цензива - в средневековой Франции форма наследственного землевладения неблагородных сословий, крестьян.

10) Талья - во Франции в период феодализма основной прямой налог (гл. обр. на крестьянство), взимавшийся большей частью в произвольных размерах и дававший королевской казне огромный доход

11) Менморт - господин имел право завладеть имуществом своего крепостного если нет детей умершего, живших при нем.

12) Баналитет - в феодальной Западной Европе монопольное право, по которому сеньор, обладая собственностью на мельницу, печь, виноградный пресс и т. д., мог принудить крестьян использовать его инвентарь

2. Исключите лишнее слово, обоснуйте свое решение:

1) Карл Лысый, Филипп II Август, Пипин Короткий, Филипп IV Красивый

Лишний – Пипин Короткий, так как он являлся королем франков, а три остальные – короли Франции.

2) сенешал, коннетабль, королевский казначей, бальи, камергер, канцлер

Лишний бальи, так как он являлся судьей, который разбирал дела о тяжбах и разбоях, остальные – чиновники и министры.

3) феод, бенефиций, лен, фьеф

Лишнее здесь бенефиций, так как является условным пожизненным пожалованием (преимущественно земельным) за выполнение военной или административной службы, а остальные – это поместья ленные или вассальные.

3. Тестовое задание:

Вопрос 1. При каком монархе во Франции начинают созываться Генеральные штаты:

1) Людовике IX;

2) Филиппе IV Красивом;

3) Людовике XI.

Вопрос 2. При абсолютной монархии во Франции:

1) власть монарха ограничена Генеральными штатами;

2) власть монарха ограничена королевским советом;

3) власть монарха не ограничена.

Вопрос 3. Назовите основные реформы короля Людовика IX:

1) административная, судебная, финансовая;

2) судебная, военная, финансовая;

3) политическая, налоговая, судебная.

Вопрос 4. Кто был первым французским королем:

1) Карл Великий;

2) Гуго Капет;

3) Карл Лысый.

Вопрос 5. Особая прослойка дворян – выходцев из третьего сословия – называлась:

1) «дворянство шпаги»;

2) «дворянство чести»;

3) «дворянство мантии».

4. Практическое задание:

Опираясь на тексты нормативных правовых актов, дайте обоснованный ответ на задачи

Грегори долго копил деньги на должность сельского нотариуса. Заветная должность была единственной мечтой его жизни. Каждый день он мечтал о том, что когда он накопит денег и станет нотариусом, все начнут его уважать. Скажем честно, кроме возможной должности уважать Грегори было бы не за что. Кроме непритязательной внешности и странной подпрыгивающей походки у него был склочный, сварливый характер. Да и ума у Грегори недоставало. Однажды днем, когда на сельской площади объявляли принятый Ордонанс, от нахлынувших чувств Грегори потерял сознание. Какое положение Великого мартовского ордонанса 1357 г. во Франции могло так расстроить Грегори?

«Великим мартовским ордонансом» 1357 г. во Франции был введен запрет на продажу и сдачу на откуп должностей, которые имели отношение к судопроизводству.

Во второй половине тринадцатого века в графстве Бове, что во Франции, жил крепостной крестьянин Франсуа. Благодаря милости его сеньора Франсуа имел хороший достаток и по меркам его селения считался зажиточным крестьянином. Однажды Франсуа встретил на ярмарке Маргариту, бедную свободную крестьянку из соседней сеньории. Они полюбили друг друга с первого взгляда. Их встречи стали проходить все более часто. Однако Франсуа не торопился делать Маргарите предложение. После вопроса Маргариты о возможной свадьбе Франсуа был вынужден сказать ей, что у их брака нет будущего. Какие последствия могли бы быть у брака между Франсуа и Маргаритой? Решите задачу в соответствии с нормами Кутюмов Бовэзи.

Последствия брака Франсуа и Маргариты следующие – после женитьбы Франсуа лишился бы всего своего имущества: «…когда они умирают или женятся на свободных женщинах, все их имущество -движимое и недвижимое - переходит к сеньорам. Ибо тот, кто женится на свободной или на женщине из другой сеньории, должен платить выкуп по усмотрению сеньора.»

Этьен Соррель, известный своим необузданным нравом рыцарь, похитил крепостную девушку у соседа барона Валери де Эстена и женился на ней. Прошло двадцать лет. Жена Жюльена умерла, с ним остались жить два его взрослых сына. Барон де Эстен неожиданно появился в поместье рыцаря Сорреля и объявил, что сыновья Сорреля – его крепостные, поскольку была крепостной их мать. Соррель утверждал, что сам он свободный человек, а значит, и его сыновья – свободные люди. На чьей стороне Кутюмы Бовэзи?

Кутюмы Бовези будут на стороне барона Валери де Эстен, потому что крепостное состояние идет от матери, так как все дети, которых она выносила, - сервы, если она крепостная, даже если отец - свободный человек. Если бы дворянин женился на крепостной, все дети, которых она бы имела от него, были бы сервами.

Трудности в определении и сравнении национальных характеров вызывают длительные научные дискуссии, которые продолжаются более века, но еще не привели к окончательным выводам. Часть ученых считает, что национальный характер - это реальность, проявляющаяся в истории, образе жизни, культуре, психологии нации. Другая часть полагает, что национальный характер - это лишь миф, устойчивый психологический стереотип, третьи думают, что национальный характер - это и то, и другое, т.е. миф и реальность. Не претендуя на решение этих сложных вопросов, обратимся к тем чертам национального характера французов, которые чаще всего встречаются в литературе.

Природа Франции очень разнообразна. Климатические особенности отдельных частей Франции влияет на характер их населения. Южные провинции отличаются яркостью красок, выразительностью пейзажей. Их жители тоже славятся яркой эмоциональностью. На севере раскинулись бесконечные пастбища, поля, фруктовые сады. Французы-северяне спокойнее и солиднее южан. Не случайно, при знакомстве французы стараются, прежде всего, выяснить место рождения. Внешне коренастые, смуглые южане тоже отличаются от худощавых голубоглазых северян.

Знание происхождения человека играет такую важную роль потому, что во Франции чрезвычайно сильны стереотипы относительно жителей различных провинций. В соответствии с этим француз будет строить модель своего поведения. Нормандцы считаются осторожными, сдержанными, предпочитающими неопределенные двусмысленные ответы. Бретонцы славятся своим упрямством, которое редко кому удается побороть. Марсельцы слывут хвастунами, а лионцы скупыми. О корсиканцах говорят как о гордецах, свято верных родственным связям, не прощающих обид.

Объединяющей чертой для всех французов является патриотизм. Они с глубоким уважением относятся к своей истории и культуре. Французы считают, что именно на их родине возникли стандарты демократии, науки, философии, военного искусства, изысканной кухни, высокой моды и т.д. Относясь к иностранцам дружелюбно и по-французски неизменно любезно, французы не утрачивают чувства своей исключительности.

Еще одним характерным качеством французов является острый ум и рационализм, тяготение к ясной, точной, логической, изящно сформулированной мысли. Основатель французского рационализма Рене Декарт требовал ничего не принимать на веру, ясно излагать и строго доказывать свои мнения. От натурального варианта имени Декарта - Картезиус - пошло выражение «картезианство», т.е. строгость, ясность, логичность, которые в высокой степени свойственны француза. Во Франции любят повторять: «Тот, кто ясно мыслит, ясно излагает»; «неясно - это не по-французски».

Наряду с логичностью и рационализмом характерным признаком французского характера считается скептический склад ума, сочетающийся вольнодумством и нежеланием подчиняться властям, авторитетам и установленным нормам поведения. Критика и самокритика являются во Франции своего рода «национальным видом спорта». Французы не без удовольствия признают, что они, в отличие от немцев, недисциплинированны, своевольны, любят спорить, склонны к противодействию властям. Склонность французов к критике и протесту нередко связывают с тем качеством, которое они называют индивидуализмом.

Бережливость - одно из национальных качеств французов. Они стремятся обеспечить себе достойную старость и боятся унизительной нищеты. Французы не любят рискованных финансовых операций, и в них всегда присутствует желание сэкономить больше, чем заработать. Нередко французская бережливость перерастает в некую форму скупости.

Ораторское искусство очень высоко ценится во Франции. Форма при этом не менее важна, чем содержание. Речь французов богата эпитетами, гиперболами и сравнениями. Сам оратор рассчитывает не только на то, что слушатели примут его позиции, но и на то, что они оценят красоту речи.

Еще одной отличительной чертой французов является чувство юмора. Остроумие во Франции считается ценнейшим качеством оратора. Однако французский юмор не самокритичен, и обычно его острие направлено на собеседников. Очень часто французская шутка граничит с насмешкой. В то же время француз больше всего боится сам оказаться в смешной ситуации. Поэтому для француза юмор - это своеобразная форма обороны. Иностранцы также отмечают некоторый цинизм: для француза нет запретных тем для насмешек.

Французы - великие снобы. Их снобизм проявляется, например, в том, какие породы собак они предпочитают заводить. В Великобритании эти породы давно уже вышли из моды, а французы упорно продолжают держать именно таких собак (во Франции по-прежнему считается «шикарным» кокер-спаниель, скотч). Снобизм французов чувствуется также в одежде, которую они носят, в выборе района, где они намерены жить, или школы, в которой будут учиться их дети. Снобизм французов проявляется в том, где они покупают вещи и продукты, где едят и играют в теннис, где берут уроки танцев, где проводят отпуск и какую посещают церковь. Французский снобизм воспринимается легче снобизма других наций благодаря тому, что в его основе лежит, скорее, хороший вкус, а не дедовские принципы того, что правильно, а что нет.

Французы склонны к повышенной экспрессивности. Если, например, подписывая письмо, малознакомый француз заверяет вас в самых сердечных чувствах, его не следует понимать буквально так же, как и распространенные в XIX веке заверения в готовности быть покорнейшим слугой. Это просто желание быть любезным. Сам по себе французский язык отличается живостью и выразительностью. Обилие синонимов, несущих смысловую и эмоциональную нагрузку, позволяет выразить малейшие оттенки многозначного понятия. Количество французских эпитетов сравнительно только с русским языком: в различных ситуациях применяются такие слова, как Parfaitement, Divinement, Magnifiquement, Drфlement, Remarquablement, Parfaitement, Parfaitement bien (прекрасно, божественно, великолепно, чудно, замечательно и др.). Это обеспечивает возможность достаточно четко выражать свои мысли как в устной речи, так и в письме. Французский язык - хорошее средство для спора и отстаивания собственной точки зрения. Для французов это своеобразная игра -- владение искусством дискуссии, сбивать с толку и, по возможности, загонять в угол своего оппонента, не давая ему передохнуть и возразить. Французская система образования с детства поощряет ясность и красноречивость выражения. Французский был когда-то признанным во всем мире языком дипломатии, и на нем много разговаривали на четырех континентах. Это клинически точный язык; многие иностранцы находят его также прекрасным.

Помимо языка французы активно пользуются жестикуляцией. Во время беседы руки француза никогда не бывают спокойны. Именно руки придают его мыслям форму, очертания, объем. По движениям рук можно догадаться о душевном состоянии своего собеседника, об уровне его интеллекта и о сердечных привязанностях. В тех случаях, когда другие обходятся интонационным рисунком и модуляцией голоса, желая лучше выразить свои чувства и переживания, французы используют также глаза, руки, губы и плечи, обнажая, таким образом, всю богатейшую гамму человеческих чувств. Они целуют кончики пальцев, если что-нибудь очень пришлось им по душе. Они подносят ладонь ко лбу, словно намереваясь снять с себя скальп, когда сыты. Они скорбно поднимают плечи, если их покоробила какая-нибудь нелепость. Они похлопывают по щекам тыльной стороной ладони, когда им скучно. Они делают длинный выдох, когда раздражены. Даже не зная ни слова по-французски, можно понять, что тебя оскорбляют, т.к. французы при этом разыгрывают целое дипломатическое действо, пользуясь непристойными жестами и отвратительными гримасами. Французы отлично умеют пользоваться оскорблениями. У них есть жесты для всего на свете - для неодобрения, недоверия, превосходства, извинений и сожалений, мягкого недоумения и чрезвычайного удивления, для растерянности и тоски. Именно поэтому французы считают ужасно невежливым, если вы разговариваете с ними, сунув руки в карманы. Такая живость языков еще раз подтверждает, что французы эмоциональны.

Французы общительны, их трудно чем-либо смутить, и они прямо-таки созданы для всяких торжественных банкетов, свадеб, фестивалей, праздников, которые превращаются в настоящие спектакли. Именно празднества, развлечения, зрелища, вина, кухня, любовные приключения занимают большое место в их жизни. Вместе с тем, французы уверены, что они обладают здравым смыслом, практичны, экономичны, привержены к собственности, умеют считать, копить деньги.

Все эти противоречивые качества трудно объединить в общую картину: одни из них дают основания для уважения, другие - для критики. Тем не менее, все эти качества дают представление о характере нации и позволяют выявить специфику общения французов на общественном и деловом уровне.

Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс Бурин Сергей Николаевич

§ 6. Франция в XVI–XVII веках: торжество абсолютизма

Основные черты французского абсолютизма

Франция вступила в XVI в. сильным и богатым государством, с населением не менее 15 млн. человек, готовым к борьбе за главенство своей страны в Европе. Но объединение страны не означало ещё её централизации, предполагавшей подчинение всех подданных власти монарха.

В XVI в. во Франции, как и во многих других странах Европы, складывалось новое устройство государства – абсолютная монархия, или абсолютизм; своего высшего уровня развития он достиг лишь во второй половине XVII в. Королевская власть постепенно преодолевала стоявшие перед ней препятствия (права и привилегии отдельных провинций, городов, судебных органов, групп населения). В теории она становилась ничем не ограниченной, или абсолютной.

Уже в первой половине XVI в. короли, не созывая Генеральных штатов, сами решали важнейшие вопросы управления. Франци?ск I (правил в 1515–1547 гг.) подчинил себе французскую Церковь, получив по соглашению с Папой Римским право назначать на должности епископов и аббатов. Его сына Генриха II первым из французских монархов стали именовать «Ваше величество» – раньше такой титул носили только германские императоры.

Всё более важную роль играл королевский двор, собиравший знатнейших дворян Франции и стоивший казне огромных средств. В его пышном церемониале воплощалось могущество королевской власти. Благодаря двору монарх имел возможность контролировать поведение верхушки дворянства. Дворяне же получали шанс обратить на себя внимание государя и поправить своё положение за счёт королевских милостей. Обделённые ими организовывали заговоры против королевских министров и фаворитов.

В XVI–XVII вв. заметно выросла численность французской армии, следовательно, увеличились и военные расходы. Для их покрытия власть повышала прежние налоги и вводила новые. Развитие налоговой системы способствовало укреплению абсолютизма. Но управлять усложнившимся государственным механизмом было бы невозможно без профессиональных чиновников, численность которых возросла в XVI–XVII вв. во много раз. Именно чиновники, жившие на доходы от своей должности и потому зависевшие от государя, были самой надёжной опорой королевской власти в деле централизации страны. В то же время роль сословно-представительного органа – Генеральных штатов – стала меньше, чем прежде.

Франциск I и Карл V, самые могущественные монархи первой половины XVI в., въезжают в Париж. Художник Ф. Цуккари

Пустая казна часто заставляла монархов продавать должности, в том числе с правом передачи их по наследству. Многие должности давали право на дворянское звание. Постепенно их покупатели составили особое «дворянство мантии» (названное так по характерному судейскому одеянию). Оно заметно отличалось от традиционного «дворянства шпаги», по-прежнему стремившегося к военной службе и презиравшего «судейских».

Первая половина XVI в. – время процветания Франции, эпоха укрепления королевской власти, завоевательных походов в Италию – Итальянских войн (1494–1559), расцвета культуры. Но тогда же в страну проникли идеи Реформации, которые способствовали сползанию Франции в пучину Религиозных войн и стали препятствием на пути дальнейшего утверждения абсолютизма.

Чем отличается объединение страны от её централизации?

Религиозные войны

В середине XVI в. во Франции, особенно на юге страны, быстро распространялся кальвинизм. Французских кальвинистов называли гугенотами (от нем. Eidgenossen – союзники, т. е. жители Швейцарской Конфедерации; именно оттуда проникла во Францию новая вера). Число сторонников Реформации росло.

В 1559 г. на рыцарском турнире погиб король Генрих II. Его сыновьям Франциску II, Карлу IX и Генриху III, последовательно правившим после смерти отца, не хватало твёрдости. Ослабел контроль королевской власти над склонной к мятежам знатью. В результате возникли две партии с разной религиозной ориентацией, стремившиеся захватить власть. Католиков возглавляли герцоги Ги?зы, вождями протестантов стали родственники правящей династии, короли Нава?рры из рода Бурбо?нов. Обе стороны искали иностранной помощи: католики – у короля Испании, гугеноты – у Елизаветы I Английской, немецких лютеран и швейцарцев. К этим партиям примыкали многие французские дворяне, после завершения Итальянских войн оставшиеся без дела. Напряжение в стране нарастало.

Варфоломеевская ночь. Художник Ф. Дюбуа

В 1562 г. католики устроили резню гугенотов, те предприняли ответные действия. Начались Религиозные войны, являвшиеся в то же время и гражданскими. Страну захлестнула волна насилия.

В 1572 г., казалось, произошло примирение. Многие дворяне-гугеноты съехались тогда в Париж на свадьбу своего лидера – протестанта Генриха Наваррского с сестрой французского короля Карла IX – католичкой Маргаритой Валуа?. И тут Гизы нанесли жестокий удар, организовав массовое избиение гугенотов. Оно началось в Париже в ночь на День святого Варфоломея и вошло в историю как Варфоломеевская ночь. В столице и провинциях были перебиты тысячи протестантов. В ответ гугеноты взяли под контроль большую территорию на юге Франции.

В ходе дальнейшей борьбы французская королевская династия Валуа пресеклась, ближайшим наследником короны оказался гугенот Генрих Наваррский. Он и взошёл на трон в 1589 г. под именем Генриха IV, положив начало правлению династии Бурбонов. Это был бесстрашный воин и изворотливый политик, который не раз менял веру по политическим соображениям. Его поддержали и протестанты, и многие католики, уставшие от бесконечных войн. Но вскоре Генрих IV убедился, что только католицизм принесёт ему поддержку большинства французов, особенно парижан. Решив, что «Париж стоит мессы», он в очередной раз сменил веру, и столица Франции приняла его сторону.

В чём смысл выражения «Париж стоит мессы»? Почему именно мессы?

Уставшая Франция жаждала мира. К этому подталкивали и восстания разорённого войной крестьянства. В 1598 г. в Нанте король издал эдикт (указ) о веротерпимости. Официальной религией Франции остался католицизм, но гугеноты уравнивались в правах с католиками; им дозволялось совершать богослужения по своему обряду везде, кроме Парижа. В качестве гарантии исполнения эдикта гугенотам передали Ла-Роше?ль и некоторые другие города-крепости на юге государства.

Генриху IV удалось быстро восстановить экономику страны после разрушительных войн и укрепить свою власть и международный престиж Франции. Однако в 1610 г. он был убит фанатичным католиком.

Государственная деятельность кардинала Ришелье

Сын Генриха IV король Людовик XIII переложил государственные дела на своего первого министра. В 1624–1642 гг. во главе правительства стоял кардинал Ришелье. Непревзойдённый мастер интриги, он удерживал свой пост до самой смерти, хотя его врагами были жена, мать и брат короля. Выдающийся политик, кардинал разработал и последовательно выполнял широкую программу действий, стремясь сделать Францию могущественной державой, управляемой сильной центральной властью. Права и привилегии провинций или учреждений, сословных и религиозных групп соблюдались лишь тогда, когда это не противоречило интересам монархии.

Людовик XIII

Против такой политики выступали гугеноты. Ришелье действовал решительно: руководимые им королевские войска осадили и взяли Ла-Рошель. Гугенотов помиловали, однако отобрали у них политические права, а заодно и города-крепости, которые эти права гарантировали. Был сделан важный шаг на пути к религиозному и вместе с тем политическому единству страны.

Высшая знать всеми силами отстаивала свою независимость от государства. Интригам и заговорам вельмож против Ришелье не было конца.

Но король полностью доверял ему, и заговоры кончались провалом.

Подлинным бедствием для Франции XVII в. были дуэли, на которых ежегодно гибли сотни дворян. Ришелье видел в дворянстве главную опору королевства, а потому считал, что дворяне имеют право жертвовать своей жизнью только во имя Франции и короля. Кардинал издавал эдикты против дуэлей и жестоко карал их нарушителей.

Кардинал Ришелье. Художник Ф. де Шампень

Кипучая деятельность Ришелье охватывала самые разные стороны жизни государства. Он реформировал финансы, покровительствовал развитию промышленности и торговли, поощрял захват колоний. Будучи щедрым меценатом, кардинал считал, что литература и искусство тоже должны пропагандировать идеалы абсолютизма. По его инициативе начала выходить первая французская газета.

Главными противниками Франции в Европе оставались при Ришелье испанские и австрийские Габсбурги. В ходе Тридцатилетней войны (1618–1648) Франция ценой крайнего напряжения сил всё же одолела Испанию. В результате победы страна расширила свои границы и добилась главенства в Европе.

«Король-солнце»

После смерти Людовика XIII на престол взошёл его пятилетний сын Людовик XIV (правил в 1643–1715 гг.). Реальная власть перешла к королеве-матери Анне Австрийской и первому министру кардиналу Мазари?ни, продолжавшему политику Ришелье. Положение Франции было тяжёлым: страна разорена Тридцатилетней войной, налоги непрерывно растут. Общее недовольство народа выразил парижский парламент. (В то время во Франции парламентами назывались верховные суды, обладавшие немалыми правами; самым влиятельным из них был парижский.) Его члены потребовали ограничить рост налогов и прекратить злоупотребления властей. Своё несогласие с правительством выражали и аристократия, и народные массы. В 1648 г. начался мятеж, направленный против политики Мазарини; он получил название Фронда (фр. fronde – праща). Волнения продолжались до 1653 г., после чего Мазарини стал проводить прежнюю политику.

Когда в 1661 г. кардинал Мазарини умер, 22-летний Людовик XIV заявил, что отныне сам будет первым министром, и с тех пор не выпускал власть из своих рук. Убеждённый в её Божественном происхождении, король не терпел противодействия своей воле. Он стремился укрепить единство страны, расширить её границы и упрочить главенство Франции в Европе.

Людовик XIV. Художник Г. Риго

«Король-солнце» – так называли Людовика XIV придворные льстецы – управлял страной с помощью королевского совета. Но совет только обсуждал дела, решения всегда принимал монарх. Он же назначал министров и других чиновников, вершил суд. На основании его письма любого человека без суда и следствия могли посадить в тюрьму. От всех подданных, даже самых знатных, король требовал выполнения любых своих прихотей. «Прав у подданных нет, – говорил он, – есть одни обязанности».

Подлинным воплощением духа абсолютизма стала грандиозная королевская резиденция, построенная по приказу Людовика XIV в Версале, недалеко от Парижа. Строительство дворца и обустройство парка продолжались несколько десятилетий, обойдясь казне в астрономическую сумму. Уже сама композиция ансамбля ставила монарха в центр всей жизни: ось симметрии незримо проходила через статую короля в парадном дворе и королевскую спальню, расположенную в центре дворца. И действительно, вся жизнь двора вращалась вокруг персоны монарха: его одевание и трапезы были превращены в торжественные церемонии с участием всей высшей знати. Дворец с парком и пышные придворные празднества служили другим монархам образцом для подражания.

Вид Версальского дворца. Художник П. Патель

Начало долгого правления Людовика XIV было отмечено немалыми успехами. Король умел находить способных и преданных помощников. Среди них выделялся Жан Батист Кольбе?р (1619–1683), в течение 20 лет руководивший финансами и экономикой страны. Кольбер покровительствовал развитию мануфактур, защищал их от иностранной конкуренции с помощью высоких пошлин на ввоз соответствующих изделий из-за границы. Такая политика получила название «протекционизм» . По инициативе Кольбера во Франции улучшались дороги, строился флот, создавались торговые компании. Под заботливой опекой власти экономика страны окрепла, хотя Франция в этом отношении отставала от Англии и Нидерландов.

Жан Батист Кольбер. Художник К. Лефевр

Стремясь к политическому и религиозному единству страны, Людовик XIV жестоко преследовал гугенотов и принуждал их переходить в католичество. В 1685 г. король отменил Нантский эдикт о веротерпимости и запретил в стране протестантскую веру. Это решение имело тяжёлые последствия для Франции. Около 200 тыс. гугенотов нашли убежище в протестантских странах. Экономика сильно пострадала от массовой эмиграции ремесленников и деловых людей. Религиозного единства достичь так и не удалось: оставшиеся гугеноты втайне сохраняли свою веру. Эмиграция гугенотов и народные восстания, голод и запустение внутри страны, тяжёлые поражения на полях сражений – таков был печальный итог правления «короля-солнца».

Чем внутренняя политика Людовика XIV была похожа на действия его предшественников и чем отличалась от них?

Подведём итоги

В XVI–XVII вв. во Франции, как и в ряде других стран, утвердилась абсолютная монархия. Она опиралась на дворянство, но учитывала и интересы предпринимательских слоев. Пережив тяжёлые испытания в годы Религиозных войн, абсолютизм усилился при правлении Ришелье и достиг своего расцвета во время правления Людовика XIV.

Абсолютизм – форма монархического государства, при которой правитель, опирающийся прежде всего на дворянство, обладает теоретически ничем не ограниченной верховной властью, а органы сословного представительства теряют прежнее значение.

Фаворит (от лат. favor – благосклонность) – любимец высокопоставленного лица, получающий выгоды и преимущества от его покровительства.

Меценат – богатый покровитель наук и искусств; слово происходит от имени римлянина, прославившегося покровительством поэтам и художникам.

Протекционизм – экономическая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции.

1562–1598 – Религиозные войны во Франции.

1624–1642 – правление Ришелье.

1. Какие черты характеризуют абсолютную монархию?

2. Как получилось, что распространение во Франции протестантских идей привело к Религиозным войнам? Было ли это неизбежным?

3. Почему король Людовик XIII неизменно поддерживал Ришелье, даже когда тот враждовал с его женой, матерью и братом?

4. В чём проявлялись абсолютистские черты правления Людовика XIV?

5. Что такое протекционизм? Какими методами он осуществлялся? К каким результатам приводил?

1. Сравните политику по отношению к гугенотам при Генрихе IV, Ришелье и Людовике XIV Чем объясняются её изменения?

2. Выпишите в тетрадь и объясните следующие понятия и термины: «абсолютизм», «дворянство мантии», «дворянство шпаги», «гугеноты», «эдикт».

3. Прочитайте отрывки из «Политического завещания» Ришелье, обращенного к Людовику XIII и подытоживающего опыт политической деятельности кардинала:

«Я обещал вашему величеству… сокрушить партию гугенотов, сломить спесь вельмож, привести всех подданных к исполнению их обязанностей и поднять ваше имя среди иностранных наций на ту ступень, на которой оно должно находиться…

Дворянство надо рассматривать как один из главнейших нервов государства, могущий много способствовать его сохранению и упрочению… Хотя дворяне заслуживают того, чтобы с ними обращались хорошо, когда они поступают хорошо, но нужно быть с ними строгим, если они пренебрегают тем, к чему обязывает их рождение. Те, кто, отстав от доблести предков, уклоняется от того, чтобы служить короне шпагой и жизнью, заслуживают быть лишёнными выгод своего происхождения и принуждёнными нести часть бремени народа…

Если бы народ слишком благоденствовал, его нельзя было бы удержать в границах его обязанностей… Его следует сравнивать с мулом, который, привыкнув к тяжести, портится от продолжительного отдыха сильнее, чем от работы…

Многие государи потеряли свои государства и своих подданных потому, что они не держали войск, необходимых для их сохранения, из боязни излишне обременить налогами своих подданных, и некоторые подданные попали в рабство к врагам потому, что излишне желали свободы под властью их прирождённого монарха…»

В чём Ришелье видел свои заслуги? Проанализируйте представления Ришелье о дворянстве и простом народе.

Из книги Всеобщая история. История средних веков. 6 класс автора

§ 18. Англия и Франция в XI–XIII веках Последствия нормандского завоевания АнглииНормандское завоевание изменило жизнь Англии. По всей стране захватчики, пришедшие из Франции, выстроили свои замки, а в Лондоне возвели мрачную громаду – королевскую крепость Тауэр. У местных

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс автора Бурин Сергей Николаевич

§ 6. Франция в XVI–XVII веках: торжество абсолютизма Основные черты французского абсолютизмаФранция вступила в XVI в. сильным и богатым государством, с населением не менее 15 млн. человек, готовым к борьбе за главенство своей страны в Европе. Но объединение страны не означало

Из книги Реконструкция подлинной истории автора

5. Фальсификация истории в XVII–XVII веках Романовские археологи-погромщикиВ , гл. 1:13.1 и [ЦРИМ], гл. 9, мы рассказываем о раскопках в Центральной России, проведенных романовскими археологами середины XIX века. В частности, в 1851–1854 годах граф А.С. Уваров, которого сегодня

Из книги Троянская война в средневековье. Разбор откликов на наши исследования [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

27. «Античная» Вторая Римская империя в X–XIII веках н. э. и в XIII–XVII веках н. 3 Кроме описанного выше соответствия, Вторая империя и Священная империя Х - ХШ веков содержат в самом своем начале по три крупных правителя. Собственно, с них и начинаются обе сравниваемые империи.

Из книги Новая история стран Европы и Америки XVI-XIX вв. Часть 3: учебник для вузов автора Коллектив авторов

§ 1 Франция в XVI–XVII вв

Из книги Единый учебник истории России с древних времен до 1917 года. С предисловием Николая Старикова автора Платонов Сергей Федорович

Литва и Польша в XVI–XVII веках § 91. Люблинская уния 1569 года; ее значение и следствия. Мы видели (§ 41), что, несмотря на постоянное стремление Литвы к самостоятельности и обособлению от Польши, польское влияние в Литве после Витовта продолжало расти. Его проводили великие

автора Коллектив авторов

КАВКАЗ В XVI–XVII ВЕКАХ В XVI–XVII вв. территория Кавказа и Закавказья была поделена на множество более или менее крупных государственных образований и обществ. Часть из них, находившаяся в относительно легкодоступных зонах, оказывалась в вассальной зависимости или

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

ФРАНЦИЯ В XVII ВЕКЕ НАНТСКИЙ ЭДИКТ И ВОЗРОЖДЕНИЕ СТРАНЫ В 1598 г., заключив Вервенский мир с Испанией и завершив изданием Нантского эдикта эпоху длительных религиозных войн, французская монархия первого короля из династии Бурбонов Генриха IV (1589–1610) вступила в полосу

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

КАВКАЗ В XVI–XVII ВЕКАХ Кушева Е.П. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. М., 1963.Лемерсье-Келькеже Ш. Социальная, политическая и религиозная структура Северного Кавказа в XVI в. // Восточная Европа средневековья и раннего нового времени глазами французских

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

ФРАНЦИЯ В XVII ВЕКЕ Люблинская А.Д. Франция в начале XVII в. (1610–1620). Л., 1959.Люблинская А.Д. Французский абсолютизм в первой трети XVII в. М.; Л., 1965.Люблинская А.Д. Франция при Ришелье. Французский абсолютизм в 1630–1642 гг. Л., 1982.Малов В.Н. Ж.-Б. Кольбер. Абсолютистская бюрократия и

Из книги История Грузии (с древнейших времен до наших дней) автора Вачнадзе Мераб

Культура Грузии в ХVI – XVII веках XVI–XVII века – один из самых тяжелых периодов в истории Грузии. Страна была раздроблена на части. В результате ирано-турецкой агрессии резко сократилось население, экономика пришла в полный упадок. Все это, естественно, оказало свое

Из книги История нового времени. Шпаргалка автора Алексеев Виктор Сергеевич

11. ФРАНЦИЯ В XVI–XVII ВВ К концу XV в., завершив свое объединение, Франция стала самым большим по числу жителей (15 млн человек) государством Европы. По уровню экономического развития она превосходила Испанию, Южную Италию, Скандинавские страны, но отставала от Голландии и

Из книги Всеобщая история. История средних веков. 6 класс автора Абрамов Андрей Вячеславович

§ 20. Англия и Франция в XI–XIII веках Последствия нормандского завоевания АнглииНормандское завоевание изменило жизнь Англии. По всей стране захватчики, пришедшие из Франции, выстроили свои замки, а в Лондоне возвели мрачную громаду – королевскую крепость Тауэр. У местных

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Политическое развитие Франции в XVI – начале XVII в. и особенности французского абсолютизма В конце XV в. завершилось «собирание» французских земель, к которым были присоединены Бургундия, Прованс и Бретань. Франция превратилась в крупнейшее государство континента с

Из книги История государства и права России автора Тимофеева Алла Александровна

Формирование и эволюция абсолютизма в России. Развитие российского права (вторая пол. XVII-XVIII вв.) Вариант 1.1. Из перечисленных ниже утверждений правильно следующееа) Россия встала на путь преобразований, потому что так захотел Петр I;б) Россия нуждалась в преобразованиях,

Из книги Троянская война в средневековье. [Разбор откликов на наши исследования.] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

27. «Античная» Вторая Римская империя в X–XIII веках н. э. и в XIII–XVII веках н. э Кроме описанного выше соответствия, Вторая империя и Священная империя X–XIII веков содержат в самом своем начале по три крупных правителя. Собственно, с них и начинаются обе сравниваемые империи.