Главнокомандующий объединенным флотом Исороку Ямамото: биография. Адмирал ямамото и хиромантия в императорском японском флоте

18 апреля 1943 года состоялась операция «Месть»: ликвидация главнокомандующего японским флотом адмирала Ямамото.

Чтобы поднять боевой дух войск после поражения на Гуадалканале, Ямамото решил лично провести инспекцию войск южного Тихого океана.
14 апреля 1943 года, в ходе разведывательной операции США, кодовое название «Мэджик», был совершен перехват и расшифровка радиопередачи, которая содержала специфические детали о вылете Ямамото, включая расписание прибытия на все объекты, а также номера и тип самолётов на которых он и его сопровождение будут передвигаться. Из шифровки было ясно, что Ямамото полетит из Рабаула на аэродром Баллалае, на острове Бугенвиль на Соломоновых островах, утром 18 апреля 1943 года.

Президент США Франклин Д. Рузвельт попросил министра ВМС Фрэнка Нокса «достать Ямамото». Нокс передал пожелания президента адмиралу Честеру У. Нимицу. Адмирал Нимиц посоветовался с адмиралом Уильямом Хэлси-младшим, командующим южно-тихоокеанской группой, и после этого разрешил провести операцию 17 апреля с задачей перехватить и сбить самолёт Ямамото.

Для проведения перехвата была выбрана 339-я истребительная эскадрилья 347-й истребительной группы 13-й Воздушной армии, так как их машины P-38 «Лайтнинг» имели достаточную дальность полёта. Пилоты были уведомлены, что они будут проводить перехват «важного старшего офицера», но не были поставлены в известие об имени их мишени.

Утром 18 апреля, несмотря на советы местных командиров отменить полёт из-за опасения засады, Ямамото вылетел из Рабаула по расписанию на бомбардировщике «Бетти» (Ямамото сидел в рубке слева от пилота) для перелёта в 315 миль.

Вскоре после этого восемнадцать специально оборудованных дополнительными топливными баками P-38 стартовали с Гуадалканала (один не смог подняться, один вернулся из-за поломки, и два упали в море). Они летели на очень малой высоте и поддерживали радиомолчание почти всё время перелёта на расстояние 430 миль, чтобы не быть обнаруженными. В 09:34 по Токио, группы встретились, и завязался воздушный бой между 14-ю P-38 (минимум 2-м не удалось сбросить дополнительные баки перед атакой, и минимум 2 других были вынуждены прикрывать их, так что численное превосходство американской эскадрильи не было подавляющим) и шестью истребителями «Зеро» из сопровождения Ямамото.

Лейтенант Рекс Т. Барбер атаковал первый из двух японских бомбардировщиков, который и был самолётом Ямамото. Он поливал самолёт огнём из пулемёта, пока левый мотор бомбардировщика не задымился. Барбер развернулся, чтобы атаковать второй бомбардировщик; в этот момент самолёт Ямамото рухнул в джунгли. Второй «Бетти», подвергавшийся атакам Барбера и других американских пилотов, начал снижаться и совершил аварийную посадку на воду. Находившиеся в нём офицеры штаба Ямамото, за исключением вице-адмирала Угаки и ещё двух человек, погибли.

После битвы другой пилот, капитан Томас Джордж Ланфье-младший пытался доказать, что именно он сбил главный бомбардировщик. Это заявление начало спор, который продолжался несколько десятилетий, пока специальная экспедиция не провела анализ направления пуль на месте крушения. Большинство историков в наше время приписали этот бомбардировщик на счёт Барбера.

Итоги боя

На следующий день японский спасательный отряд под командованием армейского инженера лейтенанта Хамасуны, нашёл в джунглях место крушения и тело адмирала Ямамото, к северу от бывшей австралийской береговой заставы Буин. По словам Хамасуны, Ямамото был выброшен из фюзеляжа самолёта под дерево, тело сидело прямо, пристёгнутое к сидению, и рука в белой перчатке сжимала рукоятку его катаны. Хамасуна сказал, что опознать Ямамото было довольно легко, его голова наклонена, как если бы он задумался. Аутопсия показала, что Ямамото получил два пулевых ранения, одно в заднюю часть левого плеча, другое в нижнюю часть нижней челюсти, с выходным отверстием над правым глазом. Несмотря на все доказательства, вопрос о том, пережил ли адмирал крушение, стал предметом споров в Японии.

В данном бою погиб только лишь один американский пилот - лейтенант Рэймонд Хайн. Его самолёт не вернулся на базу после того, как был подбит пилотом 504 авиагруппы Императорского флота Японии Сёити Сугитой. С учетом того, что истребителям пришлось драться на пределе радиуса действия, с учетом дополнительных топливных баков, подбитый летчик не имел никаких шансов вернуться.

Это была самая длинная операция по воздушному перехвату за всю историю войны. В Японии она стала известна как «Военно-морской инцидент». Она подняла боевой дух в США, и шокировала Японию, которая официально признала этот инцидент лишь 21 мая 1943 года. Чтобы не поставить японцев в известность о расшифровке их кода, американские газеты сообщили, что гражданские наблюдатели видели, как Ямамото садился на самолёт на Соломоновых островах. Имена американских пилотов также не были опубликованы - брат одного из них был в японском плену, и они опасались за его безопасность.

Капитан Ватанабэ и его сопровождение кремировали останки Ямамото в Буине, пепел был возвращён в Токио на борту линкора «Мусаси» - последнего флагмана Ямамото. Ямамото был почётно похоронен 3 июня 1943 года, и получил звание Адмирала флота и орден Хризантемы (первого класса) посмертно. Немецкое правительство также наградило его Рыцарским Орденом Железного Креста с дубовыми листьями и мечами. Часть его праха была погребена на общем кладбище в Таме, а остаток на его древнем семейном кладбище у храма Тюко-дзи в Нагаоке.

«Жизнь и смерть одного человека ничего не значит», – отвечал Ямамото Исороку на предупреждения о готовящихся на него покушениях. До войны оставалось несколько лет, поток угроз в адрес вице-адмирала Ямамото исходил не из далекой Америки, а от японских националистов, имевших большой вес в принятии решений и требовавших новых завоеваний.

Последнее фото адмирала Ямамото

Ямамото Исороку, сын обнищавшего самурая, родился 4 апреля 1884 г. В Академии военно-морского флота Японии он был седьмым по успеваемости в своём классе. Поступив на службу во флот, Ямамото принял участие в Русско-японской войне. Во время Цусимского сражения будущему адмиралу оторвало взрывом два пальца.

В 1914 г. Ямамото получает звание лейтенанта и поступает в Морской штабной колледж в Токио. Спустя два года он отправляется на обучение в США, где изучает экономику в стенах Гарвардского университета. Во время пребывания в Америке у него появляется живой интерес к военной авиации.

После возвращения в Японию Ямамото Исороку становится заместителем командира нового авиакорпуса Касумигаура (1923–25 гг.), но вскоре отправляется в Вашингтон. Там он получает пост военно-морского атташе при посольстве Японии (1925–27 гг.). В 1930 г. Ямамото в звании контр-адмирала принимает участие в Лондонской конференции по морскому разоружению.

Милитаризм японского общества в то время неуклонно нарастал. Ямамото был одним из немногих офицеров, публично высказывавших своё неодобрение внешней политики Японии. Он осуждал вторжение в Маньчжурию в 1931 г. и последовавшую войну с Китаем. В декабре 1937 г. Ямамото принёс извинения послу США после нападения японской армии на американской боевой корабль «Панэй», стоявший на якоре близ Нанкина. Официальная позиция гласила, что солдаты не заметили развивавшийся над канонеркой американский флаг, однако по сути это был очередной опрометчивый шаг японцев навстречу катастрофе, которой для них стала Вторая мировая война.

Ямамото был также против подписания Тройственного пакта 1940 г., ибо опасался, что союз с нацистской Германией может привести к войне с США. Он осознавал, что американская экономика многократно превосходит японскую. Япония не была готова к длительному, истощающему и без того скудные внутренние ресурсы вооружённому конфликту. Америка же, наоборот, могла наращивать со временем военную мощь.

Опасения адмирала сбылись. В первые месяцы 1941 г. Ямамото поручили планирование нападения на Соединенные Штаты. Будучи безраздельно преданным императору, как и всё военное руководство Японии того времени, он разработал план стремительной атаки, за которую поплатился полтора года спустя. Уже тогда адмирал понимал: японский флот может вести наступление в течение шести месяцев, но проиграет, если война затянется.

Ямамото незадолго до Русско-японской войны, 1905 г.

Авторству Ямамото принадлежит план атаки на Пёрл-Харбор, развязавшей войну между Японией и США. Главным преимуществом нападавшей стороны была внезапность. Утром 7 декабря с шести японских авианосцев в сторону Гавайев вылетели 414 самолётов. Они атаковали американские аэродромы на острове Оаху и корабли, находившиеся на тот момент в гавани Пёрл-Харбор. В результате операции японцы потопили 4 американских линкора и 2 эсминца, уничтожили 188 самолётов, нанесли тяжёлые повреждения ещё четырём линкорам, убили более двух тысяч американских солдат. Тихоокеанский флот США на время был нейтрализован, что позволило Японии стремительно захватить большую часть Юго-Восточной Азии.

Затем Ямамото организовал вторжение на Соломоновы острова и в Новую Гвинею. Он также совершал рейды на британские колонии, такие как Цейлон. Летом 1942 г. Ямамото решил попробовать захватить военную базу США на острове Мидуэй. Он верил, что вооружённые силы Японии смогут повторить успех Пёрл-Харбора. Однако этим планам не суждено было сбыться: американская разведка взломала шифр японских радиопередач и проинформировала адмирала Честера Нимица о готовящейся атаке. В результате Японии было нанесено сокрушительное поражение: флот потерял 4 авианосца с 248 самолётами, один крейсер и 2500 человек убитыми. В августе 1942 г. американский десант высадился на Гуадалканале. Попытки японцев отбить остров не увенчались успехом, поражение в морском сражении 12–14 ноября дало понять это окончательно.

К началу 1943 г. японский флот был существенно истощён боями, боевой дух стремительно падал. Чтобы подбодрить солдат, адмирал Ямамото решил провести личную инспекцию воинских частей Японии, расположенных на островах Шортленд и Бугенвиль в южной части Тихого океана.

Американское командование желало отомстить адмиралу Ямамото за атаку на Пёрл-Харбор, вынудившую США вступить во Вторую мировую войну раньше намеченного плана. Тихоокеанская инспекция Ямамото была для этого хорошим шансом. 14 апреля 1943 г. в рамках операции «Мэджик» американская разведка перехватила и расшифровала радиограмму, в которой был подробно расписан план его путешествия.

Ямамото собирался выдвинуться из Рабаула в 6:00 и приземлиться на острове Бугенвиль в 8:00. В 8:40 он прибывал на корабле в Шортленд, потом в 9:45 на том же корабле возвращался к Балале в 10:30. Оттуда в 11:00 он вылетал на бомбардировщике Мицубиси G4M «Бетти» и прибывал на аэродром Буин (Кахили) в 11:10. В 14:00 он вылетал с Буина обратно и прибывал в Рабаул в 15:40.

Секретный план американской операции «Месть» предусматривал атаку на бомбардировщик Ямамото. Для её проведения были выделены 18 истребителей Локхид P-38G «Лайтнинг» из 339-й истребительной эскадрильи 13-й воздушной армии США. Они должны были пролететь 700 километров над морем, добравшись до цели с ближайшей американской базы. Это самая длинная миссия перехвата Второй мировой войны, осуществлённая береговой авиацией.

Роковой день настал. 18 апреля в 6:00 утра два японских бомбардировщика G4M «Бетти» взлетели с аэродрома Вунаканау рядом с Рабаулом и преодолели короткую дистанцию до аэродрома Лакунаи, чтобы подобрать пассажиров, в числе которых был адмирал Ямамото и его персонал. В 6:10 утра, согласно намеченному плану, они вылетели в сопровождении шести истребителей A6M «Зеро» из 204-й авиационной группы. Формация отправилась в сторону Бугенвиля строго по расписанию.

Тем временем американские P-38G «Лайтнинги» поднялись с аэропорта Кукум на Гуадалканале. Для преодоления столь длительного пути на них были установлены дополнительные топливные баки. Они засекли японскую формацию на юге залива Императрицы Августы на Бугенвиле. P-38G разделились, чтобы заняться эскортными «Зеро», пока атакующая группа нападает на главную цель миссии – два бомбардировщика, в одном из которых сидел Ямамото.

На расстоянии примерно полутора километров истребители P-38G были замечены японской формацией. Бомбардировщик Ямамото совершил защитный манёвр, нырнув на низкую высоту. За ним последовал второй G4M. «Бетти», в котором находился адмирал Ямамото, был подбит в районе 8:00 утра и упал в джунгли рядом с деревней Аку в южной части Бугенвиля. Атаку осуществили два истребителя P-38G, которыми управляли капитан Томас Ланфье и лейтенант Рекс Барбер. Последующие исследования атрибутировали роковой выстрел Барберу. Второй бомбардировщик G4M был атакован сзади тремя истребителями и упал в море у Мойла-Пойнт.

Картина "Смерть японского адмирала Исороку Ямамото" сержанта Вона А. Басса (Vaughn A. Bass)

Ближайший японский пост находился в Аку. Оттуда лейтенант Хамасуна увидел дым от крушения. Сперва он подумал, что это разбился американский аэроплан. Позже, с целью опознать тело погибшего адмирала, на место крушения был отправлен патруль японского флота. Тело Ямамото было доставлено на бывшую австралийскую заставу Буин, 20 апреля произвели вскрытие. Большинство опубликованных отчётов свидетельствуют, что он умер на своём сиденье, получив два пулевых ранения в спину. Однако было и другое врачебное заключение, согласно которому Ямамото не имел видимых ран кроме пореза над глазом. Это породило массу спекуляций о том, что адмирал мог выжить при крушении, а умер только спустя несколько часов. Причиной, согласно этой версии, могли послужить повреждения внутренних органов или шок.


Место крушения самолёта Ямамото, апрель 1943 г.

После вскрытия тело Ямамото было кремировано вместе с униформой и захоронено на Буине. Часть его пепла была отправлена в Японию. Сперва его доставили на борту G4M1 «Бетти» на остров Трук, там погрузили на линкор «Мусаси» , отбывавший в Токио 3 мая 1943 г. К этому моменту весть о кончине Ямамото Исороку была официально доведена до японской прессы в смягчённой формулировке «умер в бою на борту самолёта». 5 июня в Токио состоялись почётные государственные похороны адмирала. Ему посмертно присвоили звание Адмирала флота и наградили орденом Хризантемы первой степени. Останки Ямамото захоронены на кладбище Тама, небольшая их часть была передана его жене и покоится в их семейном святилище в городе Нагаока.


Прах Ямамото спускают с линкора "Мусаси", 23 мая 1943 г.

На протяжении войны Соединённые Штаты не сообщали новостей об атаке на самолёт Ямамото, чтобы не раскрыть таким образом факт взлома японских шифров. Сперва убийство Ямамото приписали пилоту Томасу Ланфье. Приземлившись первым, он немедленно заявил, что в одиночку сбил самолёт Ямамото. Не дожидаясь брифинга после миссии или опроса других пилотов, победу записали на его счёт. Официально ВВС США никогда это не опровергали.


Государственные похороны Ямамото, 5 июня 1943 г.

В ходе послевоенного расследования выяснилось, что Рекс Барбер на своём P-38G «Мисс Вирджиния» был единственным пилотом, сбившим G4M «Бетти» Ямамото. Это было результатом длительной полемики, породившей несколько наблюдательных советов ВВС США и «Ассоциации миссии Ямамото», посвящённой изучению миссии «Месть». Данная версия имеет ряд веских доказательств, среди которых показания единственного выжившего пилота «Зеро» и исследование обломков бомбардировщика. Сам Ланфье утверждал в письме, написанном генералу Кондону, что сбитый бомбардировщик Ямамото упал в море.


Лейтенант Рекс Барбер

Место крушения расположено в джунглях рядом с Мойла-Пойнт, в нескольких километрах от дороги Пангуна – Буин, рядом с деревней Аку. Сегодня обломки строго охраняются от воровства и растаскивания на сувениры. С 1960-х гг. японские делегации посещали место крушения и установили мемориальную табличку на сиденье адмирала. В 1970-х гг. дверь фюзеляжа, часть крыла, сиденье Ямамото и один из штурвалов самолёта были перемещены с места крушения в мемориальный музей.

Могила Ямамото

«Если вы скажете, что нам необходимо сражаться, то в первые шесть месяцев войны против Соединенных Штатов и Англии я предвижу непрерывную цепь побед. Но должен сказать, что если война затянется на два или три года, то я не уверен в нашей конечной победе».

Из обращения И. Ямамото к премьер-министру Японии Коноэ. Лето 1941 года

Родился Исороку Такано (Ямамото) 4 апреля 1884 года в городе Нагаока префектуры Ниигата. Исороку был шестым ребенком в семье обедневшего самурая Такано княжества Нагаока. Потом он был усыновлен и взял фамилию своего приемного отца — Ямамото. В 1904 году окончил военно-морскую академию. Участник русско-японской войны (1904-1905). Служил на крейсере «Ниссин». В Цусимском сражении получил несколько ранений и лишился двух пальцев на руке.

ОТ ЛЕЙТЕНАНТА ДО КОМАНДУЮЩЕГО ФЛОТОМ

В 1915 году Ямамото пришел к мысли о необходимости создания авианосных кораблей (этаких плавучих аэродромов). В 1916 году получил звание лейтенант-командора (после окончания Военно-морского колледжа высшего командного состава). В 1919-1921 годах прошел обучение в Гарвардском университете, затем продолжил службу в Японии, был наблюдателем на нескольких европейских кораблях. В 1923-м стал командиром крейсера «Исудзу», а в 1924 году — командиром авианосца «Акаги». В 1925-1929 годах — военный атташе Японии в США (в Вашингтоне). Принял участие во второй Лондонской морской конференции (1930) в звании контр-адмирала и в Лондонской Мореходной Конференции (1934) в звании вице-адмирала. В 1936-1939 годах — заместитель морского министра. С 1939 года Ямамото командует Объединенным флотом империи. Благодаря инициативе, наличию связей в правительстве и близости к императору Японии Исороку Ямамото удалось получить значительные средства на развитие флота, который к концу 1930-х годов стал одним из сильнейших на Тихом океане.

ПЕРВЫЕ ПОБЕДЫ

В 1940 году Ямамото дал разрешение на реорганизацию японских авианосных сил в Первый воздушный флот — кулак, который собрал в себя шесть самых больших авианосцев Японии. И именно Исороку Ямамото подготовил операцию (при использовании этих шести авианосцев) по уничтожению американского флота в главной тихоокеанской базе США Перл-Харборе.

Нападение на Перл-Харбор состоялось 7 декабря 1941 года. 341 палубный японский самолет Первого воздушного флота в течение двух налетов (используя эффект внезапности) разбомбил американскую морскую базу. В итоге нападения восемь линейных кораблей ВМФ США были потоплены или тяжело повреждены. Кроме того, японские самолеты потопили и/или повредили: три крейсера, три эсминца и минный заградитель; уничтожили 188 американских самолетов. Правда, человеческие потери США оказались невелики: 2403 убитыми и 1178 ранеными. Успех стоил японцам потери 29 самолетов и 5 сверхмалых подводных лодок (всего погибло 64 японца: 55 летчиков и 9 подводников, еще один попал в плен). Несмотря на кажущийся грандиозным успех нападения на Перл-Харбор, абсолютной победы японцам достичь все-таки не удалось. И в этом опять-таки «заслуга» адмирала Ямамото. На руку американцам сыграло честолюбие адмирала. Узнав о первом успехе, он отменил вылет следующей волны самолетов на Перл-Харбор, понимая, что теперь эффект внезапности прошел и потери будут значительно выше (то есть его победа будет не такой явной).

Удивительно, но только во время (почти годичных) тренировок нападения на Перл-Харбор японцы потеряли несколько сот своих самолетов.

Решение адмирала отменить последующие вылеты привело далее к фатальным последствиям для Японии. Инфраструктура Перл-Харбора, электростанция, ремонтные мастерские и доки, пирсы, огромные запасы нефти, различные склады, корабли обеспечения (в том числе гигантские танкеры), 11 подводных лодок остались не тронутыми. К тому же акватория Перл-Харбор мелководна, и большинство подтопленных кораблей американцам удалось поднять, отремонтировать и ввести в строй. А авианосцы США во время нападения вообще не пострадали — их просто в Перл-Харборе в этот день не было.

Война на Тихом океане складывалась для Ямамото вначале очень удачно. Днем 8 декабря японская базовая авиация буквально истребила большинство американских самолетов на Филиппинах, а 10 декабря 1941 года самолеты берегового базирования (переброшенные по приказу Ямамото с острова Формозы в Индокитай) потопили британский линкор «Принс оф Уэлс» и линейный крейсер «Рипалс», Это позволило обезопасить войсковой конвой, направлявшийся для высадки японских войск в Малайю. Отрезвление от успехов начало приходить потом.

ВОЙНА НА ТИХОМ ОКЕАНЕ

18 апреля 1942 года первые 16 американских бомбардировщиков, поднявшихся с авианосца «Хорнет», пробомбили территорию собственно японских островов. А в ходе операции по вторжению на Соломоновы острова и Новую Гвинею авианосцы Японии впервые вступили в бой с американскими авианосными кораблями в Коралловом море. Три японских авианосца противостояли двум американским. Японцы (7-8 мая 1942 года) потопили авианосец США «Лексингтон» и повредили «Йорктаун», а сами потеряли всего лишь один легкий авианосец «Сехо». Они посчитали сражение в Коралловом море своей победой, но потери среди опытных пилотов палубной авиации Японии оказались столь велики, что от высадки на Новой Гвинее японцам пришлось отказаться. К тому же военно-морские силы Японии не добили поврежденный «Йорктаун», что впоследствии им вышло боком в сражении у атолла Мидуэй.

В июне 1942 года Ямамото лично руководил атакой острова Мидуэй, которая вылилась в сражение между американскими и японскими авианосными группами. Фортуна здесь оказалась уже на стороне американцев. Японский флот потерял четыре тяжелых авианосца, американцы лишились только многострадального «Йорктауна». Для японцев это было настоящей катастрофой.

В апреле 1943 года Исороку Ямамото лично руководил «Операцией I-GO», включавшей серию воздушных атак в рамках стратегического наступления на остров Гуадалканал и юго-восточную часть Новой Гвинеи. В распоряжении Ямамото имелось 190 базовых самолетов и 160 палубных… Однако одолеть противника у него уже не хватило сил.

ГИБЕЛЬ АДМИРАЛА

18 апреля 1943 года самолет, в котором адмирал Ямамото летел на Соломоновы острова, был перехвачен в воздухе американскими истребителями недалеко от острова Бугенвиль. Это была не случайная встреча в воздухе, это была настоящая засада (точнее специально подготовленная операция американцев), в результате которой самолет Ямамото был сбит американским истребителем Локхид Р-38 «Лайтинг», а сам он погиб. Так американцы рассчитались с талантливым японским адмиралом за нападение на Перл-Харбор. В тот же день правительство Японии произвело И. Ямамото в адмиралы флота (посмертно).

Тело флотоводца было кремировано, прах возвращен в Японию и 3 июня 1943 года с почестями захоронен. Часть праха Ямамото покоится на кладбище в Таме, а часть — в семейном захоронении у храма Тюко-дзи в Нагаоке.

6283

Ямамото, командуя императорским флотом, добился значительных успехов на первом этапе Второй мировой войны благодаря умелому сочетанию различных видов японского морского флота. Главной силой стала морская авиация.


Будущий флотоводец родился 4 апреля 1884 в Нагаока, префектура Ниигата. Он был шестым ребенком в семье обедневшего самурая Такано, но позднее взял фамилию приемного отца. В 1904 году Исороку окончил Военно-морскую академию. В Цусимском сражении он получил несколько ранений. Потеря двух пальцев на руке едва не кончилась увольнением со службы. После войны моряк служил на разных кораблях. В 1915 году он пришел к мысли создать флот из плавучих аэродромов. Через год он окончил военно-морской штабной колледж, в 1919-1921 годах учился в Гарвардском университете, затем снова служил в Японии, побывал в качестве наблюдателя на нескольких европейских кораблях. В 1924 году моряк стал командиром авиакорпуса в Касумигаура, в 1925-1929 годах состоял военным атташе в Вашингтоне, а по возвращении командовал авианосцем «Акаги» и получил чин контр-адмирала. С тех пор Ямамото почти исключительно занимался морской авиацией. В 1936-1939 годах он был заместителем морского министра, с 1939 года командовал Соединенным флотом. Моряк выступал за экспансию в Юго-Восточной Азии и на Тихом океане. Благодаря новаторству и умению добывать значительные средства у правительства к концу 30-х годов адмирал создал один из самых современных флотов в мире, ядро которого составили авианосцы.

Военные и политические руководители Японии к 1939 году решили, что необходимо нанести поражение флоту США, чтобы заставить американцев прекратить экспансию на Тихом океане. Ямамото, хорошо представлявший возможности Соединенных Штатов, опасался поражения маленького островного государства. Летом 1941 года в ходе обсуждения с высшими морскими чинами возможного хода войны с США Ямамото, зная о сложности увеличения количества боевых самолетов и быстрой подготовки опытных летчиков, осторожно предупредил премьер-министра Коноэ «Если вы скажете, что нам необходимо сражаться, в первые шесть месяцев войны против Соединенных Штатов и Англии я предвижу непрерывную цепь побед. Но я должен сказать, что если война затянется на два или три года, то я не уверен в нашей конечной победе».

Несмотря на пессимистические оценки опытных офицеров, японское правительство все же решило вступить в войну. Адмирал подготовил операцию по уничтожению американского флота в Перл-Харборе. Решающую роль сыграли авианосцы, за развитие которых адмирал ратовал последние 18 лет. Уверенный в успехе нападения, Ямамото опасался, что этот успех только подстегнет противника к борьбе за господство на Тихом океане.

26 ноября 1941 года Ямамото во главе объединенного флота по северному пути отправился к Гавайям. 2 декабря, когда окончательно выяснилась неудача дипломатических переговоров с США, он сообщил адмиралу Нагумо, что начало войны назначено на 8 декабря. Предполагалось, что атака Перл-Харбора произойдет после официального объявления войны, но дипломаты передали текст ультиматума с опозданием. Утром 8 декабря самолеты японских авианосцев атаковали и уничтожили 4 линейных корабля и большинство авиации на аэродромах; еще 4 линейных корабля были повреждены. Не удалось потопить лишь авианосцы, которых в базе не было.

В значительной мере успех был достигнут благодаря предварительной подготовке моряков и летчиков, а также настояниям самого Ямамото. В 1939-1940 годах японские горизонтальные бомбардировщики так плохо действовали по движущимся целям, что на флоте возникла мысль о том, что против кораблей выгоднее применять пикирующие бомбардировщики и торпедоносцы. Однако только что назначенный главнокомандующим Объединенным флотом, тогда еще вице-адмирал Ямамото предвидел, что не всегда необходимо бомбить подвижные цели. Видимо, уже тогда флотоводец понимал, что Япония сможет успешно начать войну только неожиданным нападением на неприятельскую базу, как это было в 1904 году с Порт-Артуром, и к этому готовил морскую авиацию.

Одновременно с началом Гавайской операции Ямамото приказал найти и уничтожить британский флот в Сингапуре либо в море. Несмотря на большое сопротивление, задача была выполнена. Первоначально для атаки американских аэродромов готовили легкие авианосцы «Рюдзе», «Дзуйхо» и «Касуга-мару», но они могли поднять всего 75 самолетов, а летчики не имели достаточной подготовки. Однако, благодаря тренировкам, пилотам японских истребителей «Зеро» удалось добиться такой дальности, что японцы смогли атаковать авиабазы противника со своих аэродромов на острове Формоза. Днем 8 декабря японской базовой авиации удалось истребить большинство американских самолетов на Филиппинах; в следующие дни вылеты японских летчиков принесли новые победы - к 13 декабря американцы лишились воздушных военных сил на островах. 10 декабря 1941 года японские самолеты берегового базирования, переброшенные по приказу Ямамото с Формозы в Индокитай для борьбы с английским флотом, потопили линейный корабль «Принс оф Уэлс» и линейный крейсер «Рипалс»; это позволило обезопасить войсковой конвой, направлявшийся для высадки в Малайе.

Неудачная попытка взять без поддержки авиации Уэйк, который защищали всего 4 истребителя «Уайлкэт», заставила Ямамото отправить к острову 2 авианосца из соединения Нагумо, возвращавшегося из рейда на Перл-Харбор. Только с их помощью, хоть и с запозданием, удалось овладеть островом.

Ямамото в январе послал на юг Тихого океана главные силы авианосного соединения Нагумо. Пользуясь ослаблением противника, в Ост-Индии в январе - марте 1942 года и в Индийском океане в апреле японский флот добился немалых успехов. Фактически были истреблены морские силы союзников, что позволило японцам беспрепятственно развивать десантные операции. Основную роль играла морская и базовая авиация.

В ходе операции по вторжению на Соломоновы острова и Новую Гвинею впервые японское авианосное соединение встретилось с американским. В Коралловом море 3 японским авианосцам противостояли 2 американских. Японцам в боях 7-8 мая удалось потопить «Лексингтон» и повредить «Йорктаун», лишившись всего одного легкого авианосца «Сехо». Они считали сражение в Коралловом море своей победой, однако от высадки на Новой Гвинее в Порт-Морсби пришлось отказаться. Потери опытных летчиков оказались столь велики, что оказалось необходимым обучение резерва. После сражения Ямамото выразил разочарование тем, что японские адмиралы оставили поле боя, не добив противника. Он был прав, ибо «Йорктаун» сыграл большую роль при Мидуэе.

На проходившем в начале мая на борту линкора «Ямато» совещании сравнили потери флотов Японии и неприятеля. Огромные успехи были достигнуты ценой малых жертв. Этот результат соответствовал тому духу уверенности в победе, который воспитывали в японском флоте. Японцы были уверены в своей мощи. Они рассчитывали, что после первых побед смогут принять натиск промышленно более развитого противника на дальних подступах к Японии. Трезвые головы, понимающие промышленное превосходство США, ожидали, что правительство обратится к противнику с предложением о переговорах. Однако после полосы сплошных успехов было принято решение продолжать боевые действия. Чтобы удержать благоприятное положение, следовало наносить удары и одерживать победы.

Налет на Японские острова, который 18 апреля 1942 года совершили 16 американских бомбардировщиков с авианосца «Хорнет», поторопил Ямамото. Японцы считали, что самолеты взлетели с атолла Мидуэй. К этому времени флот уже разработал операцию против Мидуэя, и Ямамото добился ее проведения. Захват Мидуэя и Алеутских островов отодвигал далеко на восток линию патрулирования японского флота и не позволял американцам наносить с островов удары по Японии. Ямамото рассчитывал, что операция привлечет все оставшиеся силы американского флота и его удастся уничтожить в сражении, для которого адмирал собрал 350 кораблей с экипажами в 100 тысяч человек и 1000 самолетов. Японский флот имел преимущество также благодаря превосходной подготовке и боевому опыту моряков и летчиков.

В июне 1942 года Ямамото руководил атакой острова Мидуэй, одновременно направив соединение для занятия Алеутских островов. Однако когда флот Ямамото 4 июня приблизился к Мидуэю, его уже ожидало американское авианосное соединение. Американцы, раскрыв японский код, знали о действиях противника, тогда как японский командующий располагал неверными сведениями о потерях неприятельских авианосцев. Пока японцы атаковали остров, неприятельская авиация нанесла удар по японским авианосцам в тот момент, когда они заправляли самолеты горючим, и уничтожила все 4 авианосца ударного соединения. Американцы потеряли один «Йорктаун».

После поражения японское командование было вынуждено отказаться от наступления и перейти к обороне периметра, проходившего от Алеутских к Маршалловым островам, через Рабаул к Голландской Ост-Индии, Малайе и Бирме. Для этого 14 июня 1942 года был реорганизован флот. Кроме 1-го флота, включавшего линейные корабли, все флоты со 2-го до 5-го включали авианесущие корабли. Была прекращена постройка линейных кораблей. Флот заказал 15 авианосцев типа «Хирю» и 5 - типа «Тайхо», однако из-за недостатка ресурсов и в связи с бомбардировками японских верфей в строй вошли только 4 авианосца первого типа.

Тем временем американцы сами перешли в наступление и высадили десант на остров Гуадалканал в южной части Соломоновых островов. Эта высадка привела к длительным авиационным боям над островами. В результате японская авиация понесла невосполнимые потери. После трех попыток изгнать американцев японцы эвакуировали войска в феврале 1943 года.

Разработанные и подготовленные Ямамото операции оказывались трудновыполнимыми из-за того, что Морской генеральный штаб в Токио и штаб Объединенного флота мало внимания обращали на строительство воздушных баз и их обеспечение, в результате чего береговая авиация была вынуждена действовать на пределе дальности, а на самолеты флота ложилась слишком большая нагрузка. Сразу после многих побед японское командование уступило поле боя американцам. Те особое внимание уделяли созданию цепи авиабаз, с которых успешно действовали против неприятеля. В критический момент не были использованы все наличные силы флота, стоявшие на якорях у Трука и в Рабауле и превосходящие американские. Это позволило противнику опомниться и нанести контрудар.

Ямамото был убежден в неизбежном поражении Японии. После потери Гуадалканала можно было только отбивать натиск противника, и Ямамото, обнаружив разрывы в островном оборонительном периметре, пытался сдерживать неприятеля, пока его оборона усиливалась. В апреле 1943 года он лично руководил «Операцией I-GO», включавшей серию воздушных атак в рамках стратегического воздушного наступления против Гуадалканала и юго-восточной части Новой Гвинеи.

В распоряжении Ямамото было 190 базовых самолетов и 160 авианосных - меньше, чем при налете на Перл-Харбор. Это была авиация флота первой линии. Однако и в числе лучших пилотов оказалось немало таких, у которых не только не было боевого опыта, но и которые неуверенно пилотировали самолет. Многие лейтенанты имели не более 30 дней полетов и попадали в аварии. Ямамото рассчитывал, что его личное присутствие в Рабауле заставит инструкторов так обучить молодежь, чтобы она имела шансы выжить после встречи с противником.

Японская авиация с 7 апреля совершила 4 мощных налета на Порт-Морсби, бухты Оро и Милн, добилась уничтожения неприятельской авиации и наземных сооружений. Однако пилоты переоценили эффективность атак. Адмирал, убежденный в значительном ослаблении воздушной мощи противника, отослал самолеты с авианосцев на Трук и приказал ограничиваться обычными налетами базовой авиации.

Ямамото пользовался уважением и преданностью подчиненных. Уверенность в нем не поколебали ни поражение при Мидуэе, ни потеря Гуадалканала. Моряки знали, что адмирал брал ответственность на себя, не сваливая груз поражений на подчиненных. Воин до мозга костей, он даже при тропической жаре ходил в белом мундире. Это производило впечатление на офицеров и матросов, считавших главнокомандующего олицетворением флота. Ямамото беседовал с офицерами различных авиакорпусов, поднимая моральный дух. Он убеждал, что перспективы войны не должны внушать уныние и что в предстоящих битвах победа и поражение будут зависеть от участников воздушных боев. Собеседники попадали под обаяние искренности адмирала.

Операция стала последней для Ямамото. Бомбардировщик, на котором он летел под эскортом 12 истребителей, 18 апреля 1943 года был сбит в ходе специально подготовленной операции американскими самолетами недалеко от острова Бугенвиль. В день гибели японское правительство произвело моряка в адмиралы флота. Сменивший погибшего адмирал Кога заявил «Ямамото был один, и заменить его не может никто».

Тело флотоводца было кремировано в здании штаба в Буине; поблизости поставили небольшой камень.

Благодаря адмиралу Ямамото в полной мере выявилось значение авианесущих кораблей. После войны все великие морские державы старались строить авианосцы. По уровню способностей и личным качествам создатель авианосного флота стал наиболее выдающимся японским флотоводцем после Того.

В апреле 1943 года американские истребители «Локхид Р-38 Молния» 339-й штурмовой эскадрильи, действующие на максимальном удалении от острова Гвадалканал, сбили над атоллом Кахили японский бомбардировщик «Мицубиси Бетти». На борту погибли все, включая одного очень важного пассажира — адмирала Исороку Ямамото, главнокомандующего Имперским флотом Японии и главнокомандующего всеми японскими вооруженными силами в Тихоокеанском регионе.

Ямамото был архитектором атаки на Пирл-Харбор, а также стратегом молниеносных завоеваний Японии в первые месяцы Тихоокеанской войны. Он оставил после себя тайну, которая до сих пор продолжает волновать историков: было ли планирование атак в Тихом океане его собственной работой или же он во многом полагался на стратегические военные планы, предложенные американскими и английскими военно-морскими специалистами до начала войны?
Когда японцы нанесли удар в Тихом океане, они сделали это безошибочно. Часть информации была явно предоставлена агентами, но большую часть разведывательных данных можно было получить только благодаря обширной разведке с воздуха. И только после войны, когда эксперты cоюзников смогли изучить японские военные архивы, они узнали правду. В течение многих месяцев перед началом наступления в Тихом океане секретное летное подразделение японского Имперского флота совершало тайные полеты над американскими базами и собирало детальную фотоинформацию. Секретное подразделение называлось 3-м воздушным корпусом, и в него входили три эскадрильи общим числом в тридцать шесть дальних разведывательных бомбардировщиков «Мицубиси G3M2 Нелл». В апреле 1941 года при соблюдении строгой секретности они были собраны в Такао на острове Формоза.


18 апреля 1941 года 3-й воздушный корпус осуществил свое первое задание. Это был полет длиной 1200 миль (с учетом обратного пути) с целью сфотографировать гавань, аэропорт и казармы в Легаспи на юго-восточной оконечности Лузона на Филиппинах. Самолеты совершили успешный облет цели на высоте 28 ООО футов и не были обнаружены.

23 апреля группа из двадцати одного самолета G3M2 совершила перелет через океан длиной 1400 миль на аэродром Пелелиу на островах Палау к востоку от Филиппин. Оттуда они совершали секретные разведывательные полеты над островом Джоло и некоторыми объектами на Минданао. Затем в июне часть третьего воздушного корпуса была перемещена в Тиниан, откуда она начала совершать очень осторожные вылеты на максимальной высоте 29 500 футов над стратегически важным островом Гуам. В течение трех дней самолеты сфотографировали весь остров в мельчайших деталях. Один из самолетов был, вероятно, замечен, потому что правительство Соединенных Штатов Америки выразило протест по поводу того, что самолет, предположительно японского происхождения, полетел над островом на очень большой высоте. Японцы, естественно, отрицали свою причастность Тем не менее они посчитали благоразумным прекратить секретные полеты над Тихим океаном, хотя и увеличили количество разведывательных миссий над Французским Индокитаем перед самым вторжением Японии в июле 1941 года После этого 3-й воздушный корпус был распущен и переформирован в боевое подразделение К этому времени он обеспечил командование японского флота всеми необходимыми фотоматериалами, адмирал Ямамото теперь мог претворить в жизнь свои планы.

Ямамото обладал двумя качествами, редкими для японских офицеров во первых, он в совершенстве понимал милитаристский менталитет Японии и, во-вторых, умел говорить и читать по-английски.

В начале 20-х годов он был военно-морским атташе Японии в Вашингтоне, и в течение этого времени у него была масса возможностей читать труды по военно-морской стратегии, написанные западными экспертами.
Одним из таких трудов был замечательный документ, озаглавленный «Морская мощь в Тихом океане», написанный британским военным корреспондентом и бывшим офицером разведки по имени Гектор Байуотер. Часть его труда была посвящена ходу будущей войны в Тихом океане и, как показали последующие события, предсказания оказались в высшей степени точными. Книга, впервые опубликованная в Лондоне в 1925 году, была переведена на несколько языков, включая японский. Ее стали рекомендовать для чтения в военно-морских колледжах ведущих держав. Вскоре после ее первого издания работа или, по крайней мере, та ее часть, в которой говорилось о ходе будущей войны в Тихом океане, была расширена и дополнена, став полноформатной книгой. У Байуотера гипотетическая война в Тихом океане начинается не с внезапного нападения на Пирл-Харбор, а с основного сражения между японским и американским флотами у Филиппин.
Байуотер предвидел, что главным оружием станут корабельные орудия, но бн также предсказывал использование авиации морского базирования. В этом не было ничего удивительного, так как в середине 20-х годов и британские, и американские флоты уже имели прообразы авианосцев, а эффектная демонстрация того, что самолет может сделать с военным кораблем, была проведена в июле 1921 года, когда совместные силы американской армии и военно-морских бомбардировщиков потопили несколько захваченных в плен германских кораблей, включая линейный корабль «Ост Фризлянд».
Удивительной была точность описания Байуотером будущих японских атак на Гуаме и Филиппинах. Гуам, предсказывал он, будет подвергнут бомбардировке с воздуха и с моря, после; чего японские войска высадятся на восточную и западную стороны острова, захватив его в клещи. Американцы не смогут организовать эффективное сопротивление и будут вскоре вынуждены сдаться. Почти точно так и случилось в декабре 1941 года.
Сходство между описанным Байуотером вторжением японцев на Филиппины и фактическими событиями по-настоящему изумляет. Он предсказывал, что наступление начнется с массированных воздушных атак, проводимых авиацией с авианосцев, идущих к За паду, — так оно и было; за этим последует вторжение в форме трезубца с высадкой японского десанта в заливе Лингайен и бухте Ламон, в Лузоне и в заливе Синданьган на Минданао.
Высадки в Лузоне происходили именно так, как было предсказано Байуотером: японцы продвигались вглубь и захватывали Манилу с обеих сторон. Только высадка в заливе Синданьган не была угадана: вместо того чтобы высадиться в этом месте, на западной стороне Минданао, японцы вторглись на берег со стороны залива Давао на юго-восточной оконечности острова в одном из мест, изученных авиацией 3-го воздушного корпуса. Байуотер предвидел, как американцы в конце концов вернут себе Тихоокеанский регион с помощью военно-морских сил, неуклонно продвигаясь в сторону Японии путем тщательно разработанной тактики «прыжков с острова на остров». Он также предвидел, как японцы перед лицом поражения бросят в бой все имеющиеся ресурсы, включая пилотов-самоубийц.
Как ни странно, он не смог оценить роли воздушных сил в этом решающем морском сражении. Когда оно действительно произошло в 1944 году, противостоящие стороны обменивались ударами подразделений морской авиации, тогда как корабли флота редко находились в пределах видимости друг друга.

В общем, кажется, что предсказания, сделанные Байуотером, и стратегия, принятая Ямамото в начале Тихоокеанской кампании, слишком похожи, чтобы быть случайным совпадением.
Байуотер также предсказал, что торпедные бомбардировщики станут главным типом авиации, используемой в морском бою, и в этом он оказался полностью прав. Если Ямамото нуждался в каких-либо доказательствах этой теории, то англичане их предоставили. В ноябре 1940 года, примерно за год до японской атаки на Пирл-Харбор, двадцать бипланов «свордфиш» военно-морского флота Великобритании, несущих на борту торпеды и бомбы, обрушились на итальянский флот в Таранто в ночной атаке и с блеском разбили самые современные линейные корабли Италии, а также два тяжелых крейсера. Линейные корабли и один из крейсеров были выведены из строя на многие месяцы, другой крейсер уже больше не выходил в море. Ямамото усвоил уроки Таранто при подготовке атаки на Пирл-Харбор. То же самое можно сказать об уроках, почерпнутых им из широко освещаемых прессой военно-морских маневров США на Гавайях в 1932 году, когда американцы сами показали, что несколько авианосцев могут подойти к Пирл-Харбору незамеченными и начать разрушительную атаку на рассвете.
Но была ли великая стратегия Ямамото в Тихоокеанской войне основана на трудах малоизвестного англичанина, так и останется навсегда самой интригующей загадкой войны.

Роберт ДЖЕКСОН

http://ruzikrus.ru/general-yamamoto.html#more-691