Год в армии.

Я расскажу о распорядке дня в армии .

Распорядок дня в армии — это то, что ты будешь делать в армии день изо дня в течении целого года. Распорядок начинается с подъема сержантов (заместителей командиров взводов, ). В каждой роте есть сержанты, мы уже писали в одной из статей, они встают раньше своего личного состава на 10-15 минут. Сержант идет к старшему (офицеру) в роте, который дает им указания на утренний распорядок дня.

Утренний распорядок дня в армии

Только после этого в 06:00, а в некоторых частях в 06:30, в ротном расположении звучит команда «Рота подъем». Ее подает дневальный каждое утро.

После подъема весь личный состав убывает на утреннюю физическую зарядку (УФЗ). В роте остается только дежурная служба, а также 1-2 солдат из числа освобожденных от УФЗ для наведения порядка в спальных помещениях (кубриках).

Типичный распорядок дня в армии России в 2019 году по часам.

Утренняя физическая зарядка проходит, как правило, на спортивном стадионе воинской части, а в его отсутствии на плацу. После зарядки вы прибываете в казарму и заправляете свою кровать, которая должна быть идеально застелена. Если этого не будет сделано, то вашу кровать могут «взорвать» — это когда приходит старшина или сержант и переворачивает матрас вместе со спальными принадлежностями, поэтому лучше все делать как нужно с первого раза.

После утреннего туалета рота строится, и начинается утренний осмотр. Утренний осмотр (он же телесный осмотр) — это осмотр внешнего вида каждого солдата (бритость, наличие чистой подшивы, длинна волос), а также наличие или отсутствие на теле солдата синяков и ссадин, которые могли появиться в ночное время. Одним из важных критериев утреннего осмотра является чистота обуви солдата. Обувь проверяется не только утром, но и в течении дня, солдат обязан следить за ее чистотой (это хорошее качество пригодится вам и на гражданке).

Что делают солдаты днем по распорядку дня

После завтрака согласно распорядка дня в армии солдаты направляются на развод. Начало развода, как правило, в 09:00. Утренний развод включает в себя: проверку наличия личного состава, подъем Государственного флага, исполнение гимна Российской Федерации.

Дополнительно в это период времени осуществляется постановка задач от командира на текущий день, разведение на занятия (теоретические, практические) или работы связанные с обслуживанием оружия и военной техники. Обычно отправляют в парк боевых машин для их технического обслуживания.

Также, в этот период согласно распорядка дня происходит построение и . Что это такое и как все происходит расскажу в следующей статье.

Вечерний распорядок дня в армии РФ

Переходим к вечернему распорядку в армии. После окончания занятий и работ личный состав перемещается (снова строем и снова с песней) в столовую на ужин, предварительно почистив обувь и приведя свой внешний вид в опрятное состояние.

По окончании ужина следует так называемое время для личных потребностей. В это время солдаты готовят свою форму и внешний вид к следующему дню (подшиваются, стригутся).

Далее по распорядку дня следует просмотр информационной программы «Время» по первому каналу. После просмотра новостей следует вечерняя прогулка, во время которой происходит строевое слаживание роты/взвода, а также солдаты разучивают строевые песни.

После вечерней прогулки начинается вечерняя поверка. Вечерняя поверка — это когда строится весь личный состав воинской части и каждого солдата проверяют на наличие его в строю по фамилии. Дополнительно до солдат доводят суточный план на завтра, озвучивают приказ, кто куда заступает в суточный наряд на следующих сутках, также доводят статьи ОВУ ВС РФ, УК РФ.

Общая вечерняя поверка важный элемент распорядка дня в армии. Особенно в учебке.

По окончании вечерней поверки наступает время для личной гигиены (вечерний туалет). Солдаты чистят зубы, моют ноги и т.д, в это же время проходит телесный осмотр каждого солдата на наличие телесных повреждений за прошедший день. О читайте отдельную нашу статью

И только после всего этого звучит самая долгожданная для каждого солдата команда «Рота отбой». И, по идее, если не будет тревоги или ночной тренировки, солдаты спят до утра. Ну а с утра все начинается по новой, и так почти каждый день весь год.

Конечно же, такой армейский распорядок дня происходит не каждый день. К примеру, в субботу почти полдня солдаты занимаются наведением порядка во время парко-хозяйственного дня (ПХД), в воскресенье у солдат выходной день (если можно так сказать), во время которого проходят такие мероприятия как просмотр патриотических художественных фильмов, час солдатского письма и масса культурно-массовых мероприятий.

Еще стоит обратить внимание, что распорядок дня в армии до присяги отличается от того, что будет после присяги. Почти все свое время солдаты до присяги занимаются отработкой строевых приемов и изучением уставов. О будет отдельная статья.

Примерно так выглядит стандартный распорядок дня в армии . Если я что-то упустил поправьте – дополню.

Молодые люди призывного возраста достаточно активно интересуются всеми нюансами службы в армии, чтобы хотя бы приблизительно узнать, какая жизнь их ожидает после призыва. Один из популярных вопросов, которые они задают, касается учебки. Наша статья расскажет вам, что представляет собой учебная войсковая часть, чем она отличается от обычной и сколько времени будет длиться обучение в 2017 году.

Выясняем, что же такое учебка

Сразу после призыва подавляющее большинство новобранцев отправляется в боевые части, где начинает изучать армейскую науку в формате курса молодого бойца. Некоторые же счастливчики попадают в учебку, откуда по истечении определенного срока выходят специалистами в какой-либо воинской сфере.

Почему в учебные части не отправляются абсолютно все призывники? На этот вопрос можно найти сразу несколько вариантов ответа. Во-первых, далеко не все воинские специальности требуют столь тщательного обучения, которое организуется в учебке. Во-вторых, количество подобных частей ограничено, и они просто не в состоянии принять огромное число молодых людей, призываемых на службу два раза в год. Наконец, в-третьих, если все будут отправляться в учебки, значит, возникнет серьезная нехватка кадров в боевых подразделениях. Именно по этим причинам направление на обучение является скорее исключением, чем правилом.

Учебка в российской армии представляет собой войсковую часть, в которой новобранцы проходят обучение по какой-либо специальности.

От обычных боевых подразделений ее отличают следующие особенности:

  • все новобранцы, попадающие в учебную часть, принадлежат к одному призыву, управляемому опытными сержантами. Следовательно, полностью исключаются даже малейшие проявления дедовщины;
  • абсолютно все, начиная с воинской дисциплины и заканчивая наказаниями за ее нарушения, определяется Уставом Вооруженных сил РФ. Подобная ситуация должна быть и в любой боевой части, однако смешение нескольких призывов делает это практически невозможным, несмотря на ужесточение мер по борьбе с дедовщиной и другими проявлениями;
  • распорядок дня в учебке несколько отличается от расписания в боевых частях. Главная особенность – значительно большее количество теоретических занятий;
  • при наличии вакансий выпускники могут остаться служить в учебных частях на сержантских должностях и обучать новобранцев.

Главная особенность – это абсолютно равные условия для всех, значительно более высокая, чем в боевых частях, степень социальной справедливости. Каждый курсант учебки идет в наряд в порядке очередности, а не по чьей-то прихоти, военнослужащие делят поровну содержимое посылок из дома, а также все тяготы и лишения воинской службы.

Сколько длится обучение в учебке

Совсем недавно, когда срок службы в армии составлял 2 года, обучение каким-либо воинским премудростям в учебных частях могло занимать 6-9 месяцев. Сегодня ситуация несколько изменилась. В зависимости от специальности, срок обучения может составлять всего от 3-х месяцев до полугода. То есть оно представляет собой лишь растянутый во времени курс молодого бойца, которого чаще всего хватает лишь на то, чтобы несколько раз съездить на стрельбы да подтянуть физическую подготовку, если новобранец до армии вообще не уделял время спорту.

Здесь нужно остановиться на одной особенности современной армии, смысл которой лично для меня остаётся неясным до сих пор. Речь идёт о том, что после призыва не все молодые отправляются сразу в боевые части, кое-кто попадает в части учебные; однако таких «счастливчиков» оказывается меньшинство. Сразу возникает закономерный вопрос: почему не всех солдат отправляют учиться? Казалось бы: поголовное обучение воинским специальностям позволит повысить уровень профессиональной подготовки солдат и повысит качество увольняемых в запас на случай мобилизации. Возможно, причина в том, что и в обычных частях солдат в должной мере обучают военной специальности? На некотором уровне, конечно, обучают, но такое самопальное «обучение» редко дотягивает до профессиональной подготовки в учебной части, так как сильно разбавляется поручениями дедов и муштрой уставщины. Значит, причина в чём-то другом.

Наиболее разумным объяснением мне кажется такое: если всех солдат сначала обучать в учебной войсковой части, то армия столкнётся с потребностью в чрезвычайно большом количестве таких частей, а равно и с проблемой укомплектования боевых частей. Кроме того, не на все воинские должности в армии требуются прошедшие обучение профессионалы. В самом деле, пулемётчика или автоматчика не обязательно длительное время обучать, достаточно научить разбирать и чистить своё оружие, в довершение отправив пару раз на стрельбы. И хотя такой автоматчик или пулемётчик явно не сравнится с аналогом из спецназа или военной разведки, где умеют не только нажимать на спусковой крючок, но ещё и точно стрелять, использовать рельеф местности для укрытий и организации обороны и многое другое, однако, он сможет выполнять требуемый от него минимум, а максимуму научится уже в бою или от офицера. Так что власти пошли по пути наименьшего сопротивления, сделав обучение в учебных войсковых частях скорее исключением из правил, чем правилом.

Учебные войсковые части на армейском жаргоне именуются «учебками». Их организационной особенностью является то, что в каждый конкретный момент времени здесь учится только один призыв, организуемый более опытными сержантами, оставшимися здесь от предыдущих наборов призывников. Соответственно, в лице учебки мы получаем растянутый на всё время обучения КМБ, отличающийся ярко уставными отношениями без примесей дедовщины.

В целом отношения здесь характеризуются высокой степенью социальной справедливости. Полученное в посылках делится между солдатами поровну, все в равной степени участвуют в нарядах по части, даже наказаниям подвергается, в лучших традициях уставщины, всё подразделение.

Срок обучения обычно составляет 6 месяцев, однако в некоторых учебных частях он может быть и больше, достигая 9 месяцев. Качество обучения не берусь оценивать, так как отзывами солдат оно измеряться не может. Обучение оценивается отдачей и квалификацией выпускников, о которых следовало бы поспрашивать опытных офицеров. Единственное, мне довелось плотно столкнуться с работой учебной части разведки, которая мне показалась весьма качественной. Также в нашу часть приходили неплохо подготовленные сапёры, которые, по крайней мере, знали устройство и параметры основных мин, в отличие от пришедших сразу в войска гражданских.

После окончания курса обучения некоторым выпускникам предлагается остаться в учебке в качестве сержантов для следующих призывов, если, конечно, имеются вакансии. Больше всего командование натерпливается страху, когда предыдущий призыв ещё ожидает отправки в войска, а новый уже приступил к обучению. Тогда сержанты и офицеры стремятся полностью изолировать новый призыв от старого, однако, это не всегда удаётся. С другой стороны, ребята отзывались, что такая изоляция не достигает своей цели, и старый призыв всё равно пообщается с молодым, как бы его ни пытались от этого отвадить. Правда, во всех известных мне случаях общение старого призыва с молодым никогда не приводило к драматическим последствиям и велось обычно с позиции покровительственного отношения старожил к молодым. С ними делились бытовым опытом, узнавали новости «большого» мира, свежие истории из жизни – в общем, старожилы вели себя, как деды по отношению к молодому пополнению в первые дни его прибытия. В любом случае, период совместного сосуществования старожилов и молодых в учебке совершенно незначителен как по времени, так и по взаимному влиянию, ведь новый и старый коллективы почти не пересекаются, не выполняют единого дела и не образуют единой общности, связанной официальной или неофициальной иерархией.

Так что для дедовщины в учебке просто нет никаких организационных оснований по причине отсутствия дедов как вида. Основная проблема для командования – чтобы сержанты не зарывались и не пытались использовать молодых в своих интересах. Это обеспечивается, в том числе, развитой системой доносительства, которая здесь поддерживается на более-менее приемлемом уровне, а также частым соприкосновением солдат с офицерами. Последнее связано с организацией в учебках распорядка, когда большая часть времени посвящается реальному обучению, а функции учителей при этом выполняют офицеры. Дополнительно сержантов сдерживает от произвола их боязнь потерять место и отправиться в войска.

В учебках также редко практикуются примитивные методы мордобития, работа с личным составом поставлена более тонко и строится на системе коллективных наказаний: за провинность одного отвечает всё подразделение. Ответственность приходит либо в форме большого количества физических упражнений (отжимания, приседания), либо бегом в полной химической защите с надетыми противогазами, либо в виде дополнительных нарядов по части.

В итоге, самое страшное для молодых не в соприкосновении со старожилами и не в произволе сержантов, а в последующем попадании в войска. В некоторых частях положение выходцев из учебки хуже, чем положение духов. При этом служивые рассуждают так: «Раз они полгода проё…, то теперь должны получить по полной!» На них сваливается вся тяжесть обслуживания дедов и общественной работы по части, так что таким слонам не позавидуют даже зелёные духи.

А в день приезда в войска им устраивают демонстрацию, эдакую локальную Варфоломеевскую ночь. Поздно вечером деды, черпаки и организованные ими слоны вооружаются дужками от кроватей, табуретками и любыми другими подручными средствами и хорошенько отхаживают вновь прибывших, проводя параллельно назидательное внушение. Новички должны в полной мере проникнуться атмосферой РЕАЛЬНОЙ армии, понять, кого им следует уважать и бояться и каково теперь их собственное социальное положение. Так заканчивается обучение и начинается служба.

Обрисованная ситуация показывает судьбу любого «исключения из правил» в армии, которым оказывается в том числе и обучение в учебке. С другой стороны, данная акция направлена на разобщение вновь прибывших из учебки молодых, которые в учебной части успели образовать коллектив со своими лидерами и своими эгоистичными интересами. Иногда дедам не удаётся разрушить такой коллектив, и вновь прибывшие оказывают организованное сопротивление, но такие случаи не слишком часты: обычно в войска попадает не весь коллектив учебки, который распределяют по разным частям страны на вакантные должности по профилю обучения, а лишь некоторые его «ошмётки». Гораздо более часты ситуации, когда сопротивление оказывает часть прибывших, и тогда этих бойцов оставляют в покое, – особенно, если сопротивление оказывает не один отмороженный боец, а небольшая спаянная за время совместного обучения группа.