Город-утопия. Архитектурная фэнтези

Павел Пряников

Рост урбанизации в Первом мире вызвал и обратный процесс - желание больших групп людей переселяться обратно на природу, а также создание «специализированных» и «идеальных» городов - без гримас урбанистики. Город-сад, город-плантация, нацистский город, город для пьяниц и другие утопические города в подборке ниже.

Город-Октагон, вегетарианская Утопия

В 1856 году в США Канзасская вегетарианская организация основала Octagon - город рядом с Гумбольдтом . Город предназначался под заселение вегетарианцами. Дизайн поселения появился под влиянием идей френолога Орсона Фаулер, согласно которым восьмиугольники были наиболее практичной формой домов, потому что им достаётся наибольшее количество солнечного света, чтобы войти.

План города разработал Генри Клабб, вегетарианец и пуританин (см. план города выше). Кроме восьмиугольных домов в городе была восьмиугольная площадь и восемь дорог. Поселение состояло бы из 4-х восьмиугольных деревень. Все бы люди жили в собственных домах, занимались сельским хозяйством и ремёслами, досуг и культура находились в общественных зданиях.

В город вегетарианцев Октагон приехали 60 семей. Их ждал общественный бревенчатый дом, в котором они все и поселились. Весной 1857 года в Октагоне из-за сухой зимы высохла река и колодцы, затем поселенцев поразила дизентерия и лихорадка, в том числе и со смертельными случаями. К концу 1857 года оставшиеся в живых поселенцы Октагона разъехались из него.

Автоматический город-утопия

Французско-швейцарский архитектор Ле Корбюзье в начале ХХ века разработал план идеального города . Архитектура такого города, считал он, должна быть максимально эффективной и простой, как промышленные машины. Он разработал план двух городов-утопий: Ville Radieuse и Ville Contemporaine. Они оба должны были иметь массивные небоскребы, в которых жили бы миллионы людей. Парки и зеленые зоны разделил эти массивные города на зоны промышленные и отдыха.

Жилые здания должны были стать центром общественной жизни, с садами на крышах и пляжами, а на их нижних этажах располагались бы общепит и детские сады. Ле Корбюзье рассчитал, что в каждом здании будет жить 2700 человек. Работа у них будет занимать 5 часов в день. Личных машин в таком городе не будет, их заменит развитый общественный транспорт.

Ле Корбюзье построил лишь один такой дом, который должен был стать основной единицей его города-утопии - в Марселе (фото ниже).

Город-сад

В 1902 году социальный реформатор Эбенезер Говард опубликовал свой трактат «Сад-город будущего ». Он описывает город, который занимает 2400 гектаров земли, со зданиями для 32 тысяч человек. Жилые постройки занимали бы только 1 тысячу гектаров. Остальная земля в городе была бы отдана общественных паркам, фермам и и широкими дорогам.

Говарду удалось частично воплотить свои мечты при постройке двух городков в Англии, в графстве Хартфордшир - Welwyn Garden City и Letchworth Garden City (на фото ниже современное состояние городка Летчворт).

Хотя Говарду и не удалось полностью реализовать свою утопию, он стал первым разработчиком принципов жилого пригорода (позднее реализованного в основном в США).

Открытый город

В 1932 американец Фрэнк Ллойд Райт начал развивать идею идеального города, основанную на его любви к открытым, сельским прериям Среднего Запада. Райт назвал его «Открытый город» (а также «самодостаточный»). Райт хотел, чтобы в таком городе не было промышленности, а люди там вели подсобное хозяйство (на дом было положено 40 соток земли), занимались ремёслами и культурой. По численности такой город была рассчитан максимум на 10 тысяч человек. Все общественные блага (дороги, ЖКХ, медицина, образование и т.д.) в таком городе никогда не были бы частными, а были в совместном управлении всех горожан.

Райт считал, что в будущем вся Америка состояла бы из таких городков. Их бы соединяла малая авиация (с дальностью полёта до 250 км) и скоростной железнодорожный транспорт.

Райту так и не удалось воплотить в жизнь свою утопию.

Нацистский город-утопия

Архитектору Альберту Шпееру Гитлером было поручено превратить Берлин в футуристическую столицу нацизма. Шпеер планировал застроить его массивными зданиями - как жилыми, так и общественными (к примеру, главный стадион вмещал бы 400 тысяч зрителей). Город должен был быть разбит широкими дорогами на квадраты. Планировалось, что к концу ХХ века в нём проживало бы 20 млн. человек (а население нацистской Германии составляло бы 200 млн. человек).

Так как город был расположен в болотистой местности, Шпеер решил построить одно массивное здание и посмотреть, какую усадку оно даст. Это здание стоит до сих пор (оно за это время просело на 18 см), и оно оказалось единственным воплощённым в жизнь элементом нацистского города-утопии (это здание на фото ниже).

Город-утопия Фордландия

В 1930 году автомобильный промышленник Генри Форд купил кусок земли в бразильских джунглях. Там он намеревался построить город-утопию имени своего имени - Фордландию.

Основной деятельностью поселенцев должно было стать выращивание гевей и производство из них каучука. Форд перевёз сюда около 300 рабочих из США. Эксцентричный миллионер установил строгие порядки в Фордландии - запрет алкоголя, добрачного секса и т.п. Рабочие должны были трудиться 5 дней в неделю по 9 часов. Из благ тут было бесплатное жильё, медицина и досуг (библиотека и просмотр кино «правильной напрвленности»).

Тяжёлая работа и строгие порядки вынудили поселенцев поднять восстание против администрации Форда, управлявшей городом. Главный надзиратель за нравсвенным состоянием рабочих был убит. Форд сдался, и перевёз рабочих из Фордландии обратно в США (ниже на фото - разгромленное во время восстания здание администрации).

Летающий город

В 1950-х годах Бакминстер Фуллер разработал «летающий город». Интересно, что этот город предназначался для японцев и его план был выполнен на деньги американской оккупационной группы в Японии. В него предлагалось переселить людей из перенаселённого Токио.

Энергию такая сфера, в каждой из которых жило бы до 1 тысячи человек, получала бы от солнца. Еда выращивалась внутри его. Чем-то жизнь в летающем городе была бы похожа на пребывание космонавтов на станции.

Но чтобы японцы не улетели из страны, предлагалось привязать сферу мощным тросом к земле.

Летающие города американцы для японцев так и не построили.

Город «Успех»

В 1968 году на Аляске была найдена нефть. Это дало мощный толчок к развитию штата. Компания Тэнди Индастрис Талса тогда разработала план полностью закрытого города, с климат-контролем - под названием Сьюард.

В нём должно было проживать 40 тысяч человек. Личные автомобили в Сьюарде были бы запрещены, жители передвигались бы по монорельсу, на трамваях и самодвижущихся тротуарах.

Инвестор так и не смог построить этот город, в том числе потому, что не смог согласовать условия сотрудничества с туземными племенами, проживавшими в этой местности.

Город-утопия для пьяниц

В 1952 году Мел Джонсон представил инвесторам план идеального города - рассчитанного на проживание в нём пьяниц и алкоголиков.

В городе было бы как постоянное население, так и туристы, приезжающие сюда в алкотрипы. Жить детям в пьяном городе запрещалось бы.

В пьяном городе должны были размещаться вискокурни, пивоваренные заводы, а большая часть построек представляла бы бары, пивнушки и санатории, где пьянчуги отсыпались после запоя. Для удобства пьяниц там были бы самодвижущиеся тротуары.

Джонсон так и не смог найти инвесторов для пьяного города.

Город-Октагон, вегетарианская Утопия

В 1856 году в США Канзасская вегетарианская организация основала . Город предназначался под заселение вегетарианцами. Дизайн поселения появился под влиянием идей френолога Орсона Фаулер, согласно которым восьмиугольники были наиболее практичной формой домов, потому что им достаётся наибольшее количество солнечного света, чтобы войти.

План города разработал Генри Клабб, вегетарианец и пуританин (см. план города выше). Кроме восьмиугольных домов в городе была восьмиугольная площадь и восемь дорог. Поселение состояло бы из 4-х восьмиугольных деревень. Все бы люди жили в собственных домах, занимались сельским хозяйством и ремёслами, досуг и культура находились в общественных зданиях.

В город вегетарианцев Октагон приехали 60 семей. Их ждал общественный бревенчатый дом, в котором они все и поселились. Весной 1857 года в Октагоне из-за сухой зимы высохла река и колодцы, затем поселенцев поразила дизентерия и лихорадка, в том числе и со смертельными случаями. К концу 1857 года оставшиеся в живых поселенцы Октагона разъехались из него.

Кому интересно, под катом еще 8 городов …-

Автоматический город-утопия

Французско-швейцарский архитектор Ле Корбюзье в начале ХХ века разработал план . Архитектура такого города, считал он, должна быть максимально эффективной и простой, как промышленные машины. Он разработал план двух городов-утопий: Ville Radieuse и Ville Contemporaine. Они оба должны были иметь массивные небоскребы, в которых жили бы миллионы людей. Парки и зеленые зоны разделил эти массивные города на зоны промышленные и отдыха.

Жилые здания должны были стать центром общественной жизни, с садами на крышах и пляжами, а на их нижних этажах располагались бы общепит и детские сады. Ле Корбюзье рассчитал, что в каждом здании будет жить 2700 человек. Работа у них будет занимать 5 часов в день. Личных машин в таком городе не будет, их заменит развитый общественный транспорт.

Ле Корбюзье построил лишь один такой дом, который должен был стать основной единицей его города-утопии – в Марселе (фото ниже).

Город-сад

В 1902 году социальный реформатор Эбенезер Говард опубликовал свой трактат « ». Он описывает город, который занимает 2400 гектаров земли, со зданиями для 32 тысяч человек. Жилые постройки занимали бы только 1 тысячу гектаров. Остальная земля в городе была бы отдана общественных паркам, фермам и и широкими дорогам.

Говарду удалось частично воплотить свои мечты при постройке двух городков в Англии, в графстве Хартфордшир – Welwyn Garden City и Letchworth Garden City (на фото ниже современное состояние городка Летчворт).

Хотя Говарду и не удалось полностью реализовать свою утопию, он стал первым разработчиком принципов жилого пригорода (позднее реализованного в основном в США).

Открытый город

В 1932 американец Фрэнк Ллойд Райт начал развивать идею идеального города, основанную на его любви к прериям Среднего Запада. Райт назвал его «Открытый город» (а также «самодостаточный»). Райт хотел, чтобы в таком городе не было промышленности, а люди там вели подсобное хозяйство (на дом было положено 40 соток земли), занимались ремёслами и культурой. По численности такой город была рассчитан максимум на 10 тысяч человек. Все общественные блага (дороги, ЖКХ, медицина, образование и т.д.) в таком городе никогда не были бы частными, а были в совместном управлении всех горожан.

Райт считал, что в будущем вся Америка состояла бы из таких городков. Их бы соединяла малая авиация (с дальностью полёта до 250 км) и скоростной железнодорожный транспорт.

Райту так и не удалось воплотить в жизнь свою утопию.

Нацистский город-утопия

Архитектору Альберту Шпееру Гитлером было поручено превратить Берлин в футуристическую столицу нацизма. Шпеер планировал застроить его массивными зданиями – как жилыми, так и общественными (к примеру, главный стадион вмещал бы 400 тысяч зрителей). Город должен был быть разбит широкими дорогами на квадраты. Планировалось, что к концу ХХ века в нём проживало бы 20 млн. человек (а население нацистской Германии составляло бы 200 млн. человек).

Так как город был расположен в болотистой местности, Шпеер решил построить одно массивное здание и посмотреть, какую усадку оно даст. Это здание стоит до сих пор (оно за это время просело на 18 см), и оно оказалось единственным воплощённым в жизнь элементом нацистского города-утопии (это здание на фото ниже).

Город-утопия Фордландия

В 1930 году автомобильный промышленник Генри Форд купил кусок земли в бразильских джунглях. Там он намеревался построить город-утопию имени своего имени – Фордландию.

Основной деятельностью поселенцев должно было стать выращивание гевей и производство из них каучука. Форд перевёз сюда около 300 рабочих из США. Эксцентричный миллионер установил строгие порядки в Фордландии – запрет алкоголя, добрачного секса и т.п. Рабочие должны были трудиться 5 дней в неделю по 9 часов. Из благ тут было бесплатное жильё, медицина и досуг (библиотека и просмотр кино «правильной напрвленности»).

Тяжёлая работа и строгие порядки вынудили поселенцев поднять восстание против администрации Форда, управлявшей городом. Главный надзиратель за нравсвенным состоянием рабочих был убит. Форд сдался, и перевёз рабочих из Фордландии обратно в США (ниже на фото – разгромленное во время восстания здание администрации).

Летающий город

В 1950-х годах Бакминстер Фуллер разработал «летающий город». Интересно, что этот город предназначался для японцев и его план был выполнен на деньги американской оккупационной группы в Японии. В него предлагалось переселить людей из перенаселённого Токио.

Энергию такая сфера, в каждой из которых жило бы до 1 тысячи человек, получала бы от солнца. Еда выращивалась внутри его. Чем-то жизнь в летающем городе была бы похожа на пребывание космонавтов на станции.

Но чтобы японцы не улетели из страны, предлагалось привязать сферу мощным тросом к земле.

Летающие города американцы для японцев так и не построили.

Город «Успех»

В 1968 году на Аляске была найдена нефть. Это дало мощный толчок к развитию штата. Компания Тэнди Индастрис Талса тогда разработала план полностью закрытого города, с климат-контролем – под названием Сьюард.

В нём должно было проживать 40 тысяч человек. Личные автомобили в Сьюарде были бы запрещены, жители передвигались бы по монорельсу, на трамваях и самодвижущихся тротуарах.

Инвестор так и не смог построить этот город, в том числе потому, что не смог согласовать условия сотрудничества с туземными племенами, проживавшими в этой местности.

Город-утопия для пьяниц

С древних времен человечество стремится создать идеальное общество, основанное на равенстве, взаимопомощи и достатке. Все мы помним ностальгию античных авторов о «золотом веке», Телемское аббатство из «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле, рассуждения Дон Кихота, не говоря уже о книгах Т. Мора, Т. Кампанеллы, Ф. Бэкона, в которых описываются утопические государства. Но это все литература, а может ли существовать утопия в реальной жизни?

сайт предлагает вам познакомиться с реальными историями городов-экспериментов, которые задумывались как утопия, и узнать, к чему привело воплощение этой идеи в жизнь. Каждый из нас может сделать собственные выводы из этих историй.

Аркозанти (Arcosanti) Аризона, США

Город площадью 25 акров(0.1 км²) был построен с целью исследования концепта аркологии, которая соединяет архитектуру и экологию. Город стремится сочетать в себе основное городское сообщение и в то же время остаться частью природы, используя минимальные ресурсы. Строительство началось в 1970, но город всё ещё продолжает развиваться. Его население варьируется между 50-150 человек, студентами и волонтёрами, хотя изначально рассчитывалось, что в городе будут жить 5000 человек.

Федерация Даманхур (Federation of Damanhur), Турин, Италия

Даманхур - эко-общество, основанное в 1975 году и построенное на духовных и этических ценностях. Считается, что Даманхур расположен в активной энергетической точке планеты, где пересекаются так называемые Синхронные Линии. Эти линии космической энергии движутся вокруг планеты, передавая мысли, мечты и идеи. Жители итальянского Даманхура говорят, что их федерация была создана для того, чтобы осуществить мечту об обществе, в котором каждый человек может быть полноправным хозяином своей судьбы, не завися ни от каких внешних сил. Удивительно красивые подземные пещеры Даманхура считаются восьмым чудом света.

Ауровиль (Auroville), Индия

Ауровиль - «город рассвета» - международный город на юге Индии, основанный в 1968 г. и развивающийся под эгидой ЮНЕСКО. Город был основан Миррой Альфассой - последовательницей Шри Ауробиндо. Церемония инаугурации города состоялась 28 февраля 1968 г. На церемонии присутствовали представители 124 стран. Это идеальное место для всех желающих отключиться от ненужных информационных потоков и предубеждений, ведь город должен стать экспериментом по созданию интернационального общества людей, живущих вне политики и религиозных предпочтений. Сейчас в городе проживают представители 45 национальностей.

Лелистад (Lelystad ), Нидерланды

Лелистад — город в Нидерландах, построенный в 1967 г. на искуственно осушенной территории, который стал символом победы над водной стихией, борьба с которой сыграла ключевую роль в развитии нидерландского общества. На этот город возлагались колоссальные надежды, он должен был стать новым типом поселения, построенного по принципу утопии демократического общества, городом будущего. В городе собирались использовать все возможные новейшие технологии — от застройки до революционных образовательных методик. Уже в 80-90-х гг. ХХ в. миф об утопии рухнул, а Лелистад стал одним из самых криминальных городов в Нидерландах. В городе установился самый высокий уровень безработицы, а преступления разной степени тяжести стали нормой жизни лелистадцев. Атмосфера тотальной безвыходности наполнила однообразные улицы Лелистада.

Пулман (Pullman), Иллинойс, США

Хотя в основе строительства подобных городов-комун всегда лежат благие намерения, порой грань между утопией и дистопией оказывается слишком тонкой. Пулман — город, прошедший путь от рая на земле до суровой диктатуры. В 1880 г. крупный магнат Джордж Пулман выкупил несколько тысяч акров земли на окраине Чикаго, где собирался построить новуй фабрику. Затем он решил построить рядом комфортное жилье для сотрудников фабрики. В конечном итоге получился небольшой городок со своей школой, церковью, искусственным озером, магазинами и т.д. В первые несколько лет город процветал. Но вскоре Джордж Пулман превратился в настоящего диктатора: он не допускал развитие в городе никакого бизнеса, кроме своего собственного, посылал в дома всех жителей специальную комиссию по контролю поломок, чистоты и т.д. и устанавливал жестокое наказание для «провинившихся». Такая политика привела к вооруженному восстанию в 1894 г., для ликвидации которого были привлечены военные. Власти страны признали политику города «антиамериканской», со временем его территория был аннексирована разрастающимся городом Чикаго.

Octagon City (Город-Восьмигранник), Канзас, США

Город был построен в 1856 г. в Канзасе и задумывался как вегетарианская утопия. Когда выяснилось, что вегетарианцев, желающих покинуть цивилизацию, не так уж много, пришлось открыть город для всех желающих. В основу проекта была положена научная гипотеза Орсона Сквайра Фавлера, утверждавшего, что восьмиугольник является самой практичной фигурой для построения домов, поскольку в здание такой формы проникает максимальное количество света. Сам город и все его районы также планировали построить в форме восьмиугольника. 60 семей решились поселиться в Octagon City, но вскоре они столкнулись с множеством проблем, среди которых нехватка питьевой воды, комары и серьезные болезни. Сейчас от города не осталось ровным счетом ничего.

Soul City (Город Души), Северная Каролина, США

Soul City (Город души) — еще один город-утопия, построенный в 1969 г. в самом сердце Северной Каролины. Город строился с целью расширения прав и свобод афроамериканцев, а его возведение спонсировало Республиканское правительство Никсона. Soul City должен был стать первым свободно стоящим сообществом построенном «чернокожими и для черрнокожих» (хотя не исключительно для них), стоящим в сельской местности, отдельно от любых других муниципальных образований. Но Городу Души так и не удалось обрести душу. В 1979 г. Soul City подал заявление о банкротстве. В этот момент в нем проживало всего 150 человек. Сегодня это город-призрак, в котором иногда устраивают пикники туристы.

Утопия – это недостижимая идея построения идеального общества, где полностью достигнуты все принципы социальной справедливости и равенства.

Что такое УТОПИЯ — значение, определение простыми словами.

Простыми словами, Утопия — это мечта о совершенном мире, месте, где все люди живут счастливо и безбедно. Так сказать, филиал рая на земле.

Утопия. Происхождение термина.

Впервые данное понятие появилось в произведение Томаса Мора — «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия » или сокращенно: «Утопия ». В данном произведении прямо противопоставлялось современное на то время порочное общество новому идеальному миру. Данная тематика заинтересовала многих писателей, что впоследствии породило целый жанр художественной литературы.

Концепция и проблемы утопического мира.

Концепция утопического мира предполагает идеальное общество, которое подвергается постоянному улучшению, чтобы достичь самого высокого совокупного уровня удовлетворенности для большинства людей. Также предполагается всеобщая свобода и определенный уровень равенства, что и должно стать частью всеобщего блага.

Вот здесь и начинаются проблемы в самой концепции. Как мы знаем, все люди разные, и у каждого свое понимание о благе. Из чего следует, что создать общество в котором все будут одинаково счастливы практически невозможно, учитывая особенности каждого человека.

Идея создания утопического общества по большому счету дело хорошее и благородное. Но обустройство данного счастливого мира порождает целую массу вопросов, на которые нет однозначных ответов.

  • Для какого класса должно быть утопическое общество идеальным? Бедные, богатые, средний класс?
  • Возможно ли сделать его идеальным для всех классов?
  • Каким должно быть совершенное правительство?
  • Как можно сделать совершенными самих людей?
  • Каким должно быть совершенное образование?
  • Что такое идеальный уровень жизни? Как определить достаточный уровень богатства?
  • Какой должен быть контроль за обществом?
  • Что такое свобода в утопическом понимании? Какой должен быть уровень данной свободы?

Как вы поняли, подобных вопросов можно задать огромное множество, но конкретного ответа на них получить не получится.

Существует много различных идей о том, каким может быть утопическое общество. Некоторые полагают, что в экологической утопии люди должны жить в гармонии с природой. Другие полагаются на научный и технологический прогресс, который должен обеспечить счастливое и, в экономическом плане, равномерное существование человечества.

О неудовлетворенности результатами своей работы говорят сегодня все архитекторы, но только в творческом, а не в материальном плане. Можно только отдать должное принципиальности человека, который эту неудовлетворенность довел до логического конца, оставил реальную практику и обратился к жанру архитектурной утопии. Других таких примеров я на сегодняшний день не знаю. Мне бы хотелось сказать не о том, чем эти работы похожи на историю бумажной архитектуры, а о том, чем они от нее отличаются.




Пиранези рисовал прошлое. Прошлое не было таким, каким он его рисовал, римские сооружения ни в какой момент своего существования не были такими, как он их увидел, но тем не менее мыслилось это как образ прошлого величия, которое когда-то было, а теперь утрачено. Булле и Леду рисовали «вечность». Их здания не были построены никогда и никогда не могли быть построены, но все, что реально строилось, должно было стремиться к этим идеальным образам. Чернихов рисовал будущее. Это будущее не было светлым; от авангарда, из которого он вырос, Чернихов отличается тем, что его будущее скорее пугает и подавляет, но его видения все равно мыслятся так, что вот к этому может прийти реальная архитектура. Не столько должна, сколько – может, но именно в реальности. Бумажники 80-х рисовали альтернативу современности. Их работы нельзя было выстроить буквально так, как они нарисованы, но все-таки они намечали некий альтернативный путь развития реальной архитектуры, который может быть уточнен, переработан, но, в той или иной степени, воплощен.


Возьмем, скажем, «Ритуальное здание – шар» Артура Скижали-Вейса. Что перед нами? Прошлое? Нет, такого никогда не было, и какие бы руины каких бы то ни было древних цивилизаций мы ни рассматривали, достроить из них такое невозможно. Идеальная архитектура? Нет, ни одно из направлений современной или исторической архитектуры не стремилось к такой форме. Образ будущего? Ни в малой степени, никакая из современных тенденций развития человечества не приводит к такому результату. Альтернатива сегодняшнему? Ну, в достаточно специфическом смысле. Это такая альтернатива, которая ни в какой степени не стремится стать реальностью.


Размышляя над смыслом этих работ, я поймал себя на следующей аналогии. Вот, скажем, «Пантеон-маяк». Город у океана, состоящий из небоскребов. Своего рода Манхэттен, выстроенный по похожей схеме. Но какой-то иной цивилизацией, у которой принципиально иные строительные технологии. Эта цивилизация сначала развивалась так же, как мы, у них была своя античность и своя готика, но где-то в XIV веке они изобрели новый соединительный материал вместо тривиального раствора, который позволил им склеивать каменные блоки намертво. С другой стороны, к промышленному производству металла, позволяющего использовать его в строительстве, они в XIX веке не пришли. Поэтому они стали создавать здания произвольных форм и оболочки произвольной кривизны на основе традиционной техники каменной кладки, развивая, естественно, традиции ордерной архитектуры. И вот в результате Нью-Йорк выглядит приблизительно таким образом.


Эта идея возникла у меня достаточно случайно, просто перед знакомством с творчеством Артура Скижали-Вейса я прочел роман известного фантаста Сергея Лукьяненко «Близится утро», в котором действие как раз и происходит в цивилизации, не знающей промышленного производства металла. Эта цивилизация – не в прошлом относительно нашей, и не в будущем, она не является ни идеалом, ни предостережением – она просто параллельна нашей истории.


Мне показалось, что здесь есть структурное сходство в развитии жанра. Литературная фантастика долгое время развивалась, демонстрируя нам образ будущего, позитивный или негативный. Но сегодняшняя фантастика ушла от этого и постоянно отсылает нас в параллельный мир с неким другим принципом развития. Собственно, это отличие в русском языке получило терминологическое выражение, если старая литература называлась термином «фантастика», то новая называется «фэнтези».


Мне кажется, что работы Артура Скижали-Вейса – это именно архитектурная фэнтези, и этим они отличаются от всего предшествующего корпуса бумажной архитектуры. Но, помимо собственно жанрового открытия, которое он сделал, я нахожу в его идеях и другой интерес. Задача ордерной архитектуры – гармонизация пространства. Строгий классицист скажет, что это накладывает существенные ограничения на сам тип пространства, и, скажем, классическое здание не может быть выше пяти этажей. В этом есть свой резон. Но в работах Скижали-Вейса ордером гармонизуются принципиально иные типы пространств – стоэтажные небоскребы, спирали, оболочки произвольной кривизны. И я бы сказал, что ордер в них существует с парадоксальной степенью достоверности. Я понимаю, что Палладио бы пришел в ужас от того, что колонны изгибаются на шаре, как бигуди. Но я думаю, что Леонардо со своими идеями многоуровневого города отнесся бы к этому иначе.

ДОСЬЕ

Артур Скижали-Вейс
Родился 21.02.1963 в Москве
1986 – окончил МАрхИ
1986-1995 – Моспроект-1, мастерская 11
1995-2002 – «Товарищество театральных архитекторов»
1997 – член Союза московских архитекторов
С 1999 занимается жанром архитектурной фантазии

Выставки:

2002 – Принимал участие в выставке «Стройиндустрия и Архитектура 2002»
2004 – Персональная выставка в Союзе архитекторов (Белая гостиная)