Гражданская лирика А. Гражданская поэзия А

Урок по гражданской лирике Ахматовой предваряет разговор о гражданской и поэтической миссии, наиболее ярко выраженной в поэме “Реквием”. К этому учащиеся изучили биографию поэтессы, любовную лирику. Урок подготавливает одиннадцатиклассников к восприятию поэмы “Реквием” и темы “Поэт и поэзия” в творчестве Ахматовой.

Программа под редакцией В.Я. Коровиной, учебник “Русская литература 20 века”. Под редакцией В. П. Журавлева. – М., “Просвещение”, 2005.

Дома учащимся было предложено познакомиться со стихами Ахматовой о Родине.

  1. Развить представление о гражданской поэзии Ахматовой.
  2. Определить гражданскую позицию лирической героини Ахматовой.
  3. Повторить литературоведческие понятия, их роль в поэтическом тексте, формировать навыки анализа лирического стихотворения, затронуть вопрос о традициях в литературе.

Оборудование: фотографии разных лет Ахматовой, сборник стихов, карточки-задания для групп обучающихся.

Методические приемы: проверка изученного материала, анализ стихотворения, рассказ учителя с элементами беседы, творческое выступление учащегося.

Контроль:

  1. Проверка знаний по биографии поэтессы.
  2. Контроль знаний по литературоведению (с элементами ЕГЭ).
  3. Проверка умений анализировать поэтический текст, строить связный монологический ответ, работать с дополнительной литературой.

Этапы урока и распределение времени:

  1. 10 минут – рассказ учителя с элементами беседы.
  2. 5 минут – работа в группах (элемент творческой мастерской).
  3. 15 минут – выступление групп (5 минут – каждая).
  4. 5 минут – обобщение, выводы.
  5. 10 минут – выступление учащегося “Ахматова в годы ВОВ”.
  6. Итог урока

Эпиграфы к уроку:

“Нес теми я, кто бросил землю
на растерзание врагам”.

“Я счастлива, что жила в эти годы и видела
события, которым не было равных.”
А. Ахматова.

Ход урока

1. Рассказ учителя с элементами беседы.

Если говорить о поэзии Ахматовой, то “великая, земная любовь” – движущее начало всей ее лирики. Именно она заставила по-иному, реалистически, увидеть мир. Она, как акмеистка, вернула поэзии ощущение реальной жизни.

В 1921 году Блок написал об акмеистах статью “Без божества, без вдохновенья”. Настоящим исключением” среди них он назвал лишь Анну Ахматову. Дело было не в исключительной талантливости (среди акмеистов были талантливые поэты), а в том, что в поэзии Ахматовой было “и божество, и вдохновенье”.

Вспомним пройденный материал. Определите основные мотивы любовной лирики Ахматовой? (драматическая, несчастная любовь, она никогда не бывает в спокойном пребывании: взлеты, падения, встречи и разрывы, смертельная опасность и смертельная тоска.)

С самых первых стихов вошла в поэзию Ахматовой еще одна любовь – любовь к родной земле, к Родине, к России, которой Ахматова никогда не изменяла. В раннем сборнике “Белая стая” есть стихотворение “Молитва” (за которое М Цветаева ругала Ахматову, считая “что все, что написано в стихах, сбывается). Это молитва за Россию.

Стихотворение “Молитва”.

Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар –
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
1915 год.

Так ли благосклонна была Родина к Ахматовой? Вспомните трагические моменты ее биографии(фронтальный опрос).

(Учащиеся должны вспомнить: 1921 год – расстрел Н Гумилева, следом умер Блок. Ее сборник “ANNO DOMINI” (большая часть стихов посвящена Гумилеву и Блоку) принес ей забвение. С1925 по 1939 год ее вычеркивают из жизни – ни одного издания, ни строчки публикации.

Затем арест сына Льва Гумилева (1935, затем 1939 и 1948 годы) освобожден только в 1956 году. В это время арестован и третий муж Ахматовой Н. Пунин. 1946 год – постановление в журналах “Звезда” и “Ленинград” о запрете поэзии Ахматовой и прозы Зощенко.)

Все это Ахматова восприняла как роковую судьбу и очередное испытание, через которое нужно было пройти и в котором выстоять.

Писатель русского литературного зарубежья Б. Зайцев, знавший Ахматову, обратился к ней:

“ Буря вас взрастила, углубила, подняла. Некогда Достоевский сказал юноше Мережковскому (символист, муж З. Гиппиус): “Молодой человек, чтобы писать, страдать надо”. Если бы Достоевский не стоял у столба смерти и не побывал в “Мертвом доме”, был ли он вполне Достоевский? Вы ни в ссылке, ни в “Мертвом доме” не были, но около него стояли. Бились ли дома головой об стенку за близкого – не знаю. Но искры излетали из сердца. Вылетели стихами не за одну вас, а за всех страждущих, жен, сестер, матерей, с кем делили вы Голгофу тюремных стен, приговоров, казней”.

Обратимся к стихам Ахматовой о Родине.

Проанализируем стихотворение и выясним гражданскую позицию автора.

2. Элемент творческой мастерской (работа в группах).

Класс делится на три группы. Каждая группа получает задание.

Карточка-задание для 1 группы.

Стихотворение “Все расхищено, предано, продано…”

  1. Каким рисуется образ Родины в стихотворении?
  2. В основе композиции стихотворения лежит …(выделите нужное: антитеза, градация, рефрен). Обратите внимание на лексику стихотворения (в том числе оценочную).
  3. Почему стихотворение оставляет настроение оптимизма? Эта психологическая убедительность достигается через средства выразительности (выберите нужное: метафоры, эпитеты, олицетворения, обращения).
  4. Какова роль поэтического синтаксиса (риторический вопрос, многоточие).
  5. Какой тон задает употребление местоимения НАМ? Случайно ли посвящение Наталии Рыковой (Н. В. Рыкова – близкая подруга Ахматовой, жена известного литературоведа Гуковского)

Карточка-задание для 2 группы.

  1. В критической литературе жанр этого стихотворения определяется как…(выберите нужное: инвектива, ода, послание, гимн). Дайте определение этому литературоведческому понятию.
  2. Проследите композицию стихотворения. Как она помогает раскрыть авторский замысел?
  3. Какова роль поэтического синтаксиса и интонационных фигур? (выберите нужное: анафора, синтаксический параллелизм, бессоюзие, эпифора).
  4. Сделайте выводы о гражданской позиции лирической героини Ахматовой.

Карточка-задание для 3 группы.

Стихотворение “Не с теми я, кто бросил землю на растерзание врагам…”

  1. Какова тема стихотворения? (Родина, жизненный выбор, любовь, человеческое бытие).
  2. Определите стиль стихотворения. Отметьте стилистические особенности языка стихотворения.
  3. Композиция стихотворения. Сколько основных частей можно выделить? Какова роль антитезы в тексте?
  4. С помощью каких изобразительно-художественных средств достигается выразительность стихотворения (выберите нужное: эпитеты, сравнения, метонимия, анафора, оксюморон).
  5. Сделайте выводы о гражданской позиции лирической героини Ахматовой. Дается анализ предложенного лирического стихотворения по плану (1 человек от группы).

3. Выступление учащихся по результатам коллективного обсуждения стихов.

4. Подведение итогов по выступлениям.

Вопрос учителя всему классу.

Традиции каких русских писателей следует Ахматова в описании своей Родины?

(Учащиеся должны провести ассоциативные связи с поэзией Лермонтова (стихотворение “Родина”, “Прощай, немытая Россия…”), Пушкина (“Деревня”, “Вольность”), Блока (“Россия”, “Русь”).

Вывод:

Ее гражданская позиция была однозначна – быть с Родиной. Эмиграцию она не признавала.

6. Творческое сообщение, подготовленное учащимся дома

“А. Ахматова в годы ВОВ. Поэзия этого периода. Патриотизм поэтессы”.

Домашнее задание.

  1. Записать выводы в виде тезисов о произведениях, разобранных на уроке.
  2. Прочитать поэму “Реквием”, выделить основные мотивы произведения

Сочинение


Меня, как реку,

Суровая эпоха повернула...

А. Ахматова

Анна Ахматова - яркий, оригинальный, самобытный поэт. Считается, что именно она открыла в русской лите­ратуре «женскую» поэзию - полную тайны, загадки, люб­ви и интуитивного предчувствования.

В поэтическом творчестве А. Ахматовой лирическая героиня предстает в не совсем обычном для женской по­эзии ракурсе гражданина. Тему родины, России можно про­следить во многих произведениях поэта: начиная с полу­признаний, дорогих сердцу воспоминаний в ранней лирике А. Ахматовой, эта тема со временем становится постоян­ной спутницей ее зрелого творчества.
Ты знаешь, я томлюсь в неволе,
О смерти Господа моля.
Но все мне памятна до боли
Тверская скудная земля.

В годы первой мировой войны тема родины помогла А. Ахматовой занять позицию, которая заметно отлича­лась от официальной пропагандистской литературы, про­славляющей это народное бедствие, принесшее столько горя и страданий. В представлении Ахматовой война всегда была злом и трагедией, и в ее творчестве народное горе показано сквозь призму переживаний простой рус­ской женщины.
Сроки страшные близятся. Скоро
Станет тесно от свежих могил.
Ждите глада, и труса, и мора,
И затменья небесных светил...

Бесконечно разнообразны образы любви в творчестве А. Ахматовой, но самый всеобъемлющий и глобальный - это любовь к Родине, к России, особенно в тяжелую для страны минуту, во время страданий ее народа.
Можжевельника запах сладкий
От горящих лесов летит.
Над ребятами стонут солдатки,
Вдовий плач по деревне звенит.

Не напрасно молебны служились,
О дожде тосковала земля:
Красной влагой тепло окропились
Затоптанные поля.

А. Ахматова не могла спокойно и равнодушно отно­ситься к ужасам войны. В стихотворении «Молитва» она просит Бога принять от нее любые, даже самые страшные для женщины жертвы, лишь бы родная страна вновь обре­ла покой и величие.
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар -
Так молюсь за твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией

Стала облаком в славе лучей.

Но революция принесла еще больше испытаний на долю великого поэта. Тяжелое время переоценки ценно­стей, разрушения старого и привычного, начало построе­ния неизвестного нового. Многие не выдерживали тяго­стной обстановки, сложившейся в стране, уезжали за границу, но А. Ахматова не мыслила себя в отрыве от Родины, эмиграция казалась ей предательством.

Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.

Вершиной гражданской поэзии А. Ахматовой можно считать лирику периода Великой Отечественной войны. В стихотворениях этого периода поражает прежде всего удивительная органичность, отсутствие сомнений, неуве­ренности в высказывании своей жизненной позиции. Всегда готовая вступить в бой, Ахматова с честью и достоинством принимала и преодолевала испытания судьбы, призывая и свой народ к стойкости и сопротив­лению.
И та, что сегодня прощается с милым, -
Пусть боль свою в силу она переплавит,
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться ничто не заставит.

Поэзия Ахматовой удивительна тем, что здесь общена­родное и историческое раскрывается через личное и ин­тимное. Настоящим памятником национальной трагедии стала поэма «Реквием», в которой поэт рассказывает нам не только о своем горе и боли, но и помогает услышать жестокий голос того времени, увидеть страдания и беду всего народа.
Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад,
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград...
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.

В стихах послевоенного периода чаще звучат мотивы размышления над прошлым, над судьбой своего поколе­ния и народа. О своих стихах А. Ахматова пишет: «Для меня в них - связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».
И чудилось: рядом шагают века
И в бубен незримая била рука,
И звуки, как тайные знаки,
Пред нами кружились во мраке.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

1. Анна Андреевна Ахматова - величайшая поэтесса «серебряного века». Современники признавали, что именно Ахматовой «после смерти Блока бесспорно принадлежит первое место среди русских поэтов». До Ахматовой история знала много женщин-поэтесс, но только ей удалось стать женским голосом своего времени, женщиной-поэтом вечного, общечеловеческого значения. Именно она впервые в русской литературе явила в своем творчестве универсальный лирический характер женщины.

Начало творчества Ахматовой связано с Царским Селом, где прошли ее юные годы. Она почти физически ощущала присутствие юного Пушкина в «садах Лицея». Он стал в ее поэзии и судьбе путеводной звездой, он незримо присутствовал в ее стихах. С Пушкиным Ахматова как бы вступает в «особые, именно жизненно-литературные отношения». «Смуглый отрок» в аллеях Царского Села перекликается со смуглой ахматовской Музой:

Муза ушла по дороге,

Осенней, узкой, крутой,

И были смуглые ноги

Обрызганы крупной росой...

Ахматову роднит с Пушкиным понимание фатальной трагичности пути русского поэта. На протяжении всей жизни она постоянно будет возвращаться к его судьбе, а в страшном 1943 году напишет в стихотворении «Пушкин»:

Кто знает, что такое слава!

Какой ценой купил он право,

Возможность или благодать

Над всем так мудро и лукаво

Шутить, таинственно молчать

И ногу ножкой называть?..

2. Своей поэзией Ахматова, как и Пушкин, показала путь поэта, но поэта-женщины. Этот трагизм был заявлен уже в раннем стихотворении «Музе», где она писала о несовместимости женского счастья и судьбы творца:

Муза-сестра заглянула в лицо,

Взгляд ее ясен и ярок.

И отняла золотое кольцо,

Первый весенний подарок.

Творчество требует полной самоотдачи поэта, поэтому «Муза-сестра» отнимает знак земных радостей - «золотое кольцо». Но невозможен и отказ от песни - поэтической судьбы:

………………………………………..

Я, глядя ей вслед, молчала,

Я любила ее одну;

А в небе заря стояла,

Как ворота в ее страну.

Трагизм ее героини усугубляется еще и тем, что мужчина не понимает, не принимает женщины-поэта:

Он говорил о лете и о том,

Что быть поэтом женщине - нелепость…

Мужчина не может вынести силы и превосходства женщины-поэта, он не признает в ней творческого равноправия. Отсюда - мотив убийства или попытка убийства любимым ее песни-птицы. В сборнике «Четки» она пишет:

Углем наметил на левом боку

Место, куда стрелять,

Чтоб выпустить птицу - мою тоску

В пустынную ночь опять.

Начавшаяся в 1914 году первая мировая война наложила отпечаток на все творчество Ахматовой. Она, прежде всего, изменила суть ахматовской Музы («Все отнято: и сила, и любовь...»):

Веселой Музы нрав не узнаю:

Она глядит и слова не проронит,

А голову в веночке темном клонит,

Изнеможенная, на грудь мою.

В стихах о трагическом времени русского XX века, о его войнах и революциях ахматовская Муза все настойчивее заявляет о себе не как «я», а как «мы», видя себя частью поколения. В стихотворении «Все расхищено, предано, продано...» голос лирической героини звучит теперь голосом поэта земли Русской, общим голосом поколения:

Все расхищено, предано, продано,

Черной смерти мелькало крыло,

Все голодной тоскою изглодано,

Отчего же нам стало светло?

Ее Муза становится народным воплощением общенациональной скорби: «дырявый платок» Музы, плат Богородицы и высокое самоотречение Ахматовой слились в «Молитве», написанной в Духов день 1915 года:

Дай мне горькие годы недуга,

Задыханья, бессонницу, жар,

Отыми и ребенка, и друга,

И таинственный песенный дар -

Так молюсь за Твоей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над темной Россией

Стала облаком в славе лучей.

Трагично сложилась судьба Ахматовой в послереволюционные годы: она пережила гибель мужей от рук режима, репрессию сына, погибли в лагерях ее лучшие друзья... Бесконечный список потерь. Жизнь в те годы увенчала ее Музу венком скорби. Ахматова создает цикл стихов «Венок мертвым», посвященный памяти тех, кто не выдержал пыток режима, своим друзьям-поэтам О. Мандельштаму, М. Булгакову, Б. Пастернаку, М. Цветаевой:

Мы с тобою сегодня, Марина,

По столице полночной идем,

А за нами таких миллионы,

И безмолвнее шествия нет,

А вокруг погребальные звоны

Да московские дикие стоны

Вьюги, наш заметающей след.

Ахматовская Муза в те годы становится национальным голосом вдов, сирот и матерей, который достигает вершины в «Реквиеме»:

...О них вспоминаю всегда и везде,

О них не забуду и в новой беде,

И если зажмут мой измученный рот,

Которым кричит стомильонный народ,

Пусть так же они поминают меня

В канун моего погребального дня...

Эпиграфом к «Реквиему» Ахматова взяла стихи, написанные ею позже, в 1961 году:

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл, -

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

Путь слияния с участью народа, когда в череде памятных дат «нет ни одной не проклятой», помогает Ахматовой ощутить свою преемственность с великими русскими поэтами, чьи лиры звенели «как колокол на башне вечевой»:

Здесь столько лир повешено на ветки...

Но и моей как будто место есть...

Поэтическое своеобразие Ахматовой в том, что она особенно остро ощущала боль своей эпохи, как свою собственную. Отечественная война 1941-1945 годов прервала на время ужас сталинских репрессий, но принесла новую беду:

Ленинградскую беду

Руками не разведу...

Я земным поклоном

В поле зеленом

Помяну...

(«Причитание»).

Стихотворение «Мужество» звучит как клятва от имени всего народа:

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет...

………………………………………..

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

3. Ахматова стала голосом своего времени, она мудро, просто и скорбно разделила судьбу народа. Она остро ощущала свою принадлежность двум эпохам - той, что ушла, и той, что царствует. Ей пришлось хоронить не только близких, но и свое время, оставив ему «нерукотворный» памятник стихов и поэм:

Когда погребают эпоху,

Надгробный псалом не звучит,

Крапиве, чертополоху

Украсить ее предстоит.

Стихотворения Ахматовой - всегда один миг, длящийся, незавершенный, еще не разрешившийся. И этот миг, горестный он или счастливый, - всегда праздник, так как это торжество над повседневностью. Ахматова сумела соединить в себе эти два мира - внутренний и внешний, - связать свою жизнь с жизнью других людей, принять на себя не только свои страдания, но и страдания своего народа. Ее Муза не прячется в комнатный шепот, а рвется на улицу, на площадь, как некогда некрасовская «Муза мести и печали»:

Не лирою влюбленного

Иду прельщать народ -

Трещотка прокаженного

В моей руке поет.

В послевоенный период Ахматова продолжала работать, творить: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них - связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны».

Меня, как реку,

Суровая эпоха повернула...

А. Ахматова

Анна Ахматова — яркий, оригинальный, самобытный поэт. Считается, что именно она открыла в русской лите-ратуре «женскую» поэзию — полную тайны, загадки, люб-ви и интуитивного предчувствования.

В поэтическом творчестве А. Ахматовой лирическая героиня предстает в не совсем обычном для женской по-эзии ракурсе гражданина. Тему родины, России можно про-следить во многих произведениях поэта: начиная с полу-признаний, дорогих сердцу воспоминаний в ранней лирике А. Ахматовой, эта тема со временем становится постоян-ной спутницей ее зрелого творчества.

Ты знаешь, я томлюсь в неволе, О смерти Господа моля. Но все мне памятна до боли Тверская скудная земля.

В годы первой мировой войны тема родины помогла А. Ахматовой занять позицию, которая заметно отлича-лась от официальной пропагандистской литературы, про-славляющей это народное бедствие, принесшее столько горя и страданий. В представлении Ахматовой война всегда была злом и трагедией, и в ее творчестве народное горе показано сквозь призму переживаний простой рус-ской женщины.

Сроки страшные близятся. Скоро Станет тесно от свежих могил. Ждите глада, и труса, и мора, И затменья небесных светил...

Бесконечно разнообразны образы любви в творчестве А. Ахматовой, но самый всеобъемлющий и глобальный — это любовь к Родине, к России, особенно в тяжелую для страны минуту, во время страданий ее народа.

Можжевельника запах сладкий От горящих лесов летит. Над ребятами стонут солдатки, Вдовий плач по деревне звенит. Не напрасно молебны служились, О дожде тосковала земля: Красной влагой тепло окропились Затоптанные поля.

А. Ахматова не могла спокойно и равнодушно отно-ситься к ужасам войны. В стихотворении «Молитва» она просит Бога принять от нее любые, даже самые страшные для женщины жертвы, лишь бы родная страна вновь обре-ла покой и величие.

Дай мне горькие годы недуга, Задыханья, бессонницу, жар, Отыми и ребенка, и друга, И таинственный песенный дар — Так молюсь за твоей литургией После стольких томительных дней, Чтобы туча над темной Россией Стала облаком в славе лучей.

Но революция принесла еще больше испытаний на долю великого поэта. Тяжелое время переоценки ценно-стей, разрушения старого и привычного, начало построе-ния неизвестного нового. Многие не выдерживали тяго-стной обстановки, сложившейся в стране, уезжали за границу, но А. Ахматова не мыслила себя в отрыве от Родины, эмиграция казалась ей предательством.

Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: «Иди сюда, Оставь свой край глухой и грешный, Оставь Россию навсегда. Я кровь от рук твоих отмою, Из сердца выну черный стыд, Я новым именем покрою Боль поражений и обид». Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух.

Вершиной гражданской поэзии А. Ахматовой можно считать лирику периода Великой Отечественной войны. В стихотворениях этого периода поражает прежде всего удивительная органичность, отсутствие сомнений, неуве-ренности в высказывании своей жизненной позиции. Всегда готовая вступить в бой, Ахматова с честью и достоинством принимала и преодолевала испытания судьбы, призывая и свой народ к стойкости и сопротив-лению.

И та, что сегодня прощается с милым, — Пусть боль свою в силу она переплавит, Мы детям клянемся, клянемся могилам, Что нас покориться ничто не заставит.

Поэзия Ахматовой удивительна тем, что здесь общена-родное и историческое раскрывается через личное и ин-тимное. Настоящим памятником национальной трагедии стала поэма «Реквием», в которой поэт рассказывает нам не только о своем горе и боли, но и помогает услышать жестокий голос того времени, увидеть страдания и беду всего народа. Материал с сайта

Это было, когда улыбался Только мертвый, спокойствию рад, И ненужным привеском болтался Возле тюрем своих Ленинград... Звезды смерти стояли над нами, И безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами И под шинами черных марусь.

В стихах послевоенного периода чаще звучат мотивы размышления над прошлым, над судьбой своего поколе-ния и народа. О своих стихах А. Ахматова пишет: «Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».

И чудилось: рядом шагают века И в бубен незримая била рука, И звуки, как тайные знаки, Пред нами кружились во мраке.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • анна ахматова можжевельника запах сладкий анализ
  • гражданская позиция ахматовой

Меня, как реку,

Суровая эпоха повернула...

А. Ахматова

Анна Ахматова - яркий, оригинальный, самобытный поэт. Считается, что именно она открыла в русской лите­ратуре «женскую» поэзию - полную тайны, загадки, люб­ви и интуитивного предчувствования.

В поэтическом творчестве А. Ахматовой лирическая героиня предстает в не совсем обычном для женской по­эзии ракурсе гражданина. Тему родины, России можно про­следить во многих произведениях поэта: начиная с полу­признаний, дорогих сердцу воспоминаний в ранней лирике А. Ахматовой, эта тема со временем становится постоян­ной спутницей ее зрелого творчества.
Ты знаешь, я томлюсь в неволе,
О смерти Господа моля.
Но все мне памятна до боли
Тверская скудная земля.

В годы первой мировой войны тема родины помогла А. Ахматовой занять позицию, которая заметно отлича­лась от официальной пропагандистской литературы, про­славляющей это народное бедствие, принесшее столько горя и страданий. В представлении Ахматовой война всегда была злом и трагедией, и в ее творчестве народное горе показано сквозь призму переживаний простой рус­ской женщины.
Сроки страшные близятся. Скоро
Станет тесно от свежих могил.
Ждите глада, и труса, и мора,
И затменья небесных светил...

Бесконечно разнообразны образы любви в творчестве А. Ахматовой, но самый всеобъемлющий и глобальный - это любовь к Родине, к России, особенно в тяжелую для страны минуту, во время страданий ее народа.
Можжевельника запах сладкий
От горящих лесов летит.
Над ребятами стонут солдатки,
Вдовий плач по деревне звенит.

Не напрасно молебны служились,
О дожде тосковала земля:
Красной влагой тепло окропились
Затоптанные поля.

А. Ахматова не могла спокойно и равнодушно отно­ситься к ужасам войны. В стихотворении «Молитва» она просит Бога принять от нее любые, даже самые страшные для женщины жертвы, лишь бы родная страна вновь обре­ла покой и величие.
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар -
Так молюсь за твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией

Стала облаком в славе лучей.

Но революция принесла еще больше испытаний на долю великого поэта. Тяжелое время переоценки ценно­стей, разрушения старого и привычного, начало построе­ния неизвестного нового. Многие не выдерживали тяго­стной обстановки, сложившейся в стране, уезжали за границу, но А. Ахматова не мыслила себя в отрыве от Родины, эмиграция казалась ей предательством.

Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.

Вершиной гражданской поэзии А. Ахматовой можно считать лирику периода Великой Отечественной войны. В стихотворениях этого периода поражает прежде всего удивительная органичность, отсутствие сомнений, неуве­ренности в высказывании своей жизненной позиции. Всегда готовая вступить в бой, Ахматова с честью и достоинством принимала и преодолевала испытания судьбы, призывая и свой народ к стойкости и сопротив­лению.
И та, что сегодня прощается с милым, -
Пусть боль свою в силу она переплавит,
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться ничто не заставит.

Поэзия Ахматовой удивительна тем, что здесь общена­родное и историческое раскрывается через личное и ин­тимное. Настоящим памятником национальной трагедии стала поэма «Реквием», в которой поэт рассказывает нам не только о своем горе и боли, но и помогает услышать жестокий голос того времени, увидеть страдания и беду всего народа.
Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад,
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград...
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.

В стихах послевоенного периода чаще звучат мотивы размышления над прошлым, над судьбой своего поколе­ния и народа. О своих стихах А. Ахматова пишет: «Для меня в них - связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».
И чудилось: рядом шагают века
И в бубен незримая била рука,
И звуки, как тайные знаки,
Пред нами кружились во мраке.