Характер и личность царя алексея михайловича. Тишайший государь Алексей Михайлович Романов

Личность царя Алексея Михайловича

Среди западников и старозаветных людей, не принадлежа всецело ни к тем ни к другим, стоит личность самого царя Алексея Михайловича. Эта замечательная личность достаточно ясна. О нем сохранилось много свидетельств, рисующих его как всем интересующегося, с живыми стремлениями человека. Кроме того, мы имеем о нем обстоятельные отзывы иностранцев; но всего лучше рисуют царя Алексея его письма – он очень любил писать и высказываться. Что же это был за человек?

Послушаем сперва отзывы о нем иностранцев, которые описывают и его наружность, и его нрав. По их словам, наружность царя Алексея всех располагала в его пользу: это был человек достаточно высокого роста, здоровый и полный (он рано растолстел), с привлекательным лицом; в его голубых глазах светилась такая доброта, что его взгляд «никогда не возбуждал страха, но всякого ободрял и обнадеживал». Его румяное лицо, окаймленное русою бородою, дышало добродушием и в то же время было серьезно, чинно и важно. Он усвоил себе степенную осанку и поступь, но его чинность и царственная важность не запугивали и не отталкивали от него. И не самомнение выработало в нем такую манеру держать себя, а сознание святости сана, который Бог на него возложил. Вообще симпатичная внешность Алексея Михайловича была отражением его хорошей души. Немец Рейтенфельс, указывая на ум, образованность, благочестие и доброту царя, говорит, что это «такой государь, какого желают иметь все христианские народы, но немногие имеют». Враг царя Алексея англичанин Коллинс такого же высокого мнения о личности государя, когда говорит, что этот царь мог бы стать «на ряду с добрейшими и мудрейшими государями». Таким же лестным образом отзывается о нем Лизек. «Царь, – говорит он, – одарен необыкновенными талантами, имеет прекрасные качества и украшен редкими добродетелями».

Так в один голос хвалят Алексея Михайловича иностранцы, независимые от него и не обязанные льстить ему. «Гораздо тихим» склонен его считать и наш эмигрант Котошихин, тоже независимый, ушедший из-под московской ферулы человек.

Следовательно, современники считали царя Алексея хорошей, светлой личностью. По словам иностранца Лизека, «он покорил себе сердца всех своих подданных, которые столько же любят его, сколько благоговеют перед ним».

Мы имеем возможность проверить эти впечатления современников по тому материалу, который более непогрешим в наших глазах, чем все отзывы и мнения видевших Алексея Михайловича, – мы разумеем здесь письма и сочинения «тишайшего царя». Он любил писать и прозой, и виршами, писал письма, сокольничьи уставы, даже мемуары (о польской войне), и что всего драгоценнее, царь писал безыскусственно, без всякой риторики и высказывался откровенно, не тая своих мыслей, часто он впадал в многословие, любил и пространно пофилософствовать. Много его писаний изданы уже давно, и не раз эти писания вызывали ученых на характеристики Алексея Михайловича. Из таких характеристик отметим характеристику Соловьева, Забелина, Костомарова и, наконец, Ключевского. Все они ясно очерчивают фигуру Алексея Михайловича.

Попробуем и мы сами дать хотя бы беглую характеристику этой замечательной личности.

Когда вы читаете письма Алексея Михайловича, первое заключение, какое вы из них делаете, это то, что Алексей Михайлович человек, бесспорно, умный, чрезвычайно живой и восприимчивый. Он всем интересуется: его занимает и война, и политика, и болезнь придворного, и соколиная охота, и садоводство, и мелкий скандал в его любимом монастыре, и вопрос о том, как петь многолетие в церкви, и театральные представления... И ко всему он относится одинаково живо, все действует на него одинаково сильно, он плачет о смерти патриарха Иосифа и доходит до слез от простого буйства монаха. Он легко может вспылить, может браниться по пустому совершенно делу, но этот гнев скоро проходит; он раскаивается в том, что кого-нибудь обидел, и ласкает его. Так, например, было с Родионом Стрешневым по следующему поводу: однажды царь пустил себе кровь, и когда почувствовал облегчение, то предложил пустить кровь и окружающим его придворным, на что все должны были согласиться. Один только Стрешнев, ссылаясь на свою старость, отказался от этого, за что царь сильно рассердился на него, причем дело не кончилось одними словами. Но когда гнев прошел, то царь не знал, какими подарками заставить старика забыть нанесенную ему обиду. В другой раз Алексей побил своего тестя Милославского за хвастовство, но этим только и ограничился, хотя много знал за Милославским грехов и покрупнее. По своей природной доброте и мягкости царь и после разрыва с Никоном забывает обиду и злобу на патриарха и как будто хочет с ним примириться; ему неприятно иметь врага, и Алексей Михайлович засылает к Никону с лаской и, видимо, желает установить такие отношения, которые не напоминали бы о ссоре. Доброта Алексея Михайловича, с другой стороны, вызывает постоянную благотворительность: при дворце жили разные старики богомольцы, юродивые, щедрая милостыня раздавалась «тишайшим царем»; по праздникам для бедных устраивались «кормы»; тюрьмы очень часто видели в своих стенах Алексея Михайловича, подававшего там милостыню несчастным и освобождавшего их от наказаний. Царь не мог равнодушно видеть страданий, утешал и обнадеживал печальных и старался рассеять их горе. Это стремление высказывается, например, в письме к князю Одоевскому по поводу смерти его сына. Доброта и добродушие царя сказывались в его лице, глазах, в ласковом обращении, в беззлобной, светлой шутке, каковая часто мелькает в его письмах.

Но это же добродушие и мягкая снисходительность мешали Алексею Михайловичу быть последовательным и твердым в своем отношении к людям, что мы видели и раньше, в поведении царя в отношении Милославского: отлично понимая этого человека, видя, что он не стоит его симпатии, царь тем не менее терпел его. Неоднократно по добродушию и даже против воли он уступал влиянию со стороны. Вспомним, каким влиянием на царя пользовался Никон, встречавший со стороны царя только пассивное сопротивление и редко-редко минутную вспышку активного протеста, проходившего без последствий. Алексей Михайлович подчас терпел очень резкие выходки Ордына-Нащокина. Вообще у него недоставало твердости характера, хотя он и не был совсем бесхарактерным; им нельзя было играть безнаказанно, что видно из судьбы Никона.

Такова была природа этого царя – живая, впечатлительная, добрая и мягкая. Любовь к чтению и размышлению еще больше развила светлые стороны его характера. Алексей Михайлович был, как известно, одним из образованнейших людей московского общества; следы его начитанности, церковной и светской, разбросаны по всем его писаниям. Он был прекрасно знаком с литературою того времени и до тонкости усвоил себе книжный язык. В серьезных письмах и сочинениях царь любил пускать в ход книжные обороты, употреблять цветистые афоризмы. Тем не менее он не похож на тогдашних книжников-риторов, любивших кстати и некстати употреблять цитаты из Священного Писания, часто даже не осмысливая их; у царя каждый афоризм продуман, из каждой фразы глядит живая мысль. Он много читал и при этом думал, и речь его всегда отличалась продуманностью. Поэтому его умственный облик выступает перед нами ясно.

Чтение, которое Алексей Михайлович чрезвычайно любил, развило в нем очень глубокую и очень сознательную религиозность. И этим чувством он был проникнут весь, много молился, строго держал посты (некоторые дни в Великом посту даже ничего не ел), знал все церковные уставы. Его главным духовным интересом было спасение души, и с этой точки зрения он судил и других, напоминая при каждом выговоре виновному, что тот губит душу и служит сатане. По представлению общему в то время, путь к спасению души Алексей Михайлович видел в строгом исполнении обрядов. В этом отношении для нас любопытны записки диакона Павла Алеппского, который был в России в 1655 году с патриархом Макарием Антиохийским и описал нам Алексея Михайловича в церкви и среди клира. Из этих записок, как и из вопросов, которые царь задавал патриарху Макарию, всего лучше видно, какое значение придавал царь обрядам, как он их знал и как следил за точным их исполнением. Но обряд и некоторый аскетизм не подавляли и не исчерпывали религиозного сознания Алексея Михайловича, из-за формы он не забывал и содержания, и религия у него была не только обрядом, но и нравственной дисциплиной. Будучи глубоко религиозным, он, по его мнению, не грешил, смотря комедию и лаская «немцев» (сами иностранцы свидетельствуют о милостях к ним царя Алексея Михайловича). В глазах его это было не преступление против религии, а совершенно позволительное и полезное, а в то же время и приятное новшество. Он ревниво оберегал чистоту религии и был, конечно, один из православнейших москвичей; но дело в том, что его ясный, практический ум и начитанность позволяли ему не так узко понимать православие, как понимало большинство.

Алексей Михайлович был философ-моралист, и его философское мировоззрение было строго религиозным: он все судил с религиозной точки зрения и на все окружающие явления отзывался с высоты своей религиозной морали. Но эта мораль, развившись в мягкой, доброй, светлой душе, являлась не сухим кодексом отвлеченных правил, суровых и безжизненных, а сказывалась мягким, прочувствованным, любящим словом или жизненным, полным ясного смысла положением. Склонность к мышлению и наблюдению (Алексей Михайлович был прекрасный наблюдатель, как большинство охотников) вместе с добродушием и мягкостью выработали в нем замечательную для того времени тонкость чувства, почему и его мораль высказывалась им порою поразительно хорошо, тепло и симпатично, особенно тогда, когда ему приходилось кого-нибудь утешать. Такая теплота чувства сквозит, например, в каждом слове письма царя к князю Одоевскому, о котором упоминалось выше. «Да будет тебе ведомо, – пишет Алексей Михайлович, – судьбами всесильного и всеблагого Бога нашего и страшным Его Повелением изволил Он, Свет, взять сына твоего, первенца, князя Михаила, с великою милостью в небесныя обители; а лежал огневою три недели безо дву дней, а разболелся при мне, и тот день был я у тебя в Вешнякове, а он здрав был; потчевал меня, да рад таков, я его такова радостна николи не видал, да лошадью он да князь Федор челом ударили, и я молвил им: „Потоль я приезжал к вам, что грабить вас?” И он плачучи да говорит мне: мне-де, государь, тебя не видать здесь; возьми-де, государь, для ради Христа, обрадуй, батюшка, и нас, нам же и довека такова гостя не видать. И, видя их нелестное прошение и радость... взял жеребца темно-сера. Не лошадь дорога мне, всего лутчи их нелицемерная служба и послушание и радость их ко мне, что они радовалися мне всем сердцем».

Описывая далее болезнь князя Михаила Одоевского, царь обращается затем к отцу его с такими словами: «И тебе, боярину нашему и слуге, и детям твоим через меру не скорбить, а нельзя что не поскорбеть и не прослезиться и прослезиться надобно, да в меру, чтоб Бога наипаче не прогневить и уподобитца б тебе Иову праведному. Тот от врага нашего общего, диавола, пострадал – сколько на него напастей приводил? Не претерпел ли он, и одолел он диавола, не опять ли ему дал Бог сыны и дщери? А за что? За то, что ни во устах не погрешил, не оскорбился, что мертва быша дети его. А твоего сына Бог взял, а не враг палатою подавил. Ведаешь ты и сам, Бог все на лутчие нам строит, а взял его в добром покаянии... Не оскорбляйся, Бог сыну твоему помощник; радуйся, что лутчее взял, и не оскорбляйся зело, надейся на Бога, и на Его родшую, и на Его всех святых. Потом, аще Бог изволит, и мы тебя не покинем и с детьми и, помня твое челобитье, их жаловали и впредь рад жаловати сына его, князь Юрья, а отца рад поминать. А князь Феодора и пожаловал, от печали утешил, а на вынос и на всепогребальные я послал, сколько Бог изволил, потому что впрямь узнал и проведал про вас, что, опричь Бога на небеси, а на земли опричь меня, никого у вас нет, а я рад вас и их жаловать, только ты, князь Никита, помни Божью милость, а наше жалованье. Как живова его жаловал, так и поминать рад... А прежде того мы жаловали, к тебе писали, как жить мне, государю, и вам, боярам, и тебе, боярину нашему, уповать на Бога, и на пречистую Его Матерь, и на всех святых и на нас, великого государя, быть надежным; аще Бог изволит, то мы вас не покинем, мы тебе с детьми и со внучаты по Бозе родители, аще пребудете в заповедях Господних и всем беспомощным и бедным по Бозе помощники. На то нас Бог и поставил, чтобы беспомощным помогать. И тебе бы учинить против сей нашей милостивые грамоты одноконечно послушать с радостью, то и наша милость к вам безотступно будет». Окончив письмо, царь делает на нем такую приписку: «Князь Никита Иванович! Не оскорбляйся, токмо уповай на Бога и на нас будь надежен».

В этом письме вы видите человека чрезвычайно доброго, умеющего любить, умеющего говорить, думать и чувствовать очень тонко. Та же способность понимания и способность нравственно оценить свое положение и свои обязанности сказались, между прочим, и тогда, когда Алексей Михайлович был душеприказчиком у патриарха Иосифа и не решался ни взять, ни купить себе что-нибудь из вещей патриарха. Из последних его особенно прельщала серебряная посуда, но он воздержался и пишет Никону, что не хочет ничего покупать. «Не хощу для того, и от Бога грех, и от людей зазорно; а и какой я буду приказчик, самому мне (вещи) имать, а деньги мне платить себе ж».

Но не стеснялся царь Алексей Михайлович, если ему приходилось кого-нибудь не утешать, а бранить и наставлять; тогда он имел обычай в своем послании очень пространно указывать вину и показывать, против чего именно и как много погрешил виновный. Речь царя в этих случаях была строгой, нравственной сентенцией, иногда очень жестокой и резкой, но всегда доказательной. В таких посланиях особенно ярко высказывается, как много царь думал и как основательно думал.

Мы не имеем возможности обстоятельно излагать философские воззрения царя, хотя они очень любопытны, и мы ограничимся здесь лишь отдельными примерами. Выходя из религиозно-нравственных оснований, Алексей Михайлович, например, имел ясное понятие о значении царской власти – как власти, происходящей от Бога и назначенной для того, чтобы «разсуждать людей вправду», и «беспомощным помогать». В письме к князю Одоевскому царь рассуждает о том, «как жить мне, государю, и вам, боярам», и пишет: «Богом и государю и боярам дарованы люди... рассудите правду, всем равно».

Следовательно, роль стоящего при царе боярства он оценивает по-своему. Вот и другой пример: царь унимает религиозное рвение Никона, когда последний во время пути в Соловки за мощами митрополита Филиппа насильно заставлял сопровождавших его светских людей молиться по монашескому обычаю. В письме своем к Никону по этому случаю Алексей Михайлович согласился с тем, кто жаловался на Никона, «что никого-де силою не заставить Богу веровать». При такой вдумчивости и религиозном настроении была в Алексее Михайловиче одна черта, придающая ему еще больше симпатичности и в то же время многое в нем объясняющая, – Алексей Михайлович был замечательный эстетик. Эстетическое чувство сказывалось в его занятиях соколиной охотой, а позже – в страсти к сельскому хозяйству. Кроме обычного удовольствия охоты, помимо прямых охотничьих ощущений, царь находил в охоте удовлетворение и чувству красоты. В своем сокольничьем уложении, носящем название «Книга, глаголемая Урядник», царь очень тонко рассуждает о красоте ловчих птиц, птичьего лета и боя; видимо, охота для него есть в то же время и эстетическое наслаждение. То же чувство красоты заставляло его любоваться благолепием церковного служения и строго следить за чином его. В одном из писем к князю Одоевскому, где он описывает перенесение мощей митрополита Филиппа в Москву, отражается то же чувство красоты; особенно ярко выдается оно при описании крестного хода; царя увлекает мысль, что наконец-то гонимый святитель Филипп с подобающей честью возвращается к своей пастве. Даже в выборе любимых мест у Алексея Михайловича сказывается это поэтическое чувство: он любил село Коломенское, отличающееся живописным местоположением, хотя далеко не величественным, а из таких, свойственных русской природе, которые порождают ощущение спокойствия. Чрезвычайно любил он также Саввин Сторожевский монастырь (около Звенигорода) – это одно из прекраснейших мест около Москвы; но опять-таки красота этого места мирная, веселая, спокойная, вполне соответствующая характеру царя.

Своеобразное соединение глубокой религиозности с охотничьими наслаждениями и очень светлым, оптимистическим взглядом на жизнь, однако, не было противоречием в натуре и философии царя. В нем религия и молитвы не исключают удовольствий охотничьих и комедийных; напротив, он сознательно допускал эти удовольствия, не считал их преступлениями, не каялся после них, как делал это Иван Грозный. И на удовольствия был у него свой собственный взгляд. «И зело потеха сия полевая, – пишет он в своем Уряднике, – утешает сердца печальные и забавляет веселием радостным, и веселит охотников сия птичья добыча». Далее в том же сочинении он так наставляет охотников: «Будете охочи, забавляйтеся, утешайтеся сею доброю потехою зело потешно, угодно и весело, да неодолеет вас кручина и печали всякие». Этот взгляд на охоту как на противодействие печали не случайно соскользнул с пера у Алексея Михайловича; по его мнению, жизнь не есть печаль, и от печали надо лечиться, гнать ее, так и Бог велел. Припомним, что писал он Одоевскому: «Нельзя, что не поскорбеть и не прослезиться, и прослезиться надобно, да в меру, чтобы Бога наипаче не прогневить». Но если жизнь не тяжелое, мрачное испытание, то и не сплошная забава. Цель жизни – спасение души, и достигается эта цель хорошею и строгою, благочестивою жизнью. Алексей Михайлович бывал тогда доволен собою, когда на душе у него было светло и ясно, когда кругом все было весело и спокойно и все на месте, все по чину. Об этом-то внешнем порядке и внутреннем равновесии и заботился всего более царь, мешая дело с потехой, аскетизм с удовольствием. И эта его забота позволяет нам сравнить его (хотя аналогия здесь может быть лишь очень отдаленная) с первыми очень симпатичными эпикурейцами, искавшими душевного равновесия в разумном и сдержанном наслаждении. Если уместно здесь припомнить Гейне с его делением людей на эллинов и иудеев, то мы можем сказать, что Алексей Михайлович был типичный эллин. В своих общественных симпатиях Алексей Михайлович был передовой человек своего времени: он вполне последовательно проводил церковную реформу и не был против реформ гражданских. Он охотно принимал киевскую науку и был милостив к киевлянам и к грекам, как вообще к иноземцам, но в то же время он оставался чисто русским и православным, не подвергаясь влиянию иноземцев (что случилось с его сыном), не проводя новых идей в общество и не будучи деятелем партий (что опять-таки было с его сыном). И при конце своего царствования, подавляя консервативный раскол, Алексей Михайлович не терпел слишком явных подражаний Западу. Он на все отзывался, но вполне не отдавался ничему, и в этом отношении его можно назвать личностью, вполне отражавшею в себе все общество XVII века...

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты автора Анисимов Евгений Викторович

Правление царя Алексея Михайловича Царь Михаил умер в 1645 г., не дожив до 50 лет. Через месяц в могилу сошла и его жена, царица Евдокия. На плечи их сына, 16-летнего Алексея Михайловича, провозглашенного царем на Земском соборе, т. е., в сущности, выбранного, как некогда Михаил,

Из книги История Российская. Часть 4 автора Татищев Василий Никитич

ВЫПИСКА ИЗ ИСТОРИИ С НАЧАЛА ЦАРСТВА ЦАРЯ ФЕОДОРА ИОАННОВИЧА, ПО РУССКОМУ ИСЧИСЛЕНИЮ ОТ СОТВОРЕНИЯ МИРА 7090, А ОТ ХРИСТА 1582-го ГОДА, ПИСАННАЯ В СРЕДИНЕ ЦАРСТВА ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА, И К ТОМУ НЕЧТО ИЗ ДРУГИХ

автора Автор неизвестен

Сватовство царя Алексея Михайловича Как изволил-тоНаш православный царь,Изволил он по Москве погулять,Погулять.Как навстречу ему-то идет,Сам идет, сам, святейший патриарх,Патриарх.Он рукой-то своей царя,Рукой правою свет-царя благословляет,Благословляет.А еще патриарх

Из книги Былины. Исторические песни. Баллады автора Автор неизвестен

Смерть царя Алексея Михайловича Уж ты батюшка светел месяц,Что ты светишь не по-прежнемуНе по-прежнему, не по-старому,Все ты прячешься за облака,Застилаешься тучей грозною!Как у нас было на святой Руси.На святой Руси, в каменной Москве.Во Кремле было в славном городе,Близ

Из книги Русь и Рим. Мятеж Реформации. Москва – ветхозаветный Иерусалим. Кто такой царь Соломон? автора

14. Москва как Иерусалим на обложке Библии царя Алексея Михайловича Романова М.П. Кудрявцев приводит в качестве иллюстрации к своей книге любопытный титульный лист Библии 1663 года, гравированной для царя Алексея Михайловича. На титульном листе… помещен план Москвы! Прямо

Из книги Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] автора Ключевский Василий Осипович

Западничество царя Алексея Михайловича (1629–1676 годы) Иностранцы, которых стали приглашать в Москву для развития в основном военной промышленности или для хозяйственных нужд, привозили дивные для русского мелочи быта, которые гораздо больше убеждали в приятности

Из книги Полный курс лекций по русской истории автора Платонов Сергей Федорович

Время царя Алексея Михайловича (1645-1676) В 1645 г. скончался царь Михаил Федорович, а через месяц умерла и жена его, так что Алексей Михайлович остался сиротой. Ему было всего 16 лет, и, конечно, он не самостоятельно начал свое замечательное царствование; первые три года

Из книги 100 великих сокровищ автора Ионина Надежда

Алмазный трон царя Алексея Михайловича При царе Алексее Михайловиче государство российское шло огромными шагами к возвышению, усиливаясь в могуществе своем. Оно вступало в политические связи со многими европейскими странами, и само становилось в череду

Из книги Москва в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

5.7. Москва как Иерусалим на обложке Библии царя Алексея Михайловича Романова М.П. Кудрявцев приводит любопытнейший «титульный лист Библии 1663 г., гравированный для царя Алексея Михайловича. На титульном листе… помещён в центре ПЛАН МОСКВЫ» , с. 226. См. рис. 5.22. Над планом

Из книги Единый учебник истории России с древних времен до 1917 года. С предисловием Николая Старикова автора Платонов Сергей Федорович

Время царя Алексея Михайловича (1645–1676) § 81. Начало царствования и волнения 1648 года. Летом 1645 года скончались, друг за другом, царь Михаил Федорович и его жена Евдокия Лукьяновна (из рода дворян Стрешневых), оставив единственного сына Алексея. Новому государю было всего 16

Из книги От Батыя до Ивана Грозного: история Российская во всей ее полноте автора Татищев Василий Никитич

Выписка из истории с начала царства царя Феодора Иоанновича, по русскому исчислению от сотворения мира 7090, а от Христа 1582-го года, писанная в средине царства царя Алексея Михайловича, и к тому нечто из других присовокуплено Пред смертью царя Иоанна Васильевича изменили

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

6.6. Москва как Иерусалим на обложке Библии царя Алексея Михайловича Романова М.П. Кудрявцев приводит любопытнейший «титульный лист Библии 1663 г., гравированный для царя Алексея Михайловича. На титульном листе… помещен в центре ПЛАН МОСКВЫ» , с. 226. См. рис. 2.72. Над планом

Из книги Обзор истории русского права автора Владимирский-Буданов Михаил Флегонтович

Из книги Хрестоматия по истории СССР. Том1. автора Автор неизвестен

156. СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА 1649 г «Соборное уложение Алексея Михайловича». В лето от сотворения мира 7156. Десятым тиснением в Санкт-Петербурге 1820 г.ВведениеВ лето 7156, июля в 16 день, государь царь и великий князь Алексей Михайловичь, всея Руси самодержец,

Из книги Русская история автора Платонов Сергей Федорович

Личность царя Алексея Михайловича Среди западников и старозаветных людей, не принадлежа всецело ни к тем ни к другим, стоит личность самого царя Алексея Михайловича. Эта замечательная личность достаточно ясна. О нем сохранилось много свидетельств, рисующих его как всем

Ответ оставил Гость

Русский царьАлексей Михайлович Романов , сын первого царя династии Романовых Михаила Федоровича от брака с Евдокией Стрешневой, родился 29 (19, по другим источникам 10 по старому стилю) марта 1629 года. Воспитывался под надзором "дядьки" боярина Бориса Морозова. В 11 12 лет у царевича была собственная детская библиотека, среди ее книг - лексикон (своего рода энциклопедический словарь), грамматика, космография. Алексей отличался православным благочестием: строго соблюдал посты и посещал церковные службы. Свое правление Алексей Михайлович начал в 14 лет, после избрания Земским собором. В 1645 году, в 16 лет, потеряв вначале отца, а вскоре и мать, Алексей Михайлович вступил на престол.По своему характеру Алексей Михайлович был спокойным, рассудительным, добрым и уступчивым. В истории за ним сохранилось прозвище "Тишайший". Первые годы правления Алексея Михайловича были ознаменованы созывом Боярской думы. Финансовая политика правительства Алексея Михайловича была ориентирована на увеличение налогов и пополнение за их счет казны. Установление в 1645 году высокой пошлины на соль привело к народным волнениям - соляному бунту в Москве в 1648 году. Восставший народ требовал "выдачи" боярина Бориса Морозова. Своего "дядьку" и родственника (Морозов был женат на сестре царицы) Алексею Михайловичу удалось спасти, отправив в Кириллов монастырь. Пошлина на соль была отменена. Во главе правительства был поставлен боярин Никита Одоевский, распорядившийся увеличить жалованье войску (стрельцам), которые подавили восстание.Под руководством князей Одоевского, Федора Волконского и Семена Прозоровского Алексей Михайлович подписал в начале 1649 года текст Соборного уложения - новых основ законодательства России. Документ утверждал принцип централизованного государства с авторитарной властью царя.
В 1648 году царь заключил брак с Марией Милославской. До самой ее смерти царь был примерным семьянином, у них родились 13 детей, среди которых будущие цари Федор и Иван, а также царевна правительница Софья. После смерти Марии Милославской Алексей Михайлович в 1671 году женился на Наталье Нарышкиной, родственнице дворянина Артамона Матвеева, который стал оказывать большое влияние на монарха. Молодая жена родила царю троих детей и, в частности, будущего императора Петра I. Алексей Михайлович скончался 8 февраля (29 января по старому стилю) 1676 года в возрасте 46 лет и был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.
По своему характеру молодой человек был весёлым, остроумным и живым. Он страстно любил соколиную охоту и завёл при дворе театр. При этом юноша отличался рассудительностью и совестливостью. Он почитал старших, был верен друзьям, не ломал "старину", а медленно и постепенно осваивал и внедрял опыт передовых европейских стран.


Алексей Михайлович
(1629-1676)
Царствовал 1645-1676

«Царь Алексей Михайлович был добрейший человек, славная русская душа. Я готов видеть в нем лучшего человека Древней Руси, по крайней мере, не знаю другого древнерусского человека, который производил бы более приятное впечатление, - но только не на престоле».

В. О. Ключевский. «Курс русской истории».

Алексей Михайлович, второй царь дома Романовых, сын царя Михаила Федоровича и царицы Евдокии Стрешневой. Царь Алексей вступил на престол в шестнадцать лет. Главную роль в управлении государством стал играть при нем его воспитатель, боярин Б. И. Морозов. Свято почитая все заветы старины, Алексей Михайлович любил древне-русский уклад жизни. Он был глубоко и искренне религиозен. За свою доброту и отзывчивость к несчастью и страданию людей Алексей Михайлович еще при жизни получил прозвище «тишайшего царя».

Румяный, с проницательными голубыми глазами и темно-русой, слегка рыжеватого оттенка, бородой, крепкого телосложения, благодаря частому пребыванию во время соколиных охот на свежем воздухе, цветущий здоровьем царь Алексей Михайлович всем своим видом производил величественное и вместе с тем приятное впечатление на всех окружающих.

Алексей Михайлович был женат на Марии Ильиничне Милославской. Бракосочетание с ней совершилось 16 января 1648 года. От этого брака родилось восемь дочерей и пять сыновей. Только шесть дочерей и двое сыновей (царевичи Федор и Иван) пережили отца.

2 марта 1669 года царица Мария Ильинична скончалась, а 22 января 1671 года царь обвенчался с Натальей Кирилловной Нарышкиной, которая через год станет матерью будущего императора России Петра I. Алексей Михайлович царствовал почти 31 год. После его смерти начались сложности с престолонаследием.

АНКЕТА

- уровень образования
начальная грамотность, иностранный язык, богословие, философия, духовная музыка. Дядьки- воспитатели: боярин Б. И. Морозов, В. Н. Стрешнев. Учителя: дьяк В. С. Прокофьев, подьячий Г. В. Львов.

- знание иностранных языков
латинский, польский

- политические взгляды
идеи единовластия царя, жесткий контроль над деятельностью центральных учреждений.

- войны и результаты
с Польшей (1654-1667 гг.) Признание Польшей присоединения Украины к России. Со Швецией (1656-1658 гг.) за выход к Балтийскому морю и овладение Ливонией. Констатация границ 1617 года.

- реформы и контрреформы
создание кодекса государственных законов («Уложения» 1649), денежная реформа, организация массового сыска беглых крестьян, реорганизация таможенных сборов в интересах отечественного купечества, введение войск нового строя.

- культурные начинания
организация государственных школ для обучения подьячих при Заиконоспасском монастыре, дворцовые театры.

- корреспонденты (переписка)
с патриархом Никоном, черниговским архиепископом Лазарем Барановичем, А. С. Матвеевым, А. Л. Ордин-Нащокиным, Н. И. Одоевским, сестрами.

- география путешествий
во время войны посетил ряд литовских городов. Поездки на богомолье в дальние монастыри.

- досуг, развлечения, привычки
охота, придворный театр, шахматы. Строжайшее соблюдение всех религиозных обрядов.

- чувство юмора
несколько грубоватый

- внешний вид
невысокий и коренастый. Лицо немного одутловатое, низкий лоб. Черты мягкие, приятные, носил небольшую бороду и усы.

- темперамент
добродушен, жизнерадостен, вспыльчив, но отходчив.

Литература

Алексеев А. Неистовые ревнители. Московская Русь в XVII веке // Наука и жизнь. - 2009. - N 11. - С. 98-104; N 12. - С. 66-73. : ил.
О царствовании Алексея Михайловича.

Алексей Михайлович (1645-1676 гг.) // Иллюстрированная история России до Петра Великого. - СПб., 1994. - С. 266-292.

Андреев И. «Достоверный охотник» // Наука и жизнь. - 1998. - N 7. - С. 140-147.
О соколиной охоте русских царей.

Андреев И. Нетихий Тишайший // Родина. - 1998. - N 9. - С. 39-43.
О личности царя Алексея Михайловича, как его воспринимали в XVII веке.

Андреев И. Строптивый патриарх // Наука и жизнь. - 2004. - N 6. - С. 112-120.
Статья о противостоянии царя Алексея Михайловича и патриарха Никона написана по материалам книги И. Л. Андреева «Алексей Михайлович».

Андреев И. Л. Отец и сын // Знание-сила. - 2004. - N 2. - С. 121-123.
Сравнительная характеристика царствования Алексея Михайловича и Петра I.

Бахревский В. А. Тишайший: исторический роман . - Москва: Сов. писатель, 1984. - 350 с. : ил.
О царе Алексее Михайловиче.

Бестужева-Лада С. Тишайший преобразователь // Смена. - 2013. - N 1. - С. 4-25. : ил.
О преобразованиях Алексея Михайловича.

Бобров Р. Охотничьих утех любитель // Охота и охотничье хозяйство. - 2002. - N 2. - С. 12-13.
Об охотнике и знатоке охотничьего дела царе Алексее Михайловиче.

Бурлинова А. Тишайший // Знание-сила. - 2004. - N 2. - С. 117-120.
О царе Алексее Михайловиче Романове, прозванном Тишайшим.

Бушуев С. В. «Тишайший» царь и его царствование // История государства Российского / С. В. Бушуев. - Москва, 1994. - С. 112-126.

Вилков В. А. Алексей Михайлович // Все правители России: Великие князья, цари, императоры, генсеки, президенты / В. А. Вилков, Ю. Г. Степанов. - Москва: Рипол классик, 2008. - С. 273-279. : ил.

Внешняя политика России при царе Алексее Михайловиче // Три века: Россия от смуты до нашего времени: исторический сборник (в 6-ти т.) / под ред. В. В. Каллаша. - Москва, 1991. - Т. 2. - С. 106 -139.

Гусев А. В. Человек в истории: царь Алексей Михайлович // Преподавание истории в школе. - 2003. - N 5. - С. 30-36.
Алексей Михайлович Романов как личность позднего русского Средневековья.

Зимин И. Царская охота // Родина. - 2010. - N 12. - С. 146-155. : ил., фот.
Об увлечении охотой Алексея Михайловича.

Иконникова А. Царицы и царевны из дома Романовых: исторический очерк А. Иконниковой. - [Репринт. воспроизведение изд. 1914 г.]. - Москва: Нар. кн., 1991. - 125, II, с. - (Сер. «Былое»; 1).
Самодержавие в Русском государстве.

Алексей Михайлович // История Отечества в лицах: С древнейших времен до конца XVII в. : Биографическая энциклопедия. - Москва., 1993. - С. 113-174.

Какой потехе определен час? // Вокруг света. - 2004. - N 2. - С. 54.
Царь Алексей Михайлович внес уточнение в «Книгу, глаголемую Урядник: новое уложение и устроения чина сокольничья пути» - «не позабывайте: делу время и потехе час». Смысл его уточнения заключался в том, что помимо такого важного дела, как охота, есть и другие дела, которым следует отводить время. Однако впоследствии в этом ставшем пословицей выражении начал употребляться разделительный союз «а», который полностью изменил его первоначальный смысл.

Кошелева О. «Не страшно пасть, страшно упав, не встать…» // Родина. - 2006. - N 11. - С. 41-45.
Эпистолярное творчество царя Алексея Михайловича.

Кушаев Н. А. Образование и воспитание русских государей // Искусство и образование. - 2004. - N 1. - С. 60-84.
Как получали образование и воспитывались русские цари, в том числе Алексей Михайлович Романов.

Лисицына Е. Кошколюбивые самодержцы // Друг. Журнал для любителей кошек. -2008. - N 9. - С. 62-65.
Русские цари, российские императоры и императрицы благосклонно относились к кошкам. Очень любил кошек царь Алексей Михайлович.

Мосунова Т. «Окно в Европу»: о царских невестах и ссыльных поляках в забытой столице // Уральский рабочий. - 2011. - 30 нояб. - С. 6. : фот., ил.
О ссылке царских невест в г. Верхотурье.

[О великом князе Ярославе Мудром и царе Алексее Михайловиче Романове] // Наука и религия. - 2004. - N 1. - С. 58.
О жизни великого князя Ярослава Мудрого и царя Алексея Михайловича Романова, о том, что в решении государственных задач у них много общего.

Россия в царствовании Алексея Михайловича глазами иностранцев // Утверждение династии. - Москва, 1997. - С. 407-418.

Скотт С. Романовы: Биография династии (1613-1999) / пер. со швед. - 2-е доп. и перераб. изд.

Москва: Захаров, 2000. - 316 с.

Соловьев С. М. История России с древнейших времен: В 15 кн. Кн. 6: Т. 11-12: История России в царствование Алексея Михайловича. - Москва: Соцэкгиз, 1961. - 683 с.

Старикова Н. В. Алексей Михайлович // История России: IX-XXI вв. : От Рюрика до Путина. - Москва, 2003. - С. 204-221.

Усович К. Диагностика имиджа топ-менеджера : царь Алексей Михайлович Романов // Управление персоналом. - 2008. - N 12. - С. 78-83; N 13. - С. 72-78.
Об имиджах правителей Руси на примере царской династии Алексея Михайловича Романова.

Фортунатов В. В. Бунташный век Алексея Михайловича «Тишайшего» // Российская история в лицах / В. В. Фортунатов. - СПб.: Питер, 2009. - С. 119 - 122. : ил.

Хоскинг Д. Россия и русские: В 2-х кн. / Д. Хоскинг; пер. с англ. - Москва: АСТ; Транзиткнига, 2003. - Кн. 1. - С. 201-216.
О церковных преобразованиях в годы правления императора и отношениях между донским казачеством и Московским царством.

Яблочков М. Царствование Алексея Михайловича (1645 -1676 гг.) // История дворянского сословия в России / М. Яблочков. - Смоленск, 2003. - Гл. XII. - С. 243-303.

Список литературы подготовила библиограф СБО - И. Г. Таушканова.

Алексей Михайлович в историю России вошел как монарх, который делал все необходимое для развития страны. Правил он с 1645 по 1676 г.

Это был высокий, полный человек с русой шевелюрой и синими глазами, с величественными манерами. Основ­ными чертами его характера оставались твердость в вере и чувство долга. Своим помощникам он любил повторять - идите путем средним, праведным. Средний путь стал основой всей его внутренней и внешней политики. Он охотно шел на компромиссы, если понимал, что добиться желаемого не удастся. Обидев кого-либо резким словом, царь стремился загладить свою вину. Заботой о спасении души объяснялись многие его поступки и решения. Христианские заповеди он чтил свято и неистово.

Во многих случаях Алексей Михайлович проявлял свою истинно христианскую сущность. При нем широко практиковался выкуп воинов, захваченных в плен крымцами, турками и поляками. Выкупленные крепостные крестьяне и холопы отпускались на волю. Царь жертвовал большие деньги на лечение увечных и больных, на содержание богаделен, на одаривание нищих. По его приказу по Москве регулярно раздавали нуждавшимся хлеб.

Алексей Михайлович был человеком разносторонних знаний, интересов и увлечений, любителем книжных пре­мудростей. Он обладал хорошим стилем письма и собственноручно написал историю русско-польской войны. Алексей Михайлович увлекался церковным и светским хоровым пением. Певчие и музыканты услаждали семью царя домашними концертами. Впервые при Алексее Михайловиче начались театральные представления. Царь увлекался соколиной охотой, с удовольствием играл в шахматы, коллекционировал часы и зеркала.

Царь открывал Россию западным веяниям. Кремлевский дворец украшался европейской мебелью, стены отделывались обоями. Из-за границы регулярно поступали газеты. Наследник престола Федор и царевна Софья обучались латыни и польскому языку. Их наставником был один из выдающихся деятелей славянской культуры Симеон Полоцкий (1629-1680 гг).

Близкими к царю людьми были поборник просвещения Ф.М. Ртищев, видный дипломат А.Л. Ордин-Нащокин, человек западных веяний АС. Матвеев. Многие из тех, с кем царь проводил время в беседах, были людьми незнатного происхождения, но блестящих дарований. Алексей Михайлович допустил в Россию иностранных специа­листов и ценил их труд.

Алексей Михайлович проявил интерес к созданию русского флота. Он попытался начать его строительство на Оке и намеревался переправлять суда по Волге в Каспийское море. В Астрахани на воду был спущен многопушечный фрегат «Орел».

В личной жизни Алексей Михайлович был счастлив. Но горе не обошло стороной царскую семью: наследники умирали один за другим, похоронили и одну из дочерей, затем из жизни ушла верная спутница царя - Мария Ильинична Милославская. Через два года Алексей Михайлович женился вторично, на красавице, смоленской дворянке Наталье Кирилловне Нарышкиной. В 1672 г. она родила ему сына Петра, а затем двух дочерей. Началась борьба двух мощных семейных кланов - Милославских и Нарышкиных. Царь умел умиротворять страсти, но после его смерти эта борьба приняла драматичный характер.

Церковь и государство

В XVII в. в России нарастали про­тиворечия между Церковью и государством.

Вопрос: чья власть выше - Патриарха или царя? - шел из глубины веков. По образцу Византийской империи митрополиты, а потом Патриархи подчинялись светской власти. Высших иерархов Церкви ставили на свои посты великие князья, а позднее цари. Но со временем Церковь в России получила огромную силу. Государство нуждалось в ней во время борьбы с иноземными захватчиками и в период централизации государства. Крестом и молитвой Церковь освящала великие свершения народа. Но чем сильнее, крепче становилась в России самодержавная власть монарха, тем меньше отводилось места Церкви в этой системе. Царская власть не желала мириться с существованием этого государства в государстве, с мощным политическим влиянием Церкви, с различного рода судебными и налоговыми льготами.

Дворянское сословие с вожделением поглядывало на безбрежные церковные, монастырские и патриаршие земли, на которых можно было бы поместить тысячи служилых людей. К середине XVII в. Церковь лишилась многих своих преимуществ: специально созданный Монастырский приказ ведал всеми населенными церковными землями, кроме патриарших; судебные и налоговые льготы так­же остались лишь за патриаршими владениями. И все же Русская Православная Церковь оставалась по-прежнему одним из крупнейших земельных собственников в России.

В условиях упорядочения жизни государства необходимо было также привести в соответствие с требованиями времени церковные обряды и книги.

За долгие столетия в церковном богослужении накопилось немало ошибок. Тексты в церковных книгах были искажены малограмотными переписчиками. Русские иконописцы порой отходили от канонических правил изображения святых ликов и религиозных сюжетов. Даже крестное знамение на Руси претерпело изменение - вместо трех перстов, что символизировало Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, на Руси стали креститься двумя. Многие языческие обряды и суеверия незаметно проникли в церковные службы. Широко праздновались святки, исполнялись некоторые языческие обряды, подрывавшие церковные догматы.

В руководящих кругах Церкви и государства при активном участии царя Алексея Михайловича началась подготовка к очищению церковной службы от искажений. Проводником этих новшеств стал Патриарх Никон (1605-1681 гг) возведенный в сан в 1652 г.

Судьба этого человека была удивительной. Мордвин Никита (так звали мальчика в миру) рано осиротел, с детства пристрастился к чтению духовных книг, был послушником в знаменитом Макарьевском монастыре неподалеку от Нижнего Новгорода, потом стал священником. Его семейная жизнь оказалась трагической. Одного за другим они с женой потеряли трех малолетних детей. После этого он ушел в скит на Белом море, постригся в монахи под именем Никона, стал игуменом. Слух о его подвижнической жизни пошел по Руси. Никон был представлен царю, произвел на него большое впечатление и был оставлен в Москве.

Около царя сформировался кружок ревнителей истинного благочестия. К ним принадлежали духовник царя Стефан Вонифатьев, выходец из священников Ниже­городского уезда протопоп Аввакум, окольничий Федор Ртищев и некоторые другие. Именно в этом кружке появились идеи упорядочения церковной службы по греческим образцам, приведения церковных книг в соответствие с оригиналами, введения проповедей в церковную службу.

Кроме уже предпринятых нововведений, при Никоне стали внедряться поясные поклоны в церквах (а не до полу), трехперстное крещение. Началось повсеместное исправление книг, с которых теперь делали печатные оттиски в соответствии с нормами современного языка. Написанные не по древним канонам иконы убирали из храмов. По сути, все эти нововведения были чисто обрядовыми.

Никон развернул кампанию за усиление нравственности церковнослужителей, боролся против пьянства в церковной и монастырской среде, требовал истового исполнения служб и обрядов.

Большинство церковников не приняло этих нововведений. Малограмотные, погрязшие в мирских делах свя­щенники и монахи враждебно отнеслись к дисциплинарным мерам Никона, им было привычно произносить давно заученные священные тексты. Церковные реформаторы столкнулись и с сопротивлением прихожан. Намоленные книги и иконы были частью их веры. И вдруг оказалось, что все это у них отнимают, к тому же заставляют креститься тремя перстами.

Несогласные объявили себя приверженцами старой веры - староверами. Так начался раскол в Русской Право­славной Церкви и обществе. Среди староверов оказались люди из разных социальных слоев: знаменитая боярыня Морозова, купцы, крестьяне, посадские люди. По существу, часть народа выступила против новых подходов к жизни, за старину.

Людей потрясали жестокие методы борьбы со свергнутыми святынями: иконы бросали в костер, книги уничтожали. Запрещалось проведение языческих праздников и обрядов. За пьянство и нерадивое отношение к церковным службам били батогами, сажали на цепь, ссылали. Сопротивлявшихся, в том числе непокорных иконописцев, отлучали от Церкви.

Против таких методов реформирования Церкви выступили и сами ревнители истинного благочестия в том числе неистовый протопоп Аввакум (1620-1682 гг). В своих страстных проповедях он стал обличать Никона в богоотступничестве, насилии над людьми. В ответ Никон отправил его и других ревнителей в ссылку. В глазах староверов они обрели ореол мучеников.

Царь поначалу занимал нейтральную позицию, полагая, что обновление Церкви необходимо. Но, пользуясь расположением к нему царя, Никон сосредоточил в своих руках огромную власть. Когда Алексей Михайлович выезжал к дей­ствующим войскам, в Москве во главе правительства он оставлял Патриарха. Никон вмешивался в дела управления страной, обличал действия властей, направленные на ограничение церковного землевладения, выступал против учреждения Монастырского приказа. В своих проповедях и Успенском соборе Московского Кремля он не раз публично рассуждал о преимуществе духовной власти над светской, священства над царством.

Противники Никона были уже рассеяны по просторам России. Аввакум сидел на цепи в холодной яме. Отказался принять реформу Никона Соловецкий монастырь, монахи заперлись в осаде.

В 1658 г. произошел разрыв между царем и Никоном. Никон оставил патриаршество и уехал в Воскресенский (Новоиерусалимский) монастырь. В 1666 г. на общем Соборе вселенских патриархов, съехавшихся в Москву, он был лишен патриаршего сана. На Соборе было определено, что царь имеет преимущество в делах гражданских, а Патриарх - церковных. Никону определили жить простым монахом в дальнем Ферапонтовом монастыре, затем сослали в Кирилло-Белозерский монастырь, где он и умер.

В Москве был выбран новый Патриарх. Правительство продолжало дело очищения Церкви. А это означало, что креп и ширился раскол в русском обществе. В лесной глухомани возникали старообрядческие скиты. При подходе войск староверы сжигали себя. Такие самосожжения назывались «гори».

Лидером раскола оказался протопоп Аввакум, который теперь обличал не только никониан, но и царя. За свои анти­правительственные проповеди он был сожжен.

Со временем старообрядцы стали своеобразной частью русского православного населения со своими обрядами и традициями, старой церковной утварью и древними книгами.

Усиление царской власти

Самодержавие - это не только неограниченная власть одного человека в государстве, но и система, при которой самодержец может осуществлять свою власть. К этой системе Россия пришла постепенно.

Во второй половине XVII в. Россия стабилизировала свою экономику, наладила прочные международные связи, одержала нелегкую победу над Польшей, вступила в период церковного раскола.

Россию буквально потрясли городские восстания 1640 - 1660-х гг., а также мощное народное движение под руководством Степана Разина.

Правящие верхи России понимали, что лишь сильная власть окажется в состоянии сохранить с таким трудом установившийся порядок. Укрепляя царскую власть, закон и порядок, они укрепляли собственное положение.

В период послесмутного времени здоровые силы общества сплачивались вокруг центральной власти и фигуры царя. Даже мятежные казаки и крестьяне шли под знаменем хорошего царя против его злых советников. Земские соборы оказывали материальную и духовную поддержку царю при решении ключевых проблем внешней и внутренней политики. Поэтому ко второй половине XVII в. российское самодержавие стало еще более сильным.

Усиление царской власти происходило в условиях войны с Польшей. Многие вопросы следовало решать без проволочек. Некогда было собирать Земские соборы, и не случайно в ходе войны они постепенно отмирали. На первый план все больше выдвигались грамотные, способные люди, вводимые даже в состав Боярской думы. Царь создал ближнюю, или тайную Думу, где и реша­лись наиболее важные вопросы.

Отправляясь на русско-польскую войну, царь указал всем «быти без мест». На время войны запрещались местнические споры о том, кто родовитей. Отмена местничества была уже не за горами.

По-прежнему органами центрального управления в стране являлись приказы. Порой их количество доходило до 80. Четкого разделения функций между ними не было, что создавало путаницу в делах. Во второй половине царствования Алексея Михайловича началось объединение некоторых приказов. Появился своеобразный приказ над приказами - Тайных дел. Через особо доверенных лиц царя он осуществлял надзор за всеми гражданскими и военными делами в стране, мог вмешиваться в дела других приказов и принимать решения волей великого государя. В этот приказ стекались разного рода доносы, сведения о настроениях людей.

Возвышение облика царя

Возвеличивание его государского величества было хорошо продуманной политикой. Царь появлялся на людях только в дни больших государственных торжеств и крупных религиозных праздников. При его проезде все встречные должны были сойти с коней, снять шапки и, поклонившись, стоять смирно и немятежно. К Боярской думе царь выходил в роскошном одеянии. Его лошади и карета блистали дорогим убранством. Знаменосцы, конные и пешие вооруженные отряды сопровождали царя при выездах на богомолье.

Особую роль в возвышении престижа государя играла Церковь, постоянно подчеркивавшая божественное пронахождение царской власти. В сознании народа она внедряла мысль о русском царе как наследнике православной Византийской империи, лидере всего православного мира.

Народ воспринимал это как должное - возвышение царя подчеркивало возвышение страны. Царь был олицетворением всего лучшего, что жило в душах людей.

Армия

В жизни армии во второй половине XVII в. начались существенные перемены. Малодисциплинированная дворянская конница уже не выдерживала конкуренции с регулярными армиями Запада. Дворяне садились на боевых коней лишь во время войны, отрывались от своих хозяйств, что не содействовало их боевому духу. Более дисциплинированными и современными являлись стрельцы, военные профессионалы, которые в мирное время занимались ремеслами и торговлей, сливаясь с посадскими людьми. Казачьи части, башкирская, татарская и калмыцкая конницы были нерегулярными войсками, привлекавшимися лишь на время военных действий.

В годы русско-польской войны стали более широко применяться солдатские, рейтарские и драгунские полки - полностью профессиональные войска. Они набирались из охочих людей, которые служили за плату. Постоянной частью их жизни были маневры. К концу жизни Алексея Михайловича в русской армии числилось 60 тыс. солдат и 30 тыс. рейтар, имевших на вооружении современные мушкеты и карабины.

Укрепление внешнеполитических связей

Общая стабилизация положения в стране, ее экономическое укрепление, усиление царской власти, водворение закона и порядка, связанного с принятием Уложения 1649 г., благоприятно сказались на международном положении России.

Сохранялись дружественные отношения со Швецией.

С Голландией шли переговоры по экономическим вопросам, в том числе о положении голландских купцов и предпринимателей в России. С целью получения поддержки сильных держав в войне с Польшей были проведены переговоры во Франции и Австрии.

Сложнее складывались отношения с Англией. Соперничество с английскими купцами на отечественном рынке давно заботило русских торговых людей. С начала революции в Англии (1642 г.) купцы стали заявлять в челобитьях царю, что англичане - торговые люди, все Карлусу королю не подручны и от него отрешились.

После казни Карла I по указу царя английские купцы были высланы из России. В дальнейшем Россия поддерживала отношения с правительством Кромвеля и помогала финансами английскому монарху Карлу II, но прежнее благоволение англичанам не было возвращено.

Правительство Алексея Михайловича сохраняло дружеские отношения с Персией, поддерживало нейтралитет с Турцией.

В середине XVII в. на юго-восточных границах России произошло знаменательное событие: теснимые агрессивными соседями, измученные междоусобными войнами кочевники-калмыки обратились к царю с просьбой принять их в русское подданство. Калмыцкие тайши (ханы) хотели бы кочевать на землях между реками Яиком (Уралом) и Волгой, и за это обещали помогать России конницей против внешних врагов. Получив согласие, они в 1655 г. присягнули русскому царю.

Отношения с Польшей. Положение на украинских землях

Стержнем российской внешней политики во второй половине XVII в. по-прежнему оставались отношения с Польшей. Особенно важен был вопрос об украинских землях, входивших в состав Речи Посполитой.

Положение украинского крестьянства и посадских людей в XVI-XVII вв. резко ухудшилось вследствие усиления феодально-крепостнического гнета. Украин­ский народ испытывал также национальное угнетение: немало земель принадлежало на Украине польско-литовской знати и шляхтичам, которые третировали украинцев как людей низшего сорта.

Общее тяжелое положение украинского народа дополнялось религиозными гонениями. Господствовавшей религией в Речи Посполитой было католичество. В конце XVI в. православие было объединено с католичеством на нравах унии (союза), по которой за православием сохранялось право лишь на некоторые обряды. Католическое духовенство и администрация Речи Посполитой усиливали нажим на православное духовенство и верующих.

Гнет социальный, национальный и религиозный вызывал сопротивление свободолюбивого украинского народа.

Одной из его форм стало бегство крестьян и посадских людей на свободные земли в низовьях Днепра, за пороги. Они селились в пограничной степной зоне, сбивались в казачью организацию. Центром этого казачества стала Запорожская Сечь - укрепленное поселение на острове Хортица.

Со временем у запорожских казаков, как и у донских, появилось свое управление - казачья рада, кошевой атаман. Казаки представляли собой крупную военную силу, с которой вынуждено было считаться правительство Польши. Они становились мощным заслоном на польской границе с Крымским ханством - вассалом Турции. Со временем правительство перевело часть казаков на регулярную основу - платило им жалованье, снабжало боеприпасами и оружием. Это казачество называлось реестровым, т.к. числилось в правительственных списках - реестрах.
Польско-украинские магнаты препятствовали притоку беглых в ряды казачества. С конца XVI и в течение всей первой половины XVII в. Украину сотрясали мощные крестьянско-казацкие восстания. Магнаты и центральная власть жестоко их подавляли. Нередко взоры украинцев обращались к единоверной, близкой по культуре и языку России. Но наступление там феодально-крепостнических Хмельницкий порядков пугало их.

Ранней весной 1648 г. на Украине началось восстание. Его центром стала Запорожская Сечь, а его руководителем - выходец из числа мелких украинских дворян (шляхты) Богдан Хмельницкий.

К началу восстания это был уже зрелый человек. Ему исполнилось 53 года. Хмельницкого хорошо знали в кругах казацкой верхушки. Сын казацкого сотника, он не раз ходил с казаками против Крымского ханства, побывал в татарском плену, и к началу 1640-х гг. служил войсковым писарем. И многие издевательства, которым поляки подвергали украинцев, Хмель, как его дружески называли на Украине, испытал сам.

Один из польских шляхтичей, его сосед, отнял у Богдана хутор, заковал в цепи его домочадцев, а когда Хмельницкий попытался найти на него управу у польских властей, засек до смерти сына Хмельницкого. Началась настоящая охота польской шляхты на Хмельницкого. С большим трудом он избежал опасностей и ушел в Запорожскую Сечь. Там его с восторгом встретила казацкая вольница. Вскоре казаки избрали его своим гетманом.

Богдан Хмельницкий тайно направлял грамоты в села и города Украины с призывами подниматься на борьбу с Речью Посполитой и поддержавшими ее украинскими магнатами. Он сформировал казацкое войско, заключил против поляков союз с крымским ханом, пообещав татарам богатую добычу.

В первых сражениях с поляками (под Желтыми Водами, Корсунем, Пилявцами) войско Хмельницкого одержало блестящие победы. Взятых в плен лучших польских полководцев гетман отправил в подарок крымскому хану: за них татары могли взять с Польши огромный выкуп. Это произвело эффект в Крыму.

Первые успехи казаков всколыхнули всю Украину и соседние области Белоруссии. Отовсюду к Хмельницкому шли тысячи людей. Многие шляхетские имения и замки оказались в осаде.

Вернувшегося после побед гетмана ожидала торжественная встреча в Киеве: толпы народа восторженно приветствовали его, духовенство молилось за здоровье Хмельницкого, деятели культуры слагали в его честь панегирики. Хмельницкий стал подлинным героем украинского народа.

В последующих сражениях перевес оказался на стороне Польши. В решающем сражении крымский хан вступил в переговоры с королем. Хмельницкий бросился его уговаривать и был им задержан. Украинское войско осталось без предводителя. В этих условиях гетман был вынужден заключить с поляками невыгодный для Украины мир, в частности сократить число реестровых казаков - этой сердцевины украинской армии.

В дальнейшем война возобновилась, Хмельницкий одержал ряд побед. Но для повстанческой верхушки становилось все более ясным, что в одиночку Украине с Польшей не справиться. Одни руководители восстания предлагали договориться с королем, другие склонялись к союзу с Турцией. Значительная часть украинского народа, в том числе и сам гетман, тяготела к России. Голос Хмельницкого оказался решающим: он обратился за помощью к России, просил царя принять Украину в ее состав.

В конце 1640-х - начале 1650-х гг. Россия признала Украину в качестве самостоятельного государства и установила с ней официальные дипломатические отношения. Повстанцам предоставили продовольствие, боеприпасы и оружие. Одновременно русское правительство запретило продажу продовольствия в Польшу, открыло границу для украинских переселенцев, наделяло их землей, оказывало помощь деньгами, продовольствием и семенами, многих освобождало от уплаты налогов. Это содействовало росту доверия украинцев к России.

Обладал незаурядными качествами характера. Он был самым привлекательным правителем для Руси.

В историографии личность Алексея Михайловича не так популярна, как личность его сына. После себя он оставил немного мемуаров, их писали иностранцы. Но Алексей, тем не менее, не ленился писать сам, он оставил различные письма и послания, исправлял сам тексты государственных документов. Так же он делал записи о польской войне, написал уложение по соколиной охоте. Сейчас мы имеем только то, что он писал в молодости, можно судить, что слогом обладал он легким, писал откровенно без всякой риторики.

Личность Алексея Михайловича

Алексей Михайлович в семье был третьим ребенком. Всего у и Евдокии Стрешневой выжили лишь четверо детей, Алексей и еще три сестры. Так он был единственным представителем мужского пола и являлся наследником престола, то его очень любили все родные. Родился Алексей согласно записи в Дворцовой книге 10 марта 1629 г. Все приближенные царя сразу же приносили множество подарков. Традиция велела не показывать царских детей посторонним. А родственники перед тем как навестить младенца обязаны были помолиться и посетить баню.

На первый год ребенку давали игрушки. А к пяти годам Алексей уже имел маленькие латы, сделанные немецким ремесленником, также был игрушечный конь с седлом и уздечкой. После пяти лет царевич поселился в другом помещении, вдали от «мамок», его воспитанием занимались Б.И. Морозов и В.И. Стрешнев. Так появились другие сверстники, с которыми он мог общаться. Самыми близкими друзьями стали для него Р.М. Стрешнев, А.И. Матюшкин, В.Я. Голохвастов и братья Плещеевы.
Обучение царевича началось с 1643 г. Его обучали чтению по букварю, он прочитал Псалтырь, Часослов. Так же Алексей учился письму, пению. Духовное образование было очень глубоким, ему говорили о власти данной Богом. В десять лет Алексей мог петь уже при помощи крючковых нот. Народу царевича представили только в четырнадцать лет. С этого времени он неотъемлемо сопровождал отца на разных торжествах.
Отец умер в день своего рождения. Алексей принял бремя власти в семнадцать лет, практически в таком же возрасте как в свое время и . Мать умерла 18 августа того же года, таким образом Алексей в начале своего правления остался сиротой. Первые три года правления Алексей не встречался с народом. Его аудиенции получали только иностранцы. При нем постоянно находились два человека - Морозов и Трубецкой.

Алексей Тишайший Михайлович и Борис Морозов

Морозов Борис был фигурой противоречивой, его то обвиняли во всех грехах, то восторгались им до умопомрачения. Но всем известно точно одно - он оказывал большое влияние на царя. Борис Иванович был человеком образованным, не понаслышке знал о Западной культуре. Алексей был очень привязан. Когда в 1648 г. случился Соляной бунт из-за высоких цен на соль, Алексей спас его от смерти. Бунтовщики обвиняли именно Морозова в повышении цен. Очевидцы утверждают, что царь плакал и просил оставить в живых его любимого дядьку.

Для того чтобы стать совершеннолетним нужно было жениться. Невесту выбирали публично, на родословную внимание не заострялось. Алексей Тишайший Михайлович выбрал в невесты Евфимию Всеволожскую, она была дочерью касимовского помещика. Ходили слухи, что Морозов приказал ей затянуть волосы сильно под венцом, и она упала в обморок. Было сразу же сказано, что у нее падучая болезнь, свадьба была расстроена. Морозов организовал Алексею случайную встречу с сестрами Милославским, дочерями бедного дворянина. Царю приглянулась старшая Мария, а Морозов женился на младшей. Таким образом она оказался в близких родственниках у государя. Брак Алексея удался, он очень любил жену, у них родилось 13 детей.
Государь получал много челобитных, и стало понятно, что необходимо провести реформы. Самой частой просьбой дворян была упорядочить сбор за крестьян, они просили платить за количество крестьян, а не за количество земли. Таким образом, дворянам не приходилось платить за пустые земли. Была проведена опись крестьян по дворам.

Политика налогообложения заключалась в том, чтобы увеличить количество косвенных налогов. Именно они должны были приносить доход казне. Это привело к росту цен на соль. Во всем обвинили Морозова. Вспыхнул бунт, но царю удалось погасить его. Он поступил действительно мудро, угощал стрельцов вином, москвичей приглашал обедать сам Милославский. После 1648 г. царь сам увидел не совершенность государственного управления.

Отношения Алексея Михайловича и Никона


Алексей был очень религиозен. И свои поступки он совершал исходя из православия. Рассуждал обо всех вещах с точки зрения христианства. Главным считал, что человек должен хранить свою душу. Алексей старался не пропускать ни одного богослужения. Если замечал за духовенство какие-либо ошибки, то тут же поправлял их. При дворе проживали странники, юродивые и богомольцы. Царю нравилось слушать их рассказы.
Церковь находилась под контролем государства. Когда Никон начал проводить реформу, царь понимал, что она нужна, но его пугали ее крайности. В частности гонения на старообрядцев. Реформа помогла унифицировать порядки в церкви. Были переписаны книги, обряды стали похожи на греческие.

Несмотря на всю свою религиозность, он не стеснялся вводить в стране европейские порядки, не считал это грехом в отличие от своих предшественников. Царевичи учили латинский и польский, во дворце стояла заграничная мебель, царица ездила на охоту. Появилось по настоянию Алексея и новое развлечение при дворе - театр. Первый спектакль состоялся в 1674 г. по пьесе Симеона Полоцкого, учителя царских детей.

Брак Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной

В конце правления можно отметить гонения на некоторые заграничные обычаи. Запретил стричь волосы коротко, был против бритья бороды. Некоторые утверждали, что идеальной схемой управления для Алексея была политическая монархия Ивана Грозного. Иван привлекал Алексея Михайловича как правитель, который стремился к самодержавию.

Но Алексей не использовал свою власть для личной выгоды. Конечно же, расправы происходили, казнили восставших крестьян и казаков. Но эти казни были законодательно закреплены. В принятие политических решений Алексей подходил неспешно. Он хорошо обдумывал пути реализации, предпочитал сдержанность в поступках. Отсюда многие оценивают его политическую деятельность отрицательно.

Его считали правителем пассивным, трусливым в труде. Но тем не менее нельзя отвергать тот факт, что человек он был одарённым. Принимал любые подношения, если они были сделаны от всего сердца. Он любил веселье и шутки, но удовольствие всегда должно приносить пользу. Самым тяжелым проступком было пьянство, за него сразу же ссылали в Сибирь.

Так же можно отметить то, что Алексей Михайлович был очень целомудрен. Любил свою жену, после ее кончины через 40 дней начались поиски новой невесты. Ей стала Наталья Нарышкина, она родила Алексею трое детей, среди них . Царь скончался 26 января 1676 г. Он благословил своего сына Федора на царствование, объявил об амнистии, простил казенные долги.

Алексей Михайлович видео